И.С. Никитин "Русь": анализ стихотворения


анализ стихотворения Никитина,Русь»

  1. Стихотворение «Русь» принесло славу Никитину. Поэт восхищается богатством и простором Руси.
    В стихотворении нет рифмы. В народных стихах ее часто не бывает. Но в стихотворении ритм важнее рифмы. В былинах три ударения в строке: два из них стоят на третьем от начала и на третьем от конца слогов, а третье ударение располагается свободно. Такой же ритм в стихотворении Русь. Чтобы воспеть Русь, поэт выбирает былинный стих. Былины воспевают богатырей защитников страны. Могучую, как богатырь, страну поэт хочет восславить стихами, подобными народным. Стихотворение напоминает народную песню. Былинный стих звучит напевно, протяжно, как народная песня.
    Родина не только степи, горы, луга и поля. Родина это народ. И о народе поэт рассказывает, используя приемы, присущие народной поэзии. Необычный порядок слов в строке, в предложении служит для выделения наиболее важных слов. Сказителям так было удобнее, потому что они знали: в строке, которая заканчивается прилагательным, ударение обязательно будет на третьем слоге от конца. Это поможет удерживать заданный ритм. Никитин использует инверсию, чтобы стихотворение звучало, как былина. Критик Олег Лагунский так писал о стихотворении Русь:

    Когда читаешь Русь — особенно вслух, — обжигает душу ощущение кровной связи с каждой частичкой того великого целого, что зовтся Россией. Удивительно, как сумел начинающий поэт столь вдохновенно пропеть ГИМН отчей земле! «

    Стихотворение делится на 3 смысловые части. Первая часть- описывается природа Руси. Вторая часть посвящена истории России. В третьей части описывается богатство родной земли, гостеприимство русского народа,
    открытость страны для тех, кто придт с добром. Стихотворение Русь — это гимн родной земле.

  2. капец
  3. Под большим шатром
    Голубых небес
    Вижу даль степей
    Зеленеется.

    И на гранях их,
    Выше темных туч,
    Цепи гор стоят
    Великанами.

    По степям в моря
    Реки катятся,
    И лежат пути
    Во все стороны.

    Посмотрю на юг
    Нивы зрелые,
    Что камыш густой,
    Тихо движутся;

    Мурава лугов
    Ковром стелется,
    Виноград в садах
    Наливается.

    Гляну к северу
    Там, в глуши пустынь,
    Снег, что белый пух,
    Быстро кружится;

    Подымает грудь
    Море синее,
    И горами лед
    Ходит по морю;

    И пожар небес
    Ярким заревом
    Освещает мглу
    Непроглядную.. .

    Это ты, моя
    Русь державная,
    Моя родина
    Православная!

    Широко ты, Русь,
    По лицу земли
    В красе царственной
    Развернулася!

    У тебя ли нет
    Поля чистого,
    Где б разгул нашла
    Воля смелая?

    У тебя ли нет
    Про запас казны,
    Для друзей стола,
    Меча недругу?

    У тебя ли нет
    Богатырских сил,
    Старины святой,
    Громких подвигов?

    Перед кем себя
    Ты унизила?
    Кому в черный день
    Низко кланялась?

    На полях своих,
    Под курганами,
    Положила ты
    Татар полчища.

    Ты на жизнь и смерть
    Вела спор с Литвой
    И дала урок
    Ляху гордому.

    И давно ль было,
    Когда с Запада
    Облегла тебя
    Туча темная?

    Под грозой ее
    Леса падали,
    Мать сыра-земля
    Колебалася,

    И зловещий дым
    От горевших сел
    Высоко вставал
    Черным облаком!

    Но лишь кликнул царь
    Свой народ на брань
    Вдруг со всех концов
    Поднялася Русь.

    Собрала детей,
    Стариков и жен,
    Приняла гостей
    На кровавый пир.

    И в глухих степях,
    Под сугробами,
    Улеглися спать
    Гости навеки.

    Хоронили их
    Вьюги снежные,
    Бури севера
    О них плакали!. .

    И теперь среди
    Городов твоих
    Муравьем кишит
    Православный люд.

    По седым морям
    Из далеких стран
    На поклон к тебе
    Корабли идут.

    И поля цветут,
    И леса шумят,
    И лежат в земле
    Груды золота.

    И во всех концах
    Света белого
    Про тебя идет
    Слава громкая.

    Уж и есть за что,
    Русь могучая,
    Полюбить тебя,
    Назвать матерью,

    Стать за честь твою
    Против недруга,
    За тебя в нужде
    Сложить голову!

  4. Пипец план составить трудно
  5. План.
    1. Описание природы
    2. Посвящение истории России

    Текст
    1 часть
    Начало
    И поля цветут
    И леса шумят
    И лежат в земле
    Груды золота
    Конец части
    Освещаем мглу
    Непроглядную….
    2 часть
    Начало
    Это ты моя
    Русь державная
    Конец части
    Муравьм кишит
    Православный люд
    3 часть
    Начало
    По седым морям
    Конец
    Сложить голову
  6. План.
    1. Описание природы
    2. Посвящение истории России
    3. Описание богатств родной земли
    Текст
    1 часть
    Начало
    И поля цветут
    И леса шумят
    И лежат в земле
    Груды золота
    Конец части
    Освещаем мглу
    Непроглядную….
    2 часть
    Начало
    Это ты моя
    Русь державная
    Конец части
    Муравьм кишит
    Православный люд
    3 часть
    Начало
    По седым морям
    Конец
    Сложить голову
    Нравится Пожаловаться
    Яна Лисничук Ученик (125) 3 недели назад
    Под большим шатром
    Голубых небес
    Вижу даль степей
    Зеленеется.

    И на гранях их,
    Выше темных туч,
    Цепи гор стоят
    Великанами.

    По степям в моря
    Реки катятся,
    И лежат пути
    Во все стороны.

    Посмотрю на юг
    Нивы зрелые,
    Что камыш густой,
    Тихо движутся;

    Мурава лугов
    Ковром стелется,
    Виноград в садах
    Наливается.

    Гляну к северу
    Там, в глуши пустынь,
    Снег, что белый пух,
    Быстро кружится;

    Подымает грудь
    Море синее,
    И горами лед
    Ходит по морю;

    И пожар небес
    Ярким заревом
    Освещает мглу
    Непроглядную.. .

    Это ты, моя
    Русь державная,
    Моя родина
    Православная!

    Широко ты, Русь,
    По лицу земли
    В красе царственной
    Развернулася!

    У тебя ли нет
    Поля чистого,
    Где б разгул нашла
    Воля смелая?

    У тебя ли нет
    Про запас казны,
    Для друзей стола,
    Меча недругу?

    У тебя ли нет
    Богатырских сил,
    Старины святой,
    Громких подвигов?

    Перед кем себя
    Ты унизила?
    Кому в черный день
    Низко кланялась?

    На полях своих,
    Под курганами,
    Положила ты
    Татар полчища.

    Ты на жизнь и смерть
    Вела спор с Литвой
    И дала урок
    Ляху гордому.

    И давно ль было,
    Когда с Запада
    Облегла тебя
    Туча темная?

    Под грозой ее
    Леса падали,
    Мать сыра-земля
    Колебалася,

    И зловещий дым
    От горевших сел
    Высоко вставал
    Черным облаком!

    Но лишь кликнул царь
    Свой народ на брань
    Вдруг со всех концов
    Поднялася Русь.

    Собрала детей,
    Стариков и жен,
    Приняла гостей
    На кровавый пир.

    И в глухих степях,
    Под сугробами,
    Улеглися спать
    Гости навеки.

    Хоронили их
    Вьюги снежные,
    Бури севера
    О них плакали!. .

    И теперь среди
    Городов твоих
    Муравьем кишит
    Православный люд.

    По седым морям
    Из далеких стран
    На поклон к тебе
    Корабли идут.

    И поля цветут,
    И леса шумят,
    И лежат в земле
    Груды золота.

    И во всех концах
    Света белого
    Про тебя идет
    Слава громкая.

    Уж и есть за что,
    Русь могучая,
    Полюбить тебя,
    Назвать матерью,

    Стать за честь твою
    Против недруга,
    За тебя в нужде
    Сложить голову!

  7. можно план составить плз

До выхода произведения И.С.Никитина «Русь» писатель не имел отношение к литературе и руководил постоялым двором. Благодаря этой работе, автор не просто стал узнаваем, он вошел в культурные круги Воронежа того времени.

Стихотворение в полной мере раскрывает красоту и простор Руси. Возможно из-за того, что поэт был выходцем из народа, ему удалось так реалистично перенести исторические события.

Поэт использовал очень интересный прием стихосложения. Короткие строчки были несвойственны для русской поэзии в то время. Основоположником такой

Манеры написания в будущем стал Маяковский. В первой половине произведения Никитин описывает Русь. Причем он четко определяет местонахождение того или иного края. В какой стороне находятся степи, где море, а где северное сияние.

Можно четко определить, какой именно регион страны попадает под описание. Поэт показывает разнообразие Родины. Все есть здесь и все прекрасно. Стихотворение заставляет задуматься о богатстве русской земли, о том, что ненужно никуда ехать и что-то искать, что все есть здесь, дома.

И так понятны. Хотя поэт некоторые вопросы задает завуалировано, ответить однозначно на них невозможно.

Третья часть произведения посвящена историческим событиям, которые связаны с борьбой русского народа против захватчиков. Описывается время, когда земли были разделены между другими государствами. В то же время восхваляется патриотизм и воля народа, его единство в борьбе за свободу.

Недооценить героизм русских невозможно. Писатель проводит параллель между временами и показывает силу и дух русских людей. Исторические события делают очевидным и понятным причины закаливания народа на борьбу и сопротивление.

Заключительная часть стихотворения восхваляет Русь как сильную державу, цветущий и красивый край, единых и храбрых людей. Писатель был истинным патриотом своей страны и считал, что именно дома можно развиваться.

Организует повторное, выборочное чтение и обсуждение содержания произведения.

Организует дискуссию, выслушивает мнения, подводит итог.

– По характеру стихосложения что напоминает это произведение?

– Как вам кажется, почему так напевно и торжественно звучит это стихотворение, по звучанию своему
похоже на протяжную песню? Есть ли рифма в стихо-творении?

– Стихотворение «Русь» длинное. Попробуем разбить его на 4 части. Первая часть – 10 строф – заканчивается словами: «Широко ты, Русь, по лицу земли / В красе царственной развернулася».

– Перечитаем по цепочке отрывок. Но помните, что ошибку в чтении допускает тот, кто интонационно присоединяет последнюю строку в четверостишии к предыдущей, третьей строке. Необходима пауза после третьей строки. Этого хотел поэт, поэтому и выделил слова «зеленеется», «великанами» в отдельную строку.

– Что вызывает восхищение поэта, когда он описывает родину? Как удается Никитину описать бескрайние просторы Руси?

– Где «горами лед ходит по морю»? Как мы называем эти ледяные горы?

– Что видят люди, когда «подымается грудь море синее»?

– Какие приемы использует поэт в этих строках?

– О какой неприглядной тьме говорит поэт, и что он называет «пожаром небес»?

– Как можно озаглавить 1-ю часть?

– Прочитайте следующие 4 четверостишия. С какой интонацией следует читать каждое?

– К кому обращены эти вопросы?

– Поэт задает эти вопросы, потому что не знает ответа? Или поэт знает ответ на свои вопросы?

– Такие вопросы, ответ на которые заранее известен, называют РИТОРИЧЕСКИМИ.

– Как озаглавим 2-ю часть?

– После риторических вопросов начинается 3-я часть, в которой поэт вспоминает героическое прошлое нашей Родины. Знаете ли вы, о каких победах Руси напоминает поэт? Зачитайте и прокомментируйте.

– Как он называет врагов?

– Где поэт стелет постель для незваных гостей?

– Как в стихотворении называет битву?

– В чем усматривает поэт силу России? Почему она победила Францию?

– Прочитайте строки, в которых поэт рассказывает о единстве русского народа в дни суровых испытаний.

– Прочитайте строки, в которых рассказывается о гибели армии Наполеона.

– Этими словами заканчивается 3-я часть. Как ее можно озаглавить?

– Какие слова выбирает поэт, рассказывая о том, что никто не мог завоевать Русскую землю?

– Прочитайте. Здесь поэт пишет о своей гордости настоящим, а не прошлым своей Родины и объясняется в любви к ней.

– Как можно озаглавить 4-ю часть?

– Перечитайте стихотворение, найдите, какими словами-синонимами Никитин заменяет слово «Русь».

– На слова стихотворений Никитина создано более 60 романсов и песен.

Прослушивание музыкальной записи

Стихотворение «Русь» Ивана Саввича Никитина впервые было напечатано в 1853 году в воронежской газете. Именно с него началась литературная слава поэта, Вынужденного до того вести жизнь, далёкую от литературного творчества. Стихотворение посвящено теме родины. Оно начинается с описания прекрасной русской природы.

Поэт восхищается высокими горами полноводными реками, синими морями, сочными лугами, зрелыми нивами. Читая эти строки, мы как будто видим картины прекрасной и богатой русской природы и любуемся ими вместе с автором.
Широко ты, Русь,
По лицу земли
В красе царственной
Развернулася!

Однако не только природа затрагивает душу поэта. Он вспоминает о славном и трагическом прошлом родной земли: о татарских полчищах, набегах врагов с Запада, войнах, пожарах, разорённых городах и деревнях. Но Русь не пала под натиском врагов, а собрала все свои силы и выстояла. Она стала могучей, сильной, непобедимой, славной, богатой. Вместе с автором мы испытываем чувство гордости за свою страну, читая эти строки:

Это необыкновенное стихотворение очень легко читается. Оно напоминает фольклорное произведение, простое, но звучное, чёткое, строгое. Это стихотворение передаёт не только чувства поэта, но и любовь к родине всякого простого человека.

Урок литературного чтения.

Тема: Никитин И.С. «Русь.»

Составила, подготовила и провела: преподаватель Безрукова С.Б.

МОУ «СОШ №2», г. Гусь-Хрустальный

Класс: 4-а

Цели: обеспечение целостного восприятия и осмысления поэтического текста, пополнение словарного запаса, развитие навыков чтения: правильности, сознательности, выразительности, познакомить с понятием «риторический вопрос», воспитывать любовь к русской поэзии.

Оборудование: музыкальная запись романса Э.Ф. Направника «Русь», портрет И.С. Никитина, мультимедиа, слайды на тему «Родина», выставка книг, слайды на тему «Родина», карточки «Приемы художественной выразительности: былинный стих, эпитеты, инверсия, риторические вопросы, сравнение, олицетворение, метафора».

^ Подготовка к уроку учащихся: 2 ученика получают задание растолковать по словарю слова «шатер, нива, мгла, державная»;

все учащиеся учат по самостоятельному выбору стихи на тему «Родина»,

2-3 учащихся подготавливают сообщение о жизни поэта.

^ Ход урока: 1. ОВУ

2. Проверка домашнего задания.

Вчера, на уроке рисования мы с вами начали разговор на тему «Родина», увидели, как художники с помощью красок выражают свои чувства к Родине. Сегодня на уроке мы продолжим работать над этой темой, увидим как художники слова, поэты, передают свои чувства…

На дом вам было задание: самостоятельно подобрать и выучить наизусть стихотворения, объединенные темой «Родина».

(В ходе чтения детьми стихотворений, на экране - необходимые фотографии, картины)

^ 3. Актуализация знаний.

* « Здравствуй, гостья –зима!

Просим милости к нам

Песни севера петь

По лесам и степям.

Есть раздолье у нас, -

Где угодно гуляй;

Строй мосты по рекам

И ковры расстилай..» (Встреча зимы)

* «Скоро гости к тебе соберутся,

Сколько гнёзд понавьют,- посмотри!
Что за звуки, за песни польются

День-деньской, от зари до зари!» («Полно степь моя, спать беспробудно»)

*«…Звёзды меркнут и гаснут. В огне облака.

Белый пар разливается.

По зеркальной воде, по кудрям лозняка

От зари алый свет разливается….» («Утро»)

Иван Саввич Никитин родился в Воронеже, отец его был купцом-владельцем свечного завода. Учился в училище, но не закончил его, т. к. отцу грозило разорение и надо было помогать ему в торговых делах. Все тяготы взрослой жизни взял на себя маленький Иван Саввич. Ему пришлось очень много работать, чтобы заработать на хлебушек.

Стихи он стал писать очень рано, но долго не решался их напечатать, показать их другим. И первое напечатанное стихотворение Никитина «Русь» принесло ему известность, скоро он выпустил целый сборник своих стихотворений, на вырученные средства впоследствии он открыл книжный магазин и библиотеку.

^ 4. Работа над новым материалом.

5. Постановка цели урока.

Сегодня мы познакомимся со стихотворением, которое он впервые напечатал и, которое ему принесло известность. Кто запомнил, как оно называется?

Русским читателям 19 века имя поэта стало известно после стихотворения «Русь». Оно понравилось всем. Поэт-самоучка сразу стал знаменитым. Видимо Никитин сумел выразить в стихотворении то, что жило в сердце каждого русского человека. Наша задача сегодня на уроке: разобраться, понять, почему это стихотворение нашло отклик в душах многих россиян, понять, почувствовать что вы сами….

^ 6. Первичное восприятие.

Внимательно послушайте стихотворение. Подумайте, какие чувства владели поэтом, когда он писал свои стихи. Какие чувства возникли у вас?

Читает учитель.

^ 7. Проверка первичного восприятия.

Подумайте, почему это стихотворение принесло славу Никитину?

(его восхищение богатством и простором Руси, гордость поэта за свою Родину, за ее героический народ.)

^ 8. Лингвистическое комментирование.

Шатер – высокая крыша Державная – государственная на экране

Нива – засеянное поле Брань – война, битва анимацией

Мгла – непрозрачный воздух

^ 9. Самостоятельное чтение стихотворения детьми.

Прочитаем по цепочке, подумаем сколько картин вы бы нарисовали?

10. Вторичное чтение и анализ.

По характеру стихосложения, что напоминает это произведение? (народную песню, напевно)

Как вам кажется, почему так напевно и торжественно звучит это стихотворение, по звучанию своему похоже на протяжную песню?

(поэт писал его былинным стихом).

Чтобы убедится в том, что стихотворение написано былинным стихом, соединим в любой строфе 2 строки попарно и поставим ударение: на экране анимация

Н-р: Мурава лугов ковром стелется.

Виноград в садах наливается.

На какой слог от начала строки падает ударение?

На какой слог от конца строки падает ударение?

(на третий слог от начала и на третий слог от конца)

Приведите для примера какое-нибудь четверостишие.

Есть ли в стихотворение рифма?

(Нет. В народных стихах ее часто не бывает. Но в стихотворение ритм важнее рифмы. В былинах три ударения в строке. Два из них стоят на третьем от начала и на третьем от конца слогов, а третье ударение располагается свободно. Такой же ритм в стихотворение «Русь»)

Почему, для того чтобы воспеть Русь поэт выбирает былинный стих? (былины воспевают богатырей – защитников страны. Могучую, как богатырь, страну Поэт хочет восславить стихами, подобными народным. Родина – не только степи, горы. Родина – это народ. И о народе Никитин хочет рассказать, используя приемы, присущие народной поэзии. На эти приемы мы обязательно обратим внимание.)

Начиная со четвертого четверостишия выделите устойчивые, характерные для фольклора, эпитеты вместе с определяемыми словами.

(снег, что белый пух; море синее, мгла непроглядная, поле чистое, старина святая, лях гордый, туча темная, мать сыра земля, свет белый, слава громкая, Русь Могучая…)

Обычно мы прилагательные ставим впереди определяемого слова, например: сильная рука, высокий человек, длинная дорога. Но в фольклорных произведениях чаще бывает наоборот. В былинах, например, говорится так: сила богатырская, поле чистое, … Такой прием называется ИНВЕРСИЕЙ- необычный порядок слов в строке, предложении для выделения наиболее важных слов.(на экране)Сказителям так было удобнее, потому что они знали: в строке, которая заканчивается прилагательным, ударение обязательно будет на третьем слоге от конца. Это поможет им удерживать заданный ритм.

Итак, почему Никитин использует инверсию? (чтобы стихотворение звучало, как былина)

Стихотворение «Русь» длинное. Попробуем разбить его на 4 части.

Первая часть -10 строф - заканчивается словами

«Широка ты, Русь, по лицу земли

В красе царственной ///развернулася»

Перечитаем по цепочке отрывок. Но помните, что ошибку в чтении допускает тот, кто интонационно присоединяет последнюю строку в четверостишии к предыдущей, третьей строке. Нельзя читать так:

«Вижу- даль степей зеленеется» или «Цепи гор стоят великанами»

Необходима пауза после 3 строки. Этого хотел поэт, поэтому и выделил слова «зеленеется», «великанами» в отдельную строку.

1. Работа над 1-ой частью после прочтения ее учащимися.

Что вызывает восхищение поэта, когда он описывает Родину? (ее необъятность)

Как удается Никитину описать бескрайние просторы Руси? Объясните.

Расскажите о своем понимании этих строк: (7)

Подымается грудь/// Море синее /// И горами лед /// ходит по морю

Где «горами лед ходит по морю»?

Как мы называем эти ледяные горы? (слайд -Айсберги)

Что видят люди, когда «подымается грудь море синее»? (слайд-волны)

Какие приемы использует поэт в этих строках? (олицетворение. Сравнение)

Расскажите о том, как вы понимает следующую строфу « И пожар небес / ярким заревом. Освещает мглу /// непроглядную»

О какой неприглядной тьме говорит поэт, и что он называет «пожаром небес»?

(непроглядная тьма бывает на севере полярной ночью, небо там иногда освещается северным сиянием- слайд)

Чтобы подчеркнуть необъятность страны, поэт после картин южной картины рисует картины суровой Арктики. Завершает эту часть стихотворения обращение поэта к Родине.

Анализ синтаксиса поэтической речи

Двусоставные предложения придают речи развернутость описания, панорамность (широта, объём).

Обратите внимание, какие предложения в двух последних четверостишиях

Восклицательные интонации подчеркивает силу чувств поэта, его восхищение величием Руси.

Прочитайте торжественно два четверостишия, которые завершают первую часть, в парах, передав восклицательную интонацию.

(Русь державная, в красе царственной)

Как можно озаглавить 1 часть (1.Необъятная, царственная Русь)

2часть.

Прочитайте про себя следующие 4 четверостишия.

Прочитайте эти строфы, правильно передав интонацию.

К кому обращены эти вопросы? (К Родине)

По-вашему мнению, поэт задает эти вопросы, потому что не знает ответа? Или поэт знает ответ на свои вопросы?

(Конечно, он знает ответ на задаваемые вопросы. Более того, он уверен, что и читатель тоже знает тоже и на все вопросы ответит утвердительно.) Такие вопросы, ответ на которые заранее известен, называют РИТОРИЧЕСКИМИ.

Что еще заметили читая эти строки?

Чтобы подчеркнуть близость стихотворения к фольклорным традициям, поэт трижды начинает одинаково «У тебя ли нет?» (единоначатие)

Прочитайте эти строфы так. чтобы в них звучал не только вопрос, но и уверенность, что все, о чем спрашивает поэт, Родина имеет.

Эту часть мы озаглавим 2.Риторические вопросы.

3часть.

После риторических вопросов начинается 3 часть, в которой поэт вспоминает героическое прошлое нашей Родины.

Чтение 3 части.

Знаете ли вы о каких победах Руси напоминает поэт? Зачитайте и прокомментируйте.

(нашествие татаро-монгольского ига, война с Польшей, война с французами)

Как он называет он врагов? (гость незваный, туча чёрная, гроза, гости)

Где поэт стелет постель для незваных гостей (под сугробами)

Как в стихотворении называет битву? (кровавый пир)

В чем усматривает поэт силу России? Почему она победила Францию? (сила в единстве, на борьбу поднялся весь народ)

Прочитайте строки, в которых поэт рассказывает о единстве русского народа в дни суровых испытаний:

Вдруг со всех концов

Поднялася Русь…На кровавый пир

Прочитайте строки, в которых рассказывается о гибели армии Наполеона.

И в глухих степях …О них плакали!

Этими словами заканчивается 3 часть. Как ее можно озаглавить? (3. Русь непобедимая).

(Какие слова выбирает поэт, рассказывая о том, что никто не мог завоевать русскую землю)

4 часть

Прочитайте. Здесь поэт пишет о своей гордости настоящим. а не прошлым Своей Родины и объясняется в любви к ней.

Как можно ее озаглавить (объяснение в любви к Родине)

Прочитайте эту часть про себя и подготовьтесь к чтению вслух двух последних четверостиший.

Учащиеся читают последние 2 четверостишия.

6. Обобщение.

1.Необъятная, царственная Русь.

2. Риторические вопросы.

3. Русь непобедимая.

4. Объяснение в любви Родине.

Перечитайте стихотворение, найдите какими словами-синонимами Никитин заменяет слово «Русь» (родина, мама, современное: отечество, Россия, отчизна)

Почему вы так думаете?

Соотнесение иллюстраций с текстом.

На слова Никитина создано более 60 романсов и песен. Прослушивание музыкальной записи.

7. Итог урока.

С какими новыми понятиями познакомились сегодня?

Какова основная мысль стихотворения? (2последние строфы)

Анализ своей работы учащимися (сигнальные карточки)

8.Домашнее задание.

Выразительное чтение.

По желанию проиллюстрировать данное стихотворение.

Продолжить подготовку к написанию сочинения-рассуждения на тему «Родина».