Структура и функции политической системы. Понятие, структура и функции политической системы общества Функциональная политическая система


Как и любая иная, политическая система имеет свои границы- Внутри этих границ находятся властные институты, отношения, виды деятельности, которые определяют политику. За пределами границ политической системы находится «среда». Здесь расположены неполитические сферы жизни общества: экономическая, социальная, сфера духовной культуры, частная жизнь человека, а также политические системы других стран и международные институты (например, ООН). В политической системе, согласно одному из подходов, существующих в политологии, выделяется пять структурных компонентов, которые называют подсистемами.

Институциональная подсистема включает государство, партии, общественно-политические движения и иные политические институты.

Нормативная подсистема включает политические принципы, правовые нормы, регулирующие политическую жизнь, политические традиции и нормы морали, воплощенные в конституциях, иных законах (эти нормы распространяются на всю политическую систему), партийных программах, уставах политических объединений (эти нормы действуют внутри определенных организаций), а также традициях и процедурах, определяющих правила поведения в политике.

Функциональная подсистема охватывает формы и направления политической деятельности, методы осуществления власти.

Коммуникативная подсистема - это совокупность связей и взаимодействий как между подсистемами политической системы, так и между политической системой и другими подсистемами общества (экономической, социальной и т. п.), а также между политическими системами различных стран.

Культурно-идеологическая подсистема охватывает политическую психологию и идеологию, политическую культуру, включающие в себя политические учения, ценности, идеалы, образцы поведения, которые влияют на политическую деятельность людей.

В совокупности всех названных компонентов политическая система представляет собой сложный механизм формирования и функционирования власти в обществе.

Взаимодействия политической системы со «средой» можно объединить в две группы. Первая: воздействия общества на политическую систему. Эти воздействия являются импульсами, которые должны побудить политическую систему реагировать на них. Они могут принять форму требований, идущих от общества. Так, в конце 1990-х гг. в российском обществе среди педагогов, ученых, общественных деятелей возникло беспокойство по поводу состояния системы образования в стране. На различных собраниях, в прессе, на съезде работников образования и содержания образования поднимался вопрос о необходимости модернизации этой системы. Политическая система получила мощный импульс, который положил начало процессу выработки политического решения, затрагивающего интересы населения. Вопрос о модернизации образования стал предметом рассмотрения в Федеральном Собрании, правительстве, других институтах власти (институциональная подсистема). Его решение готовилось в рамках Конституции, но потребовало изменения Закона «Об образовании» и других нормативных документов, а также принятия Закона «О государственных образовательных стандартах» (нормативная подсистема). Подготовка решений по модернизации образования проявилась в различных формах деятельности (дискуссиях, социологических опросах, собраниях учителей, экспертизах) Министерства образования, Комитетов Государственной Думы, Государственного Совета, печатных изданий, телевидения и т. п. (функциональная подсистема). Потребовалось взаимодействие политических партий, министерств образования, финансов Государственной Думы, Президента РФ (коммуникативная подсистема) и между подсистемами. Формы политической деятельности всех участников и предлагаемые проекты модернизации отражали ценности, идеалы, политическую культуру (культурно-идеологическая подсистема). В результате сложного подготовительного процесса, всестороннего анализа проблемы, обсуждения, финансовых расчетов и т. д. в политической системе созрело решение, которое приняло форму постановлений Правительства РФ о проведении экспериментальной проверки новой структуры, об утверждении Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г., ряда других документов.

Эти постановления - проявление второй группы взаимодействий политической системы и общества: воздействия политической системы на общество через принятие решений, осуществление мер по их претворению в жизнь.

Итак, как видим, в обществе (в «среде», в которой существует политическая система) возникают потребность в определенных изменениях, недовольство какими-либо негативными явлениями, активное отношение к тем или иным действиям властей. Они проявляются в требованиях, в различных формах поддержки или в иной информации. Под влиянием этих импульсов, идущих от общества (или рождающихся в самой политической системе), внутри политической системы развивается процесс подготовки и принятия политических решений, в которых одновременно участвуют все ее структурные компоненты. Принятые решения (законы, указы, постановления, распоряжения) и меры, обеспечивающие их выполнение, направлены на общество, на осуществление назревших изменений в нем.

В чем же проявляется роль политической системы? Каковы ее функции?

Главная из этих функций - это ее руководящая роль по отношению ко всем другим системам (сферам), образующим в совокупности общество.

Именно в политической системе определяются цели и задачи общественного развития, разрабатывается политический курс власти. Такова функция целеполагания, которую выполняет политическая система.

Еще одна функция - интегративная - состоит в сохранении целостности общества, предотвращении его дезинтеграции, распада, в согласовании многообразных интересов различных социальных групп. К числу важнейших относится и регулятивная функция, которая состоит в регламентации, упорядочении всей совокупности общественных отношений, выработке норм поведения людей во всех сферах социальной жизни.

Понятие политической системы

Под политической системой понимается совокупность государственных, партийных и общественных органов и организаций, участвующих в политической жизни страны. Любая система, в том числе и политическая, имеет следующие характеристики:- состоит из многих частей;

Части составляют единое целое;

Система имеет границы.

Сущность политической системы

Политическая система как одно из основополагающих понятий социальной науки - плод современного этапа политического знания. Термин "политическая система" встречается ещё в трудах Аристотеля. Однако он не осмысливался ни великим греком, ни теоретиками позднего времени в категориальном плане, а обозначал только отдельную сторону политической жизни.

В современной политической науке понятие "политическая система" разработано как категория, охватывающая все главные стороны и элементы организованной в рамках данного общества политической деятельности и политических отношений.

Политическую систему можно определить как целостную и динамичную совокупность однотипных, дополняющих друг друга ролей, отношений и институтов власти, взаимодействующих на основе единых норм и ценностей, задаваемых интересами доминирующих в обществе социальных групп и позволяющих последним реализовывать свои цели и намерения.

По своей сути политическая система характеризует глубинные, качественно определенные основания организации публичной государственной власти в масштабах общества, отображая базовые предпосылки и факторы воспроизводства отношений государства и социума в целом. Политическая система существует в реальной стране или группе стран, ее основа - определенное сообщество людей (национальное или интернациональное).

Функции политической системы

1) Регулирующая, касающаяся управления поведением групп и индивидов (ведение норм, действие администрации и т.д.);

2) Экстракционная, связанная с добыванием необходимых для своего функционирования экономических и других ресурсов;

3) Дистрибутивная - способность распределять и перераспределять ресурсы, блага, услуги, знаки отличия и прочее;

4) Реагирующая, связанная с необходимостью постоянно отвечать на требования социальной среды, адаптироваться к ее изменениям. П. Шарон вполне обоснованно добавляет еще пятую, не менее существенную, а возможно, самую важную способность: саморегуляции, характеризующую внутреннюю, обращенную на себя управляемость.

Структура политической системы

1. Политическое сообщество людей, включающее большие социальные группы - несущие социальные компоненты системы, правящие элиты, группу государственных служащих, различные слои избирательного корпуса, военных и т.д., словом, всех тех, кто стоит у власти, стремится к ней, проявляет только политическую активность или же отчужден от политики и власти.

2. Совокупность политических институтов и организаций, составляющих структуры системы: государство, все ступени правления от высших органов власти до местных, политические партии, общественно-политические и неполитические организации, преследующие политические цели (объединения предпринимателей, группы интересов и другие).

3. Нормативная подсистема: политические, правовые и моральные нормы, традиции, обычаи и другие регуляторы политического поведения и деятельности.

4. Функциональная подсистема: методы политической деятельности.

5. Политическая культура и коммуникативная подсистема (средства информации).

К числу элементов политической системы относятся все институты социальной жизни, группы людей, нормы, ценности, функции, роли, средства, с помощью которых реализуется политическая власть и осуществляется управление общественной жизнедеятельностью людей. В составе системы - политические структуры и сообщество людей со свойственным ему образом политической жизни стилем политической деятельности.

Типы политических систем

Большинство западных политологов выделяют следующие три типа политических систем.

Политические системы англо-американского типа. Они характеризуются секуляризованной политической культурой, опирающейся на рациональный расчет, терпимость и толерантность граждан и политической элиты. Системы этого типа стабильны, эффективны, способны к саморегулированию. Здесь оптимально реализуется принцип разделения власти на законодательную, исполнительную, судебную и четко определены их функции.

Политические системы тоталитарного типа. Власть сосредоточена в руках немногочисленной политической номенклатуры (бюрократии). Средства массовой информации находятся под контролем государства. В обществе, как правило, разрешена деятельность только одной партии, которая контролирует деятельность всех элементов политической системы. Господствует идеология правящей партии. Чрезмерно расширены функции репрессивных органов. Политическая активность носит разрушительный и принудительный характер.

Континентально-европейские системы. Имеются в виду системы, сложившиеся во Франции, Германии, Италии. Для них характерно взаимодействие старых и новых культур, политических традиций и форм политической деятельности, партии и общественно-политические объединения свободно функционируют в границах существующих конституционных норм, представительная и исполнительная ветви власти осуществляют свою деятельность на основе определенных законом регламентов и процедур.

7. Гражданское общество. Происхождение, понятие, признаки, функции. Взаимоотношения гражданского общества и государства.

Гражданское общество - это сфера самопроявления свободных граждан и добровольно сформировавшихся ассоциаций и организаций, независимая от прямого вмешательства и произвольной регламентации со стороны государственной власти

Признаки гражданского общества

· наличие в обществе свободных владельцев средств производства;

· развитая демократия;

· правовая защищённость граждан;

· определённый уровень гражданской культуры;

· наиболее полное обеспечение прав и свобод человека;

· самоуправление;

· конкуренция образующих его структур и различных групп людей;

· свободно формирующиеся общественные мнения и плюрализм;

· легитимность.

Функции гражданского общества

· законность обеспечивает защиту частных сфер жизни человека и гражданина от необоснованной жесткой регламентации государства и других политических структур.

· защищает граждан и их объединения от незаконного вмешательства в их деятельность государственной власти и тем самым

· способствует формированию и упрочению демократических органов государства, всей его политической системы.

· Институты и организации гражданского общества призваны обеспечивать реальные гарантии прав и свобод человека, равный доступ к участию в государственных и общественных делах.

· функция социального контроля по отношению к своим членам. Оно независимо от государства, располагает средствами и санкциями, с помощью которых может заставить индивида соблюдать общественные нормы, обеспечить социализацию и воспитание граждан.

· коммуникационнуя функция .Демократическое государство призвано максимально удовлетворять интересы и потребности своих граждан. Однако в условиях экономического плюрализма эти интересы столь многочисленны, столь разнообразны и дифференцированы, что государственная власть практически не имеет каналов информации обо всех этих интересах

· стабилизирующая функция создает прочные структуры, на которых держится вся общественная жизнь.

Политическая система общества имеет свои функции , среди которых исследователями выделяются:

  • 1) определение целей, задач и путей развития общества;
  • 2) организация деятельности общества по выполнению принятых целей и программ;
  • 3) политическая социализация (приобщение членов общества к политической деятельности);
  • 4) формирование политического сознания, приобщение членов общества к политическому участию и деятельности;
  • 5) обеспечение внутренней и внешней безопасности и стабильности политического строя;
  • 6) контроль за выполнением законов и правил; пресечение действий, нарушающих политические нормы;
  • 7) разработка правил и законов поведения людей и групп в обществе;
  • 8) согласование разнообразных интересов государства и социальных общностей;
  • 9) распределение материальных и духовных ценностей.

Эффективность функционирования политической системы зависит от полноты реализации ее функций, которые способны развиваться, воспроизводиться, расширяться или терять свое значение. Если такие изменения не происходят, то политическая деятельность формализуется, догматизируется, что в конечном итоге приводит к застойным явлениям в самой политической системе. В условиях кризиса или войны функции политической системы, как правило, реализуются не полностью.

В современных демократических странах политические системы стремятся к сохранению равновесия в обществе. В этих целях осуществляются перемещения элементов в системе и их приспособление друг к другу. Устанавливаются также прямые и обратные связи политической системы с ее социальным окружением, что позволяет ей совершенствоваться и не допускать социальных взрывов.

Политическая система - это совокупность государственных, партийных и общественных органов и организаций, участвующих в политической жизни страны. Она является сложным образованием, обеспечивающим существование общества как единого организма, централизованно управляемого политической властью.

В зависимости от времени и места понятие политической системы имеет различное содержание, так как значимость компонентов политической системы меняется соответственно типу политического режима.

Кроме того, политическую систему определяют как взаимодействия, посредством которых в обществе авторитетно распределяются материальные и духовные ценности. Любая система имеет следующие характеристики:

  • * состоит из многих частей;
  • * части составляют единое целое;
  • * система имеет границы.

Системный подход в политологии впервые был применен Д. Истоном. Он разделил основные компоненты своей модели на «входящие» факторы (требование и поддержка) и «исходящие», связанные с первой путем обратной связи. Требования он делит на внешние, идущие из среды, и внутренние, идущие от самой системы. Требования - всего лишь «исходный материал», из которого формируется конечный продукт, называемый решениями. Другой вид входящих импульсов - поддержка. Она выступает в разных формах: материальной, воинской службе, соблюдении законов и директив государственной власти, уважении к государственной символике.

Структура политической системы состоит из институциональной, нормативной, функциональной и коммуникативной подсистем.

Институциональная подсистема - это государство, политические партии, общественно-политические движения, профсоюзы, организации, церковь, средства массовой информации.

Нормативная подсистема включает в себя нормы права, политические традиции, политическую мораль и этику.

Функциональная подсистема - это формы и направления политической деятельности, способы и методы осуществления власти (политический режим).

Коммуникативную систему представляют: политическая культура, политическое сознание (идеология и политическая психология), политические отношения.

Прежде всего, политическая система осуществляет верховную власть, решения которой обязательны для всего общества. Понятие власти - это основная характеристика политической системы в отличие, например, от экономической системы, для которой главное - это понятие собственности.

Основными функциями политической системы являются следующие:

  • 1. Определение целей и задач общества, выработка программ деятельности в соответствии с интересами граждан страны.
  • 2. Мобилизация ресурсов и организация деятельности общества для осуществления его целей и задач.
  • 3. Укрепление единства общества.
  • 4. Распределение ценностей в соответствии с интересами всего общества и отдельных социальных групп, наций, каждого человека.
  • 5. Урегулирование конфликтов.

Кроме того, политические системы выполняют два базовых набора функций - функции «ввода» и функции «вывода».

К функциям «ввода» относятся:

  • 1. Политическая социализация и привлечение к участию.
  • 2. Артикуляция интересов, т.е. наличие групп интересов как связующего звена между гражданами и государством.
  • 3. Агрегирование интересов, т.е. превращение требований в альтернативы государственной политики.
  • 4. Политическая коммуникация.

Функции «вывода» :

  • 1. Разработка норм-законов.
  • 2. Применение норм.
  • 3. Контроль за соблюдением норм.

Условия политической стабильности.

Основные условия и факторы политической стабильности:

  • - эффективное функционирование политической системы, всех ее подсистем, успешное разрешение обществом насущных задач развития и обеспечения прогресса;
  • - согласие основных или ведущих социальных групп и выражающих их интересы политических организаций по основным вопросам общественного развития;
  • - необходимый уровень доверия к деятельности властных институтов со стороны общества, их умение в достаточной степени выражать интересы большинства;
  • - высокая эффективность и легитимность политического режима, легальность властей;
  • - наличие правовой системы, создающей необходимые условия для рационального и естественного функционирования данного общества;
  • - обеспечение основных прав и свобод человека, нахождение оптимума между участвующими в политике и абсентеистами;
  • - разумное распределение полномочий между центральными и местными властями, оптимизация количества политических подсистем, уровня их автономизации;
  • - руководство страной в соответствии с основными традициями, нормами морали, этики и религии, нахождение их оптимального взаимодействия. Нахождение оптимального взаимодействия между правом, моралью и политической культурой общества;
  • - недопущение резкой социальной дифференциации общества;
  • - отсутствие (предотвращение и эффективное разрешение) острых социальных, национально-этнических и религиозных конфликтов;
  • - эффективность господствующего, инициируемого руководством страны (общества) потока политической коммуникации;
  • - умение руководителей властных структур и общественных движений использовать международный опыт, международные и региональные стабилизационные факторы в интересах национального развития, социального прогресса и политической стабильности общества;
  • - наличие общих элементов политической культуры у “управляющих” и “управляемых”.

Рассмотренные выше условия и факторы в своей совокупности представляют идеальную модель политической стабильности. Ясно, что в реальной жизни степень их наличия и реализации различна. Однако во всех случаях ключевыми условиями политической стабильности являются легитимность, легальность и эффективность существующего режима, политической системы общества; наличие необходимой социальной базы поддержки властных институтов; согласие ведущих социально-политических сил по поводу основных целей и задач развития страны; консолидация общества на основе общепризнанной цели; своевременное разрешение и предупреждение острых конфликтов; значимость и действенность господствующего, инициируемого властными структурами, потока политической коммуникации.

СТАБИЛЬНОСТЬ ПОЛИТИЧЕСКАЯ -- способность государственной системы длительное время функционировать без значительных изменений, обеспечивая планомерное развитие, преемственность власти, благоприятный инвестиционный климат и экономический рост.

Вероятно, первым государством, пришедшим к пониманию стабильности как высшего блага для подданных, стал древний Китай, принявший идеи Конфуция в качестве государственной доктрины. «Не дай вам бог жить в эпоху перемен!» -- до сих пор одно из любимых пожеланий китайцев, наряду с традиционными для всех землян пожеланиями счастья, здоровья и успехов.

Однако в своем современном смысле признание ценности политической стабильности как части общей идеологии гуманизма, закрепилось в политическом дискурсе уже после Второй мировой войны, став своеобразным ответом человечества на ее ужасы и разрушения.

Политическая стабильность -- одно из важных условий равномерного экономического роста и привлечения инвестиций, как внутренних, так и внешних, что делает ее достижение и сохранение чрезвычайно желательным не только для развивающихся, но и для развитых стран.

Достичь политической стабильности, особенно развивающимися и реформируемыми системами, довольно сложно, т. к. степень вовлечения государственного бюрократического аппарата в общественные процессы в таких странах, как правило, слишком велика, что, с одной стороны, тормозит необходимые изменения системы в целях улучшения ее функционирования, а с другой, приводит к тому, что даже незначительное отклонение от взятого политического курса требует радикального переустройства всего существующего порядка вещей.

Политическая стабильность достигает своего минимума во время революций, чей инновационный эффект нередко сильно преувеличивается, зато разрушительные последствия очевидны. Выступая 10 мая 1907 г. на прениях по земельному вопросу в Госдуме, премьер-министр Российской империи П. Столыпин говорил: «Противникам государственности хотелось бы избрать путь радикализма, путь освобождения от исторического прошлого России, освобождения от культурных традиций. Им нужны великие потрясения -- нам нужна Великая Россия!».

Слова Столыпина не потеряли актуальности в наши дни. Считается, что самым важным шагом на пути обретения политической стабильности является наличие конституции, а также усложненного механизма внесения поправок в нее, что обеспечивает более или менее стабильное правовое поле внутри страны. Минимум политических партий в государстве тоже способствует равномерному -- в случае двухпартийности -- синусоидальному движению системы, создавая, таким образом, необходимые условия стабильности.

Политическую стабильность невозможно увязать с политическим устройством государства, будь то демократия или тирания. Стабильность это прежде всего гарантия того, что определенные правила, какими бы плохими они ни были, не будут переписываться во время игры.

Есть мнение, что политическая стабильность невозможна в демократическом государстве, что она достигается лишь при длительном пребывании у власти единственной политической силы и при существенном ограничении гражданских свобод. Однако практика показывает: подобные схемы утопичны. Системы, основанные на однопартийности и безальтернативности власти, не отвечают требованиям постоянно меняющейся среды; они неэффективны и склонны к стагнации.

Не обладая другими механизмами сглаживания политических и прочих противоречий, кроме механизма подавления и ограничения, они обречены на крах. Настоящая стабильность не противоречит развитию, а наоборот способствует ему.

Политическая система, как и экономическая, правовая, духовная, а также социально-классовая системы, является подсистемы общества. Если существенным признаком экономической системы является собственность, правовой - правовые нормы как регуляторы общественной жизни, духовной - формирование ценностей, воспроизведение личным занятости, адекватной этим ценностям, то существенный признак политической системы заключается в формировании и осуществлении политической, государственной власти. Именно властные отношения характеризуют политическую систему.

В отличие от других систем, особенности политической системы заключаются в том, что:

  • - во-первых, она обладает монополией на власть в масштабах всего общества;
  • - во-вторых, определяет стратегию общественного раз-развития в целом и экономическую, социальную, культурную и внешнюю политику частности;
  • - в-третьих, определяет и представляет интересы господствующих социальных групп или всего общества на государственном уровне;
  • - в-четвертых, обеспечивает политическую и административно-дер-государственное управление общественными процессами;
  • - в-пятых, способствует стабилизации или дестабилизации об-ной жизни;
  • - в-шестых, формирует правовую систему и функционирует в ее рамках или выходит за пределы правового поля.

Одни политологи понятие «политическая система» отождествляют и оценивают с политическим режимом этой системы, другие - с политическими организацией, третьи значительно расширяют объем и содержание понятия «политическая система», включая в ее структуру элементы, которые нельзя считать собственно политическими.

В целом политическая система - это совокупность институтов, которые формируют и распределяют государственную власть и осуществляют управление общественными процессами, а также представляют интересы определенных социальных групп в рамках соответствующего типа политической культуры.

Политическая система имеет свою структуру. Большей частью, в отечественной литературе в структуру политической системы включают: политические отношения, политические институты (организации), политические и правовые нормы, политическое сознание и политическую культуру.

На наш взгляд, в структуре политической системы можно выделить ряд структурных уровней:

  • - институциональный (организационно-нормативный), который раскрывает характер функционирования основных институтов политической системы;
  • - процессуальный - характер групповых и массовых субъектов политики;
  • - интеракционистский - характер взаимодействий на межличностном, групповом и институциональном уровнях.

Для того чтобы выделить структурные элементы политической системы на институциональном уровне, необходимо, прежде всего, дать ответ на следующие вопросы: как осуществляется государственная, региональная и местная власть, какие механизмы формирования этой власти, качество ментальных и деятельно-практических компонентов политической системы.

Отвечая на них, выделим следующие структурные элементы: государство, региональные и местные органы самоуправления, партийная система, избирательная система, политическая культура.

Интеракционистский уровень структуры политической системы включает совокупность различных форм взаимодействия (сотрудничества, консенсуса, конкуренций, конфликта).

С позиции этого подхода можно выделить содержанию компонентом политической деятельности. Предложенная нами структура политической системы позволяет сгруппировать различные политические явления и процессы в единую целостную систему, раскрыть ее структурный и функциональный характер как на макро-, так и на микроуровнях, т.е. на институциональном, межличностном и групповом уровнях.

Политическая система в обществе выполняет ряд функций: властно-политическую, национальной интеграции, стабилизации социально-политической жизни, социально-политической модернизации, управления, правовую.

Властно-политическая функция. Суть ее сводится к механизму формирования, использования и поддержки власти в соответствии с уровня политической культуры и интересов субъектов политического процесса.

Механизм распределения власти в политической системе зависит от типа политического режима, содержания форм взаимодействия субъектов политического процесса, а также от степени цивилизованности других систем общества, геополитического положения, тенденций мирового развития.

Политическая система с точки зрения механизма формирования власти может характеризоваться:

  • 1) равновесием жесткой конкуренции и конструктивного сотрудничества в получении и использовании власти;
  • 2) дисбалансом распределения власти между официальными государственными факторами и скрытыми интересами;
  • 3) недоразвитыми формами конкуренции и сотрудничества;
  • 4) отсутствием равных условий для реализации интересов групповых субъектов политики при добытой власти;
  • 5) перманентной насильственной борьбой за власть.

Итак, политическая система развитых обществ функционирует на основе баланса жесткой конкуренции и конструктивного сотрудничества в распределении власти или с преобладанием механизмов консенсуса над механизмами противовесов. Политические системы других обществ характеризуются недоразвитыми формами конкуренции и сотрудничества или разрушительной борьбой за власть.

Функция национальной интеграции. Политическая система по обеспечению интеграции племен в народность, а народностей в нацию. При этом политическая система осуществляет национальную интеграцию в рамках империи-государства и национального государства. В рамках империи-государства политическая система обеспечивает национальную интеграцию путем принуждения и насилия, предоставляя народу метрополии определенные привилегии и лишая народы колоний права на выражение своей этнической идентичности.

В рамках национального государства политическая система осуществляет национальную интеграцию несколькими путями:

  • 1) насильственным путем объединяет этнически родственные территории (как это имело место в Германии во времена Бисмарка) вокруг центральной власти;
  • 2) создает новую политическую нацию этнически пестрого населения бывшей колонии путем консолидации на принципах гражданства;
  • 3) формирует нацию на основе коренного этноса, лишая некоренные этносы гражданских прав;
  • 4) формирует нацию на основе коренного этноса и пытается присоединить территории соседнего государства, где живут этнические «родственники».

Национальная интеграция сегодня возможна только при условии учета политическими факторами специфики разносторонних интересов (религиозных, социальных, идеологических) и создание соответствующего механизма консолидации социально-политических сил, преодоления партикуляризма и клановости.

Функция стабилизации социально-политической жизни. Стабилизационная деятельность политической системы заключается в ее способности выяснять причины разнообразных конфликтов (классовых, групповых, межэтнических, межпартийных, межгосударственных), предупреждать их углубления, находить выход из конфликтных ситуаций путем достижения компромиссов, восстановление консенсуса.

Закономерностью политической системы, по Д. Истону, есть стремления к равновесию, то есть обеспечение уравновешенности подсистем. Такое равновесие может обеспечиваться либо путем жесткого контроля общественной жизни с помощью политических институтов, либо путем согласования социальных интересов.

Еще одной закономерностью политической системы является закономерность маятника. Суть этой закономерности заключается в том, что система, выведенная из оптимального равновесия в сторону доминирования авторитаризма или демократии, непременно сначала переходит в свою противоположность и амплитуда колебаний за время якобы равнозначна. Если, например, период диктата продолжался несколько поколений, то переход к состоянию демократии длиться столько же времени. Итак, переход от одной политической системы к другой всегда сопровождается дестабилизационными процессами.

Для стабильности политической системы нужны следующие условия:

  • - наличие механизмов достижения и сохранения постоянного равновесия общественно-политической жизни;
  • - своевременное опережение и вытеснение в политической системе элементов, нарушающих ее нормальное функционирование;
  • - постоянное обновление внутренних структур системы;
  • - связь внутреннеполитических элементов с мировым политической жизнью;
  • - усиления универсальной и глобальной адаптивности системы.

Функция социально-политической модернизации. Суть ее сводится к тому, что политическая система реформирует все стороны общественной жизни. Если политическая элита не обладает соответствующим реформистским потенциалом, то переход от одной системы к другой сопровождается затяжными катаклизмами, стагнационными процессами, постоянным воспроизведением старых структур, способов мышления и поведения. Выбор пути модернизации общественной жизни, поиск особых (именно для этой нации) вариантов развития зависит от того, насколько институты политической системы обнаруживают способность к самообновлению, решительно порывают с отжившими традициями.

Правовая функция. Политическая система формирует право и функционирует в его рамках. Правотворческая функция политической системы зависит не только от законодательного органа государства, но и от способности всех субъектов политического процесса (партий, общественных организаций, групп давления) достичь согласия по выработке таких правовых норм, способствует стабилизации общества, гармонизации интересов социальных групп.

Если субъекты политического процесса пренебрегают правом, предпочитают групповым интересам, в обществе господствует дезинтеграция и дезорганизация, появляется соблазн стабилизировать общественные отношения тоталитарными способами. Поэтому важно оценивать деятельность той или иной политической организации сквозь призму ее способности упорядочивать свою деятельность в рамках правовых норм и выдвигать правотворческие инициативы. Без высокой правотворческой способности субъектов политического процесса политическая система перестает действовать в рамках правового поля, становится средством бюрократического произвола и беззакония.

Важным аспектом изучения политической системы является ее типология. С точки зрения формационного подхода, политическую систему можно классифицировать как рабовладельческую, феодальную, буржуазную, коммунистическую и посткоммунистическую. За культурологической классификацией ее разделяют на западную, восточно-православную, латиноамериканскую, китайскую, японскую, мусульманскую, индусскую, африканскую. Согласно теории трех стадий, существует политическая система аграрного, индустриального и постиндустриального общества.

Такая типология основывается на определении типа политической системы, исходя из анализа типа общества и культуры в их генетическом и структурно-функциональных измерениях. Речь идет о том, что с помощью этого анализа является возможность проследить не только сегодняшнее состояние общественного развития, но его историю, на основе которой возникают и функционируют политические системы.

Возможен также подход на основе анализа типов политических систем по способу и масштабом их влияния на общество, а также характеру осуществления собственно своих основных функций. Согласно такому подходу выделяют три типа политических систем: административно-командную, соревновательную, социопримирительную.

Административно-командная система характеризуется тем, что объединение общественных структур происходит не благодаря естественному процессу борьбы и сотрудничества социально-политических сил, а благодаря бюрократической централизации, отрицанию политического плюрализма и администрированию в решении всех политических проблем:

  • - ликвидируются автономные центры принятия решений;
  • - исключительная роль политического лидера выражается в культе его личности;
  • - нивелируется гражданский статус человека, ограничиваются его права и свободы;
  • - значительно распространяется политическая демагогия о защите интересов народа;
  • - превалирует откровенное насилие;
  • - царит бюрократия (теократическая, королевская, военная или партийно-государственная), построенная на принципах феодальной иерархии с соответствующими льготами и привилегиями.

Командная политическая система прошла исторический путь от правления египетских фараонов, тиранам Греции, императоров Рима, абсолютных монархов до современных тоталитарных и авторитарных режимов. Историческая практика показала, что, хотя на определенных этапах общественного развития этим политическим системам удавалось достичь определенного успеха, в итоге они становились тормозом общественного прогресса.

Для соревновательной политической системы характерны политических плюрализм, влияние на государственную власть социальных сил, жесткая конкуренция политических сил за власть, наличие различных центров принятия политических решений, конституционные гарантии прав и свобод личности. Утвердилась такая система в условиях свободной конкуренции. Хотя она и сейчас существует во многих странах (СЕЛА, Италия, Греция), однако постепенно начинает эволюционировать в сторону социопримирительной политической системы.

Социопримирительная политическая система имеет такие признаки:

  • - приоритет решения социальных проблем перед заданиями политическими,
  • - замена политической конкуренции политическим сотрудничеством,
  • - распределение властных полномочий путем коллегиальности и консенсуса,
  • - учета большинством потребностей меньшинства,
  • - распыление-децентрализация, а не концентрация власти,
  • - преобладание решений прямой демократии над представительной,
  • - стремление властных структур к утверждению социального мира, социальной справедливости.

Такая система утвердилась, прежде всего, в Швейцарии, Исландии, частично в Швеции, Германии, Голландии, Австрии и других странах.

Политические системы можно типологизировать по их политических режимам и политическим культурам. В таком аспекте можно принять термины «политическая система тоталитарного режима» или «англо-американская политическая система».

Структура политической системы - это совокупность властных институтов, которые связаны между собой и создают устойчивую целостность. Указанная структура состоит из четырех основных групп элементов: 1) политические институты; 2) политико-правовые нормы; 3) политические отношения; 4) политическая культура. Наличие каждой из них необходима для существования и функционирования политической системы общества и достижение ее целей.

Согласно этих элементов подметят и четыре взаимодействующие подсистемы, а именно:

1) институциональная (или организационно-институциональная) подсистема состоит из политических институтов, к которым относятся государство, политические партии, общественные организации, средства массовой информации, органы местного самоуправления. Институциональная подсистема является источником всех важнейших связей, которые возникают в пределах политической системы и поэтому, она выступает основополагающей как в отношении политической системы общества в целом, так и ее отдельных составляющих.

Ведущим институтом политической системы общества, в котором сосредотачивается максимально политическая власть, ее ядром является государство и ее структурные элементы: глава государства, парламент, органы исполнительной власти, судебные органы и т.д. Именно государство осуществляет управление обществом, охраняет его экономическую, социальную и культурную сферы, обеспечивает политическую организованность общества, ориентируя его на достижение определенных целей и направлений общественного развития.

Значительную роль в политической системе общества играют политические партии, которые представляют определенные социальные интересы класса, этнических групп, всех слоев населения или его отдельных групп, а также ее лидеров. Они выступают тем звеном, которое соединяет гражданское общество с государством и представляют его в политической системы. Каждая политическая партия стремится занять такое положение в политической системе, которое предоставит ей возможность определять политику государства или влиять на нее.

В отличие от политических партий общественные организации не стремятся к власти, а ограничиваются лишь воздействием на нее в интересах тех слоев населения, которых они представляют. Одни общественные организации являются составляющей политической системы общества, они постоянно осуществляют взаимодействие с государством и политическими партиями. К ним относятся: профессиональные и творческие союзы, объединения предприятий, молодежные, женские, ветеранские и другие добровольные объединения. Другие общественные организации, как правило, не принимают участия в осуществлении политической власти, но при определенных условиях они могут выступать как группы интересов и тем самым быть субъектами политики. К ним относятся: разнообразные любительские объединения (рыбаков, охотников, филателистов и т.п.), спортивные и научно-технические общества.

Заметное, а в некоторых странах определяющее место в политической жизни общества принадлежит религиозным организациям, церкви.

Активным и самостоятельным элементом политической системы общества выступают средства массовой информации (пресса, радио, телевидение, интернет-издания и т.п.), которые в демократических странах фактически играют роль "четвертой власти". Они существенно влияют на деятельность всех звеньев управления, способствующих подготовке и реализации целей политики. Необходимо отметить, что интересы определенных социальных сил всегда доминируют в изложении массовой информации.

Постоянной составляющей политической системы общества являются представительные и исполнительные органы, которые избираются населением соответствующих административно-территориальных единиц. Эти органы в зависимости от особенностей его политико-территориального и административно-территориального устройства, формы государственного правления и политического режима, исторических, национальных, географических и других особенностей имеют название органов местного самоуправления или муниципального управления. Местное самоуправление является непосредственно органами публичной власти, формой самоорганизации населения в виде территориальной громады для решения вопросов местного значения;

2) нормативно-регулятивная подсистема. Ее образует совокупность социальных норм, с помощью которых осуществляется регулирование общественных, в том числе и политических отношений.

По способу образования различают следующие основные виды социальных норм:

а) нормы права - это общеобязательные, формально определенные правила поведения, установленные или санкционированные государством и направленные на регулирование важнейших общественных отношений путем предоставления их участникам юридических прав и возложении на них юридических обязанностей. Другими словами - это правила, содержащие разрешение, ограничение, запрет или определяет, каким образом следует действовать при определенных обстоятельствах;

б) корпоративные нормы (нормы политических партий, общественных организаций, других объединений граждан) - это правила поведения, устанавливающие для своих членов объединения граждан, которые государство признает или даже предоставляет им обязательного характера. Особенность корпоративных норм заключается в том, что они регулируют деятельность, обусловленную заданием определенных объединений граждан и направленная на достижение определенной цели, ради которой эти объединения созданы. Эти нормы находят свое выражение и закрепление в правовых актах (уставы, положения, программы), которые выдаются соответствующими объединениями. Однако программные установки, сформулированные политической партией, могут существенно влиять на политику государства, политическую систему в целом, особенно тогда, когда эта партия становится правящей;

в) нормы морали - это правила поведения людей, которые сложились в обществе на основании их представлений о честь, достоинство, совесть, добро и зло, справедливое и несправедливое, гуманное и негуманное, и обеспечиваются их внутренними убеждениями и средствами общественного воздействия. Они документально незафиксированные и существуют как моральные ориентиры в сознании людей. Наибольшее влияние на политическое поведение граждан оказывают нормы политической этики, которые касаются именно политического общения;

г) обычаи и традиции. Обычаи - это неписаные правила поведения людей, социальных групп, исторически сложившихся в обществе в результате многократного повторения и использования в течение длительного времени в аналогичных ситуациях, которые закрепились в их сознании и поведении, стали внутренней потребностью их психической деятельности.

Традиции - это общие правила поведения людей, социальных групп, которые закрепились в общественной практике в результате многократного повторения в течение длительного времени и передаются из поколения в поколение.

Традиции является разновидностью обычаев, они охватывают, как правило, соответствующий тип поведения, состоят не из одного действия, а по стилю поведения. Обычаи и традиции отличаются друг от друга степенью всеобщности правила поведения. Традиции считаются более общим правилам чем обычаи.

Политические обычаи и традиции хотя и не имеют юридического значения, но они могут существенно влиять на реальные действия политических институтов. По сфере действия различают следующие основные виды социальных норм:

а) экономические нормы - это правила поведения, регулирующие отношения в экономической сфере жизнедеятельности общества, то есть связанные с взаимодействием форм собственности, с производством, распределением и потреблением материальных и иных социальных благ;

б) политические нормы - это правила поведения, регулирующие отношения между социальными группами людей, нациями, народностями, их участие в организации и осуществлении государственной власти, отношения с другими субъектами политической системы общества;

в) религиозные нормы - это правила поведения верующих людей, которые сложились на вере в существование Бога, установленные различными вероисповеданиями и содержатся в религиозных источниках. Эти нормы регулируют отношения верующих в церкви или иной религиозной организации и порядок отправления ими религиозных культов.

Выполнение большинства социальных норм обеспечивается негосударственными средствами: общественным порицанием, санкциями со стороны объединений граждан, церкви. Государство обеспечивает только нормы права;

3) коммуникативная подсистема охватывает политические отношения, т.е. те взаимосвязи социальных субъектов, которые складываются в процессе осуществления политической власти или по ее поводу. Субъектами политических отношений являются граждане и их различные политизированные объединения, социальные общности, политические институты. Существуют межклассовые, внутрікласові, межнациональные и межгосударственные отношения, которые составляют социальную основу политической системы общества и отражаются в функционировании соответствующих политических организаций и их взаимоотношениях.

Можно выделить некоторые разновидности политических отношений.

Во-первых, это отношения, которые возникают внутри политических организаций - между государством и его гражданами, между политическими партиями и политизированными объединениями граждан и ее членами.

Во-вторых, это отношения, которые возникают между различными политическими партиями и политизированными объединениями.

в-третьих, это отношения между политическими партиями и политизированными объединениями граждан с одной стороны, и государством - с другой.

Коммуникативная подсистема охватывает также другие взаимодействия, которые складываются между политической системой и другими системами, прежде всего экономической, социальной, экологической, социокультурной и т.п.;

4) духовно-идеологическая подсистема отражает идеологические, духовные и психологические характеристики политической системы общества и раскрываются прежде всего в политическом сознании и политической культуре населения.

Политическое сознание это одна из форм общественного сознания, совокупность политических идей, взглядов, представлений, оценок, установок, которые отражают осознание отдельного человека, социальных групп или общества в целом реальных событий политической жизни сквозь призму их интересов и ценностных ориентаций.

Политическое сознание населения, его отдельных слоев и групп, а также индивидов формируется под влиянием социальных, экономических, исторических, национальных, культурных, идеологических и других факторов. При этом политическое сознание обязательно является атрибутом политического действия, ее непременным элементом, от нее в значительной степени зависит характер политического процесса.

Политическое сознание выполняет следующие функции: познавательную, прогностическую, мобилизующую, интегративную, регулятивную, функцию оценки. Она имеет сложную структуру. За субъектом (носителем) выделяют такие виды политического сознания: индивидуальная (отдельного человека) сознание; групповая (различных социальных групп населения) сознание; общественная (населения страны, отдельного региона, определенного этноса) сознание. Указанные виды политического сознания взаимосвязаны, групповое и общественное сознание состоят из политического сознания отдельных людей. В то же время индивидуальное политическое сознание формируется под влиянием группового и общественного политического сознания.

За социальными функциями политическое сознание может быть консервативной, реформистской, революционной. По признаку отношения к власти сознание может быть демократическим и недемократическим. В гносеологическом плане выделяют следующие уровни политического сознания: эмпирический, обыденный, теоретический. Кроме того, политическое сознание может быть деформированной, "раздвоенной", особенно тогда, когда существует разрыв между словом и делом, сознанием и поведением, когда официальная пропаганда не отражает реального состояния дел. Неотъемлемым элементом политического сознания является стереотипы. Хотя они являются упрощенным отражением действительности, однако необходимы, поскольку дают возможность человеку ориентироваться в политической жизни, играют роль определенных эталонов при оценке событий, фактов и т.д. Вместе с тем политическое сознание не является суммой стереотипов. Изменение стереотипов - достаточно сложный процесс. Как правило, она происходит путем вытеснения одних сложных типов другими. Достаточно интенсивной является изменение стереотипов в переходные периоды, когда происходят преобразования в социально-экономической и политической сферах.

Одной из форм проявления политического сознания является политическая культура, которая представляет собой особый вид общей культуры народа. Формирование политической культуры не является обособленным процессом от развития других видов культуры.

Политическая культура - это совокупность политических знаний, взглядов, убеждений, духовных ценностей и образцов поведения отдельных граждан, социальных слоев населения, которые касаются их взаимодействия с политической властью.

К политической культуре относят: базисные знания о политике; оценку политических явлений, мысли о том, как должна осуществляться власть; эмоциональную сторону политических позиций; признанные в обществе образцы и нормы политического поведения. Ученые выделяют следующие типы политической культуры:

1) патриархальный, для которого характерно отсутствие интереса населения к политической жизни. Члены общества не ожидают никаких изменений со стороны политической системы, тем более не проявляют собственной инициативы, чтобы эти изменения имели место. Аполитичность, замкнутость на местной или этнической солидарности характерны для этого типа политической культуры;

2) підданський, где присутствует сильная ориентация на политические институты, соединенная с низкой индивидуальной активностью людей, которыми руководит опасения наказания или ожидание благ;

3) активістський (партиціпаторний), для которой характерна заинтересованность населения в политическом участии и проявление на практике такой активности.

Указанные типы на практике взаимодействуют между собой, образуя смешанные формы с преобладанием тех или иных компонентов. Для стран со стабильным демократическим режимом характерен гражданский тип политической культуры, что является производным от трех перечисленных основных типов культур.

Некоторые политологи проводят типологизацию по уровню общественного развития и выделяют четыре типа: архаичную, элитарную, представительскую и политическую культуру высокой гражданственности, другие - в зависимости от типа политического режима определяют три типа: тоталитарную, авторитарную и демократическую.

Одним из важнейших факторов формирования, утверждения и жизнеспособности политической культуры в легитимности существующей системы и действующего политического режима. В системе ценностей, ориентаций, установок, стереотипов, составляющих политическую культуру, главное место принадлежит элементам, которые способствуют формированию и сохранению политической системы. Вместе с тем, было бы неправомерно рассматривать политическую культуру как систему распространенных в обществе ценностей, убеждений и символов и ограничивать ее только позитивными установками в отношении существующей политической системы. Социальные группы, что выступают за изменение системы, также имеют свои ценности и убеждения.

Итак, политическая культура играет чрезвычайно важную роль в функционировании политической системы, она способствует формированию отношения человека к окружающей среде, основных целей и содержания политики государства, предусматривает содействие единению всех слоев населения, создание широкой социальной базы для поддержки системы власти и политической системы в целом.

Работает как одно целое благодаря тому, что между собой постоянно взаимодействуют элементы, которые ее составляют. Но в то же время просто их суммой она не является. Понятие и структура политической системы неразделимы с понятием о значении каждого отдельно взятого элемента. Поэтому теоретически она по разным основаниям расщепляется на составные части.

Может базироваться на понимании ее роли. Тогда ее рассматривают с позиции того, по какому типу происходит взаимодействие между субъектами, играющими определенные роли и опирающимися на определенные образцы.

Кроме того, структура политической системы может основываться на институциональном подходе. Это обусловлено тем, что обслуживание конкретных потребностей и выполнение функций закреплено за каждым институтом.

Также структура политической системы может разграничиваться по принципу стратификации. В этом случае она основывается на том порядке, согласно которому какие-то группы участвуют в управлении государством. Как правило, решения принимает элита, выполняет их бюрократия, а граждане уже формируют свои институты власти, представляющие их интересы.

То, что системы опирается на различные основания, говорит об иерархическом характере ее элементов. То есть ее составляющие тоже организованы по такому же принципу, как и вся она в целом. А из этого следует, что политическая система всегда состоит из нескольких подсистем. Взаимодействуя друг с другом, они образуют целостность.

1. Институциональная подсистема. Она выглядит как комплекс политических, государственных и других институтов, которые выражают интересы различных групп и частных лиц. Самые глобальные потребности общества реализуются с помощью государства. Степень специализации и дифференциации функций и ролей внутри этого структурного элемента определяет его зрелость.

2. Нормативная подсистема. Ее составляет комплекс всех норм, на основе которых власть выполняет свои роли. Это своего рода правила, которые могут в устной форме передаваться следующим поколениям (обычаи, традиции, символы), а могут и фиксироваться (правовые акты, конституции).

3. Коммуникативная подсистема. Она выглядит как взаимодействие политических субъектов, которые следуют упомянутым выше фиксированным и нефиксированным правилам. Отношения могут строиться на основании конфликта или согласия. Также они могут иметь разную направленность и интенсивность. Чем лучше организованна коммуникативная система, тем больше власть открыта для граждан. Тогда она вступает в диалог с общественностью, обменивается с ней информацией, реагирует на требования народа.

4. Культурная подсистема. Ее составляют приоритетные ценности основной конфессии, имеющиеся в обществе субкультуры, шаблоны поведения, ментальность и убеждения. Эта подсистема между гражданами и политиками, придает их действиям общезначимый смысл, приводит к согласию, взаимопониманию, стабилизирует общество в целом. Большое значение имеет уровень культурной однородности. Чем он выше, тем эффективнее функционируют Основной элемент культурной подсистемы - религия, которая господствует в конкретном обществе. Она определяет поведение индивидов, формы взаимодействия между ними.

5. Функциональная подсистема. Она являет собой комплекс технологий, применяемых в политике для реализации власти.

Неотделимы друг от друга также структура и а не только ее составляющие. Дело в том, что функция каждого элемента реализует какую-то одну конкретную потребность. А все вместе они обеспечивают полноценную работу политической системы в целом.