Что такое индивидуализация. Дифференциация и индивидуализация обучения


ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ

- англ. individualization; нем. Individuali - sierung. 1. Процесс выделения человека как относительно самостоятельного субъекта в ходе исторического развития обществ, отношений. 2. Процесс и результат совмещения соц. требований, ожиданий, норм, ценностей со спецификой потребностей, свойств и стилей деятельности индивидов. 3. Процесс дифференциации общих для данной соц. группы (класса, соц. слоя) жизненных условий и замены их все более специфическими. 4. Разрыв групповых связей и появление самостоятельных индивидов, не имеющих тесных и продолжительных связей с другими.

Antinazi. Энциклопедия социологии , 2009

Синонимы :

Смотреть что такое "ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ" в других словарях:

    Обособление, выделение одного лица из ряда других. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ Обособление. Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с… … Словарь иностранных слов русского языка

    индивидуализация - и, ж. individualisation f. Развитие особенностей, выделяющих личность из окружающей ее массы. Павленков 1911. Обособление по индивидуальным признакам. Но в мужчинах нет уже и одной десятой той обособленности, той индивидуализации. которую мы… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ, индивидуализации, мн. нет, жен. (книжн.). Действие по гл. индивидуализировать и индивидуализироваться. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

    ИНДИВИДУАЛИЗИРОВАТЬ, рую, руешь; анный; сов. и несов., кого что. Сделать (делать) индивидуальным (в 1 знач.); установить (навливать) что н. применительно к отдельному случаю, лицу. И. занятия с учащимися. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н … Толковый словарь Ожегова

    Сущ., кол во синонимов: 2 индивидуализирование (2) обособление (20) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

    Оборотная сторона социализации, социально культурный процесс накопления личностью особенного, уникального опыта, рост ее масштаба, творческого потенциала, универсальности, самостоятельности свободы и ответственности. Мерой индивидуализации… … Энциклопедия культурологии

    Индивидуализация - Термин обозначает нашу потребность отличаться от других людей в определенном отношении, чтобы не быть или не чувствовать себя в точности похожими на них. Несмотря на стремление в чемто походить на других, болышшство людей лелеет свое чувство… … Большая психологическая энциклопедия

    индивидуализация - individualizacija statusas T sritis Kūno kultūra ir sportas apibrėžtis Ko nors išskyrimas pagal skiriamuosius bruožus; atsižvelgimas į kiekvieno vieneto savybes tiriant kurių nors reiškinių visumą, pvz., fizinių krūvių individualizaciją. kilmė… … Sporto terminų žodynas

    индивидуализация - 05.02.39 индивидуализация [ singulation]: Процесс идентификации отдельной радиочастотной метки устройством считывания/опроса в рабочей области с множеством радиочастотных меток. Источник … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

    Выделение индивидуальных особенностей из первоначального безразличия. См. Индивидуальность … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Книги

  • Индивидуализация уголовного наказания , Велиев С.А. , Настоящая книга представляет собой научный анализ индивидуализации наказания; авторами выявляются пробелы в действующем уголовном законодательстве и предлагается научно-практическая… Категория: Уголовное право Серия: Издатель: URSS ,
  • Индивидуализация образования детей дошкольного возраста. Пособие для педагогов ДОО. ФГОС , Михайлова-Свирская Лидия Васильевна , В книге идет речь о таком важном аспекте дошкольного образования, как индивидуализация. Автор подробно рассматривает факторы, обусловливающие индивидуальное развитие ребенка, вопросы… Категория: Учебники для ВУЗов Серия: Вдохновение Издатель: Просвещение , Производитель:

(англ. individualization; нем. Individualisierung)

1. Выделение личности или особи по её индивидуальным свойствам; принятие во внимание особенностей каждого индивидуума.

2. Процесс выделения человека как относительно самостоятельного субъекта в ходе исторического развития общественных отношений.

3. Процесс дифференциации общих для данной социальной группы (класса, социального слоя) жизненных условий и замены их все более специфическими.

4. Процесс и результат совмещения индивидуальных требований, ценностно-нормативных предписаний, ожиданий определенных действий, проявления личностных и деловых качеств, необходимых для эффективного выполнения общественной роли, со спецификой потребностей, свойств и стиля деятельности индивидов, т.е. персонифицированной формой реализации социальных функций.

5. Процесс и результат совмещения социальных требований, ожиданий, норм, ценностей со спецификой потребностей, свойств и стилей деятельности индивидов.

6. Процесс осознания человеком своей индивидуальности.

7. Процесс превращения человека в индивидуальность, в индивидуума, отличного от других и обладающего социально неповторимыми чертами: знаниями, умениями и навыками, психологией поведения.

8. Процесс развертывания духовного богатства человека - от индивида к индивидуальности и затем к личности.

9. Процесс становления личности путем селекции информации, получаемой индивидом из окружающей среды, и производства новых духовных ценностей, значимых для общества.

10. Разрыв групповых связей и появление самостоятельных индивидов, не имеющих тесных и продолжительных связей с другими индивидами.

11. Растущее обособление индивида от первоначальных связей.

Пояснения:

Индивидуализация оказывается возможной благодаря пластичности (гибкости) индивидов, способности выполнять однотипные действия с учетом специфики ситуации и свойств самого индивида, представляет момент творчества.
Ценные для общества или социальных групп и коллективов индивидуализированные способы, методы, формы деятельности могут осваиваться другими, превращаясь в эталонные, что свидетельствует о процессе возникновения инноваций.

Различия между индивидами в каждом обществе кажутся значительными, но в любом обществе существует определенный предел индивидуализации, за который нормальный индивид выйти не может.

Наиболее распространенным результатом процесса Индивидуализации является чувство одиночества и отчуждения.

Осознав свое положение, человек стремится изжить чувства одиночества и беспомощности, отказаться от собственной индивидуальности, т.е. снова раствориться в окружающем мире (в принадлежности к социальной общности он обретает уверенность и жизненную ориентацию). При этом он вынужден либо подчиняться обществу, либо противопоставить ему свою активность.

В докапиталистическом обществе люди не имели понятия о том, Это было одно из тех слов, которые находились под запретом цензуры и религии, все люди подчинялись системе, и мнение какой-то отдельной личности никогда не учитывалось. Выражать свои мысли каждый из людей смог лишь с приходом эпохи Возрождения, когда именно человек стал центром мировоззрения. Тогда люди поняли, что индивидуализм - это путь к самосовершенствованию, возможность существовать независимо, в полной гармонии с самим собой. Сегодня данная философская позиция более чем распространена во всем мире, потому к ее изучению мы приступаем прямо сейчас.

Что этот термин означает?

В «сухом» понимании индивидуализм - это некая форма мировоззрения, которая подчеркивает свободу индивида от общества и от системы, которая дает возможность вывести на первый план личные интересы, и заниматься осуществлением непосредственно своих, а не общественных желаний. Чтобы было понятней, что это собой представляет, рассмотрим основные признаки индивидуализма:

На чем держится это мировоззрение?

Теперь обратим внимание на то, что из себя представляет главный принцип индивидуализма, без которого это философское течение не могло бы существовать. Итак, индивидуализм основывается на том, что каждый человек может, и более того - должен, жить в полном соответствии со своими желаниями - физическими и ментальными. Каждое его действие должно основываться на его мечте, потребности, страсти и так далее. Это касается как досуга, так и работы. Иными словами, индивидуалист всегда выберет себе профессию, которая будет приносить ему только удовольствие и доход, а не раздражение, он будет с максимальной пользой и отдачей проводить свободное время, все его начинания будут носить несколько эгоистичный характер. Однако есть еще одно очень важное правило - все это не должно мешать проявлению индивидуализма у других, рядом находящихся людей.

Идеалы и идолы

На протяжении истории человечества формировались различные ценности индивидуализма, которые прогрессировали и видоизменялись, однако дошли до наших дней. Можно сказать, что по сравнению с обществом 19 столетия, ныне данная система мировоззрения куда более распространена с социальной точки зрения - у людей больше свобод и прав. На основе чего наше общество стало таким, почему мы достигли этой точки развития? Для этого достаточно взглянуть в ретроспективу и обратить внимание на знаменитых предков. В античном мире индивидуалистом был мифический Ахилл из Илиады. Несмотря на то что воевал он за державу, он имел на все свое собственное суждение и действовал так, как считал нужным. В эпоху Средних веков индивидуалистов именовали бунтарями и считали главной опасностью общества - достаточно вспомнить Жанну Д’Арк. Начиная с эпохи Возрождения мы видим, что индивидуализм - это в основном литература. Даниэль Дефо, Джек Лондон, Достоевский, все и многие другие. Главной ценностью в жизни вышеупомянутых персон была возможность самостоятельно принимать решения и делать свою жизнь отличной от других.

Культурный аспект

Весьма важную роль сама по себе играет культура индивидуализма, которая, собственно, и поддерживает на плаву это мировоззрение. Благодаря тому что с веками наше общество становится похожим не на стадо, управляемое одним пастухом, оно совершенствуется.

Это проявляется как в быту (улучшение жилищных условий, изобретения в области техники), так и в традициях (к примеру, современный человек не будет поднят на смех потому, что не отпраздновал или его входную дверь не обмажут дегтем, если он изменил своей жене). Развитие культуры индивидуализма дает возможность «пробиваться» многим художникам и писателям. Наше культурное общество начинает складываться из полноценных мыслящих индивидов, которые могут найти компромисс друг с другом, не оставляя своих личных принципов.

В сравнении с противоположным термином

Для контраста попробуем сравнить коллективизм и индивидуализм и определить, почему каким-то людям свойственно одно, а другим - другое. Коллективизм - это склонность личности функционировать и мыслить в большом обществе. Как правило, в таких случаях люди зависят друг от друга или же от главы такой группы. Самый первый коллектив, в который попадает человек - это семья. Если она большая (много детей, или бабушки, дедушки, тети, дяди), то ребенок растет именно с коллективным мировоззрением. В будущем для него важно мнение окружающих, он стремится устроиться на работу в компанию с большим штатом сотрудников, ищет много друзей. Если же ребенок в семье один, в нем развивается индивидуалистическое мировоззрение, о котором мы говорили выше.

Методологический индивидуализм

Данным термином именуется теоретическая позиция. Предполагается, что для адекватной социологической оценки того или иного явления или объекта необходимо обращаться к индивиду, то есть к человеку. Тут имеется в виду именно человеческий фактор, непостоянность и нестандартность. Иными словами, если в былые века над заключенными вершили суд исходя из писаных законов, порой очень жестоких, без прав на амнистию, то сегодня любое преступление рассматривают сквозь различные призмы, находя при этом разумный и гуманный компромисс. Принцип методологического индивидуализма заключается в том, что обращение к некому «гуманному разуму» (не суть важно, живой это человек, у которого просят совета, или же некое божество) может осуществляться как простым гражданином мира, так и представителем государственной власти. Каждый из них должен искать наиболее разумное решение любого вопроса, взвешивая при этом все обстоятельства.

1) Индивидуализация - - англ. individualization; нем. Individuali- sierung. 1. Процесс выделения человека как относительно самостоятельного субъекта в ходе исторического развития обществ, отношений. 2. Процесс и результат совмещения соц. требований, ожиданий, норм, ценностей со спецификой потребностей, свойств и стилей деятельности индивидов. 3. Процесс дифференциации общих для данной соц. группы (класса, соц. слоя) жизненных условий и замены их все более специфическими. 4. Разрыв групповых связей и появление самостоятельных индивидов, не имеющих тесных и продолжительных связей с другими.

2) Индивидуализация - - процесс становления личности путем селекции информации, получаемой индивидом из окружающей среды, и производства новых духовных ценностей, значимых для общества.

3) Индивидуализация - - процесс и рез т совмещения индивидуальных требований, ценностно-нормативных предписаний, ожиданий определенных действий, проявления личностных и деловых качеств, необходимых для эффективного выполнения обществ. роли, со спецификой потребностей, свойств и стиля деятельности индивидов, т. е. персонифицированной формой реализации соц. функций. И. оказывается возможной благодаря пластичности (гибкости) индивидов, способности выполнять однотипные действия с учетом специфики ситуации и свойств самого индивида, представляет момент творчества. Ценные для об-ва или соц. групп и коллективов индивидуализированные способы, методы, формы деятельности могут осваиваться другими, превращаясь в эталонные, что свидетельствует о процессе возникновения инноваций. Лит.: Абульханова-Славская К.А. Соотношение индивидуального и общественного как методологический принцип психологии личности//Теоретические проблемы психологии личности. М., 1974; Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л., 1969; Резвицкий Н.И. Философские основы теории индивидуальности. Л., 1973. В.А. Ядов.

Индивидуализация

Англ. individualization; нем. Individuali- sierung. 1. Процесс выделения человека как относительно самостоятельного субъекта в ходе исторического развития обществ, отношений. 2. Процесс и результат совмещения соц. требований, ожиданий, норм, ценностей со спецификой потребностей, свойств и стилей деятельности индивидов. 3. Процесс дифференциации общих для данной соц. группы (класса, соц. слоя) жизненных условий и замены их все более специфическими. 4. Разрыв групповых связей и появление самостоятельных индивидов, не имеющих тесных и продолжительных связей с другими.

Процесс становления личности путем селекции информации, получаемой индивидом из окружающей среды, и производства новых духовных ценностей, значимых для общества.

Процесс и рез т совмещения индивидуальных требований, ценностно-нормативных предписаний, ожиданий определенных действий, проявления личностных и деловых качеств, необходимых для эффективного выполнения обществ. роли, со спецификой потребностей, свойств и стиля деятельности индивидов, т. е. персонифицированной формой реализации соц. функций. И. оказывается возможной благодаря пластичности (гибкости) индивидов, способности выполнять однотипные действия с учетом специфики ситуации и свойств самого индивида, представляет момент творчества. Ценные для об-ва или соц. групп и коллективов индивидуализированные способы, методы, формы деятельности могут осваиваться другими, превращаясь в эталонные, что свидетельствует о процессе возникновения инноваций. Лит.: Абульханова-Славская К.А. Соотношение индивидуального и общественного как методологический принцип психологии личности//Теоретические проблемы психологии личности. М., 1974; Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л., 1969; Резвицкий Н.И. Философские основы теории индивидуальности. Л., 1973. В.А. Ядов.

Возможно Вам будет интересно узнать лексическое, прямое или переносное значение этих слов:

- (от лат. institutum учреждение, установление) англ. ...
Индексация - англ. indexation; нем. Indexierung. Механизм соц.экон. политики, ...
Индексикальность - англ. гпdexicality; нем. Indexikalitat. В этнометодологии...

Попробуем разобраться в том, что такое индивидуализация. Классическая система воспитания и образования, используемая в Советском Союзе, не предполагала выявления и развития творческих способностей каждого ребенка.

В настоящее время в отечественной педагогике происходят существенные изменения. Для того чтобы идти в ногу со временем, в школьной и дошкольной практике используются современные, инновационные методики, которые в полной мере отвечают потребностям современного поколения.

Сущность методических приемов

Индивидуализация обучения имеет следующие особенности:

  • позволяет учитывать умственные возможности школьников;
  • подбирать для каждого ребенка;
  • ускорять процесс информирования подрастающего поколения.

Специфика подхода

Индивидуализация предполагает учет личностных характеристик детей во всех методах и формах обучения. Дифференциация - это вариант организации учебного и воспитательного процесса с обязательным учетом возможностей и интересов школьников.

Дифференциация и индивидуализация деятельности - это взаимосвязанные между собой методы. При их грамотном применении можно раскрывать сильные стороны школьников, развивать в них уникальные личностные качества.

Педагог получает возможность следить за динамикой своих подопечных, понимать их приоритеты, оказывать сопровождение на разных этапах обучающего процесса.

Суть индивидуализации

Процесс подразумевает создание комплектов заданий разного объема и уровня сложности. Индивидуализация обучения связана с разработкой организационно-учебных мероприятий в разных учебных классах с обязательным учетом индивидуальных способностей и возможностей каждого ученика.

Основной целью такого вида подхода является раскрытие индивидуальных способностей и особенностей детей, содействие формированию в подрастающем поколении самостоятельности и ответственности.

Индивидуализация образования предусматривает:

  • конкретную поддержку школьников в осознании индивидуальных приоритетов, потребностей, целей обучения;
  • создание условий для раскрытия природных задатков;
  • осуществление помощи и поддержки для самореализации школьников.

Суть подобного подхода заключается в корректировке процесса развития ребенка с учетом условий жизни, специфических параметров его личности.

Специфика дифференцированного обучения

Индивидуализация образования предполагает выбор определенной развивающей траектории для каждого школьника. В задачу педагога входит помощь и сопровождение ребенка, подбор теоретического и практического материала с учетом его индивидуальных и возрастных особенностей.

Дифференциация образовательного и воспитательного процесса обуславливает создание возможностей для полноценного развития личности, способной к социализации в современных условиях.

Среди отличительных параметров дифференцированного обучения отметим подразделение на две группы:

  • внешнюю дифференциацию, направленную на создание профильных классов, гимназий, коррекционных образовательных учреждений;
  • внутренний вариант, направленный на работу внутри классного коллектива.

Этапы внутренней дифференциации

Рассуждая над тем, что такое индивидуализация и дифференциация, отметим, что для внутренней формы выделяют несколько основных этапов:

  • сначала проводится первичная диагностика, направленная на выявление индивидуальных особенностей школьников;
  • по результатам анкетирования учеников делят на группы: по скорости усвоения материала, концентрации внимания;
  • подбираются определенные задания для каждой группы.

Преимущества и недостатки анализируемого подхода

Рассуждая над тем, что такое индивидуализация, выделим положительные и отрицательные параметры индивидуального подхода в образовательном процессе.

К основным преимуществам можно отнести:

  • отход от усреднения школьников в процессе приобретения ими теоретических знаний и практических навыков;
  • возможность осуществлять корректировку при отставании детей по каким-то показателям;
  • выделение сильных сторон ребенка, развитие познавательного интереса у детей;
  • увеличение доли самостоятельности.

Продолжим разговор о том, что такое индивидуализация. Отметим, что нельзя оставить без должного внимания и основные недостатки этого педагогического подхода:

  • усиление неравенства между детьми;
  • негативные психологические результаты самовосприятия тех школьников, которые попали в слабые группы;
  • невозможность в конкуренции между отстающими детьми и лидерами;
  • несовершенство диагностического процесса, приводящее к попаданию в группы «слабых» детей, которые не смогли продемонстрировать свои скрытые способности и таланты.

Дифференциация обучения осуществляется благодаря изменению содержания, регулировке длительности выполнения некоторых заданий, подбору специальных средств методической поддержки школьников с учетом уровня их подготовленности, обученности.

Индивидуализация лица возможна в тех случаях, когда у педагога есть четкое представление о цели, задачах урока, его месте в образовательной программе.

Педагог должен владеть информацией о тех затруднениях, которые могут появиться у учащихся в процессе усвоения нового материала, в ходе выполнения дифференцированных заданий.

В своей работе педагог должен использовать дифференцированное обучение в системе, а не эпизодически.

Осуществляется подобное обучение с помощью индивидуальных и групповых заданий. Подобный подход оправдан в следующих ситуациях:

  • если содержание упражнения одинаково для класса, но сильным ребятам на его выполнение дают меньшее количество времени;
  • общее задание предлагается всей группе, но слабым ученикам педагог предлагает дополнительный вспомогательный материал, существенно облегающий им работу. Например, ребята получают опорные схемы, таблицы, образцы ответа, алгоритмы;
  • на одном этапе занятия применяются задачи разного содержания и уровня сложности, предназначенные для слабых, средних, сильных школьников.

Дифференциация и индивидуализация - это методы воспитания и обучения, которые в полной мере соответствуют федеральным стандартам второго поколения.

Заключение

Индивидуализация права на получение качественного бесплатного образования - основная задача школ, лицеев, гимназий. Для выполнения социальной задачи государственные образовательные учреждения выбирают инновационные методики, современные педагогические приемы.

Индивидуализация и дифференциация образовательного и воспитательного процесса в полной мере соответствует требованиям ФГОС второго поколения.