Сколько безработных в беларуси. Пособие по безработице в республике беларусь


Безработица в Беларуси имеет свои индивидуальные особенности. И хотя её уровень достаточно высок, тенденции к сокращению уже намечаются. Государственная поддержка помогает своим гражданам пережить нелёгкие времена. Одна их ключевых задач – сократить безработицу путём создания новых рабочих мест и стимулирования малого бизнеса.

Некоторые не хотят выполнять обязательные общественные работы и отказываются от услуг службы занятости в пользу самостоятельного поиска работы. Других просто не прельщает низкое пособие. Получается, что в службу занятости обращается лишь малая часть реальных безработных.

Если использовать другие расчёты, получаются совершенно другие цифры. В Беларуси зарегистрировано 5,5 млн. работоспособного населения. Из них официальную работу имеют только 4.5 млн. Получается, целый миллион людей не имеет работы.

Некоторые белорусы , как правило, не имея на то разрешения. Другие заняты в теневом секторе экономики, то есть работают без трудового договора. Это спасает от налогов, но рабочий стаж не засчитывается. Многие жители сельской местности также не имеют работы и кормятся только с подсобного хозяйства. Для всех этих категорий регистрация в службе занятости не имеет никакого смысла.

Особенности белорусской безработицы

Особенности безработицы в республике Беларусь — это её тендерный характер. Работоспособными в Беларуси считаются все граждане, достигшие 16 лет. Порог трудоспособности у женщин – 55 лет, а у мужчин – 60 лет. Безработными признаются все, кто не имеет работы.

В то же время к категории работающих относят и тех, кто работает неполный день или находится в вынужденном отпуске. Занятыми считаются и все индивидуальные предприниматели. Размер дохода или его полное отсутствие не имеют никакого значения, получить пособие по безработице уже не получится.

В Беларуси имеют работу в основном мужчины средних лет. Женщины официально имеют равные права, но в условиях выбора приоритет отдаётся мужчинам. Это порождает множество проблем в социальной сфере, одна из них — женский алкоголизм. Он разрушает жизнь не только женщины, но и её детей. Беременность часто протекает с осложнениями и велики риски врожденных болезней. Молодые девушки всё чаше становятся ночными бабочками, чтобы хоть как-то содержать себя и семью.

Ещё одна глобальная проблема – безработица среди молодёжи. Безработными оказываются как одинокие, так и те, кто уже создал семью. Это сильно подрывает атмосферу благополучности. Такое положение вещей способствует росту преступности и социальной апатии в молодёжной среде.

Жертвами безработицы становятся и пожилые люди. В случае потери работы им гораздо сложнее найти новое место. Сложности обучения и адаптации в новых условиях становятся камнем преткновения.

Размер выплат

В 2020 году пособие было вновь повышено:

  • 178, 5 тысяч белорусских рублей первые 13 недель после постановки на биржу труда. 147 тыс. бел. руб. ещё 13 недель. Эта сумма предназначена тем, кто ещё никогда не работал, и тем, кто не работал последний год и имеет общий стаж меньше 12 недель.
  • 210 тыс. бел. руб. — первую половину срока выплат и 157 500 в оставшееся время получают следующие категории:
    • отработавшие в течение последнего года менее 12 недель;
    • перерыв в трудоустройстве 12 месяцев, но общий стаж больше года;
    • получающие пособие и одновременно отрабатывающие на общественных работах с оплатой.
  • Те, кто работал до обращения в службу занятости. При этом не имеет значения, работал он полный рабочий день или только с частичной занятостью. Сумма выплат в первый период будет 70% от уровня заработной платы на последнем месте. Вторые 13 недель – 50%. Но получаемая сумма не может быть больше 420 00 бел. руб. и не меньше 210 тыс. бел. руб.

Есть случаи, когда пособие по безработице может быть увеличено:

  • На 10%, если есть дети до 14 лет или дети-инвалиды до 18 лет;
  • На 20% пособие повышается для многодетных родителей.

Выплаты можно получать не больше 26 недель в год. Чтобы пособие начислялось в срок, нужно регулярно являться в службу занятости и приходить при наличии вакантных мест.

Люди пенсионного возраста, не выходящие на пенсию, также могут получить пособие по безработице. При этом срок выплат возрастает на 2 недели за каждый год, превышающий пенсионный возраст. Это же правило работает и в отношении тех, кто может уйти на пенсию раньше общего срока.

Возможные причины отказа

В выплате государственного пособия безработным могут отказать. Для этого прописано несколько возможных причин:

  • Расторжение бессрочного трудового договора по инициативе работника. Если человек теряет рабочее место по своей инициативе, он должен сам нести ответственность за своё решение.
  • Увольнение с предыдущего места работы за невыполнение должностных обязанностей, прописанных в трудовом договоре.
  • Увольнение за прогулы. Прогулом считается отсутствие на работе без уважительной причины более 3 часов.
  • Увольнение за появление на работе в нетрезвом виде, употребление на рабочем места алкоголя или наркотиков.
  • Воровство имущества нанимателя, предприятия или других сотрудников с установленным решением суда.
  • Нарушение правил безопасности, которые повлекли за собой получение физического вреда или смерть другого сотрудника.
  • Непредставление в налоговую службу декларации о доходах.

При отказе от выплат безработный может снова пойти в службу занятости с письмом.

Пособие могут назначить, если соискатель согласится трудиться на благо общества в течение 22 дней.

Материальная помощь

Кроме стандартного пособия, безработные в Беларуси могут рассчитывать на дополнительную материальную помощь. нестабилен. Всего в течение 2020 года можно получить до 1260 тыс. бел. руб. Эта выплата может быть как в период обучения, так и по иным причинам. Для получения государственных выплат в дополнении к пособию по безработице нужно выполнить ещё несколько условий.

Сумму семейного дохода нужно разделить на каждого её члена с учётом всех материальных поступлений за последние 3 месяца. Итог не должен превышать прожиточного минимума, установленного в регионе. Участие в оплачиваемых общественных работах. Подающий документы на материальную помощь должен в течение года не иметь следующих нарушений:

  • Занятость на временной работе без уведомления органов службы.
  • Неявка в органы социальной защиты без уважительной причины, документально подтвержденной. Ими могут больничный или болезнь ребёнка младшего возраста.
  • Невыполнение общественных работ без уважительной причины. Любые причины должны быть подтверждены документально.
  • Игнорирование направлений на собеседование по устройству на работу. В случае невыхода на связь с работодателем в течение 3 дней.
  • Отказ от направления на курсы переквалификации или на работу. Это явное нежелание устраиваться на работу.
  • Нарушение дисциплины, плохая успеваемость, прогулы занятий по переподготовке или повышению квалификации. Недобросовестность со стороны соискателя карается лишением материальной помощи.

Для получения материальной помощи нужно представить справку о доходах, о составе семьи, а также заполнить заявление. Заявление заполняется на месте, на готовом бланке.

В течение 5 дней работники службы занятости должны принять решение и оповестить о нём.

На конец февраля 2016 года официальный уровень безработицы в Беларуси составил 1,1% экономически активного населения страны. Годом ранее этот показатель и вовсе равнялся 0,8%. Тем не менее эксперты утверждают, что на самом деле безработных в Беларуси больше. Так ли это на самом деле, выясняла DW.

Тревожные сообщения

Уже в прошлом году, несмотря на то, что это был год президентских выборов, с разных белорусских предприятий то и дело поступала информация о сокращении персонала. Например, только на ОАО "Гродно Азот", крупнейшем в Европе производителе азотных удобрений, под сокращение попали 309 человек, в организации "Гроднопромстрой" - 379, а в "Гроднооблсельстрой" - 257 сотрудников. На Кричевском цементном заводе сократили тысячу человек. Более чем на тысячу работников стало меньше на Минском автозаводе (МАЗ).

При этом Белстат сообщает, что на 1 января 2016 года число официально зарегистрированных безработных в стране составило 43,3 тысячи человек. По оценкам экспертов, если сохранится нынешняя тенденция, когда прекращают свою деятельность многие индивидуальные предприниматели, количество безработных по итогам текущего года может увеличиться почти в три раза. Однако насколько отражает реальную ситуацию официальная статистика?

Кого считают безработным

Экономист Лев Марголин обращает внимание на то, что методика учета Минском безработных существенно отличается от принятой в Евросоюзе. Безработными в Беларуси считаются только люди, ставшие на учет в бюро по трудоустройству. Во-первых, обращает внимание эксперт, есть ограничения по времени нахождения на таком учете. Если срок закончился, а безработный не выбрал для себя из предлагаемых новое место работы, его с такого учета снимают.

Во-вторых, чтобы оставаться на учете, надо несколько дней в месяц участвовать в общественных работах. В-третьих, в месяц официально безработный получает пособие в размере 420 тысяч белорусских рублей (около 20 евро).

"Все эти обстоятельства явно не способствуют тому, чтобы люди регистрировались в службах занятости", - объясняет Марголин. Бывший министр труда Александр Соснов указывает, что пособие по безработице в Беларуси является самым низким среди бывших советских республик.

Другая статистика

По мнению Льва Марголина, более реальные показатели занятости дает другая статистика. В Беларуси 5,5 миллиона человек трудоспособного возраста, из которых в разных сферах деятельности заняты лишь 4,5 миллиона. Получается, что около миллиона человек, по выражению Марголина, "просачиваются между пальцев у статистиков".

Большинство из незанятых, продолжает Лев Марголин, можно разделить на три группы. Это те, кто работает за границей, причем большей частью нелегально. Те, кто занят в так называемом сером секторе - оказании услуг и производстве товаров без официальной уплаты налогов. И, наконец, белорусы, которые живут за счет своего подсобного хозяйства.

"Если бы было желание определить реальное количество безработных в стране, это было бы просто сделать, но полученные цифры означали бы крах всей системы так называемого социально-ориентированного государства, которое создавал и до сих пор так расхваливает Александр Лукашенко", - полагает экономист.

Будут ли рабочие места

Президент Беларуси на последнем совещании с правительством 12 апреля потребовал создать 50 тысяч новых рабочих мест. "Кроме того, мы продолжим уделять самое пристальное внимание социальным вопросам, в том числе трудоустройству молодежи и созданию новых рабочих мест. Мы всячески, не взирая ни на какие рыночные принципы, будем требовать от руководителей и создавать условия для бизнеса для того, чтобы они создавали рабочие места", - подчеркнул Лукашенко.

Контекст

Александр Соснов уверен, что это пустые слова главы государства: "Наши люди во власти в силу своего воспитания и образования представляют себе, что если дать команду, то чиновник побежит и создаст рабочее место. Это утопия и розовые мечты недалеких людей". На самом деле, продолжает Соснов, чтобы создать новые рабочие места, нужно сначала создать условия для тех, кто может это сделать. "А белорусские чиновники этого не умеют, что продемонстрировали последние двадцать с лишним лет нахождения у власти нынешнего руководства страны", - подчеркивает экс-министр.

Сокращения не спасут предприятия

По словам Льва Марголина, сокращения персонала на госпредприятиях происходят потому, что на складах накопилось слишком много готовой продукции. Она не продается, поскольку, как выразился Марголин, основной рынок сбыта - Россия - находится в таком же депрессивном состоянии.

Единственный способ продать подобную продукцию - снизить ее себестоимость, советует экономист. "Но реально снизить себестоимость в наших условиях можно только за счет зарплаты. А это значит, что нужно уменьшать либо средний заработок рабочего, либо количество таких людей. И предприятия сейчас используют оба этих способа", - констатирует Марголин. В свою очередь Александр Соснов уверен, что сокращение персонала не улучшит положение, "потому что предприятия госсектора неэффективны по определению".

По темпам роста безработицы Беларусь вышла в лидеры в СНГ. За последний год количество официально зарегистрированных безработных в стране выросло на 37,1%. А вот по размеру пособия, которое выплачивается безработным, Беларусь остается в аутсайдерах.

Рост безработицы на фоне карикатуры

По данным Статкомитета СНГ на 1 апреля, в Беларуси за последние 12 месяцев темп роста количества безработных оказался самым высоким в сравнении с другими государствами постсоветского пространства.

Так, если в Беларуси количество безработных увеличилось на 37,1%, то в Казахстане - на 23%, в Молдове - на 22,8%, в Армении - на 11,5%, в Азербайджане - на 11%, в России - на 6%. В Таджикистане (по состоянию на 1 марта) количество безработных снизилось на 0,6%, в Кыргызстане - на 2,1%, в Украине - на 7,7%.


*данные на 1 апреля 2016 года
**данные на 1 марта 2016 года
Источник: Статкомитет СНГ

Весьма показательно и сопоставление Беларуси с другими странами постсоветского пространства по размеру пособия, которое выплачивается безработным. Если в Азербайджане безработные получают пособие в размере 162 долларов в месяц, в Молдове - 69 долларов, в Украине - 59 долларов, то в Беларуси - всего лишь 13 долларов.

К слову, бюджет прожиточного минимума, учитывающий минимальный набор продуктов питания, необходимых для сохранения здоровья, установлен в Беларуси на отметке 1,64 млн рублей (в эквиваленте - около 80 долларов). Таким образом, пособие по безработице сегодня - всего лишь примерно 15% бюджета прожиточного минимума.

Хотя во многих странах пособие по безработице привязано к размеру заработной платы и является одной из важнейших мер поддержки безработных.

«Это тот институт социальной защиты, который должен помогать безработным пережить сложный период. Размер нынешнего пособия, которое составляет около 260 тысяч рублей - карикатура на тот институт, который должен защищать людей в случае потери работы», - считает старший исследователь Центра социально-экономических исследований (CASE Беларусь) Владимир Валетко .

Рост безработицы в стране обусловлен неблагоприятной ситуацией в экономике. При этом эксперт отмечает, что, поскольку пособие по безработице чисто номинальное, большой мотивации регистрироваться в качестве безработных у людей, потерявших работу, нет.

В этой связи белорусские экономисты считают, что реальные масштабы безработицы отражает не официальная статистика (на 1 мая - 1,2% к численности экономически активного населения), а данные выборочного обследования домашних хозяйств, которые позволяют оценить масштабы скрытой безработицы. Такие обследования домашних хозяйств в Беларуси проводятся Национальным статистическим комитетом с 2012 года, однако их результаты засекречены.

«Разумеется, данные о безработице, собираемые на основании выборочных обследований домашних хозяйств, более точно отражают ситуацию с безработицей в стране. Единственная цифра из этих обследований, которая стала публичной в 2012 году благодаря Нацбанку, свидетельствовала о том, что размер безработицы у нас уже тогда был 5,3%», - вспоминает Владимир Валетко.

Согласно оценке Международной организации труда, в 2014 году безработица в Беларуси составляла 5,9%. Сегодня, считают эксперты, уровень безработицы еще более увеличился. Косвенные данные позволяют наблюдать эту тенденцию.

Так, согласно последним официальным данным, в марте было уволено 56 тысяч работников, а трудоустроено - только 40,2 тысячи человек.

«Таким образом, численность уволенных была заполнена в марте вновь принятыми работниками только на 71%. В январе этот показатель составлял 83%, в феврале - 84%. Из этой динамики видно, что ситуация с занятостью в первом квартале усугублялась», - отмечает Владимир Валетко.

Мировой опыт, который Беларусь не использует

Эксперты белорусских исследовательских организаций констатируют, что население испытывает серьезные сложности с трудоустройством. При этом наблюдатели предполагают, что ситуация на рынке труда будет оставаться напряженной, поскольку государство сегодня предприятий, что с высокой вероятностью приведет к снижению занятости в реальном секторе.

В этой связи, считают белорусские экономисты, необходимо создать реальные механизмы социальной защиты населения, поскольку нынешний размер пособия является крайне слабым утешением для безработных.

«Если говорить о долгосрочной перспективе, можно вести речь о внедрении системы страхования по безработице. Такая система, которая была успешно применена в Чили, предполагает, что не только государство и работодатель, но и работник участвуют в формировании так называемой подушки безопасности на случай утраты места работы», - рассказывает эксперт Белорусского экономического исследовательско-образовательного центра (BEROC) Мария Акулова .

Упомянутый механизм предусматривает, что в случае потери работы первые пять месяцев безработный получает пособие из государственного источника, а затем - из собственных накопленных средств. Как показала чилийская практика, данный механизм страхования повышает уровень заинтересованности в ускоренном трудоустройстве.

«Однако данный механизм можно внедрять лишь в условиях длительной макроэкономической стабильности, поэтому в Беларуси его можно рассматривать лишь как потенциально возможный», - уточняет Мария Акулова.

В краткосрочной перспективе, считает экономист, следует повысить размер пособия по безработице для оказания поддержки людям, оставшимся без работы, и одновременно с этим создать благоприятные условия для стимулирования самозанятости населения.

«Вместо субсидирования неэффективных госпредприятий высвобожденные средства можно направить на стимулирование самозанятости населения. Этот опыт является достаточно популярным и был успешно применен в Германия. Он предполагает выплату определенной субсидии на создание и развитие бизнеса, а также предоставление налоговых каникул на фиксируемый период», - пояснила Мария Акулова.

Пока же белорусское правительство прорывных решений в этом направлении не приняло. Нет даже конкретных планов по повышению пособия по безработице. В условиях, когда полные данные о безработице скрываются, государству можно делать вид, что необходимость в переменах отсутствует.

ПРИЧИНЫ БЕЗРАБОТИЦЫ В РБ.

Все имеющиеся взгляды на причины безработицы в странах СНГ, в частности в Республике Беларусь, можно сгруппировать следующим образом.

Во-первых , причиной безработицы может стать относительно избыточное население, «лишнее» по сравнению с достигнутым уровнем национального производства. Этот фактор безработицы особо силен в развивающихся странах.

Во-вторых , безработица может быть результатом изменений в структуре экономики, в том числе - в технологии (структурная безработица). Эта безработица является временной, т.к. на смену старым отраслям и производствам приходят новые.

В-третьих , безработица может временно увеличиться из-за естественных желаний людей найти работу «по душе», с лучшими условиями труда и оплаты (фрикционная безработица).

В-четвертых , особо сильное увеличение уровня безработицы происходит в результате циклического спада в экономике. Этот вид безработицы является наиболее опасным, так как возникает замкнутый круг: падение производства – безработица – уменьшение общего уровня доходов – снижение совокупного спроса – падение производства – безработица и т.д.

В-пятых , генератором безработицы может стать активное вмешательство государства и профсоюзов в отношения между наемным работником и работодателем, что приводит к рыночной негибкости заработной платы и заставляет предпринимателей решать проблему достижения максимальной прибыли путем сокращения занятости.

Все эти причины безработицы влияют на размер и динамику безработицы.

ОСОБЕННОСТИ И ДИНАМИКА БЕЗРАБОТИЦЫ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ.*

Анализ данных приведенных в статье «количество безработных будет расти» позволил получить информацию по особенностям безработицы в РБ.

Осуществляемый в настоящее время переход к рыночным отношениям связан с большими трудностями, возникновением многих социально-экономических проблем. Одна из них - проблема занятости, которая неразрывно связана с людьми, их производственной деятельностью.

Рынок предъявляет и требует совершенно иного уровня трудовых взаимоотношений на каждом предприятии. Однако, пока не созданы эффективные механизмы использования трудовых ресурсов, возникают новые и обостряются старые проблемы занятости, растет безработица.

Как отметил заместитель министра труда и социальной защиты страны [Валерий Павлов], с 1997г. наметились позитивные тенденции в вопросах занятости населения. Если в 1995--1996гг. на одно рабочее место приходилось 12 безработных, то в 2000--2002гг. -- только 2 человека. В то же время масштабы увольнений работников по-прежнему остаются высокими, сокращаются вакансии на предприятиях и в организациях. За шесть месяцев т.г. было уволено 25 тыс. человек (в августе и сентябре произойдет сокращение еще 20 тыс.), что в два раза больше, чем за аналогичный период прошлого года. А прием на работу за первое полугодие 2002г. в целом по стране был ниже увольнений на 95 тыс. человек.

По оценкам специалистов, в 2003г. будет продолжаться "процесс оптими-зации численности работников", что вызовет дальнейшее высвобождение рабочей силы. Тем более что программой социально-экономического развития страны на 2001-2005гг. предусматривается сокращение численности работа-ющих на 300 тыс. человек (из них 75 тыс. -- в следующем году). По данным Минтруда, сокращения произойдут в Министерстве промышленности, Минис-терстве сельского хозяйства и продовольствия, Минторге, на Белорусской железной дороге, в концернах "Беллегпром" и "Белнефтехим ". В агропромыш-ленном комплексе в нынешнем году увольнению подлежит 19 тыс. руководящих работников и специалистов, в то время как возможность для трудоустройства имеется только для 11 тыс.

Все эти процессы, естественно, не могли не сказаться на уровне безра-ботицы, который в июле достиг 2,7% по стране. Всего же, по данным Минстата, за семь месяцев 2002г. зарегистрировано 118,7 тыс. безработных. Осенью службы занятости ожидает приток граждан, которые были заняты в личном подсобном хозяйстве или выезжали на летние сезонные работы за пределы республики. Статистика свидетельствует, что самые большие проблемы с трудоустрой-ством испытывает прекрасная половина. Среди общего числа безработных, зарегистрированных службами занятости, 60% -- женщины. Дело в том, что имеющиеся вакансии ориентированы прежде всего на применение мужской рабочей силы. Еще одна проблема -- молодежная безработица. Среди не имеющих работы каждый второй -- молодой человек до 30 лет. В нынешнем году порядка 30 тыс. выпускников школ "не охвачены" дальнейшим обучением. В 1997г. в центрах занятости населения было зарегистрировано 8 тыс. выпускни-ков школ, в 2001г. эта цифра увеличилась почти вдвое. Кроме того, наметилась тенденция регистрации безработных из числа выпускников ПТУ, техникумов и вузов. Более 70% безработных имеют среднее или неполное среднее образование, каждый четвертый -- высшее и среднее специальное. Так, в июле текущего года 640 экономистам с высшим образованием в Минском городском центре занятости было предложено только 9 вакансий, 380 техников-технологов претендовали на одно-единственное (!) место, 305 юристов -- на три вакансии. Трудности с поиском работы имеют также бухгалтеры, секретари и делопроизводители.

Следует отметить, что в республике наблюдается несоответствие спроса и предложения рабочей силы. На 119 тыс. безработных заявлено только 35 тыс. вакансий, из них более 80% предусмотрены для трудоустройства по рабочим и строительным специальностям, в то время как среди безработных каждый третий -- специалист или служащий. Зато сельское хозяйство сегодня испы-тывает большую потребность в трактористах, операторах машинного доения и животноводах. Дефицит на такие специальности во многом объясняется большими физическими нагрузками и невысоким уровнем заработной платы, которая к тому же выплачивается несвоевременно (задолженность по зарплате в сельском хозяйстве составляет более 31,4 млрд. руб.)

Прогнозы Минтруда неутешительны: численность безработных будет возрастать и в 2003г. может приблизиться к цифре в 230 тыс. человек (около 3% от экономически активного населения страны). Кроме того, остается высоким число людей, которые официально не учитываются ни по одной из сфер деятельности. Они либо находятся на иждивении у родственников, либо заняты в теневой экономике. Численность такого рода "безработных" составляет 840 тыс. человек. И даже если небольшая часть этих людей обратится в службы занятости, это осложнит ситуацию на рынке труда. К слову, сегодня значительная часть граждан не желает регистрироваться в службе занятости. Основная причина -- невысокий размер пособия по безработице (16 тыс. 400 рублей, или 8% от средней заработной платы по стране). Однако для того чтобы его получить, зарегистрированному безработному необходимо выполнить ряд процедур, предусмотренных Законом "О занятости". В частности, принять участие в оплачиваемых общественных работах, на что соглашаются далеко не все (пособия получают почти 55,5 тыс. человек). Помимо этого сейчас готовится принятие изменений и дополнений в Закон "О занятости", в котором планируется ограничить максимальный срок пребывания на учете в службе занятости тремя годами (сегодня, напомним, временные рамки отсутствуют). Кстати, средняя продолжительность безработицы в первом полугодии 2002г. составила 6,7 месяца. В Минтруда исходят из того, что безработица была, есть и будет, задача же государственных органов занятости состоит в том, чтобы не допустить длительную безработицу конкретного человека. Поэтому основной упор будет сделан на профориентационную работу со школьниками, переквалификацию специалистов, содействие в предпринимательской деятельности.

[*По данным НЭГ №64 (584) от 30.08.2002г.]

Ниже приведены таблицы, отражающие численность и трудоустройство безработных в РБ. по областям и численность безработных,зарегис-трированных в органах государственной службы занятости.

Численность и трудоустройство безработных * в Республике Беларусь по областям в октябре 2002 г.

Численность безработных на конец октября 2002 г., тыс. человек

Трудоустроено безработных, тыс. человек

Уровень безработицы на конец октября 2002 г., %

октябрь 2001 г.

октябрь 2002 г.

Республика Беларусь

Гродненская

Брестская

Гомельская

Могилевская

Витебская

[*http://www.president.gov.by/Minstat/main.html ]

Как видно из данных в таблице в регионах дела обстоят не лучшим образом. В ряде городов и районов республики уровень безработицы значительно превышает среднереспубли-канский показатель. Лидерами здесь являются Витебская и Могилевская области, где на конец июля уровень безработицы составил соответственно 3,9% и 3,7%. Причина такого положения кроется в преобладании моноструктурной специализации экономик отдельных городов. Одно-два градообразующих предприятия при своей неритмичной работе в последнее время уже не могут обеспечить полную занятость региона или города. Проблема усугубляется и таким фактором, как занятость военнослужащих и членов их семей в военных городках, где произошел вывод войск.

Численность экономически активного населения*

Тыс.человек

В процентах от экономически активного населения

Экономически активное население - всего

Численность безработных, зарегистрированных* в органах государственной службы занятости (на конец года)

Численность безработных, тыс. человек

Уровень официально зарегистрированной безработицы (в процентах от экономически активного населения)

[*http://www.president.gov.by/Minstat/main.html]

В то же время, если принимать во внимание уровень скрытой безработицы, а также число граждан, не ставших на учет в государственных органах занятости и занимающихся собственным трудоустройством самостоятельно, то реальный уровень безработицы может быть исчислен десятками процентов. Точные данные о структуре и квалификационно-образовательном уровне незарегистрированных безработных получить практически невозможно.

ПУТИ СНИЖЕНИЯ БЕЗРАБОТИЦЫ.

Последствия безработицы негативны для развития экономики любой страны и непосредственно для самого человека. Поэтому разрабатываются следующие законодательные и экономические меры по ограничению безработицы:

1. политика государства по стимулированию роста занятости увеличению числа рабочих мест через использование таких рычагов, как льготное налогообложение, льготное кредитование, компенсация в той или иной мере инвестиций на прирост новых рабочих мест или убытков от их сохранения и т.д.;

2. стимулирование самозанятости населения, особенно женщин;

3. расширение форм, сфер и условий профессиональной подготовки работников;

4. разрешение трудовой эмиграции;

5. активное применение в государственном и негосударственном секторах экономики гибких форм занятости и др.

В целях увеличения занятости населения совершенствуется нормативная база по содействию безработным в организации предпринимательской деятельности.

Постановлением Министерства труда РБ от 22 июня 1998 года № 57 внесены изменения и дополнения в Положение «О содействии государственной службы занятости безработным в организации самостоятельной занятости».

В настоящее время безработный, изъявивший желание начать собственное дело, имеет право на бесплатное обучение основам предпринимательской деятельности, получение субсидии и ссуды соответственно в размере 25 и 150 минимальных зарплат. Кроме этого из фонда занятости безработному компенсируются расходы в размере 15 минимальных зарплат по регистрации в качестве предпринимателя, открытию счета, изготовлению печати и иных действий, связанных с организацией самозанятости.

Многообразие типов безработицы делает задачу ее сокращения чрезвычайно сложной. Поскольку единого способа борьбы с безработицей не существует, любой стране для решения этой проблемы приходится использовать различные методы.

Уровень фрикционной безработицы может быть снижен за счет:

· улучшения информационного обеспечения рынка труда. Во всех странах эту функцию выполняют организации по трудоустройству (биржи труда). Они собирают у работодателей информацию о существующих вакансиях и сообщают ее безработным;

· устранения факторов, снижающих мобильность рабочей силы. Для этого необходимо, прежде всего:

а) создание развитого рынка жилья;

б) увеличение масштабов жилищного строительства;

в) отмена административных преград для переезда из одного населенного пункта в другой

Сокращению структурной безработицы более всего способствуют программы профессионального переобучения и переквалификации. Такого рода программы должны привести к тому, чтобы рабочая сила наилучшим образам соответствовала имеющимся рабочим местам. Эта задача достигается программой профессиональной подготовки, информацией о рабочих местах. Программы профессиональной подготовки обеспечивают как подготовку на рабочих местах, так и в специальных учебных заведениях для безработной, молодежи, а также для рабочих старших возрастов, чья профессия оказалась устаревшей.

Наиболее трудно бороться с циклической безработицей . Для решения такой задачи наиболее эффективными являются следующие меры:

Создание условий для роста спроса на товары . Так как спрос на рынке труда – производный и зависит от ситуации на рынках товаров и услуг, то занятость возрастет, а безработица упадет в том случае, если товарные рынки предъявят больший спрос и для его удовлетворения надо будет нанять дополнительных работников.

Способами увеличения спроса являются:

· стимулирование роста экспорта. Это может привести к росту объемов производства и, соответственно, - занятости на них;

· поддержка и поощрение инвестиций в реконструкцию предприятия с целью повышения конкурентноспособности продукции.

Создание условий для сокращения предложения труда . Очевидно, что чем меньше людей претендуют на рабочие места, тем легче найти работу даже при том же числе свободных рабочих мест. Сократить число претендентов на эти места и, более того высвободить дополнительные вакансии для безработных вполне реально.

Некоторое облегчение может принести, например, предоставление возможности досрочного выхода на пенсию работникам, еще не достигшим пенсионного возрасти. В России, например, при упразднении органов управления союзного уровня работавшим в их штатам мужчинам позволяли уйти на пенсию в 57-58 лет, а женщинам – в 53-54 года. Без этого пожилым служащим пришлось бы искать работу. А поскольку шансов на трудоустройство в этом возрасте у них было немного. Они увеличили бы армию безработных. Досрочная пенсия позволила предотвратить такое развитие событий. Вместе с тем этот способ может использоваться только в очень ограниченных масштабах, так как он влечет существенное увеличение пенсионных выплат.

Создание условий для роста самозанятости . Смысл такого рода программ состоит в том, что людям помогают открыть собственное дело, чтобы они могли прокормить себя и свою семью, даже если им не удается найти работу по найму.

Реализация программ поддержки молодых работников . Тяжелее всего безработица ударяет по пожилым (их уже никто не хочет брать на работу из-за падающей производительности труда и ухудшения здоровья) и самым молодым (их еще никто не хочет брать на работу из-за низкой квалификации и отсутствия опыта).

Для помощи молодежи могут использоваться различные методы:

1. экономическое стимулирование молодежной занятости;

2. создание специальных фирм, предлагающих работу именно молодежи

3. создание центров обучения молодых людей тем профессиям, в которых шансы на занятость наиболее велики.

Список программ сокращения безработицы можно продолжать еще долго, но важно понимать, что все эти программы не могут полностью ликвидировать или существенно сократить циклическую безработицу. Такой результат достигается лишь при общем улучшении экономической ситуации в стране.

Что же должно предпринимать государство, чтобы проблема безработицы не стояла перед нами так остро? Прежде всего, политика занятости, вырабатываемая государством, должна иметь предупреждающий характер и включать комплекс мер государственного регулирования, предотвращающих рост безработицы.

Вот наиболее важные меры такого рода:

1. Перераспределение имеющегося спроса на труд путем стимулирования перехода предприятий на неполный рабочий день, неполную рабочую неделю и т.п. Такие предприятия должны получить налоговые льготы, чтобы компенсировать затраты на прием новых работников.

2. Бюджетное субсидирование дополнительной (по отношению к фактическому уровню) рабочей силы на действующих предприятиях. Оно может иметь вид кредитования госу­дарством зарплаты дополнительно нанятых рабочих.

3. Снижение фактического предложения рабочей силы за счет снижения установленного законом пенсионного возраста. Такой же эффект может обусловить развитие служб пере­подготовки кадров и повышения квалификации.

4. Предоставление рабочих мест, не ориентированных на по­лучение прибыли, а связанных с работой в интересах об­щества, например: работа в области охраны окружающей среды и т.д.

5. Переход к созданию системы социального партнерства, в том числе создание механизма выработки трехсторонних соглашений (работодатели - профсоюзы - государство) с целью ограничить рост заработной платы. С работодателей следует взимать налог на средства, дополнительно потра­ченные на заработную плату, и направлять его на субсидирование занятости.

6. Расширение занятости в будущем зависит и от иностранных инвестиций. В целом инвестиции в реконструкцию и технологическое переоборудование предприятий будут иметь трудосберегающий эффект. Но увеличение капитальных вложений означает создание новых рабочих мест.

7. Значительно сократить количество незанятых можно за счет структурных изменений в оборонной промышленности. Процесс конверсии обладает большим потенциалом для увеличения занятости, ходя даже ее стабилизация сегодня будет большим плюсом в регули­ровании рынка труда.

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА ЗАНЯТОСТИ.

В отношении безработицы государство располагает тремя видами политики: социальной, макроэкономической и в сфере занятости.

Функция социальной политики состоит в оказании помощи безработным с целью поддержания их жизненного уровня.

Макроэкономическая политика предполагает использование денежно- кредитных и бюджетно- налоговых мер для сокращения безработицы.

Политика в сфере занятости направлена на создание новых рабочих мест, системы переподготовки кадров, центров по трудоустройству и т.д.

Все методы и меры, с помощью которых государство воздействует на занятость и безработицу, можно разделить на две группы: активные и пассивные.

Активные меры нацелены на создание дополнительных рабочих мест. К числу активных мер принадлежат, во- первых, кейнсианская макроэкономическая политика, направленная на стимулирование совокупного спроса за счет средств госбюджета. Во- вторых, организационные законодательные и финансовые меры государства, которые включают: организацию системы образования и производственно- технического обучения кадров на базе служб по трудоустройству и предприятий; регулирование отраслевой и региональной мобильности кадров; расширение производства товаров и услуг за счет роста государственных субсидий; осуществление программ общественных работ в коммунальном хозяйстве, строительстве, ремонтно- восстановительных работах; создание рабочих мест для молодежи; субсидии по занятости лиц, нуждающихся в социальной защите; инвестирование наиболее перспективных или трудоемких отраслей; меры по сокращению предложения на рынке труда; стимулирование самостоятельной занятости населения; содействие в развитии мелкого и среднего бизнеса.

Пассивная политика занятости включает создание системы социального страхование и материальной помощи безработным. Система социального страхования предусматривает выплату пособий по безработице с учетом прежних заработков, система материальной помощи направлена на обеспечение безработному прожиточного минимума.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Сегодня Беларусь переживает спад производства.

Предприятия, находящиеся в кризисных условиях, пытаются лавировать и сохранить свой коллектив. Практикуется система длительных административных отпусков и использование частичной занятости. Фактически, сформировалась скрытая безработица, масштаб ее возрастает по мере свертывания производства. Квалифицированные работники из таких предприятий уходят, что ведет к снижению квалификационного уровня производственных коллективов. В связи с этим курс реформ встает перед проблемой цены, которую общество платит за них.

Продвижение в направлении реформ ставят и другую проблему сопоставления: во что обходятся поддержка неэффективных рабочих мест и сколько стоит открытая безработица сравнительно с финансированием содержания безработных, их переобучение и содействие в трудоустройстве.

Не менее тяжелы и социальные последствия безработицы. Специалисты вынуждены признать, что «безработица – это нечто большее, чем экономическое бедствие, это также и социальная катастрофа. Депрессия приводит к бездеятельности, а бездеятельность к потере квалификации, потере самоуважения, упадку моральных устоев, а также к общественным и политическим беспорядкам».

Исходя из вышеизложенного, очевидно, что проблема безработицы является ключевым вопросом в рыночной экономике, и, не решив его невозможно наладить эффективную деятельность эконо­мики.

Путь выхода из кризиса определяется, прежде всего, стратегией развития государства и пределом социальной терпимости общества. Наиболее сложным в переходный период является поддержание доверия населения к проводимым реформам. Между тем государство в настоящее время, похоже, своеобразно цитируя М. Фридмена, считает, что население должно само о себе позаботиться.

Для кардинального решения проблем безработицы надо в корне менять политику занятости. И в особенности федеральный закон. Нельзя сегодня пассивно сдерживать безработицу. Только целенаправленное активное повышение уровня занятости населения на действующих и на вновь создаваемых высокоэффективных наукоемких рабочих местах поможет вывести беларускую экономику из тупика, дать простор развитию рыночных и социальных перспектив не на бумаге, а на деле.

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА:

1. Антосенков Е. Г. От обслуживания безработицы – к активной государственной политике занятости. // ЭКО. 1999. № 2.

2. Н.И. Базылев, С.П. Гурко «Экономическая теория (макроэкономика)» Мн. 2000г.

3. Дмитрий Ермак, «Количество безработных будет расти.» //Белорусская экономическая газета. № 64, (584) от 30.08.2002г

4.Бородянский Э., Кузьмин В. «Реальный путь противодействия безработице.» // Человек и труд. 1996. № 9.

5. Козырев В. М. Основы современной экономики: Учеб. Пособие. – Москва: «Финансы и статистика», 1998..

6.Лутохина Э.А. Макроэкономическая нестабильность. Учебно-методическое пособие. Мн.:1996г.

7. Макконнелл К. Р., Брю С. Л. Экономикс в 2-х томах. - М.,1992.- Т.1.-С.656.

8. «Динамика Безработицы» //Мировая экономика и международные отношения №8 август 2000г. Стр.43-45.

9. Рофе А. И. И др. Рынок труда, занятость населения, экономика ресурсов для труда: Учебное пособие / Рофе А. И., Збышко Б. Г., Ишин В. В.; Под ред. А.И. Рофе.- М.: «МИК», 1997.

10. Славуцкий О. Повысить взаимную ответственность субъектов рынка труда. // Человек и труд. 1999 № 2.

11. Современная экономика: Учеб. Пособие / Научн. ред. О. Ю. Мамедов. – 2-е изд. доп. – М.: «Зевс», 1997.

12. www.gazeta.ru

13.www.tut.by (Беларуский портал ИА « Экспресс») новости.

14 http://www.president.gov.by/Minstat/main.html