Еще одна жертва закона о школьных рабочих тетрадях. И снова отличилась Рязань


Часть 2 статьи 43 Российской Конституции гарантирует общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. В этой же статье упоминается и ФГОС.

Фактически это превращает ФГОС в базовый финансовый документ, определяющий границы объемов финансирования школы из бюджетов различных уровней – ведь именно он очерчивает и расшифровывает объем бесплатных образовательных услуг, которые должна предоставить школа в отношении отдельного обучающегося.

Возьмем, к примеру, ФГОС начального общего образования. Он включает в себя требования к кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям реализации образовательной программы. Соответственно, объем финансовых средств, выделяемых из соответствующего бюджета, должен обеспечивать наличие всех указанных условий.

Конкретно: согласно пункту 27 указанного ФГОСа организация, осуществляющая образовательную деятельность, должна быть обеспечена учебниками, учебно-методической литературой и материалами по всем учебным предметам основной образовательной программы начального общего образования на определенных учредителем организации, осуществляющей образовательную деятельность, языках обучения и воспитания.

Норма обеспеченности образовательной деятельности учебными изданиями определяется в том числе исходя из расчета «не менее одного учебника в печатной и (или) электронной форме или учебного пособия, достаточного для освоения программы учебного предмета на каждого обучающегося по каждому учебному предмету, входящему в часть, формируемую участниками образовательных отношений, учебного плана основной образовательной программы начального общего образования».

Эта позиция подкреплена также частью 1 статьи 35 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», которая предусматривает, что обучающимся, осваивающим основные образовательные программы за счет бюджетных ассигнований в пределах федеральных государственных образовательных стандартов, организациями, осуществляющими образовательную деятельность, бесплатно предоставляются в пользование на время получения образования учебники и учебные пособия за счет соответствующего бюджета.

Правда, если с учебниками все ясно, то вопрос о содержании термина «учебное пособие» остается спорным (и, соответственно, спорным остается и вопрос о правомерности выделения бюджетных средств на бесплатное предоставление тех или иных учебных пособий обучающимся). В частности, в практике органов управления образованием, судов и прокуратуры фиксировались споры об отнесении к категории учебных пособий рабочих тетрадей.

Так, например, в соответствии с Апелляционным определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Коми от 22 мая 2014 года по делу № 33-2365/2014 г. (текст приводится в соответствии с СПС «КонсультантПлюс») отмечается:

«Прокурор г. Сыктывкара в интересах... ФИО1 обратился в суд с заявлением к МАОУ "СОШ N 36" о возложении обязанности по обеспечению учащегося школы следующими бесплатными учебными пособиями: – Исаева Н.А. Рабочая тетрадь по русскому языку... класс (к учебнику «Русский язык»... класс, Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Прониной), ООО «Баласс», – Вахрушев А.А., Бурский О.В., Раутиан А.С. Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир» («Обитатели Земли») для... класса, ООО «Баласс», Данилов Д.Д., Кузнецова С.С., Сизова Е.В. Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир» («Мое Отечество») для... класса, ООО «Баласс» и другими.

Стороны разошлись в понимании рабочей тетради. Прокурор настаивал на отнесении рабочей тетради к собственно учебным пособиям, без применения которых невозможно усвоение материала по учебнику.

МАОУ "СОШ № 36" полагало, что рабочая тетрадь не является учебным пособием, и со ссылкой на СанПиН 2.4.7.1166-02, утвержденные Главным государственным санитарным врачом РФ 07.10.2002, отнесла их к практикумам.

При этом при вынесении решения суд исходил из следующего.

Согласно ГОСТ 7.60-2003 собственно учебное пособие – это учебное издание, дополняющее или заменяющее частично или полностью учебник, официально утвержденное в качестве данного вида издания. В свою очередь, рабочая тетрадь определена как учебное пособие, имеющее особый дидактический аппарат, способствующий самостоятельной работе учащегося над освоением учебного предмета.

Согласно СанПиН 2.4.7.1166-02 в зависимости от функционального назначения в процессе обучения издания подразделяются на:

– учебник;

– учебное пособие;

– практикум.

Учебные издания нового поколения – учебник-тетрадь, индивидуальная рабочая тетрадь, книга для самостоятельной работы учащихся, альбом-задачник, тетрадь для творческих заданий и т.п. – следует относить к практикумам.

Таким образом, и ГОСТ 7.60-2003, и СанПиН 2.4.7.1166-02 выделяют рабочую тетрадь в самостоятельный раздел («рабочая тетрадь» и «практикум» соответственно), поскольку она используется только для индивидуальной самостоятельной работы.

Оснований полагать, что рабочие тетради являются составной частью учебника, дополняют или заменяют его, не имеется, поэтому к учебному пособию по смыслу вышеприведенных нормативных актов их отнести нельзя.

Позиция школы была также основана на том, что рабочие тетради в перечни учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования, не включены, а, следовательно, образовательное учреждение не вправе за счет государства производить закупку учебных пособий, учебников, не включенных в федеральный перечень, иное привело бы к необоснованным, нецелевым расходам. Указал, что рабочие тетради не предназначены для многократного использования и не отвечают признакам учебных пособий, поэтому не могут являться предметом заказа и не должны использоваться для пополнения библиотечного фонда и выдачи на возвратной основе.

Исходя из вышеизложенного, суд удовлетворил требования школы и пришел к выводу о неправомерности требований прокурора о возложении обязанности по бесплатному обеспечению учащихся школы рабочими тетрадями.

Аналогичная судебная практика есть также по Архангельской области и по Республике Татарстан.

Тем не менее федеральное Министерство издало письмо от 25 сентября 2014 г. № 08-ПГ-МОН-30770, разъясняющее, что рабочая тетрадь – учебное издание, имеющее особый дидактический аппарат, способствующий самостоятельной работе учащегося над освоением учебного предмета. Эта позиция напрямую восходит к документу «ГОСТ 7.60-2003. Межгосударственный стандарт. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Издания. Основные виды. Термины и определения», введенному Постановлением Госстандарта России от 25.11.2003 № 331-ст. По нему рабочая тетрадь является разновидностью учебного пособия.

Согласно вышеуказанному Письму Министерства буквальное толкование статьи 35 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» свидетельствует о праве учащегося получить в пользование бесплатно на время получения образования учебники и учебные пособия в четко установленных пределах. Общеобразовательная организация самостоятельно определяет список учебников и учебных пособий, необходимых для реализации общеобразовательных программ (пункт 9 части 3 статьи 28 Федерального закона).

Обеспечение учебниками и учебными пособиями обучающихся по основным общеобразовательным программам является расходным обязательством субъектов Российской Федерации (пункт 3 части 1 статьи 8 Федерального закона).

Вопрос обеспечения обучающихся учебниками и учебными пособиями в соответствии с указанным выше списком относится к компетенции общеобразовательной организации (пункт 2 части 3 статьи 28 Федерального закона). Решение об их приобретении принимается образовательной организацией исходя из целесообразности и эффективности использования средств, доведенных до образовательной организации.

Таким образом, в настоящее время сформировалась противоречивая позиция относительно применения норм законодательства.

Минобрнауки в вышеприведенном письме фактически предлагает школам самостоятельно решать этот спорный вопрос.

Тем не менее очевидно, что в случае, когда рабочие тетради рекомендуются для обучения отдельными педагогами в рамках более углубленного, чем предусмотрено ФГОСом, изучения предмета или в рамках какой-либо авторской методики возложение на образовательную организацию обязанности обеспечения такого рода тетрадями неправильно. Во всех иных случаях, когда наличие соответствующей рабочей тетради является необходимым условием для освоения ФГОСа, обязанность по обеспечению такого рода тетрадями должна быть возложена на образовательную организацию.

При этом в целях устранения противоречий в рамках правоприменительной практики целесообразно обеспечить более четкое правовое регулирование расходных обязательств соответствующих бюджетов в части обеспечения учебными пособиями, включая рабочие тетради.

Школа не обязана....

Обеспечить ученика рабочими тетрадями наряду с учебниками, она лишь вправе это сделать при наличии запроса и соответствующих сумм в бюджете. Статья 35 Федерального закона от 29.12.2012 «Об образовании в РФ» содержит в себе следующие слова: «организациям, осуществляющим образовательную деятельность, бесплатного предоставляются в пользование на время получения образования учебники и учебные пособия...» . Обратим ваше внимание на слова «в пользование», а не в собственность. Учебник возвращается в библиотеку, рабочая же тетрадь предназначена для активного заполнения, рисунков, выполнения заданий. Вернуть ее в библиотеку для последующего использования другими учениками не представляется возможным. Таким образом, по статье указанного выше закона рабочие тетради не подлежат бесплатной выдаче. Тем не менее, школа вправе их закупить по решению учителей (и родителей), при наличии свободных бюджетных средств. При их отсутствии и по обоюдной договоренности закупка этой участи учебно-методического комплекса, увы, ложится на плечи родителей.

Школа обязана...

«Вопрос обеспечения обучающихся рабочими тетрадями относится к компетенции общеобразовательных организаций» (пункт 2 части 3 статьи 28 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации») Таким образом, за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета школа вправе закупать учебники, учебные пособия, учебно-методические материалы, а также средства обучения и воспитания. Рабочая тетрадь как учебное издание входит в данный список (ГОСТ 7.60-2003), так же как и хрестоматии, практикумы, учебные наглядные пособия и проч.

Учебные пособия объявлены злом, пагубно сказывающимся на творческих способностях ребенка

Со следующего года многие российские школы вводят запрет на использование индивидуальных рабочих тетрадей. Данные пособия объявлены злом, пагубно сказывающимся на творческих способностях ребенка. Учителям, в свою очередь, рекомендовано развивать на своих уроках альтернативные методы преподавания. Однако в чем они должны состоять, пока абсолютно не понятно ни педагогам, ни родителям. Данное нововведение связано с тем, что после жалоб родителей на поборы Министерство образования разъяснило, что всю обязательную литературу должна закупать школа, а дополнительную родители могут приобретать добровольно. В результате рабочие тетради по большинству предметов не только признали необязательными, но и вообще решили их запретить - от греха подальше.

Напомним, что уже несколько лет подряд родители школьников из разных регионов России жаловались на то, что их вынуждают покупать различные учебные пособия, в частности рабочие тетради, которые идут в паре к большинству современных учебников. После вмешательства прокуратуры Министерство образования дало разъяснение, что покупка обязательных пособий является обязанностью школы, а дополнительные книжки родители приобретать не обязаны и могут делать это исключительно по собственному желанию. Однако после скандала многие учебные заведения предпочли не рисковать и просто-напросто запретить учителям использовать на уроках рабочие тетради.

В нашем классе покупка рабочих тетрадей за свой счет всех устраивала, - рассказывает мама второклассника из Подмосковья. - Мы закупали только то, что действительно нужно, и обходилось это совсем недорого. Однако на последнем собрании нам заявили, что учителю запрещается использовать в классе любые материалы, купленные родителями. Данный запрет действует даже в случае, если весь класс подпишет протокол о добровольном согласии на их приобретение. Позиция школа теперь такова, что все нужное они купят сами, а если не купят, значит, это нам и не нужно. Нам было сказано, что из всех предметов решено обеспечить школьников рабочими тетрадями только по английскому языку. Это значит, что рабочих тетрадей по другим предметам со следующего года не будет. Теперь, получается, чтобы сохранить уровень подготовки по русскому и математике, нам самим придется дома дополнительно заниматься с детьми. Как обычно, наше мнение и мнение учителей никого не интересует, нам надоели уже бесконечные эксперименты над детьми, когда сначала что-то активно навязывают, а потом резко запрещают. В нынешней ситуации ходят слухи, что наезд на рабочие тетради происходит из-за тренда на продвижение электронного обучения, когда все учебники будут выкладываться в электронном виде. Вот только закупки учебных планшетов для всех учеников вряд ли кто-то собирается предусматривать, так что опять пойдем по замкнутому кругу.

Конечно, есть среди родителей немало и тех, кто крайне радуется медленному, но верному искоренению рабочих тетрадей из российских учебных заведений.

Я рада, что эти бесполезные пособия наконец-то решили упразднить или хотя бы ограничить их использование, - говорит мама пятиклассницы из Екатеринбурга. - Дело в том, что нас заставляли покупать огромное количество на деле совершенно не нужных пособий, в том числе по музыке и ИЗО, которые потом практически не использовались и пылились в шкафу. К тому же многие учителя после появления рабочих тетрадей перестали совсем работать с детьми в обычных, особенно это касается начальной школы. В результате многие дети очень медленно и коряво пишут, так как не переписывают задание полностью, а просто вставляют в пособие нужный ответ. Помимо прочего в последние годы продажа различных тетрадей и пособий уже явно превратилась в весьма прибыльный бизнес для их производителей. По мнению многих родителей, цены на них были изрядно завышены, особенно для жителей регионов, где зарплаты значительно ниже, чем в той же столице.

На условиях анонимности директор одной из подмосковных школ рассказал нам, почему администрации учебных заведений решили пойти на полный запрет учебной литературы, купленной на средства родителей:

«Нам четко разъяснили, что приобретение рабочих тетрадей на деньги родителей должно быть строго добровольным. Но даже протокол о согласии на их покупку за подписью всех родителей не гарантирует школе, что кто-то не пожалуется потом наверх и не заявит, что подписал данный документ под давлением. Такие случаи уже были, они обернулись в конечном итоге большими проблемами и для администрации, и для учителей. Поэтому мы приняли решение, что в классе педагоги будут заниматься с детьми только по тем пособиям, которые закупила школа. В нашем учебном заведении мы не собираемся полностью отказываться от рабочих тетрадей. По тем предметам, по которым они действительно необходимы, как по иностранному языку например, они будут закуплены на следующий год силами учебного заведения».

О том, стоит ли полностью отказываться от рабочих тетрадей, чего больше они принесли современным школьникам, вреда или пользы, мы выяснили у учителя начальной школы с 30-летним стажем Натальи Морозовой:

«Если честно, то практически все время, как я работаю в школе, над детьми и учителями ставят какие-то эксперименты, с изменений начинается каждый учебный год. На самом деле грамотный педагог практически любое нововведение может обратить на пользу школьникам. Была, конечно, польза и от рабочих тетрадей, при условии их разумного использования. Дело в том, что нынешняя программа очень насыщенная, нужно успевать осваивать значительно больше материала, чем раньше. Рабочие тетради помогали детям экономить время, сразу заполняя ответ в печатном пособии, а не переписывая все задание в тетрадь. Ни на каком творческом развитии школьников это, естественно, не сказывалось, если учитель не ограничивался только этой формой работы.

Против бездумной отмены рабочих тетрадей в данный момент говорит еще и то, что школа выбирает по каждому предмету учебник определенного издательства. Но учебно-методический комплекс (УМК) дисциплины включает в себя не только учебник, но, как правило, и рабочую тетрадь и другие пособия, необходимые для полного и успешного освоения предмета. В результате при запрете части пособий получается очень странная ситуация: школы сами выбрали определенный УМК, а дальше начинают дербанить его на куски: эти учебники мы покупаем, эти нет, ерунда же получается. Я не удивлюсь, если сейчас учителям предложат распечатывать листочки из рабочих тетрадей и раздавать их школьникам, но все это мы уже проходили до массового введения рабочих тетрадей. Безусловно, все подобные ситуации происходят из-за экономии, которая постоянно действует в отношении нашего образования, кто бы что ни говорил. Учителям сейчас запрещено просить родителей покупать что-либо, а что делать, если в нужном объеме нам не выдают ни бумаги для принтеров, ни маркеров для доски. Некоторые педагоги давно покупают самое необходимого за свои деньги, так как их просто загнали в замкнутый круг».

29 декабря в одной рязанской школе запретили применение рабочих тетрадей на уроках.
Этим же вечером одну из мамочек удалили из школьного чатика, объявив бойкот.
Так начиналась борьба школы против очередной неугодной родительницы.
Но, как и во многих других случаях, сама школа осталась в стороне, натравив на «шибко умную» мамочку родительский комитет.

А начиналось всё тихо-мирно.
Весной, когда в классе начали собирать деньги на рабочие тетради, эта мамочка решила выяснить, что входит в УМК (учебно-методический комплект), по которому предстояло заниматься ближайший год.
Отправила школе запрос и получила ответ.

Перевожу: УМК будет сформирован в августе, но уже в мае надо (по желанию, конечно же! ) купить на собственные деньги определённый комплект рабочих тетрадей.
То есть школа не могла сказать, будут ли тетради в УМК, но уже предлагала купить их.

Мамочка изумилась подобной наглости.
Тетради покупать, конечно же, не стала, но письма выше слать начала.
В итоге к концу года получила вот этот ответ:

Казалось бы, вот она - финишная черта. Всё, ответ получен.
Чёрным по белому расписано: директору указано на недопустимость использования рабочих тетрадей, так как их нет в УМК .
Но нет.
В нашей стране порою важен не сам ответ вышестоящего органа, а ТОТ ЧЕЛОВЕК , который донёс этот ответ до масс.
В данном случае донёс его учитель. И было это так:

(Первое сообщение - от учителя)

Отмечу отправной посыл предыдущего скрина: « в связи с жалобой родителей одного из учащихся» , а не согласно письму С.В. Мериновой - и.о. начальника управления образования и молодежной политики Рязани.
Хотя второй вариант - единственно правильный в сложившихся обстоятельствах.
Он бы не только отмёл лишние вопросы родителей, но и позволил избежать негатива в сторону инициатора письма. Но учитель сделал по-другому случайно или намеренно.

Развитие ситуации последовало мгновенно. Разброс и шатание в массах началось.
Пока один родитель спокойно пытается выяснить, действует ли это правило на все классы, второй уже паникует и готов против родителя-бунтаря создать встречный иск.

В любом классе найдётся родитель, который считает, что отсутствие рабочих тетрадей (нового ламината, навесного потолка, интерактивной доски, далее по списку) сразу же отбрасывает учеников в каменный век.

Учитель же, замечу, продолжает нагнетать ситуацию, мол, в нашем классе такой горе-родитель, а поэтому наш несчастный класс и страдает.

И тут сразу же вопрос: «Почему?»

Уважаемый директор школы!
Где Вы увидели в письме предписание отменить занятия по рабочим тетрадям ТОЛЬКО В ОДНОМ КЛАССЕ?
Я знаю, что Вы это читаете, поэтому очень прошу: изучите ответ управления образования ещё раз и будьте так любезны выполнить то, что в нём предписано:
отказаться от занятий по рабочим тетрадям, которых нет в УМК, во всех классах школы!
Во всех, где рабочие тетради не включены в УМК.

Идём дальше.
Учитель тут же добавляет: « в параллельных классах не жалуются» .
Собственно, этим он ещё раз подчёркивает: вот когда этого изгоя не будет, тогда заживём, товарищи родители!
И «правильные» родители тут же откликаются на сигнал учителя:


И вновь в прошлом скрине фигурирует учительское: «мне понятно ваше возмущение».
Видимо, учитель всё-таки не видел письма.
Иначе зачем ему намеренно идти против закона, но поддерживать первобытные настрои родителей «проучить» родителя, живущего по закону?



И вот тут уже ясно, что учителю завуч не показал письмо (иначе учитель бы прочитал и понял, что родитель тут совсем ни при чем).

Тогда кто инициатор гонений на родителя?
Неужели завуч?
Неужели он намеренно не ознакомил молодого учителя с письмом?

Может, всё-таки забыл?
Зато почему-то не забыл сказать, что отмена рабочих тетрадей произойдёт из-за жалобы родителя .
Не из-за того, что школа до этого нарушила правила и занималась по рабочим тетрадям В ОБЯЗАТЕЛЬНОМ ПОРЯДКЕ незаконно , а просто из-за жалобы родителя.

Уважаемый завуч!
Я знаю, что Вы тоже меня читаете.
Пожалуйста, покажите письмо учителю и объясните, что школа исправляет свои ошибки .
Свои! Не было бы жалобы этого родителя - была бы жалоба другого.
Дело не в родителе, а в школьной ошибке .

«Как 1 человек может принять решение за 28? Бред».

Совершенно согласна с цитатой.
Никак не может 1 человек принять за всех решение, если только это решение не является постановлением вышестоящего органа.
Но об этом родители подумать не успевают почему-то.

Вот так из-за принципа сломанного телефона сложилась данная ситуация, которая совсем не в пользу одной из родительниц.

Цепочка выглядела так:
Директор получила письмо из управления образования
- сказала завучу, что надо отменить рабочие тетради из-за «особой родительницы»
- завуч сказала учителю, что отменяем рабочие тетради со следующего полугодия из-за «сами знаете кого»
- учитель психанула и вывалила на родителей, что «одна из нас, не буду показывать пальцем» всё-таки добилась того, чтобы рабочие тетради у нас запретили
- родители сказали: ату её!!! распнём и удалим из чатика, а потом и из школы.

Или была другая цепочка:
Директор получила письмо и поняла, что родители устроят бунт, если узнают, что в нём написано. Конечно, устроят, ведь сама директор весной убедила родителей, что рабочие тетради необходимы, а сейчас ей придётся убеждать родителей в обратном. Неувязочка! А если в других классах узнают, то и до прокуратуры дойдёт (а то и до Первого канала - у нас вон какие мамочки смелые, пикеты устраивают и ТВ приглашают!).

Директор сказала завучу: делай что угодно, но вали всё на неугодную родительницу! Работай давай! Дави на учителя, «мочи» выскочку руками родительского комитета! Только быстро! Желательно - до нового полугодия.

Завуч сказал учителю: если не вытравите неугодную родительницу в ближайшие дни, останетесь без работы. Настраивайте себе в союзники родительский комитет, давите на «это всё для ваших детей», «детки останутся без знаний, а знания только в рабочих тетрадях», делайте что угодно, но быстро, очень быстро! У вас же есть чатик, побеседуйте там мило и понимающе! Действуйте! А мы вам поможем, чем сможем.

И последнее звено, учитель, всё делает по указке. А куда ей деваться?

Вот так у нас и происходит. И не столь важно, первая цепочка была в действии или вторая. Ясно одно: чтобы побороть беззаконие в школах, одному человеку не справиться.
Давайте поддерживать друг друга, милые родители.

Давайте не бояться спрашивать и писать письма в управление образования.

Давайте репостить эту запись.
Как можно сильнее.
Знайте: где-то сейчас сидит родитель, который гуглит: «как получить бесплатные рабочие тетради от школы», «нужны ли рабочие тетради в школе», а гугл ему не выдаёт ничего путёвого.

Давайте поднимем эту запись и расскажем о ней друзьям. Насколько сможем.
И это будет нашим новогодним подарком нам самим.

Со следующего года многие российские школы вводят запрет на использование индивидуальных рабочих тетрадей. Данные пособия объявлены злом, пагубно сказывающимся на творческих способностях ребенка. Учителям, в свою очередь, рекомендовано развивать на своих уроках альтернативные методы преподавания. Однако в чем они должны состоять, пока абсолютно не понятно ни педагогам, ни родителям. Данное нововведение связано с тем, что после жалоб родителей на поборы Министерство образования разъяснило, что всю обязательную литературу должна закупать школа, а дополнительную родители могут приобретать добровольно. В результате рабочие тетради по большинству предметов не только признали необязательными, но и вообще решили их запретить - от греха подальше.

Денег нет: в школах начали запрещать рабочие тетради
Напомним, что уже несколько лет подряд родители школьников из разных регионов России жаловались на то, что их вынуждают покупать различные учебные пособия, в частности рабочие тетради, которые идут в паре к большинству современных учебников. После вмешательства прокуратуры Министерство образования дало разъяснение, что покупка обязательных пособий является обязанностью школы, а дополнительные книжки родители приобретать не обязаны и могут делать это исключительно по собственному желанию. Однако после скандала многие учебные заведения предпочли не рисковать и просто-напросто запретить учителям использовать на уроках рабочие тетради.

В нашем классе покупка рабочих тетрадей за свой счет всех устраивала, - рассказывает мама второклассника из Подмосковья. - Мы закупали только то, что действительно нужно, и обходилось это совсем недорого. Однако на последнем собрании нам заявили, что учителю запрещается использовать в классе любые материалы, купленные родителями. Данный запрет действует даже в случае, если весь класс подпишет протокол о добровольном согласии на их приобретение. Позиция школа теперь такова, что все нужное они купят сами, а если не купят, значит, это нам и не нужно. Нам было сказано, что из всех предметов решено обеспечить школьников рабочими тетрадями только по английскому языку. Это значит, что рабочих тетрадей по другим предметам со следующего года не будет. Теперь, получается, чтобы сохранить уровень подготовки по русскому и математике, нам самим придется дома дополнительно заниматься с детьми. Как обычно, наше мнение и мнение учителей никого не интересует, нам надоели уже бесконечные эксперименты над детьми, когда сначала что-то активно навязывают, а потом резко запрещают. В нынешней ситуации ходят слухи, что наезд на рабочие тетради происходит из-за тренда на продвижение электронного обучения, когда все учебники будут выкладываться в электронном виде. Вот только закупки учебных планшетов для всех учеников вряд ли кто-то собирается предусматривать, так что опять пойдем по замкнутому кругу.

Конечно, есть среди родителей немало и тех, кто крайне радуется медленному, но верному искоренению рабочих тетрадей из российских учебных заведений.

Я рада, что эти бесполезные пособия наконец-то решили упразднить или хотя бы ограничить их использование, - говорит мама пятиклассницы из Екатеринбурга. - Дело в том, что нас заставляли покупать огромное количество на деле совершенно не нужных пособий, в том числе по музыке и ИЗО, которые потом практически не использовались и пылились в шкафу. К тому же многие учителя после появления рабочих тетрадей перестали совсем работать с детьми в обычных, особенно это касается начальной школы. В результате многие дети очень медленно и коряво пишут, так как не переписывают задание полностью, а просто вставляют в пособие нужный ответ. Помимо прочего в последние годы продажа различных тетрадей и пособий уже явно превратилась в весьма прибыльный бизнес для их производителей. По мнению многих родителей, цены на них были изрядно завышены, особенно для жителей регионов, где зарплаты значительно ниже, чем в той же столице.

На условиях анонимности директор одной из подмосковных школ рассказал нам, почему администрации учебных заведений решили пойти на полный запрет учебной литературы, купленной на средства родителей:

«Нам четко разъяснили, что приобретение рабочих тетрадей на деньги родителей должно быть строго добровольным. Но даже протокол о согласии на их покупку за подписью всех родителей не гарантирует школе, что кто-то не пожалуется потом наверх и не заявит, что подписал данный документ под давлением. Такие случаи уже были, они обернулись в конечном итоге большими проблемами и для администрации, и для учителей. Поэтому мы приняли решение, что в классе педагоги будут заниматься с детьми только по тем пособиям, которые закупила школа. В нашем учебном заведении мы не собираемся полностью отказываться от рабочих тетрадей. По тем предметам, по которым они действительно необходимы, как по иностранному языку например, они будут закуплены на следующий год силами учебного заведения».

О том, стоит ли полностью отказываться от рабочих тетрадей, чего больше они принесли современным школьникам, вреда или пользы, мы выяснили у учителя начальной школы с 30-летним стажем Натальи Морозовой:

«Если честно, то практически все время, как я работаю в школе, над детьми и учителями ставят какие-то эксперименты, с изменений начинается каждый учебный год. На самом деле грамотный педагог практически любое нововведение может обратить на пользу школьникам. Была, конечно, польза и от рабочих тетрадей, при условии их разумного использования. Дело в том, что нынешняя программа очень насыщенная, нужно успевать осваивать значительно больше материала, чем раньше. Рабочие тетради помогали детям экономить время, сразу заполняя ответ в печатном пособии, а не переписывая все задание в тетрадь. Ни на каком творческом развитии школьников это, естественно, не сказывалось, если учитель не ограничивался только этой формой работы.

Против бездумной отмены рабочих тетрадей в данный момент говорит еще и то, что школа выбирает по каждому предмету учебник определенного издательства. Но учебно-методический комплекс (УМК) дисциплины включает в себя не только учебник, но, как правило, и рабочую тетрадь и другие пособия, необходимые для полного и успешного освоения предмета. В результате при запрете части пособий получается очень странная ситуация: школы сами выбрали определенный УМК, а дальше начинают дербанить его на куски: эти учебники мы покупаем, эти нет, ерунда же получается. Я не удивлюсь, если сейчас учителям предложат распечатывать листочки из рабочих тетрадей и раздавать их школьникам, но все это мы уже проходили до массового введения рабочих тетрадей. Безусловно, все подобные ситуации происходят из-за экономии, которая постоянно действует в отношении нашего образования, кто бы что ни говорил. Учителям сейчас запрещено просить родителей покупать что-либо, а что делать, если в нужном объеме нам не выдают ни бумаги для принтеров, ни маркеров для доски. Некоторые педагоги давно покупают самое необходимого за свои деньги, так как их просто загнали в замкнутый круг».