Альтссср. кировская весна


Противника на переходе морем и при стоянке на открытых рейдах .

Сторожевые корабли также привлекаются для несения дозорной службы на подходах к своим военно-морским базам , портам и для охраны морской границы .

Сокращённое наименование - СКР . Также в литературе может называться - Патрульный корабль , Корабль противолодочной обороны .

История

Как самостоятельный класс корабли противолодочной обороны были введены в Первую мировую войну в связи с тем, что подводные лодки , которые первоначально предполагалось использовать в ограниченных целях вблизи баз, с первых дней войны показали свои высокие тактические качества и боевую эффективность. Впервые возникла острая потребность в менее крупных и менее дорогостоящих, по сравнению с эсминцами , кораблях, способных противостоять подводному противнику. Потребовался специальный корабль, способный вести поиск подводных лодок, конвоировать транспортные суда, нести дозорную службу вблизи военно-морских баз . Эти задачи могли успешно решать эсминцы, но их явно не хватало количественно. Обладая значительной огневой мощью, эсминцы привлекались в основном для других боевых задач, сектор которых чрезвычайно расширился.

В октябре 1917 года за несколько дней до Октябрьской революции новый класс - «Сторожевой корабль» - был впервые официально включён в классификацию русского флота. Однако стремительно развивающиеся политические события, приведшие к независимости Финляндии, явились причиной тому, что первые 12 единиц СКР (типа «Голубь» и типа "Водорез» , строящихся на финских верфях, так и не вошли в состав русского флота. В 1916-1917 годах некоторые из этих кораблей были спущены на воду.

В середине 1930-х годов для морских пограничных сил СССР был введён новый подкласс сторожевых кораблей - «Пограничный сторожевой корабль » (ПСКР) или «Малый сторожевой корабль ».

Для противолодочной обороны баз ВМС СССР были спроектированы и построены ПСКР типа «Рубин» (Проект 43) несколько меньших размеров по сравнению с типом «Ураган», с дизельной энергетической установкой (водоизмещение примерно 500 т, скорость 15 уз; вооружение: 1×102-мм; 2×37-мм зенитных автомата; противолодочное вооружение). Однотипный СКР «Бриллиант»: заложен в 1934 году ; построен и введён в строй в 1937 году ; водоизмещение 580 т; размерения: 62×7.2×2.6 м; 2200 л.с; максимальная скорость - 17.2 уз; дальность плавания (экономической скоростью) - 3500 миль; вооружение: 1×102-мм, 2×45-мм, 1×37-мм, 2×12.7-мм, 2 бомбомёта; до 31 мины, экипаж - 61 чел.

В 1935 году для обеспечения морской пограничной охраны НКВД СССР Дальневосточного пограничного округа были введены в строй СКР типа «Киров »(Проект 19). Всего два корабля этого типа по советскому заказу были построены в Италии (заложены и спущены на воду в 1934 году; водоизмещение нормальное - 1025 т; размерения: 80×8.3×3.75 м; мощность ГЭУ - 4500 л.с; скорость - 18.5 уз; дальность плавания - 6000 миль; вооружение: 3×102-мм, 4×45-мм, 3×12.7-мм, 3×7.62-мм, 24-мины, глубинные бомбы (10-больших и 35-малых), в процессе службы, вооружение модернизировалось.

В 1937 году для службы в арктических широтах в СССР был спроектирован ПСКР типа «Пурга » (Проект 52), корпус ледокольного типа. Головной корабль был заложен на Ленинградском заводе «Судомех» 17 декабря 1938, спущен на воду 24 апреля 1941.

Накануне Второй мировой войны в ВМС Великобритании были введены новые классы кораблей охранения: «Эскортный эсминец », «Фрегат » и «Корвет », которые, значительно отличаясь по своим тактико-техническим элементам (ТТЭ), имели общее основное назначение. Поэтому в системе классификации ВМС СССР эти корабли были условно отнесены к классу СКР, предназначенных для сопровождения конвоев в прибрежных водах, противовоздушной и противолодочной обороны.

Во время Второй мировой войны «сторожевики» находились в составе всех флотов. Их боевая деятельность наиболее ярко проявилась в Заполярье , где кроме «настоящих» СКР активно использовались мобилизованные рыболовные траулеры (РТ), ледоколы и суда других гражданских ведомств, на которые устанавливалось лёгкое вооружение. Кроме того, численность СКР пополнили пограничные корабли (ПСК).

Вторая мировая война подтвердила ценность СКР в составе флотов. Эти корабли с первого до последнего дня несли боевую службу: охота и уничтожение подводных лодок; постановка мин заграждения; высадка десантов; доставка продовольствия, боеприпасов, горючего в осаждённые города, эвакуация раненных и гражданского населения, набеги на ближайшие коммуникации противника, эскортирование транспортных судов.

После Второй мировой войны, во флотах ряда государств боевые корабли, которые с позиции советской классификации аналогичны классу СКР, фактически классифицируются или как «Эскортный эсминец » или как «Фрегат » или «Корвет », в зависимости от индивидуальных характеристик. Корвет, как правило меньшего водоизмещения и менее дорогой при постройке. Эти корабли весьма многочисленны. В начале 1970-х годов в составе флота США кораблей, аналогичных СКР, насчитывалось 63 единицы, и еще 124 единицы находились в резерве. В Англии их число составляло 65 единиц, во Франции - 28 единиц.

И авиации противника на переходе морем и при стоянке на открытых рейдах .

Сторожевые корабли также привлекаются для несения дозорной службы на подходах к своим военно-морским базам , портам и для охраны морской границы .

Сокращённое наименование - СКР . Также в литературе может называться - Патрульный корабль , Корабль противолодочной обороны .

История

Как самостоятельный класс, корабли противолодочной обороны были введены в Первую мировую войну , в связи с тем, что подводные лодки, которые первоначально предполагалось использовать в ограниченных целях вблизи баз, с первых дней войны показали свои высокие тактические качества и боевую эффективность. Впервые возникла острая потребность в менее крупных и менее дорогостоящих, по сравнению с эсминцами , кораблях, способных противостоять подводному противнику. Потребовался специальный корабль, способный вести поиск подводных лодок, конвоировать транспорты, нести дозорную службу вблизи военно-морских баз. Эти задачи могли успешно решать эсминцы, но их явно не хватало количественно. Обладая значительной огневой мощью, эсминцы привлекались в основном для других боевых задач, сектор которых чрезвычайно расширился.

Англия первой была вынуждена начать интенсивный поиск сил и средств для борьбы с германскими подводными лодками, вырабатывать тактику противолодочной борьбы, совершенствовать противолодочное оружие и средства. Таким образом, впервые в мире, первые противолодочные корабли появились в британском флоте , в ходе 1-й мировой войны, в связи с активными действиями германских подводных лодок. Тогда в Англии приступили к постройке патрульных кораблей - «Пи-ботс», с носовым стальным бивнем (водоизмещением 573 тонн, скорость полного хода - 22 узлов, одно 100-мм орудие, два 2-фунт. орудия, две торпедные трубы, глубинные бомбы).

Для американского флота, по примеру англичан, в срочном порядке, заложили около 60-ти единиц кораблей, аналогичных СКР - типа «Игл».

В середине 1930-х годов для морских пограничных сил СССР был введён новый подкласс сторожевых кораблей - «Пограничный сторожевой корабль » (ПСКР) или «Малый сторожевой корабль ».

Для противолодочной обороны баз ВМС СССР были спроектированы и построены ПСКР типа «Рубин» (Проект 43), несколько меньших размеров по сравнению с типом «Ураган», с дизельной энергетической установкой (водоизмещение примерно 500 т, скорость 15 уз; вооружение: 1×102-мм; 2×37-мм зенитных автомата; противолодочное вооружение). Однотипный СКР «Бриллиант»: заложен в 1934 году ; построен и введён в строй в 1937 году ; водоизмещение 580 т; размерения: 62×7.2×2.6 м; 2200 л.с; максимальная скорость - 17.2 уз; дальность плавания (экономической скоростью) - 3500 миль; вооружение: 1×102-мм, 2×45-мм, 1×37-мм, 2×12.7-мм, 2 бомбомёта; до 31 мины, экипаж - 61 чел.

В 1935 году, для обеспечения морской пограничной охраны НКВД СССР , Дальневосточного пограничного округа, были введены в строй СКР типа «Киров »(Проект 19). Всего два корабля этого типа, по советскому заказу, были построены в Италии (заложены и спущены на воду в 1934 году; водоизмещение нормальное - 1025 т; размерения: 80×8.3×3.75 м; мощность ГЭУ - 4500 л.с; скорость - 18.5 уз; дальность плавания - 6000 миль; вооружение: 3×102-мм, 4×45-мм, 3×12.7-мм, 3×7.62-мм, 24-мины, глубинные бомбы (10-больших и 35-малых), в процессе службы, вооружение модернизировалось.

В 1937 году для службы в арктических широтах, в СССР был спроектирован ПСКР типа «Пурга » (Проект 52), корпус ледокольного типа. Головной корабль был заложен на Ленинградском заводе «Судомех» 17.12.1938, спущен на воду 24.04.1941.

Накануне Второй мировой войны в ВМС Великобритании были введены новые классы кораблей охранения: «Эскортный эсминец », «Фрегат » и «Корвет », которые значительно отличаясь по своим тактико-техническим элементам (ТТЭ), имели общее основное назначение. Поэтому, в системе классификации ВМС СССР, эти корабли были условно отнесены к классу СКР, предназначенных для сопровождения конвоев в прибрежных водах, противовоздушной и противолодочной обороны.

Во время Второй мировой войны «сторожевики» находились в составе всех флотов. Их боевая деятельность наиболее ярко проявилась в Заполярье, где кроме «настоящих» СКР активно использовались мобилизованные рыболовные траулеры (РТ), ледоколы и суда других гражданских ведомств, на которые устанавливалось лёгкое вооружение. Кроме того, численность СКР пополнили пограничные корабли (ПСК).

Вторая мировая война подтвердила ценность СКР в составе флотов. Эти корабли, с первого до последнего дня, несли боевую службу: охота и уничтожение подводных лодок; постановка мин заграждения; высадка десантов; доставка продовольствия, боеприпасов, горючего в осаждённые города, эвакуация раненных и гражданского населения, набеги на ближайшие коммуникации противника, эскортирование транспортных судов.

После Второй мировой войны, во флотах ряда государств, боевые корабли, которые с позиции советской классификации, аналогичны классу СКР, фактически классифицируются или как «Эскортный эсминец » или как «Фрегат » или «Корвет », в зависимости от индивидуальных характеристик. Корвет, как правило меньшего водоизмещения и менее дорогой при постройке. Эти корабли весьма многочисленны. В начале 1970-х годов в составе флота США кораблей, аналогичных СКР, насчитывалось 63 единицы и еще 124 единицы находились в резерве. В Англии их число составляло 65 единиц, во Франции - 28 единиц.

В современных условиях корабли, аналогичные СКР, предназначены главным образом для обеспечения противолодочной обороны кораблей и судов в море, могут привлекаться для обороны соединений кораблей и конвоев на переходе морем, для участия в противолодочных операциях в составе специальных групп, для обеспечения десантных операций, несения патрульной и спасательной службы.

С учётом опыта Второй мировой войны и послевоенного развития ракетного оружия, общей тенденцией в развитии СКР является совершенствование систем зенитного вооружения, способного эффективно противодействовать главному противнику надводных кораблей - воздушным средствам нападения: самолётам, управляемым снарядам, крылатым ракетам.

Статистически, современные сторожевые корабли (эскортные миноносцы, корветы и фрегаты) имеют водоизмещение до 4 000 тонн, главная энергетическая установка (ГЭУ) развивается и совершенствуется в направлении перехода от дизельной и паротурбинной к более мощной газотурбинной установке, скорость 30-35 узлов, вооружены противокорабельными «Сторожевой корабль» на термин «Фрегат». в интересах

ТТД:
Водоизмещение: 3200 т.
Размеры: длина - 123 м, ширина - 14,2 м, осадка - 4,28 м.
Скорость хода максимальная: 32,2 узла.
Дальность плавания: 5000 миль при 14 узлах.
Силовая установка: 2 ГТУ по 18000 л.с. (форсажный режим, маршевый - по 6000 л.с.), 2 винта фиксированного шага
Вооружение: УРПК-5 "Раструб" (4 ПУ), 2х2 76,2-мм артустановки АК-726, 2х2 ПУ ЗРК "Оса-МА-2" (40 ракет 9M-33), 2х4 533-мм торпедных аппарата, 2х12 реактивных бомбомета РБУ-6000
Экипаж: 197 чел.

История корабля:
Сторожевой корабль пр.1135

Первый в серии сторожевой корабль пр.1135 вошел в состав отечественного ВМФ в декабре 1970 года. Новый корабль по сравнению с его предшественниками имел более высокие мореходные качества. Он имел втрое большее водоизмещение, вооружение также было мощнее, что придавало ему более высокую боевую устойчивость при действии в морской зоне.

Проект 1135 "Буревестник" возник как бы на перекрестке двух направлений в эволюции противолодочных кораблей нашего флота - малых (проекты 159 и 35) и больших (проект 61). В то время Советский ВМФ выходил в мировой океан, и его главной задачей считалась борьба с атомными подводными лодками потенциального противника. Именно тогда были созданы первые противолодочные корабли океанской зоны - крейсера-вертолетоносцы, БПК 1 ранга и БПК 2 ранга. Но их высокая стоимость вынудила руководство флотом дополнить арсенал противолодочных сил меньшими по водоизмещению и менее дорогостоящими кораблями ближней зоны, способными при этом действовать и в удаленных районах океана.

Первоначально разработку будущего корабля поручили Зеленодольскому КБ (в то время - ЦКБ-340). Тем временем промышленность приступила к разработке новых средств противолодочной борьбы - ракетоторпедного комплекса "Метель" и весьма совершенных для своего времени гидроакустических станций "Вега" и "Титан". Сочетание подкильной и буксируемой ГАС обещало увеличить дальность обнаружения ПЛ в три раза и устойчиво держать контакт с подводной целью на дистанциях до 100 кбт. Все это выводило будущий сторожевой корабль на качественно иной уровень, но одновременно влекло за собой значительный рост водоизмещения. А поскольку ЦКБ-340 традиционно специализировалось на создании малых боевых кораблей, разработку проекта передали в Ленинград, в ЦКБ-53 (впоследствии Северное ПКБ). Главным конструктором был назначен Н.П. Соболев, главным наблюдающим от ВМФ - И.М. Стецюра. Общее руководство осуществлял начальник ЦКБ-53 В.Е. Юхнин.

Тактико-техническое задание (ТТЗ) на разработку проекта 1135 было выдано флотом в 1964 году. Основное назначение сторожевого корабля - "длительное патрулирование с целью поиска и уничтожения подводных лодок противника и охранение кораблей и судов на переходе морем". Пер­воначально ТТЗ предусматривало следующий состав вооружения: один ПЛРК, один пятитрубный 533-мм ТА для противолодочных торпед, два РБУ-6000, один ЗРК "Оса" и две спаренные 76-мм артиллерийские установки. В качестве основного средства обнаружения ПЛ предполагалась ГАС "Титан". Водоизмещение ограничи­валось величиной в 2100 т, но после окончательного утверждения в качестве ПЛРК комплекса "Метель" его пришлось увеличить до 3200 т. Это, в свою очередь, позволило разместить два ТА и два ЗРК "Оса", а также дополнить гидроакустические средства буксируемой ГАС "Вега". Кроме того, уже на стадии проектирования оговаривалась возможность замены 76-мм артиллерии на 100-мм.

Впервые на кораблях данного класса предполагалось разместить автоматизированный боевой информационный пост (БИП), прообраз будущих боевых информационно-управляющих систем (БИУС); на головном корабле даже был открыт штат офицера-вычислителя. В целом же корабль и по размерам, и по возможностям настолько перерос своих "одноклассников", что его уже на стадии проектирования переклассифицировали в БПК. Вновь в класс СКР корабли проекта 1135 вернули лишь в июне 1977 года.

По архитектуре корпус корабля проекта 1135 выделялся удлиненным полубаком, округлыми обводами, клиперским форштевнем, большим развалом шпангоутов в носовой оконечности, плоской низкой кормой и строительным дифферентом на нос. Набор корпуса смешанный, отношение длины к ширине - 8,6. Характерная особенность обводов - малые углы заострения ватерлиний. Корпус - из стали марки МК-35; 13 стальных переборок делят его на 14 водонепроницаемых отсеков. По расчетам, корабль должен был оставаться на плаву при затоплении трех смежных или пяти несмежных отсеков. Палубные надстройки и внутренние переборки помещений изготовлены из алюминиево-магниевого сплава АМГ-61.

Служебные и жилые помещения находятся на главной палубе под полубаком. Здесь расположены каюты офицеров и мичманов, камбуз и матросская столовая. По главной палубе проходит сквозной коридор от юта в нос, раздваиваясь вокруг шахт ЗРК. В кормовой части находится помещение БУГАС "Вега" с оригинальным подъемно-опускным устройством ПОУКБ-1. Эта разработка Зеленодольского ПКБ обеспечивает открытие и закрытие транцевой крышки, погружение в воду, буксировку, подъем и установку на штатное место тела буксируемой ГАС на ходу корабля не менее 9 узлов.

Диаметр циркуляции корабля - 4,3 кбт за 130 с на скорости 32 узла. Рысканье - не более 2°. Инерция с полного хода до остановки - 1940 м за 524 с. Начальная поперечная метацентрическая высота составляет 1,4 м. Наибольший кренящий момент - 85°, запас плавучести - 6450 т. Угол заката статической диаграммы остойчивости - 80°.

Мореходность "одиннадцать-тридцать пятого" заслуживает высокой оценки. Корабль хорошо всходит на волну; заливаемость и забрызгиваемость на всех скоростях практически отсутствует. Небольшая забрызгиваемость кормовой части палубы наблюдается лишь при скоростях более 24 узлов и на циркуляции при курсовом угле 90° к волне. Мореходные качества обеспечивают использование всех видов оружия на всех скоростях при состоянии моря до четырех баллов без успокоителей качки и более пяти баллов с их включением.

Газотурбинная энергетическая установка СКР проекта 1135 включает в себя два агрегата М7К, каждый из которых состоит из одной маршевой газовой турбины ДО63 и одной форсажной ДК59. Маршевые двигатели мощностью по 6000 л.с. монтируются на подвесных платформах. Форсажные мощностью по 18 000 л.с. подключаются на валопроводы через шинно-пневматические муфты. Все турбины имеют газовый реверс. Новшеством стала маршевая редукторная приставка, позволяющая работать на оба вала как обоим маршевым двигателям, так и каждому двигателю в отдельности. Это улучшило экономичность ГЭУ на 25%.

Время пуска турбин из холодного состояния - не более трех минут. Полный запас топлива - 450-550 т., расход топлива на одну милю на технико-экономическом ходу (14 узлов) - 100 кг, на оперативно-экономическом (17 уз.) - 143 кг, на полном (32,2 узла) - 390 кг. В среднем суточный расход топлива в походе - около 25 т. Дальность плавания полным ходом - 1290 миль, оперативно-экономическим - 3550 миль, технико-экономическим - 5000 миль.

Гребные винты - четырехлопастные, малошумные, переменного шага, с обтекателем. Вес каждого 7650 кг, диаметр 3,5 м. Число оборотов гребного вала - 320 об/мин.

При проектировании особое внимание уделялось снижению физических полей корабля и уровня помех работе ГАС. Были рименены двухкаскадная амортизация главных механизмов, вибродемпфирующие покрытия, установлена система пузырькового облака "Пелена". В результате СКР проекта 1135 имели для своего времени очень низкий уровень акустического поля и были самыми малошумными надводными кораблями советского ВМФ.

Главное оружие СКР проекта 1135 - противолодочный управляемый ракетный комплекс УРПК-4 "Метель" с автономной системой управления "Муссон". Комплекс состоит из твердотопливной телеуправляемой ракеты 85Р с боевой частью - самонаводящейся противолодочной торпедой, пусковых установок, корабельной системы наведения и предстартовой автоматики.

Пусковые установки КТ-106 имеют четыре контейнера и наводятся в горизонтальной плоскости, что позволяет производить атаку без дополнительного маневрирования. Стрельба УРПК-4 производится двухракетными залпами или одиночными ракетоторпедами поданным собственных ГАС и внешних источников целеуказания - кораблей, вертолетов или гидроакустических буев на дальностях от 6 до 50 км. Система управления позволяет корректировать траекторию полета ракеты в зависимости от изменения текущего акустического пеленга на цель.

В качестве боевой части ракеты 85Р используется самонаводящаяся торпеда АТ-2УМ. По команде корабельной системы управления торпеда в расчетной точке нахождения ПЛ отделяется от ракеты и приводняется на парашюте, затем заглубляется, проводит циркуляционный поиск системой самонаведения и поражает цель. Глубина погружения торпеды АТ-2УМ - 400 м. Скорость в режиме поиска - 23 узла, в режиме наведения - 40 узлов. Дальность хода - 8 км. Радиус реагирования активно-пассивной системы самонаведения торпеды - 1000 м, масса заряда ВВ - 100 кг.

Дальнейшим развитием УРПК-4 стал комплекс УРПК-5 "Раструб" с ракетоторпедой 85РУ, способной поражать не только подводные, но и надводные цели (так попытались скомпенсировать отсутствие противокорабельных ракет). При этом целеуказание может поступать со всех радиолокационных станций корабля. Боевая часть ракетоторпеды - торпеда УМГТ - по сравнению с АТ-2УМ имеет большие скорость хода и радиус реагирования системы самонаведения.

В дополнение к комплексу УРПК корабли пр.1135 получили по две реактивные бомбометные установки РБУ-6000 "Смерч-2".

Корабль оснащен двумя ЗРК "Оса-М". Зенитные ракетные комплексы малой дальности "Оса" для сухопутной армии и «Оса-М» для ВМФ создавались по единому ТТЗ и без существенных различий. Обе модификации ЗРК используют одну и ту же ракету 9М33. В состав комплекса, помимо пусковой установки, входят средства сопровождения целей, визирования ракет и подачи команд, а также РЛС обнаружения. Дальность обнаружения цели, летящей на высоте 3,5 - 4 км, составляет около 25 км, на больших высотах - до 50 км. Возможен прием целеуказания и от корабельной РЛС воздушного наблюдения. Координаты опознанной цели поступают в систему сопровождения для наведения антенного поста по пеленгу и допоиску по углу места. Совмещение режимов обнаружения и захвата сокращает время реакции комплекса на 6 - 8 с.

После пуска первой ракеты происходит поворот барабана, обеспечивающий выход на линию заряжания очередной ракеты, а после пуска второй пусковые балки автоматически становятся вертикально, поворачиваются к ближайшей паре барабанов, и подъемная часть ПУ опускается за очередной парой ракет. Время перезаряжания установки - 16 - 21 с, скорострельность - 2 выстр./мин по воздушным целям, 2,8 - по надводным.

В 1973 году на вооружение поступил усовер­шенствованный вариант ЗРК "Оса-М2", а в 1979-м - "Оса-МА". У последнего минимальная высота поражения уменьшилась с 60 до 25 м. В первой половине 80-х годов комплексы прошли модернизацию с целью повышения эффективности борьбы с низколетящими противокорабельными ракетами. Модернизированный ЗРК "Оса-МА-2" мог поражать цели на высотах от 5 м.

Артиллерийское вооружение СКР проекта 1135 - арткомплекс АК-726-МР-105, состоящий из двух 76,2-мм спаренных автоматизированных артустановок АК-726. Начиная с 22-го корабля серии вместо комплекса АК-726-МР-105 устанавливался АК-100-МР-145 из двух 100-мм одноорудийных артиллерийских установок АК-100.

На всех СКР установлено по два 533-мм четырехтрубных торпедных аппарата ЧТА-53-1135. Типы используемых торпед - СЭТ-65 или 53-65К. В кормовой части палубы имеются минные рельсы, на которые можно принять 16 мин ИГДМ-500, 12 КСМ или 14 КРАБ.

Говоря о сторожевиках пр.1135, их командиры проявляют редкое единодушие в положительной оценке этих кораблей. Все отмечают высокую надежность, управляемость, мореходность, хорошие бытовые условия. Минимальные отличия между серийными кораблями свидетельствуют об оптимальности конструкции. "Одиннадцать-тридцать пятый", безусловно, являлся образцом самой передовой техники своего времени. Перечень примененных на нем новшеств поистине впечатляющ: оригинальная газотурбинная энергоустановка, маршевая редукторная приставка, подкильная и буксируемая ГАС, перспективный ЗРК, "длинная рука" для охоты за вражескими атомными субмаринами - ПЛРК "Метель" и многое другое.

Сторожевой корабль "Ладный" был зачислен в списки кораблей 17.02.1978 г. и 25.05.1979 г. заложен на стапеле ССЗ “Залив” в Керчи (заводской номер №16). Спущен на воду 07.05.1980 г., вступил в строй 29.12.1980 г. и 25.02.1981 включен в состав КЧФ.

07.08 - 10.08.1981 нанес визит в Варну (Болгария);
18.06 - 22.06.1996 -в Пирей (Греция).

В 1991 и 1993 гг. завоевывал призы ГК ВМФ по противолодочной подготовке (в составе КПУГ), а в 1994 г. - приз ГК ВМФ по артподготовке (в составе КУГ).

В 1994 г. участвовал в совместных учениях с кораблями ВМС стран НАТО, а 08.05.1995 г. - в международном морском параде в С.-Петербурге, посвященном 50-летию Победы в Великой Отечественной войне.

27.07.1997 г. сменил Военно-морской флаг СССР на Андреевский.

СКР "Ладный" в 2005-2006 году прошел плановый ремонт в Туапсе.

В августе 2008 г. корабль принимал участие в совместной со странами НАТО антитеррористической операции "Активные усилия", осуществляя контроль над судоходством в районе Суэцкого канала.

07.08.2009 г. в составе группы кораблей Черноморского флота "Ладный" вышел из Севастополя для осуществления межфлотского перехода по маршруту Севастополь-Балтийск для участия в учениях "Запад-2009". Однако по приказу командования он был задействован в поисково-спасательной операции по обнаружению пропавшего сухогруза "Arctic Sea" с российским экипажем, бесследно исчезнувшего в районе побережья Португалии на пути в Гибралтар. 16.08.2009 г. сторожевой корабль "Ладный" обнаружил сухогруз в 300 милях от Островов Зеленого мыса, высадив на него досмотровую группу. По данным следствия, "Arctic Sea" был захвачен восемью гражданами Эстонии, Латвии и России.

В период с по 16.08.2010 г. по 17.09.2010 г. корабль находился в Средиземном море, принял участие в совместном российско-итальянском учении "Иониекс-2010"; так же совершил деловые заходы в порты Греции, Франции, Ливии и Италии.

В период с 04.12.2011 г. по 15.01.2012 г. "Ладный" выполнял задачи в составе корабельной авианосной группы ВМФ России в Средиземном море, посетив с деловыми заходами порты Франции, Мальты, Испании и Сирии. За время похода корабль прошел около 6000 морских миль.

В период с 06.02.2015 г. по 26.05.2015 г. корабль действовал в составе постоянного соединения Военно-Морского Флота России в Средиземном море.

В настоящее время находится в составе 30-й дивизии надводных кораблей Черноморского флота РФ и интенсивно используется в боевых службах.
Командиры корабля в разное время:
- капитан 2 ранга Андрей Дмитриев;
- капитан 2 ранга Александр Шварц;
- капитан 2 ранга Олег Князев.

Оригинал записи и комментарии на

в Избранное в Избранном из Избранного 0

С благодарностью посвящаю продолжение моей версии АИ коллеге Ансару, натолкнувшего меня на преимущественное строительство миноносцев как основы ВМС РККА.

Сторожевые корабли (СКР)

СКР типа Ураган первой серии

Строительство сторожевых кораблей велось в СССР по утвержденному 23 июня 1927 года техническому заданию: водоизмещение на испытаниях - 400 т, длина между перпендикулярами 70, ширина - 7,1, осадка - 1,9 м, главные механизмы - быстроходные турбины с зубчатой передачей, максимальная скорость при нормальных запасах топлива и воды - 29 уз., два 102-мм орудия, три 40-мм автомата системы Виккерса, три крупнокалиберных пулемета, один трехтрубный 450-мм торпедный аппарат, мины, глубинные бомбы, параваны, тралы (для проводки линкоров через минные заграждения противника). Они предназначались для охраны соединений кораблей и конвоев от атак подводных лодок, торпедных катеров и несения дозорной службы.

В проекте СКР типа «Ураган» имелось много конструктивных новшеств. Впервые в отечественном флоте ГЭУ работала на перегретом паре, прямодействующие, низкооборотные турбины были заменены на ГТЗА с высокооборотными турбинами. Установка отличалась компактностью, а эшелонное размещение повышало ее живучесть. Впервые набор корпуса выполнялся по продольной системе. Также впервые были применены оцинковка корпусных конструкций и сварка (неответственных деталей). Корпуса СКР, несмотря на облегчение, оказались достаточно прочными.
Первую серию из 8 кораблей заложили в 1927 году и спустили на воду в период 1929-1930 года. Весной 1931-го на момент предъявления СКР к сдаточным испытаниям водоизмещение достигло 465,3 т. против проектных 400. При полном водоизмещении 610 т корабль имел наибольшую длину 71,5 м, ширину 7,4 м и осадку 2,3 м. Наиболее существенным недостатком оказался значительный недобор скорости хода. По различным причинам максимальная скорость хода составила всего 25,8 уз. На экономическом 16-узловом ходу дальность плавания составила 1200 миль.

7 из 8 сторожевых кораблей проекта 2 (СКР типа Ураган) вступили в строй в период 1931-1933, и последний – 5.03.1933.

При приемке СКР типа Ураган первой серии, оценивая мореходность и маневренность, было отмечено, что малая осадка в сочетании с большой парусностью высокого полубака и надстроек делала корабль при сильных ветре и волне очень валким, а маневрирование в узкостях - весьма затруднительным. Мореходность ограничивалась волнением в 6 баллов, в противном случае появлялись интенсивное заливание полубака, перебои винтов и снижение управляемости. Качка при этом оказывалась сильной и стремительной, что очень затрудняло обслуживание механизмов и делало невозможным использование оружия. Поворотливость при движении кормой вперед признавалась неудовлетворительной, а на полном заднем ходу перекладывание руля становилась и вовсе невозможным.
В целом остойчивость признавалась удовлетворительной и считалось, что корабли могут безопасно плавать в акватории Балтийского моря. Из-за непродуманного размещения подвижных грузов на кораблях отмечался эффект «качелей» - при стандартном водоизмещении они имели дифферент на корму 0,173 м, а в случае приемки максимального количества топлива появлялся дифферент на нос до 0,215 м.

СКР типа Ураган второй серии

Перед закладкой второй серии СКР наркомвоенмор Уборевич утвердил на СКР новое оперативно-тактическое задание. Охрану соединений кораблей от атак подводных лодок и торпедных катеров Уборевич из списка задач вычеркнул, за неимением (по его мнению) таковых соединений в составе ВМС РККА. К задачам добавилось ПВО конвоев. Теперь СКР предназначались для охраны конвоев от атак самолетов, подводных лодок и торпедных катеров, а также несения дозорной службы.

Этим простым решением недобор скорости полного хода из животрепещущей проблемы, требовавшей незамедлительного решения, превращался в вопрос третьестепенной важности. Вопрос этот, к слову, в дальнейшем так и не был решен. Более серьезным был признан вопрос о посредственной мореходности и ненадежного рулевого устройства.

В проведенных летом 1932 году маневрах выявилось, что 45-мм орудие, которое располагалось между 102-мм орудием и боевой рубкой так неудобно, что глушило расчет 102-мм орудия и пулеметчиков, выводило из строя приборы, установленные на мостике, рвало обвесы.
Выявился и другой, еще более печальный факт: конусы, буксируемые на летних 1932 года учениях ПВО, пробоин от огня зенитные 45мм полуавтоматических орудий СКР не получили. Зенитный огонь в связи с его низкой скорострельностью оказывал на противника только психологический (хотя и достаточно значительный) эффект. Стране требовались автоматические зенитные пушки, но промышленность их пока предоставить не могла.

Изменение ОТЗ, разумеется, повлекло за собой и изменения в сам проект второй серии строительства СКР типа «Ураган». Заложенные в 1933 году 8 СКР строились по проекту, который отразил выявленные в процессе затянувшейся постройки и сдачи ошибки первой серии. Надежность ГТЗА с высокооборотными турбинами повысилась, как за счет модификации проектной документации на отдельные узлы и детали, так и за счет повышения культуры производства. Изменили конструкцию винтов. Внесли изменения в конструкцию рулевой машины. Днищевую топливную цистерну разделили на три, и установили синхронный забор топлива из цистерн, что несколько улучшило мореходность за счет исключения вышеупомянутого эффекта «качели».

Вооружение СКР в сравнении с первой серией также изменили. Эффективно противостоять современным эсминцам, а тем более крупным кораблям, в бою 26-узловой сторожевой корабль все равно не мог, и в таком случае ему предписывался маневр уклонения. С учетом того, что противником сторожевиков на море были определены самолеты, подводные лодки и маломерные суда, 102мм артустановки были признаны избыточными по калибру и недостаточными с точки зрения универсальности. Взамен 102мм пушки Заводу № 8 было предписано срочно спроектировать и поставить ВМС универсальную 76мм пушку, на основе 76мм полуавтоматической зенитной пушки, которая в свою очередь была разработана в 1931-1932 годах на указанном заводе № 8 по образцу 7,5-см зенитной пушки немецкой фирмы «Рейнметалл». Отличие пушки от зенитной состояло в основном в применяемых материалах, и принятие универсальной 76мм морской пушки на вооружение состоялось уже в 1933 году.

Вооружение СКР «Ураган», лишившегося в связи с изменением ОТЗ торпедного аппарата, таким образом, составило три 76мм универсальные пушки и три 45мм зенитные полуавтоматические пушки:

Всего было заложено в 1933 году 8 кораблей, которые были спущены на воду в 1934 году и вступили в строй в 1935 году.
Однако, прошедшие в 1934 и 1935 учения Краснознаменного Балтийского и Черноморского Флотов по противолодочной обороне конвоев выявили совершенно недостаточный боекомплект основного оружия СКР – глубинных бомб. Наблюдатели на подлодках ударов учебных глубинных бомб не зафиксировали. Было необходимо увеличить число бомб в серии, общее число бомб и интенсифицировать боевую учебу. Необходимым было признано и наличие на борту шумопеленгатора.

СКР типа Ураган третьей серии
Меры, предпринятые для повышения мореходности второй серии СКР, были признаны недостаточными. Корабли получились пригодными исключительно для Черного и Балтийского моря. Для Тихоокеанского и Северного флотов мореходность в 6 баллов была признана недостаточной.
Проект СКР для третьей серии был переработан более существенно. Осадка увеличилась с 2,1 до 3,2 метров, длину нарастили на 3 метра и на 1 метр увеличили ширину. Нормальное водоизмещение выросло с 470 тонн до 800 тонн. Скорость упала до 21 узла.
Универсальные 76мм пушки были заменены на универсальные 85мм, что в немалой степени облегчалось тем, что лафет у орудий был идентичный – менялась только качающаяся часть орудия. Орудия получили корабельные щиты толщиной 8мм. Среднее орудие заменили на существенно увеличенный запас глубинных бомб, который располагался на палубе в средней части корабля.
Появилась закрытая рубка.
Кормовая надстройка получила аэрогнездо, которое предполагалось вооружить двумя одноствольными 37мм артавтоматами. Еще два артавтомата были размещены на пилонах рубки над полубаком. Однако к 1936 году 37мм артавтоматы промышленность не освоила, и этот вид вооружения пришлось закупить в Швеции. Таким образом, вместо 4 единиц 45мм полуавтоматических зенитных пушек на СКР появились четыре одноствольных 40мм артавтомата Бофорс, а также были установлены пять 20мм швейцарских автоматических пушки Эрликон, взамен пулеметов.
Малокалиберная зенитная артиллерия СКР вызвала такой восторг советских моряков, что у Бофорса и Эрликона купили лицензию, и в дальнейшем два этих вида оружия производили на советских заводах.

Всего в 1935 году было заложено 16 кораблей третьей серии, которые были спущены на воду в 1936 году и вступили в строй в 1937 -1938 годах.

Еще 16 кораблей третьей серии заложили в 1936, сразу после спуска на воду первой группы кораблей третьей серии, спустили в 1937..1938 и ввели в строй в период 1938..1939.

В 1940 году все СКР третьей серии были дополнительно укомплектованы бомбометами БМБ-1.

Итоговое число СКР на 1941 год составило 48 единиц. ТОФ и СФ были укомплектованы по 12 СКР третьей серии, а ЧФ и КБФ – по 8 СКР второй серии и по 4 СКР третьей серии.

Приложения

Освободившиеся в 1936 году после завершения производственной программы строительства СКР стапельные мощности были использованы для строительства тральщиков и десантных кораблей.

Корабли проекта 1135 представляют собой второе поколение сторожевых кораблей. Они выпускались в СССР одной из самых больших серий. Западные специалисты считают его наиболее удачным проектом корабля отечественного военно-морского флота.

Буревестник - имя этой морской птицы носит проект самого любимого в отечественном флоте сторожевого корабля , однако мало кому известно, что задачей этого корабля уничтожение атомных субмарин противника.

В середине 50-х годов в Советском Союзе для творчества советской молодежи были открыты все дороги. Ленинградского школьника, сына известного кораблестроителя и руководителя ЦКБ «Алмаз» Евгения Ивановича Юхнина манила совсем не романтика моря. Владимир Юхнин поступил в Ленинградский кораблестроительный институт, в тот же ВУЗ который заканчивали в свое время его отец и мать. Ближе к распределению в 1960 году перед юношей встал вопрос - куда пойти дальше - идти по проторенному пути отца, создателя первых в мире ракетных катеров или выбрать нечто иное. И начинающий конструктор выбрал более тернистую дорогу. Он решил начать трудовую деятельность в ЦКБ-53 (впоследствии Северное ПКБ), создававшим крупные надводные . Вместе с несколькими выпускниками Владимир Юхнин попал в проектный отдел, занимавшийся предварительной проработкой силуэтов будущих кораблей. Уже в начале 60-х годов среди них появился проект первого атомного крейсера.

После Карибского кризиса в середине 60-х недоверие СССР и США друг к другу обострилось до предела. Превосходя Советский Союз по количеству ядерных боезарядов в 17 раз, Америка продолжала совершенствовать их носители. 28 сентября 1964 года «USS Daniel Webster » с новыми ракетами вышла на боевое патрулирование. Находясь в Средиземном море, она держала под прицелом все крупные города СССР вплоть до Урала. Но современных противолодочных кораблей способных прикрыть от субмарин НАТО океанскую зону на дальности 5000 км в Советском военно-морском флоте не было. Это стало следствием политики главы страны Никиты Хрущева, отдававшего приоритет ракетному оружию. В 1964 году, когда его освободили от обязанностей генерального секретаря ЦК КПСС ситуация изменилась. В том же году главный комитет ВМФ СССР выдал Зеленодольскому бюро и Северному ПКБ задание на проектирование нового сторожевого корабля (СКР), задачей которого было уничтожение подводных лодок и охранение судов на переходе морем.

Новые сторожевые корабли подготовили молодые специалисты с Владимиром Юхниным. Проект корабля был назван «Буревестник » и получил номер 1135. Его главным конструктором стал Николай Соболев. При проектировании сторожевого корабля инженеры столкнулись с массой проблем - большинство образцов вооружения, оборудования и элементов корпуса, устанавливающиеся на корабле, были опытными. Это потребовало от конструкторов новых оригинальных решений. К примеру, внешний и внутренний дизайн сторожевого корабля «Буревестник» поручили разработать группе архитектурного проектирования, состоящая из художников выпускников Мухинского училища. Кроме красивого облика СКР «Буревестник » получил самые современные гидроакустические станции. На сторожевом корабле проекта 1135 была впервые установлена буксируемая гидроакустическая станция «Звезда». Ее антенна может опускаться на глубину до 200 м, спрятанная в корме. Это позволило увеличить дальность обнаружения иностранных субмарин до 40 км.

В 60-е годы динамика развития вооружения была необычайно стремительной. Противолодочный комплекс для сторожевого корабля проекта «Буревестник » сдавался одновременно с проектированием корабля, но, оказалось, что их размеры не совпадали, тогда конструкторам Северного ПКБ пришлось увеличить водоизмещение СКР и от такого решения «Буревестник» только выиграл. Это позволило впервые разместить автоматизированный боевой информационный пост для управления кораблем, улучшить комфорт экипажа и разнообразить вооружение. Помимо противолодочного комплекса сторожевые корабли проекта 1135 получили два торпедных аппарата, два зенитно-ракетных комплекса, две реактивных бомбометных и две 76 мм артиллерийских установки. В результате по боевым возможностям и мореходным качествам он превзошел даже .

Постройка сторожевых кораблей «Буревестник » в СССР велась, начиная с 1968 года на трех судостроительных заводах - в Калининграде, Керчи и Ленинграде. Роль первопроходца досталась прибалтийскому «Янтарю». В оснащении СКР приняли участие 400 предприятий страны. Головной корабль «Бдительный » был сдан флоту 31 декабря 1970 года.

сторожевой корабль «Ладный» проекта 1135

Технические характеристики сторожевого корабля проекта 1135 шифр «Буревестник»:

Водоизмещение - 3200 тонн;

Длина - 123 м;

Ширина - 14,2 м;

Осадка - 4,28 м;

Скорость - 32 узла;

Дальность плавания - 4600 миль;

Автономность - 30 суток;

Экипаж - 180 человек;

Вооружение:

Пусковая установка ракето-торпед «Метель» - 1х4;

Зенитно-ракетный комплекс «Оса» - 2х2;

Артиллерийский комплекс АК-726 - 2х2;

Реактивно бомбовая установка РБУ-6000 - 2х12;

Торпедные аппараты - 2х4, боекомплект 16 мин;

Система постановки помех - 4х16 пусковых установок;

Хотелось бы обратить ваше внимание на универсальный противолодочный ракетный комплекс «Метель». В его контейнерах размещены четыре самонаводящиеся ракето-торпеды, которые были созданы специально для сторожевых кораблей проекта 1135 и до сих пор являются его тайной. Каждая из них имеет 100 кг фугасного взрывчатого вещества или ядерный боезаряд. На расстоянии 50 км она может достать атомный подводный крейсер класса «Огайо » с глубины 500 м или поразить авианосец. Данная ракето-торпеда не имеет аналогов в мире. Например, по дальности стрельбы она в 5 раз превосходит американскую систему ASROC, так как способна получать данные от цели от других кораблей, авиации и береговых станций.

Сторожевые корабли проекта «Буревестник » строились серией из 32 единиц. Во второй половине 70-х они были во всех противолодочных соединениях и стали самыми ходовыми кораблями советского флота. Дальность их плавания 4600 миль впервые превзошла радиус поражения ракет подлодок НАТО. Отныне экипажи субмарин перестали чувствовать себя безнаказанными в районах боевого патрулирования. Чтобы уклоняться от атак сторожевых кораблей проекта 1135, американские подводники срочно изменили тактику действий. Одним из наиболее эффективных приемов стал так называемый «прыжок дельфина» - стремительное выпрыгивание субмарины на поверхность воды. Это резкое аварийное всплытие подлодки одновременно с выдачей полного хода.

Во второй половине 70-х ВМС США переклассифицировали все 24 ударных авианосца в многоцелевые. Каждый из плавучих аэродромов нес 144 тонн атомных бомб и 4000 тонн обычных боеприпасов. Чтобы срывать удары палубной авиации советскому ВМФ требовались новые средства поражения авианосцев. В Северном ПКБ была проведена первая модернизация СКР типа «Буревестник », в результате проект получил номер 1135М. На замену полуавтоматическим пушкам калибра 76,2 мм пришел новый комплекс АКА-100, с скорострельностью 60 выстрелов в минуту, созданный в Ленинградском ПКБ «Арсенал». Вместо «Метели» конструкторы Дублинского КБ «Радуга» предложили новый комплекс «Раструб». В отличие от «Метели», «Раструб» может поражать не только , но и надводные корабли. Ноу-хау комплекса состоит в том, что торпеду к цели доставляет ракета. В расчетной точке по сигналу корабельной станции торпеда отделяется и приводняется на парашюте. Погрузившись на заданную глубину, она «рисует» акустический силуэт субмарины системой наведения. Захватив подлодку, торпеда устремляется к ней и поражает ее. Задача поражения надводных кораблей была решена установкой радиолокационной системы самонаведения. и противника, ракета может поражать без отделения торпеды двойным ударом.

Во время Англо-Аргентинского конфликта был затоплен британский «Шеффилд ». В момент подлета ракеты на корабле во избежание взаимных радиопомех были отключены станции наблюдения, что привело к «ослеплению» надводного корабля. Эта информация подтолкнула командование советского флота к серьезным выводам. Стало ясно, что для эффективной борьбы с противником необходимо срочно усилить совместимость радиоэлектронных средств установленных на сторожевом корабле проекта 1135. Среди фрегатов «Буревестник » не имеет себе равных не только по насыщенности вооружения, но и радиоэлектронными средствами. Для борьбы с крылатыми ракетами противника впервые на СКР был применен комплекс постановки ложных помех.

сторожевой корабль «Пытливый» проекта 1135М фото

Начало 80-х годов было отмечено всплеском активности морских пиратов. Именно в этот период в Баренцевом море состоялась необычная поисковая операция. В 180 милях от Мурманска в обстановке строжайшей секретности бросило якорь английское судно «Stephaniturm ». Его экипаж был предупрежден о возможных эксцессах со стороны пиратов и любителей легкой наживы. В течение одного месяца водолазы морского судна подняли с глубины 250 м более 5 тонн золота и слитков. На дне лежал потопленный во время Второй мировой войны британский крейсер «Эдинбург». Во время 1942 года он перевозил советское золото, предназначенное США для оплаты за поставку оружия по ленд-лизу. К счастью поисковая операция английских моряков прошла без происшествий, но поднять весь ценный груз им помешал разыгравшийся шторм. Через 5 лет англичане снова прибыли на место гибели крейсера « ». Когда водолазы стали поднимать оставшиеся золотые слитки на горизонте неожиданно показался норвежское разведывательное «F/S Marjata ». Однако приблизиться в район проведения операции ему не дал сторожевой корабль Северного флота «Резвый», охранявший британское судно «Stephaniturm ».

В декабре 1983 года из гавани Керченского судостроительного завода вышел и взял курс на Дальний Восток необычный корабль. На первый взгляд он напоминал проекта 1135 «Буревестник », но его вооружение было совершенно иным. Это был пограничный сторожевой корабль «Менжинский», созданный Северным ПКБ по заказу морских войск КГБ СССР. Он проектировался на базе известного сторожевика. Кроме того вместо противолодочного комплекса в носовой части корабля был установлен артиллерийский комплекс АКА-100. Был оставлен и один зенитно-ракетный комплекс «Оса», а оборонительное вооружение было усилено двумя шестиствольными 30 мм автоматами. Семь из девяти кораблей этого проекта были направлены с Черного моря на Тихий океан.

сторожевой корабль (фрегат) ВМС ВС Украины «Гетман Сагайдачный» проект 11 35.1

Способность проекта 1135 следить за кораблями вероятного противника до 30 суток, связана с его уникальной энергетической установкой. За ее характерный мелодичный звук «Буревестники » называют «поющими фрегатами». Сердце уникальная газотурбинная установка, которая управляется с помощью, так называемого машинного телеграфа. Два маршевых и два форсажных двигателя развивают мощность 56000 л.с., что сопоставимо с тягой стратегического ракетоносца Ту-95. Это повысило экономичность установки на 25 процентов. Кроме того турбины с газовым реверсом позволяют сторожевику развернуться буквально «на пятках». Неслучайно после него газотурбинные установки нашли широкое применение на большинстве надводных кораблей военно-морского флота СССР.

В начале 90-х годов для того, чтобы противолодочный корабль проекта «Буревестник » стал многофункциональным, Северное ПКБ разработало еще два проекта этого корабля. Его переоснастили современными РЛС, гидроакустическим комплексом и аппаратурой управления противокорабельными ракетами нового поколения Х-35 «Уран». Однако в связи с социально-экономическим кризисом модернизацию прошли всего три сторожевых корабля проекта 1135.

В тяжелые времена Северному Производственному Конструкторскому бюро помогли выжить заказы на гражданские суда и возможность выхода на мировой рынок. В конце 90-х начались поставки кораблей на экспорт для ВМС Вьетнама, Китая и Индии. Так в период 90-х годов Индии были поставлены три фрегата проекта 1135.6 «Тальвар».

В декабре 2006 года на заводе «Янтарь» представители России и Индии подписали генеральный график строительства еще трех фрегатов для ВМС Индии.

В 2007 году министр обороны США Роберт Гейтс заявил, что Америке не известны какие изменения произойдут в таких странах как Россия, Китай, Северная Корея и Иран, поэтому Пентагону необходим полный набор средств ведения войны. Не случайно за месяц до этого ВМС США отбуксировали к берегам Камчатки самый большой в мире плавучий радар системы противоракетной обороны SBX-1. Это разведывательное сооружение весит 50000 тонн и достигает высоты 30-этажного дома. Радар способен отслеживать все происходящее в России на удалении несколько тысяч километров. Кроме того американский флот получил на вооружение первую из 30 запланированных к постройке класса «Вирджиния». Она выполнена по технологии «стэлс» и предназначена для борьбы с подлодками и проведения прибрежных спецопераций.

России для обеспечения безопасности морских границ требуется асимметричный ответ. Эффективно следить в полной готовности к нанесению ответного удара по возможному противнику могут сторожевые корабли проекта «Буревестник ». Но сегодня в боевом составе ВМФ РФ их остались единицы. Срок службы кораблей истекает, поэтому недавно руководство страны и флота приняло решение построить серию из двадцати проекта 22350. Головной корабль, созданный в Северном ПКБ недавно был заложен на заводе «Северная верфь». Планируется, что в перспективе эти корабли смогут заступить на охрану российских морских рубежей.

За послевоенный период в Советском Союзе было построено восемь проектов сторожевых кораблей, но главным долгожителем среди них оказался «Буревестник ». Вот уже тридцать лет он восхищает всех четкой архитектурой своего корпуса, обводов палуб, а также самым рациональным размещением вооружения. Эти изящные элементы стали классикой отечественного кораблестроения и были сохранены в проекте фрегата следующего поколения, созданного на базе «Буревестника». Хочется, верить, что его ждет такая же красивая судьба.