Почему толстой обратился к петровской эпохе. Жанровые и композиционные особенности романа «Петр Первый»


1. Как эволюционировала "петровская" тема в творчестве А. Толстого?

В первых рассказах о петровском времени: "Наваждение", "День Петра", "Марта Рабе" - А. Толстой (частично под влиянием трактовки Петра как антихриста Д. Мережковским) создал отрицательный образ царя-ирода, фанатичного и жестокого правителя, силой насаждающего свои реформы. Главным его противником был народ. В романе личность Петра представлена противоречивой, но исторически правой.

2. Почему А. Толстой обратился к петровской эпохе?

А. Толстой в 1930-е годы увидел в современной ему действительности много общего с эпохой Петра. 1930-е годы - это время укрепления авторитарной власти, время репрессий, реформ, осуществлявшихся путем насилия над личностью. Для оправдания такой политики необходимо было найти исторические аналогии. Время петровских преобразований соответствовало политическим требованиям сталинской эпохи.

3. В чем особенность романа А. Толстого "Петр Первый"?

Роман (бессмертное произведение) А. Толстого "Петр Первый" - это исторический роман, в котором документальные факты оживлены воображением писателя, дополнены вымыслом. Здесь действуют и реальные исторические личности, и вымышленные писателем. Вместе с тем А. Толстой сохраняет правдивость деталей быта, одежды, обычаев.

4. Какие средства использует А. Толстой для воссоздания колорита петровской эпохи?

Для передачи колорита эпохи А. Толстой исторически и этнографически точно воспроизводит предметные реалии: архитектуру, одежду, еду, хозяйство. Речь персонажей основана на современном языке, если употребляются архаизмы и историзмы, то они тут же разъясняются. Приводятся архаизированные стилизованные письменные документы, которые должны подтвердить историческую достоверность.

5. В чем состоял пафос деятельности Петра (по роману А. Толстого "Петр Первый")?

Деятельность Петра направлена на реформирование России, чтобы превратить ее из отсталой страны в передовую европейскую. Реформы Петра связаны не только с разрушением старого, но в большей степени с созиданием нового. Идея созидательного труда руководит всеми поступками царя. Царь-труженик - это новая трактовка образа царя в историческом романе.

6. Как отражены отношения народа и власти в романе А. Толстого "Петр Первый"?

Отношения народа и власти в романе А. Толстого "Петр Первый" лишены идилличности. Народ выступает как косная сила, сопротивляющаяся новому, бунтующая, бегущая в леса и раскольничьи скиты. Власть жестоко усмиряет народ, использует его в своих целях. Петр приближает к себе талантливых людей из народа, позволяет им выбиться в знать. Формируется семья "птенцов гнезда Петрова" - его единомышленников и сподвижников. Но противостояние народа и власти - более обычное и постоянное явление. Это противостояние снимается только на время войн, когда патриотизм охватывает все слои населения.

7. В чем состоит противоречивость личности Петра (роман А. Толстого "Петр Первый")?

А. Толстой создал образ Петра Первого как личности выдающейся, но противоречивой не менее чем его эпоха. Это труженик, созидатель, но вместе с тем жестокий самодержец, страшный в гневе. Реформы он осуществляет, не заботясь о положении народа: давит народ непомерными податями, сгоняет на строительство заводов, города, бросает в рудники. Он подвержен многим порокам - пьянству, чрезмерной страсти, разгулу. В то же время он может быть отзывчивым на добро, справедливым, нетерпимым к злу, воровству, лжи. А. Толстой следует словам А. Пушкина, считавшего, что "разность между государственными учреждениями Петра Великого и временными его указами" огромна.

Роман А.Н.Толстого “Петр Первый”

Шемякина Людмила


Роман А.Н.Толстого " Петр Первый " А.М.Горький назвал " первым

в нашей литературе настоящим историческим романом ", " книгой -

надолго ".

Отразивший одну из интереснейших эпох в развитии России -

эпоху коренной ломки патриархальной России и борьбы русского

народа за свою независимость, роман А.Н.Толстого " Петр Первый"

всегда будет привлекать читателей своим патриотизмом, необыкно-

венной свежестью и высоким художественным мастерством.

Этот роман знакомит читателя с жизнью России конца XVII -

начала XVII века, рисует борьбу новой молодой России, стремя-

щейся к прогрессу, с Россией старой, патриархальной, цепляющейся

за старину, утверждает неодолимость нового. " Петр Первый "- это

огромное историческое полотно, широчайшая картина нравов, но

прежде всего - это, по словам А.С.Серафимовича, книга о русском

характере.

Личность Петра и его эпоха волновали воображение писателей,

художников, композиторов многих поколений. От Ломоносова до на-

ших дней тема Петра не сходит со страниц художественной ли-

тературы. К ней обращались Пушкин, Некрасов, Л.Толстой, Блок и др.

Свыше двадцати лет волновала тема Петра и Алексея Толстого:

рассказ " День Петра " был написан в 1917 году, последние гла-

вы его исторического романа " Петр Первый " - в 1945. Не сразу

сумел А.Н.Толстой глубоко, правдиво и всесторонне нарисовать Пет-

ровскую эпох, показать характер петровских преобразований.

" На Петра я нацеливался давно, еще с начала февральской

революции, - писал А.Н.Толстой.- Я видел все пятна на его кам-

золе,- но все же Петр торчал загадкой в историческом тумане ".

Об этом свидетельствуют и его рассказ " День Петра ", и тра-

гедия " На дыбе " (1928).

Характерно, что к Петровской эпохе А.Н.Толстой обратился в

1917 году; в далеком прошлом пытался он найти ответы на му-

чившие его вопросы о судьбах родины и народа. Почему именно

к этой эпохе обратился писатель? Петровская эпоха - время пре-

образовательных реформ, коренной ломки патриархальной Руси- вос-

принималась им как нечто напоминавшее 1917 год.

В рассказе " День Петра " Толстой стремился показать Петра

Первого своевольным помещиком, который хочет изменить жизнь род-

ной страны. " Да, полно,- пишет он, хотел ли добра России царь

Петр? Что была Россия ему, царю, хозяину, загоревшемуся досадой

и ревностью: как это его двор и скот, батраки и все хозяй-

ство хуже, глупее соседского? " Отрицательное отношение к Петру

и его преобразовательской деятельности связано было, как пола-

гают исследователи, с неприятием и непониманием А.Н.Толстым в

1917 году Октябрьской революции.

В пьесе " На дыбе " дана более широкая характеристика вре-

мени Петра и его окружения. Эпоха дается по-прежнему в мрач-

ных тонах. Через ряд эпизодов проходит мотив трагического оди-

ночества Петра. Он одинок в своей огромной стране, ради кото-

рой " живота не жалел "; народ против преобразователя. Одинок

Петр и в среде своих " птенцов ": Меньшиков, Шафиров, Шаховской-

все лгуны и воры. Одинок Петр и в своей семье - ему изменяет

Екатерина. Несмотря на то, что в трагедии " На дыбе " (на ды-

бу поднята Петром вся Русь) Петр нарисован уже большим го-

сударственным деятелем, он по-прежнему оставался для Толстого

загадкой - отсюда и утверждение писателем бесперспективности его

преобразовательской деятельности и изображение краха всех его

многолетних трудов. Стихия побеждает Петра, а не наоборот, как

у Пушкина в поэме " Медный всадник ".

Одним из лучших произведений советской литературы на истори-

ческую тему стал "превосходный", по словам А.М.Горького, роман

А.Н.Толстого "Петр Первый".

Начало работы над этим романом совпадает с событиями, важ-

ными в жизни нашей страны. 1929 год - год исторического перелома.

Именно в это время Толстой снова обращается к изображению

Петровской эпохи. Он ощущает перекличку далекого Петровского,

"когда трещит и рушится старый мир", с нашим временем, чув-

ствует определенное созвучие между этими двумя эпохами.

ИДЕЙНЫЙ ЗАМЫСЕЛ РОМАНА "ПЕТР ПЕРВЫЙ"

1. Прежде всего писателю нужно было определить, что будет

для него основным в романе, и с этих позиций отбирать соот-

ветствующий материал в трудах историков, исторических документах,

мемуарах. Этим основным для Толстого, по его словам, явилось

"становление личности в эпохе". Об этом он говорил и в беседе

с коллективом редакции журнала "Смена": "Становление личности

в исторической эпохе - вещь очень сложная. Это одна из задач

моего романа".

2. Иначе решается Толстым и вопрос о петровских преобразованиях. Весь

ход повествования, вся система художественных образов должны

были подчеркнуть прогрессивное значение преобразовательских меро-

приятий, их историческую закономерность и необходимость.

3. Одной из важнейших задач было для Толстого "выявление

двигающих сил эпохи" - разрешение проблемы народа, его истори-

ческой роли во всех преобразованиях страны, наконец, изображение

сложных взаимоотношений Петра и народа.

Таковы основные задачи, к разрешению которых Толстой смог

подойти лишь в конце 20-х годов. Идейный замысел романа нашел

соответствующее выражение в композиции произведения, во всех ее

компонентах.

КОМПОЗИЦИЯ И СЮЖЕТ РОМАНА

"Исторический роман не может писаться в виде хроники, в виде

истории... Нужна прежде всего, как и во всяком художественном

полотне, - композиция, архитектоника произведения. Что это такое -

композиция? Это прежде всего установление центра, центра зрения

художника... В моем романе центром является фигура Петра I."

Итак, в центре повествования Толстого - Петр, формирование его

личности. Однако роман не стал пусть и мастерски написанной

биографией Петра. Почему? Толстому важно было показать не только

Петра как большого исторического деятеля, но и эпоху, которая

способствовала формированию этого деятеля.

Становление личности Петра и изображение эпохи в ее истори-

ческом движении определило композиционные особенности романа.

Толстой не ограничивается изображением жизни и деятельности

своего героя, он создает многоплановую композицию, что дает ему

возможность показать жизнь самых различных слоев населения России,

жизнь народных масс. Все классы и группы русского общества

представлены в романе: крестьяне, солдаты, стрельцы, ремесленники,

дворяне, бояре. Россия показана в бурном потоке исторических

событий, в столкновении общественных сил.

Поражает широкий охват событий Петровской эпохи, разнообразие

созданных персонажей.

Действие переносится из бедной крестьянской избы Ивашки Бров-

кина на шумные площади старой Москвы; из светлицы властной,

хищной царевны Софьи - на Красное крыльцо в Кремле, где малень-

кий Петр становится очевидцем жестокой расправы стрельцов с Мат-

веевым; из покоев Натальи Кириловны в Преображенском дворце -

в Немецкую слободу, оттуда в выжженные южным солнцем степи,

по которым медленно двигается войско Голицина; из Троицко-Сер-

гиевской лавры, куда ночью из Преображенского дворца бежал

Петр, - в Архангельск, под Азов, за границу.

Первые главы романа рисуют ожесточенную борьбу за власть между

двумя боярскими группами - Милославскими и Нарышкиными, представляю-

щими старую, боярскую, допетровскую Русь. Ни ту, ни другую

группу не интересовали ни интересы госсударства, ни судьба народа.

Толстой почеркивает это почти однотипными замечаниями, оценивающими

правление одних и других. " И все пошло по-старому. Ничего не

случилось. Над Москвой, над городами, над сотнями уездов...

кислые столетние сумерки - нищета, холопство, безделье" (после

победы Милославских); но вот победили Нарышкины - "...стали ду-

мать и править по прежнему обычаю. Перемен особенных не случилось"

Это понимает и сам народ: "Что Василий Голицын, что Борис -

одна от них радость".

Толстой показывает, что народ играет решающую роль и в тех

событиях, которые разыгрываются в Кремле. Только при поддержке

народа Нарышкиным удается сломить Милославских и т. д. Недовольство

народа своим положением проявляется в ряде массовых сцен.

Примерно с четвертой главы первой книги Толстой показывает,

как все более обостряются отношения между возмужавшим Петром

и Софьей, что приводит в дальнейшем к падению былой правительницы.

Петр станоновится самодержавным правителем и со свойственной ему

решительностью, преодолевая сопротивление боярства, начинает борьбу

с византийской Русью. "Упиралась вся Россия,- пишет Толстой. Страшились

перемен, "ненавидели быстроту и жестокость нововводимого не только

боярство, но и поместное дворянство, и духовенство, и стрельцы:

"Стал не мир, а кабак, все ломают, всех тревожат... Не живут -

торопятся... В бездну катимся..." Сопротивлялся и народ - "мало

было прежней тяготы - волокли на новую непонятную работу - на

судостроительные верфи в Воронеже". Бегство в леса дремучие,

на Дон - ответ народа на все тяготы жизни в период правления

Первая книга кончается жестоким подавлением Петром стрелецкого

мятежа. Ее финал лучше прочесть вслух:"Всю зиму были пытки и

казни... Ужасом была охвачена вся страна. Старое забилось по

темным углам. Кончалась византийская Русь. В мартовском ветре

чудились за балтийскими побережьями призраки торговых кораблей".

Вторая книга, по словам самого Толстого "более монументальна,

более психологична", она рассказывает о том как сдвинулась с

места Русь - начинается с изображения "неохотно" пробуждающейся

Москвы, кончается картиной строящегося Петербурга.

Монументальность романа проявляется не в изображении больших

событий крупным планом, а в изображении строительства новой

России. Борьба старого и нового становится определяющей в

развитии действия романа. Толстой показывает в каких сложных

условиях возникает молодая Россия, какие трудности пришлось пре-

одолевать Петру на пути преобразования Руси.

Во второй книге по сравнению с первой изображено меньше

исторических событий, действие концентрируется вокруг подкотовки

к Северной войне, ее начал "нарвская конфузия", лихорадочная

деятельность по укреплению обороны, строительство заводов, первые

успехи в войне со шведами - взятие Нотебурга, выход к устью

Невы и основание города-крепости, которую решено было назвать

Питербурх.

Большое место отведено в этой книге психологическим характе-

ристикам. Каждый из эпизодов частной и общественной жизни помогает

ярче представить ту или иную сторону эпохи Петра, его преобра-

зований (например, описание жизни семей Буйносовых и Бровкиных

и др.) Толстой показывает как новое врывается в быт, рушит старые

устои.Прогрессивный характер петровских преобразований подчеркивается

Толстым в изображении общего оживления страны, в появлении вокруг

Петра новых людей идущих в ногу со временем и понимающих

нужды Росии. Среди них и выходцы из народной среды: Меньшиков,

семья Бровкиных, Федосей Скляев, Воробьев.

"Птенцы гнезда Петрова", люди энергичные, воспитаные Петром,

противопоставлены старому московскому боярству - Буйносову, Лыкову

и другим, изображенным Толстым с иронией. Боярство внешне смирилось,

но продолжало ненавидеть Петра и его нововведения.

Во второй книге с еще большей силой звучит мотив социального

протеста народа. Раздражение звучит и в разговоре мужиков в кабаке

на Варварке, и в поведении мухиков, в их недобрых взглядах,

в выкриках, в открытой ненависти крестьян к помещикам и боярам.

Толстой показывает глухо бурлящий в народе протест, который должен

был вылиться в восстание на Дону под предводительством Булавина.

Чтоб жить " по воле, а не по указу государеву", люди бегут в

леса. Движение раскольников, хотя и реакционое по своей сути,

является одной из форм протеста против усилившегося гнета в

период правления Петра.

В устье Невы заложен город-крепость. Желанное море теперь отсюда -

подать рукой, началось преобразование армии для решительной победы

над шведами и возвращения исконо русских земель - Юрьева и Нарвы.

Третья книга романа посвящена борьбе за Юрьев и Нарву.

" Третья книга - писал сам Толстой,- самая главная часть романа о

Петре, она относится к наиболее интересному периоду жизни Петра.

В ней будет показана законодательная деятельность Петра, его нова-

торство в области изменений уклада русской жизни, поездки царя за

границу, его окружение, общество времени. В третьей части будут даны

картины не только русской жизни, но и Запада того времени - Франции,

Польши, Голландии. Все основные задачи, которые я ставил, приступая к

роману, будут осуществлены в этой части."

Третья книга, как и вторая, начинается с описания Москвы. Прошло не

так много времени, но перед нами другая, обновленная Москва. Во второй

книге показана неторопливая, во многом косная жизнь в столице, и, хо-

тя обитатели ее чувствуют, что назревают большие события, что жить

становится все тревожнее, тем не менее жизнь города течет пока по-

прежнему. В третьей книге Москва предстает иной: крутые перемены про-

изошли в ее жизни. Новое ворвалось в жизнь, изменило привычное ее

теченние. Нет больше челяди у боярских дворов, " ворота закрыты наглу-

хо, на широком дворе - тихо, людишки взяты на войну, боярские сыновья

или зятья в полках унтер-офицерами либо усланы за море, недоросли

отданы в школы." Чувствуется, что жизнь уходит в новую столицу - Пе-

Третья книга - это книга о блестяще одержанных победах русскими над

войсками Карла XII. В ней поставлена проблема культурного развития Рос-

сии, проблема формирования новой интеллигенции. Особенно ярко показан

образ молодой России, победившей в нелегкой борьбе.

Однако и в этой книге не ослабевает, а, наоборот, звучит с новой си-

лой социальный конфликт - рост противоречий между Петром и народом.

Книга осталась, к сожалению, незавершенной.

" Человека,- писал А.Н.Толстой,- равно как исторический отрезок времени -

можно понять только диалектически - в движении, в борьбе, в противоречии".

Так он изображает Петровскую эпоху - в движении, в борьбе нового со

В тексте нет указаний на определенные даты, нет ссылок на числа, ме-

сяцы, и все-таки движиние времени ощущается во всем: в том, как растет

и мужает Петр, как изменяется жизнь страны в целом и Москвы в част-

ности, как новое, с трудом воспринимавшееся ранее, прочно входит в быт

людей. Изменяется внешность людей, их характеры, жизнь, судьба. (Семья Бров-

киных и князь Буйносов). Стремительный бег времени проявляется в общем

оживлении жизни страны, в том, как " представители одних слоев поднимают-

ся быстро вверх, другие не в силах поспеть за бурным темпом событий

и оказываются отброшенными резко назад".

В романе Толстого, в каждой строчке его чувствуется биение пульса большой страны, движение народа, который с честью выходил из всех суровых испытаний: и в созидательном труде и в борьбе добывал славу своей родине.

А.С.Макаренко восхищался бодрым звучанием романа Толстого: " Самое главное и самое прекрасное, что есть в книге, - это живое движение живых людей...-это здоровое и всегда жизнерадостное движение русского народа".

Роман А.Н.Толстого “Петр Первый” Шемякина Людмила 11 кл. Роман А.Н.Толстого " Петр Пе

Роман А. Н.Толстого " Петр Первый "А. М.Горький назвал " первым в нашей литературе настоящим историческим романом ", " книгой - надолго ". Отразивший одну из интереснейших эпох в развитии России - эпоху коренной ломки патриархальной России и борьбы русского

народа за свою независимость, роман А. Н.Толстого " Петр Первый" всегда будет привлекать читателей своим патриотизмом, необыкновенной свежестью и высоким художественным мастерством. Этот роман знакомит читателя с жизнью России конца XVII - начала XVII века, рисует борьбу новой молодой России, стремящейся к прогрессу, с Россией старой, патриархальной, цепляющейся за старину, утверждает неодолимость нового. " Петр Первый "- это огромное историческое полотно, широчайшая картина нравов, но прежде всего - это, по словам А. С.Серафимовича, книга о русском характере.

Личность Петра и его эпоха волновали воображение писателей, художников, композиторов многих поколений. От Ломоносова до наших дней тема Петра не сходит со страниц художественной литературы. К ней обращались Пушкин, Некрасов, Л. Толстой, Блок и др.

Свыше двадцати лет волновала тема Петра и Алексея Толстого: рассказ " День Петра " был написан в1917 году, последние главы его исторического романа " Петр Первый " - в 1945. Не сразу сумел А. Н.Толстой глубоко, правдиво и всесторонне нарисовать Петровскую эпох, показать характер петровских преобразований. " На Петра я нацеливался давно, еще сначала февральской революции, - писал А. Н.Толстой.- Я видел все пятнана его камзоле,- но все же Петр торчал загадкой в историческом тумане ". Об этом свидетельствуют и его рассказ " День Петра ", и трагедия " На дыбе " (1928). Характерно, что к Петровской эпохе А. Н.Толстой обратился в 1917 году; в далеком прошлом пытался он найти ответы намучившие его вопросы о судьбах родины и народа. Почему именно к этой эпохе обратился писатель? Петровская эпоха - время преобразовательных реформ, коренной ломки патриархальной Руси - воспринималась им как нечто напоминавшее 1917год.

В рассказе " День Петра " Толстой стремился показать Петра Первого своевольным помещиком, который хочет изменить жизнь родной страны. " Да, полно,- пишет он, хотел ли добра России царь Петр? Что была Россия ему, царю, хозяину, загоревшемуся досадой и ревностью: как это его двор и скот, батраки и все хозяйство хуже, глупее соседского? " Отрицательное отношение к Петру и его преобразовательской деятельности связано было, как полагают исследователи, с неприятием и непониманием А. Н.Толстым в 1917 году Октябрьской революции. В пьесе " Надыбе " дана более широкая характеристика времени Петра и его окружения. Эпоха дается по-прежнему в мрачных тонах. Через ряд эпизодов проходит мотив трагического одиночества Петра. Он одинок в своей огромной стране, ради которой " живота не жалел "; народ против преобразователя. Одинок Петр и в среде своих " птенцов ": Меньшиков, Шафиров, Шаховской- все лгуны и воры. Одинок Петр ив своей семье - ему изменяет Екатерина. Несмотря на то, что в трагедии" На дыбе " (на дыбу поднята Петром вся Русь) Петр нарисован уже большим государственным деятелем, он по-прежнему оставался для Толстого загадкой - отсюда и утверждение писателем бесперспективности его

преобразовательской деятельности и изображение краха всех его многолетних трудов. Стихия побеждает Петра, а не наоборот, как у Пушкина в поэме " Медный всадник ". Одним из лучших произведений советской литературы на историческую тему стал"превосходный", по словам А. М.Горького, роман А. Н.Толстого"Петр Первый".

Начало работы над этим романом совпадает с событиями, важными в жизни нашей страны. 1929 год - год исторического перелома. Именно в это время Толстой снова обращается к изображению Петровской эпохи. Он ощущает перекличку далекого Петровского, "когда трещит и рушится старый мир",с нашим временем, чувствует определенное созвучие между этими двумя эпохами.

ИДЕЙНЫЙ ЗАМЫСЕЛ РОМАНА "ПЕТРПЕРВЫЙ"

1. Прежде всего писателю нужно было определить, что будет для него основным в романе, и с этих позиций отбирать соответствующий материал в трудах историков, исторических документах, мемуарах. Этим основным для Толстого, по его словам, явилось "становление личности в эпохе". Об этом он говорил и в беседе с коллективом редакции журнала "Смена": "Становление личности в исторической эпохе - вещь очень сложная. Это одна из задач моего романа".

2. Иначе решается Толстым и вопрос о петровских преобразованиях. Весь ход повествования, вся система художественных образов должны были подчеркнуть прогрессивное значение преобразовательских мероприятий, их историческую закономерность и необходимость.

3. Одной из важнейших задач было для Толстого "выявление двигающих сил эпохи" - разрешение проблемы народа, его исторической роли во всех преобразованиях страны, наконец, изображение сложных взаимоотношений Петра и народа. Таковы основные задачи, к разрешению которых Толстой смог подойти лишь в конце 20-х годов. Идейный замысел романа нашел соответствующее выражение в композиции произведения, во всех ее компонентах.

КОМПОЗИЦИЯИ СЮЖЕТ РОМАНА

"Исторический роман не может писаться в виде хроники, в виде истории... Нужна прежде всего, как и во всяком художественном полотне, - композиция, архитектоника произведения. Что это такое - композиция? Это прежде всего установление центра, центра зрения художника... В моем романе центром является фигура Петра I." Итак, в центре повествования Толстого - Петр, формирование его личности. Однако роман не стал пусть и мастерски написанной биографией Петра. Почему? Толстому важно было показать не только Петра как большого исторического деятеля, но и эпоху, которая способствовала формированию этого деятеля. Становление личности Петра и изображение эпохи в ее историческом движении определило композиционные особенности романа. Толстой не ограничивается изображением жизни и деятельности своего героя, он создает многоплановую композицию, что дает ему возможность показать жизнь самых различных слоев населения России, жизнь народных масс. Все классы и группы русского общества представлены в романе: крестьяне, солдаты, стрельцы, ремесленники, дворяне, бояре. Россия показана в бурном потоке исторических событий, в столкновении общественных сил. Поражает широкий охват событий Петровской эпохи, разнообразие созданных персонажей.

Действие переносится из бедной крестьянской избы Ивашки Бровкина на шумные площади старой Москвы; из светлицы властной, хищной царевны Софьи - на Красное крыльцо в Кремле, где маленький Петр становится очевидцем жестокой расправы стрельцов с Матвеевым; из покоев Натальи Кириловны в Преображенском дворце - в Немецкую слободу, оттуда в выжженные южным солнцем степи, по которым медленно двигается войско Голицина; из Троицко-Сергиевской лавры, куда ночью из Преображенского дворца бежал Петр, - в Архангельск, под Азов, за границу. Первые главы романа рисуют ожесточенную борьбу за власть между двумя боярскими группами - Милославскими и Нарышкиными, представляющими старую, боярскую, допетровскую Русь. Ниту, ни другую группу не интересовали ни интересы государства, ни судьба народа. Толстой подчеркивает это почти однотипными замечаниями, оценивающими правление одних и других. " И все пошло по старому. Ничего не случилось. Над Москвой, над городами, над сотнями уездов...

кислые столетние сумерки - нищета, холопство, безделье" (после победы Милославских); но вот победили Нарышкины - "...стали думать и править по прежнему обычаю. Перемен особенных не случилось" Это понимает и сам народ: "Что Василий Голицын, что Борис - одна от них радость". Толстой показывает, что народ играет решающую роль ив тех событиях, которые разыгрываются в Кремле. Только при поддержке народа Нарышкиным удается сломить Милославских ит. д. Недовольство народа своим положением проявляется в ряде массовых сцен. Примерно с четвертой главы первой книги Толстой показывает, как все более обостряются отношения между возмужавшим Петром и Софьей, что приводит в дальнейшем к падению былой правительницы. Петр станоновится самодержавным правителем и со свойственной ему решительностью, преодолевая сопротивление боярства, начинает борьбу с византийской Русью. "Упиралась вся Россия,- пишет Толстой. Страшились перемен, "ненавидели быстроту и жестокость но вовводимого не только боярство, но и поместное дворянство, и духовенство, и стрельцы: "Стал не мир, а кабак, все ломают, всех тревожат... Не живут - торопятся... В бездну катимся..." Сопротивлялся и народ - "мало было прежней тяготы - волокли на новую непонятную работу - на судостроительные верфи в Воронеже". Бегство в леса дремучие, на Дон - ответ народа на все тяготы жизни в период правления Петра.

Первая книга кончается жестоким подавлением Петром стрелецкого мятежа. Ее финал лучше прочесть вслух: "Всю зиму были пытки и казни... Ужасом была охвачена вся страна. Старое забилось по темным углам. Кончалась византийская Русь. В мартовском ветре чудились за балтийскими побережьями призраки торговых кораблей". Вторая книга, по словам самого Толстого "более монументальна, более психологична", она рассказывает о том как сдвинулась с места Русь - начинается с изображения "неохотно" пробуждающейся Москвы, кончается картиной строящегося Петербурга. Монументальность романа проявляется не в изображении больших событий крупным планом, а в изображении строительства новой России. Борьба старого и нового становится определяющей в развитии действия романа. Толстой показывает в каких сложных условиях возникает молодая Россия, какие трудности пришлось преодолевать Петру на пути преобразования Руси. Во второй книге по сравнению с первой изображено меньше исторических событий, действие концентрируется вокруг подготовки к Северной войне, ее начал "нарвская конфузия", лихорадочная деятельность по укреплению обороны, строительство заводов, первые успехи в войне со шведами - взятие Нотебурга, выход к устью Невы и основание города-крепости, которую решено было назвать Питербурх. Большое место от ведено в этой книге психологическим характеристикам. Каждый из эпизодов частной и общественной жизни помогает ярче представить ту или иную сторону эпохи Петра, его преобразований (например, описание жизни семей Буйносовых и Бровкиных и др.) Толстой показывает как новое врывается в быт, рушит старые устои. Прогрессивный характер петровских преобразований подчеркивается Толстым в изображении общего оживления страны, в появлении вокруг Петра новых людей идущих в ногу со временем и понимающих нужды Росии. Среди них и выходцы из народной среды: Меньшиков, семья Бровкиных, Федосей Скляев, Воробьев. "Птенцы гнезда Петрова", люди энергичные, воспитанные Петром, противопоставлены старому московскому боярству - Буйносову, Лыкову и другим, изображенным Толстым с иронией. Боярство внешне смирилось, но продолжал он ненавидеть Петра и его нововведения. Во второй книге с еще большей силой звучит мотив социального протеста народа. Раздражение звучит и в разговоре мужиков в кабаке на Варварке, ив поведении мужиков, в их недобрых взглядах, в выкриках, в открытой ненависти крестьян к помещикам и боярам. Толстой показывает глухо бурлящий в народе протест, который должен был вылиться в восстание на Дону под предводительством Булавина. Чтоб жить " по воле, а не по указу государеву", люди бегут в леса. Движение раскольников, хотя и реакционное по своей сути, является одной из форм протеста против усилившегося гнета в период правления Петра. В устье Невы заложен город-крепость. Желанное море теперь отсюда - подать рукой, началось преобразование армии для решительной победы над шведами и возвращения исконно русских земель - Юрьева и Нарвы. Третья книга романа посвящена борьбе за Юрьев и Нарву. " Третья книга - писал сам Толстой,- самая главная часть романа о Петре, она относится к наиболее интересному периоду жизни Петра. В ней будет показана законодательная деятельность Петра, его новаторство в области изменений уклада русской жизни, поездки царя за границу, его окружение, общество времени. В третьей части будут даны картины не только русской жизни, но и Запада того времени - Франции, Польши, Голландии. Все основные задачи, которые я ставил, приступая к роману, будут осуществлены в этой части." Третья книга, как и вторая, начинается с описания Москвы. Прошло не так много времени, но перед нами другая, обновленная Москва. Во второй книге показана неторопливая, во многом косная жизнь в столице, и, хотя обитатели ее чувствуют, что назревают большие события, что жить становится все тревожнее, тем не менее жизнь города течет пока по прежнему. В третьей книге Москва предстает иной: крутые перемены произошли в ее жизни. Новое ворвалось в жизнь, изменило привычное ее течение. Нет больше челяди у боярских дворов, " ворота закрыты наглухо, на широком дворе - тихо, людишки взяты на войну, боярские сыновья или зятья в полках унтер-офицерами либо усланы за море, недоросли отданы в школы." Чувствуется, что жизнь уходит в новую столицу - Петербург. Третья книга - это книга о бл

А. Н. Толстой работал над увлекавшей его темой эпохи Петра I более двух десятилетий. Задолго до создания романа “Петр I” он написал рассказы “Наваждение” и “День Петра”, очерк “Первые террористы”, рассказывавший на основании подлинных документов о покушении на жизнь царя Петра. Это были первые “наброски” будущего эпического романа Толстого. Уже тогда он много работал над историческими источниками, чтобы наиболее полно передать события Петровской эпохи.
Близкое знакомство автора с этим историческим периодом позволило ему во всей полноте передать колорит эпохи. Писатель воссоздает политическую и культурную жизнь, быт и национальные традиции, нравы, обычаи, социальные и религиозные конфликты этого переломного в жизни России времени.
Центральное место в романе занимает реформаторская деятельность царя Петра I. Толстой видел в решительных реформах этого государя положительное, разумное начало, поскольку они были направлены на создание новой России - цивилизованной, развитой страны. Автор романа подчеркивает большое прогрессивное значение этих преобразований. Самого Петра I Толстой изобразил крупным государственным деятелем, подчеркнув в нем одаренность руководителя, упорство, стойкость характера. На примере Петра мы можем видеть положительные черты русского национального характера.
Но, как известно, этот царь был хоть и незаурядной, но весьма неоднозначной личностью. И Толстой не закрывает глаза на историческую правду - он показывает, какими силами проводились в стране реформы, как Петр подчинял себе всех несогласных и насаждал свои решения. К примеру, в романе показано, как царь заставляет свое окружение учиться европейскому этикету, с издевкой режет боярам бороды, устраивает шутовские шествия по улицам Москвы, пытает и казнит стрельцов.
Петр I изображен в романе властной личностью. Задатки сильного характера проявляются у Петра еще в подростковом возрасте, когда он сумел дать первый отпор своей сестре, правительнице Софье. В борьбе с царевной Софьей за власть в его сознании уже оформляется план будущих преобразований в России. И он добивается своего. Толстой показывает в романе, как Петр I занимается строительством флота, закладывает Архангельскую верфь, учится кораблестроению за границей. Его реформы захватывают буквально все сферы жизни России конца XVII - начала XVIII века: армию, флот, науку, культуру, быт, внешнюю и внутреннюю политику.
Реалистическую бытовую и политическую обстановку Петровской эпохи Толстой создает также при помощи описания современников Петра, его сподвижников и политических врагов либо просто людей, типичных для своего времени. Правительница Софья, неродная сестра Петра, оспаривавшая его права на престол, изображается Толстым как женщина хитрая, властная, способная на коварство. В ней есть воля, государственный ум, но, втянувшись в дворцовые интриги, она становится организатором боярско-стрелецкой оппозиции. И выступает таким образом против прогрессивных преобразований Петра.
Образу Петра I в романе противопоставляется образ шведского короля Карла XII, увлеченного идеей покорения соседних государств. Карл XII изображен Толстым как фанатик войны. Увлеченный битвами, он зачастую пренебрегает разумом и осторожностью, забывая об интересах своей страны. Все действия Петра, напротив, направлены на защиту интересов России. Война не является для него поводом проявить свою храбрость. Война для Петра - это необходимость защитить интересы страны. Таким же преданным делу защиты своей страны изображает Толстой сподвижника Петра I фельдмаршала Шереметева - выдающегося русского военачальника. Автор подчеркивает в нем лучшие черты: простоту, скромность, человечность, преданность долгу, отсутствие тщеславия.
Изображая в своем романе множество героев, их личные судьбы, автор тесно связывает их с событиями, происходящими в стране. Динамичное время перемен требует новых героев. Представители одних слоев общества быстро поднимаются вверх, другие оказываются отброшенными назад. Например, надменный боярин Буйносов не приемлет преобразований, он тоскует по старым временам. В новшествах Петра он видит только унижение старых боярских фамилий. На смену таким, как Буйносов, приходят деятели служилого дворянства и купечества, которые активно участвуют в преобразованиях Петра. На примере судеб Алексашки Меншикова, семьи Бровкиных Толстой показывает, как выходцы из низов становятся близкими сподвижниками царя, занимают высокие должности. Такое было возможным только потому, что Петр считал “знатность по годности”.
В своем романе Толстой также правдиво изобразил картины нищеты и забитости жизни простого люда. Мы видим крестьян, холопов, солдат, страдающих от непомерных поборов и непосильного труда. Тема тяжелой участи народа - одна из главных в романе “Петр I”. Толстой отражает в своем произведении такое явление российской действительности того времени, как раскольничье движение. Автор рассказывает о беглых крестьянах, устремляющихся в лесные дебри, в раскольничьи скиты. Беглецы готовы на любые лишения, лишь бы “жить по воле, а не по указу государеву”. Вместе с тем, на примере бедняка Андрюшки Голикова Толстой показывает, что некоторые одаренные выходцы из низов могли реализовать свои таланты. Палехский иконописец Андрюшка Голиков получил возможность обучаться живописи в Италии. Но самое главное - Толстой показывает огромную роль народа в реализации грандиозных планов Петра. Именно напряженной работой простых людей, их повседневным трудом создавалась новая Россия.
На фоне происходящих в стране бурных политических событий Толстой не забывает показать культурную жизнь Петровской эпохи. Писатель рассказывает о механике-изобретателе Кузьке Жемове, который хочет построить первую летательную машину. Любимая сестра царя Наталья Алексеевна занимается устройством театра, пишет для него стихи. Именно она помогает Петру вводить в русский быт европейские обычаи.
Роман А. Н. Толстого отличается широким охватом жизни России при царствовании выдающегося государя - Петра I. Противоречивая и динамичная, эта эпоха в российской истории представлена Толстым во всех ее проявлениях, что позволяет нам говорить о ее реалистичном художественном изображении в романе. “Чтобы понять тайну русского народа, его величие, нужно хорошо и глубоко узнать его прошлое: нашу историю, коренные узлы ее, трагические и творческие эпохи, в которых завязывался русский характер”, - писал А. Н. Толстой. И мы можем сказать, что писатель внес своим замечательным романом весомый вклад в дело познания Петровской эпохи и, через призму тех событий, - в дело постижения русского национального характера.


Сочинение

Роман «Петр Первый» М. Горький назвал «первым в нашей литературе настоящим историческим романом». Отразивший од­ну из интереснейших эпох в развитии Рос­сии - эпоху коренной ломки патриархаль­ного быта и борьбы русского народа за свою независимость, роман А. Н. Толсто­го будет привлекать не одно поколение читателей своим патриотизмом и высо­ким художественным мастерством.

Личность Петра и его эпоха волновали воображение писателей, художников, композиторов многих поколений. От Ло­моносова до наших дней тема Петра не сходит со страниц художественной лите­ратуры. К ней обращались А. Пушкин, Н. Некрасов, Л. Толстой, А. Блок. Свыше двадцати лет эта тема занимала и Алексея Толстого: рассказ «День Петра» был напи­сан в 1917 году, последние главы его ис­торического романа «Петр Первый» - в 1945 году. Не сразу удалось писателю совершить задуманное - глубоко, прав­диво и всесторонне нарисовать петров­скую эпоху, показать характер великих преобразований.

Характерно, что к Петровской эпохе А. Н. Толстой обратился в 1917 году: в да­леком прошлом пытался он найти ответы на мучившие его вопросы о судьбах роди­ны и народа. Почему именно к ней обра­тился писатель? Время преобразователь­ных реформ, коренной ломки патриар­хальной Руси воспринималось им как нечто напоминавшее 1917 год. А уже поз­же одним из лучших произведений совет­ской литературы на историческую тему стал роман «Петр Первый».

Итак, в центре повествования - Петр, формирование его личности. Однако роман не стал просто мастерски написанной био­графией Петра. Почему? Толстому важно было показать не только Петра как большо­го исторического деятеля, но и эпоху, кото­рая способствовала формированию этой фигуры. Становление личности первого им­ператора и изображение эпохи в ее истори­ческом движении определило композици­онные особенности романа.

А. Толстой не ограничивается изображе­нием жизни и деятельности своего героя, он создает многоплановую композицию, что дает автору возможность показать жизнь самых различных слоев населения России, жизнь народных масс. Все классы и сословия русского общества представле­ны в романе: крестьяне, солдаты, стрельцы, ремесленники, бояре. Россия показана в бурном потоке исторических событий, в столкновении общественных сил.

Поражает широкий охват событий, раз­нообразие созданных персонажей. Действие переносится из бедной крестьян­ской избы Ивашки Бровкина на шумные площади старой Москвы; из светлицы властной царевны Софьи - на Красное крыльцо в Кремле, где маленький Петр становится очевидцем жестокой распра­вы стрельцов с Матвеевым; из покоев На­тальи Кирилловны в Преображенском дворце - в Немецкую слободу, оттуда в выжженные южным солнцем степи, по которым медленно движется войско Голи­цына; из Троицко-Сергиевской лавры, ку­да ночью из Преображенского дворца бе­жал Петр, - в Архангельск, под Азов, за границу.

Первые главы романа рисуют ожесто­ченную борьбу за власть между двумя боярскими группами - Милославскими и Нарышкиными, представляющими ста­рую, боярскую, допетровскую Русь. Ни ту, ни другую группу не интересовали ни государство, ни судьба народа. Толстой подчеркивает это почти одинаковыми за­мечаниями, оценивающими правление одних и других. «И все пошло по-старо­му. Ничего не случилось. Над Москвой, над городами, над сотнями уездов... кис­лые столетние сумерки - нищета, холоп­ство, безделье». Это - после победы Милославских. Но вот победили Нарыш­кины - «...стали думать и править по прежнему обычаю. Перемен особенных не случилось».

Это понимают и простые люди: «Что Ва­силий Голицын, что Борис - одна от них радость». Толстой показывает также, что народ играет решающую роль и в тех со­бытиях, которые разыгрываются в Кремле. Только при его поддержке Нарышкиным удается сломить Милославских. Недо­вольство людей своим положением прояв­ляется в ряде массовых сцен.

Примерно с четвертой главы первой книги Толстой показывает, как все более обостряются отношения между возмужав­шим Петром и Софьей, что приводит в дальнейшем к падению былой власти­тельницы. Пётр становится самодержав­ным правителем и со свойственной ему решительностью, преодолевая сопротив­ление боярства, начинает борьбу с визан­тийской Русью. «Упиралась вся Рос­сия», - пишет Толстой. Ненавидели быст­роту и жестокость ново вводимого не только боярство, но и поместное дворян­ство, и духовенство, и стрельцы: «Стал не мир; а кабак, все ломают, всех тревожат... Не живут - торопятся... В бездну катим­ся...» Сопротивлялся и народ: люди бегут в леса, на Дон - таков был ответ на тяготы жизни в период правления Петра.

Первая книга кончается жестоким по­давлением стрелецкого мятежа: «Всю зи­му были пытки и казни... Ужасом была ох­вачена вся страна. Старое забилось по темным углам. Кончалась византийская Русь. В мартовском ветре чудились за балтийскими побережьями призраки тор­говых кораблей».

Вторая книга, по словам самого Толстого «более монументальна, более психологич­на», она рассказывает о том как сдвинулась с места держава - начинается с изобра­жения «неохотно» пробуждающейся Моск­вы, кончается картиной строящегося Пе­тербурга. Борьба старого и нового стано­вится определяющей в развитии действия романа. Толстой показывает, в каких слож­ных условиях возникает молодая Россия, какие трудности пришлось преодолевать Петру на пути преобразования.

Во второй книге по сравнению с первой меньше исторических событий, действие концентрируется вокруг подготовки к Се­верной войне, «нарвской конфузии». Опи­сывается лихорадочная деятельность по укреплению обороны, строительство заво­дов, первые успехи в войне со шведами - взятие Нотебурга, выход к устью Невы и ос­нование города-крепости, которой сужде­но будет стать северной столицей.

Значительное место отведено в этой книге психологическим характеристикам. Каждый из эпизодов частной и общест­венной жизни помогает ярче представить ту или иную сторону эпохи Петра, его пре­образований (например, описание жизни семей Буйносовых, Бровкиных и других). Толстой показывает, как новое врывается в быт, рушит старые устои. Прогрессив­ный характер петровских преобразований подчеркивается автором в изображении общего оживления страны, в появлении вокруг Петра новых людей, идущих в ногу со временем и понимающих нужды Рос­сии. Среди них и выходцы из народной среды: Меньшиков, семья Бровкиных, Федосей Скляев, Воробьев.

«Птенцы гнезда Петрова», люди энер­гичные, воспитанные Петром, противопо­ставлены старому московскому боярст­ву - Буйносову, Лыкову и другим, изобра­женным Толстым с иронией. Боярство внешне смирилось, но продолжало нена­видеть Петра и его нововведения.

Во второй книге с еще большей силой звучит мотив социального протеста наро­да. Раздражение звучит и в разговоре в кабаке на Варварке, и в поведении му­жиков, в их недобрых взглядах, в выкри­ках, в открытой ненависти крестьян к по­мещикам и боярам.

А. Толстой показывает глухо бурлящий в народе протест, который должен был вы­литься в восстание на Дону под предводи­тельством Булавина. Чтобы жить «по воле, а не по указу государеву», люди бегут в ле­са. Движение раскольников является од­ной из форм протеста против усилившего­ся гнета в период правления Петра. В устье Невы заложен город-крепость. До желанного моря теперь отсюда - ру­кой подать; началось преобразование ар­мии для решительной победы над шведа­ми и возвращения «исконно русских зе­мель» - Юрьева и Нарвы.

Третья книга романа посвящена борьбе за эти города. «Третья книга - писал сам Толстой, - самая главная часть романа о Петре, она относится к наиболее инте­ресному периоду жизни Петра. В ней бу­дет показана законодательная деятель­ность Петра, его новаторство в области изменений уклада русской жизни, поезд­ки царя за границу, его окружение... В третьей части будут даны картины не только русской жизни, но и Запада того времени - Франции, Польши, Голлан­дии. Все основные задачи, которые я ставил, приступая к роману, будут осу­ществлены в этой части».

Третья книга, как и вторая, начинается с описания Москвы. Прошло не так много времени, но перед нами другой, обнов­ленный город. Во второй книге показана неторопливая, во многом косная жизнь, и, хотя все чувствуют, что назревают боль­шие события, что жить становится тре­вожнее, тем не менее, она течет пока по-прежнему. В третьей книге Москва пред­стает иной: произошли крутые перемены. Новое ворвалось в жизнь, изменило при­вычное ее течение. Нет больше челяди у боярских дворов, «ворота закрыты на­глухо, на широком дворе - тихо, людишки взяты на войну, боярские сыновья или зя­тья в полках унтер-офицерами либо усла­ны за море, недоросли отданы в школы». Чувствуется, что жизнь уходит в новую столицу - Петербург.

Третья книга повествует также о блестя­ще одержанных победах русскими над войсками Карла XII. В ней поставлена проблема культурного развития страны, проблема формирования новой интелли­генции. Особенно ярко показан образ мо­лодой России, победившей в нелегкой борьбе. Однако и в этой книге не ослабе­вает, а, наоборот, звучит с новой силой социальный конфликт - рост противоре­чий между императорской властью и на­родом.

Книга осталась, к сожалению, незавер­шенной. «Человека, - писал А. Н. Тол­стой, - равно как исторический отрезок времени - можно понять только диалекти­чески - в движении, в борьбе, в противо­речии». Так он изображает Петровскую эпо­х у - в движении, в борьбе нового со ста­рым. В романе Толстого, в каждой строчке его чувствуется биение пульса большой страны, движение вперед народа, который с честью выходил из всех суровых испыта­ний, в созидательном труде и в борьбе до­бывал славу своей Родине.

Другие сочинения по этому произведению

"...я искал в этой теме разгадки русской государственности и русского народа" (А. Н. Толстой роман "Петр первый") "Петр I" А. Н. Толстого - исторический роман "Петр I"- исторический роман «Петр Первый» А. Н. Толстого как исторический роман Птенцы гнезда Петрова(по роману "Петр первый") «Государство и народ в романе «Петр первый»» Государство и народ в романе А. Н. Толстого «Петр Первый» Женские образы в романе "Петр первый" Женские образы в романе А. Н. Толстого "Петр Первый" Историческая память в русской литературе (по роману "Петр Первый") Историческая эпоха в романе А. Н. Толстого «Петр Первый» Исторический роман "Петр первый" Композиция и сюжет в романе А. Н. Толстого «Петр Первый» Личность и эпоха в романе А. Н. Толстого "Петр I" Личность Петра Первого в истории и в романе А. Н. Толстого Мастерство в построении композиции и Народ в романе А. Н. Толстого "Петр Первый" Народ в романе А.Толстого "Петр первый" Образ Александра Меньшикова в романе А. Н. Толстого «Петр I» Образ Петра в романе А. Н. Толстого «Петр I» Образ Петра Первого Отношения народа и государства в романе А. Н. Толстого “Петр I” Петр I и его эпоха в романе, А Толстого «Петр I» Петр первый: тиран и созидатель (по творчеству А. Толстого) Петровская эпоха в романе А. Н. Толстого «Петр I» Развитие исторического романа ("Петр первый") Роман "Петр первый" как произведение социалистического реализма Роман А. Н. Толстого «Петр Первый» Становление личности в эпохе (образ боярыни Волковой по роману «Петр Первый») Становление личности в эпохе (образ Петра Первого по роману "Петр Первый") Сюжет и композиция романа А. Н. Толстого «Петр I» Царь Петр I в изображении А.Н.Толстого (по роману \"Петр Первый\") Семья Бровкиных в романе А. Н. Толстого «Петр Первый» Петр 1 и его эпоха в романе А Толстого “Петр 1” КОМПОЗИЦИЯ И СЮЖЕТ РОМАНА "ПЕТР I" Особенности художественного воплощения образа Петра I в романе А. Н. Толстого История создания романа А.Н. Толстого «Петр Первый» Характер царя Петра в одноименном романе Толстого