Числа в библии и их значение. Нумерология библии


«И сказал царь Даниилу: истинно Бог ваш есть Бог богов и Владыка царей, открывающий тайны, когда ты мог открыть эту тайну!»

Ветхий Завет, Даниил 2:47

Мы перешли в век чисел, в век максимальной реализации и завершения земного человеческого потенциала .

«Мы живём в такое время, когда числа в Библии начнут открывать своё глубокое сокрытое значение для церкви последнего времени. Доктор Эд Вэллоу в своей книге «Библейская математика» (стр. 73), говорит: «Так же, как в купюрах долларов есть маленькие красные метки, защищающие от подделки, почему бы тогда Богу было не поместить метки в Своей Книге в доказательство её Боговдохновенности? Его Книга – как драгоценный камень в прекрасном обрамлении». Библия, как сказал один человек, - это искусно разработанный продукт высококвалифицированного математического ума. Есть алая нить, окрашенная Кровью Иисуса Христа, которая проходит через страницы Святой Библии от книги Бытие, где рассказывается о пролитии крови животного, забитого для того, чтобы сделать кожаные одежды и опоясания для покрытия наготы Адама и Евы из-за греха (Быт. 3:21); алая нить, которую Раав вывесила из окна (Ветх. Зав., кн. Иисуса Навина. 2:18); Кровь Иисуса Христа, говорящая лучше, нежели кровь Авелева (Евр. 12:24); Её конец – в книге Откровение (12:11), где Её силой мы победили врага. Но есть ещё одна нить, которая проходит через страницы Святой Библии для того, чтобы предотвратить подделку: эта нить – числовые значения. В эти последние дни, когда многократно умножились насмешники и подвергается сомнению сама истинность Божьего Святого Слова, мы можем быть уверены, что в Священном Писании сокрыты математические формулы, которые, когда они будут раскрыты, поставят в тупик всех интеллектуалов, учёных и ярчайших эрудитов.

Доктор Элияху Рипс – один из ведущих мировых экспертов в математике и квантовой физике. Этот всемирно известный математик в течение многих лет преподавал в престижном еврейском университете (Hebrew University) в Иерусалиме. Зная о работах Исаака Ньютона и Вейзмандела по раскрытию кода Библии, Рипс совместил свои и их знания с использованием компьютера. Результаты были потрясающи! Он открыл то, на поиски чего Ньютон потратил половину жизни. В Торе (Пятикнижии Моисея) на иврите 304805 букв. Д-р Рипс начал с того, что дал компьютеру задание выбирать каждую 2-ю букву, затем каждую 3-ю, каждую 4-ю, и т.д. Практически через несколько секунд компьютер выдавал информацию в виде комбинации слов таких, как Гитлер – Аушвитц, Шекспир – Макбет – Гамлет, Эдисон – электричество – электрическая лампочка, братья Райт – аэроплан, Эйнштейн – наука… Подобное открытие сделал ещё один учёный Ларри Митчел, часто выступающий по TBN, с передачей «Код Библии» в программе директора Музея Доказательств Сотворения Мира д-ра Карла Бо. Эти два прекрасных Христианина и выдающихся учёных в 2006 году в одной из своих передач заявили всем живущим на Земле о том, что каждый из нас от рождения и до своих последних дней занесён в Священное Писание Творцом Вселенной. В качестве примера на передачу были приглашены молодожёны, парень и девушка. Их имена ввели в компьютер и включили код Библии... Что из этого получилось, посмотрите в программе К. Бо «Сотворение в XXI веке». TBN периодически повторяет эти передачи. В интернете можно узнать, как приобрести эти DVD – диски. Данное открытие – знамение привело множество евреев назад к вере в то, что Библия – действительно Слово Божие (а не человеческое), а также послужило дополнительным и существенным стимулом для христиан, чтобы воспринимать Библию с большей серьёзностью…



В 1882 году молодой эмигрант из России Иван Панин закончил Гарвард. Он пережил чудесное обращение ко Христу через свои математические исследования, хотя начинал своё путешествие, будучи агностиком, и часто читал лекции об атеизме. Талантливый математик, полиглот и литературный деятель, Панин начал изучать Священное Писание. Зная еврейский, арамейский и греческий, он стал читать их на языке оригинала. Еврейский и греческий языки уникальны тем, что не имеют числовой системы. Другими словами, в них не используют специальные символы для обозначения чисел (как наши арабские цифры 1,2,3 и т.д.), а вместо этого в качестве цифр используются буквы алфавитов. Зная цифровые значения букв греческого и еврейского алфавитов, Панин однажды провёл эксперимент: заменил в Писании буквы соответствующими им цифрами. Внезапно его натренированный ум увидел математическую закономерность! Стихи, которые он изучал, несли безошибочные доказательства тщательно продуманной математической закономерности, намного превосходящей возможности случайного совпадения или человеческую способность подгонять данные. Это открытие ознаменовало поворотный момент в его карьере, и с тех пор, вплоть до самой смерти в 1942 году, он посвятил себя изучению Библейских чисел и проповеди Евангелия, особенно среди интеллигенции, учёных. Прежде всего, он показал, что Библия на языке оригинала – это продукт выдающегося математического Ума, намного превосходящего любую человеческую возможность преднамеренного построения. Позже он предоставил представителям Нобелевского фонда исследований более 43000 листов своих работ по данным вопросам, сопроводив их утверждением и научными фактами, что это доказательство того, что Библия является Словом Божьим. То есть все слова Библии, их последовательность, вплоть до местоимений, соединительных предлогов, нумерации глав, стихов, записаны таким образом, как будто (и так оно и есть) Бог диктовал им, чтобы сохранены были все Его математические формулы. Зачем Создатель так сделал? Может для обращения и спасения даже самых закостенелых атеистов – “умников”, а может, по какой другой причине. Наверно точно узнаем об этом только на Небе. Ответ учёных Нобелевского фонда был такой: «Насколько уже продвинулось наше расследование… мы находим, что эти доказательства достаточно ясно свидетельствуют в пользу такого утверждения». Затем Панин бросил вызов через ведущие газеты мира – «представить естественное объяснение» или опровергнуть эти факты. Ни один человек не смог сделать это.



«Будешь ли переходить через воды, Я с тобою, - через реки ли, они не потопят тебя ; пойдешь ли через огонь, не обожжешься , и пламя не опалит тебя. Ибо Я Господь, Бог твой, Святый Израилев, Спаситель твой…» (Исайя 43:2,3).

В книге Бытие мы видим, как Ной и его семья, 8 человек, прошли через воды и они не потопили их. Трое еврейских юношей, Сидрах, Мисах и Авденаго прошли сквозь огонь, но небыли сожжены. В Новом Завете, в первом послании к Коринфянам (10:11), говориться: «Все это происходило с ними, как образы; а описано в наставление нам, достигшим последних веков ».

Эд Вэллоу в своей книге «Библейская математика» раскрывает следующее: буквы Имени Иисуса на греческом в сумме дают 888. Имя «Иисус» по-гречески – IESOUS:

Если взять книги Нового Завета, за исключением книги Откровение, мы будем также поражены фактом, что имя Иисус употреблено точно 888 раз! По Симфонии Стронга вы увидите, что имя Иисус употреблено 965 раз. Имена со звездочкой показаны для того, чтобы читатель знал, что с оригинала греческого и иврита в этих местах Писания написано "Он", "Ему", "Его", и т.д. Всего 76. Эти 76 имен можно проверить в словаре Симфонии Стронга, в этом же томе. Вы увидите, что это переведенное 76 раз имя. Если мы исключим эти 76 имен из 965, мы получим 889. Но имя в Деян.7:45 - имя Иисуса Навина. И теперь мы видим, что имя Иисус в Новом Завете употреблено точно 888 раз.

В Откровении (13:18) сказано, что буквы имени Антихриста образуют число 666.

Итак, последняя война уже грядёт между ЧЕЛОВЕКОМ 666 (Антихристом) и ЧЕЛОВЕКОМ 888 (нашим Господом и Спасителем Иисусом Христом). Изучая библейскую систему чисел, мы видим, что 8 – это число бесконечности (∞) (вечности) и новых начинаний. Во втором послании к Коринфянам (5:17) написано: «Итак, кто во Христе, тот новая тварь; древнее прошло, теперь все новое» . Почему всё становится новым? Потому что в сердце рождённого свыше христианина поселяется ЧЕЛОВЕК 888 (Иисус Христос).

Доктор Вэллоу также рассказывает, что и буквы имён Ноя, Сима и Иафета на еврейском языке составляют в сумме 888:

Иафет = 490

Писание говорит, что спасение в ковчеге обрели четверо мужчин: Ной, Сим, Хам, Иафет (Бытие 7:13). Один из этих четырёх, Хам, согрешил после выхода из ковчега, и его потомок Ханаан был проклят его дедом, Ноем. Исключая Хама (прообраз плотских “христиан”- отступников), который попал под проклятие, остальные три человека, которые дали начало новому миру, были Ной, Сим и Иафет, и их имена образуют 888.

Давайте посмотрим на то, что происходило в дни Ноя.

«Ной же обрел благодать пред очами Господа [Бога]. Вот житие Ноя: Ной был человек праведный и непорочный в роде своем; Ной ходил пред Богом. Ной родил трех сынов: Сима, Хама и Иафета. Но земля растлилась пред лицем Божиим, и наполнилась земля злодеяниями. И воззрел [Господь] Бог на землю, и вот, она растленна, ибо всякая плоть извратила путь свой на земле. И сказал [Господь] Бог Ною: конец всякой плоти пришел пред лице Мое, ибо земля наполнилась от них злодеяниями; и вот, Я истреблю их с земли. Сделай себе ковчег из дерева гофер; отделения сделай в ковчеге и осмоли его смолою внутри и снаружи. И сделал Ной все: как повелел ему [Господь] Бог, так он и сделал» (Бытие 6:8-22).

И сказал Господь [Бог] Ною: войди ты и все семейство твое в ковчег, ибо тебя увидел Я праведным предо Мною в роде сем ; И вошел Ной и сыновья его, и жена его, и жены сынов его с ним в ковчег от вод потопа» (Быт. 7:1,7).

Из приведённого выше мы видим, что только Ной, его жена, трое сыновей и их трое жен были людьми, спасшимися во время потопа. Всего восемь человек. Восемь – это число нового начала. Люди начали снова заполнять землю после потопа. Человечество было спасено благодаря послушанию Ноя Слову Божьему (см. кн. Бытие 6:22). Он построил Ковчег, готовясь к наводнению, хотя до этого момента он никогда не видел, чтобы воды изливались с неба. Над землёй был пар, который орошал её 30. «Ибо, если Бог… не пощадил первого мира, но в восьми душах сохранил семейство Ноя, проповедника правды , когда навел потоп на мир нечестивых; и если города Содомские и Гоморрские, осудив на истребление, превратил в пепел, показав пример будущим нечестивцам…» (2Петра 2:4-6).

Ной назван проповедником правды, значит, он проповедовал людям покаяние. Он им говорил: «Люди, покайтесь во всех грехах, поверьте в Бога, ибо Он мне сказал, что за ваши беззакония, Он уничтожит вас и всю землю водой с Неба. Помогайте мне строить Ковчег, ибо Бог Небесный обязательно исполнит над грешниками свой Суд, как Он мне сказал. Вы должны отказаться от грешной жизни, полюбить Создателя своего! Голой, не подтверждённой делами, веры, не достаточно. Перестаньте грешить! Начните жить свято, иначе все погибнете…!» . Представляете, Ной, в послушание Господу, строил Ковчег 120 лет, а люди слушали, смеялись, смотрели на Ноя, как на дурака, и возможно говорили: «Ной совсем с ума сошёл, строит корабль на суше и верит в сказки о Боге, о воде с неба…». Вода с неба было глупостью для естественного разума. Удивительно, но за 120 лет никто, кроме семейства Ноя так и не поверил в его слова. Ковчег был прообразом нашего Господа и Спасителя Иисуса Христа. Войдя в Ковчег, Ной и его семья (восемь человек) возложили свою веру на Великого Избавителя, Спасителя, Который придёт с Именем ИИСУС и спасёт весь Свой народ от грехов.

Доктор Вэллоу говорит, что Бог позволил именам Ноя, Сима и Иафета составить в сумме 888 для того, чтобы просветить нас, что возлагающие своё упование на Иисуса Христа, Человека 888, Спасителя, будут отмечены числом 888. Аллилуйя! В то время как Антихрист и его когорты отмечают “своих” числом 666, Господь Иисус Христос помечает членов Своего Тела числом 888. «…Доколе не положим печати на челах рабов Бога нашего» (Откр. 7:3).

Заметьте также, что Ковчег стоял на земле до тех пор, пока не пришел потоп. Чем сильнее был потоп, тем выше поднимался Ковчег! Тот же самый потоп, который уничтожал всех остальных людей на земле, поднимал Ковчег всё выше. Это похоже на восхищение Церкви. Те, кто по вере вошёл в Ковчег Безопасности (Иисуса Христа), будут подняты выше во время последнего суда над беззаконниками, отвергшими спасение чрез Иисуса.

«Потому что Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснут прежде; потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем. Итак, утешайте друг друга сими словами » (1Фес.4:16-18).

При помощи Божьих способов сопоставления слов и чисел мы можем содействовать разоблачению дел Антихриста и приумножить число тех, кто перейдут на сторону Бога и Господа нашего Иисуса Христа в эти последние времена. Когда явится Антихрист, то при подсчёте его имени и (или) титула, число его будет 666. Как это сделать? Давайе посмотрим на примере малых антихристов: Официальное имя или титул Пап - "Наместник Сына Божьего" - "Vicarius Filii Dei" .

ROMIITH здесь написано латиницей, чтобы понятно было прочитать. А TH – это одна буква в иврите, просто на латыне так пишется.

Официальной подписью Папы является - "DUX CLEARY" , что означает "Высший или Первосвященник".

D U X C L E R Y
= 666

Таким образом, каждый раз, подписывая официальный документ, Папа пишет латинский эквивалент числа 666.

Более подробно обо всём этом можно найти в интернете в инциклопедии «Википедия», в статье под названием «Число зверя».

Думаю, нет такого человека, который бы напрягал свои мозги, чтобы уверовать, что два плюс два или два умножить на два равно четыре. Никто в этом не сомневается. Некоторые люди, осилив эту книгу, всё равно вначале могут не открыть своё сердце для Христа, потому что уверовать в дважды два – четыре, не требует ответственности, а вера в Христа подразумевает будущую ответственность за свои дела, слова, мысли и отказ от гордости, от своих грехов. Бог знает тех, кто откажется записаться в Книгу Жизни Иисуса Христа. Так как «они более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы…» (по Иоанну 3:19). Да благословит и поможет Господь каждому читающему эту книгу, возлюбить Свет, возлюбить Христа, Его Слово и быть по настоящему свободным и счастливым во Имя Иисуса Христа! И избежать Божьего гнева.

А как возлюбить Свет, Библию, возлюбить Бога не на словах, суррогатной любовью, а по-настоящему, спросит кто-то. Ответ прост: возможно всё это лишь при одном условии – ПОКАЯВШИСЬ за каждый совершённый грех! Искренне, не формально, а сердцем сокрушаясь, с желаньем твёрдым стать навечно чадом Божьим и больше не грешить. Слава Господу Иисусу, что Он прощает всех, искренне кающихся. Хвала Ему и слава!


Библия – не только одна из самых популярных в мире. Она для многих и источник вдохновения, и гипертекст. А некоторые и вовсе стараются отыскать в этой книге секретные коды и зашифрованные послания. Относиться к этому можно по-разному, но в Библии есть, как минимум, 10 знаковых чисел, которые упоминаются множество раз. Возможно, именно они и позволят приподнять завесу тайны над прошлым и будущим.

1. Один


Не удивительно, что число "1" используется в Библии для обозначения одного единственного истинного Бога. В Библии неоднократно повторяются такие тезисы, как "Ты не будешь иметь никаких других богов, кроме меня", "Господь наш является единственным богом" и т. д. Нумерологи утверждают, что число "1" - главное в Библии, ведь все важные действия (со стороны Моисея, Илии или Иисуса) производились в одиночку.

2. Двадцать два


В Библии число 22 используется довольно необычным, но вполне арифметически обоснованным образом. Если 22 разделить на 7, то это будет точным числом "пи". Библию можно разделить на три большие "секции" по 22 книги в каждой (хотя это касается только протестантской Библии). Еврейский алфавит состоит из 22 букв. Откровение завершает всю Библию на 22 главе. Если возраст пророков согласно Библии сложить, то получится точный год рождения Авраама (2167 г. до н.э.). При этом до смерти Иисуса в 33 г. н.э. прошло ровно 2200 лет.

3. Сорок


В Библии число 40 используется для обозначения завершения чего-то. Оно используется 146 раз в обоих Заветах. Израильтяне были порабощены египетскими фараонами на протяжении 400 лет (10 раз по 40). Бог заставил израильтян блуждать в Синайской пустыне 40 лет. Моисею было 40 раз по 3 года (120 лет) на момент смерти. 40 дней Моисей провел на горе Синай в молитвах. 40 дней длился пост Христа в пустыне и 40 дней прошло до его воскрешения. 40 лет прошло от Вознесения Иисуса до разрушения Иерусалима римлянами.

4. Двенадцать


12 знаков Зодиака, 12 часов дня и ночи, 12 главных олимпийских богов, 12 библейских колен, 12 апостолов, 12 дней Рождества... 12 - очень важное число в Библии. Наиболее очевидным примером являются 12 колен Израилевых. После конца мира 144 000 тысячи христиан будут вознесены на Небеса, по 12 000 человек из каждого рода Израилевого. Новый Иерусалим, город Небес, был окружен 12 стенами, в основания которых были заложены 12 драгоценных камней. Древо Жизни плодоносит 12 различными фруктами.

5. Четыре


Число 4 обычно указывает на завершение чего-либо. Из 12 колен Израилевых родословная Иисуса восходит к Иуде, четвертому роду. Есть 4 основных пророков Священного письма: Исайя, Иеремия, Иезекииль и Даниил. Есть 4 всадника Апокалипсиса. Есть 4 ангела, стоящих по 4 сторонам Земли (восток, юг, запад, восток). Ну и у креста - 4 стороны.

6. Десять


Есть множество случаев, в которых число 10 выступает основным. Чего только стоят 10 Заповедей. Помимо основных десяти Заповедей, есть еще 603 других заповеди, т. е. в общей сложности - 613. 6+ 1 +3 = 10. У человека есть 10 пальцев на руках и ногах. Естественно, что 10 является одним из важнейших чисел в Библии. Даже в Ветхом Завете зачастую упоминалось число 10. Бог обещал не разрушить Содом и Гоморру, если в них найдется всего 10 праведников. Иисус совершил в общей сложности 37 чудес, а 3 + 7 = 10

7. Шесть


В Библии число 6 обычно используется для обозначения чего-то несовершенного. В рабочей неделе 6 дней и 1 день для отдыха. Самый известный пример использования данного числа в Библии - 666 или число дьявола.

8. Три


Здесь, в первую очередь, конечно, в голову приходит Святая Троица, т.е. число 3 указывает на целостность. У Иисуса было 12 апостолов, оно именно троих он любил больше остальных: Петра, Иоанна и Иакова. Сатана искушал Иисуса 3 раза. На третий день была сотворена Земля. Иисус воскресил трех людей. Надпись на кресте написана на 3 языках. В Библии упоминаются 3 ангела: Михаил, Гавриил и Люцифер. Иисусу было 33 года на момент смерти. Он воскрес из мертвых на третий день.

9. Двадцать один

Пророчество Исаии о пришествии Мессии становится явным в главе 7, стихе 14: "...се, Дева во чреве приимет, и родит Сына...". 7+14=21. Существует 14 поколений (2 раза по 7) от Авраама до Давида, 14 поколений от Давида до вавилонского изгнания евреев, и еще 14 с этого момента до Иисуса. В Евангелии от Иоанна есть 21 глава (3 раза по 7).

10. Семь


В Библии число 7 используется, чтобы указать на совершенство. Бог сказал в Откровении, что есть 7 духов. В Скинии собрания, а позже и в Иерусалимском храме был установлен светильник из 7 свечей - менора. Ной привел по 7 пар каждого вида "чистых" животных в ковчег, а "нечистые" животные были спасены в количестве "каждой твари по паре". Потоп начался через семь дней после заселения ковчега. Иисус Навин провел войско израильтян вокруг Иерихона 7 раз.

Число 4 в Священном Писании — символ мира и человечества. Таинственных животных, явившихся пророку Иезекиилю (Иез. 1, 5), было четыре. Это число символическое, что видно уже из настойчивости, с которой оно проведено в настоящем видении: четыре не только животных, но и четыре лица у каждого из животных, четыре крыла, четыре колеса. Четыре — есть символ пространственной полноты, так как оно обнимает собой все страны света. Посему и тело, виденное Навуходоносором, означавшее всемирные монархии, имеет четыре составные части (Дан. гл. 2). Пророк Даниил видит четыре зверя и появлению их предшествует борьба на море четырех ветров (Дан. гл. 7). По пророку Иезекиилю (Иез. 14,21) если Бог хочет истребить какой-либо народ, то посылает на него четыре язвы; дух ожививший сухие кости в видении Иезекииля, пришел от четырех ветров (Иез. 37, 9). Будучи числом пространственной полноты, четыре является поэтому и символом законченности, завершения, наполнения, исчерпанности, как число семь — вечности, бесконечности (пространства и времени). Как таковые, эти числа прилагаются к исчислению высочайших духов— херувимов и архангелов. Замечательна немногочисленность этих ближайших служителей престола Божия, в противоположность тысячам тысяч и тьмам тём ангелов. Явившиеся пророку Иезекиилю «животные» были херувимы, как узнал пророк впоследствии, при повторении видения (Иез. 10, 2). Святой тайновидец Иоанн Богослов, видит пред престолом Всевышнего море стеклянное, подобное кристаллу и посреди престола четырех животных, исполненных очей спереди и сзади. Первое животное было подобно льву, второе— подобно тельцу, третье — имело лицо, как человек и четвертое — подобно орлу летящему. Все эти животные, окружая Всевышнего во время видения святого тайновидца, олицетворяли собой высочайшие свойства Господа: всемогущество, премудрость и проч., все они, находясь окрест престола Всевышнего, тем самым указывали на то, что все добродетели в высочайшей степени соединены в лице Единого истинного Бога. Число этих животных четыре служило символом Божественной власти над всем миром, множество глаз, коими они были покрыты— символ Божественного всеведения, от которого ничто не остается скрытым (Апокалипсис 4,6-11). Из других толкований седьмого стиха Апокалипсис а — эти четыре «животных» послужили эмблемами четырех евангелистов. По этому мнению, животное под видом льва — символа силы, власти и величия, изображает собой евангелиста Марка, т. к. в его Евангелии, главным образом, является Спаситель, как царь. Под видом тельца (жертвенного животного) представляется евангелист Лука, т. к. его Евангелие изображает, главным образом, Спасителя, как Агнца, принесшего Себя в жертву за грехи мира. Под видом человека изображается евангелист Матфей, так как в его Евангелии Христос является как второй Адам, пришедший во плоти, как человек. Под видом орла изображается евангелист Иоанн, ибо в его Евангелии Спаситель является, как Сын Бога в том Горнем мире, источник коего Он Сам в единстве со Отцем от века. Множество очей этих «животных» означает Божественное всеведение, знание всего прошедшего, настоящего и грядущего. Это верховнейшие и приближеннейшие к Богу ангельские существа, непрестанно славящие Бога. Основания стены города (Апок. 21, 20) украшены двенадцатью драгоценными камнями. Двенадцать оснований— двенадцать драгоценных камней, из коих восемь носимы были в нарамнике древнего первосвященника, а четыре других, чтобы показать согласие Нового Завета с Ветхим. И, наконец, четыре женщины пророчицы в Ветхом Завете— Мариам (Ис. 15, 20), Девора (Суд. 4, 4), Анна (1 Цар. 2, 1) и Олдама (4 Цар. 22,14-15).

; 2) ложное учение, основанное на предвзятой интерпретации чисел, встречающихся в Священном Писании, рассматривающее эти числа как элементы особого зашифрованного знания, доступного пониманию избранных (гностиков, нумерологов и т. п.).

В Священном Писании встречается две категории чисел – исторические и символические. Первая категория отражает факты прошлого, а вторая несет богословскую нагрузку.

Причем, исторические и богословские данные могут совпадать, а могут и не совпадать в одном числе. Например, указания на сроки царствования ветхозаветных монархов или указания на тот или иной год их правления есть чисто исторические датировки, которые не несут богословское содержание. Но указание на 40 дней пребывания Моисея на Синае больше чем историческая ремарка. Число 40 в Библии символизирует подготовительный период, предшествующий какому-либо важному событию. 40-летний период считался также сроком одного поколения.

Символическими числами в Библии являются: 40, 12, 10, 7, 4, 3, 2, 1.

Иногда символический смысл числа 40 объясняют следующим образом. Число 40 выражает собой полноту испытания. Оно образуется путем умножения двух других символических чисел: 4 (символ пространственной законченности видимого мира) и 10 (символ относительной завершенности). Последнее число, в свою очередь, может быть получено путем сложения двух других чисел, которые также символизируют полноту, как в мире духовном, так и мире видимом: 3 и 7. Насколько данное толкование применимо к значительной части случаев, где упоминается это символическое число, сказать трудно. Во всяком случае, мы не имеем достаточных оснований почитать его за безусловно истинное.

  • Сорок дней и сорок ночей продолжалось наводнение, связанное со всемирным потопом ().
  • Сорок лет было Исааку, когда он взял себе в жены Ревекку ().
  • Странствование евреев по пустыне продолжалось сорок лет (; ; ).
  • На три сорокалетия делится жизнь пророка Моисея, продолжавшаяся сто двадцать лет.
  • Сорок дней и сорок ночей Моисей провел на горе Синай ().
  • После рождения мальчика женщина сорок дней проходит очищение (). Если она рожала младенца женского пола, то очищение продолжалось восемьдесят дней (40+40).
  • Иисус Навин говорит: я был сорока лет, когда Моисей, раб Господень, посылал меня из Кадес-Варни осмотреть землю ().
  • После победы судии Гофониила над царем Месопотамским Хусарсафемом земля покоилась сорок лет ().
  • Сорок дней приглашал филистимлянин Голиаф евреев вступить с ним в поединок ().
  • Цари Давид и Соломон правили по сорок лет (, 15:7:3Цар.2:11:).
  • Передняя часть Иерусалимского храма, построенного Соломоном, имела ширину в сорок локтей ().
  • Сорок дней продолжался путь Илии до горы Божией Хорива ().
  • Сорок дней было дано жителям Ниневии на покаяние ().
  • В земной жизни Господа нашего Иисуса Христа с числом 40 связаны два важных события. Перед началом проповеди Царства Небесного Спаситель мира, удалившись в безводную Иудейскую пустыню, постился 40 дней, ничего не вкушая (; ). До Вознесения воскресший Господь оставался на земле тоже 40 дней ().

Число 12 означает число избранников. Производным от 12 является число 24 (24 священнические чреды, 24 старца в Откр.). Здесь, вероятно, можно говорить о символичности числа как о вмененной ему вследствие того, что оно соответствует количеству родоночальников колен Израиля, которых было 12. Делать обратный вывод (о том, что количество родоначальников было равно 12 именно в силу того, что в этом был изначально заложен некий таинственный смысл) - делать спорное заключение.

  • 12 патриархов, сыновей Иакова.
  • 12 колен Израилевых.
  • 12 Христовых.
  • По 12 тыс. на каждое колено избранных ().
  • 12 хлебов предложения ().
  • 12 камней, установленных в память о чудесном переходе Израиля через Иордан ().
  • 12 врат в Небесном Иерусалиме ().

Число 10 – один из символов завершенной полноты:

  • 10 казней египетских.
  • 10 заповедей Декалога (), ().
  • 10 условий для приближения к святилищу ().
  • Десятина ().
  • Притча о 10 девах ().
  • Десять женщин будут печь хлеб ваш в одной печи ().
  • Если в каком доме останется десять человек, то умрут и они ().
  • Какая женщина, имея десять драхм, если потеряет одну драхму, не зажжет свечи́ и не станет мести комнату и искать тщательно, пока не найдет ().

Число 7 – более распространенная в Св. Писании форма обозначения полноты:

  • История творения завершается 7-м днем покоя ().
  • Народы земли происходят от 70 предков ().
  • Число 7 часто встречается в ветхозаветном культе (семикратное окропление кровью, 7-мь жертвенных животных, семисвечник Скинии и Храма и т. д.).
  • Согласно , Плен длился 70 лет (по лет).
  • Христос избирает 70 апостолов (); апостолы – 7 диаконов ().
  • В Откровении говорится о 7 церквах, 7 звездах, и сама композиция его построена на числе 7.
  • Всякому, кто убьет Каина, отмстится всемеро ().
  • Семь агниц в свидетельство ().
  • Семь лет труда Иакова за Рахиль ().
  • Семидневный плач Иосифа по отцу ().
  • Постились семь дней ().
  • Семь дней и еще семь дней у построенного Храма ().

Число 4 знаменует вселенскость (по числу сторон света), иногда - завершенность, полноту. Отсюда:

  • Четыре рукава реки, вытекающей из Эдема ( сл.).
  • Четыре угла, или «рога», алтаря.
  • Небесный Ковчег в видении Иезекииля () несут 4 символических животных (ср. ); в его же видении Новый Иерусалим был в плане квадратным, обращенным к 4 сторонам света.
  • Четыре чашечки на стебле светильника ().
  • Четыре ветра небесных боролись на великом море ().
  • Четыре рода казней ().
  • От четырех ветров приди, дух, и дохни на этих убитых, и они оживут ().
  • Четыре Ангела, стоящие на четырех углах земли ().
  • Народы, находящиеся на четырех углах земли ().

Число 3 – знаменует , иногда трактуется как число, подчёркивающее святость, преданность Богу или отступление от Бога.

  • Явление трёх Ангелов Аврааму ().
  • Троекратное прославление святости Бога ().
  • Крещение во имя Отца и Сына и Святого Духа ()
  • Бог как властитель прошлого, настоящего и будущего в ().
  • Три наказания ().
  • Две части на всей земле будут истреблены, а третья останется на ней ().
  • Прежде нежели пропоет петух, трижды отречешься от Меня ().
  • Я третий год прихожу искать плода на этой смоковнице и не нахожу; сруби её: на что она и землю занимает? ().

Число 2 обозначает нечто основополагающее:

  • Две скрижали Декалога.
  • Два столба у врат Храма.
  • Закон и Пророки, олицетворённые на горе Преображения Моисеем и Илией.
  • Отправление апостолов по двое.
  • Два свидетеля Христова в конце времен ().

Число 1 : Так же как число 1 является основой всей математики, так и Бог – начало всего. Поэтому, нередко число 1 в Св. Писании указывает на то, что Бог - един и один.

  • Одно дерево познания добра и зла ().
  • Один закон (

Число 8 В Священном Писании употребление числа 8 тесно связано с числом 7, составляя то, что в музыке называется октавой, возвращение к первому, начало нового круга. Как день, стоящий вне пределов семи дней творческой недели, он означает новую жизнь, отсюда он выражает идею возобновления, возрождения, воскресения. Вследствие этого в отношении ребенка восьмой день считался как бы вторым днем рождения, началом для него новой жизни и нового развития. Мы, христиане, видим в нем образ воскресения Иисуса Христа, Который воскрес из мертвых на восьмой день и дал нам обрезание духа, которым мы умерщвляем ветхого человека, распиная в себе плоть с ее страстями и похотями и облекаясь в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины (Еф. 4, 22 и след.).
Всех писателей новозаветных книг было восемь. Более всех потрудился в составлении писаний великий учитель языков апостол Павел.
В Сивиллиных книгах (Сивиллами назывались у римлян в древности прорицательницы. Их предсказания были соединены в три книги. На их предсказания обращали внимание и христианские писатели, находя в них некоторые намеки на наступление Царства Христова. В них усматриваются, между прочим, чудеса, страдания, смерть и воскресение Мессии. Так, например, Сивилла свидетельствует о Его Божественном воплощении и спасительном распятии: «в позднейшие времена придет Некий на сию землю, примет на Себя плоть кроме греха. Безпредельным всемогуществом Божества Он разрушит тление неисцельных страстей и Ему позавидуют неверующие люди, и Он будет повешен на высоком месте, как бы достойный смерти».) указывается на имя Иисуса, говоря, что в этом слове (по-гречески) находится четыре гласных и две согласных, и что все число имени равно восьми единицам, восьми десяткам, восьми сотням, т. е. 888 — состоящему из трех совершенных восьмерок.
По воскресении Своем Господь наш Иисус Христос явился Своим ученикам. Святого апостола Фомы не было в это время среди других учеников Спасителя, и поэтому он с недоверием выслушал слова других апостолов о том, что они видели своего Учителя и тем самым еще более усилия веру Церкви Христовой.
Ибо в то время как прочие ученики Христовы говорили: «видехом Господа», он не хотел им поверить, пока сам не увидит Христа и не прикоснется к Его язвам. Спустя восемь дней по воскресении. когда все ученики собрались вместе и Фома был с ними, Господь явился им и сказал Фоме:
«Подай перст твой сюда, и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим»,
Фома же воскликнул: «Господь мой и Бог мой» (Ин. 20, 24-29). Это событие с Фомой самым наглядным образом убеждает всех в истинности воскресения Господня, потому что Христос явился ученикам не как призрак и не в ином каком-либо теле, но в том же самом, в котором пострадал ради нашего спасения. После вознесения Иисуса Христа на небо и сошествия Святого Духа, апостолы сами являются вестниками воскресения. В своем послании апостол Петр (1 Пет. 3, 20) говорит: «Некогда непокорные ожидавшему их Божию долготерпению, во дни Ноя, во время строения ковчега, в котором немногие, то есть, восемь душ спаслись от воды».
В понятии исторического всемирного водного потопа апостол берет не карательную, а спасительную его сторону — «спаслись от воды». Апостол «представил», что спасение проповедовалось людям от начала, но они по наклонности своей к суете пренебрегали им, и в то время, как людей было бесчисленное множество, только восемь душ покорились проповеди и спаслись в устроенном ковчеге. Так как спасение было в воде, то он относит это к святому крещению и говорит, что вода эта указывала на наше крещение, ибо и оно погубляет непокорных бесов и спасает с верой приходящих в ковчег, т. е. в Церковь и как вода смывает нечистоту, так и крещение, только оно производит отложение нечистоты не плотской, но производит омытие скверны душевной, чем апостол выражает и даруемую при крещении от Бога благодать прощения или очищения грехов и примирения с Богом, с другой стороны — и молитву крещаемого о сохранении этой доброй совести и на будущее время (число 8 — символ возрождения). Эта сила крещения коренится в воскресении Иисуса Христа и последующем вознесении Его на небо, причем Ему, как Богочеловеку, свободно покорились небесные духи (1 Пет. 3, 21-22; ср. Евр. 1, 4).
Поскольку число семь в Священном Писании означает полноту, поэтому, чтобы обозначить всю долговременность жизни этого мира, святые отцы употребляют выражение семь веков, или семь дней, а восьмой век, или восьмой день уже обозначает жизнь будущую.