Виды дополнительного профессионального обучения. Что считать дополнительным профессиональным образованием? Последствия неправильной трактовки


Межгосударственная ассоциация последипломного образования

Президент

Что считать дополнительным профессиональным образованием ? Последствия неправильной трактовки

Что же такое дополнительное профессиональное образование?

Сначала несколько слов о том, как появился этот термин.

В первоначальном варианте Закона об образовании его не было. Более того, в преамбуле Закона записано:

«Под образованием в настоящем Законе понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов).»

Наша Ассоциация обратила внимание разработчиков, что в Законе совершенно отсутствуют такие сферы образовательной деятельности , как повышение квалификации и переподготовки. И тогда в проекте закона появилась статья 26 – Дополнительное образование. При этом преамбула не изменилась. В соответствии с ней «дополнительное образование » и не образование вовсе, т. к. не дает никакого уровня, установленного государством.

Название «дополнительное образование» в какой-то мере подходит для учебы, проводящейся параллельно с основным, например для дополнительного образования детей. Для последующей же учебы термин не отражает сущности. За рубежом используется термин « continuing education » - продолженное образование. Он точнее. К тому же, позволяет разделить обучение, проводящееся параллельно с основным, от последовательного.

Для разрешения многих противоречий можно было бы использовать наряду с образованием термин «подготовка» (education and training ). Но Закон об образовании его неоправданно сузил. В соответствии со статьей 21 Закона профессиональная подготовка, фактически, относится к рабочим, не имеющим даже начального профессионального образования.

Не зря говорят, как яхту назовешь, так она и поплывет. Вот и дополнительное профессиональное образование оказалось у нас каким-то третьесортным. На него распространялись не все льготы и привилегии, получаемые образованием. Оно не имеет завершенной законодательной и нормативно-правовой базы. Учреждения ДПО не участвуют в Приоритетном национальном проекте «Образование». Перечень можно продолжить.

И все это при том, что ДПО является ключевым элементом непрерывного образования, о котором сейчас так много говорят, в том числе и в России, и на которое в развитых странах тратится денег даже больше, чем на основное образование.

Типовое Положение об образовательном учреждении ДПО специалистов, утвержденное Постановлениями Правительства от 26 июня 1995 г. № 000 и от 10 марта 2000 г. № 000, к дополнительному профессиональному образованию относит повышение квалификации, стажировку, профессиональную переподготовку. При этом к повышению квалификации относится обучение с объемом аудиторной нагрузки не менее 72 часов. В результате из ДПО исключена наиболее массовая и наиболее востребованная учеба объемом до 72 часов.

По этой причине получается, что в России ежегодно проходят повышение квалификации, по разным данным, от 0.7% до 2,5% взрослого населения, в то время как в европейских странах в 10 раз больше. Там среднее количество часов, которое учащийся проводит за партой, составляет от 6 до 30 часов в год, что значительно меньше 72 часов.

Ограничение продолжительности учебы снизу сказывается не только на статистике. Для обучения менее 72 часов не требуется лицензии, налоговые службы пытаются заставить работодателей затраты на такую учебу производить из прибыли, а учебные заведения, ее проводящие, - платить НДС. Хотя налоговые службы не правы, это влияет на действия работодателей и учебных заведений.

Неправильность действий налоговых органов неоднократно подтверждалась решениями арбитражных судов (см. например, постановления ФАС Северо-Западного округа от 01.01.2001 №А/205 и Поволжского округа от 01.01.2001 №А/

05-6/826, от 01.01.2001 №А/06, от 01.01.2001 №/2006-СА1-7).

Действительно, в статье 149, п. 2 Налогового кодекса записано, что от НДС освобождаются:

«услуги в сфере образования по проведению некоммерческими образовательными организациями учебно-производственного (по направлениям основного и дополнительного образования, указанным в лицензии) и воспитательного процесса».

Лицензия выдается на право осуществления образовательной деятельности по образовательным программам , указанным в приложении к ней.

Например, в приложении записано, что учебное заведение имеет право осуществлять повышение квалификации

Наименование

Уровень

Нормативный

срок усвоения

Управление персоналом

Документоведение и делопроизводство

дополнительное

дополнительное

от 72 до 500 часов

от 72 до 500 часов

Что здесь является «направлением», указанным в лицензии? Очевидно, «Управление персоналом» и «Документоведение и делопроизводство».

А чем является курс «Отдельные вопросы управления персоналом» объемом, например, 16 часов (напомним, что для проведения курса объемом менее 72 часов лицензия не требуется)? Очевидно, это услуга в сфере образования по проведению учебно-производственного процесса.

Таким образом, согласно Налоговому кодексу, с этого курса не должен взиматься НДС.

Взимание НДС увеличивает стоимость учебы прежде всего для граждан, малых предприятий, использующих упрощенную систему налогообложения, некоммерческих и бюджетных организаций. Фактически, и государство получает налог только с них, т. к. остальные вычитают НДС с коротких курсов из налога, уплачиваемого государству.

Таким образом, получаемый государством налог с коротких курсов несоизмерим с социальными последствиями от его взимания.

Действия налоговых служб заставляют учебные заведений использовать различные ухищрения, чтобы объем курса оценивался в 72 часа, а пользователя их услугами выбирать курсы в 72 часа и более, даже если в них много лишнего.

Работник и работодатель, за исключением отдельных случаев, должны сами решить, в каком объеме им нужно повышать свою квалификацию, все в одном месте или частями в разных местах, на рабочем месте, самостоятельно или, например, с помощью Интернета.

Во многих странах обсуждается идея зачета неофициальной и неформальной учебы даже при получении высшего образования . А в некоторых странах эта идея уже реализуется.

Именно желание учитывать все виды учебы выдвинуло концепцию «результатов учебы», по которой значение имеет лишь то, что учащийся знает и может делать по окончании обучения – ни больше, ни меньше. Не важно, где, как и за какое время приобретены знания, умения и навыки. Причем, это настолько серьезно, что в ЕС собираются со стран-членов отчеты по реализации данной концепции.

Для дополнительного профессионального образования это единственно правильный путь. И если органы управления образованием в России пока к нему не готовы, необходимо хотя бы снять излишние ограничения в способах приобретения знаний, умений и навыков, в частности, снизить или убрать нижнюю границу обязательных аудиторных часов. Постановлением Правительства РФ № 000 от 6 мая 2008 года «Об утверждении государственных требований к профессиональной переподготовке, повышению квалификации и стажировке государственных гражданских служащих Российской Федерации» введено понятие краткосрочного повышения квалификации на курсах объемом от 18 до 72 часов аудиторных часов, которое должно заканчиваться экзаменом в форме тестирования. При этом даже выдается удостоверение о краткосрочным повышении квалификации государственного образца.

Непонятно, почему государство, как работодатель, позволяет своим работникам повышать квалификацию на коротких курсах, но мешает это делать остальным работникам.

Важность дополнительного профессионального образования и высказанные выше соображения должны быть учтены в проекте федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», который предполагается разработать к 2010 году. А пока необходимо переработать Типовое Положение об образовательном учреждении ДПО и внести соответствующие поправки в Закон об образовании, уже подготовленные рабочей группой.

Постоянно меняющиеся условия российского рынка труда, технические усовершенствования, растущая конкуренция заставляют вновь и вновь доказывать свою профессиональную пригодность. Именно поэтому все большую популярность приобретает дополнительное профессиональное образование, позволяющее специалистам повысить квалификацию или пройти профессиональную подготовку и получить квалификацию, дающую право работать в новой сфере деятельности.

Краткосрочная профессиональная подготовка

Это ускоренное приобретение навыков, необходимых в новых условиях работы. Сюда относятся тематические курсы по месту основной работы, семинары, тренинги по конкретным проблемам предприятия и региона. Обучение часто проводят высококвалифицированные работники предприятия. После окончания выдается Удостоверение (о прохождении курсов, прослушивании семинаров и т.п.).

Повышение квалификации

Обучение специалистов для углубленного изучения актуальных проблем науки и техники по профилю профессиональной деятельности, подготовка специалистов к выполнению новых трудовых функций. Такие программы рассчитаны на людей, имеющих опыт работы в определенной сфере и испытывающих недостаток практических навыков и знаний. По окончании выдается Свидетельство о повышении квалификации.

Профессиональная переподготовка:

- Совершенствование знаний по вашей специальности

Расширение квалификации специалистов в целях их адаптации к новым экономическим и социальным условиям. Осуществляется на основании установленных квалификационных требований к конкретным профессиям и должностям, с учетом международных требований и стандартов. По окончании программы проводится итоговая государственная аттестация. Выдается Диплом о профессиональной переподготовке, удостоверяющий право на ведение профессиональной деятельности в определенной сфере.

- Получение дополнительной квалификации

Практически аналог второго высшего образования: получение квалификации на базе уже имеющегося у слушателя высшего образования (дисциплины, изученные при получении высшего, могут быть перезачтены). По окончании также проводится итоговая аттестация. Возможно освоение программы параллельно с высшим образованием. Выдается Диплом о профессиональной переподготовке, удостоверяющий получение дополнительной квалификации (диплом о дополнительном образовании).

Повышение квалификации и профессиональная переподготовка обычно расширяют, дополняют или модернизируют знания, полученные в вузе, то есть предполагается наличие у вас высшего образования. Поэтому дополнительное образование, как известно, бесплатным не бывает. Однако следует знать, что специалист имеет право каждые пять повышать свою квалификацию за счет работодателя.

А вот чтобы пойти на курсы , не надо обладать какими-то специальными знаниями - можно начать освоение какой-нибудь профессии с нуля. Иначе говоря, курсы представляют собой интенсивные методы освоения практической специальности, приобретения определенных навыков, развития способностей, причем в относительно короткий срок. Обычно занятия длятся не более 6-9 месяцев, хотя есть курсы с более краткой (1-2 месяца) или более длительной (до 2 лет) подготовкой. Таким образом, цель курсов - дать слушателям навыки и умения, которые можно будет тут же применить на практике.

Условно курсы можно разделить на три большие группы:

Профессиональные Занятия, благодаря которым вы в короткий срок приобретете навыки определенной профессии. Это курсы бухгалтерского учета, аудита или технологии продаж, или программы по освоению таких <чисто практических> профессий как повар, бармен, визажист, кондитер.
Обучающие Могут быть полезны любому человеку, вне зависимости от того, в какой области он работает. На таких курсах можно выучить иностранный язык, получить навыки работы с компьютерными программами разного уровня сложности, научиться вождению автомобиля.
Развивающие Помогут выработать определенные способности - к быстрому чтению, суперпамяти, скоропечатанию и т.п. Преподавание на этих курсах, как правило, ведется по авторским методикам различных видов. Они не касаются ваших профессиональных навыков, а пытаются развить природные способности. Это курсы скорочтения, суперпамяти, мнемотехники, повышения интеллекта и т. п. О полезности и необходимости подобных курсов можно спорить: одним они действительно помогают улучшить, например, память, а другие никакого улучшения не чувствуют. Всё зависит от вас.

По окончании курсов обычно выдается документ, подтверждающий прохождение подготовки и получение тех или иных знаний и навыков. А далее всё зависит от самого обладателя этого документа: как распорядиться знаниями, куда устроиться работать, где применить полученные умения - это всё его проблемы.

1. Дополнительное профессиональное образование направлено на удовлетворение образовательных и профессиональных потребностей, профессиональное развитие человека, обеспечение соответствия его квалификации меняющимся условиям профессиональной деятельности и социальной среды.

2. Дополнительное профессиональное образование осуществляется посредством реализации дополнительных профессиональных программ (программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки).

3. К освоению дополнительных профессиональных программ допускаются:

1) лица, имеющие среднее профессиональное и (или) высшее образование;

2) лица, получающие среднее профессиональное и (или) высшее образование.

4. Программа повышения квалификации направлена на совершенствование и (или) получение новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности, и (или) повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации.

5. Программа профессиональной переподготовки направлена на получение компетенции, необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности, приобретение новой квалификации.

6. Содержание дополнительной профессиональной программы определяется образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, с учетом потребностей лица, организации, по инициативе которых осуществляется дополнительное профессиональное образование.

7. Типовые дополнительные профессиональные программы утверждаются:

1) федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, - в области международных автомобильных перевозок;

2) федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по нормативно-правовому регулированию в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления кадастрового учета и кадастровой деятельности, - в области кадастровой деятельности;

3) федеральным органом исполнительной власти в области промышленной безопасности по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, - в области промышленной безопасности опасных производственных объектов.

7.1. Типовые дополнительные профессиональные программы в области оценки соответствия контрольно-кассовой техники и технических средств оператора фискальных данных (соискателя разрешения на обработку фискальных данных) предъявляемым к ним требованиям утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору за применением контрольно-кассовой техники.

8. Порядок разработки дополнительных профессиональных программ, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, и дополнительных профессиональных программ в области информационной безопасности устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности и федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области противодействия техническим разведкам и технической защиты информации.

(см. текст в предыдущей редакции)

9. Содержание дополнительных профессиональных программ должно учитывать профессиональные стандарты , квалификационные требования, указанные в квалификационных справочниках по соответствующим должностям, профессиям и специальностям, или квалификационные требования к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей, которые устанавливаются в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации о государственной службе.

10. Программы профессиональной переподготовки разрабатываются на основании установленных квалификационных требований, профессиональных стандартов и требований соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального и (или) высшего образования к результатам освоения образовательных программ.

11. Обучение по дополнительным профессиональным программам осуществляется как единовременно и непрерывно, так и поэтапно (дискретно), в том числе посредством освоения отдельных учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), прохождения практики, применения сетевых форм, в порядке, установленном образовательной программой и (или) договором об образовании.

16. При освоении дополнительной профессиональной программы параллельно с получением среднего профессионального образования и (или) высшего образования удостоверение о повышении квалификации и (или) диплом о профессиональной переподготовке выдаются одновременно с получением соответствующего документа об образовании и о квалификации.

17. Типовые дополнительные профессиональные программы образования лиц, которые допущены к сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды.

1

В статье перечислены основные понятия системы дополнительного профессионального образования, задачи этого сегмента образовательного процесса, а также даны его основные характеристики. Проанализирована роль дополнительного профессионального образования как фактора, способствующего социально-экономическому развитию страны и росту интеллектуального потенциала общества. Дается общий анализ новых подходов к организации самой системы дополнительного профессионального образования. Перечислены основные проблемы системы ДПО, а также представлены пути их решения, к которым относятся совершенствование нормативно-правовой базы, создание системы общественной аккредитации образовательных программ и технологий ДПО, разработка единых профессиональных стандартов для оценивания качества обучения, постоянный мониторинг потребностей заказчиков и потребителей образовательных услуг, активизация научных исследований в области перспектив направлений развития кадровой политики. Приводятся результаты анализа состояния системы ДПО в Калининградской области.

система дополнительного профессионального образования (ДПО)

повышение квалификации

высококвалифицированные кадры

1. Браже Т.Г. Принципы оценки деятельности андрагога // Педагогика. – 2000. – № 6. – С. 18.

2. Бутко Е.Я. Мониторинг экономики образования. Образовательные и экономические стратегии учреждений начального профессионального образования в современных условиях: Информационный бюллетень; Государственный университет – Высшая школа экономики, Министерство образования и науки РФ. – 2004. – 34 с.

3. Васягина Н.Н. Обучение взрослых: опыт и перспективы: к изучению дисциплины // Педагогическое образование в России: научный журнал. – 2012. – № 2. – С. 9–12.

5. Змеев С.И. Технология обучения взрослых: учебное пособие для вузов. – М.: Изд. центр «Академия», 2002. – 127 с.

6. Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 г.

7. Курбатова М.В. Проблемы формирования институциональной среды постиндустриальной экономики в современной России // Journal of Institutional Studies (Журнал институциональных исследований). – 2010. – № 1. – С. 54–66.

8. Магура М.И., Курбатова М.Б. Организация обучения персонала компании. – М.: Бизнес-школа ИНТЕЛ-СИНТЕЗ, 2003. – 296 с.

9. Меморандум по учебе через всю жизнь [Электронный ресурс] / Комиссия Европейского сообщества. – Электрон. дан. – Брюссель: 30 октября 2000 г. – Режим доступа: http://www.info.adygnet.ru/mo17012007/oz3.htm, свободный. – Загл. с экрана. – Яз. рус.

10. Мосичева И.А. Реализация программ ДПО в условиях совершенствования нормативной базы профессионального образования // Высшее образование в России. – 2011. – № 8–9. – С. 3–6.

11. Об образовании в Российской Федерации: федеральный закон РФ от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ.

12. О дополнительном образовании: федеральный закон РФ от 01.01.2002.

13. Союз руководителей учреждений и подразделений дополнительного профессионального образования и работодателей [Электронный ресурс]: официальный сайт Союза ДПО. – Режим доступа: http://www.dpo-edu.ru/DPO_union/zadachi.htm, свободный. – Загл. с экрана. – Яз. рус.

14. Толочек В. А. Современная психология труда: учебное пособие. – СПб.: Питер, 2005. – 479 с.

Социальные преобразования последних десятилетий внесли серьезные изменения в ранее сложившуюся систему профессионального образования. Часть задач профессионального обучения по-прежнему решается в традиционных формах высшего и среднего профессионального образования, часть возлагается на службы занятости регионов. Большое значение в этом вопросе приобрело корпоративное обучение и курсы краткосрочной подготовки и переподготовки. Изменяется сама концепция профессионального образования: «от образования на всю жизнь к образованию через всю жизнь» , т.е. ведущей становится идея непрерывного образования, способствующего развитию человека как личности на протяжении всей жизни, повышению возможностей его трудовой и социальной адаптации в быстро меняющемся мире.

Значимость непрерывного образования была подтверждена на международном уровне. Европарламент рассматривает непрерывное образование как ключ к обеспечению социальной интеграции и достижению равных возможностей . Представители государств-членов Большой восьмерки на саммитах неоднократно подчеркивали важность непрерывного образования в «новых экономиках» эпохи знаний [Кёльнская хартия - Цели и задачи учебы через всю жизнь, Саммит G8, Кёльн, июнь 1999; Всемирный образовательный форум, Даккар, апрель 2000; Решения Саммита G8, Окинава, 21-23 июля 2000].

Сегментом общей системы непрерывного образования является дополнительное профессиональное образование (далее ДПО), которое представляет собой один из наиболее эффективных способов реализации принципа непрерывности. Данный компонент института образования нашел свое отражение в трудах таких авторов, как Е.Я. Бутко, М.В. Курбатовой, М.И. Магуры, И.А. Мосичевой и других . Система дополнительного профессионального образования имеет свои специфические особенности, которыми занимается андрагогика - наука о закономерностях обучения взрослого субъекта. По проблемам образования взрослых имеется значительное число публикаций у Т.Г. Браже, С.И. Змеева, Н.Н. Васягиной, В.П. Зинченко и других .

Рассматривая систему дополнительного профессионального образования, необходимо в первую очередь ввести ее основные понятия. Согласно официальным документам дополнительное профессиональное образование - это «целенаправленный процесс воспитания и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ, оказания дополнительных образовательных услуг и осуществления образовательно-информационной деятельности за пределами основных образовательных программ в интересах человека, общества, государства» .

В пределах каждого уровня профессионального обучения основной задачей дополнительного образования является непрерывное повышение квалификации работников в связи с постоянным совершенствованием условий профессиональной деятельности и социальной среды. .Вне зависимости от тематики, программы дополнительного профессионального образования могут быть разделены по объёму предоставляемых знаний на программы повышения квалификации и профессиональной переподготовки. Данное разделение продиктовано в первую очередь их задачами. Программы повышения квалификации подразделяются на квалификационные программы, целью которых является получение компетенций, необходимых для выполнения нового вида профессиональной деятельности, или совершенствование профессиональных знаний и умений в рамках имеющейся квалификации, и программы профессионального развития, направленные на качественное изменение квалификации человека с помощью совершенствования профессиональных компетенций, принимая во внимание новые социально-экономические, технологические условия и российские и международные требования и стандарты. Программы профессиональной переподготовки нацелены на приобретение новых компетенций, необходимых для выполнения совершенно новой профессиональной деятельности. Сроки обучения по программам ДПО отражены в образовательной программе или договоре об образовании .

Основным приоритетом развития российской системы дополнительного профессионального образования является ее трансформация в мощный фактор ускорения социально-экономического развития страны и структурной перестройки производства путем подготовки высококвалифицированных кадров в соответствии с потребностями реального сектора экономики, увеличения духовного потенциала и образованности общества, развития творческих способностей личности .

Дополнительное профессиональное образование является фактором, который способствует социально-экономическому развитию страны и росту интеллектуального потенциала общества. Гибкость к изменениям в технической, социокультурной сферах, мобильность образовательных структур в реагировании на требования рынка, разнообразие программ обучения, ориентация на конкретного заказчика способствуют развитию системы ДПО в образовательном пространстве России.

В современных условиях система ДПО отвечает образовательным интересам как отдельной личности, так и общества в целом, как требованиям работодателей, так и запросам работников, является звеном, которое связывает между собой различные сегменты образовательного процесса и отрасли экономики.

На сегодняшний день в России более 500 учебных заведений, реализующих программы ДПО по различным направлениям профессиональной переподготовки и повышения квалификации работников социально-экономических отраслей, а также увольняемых в запас военнослужащих. Современные условия требуют новых подходов к организации самой системы ДПО. Наблюдается тенденция приближения к потребителю путем выполнения социального заказа государства в целом и отдельных предприятий, работы с территориальными органами Федеральной государственной службы занятости населения, участия в совместных образовательных проектах, в том числе и международных, развития сотрудничества с другими странами, проведения маркетинговых исследований для максимально полного удовлетворения интересов работодателей и запросов потребителей образовательных услуг.

Созданием законодательной и нормативной базы, совершенствованием российской системы дополнительного профессионального образования занимается ряд организаций. К наиболее значимым можно отнести созданный в 2003 году Союз руководителей учреждений и подразделений дополнительного профессионального образования и работодателей, основной задачей которого является «определение общих подходов в вопросах политики системы дополнительного профессионального образования, направленных на дальнейшее совершенствование учебно-педагогического процесса и обеспечение требуемого качества образования» , отделы учреждений дополнительного и послевузовского профессионального образования, Межгосударственная ассоциация последипломного образования, Европейская ассоциация провайдеров ДПО и другие.

В целом современное российское дополнительное профессиональное образование можно охарактеризовать как:

Четко ориентированную на конкретную модель высококвалифицированного специалиста;

Направленную на удовлетворение профессионально-образовательных интересов участников образовательного процесса;

Приближенную к потребителю;

Гибкую, мобильную и практически направленную систему, использующую современные информационно-коммуникационные и педагогические технологии.

Изменения в российской системе образования в целом и в системе дополнительного профессионального образования в частности привели к тому, что в системе ДПО возникло большое количество противоречий, что повлекло за собой необходимость корректирования нормативной и законодательно-правовой базы, регламентирующей деятельность учебных заведений ДПО.

Все образовательные программы подлежат обязательной аккредитации для подтверждения соответствия содержания и качества обучения утвержденным на федеральном уровне стандартам, однако в 2010 году в Федеральный закон «Об образовании» были внесены изменения, согласно которым «государственная аккредитация образовательной деятельности проводится по основным образовательным программам, реализуемым в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами» . Таким образом, в соответствии с новым законом подавляющее большинство дополнительных профессиональных образовательных программ более не подлежат аккредитационной экспертизе. Это, с одной стороны, повышает гибкость системы ДПО, создает конкурентные условия для нее, позволяет быстро подстраивать свои программы под требования рынка, а с другой стороны, ставит ее в неравные условия по сравнению с учреждениями высшего образования, которые при аккредитации автоматически аккредитируют и программы профессиональной переподготовки и повышения квалификации по профилю основных образовательных программ вуза, что позволяет им выдавать диплом государственного образца, в том числе по программам ДПО. Дискриминированы и научно-педагогические работники системы дополнительного профессионального образования по сравнению с работниками вузов в плане социальных гарантий и оплаты труда.

При рассмотрении вопросов, связанных с ДПО, нельзя не упомянуть о таком важном факторе, как регионализация образования. Образуются территориально-локализованные рынки образовательных услуг, формируются и развиваются масштабные сети филиалов крупнейших вузов страны, возрастает влияние регионально-отраслевых факторов на систему образования, усиливается взаимосвязь между экономической организацией региона и образованием как средством удовлетворения требований общества и государства в подготовке высококвалифицированных кадров. Для выполнения этой функции система ДПО должна ориентироваться на программы социально-экономического развития конкретного региона в кадровом отношении, на долгосрочный комплексный прогноз развития экономики региона, а также на анализ современной и перспективной ситуации на рынке труда. На сегодняшний день модели ДПО, которая бы удовлетворяла вышеперечисленным требованиям, не существует.

Для решения данной проблемы Правительством Калининградской области была утверждена целевая программа «Развитие профессионального образования на 2012-2016 годы», в которой отражены основные кадровые потребности рынка труда области на ближайшие годы, что помогает вузам региона скорректировать свою образовательную политику в соответствии с современным образовательным стандартом и требованиями инновационного социально ориентированного развития Калининградской области. На сегодняшний день программы дополнительного профессионального образования реализуются практически во всех вузах региона, например, в Балтийском федеральном университете имени Иммануила Канта, Калининградском государственном техническом университете, Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота, Балтийском военно-морском институте и др. Основными направлениями в работе являются иностранные языки, бухгалтерский учет, информационные технологии, менеджмент, также осуществляется профессиональная переподготовка увольняемых в запас военнослужащих и повышение квалификации педагогов как приоритетное направление в рамках национальной образовательной инициативы «Наша новая школа». На территории Калининградской области также действуют «Институт развития образования», «Ассоциация дополнительного образования Калининградской области» и ряд других организаций, реализующих программы профессиональной переподготовки и повышения квалификации.

C развитием процессов глобализации и внедрением новых информационных технологий в образовательный процесс значительный толчок для развития получила дистанционная форма обучения. Приказом № 4452 от 18.12.2002 г. Министерство образования и науки на законодательном уровне разрешило применение дистанционных технологий при получении дополнительного образования по любой специализации. Такая организация обучения может быть особенно востребована при получении дополнительного профессионального образования в силу возможности обучаться без отрыва от производства и самостоятельно выбирать индивидуальный темп обучения, доступности вне зависимости от географического положения, финансовой привлекательности. Чрезвычайную актуальность приобрели дистанционные формы ДПО в связи с возросшим числом потребителей образовательных услуг (уволенные в запас при реформировании Вооруженных сил военнослужащие, мигранты из стран СНГ, безработные). Однако уровень информационно-технического и учебно-методического обеспечения, которым обладает современная отечественная система ДПО, недостаточен, чтобы использовать потенциал дистанционной формы обучения в полной мере.

Совершенствование нормативно-правовой базы системы ДПО, создание системы общественной аккредитации образовательных программ и технологий ДПО, разработка единых профессиональных стандартов для оценивания качества обучения, постоянный мониторинг потребностей заказчиков и потребителей образовательных услуг, активизация научных исследований в области перспектив направлений развития кадровой политики, а также экономики региона, совершенствование материально-технической и учебно-методической базы и, как следствие, повышение качества образования позволит решить вышеуказанные проблемы и повысить деловую квалификацию граждан в условиях масштабных изменений российской экономики.

Рецензенты:

Бударина А.О., д.п.н., доцент кафедры лингвистики и межкультурной коммуникации, БФУ им. И. Канта, г. Калининград;

Кондратенко А.Б., д.п.н., заместитель директора по учебной и научной работе Калининградского филиала «Московского государственного университета экономики, статистики и информатики», г. Калининград.

Работа поступила в редакцию 11.04.2013.

Библиографическая ссылка

Парахина О.В. СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ СИСТЕМЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ // Фундаментальные исследования. – 2013. – № 6-2. – С. 445-448;
URL: http://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=31531 (дата обращения: 16.08.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Постоянно меняющиеся условия российского рынка труда, технические усовершенствования, растущая конкуренция заставляют вновь и вновь доказывать свою профессиональную пригодность. Именно поэтому все большую популярность приобретает дополнительное профессиональное образование, позволяющее специалистам повысить квалификацию или пройти профессиональную подготовку и получить квалификацию, дающую право работать в новой сфере деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

СТРУКТУРА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РАМКАХ СПО

Дополнительное образование - целенаправленный процесс воспитания и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ, оказания дополнительных образовательных услуг и осуществления образовательно-информационной деятельности за пределами основных образовательных программ в интересах человека, общества, государства. Дополнительное образование включает в себя общее дополнительное образование и профессиональное дополнительное образование;

Постоянно меняющиеся условия российского рынка труда, технические усовершенствования, растущая конкуренция заставляют вновь и вновь доказывать свою профессиональную пригодность. Именно поэтому все большую популярность приобретает дополнительное профессиональное образование, позволяющее специалистам повысить квалификацию или пройти профессиональную подготовку и получить квалификацию, дающую право работать в новой сфере деятельности.

Профессиональное дополнительное образование - дополнительное образование, направленное на непрерывное повышение квалификации и профессиональную переподготовку лиц, имеющих профессиональное образование, в соответствии с дополнительными профессиональными образовательными программами, квалификационными требованиями к профессиям и должностям и способствующее развитию деловых и творческих способностей этих лиц, повышению их культурного уровня. Профессиональное дополнительное образование включает в себя повышение квалификации и профессиональную переподготовку;

Перечень дополнительных профессиональных образовательных программ, обучение по которым осуществляется в соответствии с государственными образовательными стандартами дополнительного образования, порядок разработки, утверждения и введения общих основ и федеральных компонентов государственных образовательных стандартов профессионального дополнительного образования устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Дополнительное профессиональное образование - это целенаправленный процесс обучения граждан посредством реализации дополнительных образовательных программ, оказания дополнительных образовательных услуг и информационно - образовательной деятельности за пределами основных образовательных программ в интересах человека, общества и государства. В Российской Федерации на уровне правительства принят ряд видов ДПО, к наиболее распространенным из которых относятся повышение квалификации, стажировка и переподготовка.

Дополнительное профессиональное образование направлено на удовлетворение образовательных и профессиональных потребностей, профессиональное развитие человека, обеспечение соответствия его квалификации меняющимся условиям профессиональной деятельности и социальной среды.

Дополнительное профессиональное образование осуществляется посредством реализации дополнительных профессиональных программ (программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки).

Повышение квалификации - вид ДПО, направленный на обеспечение нового качества выполнения работником профессиональных функций и не завершающийся повышением уровня (ступени) образования.

Обучение специалистов для углубленного изучения актуальных проблем науки и техники по профилю профессиональной деятельности, подготовка специалистов к выполнению новых трудовых функций. Такие программы рассчитаны на людей, имеющих опыт работы в определенной сфере и испытывающих недостаток практических навыков и знаний. По окончании выдается Свидетельство о повышении квалификации.

Профессиональная переподготовка (далее - переподготовка) - вид ДПО, направленный на освоение обучающимися образовательных программ для выполнения нового вида работы или группы работ. Переподготовка не обеспечивает получения обучающимся нового уровня образования в соответствии с государственными образовательными стандартами, но она дает возможность изменить направление профессиональной деятельности на уже имеющемся уровне образования.

Профессиональная переподготовка - –с овершенствование знаний по вашей специальности.

Программы профессиональной переподготовки разрабатываются на основании установленных квалификационных требований, профессиональных стандартов и требований соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального и (или) высшего образования к результатам освоения образовательных программ.

Программы профессиональной переподготовки направлены на получение компетенции, необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности, приобретение новой квалификации.

Содержание дополнительной профессиональной программы определяется образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, с учетом потребностей лица, организации, по инициативе которых осуществляется дополнительное профессиональное образование.

Содержание дополнительных профессиональных программ должно учитывать профессиональные стандарты, квалификационные требования, указанные в квалификационных справочниках по соответствующим должностям, профессиям и специальностям, или квалификационные требования к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей, которые устанавливаются в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации о государственной службе.

Расширение квалификации специалистов в целях их адаптации к новым экономическим и социальным условиям. Осуществляется на основании установленных квалификационных требований к конкретным профессиям и должностям, с учетом международных требований и стандартов. По окончании программы проводится итоговая государственная аттестация. Выдается Диплом о профессиональной переподготовке, удостоверяющий право на ведение профессиональной деятельности в определенной сфере. В настоящее время получение дополнительного образования становится модным явлением. В настоящее время многие специалисты хотят повысить свою квалификацию или вообще сменить сферу деятельности, поэтому посещают многочисленные курсы, тренинги и семинары. Для многих это профессиональная необходимость.

Желающим повысить свой профессиональный и образовательный уровень предлагается множество курсов, тренингов и семинаров, которые охватывают достаточно много специализаций в различных областях. Выбирая ту или иную программу повышения квалификации, некоторые пытаются наверстать «упущенные» в студенческие годы возможности, кто-то хочет закрепить с помощью практических тренировок полученные академические знания, другие таким образом пытаются посмотреть на накопленные навыки и компетенции немного под другим углом. В каждой профессии есть свои сертификаты и аттестаты, наличие которых делает специалиста не только более квалифицированным, но и более "дорогим". Кроме того, дипломы различных, но взаимодополняющих курсов (и при этом соотносящихся с основной профессией) характеризуют кандидатов как разносторонних личностей, стремящихся к профессиональному и личностному развитию».

Многие специалисты по тем или иным причинам решают кардинально сменить сферу деятельности . Для освоения новой профессии им нужно получить некоторые теоретические знания и отработать их на практике. Этого можно достичь с помощью различных курсов и семинаров.

В настоящее время законодательная база о дополнительном образовании Российской Федерации опирается на ряд важнейших документов, включающих в себя Конституцию Российской Федерации, Закон Российской Федерации "Об образовании" в редакции Федерального закона от 13 января 1996 года № 12-ФЗ, Федеральный закон "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", Постановление Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 г. № 610, другие федеральные законы, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области дополнительного образования. Что касается Федерального закона о дополнительном образовании, то он находится в стадии согласовании и утверждения.

Российская система дополнительного образования к настоящему времени в основном уже сформировалась. Она является частью общей системы образования и представляет собой совокупность дополнительных образовательных программ, государственных образовательных стандартов, образовательных учреждений и иных организаций, реализующих дополнительные образовательные программы, общественных организаций, основной уставной целью которых является образовательная деятельность в области дополнительного образования, объединений (ассоциаций и союзов) образовательных учреждений дополнительного образования, общественных и государственно-общественных объединений, научных и методических советов, органов управления дополнительным образованием, подведомственных им предприятий, учреждений, организаций и др.

Дополнительные образовательные программы определяют содержание дополнительного образования. Дополнительные профессиональные образовательные программы разрабатываются на основании требований к уровню основного образования обучающихся и на основе государственных образовательных стандартов. Этот механизм многие годы с успехом используется практически всеми развитыми европейскими странами.

К дополнительным образовательным программам высшего профессионального образования относятся дополнительные профессиональные образовательные программы, для обучения по которым необходимо высшее профессиональное (законченное или незаконченное) образование. К дополнительным образовательным программам относятся образовательные программы различной направленности, реализуемые: в общеобразовательных учреждениях и образовательных учреждениях профессионального образования за пределами определяющих их статус основных образовательных программ;

Дополнительное образование детей и взрослых направлено на формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени. Дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности. Дополнительные общеобразовательные программы для детей должны учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей.

В нашем колледже ведется дополнительное профессиональное образование по следующим пролицензированным программам:

  1. «Оператор ЭВМ»;
  2. «1С:Предприятие 8.3(Бухгалтерия предприятия)»;
  3. «1С:Зарплата и управление персоналом 8.3»;
  4. «1С:Управление торговлей 8.3»;
  5. «Официант»;
  6. «Чертежник (программа Компас)»;
  7. «Делопроизводитель»;
  8. «Бухгалтер»;

Многие студенты колледжа проходят ни одну, а несколько программ ДПО, потому что хотят быть конкурентоспособными специалистами в наше время. После окончания курсов по выбранным программа ДПО слушатели получают документ «Свидетельство».

Наличие в резюме пройденных тренингов и семинаров, курсов, безусловно, добавляют кандидатам лишние баллы при рассмотрении кандидатуры на вакантное место. Людей, готовых вкладывать собственные деньги в дальнейшее обучение объединяет стремление к повышению квалификации и, соответственно, увеличению стоимости своей кандидатуры. Кроме того, дипломы различных, но взаимодополняющих курсов (и при этом соотносящихся с основной профессией) характеризуют кандидатов как разносторонних личностей, стремящихся к профессиональному и личностному развитию».

Также в нашем колледже ведется профессиональная переподготовка для безработных граждан, т.е. мы работаем с центрами занятости населения, которые направляют к нам своих безработных граждан. После прохождения программ по ДПО для профессиональной переподготовке, слушатели получают документ государственного образца об окончании программы

Дополнительные образовательные программы и дополнительные образовательные услуги реализуются в целях всестороннего удовлетворения образовательных потребностей граждан, общества, государства.

В пределах каждого уровня профессионального образования основной задачей дополнительного образования является непрерывное повышение квалификации рабочего, служащего, специалиста в связи с постоянным совершенствованием федеральных государственных образовательных стандартов.

Используемая литература:

1.Федеральный Закон о дополнительном образовании.

2.Каштанова Е.В. «Организация обучения и дополнительное профессиональное образование персонала» 2015г.

3.Ишков А. «Особенности реализации дополнительного профессионального образования» 2011г.

4.Федеральный Закон «Об образовании» №3266-1 от 10.07.1992г.

5.Семенов А.Л. «Дополнительное профессионально-педагогическое образование: практика, инновации» 2013г.