Русский синодальный перевод. Русский синодальный перевод Предостережение против идолов


10:2 все крестились в Моисея. Павел проводит параллель между ветхозаветным и христианским крещением. Все израильтяне прошли через испытания и освобождение Исхода (в том числе и через море) благодаря отождествлению народа с вождем, Моисеем. См. ст. 1-3; 12,13. Это место служит иллюстрацией и пояснением предупреждения, содержащегося в 9,24-27. "Все" члены коринфской церкви были крещены во Христа и, следовательно, уже вкусили Божиего избавления, но это не означает, что Бог доволен всеми ими.

10:3-4 все ели одну... духовную пищу... пили одно... духовное питье. Продолжая начатую аналогию (ст. 2), Павел предостерегает коринфян от ложной успокоенности тем, что они участвовали в вечери Господней (ст. 14-22). Израильтяне тоже пользовались посланной свыше пищей и питьем. Павел, вероятно, подразумевает Духа Святого (2,6.14; 3,1; 15,44-46 и ком) Израильтяне удостоились великих преимуществ, получив сверхъестественную пищу, которую нельзя отделить от действия Духа.

камень же был Христос. Какое бы значение Павел ни вкладывал в данные слова, главная его мысль ясна. Аналогия между израильтянами и коринфянами - не риторический прием, она отражает подлинную связь. Не преуменьшая величия полученных христианами преимуществ (см. ком. к ст. 11), Павел подчеркивает многовековую преемственность в среде народа Божия, напоминая, что Избавитель Израиля - не кто иной, как наш распятый и воскресший Спаситель.

10:6 образы для нас. События в пустыне соотносимы с переживаниями христианской Церкви.

10:11 достигшим последних веков. Иной перевод: "которых достиг конец веков". Это очень важное замечание. Оно отражает убежденность Павла в том, что пришествие Христово положило начало "последним дням" (Евр. 1,2), времени исполнения великих обетований Ветхого Завета. Павел помогает коринфянам осознать, что ветхозаветные события носили характер предсказаний, и, таким образом, применимы к ним. Более того, эти факты указывают, что, получив столько преимуществ, коринфяне должны осознавать и свою большую ответственность (Евр. 11,39.40).

10:12 берегись, чтобы не упасть. См. ком. к 9,27.

10:13 Если верно, что Бог никогда не попускает искушения, превосходящие наши силы, то ясно, что у нас нет веского оправдания, если мы грешим. Для верующего грех никогда не бывает неизбежным.

10:14 убегайте идолослужения. См. ком. к 8,1. Павел опечален тем, что некоторые коринфяне принимают участие в языческих трапезах, неотъемлемой частью которых было поклонение идолам.

10:16 Чаша благословения... Хлеб, который преломляем. Это упоминание вечери Господней явно показывает значение участия в трапезе, имеющей духовный смысл. Как нельзя утверждать, что вечеря Господня не имеет духовного значения, так наивно со стороны коринфян считать, что участие в храмовых языческих пиршествах не подразумевает идолослужения.

10:20 не хочу, чтобы вы были в общении с бесами. Хотя идолы - ничто (ст. 19), за языческим культом стоит реальная личность сатаны, и христиане не должны иметь с этим ничего общего.

10:23 Все мне позволительно. См. ком. к 6,12.13.

10:25 Все, что продается на торгу, ешьте. Торг (рынок) - не языческий храм. Приобретая продукты на торгу, христианин не принимает участия в языческом ритуале. Тот факт, что мясо было принесено в жертву идолу, а затем попало на рынок, не изменяет природу мяса. Участие же христианина в языческом действе может сказаться на его христианской "природе".

10:28 то не ешьте. См. ком. к ст. 25. Другое дело, если кто-либо укажет, что мясо - от жертвы, принесенной в языческом храме. Такое замечание свидетельствовало бы, что сказавший придает значение этому обстоятельству. В таком случае следует воздержаться от употребления идоложертвенного "ради того, кто объявил вам".

10:30 для чего порицать меня..? Павел говорит от своего имени, но это не более чем риторический прием.

10:33 ища не своей пользы, но пользы многих. Этот принцип в сочетании с желанием поступать во всем во славу Божию (ст. 31) определяет поведение самого Павла. Это и есть принцип христианской любви, которая "не ищет своего" (13,5).

Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море; и все крестились в Моисея в облаке и в море; и все ели одну и ту же духовную пищу; и все пили одно и то же духовное питие: ибо пили из духовного последующего камня; камень же был Христос. Но не о многих из них благоволил Бог, ибо они поражены были в пустыне. А это были образы для нас, чтобы мы не были похотливы на злое, как они были похотливы.

Не будьте также идолопоклонниками, как некоторые из них, о которых написано: «народ сел есть и пить, и встал играть». Не станем блудодействовать, как некоторые из них блудодействовали, и в один день погибло их двадцать три тысячи. Не станем искушать Христа, как некоторые из них искушали и погибли от змей. Не ропщите, как некоторые из них роптали и погибли от истребителя.

Все это происходило с ними, как образы; а описано в наставление нам, достигшим последних веков. Посему, кто думает, что он стои́т, берегись, чтобы не упасть. Вас постигло искушение не иное, как человеческое; и верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так чтобы вы могли перенести.

Итак, возлюбленные мои, убегайте идолослужения. Я говорю вам как рассудительным; сами рассуди́те о том, что говорю. Чаша благословения, которую благословляем, не есть ли приобщение Крови Христовой? Хлеб, который преломляем, не есть ли приобщение Тела Христова? Один хлеб, и мы многие одно тело; ибо все причащаемся от одного хлеба.

Посмотри́те на Израиля по плоти: те, которые едят жертвы, не участники ли жертвенника? Что же я говорю? То ли, что идол есть что‐нибудь или идоложертвенное значит что‐нибудь? Нет, но что язычники, принося жертвы, приносят бесам, а не Богу. Но я не хочу, чтобы вы были в общении с бесами. Не можете пить чашу Господню и чашу бесовскую; не можете быть участниками в трапезе Господней и в трапезе бесовской. Неужели мы решимся раздражать Господа? Разве мы сильнее Его?

Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но не все назидает. Никто не ищи своего, но каждый пользы другого.

Все, что продается на торгу, ешьте без всякого исследования, для спокойствия совести; ибо Господня земля и что наполняет ее.

Если кто из неверных позовет вас, и вы захотите пойти, то все, предлагаемое вам, ешьте без всякого исследования, для спокойствия совести. Но если кто скажет вам: «это идоложертвенное», - то не ешьте ради того, кто объявил вам, и ради совести. Ибо Господня земля и что наполняет ее. Совесть же разумею не свою, а другого: ибо для чего моей свободе быть судимой чужою совестью? Если я с благодарением принимаю пищу , то для чего порицать меня за то, за что я благодарю?

Итак, едите ли, пьете ли или иное что делаете, все делайте в славу Божию. Не подавайте соблазна ни Иудеям, ни Еллинам, ни церкви Божией, так, как и я угождаю всем во всем, ища не своей пользы, но пользы многих, чтобы они спаслись.

2) Отрицательный пример Израиля (10:1-13).

1-Кор. 10:1 . Чтобы Божие наказание в дисциплинарных целях коринфяне не сочли маловероятной возможностью по отношению к таким людям, как они, обильно Им благословенным (1:5), Павел ссылается на пример другой группы людей, которые тоже получили великие благословения и все-таки испытали на себе суровые кары Его. Древний Израиль, будучи избавлен Им из египетского рабства и получив физическую и духовную свободу, тем не менее, вел себя беспечно и необузданно. В результате Бог в целях воспитания сурово карал иудеев, насылая физическую смерть на многих из них.

Все они вышли на "беговую дорожку" (9:24), и почти все были признаны недостойными (9:27), несмотря на дарованные этому народу преимущества. Их было пять, этих важных преимуществ перед другими народами, которыми пользовался Израиль. Во-первых, все израильтяне, освобожденные из Египта, ведомы были сверхъестественной силой (Исх. 13:21) и в процессе своего исхода находились под защитой облачного столпа (Исх. 14:19-20).

И коринфяне тоже познали Божий водительство (сравните Лук. 1:79) и защиту (1-Пет. 1:5). Во-вторых, все (израильтяне) прошли сквозь море и были чудесным образом избавлены от тех, кто искал их гибели (Исх. 14:21-28). Также и члены Коринфской церкви пережили чудесное избавление, которым было полученное ими спасение (сравните Евр. 2:14-15; Гал. 1:4).

1-Кор. 10:2 . В-третьих, все (израильтяне крестились в Моисея, т. е. объединились со своим Духовным главою - Божиим слугою, которому они доверились (Исх. 14:31; сравните с Иоан. 5:45). Коринфяне же были крещены в тело Христово (1-Кор. 12:13), Глава Которого есть Бог (Еф. 1:22) и на Которого (Христа) они уповали, доверившись Ему (Матф. 12:21; Еф. 1:12).

1-Кор. 10:3 . Четвертой привилегией или преимуществом израильтян было то, что они все ели одну и ту же духовную пищу, т. е. сверхъестественный хлеб, посланный им с небес (Исх. 16:4,15). И коринфяне питались тем, что есть "истинный хлеб с небес" (Иоан. 6:31-34).

1-Кор. 10:4 . В качестве пятого преимущества Павел указывает на то, что Израиль, находясь в пустыне, пил духовное питие (Исх. 17:6). Источником этой сверхъестественно данной воды Павел считает Христа. Поскольку воду из скалы израильтяне получали дважды во время своего пребывания в пустыне - в начале (Исх. 17:1-7) и при конце его (Чис. 20:1-13), апостол делает вывод, что Христос "сопутствовал" им (в англ.

Библии так и сказано - "духовная сопутствовавшая скала"; по-русски это выражено как "духовный последующий (в значении "следовавший с ними") камень". Слову "последующего" можно, видимо, дать иное толкование: евреи пили из "духовного" камня, которому еще предстояло "прийти"). Но и для коринфян Христос был источником сверхъестественной "воды" (сравните Иоан. 4:10-14).

Вполне возможно, что в этих пяти благословениях Павел видел прообразы двух символов - крещения (1-Кор. 10:1-2) и Вечери Господней (стихи 3-4), которые в представлении коринфян могли соответствовать некоей магической защите от всяких несчастий (подобная сила приписывалась некоторым схожим ритуалам в ряде языческих религий). Есть основания предполагать, что коринфяне неверно понимали и неверно же осуществляли на практике оба установления (сравните 11:17-34 и 15:29), и это требовало исправления.

1-Кор. 10:5 . Сверхъестественные привилегии, данные ветхозаветным израильтянам, автоматически не принесли им успеха. Напротив, несмотря на упомянутые преимущества, многие из них (фактически все, за исключением двух людей из первого поколения - Иисуса Навина и Халева) испытали на себе действие Божиего наказания и как "не получившие одобрения", т. к. признанные недостойными, умерли в пустыне (Чис. 14:29). В свете этого актуально звучал призыв Павла к личной самодисциплине каждого (1-Кор. 9:27) - ведь и Моисей был в свое время признан недостойным награды (Чис. 20:12).

1-Кор. 10:6 . А раз так, то благодушное отношение коринфян к вопросам самодисциплины и свойственное им снисходительное отношение к самим себе нуждались в немедленном исправлении. Христианская свобода не может служить основанием для того, чтобы ублажать самих себя; назначение ее в том, чтобы побуждать к самоотверженному служению другим (сравните Гал. 5:13) - - именно на такой вывод наталкивает пример поведения ветхозаветных израильтян.

Параллельно упоминанию о пятикратных! благословениях, которыми пользовался Израиль по выходе из египетского рабства, апостол перечисляет пять согрешений народа в то время. Он начинает с "похоти", присущей иудеям, т. е. с их постоянного сожаления об удовольствиях, которые они имели в Египте, наиболее полно выразившегося в их слезной мольбе: "Дай нам есть мяса" (Чис. 11:4-34, и особенно стих 13). Бог дал им мясо, однако, еще до того, как они насытились им, Он послал на них моровую язву. Кладбище, где они похоронили умерших от этой язвы, евреи назвали "Киброт-Гаттаава" (что означает "Гробы прихоти" - Чис. 11:34). Не ясно ли, что ситуация эта была вполне применима к коринфянам (1-Кор. 8:13)!

1-Кор. 10:7 . Второе. Многие израильтяне впали в идолопоклонство (Исх. 32:1-6), за что поплатились жизнью (Исх. 32:28,35). По-видимому, некоторые коринфяне ходили в языческие храмы не только для того, чтобы поесть там мяса (1-Кор. 8:10; 10:14). Тех из них, которые, будучи христианами, полагали, что в то же время могут безнаказанно служить и идолам, Павел стремился убедить на подобных примерах, чтоб отбросили прочь свои ложные представления (стих 12), пока Бог и их не лишил жизни.

1-Кор. 10:8 . Третьим согрешением, в которое впал благословенный Богом Израиль, была распущенность. Причем, у иудеев "блудодеяния" ассоциировались с поклонением идолам (Чис. 25:1-2), что было характерно и для язычников в первом столетии. Однако коринфяне грешили этим в ином контексте, т. е. безотносительно к идолопоклонству, как это видно из 1-Кор. 5:1 и 6:18. Тем не менее, если Бог поразил смертью безнравственных израильтян (Чис. 25:4-9), то то же мог совершить Он и в Коринфе (1-Кор. 5:5), чтобы отрезвить впавших в распутство, которые говорят: "Все мне позволено" (6:12; 10:23).

Несовпадение в числе погибших израильтян (24 тысячи в книге Чисел (25:9) и 23 тысячи по словам Павла) можно объяснить так: апостол говорит о тех, кто погиб в один день, тогда как еще тысяча могла умереть в последующие дни. Евреи у скинии собрания оплакивали тех, которые были казнены судьями (Чис. 25:5) или лишились жизни в ходе продолжавшегося наказания. Но вот Финеес расправился с израильтянином и мадианитянкой, застав их в блудодеянии (Чис. 25:6-8), и этим был положен конец Божией каре, разразившейся над аморальными израильтянами. В ходе ее могли погибнуть 24000 человек (цифра, вероятно, округленная).

Можно предложить и другое объяснение этого несовпадения в цифрах. В книге Чисел в число погибших включены и умерщвленные вожди (Чис. 25:4) израильтян, тогда как Павел исключил их из своего подсчета.

1-Кор. 10:9 . Четвертое согрешение древних израильтян заключалось в том, что некоторые из них усомнились в Божием плане и подвергли сомнению целесообразность своего перехода через пустыню. За это Бог попустил ядовитым змеям погубить их (Чис. 21:4-6). Не полагали ли и коринфяне, что знают лучше, чем Бог, каким путем можно достичь неба? сравните 1-Кор. 1:18 - 3:20.

1-Кор. 10:10 . Пятой горькой оплошностью израильтян, за которую Бог покарал их смертью, явился бунт против назначенных Им вождей - Моисея и Аарона (Чис. 16:41-49). Не предвидел ли Павел возникновения подобного положения и в Коринфе - вследствие мятежного духа, проявлявшегося в тамошней церкви? сравните 1-Кор. 1:11; 4:18-19. Вполне возможно, что все пять согрешений древних израильтян проявились так или иначе и в специфической ситуации коринфян, связанной с употреблением в пищу идоложертвенного мяса.

1-Кор. 10:11 . Отношение Бога к ветхозаветному Израилю означало для Павла нечто большее, чем история и естественный интерес к ней. Древние израильтяне были примером (сравните стих 6) для коринфян и служили им предупреждением о том, что Бог, в Которого они поверили и Который вмешивается в судьбу людей, достигших последних веков, т. е. в их судьбу, есть тот же самый Бог, Который в воспитательных целях наказывал древних смертью и так же может поступить в отношении коринфян.

1-Кор. 10:12 . И если они думали, что твердо стоят во Христе и могут, пользуясь своею свободою, грешить, не неся наказания, то они ошибались и, возможно, роковым образом.

1-Кор. 10:13 . Развенчав ложные надежды коринфян на безнаказанность, апостол указывает им на Того, на Кого они действительно могут положиться. Искушения, которые постигли коринфян, были обычными человеческими искушениями. Перенести их можно, уповая на Бога, Который всегда верен. Частично беда коринфян заключалась в том, что они не искали путей к победе над искушениями, а искали себе извинения в греховном своем поведении.

А Об отношении к языческой практике (10:14 - 11:1)

1-Кор. 10:14-15 . В новом разделе, который вводит словом итак, Павел трактует христианскую свободу - применительно к употреблению в пищу идоложертвенного. Он дает советы относительно идоложертвенного с учетом трех возможных ситуаций: а) когда мясо поедается прямо в языческих храмах (стихи 14-22 сравните с 8:10); б) когда его продают на базаре (10:25-26); в) когда им угощают в доме, куда приглашен христианин (стихи 27-30). В первом случае его совет звучит коротко и просто: убегайте идолослужения (сравните в 6:18 - "бегайте блуда"). Павел полагал, что на риторические вопросы, которые он ставит вслед за тем, рассудительные люди, каковыми он считал коринфян (4:10), ответят так же, как он.

1-Кор. 10:16-17 . В этих стихах апостол выразил тот же взгляд на вечерю Господню, что и прежде (5:6-8). Коллективное участие верующих в вечере Господней выражало и отражало единство и общность между всеми членами церкви в их приобщении к Крови Христовой и телу Христову. Один хлеб, от которого причащаются все, является прообразом их единства как членов одного тела Христа.

1-Кор. 10:18 . Подобно тому и израильтяне, совершая ритуал жертвоприношений, "приобщались" жертвам (становились участниками жертвенника) и через это отождествлялись (соединялись) друг с другом.

1-Кор. 10:19-21 . То же самое относится и к участвующим в жертвоприношениях идолам. Конечно, сам по себе идол - ничто (8:4; сравните Пс. 113:12-15), но в основе языческих религий всегда лежит демоническое начало. И язычники, принося жертвы, приносят их бесам, а не Богу. "Бог же века сего", действуя через своих присных, ослепляет неверующих и уводит их от истины (2-Кор. 4:4). Между Христом и Велиаром не может быть ничего общего (2-Кор. 6:15).

Так что тем, которые сами являются Божиим храмом (1-Кор. 3:16; 6:19), следует чуждаться храмов идольских (2-Кор. 6:14-18). Не из опасения некоего мистического осквернения, а остерегаясь развращенных нравов идолопоклонников, разрушительно действующих на верующих (1-Кор. 15:33). Недопустимо быть одновременно участниками в трапезе Господней и в трапезе бесовской (10:21; сравните стих 16).

1-Кор. 10:22 . Самое серьезное в том, что подобное поведение раздражает Бога (Втор. 32:21). Неужели "сильные" коринфяне (1-Кор. 8:7-10) напрашиваются на то же наказание, что и Израиль? (10:7; Исх. 32:28,35).

1-Кор. 10:23-24 . Пользоваться принципом свободы (все мне позволительно - сравните 6:12) следует, сообразуясь с чувством любви к другим людям. Того, что не приносит пользы или назидания другим, нужно избегать (10:33).

1-Кор. 10:25-26 . Христианам Павел советует без всякого исследования покупать мясо на рынке для приготовления его дома. Ибо никому не дано осквернить то, что Бог сотворил чистым (сравните Деян. 10:15) - ведь вся земля, и что наполняет ее, принадлежит Ему (Пс. 23:1).

1-Кор. 10:27-30 . Христианину, приглашенному в гости, апостол советует есть все предлагаемое без всякого исследования. Но если среди приглашенных окажется другой христианин, который скажет (сравните 8:7-13), что пища, которой их угощают, приносилась в жертву идолам, то более сильный в знании верующий должен воздержаться от нее ради сомнений "немощного брата". Ибо воспользовавшись своей свободой, т. е. своим правом есть все, он может побудить последовать его примеру и сомневающегося брата, совесть которого осудит его, т. е. тем самым толкнуть его на грех (Рим. 14:14-23).

Христианин, "имеющий знание" (8:10), не должен менять своих убеждений, в соответствии с голосом совести более немощного брата (1-Кор. 10:29б), но в его присутствии он должен изменить свое поведение. Иначе тот рискует пойти против своей совести и тем причинить себе ущерб (сравните 8:11), что в конечном счете обернется осуждением сильного брата.

То, что допустимо для знающего христианина в частной обстановке и что он делает, благодаря за это Бога, в присутствии немощного брата, может стать недостойным поступком, заслуживающим осуждения для чего моей свободе быть судимою чужою совестью? - сравните 8:12; Рим. 14:16, 22). Отзвуком сказанного в 1-Кор. 8:13 завершается обсуждение этой темы.

1-Кор. 10:31 - 11:1 . Итог своему пространному ответу на вопрос об употреблении в пищу идоложертвенного апостол подводит, руководствуясь принципом - заповедью о любви к Богу и ближним. Всем своим поведением христианин должен прославлять Бога. Оно должно быть также направлено на возрастание церкви Божией посредством обращения ко Христу неверующих (стих 336) и посредством духовного роста тех, которые уже веруют, - в процессе их спасения (оправдания, освящения, прославления - 1:30).

Верующим надо следить за своим поведением, чтобы "не подавать соблазна" ни Иудеям, ни Еллинам, ни церкви Божией (9:20,21; 10:12). Интересно отметить раздельное упоминание об иудеях и церкви, которое указывает на то, что Новозаветная церковь не сделалась неким замещением еврейского народа. Это - серьезный аргумент против учения примилленистов.

Тем, кто явил Собою совершенный пример любви к Богу и ближним, был Христос (сравните Рим. 15:3; Фил. 2:5-8). Исполненный того же духа в своем служении, Павел призывал и Коринфян подражать ему в занимавшем их вопросе об употреблении в пищу идоложертвенного. Осуществляя на практике полученную ими свободу, они должны были регулировать ее любовью к ближним.

10:1,2 Продолжая мысль о том, что на ристалище – бегут все, но награды на финише получают не все (и добегают до финиша не все), Павел приводит пример древности, когда все члены общества Израиля прошли совершенно одинаковый путь к обещанному Богом, но результаты прохождения этого одинакового пути - были разными:
Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море; и все крестились в Моисея в облаке и в море;

Весь Израиль принял крещение в Моисея. То есть, для освобождения от власти рабства Египта древний народ Бога принял для себя Моисея как посланника Бога и их вождя, послушно прошёл через воду (по дну моря) и убедился через явление облака святого духа в том, что Моисей – избранник Бога для их спасения. (Исх.19:9 )

Павел показал собранию Коринфа, что в этом - аналогия крещения нового народа Бога во Христа через водное крещение и явление святого духа, свидетельствующее о том, что Христос - их спаситель от рабства греха и смерти.
Зачем? Давая им понять, что принять Христа как спасителя - недостаточно так же, как и принятие Моисея как спасителя – не всех спасло от гибели.

10:3-5 и все ели одну и ту же духовную пищу; и все пили одно и то же духовное питие: ибо пили из духовного последующего камня; камень же был Христос.
Христианам Коринфа, успокаивавшим себя тем, что они научены одинаковым духовным знаниям и от одного духовного источника - от Христа - их получили, Павел показывает, что и этого для спасения недостаточно. Почему?
Потому, что, например, принятие всем Израилем одинаковой духовной пищи с питьём от Моисея-Христа, помазанника (сравнение с питьём, высеченным из камня, скалы,Чис.20:10,11) - не спасло многих из них (о том, что Моисей назван Христом в значении "помазанник"- см. также Евр.11:26; сравни также 1Петра 1:11).

То есть, сами по себе духовные знания - не спасли древний народ Бога: кто- то старался следовать им в точности, а кто -то отнёсся к этим знаниям легкомысленно, думая, что уж если Бог вывел из рабства, значит, и беспокоиться больше особо не о чем. То же самое может произойти и с христианами.

Павел показывал парадокс: ведь если одинаковый путь выхода из рабства прошли все, значит, ожидалось, что и результат для всех должен быть одинаковым.
Но нет, не все из них дошли до земли обетованной:
Но не о многих из них благоволил Бог, ибо они поражены были в пустыне.
То есть, для спасения недостаточно ни стать членом народа Бога (крестится и стать христианином), ни получить одинаковые духовные знания. Ибо спасение зависит не только от принадлежности к народу Божьему и духовных знаний, но, главным образом, от того, КАК тот, кто заявляет о своей принадлежности к народу Божьему, стремится исполнять заповеди Его. Ибо не слушатели забывчивые, а исполнители воли Его спасены будут.

10:6 А это были образы для нас, чтобы мы не были похотливы на злое, как они были похотливы.
Итак, эти прообразы древнего народа Бога должны были помочь понять христианам Коринфа, что хотя крещение во Христа освобождает от рабства греха и смерти всех их одинаково и даёт шанс всем им попасть в обетованный покой Бога, однако войдут они в него все или только половина из них (а то и меньше) – зависит о того, как поступает каждый христианин на протяжении всего пути, а не время от времени.
Хотя они и вкусили Божье избавление, однако это не означает, что Бог доволен всем собранием – одинаково, ибо кто похотлив на злое (на разрушение Божьих замыслов), того ни крещение во Христа не спасёт, ни принятие символов плоти и крови Христа.

10:7 Не будьте также идолопоклонниками, как некоторые из них, о которых написано: народ сел есть и пить, и встал играть.
Переход от поклонения невидимому живому Богу к поклонению видимым идолам (кумирам), как это произошло с обществом Израиля при Аароне - также для христиан опасна.
Сегодня также есть опасность идолопоклонства, когда выбирают абсолютное подчинение религиозным руководителям-человекам вместо того, чтобы поклоняться Богу и проверять, насколько требования и учения духовных учителей человеческих соответствуют требованиям и учениям из слова Бога.

10:8 Не станем блудодействовать, как некоторые из них блудодействовали, и в один день погибло их двадцать три тысячи.
Массовое блудодеяние древности - также было приведено Павлом не случайно: этот порок красной нитью проходил по собранию Коринфа.
Сегодня эта проблема также имеет место в христианских собраниях.

10:9 Не станем искушать Христа, как некоторые из них искушали и погибли от змей. Имеется ввиду «не станем искушать Иисуса Христа сегодня так же, как искушали Моисея (не Иисуса) в пустыне израильтяне тем, что всё время поступали плохо и в результате погибали от укусов змей» (Чис.21:5,6)
Искушение Христа сегодня может выглядеть так: христиане позволяют себе иногда нарушать Божьи принципы, оставаясь при этом безнаказанными, ибо сегодня не происходит мгновенного наказания свыше за согрешения. И при этом - успокаивать себя милосердием Бога и Христа Его.
Так вот, не стоит проверять, до какой же степени мы можем нарушать заповеди Бога, при этом оставаясь в милости Христа, ибо узок путь и тесны врата, и ни одно произвольное согрешение не пройдёт мимо внимания Христа.
"Расширяя" свой путь нарушением заповедей Божьих, христианин может не заметить, как из узкого пути, ведущего в жизнь - он перейдёт на широкий путь, ведущий в смерть.

10:10 Не ропщите, как некоторые из них роптали и погибли от истребителя.
Ропот на действия Бога и недовольство по поводу временных неудобств на христианском пути - также губительны для народа Божьего..

10:11 Все это происходило с ними, [как] образы;
Все эти случаи древности с плохим исходом для поклонников Бога древности описаны в Библии для того, чтобы поклонники Бога, живущие после них вплоть до самого конца века сего - учились на их ошибках и смогли понять отношение Бога к тем или иным действиям, поскольку в Новом завете Он не наказывает сразу, но отношение Его ко всем "испытателям" Его терпения - с тех пор ничуть не изменилось.

описано в наставление нам, достигшим последних веков .
Павел не говорит здесь о том, что он и Коринфское собрание живут в последнем веке этой системы вещей. Но говорит о том, что «печальный опыт прошлого - хорош для извлечения уроков и нам, живущим в этом времени, в «веках» существования христиан.

10: 12 Посему, кто думает, что он стоит, берегись, чтобы не упасть.
Очень часто христиане, которые уже достигли каких-то результатов на христианском пути, например, в познании, в приобретении духовных качеств, в умении благовествовать и т..д. - начинают считать, что поскольку Бог благоволит к ним, то можно допустить некоторую свободу в мышлении и поведении. Ошибаются все, кто, становясь свободнее и раскованнее на христианском пути, думает, что Бог не допустит потери такого хорошего служителя и в случае чего - обязательно подскажет ошибку или удержит Сам от согрешения. Забывая о том, что не подскажет и не удержит: в слове Бога УЖЕ описаны все подсказки на примерах ветхозаветных героев и христиан первого века.

Поэтому, глядя на ошибки прошлого, христиане не должны самоуверенно снимать со счетов большую вероятность падения на «дистанции забега» к Богу: для некоторых «бегунов» падения могут стать смертельными.

10: 13 Вас постигло искушение не иное, как человеческое; и верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так чтобы вы могли перенести .
Вероятность согрешения - всегда велика, ибо много соблазнов в мире . Поэтому иногда можно услышать: «Это выше моих сил, Бог видит, что я не могу не согрешить, я не могу поступить правильно потому, что…(дальше всегда находятся какие-то оправдания)»
Но так ли это на самом деле?
Из слов Павла хорошо видно, что Бог считает иначе и заверяет всех в том, что не существует искушений, с которыми не смог бы справиться христианин, решительно настроенный не согрешить и сохранить верность Богу.
А посему всегда, сталкиваясь с искушениями, полезно ответить себе честно на вопрос: «не могу я или не хочу не поддаться искушению?»
И даже если испытание кажется нам не по силам - проверяется наше доверие Богу: верим ли мы в то, что Он поможет справиться или сомневаемся в этом.

10:14 Итак, возлюбленные мои, убегайте идолослужения.
Павел плавно возвращается к проблеме Коринфа, разбираемой в 8 главе, и углубляя их знания об идолах разъяснением сущности идолослужения:
апостола всё же сильно волновал факт свободного и легкомысленного посещения капищ некоторыми «сильными» христианами Коринфа и их участие в трапезах со жрецами, которые были неотъемлемой частью ложного поклонения - даже если эти совместные обеды совершались с целью обратить язычников в христианство (см. 8 :10)

10:15-17 Чаша благословения, которую благословляем, не есть ли приобщение Крови Христовой? Хлеб, который преломляем, не есть ли приобщение Тела Христова? Один хлеб, и мы многие одно тело; ибо все причащаемся от одного хлеба.
Начало разъяснения глубин об идолослужении сводится к следующему: христиане, участвуя в принятии чаши Христовой и употреблении хлеба его по примеру, который он оставил - не просто едят и пьют, а показывают тем самым, что становятся частями тела его и крови его, отданными Христом за возможность им спастись.
Ведь если вино – символ крови Христа, а опреснок – символ праведного тела Христа, то, употребив часть от них, христианин приобщается ко Христу через испитие ОБЩЕЙ одной чаши на всех и употребление ОБЩЕГО одного хлеба на всех
Стать частью Христа означает принять участие в пути Христовом к Богу.

10:18 В Израиле все, кто приносил Богу жертвы (часть отдавалась Богу, а оставшееся делили между священником и приносящим жертву) - образно участвовал в разделении с Богом этой трапезы:
Посмотрите на Израиля по плоти: те, которые едят жертвы, не участники ли жертвенника?
Можно сказать, что Израиль, вкушая от жертвы Богу – садился с Ним за один стол (становился частью жертвенника - стола Бога)
Так же, вкушая от «плоти и крови» Христа, принесшего себя в жертву Богу, христиане трапезничают с Богом «за одним столом» - жертвой Христовой с бОльшего Божьего жертвенника. А тот, кто за одним столом с Богом – Его единомышленник и друг, можно сказать.

10:19 Что же я говорю? То ли, что идол есть что-нибудь, или идоложертвенное значит что-нибудь?
Павел снова обращается к тем «сильным» (8 глава), кто узнал, что идол сам по себе это ничто и ринулся демонстрировать свои новые знания, свободно трапезничая в капищах с язычниками и вкушая пищу, считавшуюся у них священной.
Павел соглашается с тем, что идол – на самом деле ничто. Однако дальше он показывает им корень вреда от идолов и идоложертвенного, о котором в Коринфе не знали потому, что не были иудеями и не вдавались в подробности смысла участия в жертвоприношениях:

10:20 [Нет], но что язычники, принося жертвы, приносят бесам, а не Богу. Но я не хочу, чтобы вы были в общении с бесами.
Если христианин, вкушая от жертвы Богу (от плоти и крови Христа), становился частью Его жертвенника и садился с Ним за один стол, разделяя с Ним общую трапезу - то точно так же и язычники, вкушая жертвы своим богам, садятся за один стол с ними. А если учесть, что идолы - это кумиры бесов и за каждым идолом стоит определённый бес, то выходит, что христианин, участвуя с язычниками в их трапезе, садится за один общий стол со слугами дьявола, с бесами.
Павел категорически не хочет, чтобы христиане имели хоть какое- то отношение к бесовщине.
Но почему? Может быть, это его личный каприз? Нет, он пояснил дальше - почему.

10:21 Не можете пить чашу Господню и чашу бесовскую; не можете быть участниками в трапезе Господней и в трапезе бесовской.
Если христианин выбрал «стол» Бога, становясь частью жертвы Христовой и через это - приобщаясь к Богу, то он не имеет права садиться ещё и за стол с бесами. Если он не понимает, что друг Бога, сидящий с Ним за одним столом, не может быть одновременно и другом бесам, то что-то не так с его «возрастом».
Переход за стол к обществу бесов (участие в ложном поклонении) автоматически удаляет христианина от стола и общества Бога.

Павел показал, наконец, истинную картину «силы» тех христиан, которые преспокойно посещали капища, претыкая этим «немощных».
Выходит, что немощные христиане, не желающие иметь ничего общего с ложным поклонением и идолопоклонством - на самом деле оказались сильнее «сильных» христиан Коринфа.

Примечание: Для того, чтобы сегодня оказаться на службе у дьявола - не обязательно ходить в места ложного поклонения и трапезничать дома той пищей, которая считается священной в ложном поклонении.
Можно отпасть от стола Божьего за гораздо меньшее «поклонение»:
за безобидное, казалось бы, чревоугодничанье, например. Как?
Если для того, чтобы набить туго своё чрево вкусными изысками, я трачу всего себя и всё своё время, то я служу дьяволу уже тем, что не имею возможности пожелать тратить себя для Бога.
Также обстоит дело и с посвящением себя служению родине, партии, президенту страны, семье, работе и прочее, что не даёт возможности посвятить себя служению Богу: невозможно служить и посвящать себя двум господам одновременно.

10:22 Неужели мы [решимся] раздражать Господа? Разве мы сильнее Его?
Павел предостерегает коринфян от излишней самоуверенности. Не стоит небрежно относиться к словам Его и повелениям.
Не стоит раздражать Господа, пытаясь совместить поклонение Богу и дружбу со жрецами, посещение Дома Бога (христианских собраний) и пиршествование в капищах.

10:23 Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но не все назидает.
То, что не является грехом само по себе (например, крепкая давняя дружба со жрецами) - вполне может оказаться путём ко греху (желанием разделить с ними идоложертвенную трапезу и поэтому стать соучастником в поклонении дьяволу).
Или - стать поступком, совершённым не в духе Иеговы и не в духе любви к ближнему (например, преткнётся соверующий)
Далеко не все действия христианина могут принести пользу ему самому, собранию и делу Божьему.

10:24 Никто не ищи своего, но каждый [пользы] другого.
Христианин, от поступков которого ломается вера других, и кто видя это - ничего не предпринимает, чтобы перестать вероломствовать - согрешает не только пред братьями своими, но и перед самим Христом.
А если для него безразлично, что из-за него чувствует немощный брат, за которого умер Христос, то и к нему будет такое же отношение со стороны Христа.
Поэтому христиане обязаны думать над тем, что принесут их действия соверующим: назидание или разрушение?

10:25,26 Все, что продается на торгу, ешьте без всякого исследования, для [спокойствия] совести;
Торг или рынок - это не капище, не языческий храм, поэтому, покупая продукты на рынке, христианин не участвует в языческом ритуале поклонения бесам.
В Коринфе практически вся пища посвящалась каким-то богам (см. разбор 1Кор. 8:4 ) , и на рынке, покупая продукты, нельзя было отличить, проходило ли продаваемое через «святилище» жрецов или нет (если, конечно, явно по продуктам не было видно, к примеру, по надписи: «богу Ра посвящено»)
Поэтому Павел предлагает, идя на рынок, не разбираться с продавцами и не выяснять, было ли посвящено кому- либо продаваемое, например, мясо или нет. И со спокойной совестью есть то, что удалось купить.

Сами по себе мясо и остальные продукты питания от посвящения не приобретают никаких ни магических свойств, ни особенных питательных сверх тех, которыми наделил Бог их при сотворении животных и растений на земле:
ибо Господня земля, и что наполняет ее.
Поэтому и употребление Божьих продуктов в пищу никак не испортят «природу» христианина.
Участие в языческих ритуалах поклонения под эгидой бесов - вот что может испортить «природу» христианина.

10:27 Если кто из неверных позовет вас, и вы захотите пойти…
Как видим, христианину не запрещается ходить в гости по приглашению к неверующим в случае, если христианин сам захочет принять приглашение от неверующего.
Понятно, что не ко всем неверующим возникает желание пойти, особенно, если цель христианина - отыскивать овец для Господа, а не вкусно и обильно поесть при случае неважно у кого.

то все, предлагаемое вам, ешьте без всякого исследования, для [спокойствия] совести. .
В случае принятии приглашения неуместно было бы расспрашивать хозяев о происхождении блюд для угощений.
Если, к примеру, блюда явно выглядят как приготовленные по обряду ложного поклонения, то можно просто их не есть, а угощаться хлебом и чем-то непритязательным, не афишируя своё неприятие идоложертвенной пищи в гостях у неверующего, который не знает всех тонкостей христианства. Нельзя обижать людей: демонстрировать свою набожность указанием на бесовскую пищу их стола было бы бестактно, а потому - неправильно.
Итак, если не объявлено, то я ем угощение просто как обед, а не как жертву бесовскую.

10:28,29 Однако не во всех случаях христианин может принимать угощение неверующего:
Но если кто скажет вам: это идоложертвенное, - то не ешьте ради того, кто объявил вам… .
О каких случаях «объявления» здесь может идти речь, если на пище не написано, откуда она?
Кто может объявить об идоложертвенной пище за столом христианину? Хозяин? Может и хозяин, искушая, например, его и зная о том, что христиане не должны прельщаться на еду, посвящённую бесам. Или от простодушия, объявив о том, что эта пища - освящена жрецом.

Кто ещё? Речь может идти и о щепетильном христианине, пришедшем, например, с Павлом, который по немощи своей пока что считает, что у неверующих вообще любая пища - нечистая.

В этом случае - Павел даёт совет отказаться от угощения ради соблюдения чистоты совести объявившего:
и ради совести. Совесть же разумею не свою, а другого:
При чём здесь совесть объявившего? К примеру, я приступил к еде, а брат сказал, что эта пища освящена. В этом случае надо уступить его совести. Иначе он - или меня беззаконником посчитает и не захочет иметь дело с такими «христианами»; - или излишней свободе во Христе научится, считая, что заповеди Бога не особо важны, хочешь исполняешь, а хочешь - нет.

ибо для чего моей свободе быть судимой чужою совестью?
Совесть у всех разная: Павел, например, не считал, что угощаясь за столом неверующих, он участвует в поклонении бесам. А кто-то с более щепетильным подходом к этому, может, считал, что любая еда неверующего - это всё равно, что стол жреца в капище, не видя различия между гостеприимством хозяев и ритуалом ложного поклонения.
И совесть такого щепетильного христианина осуждала бы Павла в грехе. Зачем же Павлу самому создавать условия для того, чтобы его было в чём упрекать соверующему? Ведь перед таким щепетильным братом и оправдаться было бы невозможно, а потерять его для Христа - запросто.

Этот принцип - не допускать, чтобы чья-то совесть судила какие-либо поступки христианина в собрании – распространяется на любые сферы жизни христианина. Если христианин по мнению соверующих, не посвящённых в какие-то его личные обстоятельства, совершает по их мнению противоправные действия, от чего они смущаются, не зная, как правильно вести себя по отношению к нему - то любовь к собранию должна побудить христианина либо разъяснить соверующим своё «странное» на их взгляд поведение -1Петра 3:15, либо не совершать того, на чём они претыкаются, если, допустим, разъяснять - не хочется из-за каких-то личных сложностей.

10:30 Если я с благодарением принимаю [пищу], то для чего порицать меня за то, за что я благодарю?
Павел для всех сделался всем, поэтому дух миролюбия и доброжелательности он поставил на порядок выше плотских своих прав.
Он больше заботился о том, чтобы никто не держал на него камень за пазухой и чтобы между ним и более щепетильными соверующими ни в чём и никогда не возникало препоны. Чем о том, чтобы использовать свои права.

Павел понимал, что если между братьями нет доверия в стремлении от чистого сердца и во всей полноте обоюдно делать только то, что угодно и чисто в глазах Бога - гораздо сложнее строить доверительные и дружеские отношения, которые и должны быть между братьями.
Да и что полезного мог бы принести Павел немощным братьям, считающим, что он свободно может без боязни грешить ради того, чтобы набить желудок? Ничего: если бы они осуждали в своей совести его действия, то перестали бы ему доверять.

10:31 Итак, едите ли, пьете ли, или иное что делаете, все делайте в славу Божию.
Что бы христиане ни делали, они должны стремиться к тому, чтобы их поступки никто не расценил как бесчинство.
Христиане славны кротостью, уступчивостью, смирением, а не развязностью и способностью добиваться удовлетворения своих желаний любой ценой, пренебрегая чувствами и интересами всех окружающих.
Христианин должен ВСЁ вообще делать так, чтобы прославлялось имя Божье, а не обесценивалось, чтобы добавлять ближним желание служить Богу, а не отбивать его у них.
Все люди должны видеть, что именно поклонение Богу является причиной их славных дел. В этом случае имя Бога будет прославлено.

10:32 Не подавайте соблазна ни Иудеям, ни Еллинам, ни церкви Божией,
Если ни мирские (неверующие) люди, ни соверующие не видят в поступках и делах какого-то христианина – славных дел Божьих, напротив, видят в нём беззаконные дела, то у них возникают естественные вопросы: что такой «странный» христианин делает в собрании народа Бога? И почему ему попустительствуют в его не христианском поведении? Всё это может претыкать внешних и разрушать веру соверующих в то, что они попали в собрание Божьего народа.

10:33 так, как и я угождаю всем во всем, ища не своей пользы, но [пользы] многих, чтобы они спаслись.
Христианин не должен быть камнем преткновения и помехой в приближении к Богу - ни для кого. Если христианин желание ничем не преткнуть братьев и помочь им укрепиться в вере - ставит выше своих личных благ, то сие - от Духа Божьего.
Если же наоборот, то сие - совсем от другого духа, не имеющего к Божьему никакого отношения.