Басни крылова положительные и отрицательные герои. Особенности чтения басен


Татьяна КАЛГАНОВА

Анализ басен И.А. Крылова в 5-м классе

Обучение школьников анализу художественных произведений начинается с 5-го класса. При этом учителю важно учитывать возрастные особенности учащихся и, избегая сложностей, вводить и повторять необходимые теоретико-литературные понятия.

Анализ строится на основе целостного восприятия и выразительного чтения учащимися художественных произведений, в частности, басен И.А. Крылова, например, «Стрекоза и Муравей», «Петух и Жемчужное зерно».

Используем приём сопоставления басен И.А. Крылова с литературным источником - баснями Эзопа. Покажем учащимся самобытность русского баснописца, национальный характер его произведений. С этой целью даём задание: сравните басню Эзопа, древнегреческого баснописца, жившего в VI веке до нашей эры, «Муравей и жук» и басню Крылова «Стрекоза и Муравей».

Объясним, что сравнить литературные произведения - значит выяснить, что у них общего, чем они отличаются.

Муравей и жук

В летнюю пору гулял муравей по пашне и собирал по зёрнышку пшеницу и ячмень, чтобы запастись кормом на зиму. Увидал его жук и посочувствовал, что ему приходится так трудиться даже в такое время года, когда все остальные животные отдыхают от тягот и предаются праздности.

Промолчал тогда муравей; но когда пришла зима и навоз дождями размыло, остался жук голодным, и пришёл он просить у муравья корму.

Сказал муравей: “Эх, жук, кабы ты тогда работал, когда меня трудом попрекал, не пришлось бы тебе теперь сидеть без корму”.

Эзоп (VI в. до н.э)

Стрекоза и Муравей

Попрыгунья Стрекоза
Лето красное пропела:
Оглянуться не успела,
Как зима катит в глаза.
Помертвело чисто поле;
Нет уж дней тех светлых боле,
Как под каждым ей листком
Был готов и стол, и дом.
Всё прошло: с зимой холодной
Нужда, голод настаёт;
Стрекоза уж не поёт:
И кому же в ум пойдёт
На желудок петь голодный!
Злой тоской удручена,
К Муравью ползёт она:
“Не оставь меня, кум милой!
Дай ты мне собраться с силой
И до вешних только дней
Прокорми и обогрей!”
“Кумушка, мне странно это:
Да работала ль ты в лето?” -
Говорит ей Муравей.
“До того ль, голубчик, было?
В мягких муравах у нас
Песни, резвость всякий час,
Так, что голову вскружило”.
“А, так ты…” - “Я без души
Лето целое всё пела”. -
“Ты всё пела? Это дело:
Так поди же, попляши!”
И.А. Крылов (1808)

Объясним учащимся значение слова “мурава” - трава, отсюда муравей; травушка-муравушка - народно-поэтическое выражение.

Примерные вопросы для анализа

Почему эти басни можно сравнивать?

Какая басня написана стихами, какая - прозой?

Кто герои басен?

Почему слова “Стрекоза”, “Муравей” Крылов написал с прописной буквы как имена собственные?

Найдите в басне Крылова слова и выражения, особенности природы, на основании которых можно сказать, что эта басня русская.

Какие качества человека иносказательно изображают и высмеивают обе басни?

В каких словах выражена мораль (нравоучение) басен?

Обобщая ответы учащихся, скажем, что в баснях рассказывается о похожем поведении героев, об их одинаковых нравственных качествах: лени, легкомысленном отношении к жизни, поэтому их можно сравнивать.

Басня Эзопа написана прозой, Крылова - стихами. Герои - насекомые, но вместо ленивого жука Крылов создаёт образ ленивой и легкомысленной, стремящейся только к развлечениям Стрекозы. Предложим учащимся подобрать синонимы к слову легкомысленность: несерьёзность, беспечность, поверхностность, бездумность, верхоглядство, ветреность .

У Эзопа жук сочувствует муравью, потому что тому приходится много трудиться летом, но ленивец не задумывается, зачем это нужно; у Крылова Стрекоза в вихре веселья вообще не замечает, что кто-то трудится даже летом. В баснях показано преимущество трудолюбия и опасность праздности и лени.

В басне Эзопа зима пришла с дождями, что характерно для Греции, южной страны. У Крылова настоящая русская зима, снежная и холодная. Он использует характерные для русского фольклора постоянные эпитеты: лето красное, злая тоска, чисто поле . Скажем учащимся, что Крылов взял сюжеты у Эзопа, но создал подлинно русскую, народную басню.

Баснописцы всегда рассказывают о том, что волнует общество, высмеивают отрицательные качества людей, чтобы они избавлялись от своих недостатков. Поэтому из содержания басни всегда вытекает нравоучение (мораль). В этих баснях, которые мы рассматриваем, нравоучение вытекает из содержания и выражается в последних словах у Эзопа и двух последних строчках у Крылова без поучающего суждения.

Чаще всего нравоучение (мораль) выделяется в басне как самостоятельная её часть и располагается либо в конце, либо в начале басни. Читаем басню Крылова «Петух и Жемчужное зерно», выделяем нравоучение (мораль).

В баснях часто действуют животные, растения, предметы, явления природы, но под ними подразумеваются люди. Животные, растения, предметы, явления природы наделяются в баснях, как и в сказках, качествами человека: даром речи, чувствами и мыслями .

Вспомним, как называется приём наделения животных, растений, предметов, явлений природы качествами и свойствами человека?

(С понятием олицетворение пятиклассники знакомятся при изучении мифов и сказок.)

Укажите олицетворения в басне Крылова «Стрекоза и Муравей» (“помертвело чисто поле”, “зима катит в глаза”, “говорит ей Муравей” и др.)

Подчеркнём, что олицетворение является одним из постоянных художественных приёмов в сказках, баснях и других литературных произведениях.

Нравственные качества людей в баснях иносказательно изображаются в образах животных: хитрость в виде лисы, жадность, жестокость выступают в обличии волка, коварство - в виде змеи и др. Хитрость, жадность, лень - всё это отвлеченные понятия. Художественный приём изображения отвлечённых понятий в конкретных образах (животных, растений, предметов, явлений природы) называют аллегорией (иносказанием). Аллегорией мира на Земле является белый голубь, аллегорией надежды человека - якорь и др. Существует ещё одно название аллегории (иносказания) - эзопов язык .

Критик В.Г. Белинский писал, что в баснях Крылова “нет ни медведей, ни лисиц, хотя эти животные, кажется, действуют в них, но есть люди, и притом русские люди”. В воспроизведении национально-народного колорита и заключается новаторство Крылова-баснописца. Он смело вводит народное просторечие и устно-поэтическую лексику, бытовые детали, утверждает народную точку зрения.

Точные и краткие изречения (афоризмы) из его басен вошли в сокровищницу русского языка.

Какое выражение из басни «Стрекоза и Муравей» стало афоризмом?

Крылов создавал и оригинальные басни, в которых действуют не только животные, но и люди.

Прочитайте басню «Волк на псарне» сначала про себя, затем выразительно вслух. (Можно организовать чтение по ролям.)

Многие басни Крылова написаны по какому-нибудь конкретному поводу, и современникам баснописца было понятно, в чей огород брошен камень. Вместе с тем басенные персонажи имеют широкий обобщающий смысл, который понятен и в наши дни.

Так, басня «Волк на псарне», написанная в 1812 году, является откликом на Отечественную войну против французского нашествия. Волк - это Наполеон, потерпевший поражение на Бородинском поле; заняв Москву, он понял, что оказался в ловушке, и послал Кутузову предложение о мире, заверяя русского полководца, что желает мира. Кутузов отверг предложение завоевателя и в победоносных сражениях освободил Россию от врагов. Ловчий в басне - это Кутузов.

Сравните внешний вид волка и его речи.

Почему псарня для волка “стала адом”? В чём смысл этого сравнения?

Определите, какие отрицательные качества человека иносказательно изображены в басне.

Какими чертами обладает Ловчий?

Обобщая ответы учащихся, обратим их внимание на то, что несоответствие внешнего вида и речей волка свидетельствует о его коварстве (злонамеренности, прикрытой показной доброжелательностью).

Скажем, что Волк воспринимает псарню как ад (по Библии - место наказания и вечных мучений грешников). Иными словами, волк сам осознаёт правомерность наказания за причинённое зло и пытается избежать его хитростью.

Ловчий (главный из псарей) изображён смелым, мудрым человеком, наделённым жизненным опытом:

Ты сер, приятель, а я сед,
И волчью вашу я давно натуру знаю…

Домашнее задание. Прочитайте басни в учебнике-хрестоматии. Определите, какие отрицательные черты людей высмеивает автор? В каких словах выражена мораль басен? Какие слова стали афоризмами?

Закрепление изученного материала можно провести в виде самостоятельной работы учащихся на следующем уроке (небольшие басни даются на карточках для анализа в виде письменной работы).

Прочитайте басню Эзопа «Петух и алмаз» и И.А. Крылова «Петух и Жемчужное зерно». В чём состоит сходство и различие этих басен? Запишите свои суждения.

Петух и алмаз

Петух разгребал по обыкновению своему навозную кучу и, вырывши алмаз, подумал: ежели б золотых дел мастер сию блестящую безделку нашёл, то она б ему очень пригодилась; а мне бы ячменное зерно во сто мер лучше сего было. (Эзоп (VI в. до н. э.))

Петух и Жемчужное зерно

Навозну кучу разрывая,
Петух нашёл Жемчужное зерно
И говорит: “Куда оно?
Какая вещь пустая!
Не глупо ль, что его высоко так ценят?
А я бы, право, был гораздо боле рад
Зерну Ячменному: оно не столь хоть видно,
Да сытно”.
.................................................
Невежи судят точно так:
В чём толку не поймут, то всё у них пустяк.
И.А. Крылов (1808)

Следует объяснить значение слов невежа (грубый, невоспитанный человек) и невежда (малообразованный, малосведущий человек).

Публикация статьи произведена при поддержке британского производителя климатической техники нового поколения компании Dantex Industries Ltd. Когда речь заходит о холодильных машинах, применяемых для центрального кондиционирования производств, объектов инфраструктуры, коммерческой или жилой недвижимости, встает вопрос: какая же лучшая марка чиллеров – Trane , Dantex или другие, представленные на российском рынке? Ответ на этот вопрос вы можете получить, внимательно изучив технические характеристики и стоимость чиллеров или задав вопрос специалистам компании.

Разделы: Начальная школа

Цели:

  • Образовательные:
  1. Заинтересовать учащихся личностью и творчеством И.А. Крылова
  2. Закреплять понятия литературной теории: басня, мораль, творчество.
  • Развивающие:
  1. Развивать у учащихся устную речь.
  2. Способствовать эмоциональному восприятию басен.
  3. Отрабатывать навыки выразительности речи.
  • Воспитательная: Воспитывать любовь к литературе, умение различать положительное и отрицательное в поступках героев басен И. Крылова.

Оборудование:

  • Учебник: Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова “Родная речь” 3 класс 1 часть М.: Просвещение, 2007 год
  • компьютер, монитор, мультимедиа проектор, экран, презентация по теме: “Творчество И.А. Крылова. Басня “Ворона и лисица”, карточки для индивидуальной работы.

Ход урока

I. Организационный момент

– Садитесь, ребята, начинаем урок.

Слайд 2

II. Сообщение темы и цели урока

– Вспомним, что такое творчество?

(Творчество – деятельность человека, направленная на создании, неповторимых ценностей.)

Слайд 3

III. Сообщение об авторе

– 13 февраля 1768 г. – родился великий русский баснописец Иван Андреевич Крылов. Место рождения точно не известно, возможно Москва, Троицк или Заволжье. За всю свою жизнь Крылов написал 205 басен. Крылов, кроме басен, увлеченно создавал пьесы для театра, статьи для журналов, рассказы и даже либретто для опер. 21 ноября 1844 г. – Иван Андреевич Крылов умирает.

Слайд 4

– Замечательный русский скульптор Петр Карлович Клодт выполнил персонажи басен в бронзе. В 1855 г. в Летнем саду Петербурга был установлен памятник великому баснописцу. Крылов изображен сидящим в кресле, он задумчив. А рядом с ним, чуть ниже, фигурки персонажей его басен. Этот памятник был сооружен на деньги, которые собирали по всей России.

– Почему же народ высоко чтит память о великом баснописце?

Слайд 5

Выставка книг.

– Вспомним, какие басни написал И.А. Крылов? Рассмотрите книги.

Слайд 6

– Что такое басня?

(Басня – краткий стихотворный рассказ с иносказательным смыслом.)

– Что общего у всех басен?

– Где заключен главный смысл басни? (В морали.)

– Что же такое мораль?

(Мораль – нравоучение в баснях.)

Слайд 7

IV. Проверка домашнего задания

– Сейчас мы послушаем, как вы подготовили выразительное чтение басен дома.

– Чтение кого из ребят вам понравилось больше всего и почему?

Слайд 8

V. Сообщение темы урока

– Сегодня на уроке мы познакомимся еще с одной басней И. А. Крылова “Ворона и лисица”. Послушайте ее. (Приложение 2 .)

(Дети слушают басню в записи..)

Слайд 9

VI. Словарная работа

  • Вещуньина – предсказатель (по старым народным представлениям: своим криком предсказывающий несчастье.).
  • Взгромоздясь – взобраться с усилием, тяжело на что–нибудь высокое.

Слайд 10

VII. Работа над содержанием басни

  1. Прочитайте басню еще раз про себя (учебник, c. 137–138.).

Слайд 11

  1. Словарь – наоборот

Говорили не раз – уж сколько раз твердили миру
Не на пользу – но только все не впрок
Нашел случайно, без особого труда – Бог послал
Очень близко – близехонько
Смотрит не отрываясь – глаз не сводит
Утратила способность здраво рассуждать – вскружилась голова
Трудно стало дышать – в зобу дыханье сперло
Очень громко – во все горло
Исчезла, скрылась – была такова

Слайд 12

  1. Выборочное чтение

– Опишите, какова ворона по внешнему виду. Можно ли ворону назвать самой красивой птицей леса?

Дети описывают ворону по рисунку.

– А что говорит лиса о ней? Зачитайте из текста.

("Голубушка, как хороша!
Ну что за шейка, что за глазки!
Рассказывать, так, право, сказки!
Какие перышки! Какой носок!
И, верно, ангельский быть должен голосок!".)

– Для чего Лиса так расхваливала Ворону? (Чтобы отнять у Вороны сыр..)

– В каких словах заключена мораль басни?

("Уж сколько раз твердили миру,
Что лесть гнусна, вредна,
Но только все не впрок,
И в сердце льстец всегда отыщет уголок"..)

Слайд 13

– Я буду называть качества, а вы скажите, кого они характеризуют: Лису или Ворону.

Льстивый, склонный к лести (Лису.)
Тщеславный, стремящийся к славе, к почести (Ворону.)
Высокомерный (Ворону)
Неискренний (Лису)
Честолюбивый, любящий славу (Ворону)
Неправдивый, лживый (Лису)
Хитрый (Лису)
Глупый (Ворону)
Льстивый (Лису)
Доверчивый (Ворону)

– Скажите, какая ворона?
– А лисица?

Слайд 15

VIII. Работа над выразительностью по частям

ВОРОНА И ЛИСИЦА

Уж сколько раз твердили миру, |
Что лесть гнусна, | вредна; ||
но только все не впрок, ||
И в сердце льстец всегда отыщет уголок. |||

_____________________–_________________

Вороне где-то бог послал кусочек сыру; |
На ель Ворона взгромоздясь,|
Позавтракать было совсем уж собралась, ||
Да призадумалась,| а сыр во рту держала. |||

На ту беду, Лиса близехонько бежала; ||
Вдруг сырный дух Лису остановил: ||
Лисица видит сыр, | Лисицу сыр пленил. ||
Плутовка к дереву на цыпочках подходит; ||
Вертит хвостом, | с Вороны глаз не сводит |
И говорит так сладко, чуть дыша:||

(При чтении третьей части обратить внимание детей на обилие слов с ласкательным суффиксом, это поможет раскрыть характер Лисы)

"Голубушка, | как хороша! ||
Ну что за шейка,| что за глазки! ||
Рассказывать, | так, право, | сказки! ||
Какие перышки! | какой носок! ||
И верно, | ангельский быть должен голосок!||
Спой, | светик, | не стыдись! ||
Что ежели, | сестрица, |
При красоте такой и петь ты мастерица, – ||
Ведь ты б у нас была царь-птица!" |||

(Эта часть показывает Ворону в самом неприглядном виде. Пришла в восторг от льстивых речей Лисы (показать это выразительностью чтения)

Вещуньина с похвал вскружилась голова, |
От радости в зобу дыханье сперло, – ||
И на приветливы Лисицыны слова |
Ворона каркнула во все воронье горло: ||

Сыр выпал || – с ним была плутовка такова. |||

Слайд 16

IX. Чтение басни по ролям

– Послушаем басню еще раз.

Попробуйте передать точнее хитрую Лису и глупую Ворону.

(Два ученика выходят к доске и читают басню еще раз)

Слайд 17

X. Закрепление

“Угадай-ка”

– Какие герои басен здесь зашифрованы?

И-И-А (Лисица)
-О-О-А (Ворона)

Слайд 18

Т-Е-О-А (Стрекоза)
-У-А-Е- (Муравей)

Слайд 19

Б-З- -Н- (Обезьяна)

Слайд 20

Черный ящик

– В черном ящике лежит предмет, с помощью которого можно увидеть, "что это там за рожа". (Зеркало)

В черном ящике лежит предмет, которых достала себе с полдюжины героиня одной из басен? (Очки)

Слайд 21

Работа по карточкам (Приложение)

– Ребята, я подготовила для вас интересные иллюстрации к басням дедушки Крылова с названиями и отрывками из них. Но пока мы были на перемене, сквозняком все карточки перемешались. Я даже теперь не могу разобраться, что к чему. Помогите мне, пожалуйста. Мы сделаем вот что.

Слайд 22

– Вы попытаетесь установить, из какой басни эти слова.

Соедините стрелками строки из басен, с названиями произведений из которых они взяты.

Пара, выполнившая задание, берется за руки и поднимает их вверх. (Работа в парах)

– Проверим себя.

Слайд 23

Бюро находок

– В баснях потерялись предметы. Определите, из какой они басни.

Сыр – “Ворона и лисица”
Очки – “Мартышка и очки”
Зеркало – “Зеркало и обезьяна”

Слайд 24

Кроссворд

  1. Кто без драки "хотел попасть в большие забияки"? (Моська. )
  2. Вспомните и назовите, героиню басни “Квартет”. (Мартышка)
  3. У кого к зиме под листом "был готов и стол, и дом"? (Муравей. )
  4. Один из героев басни, которые "везти с поклажей воз взялись". (Лебедь)
  5. Кто, восхвалял Петуха, “не боясь греха”? (Кукушка)
  6. Она осталась без обеда из-за своей глупости. (Ворона )
  7. Героиня, которая увидела образ свой в зеркале. (Обезьяна )
  8. Еще один из героев, которые "везти с поклажей воз взялись". (Рак )

Слайд 25

XI. Итог

– Сейчас каждый из вас подумает о своей роли на уроке…

Как вы бы оценили свою работу, выбирая для оценки “очень активно”, “активно”, “хорошо”?

– Какие знания и навыки вы приобрели на уроке?

– Какие же пороки любил "пощипать" Крылов?

– Полезным ли для вас оказался урок? Чем?

– Нужно ли изучать басни?

– Чему они учат?

Слайд 26

XII. Домашнее задание

– Выучить наизусть басню И.А. Крылова “Ворона и лисица”

В программе начальных классов большое место за­нимает чтение басен Крылова.

Басни способствуют развитию нравственных качеств детей, учат правильно оценивать поступки и поведение людей в обыденной жизни, воспитывают трудолюбие, скромность, правдивость, благородство. Поэтичность ба­сен, их яркий язык помогают развитию речи детей, фор­мированию их эстетического вкуса.

Соответственно содержанию, построению и языку басни читаются как простой, естественный рассказ, приближающийся к разговорной речи. Хорошие испол­нители басен не читают, а рассказывают их слушате­лям, выступая в роли собеседника, повествующего а тех или иных событиях.

Простота, естественность и убежденность - непре­менные условия чтения басен. Педагог должен высту­пать как рассказчик, сообщающий своим маленьким друзьям поучительный случай, который он хорошо зна­ет, о котором слышал или свидетелем которого был сам. Читая басню детям, учителю необходимо постоянно об­щаться с детьми, следить за тем, чтобы его интонация, жесты, мимика вызывали у них интерес к содержанию басни, описываемым в ней событиям, героям.

При чтении басен особое внимание надо обращать на мораль. Поскольку мораль в баше раскрывает ос­новной замысел автора и содержит поучение, чтецу не­обходимо четко понимать свою исполнительскую зада­чу, ясно представлять, для чего он рассказывает басню, что хочет обличить и как воздействовать на слушателей.

Мораль нужно прочитать так, чтобы дети обратили на нее внимание и задумались над ней. Однако ее ни­когда не следует им навязывать, читать нарочито серь­езно. Мораль всегда должна вытекать из рассказа, под­водить итог повествованию.

Очень важно при чтении басни правильно переда­вать речь автора и речь персонажей. Речь автора - ве­селого рассказчика, собеседника, повествующего о каком-либо забавном и вместе с тем поучительном слу­чае,- читается просто, дружески, лукаво, с естествен­ными разговорными интонациями.

Автор в басне не просто излагает события. Он пере­дает свое отношение к ним. Чтобы это отношение вос­произвести при выразительном чтении, чтецу следует хорошо усвоить идею басни, понять мировоззрение ав­тора, его мысли, намерения.

Так, рассказывая о Лисе («Ворона и Лисица»), ав­тор особо отмечает ее хитрость, плутовство, выражая этим свое отношение к ее поступкам. Он дважды назы­вает ее плутовкой («плутовка к дереву на цыпочках подходит» я «сыр выпал - с ним была плутовка тако­ва»). Это отношение автора к Лисице и надо передать при чтении: слово «плутовка» произнести с лукавой ин­тонацией, в последней фразе перед словом «плутовка» сделать паузу, чтобы обратить внимание детей на это главное качество Лисы, которое так ярко проявляется в басне.

Речь героев читается со строгим учетом их индиви­дуальных особенностей, внешнего облика, характера, поступков. Чтец как бы цитирует речь персонажей, пе­ресказывает ее, не перевоплощаясь в передаваемый об­раз. «Излишнее оживление речи персонажа может при­вести к искажению той лукавой интонации рассказчика, на. которой как раз и зиждется основной художествен­ный эффект басни» 1 .

Ясному представлению героев басен Крылова помо­гает то, что автор использует в них образы животных, чья внешность, характер, повадки хорошо известны. Так,

Лиса - хитрая, коварная, льстивая;

Волк - жадный, злой;

Ворона - глупая;

Муравей - трудолюбивый и т. д.

Однако, используя при передаче басенных образов общеизвестные свойства характера отдельных живот­ных, чтец не должен подходить упрощенно к понима­нию и воспроизведению действующих лиц басни. Вер­ность передачи их будет зависеть прежде всего от того, насколько ясно чтец представляет себе идею произведе­ния и цель своего чтения.

Так, идея басни Крылова «Ворона и Лисица» - осуждение лести и осмеяние тех, кто ей поддается. За­дача чтения - заклеймить льстеца и осудить глупца. Опираясь на общеизвестные свойства характера Лисы: хитрость, коварство, лицемерие, лесть, подлость, при чтении басни особый упор нужно сделать на те черты, которые имеют наибольшее значение для раскрытия идеи басни, а именно лести, так как в басне Лиса лестью добивается наметанной цели и автор басни в равной степени высмеивает и льстивую Лису и глупую Ворону, податливую на лесть.

Басни, как правило, имеют стихотворную форму. По­строение стиха басен Крылова всегда строго оправдано содержанием, желанием автора выделить особо важное, значимое. Поэтому к стихотворной строже, ритмической паузе в его баснях надо относиться очень внимательно, строго соблюдать их при чтении и не ломать стихотвор­ной строки.

В баснях Крылова часто встречаются стихотворные строки различные по длине. Эту особенность построе­ния басен необходимо учитывать при чтении, так как она у писателя всегда обусловлена смыслом стиха. При чтении коротких строк можно делать более длительные паузы (в зависимости от содержания), читать такие строки медленнее. Так, например, чтобы передать неук­люжесть, неповоротливость, нерасторопность Вороны в баше «Ворона и Лисица», автор строку, передающую эту особенность характера Вороны, делает короче, чем предыдущую, в которой дается констатация определен­ного факта:



Вороне где-то бог послал кусочек сыру;

На ель Ворона взгромоздясь...

Поэтому вторая строка может быть прочитана более медленно, начинаться с паузы.

В баснях Крылова иногда наблюдается постановка

ударений, не свойственных нашим современным нормам литературного произношения, например: «И Щуку бро­сили-в реку!» («Щука»). Эту особенность постановки

ударений в баснях Крылова следует соблюдать, так как а противном случае будет нарушена рифма и стих утра­тит свою поэтическую стройность.

В школьной практике часто встречается чтение басен «по ролям». Такое чтение отличается от обычного. В этом случае чтец является не рассказчикам, а персо­нажем. Он перевоплощается в исполняемого героя, «присваивая» себе его черты. При чтении он обращает­ся не к слушателям, а к партнерам, беседует с ними, воздействует на них. Рассказчиком остается только тот чтец, который читает от автора. Он комментирует со­бытия, подает реплики, подводит итог рассказу. Воз­действие на слушателя осуществляется чтением всей басни в целом.

Примерный анализ басни И. Крылова «Стрекоза и Муравей»

Основная идея басни «Стрекоза и Муравей» - осме­яние безделья и воспитание уважения к труду.

Задача учителя - осудить легкомысленную Стрекозу и похвалить трудолюбивого Муравья.

В басне два действующих лица - Стрекоза и Мура­вей. Стрекоза легкомысленна, ленива, не хочет трудить­ся, стремится прожить легко и беззаботно. Она «без ду­ши лето целое все пела», наслаждалась там, что «под каждым ей листком был готов и стол, и дом», не по­мышляя ни о каком труде.

Когда наступила зима, Стрекоза при первом же столкновении с трудностями - голодом и холодом - за­грустила, ей стало не до песен. Удрученная «злой тос­кой», она вспомнила о Муравье и уже не полетела, а «поползла» к нему, всем своим видом, движениями, го­лосом стараясь вызвать у него сострадание.

Характерно, что, обращаюсь к Муравью за помощью, Стрекоза нисколько не раскаивается в своем легкомыс­лии. Она радостно вспоминает о том, как резвилась и «без души лето целое все пела». Прося Муравья прокор­мить и обогреть ее, она и не думает трудиться. Стреко­за просто хочет прожить зиму у Муравья, ничего не де­лая, с тем, чтобы с наступлением «вешних дней» снова начать резвиться и петь.

Характер, поступки и речь Стрекозы определяют осо­бенности ее чтения. Чтение не должно вызывать у детей чувства жалости к Стрекозе. Учителю следует пробудить у детей возмущение бездельем Стрекозы, ее стремлением воспользоваться трудом Муравья. Поэтому, начиная рассказ о Стрекозе, учителю нужно сразу же выделить слово <попрыгунья>, произнести его иронически-шутливо, чтобы дети почувствовали, что речь в басне пойдет не просто о Стрекозе, а о Стрекозе-бездельнице, легкомысленной «попрыгунье». С интонацией насмешки следует прочитать и фразы: «Как под каждым ей лист­ком был готов и стол, и дом», «Стрекоза уж не поет», чтобы вызвать у детей отрицательное отношение к без­делью Стрекозы. Слово «голодный» в последующей фра­зе надо выделить логическим ударением, чтобы пока­зать, что жизнерадостность Стрекозы сразу же исчезла, как только появились трудности.

Встреча ее с Муравьем написана в форме диалога. Эту форму нужно передать при чтении, употребив жи­вые, разговорные интонации.

Обращаясь с просьбой к Муравью, Стрекоза хочет вызвать у него сострадание к своему «тяжелому» поло­жению. Она говорит с ним ласково, называет «кум ми­лой», «голубчик».

При чтении начала разговора Стрекозы с Муравьем надо передать интонацию просьбы, жалобы, выделать логическим ударением слова «не оставь», так как Стре­коза пытается разжалобить Муравья, и слова «прокор­ми и обогрей», потому что именно в ник заключается основная просьба Стрекозы, цель ее прихода к Му­равью. Слова «кум милой», «голубчик» потребуют лас­ковых, заискивающих интонаций. При передаче речи Стрекозы голос должен быть тихим, протащим.

В рассказе Стрекозы о том, как она провела лето, тоскливые, жалобные, просящие интонации постепенно сменяются радостными, оживленными, темп убыстряет­ся, голос повышается. Стрекоза с удовольствием вспо­минает, как она «без души лето целое все пела», как ей было весело и легко. Смену настроения Стрекозы обя­зательно надо подчеркнуть при чтении, так как она осо­бенно ясно показывает легкомыслие Стрекозы и подго­тавливает к правильному восприятию отказа Муравья.

После слов Муравья: «А, так ты...», несмотря на мно­готочие, паузы делать не следует, а сразу же произно­сить слова Стрекозы, так как она, увлеченная воспоминаниями о летних развлечениях, не слушает Муравья, а прерывает его, продолжая свой рассказ.

Муравей положительный, степенный, трудолюбивый. Его речь звучит убежденно, значительно. Он хорошо по­нимает Стрекозу и презирает за безделье. Читая Му­равья, учитель должен стремиться вызвать у детей к не­му симпатию, уважение.

Сообразно характеру и поведению Муравья читать его следует рассудительно, голосом низким, в темпе бо­лее замедленном, передавая насмешку, презрение, воз­мущение. При воспроизведении его вопроса: «Да рабо­тала ль ты в лето?»-логическое ударение надо сделать на слове «работала ль», чтобы показать положительное отношение Муравья к работе, его трудолюбие и оттенить безделье Стрекозы.

Слова «А, так ты...» потребуют насмешливой интона­ции и повышения голоса, так как Муравей возмущается рассказам Стрекозы и издевается над ней.

Чтение заключительных слов Муравья, выражаю­щих его негодование бездельем Стрекозы, презрение к ее беззаботности и праздности, должно передавать иро­нию игнев. Произнести эти слова следует с достоинст­вом, с полным сознанием правоты поступка Муравья, чтобы дети почувствовали справедливость отказа Му­равья в помощи Стрекозе. После слова «дело» надо сделать паузу, чтобы дети ждали результата ответа.

Выразительность чтения басни зависит от того, на­сколько четко чтец представляет себе ее построение, план, деление на части.

Басню «Стрекоза и Муравей» можно разделить на две части.

Часть первая - «Попрыгунья Стрекоза». Басня начи­нается с картины суровой зимы, когда «помертвело чис­то поле», «нет уж дней тех светлых боле» и когда труд­но стало легкомысленной попрыгунье Стрекозе.

Эту часть следует тщательно продумать. Ее нельзя читать живо, весело, легко, быстро, как иногда это де­лают начинающие учителя. Такое чтение не будет отве­чать смыслу басни и прозвучит как поток ритмических сочетаний, не дойдя до сознания детей и не произведя на них никакого впечатления. Нельзя эту часть произносить и драматически, делая упор «а тяжелые условия зимы, так как это вызовет жалость к Стрекозе.

Учитель все время должен помнить о своей исполни­тельской задаче - показать безделье Стрекозы, осудить ее за легкомыслие и отметить, к чему все это привело. Поэтому слова, относящиеся к Стрекозе, надо читать легко, несколько иронически, описание зимы - объек­тивно, замедленно, чтобы воспроизвести перед слушате­лем суровую картину холодной русской зимы.

Фразу: «К Муравью ползет она», содержащую нача­ло действия, следует выделить, чтобы возбудить интерес детей, насторожить их, заставить ждать продолжения того, что же будет дальше.

Часть вторая - «Расплата за безделье». Эта часть должна передаваться так, чтобы дети ясно почувствовали живость и красочность разговорной речи, многооб­разие ее интонаций. Интерес к развитию событий будет нарастать, тревожить, волновать детей. Взволнован­ность и напряженность достигнут наивысшего предела в фразе: «Ты все пела? это дело», за которой последует благоразумный ответ Муравья: «Так поди же, попляши!»

Примерный план подготовки к выразительному чтению басни

И. Крылова «Стрекоза и Муравей»

1. Идея басни: осмеяние безделья и воспитание ува­жения к труду.

2. Образы: бездельница, попрыгунья Стрекоза и тру­долюбивый Муравей.

3. Сюжет: разговор Стрекозы с Муравьем.

4. Построение сюжета:

а) экспозиция - «Попрыгунья Стрекоза

Лето красное пропела...»

до слов: «Злой тоской удручена...»,

б) завязка - «Злой тоской удручена,

К Муравью ползет она…»,

в) развитие действия - «Не оставь меня,

Кум милой!»

до слов: «Ты все пела?»,

г) кульминация - «Ты все пела? это дело...»,

д) развязка - «Так поди же, попляши!»,

5. Задача чтения: осудить Стрекозу за легкомыслие, лень и похвалить Муравья за трудолюбие и справедли­вость.

Ответы к школьным учебникам

Басни: И. Крылов «Стрекоза и Муравей», «Мартышка и очки», «Квартет», И. Хемницер «Стрекоза», «Друзья», Л. Толстой «Стрекоза и муравьи», А. Измайлов «Кукуш­ка», И. Дмитриев «Муха».

2. Как вы отличите басню от сказки, рассказа и стихотворения? Приведите примеры и сравните.

Басня - стихотворное или прозаическое литературное произведение нравоучительного, сатирического характера. В конце басни содержится краткое нравоучительное заключение - так называемая мораль.
Действующими лицами обычно выступают животные, растения, вещи. В басне высмеиваются пороки людей.

Сказка - это вымышленная история со счастливым концом и обязательной победой добра над злом, это более объёмное произведение с развёрнутым сюжетом.

Рассказ - это малая форма повествовательной прозы. В основе рассказа, как правило, один случай из жизни ге­роя. Сюжет рассказа прост, композиция представляет со­бой прямую последовательность событий, число дейст­вующих лиц невелико. События развиваются динамично, всё происходит в небольшой отрезок времени.

Стихотворение - это небольшое поэтическое произве­дение, написанное ритмизованной речью.

3. Вспомните басни Эзопа. Чем они отличаются от басен И.А. Крылова, И.И. Хемницера?

Басни Эзопа: «Ворона и Лисица», «Лисица и виноград». Основное отличие басен Эзопа относится к внешнему построению текста: басни Эзопа написаны в прозе, басни И.А. Крылова и И.И. Хемницера - в стихах.

4. Вспомните, из каких басен эти слова, ставшие пословицами.

«А вы, друзья, как ни садитесь,
Всё в музыканты не годитесь». - И. Крылов «Квартет»
«А Васька слушает да ест». - И. Крылов «Кот и повар».
«Чем кумушек считать трудиться,
Не лучше ль на себя, кума, оборотиться». - И. Крылов «Зеркало и Обезьяна».
«Друг друга всяк зовёт,
А братский воз ко дну идёт». - И. Хемницер «Мужики».
«Вот выше сяду на суку.
Ну, слушайте теперь:
Ку-ку, ку-ку, ку-ку». - А. Измайлов «Кукушка».
«А воз и ныне там». - И. Крылов «Лебедь, Рак и Щука».

5. Вспомните и назовите имена русских баснописцев.

Баснописцы: Иван Андреевич Крылов, Иван Иванович Дмитриев, Александр Ефимович Измайлов, Иван Ивано­вич Хемницер. Басни писал и Лев Толстой.

6. Назовите по иллюстрациям басни и их героев. Прочитайте ту, которая вам нравится.

1) А. Измайлов «Кукушка».

2) И. Дмитриев «Муха».

3) И. Крылов «Лебедь, Рак и Щука».

7. Прочитайте пословицы. Какая из них может быть моралью басни? Назовите басни и докажите правильность своего выбора.

1) Без беды друга не узнаешь - басня И. Хемницера «Мужики»;

2) Как аукнется, так и откликнется - басня И. Крылова «Стрекоза и Муравей»;

3) Сытый голодного не разумеет - басня И. Крылова «Волк и Ягненок»;

4) У Фомушки денежки - Фомушка, Фома;

У Фомушки нет денежки - Фомка, Фома. - басня И. Крылова «Ворона и Лисица»;

5) У всякой песни свой конец - И. Крылов «Волк на псарне»;

8. Выберите героя басни и попробуйте от его имени рассказать историю, которая с ним приключилась.

История может быть такой: «Послушайте меня, друзья, я - Кукушка - прилетела издалека, и там я слышала, как поёт Соловей. От его пения замирает сердце, кружится голова, и ты забываешь всё на свете. Но я тоже чудесно научилась петь. Вот послушайте: «Ку-ку, ку-ку, ку-ку».

  • 4.Лингвистические основы современной методики обучения грамоте.
  • 5.Звуковой аналитико-синтетический метод обучения грамоте. Основы его построения.
  • 6.Задачи и содержание, методика проведения занятий по обучению грамоте в подготовительном периоде.
  • 7.Уроки чтения в период обучения грамоте, их типы, варианты, задачи, особенности построения.
  • 8.Задачи и содержание, методика проведения занятий по обучению грамоте в основном периоде.
  • 9.Уроки письма в период обучения грамоте, их типы, структура, содержание, методика проведения. Процесс формирования графического навыка.
  • 10.Развитие речи учащихся в период обучения грамоте.
  • 11.Психологические особенности восприятия художественного произведения. Задачи и характер работы, предшествующей чтению произведений.
  • 12.Значение и задачи уроков чтения в начальных классах. Содержание чтения. Принципы построения программ по чтению.
  • 13.Качества полноценного навыка чтения. Методика обучения школьников правильному, сознательному, беглому и выразительному чтению.
  • 14.Технология продуктивного чтения. Этапы работы над художественным произведением на уроке литературного чтения.
  • 15.Методика чтения рассказов
  • 16.Методика чтения сказок в начальных классах.
  • Ознакомление школьников со сказкой как жанром.
  • 17.Методика чтения басен
  • 18.Методика чтения стихотворений.
  • 19.Методика чтения научно-популярных произведений.
  • 20.Основные типы уроков литературного чтения, их компоненты. Задачи обобщающих уроков, их место в системе уроков чтения и методика проведения.
  • 21.Обучение составлению плана и пересказу прочитанного.
  • 22.Словарная работа на уроках литературного чтения.
  • 23.Методика обучения творческим работам на уроках чтения.
  • 24.Методика обучения младших школьников выразительному чтению.
  • 25.Диагностика учебных достижений младших школьников по литературному чтению.
  • 26.Организация работы с детской книгой в начальной школе. Читательская самостоятельность как методическое понятие.
  • 27.Методика проведения уроков внеклассного чтения на подготовительном и начальном этапах.
  • 28.Методика организации уроков внеклассного чтения на основном этапе.
  • 29.Методика изучения основ фонетики и графики в начальных классах.
  • 30.Методика изучения темы «Состав слова».
  • 31.Методические основы формирования у учащихся грамматических понятий. Методика работы над грамматическими определениями и терминами.
  • 32.Методика изучения имени существительного в начальных классах.
  • 33.Методика изучения имени прилагательного в начальных классах.
  • 34.Методика изучения глагола в начальных классах.
  • 17.Методика чтения басен

    Басня-одна из форм эпического жанра(по Л.И. Тимофееву), или вид эпической поэзии (по Г.Л. Абрамовичу) появилась задолго до нашей эры (Эзоп, Федр). В России наибольшего совершенства басня достигла в творчестве И. А. Крылова.

    Для чтения в начальных классах школы отобраны басни, заключающие в себе общежитейскую мудрость, осуждающие пороки людей.

    Внимание к басне в школе обусловлено рядом ее достоинств.

    а) Басня заключает в себе большие возможности для нравственного воспитания учащихся. Каждая басня - метко нарисованная сценка из жизни, на примере которой писатель учит мудрости народной, просто и живо рассказывая о разных пороках людей. Положительная направленность того или иного осуждения всегда присутствует в басне и при правильно организованной классной работе хорошо осознается школьниками (что осуждает басня? Чему учит?).

    б) Лаконизм, картинность и выразительность описаний, меткость и народность языка чрезвычайно много дают для развития мышления и речи учащихся. Размер басни обычно не превышает 20-30 строк, но по содержанию это - пьеса со своей завязкой, кульминационным пунктом и развязкой. Для учащихся басня - замечательный образец предельно краткого по форме и емкого по содержанию описания какого-либо случая. Образные выражения из басни, ставшие со временем пословицами, привлекают в равной степени как глубиной заключенной в них мысли, так и яркостью ее выражения в словах. Не случайно, что из басен образные выражения широко применяются в речевой практике людей к различным случаям жизни.

    Методика работы в школе над басней обусловлена ее спецификой как вида художественного произведения. В литературоведении басня определяется как аллегорический рассказ нравоучительного характера. Таким образом, выделяются такие существенные признаки басни, как наличие морали (нравоучения) и аллегории (иносказания). В баснях часто действующими лицами являются животные, но этот признак не выступает в качестве обязательного (персонажами басни могут быть и люди). Также не обязательным для басни является стихотворная форма (например, басни Л. Н. Толстого написаны в прозе).

    Один из центральных вопросов анализа басни в I-III классах связан с раскрытием морали и аллегории. Когда работать над моралью басни: до специального анализа ее конкретного содержания или после?

    В методике (Е. А. Адамович, Н. П. Кононыкин, Н. А. Щербакова, Н. А. Щепетова, В. И. Яковлева и др.) традиционным стал подход, согласно которому работа над текстом басни начинается с раскрытия ее конкретного содержания. Затем следует выяснение иносказательного смысла (кто подразумевается под действующими лицами басни) и, наконец, рассматривается мораль.

    Н. П. Кононыкин и Н. А. Щербакова рекомендуют не читать мораль басни, пока не понято учащимися содержание конкретной части басни, пока дети не уяснили особенностей действующих лиц, не сделали переноса «характерных черт животных, изображенных в баснях, в реальную людскую среду»1.

    Иной путь работы над басней описан Л. В. Занковым. По мнению Л. В. Занкова, более целесообразно сразу же после чтения басни без какой-либо предварительной беседы предлагать учащимся вопрос: «Какова основная мысль басни?» Не прибегая к анализу текста басни, учащиеся высказываются относительно ее главной мысли, после чего им ставится второй вопрос: «Какова мораль басни?» «Уже после того,- пишет Л. В. Занков,- как уяснена мораль, дети сами читают басню. Затем происходит краткий разбор речевых оборотов.

    И то и другое становится осмысленным именно после того, как школьниками понята мораль басни. Теперь они действительно могут самостоятельно разобраться в отдельных частях басни.

    Итак, в рассмотренном подходе Л. В. Занкова анализ басни идет от главной мысли к морали и к конкретному содержанию. По всей вероятности, мы не вправе полностью отрицать возможность такого подхода. Многое зависит от того, какова главная мысль и мораль басни (возможно, что они просты и доступны младшим школьникам уже после первого чтения). Однако, как показывают исследования психологов и методистов, а также школьный опыт, учащиеся начальных классов в своем восприятии художественного произведения проходят два этапа: непосредственное восприятие (эмоционально-образное) и опосредованное (обобщенно-оценочное, связанное с раскрытием подтекста, с пониманием идеи). В этом плане чтение басни не представляет исключения Напротив, басня, как произведение, которому свойственна высокая степень обобщенности, заключенная в морали, требует четкого восприятия конкретно-образного содержания. От правильного понимания конкретного содержания и мотивов поведения действующих лиц басни учащиеся переходят к выделению ее главной мысли. Процесс раскрытия морали басни представляет для учащихся абстрагирование наиболее существенных положений, которые заключены в конкретной части басни. Главная мысль - вывод из конкретной части басни, а мораль - обобщенное выражение идеи.

    Сущность нравоучения довольно сложна для учащихся III класса, поэтому при первом чтении басни учитель опускает мораль. При анализе басни используются те же приемы работы с текстом, что и при чтении рассказа.

    Целесообразно начать работу учащихся над текстом с чтения про себя с заданием поделить басню на три части. Учащиеся делят текст на части, обосновывают деление и тем самым уточняют для себя композицию басни, развитие действия.

    Итак, работа над басней чаще всего включает следующие компоненты: восприятие конкретного содержания, раскрытие композиции, характерных особенностей действующих лиц, мотивов их поведения, раскрытие аллегории, выяснение главной мысли конкретной части басни и анализ морали.

    Если за основу принять только что указанную последовательность работы, то урок, на котором учащиеся читают басню, будет иметь следующую структуру:

    I. Подготовительная работа

    2) Викторина по материалу прочитанных басен.

    3) Беседа о повадках животных - действующих лицах басни, которую предстоит читать.

    II. Чтение басни учителем (или прослушивание записи фонохрестоматии, или просмотр фильма).

    Беседа эмоционально-оценочного плана.

    III. Анализ конкретного содержания басни.

    1) Уточнение структуры и композиции басни. (Чтение, составление плана и т. п.)

    2) Выяснение мотивов поведения действующих лиц, их характерных черт. (Выборочное чтение, словесное и графическое рисование, ответ на вопросы.)

    3) Установление главной мысли конкретного содержания басни.

    IV. Раскрытие аллегории.

    V. Анализ той части басни, в которой заключена мораль.

    VI. Аналогия из жизни.

    Успех работы над басней, как убеждает школьный опыт, определяется рядом условий. Во-первых, важно в процессе анализа басни помочь ученику живо представить развитие действия, ярко воспринять образы. Поэтому целесообразно предлагать учащимся словесное рисование, чтение в лицах на заключительном этапе работы и т. п. Необходимо развивать у учащихся внимание к каждой детали обстановки, в которой действуют персонажи, к каждому штриху их облика.

    Очень многое для понимания учащимися идеи басни дает выяснение их отношения к персонажам. Уже после первого прочтения таких басен, как «Стрекоза и Муравей», «Чиж и Голубь», целесообразно поставить второклассникам вопрос: «Кому ив действующих лиц вы сочувствуете и почему?» Ответ на такой вопрос сразу ставит учащихся перед необходимостью вникнуть в мотивы поведения действующих лиц, т. е. приступить к анализу.

    Так сопоставление конкретных образов басни без утраты авторского своеобразия их раскрытия (учащиеся постоянно работает с текстом) подводит к раскрытию аллегории: в басне осуждаются беспечные, беззаботные люди, праздно проводящие свое время.

    Не менее важно научить детей быть очень внимательными к авторской оценке. Иногда эта оценка выражена только одним словом, но это равно целой фразе. Например, в басне «Чиж и Голубь» И. А. Крылов свое отношение к бездушному, высокомерному Голубю выразил двумя словами, помещенными в середине строки: «И бело!» Так автор откликнулся на несчастье Голубя: тот запутался в силок. А беде Чижа он сочувствует. Бедняжку Чижа он жалеет; западню, которая захлопнула Чижа, автор называет злодейкой. «Почему так по-разному автор относится к Чижу и Голубю?», «За что был наказан Голубь?» - вот те вопросы, отвечая на которые учащиеся поймут главную мысль басни (она звучит и как нравоучение): «Вперед чужой беде не смейся, Голубок».