Консультационно методическая поддержка. Консультационно-методическая помощь культурно-досуговым и образовательным учреждениям по развитию социально-культурной деятельности


Библиографический список

1. Дригайло, В. Г. Основы управления библиотекой высшего учебного заведения: науч.-практ. пособие / В. Г. Дригайло, Е. В. Башун. В. Н. Волынец. – М. : Либерея, 2004. – 2004. – 328 с.

2. Суслова, И. М. Диверсификация библиотечного менеджмента: учеб. пособие / И. М. Суслова, В. В. Кармовский. – М.: Изд. МГУКИ, 2002. – 66 с.

3. Суслова, И. М. Менеджер библиотеки: требования к профессии и личности: учеб. пособие для вузов и колледжей культуры и искусств. – М.: Профиздат, 2000. – 144 с.

4. Суслова, И. М. Основы библиотечного менеджмента: учебник. – М.: Либерея, 2000. – 232 с.

5. Управление библиотекой: учебно– практ. пособие / Аверьянов А. С., Ванеев А. Н., Горев В. Г. – СПб.: «Профессия». – 2002. – 457 с.

(Шумакова В. И.)

Научно–методическая деятельность включает два самостоятельные части: методическая работа в коллективе библиотеки и оказание методической помощи библиотекам сети со стороны библиотек –методических центров.

Система методических центров построена по отраслевому и территориальному принципу. Выделяются методические центры федеральные, региональные и муниципальные.

Важнейшим принципом методической деятельности является принцип научности. Он означает, что все методи­ческие решения и рекомендации должны строиться на основе новейших достижений библиотечной теории, быть научно обоснованными и экспериментально проверенными, т. е. должны быть результатом научно-исследовательской деятельности методических центров по поиску и созданию новшеств, направленных на совершенствование работы библиотек, на преодоление противоречий в их деятель­ности.

Принцип активности заключается в том, что методи­ческие центры не должны ограничиваться пассивной помо­щью библиотекам по их запросам, а стремиться активно влиять на их работу через методические рекомендации, информацию о результатах НИР и передовом библиотеч­ном опыте и т.д.

Методическая деятельность должна быть направлена на совершенствование работы библиотек, на внедрение в их практику новых, прогрессивных форм и методов. Цель методического обеспечения заключается в том, чтобы всемерно помогать библиотекарям сделать их работу наиболее разнообразной, помочь каждой библиотеке найти «свое лицо».

Методические центры всю свою деятельность стро­ят с учетом специфики типов и видов библиотек, профес­сий, образования и практического опыта библиотечных работников, тех условий, в которых работает библиотека. Методические центры призваны оказывать помощь библиотекам по всем участкам и направлениям их работы.



Принцип непосредственной связи с библиотеками заключается в том, что методическое обеспечение должно строиться на основе непосредственного изучения работы библиотек, оказания им помощи на месте.

Принцип оператив­ности. Для совершенствования деятельности библиотек крайне важно оперативно выявлять недостатки и просчеты в работе и своевременно оказывать консультационно-методическую помощь, вовремя обеспечивать работу библиотеки методическими рекомендациями, способству­ющими качественному выполнению всех позиций ее плана.

Эффективность методического обеспечения тесно связана с его систематичностью и плановостью. Очевидно, что обе­спечить непрерывное совершенствование работы библиотек можно лишь на основе систематической и планомерной помощи библиотекам, а не путем отдельных, разрозненных методических мероприятий.

Методическое обеспечение функционирования библиотек и библиотечных систем включает несколько взаимосвязанных направлений: аналитическое, консультационно-методичес­кое, инновационное.

Одним из направлений является повы­шение квалификации и переподготовка библиотечных кадров.

В основе методического обеспечения работы библиотек лежит аналитическая деятельность, направленная на анализ состояния и развития как отдельных библиотек, так и биб­лиотечной сети в целом. Она основывается на методическом мониторинге, т. е. слежении за изменениями в деятельности библиотеки или сети библиотек в целях определения уровня их работы и принятия на этой основе методических решений, направленных на ее совершенствование.

На основе аналитической деятельности осуществляется консультационно-методическая помощь, имеющая своей целью оказание консультационной и практической помо­щи библиотекарям. Эта помощь базируется на принципе активности, т. е. осуществляется не только по просьбе биб­лиотекарей, которые в ней нуждаются, но и по инициативе библиотечных менеджеров (руководителей библиотек и методистов).

Важным направлением является инновационная дея­тельность, включающая поиск, разработку и исполь­зование новшеств, способствующих повышению эффек­тивности и качества деятельности библиотек.

В процессе методического обеспечения библиотечной деятельности реализуется ряд функций, которые находятся в тесном взаимодействии, представляя в совокупности систему методического влияния на работу библиотеки или сети библиотек.

Ведущее место в методическом обеспечении принадлежит информационной функции, направленной на своевременную и полную библиографическую и фактографическую инфор­мацию библиотекарей на базе методического мониторинга о достижениях современной библиотечной теории и практи­ки, о всем новом, что появляется в библиотечном деле.

Значение педагогической функции определяется тем, что методические центры призваны осуществлять обуче­ние библиотечных работников. В основе ее лежит повышение квалификации и переподготовка библиоте­карей, содействие их непрерывному образованию. Осущес­твление этой функции предполагает охват всех групп и категорий библиотекарей, дифференцированный подход к повышению их квалификации, последовательность и преемственность в обучении, использование различных форм повышения квалификации, в том числе и самообразования, повышение качественного уровня обучения библиотечных кадров.

Организационная функция предполагает включение в методическое обеспечение не только консультационно-информационной деятельности, но и практической помо­щи библиотекарям в реализации методических рекоменда­ций. Она особенно ярко проявляется в общении библиотечных менеджеров (руководителей библиотечных коллективов и методистов) с библиотекарями. Именно через эту функцию реализуется активное влияние на библиотечную практику, на освоение библиотеками новшеств.

Научно-исследова­тельская функция, так как в последние годы в методической деятельности произошли существенные перемены, связанные с повышением роли научных исследований в развитии библиотечной практики, с изменением соотношения научно-исследовательской и методической работы, что обусловлено тем, что уровень советов и рекомендаций во многом определяется глубоким исследованием как существу­ющей библиотечной практики, так и перспектив ее развития.

ПРОЕКТ

АДМИНИСТРАТИВНЫЙ РЕГЛАМЕНТ

«Оказание методической и консультативной помощи по образовательным вопросам» управлением образования администрации муниципального района МО «Бабаюртовский район»

1. Общие положения.

1.1. Административный по предоставлению муниципальной услуги «Оказание методической и консультативной помощи по образовательным вопросам» разработан управлением образования администрации муниципального района МО «Бабаюртовский район» в целях повышения качества предоставления и доступности муниципальной услуги, создания комфортных условий для потребителей муниципальной услуги.

1.2. В целях настоящего регламента используются следующие понятия:

муниципальная услуга – услуга, оказываемая информационно-методическим центром (ИМЦ) управления образования на безвозмездной основе;

исполнитель муниципальной услуги – районный информационно-методический центр управления образования администрации муниципального района МО «Бабаюртовский район» (далее по тексту – управление образования);

Потребители муниципальной услуги – муниципальные казенные общеобразовательные учреждения, учреждения дошкольного и дополнительного образования , подведомственные управлению образования, заключившие договор с управлением образования о методическом сопровождении;

Информирование о предоставлении муниципальной услуги – процесс действий исполнителя по сообщению потребителям необходимых сведений, информации об услуге;

Предоставление муниципальной услуги – деятельность исполнителя услуги, необходимая для обеспечения выполнения услуги;


Договор – соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.

1.3. Полномочия по предоставлению муниципальной услуги осуществляются в соответствии со следующими нормативно-правовыми актами:

– Гражданским кодексом Российской Федерации;

– Трудовым кодексом Российской Федерации;

– Дагестанским государственным педагогическим университетом.

1.6. Муниципальная услуга по оказанию методической и консультативной помощи по образовательным вопросам включает в себя:

– аналитическую деятельность:

Мониторинг профессиональных и информационных потребностей ра­ботников системы образования;

- информационную деятельность:

Изучение запросов, методическое сопровождение и оказание практиче­ской помощи молодым специалистам, педагогическим и руководящим работ­никам в период подготовки к аттестации, в межаттестационный и межкурсовой период;

Прогнозирование, планирование повышения квалификации педагогиче­ских и руководящих работников образовательных учреждений, оказание им информационно-методической помощи в системе непрерывного образования;

Организация работы районных методических и иных творческих объединений пе­дагогов;

Организация сетевого взаимодействия школ, педагогических работников образовательных учреждений;

Участие в разработке содержания регионального и школьного компо­нента образовательных стандартов, элективных курсов и курсов по выбору для предпрофильной и профильной подготовки слушателей образовательных учреждений;

По мере обращения заявителей;

Поступления заявок;

Плану информационно-методического центра.

2.5.2. Муниципальная услуга предоставляется потребителю в день обращения без предварительной записи.

В случаях, требующих длительного и детального рассмотрения обращения, в действующие сроки исполнения документов.

2.6. Перечень оснований для отказа в предоставлении муниципальной услуги.

Основаниями для отказа в предоставлении муниципальной услуги являются:

Обращение, представленное заявителем для исполнения муниципальной услуги, по форме или содержанию не соответствует требованиям действующего законодательства;

Заявителем представлены не все документы, необходимые для предоставления муниципальной услуги;

В документах, представленных заявителем, выявлена недостоверная или искаженная информация.

2.7. Требования к организации и ведению приема потребителей муниципальной услуги.

Прием потребителей муниципальной услуги работниками районного информационно – методического центра осуществляется:

понедельник – пятница - с 8 ч. 00 мин. до 16 ч. 00 мин.

Перерыв для питания и отдыха работников информационно – методического центра установлен с 12 ч. 00 мин. до 12 ч. 48 мин.

Прием потребителей муниципальной услуги ведется в порядке живой очереди.

2.8. Способ фиксации результата исполнения муниципальной услуги:

Информация на бумажном носителе, направленная заявителю;

Консультация в устной форме при непосредственном обращении заявителя.

2.9. Порядок обжалования действий (бездействий) должностного лица, а также принимаемых им решений при предоставлении муниципальной услуги.

Действия (бездействия) должностного лица информационно – методического центра управления образования, а также принимаемые им решения при предоставлении муниципальной услуги могут быть обжалованы потребителями муниципальной услуги в досудебном порядке и (или) в судебном порядке.

Потребители муниципальной услуги имеют право направить письменное обращение, жалобу (претензию) или обратиться с жалобой лично к начальнику управления образования.

При обращении (жалобе) заявителей в письменной форме срок рассмотрения не должен превышать 30 дней с момента регистрации такого обращения.

В исключительных случаях (в том числе при принятии решения о проведении внутренней проверки), начальник управления образования вправе продлить срок рассмотрения обращения не более чем на 10 дней, уведомив заявителя о продлении срока его рассмотрения.

Заявитель в своем письменном обращении (жалобе) в обязательном порядке указывает свою фамилию, имя, отчество (полное наименование для юридического лица), почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ, уведомление о переадресации обращения, излагает суть предложения, заявления или жалобы, ставит личную подпись и дату.

По результатам такого рассмотрения обращения (жалобы) начальником управления образования принимается решение об удовлетворении требований заявителя либо об отказе в их удовлетворении.

Письменный ответ, содержащий результаты рассмотрения обращения (жалобы), направляется заявителю.

Если в письменном обращении не указана фамилия заявителя, направившего обращение (жалобу) и почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ, то ответ в таком случае не даётся.

Порядок судебного обжалования действий (бездействий) должностного информационно – методического центра, а также принимаемые им решения при предоставлении муниципальной услуги определяется законодательством Российской Федерации.

III . Порядок и формы контроля за исполнением муниципальной услуги

Контроль соблюдения последовательности действий, определенных административными процедурами по исполнению муниципальной услуги, осуществляется должностными лицами информационно – методического центра, ответственными за организацию работы по исполнению муниципальной услуги начальником управления образования.

Контроль осуществляется путем проведения должностным лицом, ответственным за организацию работы, проверок соблюдения и исполнения сотрудниками информационно – методического центра положений настоящего регламента, иных нормативных правовых актов Российской Федерации и Республики Дагестан.

По результатам проведенных проверок в случае выявления нарушений осуществляется привлечение виновных лиц к ответственности в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и Республики Дагестан.

Ответственность за оказание методической и консультативной помощи по образовательным вопросам несет начальник управления образования в соответствии с действующим законодательством.

Персональная ответственность сотрудников информационно – методического центра, участвующих в предоставлении муниципальной услуги, закрепляется в их



Оглавление

Введение.

Глава 1. Методическое консультирование: виды, формы, методы.

§1.1. Формы консультационно-методической помощи.

§ 1.2. Структура, требования и последовательность операций консультации.

§ 1.3. Перспективные формы методической помощи.

Заключение.

Список использованной литературы.

Введение

Тема курсовой работы «Методическое консультирование, как функция методической службы». Методическая работа библиотек включает две самостоятельные составные части. Одна из них представляет собой методическую работу в коллективе библиотеки или ЦБС. Другая направлена на оказание методической помощи библиотекам сети со стороны библиотеки – методического центра.
Методическая работа в коллективе библиотеки и методическая помощь сети библиотек преследуют одну и ту же цель – методическое обеспечение деятельности библиотек.
Методическое обеспечение функционирования библиотеки и библиотечных систем включает несколько взаимосвязанных направлений: аналитическое, консультационно-методическое, инновационное. В основе методического обеспечения работы библиотек лежит аналитическая деятельность, а на основе аналитической деятельности осуществляется консультационно-методическая помощь, имеющая своей целью оказание консультационной и практической помощи библиотекарям. Эта помощь базируется на принципе активности, то есть осуществляется не только по просьбе библиотекарей, которые в ней нуждаются, но и по инициативе библиотечных менеджеров (руководителей библиотек и методистов).
Профессия методиста относится к числу наиболее сложных библиотечных специализаций. Методическая работа требует глубокого знания истории и современного состояния библиотечного дела, владения методами научного исследования и научно- методической работы. Методическая деятельность – работа творческая, основанная на постоянном поиске новых путей повышения эффективности и качества работы библиотеки. Методист должен обладать организаторскими и педагогическими способностями и знаниями. Методист должен быть умным помощником библиотекарей, а не контролером-инструктором.
В данной курсовой работе в первом разделе теоретическая часть рассматривается вопрос консультационной – методической помощи со стороны методистов. Рассматриваются формы и методы консультаций, этапы подготовки.

Глава 1 . Методическое консультирование: виды, формы, методы.

§1.1 Формы консультационно-методической помощи.

Содержание методической деятельности составляют сведения
о достижениях науки, новшествах о передовом библиотечном опыте,
составленные на их основе рекомендации по методике, технологии
и организации работы библиотек.
Традиционными направлениями методической деятельности считаются:
- оперативная помощь библиотекарям по всем вопросам их деятельности;
- повышение квалификации библиотечных кадров;
- изучение, пропаганда и внедрение передового библиотечного опыта и новшеств.
В каждом из этих направлений в разные периоды выдвигаются конкретные задачи. Однако все направления объединены общей целью - помогать библиотекарям совершенствовать свою работу. При этом изучение и пропаганда передового опыта и новшеств является основой методической работы, образуя базу для совершенствования СПК библиотечных кадров. Обмен передовым опытом, его практическое обсуждение и изучение организуется во всех формах повышения квалификации. Анализ и информация об опыте библиотекарей - передовиков повышает качество методических рекомендаций и советов, способствует их лучшему использованию практикам.
В повседневной оперативной деятельности методисты большое внимание уделяют начинающим библиотекарям, обучая их методам массовой и индивидуальной работы, организации фондов, информационной деятельности. Важной и постоянной задачей методистов является привитие библиотекарям навыков и желания анализировать свою деятельность как основы выявления её эффективности.
Все направления методической деятельности реализуются в процессе проведения конкретных методических мероприятий, которые принято называть формами работы. В учебной литературе вся система форм подразделяется на устные, письменные и наглядные, а также на очные и заочные. В свою очередь среди очных форм принято выделять индивидуальные, групповые и формы практического показа. Целесообразно представить классификацию очных форм методической работы несколько иначе, а именно, положив в её основу характер контактов методистов и библиотекарей, и обозначить в связи с этим профессиональные качества методистов, способствующие достижению лучших результатов при проведения методических мероприятий. Так могут быть выделены:
Формы, основанные на контактах методиста с одним библиотекарем : посещение библиотеки, индивидуальная консультация в ОМО (ЦБ), индивидуальные стажировка и практика, совместное выполнение с библиотекарем практической работы. Положительные результаты применения этих форм достигаются при глубоком анализе методистом работы библиотекаря, конкретных рекомендациях по её улучшению, и практической помощи, учете индивидуальных личностных и профессиональных особенностей работника, установления с
ним доверительных отношений, проявления заинтересованности в
улучшении результатов его труда и т.д.

Формы, основанные на контактах методиста с группой библиотекарей - это практикумы, совещания, семинары, научно-практические конференции, круглые столы и т.д. На эффективность этих форм влияют немало факторов организационного и содержательного плана: актуальность тематики, оптимальность программы, наполненность ее активными методами обучения, время проведения и т.п. Поэтому важнейшее значение имеет осуществление методистом дифференцированного подхода к подбору участников мероприятий. При этом рекомендуется принимать во внимание не только образование и стаж работы, но и функциональные обязанности, опыт по рассматриваемой проблематике, интерес к ней будущих участников.
Такой подход требует от методистов глубокого знания положения дел на местах и профессиональных особенностей своих коллег, приглашенных на методическое мероприятие, четкой организации занятий, проявления профессиональной квалификации по методике их проведения, по созданию атмосферы заинтересованности и активности в усвоении предложенной информации; в определении форм и методов будущей работы с обучавшимися в целях активизации применения ими полученных знаний и умений.
Формы, основанные на контактах библиотекарей друг, с другом, организуемые методистами . К ним относятся: посещения лучших библиотек, взаимопосещения библиотекарей, ШПО, Дни открытых дверей в библиотеках, экскурсии библиотеки, Дни специалиста. Цель этих форм - помочь библиотекарям не только услышать о передовом опыте, но увидеть его, изучить практически. Положительные результаты использования этих форм также связываются с дифференцированным и более того индивидуальным подбором участников мероприятий. Здесь важны как заинтересованность и способность обучающихся перенять опыт, так и умение библиотекарей - передовиков раскрывать детали, тонкости, своей работы, желание заниматься передачей своего опыта. Потому и значительна роль методиста, организующего вышеназванные мероприятия, прогнозирующие его результаты, помогающего как библиотекарям - передовикам оптимально раскрыть свой опыт, так и обучающимся библиотекарем “применить” его на свои условия работы, увидеть возможности его лучшего использования.
Система методической деятельности имеет свою цель. Она состоит во всемерном способствовании, обеспечении совершенствования библиотечного дела. Главной задачей методических центров является разработка оптимальной методики и технологии библиотечной работы и организация её использования библиотекарями. Конкретные задачи, способствующие достижению общей цели и главной задаче методической деятельности, решаются и в работе с передовым библиотечным опытом и в организации СПК библиотекарей, и в процессе оказания им повседневной консультативной и практической помощи. Ориентировка методистов - практиков на главные цели и задачи методической работы помогает избежать формализма, ненужных действий, бумажных дел, организаторской суеты, ее дающих выхода в реальную библиотечную практику, способствует повышению ее квалификации.

Как уже говорилась ранее по форме проведения консультации могут быть устными (при посещении методистом библиотеки или библиотекарем методического центра, а также по телефону) и письменными - в форме различных видов методических пособий для библиотек. Своеобразной формой консультирования является практический показ, то есть практическое применение конкретных новшеств и т. п.
Консультации могут быть индивидуальными и групповыми. При проведении последних важно сформировать группу библиотекарей с примерно одинаковым уровнем образования и опыта работы. Групповые консультации могут быть как самостоятельной формой методического обеспечения библиотечной деятельности, так и входить составной частью в программы курсов, семинаров библиотечных работников.
Консультации проводятся как по инициативе самих библиотекарей, по их просьбе, так и по инициативе методического центра, в чем и проявляется принцип активности в методическом обеспечении библиотечной деятельности.
Основным путем такого активного консультационно-методического влияния является подготовка, издание и распространение методических рекомендаций. В систему методических изданий для библиотек входят разнообразные по характеру и целевому назначению материалы.
Система методических изданий должна охватывать все стороны деятельности библиотек и призвана методически обеспечивать все направления их работы.
Можно выделить следующие требования к методическим пособиям для библиотек:
методические пособия должны отражать достижения теории и практики библиотечного дела, как в нашей стране, так и за рубежом;
они должны быть построены на основе изучения опыта работы библиотек, отражать инновационную библиотечную практику
методические материалы должны быть четкими и конкретными раскрывать систему и методику работы;
методические пособия должны будить творческую мысль библиотекарей, учить их анализировать и оценивать свою работу.

Методические пособия и практические руководства имеют своей целью дать библиотекарям советы по различным участкам библиотечной деятельности подробно изложить методику и организацию работы по этому направлению Они ориентированы чаще всего, на библиотекарей, имеющих специальное библиотечное образование и служат руководством для повышения квалификации и переподготовки

Методические письма - это консультации по конкретным вопросам библиотечной работы, которые недостаточно освещены в специальной литературе и являются новыми или малоизвестными библиотекарям

Методические разработки - это материалы в ПОМОЩЬ подготовке и проведению конкретных работ в библиотеке (организация выставок, проведение массовых мероприятий), имеющие целью облегчить труд библиотекаря по самостоятельной разработке методических материалов и обеспечить их более высокое качество. Чтобы избежать излишней регламентации работы библиотекаря, «рецептурн ОСТИ » предлагаемой методики, методические разработки давать не готовые схемы и тексты, а методические советы в помощь их самостоятельной разработке.

Инструктивно-методические материалы имеют своей целью дать библиотекарям консультацию по применению на практике тех или иных регламентирующих документов (стандартов, инструкций, норм, правил и т. д.).
Основные требования к методическому консультированию заключаются в том, чтобы методические рекомендации содержали ответ не только на вопрос «что делать», но и на вопрос «как это сделать», то есть содержали подробное изложение методики и организации работы по теме консультации.
В методических консультациях каждое предложение совет, рекомендация должны быть методически обоснованы, показывать, почему данный способ, прием, форма работы наиболее целесообразны и приемлемы в данных условиях. Нельзя допускать разработки рекомендаций, не имеющих научно-методического обоснования, экспериментально не проверенных, оторванных от реальной практики, умозрительных и абстрактных.
Методические консультации должны строиться дифференцированно, в зависимости от типов и видов библиотек (например, не давать одни и те же рекомендации библиотекарям детских и школьных библиотек, исходя из того, что они обслуживают читателей одного возраста), уровня образования и практического опыта библиотекарей, с учетом местных условий и особенностей. Так, если начинающим библиотекарям необходимо дать конкретные указания, что и как делать, то основное содержание методических рекомендаций для более подготовленных сотрудников библиотеки должен составлять показ новшеств, применяемых в библиотеках.
Методические консультации должны не только давать те или иные советы, но и отсылать к соответствующей литературе, стимулируя тем самым профессиональное самообразование библиотекарей.
В совокупности все виды методических консультаций составляют ту систему методического обеспечения, опираясь на которую библиотеки могут определять направления и конкретные позиции своего плана работы, обеспечивать его выполнение. Поэтому отсутствие или устарелость методических пособий в значительной мере затрудняет методическое обеспечение деятельности библиотек.
В последние годы появилось стремление отказаться от активной методической помощи библиотекам и перевести ее на договорную основу и заказ библиотеками консультационно-методических услуг и продажу этих услуг библиотекам. Представители этой позиции убеждены, что при такой организации к методической помощи будут обращаться те библиотекари, которым эта помощь необходима и которые поэтому будут готовы оплатить консультации и советы методистов. Однако при реализации такого подхода от методической помощи будет отрезан большой массив библиотек, не имеющих возможности оплатить консультационно-методические услуги методического центра.
Библиотеки - методические центры не в праве переводить бесплатные методические услуги в платные. Платная консультационно-методическая помощь допустима лишь при издании методических пособий, требующих от библиотеки - методического центра дополнительных затрат, а также при оказании методической помощи библиотекам других ведомств, не имеющим своих методических служб, на договорной основе.

§ 1.2 Структура, требования и последовательность операций консультации.

Методическая консультация – форма методической помощи библиотекарю, по какому - либо вопросу библиотечной работы. Ключевое слово «как»
Обязательное правило – компетентность.
Консультирование – особый вид методической работы, требующий максимально конкретного знания предмета консультации.
Борис Николаеви Бачалдин –
библиотековед, кандидат педагогических наук, заслуженный работник культуры:
«Когда я работал главным редактором журнала «Библиотекарь», то, открывая и закрывая почти каждое совещание, говорил своим коллегам: «Редактируя очередной материал, предназначенный для библиотекарей, вычеркивайте такие слова, как “должны”, “необходимо”, “обязаны”». Помните, что библиотекари нам ничего не должны. Это мы обязаны публиковать такие статьи, обзоры литературы, планы выставок, консультации, которые бы обучали библиотекарей, помогали им работать. Наши консультации должны помогать специалистам достигать конкретных результатов, раскрывая технологию, отвечая на вопрос, как осваивать новые методы, формы, приемы труда.
Весь процесс консультирования направлен на то, чтобы дать практикам ясный и компетентный совет квалифицированного специалиста, показать ему, как усвоить конкретный предмет, конкретную идею. Подсказать оптимальное методическое и технологическое решение конкретной проблемы.
И кому, как не специалистам главных библиотечных центров страны – РГБ, РНБ, ГНПБ им. К.Д.Ушинского, РГБД и др., разрабатывать и целенаправленно распространять консультации по всему кругу новых и сложных проблем информационно-библиотечного бытия.
Консультация, составленная на высоком профессиональном уровне, дающая внятные ответы на самые злободневные вопросы практики, всегда найдет путь к библиотекарю, получит широкое распространение в профессиональной среде. Это делает ее важнейшим и популярным средством реальной оперативной помощи библиотекарям».

ВИДЫ КОНСУЛЬТАЦИЙ

В зависимости от назначения, формы подачи, конкретного адресата консультации традиционно подразделяются на индивидуальные, групповые, коллективные. А по формам общения с аудиторией – на устные, письменные, опубликованные.
Самые трудоемкие, – это, пожалуй, индивидуальные, поскольку готовятся по специализированному запросу. А самые эффективные – опубликованные, поскольку с ними может познакомиться множество специалистов (например, подписчиков журнала «Библиотека»).
Устную консультацию – индивидуальную, групповую или коллективную – разумно проводить на рабочем месте библиотекаря: в методическом кабинете, у полок открытого доступа, каталогов и картотек в зале, где сосредоточен справочный аппарат. Тогда рекомендацию можно подкрепить показом, выполнением определенных операций, демонстрацией необходимых изданий.
Индивидуальная письменная консультация является, как правило, ответом на конкретный вопрос библиотекаря. Поэтому консультант имеет возможность сформулировать ответ достаточно лаконично и в то же время конструктивно, аргументировано. При подготовке ответа он вправе воспользоваться помощью других специалистов, и это углубит содержание консультации.
Групповые консультации обычно удовлетворяют профессиональные запросы по определенной, общей для всех, важной теме, например: ГОСТы, социальная защита библиотекарей, ведение учетной документации. Групповые консультации могут быть напечатаны для рассылки в библиотеки.

ТРЕБОВАНИЯ

Вот основные требования, которые предъявляются к консультационной работе:
1. Актуальность тематики. Разумеется, ее не стоит предвидеть на годы вперед. Жизнь есть жизнь. Каждый ее день выдвигает новые задачи. Вот на них и следует в первую очередь ориентироваться в консультировании. К сожалению, и методические центры, и публикации в библиотечной печати демонстрируют в этом случае непростительную неповоротливость. Давно является актуальной и совершенно нерешенной проблема платных услуг. Однако библиотеки до сих пор не получили консультаций, как сделать платные услуги рациональными и выгодными для читателей и библиотеки. По теме отсутствуют добротные консультации, нет нормативной базы.
2. Адекватность содержания консультации ее теме. Увы, многообещающие названия консультаций далеко не всегда полностью соответствуют их содержанию.
3. Практическая направленность. Советы должны быть выполнимыми, реальными. Ведь главная задача консультации – помочь библиотекарю на деле, подсказать ему, как выполнить работу.
4. Ориентация. Тема консультации, ее содержание, манера подачи подготовленного консультантом материала должны быть рассчитаны на заданную аудиторию, на конкретного библиотекаря.
5. Доказательность позиции должна основываться на высоком теоретическом уровне, методической и технологической оснащенности изложения темы. Мысли консультанта необходимо подтверждать фактами, примерами, цифрами, графиками.
6. Лаконичность стиля автора консультации – одна из важнейших ее достоинств.
7. Ответственность библиотечных центров и профессиональной печати за тщательность подготовки и систематичность распространения консультаций по библиотекам должна быть очень высокой. Нет сомнений, что строгое соблюдение перечисленных здесь основных требований, предъявляемых к консультациям, позволит повысить их эффективность.

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ОПЕРАЦИЙ

Попытаемся порассуждать о том, как сделать кропотливый труд по составлению консультаций более рациональным, какова последовательность операций.
Главное – безошибочно выбрать или уточнить темы консультаций, адекватные ключевым запросам библиотек, и одновременно найти высококвалифицированных разработчиков каждой темы.
В обязанности разработчиков входят:
– подбор материалов по теме (литература, документы, факты, графические и статистические данные, яркие примеры);
– анализ автором консультации всего собранного материала, отбор из него самого ценного и доказательного;
– составление плана консультации;
– подготовка текста и тезисов для устной консультации;
– выступление в аудитории, либо размножение текста консультации для рассылки по школьным библиотекам или публикации.

СТРУКТУРА КОНСУЛЬТАЦИИ

В структуре любой консультации легко просматриваются четыре взаимосвязанные части.
Методическая, раскрывающая идеи, содержание, сущность проблематики избранной консультации.
Организационно-методическая. Принципиально это важнейшая часть любой библиотечной консультации. Ее назначение – исчерпывающе подробно описать всю механику работы и детально показать, каким образом выполнить советы консультанта по данной теме. Какие формы, методы, технологические, организационно-управленческие решения избрать школьному библиотекарю, чтобы добиться максимального эффекта, получить весомый конечный результат.
В этой же части целесообразно рекомендовать библиотекарям формы организации информационного и графического обеспечения консультации: выставки по теме, обзоры, индивидуальные беседы, плакаты и т.п.
И еще. Если консультант хочет, чтобы его советы, рекомендации достигли цели, а опыт пригодился библиотекарям, ему следует избегать категоричности утверждений. Его консультация должна подталкивать к многовариантности решений.
В одной консультации трудно исчерпать тему полностью. У слушателей или читателей всегда возникают потребности в дополнительных сведениях. Целесообразно поэтому всегда помнить и о третьей части консультации – библиографической (кратком списке рекомендуемых источников по теме).
И наконец, четвертая, завершающая часть консультации – ответы на вопросы аудитории.
Если консультант сумел провести встречу на высоком профессиональном уровне, публикация заинтересовала читателей, у аудитории всегда найдутся вопросы. Отклики аудитории – это четкий показатель, насколько консультация принята, усвоена или отвергнута. При отрицательной реакции, возможно, консультант не учел квалификацию аудитории, недостаточно осветил наиболее интересные для библиотекарей аспекты.
Желание библиотекарей что-то уточнить, конкретизировать свидетельствуют о неравнодушии к теме консультации.
Подводя итог, можно сказать, что консультации – это гибкая, оперативная и доступная форма методической работы, позволяющая в сочетании с другими формами повышать эффективность и качество сотрудничества методистов и библиотекарей.

§ 1.3 Перспективные формы методической помощи.

Во все времена научно- организационный отдел - это то место, куда обращаются коллеги за поддержкой и рекомендациями. Главное - помочь каждой библиотеке и ее библиотекарям найти свое место в едином библиотечном пространстве, вооружить профессиональными знаниями, защитить, научить, проконсультировать. Такая форма научно-методического труда как консультирование, считается дополнительным средством к другой, имеющей характер основной формы методической (семинар, конференция, командировка и т.д.) службы. Однако при кажущейся второстепенности консультации играют большую роль в популяризации инноваций, укреплении профессиональных знаний, приобретении навыков, передового опыта. В настоящее время консультирование, в частности дистанционное как разновидность, выходит на первый план в тех случаях, когда необходимо оказать оперативную и квалифицированную помощь из центра. По мере углубления и усложнения функций библиотек, обновления и обогащения опыта информационного обслуживания формируется широкая проблематика
консультационной работы. Она видоизменяется, подчиняясь задачам своего
времени. Сегодня методистам приходится решать множество правовых проблем, разъяснять, как выиграть грант, найти дополнительные источники
финансирования, где осуществить льготное комплектование, как организовать маркетинговую службу в библиотеке и т.д.

Дистанционное консультирование
В зависимости от назначения, формы подачи, конкретного адресата консультации подразделяются на индивидуальные, групповые, коллективные, а также устные, письменные. Подобная классификация условна, признаки одной разновидности могут сливаться с признаками другой. Так дистанционное консультирование может быть индивидуальным и групповым. При подготовке ответа методист вправе пользоваться (и должен) обстоятельной помощью специалистов всех структурных подразделений библиотеки, использовать необходимые источники поиска информации, что несомненно улучшит качество консультации. В то же время в основе дистанционного консультирования лежит оперативность предоставления информации и возможность осуществления сиюминутной обратной связи. Система обратной связи - это процесс обмена информацией. Как только потоки информации приостанавливаются, возникает нескоординированная деятельность методиста и обращающегося за помощью библиотекаря. Поэтому необходимо своевременно создать стройную систему регулирования обмена информацией. При решении этой задачи следует учитывать не только формальные, но и неформальные коммуникационные отношения. Если возникает необходимость в групповом консультировании - информировании однородной группы специалистов, то, используя технические средства связи (электронную почту, факс, Интернет и т.д.), дистанционное консультирование можно осуществить в считанные минуты. В научный обиход уже вошли такие термины как «методическое управление», «управление нововведениями», «управленческое консультирование». Дистанционное консультирование должно занять свое законное место, как в теории, так и в практике библиотечного дела.
Однако при любых информационных технологиях для методистов на первом месте все-таки остается личное общение. Конференции, семинары, встречи, устные консультации остаются в арсенале наиболее эффективных способов человеческого общения, несмотря на наличие телефона, телефакса и прочих технических средств связи. Информационное общество не может заменить традиционные формы человеческих коммуникаций. Но возможности дистанционного консультирования - реальный способ сиюминутного необходимого общения и помощи библиотекарю, ученому, находящемуся за тысячи километров от ЦНСХБ.
Вопрос состоит в том, каким образом библиотечная сеть может приспособиться к неизбежным инновациям. Информацию в электронной форме невозможно использовать без соответствующих технических средств, которыми необходимо оснащать библиотеки наряду с решением сугубо библиотечных задач.
Существуют и психологические преграды (незнакомое, непривычное часто вызывает негативную реакцию), а также более очевидные: недостаточное владение иностранным языком, неумение работать на компьютере и т.д. Таким образом, к дистанционному консультированию необходимо подготовиться. Многие ученые считают, что главная из предстоящих перемен - резкое повышение требований к уровню знаний методиста и, следовательно, необходимо обратить особое внимание на его обучение и повышение квалификации. Важно, чтобы профессиональные знания библиотечного работника покоились на культурном фундаменте: методист должен не просто реагировать на возникающие в обществе культурные потребности, но и предупреждать их.
и т.д.................

Лекция 3.
Тема:
КОНСУЛЬТАЦИОННОМЕТОДИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ
БИБЛИОТЕКАМ
1

Вопросы лекции:

1. Консультационно-методическая помощь как

общая характеристика
2. Система методических изданий как элемент
научно-методического обеспечения
деятельности библиотек.
2

Вопрос 1.

Консультационно-методическая помощь как
форма методической помощи библиотекам:
общая характеристика
3

Консультирование
библиотекарей является одной из
традиционных форм методической помощи.
4

Консультационно-методическая помощь осуществляется:

– как внутри библиотек через консультации
опытных библиотечных специалистов менее
сведущим коллегам;
+
5

Консультационно-методическая помощь осуществляется (продолжение):

– так и для библиотекарей сети библиотек,
методическую помощь которым оказывает
библиотека-методический центр.
В последнем случае в оказании консультационной
помощи участвуют НЕ ТОЛЬКО методисты,
НО и квалифицированные специалисты других
структурных подразделений центральной
библиотеки.
6

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К МЕТОДИЧЕСКОМУ КОНСУЛЬТИРОВАНИЮ

– (1) Актуальность тематики,
так как самим уже фактом консультирования
методический центр акцентирует внимание
библиотекарей на данной теме.
Тематика консультаций должна быть тесно
связана с типичными недостатками, которые
присущи библиотекам, с тем, чтобы дать
рекомендации по их устранению.
+
7

Актуальность тематики консультации (продолжение)

Методические консультации должны
освещать:
новые, перспективные проблемы библиотечной
работы,
результаты научных исследований,
передовую библиотечную практику.
8

– (2) Консультации должны проводиться
дифференцированно
в зависимости
от типов и видов библиотек,
уровня образования и практического
опыта библиотечных работников,
с учетом местных условий и особенностей.
+
9

Дифференцированность консультационной помощи

Если начинающим работникам в ряде случаев
необходимо дать совершенно конкретные
указания о том, что делать и как делать,
то основное содержание методических
рекомендаций для более подготовленных
работников должен составлять показ
достижений лучших библиотек и
результатов научных исследований.
10

Основные требования к методическому консультированию (продолжение):

– (3) необходимо, чтобы методические
консультации, прежде всего, отвечали на
вопрос "КАК ЭТО СДЕЛАТЬ" и не столько
отвечали на вопрос "что делать".
Т.Е. содержали подробное изложение методики и
организации работы по теме консультации.
+
11

Основные требования к методическому консультированию (продолжение) «КАК ЭТО СДЕЛАТЬ»:

Даже начинающим работникам,
если мы хотим развить у них умение работать
не по шаблону, а творчески, целесообразно
давать не готовые схемы выставок и
плакатов, тексты обзоров, сценарии и
"монтажи" массовых мероприятий и т.п.,
а методические советы в помощь их
САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ разработке.
12

Основные требования к методическому консультированию (продолжение):

– (4) Методическая обоснованность.
В методических консультациях каждое
предложение, совет, рекомендация:
должны быть методически обоснованы;
показывать, почему данные способы, приемы,
формы работы наиболее целесообразны и
приемлемы в данных условиях.
+
13

Методическая обоснованность.

Нельзя допускать разработки рекомендаций,
не имеющих научно-методического обоснования,
экспериментально не проверенных,
оторванных от реальной практики,
умозрительных и абстрактных.
14

Основные требования к методическому консультированию (продолжение):

– (5) Консультации должны основываться на
глубоком изучении и обобщении
библиотечной практики.
Недопустимо рекомендовать новшества,
эффективность которых не проверена на
практике,
что еще имеет место в практике методического
обеспечения библиотечной деятельности.
15

Основные требования к методическому консультированию (продолжение):

– (6) Конкретность методических консультаций.
Они НЕ должны повторять общих положений,
достаточно широко освещенных в учебной и
методической литературе.
16

Основные требования к методическому консультированию (продолжение):

– (7) Методические пособия (как одна из
разновидностей проведения консультаций),
должны быть хорошо оснащены
библиографией.
Они должны давать не только те или иные
советы, НО и отсылать к соответствующей
литературе, стимулируя тем самым
профессиональное самообразование
библиотекарей.
17

Формы проведения консультаций

По форме проведения
КОНСУЛЬТАЦИИ могут быть
– устными (при посещении методистом
библиотеки или библиотекарем методического
центра, а также консультирование по телефону);
– письменными -- в форме различных видов
методических изданий для библиотек.
18

Формы проведения консультаций (продолжение):

Своеобразной формой консультирования
является практический показ,
т.е. практическое обучение библиотекарей тем
или иным методам и приемам работы,
применению конкретных новшеств.
19

КОНСУЛЬТАЦИИ могут быть:
индивидуальными;
групповыми.
При проведении групповых консультаций важно
сформировать группу библиотекарей с
примерно одинаковым уровнем образования и
опыта работы.
20

Групповые консультации могут быть:
как самостоятельной формой методического
обеспечения библиотечной деятельности,
так и входить составной частью в программы
курсов и семинаров библиотечных работников.
21

Консультации проводятся
как по инициативе самих библиотекарей, по их
просьбе,
так и по инициативе методического центра,
в чем и проявляется принцип активности в
методическом обеспечении библиотечной
деятельности.
22

Основным путем
активного
консультационно-методического влияния
является
подготовка, издание и распространение
методических изданий.
23

Вопрос 2.

Система методических изданий
как
элемент научно-методического обеспечения
деятельности библиотек
24

Система методических изданий
должна охватывать все стороны деятельности
библиотек
и
призвана методически обеспечивать все
направления их работы.
25

Основные требования к методическим изданиям

Можно выделить следующие основные
требования к методическим изданиям для
библиотек:
– (1) методические издания должны отражать
достижения теории и практики библиотечного
дела как в нашей стране, так и за рубежом;
26

– (2) они должны быть построены на основе
изучения опыта работы библиотек, отражать
передовую библиотечную практику;
27

Основные требования к методическим изданиям (продолжение):

– (3) методические материалы должны быть
четкими и конкретными, раскрывать систему и
методику работы;
– (4) методические издания должны будить
творческую мысль библиотекарей, учить их
анализировать и оценивать свою работу.
28

В систему методических изданий
входят
разнообразные по характеру, по целевому
назначению материалы,
составляемые
библиотеками-методическими центрами.
29

Основные группы методических изданий

Среди многочисленных видов методических
изданий выделяется несколько групп:
1. Методические пособия.
2. .
3. Учебно-методические пособия.
+
30

Основные группы методических изданий (продолжение)

4. Информационные пособия.
5. .
6. Библиографические пособия в помощь
библиотекарю.
7. Методические издания комплексного
характера.
31

1-ая группа МЕТОДИЧЕСКИХ ИЗДАНИЙ

1) МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОСОБИЯ
32

Методические пособия

Цель -- подробно изложить советы по
организации и методике работы в библиотеках
определенного типа или вида по различным
направлениям и участкам их деятельности.
33

Виды методических пособий

Среди методических пособий можно выделить
следующие виды:
1) Практические пособия (руководства);
2) Методические письма;
3) Методические разработки.
34

Виды методических пособий

1. Практические пособия (руководства) -представляют собой комплексное изложение
методики и организации работы по
определенным направлениям библиотечной
деятельности.
Пособия могут быть общего характера,
посвященные деятельности библиотек
определенного типа и вида, и
тематическими, отражающими отдельный
раздел работы библиотеки.
+
35

Виды методических пособий 1. Практические пособия (продолжение)

Практические пособия ориентированы, как
правило, на имеющих специальное
библиотечное образование и служат
руководством для повышения квалификации и
переподготовки.
НО могут издаваться практические пособия и в
помощь начинающим библиотекарям.
36

2. Методические письма – это консультации по
конкретным вопросам библиотечной работы,
которые
недостаточно освещены в специальной
литературе,
являются новыми или малоизвестными
библиотечным работникам.
37

Тематика методических писем определяется
кругом наиболее типичных вопросов, с
которыми обращаются в методический
центр библиотекари,
типичными затруднениями и
ошибками в работе библиотек, которые
выявлены при анализе их работы.
38

Виды методических пособий 2. Методические письма (продолжение)

Методическое письмо включает:
краткую характеристику темы,
практические советы по выполнению
конкретной работы в библиотеке.
Во всех случаях обязательно указывается
имеющаяся литература по данному вопросу,
даются советы, как ее использовать.
39

Виды методических пособий 2. Методические письма (продолжение)

Методические письма составляются теми
методическими центрами, которые
разработали и экспериментально проверили
на практике тот или иной метод работы или
более эффективную форму ее организации.
40

Виды методических пособий 2. Методические письма (продолжение)

Методические письма могут
выпускаться в виде самостоятельных
изданий,
а также
входить в состав сборников комплексного
содержания.
41

Виды методических пособий (продолжение)

3. Методические разработки – это материалы в
помощь подготовке и проведению конкретных
работ в библиотеке
(организация выставок, оформление плакатов и
стендов, проведение массовых мероприятий и
т.п.).
Имеют своей целью облегчить труд библиотекаря по
самостоятельной разработке методических
материалов и обеспечить их более высокое
качество.
42

Методические разработки могут издаваться
как самостоятельным изданием,
так и включаться в сборники комплексного
содержания.
43

Виды методических пособий 3. Методические разработки (продолжение)

Методическим разработкам, по сравнению с
другими видами методических изданий, в
наибольшей степени присущи
новизна,
оперативность,
конкретность.
44

Виды методических пособий 3. Методические разработки (продолжение)

Ориентированные преимущественно на оказание
помощи библиотекам в рекомендации
литературы по актуальным темам, в работе с
новыми книгами,
методические разработки
оперативно ориентируют библиотекарей в
том круге проблем и тем, которые являются
актуальными.
45

Виды методических пособий 3. Методические разработки (продолжение)

Вместе с тем именно в методических разработках
наиболее ярко проявляется еще бытующая кое-где
практика, когда методисты стремятся
регламентировать каждый шаг работы
библиотекарей.
Такая "рецептурная" методика приводит к шаблону в
работе библиотек, не стимулирует развития
инициативы и творчества библиотечных работников,
вырабатывает у них вредную привычку проводить ту
или иную работу только при наличии
соответствующих разработок методического
центра, превращает библиотекарей в бездумных
исполнителей готовых методических "рецептов".
46

2-ая группа МЕТОДИЧЕСКИХ ИЗДАНИЙ

2) ИНСТРУКТИВНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ
ПОСОБИЯ
47

Инструктивно-методические пособия

Определяют наиболее целесообразный порядок
выполнения тех или иных библиотечных
процессов и операций,
регламентируют различные участки и стороны
деятельности библиотек.
48

Виды инструктивно-методических пособий

Инструктивно-методические пособия
издаются в следующих видах:
1) Регламентирующая документация;
2) Инструктивно-методические материалы;
3) Методические рекомендации.
49

1. Регламентирующая документация
(уставы, положения, инструкции, стандарты,
нормы, правила и т.д.)
– определяет границы, рамки деятельности
библиотек и их структурных подразделений,
строго однозначный порядок выполнения тех
или иных процессов и операций, учета работы
и т.п.
50

Виды инструктивно-методических пособий 1. Регламентирующая документация (продолжение)

Наличие регламентирующей документации
позволяет обеспечить
единство действий всей сети библиотек,
направленных на решение общих задач,
51

Виды инструктивно-методических пособий (продолжение)

Применение регламентирующей документации
связано с разработкой
инструктивно-методических материалов
52

Виды инструктивно-методических пособий (продолжение)

2. Инструктивно-методические материалы
призванных помочь внедрению
регламентирующих документов в практику.
Например, …
+
53

Виды инструктивно-методических пособий 2.Инструктивно-методические материалы

Например,
Утверждение "Межотраслевых норм времени на
работы, выполняемые в библиотеках"
сопровождалось методическими рекомендациями
по их внедрению и использованию.
Утверждение ГОСТа "Библиографическое описание
документа: общие требования и правила
составления" сопровождалось разработкой
Межведомственной каталогизационной комиссией
правил составления библиографического
описания.
54

Виды инструктивно-методических пособий 3. Методические рекомендации

3. Методические рекомендации являются
важной формой методического обеспечения
деятельности библиотек.
Они основываются на результатах научных
исследований и изучении передового
библиотечного опыта, и определяют наиболее
целесообразный порядок выполнения
конкретных библиотечных работ.
55

В отличие от регламентирующих и
инструктивных документов,
методические рекомендации
НЕ являются директивными,
безусловно обязательными для всех библиотек.
56

Виды инструктивно-методических пособий 3. Методические рекомендации (продолж.)

Они составляются методическими центрами
на основе экспериментальной проверки
новшества на практике.
ИЛИ
Они могут быть результатом широкого
обсуждения тех или иных вопросов
библиотечной работы
(например, рекомендации научно-практической
конференции).
57

Виды инструктивно-методических пособий 3. Методические рекомендации (продолж.)

К СОЖАЛЕНИЮ,
рекомендации по внедрению новшеств в
библиотечную практику зачастую показывают
лишь пути решения той или иной проблемы,
НО не содержат в себе технологии внедрения,
т.е. обоснованного и полного изложения
порядка и последовательности применения
на практике этих рекомендаций.
58

Виды инструктивно-методических пособий 3. Методические рекомендации (продолж.)

В методической практике прочно утвердилось
представление,
что изложение новшеств должно быть обязательно
представлено в описательной форме,
хотя во многих случаях значительно
более полезными (!!!) являются четкие и
конкретные рекомендации по внедрению
этого новшества.
59

3-я группа МЕТОДИЧЕСКИХ ИЗДАНИЙ

3) УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОСОБИЯ
60

Учебно-методические пособия

Учебно-методические пособия представляют
собой разнообразные материалы в помощь
организации и проведению занятий
в системе повышения квалификации и
переподготовки библиотечных кадров.
61

Разновидности учебно-методических пособий

1. Учебные планы и программы курсов,
семинаров, практикумов, школ передового
опыта, университетов библиотечного работника
и т.п.
2. Учебно-методические материалы в помощь
проведению занятий по повышению
квалификации – представляют собой
разработки отдельных занятий, содержат
советы по их содержанию и методике
проведения.
62

4-ая группа МЕТОДИЧЕСКИХ ИЗДАНИЙ

4) ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПОСОБИЯ
63

Информационные пособия

Информационные пособия
имеют целью информировать
библиотекарей
о деятельности библиотек
и
новейших достижениях библиотечной
теории, методики и практики.
64

Виды информационных пособий

Методические центры издают разнообразные
виды информационных пособий:
1. Информационные листки.
2. Информационные бюллетени.
3. Тезисы докладов и сообщений.
4. Сводные планы научно-методической
работы.
65

Виды информационных пособий 1. Информационные листки

Информационные листки


работы.
Часто они издаются сериями и



66

Информационные листки
часто издаются сериями
и
имеют последовательную нумерацию.
Информационные листки издаются
в виде листовок или плакатов.
67

Виды информационных пособий 1. Информационные листки (продолжение)

Они получили широкое распространение в
методической практике, но используются
библиотекарями недостаточно.
ПРИЧИНА такого положения заключается в
низком качестве информационных листков:
некритический отбор материалов и
фактов из библиотечной практики,
сообщение о явлениях, в которых нет
новизны и т.п.
68

Виды информационных пособий 2. Информационные бюллетени

Информационные бюллетени так же как и
информационные листки:
сообщают о новом в библиотечном деле,
информируют о состоянии библиотечной
работы.
69

Информационные бюллетени издаются
как многотемные
(например, "Новое в библиотечном деле");
так и тематические.
В них объединяются
краткие информационные сообщения
о работе библиотек.
70

Виды информационных пособий 2. Информационные бюллетени (продолжение)

Выпуск информационных бюллетеней
может иметь
определенную периодичность
(например, ежеквартально)
и
последовательную нумерацию выпусков.
71

Виды информационных пособий. 3. Тезисы докладов и сообщений

3. Тезисы докладов и сообщений
научно-практических конференций,
семинаров,
совещаний и т.п.
Издаются методическими центрами,
организующими эти мероприятия, в целях
информирования библиотечных работников о
содержании выступлений.
72

Виды информационных пособий. 4. Сводные планы научно-методической работы

4. Сводные планы научно-методической
работы (перспективные и годовые)
составляются чаще всего как
межведомственные и преследуют цель
координации и кооперирования деятельности
методических центров.
Они рассылаются в нижестоящие методические
центры для информирования их о совместных
методических мероприятиях.
73

5-ая группа МЕТОДИЧЕСКИХ ИЗДАНИЙ

5) ОПИСАНИЯ БИБЛИОТЕЧНЫХ
НОВШЕСТВ
74

Описания библиотечных новшеств

Описания библиотечных новшеств
представляют собой обобщение нового в
библиотечной практике, сделанное на основе ее
глубокого изучения.
Цель описания заключается в том, чтобы
обобщить то новое, что появляется в
библиотечной практике и показать пути его
применения в библиотеках.
75

Виды описания библиотечных новшеств

Издание описаний новшеств осуществляется
методическими центрами в следующих видах:
1. Брошюры об опыте работы.
2. Сборники об опыте работы.
76

Виды описания библиотечных новшеств 1. Брошюры об опыте работы

Брошюры об опыте работы библиотек
освещают обычно практику одной, реже
нескольких библиотек.
Брошюры могут отражать опыт библиотеки:
по всем направлениям ее деятельности
или
по конкретному вопросу.
77

Виды описания библиотечных новшеств 2. Сборники об опыте работы

2. Сборники об опыте работы освещают, как
правило, передовой опыт нескольких
библиотек.
Сборники могут быть
как разнотемного содержания,
так и тематическими.
Сборники могут издаваться как
продолжающиеся издания типа
"Из опыта работы библиотек области".
78

6-ая группа МЕТОДИЧЕСКИХ ИЗДАНИЙ

6) БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ПОСОБИЯ
В ПОМОЩЬ БИБЛИОТЕКАРЮ
79

Библиографические пособия в помощь библиотекарю

Библиографические пособия в помощь
библиотекарю имеют своей целью помочь
библиотечным работникам в изучении
специальной библиотековедческой литературы.
80

Методическими центрами издаются для
библиотек:
1. Информационные и рекомендательные
указатели литературы по
библиотековедению и смежным наукам.
2. Обзоры методических изданий.
3. Рецензии на методические издания.
81

Разновидности библиографических пособий в помощь библиотекарю

1. Информационные и рекомендательные
указатели литературы по
библиотековедению и смежным наукам
имеют своей целью
или информировать библиотекарей о новой
литературе по специальности,
или рекомендовать им лучшую литературу по
конкретным вопросам библиотечной теории,
методики и практики.
82

Разновидности библиографических пособий в помощь библиотекарю

2. Обзоры методических изданий
имеют своей целью
информировать библиотекарей о новых
методических изданиях по специальности;
дать им критическую оценку.
Обзоры составляются методическими службами,
как правило, по изданиям нижестоящих
методических центров.
83

Разновидности библиографических пособий в помощь библиотекарю

3. Рецензии на методические издания имеют
своей задачей критически разобрать и оценить
конкретное издание методического центра.
Рецензию подготавливает вышестоящий
методический центр
и направляет в библиотеку,
подготовившую рецензируемое издание.
+
84

Разновидности библиографических пособий … 3. Рецензии на методические издания (прод.)

Если рецензия на конкретное издание может
представлять интерес и для других
методических служб,
то она издается и распространяется по сети
библиотек.
85

7-ая группа МЕТОДИЧЕСКИХ ИЗДАНИЙ

ИЗДАНИЯ
КОМПЛЕКСНОГО ХАРАКТЕРА
86

Издания комплексного характера Разновидности

1. Методико-библиографические пособия.
2. Библиотечные сборники (бюллетени).
87

Издания комплексного характера 1. Методико-библиографические пособия

1. Методико-библиографические пособия
представляют собой сочетание:
методических советов и рекомендаций,
разработок по практической реализации
данных советов и рекомендаций,
библиографических списков литературы.
+
88

Издания комплексного характера 1. Методико-библиографические пособия (пр.)

Методико-библиографические пособия
призваны показывать библиотекарю
какие задачи решает рассматриваемая
тема,
какую следует использовать литературу,
какие методические приемы в работе с
этой литературой лучше всего
использовать.
89

Издания комплексного характера 2. Библиотечные сборники (бюллетени)

2. Библиотечные сборники (бюллетени)
включают разнообразные материалы:
методические консультации,
разработки,
инструктивные и информационные
материалы,
описания библиотечных новшеств и т.п.
90

Издания комплексного характера 2. Библиотечные сборники (продолжение)

Библиотечные сборники, как правило,
продолжающиеся издания.
Иногда они имеют строгую периодичность
выпуска.
По своему характеру эти издания методических
центров приближаются к библиотечным
журналам.
91

В ЦЕЛОМ …

отсутствие или устарелость тех или иных
методических изданий в значительной мере
затрудняет методическое обеспечение
деятельности библиотеки
(или сети библиотек).
92

Проблема методического обеспечения
деятельности библиотек тесно связана также
с качеством методических пособий.
К сожалению, в практике методической работы
вообще и при разработке методических
пособий в частности зачастую грубо
нарушается одно из важнейших,
основополагающих требований – не давать
библиотекам никаких рекомендаций без
предварительной экспериментальной
проверки их в библиотеках.
93

ИТОГ

В совокупности,
ВСЕ ВИДЫ МЕТОДИЧЕСКИХ
КОНСУЛЬТАЦИЙ
составляют ту систему методического
обеспечения,
опираясь на которую библиотеки
определяют направления и конкретные
позиции своего плана работы,
обеспечивают их выполнение.