Имам хусейн в период правления муавии. Имам хусейн и кербела в библии Но его имени научил меня отец…


Смерть: 10 октября (0680-10-10 ) (54 года)
Кербела , Арабский халифат Похоронен: Мавзолей имама Хусейна, Кербела, Ирак Отец: Али Мать: Фатима Супруга: 1) Шахр Бану
2) Лайла бинт Абу Муррах
3) Умм Исхак бинт Талха Дети: сыновья: Али , Али аль-Аскар, Али аль-Акбар и Джафар
дочери: Сакина, Кабир Фатима, Рукыйя

После смерти его брата Хасана он перенял руководство восстанием в Эль-Куфе , однако потерпел поражение против Омейядов . 10 октября (10 Мухаррама 61 года Хиджры) он погиб во время битвы под Кербелой.

Пророку Мухаммеду сообщили о том, что Ум-Аймен плачет день и ночь. Её привели к посланнику Бога. «Почему ты плачешь?» - спросил её божий посланник. «Мне приснился плохой сон» - ответила Ум-Аймен. «Какой?» «О посланник, мне приснился сон, будто оторванные части вашего тела лежат в моем доме».

Посланник, приятно улыбнувшись, изрек: «Успокойся, моя дочь Фатима родит сына, которого будешь растить ты и вот так часть моего тела окажется в твоем доме».

Третий день месяца шаабана 4-го года по лунному летоисчислению назван днем рождения имама Хусейна ибн Али. После рождения младенца его положили на руки пророка. Первыми словами, произнесенными Мухаммадом на ухо Хусейна, были слова суры «Таухид», свидетельствующей о единобожии и пророческой миссии. Мухаммад назвал младенца Хусейном, поцеловал его и поручил няне.

На седьмой день рождения Хусейна Ум-Аймен принесла его к пророку. Он сказал: «Хвала тебе, хвала тебе Ум-Аймен, это и есть толкование твоего сна». В тот день посланник божий накормил бедных едой, расходовал на людей то, что имел и озарил душу Хусейна светом монотеизма, единобожия, знаний и веры.

Домашняя среда Хусейна была самой чистой и его воспитатели отличались высокими гуманными и моральными качествами. Хусейна воспитывали те, на кого была возложена ответственность направления и руководства народов мира.

Среди арабов того времени существовала традиция не признавать рождающихся девочек. И божий посланник решил изменить эту отсталую традицию. Он называл Хусейна частью своего тела и не скрывал своей любви к детям Фатимы, Хасану и Хусейну. Однажды посланник вышел из дома, посадив Хусейна на одно плечо и Хасана на другое и целуя то одного, то другого. Его спросили: «О посланник божий, ты любишь этих детей?» Он ответил:

«Тот, кто полюбит их, любит меня и кто, посчитает их врагом, считает врагом и меня».

Абу-харире говорит: "Я своими глазами видел как маленький Хусейн встал на ноги посланника, который взяв его за руки, помог ему взобраться на него. Тогда посланник поцеловал его и помолился Богу: «О Боже, я люблю Хусейна и ты полюби его». Хусейн отличался непоколебимой верой в Бога. Имам Садык называет его ярким проявлением спокойного, безмятежного состояния духа, о чём свидетельствует сура «Заря» священного Корана. В том смысле, что Господь доволен им и он доволен Господом.

С момента кончины Мухаммада и до прихода к власти Али прошло 25 лет.

В это время молодой Хусейн славился своими знаниям и смелостью. Он принимал действенное участие в событиях исламского общества, с крайней бдительностью подходил к вопросам общества, смело ступал на арену битвы, активно участвовал в принятии ответственных решений и осуществлении больших дел.

Как-то один из пустынных арабов, прибывший в Медину спросил, кто в этом городе великодушнее всех. Ему ответили: «Хусейн». Араб отправился к Хусейну, которого застал за намазом. После намаза араб рассказал ему о своей просьбе. Хусейн поднялся со своего места и принес ему 4 тысячи динаров, завернутых в платок. Увидев такую щедрость со стороны имама Хусейна, араб сказал: «Великодушие не зарывается в землю и не остается скрытым, оно всегда имеет место в небесах и сияет словно солнце».

Имам Хусейн превосходил других по своим качествам и выделялся в тех местах, где распространился ислам. Все оказывали ему уважение, предводители общества с почтением относились к нему и его брату и ценили их. И если в то время кто-то сказал бы, что он будет убит этим народом, никто бы в это не поверил.

После мученической гибели Али в жизни имама Хусейна начался новый этап. В это время облик Хусейна был в представлении народа воплощением ислама и Корана. После мученической гибели отца он, наряду со своим братом Хасаном, служил инстанцией для оказания народу помощи и поддержки.

Спустя 50 лет после пророка, когда распространились пороки, а ценности и учения посланника божьего были преданы забвению в обществе, Хусейн произнес:

«О люди, свобода, величие, честь, справедливость и стремление к совершенству являются особенностями непорочной жизни и увековечивают человека. Старайтесь жить именно так».

Шиитская точка зрения

Шиитская традиция считает Хусейна праведником и мучеником. Многие мнения сходятся к тому, что он знал о безнадёжности своей борьбы, но принял мученичество ради спасения ислама, чтобы община не была уничтожена Язидом. Шииты считают, что это была добровольная жертва ради необходимости. Хусейн - образец того, как герой может бороться против тирании и быть хорошим мусульманином. День Ашура месяц махаррам отмечается по поводу этого события и жертвоприношения.

Есть шиитская пословица «Вся земля - Кербела, каждый день - Ашура». Означает готовность бороться за себя и за других при любых обстоятельствах так, как это делал имам Хусейн.

Ашура - кульминация вселенской мистерии, мгновение гибели вселенной и её возрождение в новом, качественно новом измерении.

Первичное значение Ашуры - сопричастность верующих к мученической гибели Имама Хусейна - внука пророка ислама Мухаммада; гибель эта произошла именно в десятый день месяца мухаррам.

Нужно помнить, что шиизм признает лишь двенадцать непорочных, прямых потомков Мухаммада (Имамы). Это личности, по праву рождения и воспитания в семействе пророка получившие духовную, социальную и политическую власть над уммой, мусульманской общиной.

Хусейн был третьим Имамом (после своего отца и старшего брата) и четвёртым повелителем мусульман. Когда пророку принесли радостную новость о рождении внука, он пришёл к младенцу и прочел ему на ухо азан (призыв к молитве) и другие молитвы. По велению Аллаха мальчика назвали Хусейном. После смерти Имама Али власть в мусульманском мире захватил узурпатор Муавия, а затем его сын Язид. Хусейн отказался признать их предводителями мусульман и принести им присягу верности, сказав, что будет следовать лишь Священному Корану и преданиям пророка.

Хусейн находился в паломничестве в Мекке, когда Язид отдал приказ убить его. Предвидя свою мученическую гибель и желая предотвратить осквернение Каабы, Имам за день до совершения паломничества вынужден был покинуть священный город и отправиться в сторону Куфы. Перед этим Хусейн вел переговоры с вождями куфийских племен, и те обещали ему поддержку в борьбе против Язида.

С Хусейном отправились восемнадцать мужчин из рода пророка и пятьдесят четыре последователя. Опасаясь оставлять в Мекке свои семьи, они вынуждены были взять с собой женщин и детей, в том числе полугодовалого сына Имама. Они разбили лагерь в пустыне Кербела, потому что их движение преградило войско Язида. На 7 день мухаррама в лагере Имама закончилась вода, и люди начали страдать от жажды. В это время Язид вступил в переговоры с жителями Куфы, и те, заключив с ним союз, отказались прийти на помощь Хусейну. Войска Язида окружили равнину и предложили Имаму сдаться, признав власть халифа и принеся ему присягу. Хусейн отказался. В ночь на 10 мухаррама он собрал своих сторонников и сказал, что освобождает их от всех клятв верности и отпускает их. Однако никто из последователей не покинул лагерь, хотя все ясно понимали неминуемость гибели. Тогда Хусейн воскликнул: «По велению Аллаха мы ведем Священную войну, и Бог вознаградит нас за мученичество!» Согласно достоверным хадисам Имам Хусейн, видя, что его шестимесячный сын Али Асгар умирает от жажды, вышел, встал перед вражеским войском и сказал: «Вы враждуете со мной, в чем же вина этого младенца. Напоите хотя бы его водой». В это время один из метких стрелков в стане врага по приказу своего командира выпустил трехконечную стрелу, которая вонзилась Али Асгару в горло и отсекла разорвав нежное горло младенца.

Видя упорство Хусейна, халиф приказал начать бой. Свидетель этих событий Хумайд бен Муслим рассказывает: «Клянусь Аллахом, я никогда не видел такой стойкости. Были убиты сыновья Хусейна и вся его семья, и его последователи, все же он - такой же храбрый как всегда, он не позволил себе пасть духом и сдаться». Тело Имама практически скрылось под огромным количеством вонзившихся в него стрел. В конце концов, враги, набросившись со всех сторон, предали его мученической смерти. Тело Имама было втоптано в грязь копытами их лошадей, на нём насчитывалось 29 колотых и 27 резаных ран. Согласно преданиям даже отрубленная голова Хусейна продолжала славить Бога, и ничто не могло заставить её замолчать.

В этом кровавом сражении были убиты и все его сторонники, за исключением двух человек; женщины и дети, в том числе и сестра Хусейна Зейнаб, были захвачены в плен. Хумайд Бен Муслим свидетельствует: «Клянусь Аллахом, я не видел ни одной из его жен и дочерей или женщин его семьи, с которой не была бы сорвана верхняя одежда». Смерть Хусейна и его верных сподвижников стала символом мученичества за веру, борьбы с несправедливостью, притеснением и тиранией.

В ранней исламской истории шиитами (в буквальном переводе, «последователями») называли сторонников Имама Али, зятя пророка Мухаммада и четвёртого халифа (духовного предводителя) мусульман. После убийства Али и избрания Муавии четвёртым халифом, противостояние между суннитами и шиитами усилилось, став окончательным после событий Ашуры.

Для шиитов Хусейн - не только один из борцов и мучеников за веру. В первую очередь, это - Имам, то есть потомок пророка, человек, отмеченный божественной благодатью. В шиизме Имамы - истинные предводители мусульман, образцы веры, подлинные хранители и толкователи коранического знания. Первым из таких Имамов был Али, выдающийся герой, разивший врагов ислама своим удивительным обоюдоострым мечом Зульфикаром. От Али божественная благодать перешла к двум его сыновьям от дочери Пророка Фатимы - Хасану и Хусейну, с самого рождения предназначенным стать предводителями мусульман. Смерть Имамов (все Имамы, кроме последнего, Махди, умерли насильственной смертью), обогатило шиизм понятием мученичества за веру, мотив страданий стал неотъемлемой частью траурных ритуалов.

Дни Ашуры начали отмечаться иранскими шиитами как день траура при шахе Исмаиле Сефевиде, который распространил в Иране шиизм. При дворе шаха первые десять дней мохаррама объявлялись траурными, при дворе проводились особые церемонии, на которые собиралось множество людей. Сам Аббас Сефевид, самый могущественный и сильный шах, правивший Ираном в течение 50 лет, в день Ашуры одевал черные одежды и мазал лицо грязью, принимая участие в религиозных шествиях.

Нужно сказать, что месяц мухаррам - начало лунного года - в первые десять дней которого разворачивалась история мученичества Хусейна, считался в Передней Азии священным задолго до этого события. И с Ашурой (буквальный перевод с арабского - «десятый») - десятым днем мухаррама связано множество легенд и преданий. Так, по некоторым из них, в этот день были сотворены небо, земля, ангелы и первый человек, Адам. В этот день Нух (Ной) впервые увидел землю после потопа, родился пророк Ибрагим (Авраам), после долгой разлуки встретились Якуб (Иаков) и Юсуф (Иосиф), по велению Аллаха расступились перед Мусой (Моисеем) воды Красного моря, спасая его от преследования Фараона, вознесся на небо пророк Иса (Иисус). Конец света тоже произойдет в день Ашуры.

Но вернемся в наше время… В современном Иране Ашура является кульминационным религиозным событием года, получив после Исламской революции 1979 года особый смысл и значение. Первые десять дней месяца шииты посвящают оплакиванию мученической смерти Хусейна, в течение всего месяца проводятся различные религиозные обряды, которые во многих городах, особенно Куме и Мешхеде, превращаются в целые религиозные мистерии, с сюжетом, разворачивающимся в течение нескольких дней.

Звучит траурная музыка, возгласы «О, Хусейн!».

По улицам идут шествия, в них принимают участие мужчины, которые под ритмичные удары барабанов бьют себя по плечам цепями. Сотни цепей единым взмахом взлетают вверх, а затем с силой опускаются на плечи. Самобичевательные процессии олицетворяют раскаяние и скорбь жителей Куфы отвернувшихся от Имама, предавших его. Женщины стоят вдоль дороги, некоторые плачут, укрывшись исламским покрывалом, некоторые бьют себя в грудь. Все одеты в чёрное, самые религиозные люди будут носить траур в течение 40 дней.

Последовательно разворачиваются события Ашуры: это история сестры Хусейна Зайнаб бинт Али , доставленной к Язиду в Дамаск , но продолжавшей проповедовать истинную веру, это трагическое повествование о браке, заключенном перед самым сражением между Касымом, сыном второго Имама, и его двоюродной сестрой. Рассказывается об Аббасе, сводном брате Хусейна, пытавшемся пронести в лагерь воду: лишившись обеих рук, он нес бурдюк с водой в зубах…

Ну улицах иранских городов в дни Ашуры можно увидеть воинственный танец, когда несколько сот мужчин, взявшись за руки, посреди улицы взмахивают в едином ритме саблями, острия которых испещрены арабскими надписями; ночью разворачиваются факельные шествия. Прекрасно и жутко! Подобные мистерии устраивались сотни лет назад на улицах городов Европы, но только Восток может быть вечно-молодым и, развиваясь, не терять древнего величия.

Так как исламский календарь - лунный , а используемый в большинстве стран мира григорианский - солнечный , дата ашуры, будучи неизменной по исламскому календарю, по григорианскому изменяется из года в год. Кроме того, в разных мусульманских странах дата ашуры различается, так некоторые страны используют календари, отличные от исламского - так, например, Иран использует собственный календарь , начало летосчисления которого совпадает с исламским, но являющегося солнечным календарём. Так, в 2011 году (1433 хиджры) 10 день месяца мухаррама соответствует 5 декабря в части Азии и Среднего Востока и 6 декабря в Ливане и Ираке.

Согласно традиции, Хусейн был похоронен в Кербеле около места своей гибели. Большинство источников говорит, что голова его была найдена позже и присоединена к его телу. Имеются также рассказы, что голова имама попала в Сирию, а также многочисленные другие легенды . На его могиле был построен Храм имама Хусейна, который превратился в место паломничества шиитов.

Память

  • О трагедии, произошедшей в Кербеле и последующих после этого событиях снят фильм «Караван пленников».
  • В Иране был снят телесериал-сага Мохтарнаме (англ.) русск. («Месть Мухтара аль-Сакафи»), в котором рассматриваются события, приведшие к гибели Хусейна, за смерть которого было поднято восстание во главе с Мухтаром (англ.) русск. с целью отомстить убийцам.

Именем имама Хусейна были названы:

Примечания

Ссылки

  • Al-imam.net (Arabisch/Englisch - Bahrainische Website, gehostet in den USA )

Имам Хусейн (а) сказал: «Мое восстание – только для призыва к одобряемому и запрещения порицаемого».

Шахадат Хусейна ибн Али стал вечным красным знаменем, вознесенным над миром. Восстание внука Пророка - символ того, как добро, красота и справедливость побеждают зло, уродство и низость.

Его пример говорит, что самопожертвование сильнее всякого оружия. Когда угнетение и тирания окутывают народы, покрывало мрака разрывается, и из-под него сияет ослепительный лик Хусейна (а).

Трагедия Хусейна и его сподвижников – это не христианская драма того, как слабый становится жертвой более сильного и хищного. Суть его трагедии и трагедии всех других шиитских Имамов (а) – в том, что самые сильные, самые красивые, самые щедрые – «соль земли», квинтэссенция творения - гибнут от рук жалких, презренных и отвратительных, но зато многочисленных, сгустившихся в инфернальную орду. И это же – одновременно трагедия их шиитов, «малого отряда», духовной аристократии, мистико-военного ордена, элитарного и эгалитарного одновременно, сражающегося за Бога и справедливость посреди окружающей тьмы. Ни один из шиитских Имамов не умер своей смертью. Подавляющее большинство шиитских предводителей в период Сокрытия – отсутствия последнего Имама – также пали мучениками. Когда их тела находят в земле – через сто, триста, тысячу лет, – они лежат там нетленными.

Мученическая гибель Хусейна ибн Али проникает до глубины сердец народов. Иранское ноухе (траурное песнопение), исполняемое в дни Мухаррама – месяца мученической гибели Имама (а), говорит:

Моя мать родила меня, чтобы я пожертвовал собой для Хусейна,

Со своим молоком она дала мне любовь к Хусейну,

Но его имени научил меня отец…

Почему эти люди готовы без малейших колебаний отдать свои жизни? Что заставляет их искать мученичества как предела любви к Богу и людям?

Каждый год 15 миллионов человек со всего мира, преодолевая трудности и не взирая на опасность, съезжается на эти дни в Ирак, на место трагедии. Они идут туда пешком, едут на поездах, летят на самолетах, скачат на лошадях. Это движение ничто не может остановить, оно неотвратимо, оно захватит весь мир. Люди идут к своему Имаму. В своей готовности и своем Ожидании они чувствуют аромат Кербелы.

Хусейн ибн Али не просто жертвует собой. Его история – это потрясающий, единственный во всей мировой истории максимум самопожертвования, венец шахадата. Это жертва полным бытием, трансформированным в символ сакрального присутствия Трансцендентного. Тотальная жертва становится всеобъемлющим Изобилием, моментом нисхождения небес на землю.

Накануне последней битвы при Кербеле в лагере погасили факелы, и все, кто хотел уйти, были освобождены от присяги, получив возможность покинуть своего вождя. С Имамом остались 72 человека, идущих на верную смерть против 30-тысячного войска тирана Язида. Когда они пришли к нему, он провел рукой по горизонту, и им предстал рай – то, что их ожидает в ближайшее время.

Когда битва закончилась, головы павших героев были отрублены, воздеты на копья (по преданию, голова Хусейна, даже отрубленная, продолжала славить Бога) – и в таком виде скорбный караван, в котором вели их пленных женщин и детей, начал свой путь в Сирию, столицу Тагута. Окровавленными головами преступники хотели запугать народ, но добились противоположного – повсюду люди спрашивали: «Кто же те, кто решился пожертвовать всем?»

И когда голову Имама (а) доставили Язиду, пусть будет над ним вечное проклятье, он стал играть с ней тростью, ударяя по зубам и губам. Рядом присутствовал византийский посол, который спросил, чья это голова. «Это голова… это голова внука Пророка», - был ответ. – «Как? Вы убили внука своего Пророка? А мы чтим как святыню даже подкову того осла, на котором ехал Иисус».

История монотеизма начинается с заклания Исмаила, сына Авраама, замененного ягненком. «Мы искупили его великой жертвой» - говорит Коран: «Ва фадайнаху би зибхи азым» (37: 107). И заканчивается эта история «великой жертвой» Хусейна (а), о которой последующие Имамы сказали: «Жертва Хусейна заменила жертву Исмаила».

Здесь красный цвет революционного Ислама переходит в зеленый – цвет эзотерики, батин, таинственного мистического опыта.

وَجَعَلْنَا مِنْهُمْ أَئِمَّةً يَهْدُونَ بِأَمْرِنَا

«И Мы сделали из них Имамов, которые ведут по Нашему повелению», - говорит священный аят Корана (32: 24).

Имам Садык (а) сказал: «Наше дело есть тайна тайн».

Тайна Имамов из Дома Пророка (Ахль уль-Бейт) - это загадка встречи с Творцом, который непостижимо превознесен и невообразимо велик. Бог настолько возвышен, что неизбежна фигура отсутствия, сокрытости, гайб. Как можно подойти к Господу, познать Его, сблизиться с Ним? Но ведь Он Сам призывает к этому.

Имамы из Дома Пророка и есть этот перешейк, эта связь между Творцом и творением, соединяющая небеса и землю в единое целое. На сердца своих последователей Имам проливает свет оттуда, откуда он один видит их. В этом смысл хадиса Пророка о сокрытии последнего Имама: «Как солнце, скрытое за облаками». Люди не видят его, но его свет озаряет все. Но эти лучи света Имама – где их источник? Их источник – Свет Самого Бога.

Как говорится в Дуа Нудба:

Где Хасан, где Хусейн?

Где сыновья Хусейна –

Праведные из праведных

И правдивые из правдивых?

Где путь выше пути?

Где лучшие из лучших?

Где восходящее солнце?..

Где врата, через которые Бог входит в мир?

Где лик Аллаха, к которому обращаются святые?

Где те, кто соединяет небеса и землю?

Где повелитель победного дня

И где знамя прямого руководства?

Абстрактный монотеизм оказывается преодолен через идею, а лучше сказать – через пережитый опыт теофании. Божественная сущность непознаваема; но божественные творения суть теофанизмы, через которые проявляются божественные атрибуты. Двойное назначение каждой манифестированной сущности состоит в том, что она одновременно скрывает и проявляет невидимое. Во всем творении – в деревьях, земле, небесах, горах – есть аяты Аллаха. Но величайший аят – это Ахль уль-Бейт, Дом Пророка. Они – врата Богопознания.

Направляясь к Богу, мы встаем на путь к Имамам. Путь в Кербелу.

«Мы пожелали оказать милость тем, кто был унижен на земле, и сделать их предводителями, и сделать их наследниками» (28: 5).

По всей планете происходит объединение людей, составляющих избранный народ Бога, и они подобны потокам живой воды посреди бесплодной пустыни, которая суть современный мир. От той духовной мощи, что исходит от них, разобьются идолы современности, как разбиваются пустые горшки. У них нет атомных бомб, нет танков, их руки пусты. Но их жертвенность сокрушит твердыню современного коллективного Язида, ибо то, что ведет их вперед – это:Каждый день – Ашура, каждая земля – Кербела.

Его светлость имам Хасан покинул этот бренный мир, достойно выполнив свою тяжёлую миссию руководства людьми. По наставлению Посланника Аллаха и имама Али, а также завещанию Хасана ибн Али, имамат (духовно-политическое руководство страной) был возложен на его светлость имама Хусейна .

Имам Хусейн видел, как Муавия незаконно захватил бразды правления. Используя могущество Ислама в своих интересах, он всячески пытался уничтожить божественные указы и основы исламского государства. Это разрушающее тагутское правление сильно огорчало и приносило страдание и боль имаму.

Имам Хусейн, подобно своему брату имаму Хасану не имел возможности собрать достаточное число преданных сторонников и армию воинов, чтобы свергнуть незаконное правление.

Его светлость имам Хусейн знал, что стоит ему только открыто выступить и заявить о своих правах и целях, его тут же предадут смерти. Он прекрасно понимал, что от этого не будет пользы Исламу , поэтому, вынужден был набраться терпения и ждать.

До тех пор, пока Муавия был жив, имам Хусейн, подобно своему брату предпочитал избегать открытого столкновения с неправедной властью. Иногда в знак неодобрения имам критиковал правление Муавии.

В период, когда Муавия брал у людей присягу на верность своему сыну Язиду, его светлость имам Хусейн открыто выступил против его незаконных действий, наотрез отказавшись присягать Язиду, как халифу. Имам Хусейн заявлял Муавие об этом и даже в письменной форме критиковал его противозаконные действия . В свою очередь, Муавия не пытался насильно брать присягу с имама, так продолжалось до тех пор, пока Муавия был жив.

Восстание имама Хусейна

После смерти Муавии, на престол взошёл Язид, который называл себя «Повелителем правоверных». Для того, чтобы оправдать своё незаконное правление, он принимает решение написать послание известным и уважаемым людям, в котором призывал их признать его правление, тем самым, получить какую-то условную легитимность своей власти. Язид написал письмо управляющему Медины, в котором требовал от последнего взять присягу на верность ему у имама Хусейна, а в случае отказа убить его светлость. Наместник Медины сообщил имаму о приказе Язида, на что его светлость сказал: «Поистине, мы принадлежим Аллаху и к Нему наше возвращение. Нужно прощаться с Исламом, если исламской уммой будут управлять такие люди, как Язид» .

Его светлость имам Хусейн (да будет мир с ним!) прекрасно знал, что после отказа признать правление Язида, его дальнейшее пребывание в Медине станет очень опасным для жизни. Поэтому он, по воле Всевышнего, тайно ночью покидает Медину и направляется в Мекку. Весть о прибытии имама и его отказ присягнуть Язиду быстро распространилась в Мекке. Кроме того, эта новость быстро дошла и до Куфы . Куфийцы стали призывать имама приехать к ним в город и возглавить исламское государство. Тогда имам послал к ним своего уполномоченного Муслима ибн Акила (двоюродный брат имама), чтобы тот, побывав среди людей, осведомил имама о ситуации в городе. Когда Муслим достиг Куфы, он столкнулся с горячим приёмом его жителей, и многие тысячи людей стали присягать на верность Муслиму, как заместителю имама Хусейна. Тогда, Муслим написал письмо имаму, что люди готовы к его прибытию. Имам Хусейн хорошо знал куфийцев и помнил их неверность, религиозную слабость и трусость в период правления имама Али и имама Хасана. Нельзя было доверять искренности этого народа, но всё же, чтобы выполнить приказ Всевышнего, имам принимает решение направиться в Куфу.



Восьмой день месяца зульхиджи - день, когда все паломники направлялись в сторону Мины для совершения одного из обрядов хаджа . И каждый, кто отстал от процессии, старался присоединиться к остальным. Но его светлость имам Хусейн, находившийся в Мекке со своей семьёй и сподвижниками, покидает её именно в такое время и направляется в Ирак. Этим самым, имам, выполняя свой долг, хотел показать мусульманам, что сын Посланника Аллаха не признал официальную власть Язида, и не присягнул ему на верность, как это сделали многие, а восстал против тиранического режима.

В это время Язид узнал о пребывании представителя имама Хусейна Муслима ибн Акила в Куфе и о том, что многие присягнули Муслиму на верность как посыльному имама Хусейна.

Язид посылает в Куфу Убайдуллу ибн Зияда, который отличался своей низостью и был предан во всём династии Омейядов. Ибн Зияд, используя слабость в вере и трусость куфийцев, запугивая их, сумел добиться, чтобы люди оставили Муслима ибн Акила одного. Не подчинившись угрозам Ибн Зияда, Муслим вступает в неравную битву с солдатами и погибает, проявив мужество и отвагу. Мир, милость и приветствие Аллаха этому истинному и верному сподвижнику имама!



Ибн Зияд смог настроить неверных куфийцев против имама Хусейна. Дело дошло до того, что некоторые из тех, кто некогда писал имаму письма с просьбой приехать в Куфу, теперь, надев доспехи, ожидали прихода имама, дабы предать его смерти. Его светлость имам Хусейн с первой же ночи, как покинул Медину и на протяжении всего времени, что был в Мекке, а также по пути из Мекки в Кербелу, где пал мучеником, указывал, как косвенно, так и открыто, что его цель – показать людям подлинную сущность антиисламского деспотического режима Язида. Его цель - побуждение к добру и предостережение от недобрых дел. Его подвиг - противостояние угнетению. Имам подчеркивал, что кроме возрождения подлинной сущности Корана и религии Мухаммада (да благословит Аллах его и его семейство!), он не имеет никакой другой цели в своём восстании. Восстание было его религиозным долгом, даже если оно закончится смертью имама и его сподвижников, а также пленением его семейства.

Дорогой Посланник Аллаха, а также имам Али и имам Хасан неоднократно говорили, что в будущем имам Хусейн будет предан мученической смерти. Даже в день рождения имама Посланник Аллаха сказал, что Хусейн будет предан мученической смерти в Кербеле .

Его светлость имам Хусейн, также предвидел, что в этой поездке его ждёт мученическая гибель. Но он не был из тех, кто перед божественными указами будет думать о своей жизни или о своей семье. Имам был человеком, считавшим беды на пути Аллаха милостью, а мученическую смерть - счастьем (да будет вечный мир его светлости имаму Хусейну!).

Мученическая смерть имама Хусейна стала известна во всём исламском мире, и даже простые люди знали о подробностях того трагического сражения и последующих событиях, ибо многие слышали об этом ещё от Посланника Аллаха, Повелителя правоверных и имама Хасана (да будет мир с ними!).

Имам Хусейн говорил: «Всякий, кто готов отдать свою жизнь на нашем пути и встретиться с Господом, пусть отправляется в дорогу вместе со мной» . Многие из знакомых его светлости пытались препятствовать его продвижению в Куфу. Эти люди забыли, что имам Хусейн - сын Али ибн Аби Талиба и заместитель дорогого Пророка Ислама, и о том, что о своих религиозных обязанностях он осведомлён лучше, чем кто-либо другой. Всевышний Аллах возложил на него обязательство, и он не отстранится от него! Имам Хусейн продолжал свой путь вопреки осуждениям окружающих. Он пал мученической смертью вместе со своими верными сподвижниками и детьми. Каждый из его сподвижников был подобен яркой звезде. Они все погибли, но своей кровью превратили горячую землю Кербелы в красную пустыню тюльпанов, чтобы мы поняли - Язид (а также погрязшая в грехах династия Омейядов) не является заместителем Посланника Аллаха. Династия Омейядов и Ислам - несовместимы.

Поистине, если бы не мученическая смерть его светлости имама Хусейна, люди считали бы угнетателя и тирана Язида истинным заместителем Посланника Аллаха и халифом мусульман. Когда до людей доходила весть о разврате и аморальных качествах Язида, как бы они относились к Исламу? Потому что такой Ислам, представитель которого Язид, в глазах многих был бы также отвратителен, как и Язид.

Пречистое семейство дорогого имама Хусейна было захвачено армией Язида в плен. Оно донесло до людей последнее послание мучеников Кербелы.

Мы слышали и знаем, что крик угнетённого семейства Пророка, раздавшийся в различных городах, базарах, площадях, мечетях и пропитанном грехами дворце Ибн Зияда и презренного Язида, обнажил и показал простым и обманутым людям подлинное лицо угнетателей.

Этим самым, они доказали, что Язид, проводящий всё своё время в играх с собаками и пьющий вина, не имеет право на халифат. Их слова завершили послание его светлости имама Хусейна и подняли бурю в сердцах людей. Имя же Язида навсегда стало олицетворением самого низкого и отвратительного. Благодаря восстанию имама, все планы и дьявольские желания угнетателей были обращены в прах.

Посредством глубокого исследования восстания имама Хусейна, мы сможем ознакомиться с плодотворным и всесторонним влиянием этого движения.

Со дня гибели имама Хусейна и до сего времени его последователи, а также все те, кто ценят и уважают подлинное человеческое величие, облачаются в чёрные одежды и, оплакивая, проводят день мученической смерти имама в трауре и печали, выражая тем самым свою величайшую скорбь. Наши непорочные имамы всегда призывали сохранять память о событиях Кербелы. Наши имамы не только совершали зиярат к месту гибели имама Хусейна и его верных сподвижников и проводили траурные церемонии по этому поводу, но также указывали на большую важность проведения подобных церемоний.

Так Абу Аммар говорит: «Как-то я посетил имама Садыка. Он попросил: «Прочти нам стихи об имаме Хусейне». Когда я начал читать стихи, имам стал плакать. Я читал, имам же плакал, да так, что его голос был слышен вне дома. Когда же я закончил читать стихи, имам сказал мне о важности и большом воздаянии тому, кто читает траурные панегирики, и тем самым побуждает людей плакать по погибшему имаму Хусейну .

Также имам сказал: «Не подобает проливать слёзы и проявлять нетерпение по какому-либо горю, разве что по трагедии, которая случилась с имамом Хусейном ибн Али, вознаграждение, за которое будет бесценным» .

Его светлость имам Бакир аль Улум сказал Мухаммаду ибн Муслиму, одному из своих сподвижников: «Скажи нашим последователям, чтобы они посещали могилу имама Хусейна, ибо для каждого человека с верой в наше руководство (имамат) - это дело является важным» .

Его светлость имам Садык сказал: «Поистине, посещение могилы его светлости имама Хусейна превыше всякого деяния» .

В действительности, посещение могилы имама Хусейна является великой школой, которая обучает человечество урокам веры и праведности. Эта школа направляет человеческий дух на невиданные высоты чистоты и преданности божественному пути. Оплакивание имама Хусейна, а также посещение могилы его светлости имеет огромное значение в духовном воспитании. Но необходимо знать, что будет неправильным уделять всё своё внимание только этим обрядам, ибо эта церемония и религиозная философия воспитывает в человеке, прежде всего, защиту религиозных законов, преданность и жертвенность во имя религии. Мы должны обучаться человечности в школе имама Хусейна. Наши сердца должны быть свободны от всего, что вне Бога, если бы мы уделяли своё внимание только внешней форме и обрядам, то благородные цели восстания имама Хусейна были бы забыты.

Как мы говорили во многих наших исследованиях, Библия — включая как Ветхий, так и Новый завет — содержит недвусмысленные предсказания о приходе Последнего Пророка (С) и двенадцати Имамов его рода.

В главе 17 «Книги Бытия» сказано о завете Бога с Авраамом-Ибрахимом:

«Аврам был девяноста девяти лет, и Господь явился Авраму и сказал ему: Я Бог Всемогущий; ходи предо Мною и будь непорочен; и поставлю завет Мой между Мною и тобою, и весьма, весьма размножу тебя. И пал Аврам на лице свое. Бог продолжал говорить с ним и сказал: Я – вот завет Мой с тобою: ты будешь отцом множества народов, и не будешь ты больше называться Аврамом, но будет тебе имя: Авраам, ибо Я сделаю тебя отцом множества народов; и весьма, весьма распложу тебя, и произведу от тебя народы, и цари произойдут от тебя; и поставлю завет Мой между Мною и тобою и между потомками твоими после тебя в роды их, завет вечный в том, что Я буду Богом твоим и потомков твоих после тебя ».

И в этой же главе говорится:

«И об Исмаиле Я услышал тебя: вот, Я благословлю его, и возращу его, и весьма, весьма размножу; двенадцать князей родятся от него; и Я произведу от него великий народ » (Книга Бытия, 17: 20).

Исмаил – это сын Авраама (Ибрахима), родоначальник арабов и, соответственно, предок пророка Мухаммада (С); «великий народ» - это сами арабы, идущие от Исмаила, а «двенадцать князей» - это двенадцать Имамов пророческого рода.

В еврейском оригинале есть один момент, который обычно ускользает от внимания переводчиков. Посмотрим на транскрипцию стиха: Ule-Yishma"el shmatika hineh berachti oto vehifreyti oto vehirbeyti oto bi mehad mehad shneym-ashar nesi"im yulid unetativ legoy gadol.

Выражение «bi mehad-mehad» никак не передано ни в одном из известных нам переводов: ни в русском, ни в английском, ни в немецком, ни в персидском. Тут «би» - это предлог, означающий «через» (посредство действия), как и в арабском, а «Мехад-мехад» похоже на имя человека. Любой знающий арабский поймет смысл слов этого стиха, потому что арабский и иврит близки. Буквальный дословный перевод будет звучать так: «И Исмаил – Я услышал тебя о нём. Вот, Я благословил его, и Я сделаю его плодоносным, и Я размножу его через Мехад-мехада . Двенадцать вождей будут рождены от него, и Я сделаю его великим народом ».

«Мехад-мехад» - это искажённое «Мухаммад» (С). Стих говорит о том, что через него потомки Исмаила (А) будут размножены, и от него родятся двенадцать вождей (имамов).

Через упоминание «Мехад-мехада» в этом стихе опровергается иудейская (и суннитская) версия о том, что тут имеются в виду не шиитские Имамы (А), а двенадцать сыновей самого Исмаила (А), чьи имена перечислены в той же книге несколько ниже по тексту.

Некоторые формулировки в сегодняшней Библии подразумевают, что завет идет только через Исаака, но приведённые выше слова ясно показывают, что сюда входят все потомки Авраама (А), включая Исмаила: «и поставлю завет Мой между Мною и тобою и между потомками твоими после тебя в роды их, завет вечный» . Поэтому ясно, что завет Авраама с Богом исполняется с приходом двенадцати Имамов.

Аврааму было велено принести своего сына в жертву. Будучи послушным Богу, он приготовил Исмаила к жертвоприношению, когда Всевышний заменил его «великой жертвой»: «Мы искупили его великой жертвой. И оставили её для последних (поколений) » — сказано в Коране (37: 107-108). Баран, которым был заменён Исмаил, стал символом Великой жертвы, оставленной для «последних поколений» — жертвы Хусейна (А). Надо было подождать явления универсального Пророка и третьего из «двенадцати князей», чтобы обещание исполнилось.

В хадисе от Имама Резы (А) сказано, что Бог в награду за скорбь Ибрахима (А) по Хусейну (А) заменил его скорбь по Исмаилу (А). Ритуалы хаджа развёртываются на том же месте, где Ибрахим хотел принести в жертву своего сына. Напоминание о Великой жертве совершается с помощью убоя животного, чьё мясо раздаётся бедным. Сам хадж, таким образом, есть не что иное, как воспроизведение завета Ибрахима, который исполняется через приход Мухаммада (С) и двенадцати Имамов, третий из которых — Хусейн (А).

Во время символического жертвоприношения хаджа голова должна быть обрита. Во многих культурах обритая голова — это знак траура, как и одежда из сшитых кусков, подобная той, в которую облекаются паломники. Кроме того, белый цвет — это цвет погребального савана. Как бы в напоминание завета с Авраамом, все мужчины-участники хаджа также должны быть обрезаны.

В библейской книге пророка Исайи сказано:

«И Господь, Господь Саваоф, призывает вас в этот день плакать и сетовать, и побрить волосы и одеть на себя лоскуты » (22: 12).

Исмаил, оставленный в пустыне, испытывал жажду, но она была утолена из источника Зам-Зам. Он должен был быть принесён в жертву, но в последний момент оказался спасён. Однако жажда Хусейна (А) не была утолена, и его жертва стала не символической, а реальной. Мы должны обращать внимание на такие намёки, разбросанные на протяжении всей священной авраамической истории. Кербела есть глубинный смысл хаджа.

В первой книге Библии есть одно загадочное, мистическое место, подробное толкование которого мы давали . В 49-й главе «Книги Бытия» Иаков-Исраиль (Йакуб), умирая, собирает своих сыновей и говорит им: «Соберитесь, и я возвещу вам, что будет с вами в грядущие дни ». А потом говорит: «Скипетр всегда останется с коленом Иуды (то есть с иудеями, потомками Иуды), и в семье его всегда будет законодатель, пока не придёт Шелох, которому станут повиноваться и служить народы » (49: 10-12). Таинственное слово «Шелох», которое нигде больше не встречается в Библии и не имеет точного перевода, по смыслу должно означать кого-то , кто придёт в последние времена и не будет из числа иудеев. Возможно, Шелох — это тот же самый Пророк, «подобный Моисею», упомянутый во «Второзаконии»: «Пророка из среды тебя, из братьев твоих, подобного мне, воздвигнет тебе Господь Бог твой, - его слушайте » (18: 15). «Из братьев твоих » - значит из числа потомков Авраама (А) от Исмаила (А), как говорится в другом месте про него: «Жить будет он (Исмаил) пред лицом всех братьев своих » («Бытие», 16:12). Вероятна и другая версия, согласно которой Шелох — это один из тех самых «двенадцати князей», и прежде всего последний из них, Имам Махди (А).

Наша версия толкования слова «Шелох» состоит в том, что первая буква „ш“ - это сокращённая форма местоимения „ашер“, то есть „он“, а „лох“, как и в арабском, означает „ему“. В этом случае перевод стиха будет звучать так: «Скипетр всегда останется с коленом Иуды, и в семье его всегда будет законодатель, пока не придёт ТОТ, КОМУ ЭТО ПРИНАДЛЕЖИТ, которому станут повиноваться и служить народы».

Иначе говоря, пророчество и царство в колене Израиля — это лишь временная доверенность: до тех пор, пока не придёт «тот, кому это принадлежит» и кому «станут повиноваться и служить народы».

История Кербелы начинается с Исмаила, продолжается Хусейном и заканчивается Махди — печатью преемников, «тем, кому это принадлежит», завершающим авраамический цикл, ставящим точку в конце великого испытания, которым была символическая жертва Исмаила и великая жертва Хусейна (А). Авраам и Исмаил положили начало этой истории, а Хусейн подготовил и снарядил войско для её финальной победы, когда придёт Избавитель. Обряды хаджа, совершаемые в конце мусульманского года, воспроизводят начало завета, а траурные церемонии Ашуры, приходящиеся на начало нового года, — его исполнение, ибо армия Имама Махди (А) собирается в великих обрядах траура по «великой жертве» Хусейна (А). Хусейн вышел из Мекки, от Каабы в начале хаджа — и пошёл в Кербелу. Может быть, поэтому зиярат Кербелы выше хаджа, согласно многим хадисам.

В книге пророка Иеремии о трагедии Кербелы говорится:

«И меч будет пожирать, и насытится и упьется кровью их; ибо это Господу Богу Саваофу будет жертвоприношение в земле северной, при реке Евфрат » (46: 10).

Евфрат — это Фурат, река, при которой был убит Имам Хусейн (А). Поскольку же этот отрывок помещён в контекст мотивов мести, многие считают, что речь тут идёт о приходе Махди. В «Книге Бытия» Шелох «моет в вине одежду свою и в крови гроздов одеяние своё », где вино — это традиционный символ крови — крови, пролитой ради священной мести.

Другое пророчество об убийстве Хусейна (А), сопряжённом с итоговой местью за его кровь, мы встречаем в Новом завете, в Апокалипсисе, в образе снятия шестой печати:

И когда Он снял шестую печать, я взглянул, и вот, произошло великое землетрясение, и солнце стало мрачно как власяница, и луна сделалась как кровь. И звезды небесные пали на землю, как смоковница, потрясаемая сильным ветром, роняет незрелые смоквы свои. И небо скрылось, свившись как свиток; и всякая гора и остров двинулись с мест своих. И цари земные, и вельможи, и богатые, и тысяченачальники, и сильные, и всякий раб, и всякий свободный скрылись в пещеры и в ущелья гор, и говорят горам и камням: падите на нас и сокройте нас от лица Сидящего на престоле и от гнева Агнца; ибо пришел великий день гнева Его, и кто может устоять? »

Третьего шаабана четвертого года лунной хиджры в городе Медине в семье Фатимы и Али родился ребенок.
Это был их второй ребенок. Великий Пророк ислама (да благословит Аллах его и род его) обожал этих детей и молился за них. В священном Коране приведены аяты, в которых Всевышний называет членов непорочной семьи Пророка святыми и безгрешными. 33 аят суры "Соумышленники"гласит:
…Ведь Он лишь хочет снять с вас скверну,
(Очистить) дом его семьи,
И всех вас полным очищением очистить.

Мать младенца – Фатима (мир ей) была дочерью Пророка. Она считается самой идеальной и совершенной женщиной в истории человечества. Бог в суре "Коусар" описывает ее превосходные качества и добродетели. Отец ребенка – Али (да будет мир с ним) был первым, кто принял исламскую религию. Он славился своей храбростью и красноречивостью, и был отважным защитником исламской религии.
В тот же день новорожденного принесли к Пророку, и Али со всем уважением попросил его светлость Мухаммеда выбрать для него имя. Пророк ислама назвал его Хусейном.
Мы поздравляем всех вас с годовщиной дня рождения Хусейна ибн Али, внука великого Пророка (да благословит Аллах его и род его).

Все знали об огромном внимании, которое божий Посланник уделял Хусейну. Известная египетская ученая Бент аш-Шати по поводу безграничной любви Пророка к имаму Хусейну и его брату имаму Хасану пишет: "Имена Хасан и Хусейн были столь благозвучны для Пророка, что безустанно повторял их имена. Он называл их своими сыновьями. Всевышний одарил Фатиму поистине божественной милостью, продолжив пророческий род в ее семье".
Привязанность Пророка к этим двум мальчикам была вызвана не только родственной связью, ибо, как говорится в Коране, поведение и высказывания Посланника божьего не отражает его личные интересы. Любовь Пророка к ним основана на их особом положении в исламской умме. Сердце его светлости Мухаммеда переполняла любовь к Хасану и Хусейну. Он говорил: "Те, кто любит Хасана и Хусейна, любят меня. Те, кто будет враждовать с ними, будет моим врагом".
Его светлость Мухаммед считал Хасана, Хусейна, Али и Фатиму самыми близкими к себе людьми.
Но счастливые детские годы Хусейна пролетели очень быстро. Ему было всего лишь 6 лет, когда скончался великий Пророк. Перед тем, как покинуть этот бренный мир, его светлость завещал людям всех поколений любить и почитать членов его непорочного семейства.

Спустя годы с момента кончины его светлости Мухаммеда, Али стал повелителем исламского общества. В период его правления Хусейн во всех политических и военных сражениях был верным помощником и сподвижником своего отца Али. В эти годы он вместе со своим братом доказал свою отвагу и мужество в боях против угнетателей и врагов ислама.
После мученической смерти отца (имама Али) в период, когда Хасан был духовным лидером общества, Хусейн проповедовал истинные ценности божьей религии. Когда его брат Хасан пал мученической смертью, он взял в свои руки знамя предводителя мусульман всего мира. Его славная жизнь завершилась легендарным эпосом в пустыне Кербела. Жизнь и деятельность имама Хусейна стали бессмертным эталоном для будущих поколений.
Безусловно, Пророк и его непорочная семья навечно будут лучшим примером для всего человечества. Познание Пророка и его непорочной семьи создает образец совершенной формы жизни для всех людей.
Поведение имама Хусейна было пропитано добротой и милосердием. Под сенью безграничной любви к Богу он призывал людей к богослужению. Об образе жизни имама Хусейна можно указать на следующий рассказ, запечатленный на страницах истории:

Как-то в Медину приехал один из жителей Сирии по имени Эсам. В городе он увидел человека, отличающегося своей внешностью и поведением от других. Он спросил, - Кто это? Ему ответили, что это Хусейн ибн Али. Под влиянием ядовитой пропаганды Омеядов, Эсам был настроен против имама Хусейна. Он подошел к его светлости и начал сквернословить и осыпать его бранными словами. Очень спокойно, без капельки гнева, имам посмотрел на Эсама добрым взглядом и произнес несколько коранических аятов. Затем имам молвил: "Чем могу я тебе помочь? Ты, наверное, сириец?". Эсам ответил: "Да". Тогда имам сказал: "Я знаю причину твоей неприязни. Как бы то ни было, ты сейчас на чужбине и ты – гость нашего города. Если ты нуждаешься в чем-либо или тебе негде приютиться, мой дом в твоем распоряжении".

Доброжелательность и искренность имама Хусейна (ДБМ) оказали неизгладимое впечатление на сирийца. Эсам впоследствии рассказывал об этом: "В тот миг я хотел провалиться сквозь землю от стыда. До тех пор, пока я не познакомился лично с Хусейном ибн Али, я испытывал глубокую неприязнь к Хусейну и его отцу. Но он своим добрым нравом показал мне всю глубину моих заблуждений. Ныне для меня нет никого милее на свете, чем Хусейн и его отец Али".

Имам Хусейн на протяжении своей насыщенной событиями жизни приложил много усилий к пробуждению остывших сердец и направлению их на путь истины. На пути защиты исламских учений и распространения религиозных предписаний среди народных масс имам Хусейн (ДБМ) пожертвовал своей жизнью. Не будь восстания Хусейна ибн Али, то в скором времени от истинного ислама осталось бы лишь одно воспоминание. Ибо порочный омеядовский правитель Язид ибн Муавия стремился искоренить религиозные ценности. В те времена сторонники религии и человеческих ценностей подвергались всяческим притеснениям и унижениям со стороны Омеядов. Они внедряли в общество безнравственность и распущенность, и боролись с божественным учением. В подобной среде целью борьбы имама Хусейна (ДМБ) было определение для общества четких границ между добром и злом.

Своим легендарным восстанием, стоившим ему жизни, его светлость Хусейн разорвал цепи, связывающие священную религию ислама. Своим героическим поступком он укрепил основы небесной религии. Поэтому легендарный эпос имама Хусейна, словно магнит притягивает сердца свободолюбивых людей всего мира. Душа Хусейна ибн Али была переполнена такими качествами, как преданность, великодушие, мужество, стойкость и безграничная любовь к Всевышнему.

Мы вновь поздравляем вас с наступлением годовщины дня рождения Хусейна ибн Али, и предлагаем вашему вниманию несколько ценных изречений его светлости:
Тому, кто запутался в суете сует и не знает выхода из тупика, следует выбрать путь доброты и милосердия, чтобы выпутаться из лабиринта.
Пять божьих даров, которые делают жизнь человека полноценной, – это разум, вера, воспитание, скромность и достойное поведение.
О люди, не забывайте моральные ценности, стремитесь накопить капитал для вечной жизни, помогайте даже отчаявшимся людям.