Дубль шлюп. Можно ли найти «Якуцк»? Самая надежная шлюпка в мире


Да, можно. К такому выводу пришел автор публикуемой ниже статьи, проанализировав копии шканечных журналов дубель-шлюпки «Якуцк» — одного из судов Второй Камчатской (Великой Северной) экспедиции. Кто возьмется за поиски и подъем судна, памятника Петровской эпохи?

В последние годы часто появляются сообщения о находках кораблей, затонувших сотни, а иногда и тысячи лет назад. В основном такие находки делаются в акваториях теплых морей. Между тем и в наших водах, в частности, в полярных, немало затонувших судов, причем некоторые из них оставили заметный след в истории географических открытий и кораблестроения. К числу таких судов относится дубель-шлюпка «Якуцк», входившая в состав одного из отрядов экспедиции капитан-командора Витуса Беринга. Экспедиция была организована «для подлинного известия, есть ли соединение Камчатской земли с Америкою, також имеется ли проход Северным морем». Последнюю задачу предстояло решить, посылая из сибирских рек - Оби, Енисея и Лены - построенные на этих реках «регулярные» морские суда и составляя карты неизвестных берегов.

Огромный обоз экспедиции с парусами, канатами, якорями, пушками и другими корабельными припасами, сопровождаемый морскими офицерами, корабельными мастерами, матросами Балтийского флота, прибыл в Якутск 24 мая 1734 года. И начали строить суда - по стандартным чертежам Адмиралтейства под руководством корабельного мастера Федора Федотовича Козлова. Описание бота и дубель-шлюпки сохранилось в рапорте Беринга Адмиралтейству: «...заложены при Якуцке летом 1734 году 1 бот и 1 дубель-шлюпка, длиною в 70, шириною в 18, глубиною в 6,5 футов. А лес в строение употреблен лиственнишной, а кокоры еловые, да балки сосновые. А строением окончены и спущены на воду

23 майя 1735 году, которые при спуске имянованы бот Иркуцк, а дубель-шлюпка Якуцк и определены на них командиры на бот лейтенант Лассиниус и на дубель-шлюпку от флота лейтенант Василей Прончищев».

Анализируя сохранившиеся в архивах копии шканечных журналов «Якуцка», я пришел к выводу, что это было настоящее морское судно. Две мачты несли паруса: грот, фок, стаксель, кливер и топсель. В безветрие судно двигалось на веслах - по 12 с каждого борта. Управление румпельное с крыши кормовой каюты. В носу и на корме стояло по два трехфунтовых фальконета (Фальконет - артиллерийское орудие XVI-XVIII веков. Калибр орудий в то время определялся весом чугунного ядра в так Называемых артиллерийских фунтах (1 фунт равен 480 граммам).). Судну придавалось два ялбота, из которых малый поднимали на палубу, а большой - шестивесельный - буксировали за кормой. Экипаж «Якуцка» состоял из трех офицеров (лейтенант В. В. Прончищев, штурман С. В. Челюскин, геодезист Н. Чекин), пяти унтер-офицеров и 9 матросов. Все эти 1? человек, составляющие костяк команды, прибыли из Петербурга, а в качестве гребцов на дубель-шлюпку было Передано 28 солдат Тобольского и Якутского гарнизонов.

30 июня 1735 года дубель-шлюпка «Якуцк», напутствуемая Берингом, «пошла в путь свой, распустя паруса...».

И было долгое плавание по Лене от «города Якуцка до Северного океана», и трудная зимовка в устье реки Оленек, и снова плавание, в результате которого экспедиция составила карту восточного побережья открытого ею полуострова Таймыр и дошла до широты 77°55" (впервые русский флаг развевался в столь высоких широтах). Потом смерть четы Прончищевых и два года ожидания на рейде в Якутске, пока решался вопрос о назначении нового командира дубель-шлюпки.

В июне 1739 года дубель-шлюпка снова направилась вниз по Лене под руководством Харитона Лаптева. Повторяя съемку своего предшественника, Лаптев вел дубель-шлюпку тем же курсом вдоль восточного берега Таймыра, чаще определяя астрономические пункты и давая названия открытым ранее островам и мысам. Так появились острова Преображения, Петра, Андрея, Фаддея, Самуила; эти названия сохранились и поныне. В этот раз дубель-шлюпке удалось дойти лишь до мыса Фаддея, на котором моряки соорудили под руководством Челюскина каменный маяк-гурий, остатки которого заметны на местности и теперь.

В июле 1740 года Лаптев снова повел «Якуцк» в обход Таймыра. Пришлось почти месяц ждать в устье Хатанги, неподалеку от которого они зимовали, пока взломаются льды залива. За это время построили маяк из бревен на мысе Корга и загрузили трюм дополнительным балластом: «...с берега возили пятьдесят мешков с мелким камнем, для того что дубель-шлюпка в грузу мелка». Принятый балласт весил около пяти тонн.

В начале августа наконец лед взломало, появились большие пространства чистой воды. «Якуцк» двинулся вслед за льдом на север, заходя в устья речек, если лед прижимал к берегу. До 13 августа дубель-шлюпка быстро продвигалась вдоль берега, делая по 30-40 миль в сутки; уже был пройден «крутой высокий яр западного берегу» - нынешний мыс Цветкова, как можно судить из анализа пройденного дубель-шлюпкой пути по судовому журналу.

13 августа 1740 года отошли миль на 12 в открытое море, где льда казалось поменьше, и, лавируя при западном ветре, продвинулись до параллели нынешней бухты Прончищевой. Но тут - «в повороте нанесло на нас великую льдину носячую и понесло ветром со льдом к NO и несучи потерло форштевень и набивные на носу доски». Далее в журнале счисления уже не велось, лишь записывались румбы, по которым дрейфовало дубель-шлюпку во льду, и фиксировались повреждения. К вечеру «...надломило форштевень, всю дубель-шлюпку помяло, учинилося великая течь... поставя три помпы, стали выливать. А из интрюма, дрова и провиант выбрав, засыпали щели мукою и конопатили, токма воды не убывало».

В ночь на 14 августа «весь форштевень от киля до ватерштока выломало и выбросило на лед... нос погрузился, а корму приподняло. Подвели под нос грот и штаксель, засыпали меж ними и бортами мукою и грунтом, но токмо течь не уняли». Весь следующий день команда «Якуцка» боролась за его спасение, надеясь закрепить на носу пластырь и откачать воду. Увидев невдалеке «стоячий лед», то есть береговой припай, тянувшийся до самого берега, подтянули к нему, расталкивая льдины, дубель-шлюпку, как к причалу. Люди ныряли в трюм, заполненный водой, доставали оттуда продовольствие, выбрасывали на лед ценное имущество. К вечеру «налилась дубель-шлюпка по самую палубу водою... в 9 часов по полудни прибылою водою и ветром NW тронуло лед и понесло дубель-шлюпку со льдом на OSO куда течение воды...». Наступил решительный момент. В полночь на 15 августа в журнале сделана на судне последняя запись: «Командующий с ундер-офицерами зделав консилиум, что дубель-шлюпку спасти никак невозможно и дабы спасти хотя людей, того ради сошли на помянутый стоячий лед». Незадолго до этого в журнале указана глубина места- 12 сажен. А о судне больше никаких записей нет, что надо считать доказательством его гибели в ближайшие часы после того, как дубель-шлюпку оставила команда.

«Якуцк» затонул из-за утраты плавучести. Элементарные расчеты показывают, что при заполнении водой корпуса дубель-шлюпки по верхнюю палубу и при наличии в ней около десяти тонн балласта (принятый перед последним плаванием груз камней был только дополнением к основному балласту) создали отрицательную плавучесть, вынудившую судно погрузиться. Причем погружение произошло скорее всего в горизонтальном положении, и судно село на ровный киль, чему могли способствовать и обводы днища.

Теперь немного расчетов. Обычно в литературе указывается место затопления «Якуцка» в точке с координатами 75°26" по широте. Однако эта широта, взятая из журнала «Якуцка», была вычислена спустя несколько дней после его гибели и относилась к месту лагеря потерпевших кораблекрушение. Указанная широта совпадает на современной карте с точкой на 5 миль южнее бухты Прончищевой. В то же время, как явствует из анализа записей Лаптева в журнале, моряки после гибели «Якуцка» вышли по льду на берег севернее бухты Прончищевой на 5-7 километров. Теперь точно установлено, что из-за несовершенства методов вычисления на судах Камчатской экспедиции широты в полярных районах определялись с занижениями на 10-15 минут. Так получилось и в данном случае с широтой 75°26". В действительности широта лагеря потерпевших кораблекрушение - две юрты, построенные на берегу нынешней лагуны Медвежьей,- составляет 75°35". Целый месяц жили здесь моряки «Якуцка», ожидая, пока замерзнет бухта Прончищевой, чтобы отправиться к югу.

Место гибели дубель-шлюпки достаточно точно можно определить по пеленгу и расстоянию до берега, к которому направились Лаптев и его товарищи по льду, когда покинули гибнувшее судно. В журнале 15 августа 1740 года записано: «...пошли на берег, который виден от нас на WSW близ 15 миль». Судя по тому, что лагерь на берегу был оборудован на косе лагуны Медвежьей - единственного на этом побережье места, где в изобилии имеется плавник, последний пеленг с гибнувшей дубель-шлюпки брался на приметную прибрежную возвышенность. Ныне здесь стоит башня маяка Прончищевой. Только эта возвышенность могла быть отчетливо усмотрена с места аварии и могла показаться морякам «Якуцка» ближайшим берегом - южнее и севернее ее побережье низменное.

Поэтому обратный пеленг ONO (67°,5) от маяка Прончищевой укажет направление, по которому затонула дубель-шлюпка. Поскольку в начале журнала «Якуцка» пояснялось, что румбы указывались «правые», то есть истинные, а мили - «английские», следует считать место затопления «Якуцка» на ONO в 15 английских милях (13 современных морских миль.) от маяка Прончищевой.

Проложив на карте крупного масштаба упомянутый азимут (67°,5) от маяка Прончищевой и отложив по нему расстояние с учетом погрешностей, получим контуры наиболее вероятного участка моря, на дне которого на глубине 22-30 метров покоится дубель-шлюпка «Якуцк».

Но это в том случае, если дубель-шлюпка затонула сразу же, как только ее покинула команда, и при условии, что при этом несколько разошлись поддерживающие ее льдины. К сожалению, в журнале записано только, что западным ветром и течением покинутое судно понесло на восток, а момент затопления, неминуемый при малейшей разрядке льда, в журнале не зафиксирован. Поэтому следует допустить возможный дрейф «Якуцка» на 1-2 мили к востоку, пока он не погрузился. Однако более вероятным надо считать быстрое погружение судна в самом начале этого дрейфа.

По данным современных исследований, в западной части моря Лаптевых донные осадки ила и глины покрывают скальную или мерзлотную основу слоем толщиной около метра. Осадконакопление происходит весьма медленно. Учитывая, что лиственница в воде сохраняется более тысячи лет, а именно из нее сделан корпус судна, есть все основания предполагать, что «Якуцк», возможно, до, половины погруженный в ил, лежит на дне без изменений и в наше время.

Используя современные способы подводных поисков гидролокаторами, нетрудно обнаружить двадцатиметровый корпус дубель-шлюпки. А поискать стоит. «Якуцк» - первенец сибирского судостроения Петровской эпохи. Он был первым в нашей истории полярным исследовательским судном, на котором прославленные русские мореплаватели В. Прончищев, X. Лаптев, С. Челюскин составили первые в истории карты реки Лены и морского побережья от ее дельты до пролива Вилькицкого.

После обнаружения «Якуцка» и его водолазного осмотра, возможно, встанет вопрос о его подъеме. Это можно сделать с помощью мощного крана современного судна. Конечно, прежде чем поднимать это историческое судно, надо подумать о его дальнейшей судьбе. Быть может, следует установить его под стеклянное покрытие в городе Якутске, чье имя носил этот прославленный корабль.

В. Троицкий, кандидат географических наук

Все слышали и читали о героическом подвиге капитана II ранга Остен-Сакена, взорвавшего в 1788 году свой корабль, чтобы не стать вражеским трофеем, но время, увы, несколько сократило подробности. Поэтому рассказ капитана I ранга Николая Александровича Рыкачева, в 1886 году издателя “Кронштадтского Вестника” (в том же году был произведен в контр-адмиралы с отставкой), не мог утерять своей актуальнос-ти до сих пор.
Итак, “Кронштадтский Вестник”, № 13, от 29 января (10 февраля) 1886 года:

Кронштадт, 28-го января.
Из приказа по морскому ведомству, напечатанного в предыдущем номере нашей газеты, читатели уже знают, что строющийся в Николаеве минный крейсер назван име-нем Капитана Сакена, а строющиеся для черноморского флота к5анонерские лодки на-званы именами: Запорожец, Донец, Терец, Кубанец, Уралец и Черноморец. Имена слав-ных казачьих войск, расположенных по берегам рек и морей южных пределов России, хорошо известны каждому сколько-нибудь образованному русскому человеку. Каждый русский хорошо знает геройские подвиги наших казаков, отстаивавших в течении веков наши южные пределы от натиска турок и татар и так много способствовавших к окон-чательному завладению Крымом и берегами Черного моря, а потому имена эти, данные новым черноморским канониркам [так в тексте], покажутся каждому совершенно понят-ными. Совсем не то с именем миноносного крейсера Капитан Сакен. Имя это разумеется известно большинству наших военных моряков, но за то вне морской сферы оно совер-шенно непонятно и может быть даже неверно истолковано, вот почему нам кажется вполне уместным пользуясь настоящим случаем, напомнить об одном из самых выдаю-щихся геройских подвигов, которыми справедливо гордится наш флот.
Подвиг капитана 2-го ранга Рейнгольда фон-Сакена был совершен во время вто-рой турецкой войны, при Императрице Екатерине II. Война эта, как известно, нача-лась в 1787 году заключением нашего посла Булгакова в Семибашенный замок, а окон-чилась миром, заключенным в Яссах 29-го декабря 1791 года [по новому стилю - 9 янва-ря 1792 года]. По этому миру России был уступлен Очаков с полосой земли, лежащей между Бугом и Днестром. Эта кампания знаменита взятием штурмом Очакова, Измаила, Акермана [так в тексте] и Бендер и положительно чудными победами Суворова при Фокшанах и Рымнике, принадлежит к числу самых блестящих кампаний русской армии и потому ничего нет удивительного, если посреди славных и величественных побед на-ших сухопутных войск, деятельность горсточки моряков только что основанного кня-зем Потемкиным Черноморского флота, осталась незамеченной. Вот посреди этой дея-тельности и совершен был тот подвиг, о котором мы намерены сказать несколько слов.
Кампания 1787 года открылась на берегах Днепровского лимана. В лимане этом уже находилась наша новая Черноморская флотилия, а весь левый берег Днепра, с Кин-бурнской косой, был занят войсками знаменитого Суворова. Так называемая Екатерино-славская армия, под начальством самого князя Потемкина, подвигалась с севера, имея целью осаду Очакова. Известно, что Потемкин подвигался очень медленно и приготов-ления к осаде продолжались ровно год. Осень 1787 года ознаменовалась рядом отдель-ных стычек между турецкими судами, групировавшимися [так в тексте] на рейде крепос-ти Очакова и в устье реки Буг, тогда еще находившимся в руках турок, и русскими суда-

Ми, стоявшими у Кинбурнской косы и владевшими устьями реки Днепра. Из этих стычек наиболее замечательна стычка 5-го октября, когда русская эскадра из 8-ми судов, под командою контр-адмирала Мордвинова, отогнала от Очакова турецкий флот, выгнала его из лимана и на другой день, 6-го октября, бомбардировала Очаков. Это было первое предостережение, данное Очакову со стороны русского флота.
Зима и первые месяцы 1788 года были употреблены князем Потемкиным на усиле-ние флотилии, находящейся в устьях реки Днепра и Днепровском лимане. С этою целью, между прочим, в августе 1787 года (ордер Потемкина от 17-го августа) капитану 2-го ранга Рейнгольду фон-Сакену поручено было с шестисотную командою рабочих отпра-виться в Польшу для заготовления лесов для корабельных построек. Исполняя поруче-ние князя Таврического, фон-Сакен изготовил на Днепре и вооружил восемь шлюпок и столько же барказов [так в тексте] и в апреле 1788 года возвратился в Херсон. Фон-Сакен принадлежит к древней курляндской фамилии (*) и был определен в Морской ка-детский корпус в 1766 году вместе с 4-мя братьями. Двое старших умерли от жабы, во время несчастной операции, произведенной корпусным доктором Горголе, а младшие - Рейнгольд и Адольф вышли в мичманы в 1772 году (смотри очерк истории Морского кадетского корпуса Ф. Ф. Веселаго - список стр. 15). До 1786 года Рейнгольд служил в Балтийском флоте. В 1777 году он был произведен в лейтенанты, в 1784 в капитан-лей-тенанты, а в 1786, находясь на фрегате Мария, был переведен в Черноморский флот. Как мы видели выше, он был лично известен князю Таврическому, как знающий и ис-полнительный офицер и значился советником интендантской экспедиции черномор-ского адмиралтейского правления, а в 1787 году произведен был в капитаны 2-го ранга.
Возвратившись в Херсон весною 1788 года, по окончании возложенного князем Потемкиным поручения, капитан 2-го ранга Рейнгольд фон-Сакен, в шутку называемый товарищами Христофором Ивановичем [теперь все авторы всерьез полагают, что это его настоящее имя], был назначен командиром дубель-шлюпки № 2-й, принадлежащей гребной флотилии принца Нассау-Зигена, только что перешедшего в нашу службу из французской. Эта флотилия, также как и эскадра парусных судов, под командою капи-тан-командора Паниота Павловича Алексиано, находилась под общим начальством ге-нерал-аншефа Александра Васильевича Суворова, командовавшего на левом берегу Днепра от Херсона до Кинбурна. Юный черноморский флот, действовавший в Днеп-ровском лимане, состоял из парусной эскадры П. П. Алексиано: корабль Св. Владимир, под брейд-вымпелом, фрегатов: Св. Александр, Скорый, Херсон и Таганрог, бомбардир-ских судов: Бористен, Пчела, Князь Потемкин и Малый Александр и 34-х транспортов и гребного флота принца Нассау-Зигена, состоявшего из галер, плавучих батарей, бата-рейных барказов, дуббель-шлюпок [так в тексте] и 25 транспортных судов. Дуббель-шлюпка № 2-й, вверенная Рейнгольду фон-Сакену, была вооружена двумя каратоульны-ми [так в тексте, стандартное название - картаульные] (полупудовыми) единорогами, двумя пушками и пятью фланконетами [так в тексте, стандартное название - фальконет] 3-х фунтового калибра. Экипаж состоял из командира, двух унтер-офицеров, 10 канони-ров и 40 человек матрос и солдат для гребли. Всего на дуббель-шлюпке было 53 челове-ка. Весной 1788 года гребной флот был расположен у Глубокой пристани, а парусная

(*) Наш известный историк генерал-маиор Висковатов оспаривает это мнение и полага-ет, что Сакен был родом лифляндец (Смот. “Морск. Сборн.” декабрь 1856 года).

Эскадра против урочища Широкая, между Глубокой пристанью и мысом Станиславом. Расстояние между эскадрами было около 2 миль. 7-го мая дуббель-шлюпка № 2-й, по тре-бованию Суворова, была выслана от Глубокой пристани к Кинбурну для занятия сторо-жевого поста. В это время весь турецкий флот, гребной и парусный, был занят блока-дою Кинбурнской косы и положение сторожевого судна у наших береговых батарей бы-ло самое видное и опасное. 8-го мая, на подкрепление Сакену, было послано еще две дуббель-шлюпки, под командою волонтера полковника французской службы графа Ро-жера де-Дамаса [так в тексте]. 18-го мая принц Нассау-Зиген получил известие, что ту-рецкий флот вошел в лиман и сосредоточился у Очакова. Боясь, чтобы дуббель-шлюп-ки, посланные к Кинбурну, не были отрезаны, принц приказал Сакену и графу де-Дама-су возвратиться к Глубокой. 20-го мая обе лодки графа де-Дамаса благополучно прибы-ли к своей эскадре, но шлюпка № 2-й Сакена не возвращалась. Вечером задул свежий SW и пришла под парусами 8-ми весельная шлюпка с дуббель-шлюпки № 2-й с 9 матросами, из которых один смертельно раненый. Из их рассказа на эскадре узнали, что Сакен не-сколько замешкался выходом из под защиты кинбурнских батарей и снялся с якоря в полдень. Его движение было тотчас же замечено на турецкой эскадре и до 30 непри-ятельских судов всякого размера бросилось в погоню за дуббель-шлюпкой Сакена. На-деясь на свежесть ветра, Сакен продолжал идти вперед под всеми парусами. Неприя-тельские суда стали отставать, но 11 из них оказались хорошими ходоками и упорно гнались за ним. Невдалеке от устья Буга, когда неприятель стал приближаться и грозил окружить Сакена со всех сторон, он решился принять сражение и приказал 8-ми весель-ной шлюпке, державшейся на бакштове с гребцами, отвалить и искать спасения. Отва-лив под парусами от дуббель-шлюпки № 2-й, восмерка [так в тексте] пробралась между неприятельскими судами и под градом пуль вырвалась на свободу, причем один из мат-рос был смертельно ранен и действительно умер на другой день. Отойдя около двух верст вверх по лиману в сторону Днепра, матросы видели, что передовая неприятель-ская галлера [так в тексте] абордировала нашу дуббель-шлюпку и другие неприятель-ские суда приближались к ней. Вскоре затем наши матросы увидели густой дым и услы-хали взрыв, из чего заключили, что наша дуббель-шлюпка с окружающими судами взле-тела на воздух. Увидав издали атаку нашей дуббель-шлюпки неприятельскими судами, капитан-командор П. П. Алексиано, стоявший с эскадрой впереди гребной флотилии принца Нассау-Зигена, приказал судам Бористен, Пчела, Александр и Потемкин сняться с якоря и идти на помощь Сакена. Но было уже поздно, храбрый Рейнгольд фон-Сакен, по одним источникам с двумя, а по другим с 4-мя неприятельскими галлерами взлетел на воздух, уничтожив свою дуббель-шлюпку и своих неприятелей. Оставшиеся турецкие суда, увидев погоню за собой Бористеня [так в тексте], Пчелы, Александра и Потемкина, бросились в устья Буга и вскоре скрылись, а наши в 8 часов вечера возвратились из по-гони. Взрыв дуббель-шлюпки и неприятельских галлер последовал, как надо полагать, в самый момент снятия с якоря вышеназванных судов, т. е. около 6 часов пополудни.
Так погиб геройской смертью капитан 2-го ранга Рейнгольд фон-Сакен и весь экипаж, за исключением 9-ти человек дуббель-шлюпки № 2-й. Весь тогдашний Черно-морский флот знал фон-Сакена. Он несколько раз говаривал, что поступит именно так, как сделал, если будет окружен сильнейшим неприятелем. Один из его сослуживцев, от-ставной вице-адмирал Данилов, рассказывал генералу Висковатову, что действительно видел на берегу Буга обезображенное тело Сакена без черепа, с оторванными руками. Он был храбрый и всеми любимый офицер и погиб 35 лет от роду. Князь Потемкин

Очень заинтересовался героической смертью хорошо известного ему Сакена и вскоре после того, появившись с армией у стен Очакова, приказал собрать точные сведения о числе неприятельских судов, взлетевших на воздух вместе с нашей дуббель-шлюпкой. Розыски эти однакоже не привели ни к какому положительному результату, так как и турки, сцепившиеся с Сакеном, погибли вместе с ним. 25-го мая князь Потемкин пере-шел с своею армией у Ольвиополя на правый берег Буга и требовал к себе одного из матрос Тимофеева, и лично распрашивал его о сражении дуббель-шлюпки № 2-й с непри-ятельскими галлерами, а 27 он донес Императрице о геройском подвиге капитана 2-го ранга фон-Сакена. 9-го декабря того же 1788 года пал Очаков под страшным натиском штурма Суворова. Этим и кончилась первая часть этой достопамятной кампании. Доно-ся о подвиге Сакена, князь Потемкин писал Императрице, что отправляя шлюпку с 9-ю матросами, Сакен приказал им объявить об опасном своем положении и что ни он, ни его судно в руках турецких не будут.
В награду за подвиг Рейнгольда Сакена Императрица пожаловала братьям и сестрам его имение близ Митавы.
Описание подвига Рейнгольда фон-Сакена и все подробности о нем можно найти в двух статьях “Морского Сборника” в апрельской книжке за 1855 и в декабрьской № 14-й [так в тексте] книжке за 1856 год. Этими статьями мы и воспользовались для сос-тавления настоящего очерка.

Таков, согласно Николаю Александровичу Рыкачеву, был ход событий, вызвав-ший бессмертный подвиг.

20 (31) мая 1788 года - подвиг дубель-шлюпки № 2 под командованием капитана 2 ранга Христофора Ивановича Сакена в бою с турецкими галерами. Шел второй год русско-турецкой войны 1787-1791 годов. Эта война вошла в нашу историю взятием Измаила и Очакова, а также блестящими победами Суворова при Фокшанах и Рымнике. На фоне этих славных побед деятельность только что созданного Черноморского флота осталась малоизвестной, но подвиг Христофора Ивановича Сакена вызвал широкий общественный резонанс в России.

Князь Потемкин, который лично знал и ценил Христофора Ивановича как храброго, знающего и исполнительного офицера, приказал собрать точные сведения о его последнем бое. В докладе императрице Екатерине II о подвиге Сакена Потемкин подчеркнул, что «неустрашимость, с которою он сражался, и геройская его смерть показали туркам, каких они имеют неприятелей».

Этот подвиг устрашил турок и подорвал боевой дух стоявшего у Очакова турецкого флота. Убедившись на собственном опыте, насколько храбро и самоотверженно сражаются русские, турецкие моряки стали избегать сближения с нашими судами на короткую дистанцию и, уж тем более, абордажного боя.

Война с Турцией 1877-1791 годов

Рескриптом Екатерины II от 8 апреля 1783 года все иностранные державы были уведомлены, что «полуостров Крымский, полуостров Тамань и вся Кубанская сторона приняты под державу Всероссийскую». В мае этого же года морские силы России на юге стали именоваться Черноморским флотом. Турция не хотела смириться с потерей этих земель и появлением на Черном море сильного русского военного флота. Правительства Англии, Франции и ряда других стран были весьма встревожены утверждением России в черноморском регионе и подталкивали Турцию к войне с ней. Рассчитывая на помощь и поддержку этих государств, Турция в 1787 году объявила войну России.

Все крымское направление оборонял корпус генерал-поручика А.В. Суворова. Его штаб находился в крепости Кинбурн, расположенной с южной стороны входа в Днепровский лиман. Турецкий флот базировался на крепость Очаков, которая находилась на северной стороне входа в Днепровский лиман. Первый год войны не принес туркам военных успехов. Потерпев крупное поражение при попытке высадить десант на Кинбурнскую косу, они были вынуждены прекратить блокаду Днепровско-Бугского лимана и уйти к своим берегам.

Зато планы на 1788 год были весьма решительными. Султан приказал уничтожить русский флот в лимане, разбить русские войска, осаждавшие Очаков, взять Кинбурн и Херсон, а затем продвигаться к Крыму. Кампания 1788 года открылась героическим подвигом русской дубель-шлюпки под командованием капитана 2 ранга Христофора Ивановича Сакена.

Рейнгольд Сакен – командир дубель-шлюпки № 2

Рейнгольд или по-русски Христофор Иванович Остен-Сакен происходил из древнего дворянского рода. Также как и три его брата Христофор поступил в Морской кадетский корпус. Закончив его в 1772 году, он на корабле «Чесма» перешел в район Греческого архипелага для боевых действий в составе в 1-й Архипелагской экспедиции русского флота и участвовал в Патрасском сражении. В 1775 году он возвратился на Балтику, а на следующий год был переведен на Черноморский флот. В 1787 году, когда Турция начала военные действия против России, Сакену было присвоено звание капитана 2-го ранга. Одновременно он был награжден Георгиевским крестом за 18 морских компаний. В следующем году он был назначен командиром новой дубель-шлюпки № 2 в гребной флотилии принца Нассау-Зигена.

Дубель-шлюпка представляла собой небольшое парусно-гребное судно длиной 22 метра, предназначенное для действий у берегов, в лиманах и на реках. Ее вооружение состояло из двух 1-пудовых единорогов, одной 12-фунтовой и четырех 4-фунтовых пушек, а также четырех фальконетов. Экипаж - 52 человека. Судно было тяжелым и тихоходным. Однако в хороших руках опытного морского офицера Сакена оно стало одним из лучших во флотилии, успешно участвовало во всех боевых операциях и заслужило похвалу самого князя Потемкина!

Сакен открывает кампанию 1788 года

В первых числах мая 1788 года небольшой отряд русских судов в составе дубель-шлюпки № 2 и двух канонерских лодок под командованием Сакена был направлен в Кинбурн для поддержания связи командования флотилией с корпусом А.В. Суворова. Затем Сакен перешел в район Очакова для наблюдения, поскольку ожидалось прибытие турецкого флота. Он показался на горизонте 18 мая и вскоре легкие суда турок стали входить в лиман. Суворов вызвал Сакена в Кинбурн и приказал ему уходить к Глубокой Пристани, чтобы своевременно предупредить командование Лиманской флотилией о появлении турок. Сакен отправил с донесением две свои канонерские лодки, а сам с разрешения Суворова задержался, чтобы определить состав турецкого флота.

К 20 мая под Очаковым собралось 13 линейных кораблей, 15 фрегатов и более 50 мелких турецких судов. Суворов написал об этом в письме Нассау-Зигену и приказал Сакену срочно уходить из Кинбурна. Между тем турецкий флот уже зашел в лиман, в связи с чем Сакену предстояло не просто идти, а прорываться к своим, обходя отряды неприятельских судов.

Погоня

Перед уходом Сакен сказал полковнику Маркову: «Положение мое опасно, но честь свою я еще могу спасти: если турки атакуют меня двумя судами, я возьму их, с тремя буду сражаться, от четырех не побегу, но если нападет больше, тогда – прощай, мы больше не увидимся!» Около 10 часов утра 20 мая Сакен вышел из Кинбурна. На веслах и под парусом он спешил к устью Днепра, держась поближе к берегу, чтобы турки не заметили его. Но пройти незамеченным не удалось.

Наша одинокая дубель-шлюпка была обнаружена, и 30 турецких судов бросились в погоню. К 6 часам вечера недалеко от устья Буга 11 турецких галер стали нагонять наше судно и начали его обстрел. Видя безнадежность положения, Сакен отправил бывшую у него на бакштове шлюпку с письмом Суворова к Нассау-Зигену и кормовым флагом своей дубель-шлюпки, а также приказал передать, что живым он не сдастся. Турки все свое внимание сосредоточили на нашем судне, и шлюпке удалось уйти под берегом.

Бой и самоотверженный подвиг Сакена

Тем временем Сакен продолжал бой. Умело маневрируя, он уклонялся от попыток турок нанести таранный удар или взять судно на абордаж, а также обеспечивал своим канонирам возможность наносить мощные удары по галерам противника. Ему удалось вывести из строя три галеры, но остальные продолжали атаковать. Наконец, сначала одной, а затем и второй турецкой галере удалось сцепиться с дубель-шлюпкой, и турки ринулись на абордаж. На палубе завязался ожесточенный бой.


с картины М. Грачева.

Вскоре подошли еще две галеры. Видя, что дело идет к концу, Сакен спустился в крюйт-камеру и взорвал судно. Огненный столб взрыва буквально разнес на куски дубель-шлюпку, а вместе с ней и атаковавшие ее галеры противника. В абордажном бою и при взрыве погиб весь экипаж дубель-шлюпки, за исключением 9 матросов, которые были посланы с донесением. Русские моряки сражались до последней возможности, не спустили флага и предпочли гибель сдаче врагу.

За этим боем наблюдали в подзорные трубы с нашей парусной эскадры, которая стояла на якорях в районе мыса Станислава. На помощь Сакену были сразу же отправлены 4 быстроходные судна, но они подошли только к исходу боя. Под покровом наступившей темноты турецким галерам удалось скрыться.


С картины И.И. Родинова

Память

Императрица Екатерина II за геройский и самоотверженный подвиг Сакена наградила его родственников пенсиями и подарила им имение близ Митавы. Героическая смерть Сакена всколыхнула общественное мнение в России и на нашем флоте. Христофор Иванович всегда пользовался большим авторитетом и уважением среди офицеров, а теперь он стал и примером для подражания. В церкви Морского кадетского корпуса, где он учился, была установлена мраморная доска в память о бывшем воспитаннике. В 1894 г. именем Сакена был назван минный крейсер.

При написании статьи были использованы следующие материалы:

  • Аренс Е.И. История русского флота. Екатерининский период. СПб. 1897 год.
  • Краснознаменный Черноморский флот. Москва. 1979 год.
  • Шигин В.В. Вахтенный журнал. Герои забытых побед. Москва. 1993 год.
  • Брокгауз и Ефрон. Энциклопедический словарь. СПб. 1890-1907 гг.

История Российского флота знает много примеров героизма и самоотверженности наших моряков. Возможно, у Вас, уважаемый читатель, есть какие-то интересные примеры этого или сложилось свое мнение по этому вопросу. Поделитесь им в комментариях к этой статье. Это будет интересно всем!

дубель-шлюпка, дубель-шлюпки

  • - общее название малых гребных, парусных и моторных беспалубных судов. Делятся на служебные, спасательные и спортивные; по числу вёсел - на баркасы, катера, вельботы, ялы, тузики...

    Словарь военных терминов

  • - шлю́пка гребная, вёсельно-парусная или моторная мореходная лодка с прочным округлым высокобортным беспалубным корпусом. Служит спасательным средством на кораблях...

    Энциклопедия техники

  • - общее название малых гребных, парусных и моторных беспалубных судов...

    Морской словарь

  • - общее назв. мелких беспалубных гребных или моторных судов. Судовые Ш. служат для спасания судового экипажа и пассажиров, сообщения с берегом и др. судами, перевозки мелких грузов и обеспечения судовых работ...

    Большой энциклопедический политехнический словарь

  • - аутриггер - длинная низкобортная и очень узкая шлюпка, весьма легкой постройки, специально назначенная для быстрого хода под веслами. Г. бывают для одного, двух, четырех и шести гребцов...
  • - дубель-шлюпка - беспалубное судно, ходившее под парусами и на веслах; употреблялось в XVIII столетии для прибрежных операций...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - беспалубное деревянное, металлическое или пластмассовое судно. Ш. бывают гребные и самоходные. Большинство гребных Ш. имеют также парусное вооружение со съёмными мачтами...

    Большая Советская энциклопедия

  • - общее название мелких беспалубных парусно-гребных или моторных судов...

    Большой энциклопедический словарь

  • - ду́бель cм....

    Этимологический словарь Фасмера

  • - Заимствовано из голландского, где находим sloep...

    Этимологический словарь русского языка Крылова

  • - ; мн. шлю/пки, Р....

    Орфографический словарь русского языка

  • - бот-шлю/пка, бо/та-шлю/пки, род. мн. бо/тов-шлю/пок,...

    Слитно. Раздельно. Через дефис. Словарь-справочник

  • - ШЛЮ́ПКА, -и, жен. Гребная, парусная или моторная лодка с прочным широким корпусом. Судовая, корабельная ш. Прогулочная ш. Спустить шлюпки на воду...

    Толковый словарь Ожегова

  • - ...
  • - ...

    Орфографический словарь-справочник

  • - сущ., кол-во синонимов: 1 корабль...

    Словарь синонимов

"дубель-шлюпка" в книгах

Шлюпка в тумане (или Точка росы)

Из книги Адмиральские маршруты (или вспышки памяти и сведения со стороны) автора Солдатенков Александр Евгеньевич

Шлюпка в тумане (или Точка росы) В начале лета 1973 года, какие то военно-морские дела занесли МПК-41, на котором я служил командиром боевой части три (минно-торпедной), в район бухты Валентины. Попутно мы должны были высадить семью маячника. На траверз маяка подошли рано утром.

«Спасательная шлюпка»

Из книги Оригами. Необычные модели для развития фантазии автора Ильина Наина Курбановна

«Спасательная шлюпка» 1. На квадратном листе сделайте горизонтальный перегиб и согните края с двух сторон.2. Согните заготовку пополам (масштаб увеличен) по пунктирной линии на себя.3. Согните по пунктирным линиям углы заготовки (масштаб увеличен), чтобы придать ей форму

22. Спасательная шлюпка

Из книги Свинья, которая хотела, чтоб её съели автора Баджини Джулиан

22. Спасательная шлюпка «Правильно, - сказал Роджер, самозваный капитан спасательной шлюпки. - На этом судне нас двенадцать, и это здорово, потому что оно может вместить двадцать человек. У нас есть достаточно провизии, которой нам хватит до тех пор, пока кто-нибудь не

Самая надежная шлюпка в мире

Из книги Люди, корабли, океаны. 6000-летняя авантюра мореплавания автора Ханке Хельмут

Самая надежная шлюпка в мире В 1961 г. изобретатель Юлиус Регер продемонстрировал треугольную шлюпку, которая, как он утверждал, является самой надежной шлюпкой в мире и превосходит все прочие спасательные средства. Это был плод 30-летних экспериментов. Отступив от всех

«Русская спасательная шлюпка»

Из книги 100 великих рекордов авиации и космонавтики автора Зигуненко Станислав Николаевич

«Русская спасательная шлюпка» Так иногда называют устройство для мягкого спуска с высоты, над совершенствованием которого работает уроженец Кавказа, Герой России, летчик-испытатель Магомет Талбоев. Когда-то он принимал участие в разработке, испытаниях и внедрении ряда

Lifeboat Спасательная шлюпка

Из книги Авторская энциклопедия фильмов. Том I автора Лурселль Жак

Lifeboat Спасательная шлюпка 1943 - США (96 мин)· Произв. Fox (Кеннет Макгоуэн)? Реж. АЛФРЕД ХИЧКОК? Сцен. Джо Сверлинг по одноименному рассказу Джона Стейнбека· Опер. Глен Макуильямз· Муз. Гуго Фридхофер· В ролях Таллула Бэнкхед (Констанс Портер по прозвищу Конни), Уильям Бендикс

Шлюпка

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ШЛ) автора БСЭ

Упражнение № 8: «Шлюпка»

Из книги Дыхательные методики для стройности. Выдыхаем лишние килограммы автора Дан Ольга

Упражнение № 8: «Шлюпка» Настало время поговорить и о внутренней стороне бедер. Ведь не только тренировка внешних мышц позволяет ногам выглядеть привлекательно. Существуют упражнения, которые занимаются проблемами именно внутренней стороны бедра. Это «Шлюпка» – не

Студент «Шлюпка, звезды и тушенка»

Из книги От первого лица. Разговоры с Владимиром Путиным автора Колесников Андрей

Студент «Шлюпка, звезды и тушенка» - Сложно было поступить?- Сложно, потому что курс состоял из 100 человек, и всего 10 из них брали сразу после школы. Остальных - после армии. Поэтому для нас, школьников, конкурс был где-то 40 человек на место. Я по сочинению четверку получил,

Корабельный остров

В Запорожье, на острове Хортица, завершена реставрация двух уникальных кораблей: боевой дубель-шлюпки и грузового байдака - прообраза современных барж

Теперь основу небольшой, но весьма колоритной флотилии, которая находится в реставрационном ангаре национального заповедника «Хортица» составляют

новоманерная казачья лодка [условно и неправильно называемая «чайкой»], обнаруженная - после сильного паводка, на дне Днепра в районе острова Хортица в мае 1998 года. На поверхность боевой корабль запорожских казаков был поднят в октябре 1999 года. Реставрация продолжалась почти десять лет. Как казацкая лодка судно классифицировано по форме форштевня [изогнутого бруса, служащего основанием корабля]. Именно такой форштевень присущ был лишь двум типам участвовавших в русско-турецкой войне судам Днепровской флотилии: беспалубным казацким лодкам и кончебасам. Длина лодки - 17 метров, ширина - 3,62 метра, высота мачты - 10,4 метра. Кроме того, на ней имелось шесть пар весел, на борт она могла принять до 50-ти человек. Гребцы были одновременно мушкетерами [в отличие от турецкой практики, когда роль гребцов исполняли рабы]. На вооружении имела четыре двухфунтовые пушки. Строились такие корабли в Брянске - на верфи, заложенной гетманом Мазепой. Суда такой давней давности, извиняюсь за тавтологию, нигде в мире, кроме как у нас, не сохранились. В связи с чем поглазеть на нашу грозную «чайку», пусть простят меня специалисты за употребление этого неправильного слова - ну, уж очень красиво оно, приезжают даже послы морских держав;

бригантина русского манира образца 1711 года, поднятая со дна Днепра в ноябре 2004 года при непосредственном участии главного «машиновременщика» Андрея Макаревича, дай Бог ему здоровья за поддержку Украины в ее борьбе с московско-фашистской агрессией. Бригантина - это следующий [после казацких лодок] этап развития флота. Говорят, что над ее конструкцией и чертежами колдовал лично царь Петр Первый. Поднятая в Запорожье бригантина была палубным одномачтовым парусно-гребным кораблем длиной 17,5 метра. Кроме паруса, она, как и казацкая лодка, имела весла и тоже брала на борт до 50-ти человек - бригаду [откуда и пошло название корабля]. И тоже была вооружена четырьмя пушками. Подобных памятников судостроения первой половины XVIII века, доступных для полного изучения, на территории Европы больше не выявлено;

дубель-шлюпка, поднятая со дна Днепра осенью 2010 года. Фактически это - боевой корабль 1737 года, предназначавшийся для дальних походов. Дубель-шлюпка - сверстница бригантины. Являясь парусно-гребным кораблем, имела на борту шесть пушек и команду до 50 человек. До Стамбула, как мне объяснил руководитель реставрационного проекта, заведующий отделом охраны памятников и археологии Национального заповедника "Хортица" Дмитрий Кобалия, могла дойти за трое суток. Хотя, как подчеркнул Дмитрий, «это была для нее достаточно сложная эпопея». По словам моего собеседника, в Турецкой войне дубель-шлюпки в общем-то не участвовали: боевые действия на воде почти не велись тогда. И в конце войны их просто бросили возле Хортицы. Когда корабль поднимали из вод Днепра, он из себя представлял 11-метровый скелет - половину левого борта, днище и массу деталей помельче. Тем не менее, находка была очень интересной. В первую очередь тем, что непосредственно на таких «двойных» [дубель] шлюпках совершил в свое время великую северную экспедицию великий мореход Витус Беринг;

байдак, являющийся прообраз современной баржи. Это вполне мирное судно, использовавшееся до середины двадцатого века для перевозки грузов. «Большое деревянное корыто», как его в шутку называли сотрудники заповедника, на Хортицу привезли из-под Киева. Весной 2010 года большая вода Десны выбросила байдак на берег, где он и оставался до осени, пока за ним ни прибыли запорожцы. Между прочим, перед отправкой в Запорожье, байдак спустили на воду - нужно было его переправить на другую сторону Десны. И он преспокойно поплыл. Вот тебе и деревянное корыто! По объяснению Дмитрия Кобалия, байдак, в отличие от его боевых собратьев, был построен не очень давно - может быть, в начале двадцатого столетия. Однако ценность он представляет тем, что строили его по традиционной технологии. По той, по которой строились подобные грузовые суда и в девятнадцатом веке, и даже лет на пятьсот раньше;

лодка-однодревка и лодка наборная [или дощаник]. Такие легкие, быстроходные суденышки использовались днепровскими рыбаками, начиная с шестнадцатого века. Первая - долбленка [из вербы]. Вторая - дубель-шлюпка в миниатюре.

Миру на зависть

Реставрационные работы на Хортице продолжались полтора года. И дубель-шлюпку, и байдак довести, скажем так, до музейного вида, чтобы их не стыдно было предъявить самому придирчивому туристу, удалось в том числе и благодаря деньгам, выделенным посольством США [где, замечу от себя, денежки считать умеют - на пустую, бесперспективную затею рваного, как говорят у нас, доллара не выдадут].

И что, теперь, после завершения работ в реставрационном ангаре заповедника «Хортица» заграница нам может и позавидовать?

Вполне, уверен руководитель реставрационного проекта. «Такое количество качественно отреставрированных кораблей, собранных в одном месте, как у нас на Хортице, еще поискать в мире нужно, - отметил Дмитрий Кобалия, добавив при этом: - И я не гарантирую, что удастся найти нечто подобное».

Короче говоря, на славной Хортице нынче не просто флотилия из прошлого пребывает. Национальный заповедник «Хортица» почти готовый музей днепровского судоходства и судостроения создал. Причем такой, уверяют знающие люди, которому позавидует любая морская держава мира.

Фото Сергея ТОМКО и портала 061.ua


Создан 13 авг 2016