Житие святой ахилла 153 рыбы. Писание каждый день


1-3. После того опять явился Иисус ученикам Своим при море Тивериадском. Явился же так: Были вместе Симон Петр, и Фома, называемый Близнец, и Нафанаил из Каны Галилейской, и сыновья Зеведеевы, и двое других учеников Его. Симон Петр говорит им: иду ловить рыбу. Говорят ему: идем и мы с тобою. Пошли, и тотчас вошли в лодку, и не поймали в ту ночь ничего.

Архимандрит Пантелеимон писал в 1904 году:

«Одна Евангельская притча сравнивает Царство Небесное с неводом, закинутым в море и собравшим всякого рода рыб, которые, по извлечении невода, рассортированы, и годные отобраны, а негодные выкинуты вон. Так будет и при кончине века, когда Ангелы рассортируют людей, разлучив злых от добрых, и ввергнут злых в печь огненную, где будет плач и скрежет зубов (Матф. ХIII, 47-49). Припомним, как Евангелист Иоанн описывает третье явление Воскресшего Господа ученикам при ловле рыб на море Тивериадском; явление, при котором Петр восстановлен в апостольстве и получил извещение об ожидающем его крестом подвиге. Иоанн повествует о бывшей тут ловле рыб, из которых 153 оказалось больших. Нельзя не признать, что число это не случайное, а соответствует пророчествам, о которых шла речь. Как видно, речь шла о судьбе Церкви в лице главных Апостолов. Можно допустить, что бывшая тут чудесная ловля рыб есть пророческое указание: во-первых, на число избранных и во-вторых, на число поколений, при которых устроится св. Церковь на земле» .

Итак, лодка с учениками Христа означает христианскую Церковь, а лов рыбы – это лов душ человеческих, как сказано и в Евангелии: «Проходя близ моря Галилейского, увидел Иисус двух братьев: Симона, называемого Петром, и Андрея, брата его, закидывающих сети в море, ибо они были рыболовы. И говорит им Иисус: идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков. И они тотчас, оставив сети, последовали за Ним» (Мф. 4: 18-20; Мар. 1: 16-18).

4. А когда уже настало утро, Иисус стоял на берегу; но ученики не знали, что это Иисус.

Берег моря означает "кончину века", то есть конец мировой истории, как сказано и в Евангелии: «Царство Небесное подобно неводу, закинутому в море и захватившему рыб всякого рода, который, когда наполнился, вытащили на берег и, сев, хорошее собрали в сосуды, а худое выбросили вон. Так будет при кончине века: изыдут Ангелы, и отделят злых из среды праведных, и ввергнут их в печь огненную: там будет плач и скрежет зубов» (Мф. 13: 47-50).

«А когда уже настало утро, Иисус стоял на берегу», то есть в конце мировой истории, «но ученики не знали, что это Иисус». То есть Церковь Христова сама не может на основании своей веры узнать время "кончины века" и время второго пришествия Иисуса Христа.

5-6. Иисус говорит им: дети! есть ли у вас какая пища? Они отвечали Ему: нет. Он же сказал им: закиньте сеть по правую сторону лодки, и поймаете. Они закинули, и уже не могли вытащить сети от множества рыбы.

То есть успех христианской проповеди зависит только лишь от Спасителя, как сказано и в Евангелии:

Евангелие от Луки, глава 5:

  1. Однажды, когда народ теснился к Нему, чтобы слышать слово Божие, а Он стоял у озера Геннисаретского,
  2. увидел Он две лодки, стоящие на озере; а рыболовы, выйдя из них, вымывали сети.
  3. Войдя в одну лодку, которая была Симонова, Он просил его отплыть несколько от берега и, сев, учил народ из лодки.
  4. Когда же перестал учить, сказал Симону: отплыви на глубину и закиньте сети свои для лова.
  5. Симон сказал Ему в ответ: Наставник! мы трудились всю ночь и ничего не поймали, но по слову Твоему закину сеть.
  6. Сделав это, они поймали великое множество рыбы, и даже сеть у них прорывалась.
  7. И дали знак товарищам, находившимся на другой лодке, чтобы пришли помочь им; и пришли, и наполнили обе лодки, так что они начинали тонуть.
  8. Увидев это, Симон Петр припал к коленям Иисуса и сказал: выйди от меня, Господи! потому что я человек грешный.
  9. Ибо ужас объял его и всех, бывших с ним, от этого лова рыб, ими пойманных;
  10. также и Иакова и Иоанна, сыновей Зеведеевых, бывших товарищами Симону. И сказал Симону Иисус: не бойся; отныне будешь ловить человеков.

7. Тогда Иоанн говорит Петру: это – Господь... ...

Если понимать эти слова также в символическом и пророческом смысле, то здесь будет уместно вспомнить, что, как известно, Апостол Петр олицетворяет собою в Церкви исповедание веры в Божество Иисуса Христа, а Иоанн, соответственно, дар пророчества.

Архимандрит Пантелеимон:

«Именно в этом смысле св. Православная Церковь принимает значение (извращаемого лживыми толкованиями папистов) изречения Христа Спасителя св. Петру Апостолу: «Ты Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою и врата ада не одолеют ея» (Матф. ХVI,18). Под словом камень разумеется вера в превосходной степени, а не Апостол Петр» .

Св. Апостол Иоанн Богослов является автором Апокалипсиса, то есть, по существу, единственной пророческой книги Нового Завета. Церковное Предание сохранило свидетельство, что, составляя свое Евангелие, которое еще называют «духовным», Иоанн использовал три остальных Евангелия от Матфея, от Марка и от Луки, а также Апокалипсис.

Толковая Библия:

«По свидетельству Мураториева канона, Иоанн написал свое Евангелие по просьбе малоазийских епископов, желавших получить от него наставление в вере и благочестии. Климент Александрийский прибавляет к этому, что сам Иоанн заметил некоторую неполноту в сказаниях о Христе, содержащихся в первых трех Евангелиях, которые говорят почти только о телесном, то есть о внешних событиях в жизни Иисуса Христа, и потому сам написал Евангелие духовное. Точно определить время и место написания Евангелия Иоанна не представляется возможным. Вероятно только, что Евангелие написано в Ефесе, в конце первого века» .


Н. Рождественский:

«Если же обратить внимание на весьма известное и вообще принятое предание о том, что Апокалипсис написан несколько лет ранее Евангелия, то увидим в этом откровении новой истины основное начало веры, которая после так ясно выразилась в Евангелии и сделалась основанием христианского богословия» .

Итак, еще раз отметим, что условное разделение Церкви на Петра и Иоанна соответствует разделению даров Святого Духа, как пишет Апостол Павел: «И вы – тело Христово, а порознь – члены. И иных Бог поставил в Церкви во-первых Апостолами, во-вторых пророками, в-третьих учителями» (1 Кор. 12: 27-31). То есть Петр означает власть в Церкви, идущую от Апостолов, а Иоанн, соответственно, дар пророчества. Это символическое понимание евангельских образов должно будет помочь нам понять истинный смысл 21-ой главы Евангелия Иоанна.

Итак, в истории лова рыбы на море Тивериадском Иоанн всю ночь (Иоан. 21: 3) пребывает в лодке, но молчит пока не настало утро (Иоан. 21: 4). Его книга пророчеств – Апокалипсис также находится в Библии, но остается закрытой, непонятой книгой на протяжении всей христианской истории. Когда же на берегу появился воскресший Христос, Иоанн первым узнал Его и говорит Петру: «это – Господь» (Иоан. 21: 7). Значит, Петр (исповедание веры) не может узнать о наступлении "кончины века" без Иоанна, то есть без дара пророчества.

«Тогда Иоанн говорит Петру: это – Господь». Это значит, что Православная Церковь может узнать о наступлении "кончины века" и времени второго пришествия Иисуса Христа только лишь от людей обладающих даром пророчества, а также способностей понимания пророчеств Апокалипсиса.

Об этом же пишет Апостол Петр в своем Соборном послании: «И притом мы имеем вернейшее пророческое слово; и вы хорошо делаете, что обращаетесь к нему как к светильнику, сияющему в темном месте, доколе не начнет рассветать день и не взойдет утренняя звезда в сердцах ваших. Зная прежде всего то, что никакого пророчества в Писании нельзя разрешить самому собою. Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым» (2-е Петра 1: 19-21). Значит, звезда утренняя означает способности понимания пророчеств Апокалипсиса.

7. ... Симон же Петр, услышав, что это Господь, опоясался одеждою,– ибо он был наг,– и бросился в море;

Море в Библии означает весь мир, то есть море житейское, как это сказано в Откровении: «И стал я на песке морском, и увидел выходящего из моря зверя с семью головами и десятью рогами: на рогах его было десять диадим, а на головах его имена богохульные» (Откр. 13: 1). «И говорит мне: воды, которые ты видел, где сидит блудница, суть люди и народы, и племена и языки » (Откр. 17:15). А значит, слова Иоанна: «Симон же Петр, услышав, что это Господь, опоясался одеждою,– ибо он был наг,– и бросился в море»,– означают, что христианская Церковь в конце мировой истории в лице двух свидетелей Откровения будет должна обратиться к миру с проповедью о втором пришествии Господа Иисуса Христа, как это сказано в Откровении: «И увидел я другого Ангела, летящего по средине неба, который имел вечное Евангелие, чтобы благовествовать живущим на земле и всякому племени и колену, и языку и народу; и говорил он громким голосом: убойтесь Бога и воздайте Ему славу, ибо наступил час суда Его, и поклонитесь Сотворившему небо и землю, и море и источники вод» (Откр. 14: 6, 7).

Всем, знакомым с Евангелием, известна притча о 153 крупных рыбах, пойманных в сеть.

“Симон Петр говорит им: иду ловить рыбу. Говорят ему: идем и мы с тобою. Пошли, и тотчас вошли в лодку, и не поймали в ту ночь ничего. А когда уже настало утро, Иисус стоял на берегу;

Иисус говорит им: дети! есть ли у вас какая пища? Они отвечали Ему: нет.. Он же сказал им: закиньте сеть по правую сторону лодки, и поймаете. Они закинули, и уже не могли вытащить сети от множества рыбы. А другие ученики приплыли в лодке,– ибо не далеко были от земли, локтей около двухсот,– таща сеть с рыбою. Симон Петр пошел и вытащил на землю сеть, наполненную большими рыбами, которых было сто пятьдесят три (153) .” (Ин. 21;3-11)

При этом большинство читающих Евангелие, даже не подозревают о том, какой глубокий сакральный, т.е. духовный смыл содержит число 153 и о какой сети при этом идёт речь.

Большинство существующих богословских исследований на эту тему сходятся на том, что число 153 – это некий абстрактный символ, передающий не то число обращённых к христианству из числа язычников и иудеев, не то число высших добродетелей и т.п., но что в действительности обозначает этот символ в контексте сети, – ответа до сих пор нет, а есть лишь предположения:

В толковании свт. Кирилла Александрийского данное число понимается как сумма трех слагаемых: числа 100 (10 х 10), символизирующего полноту язычников, числа 50 (100: 2), символизирующего «остаток Израиля» и числа 3, символизирующего Святую Троицу. Духовный смысл, стоящий за числовым сообщением о 153 больших рыбах, прочитывается здесь как: «… язычники и Израиль собраны воедино во славу Св. Троицы» (Кассиан (Безобразов), еп.

По толкованию Феофилакта Болгарского:

«… ко Христу приводятся не одни язычники, которых можно назвать “сто”, но и израильтяне, которых можно разуметь под “пятидесятью”. Ибо когда войдет полнота язычников, тогда и Израиль спасется (Рим 11. 25-26). Три рыбы означают веру во Святую Троицу. Ибо сто и пятьдесят, то есть язычники и иудеи, пойманы не без трех, так как без веры в Троицу никто не называется уловленным» . В Евангелии от Марка упоминается о том, что Сам Иисус перед чудом насыщения пяти тысяч пятью хлебами и двумя рыбами повелел апостолам «рассадить всех отделениями на зеленой траве»: «И сели рядами, по сто и по пятидесяти» (Мк 6. 39, 40).

Блаженный Августин, число 153, представляемое как число 50, повторенное трижды, с прибавлением к нему числа 3, символизирующего Св. Троицу, выражает «единство Духа в Его седмичастном действии» (Кассиан (Безобразов), еп. Лекции по Новому Завету: Евангелие от Иоанна. Paris, 2006. – С. 352.)

По другому толкованию бл. Августина, число 153 понимается как число «спасенных Божественной благодатью, примиренной с законом» (Там же). Действительно, число 153 может пониматься как сумма членов натурального ряда 1, 2, 3 и т.д. до 17 включительно (т.е. как 1+2+3 и т.д.). В числе же семнадцать, интерпретируемом как сумма десяти и семи, десять означает число закона, а семь – число Духа.

Преп. Максим Исповедник видел в этом символе более глубокий нумерологический смысл, связанный с тем, что число 153 образуется, если сложить все числа от одного до семнадцати - поэтому оно означает, что спасающиеся входят в Царство Небесное через исполнение десяти (10) заповедей и семь (7) действий Святого Духа. Или же оно означает тех, кто спасается и удостаивается Царства Небесного благодаря вере во Святую Троицу, надежде на грядущее - ибо число пятьдесят превосходит седмеричное время - и исполнению заповедей, что обозначено числом сто.

Св. Иоанн Кронштадтский писал:

«По толкованию одного из Отцов Церкви (Григорий Двоеслов, папа Римский), упомянутое число 153 соответствует высокому значению избрания для Царства Небесного. Оно слагается из 3 × 3 × (10 + 7) = 153, где 3 × 3 – сильная вера в Святую Троицу; 10 – любовь или закон заповедей; 7 – благодать Святых таинств веры. … Тут, в этом примере сошлись вместе: вера, дела и благодать – 3 × 3 × (10 + 7) = 153».

Преп. Авва Евагрий Понтийский в прологе к Главам о молитве, которых 153, также даёт свой комментарий сакрального смысла числа 153.

«Что же касается меня, то я не отрицаю, что, потрудившись всю ночь, ничего не поймал (Лк. 5,5). Однако, по твоему совету забросив сети еще раз, выловил множество рыб – не думаю, что больших, но числом, тем не менее, сто пятьдесят три (Ин. 21-11). И посылаю тебе их в корзине любви, исполнив твое повеление через такое же количество глав (153).»

Авва Евагрий число 153 делит на три числа – 100, 28, 25, которые в совокупности дают число 153, и называет число 100 четырехугольным, числа 28 и 153 треугольными, а число 25 сферическим. Числами четырехугольными называются все числа квадратные, потому что могут быть расположены в виде четырехугольника, например, квадратные числа 4, 9; первое в виде:

а второе в виде:

1 1 1
1 1 1
1 1 1

так и число 100, если расположить в каждом из 10 рядов по 10 единиц, составит четырехугольник.
Посему общий вид чисел четырехугольных есть m X m, где m означает какое угодно естественное число. Если все числа, начиная от единицы, написать в естественном их порядке: 1,2,3,4,5,6,7 и т.д., а потом складывать вместе по 2, по 3, по 4 и т.д., то числа, от их сложения происшедшие, как-то: 1+2=3, 1+2+3=6, 1+2+3+4=10 и т.д., называются треугольными, потому что могут быть расположены в виде треугольников: число 3, например, в виде

1
1 1
число 6 в виде:

1
1 1
1 1 1
Общий вид сих чисел изображается через m(m+1)/2, где m означает последнее число в порядке естественных чисел, которым окончено сложение. Так, положив m=7, получим треугольное число 7(7+1)/2=7х8/2=7х4=28, а положив m=17, получим также треугольное число 17(7+1)/2= 17х18/2=17х9=153. Числа четырехугольные, которые, по найденному выше, суть квадратные и к которым принадлежит число 25=5х5, могут быть располагаемы и иным способом, а именно: взяв по порядку естественные числа: 1,2,3,4…(m-1),m, каждое из сих чисел, начиная с m, располагай по окружностям, непрестанно уменьшающимся и наконец сливающимся в точку, в которой найдет себе место единица, и потом каждую из сих постепенно уменьшающихся окружностей накладывай одну на другую так, чтобы через сие образовалась поверхность полусферы. Общая сумма чисел, размещенных на сей полусферической поверхности, будет иметь, как очевидно, тот же общий вид, какой имело число треугольное, а именно m(m+1)/2, почему две такие полусферические поверхности изобразятся через m(m+1)/2+m(m+1)/2=m x m+m. Но как при взаимном сложении сих поверхностей равные окружности, на которых размещено было по m чисел, совпадут в одну, то явствует, что на целой сферической поверхности размещенных чисел будет только m x m+m-m или m x m. Так число 25=1+2+3+4+5+4+3+2+1, 16=1+2+3+4+3+2+1, 9=1+2+3+2+1, 4=1+2+1.

Иными словами, данные исследования показывают некий священный принцип спасения души без указания самого механизма спасения или обожения.

Свет на данную сакральность числа 153 пролили самые последние исследования в области нейросетей сознания, открывшие новый уровень математического понимания символики числа 153, который соответствует, как выясняется, самой “матрице нейросети” сознания, имеющей ровно 17 уровней заполнения ячеек в ходе роста и развития ума по мере создания новых когнитивных (нейронно-синаптических) связей.

Иными словами, число 153, именуемое числом Армстронга, “самовлюблённым” числом и “треугольным”, отражает сам принцип заполнения нейронной матрицы сознания соответствующими связями по трём уровням и направлениям образования нейронных связей:

  1. по горизонтали (рационального мышления),
  2. во вертикали (обращённого к Богу мышления) с выходом на,
  3. интегральный тип сознания (духовный ум).

На этот принцип понимания рыбацкой “сети” из Евангелия натолкнули исследования древних египетских иероглифов, символизирующих устройство мироздания. На одном из иероглифов образ треугольной рыбацкой сети из 17 уровней ячеек в точности был похож на древнюю матрицу мироздания.

На этом рисунке отражён смысл древнего египетского иероглифа Хор-Ден (Гор простиратель), который также определяет диапазон матрицы Мироздания от 17-го уровня Верхнего (горнего) мира матрицы до 17-го уровня Нижнего мира (земного).

Данная схема нуждается в пояснении с точки зрения психологии.

Нижняя пирамида из 153 ячеек представляет собой ни что иное, как матрицу рационального мышления, которую можно соотнести с пирамидой роста личности на пути развития, аналогичную пирамиде Маслоу , как матрицей развития рационального мышления по 5 уровням.


Пирамида Маслоу

В то же время верхняя пирамида 153 представляет собой обратную матрицу выворачивания наизнанку рационального мышления (эго ума) при обращении ума к вере и Богу и выработке духовно-нравственного мышления.


Принцип роста сознания по духовной вертикали через сердце

Но самое удивительное то, что эти две обратных пирамиды, символизирующих рост нейросети сознания по духовно-нравственной вертикали, в конечном счёте совмещаются в одно целостное интегральное или божественное сознание. Данный принцип в математике известен, как принцип единства двух отдельных явлений (множеств), которые при наличии между ними системы связи, становятся одним явлением (множеством).


Принцип соединения двух систем в одну

Данное открытие общего принципа заполнения нейросети сознания нейронными связями по трём уровням (горизонтали, вертикали и интегралу), дало объяснение сакрального символа Звезды Давида, которая также символизирует интегральное или божественное сознание, как две совмещённых нейросети сознания или два ума (горизонтальный и вертикальный) в одном, символизирующем высшее божественное сознание.


Символ Звезды Давида – интегральный духовный ум

Таким образом, 153 крупных рыбы, пойманных в сеть, заброшенную по указанию Христа, символизируют всеобщий принцип роста (наращивания нейросети) духовного сознания, которое последовательно проходит 3 стадии (телесное, душевное, духовное) с 5-ю этапами роста в каждой, что в десятичной системе счисления и соответствует 17 уровням развития нейросети.

Сам принцип заполнения ячеек нейросети нейронными связями отражает принцип “треугольного числа” в контексте степенных уравнений, у которых аналогично треугольному числу в степень увеличивается по принципу (x+1).

Таким образом, число 153 в духовном смысле – это символ обожения ума, т.е. достижения духовного или божественного сознания, которое постепенно проходит 3 стадии развития:

  • – телесное (горизонтальная нейросеть)
  • – душевное (вертикальная нейросеть)
  • – духовное (интегральная нейросеть)

как стадии развития и уплотнения нейросети сознания по 17 уровням, образуя мета сеть божественного ума.

Данное предположение полностью соответствует святоотеческой психологии и учению отцов церкви о трёх типах знания (ведения), ума и состояния человека:

«Три состояния жизни признал разум: плотское, душевное и духовное. Каждое из них имеет свой собственный строй жизни, отличный сам по себе и другим неподобный». (Преп. Никита Стифат, Вторая сотница естественных психологических глав об очищении ума)

«Три суть мысленные способа, по которым ведение (знание) восходит и нисходит; и бывает изменение как в способах, какими водится ведение, так и в самом ведении; и чрез это оно вредит и помогает. Три же способа суть: тело, душа, дух.» (Преп. Исаак Сирин, Слова подвижнические, Слово 25)

«Есть три мысленных места, в которые входит ум, изменяясь сам в себе: естественное, сверхъестественное и противоестественное.» (Преп. Марк Подвижник, Наставления Марка подвижника о духовной жизни, 4, 90)

Таким образом, общий принцип бессмертия личности (души) на основе развития духовного сознания, проходящего несколько стадий развития:

  • рациональное мышление (горизонтальное),
  • религиозное мышление (вертикальное),
  • духовное сознание (интегральное),

был ещё раз подтверждён на основе Евангелия, как уникального духовного первоисточника божественного происхождения.

С данной точки зрения сеть, забрасываемая по правую сторону лодки – это символ нейросети духовного сознания, как высшей формы осознанности и результата развития духовного ума. Правая сторона – символ не религиозного, а именно рационального познания, пришедшего к высшей духовности и Богу через рассуждение и интеллект. Крупная рыба – щедрые дары нейросети интегрального (духовного) сознания, выдерживающего запредельные нагрузки без разрушения.

Из книги “Заметки о христианской психологии”, 2017 г. К.В. Яцкевич, г. Минск

В круглую дату 11.11.11 уместно написать что-нибудь о численном символизме в Библии. Там его немало, конечно, хотя далеко не в каждом числе надо выискивать какой-либо сокровенный смысл (например, при всём богатом символизме Евангелия от Иоанна какой смысл можно увидеть в 153 рыбах в Ин 21:11? - скорее всего это просто «очень большое число»).

Мой выбор пал на книгу, которую (и про которую) в последние 3 года я читал больше других - Евангелие от Матфея. Может быть, «символизм» здесь не самое подходящее слово, просто для Матфея с учётом его бывшей профессии числа значили немало, он очень хорошо умел с ними обращаться, и в его творчестве использование чисел - мощнейший литературный приём. Список не претендует на полноту; в любом случае, до фанатизма доводить это не стоит. Итак, поехали, в порядке возрастания.


Многие события в Мф происходят по 3 раза. Три предсказания о страстях (16:21; 17:22-23; 20:18-19). Три молитвы в Гефсимании (26:39, 42, 44). Три отречения Петра (26:69-75). Кроме того, ближайший круг учеников Иисуса составляют три человека (Пётр, Иаков, Иоанн - см. 17:1).

После насыщения четырёх тысяч осталось семь полных корзин кусков (15:37). Семь означает полноту. Было: семь хлебов. Стало: семь полных корзин кусков. В предыдущих главах происходит развитие учение о Евхаристии в Мф. Смысл в том, что именно Иисус - истинный Хлеб, хотя это и не говорится так очевидно, как, например, в Ин 6:35, 48, 51 (где это сказано также в контексте насыщения множества народа). Для объяснения учения Мф о Евхаристии в дальнейшем понадобится отдельный пост. Пока что достаточно сказать, что число «7» подчёркивает здесь полноту насыщения Христом, и именно в этой связи Иисус далее упрекает учеников в 16:10. В других случаях употребления этого числа в Мф оно тоже имеет смысл полноты или множества (7 братьев в саддукейской байке в 22:24-28 означают большое количество).

В первую очередь это 12 учеников. Они названы апостолами только один раз (10:2), во всех остальных случаях они «ученики», «двенадцать учеников» или просто «двенадцать». (5:1; 10:1, 5; 20:17). Даже когда приводится меньшее число учеников, например, «десять» (20:24) или «одиннадцать» (28:16), то это лишь сильнее подчёркивает изначальную целостность «двенадцати». Церковь - апостольская, а апостолов - 12. 12 патриархов, 12 колен Израилевых, значит, Церковь - новый Израиль. Такой же смысл имеют для Мф 12 коробов, оставшиеся после насыщения пяти тысяч в 14:20 (это, очевидно, не просто забота об экологии или собирание «собачьей коробки», как в сегодняшнем ресторане).

Пожалуй, самый яркий символизм в Мф. 14 поколений трижды упомянуты в родословии, это особо подчёркнуто в 1:17 (правда, если посчитать, то получится, что в первом случае поколений будет 14, во втором - 15, а в третьем - снова 14, но это связано с еврейской системой счёта, согласно которой первые и/или последние части цепи могли либо включаться, либо не включаться в счёт). Так вот, согласно гематрии, имя Давид (Д-В-Д) даёт в сумме именно 14. А Давид играет ключевую роль в родословии: Иисус есть Сын Давидов (1:1), т.е., подлинный Мессия.

Число дней (4:2, «сорок дней и сорок ночей» - гебраизм), проведённое Иисусом в пустыне. В самом Евангелии это число больше не встречается, но в ВЗ встречается немало, всё перечислять было бы утомительно, вот самый важный текст, имеющий прямое отношение к употреблению этого числа в Мф: «И помни весь путь, которым вел тебя Господь, Бог твой, по пустыне, вот уже сорок лет, чтобы смирить тебя, чтобы испытать тебя и узнать, что в сердце твоем, будешь ли хранить заповеди Его, или нет; Он смирял тебя, томил тебя голодом и питал тебя манною, которой не знал ты и не знали отцы твои, дабы показать тебе, что не одним хлебом живет человек, но всяким [словом], исходящим из уст Господа, живет человек» (Втор.8:2-3). Другие случаи поста в течение сорока дней: Моисей (Исх 34:28; Bтор 9:9) и Илия (3 Цар 19:8). В Мф развита типология Иисуса как нового Моисея и «Израиля, сведённого к одному», кроме того, при Преображении в 17:3 именно Моисей и Илия стоят на горе с Иисусом, так что эти соответствия неслучайны.

Из притчи о неблагодарном слуге (18:24). Долг в 10000 талантов - не просто очень большая сумма, но практически бесконечная величина (примерно как «гугол» в 20 веке). Талант - самая крупная денежная единица на Ближнем Востоке, 10000 - максимальная мера счета в то время.

Напоследок, пара слов о ложном символизме. Гностики складывали часы в притче о работниках в винограднике (20:1-16), и таким образом получали число эманаций плеромы, равное 30.

Михаил Трещалин, главный научный сотрудник, доктор технических наук, профессор

Московский государственный технологический университет Станкин, Россия

Участник первенства: Национальное первенство по научной аналитике - "Россия " ;

В статье рассматривается широкий круг вопросов, логически связанных между собой общей идеей объяснения смысла символических обозначений, содержащихся в произведениях Иоанна Богослова. Проводится анализ Главы 21 Евангелия от Иоанна Богослова. Рассмотрено число 153, определяющее количество пойманных «больших рыб». Изложено обоснование смыслового значения 153, связанное с цикличностью процессов на Земле.

Ключевые слова: числовая символика, цикл, числа 153, 108, 216 и 666, жизненный цикл, периодические процессы.

The article deals with a wide range of issues that are logically linked together by a common idea to explain the meaning of symbolic designations contained in the works of Ioann Bogoslov. Chapter 21 analyzes the of the Evangeliya of Ioann Bogoslov. Consider the number 153, indicating the number of caught the «big fish». It examines the rationale for the semantic meaning of 153, associated with the cyclical processes on Earth.

Keywords: numerical symbolism, the cycle, numbers 153, 108, 216 and 666, the life cycle, periodic processes.

В контексте анализа литературных памятников, хроник и священных книг многих народов мира, так или иначе связанных с описанием истории развития человечества, особое внимание следует уделить «Евангелию» и «Откровению» Святого Иоанна Богослова, где, по мнению многих исследователей, приводится описание прошлого и будущего планеты Земля, излагаемое языком образов и символов.

С целью оценки знаковых событий на Земле, большой интерес представляет Глава 21 Евангелия от Иоанна.

  • 21:3. Симон Петр говорит им: иду ловить рыбу. Говорят ему: идем и мы с тобою. Пошли, и тотчас вошли в лодку, и не поймали в ту ночь ничего.
  • 21:4. А когда уже настало утро, Иисус стоял на берегу;
  • 21:5. Иисус говорит им: дети! есть ли у вас какая пища? Они отвечали Ему: нет.
  • 21:6. Он же сказал им: закиньте сеть по правую сторону лодки, и поймаете. Они закинули, и уже не могли вытащить сети от множества рыбы.
  • 21:8. А другие ученики приплыли в лодке,- ибо не далеко были от земли, локтей около двухсот,- таща сеть с рыбою.
  • 21:11. Симон Петр пошел и вытащил на землю сеть, наполненную большими рыбами, которых было сто пятьдесят три.

Здесь уместно отметить, что «… Явился Иисус ученикам Своим при море Тивериадском». Архимандрит Никифор в Библейской энциклопедии пишет: «…В озере находится множество рыбы, и потому здешние жители большею частию занимались, да и доселе занимаются, рыболовством». Возникает вполне уместный вопрос: если в озере много рыбы, то как можно ее не поймать, тем более сетью?

Не маловажным представляется уточнение: «… и не поймали в ту ночь ничего». Ночи предшествует день, но о том, что рыбалка была днем в тексте Главы 21 ничего не сказано. Ночь, прежде всего, ассоциируется с темнотой. Если допустить наличие солнечного затмения, то это явление кратковременное и не сопоставимо по времени с продолжительностью ночи.

Следовательно, можно предположить, что в тексте Главы 21 иносказательно отражены события на Земле, предшествующие явлению Иисуса, и связанные, так или иначе, с длительным отсутствием Солнца. Поэтому дальнейший анализ основывается на сопоставлении информации, которая логически и хронологически соответствует текстам «Евангелия» и «Откровения».

В исторических хрониках и летописях указывается, что мир был окутан сумерками в год смерти Цезаря - 44 г. до н. э. Плиний писал: «После убийства Цезаря диктатора, и во время войны Антония, почти в продолжении целого года не рассеивался мрак». Наступление сумрака объясняется попаданием в атмосферу Земли пыли кометы, появившейся 22 сентября 44 г. до н. э.

Формулировка и стиль указания Иисуса: « …закиньте сеть по правую сторону лодки, и поймаете» не позволяют усомниться в том, что если люди сейчас же пойдут ловить рыбу, то вернутся с добычей, закинув сеть именно с правого борта. Подобное уточнение позволяет предположить, что привычно было «закидывать» сеть с левой стороны. Такая версия имеет следующее обоснование.

Как отмечал И. Великовский , после катастрофы, произошедшей в 44 г. до н. э., «… четыре стороны света были не теми, что раньше». Аристотель писал: «Пифагорейцы различали лишь право и лево в движении. Вращение Неба начинается с той стороны, где восходят звезды; следовательно, она будет правой, а сторона, где звезды заходят, - левой». Аналогичное мнение высказывал Платон. Комментируя движение слева направо, он уточнял, что «… Справа при этом будет восток» . Изменение направления движения Солнца привело к пагубным последствиям на континенте: «На всех животных тогда нападает великий мор, да и из людей остаются в живых немногие» . Эта цитата является косвенным объяснением отсутствия возможности найти пропитание на суше и в море.

Следовательно, явление Иисуса ознаменовало окончание тьмы и наступление утра - начала новой эпохи (этапа, периода, цикла) жизни на Земле (море в Библии означает весь мир, то есть море житейское).

Большой интерес вызывает улов. Очевидно, что указание точного количества пойманной рыбы, «…которых было сто пятьдесят три», имеет вполне определенную цель. Такое предположение основано на сравнении изложения тех же событий в «Евангелии» от Луки (Глава 5).

Если в «Евангелии» от Луки констатируется факт обилия долгожданной пищи (5:6. … Они поймали великое множество рыбы …), то Иоанн особо подчеркивает величину улова - 153 больших рыбы. Почему именно 153, а не больше и не меньше? Ведь для того, чтобы накормить несколько человек и трех десятков «больших рыб» было бы достаточно. Основываясь на пророческом содержании «Евангелия» от Иоанна, остается предположить, что число 153 содержит скрытую информацию, являясь своеобразным кодом системы процессов, происходящих на Земле.

Иоанн Кронштадтский писал: «По толкованию одного из Отцов Церкви (Григорий Двоеслов, папа Римский), упомянутое число 153 соответствует высокому значению избрания для Царства Небесного. Оно слагается из 3 × 3 × (10 + 7) = 153, где 3 × 3 - сильная вера в Святую Троицу; 10 - любовь или закон заповедей; 7 - благодать Святых таинств веры. … Тут, в этом примере сошлись вместе: вера, дела и благодать - 3 × 3 × (10 + 7) = 153».

Полагая, что 153 указано (вычислено, составлено) не случайно, следует рассмотреть смысл и последовательность расположения каждой, входящей в это число, цифры. Обобщая особенности, приписываемые цифрам 1, 3 и 5, можно отметить следующие символические особенности . Число 153:

  • - в общей системе закономерностей развития Вселенной характеризует жизненные ритмы и времяисчисление на Земле;
  • - отражает целостность личности, творческую силу и активную позицию человека по отношению к природным силам;
  • - представляет собой нечто целостное, имеющее начало, середину и конец.

Проведенный анализ показал, что число 153 характеризует «цикл завершения» и связано с началом новой эпохи жизнедеятельности на Земле. Однако Святой Апостол Иоанн Богослов использовал шифр, несмотря на то, что периодичность наступления кризисных событий на земном шаре, в частности, природных катастроф, он, несомненно, знал.

После того, как «Они закинули, и уже не могли вытащить сети от множества рыбы», Иоанн пишет, что место улова было «… не далеко были от земли, локтей около двухсот».

Следует отметить, что отсутствие определенности в выражении каких бы то ни было величин не свойственна трудам Святого Иоанна Богослова. И в «Евангелии» и в «Откровении» приводимые численные характеристики всегда имеют конкретные значения.

В принципе, любая неопределенность основана на сомнении в правильности полученных результатов, сделанных выводах и т.п., не полном знании предмета обсуждения или сознательном желании скрыть истину.

Учитывая высокую степень эрудиции и способность к пророчеству, маловероятно, что Иоанн не мог точно указать расстояние до берега. Более того, о том, в каком месте озера поймано «множество рыбы», можно было бы и умолчать, т.к. по отношению к решению главной проблемы - появлению долгожданной пищи, такая информация не имеет определяющего значения. Следовательно, для автора представляется важным довести до сведения людей число 200 именно в приближенном виде.

По мнению Иоанна Кронштадтского, «… Расстояние до лодки соответствует периоду времени от Апостольской Церкви до конца мировой истории. Если словосочетание «около двухсот локтей» воспринимать символически, то они … означают около 2000 лет».

Однако, выражение «около двухсот» можно трактовать двояко: точное значение числа или немного меньше, или несколько больше 200. Такой подход позволяет допустить, что имеется ввиду 216-летний цикл, но вычисляемый из расчета не 360, а 365 дней в году. Таким образом, вариантом обоснования причины отсутствия точности применительно к фразе «около двухсот локтей», является различие в определении цикла катастроф в зависимости от хронологической шкалы.

Изучение материалов, связанных с объяснением смысла чисел 108 и 216, позволяет сделать предположение о том, что в разделе 8 Главы 21 «Евангелия» от Иоанна значение «… около двухсот» соответствует 216. Непосредственно 108 и 216 заслуживают отдельного комментария, как известные с древних времен численные характеристики циклических процессов на Земле и в Космосе, связывающие хронологические системы с движением и взаимодействием планет. Особенностью числа 108 является то, что сумма составляющих его чисел равна самому числу 108. Таким же свойством обладают 18, 1008, 10008, …

Анализируя информацию относительно чисел 108 и 216, обращают на себя внимание следующие моменты:

  • - продолжительность эпох, заканчивающихся планетарным катаклизмом, включает циклы по 108 и 216 лет. Причем количество таких циклов кратно 2, 6 (12), 10 (20);
  • - число 216 является наименьшим общим кратным 54 и 72: 72 × 3 = 54 × 4 = 216. Тем самым объясняется взаимосвязь циклов (периодов), продолжительностью: 144000, 7200, 360 дней; 108, 216, 144, 2160, 25920 лет.

Исследуя символику Святого Апостола Иоанна Богослова, следует обратить внимание на числа, приведенные в «Апокалипсисе».

Принято считать, что в «Откровении» раскрыты тайны судеб Церкви и конца мира. При таком подходе в первую очередь обращает на себя внимания число 666. При анализе стиха 13:18 («Здесь мудрость. Кто имеет ум, тот сочти число зверя, ибо это число человеческое; число его шестьсот шестьдесят шесть») «Апокалипсиса», вызывает интерес использование термина «сочти», так как существует две возможности его понимания.

Первый вариант - «сочти, прочитай». В этом случае рассматривается буквенный аналог числа 666 - подход. Во времена написания «Апокалипсиса» (~ 67 г. нашей эры) еще не было арабских цифр и числа в письменах на всех языках греко-римской Империи обозначались буквами греческого алфавита, которые подбирались так, чтобы сумма цифр составляла число 666, а сами они читались как имя.

В настоящее время наиболее распространенное мнение заключается в том, что 666 обозначает имя римского императора «Кесарь Нерон» (Nero Caesar). Однако, столь очевидная трактовка заставляет усомниться в ее однозначности. Святитель Ириней писал: «…Может найтись много имен, заключающих в себе вышеозначенное число, и все-таки этот вопрос останется нерешенным». В «Толковании на Апокалипсис Святого Иоанна Богослова»Святитель Андрей Кесарийский пишет: «… Если бы была необходимость знать его имя, то, как говорят некоторые учители, тайновидец открыл бы его».

Другой вариант восприятия слова «сочти» - сокращение от «сосчитай», но здесь возникает вопрос: зачем считать, если число 666 указано, следовательно, и сосчитано. Вероятнее всего необходимо рассматривать оба варианта совместно, основываясь на числовой символике. Тогда, первоначально следует «пересчитать» или расшифровать число 666, и после того, как будет понятен смысл, «прочитать» истинную трактовку автора. При этом следует иметь ввиду представление каждого многозначного числа в виде:

abc = (ab ± c) + (bc ± a) + (ca ± b) или abcdef = (abcde ± f) + (bcdef ± a) + (cdefa ± b) + (defab ± c) + (efabc ± d) + (fabcd ± e).

(15 + 3) + (53 + 1) + (31 + 5) = 108;

(15 - 3) + (53 - 1) + (31 - 5) = 90 = 108 - 18

(66 + 6) + (66 + 6) + (66 + 6) = 216 = 108 + 108 = 2 × 108;

(66 - 6) + (66 - 6) + (66 - 6) = 180 = 218 - 36 = 2 × (108 - 18);

Сравнивая результаты расчета необходимо отметить, что алгебраическая сумма чисел, составляющих 666, в два раза превышает сумму чисел, входящих в 153.

В результате проведенного анализа можно сделать следующие выводы и предположения.

1. Числа 153 и 666 имеют не только противоположный, изначально заложенный Святым Апостолом Иоанном Богословом, смысл, но и различаются по величине суммы составляющих каждое из них чисел в два раза: ста пятидесяти трем соответствует 108, шестьсот шестьдесят шесть определяется числом 216.

2. Алгебраическая сумма цифр, составляющих 153, 666, 144000 кратна 9 и 108. Учитывая, что 108 можно представить в виде произведения двенадцати и девяти, а также символический смысл этих чисел, следует понимать, что сто пятьдесят три выражает космический 108-летний цикл, состоящий из 12 девятилетних периодов. При этом продолжительность года, в соответствии с древней системой летоисчисления многих народов мира, равна 360 дням.

3. «Число Зверя» несет в себе негативное содержание, характеризуя все плохое, противоположное Божественному. Это выражается числами:

  • - тринадцать (номер Главы), что можно рассматривать как ссылку на катастрофу, произошедшую в пасхальную ночь с 13 на 14 авива (месяца) в Египте и Израиле в середине второго тысячелетия до нашей эры, а также обозначение действий, событий, явлений, заканчивающихся крахом, смертью, радикальной переделкой вещей;
  • - восемнадцать (номер стиха), представляет собой удвоенную девятку или сумму трех шестерок;
  • - суммой чисел, составляющих 666, и равной 216 = 2 × 108.

Следовательно, 666 отражает качество окончания очередного удвоенного девятилетнего периода или 216-летнего цикла. Каждый восемнадцатилетний этап, с начала 108-летнего цикла, а также каждый второй 108-летний цикл, должны заканчиваться крупным катаклизмом.

Для более полного понимания изложенных численных взаимосвязей следует привести первоначальный вариант записи стиха 18 Главы 13 «Апокалипсиса»: «Зде мудрость есть. Иже имать ум, да почтет число зверино: число бо человеческо есть, и число его, шесть сот шестьдесят шесть». Если допустить наличие запятых в словосочетании «шесть сот, шестьдесят, шесть», то «число Зверя» принимает понятные для человека значения, связанные с окончанием (началом) «Великого цикла» или цикла прецессии: 216 × 600 = 129600; 216 × 60 = 12960; 216 × 6 = 1296.

Ваша оценка: Нет Средняя: 7.2 (5 голосов)

1–14. Явление воскресшего Христа на море Тивериадском. – 15–23. Чудесный лов рыбы и обед при море. Предсказание судьбы Петра и Иоанна. – 24–25. Второе заключение к Евангелию.

. После того опять явился Иисус ученикам Своим при море Тивериадском. Явился же так:

«После того» , т.е. после событий, описанных в 20-й главе.

«Опять явился Иисус...» . Как видно из 14-го стиха, это явление было уже третьим в ряду явлений, бывших ученикам. Первое имело место в первый день по воскресении, второе – в восьмой ().

«При море Тивериадском» – см. комментарии к .

. были вместе Симон Петр, и Фома, называемый Близнец, и Нафанаил из Kаны Галилейской, и сыновья Зеведеевы, и двое других из учеников Его.

Всего при море было в это время семь учеников Христовых: пять апостолов, которые названы по именам (впрочем, себя и брата своего Иакова Иоанн, по обычаю своему, называет только по отчеству), и двое других, может быть, даже не из числа апостолов.

. Симон Петр говорит им: иду ловить рыбу. Говорят ему: идем и мы с тобою. Пошли и тотчас вошли в лодку, и не поймали в ту ночь ничего.

Апостолы, очевидно, принялись за свои прежние занятия, так как еще не получили окончательного уполномочия на проповедь Евангелия. Петр – очевидно, вечером – отправляется на море ловить рыбу, и к нему присоединяются шестеро других учеников. Как видно из дальнейшего рассказа, все они поместились в одной лодке, имея одну сеть.

. А когда уже настало утро, Иисус стоял на берегу; но ученики не узнали, что это Иисус.

Проведя целую ночь на море и ничего не поймав, ученики ранним утром увидели, что кто-то стоит на берегу. Это был Иисус, Которого за дальностью расстояния ученики не узнали.

. Иисус говорит им: дети! есть ли у вас какая пища? Они отвечали Ему: нет.

Господь обратился к ученикам, когда те стали подплывать к берегу, с вопросом, не имеют ли они чего-нибудь съестного, конечно, имея в виду, что они поймали сколько-нибудь рыбы. Ученики, занятые, вероятно, собиранием сети, не глядели на спрашивавшего и коротко ответили отрицательно на его вопрос.

. Он же сказал им: закиньте сеть по правую сторону лодки, и поймаете. Они закинули, и уже не могли вытащить сети от множества рыбы.

Господь дает тогда им совет еще раз забросить сеть и именно по правую сторону лодки – тогда они поймают. Полагая, что перед ними стоит человек опытный в рыбной ловле, ученики следуют его совету и захватывают сетью огромное количество рыбы.

. Тогда ученик, которого любил Иисус, говорит Петру: это Господь. Симон же Петр, услышав, что это Господь, опоясался одеждою, – ибо он был наг, – и бросился в море.

. А другие ученики приплыли в лодке, – ибо недалеко были от земли, локтей около двухсот, – таща сеть с рыбою.

Видя необычайно быстрое исполнение слов незнакомца, Иоанн первый признал в этом незнакомце снова явившегося Господа. Притом ему мог прийти на память другой подобный случай (). Но тогда как сам Иоанн остался с другими учениками, чтобы помочь им управиться с таким богатым уловом, Петр, всегда стремительный в своей любви ко Христу, вылезает из лодки, чтобы доплыть поскорее до берега и прийти к Иисусу. Так как он ловил рыбу в одной рубашке, то, из уважения к Господу, он надел при этом на себя нечто в роде короткой блузы, какую носили сирийские и финикийские рыбаки (блж. Феофилакт) и крепко подпоясался поясом (нагим же он назван именно потому, что был в одной рубашке или хитоне).

. Когда же вышли на землю, видят разложенный огонь и на нем лежащую рыбу и хлеб.

. Иисус говорит им: принесите рыбы, которую вы теперь поймали.

. Симон Петр пошел и вытащил на землю сеть, наполненную большими рыбами, которых было сто пятьдесят три; и при таком множестве не прорвалась сеть.

Евангелист не говорит, что Петр, поспевший к Иисусу, начал с Ним какую-нибудь беседу. Может быть, он сам и не посмел обратиться ко Христу с каким-нибудь вопросом и ждал, стоя у воды, когда подъедут другие апостолы. Господь же не начинал с Ним беседы. Когда все остальные ученики вышли на берег, то увидели, что на разложенном огне уже поджаривается рыба, а около огня лежит хлеб. Христос, однако, требует, чтобы они принесли и пойманной ими рыбы. Тогда Петр, как главный рыбак (ср. стих 3), "пошел" , или, точнее, взошел, поднялся на берег повыше (ἀνέβη ); он стоял у самой воды, как бы стесняясь приблизиться к месту, где стоял Христос, и вытащил сеть, которую привели к самому берегу его сотоварищи. Иоанн заметил, что всех рыб апостолы насчитали в сети 153 – это, очевидно, был улов необыкновенный. Кроме того, особенно удивило Иоанна то обстоятельство, что сеть не прорвалась от такой большой тяжести.

. Иисус говорит им: придите, обедайте. Из учеников же никто не смел спросить Его: кто Ты?, зная, что это Господь.

. Иисус приходит, берет хлеб и дает им, также и рыбу.

. то уже в третий раз явился Иисус ученикам Своим по воскресении Своем из мертвых.

Благоговейный страх не позволял ученикам самим начать беседу с Христом, когда Он пригласил их обедать. Господь при этом ничего не сказал ученикам о цели Своего явления, но те и без особых объяснений должны были понять смысл всего происшедшего. Чудесный улов рыбы предуказывал им на тот успех, какой они будут иметь в деле привлечения ко Христу душ человеческих, если только во всем будут следовать указаниям Христа. Обед, к которому пригласил их Христос, обозначал, во-первых, восстановление тесных дружеских отношений между ними и Христом, а во-вторых, служил ручательством за то, что в то время, когда они будут заняты делом проповеди, Господь позаботится об удовлетворении их земных нужд.

. Когда же они обедали, Иисус говорит Симону Петру: Симон Ионин! любишь ли ты Меня больше, нежели они? Петр говорит Ему: так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси агнцев Моих.

Кроме этой общей цели, настоящее явление имело и частную цель: восстановление в апостольских правах апостола Петра, который отрекся от Христа.

По окончании обеда (точнее с греческого, когда они позавтракали – ἠρίστησαν ) Господь спрашивает Петра, любит ли он Его больше, чем другие. Конечно, Христос спрашивает об этом с той целью, чтобы напомнить Петру его прежнее заявление о своей любви ко Христу (). А троекратное повторение того же вопроса должно было напомнить Петру его троекратное отречение от Христа. Очень вероятно, что и костер, около которого он теперь стоял, должен был привести ему на память тот костер, около которого он грелся ночью на дворе первосвященника. Ответ Петра показывает, насколько он смирился: он уже не говорит о своей беззаветной преданности Христу, а только дает утвердительный ответ на вопрос Христа. Мало того, он смиренно заявляет, что его любовь ко Христу не такая, какую Христос желал бы видеть с его стороны. Христос спрашивает его, любит ли он Его любовью, которая основана на убеждении в высоких достоинствах любимого лица, которая есть дело воли человека (такой смысл имеет употребляемый здесь Христом глагол ἀγαπᾶν ). Петр же в своем ответе говорит только о своем дружеском сердечном расположении ко Христу (в таком смысле употребляется им глагол φιλεῖν , ср. ). Однако Господь принимает это исповедание Петра и поручает ему пасти Своих агнцев. Этим Петру не дается каких-либо особых полномочий, которые выделяли бы его из числа прочих апостолов. Нет, он здесь только восстанавливается в своем достоинстве, которое он утратил вместе с отречением. Господь и ему, как прочим апостолам, поручает заботы о верующих. Нужно заметить, что верующих Господь называет здесь агнцами или ягнятами, для того чтобы показать, как они нуждаются в уходе за собой со стороны апостолов, а сам этот уход обозначает как кормление, питание (βόσκε ἀρνία μου ).

. Еще говорит ему в другой раз: Симон Ионин! любишь ли ты Меня? Петр говорит Ему: так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси овец Моих.

Господь, очевидно, некоторое время спустя снова обращается к Петру с тем же вопросом, опуская только выражение «больше, нежели они» . Он как бы хочет спросить Петра, имеет ли он по крайней мере ту любовь, какую должны иметь ко Христу все ученики Его (здесь опять употреблен глагол ἀγαπᾶν ). Но Петр не придал значения истинному смыслу вопроса Христа и дает ответ совершенно в тех же выражениях, как и в первом случае. Господь опять ничего не говорит Петру по поводу некоторой недостаточности его ответа и теперь поручает ему пасти, или, точнее, управлять Своими овцами, т.е. всем стадом Христовым (ср. ), без различия возраста и силы животных, составляющих стадо (ποίμαινε τὰ πρόβατά μου ).

. Говорит ему в третий раз: Симон Ионин! любишь ли ты Меня? Петр опечалился, что в третий раз спросил его: любишь ли Меня? и сказал Ему: Господи! Ты все знаешь; Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси овец Моих.

Спрашивая Петра в третий раз, Господь употребил для обозначения понятия любви тот же глагол, какой только что употреблял Петр (φιλεῖν ). Этим Господь поставил под сомнение и то дружеское расположение, какое имел, по его собственному признанию, Петр. Это очень огорчило Петра, и огорчение его выразилось в том, что он придал другую форму своему ответу. Он опускает частицу утверждения «так» и не говорит уже о своей любви как о деле совершенно ясном, о котором Христос должен знать, а высказывает только уверенность в том, что Христос, как Бог всеведущий, проникает в его сердце и находит там не только слабости, а в то же время и искреннюю любовь к Нему. Господь после этого скорбного и смиренного исповедания Петра в третий раз поручает ему заботиться о прокормлении Своих "овец" , или, точнее, «овечек» (βόσκε προβάτια ), под которыми Он разумеет наиболее слабых верующих. Петр сам почувствовал, насколько тяжело положение слабых характером – не верой, потому что в отречении своем Петр проявил не слабость веры, а именно недостаточную твердость характера, и поэтому именно ему Господь поручает укреплять и утешать тех людей, на которых он сам прежде походил.

. Истинно, истинно говорю тебе: когда ты был молод, то препоясывался сам и ходил, куда хотел; а когда состаришься, то прострешь руки твои, и другой препояшет тебя, и поведет, куда не хочешь.

. Сказал же это, давая разуметь, какою смертью Петр прославит Бога. И, сказав сие, говорит ему: иди за Мною.

После восстановления Петра в его апостольском достоинстве Христос предрекает Петру мученическую кончину. Как одряхлевший старец не может уже сам одеться и ходить по своему желанию, а должен прибегать к помощи других и идти с ними даже туда, куда бы ему и не хотелось идти, так наступит время, когда живой и привыкший действовать по собственному желанию апостол Петр должен будет идти туда, куда его поведут враги, т.е. на мученическую смерть. Этой смертью Петр прославит Бога, т.е. будет содействовать умножению числа истинных чад Божиих – верующих во Христа. Можно даже полагать, что в изображении связывания Петра и ведения его, куда он не хотел бы идти, дана картина именно распятия Петра на кресте. Тертуллиан говорил: «тогда Петр препоясывается другим, когда привязывается ко кресту (см. Scorp. 15). Наконец, напоминая Петру его обещание умереть за Христа (), Христос приглашает Петра следовать за Ним, т.е., как видно из контекста речи (ср. стихи 22–23), приготовиться так же пострадать, как пострадал Христос.

. Петр же, обратившись, видит идущего за ним ученика, которого любил Иисус и который на вечери, приклонившись к груди Его, сказал: Господи! кто предаст Тебя?

Вместе с Петром Господь стал удаляться от места, где происходил обед. Петр, вероятно, услышав позади себя чьи-то шаги, обернулся назад и увидал шедшего за ним Иоанна. Зная, что Иоанн был особенно любим Господом, он естественно захотел узнать о том, какая судьба ждет этого любимейшего ученика Христова. Смерть за Христа он считал отличием для себя и с удивлением спрашивал Христа, неужели Его любимейший ученик не удостоится этого отличия? Петр говорил так, очевидно, из чувства особого расположения к Иоанну, с которым он был особенно близок, как можно видеть, например, из того, что в утро воскресения они были вместе и вдвоем поспешили ко гробу Христову.

На вопрос Петра Господь отвечает ему, что ему нечего заботиться об Иоанне: он сам прежде всего должен идти за Христом, а что касается Иоанна, то если бы он остался в живых даже до второго пришествия Христова, то и это не имеет отношения к судьбе апостола Петра – тот должен идти указанным ему путем.

Эти слова Господа об Иоанне, как замечает сам евангелист, подали братьям, т.е. христианам (ср. ), повод говорить, что Иоанн не умрет. Эти предположения объясняются тем, что первые христиане полагали, что пришествие Господне близко и что некоторые из них доживут до этого времени (см. ; ). Особенно же то обстоятельство, что Петр действительно умер той смертью, какую предрек ему Господь, а Иоанн продолжал свою деятельность и десятка два лет после смерти Петра, должно было еще более укрепить христиан в правильности предположения. Потому-то Иоанн и устанавливает в точности смысл слов, которые сказал в отношении к нему Господь.

Нельзя не заметить здесь, что это прибавление к Евангелию ясно показывает, что Иоанн был жив в то время, когда явилось это прибавление и что он сам сделал последнее. В самом деле, была ли какая нужда в разъяснении истинного смысла слов Христа, если бы Иоанн уже умер? Тогда достаточно было бы в противовес всяким вымыслам о его судьбе указать на то место, где он был погребен.

. Сей ученик и свидетельствует о сем, и написал сие; и знаем, что истинно свидетельство его.

. Многое и другое сотворил Иисус; но, если бы писать о том подробно, то, думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг. Аминь.

Эти стихи могут быть рассматриваемы, во-первых, как заключение к одной 21-й главе. В таком случае они преимущественно будут утверждать истинность того, что сказано о судьбе Петра и Иоанна. Во-вторых, здесь можно видеть заключение ко всему Евангелию, и такое мнение представляется более правильным, так как стих 25, очевидно, имеет в виду не одно небольшое прибавление к Евангелию, содержащееся в 21-й главе, а все Евангелие Иоанна. Итак, в заключении этом – по счету втором – «сей ученик» , т.е. сам Иоанн, говорит, что он является свидетелем истинности всего сказанного в Евангелии, что он именно сам написал его, а затем к его свидетельству присоединяют и свое те люди, которые окружали Иоанна ("знаем" ), т.е., вероятно, некоторые апостолы и другие очевидцы описанных в Евангелии Иоанна событий. Последнее же замечание евангелиста о том, что и весь мир не мог бы вместить в себе книг, в которых бы содержалось все, что известно было апостолам о Христе, нужно, конечно, понимать как гиперболическое выражение.

Н. Розанов.