Дни особого поминовения усопших. Родительские субботы


Православная церковь с особой любовью чтит воинов, исполнивших священный долг пред народом и Отчизной, положив свою душу на поле брани.

9 мая ежегодно празднуется поминовение усопших воинов, а также всех мучеников, погибших во время Великой Отечественной войны (41-45 годы прошлого века).

Сегодня невозможно представить Вооружённые силы без Православия. На протяжении веков вера в Господа укрепляла боевой дух воинов, звала на подвиги во имя Родины и помогала преодолеть все лишения и трудности воинской службы.

В День Победы (9 мая) во всех православных храмах России производится поминовение воинов, положивших свою жизнь за Веру, Отечество и народ, а также всех погибших в годы войны.

22 июня 1941 года (в день начала военных действий) митрополит Сергей (глава Русской Православной Церкви) первый обратился к согражданам, благословив их на защиту Отечества. Все тяготы войны духовенство разделяло с народом. Церковь не только регулярно молилась за воинов, но и собирала средства на оборону. На деньги прихожан православных храмов сформировали танковую колонну имени Дмитрия Донского.


Воинов, погибших за родную землю, Церковь чтит с особой любовью

Истоки возникновения традиции

Неразрывная связь между военными и Православной церковью существует уже ни один год. На протяжении многих веков священнослужители поддерживали моральный дух воинов, благословляли бойцов на удачное завершение битвы. Во время военных действий монахи всё своё время проводили в молитвах, прося Господа защитить солдат и даровать победу над врагом.

Важнейшим этапом установления неразрывной связи между Православной церковью и воинами стало проведение реформ в Российской империи, после которых Православие стало государственной религией. После этого в военных частях даже стали вводить штатные единицы для священнослужителей. Сначала это проводилось только для военно-морского флота, но позже стало активно использоваться и для сухопутных войск. Помимо этого, священники работали при военных госпиталях. Они помогали больным и раненным, молились за их исцеление.

В русской армии даже сформировалась структура военного духовенства:

  • протопресвитер морского и военного духовенства получил статус генерал-лейтенант;
  • главный священник округа – генерал-майора;
  • дивизионные, корпусные, гарнизонные и бригадные благочинные – полковников.

9 мая во всех Православных храмах России поминают павших воинов, отдавших свои жизни в честь Отечества, своего народа и веры в будущее. Не щадя своих жизней в страшные годы войны, они погибли за родных и друзей. Любовь, вера и долг к Родине делали их бесстрашными и непобедимыми.

В день Победы в Великой Отечественной Войне 9 мая 2018 года, Русская Православная Церковь поминает усопших воинов и всех пострадавших в 1941–1945 годах – весь небесный бессмертный полк.

9 мая, в 2018 году приходится на пятую седмицу после Пасхи, в последние годы стал особым днем поминовения и активно поддерживается Церковью. Православные особо чтят всех воинов – тех, которые пали на полях сражений или, исполнив свой священный долг перед Отечеством и народом, прожили все время отмерянное им Господом. Редкая семья нашей страны не потеряла кого-то из своих близких в боях, в оккупации и даже в тылу в то страшное время.

Церковь Христова – истинный Бессмертный полк, где живые и погибшие рядом и едины в духе святом.

Ежегодное особое поминовение усопших воинов и всех пострадавших в годы Великой Отечественной Войны установлено определением Архиерейского Собора Русской Православной Церкви в 1994 году. 9 мая во всех православных храмах проходят заупокойные литии и служатся благодарственные молебны Господу за Победу над супостатом. Проходят панихиды и на братских могилах павших, которые устроены на многих кладбищах. Это единственный день поминовения усопших в Церкви, который закреплен в конкретный день - 9 Мая. Остальные дни поминовения переходящие и перемещаются относительно Пасхи или иных дней.

Ранее Церковью был установлен один особый день для поминовения воинов – Дмитриевская родительская суббота. Он был изначально связан с памятью павших на поле Куликовом. Позже в этот день стали поминать не только воинов, но и всех православных христиан. Новая традиция - установление нового поминального дня 9 мая - формируется в наши дни.

В день победы в Великой Отечественной войне в православных храмах прошли заупокойные поминовения усопших воинов, за веру, Отечество и народ жизнь свою положивших, и всем страдальчески погибших в те трагические годы.

Спаситель говорит: "Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за други своя" (Ин.15, 13). Многие и многие наши соотечественники отдали свою жизнь в борьбе против фашистских захватчиков и, с помощью Божией, смогли вернуть мир на нашей планете. Многое в ходе событий Великой Отечественной войны указывает на то, что без веры Православной и заступничества Божией Матери не смогли бы мы одержать эту победу. Фашистская Германия напала на страну нашу 22 июня 1941 года, когда Православная Церковь отмечала День всех святых, в земле Российской просиявших. Не даром, взывая к памяти предков, верховный главнокомандующий обратился к народу не светским «товарищи», а «братья и сестры».

Вспомним о том, как благословлял на поход святого князя Димитрия Донского преподобный Сергий Радонежский и даже отправил в поход двух иноков – Пересвета и Ослябю. Одного этого достаточно, чтобы понять, насколько высок подвиг воинства.

Святитель Иоанн Златоуст пишет: «Ты выставляешь предлогом военную службу и говоришь: я – воин и не могу быть набожным. Но разве сотник не был воином? А он говорит Иисусу, что я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой, но скажи только слово, и выздоровеет слуга мой (Мф. 8: 8). И, удивившись, Иисус говорит: Истинно говорю вам, и в Израиле не нашел Я такой веры (Мф. 8: 10). Военная служба нисколько не послужила для него препятствием».

Победа же, 70-летие которой мы отмечаем в этом году, пришлась на дни, когда Православная Церковь воспоминает святого великомученика Георгия Побеносца, правительство Германии дало согласие на капитуляцию и объявило на весь мир о поражении.

На панихиде 9 мая мы поминаем всех воинов, положивших жизнь свою за нашу родную землю и всех нас; тех, кто не пережил ужасов фашистских концлагерей; тружеников тыла, благодаря ежечасной работе которых войска получали все необходимое. Эти примеры настоящей христианской любви к ближним мы должны чтить и помнить, молясь об упокоении душ тех, кто положил их за други своя.

Определением Апхиерейского Собора Русской Православной Церкви от 4 декабря 1994 г. установлено совершать в День Победы – 9 мая особое ежегодное поминовение воинов, за веру, Отечество и народ жизнь свою положивших, и всех страдальчески погибших в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 гг.

Из обращения митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна в честь 50-летия Победы в Великой Отечественной войне:

«Ныне Русская Православная Церковь вместе со всем народом склоняет голову перед памятью воинов Великой Отечественной войны, не щадивших живота своего во имя Отчизны. <…>

Из века в век во всех скорбях и бедах Церковь Русская была со своим народом, окормлляя его любовью, воодушевляя на подвиг во имя Родины, вразумляя пастырским словом, назидая своим богатым духовным опытом. “О вождех и воинах, на поле брани за Отечество живот свой положивших” доныне ежедневно возносятся молитвы в тысячах храмов по всей России. “Во блаженном успении вечный покой” для тех, кто не пощадил жизни своей во имя любимой Родины, не устают молитвенно испрашивать тысячи священников за богослужением.

Без прошлого у народа и государства нет будущего. Здоровая историческая память – залог жизнеспособности нации и крепости державы Российской. Забвение подвигов предков – тяжкий грех, грозящий нравственным одичанием и утратой совести. Так пусь же всем павшим в той страшной войне, доныне назидающим нас своим героическим примером самоотверженности и жертвенности на полях сражений, всегда – отныне и до века – провозглашается в наших сердцах, как в храмах Божиих, вечная память, вечная память, вечная память!..»

9 мая Православная Церковь совершает поминовение воинов, «за веру, Отечество и народ жизнь свою положивших, и всех страдальчески погибших в годы Великой Отечественной войны».
Панихиды по всем погибшим будут совершены сегодня в православных храмах.

Потери нашей страны в фронтовые 1941-1945 годы - самые значительные по сравнению с другими государствами, воевавшими с Третьим Рейхом. Вторая мировая война унесла жизни примерно 26,5 млн. россиян - воинов и гражданских лиц. Всем им сегодня духовенство пропоет "Вечную память", будет молиться об отпущении грехов и вечном упокоении.

Моление о упокоении православных воинов, за веру и Отечество на брани убиенных

Непобедимый, непостижимый и крепкий во бранех Господи Боже наш! Ты, по неисповедимым судьбам Твоим, овому посылаеши Ангела смерти под кровом его, овому на селе, овому на мори, овомуже на поле брани от оружий бранных, изрыгающих страшныя и смертоносныя силы, разрушающия телеса, расторгающия члены и сокрушающия кости ратующих; веруем, яко по Твоему, Господи, премудрому смотрению, такову приемлют смерть защитники веры и Отечества.
Молим Тя, Преблагий Господи, помяни во Царствии Твоем православных воинов, на брани убиенных, и приими их в небесный чертог Твой, яко мучеников изъязвленных, обагренных своею кровию, яко пострадавших за Святую Церковь Твою и за Отечество, еже благословил еси, яко достояние Твое. Молим Тя, приими убо отшедших к Тебе воинов в сонмы воев Небесных Сил, приими их милостию Твоею, яко павших во брани за независимость земли Русския от ига неверных, яко защищавших от врагов веру православную, защищавших Отечество в тяжкие годины от иноплеменных полчищ; помяни, Господи, и всех, добрым подвигом подвизавшихся за древнехранимое Апостольское Православие, за освященную и в язык свят избранную Тобою землю Русскую, в нюже враги Креста и Православия приношаху и огнь, и меч. Приими с миром души раб Твоих (имена), воинствовавших за благоденствие наше, за мир и покой наш, и подаждь им вечное упокоение, яко спасавшим грады и веси и ограждавшим собою Отечество, и помилуй павших на брани православных воинов Твоим милосердием, прости им вся согрешения, в житии сем содеянная словом, делом, ведением и неведением. Призри благосердием Твоим, о Премилосердый Господи, на раны их, мучения, стенания и страдания, и вмени им вся сия в подвиг добрый и Тебе благоугодный; приими их милостию Твоею, зане лютыя скорби и тяготу зде прияша, в нуждех, тесноте, в трудех и бдениих быша, глад и жажду, изнурение и изнеможение претерпеша, вменяеми быша яко овцы заколения. Молим Тя, Господи, да будут раны их врачеством и елеем, возлиянным на греховныя язвы их. Призри с небесе, Боже, и виждь слезы сирых, лишившихся отцев своих, и приими умиленныя о них мольбы сынов и дщерей их; услыши молитвенныя воздыхания отцев и матерей, лишившихся чад своих; услыши, благоутробне Господи, неутешных вдовиц, лишившихся супругов своих; братий и сестер, плачущих о своих присных, - и помяни мужей, убиенных в крепости сил и во цвете лет, старцев, в силе духа и мужества; воззри на сердечныя скорби наша, виждь сетование наше и умилосердися, Преблагий, к молящимся Тебе, Господи! Ты отъял еси от нас присных наших, но не лиши нас Твоея милости: услыши молитву нашу и приими милостивно отшедших к Тебе приснопоминаемых нами рабов Твоих (имена); воззови их в чертог Твой, яко доблих воинов, положивших живот свой за веру и Отечество на полях сражений; приими их в сонмы избранных Твоих, яко послуживших Тебе верою и правдою, и упокой их во Царствии Твоем, яко мучеников, отшедших к Тебе израненными, изъязвленными и в страшных мучениях предававшими дух свой; всели во святый Твой град всех приснопоминаемых нами рабов Твоих (имена), яко воинов доблих, мужественно подвизавшихся в страшных приснопамятных нам бранех; облецы их тамо в виссон светел и чист, яко зде убеливших ризы своя в крови своей, и венцев мученических сподоби; сотвори их купно участниками в торжестве и славе победителей, ратоборствовавших под знаменем Креста Твоего с миром, плотию и диаволом; водвори их в сонме славных страстотерпцев, добропобедных мучеников, праведных и всех святых Твоих. Аминь.