Потери торгового флота во второй мировой войне. Vi


На этих ребят можно положиться! Подводники добиваются успеха в любой ситуации – «стальным волкам» нет равных на морском просторе, подводные лодки способны достать любого врага, даже там, где их появление считается невозможным. Всякий раз, встреча с невидимым подводным убийцей оборачивается тяжелейшими потерями и спутывает все карты противника.


Но случается, что от результатов атак субмарин зависит не только судоходство в заданном квадрате, но и судьба целого мира. Предлагаю Вашему вниманию небольшую подборку любопытных случаев, имевших место в годы Второй мировой войны – многие из представленных сюжетов стали (или могли бы стать) краеугольным камнем современной .

«Нельсон». Катастрофа национального масштаба

30 октября 1939 года подводная лодка U-56 под командованием Вильгельма Цана обнаружила западнее Оркнейских островов британский линкор в окружении большого числа эсминцев.
Происходило что-то явно необычное. Субмарина подползла поближе, командир Цан хищно вглядывался в перископ – Так и есть! Три башни главного калибра перед надстройкой, это же линкор «Нельсон» - мощный современный корабль водоизмещением 40 тысяч тонн.

Торпедные аппараты, пли!

В борт «Нельсона» с глухим лязгом вонзились три торпеды, но, увы, взрыватели ни у одной из них не сработали. Осечка! Никем не обнаруженный, Вильгельм Цан поспешно увел лодку в сторону открытого моря. Шайзе, проклятые торпеды G7e - ведь победа была практически у него в руках!

Как стало известно позднее, в тот день на борту «Нельсона» находился Уинстон Черчилль.

Потеряв своего великого национального лидера, Великобритания могла капитулировать уже в 1940 году – и неизвестно как бы сейчас выглядела карта мира. Что касается линкора «Нельсон», то всего через месяц он подорвался на минах, выставленных в заливе Ив лодкой U-31, и выбыл из строя до августа 1940 года.


Взрыв погребов боезапаса британского линкора «Бархэм» (торпедирован в Средиземном море подлодкой U-311, 25 ноября 1941 года)

Трагедия семьи Сэлливан

13 ноября 1942 года по океану медленно двигалась процессия из трех крейсеров – «Джюно», «Хелена» и «Сан-Франциско» возвращались на базу в Эсперито Санто для экстренного ремонта. Особенно тяжко приходилось тяжелораненому «Сан-Франциско» - корабль осел в воду носом на 4 метра и с трудом развивал 13-узловой ход. Но сердца моряков согревались надеждой – вчерашний бой казался страшным сном, а впереди был долгожданный отдых.

Надежда оборвалась в один миг – около 11 утра в борт «Джюно» ударила торпеда. Взрыв вызвал детонацию артиллерийских погребов: крейсер разлетелся на куски и затонул в течение следующих 20 секунд. Командир японской подлодки I-26 от удивления расширил глаза: все произошло так быстро…

Из 623 человек экипажа крейсера спаслось всего 10.

В целом, потопление USS Juneau (CL-52) не было выдающимся достижением подводников – к тому времени «Джюно» уже был порядочно поврежден, да и сама потеря легкого крейсера никак не сказалась на боеспособности ВМС США. Гибель крейсера могла остаться незамеченной, если бы не одна связанная с кораблем легенда:

На «Джюно» служили пять матросов – родные братья Джордж (27 лет), Фрэнсис (26), Джозеф (24), Мэдисон (23) и Альберт (20).

…В то утро Томас Сэлливан собрался на работу, когда в дверь его дома постучали. «У меня о ваших ребятах» - сказал морской офицер. «Который из них» - переспросил Томас. «Я сожалею», - ответил офицер, - «Все пятеро».

Одновременная потеря пяти сыновей стала самой страшной трагедией в американских семьях за годы войны. «Сэлливан бразерс» превратились в национальных героев, а Минобороны США разработало директиву «Sole Survivor» с целью защитить от призыва членов семей, уже потерявших на войне своих близких.

Вот такую кашу сумела заварить никому неизвестная японская лодка I-26.

Ритуал мести

19 июня 1944 года, в полнолуние, американский флот совершил Великий обряд мести: подводная лодка USS Cavalla (SS-244) потопила авианосец «Сёкаку».

С «Парящим журавлем» у американцев имелись давние счеты – ведь это он входил в боевое ядро японского соединения, напавшего на Перл-Харбор в декабре 1941 года. И вот, авианосная громадина водоизмещением 32 тысячи тонн навечно скрылась под водой, унеся на дно Марианской впадины 1273 человека своего экипажа.

Сам ритуал оказался на удивление прост: во время своего первого боевого похода (всего через 19 дней после вступления в строй), малышка «Кэвелла» заметила крупный авианосный корабль противника – в это время «Сёкаку» обеспечивал посадочные операции, потому не мог изменять свой курс и идти противолодочным зигзагом. Идеальная мишень!

Выпустив веером шесть торпед, «Кэвелла» бесследно растворилась в толще воды. Далекие взрывы глубинных бомб, сбрасываемых эсминцами эскорта, лишь ободрали краску на её надстройке.


USS Cavalla (SS-244) сохранилась в виде памятника в штате Техас. Однако, она совсем не похожа на ту легендарную "Кэвеллу", что попила японский авианосец - после войны лодка прошла обширную модернизацию по программе GUPPY, что полностью изменило её облик.

«Сёкаку» погиб, а «Кэвелла» продолжила свою службу – до конца войны субмарина записала на свой счет еще один эсминец и два плоскодонных судна, а однажды вернулась на базу не одна – за кормой «Кэвеллы» шла на буксире поврежденная британская лодка HMS Terrapin.

31 июля 1945 году, когда сияющий флот победителей нескончаемым потоком втягивался в Токийскую бухту, малышка «Кэвелла» нахально проследовала за всеми и гордо встала между рядов величественных линкоров и авианосцев. А что, она имела на то право!

Гибель левиафана

Случай, конечно, уникальный: подводной лодке «Арчер Фиш» - жалкой «лоханке» надводным водоизмещением 1,5 тысячи тонн удалось потопить самый крупный боевой корабль, принимавший участие во Второй мировой войне – японский супер-авианосец «Синано» полным водоизмещением 70 тысяч тонн!

Как стало известно уже после окончания войны, USS Archer Fish (SS-311) поначалу не планировала никого топить – во время своего шестого боевого похода субмарина патрулировала у южного побережья о. Хонсю, готовясь вылавливать из воды пилотов сбитых «Суперкрепостей». 27 ноября 1944 года на лодку поступил роковой приказ: «В ближайшие 48 часов налетов Б-29 не ожидается. В вашем секторе отсутствуют другие корабли и подлодки ВМС США – расслабьтесь и займитесь свободной охотой».

Это был воистину царский подарок для экипажа подводной лодки – в этом районе, прозванном американцами «Хит Парад», всегда был велик шанс встретить крупную цель. И они её встретили!

До сих пор потопление «Синано» вызывает массу споров:
С одной стороны, «Синано» - жестокий эксперимент на тему: как быстро погибнет корабль при неподготовленном экипаже, негерметизированных переборках и отсутствии средств борьбы за живучесть. По свидетельствам очевидцев, «Синано» вышел с верфи недостроенным, а его «экипаж» ступил на палубу всего за несколько дней до первого выхода в море. В итоге, вода медленно перекатывалась по палубам и проникала в отсеки - авианосец, изначально не получивший критических повреждений, медленно затонул спустя 7 часов.

С другой стороны, налицо все признаки настоящего морского боя – эскорт из трех эсминцев, противолодочный зигзаг, попытки контратаковать лодку, 14 сброшенных глубинных бомб. Также, имеются свидетельства о том, что одна из попавших в авианосец торпед повредила цистерну авиатоплива (на счастье японцев - порожнюю).
Еще неизвестно, смог бы «Синано» продержаться целых 7 часов, будь он в боеспособном состоянии – с подготовленным экипажем, полным авиакрылом и запасом авиатоплива на борту. В похожей ситуации, авианосец «Тайхо» (торпедирован 19 июля 1944 года подлодкой «Альбакор») был уничтожен объемным внутренним взрывом паров бензина, спустя 6 часов после нападения американской лодки.

Первая жертва войны

Еще один примечательный сюжет – потопление британского авианосца «Корейджес» немецкой подлодкой U-29, случившееся 17 сентября 1939 года. Как обычно, 626-тонная лоханка «разделала под орех» корабль водоизмещением 22 тысячи тонн: получив мощный удар из-под воды, «Корейджес» повалился на борт и затонул спустя всего 15 минут после атаки. Жертвами кораблекрушения стали 518 членов экипажа авианосца.

Но главная «фишка» всей этой истории – «Корейджес» стал первым боевым кораблем, потопленным во Второй мировой войны. Также, «Корейджес» стал первым британским авианосцем, потерянным в ходе боевых действий (но не последним! – в течение следующих двух лет немецкие У-боты пустят на дно «Игл» и «Арк Ройал»).


«Ядерный чемоданчик» крейсера «Индианаполис»

…Они опоздали всего на четверо суток. Крейсер USS Indianapolis (CA-35) успел доставить компоненты ядерной бомбы «Малыш» на авиабазу Тиниан (Марианские острова).

История крейсера «Индианаполис» похоже на жуткую теорию заговора: с Тиниана крейсер перешел на Гуам, где получил новый приказ, удививший офицеров своей бессмысленностью: следовать без эскорта на Филиппины, в залив Лейте. Но зачем? Зачем гонять тяжелый корабль по океану? Зачем зря рисковать? Ведь Япония капитулирует со дня на день, большая часть Императорского флота лежит на дне, и никаких подходящих целей для 8-дюймовых орудий на Филиппинах нет.

Но командование ВМС было непреклонно – срочно выйти на «учения» в открытый океан.

Согласно одной из конспирологических гипотез, командование флота пребывало в страхе перед неизвестным грузом на борту «Индианаполиса». Разумеется, моряки ничего не знали про Манхэттенский проект, а высокая секретность и нашивки химических войск на униформе офицеров, сопровождавших «груз», окончательно убедили адмиралов, что крейсер перевозил бактериологической . Чума, а может, что похуже?

Теперь «Индианаполису» нельзя возвращаться в Перл-Харбор или Сан-Франциско. Надо срочно избавляться от зараженного корабля! Отправьте его на край Земли, без эскорта, а если он погибнет в пути – тем лучше.

И обреченный крейсер пошел туда, где под сводами волн двигался невидимый убийца – японская субмарина I-58. Последний торпедный залп во Второй мировой войне достиг своей цели – «Индианаполис» вздрогнул и провалился в бездну. В результате кораблекрушения погибли 883 моряка – потопление «Индианаполиса» стала самой большой потерей по количеству жертв в истории ВМС США.

Примечательно, что крейсер и подлодка I-58 имели шанс «встретиться» еще неделей ранее – увы, патрульная «Каталина», случайно отклонившаяся с курса из-за сбоя навигационной аппаратуры, вспугнула лодку, заставив её отказаться от атаки. «Индианаполис» прошел мимо. Теперь город Нагасаки был обречен.

Золото крейсера «Эдинбург»

Торпедирован крейсер «Эдинбург»!

Это сообщение заставило вздрогнуть адмиралов по обеим сторонам Земли – «Нет! Только не «Эдинбург»! На борту корабля находится драгоценный груз – 93 ящика со 465 слитками золота. Плата за британские военные поставки за период лето-осень 1941 года.

Крейсер все еще держался на плаву, но два метких выстрела с подлодки U-456 сделали своё дело: «Эдинбург» потерял ход и опасно накренился на левый борт. Расстояние до Мурманска составляло 187 миль, но шанс на успешную буксировку под огнем противника стремился к нулю.

Пока в кабинетах шли споры о планах спасательной операции, к месту катастрофы прорвались немецкие корабли – крейсеру удалось отбиться, потопив один из эсминцев Кригсмарине, но новое торпедное попадание стало для него смертельным. Подоспевшие британские эсминцы сняли экипаж и добили обреченный крейсер. Все было кончено. Море навечно поглотило сокровища!

По своей боевой эффективности подлодка U-456 стала поистине «золотой» - противнику был нанесен ущерб размером в 5,5 тонн драгоценного металла. Теперь даже уничтожение в ответ 30 немецких У-ботов не смогло бы компенсировать союзникам горечь потери. Фантастическая эффективность.

Золото крейсера «Эдинбург» будет поднято только спустя 40 лет – в 1981 году, но это уже совсем другая история.

Перл-Харбор с немецким акцентом

Другая удивительная история связана с секретным визитом субмарины U-47 в главную базу британского флота Скапа-Флоу (Шотландия). Уже сам факт проникновения вражеской лодки в одну из наиболее охраняемых гаваней в мире может вызвать немое удивление. Даже сюда проникли!

Сегодня это кажется фантастикой: Каким образом командир Гюнтер Прин смог провести свой У-бот узким проливом Кирк-Сауд? Как удалось миновать противолодочные заграждения и заслоны из затопленных судов и блокшивов в незнакомых водах, не имея лоцманских карт и точных навигационных данных? Ночью, при сильном встречном течении. На примитивной субмарине, без радаров и гидролокаторов.

Еще больше вопросов вызывает поведение англичан: U-47 несколько часов шла в надводном пложении, но так осталась незамеченной с берега.


Экипаж линкора "Шарнхорст" приветствует U-47 после возвращения из боевого похода

Результатом стал погром: маленькая U-47 «грохнула» линейный корабль HMS Royal Oak. В ту ночь с 13 на 14 октября 1939 года погибло 833 британских моряка, в том числе командующий флотом метрополии контр-адмирал Генри Блэгрув.

Феерическая победа. Под звуки пальбы зенитных орудий «невидимка» U-47 спокойно покинула Скапа-Флоу знакомым маршрутом и благополучно вернулась на базу в Вильгельмсхафен.

Опасаясь повторения новых рейдов немецких субмарин, британцы не придумали ничего лучше, чем перегородить пролив Кирк-Саунд каменной дамбой. По крайней мере, У-боты не умели ползать по земле, и это внушало Британскому Адмиралтейству некоторое чувство облегчения.


"Барьер Черчилля" в Скапа-Флоу

Спасение рядового Райана

2 сентября 1944 года субмарина USS Finback (SS-670) приняла сигнал «Мэйдэй» с терпящего бедствие самолета «Эвенджер». Через четыре часа лодка прибыла в район катастрофы и приступила к поискам выживших членов экипажа. Операция увенчалась успехом – подводники смогли обнаружить и поднять из воды спасательный плотик с испуганным долговязым пилотом. Спасенным оказался Джордж Герберт Уокер Буш, будущий 41-й Президент США.

Потери торгового флота от действий противника

Всего за годы войны были потоплены 5150 судов вместимостью 21570720 GRT. Из них 2714 судов 11455906 GRT были английскими, остальные принадлежали союзникам и нейтральным странам. В 1939 британский торговый флот состоял из 9488 судов 21215261 GRT. Таким образом, было потоплено 28,6 % общего количества судов и 54,4 % тоннажа. В целом потери союзников составили:

Самые большие ежегодные потери пришлись на 1942, когда было потоплено 1664 судна 7790697 GRT. Из этого количества на долю подводных лодок пришлось 1160 судов 6266215 GRT.

Самые большие потери мы понесли в Северной Атлантике, где были потоплены 2232 судна общей вместимостью 11899732 GRT. В водах вокруг Британских островов, включая Арктику, погибло 1431 судно вместимостью 3768599 GRT.

Самые большие месячные потери пришлись на март 1942, когда были потоплены 273 судна вместимостью 834164 GRT. Из них на Северную Атлантику пришлось 95 судов 534064 GRT и на Дальний Восток 98 судов 183773 GRT. В июне 1942 были потоплены 173 судна вместимостью 834196 GRT, в том числе подводные лодки потопили 144 судна 700235 GRT. Все суда, кроме 20 на 76690 GRT, были потоплены в Северной Атлантике.

Кроме вражеских действий, мы потеряли за годы войны от различных «морских причин» 1600 судов 3000000 GRT.

Потери германских подводных лодок

За годы войны Германия построила 1162 подводные лодки. Из них погибли по разным причинам 785 единиц. U-31 была потоплена дважды. 156 лодок капитулировали, остальные были затоплены в конце войны.

Причины гибели 785 потопленных лодок были следующими:

Британские вооруженные силы, включая силы Содружества и силы союзников, действовавшие под британским контролем, потопили 514 лодок. Соединенные Штаты потопили 166 лодок. 12 лодок были уничтожены совместно англичанами и американцами.

Потери личного состава

Королевский Флот потерял 50758 убитыми, 820 пропавшими без вести и 14663 раненными.

Женская Служба ВМФ потеряла 102 убитыми и 22 раненными.

Британский торговый флот потерял от действий противника 30248 человек.

Потери флотов стран британского содружества

Кроме того, Королевский Флот и флоты других стран Содружества потеряли 1035 вспомогательных и мелких кораблей.

Потери германского и итальянского флотов



Конвои

Океанские конвои

Всего за годы войны в Англию и из нее были проведены 2889 охраняемых конвоев. Из 85775 судов в их составе были потоплены 654 судна, или 0,7 %.

Прибрежные конвои

Всего в прибрежных водах Соединенного Королевства были проведены 7944 конвоя. Из 175608 судов в их составе были потоплены 248 судов, или 0,14 %.

811 судов были отправлены в составе конвоев в Северную Россию, до цели дошли 720 судов. 33 судна вернулись по различным причинам, 58 судов были потоплены, что составило 7,2 %.

Из Северной России в составе конвоев вышли 717 судов, из которых были потоплены 29 судов, или 4 %.

Всего за годы войны через Арктику в Россию было отправлено около 4 миллионов тонн грузов. Примерно 300000 тонн погибли в дороге. В числе военной техники были доставлены 5000 танков и более 7000 самолетов.

Трансатлантические войсковые перевозки

175 «Оперативных конвоев», то есть огромные лайнеры, следующие самостоятельно, доставили:

на восток 907954 человека, на запад 185578 человек.

Все войсковые транспорты, включая лайнеры, доставили:

на восток 2093791 человека, на запад 675319 человек.

Всего же Северную Атлантику в обоих направлениях, начиная с 1 января 1942, когда перевозки приняли массовый характер, пересекли 3862642 солдата союзников. Кроме того, большое количество солдат (точные цифры остаются неизвестными) были доставлены на Средний Восток из Англии, Австралии, Новой Зеландии. Массовый характер имели перевозки в Малайю, Индию, Бирму, на Цейлон. В целом можно предположить, что британские корабли и транспорты доставили на театры военных действий и вывезли оттуда около 10 миллионов солдат.

Потери торгового флота от действий противника

Всего за годы войны были потоплены 5150 судов вместимостью 21570720 GRT. Из них 2714 судов 11455906 GRT были английскими, остальные принадлежали союзникам и нейтральным странам. В 1939 британский торговый флот состоял из 9488 судов 21215261 GRT. Таким образом, было потоплено 28,6 % общего количества судов и 54,4 % тоннажа. В целом потери союзников составили:

Самые большие ежегодные потери пришлись на 1942, когда было потоплено 1664 судна 7790697 GRT. Из этого количества на долю подводных лодок пришлось 1160 судов 6266215 GRT.

Самые большие потери мы понесли в Северной Атлантике, где были потоплены 2232 судна общей вместимостью 11899732 GRT. В водах вокруг Британских островов, включая Арктику, погибло 1431 судно вместимостью 3768599 GRT.

Самые большие месячные потери пришлись на март 1942, когда были потоплены 273 судна вместимостью 834164 GRT. Из них на Северную Атлантику пришлось 95 судов 534064 GRT и на Дальний Восток 98 судов 183773 GRT. В июне 1942 были потоплены 173 судна вместимостью 834196 GRT, в том числе подводные лодки потопили 144 судна 700235 GRT. Все суда, кроме 20 на 76690 GRT, были потоплены в Северной Атлантике.

Кроме вражеских действий, мы потеряли за годы войны от различных «морских причин» 1600 судов 3000000 GRT.

Потери германских подводных лодок

За годы войны Германия построила 1162 подводные лодки. Из них погибли по разным причинам 785 единиц. U-31 была потоплена дважды. 156 лодок капитулировали, остальные были затоплены в конце войны.

Причины гибели 785 потопленных лодок были следующими:

Британские вооруженные силы, включая силы Содружества и силы союзников, действовавшие под британским контролем, потопили 514 лодок. Соединенные Штаты потопили 166 лодок. 12 лодок были уничтожены совместно англичанами и американцами.

Потери личного состава

Королевский Флот потерял 50758 убитыми, 820 пропавшими без вести и 14663 раненными.

Женская Служба ВМФ потеряла 102 убитыми и 22 раненными.

Британский торговый флот потерял от действий противника 30248 человек.

Потери флотов стран британского содружества

Кроме того, Королевский Флот и флоты других стран Содружества потеряли 1035 вспомогательных и мелких кораблей.

Потери германского и итальянского флотов



Конвои

Океанские конвои

Всего за годы войны в Англию и из нее были проведены 2889 охраняемых конвоев. Из 85775 судов в их составе были потоплены 654 судна, или 0,7 %.

Прибрежные конвои

Всего в прибрежных водах Соединенного Королевства были проведены 7944 конвоя. Из 175608 судов в их составе были потоплены 248 судов, или 0,14 %.

811 судов были отправлены в составе конвоев в Северную Россию, до цели дошли 720 судов. 33 судна вернулись по различным причинам, 58 судов были потоплены, что составило 7,2 %.

Из Северной России в составе конвоев вышли 717 судов, из которых были потоплены 29 судов, или 4 %.

Всего за годы войны через Арктику в Россию было отправлено около 4 миллионов тонн грузов. Примерно 300000 тонн погибли в дороге. В числе военной техники были доставлены 5000 танков и более 7000 самолетов.

Трансатлантические войсковые перевозки

175 «Оперативных конвоев», то есть огромные лайнеры, следующие самостоятельно, доставили:

на восток 907954 человека, на запад 185578 человек.

Все войсковые транспорты, включая лайнеры, доставили:

на восток 2093791 человека, на запад 675319 человек.

Всего же Северную Атлантику в обоих направлениях, начиная с 1 января 1942, когда перевозки приняли массовый характер, пересекли 3862642 солдата союзников. Кроме того, большое количество солдат (точные цифры остаются неизвестными) были доставлены на Средний Восток из Англии, Австралии, Новой Зеландии. Массовый характер имели перевозки в Малайю, Индию, Бирму, на Цейлон. В целом можно предположить, что британские корабли и транспорты доставили на театры военных действий и вывезли оттуда около 10 миллионов солдат.

Потери Нидерландов (Голландии)

Потери голландской армии в боях с немцами в 1940 году составили 2,2 тыс. человек. Еще 1,7 тыс. бойцов Сопротивления погибли в период немецкой оккупации. Голландский военно-морской флот потерял 2,6 тыс. человек погибшими. Кроме того, 250 голландских военнослужащих погибли в германском плену. В битве за Атлантику на потопленных немецкими подлодками судах погибли 1350 моряков голландского торгового флота из числа голландцев и еще 1650 представителей других национальностей. Последние не включаются нами в состав голландских потерь. Кроме того, в боях против Японии погибло около 900 голландских солдат, а еще около 8 тыс. из 37 тыс. голландских военнопленных погибли в японском плену. По оценке Р. Оверманса, в германской армии погибли около 10 тыс. голландцев. В советском плену, по официальным российским данным, оказалось 4730 голландцев, из которых погибло 200 человек. Потери гражданского населения Голландии составили 7,5 тыс. погибших или пропавших без вести на принудительных работах в Германии (всего на принудительные работы были вывезены 27 тыс. голландцев), 2,8 тыс. казненных германскими оккупационными властями, 2,5 тыс. голландцев, погибших в концлагерях на территории Голландии, 18 тыс. погибших в концлагерях в Германии, 20,4 тыс. погибших от англо-американских бомбардировок и в результате наземных боевых действий и 16 тыс. погибших в результате голода зимы 1944/45 года. Жертвами Холокоста стали 104 тыс. голландских евреев. В результате геноцида цыган погибло 500 граждан Голландии. Кроме того, в Индонезии (Голландской Индии) из более чем 100 тыс. интернированных европейцев из числа гражданских лиц умерло 14,8 тыс. человек, в основном голландцев. Эти потери включены нами в потери Индонезии. По голландским данным, в германской армии погибли лишь 3,7 тыс. голландцев. Это почти втрое ниже оценки Р. Оверманса, однако последняя кажется мне гораздо более близкой к действительности. Вероятно, разница между 10 тыс. и 3,7 тыс. образовалась за счет тех 7,5 тыс. голландцев, которые считаются пропавшими без вести во время нахождения в Германии. Можно предположить, что по крайней мере 6,3 тыс. из них в действительности поступили в германскую армию, главным образом в войска СС и погибли на Восточном фронте или в советском плену. Остальные 1,2 тыс. голландцев, пропавших без вести в Германии, вероятно, стали жертвами англо-американских бомбардировок. В 1941 году, к моменту германского нападения на СССР, в войсках СС согласно данным германского МИДа фламандцев было даже несколько больше, чем голландцев – соответственно 5721 и 4814. А вот на 31 января 1944 года в германской армии числилось 18 473 голландца, что было в 2,7 раза больше, чем число жителей Бельгии (5033 фламандца и 1812 валлонов) . Это было связано с относительно большим притоком голландских добровольцев. С учетом этого число голландцев, погибших в составе германской армии, должно быть примерно в 2,7 раза больше, чем число погибших бельгийцев. Если бы верна была оценка Р. Оверманса в 10 тыс. бельгийцев, погибших в рядах германской армии, то число голландцев должно было составить около 27 тыс. человек, что в полтора раза превышало бы число голландцев в войсках СС на 31 января 1944 года. А до 31 января 1944 года могло погибнуть лишь несколько сот голландцев. Поэтому мы полагаем, что примерно 10 тыс. голландцев погибли в германской армии.

Всего потери Голландии оцениваются нами в 193,4 тыс. человек, в том числе 25 650 военнослужащих, из которых примерно 10 тыс. погибли, воюя на германской стороне.

Из книги Европа в огне. Диверсии и шпионаж британских спецслужб на оккупированных территориях. 1940–1945 автора Кукридж Эдвард

ПРЕДАТЕЛЬСТВО В ГОЛЛАНДИИ 26 июня 1942 года голландский профессор Жорж Луи Жамброс был направлен региональным отделением SOE из Лондона на родину, имея задание установить контроль над партизанским движением в этой стране и подготовиться к выполнению плана «Голландия»,

Из книги Самый длинный день. Высадка десанта союзников в Нормандии автора Райан Корнелиус

Потери В течение ряда лет численность людских потерь войск союзников за первые двадцать четыре часа высадки оценивалась в различных источниках по-разному. Ни один источник не может претендовать на абсолютную точность. В любом случае это были оценки: по самой природе

Из книги Боевой путь Императорского японского флота автора Далл Пол С.

Боевые действия против Великобритании и Голландии ГонконгТак как главное вторжение в Гонконг японские войска осуществляли по суше, роль флота в захвате этого города была минимальной. Легкий крейсер “Исудзу” из состава 2 Китайского Экспедиционного Флота и 2 эсминца -

Из книги 100 великих футбольных тренеров автора Малов Владимир Игоревич

Тренировал сборную Австрии и клубы Венгрии, Италии, Португалии, Голландии, Швейцарии, Греции, Румынии, Кипра, Бразилии,

Из книги Разгром грузинских захватчиков под Цхинвали автора Шеин Олег В.

Тренировал сборные Голландии и Австрии, голландские клубы АДО и «Фейеноорд», бельгийские клубы «Брюгге» и «Стандард», испанскую «Севилью», немецкий «Гамбург», австрийский

Из книги Кто воевал числом, а кто – умением. Чудовищная правда о потерях СССР во Второй Мировой автора Соколов Борис Вадимович

Тренировал сборную Голландии, голландский «Аякс», испанскую «Барселону», «Ацтеке» (США), немецкие клубы «Кёльн» и

Из книги Архипелаг приключений автора Медведев Иван Анатольевич

Тренировал сборную Голландии, голландские клубы «Аякс» и «Алкмар», испанскую «Барселону». В 2009 году возглавил мюнхенскую

Из книги Еще вчера. Часть третья. Новые старые времена автора Мельниченко Николай Трофимович

Тренировал сборную Голландии, голландский клуб «Спарта», испанскую «Барселону». В 2009 году возглавил турецкий клуб

Из книги автора

Тренировал сборную Голландии и амстердамский

Из книги автора

Потери Официальные цифры российских потерь составили 64 человека убитыми и 323 ранеными и контужеными. Если учесть, что с обеих сторон действовало несколько тысяч бойцов при поддержке тяжелой артиллерии и танков, цифры потерь относительно невелики.Было потеряно

Из книги автора

Потери мирного населения и общие потери населения Германии во Второй мировой войне Большую трудность представляет собой определение потерь мирного немецкого населения. Например, число погибших в результате бомбардировки Дрездена союзной авиацией в феврале 1945 года Из книги автора

Потери Швеции Во Второй мировой войне в финской армии служили 8680 шведских добровольцев, из которых 33 погибли. Около 1,5 тыс. граждан Швеции также служили в финской армии во время войны-продолжения 1941–1944 годов. C учетом того, что в этой войне в финской армии погибло

Из книги автора

Оранг Русия в тропической Голландии В конце XIX века в голландской Ост-Индии (Индонезия) появился смуглый молодой человек, подданный Российской империи. Он представлялся Василием Малыгиным, горным инженером. Так далеко от родины судьба забросила его в поисках концессий

Из книги автора

Потери… В любом пиру под шум и гам ушедших помяни; они хотя незримы нам, но видят нас они. (И. Г.) …Когда мне присвоили высшее офицерское звание, то больше всех радовались этому сын Сережа и мой друг и брат жены – подполковник медицинской службы Ружицкий Жанлис Федорович.

Статистика говорит

I. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ИТАЛЬЯНСКОГО ФЛОТА




Не считая напряженных и важных действий мелких и вспомогательных кораблей, эти цифры говорят, что одни только крупные корабли итальянского флота за годы войны совершили 43207 выходов в море, что составило 48939 дней плавания, а пройденное расстояние достигло 11815815 миль.

II. ЭСКОРТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

А. ОБЩАЯ СТАТИСТИКА

До перемирия итальянский флот обеспечил сопровождение огромного, почти немыслимого, числа торговых судов на следующих направлениях:

Прибрежные воды Итальянского полуострова и Далмации

Между полуостровом и островами Сицилией, Сардинией, а с ноября 1942 года и Корсикой

Между полуостровом и Тунисом для обеспечения перевозок крайне важных сельскохозяйственных удобрений

Вдоль побережья Триполитании и Киренаики (позднее и Туниса) для доставки грузов из Италии Кроме того, итальянский флот обеспечил перевозку за море большого количества снабжения и личного состава армии (обратные переходы не включены)



Для выполнения этой работы пришлось отправить



Потери грузов и личного состава при этих перевозках указаны ниже. В скобках даны потери процентах отправленного.



Однако, если большая часть груза пошла на дно, то люди, так и не прибывшие в порты назначения, в основном были спасены.

После перемирия итальянский флот продолжал эскортную деятельность, что отражено в таблице:



Кроме этих конвоев, итальянский флот перевозил на своих собственных военных кораблях грузы и личный состав.



Б. ПЕРЕВОЗКИ В АФРИКУ



Приведенные цифры можно разбить по следующим графам:




В указанные грузы входили 28466 итальянских и 32299 германских танков и грузовиков.

В. ПЕРЕВОЗКИ В АЛБАНИЮ И ГРЕЦИЮ

Во время кампании в Албании и Греции итальянский флот также выполнял перевозки людей и техники. В таблицу не включены обратные переходы и перевозки в Далмацию для захвата и оккупации Югославии.




До апреля 1941 года были перевезены 15951 танк и грузовик, а также 87092 лошади и мула.

III. РАЗЛИЧНЫЕ ОПЕРАЦИИ ФЛОТА

Всего до перемирия 19 госпитальных судов итальянского флота совершили 623 похода, перевезя 281260 раненых и больных в Италию из различных заморских портов. За это время они подверглись 36 атакам самолетов и подводных лодок. При этом были потоплены:

Следует добавить, что германское госпитальное судно «Грац» было потоплено подводной лодкой возле берегов Киренаики 5 декабря 1942 года.

Разведывательные гидросамолеты флота совершили 31107 вылетов, проведя в воздухе 125943 часа. 230 самолетов были потеряны.

Для обороны портов было поставлено 174500 метров сетей, более 300 аэростатов, установлено около 2000 орудий. Всего было поставлено 54457 мин.

Радиостанции флота до перемирия передали) радиограммы общим объемом 71000000 слов.

До перемирия в доках было отремонтировано 7608 кораблей.

Итальянские морские базы до перемирия подверглись не менее чем 2030 авианалетам.

IV. ПОТЕРИ ИТАЛЬЯНСКОГО ФЛОТА

а. Потери до перемирия

В общие потери включены корабли, активно действовавшие в составе итальянского флота и потопленные или погибшие по разным причинам в период с 10 июля 1940 года по 3 сентября 1940 года (включая потопленные корабли, которые были позднее подняты).



Сюда включены следующие вражеские корабли, которые были захвачены и вошли в строй под итальянским флагом: Франция - 1 подводная лодка, 1 корвет, 8 тральщиков; Югославия - 1 эсминец, 6 канонерок.

б. После перемирия

С момента перемирия до конца Второй Мировой Войны итальянский флот потерял много кораблей, ранее входивших в состав действующего флота. Во многих случаях их можно разделить на следующие группы:

Корабли, погибшие в первые дни после перемирия в боях против германских кораблей, самолетов, артиллерии, и погибшие позднее в боях на стороне союзников (Колонка А).

Корабли, погибшие потому, что в день перемирия не смогли покинуть контролируемые немцами или японцами порты, где они находились. В большинстве случаев эти корабли были затоплены собственными экипажами (Колонка Б).



в. Корабли, не состоявшие на активной службе

Помимо всех этих кораблей, итальянский флот потерял те корабли, которые ко дню перемирия находились на верфях, достраиваясь и проходя оснащение.



Б. Причины гибели

393 корабля итальянского флота погибли по следующим причинам:



V. НЕМЕЦКИЕ ПОТЕРИ НА СРЕДИЗЕМНОМ МОРЕ


Германский флот, согласно официальным спискам, опубликованным Британским Адмиралтейством, потерял, начиная с октября 1941 года, когда он впервые появился на Средиземном море, до 8 сентября 1943 года, следующие корабли:

1 эсминец

38 подводных лодок

5 катера-охотника несколько торпедных катеров и тральщиков, точное число которых установить не удалось.

Всего же немцы потеряли около 50 судов общим водоизмещением примерно 30000 тонн.

VI. АНГЛИЙСКИЕ ПОТЕРИ НА СРЕДИЗЕМНОМ МОРЕ

Начиная с 10 июня 1940 года до 8 сентября 1943 года британский флот потерял на Средиземном море следующие корабли (Грубая ложь. Приведен список британских потерь до самого конца войны. См. приложение переводчика. А.Б.):



VII. ПОТЕРИ ФЛОТОВ ОСТАЛЬНЫХ СОЮЗНИКОВ

Потери остальных флотов союзных держав, сражавшихся против итальянского флота, официально не публиковались. По этой причине приведенные данные, собранные из нескольких источников, могут оказаться неполными, и действительные потери могут быть больше. В любом случае, сюда включены корабли, потопленные на Средиземном море с 10 июня 1940 года до 8 сентября 1943 года.

До перемирия между Францией и Италией французский флот потерял только одну подводную лодку «Морзе». Позднее, под флагом Свободной Франции погиб 1 эсминец, «Леопард», и 2 подводные лодки, «Нарвал» и «Суффлер» («Леопард» выброшен на берег штормом. А.Б.).

Поэтому французский флот потерял 4 корабля водоизмещением 5048 тонн. Корабли, затопленные в Тулоне сюда не включены, так как это небоевые потери.

Греческий флот потерял не менее 56 кораблей водоизмещением около 30000 тонн. 1 линкор («Килкис»); 4 эсминца; 10 эскортных миноносцев; 4 подводные лодки; 1 госпитальное судно; 4 тральщика; 3 военных танкера; 5 торпедных катеров и примерно 20 мелких кораблей (Линкор - это на самом деле броненосец постройки начала века: Эскортные миноносцы - такие же старые угольныё дестроеры.).

Среди захваченных югославских судов были: 5 эсминцев; 4 эскортных миноносца; 3 тральщика; 3 подводные лодки; много мелких и вспомогательных кораблей. 1 эсминец был затоплен собственным экипажем. 1 подводная лодка погибла в бою. Всего югославский флот потерял не менее 30 кораблей водоизмещением 18000 тонн.

Голландия потеряла эсминец «Исаак Свирс».

Официальный список американских потерь показывает 1 эсминец, 3 мелких корабля, 2 морских транспорта и 12 десантных кораблей. Сюда следует добавить транспорты, принадлежавшие американской армии, данными о которых мы не располагаем.

Корабли канадского, австралийского, новозеландского и индийского флотов тоже принимали участие в войне на Средиземном море. Их потери не известны, если не считать 2 канадских корветов водоизмещением 1450 тонн.

Из этих данных следует, что флоты остальных союзных держав, сражавшихся на стороне Британии на Средиземном море с 10 июня 1940 года по 8 сентября 1943 года потеряли не меньше 111 кораблей водоизмещением 84126 тонн. Однако в действительности эта цифра должна быть гораздо выше.

VIII. СРАВНЕНИЕ ПОТЕРЬ

А. Сравнение потерь итальянского и британского флотов

а. Классификация потерь

Имея все приведенные выше цифры, можно сравнить потери, понесенные флотами до 8 сентября 1943 года. Отсюда исключены частично затопленные корабли, которые были позднее подняты. Также сюда не включен 61 десантный корабль итальянского флота водоизмещением 732 тонн, так как нет официальной британской статистики по кораблям этого типа.



Сравнение этих цифр говорит, что британский флот потерял больше надводных кораблей (137 против 112) и значительно большего тоннажа (примерно на 72% больше, чем итальянцы). С другой стороны, итальянский флот потерял больше подводных лодок и значительно больше мелких и вспомогательных кораблей. Они погибли в основном во время нескольких эвакуации и при налетах на итальянские порты. Всего же британский флот потерял 412000 тонн боевых кораблей против 269000 итальянских, что на 53% больше.

б. Причины потерь



Отсюда можно видеть, что итальянский флот потерял от корабельного оружия (снарядов, торпед, мин и пр.) гораздо меньше кораблей, чем противник. От авиации же итальянцы потеряли гораздо больше и по количеству, и в процентном отношении.

IX. ПОТЕРИ ТОРГОВЫХ СУДОВ




* Итальянские суда, вернувшиеся в Италию или построенные

** Иностранные суда, захваченные или купленные

*** Суда, захваченные или построенные немцами, переданные итальянцам, но оставшиеся под германским флагом

X. ИТАЛЬЯНСКИЕ КОРАБЛИ, ПОСТРОЕННЫЕ ЗА ВРЕМЯ ВОЙНЫ

За время войны с 10 июня 1940 года по 8 сентябри 1943 года флот ввел в строй следующие корабли:




К началу войны итальянский флот имел боевые корабли общим водоизмещением 500589 тонн и вспомогательные суда водоизмещением 189011 тонн; всего - 689600 тонн. Сюда входили 4 линкора, не принадлежавшие к действующему флоту, но позднее переведенные туда. Поэтому за время войны было построены корабли, общим водоизмещением примерно 20% первоначального состава флота. За этот же период было построено 60 торговых судов общим водоизмещением 305733 тонны.

XI. ПОТЕРИ ЛИЧНОГО СОСТАВА

Во время войны личный состав итальянского флота понес тяжелые потери (сюда не включены потери Республики Сало).



Раненых было около 8000 человек. Эти потери составили примерно 15% от 190000 человек, призванных служить во флоте. Погиб также 121 офицер, служивший наблюдателем на самолетах-разведчиках. Это составило примерно 50% офицеров, откомандированных туда. Среди экипажей потопленных кораблей потери составили:

30% матросов

50% офицеров

75% командиров кораблей

100% адмиралов

XII. ТОЧНАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ ПОТЕРЬ

Переводчик счел необходимым дописать это небольшое приложение, так как статистика потерь, приведенная автором, фальшива от начала до конца. Как нетрудно заметить, не только советская пропаганда живописала «победы русского оружия при Аустерлице». Обратите внимание на расхождение с текстом самой книги. Брагадин описывает «Куин Элизабет» и «Вэлиант» как constructive total loss (красивый термин, не правда ли?), а вот «Кавур» - совсем даже наоборот. Подтасовки с периодом потопления - до и после перемирия, особенно же - приписание себе немецких заслуг. Но, если быть до конца объективным, то англичане тоже грешат подобным, хотя и в меньшей степени. Уж очень они не любят включать тот самый constructive total loss в потери. Вот не sunk, и все! И еще. Обратите внимание, что можно сделать, имея в своем распоряжении три сотни самолетов, два десятка субмарин и десяток торпедных катеров. Всего лишь! Я говорю о немцах.



Потоплены немцами

Авианосцы: Ark Royal, Eagle Линкор: Barham Легкие крейсера: Coventry, Calcutta, Galatea, Penelope (*), Southampton, Glouchester, Fiji, Hermione, Naiad, Spartan (*)

Крейсера-заградители: Abdiel, Latona, Welsman

Эсминцы: Dainty, Defender, Diamond, Eclipse, Inglefield (*), Greyhound, Hasty, Hereward, Imperial, Intrepid,Ithuriel, Maori, Sikh, Zulu, Jackal, Jersey, Jaguar, Kashmir, Kingston, Kipling, Janus (*), Nestor, Gurkha, Lance, Legion, Lively, Laforey (*), Loyal (*), Lightning, Martin,

Panter, Partridge, Porcupine, Quail (*),

Эскортные миноносцы: Tynedale, Dulverton, Grove,Puckeridge, Airedale, Btean, Holcomfae, Heythrope, Southwold, Derwent, Hurworth(*), Alderham (*), Rockwood

Потопленыитальянцами:

Тяжелый крейсер: York

Легкие крейсера: Calypso, Cairo, Manchester, Bonaven-ture, Neptune Эсминцы: Waterhen, Escort, Fearless, Gallant (+), Hostile, Hyperion, Bedouin, Mohawk, Juno, Kandahar, Khartoum, Pakenham, Quentin (+)

Эскортные миноносцы: Eridge.

Причины гибели не установлены, или иные причины:

Эсминцы: Broke, Arrow, Havock (?)

Broke - потоплен французами

Arrow - погиб при взрыве боеприпасов

Как можно видеть, причина гибели 1 эсминца точно не установлена.

* - потоплен после капитуляции Италии

Потоплен совместно с немцами

Не установлено, кем потоплен

XIII. ПОТОПЛЕНИЕ КРЕЙСЕРА «ХЕЛЛИ»

Из книги Cervi «The hollow Legions», London 1972.

Губернатором Эгейских островов летом 1940 года был Де Веччи. Его резиденция находилась на Родосе. Начиная с июня 1940 года англичане стали использовать греческие территориальные воды и греческие порты для заправки своих кораблей. Это вынудило Муссолини объявить Греции войну. Итальянские агенты сильно преувеличили масштабы судоходства южнее Дарданелл, но Муссолини поверил их донесениям и решил это пресечь. Он приказал 20-25 августа 1940 года провести негласное патрулирование между Дарданеллами и Эгейским морем. Цель - торговые суда. Подводные лодки должны были атаковать их без предупреждения и невзирая на флаг.

Однако нельзя было атаковать нейтральные суда и военные корабли. Этот приказ был совершенно секретным. Адмирал Каваньяри написал письмо Де Веччи. Изложив директиву дуче, он предложил выбрать лучшую из подводных лодок для этой операции. 14 августа Де Веччи прибыл на Лерос и выбрал подводную лодку «Дельфи-но» лейтенанта Айкарди. Де Веччи не показал Айкарди письмо Каваньяри и проинструктировал его устно. Айкарди потом заявил, что его не проинформировали о сроках патрулирования и запретах, а просто указали на корабли, идущие вблизи Тиноса и Спроса. Айкарди сразу вышел в море. В 8.00 15 августа 1940 года он торпедировал и потопил крейсер «Хелли» возле Тиноса. Айкарди заявил, что, когда он выходил в атаку на 2 торговых судна, стоящие в гавани Тиноса, то заметил за кормой «Хелли», который намеревался атаковать его. Лучше ему было этого не говорить. «Хелли» в это время стоял на якоре при флагах расцвечивания по случаю церковного праздника, проходившего в известном храме на Тиносе. Понятно, что действия Айкарди не встретили одобрения в Риме. В ноябре 1940 года он был отстранен от командования лодкой и больше в море не выходил. А в декабре 1 940 года был смещен и Де Веччи.