Гора мория. Храмовая гора в иерусалиме


Российские и израильские туроператоры предлагают разнообразные экскурсионные программы, тематически связанные с историей Иерусалима, культурой и святыми местами города. Эти экскурсии очень популярны и неизменно востребованы российскими и зарубежными туристами, посещающими Вечный город. Иерусалим всегда был интересен людям, независимо от их религиозной принадлежности, культурных традиций и профессионального статуса.

Основными мусульманскитми святынями в Иерусалиме являются:

  • Мечеть Аль-Акса

Загадки и тайны Иерусалима являются духовной пищей для ученых и тех, кто любит приключения. Иерусалим и его многочисленные храмы и монастыри - место ежегодного паломничества к святым местам не только христиан, но и представителей иудейской и мусульманской религий.

Сосредоточила несколько известнейших мечетей Иерусалима. Возвышающаяся над всеми городскими кварталами и обнесенная высокой стеной - она является иудейской святыней, где были возведены оба Храма, и как утверждает Тора, будет возведен и Третий.

Храмовая гора - центральное место, откуда со Стены Плача возносятся молитвы иудеев, приближающие пришествие Мессии. Храмовая гора известна и своими важнейшими мусульманскими святынями - здесь возвышаются купола мечетей Аль-Акса и Купол Скалы (Куббат ас-Сахра).

Архитектурные особенности

Ее архитектурные особенности, благодаря которым она получила статус одной из самых красивых в Старом Городе, указывают на ранний период исламской архитектуры (7 век нашей эры). Прямоугольную платформу Храмовой горы с центральным золотым куполом видно с самых отдаленных возвышенностей Иерусалима.

Одной из особенностей мечети является то, что это сооружение является единственным, которое не подверглось воздействию времени и реконструкциям и предстает сегодня почти в первозданном виде. Единственное изменение, коснувшееся мечети во времена Королевства крестоносцев, было связано с обращением ее, однако, не на длительный период, в христианский храм.

Саладин, который воцарился в Иерусалиме в конце 12 века, превратил в мечети все церковные постройки в Старом городе (за исключением ). В результате сильного землетрясения, которое произошло в 30-е годы прошлого столетия, мечеть претерпела некоторые разрушения.

Иерусалимское землетрясение 2008 года было настолько сильным, что стало причиной метрового углубления в земле рядом со стенами мечети.

Одна из концепций состоит в том, что здание мечети Купол Скалы в Иерусалиме построено там, где был возведен Первый, а затем и Второй Храм. Та же концепция отводит Краеугольному камню, который связан с сотворением мира в иудейской традиции, место под Куполом Скалы.

Мусульманское предание гласит, что этот камень был свидетелем вознесения на небеса пророка Мухаммеда. В наши дни в мечети Купол Скалы не проводятся богослужения, и, являясь памятником архитектуры, она оберегает исламскую святыню - Камень Основания. Входить в здание разрешено лишь мусульманам.

Основателем красивейшей мечети Купол Скалы исторически считается халиф Омар I, во времена правления которого Иерусалим был завоеван арабами. По его указу построили временную деревянную постройку, которая затем, во времена халифа Абд аль-Малика, была заменена новой, основательной.

В таком виде она и дошла до наших дней. Название "Мечеть Омара", которое иногда используют, говоря о Куполе Скалы, очевидно, связано с именем халифа Омара I.

Архитектурные особенности

Над зданием мечети, которое имеет форму октаэдра, возвышается величественный купол цилиндрического строения, в 1990 годы покрытый сусальным золотом, подаренным королем Иордании. В качестве облицовки половины наружных стен использован белый мрамор, а верхнюю часть украшает голубоватая плиточная мозаика.

Ее узоры выложены мрамором, золотом и перламутром и представлены геометрическим и растительным орнаментом с фрагментами арабских надписей. Величественный декор этой мечети является ярчайшим образцом исламского искусства и культурного наследия.

Площадь мечети Купол Скалы, расположенной в центре Храмовой горы, окружена восемью лестничными подъемами, над которыми возвышаются арки. Предание гласит, что в день, ознаменованный Великим Судом, на весах, установленных в этих арках, будут взвешиваться добрые и злые дела. Площадь вмещает единовременно до 300 тысяч молящихся.

Мечеть Аль-Акса

Одна из древнейших, Мечеть Аль-Акса в Иерусалиме, которую венчает неприметный серый купол, является третьей самой значимой исламской святыней и расположена к югу от центральной мечети Купол Скалы. Ее строительство, которое завершил халиф Аль-Валид, относится к восьмому веку.

По завершении очередных реставрационных работ после разрушительного землетрясения 40-х годов 1-го века н. э. она предстала в том виде, в каком мы можем видеть ее сегодня. Разрушительные землетрясения неоднократно являлись причиной восстановительных работ, проводимых в мечети.

Во времена Королевства крестоносцев ее использовали в качестве христианского храма. Серия же последних реконструкций и ремонтов проводилась при финансовой поддержке египетского и иорданского королей. Здание мечети имеет четырехугольную форму, причем опорой для одной из ее частей служит Западная Стена Храма.

Часто первостепенное значение приписывают мечети Купол Скалы, хотя это неверно, поскольку одна из самых значительных святынь мусульманской религии - это, именно мечеть Аль-Акса, расположенная немного южнее от центра Храмовой горы. Но надо отдать должное, обе мечети объединены единым архитектурным комплексом.

Неискушенные туристы допускают ошибку, когда приписывают этим двум святыням название иерусалимской мечети Омара. В Иерусалиме она располагается не на Храмовой горе, а в Христианском квартале.

С внутреннего двора Храма Гроба Господня хорошо видно эту Мечеть с 15-метровым минаретом. Месторасположения мечети знаменито тем, что здесь халиф Омар молился после того, как Иерусалим был взят его войском.

Мечеть Омара построил султан Саладин в 12-м столетии, причем строительство минарета было завершено в более поздний период, а его реставрация была проведена по приказу султана Абдула Хамида в 19-м столетии.

Туристический Иерусалим

В последующих годах тенденция популярности путешествий к святыням Вечного города будет возрастать. Главные иудейские, христианские и мусульманские Храмы Иерусалима - это не только культовые религиозные объекты, а еще и культурное наследие мирового значения.

Программа экскурсий по достопримечательностям Иерусалима предполагает не только посещение Старого города. В современном Иерусалиме - столице Израиля и крупнейшем городе страны множество туристических объектов представлены современными общественными и государственными учреждениями, культурными центрами.

В столице Израиля сосредоточены здания многих правительственных и других государственных учреждений, такие, как комплекс зданий Кнессета или израильского МИДа. Замечательные возможности, кроме того, предоставляют, например, и те туры в Египет, в программу которых включено посещение Иерусалима.

Стоимость номеров в отелях Тель-Авива колеблются от 41 до 166 $ с человека за один день проживания.

Знамениты своим безупречным сервисом и комфортным расположением вблизи пляжа.

Предоставляют туристам широкий выбор отельных номеров стоимостью в среднем 60-80$ с чел/сутки.

История

Между X веком до н. э. и I веком н. э. на Храмовой горе стоял Иерусалимский храм , который служил единственным разрешённым местом жертвоприношений Единому Богу , а также являлся центром религиозной жизни еврейского народа и объектом паломничества всех евреев три раза в год (на Песах , Шавуот и Суккот).

Храмовая гора является самым святым для евреев местом: религиозные евреи всего мира во время молитв обращаются лицом к Израилю, евреи в Израиле - к Иерусалиму, а евреи в Иерусалиме - к Храмовой горе.

Согласно обещаниям еврейских пророков, после прихода Мессии на Храмовой горе будет отстроен последний, Третий Храм , который станет духовным центром для еврейского народа и всего человечества. Также с Храмовой горой связано ожидание так называемого Страшного Суда .

В период Храма существовали различия в святости между разными частями Храмовой горы. Вход в Святая святых Храма был разрешён только первосвященнику , и только в Йом-Киппур для ведения службы. Внутрь Храма могли заходить лишь коэны . Тем, кто был ритуально нечист, запрещалось входить на территорию Храмовой площади, а согласно более строгой точке зрения, - вообще вступать на Храмовую гору. Также было запрещено подниматься на Храмовую гору с иными, нежели религиозные, целями или в непристойном виде.

Согласно мнению большинства галахических авторитетов, в частности, Маймонида , святость Иерусалима и Храмовой горы остаются в силе и после разрушения Храма. Сегодня считается, что все евреи ритуально нечисты, и поэтому никто не может взойти на Храмовую гору. Однако существует точка зрения, согласно которой этот запрет относится лишь к восхождению на территорию, где стоял Храм, тогда как вход на остальную часть Храмовой горы разрешён. Проблема заключается в том, что библейские источники не позволяют с точностью идентифицировать разрешённую зону.

Местоположение Храма

Другие полагают, что на этом камне во дворе Храма находился Жертвенник всесожжения . В таком случае, Храм располагался к западу от этого камня. Это мнение более вероятно, поскольку это соответствует пространственным отношениям на Храмовой площади и позволяет разместить ровную площадь достаточно больших размеров. .

Существуют и другие варианты локализации Храма. Почти два десятилетия назад израильский физик Ашер Кауфман предположил, что как Первый, так и Второй храмы были расположены в 110 метрах к северу от мечети Скалы. По его расчетам, Святая святых и Камень Основания находятся под нынешним «Куполом Духов» - небольшой мусульманской средневековой постройкой.

Противоположную, «южную» (по отношению к Куполу Скалы) локализацию Храма на протяжении последних пяти лет разрабатывает известный израильский архитектор Тувия Сагив. Он помещает его на месте современного фонтана Аль-Кас.

Значение Храмовой горы в христианстве

Храмовая гора многократно упоминается в Пятикнижии , которое является основой Ветхого Завета , поэтому это место священно как для иудеев, так и для христиан . Кроме того, в Новом Завете утверждается, что Иисус является прямым потомком царя Давида (Мф. 1:17), сын которого, Соломон , основал Первый Храм на этой горе.

Тем не менее, среди многочисленных святых мест христианства в Иерусалиме, Храмовой горе особого значения не придавалось.

Значение Храмовой горы в исламе

Мечеть Скалы

Иерусалим и святыни, расположенные на Храмовой горе, признаются мусульманами третьими по значению после Мекки и Медины . Куббат ас-Сахра построена в самом центре Храмовой горы, и внутри неё находится выступающий из земли камень - это вершина горы, единственная её часть, которая возвышается над плоским плато. Согласно Корану , этот камень и есть та скала, с которой пророк Мухаммед вознёсся в небо на крылатом коне.

Политическое значение Храмовой горы

В периоды мамелюкского, османского и британского правления Палестиной , евреи на Храмовую гору не допускались. Британская мандатная администрация ввела специальный орган по попечительству над святыми местами ислама на Храмовой горе - ВАКФ, так называемый Исламский совет (Muslim Council), который получил фактическую власть над всей территорией Храмовой горы.

По окончании Войны за независимость Израиля в 1948 году , Храмовая гора вместе со всем Восточным Иерусалимом перешла под контроль Иордании . До 1967 года евреи не допускались не только на Храмовую гору, но и к Стене Плача , что являлось грубым нарушением соглашения о прекращении огня.

Во время Шестидневной войны , в ходе боёв за Иерусалим, израильские десантники установили контроль и над Храмовой горой, установив над ней израильский флаг, и командующий операцией, Мота Гур, объявил по армейской радиосвязи: «Храмовая гора в наших руках!». Однако вскоре, по приказу министра обороны Моше Даяна , флаг был спущен, и полномочия ВАКФа вновь были официально подтверждены.

С 1967 года на Храмовую гору был открыт доступ всем желающим в отведённые дни и часы.

В г., после подписания соглашений в Осло , управление ВАКФом перешло от Иордании к Палестинской автономии . Работников этой организации обвиняют в том, что, под видом ремонтно-строительных работ, они систематически уничтожают археологические ценности - следы еврейского присутствия на Храмовой горе. В то же время, мусульманские проповедники беспрепятственно занимаются антиизраильской пропагандой, подстрекательствами к насилию и вообще отказываются признавать сам факт существования

Храмовая гора, ар а-баит, гора Мория. Здесь Авраам по велению всевышнего собирался провести жертвоприношение своего сына Ицхака, но в последний момент Ицхак был заменен на барашка. Здесь царь Соломон построил Первый храм для богослужения. И здесь же, вернувшиеся из вавилонского плена, отстроили Второй храм на развалинах первого. Здесь Ирод Великий, предварительно существенно увеличив поверхность горы, отстроил самое великолепное сооружение того периода. Настолько великолепное, что блеск и слава его не угасает и сейчас. Здесь Иисус из Назарета читал свои проповеди. Здесь Магомет из Мекки поднимался на небо за заповедями.

Нет второго такого места на всей земле, где бы за многие тысячелетия так переплелись в один клубок традиции и религии, история и политика. Клубок настолько запутанный, что распутать его под силу только Мессии, который обязательно скоро придет. Так что ждем-с.

А сейчас просто поднимемся на Храмовую гору и прогуляемся по ней.

Самое первое впечатление - это удивление от легкости попадания. Обычная процедура прохода через металлоискатель и просвечивание сумок. Кроме оружия на Храмовую гору нельзя проносить никакой религиозной литературы во избежание молитвы. Молитва на Храмовой горе приравнивается к открытию огня, а Танах или Библия приравниваются к автомату Калашникова.

Если у вас на голове кипа, а вы не хотите лишнего внимания к своей скромной персоне, то можно одеть поверх кипы обычную кепку. Впрочем, это желательно, но не обязательно. На самой горе, около Ворот милосердия, я видела двух ортодоксальных иудеев при полном прикиде.


Видимо это были тайные лазутчики по спецзаданию Любавического ребе. Не зря же они крутились около ворот, замурованных еще Салах А-Дином. Именно через эти ворота Машиах должен пройти в Иерусалим. Иудеев на некотором расстоянии сопровождал израильский полицейский при полном обмундировании спецназа. А сбоку, прячась за масличными посадками, следил араб в штатском. По мусульманской традиции через эти ворота тоже должен пройти мусульманский мессия - Мади. Задача арабского машиаха тоже не проста, т.к. ему еще предстоит построить мост через Кидронское ущелье (вади Джуз) с Масличной горы прямо к воротам города.


Отвлечемся от многочисленных мистических традиций и заметим, что ворота эти все равно не обычные. И странность их даже не в том, что они замурованы. А в том, что любые нормальные ворота должны затруднять проникновение противника, и поэтому всегда строились с различными ухищрениями и прибамбасами типа крутых поворотов. Через эти же ворота быстро может зайти целый римский легион!


Именно по причине трудностей охраны, ворота и оказались замурованы Салах-Адином. Интересно, что такая нетрадиционная для обычных ворот архитектура, является очень даже традиционной для триумфальных арок. И вполне возможно, что эти византийские ворота были построены как символ победы Иисуса на его крестном пути. Через эти ворота кесарь Ираклий вернул украденный истинный крест и через эти ворота существовала традиция крестового шествия (пока крест опять не забрали нехристи-сарацины).


Сегодня, кроме закрытых Ворот милосердия, на Храмовую гору ведут еще девять ворот. И через любые из этих девяти ворот можно выйти с Храмовой горы. Но зайти простому израильскому жителю, а так же гостю столицы, можно только через ворота « Маарабим» справа над Стеной плача.


Храмовая гора открыта каждый день кроме пятницы и субботы с 7.30 до 11.00 утра (зимой на час короче).


Свободный вход через все остальные ворота и в любое время суток только для арабов- мусульман. Интересно, как полицейские охранники безошибочно определяют, кого пускать, а кого нет? Ведь никаких документов о мусульманском вероисповедании предъявлять не надо, чисто «фейс-контроль».


На самой Храмовой горе очень чисто. Даже каменная брусчатка сверкает от чистоты как полированный паркет. И не удивительно - святое место должно быть прежде всего чистое.


В свое время, по приходу к власти Византии, для унижения евреев и оскорбления святости, гору специально засыпали мусором и превратили в свалку.

Когда после первого арабского завоевания Иерусалима, старик Хоттабыч Омар Ибн Хотаб пришел сюда, то мусор с Храмовой горы вываливался прямо через ступени ворот на улицу. Омар Ибн Хотаб не случайно пришел на свалку, он искал мечеть Дауд - место молитвы царя Давида. (В 38 суре Корана пишется о Давиде, который просил в молитве у всевышнего прощения за свои грехи).

Иерусалимский патриарх привел сначала Омара в Храм Гроба, но Омару там не понравилось. Зато на мусорной свалке Омар сразу понял, что это именно то, что надо!


По версии другого арабского историка (11 век), Омар пришел на Храмовую гору и нашел там по наводке своего советника, который был евреем, принявшим ислам, под вонючим мусором святую скалу. Этот же еврей посоветовал Омару Хоттабычу построить молельный дом чуть севернее скалы. Но Омар не поддался на израильскую провокацию и построил молельный дом южнее скалы, чтоб молится не на иудейскую святыню, а на Мекку и Каабу.

Сейчас, в современном арабском мире, появилось модное утверждение, что никакого еврейского храма на горе никогда не было. Потому что нет никаких археологических доказательств. В принципе они правы: археологических доказательств существования храма и вправду нет, потому что никаких археологических раскопок здесь никогда не проводилось. И даже оставим на арабской совести многочисленные упоминания о Храме в их же Коране. Вот если бы мы нашли, например, позолоченную колону о которой написано в талмуде…

Впрочем, посмотрите повнимательнее на эти капители:


Что это там сверкает? Неужели золото?!


Выставка колон и капителей находится на Храмовой горе с западной стороны от мечети Аль Акса.


Сама же мечеть Аль Акса - главная мусульманская святыня, как я уже писала, построена на южной части храмовой горы. По топографии горы здесь был пологий склон, который Ирод Великий достроил с помощью целой системы арочных перекрытий. Для укрепления сооружения, в арочные полости была насыпана земля и строительный мусор.


Когда, 5 лет назад, арабы без всякого разрешения стали раскапывать и вывозить эту землю целыми грузовиками, они в первую очередь насолили сами себе. Потому что прочность перекрытий понизилась и при первом же небольшом землетрясении, в Аль Аксе что-то треснуло…


В настоящее время вся власть над Храмовой горой принадлежит Советам Израилю. Поэтому ни один камень, включая этот мусор, не двинется с места без специального разрешения правительства Израиля (Храмовая гора находится под патронажем мусульманской организации ВАКХ. В 2007 г. при проведении работ по прокладке электричекого кабеля было вывезено огромное количество так называемого "строительного мусора" Были даже организованы работы по его просеиванию, в результате которых были найдены артефакты Первого Храма. Подробности, например, и - ) :


Не то чтобы этот мусор представлял какой-то научный интерес (Вполне себе представляет - ). Просто в Иерусалиме, а тем более на Храмовой горе - все политика. И эта политика показывает кто в доме хозяин. Лично у меня сразу появилась ассоциация со съемной квартирой. Формально, съемная квартира принадлежит тем, кто там живет. Но юридически квартира только во владении хозяина, который может и не продлить договор аренды…


Однако вернемся к Аль Аксе.

В Коране нет упоминания Иерусалима. Пишется только, что Мухаммед с верным конем Бураком перелетел ночью из Мекки в «Эль-Акцу», что переводится как «на краю» в смысле очень далеко. Знающие иврит могут сразу найти знакомый корень к.ц. - каце. О том, что «край» находится именно в Иерусалиме, написано уже в комментариях к Корану. Для справедливости замечу, что в Торе тоже не упоминается Иерусалим - только гора Мория и «место, которое тебе укажет Б-г».


И если две предыдущие религии - иудаизм и христианство - считают Иерусалим своим святым городом, то почему ислам должен был оставаться в стороне? Вот он и не остался.

Кроме стадного чувства в строительстве монументальных исламских сооружений в священном городе сыграли роль еще две веские причины. Первая причина - политическая замена Мекки и Медины, которая в то время не находилась в руках халифа Муавии. А властвовать жуть как хотелось, вот он и построил купол над святой скалой - альтернатива камню в Мекке.


Вторая причина - конкуренция с христианской Византией. Иудаизм в 7 веке никто в расчет не брал, но у Византии были еще довольно сильные позиции. И поэтому два основных исламских сооружения - Купол над Скалой и мечеть Аль-Акса были построены по образу и подобию византийского Храма Гроба Господня.

Купол над Скалой - это Ротонда вокруг святого места. Мечеть Аль-Акса - это базилика, зал молитв. А между ними дворик. В христианском Храме Гроба тоже был дворик, который закрыли крышей крестоносцы. А тут дворик как был, так и остался.


Купол над Скалой тоже как был, так и остался, почти без изменений. Ведь со скалой что будет? Она крепкая.


Зато несчастная мечеть Аль-Акса, построенная над арочными перекрытиями царя Ирода, всякий раз страдает от землетрясений. И в сильном землетресении 8-го века оказалась разрушена до основания. В современном здании самые старые части датируются не ранее 12-го века. И само здание сильно напоминает многие католические церкви в Европе. Если будете в Равенне, загляните в церковь святого Виталия (Сан-Витале) - точный близнец нашей Аль-Аксы.


Если присмотреться, на колонах даже видны скульптуры пеликанов - непременная символика Христа периода крестоносцев.

Остатки строений крестоносцев можно увидеть и в других местах Храмовой горы. Например, капелла Вознесения - это баптистерий (место крещения новых христиан) при крестоносской церкви «Темплюм Доминус». Крестоносцы верили, что тут был дворец Соломона.


Мусульмане же считают, что именно в этом месте Мухаммед молился накануне своего полета на небо.

Само же вознесение состоялось над Камнем Мироздания. Причем начальная скорость для преодоления земного тяготения была столь велика, что Мухаммед вначале провалился под землю, а потом башкой проломил скалу и улетел на небо прямо к Аллаху. Вследствие этого процесса, называемого по-арабски «мираж», образовалась пещера в скале. Посетить эту святую пещеру можно, зайдя внутрь Купола.

Все стены внутри Купола расписаны цитатами из Корана. Чаще всего встречаются такие: « Бог один, а не два и не три. Бог не рожден, у него нет сына…» и т.д. Странно только, что нет ни одной цитаты по теме вознесения Мухаммеда на небо за заповедями. Возможно, что традиция, связывающая это вознесение с местом на Храмовой горе, возникла уже после строительства Купола.

После последней интифады израильтян и гостей столицы в Купол не пускают.


Так что познакомимся поближе с Куполом только снаружи. Тем более тут тоже есть немало интересного. Например, эти мраморные плиты в облицовке стен:


Посмотрите получше на рисунок в камне. Видите портрет Мухаммеда?


Если не видите, то значит вы не правоверный мусульманин.


Рядом с Куполом Скалы, с его восточной стороны, находится его уменьшеная копия - Кипат Шальшелет (Купол цепочки). По одной из версий, халиф Абд-Эль-Малик перед строительством основного Купола приказал построить его уменьшенную модель. Но эта версия не выдерживает никакой критики, потому что маленький купол не является копией большого. Выполненный в форме беседки, маленький купол никогда не имел стен.


Но факт, что именно эти два сооружения - большой и маленький купол являются самыми древними постройками на Храмовой горе. И купол Шальшелет обладает очень любопытной особенностью. Когда стоишь ровно посередине этой беседки, то можно говорить очень тихо - слышно все равно хорошо. Если же говорить громко - будет слышно по всей горе. Потому как этот древний усилитель звука находится ровно в середине горы!

И еще мое личное наблюдение - в центре беседки-купола все время дул ветер. Стоило шагнуть в сторону, ветер стих.


Там где Храмовая гора граничит с арабским кварталом, есть немало хорошо сохранившихся зданий периода мамлюков.


Мамлюки вообще отличились тут строительством религиозных школ изучения ислама - мидраса.

Традиционная мамлюкская архитектура очень красива. Одно только соединение различных цветов придает зданию необычную нарядность.

На самой северной оконечности Храмовой горы Ироду не нужно было достраивать, а наоборот пришлось срезать лишнюю возвышенность, чтоб разровнять территорию. Этот срез хорошо виден у основания арабской школы Омария. А в иродианский период здесь стояла башня Антония:

Адрес: Израиль, г. Иерусалим
Первое упоминание: X век до н. э.
Основные достопримечательности: Мечеть Купол Скалы, Купол Цепи, мечеть Аль-Акса, фонтан Эль-Кас, Купол Вознесения, Стена Плача
Координаты: 31°46"40.6"N 35°14"06.5"E

Содержание:

В юго-восточной части Старого города Иерусалима, над Стеной Плача возвышается Храмовая гора - священное место трёх авраамических религий .

Храмовая гора с высоты птичьего полёта

Она представляет собой прямоугольную площадь, обнесённую стенами, с золотым Куполом Скалы по центру и Мечетью Аль-Акса с краю. Библейские предания отождествляют Храмовую гору с горой Мориа, на которой Бог повелел Аврааму принести в жертву своего любимого сына Исаака. Но как только Авраам вознёс кинжал над жертвой, ангел, посланный Богом, остановил его.

«Ты не пожалел единственного сына твоего для Меня, и я благословляю тебя и умножу твоё потомство как звёзды небесные и как песок на берегу моря», - сказал Господь Аврааму. На вершине этой же горы во время моровой язвы царь Давид увидел ангела с мечом, простёртым на Иерусалим, и здесь же ему было указано соорудить алтарь Господу. Когда жертва была принесена, язва в Израильском царстве прекратилась.

Стена Плача

Первый Иерусалимский Храм

Сын Давида - царь Соломон в 967 году до н.э. начал строить на Храмовой горе Дом Господень. Над его возведением в течение 7 лет трудились 30 тыс. израильтян и 150 тыс. финикиян. Их работу контролировали 3,3 тыс. надзирателей. 14 дней праздновали освящение храма, а после того как священники ушли, Дом Господень наполнила шехина - облако, олицетворяющее присутствие Всевышнего. В самой священной части Храма, куда мог входить только первосвященник и только однажды в год, хранился Ковчег Завета - ларец со скрижалями Моисея. Иерусалимский Храм стал местом богослужения всех евреев и символом объединения Израильского царства. В 586 году до н.э. вавилоняне сожгли святилище, и царь Навуходоносор вывез все сокровища из Дома Господня в Вавилон.

Мечеть Купол Скалы

Второй Храм и Стена Плача

Вернувшись из вавилонского плена (536 до н.э.), евреи воздвигли Второй Иерусалимский Храм. На 18-ом году своего правления (ок. 20 до н.э.) царь Ирод расширил площадь Храмовой горы, возведя вокруг неё мощные подпорные стены, вздымающиеся на высоту около 30 метров над уровнем улиц. Второй Храм был разрушен римлянами в 70 году н.э., но до наших дней уцелел небольшой фрагмент укреплений - Западная Стена, или Стена Плача.

Сегодня возле стены собираются тысячи паломников со всего мира, и, помещая в щели между камнями записки, просят Бога об исполнении своих надежд и чаяний. Для еврейского народа Стена Плача - это символ скорби о судьбе Первого и Второго храмов и мечта о Третьем храме . В течение многих веков римляне, византийцы, крестоносцы, арабы и турки изгоняли евреев со своих земель. Раз в году, на Девятое Ава - в день национального траура по разрушенным храмам - евреям разрешалось посещать Иерусалим, и у Стены Плача израильский народ молился о возвращении из вечной ссылки.

Купол Цепи на фоне Мечети Купол Скалы

Мечеть Купол Скалы

На месте Первого и Второго храмов в 687-691 гг. мусульмане воздвигли мечеть Куббат ас-Сахра («Купол Скалы»), чтобы подчеркнуть свою власть и святость над евреями. По преданию, Куполом отмечено то место скалы, с которого пророк Мухаммед вознесся на небеса. Верхом на крылатом коне, в сопровождении ангелов он совершил ночное переселение из Мекки в Иерусалим, причём столь быстро, что вода не успела вылиться из опрокинутой чаши. Также по иудейской традиции, именно с этой скалы Господь начал Сотворение мира. Камень Основания, в середине которого возвышается небольшая скала, считается священным и обнесён позолоченной решёткой, чтобы к нему никто не прикасался. Помимо сакрального значения, Купол Скалы является одним из величайших образцов ранней исламской архитектуры . Куббат ас-Сахру венчает огромный золотой купол с полумесяцем на вершине. Стены, своды и арки храма декорированы великолепными мозаиками с растительными, геометрическими орнаментами и надписями, выполненными арабской вязью. В мечети хранятся священные реликвии - отпечаток стопы и три волоска из бороды пророка Мухаммеда.

Мечеть Аль-Акса

Аль-Акса - первая кибла мусульман

Рядом с Куполом Скалы расположена Мечеть Аль-Акса, также названная мечетью мара в честь своего основателя - халифа Умара (634 - 644 гг.). Серый свинцовый купол Аль-Аксы скромнее золотого купола Куббат ас-Сахры, но именно эта мечеть является третьей по значению святыней в исламе после Мекки и Медины. На месте мечети Омара Мухаммед во время своего ночного вознесения в Мекку встретил всех пророков, посланных до него, и совершил с ними молитву в качестве имама. На раннем этапе пророчества Мухаммеда (610 - 623 гг.) Аль-Акса была первой киблой - ориентиром, к которому мусульмане всего мира обращали своё лицо во время молитвы. Позднее этот статус перешёл к Заповедной мечети в Мекке.

Фонтан Эль-Кас

Третий храм

Согласно Книге пророка Иезекииля, Антихрист построит на Храмовой горе Третий Храм и возобновит там службы. А потом Иисус Христос явится на Землю для проведения Страшного суда над мёртвыми и живыми. Однако иудаизм не признаёт идеи Второго пришествия и считает, что Мессия - потомок царя Давида - будет послан на Землю Богом, когда люди начнут жить по законам Торы, в мире и согласии. Новый царь воздвигнет Третий Храм, который станет духовным центром евреев и всего человечества.

(O) Длина Высота вершины Израиль

Храмовая гора

Координаты : 31°46′40″ с. ш. 35°14′08″ в. д.  /  31.777778° с. ш. 35.235556° в. д. (G) (O) (Я) 31.777778 , 35.235556

В настоящее время представляет собой обнесённую высокими стенами прямоугольную площадь, возвышающуюся над остальными частями Старого города, на которой расположены мусульманская мечеть Аль-Акса (дальняя мечеть ) и Куббат ас-Сахра (известный также как Купол Скалы , или «Купол над Скалой»), построенные халифом Абд аль-Маликом в 691 г.

Название

История

Южная стена Храмовой горы. Фото Михаила Магрилова.

Храмовая гора неоднократно переходила из рук в руки, и на ней строились и разрушались различные здания.

Во времена Первого и Второго Храма

  • в X веке до н. э.царь Давид выкупил гумно На Храмовой горе у Аравны (Орны) - иевусея (2Цар. воздвиг жертвенник Богу Израиля, а его сын и наследник престола Соломон построил Первый Храм (2Пар. ).
  • В 586 году до н. э. Первый Храм был разрушен Навуходоносором .
  • в 515 году до н. э. После возвращения евреев в Иерусалим из вавилонского пленения был построен Второй Храм .
  • В 22 год до н. э. Царь Ирод во время предпринятой им реконструкции Храма увеличил площадь Храмовой горы, возведя вокруг неё мощную подпорную стену и засыпав землёй промежуток между стеной и холмом. Реконструкция продолжалась и наследниками Ирода - Агриппой I и Агриппой II вплоть до Иудейской войны (67 год н. э.).
  • В 70 года н. э.Храм Ирода был разрушен римлянами под предводительством Тита.
  • После этого город и гора длительное время находились в руинах и запустении.

В римские и византийские времена

После завоевания Иерусалима крестоносцами в 1099 г. мечети на Храмовой горе были превращены в церкви: «Купол над скалой» стал храмом Господним (Templum Domini), а ал-Акса - храмом Святого Соломона (Templum Solomonis). Между ними располагался монастырь Храма и квартал тамплиеров. Последние в поисках «сокровищ царя Соломона» производили раскопки на Храмовой горе (результаты неизвестны). После того, как город был отвоеван Салах ад-Дином в 1187 г., церкви крестоносцев вновь стали мечетями.

Мечеть ал-Акса неоднократно разрушалась землетрясениями: в 747 г., 1033 г., 1927 г. и 1936 г. в связи с дефектами конструкции. Нынешнее здание относится к 1943 г., средства на ремонт выделили король Египта Фарук и король Иордании Абдалла I, колонны каррарского мрамора внутри - подарок итальянского диктатора Б. Муссолини. Рядом со зданием мечети до сих пор лежат обломки предыдущих строений, бывших на этом месте. В 1969 г. душевнобольной гражданин Австралии сумел, проникнув в мечеть, совершить поджог, нанеся постройке незначительный ущерб. В 1965 г. король Саудовской Аравии ибн-Сауд субсидировал покрытие купола Куббат ас-Сахры позолоченной бронзой, а в 90-е годы король Иордании Хуссейн выделил средства на покрытие сусальным золотом.

Сооружения на Храмовой горе

Нынешние размеры Храмовой горы: северная сторона - 313 м, восточная - 470 м, южная - 280 м, западная - 485 м, средняя высота (над уровнем земли) - 20 м. Эти размеры больше тех, которые упоминаются в Мишне (приблизительно 250×250 м) и которые относятся к освященной части Храмовой горы (очевидно, до иродианской реконструкции). Поверхность Храмовой горы представляет собой эспланаду, окружающую возвышающуюся над ней на 4 м платформу (возможно, так называемый «хел», см. Иерусалимский Храм), в центре которой над «эвен штия » (`краеугольный камень мира` - вершина горы Мория) халиф Абд ал-Малик построил мечеть «Купол над скалой» (по-арабски - Куббат ас-Сахра), иногда неточно именуемую мечетью Омара (строительство завершено в 691 г.); в южной части эспланады находится мечеть ал-Акса («крайняя, отдаленная», построена халифом ал-Валидом в 705 г. на месте мечетей Омара и Муавии, на развалинах византийской базилики; возможно, однако, что ее строительство было завершено лишь к 795 г.).

В юго-западной части Храмовой горы находится музей исламского искусства. Помимо произведений искусства (в основном чеканка по бронзе), здесь экспонируются «свидетельства зверств израильских оккупантов» на Храмовой горе, преимущественно фотографии пресечения полицией беспорядков мусульман.

В каждой из стен Храмовой горы по несколько ворот, всего их десять. Некоторые из древних ворот замурованы, другие - пробиты после арабского завоевания города (638). На территории Храмовой горы находится около 100 строений, относящихся к различным периодам, в основном, мамлюкскому и османскому. Среди них выдающиеся памятники мусульманского зодчества, включающие беседки для молитвы, арки, фонтаны и т. д. В их постройке использовались многочисленные детали (колонны, капители и т. д.) зданий предыдущих эпох, в основном иродианской и греко-римской. Ниже нынешнего уровня земли находятся 34 водосборных цистерны (вместимость самой большой из них - 12 тыс. куб. м), а также около 18 м каменной кладки иродианских подпорных стен. Обнаружен ряд хозяйственных помещений, наиболее значительны из них так называемые Соломоновы конюшни (55×100 м) в южной части Храмовой горы.

Археолгические проблемы Храмовой горы

Необходимо подчеркнуть, что на Храмовой горе почти никогда не производились археологические раскопки, не считая тамплиеров (см. выше) и раскопок Гамильтона в 1938-1942 гг.

В 1938 – 1942 годах в мечети Аль-Акса проводились обширные ремонтные работы по следам разрушений, причиненных землетрясениями 1927 и 1937 годов. Директор Департамента древностей Роберт Гамильтон организовал документирование этих работ, а также провел несколько раскопок. Их результаты были опубликованы в его исчерпывающей книге о мечети Аль-Акса, в которой он описал этапы ее истории. В дополнение к раскопкам Гамильтона на Храмовой горе, в 1947 году Сендрик Норман Джонс из Департамента древностей Британского мандата организовал исследовательские раскопки рядом с восточной лестницей Верхней платформы, в южном направлении. Результаты этих раскопок никогда не были опубликованы, но итоговый отчет о них появился в Архиве Британского мандата (F3, папка 88: отчет С.Н. Джонс, 19/4/47).

Немногочисленные находки, ставшие известными, обнаружены случайно, во время строительных работ, при этом большинство из них скрывается или сознательно уничтожается работниками «вакфа».

Самое существенное открытие произошло в ноябре 1970 года в месяце рамадан. Примерно через год после пожара, вспыхнувшего в мечети Аль-Акса от бутылки с зажигательной смесью, брошенной туристом из Австралии , ВАКФ начал строительство аварийного бассейна для тушения пожара. Был вырыт большой котлован поблизости от восточной подпорной стены Верхней платформы, в районе между северо-восточным углом и восточной лестницей. Это событие и открытые в результате находки хранились в тайне и стали достоянием общественности только восемь лет спустя.

Значение Храмовой горы в иудаизме

Между X веком до н. э. и I веком н. э. на Храмовой горе стоял Иерусалимский Храм , который служил единственным разрешённым местом жертвоприношений Единому Богу , а также являлся центром религиозной жизни еврейского народа и объектом паломничества всех евреев три раза в год (на Песах , Шавуот и Суккот).

Фотография 1894 года - вид сверху на Стену Плача. Хорошо видно, насколько мало места предоставлялось евреям для молитвы.

Храмовая гора является самым святым для евреев местом: религиозные евреи всего мира во время молитв обращаются лицом к Израилю, евреи в Израиле - к Иерусалиму, а евреи в Иерусалиме - к Храмовой горе.

Согласно обещаниям еврейских пророков, после прихода Мессии на Храмовой горе будет отстроен последний, Третий Храм , который станет духовным центром для еврейского народа и всего человечества.

Храм обусловил различия в святости между разными частями Храмовой горы. Вход в Святая святых Храма был разрешён только первосвященнику , и только в Йом-Киппур для ведения службы. Внутрь Храма могли заходить лишь коэны . Тем, кто был ритуально нечист, запрещалось входить на территорию Храмовой площади, а согласно более строгой точке зрения, - вообще вступать на Храмовую гору. Также было запрещено подниматься на Храмовую гору с иными, нежели религиозные, целями или в непристойном виде.

Согласно мнению большинства галахических авторитетов, в частности, Маймонида , святость Иерусалима и Храмовой горы остаются в силе и после разрушения Храма. Сегодня считается, что все евреи ритуально нечисты, и поэтому никто не может взойти на Храмовую гору. Однако существует точка зрения, согласно которой этот запрет относится лишь к восхождению на территорию, где стоял Храм, тогда как вход на остальную часть Храмовой горы разрешён. Проблема заключается в том, что еврейские источники не позволяют с точностью идентифицировать разрешённую зону.

Местоположение Храма

Модель Храма. Фото Бертольда Вернера.

Южные ступени Храмовой Горы, раскопанные в начале 21 века.

Другие полагают, что на этом камне во дворе Храма находился Жертвенник всесожжения . В таком случае, Храм располагался к западу от этого камня. Это мнение более вероятно, поскольку это соответствует пространственным отношениям на Храмовой площади и позволяет разместить ровную площадь достаточно больших размеров. .

Существуют и другие варианты локализации Храма. Почти два десятилетия назад израильский физик Ашер Кауфман предположил, что как Первый, так и Второй храмы были расположены в 110 метрах к северу от мечети Скалы. По его расчетам, Святая святых и Камень Основания находятся под нынешним «Куполом Духов» - небольшой мусульманской средневековой постройкой.

Противоположную, «южную» (по отношению к Куполу Скалы) локализацию Храма на протяжении последних пяти лет разрабатывает известный израильский архитектор Тувия Сагив. Он помещает его на месте современного фонтана Аль-Кас.

Политическое значение Храмовой горы

Мечеть Скалы

В периоды мамелюкского, османского и британского правления Палестиной , евреи на Храмовую гору не допускались. Британская мандатная администрация ввела специальный орган по попечительству над святыми местами ислама на Храмовой горе - ВАКФ, так называемый Исламский совет (Muslim Council), который получил фактическую власть над всей территорией Храмовой горы.

По окончании Войны за независимость Израиля в 1948 г., Храмовая гора вместе со всем Восточным Иерусалимом перешла под контроль Иордании . До 1967 г. евреи не допускались не только на Храмовую гору, но и к Стене Плача , что являлось грубым нарушением соглашения о прекращении огня.

Во время Шестидневной войны , в ходе боёв за Иерусалим, израильские десантники установили контроль и над Храмовой горой, установив над ней израильский флаг, и командующий операцией, Мота Гур, объявил по армейской радиосвязи: «Храмовая гора в наших руках!». Но вскоре, по приказу министра обороны Моше Даяна , флаг был спущен, и полномочия ВАКФа вновь были официально подтверждены.

С 1967 г. был открыт доступ на Храмовую гору для всех желающих в отведённые дни и часы.

В 1993 г., после подписания соглашений в Осло , управление ВАКФом перешло от Иордании к Палестинской автономии . Работников этой организации обвиняют в том, что, под видом ремонтно-строительных работ, они систематически уничтожают археологические ценности - следы еврейского присутствия на Храмовой горе. В то же время, мусульманские проповедники беспрепятственно занимаются антиизраильской пропагандой, подстрекательствами к насилию и вообще отказываются признавать сам факт существования Иерусалимского Храма на Храмовой горе.

Неурегулированность ситуации вокруг Храмовой горы между евреями и палестинцами приводит к постоянным конфликтам.

  • В сентябре 1996 г., после многолетних раскопок и реконструкции, был открыт для посещения так называемый «