В какое время жил иов. Библейский персонаж Иов


В давние времена к востоку от Палестины в земле Уц жил праведный человек по имени Иов. Он был пятым от Авраама. Это был справедливый и добрый человек, который всегда старался во всей своей жизни угодить Богу.

Господь наградил его за благочестие большими благами. Он имел многие сотни крупного и тысячи мелкого скота. Утешала его большая и дружная семья: у него было семь сыновей и три дочери.

Но диавол позавидовал Иову. Он стал клеветать Богу на праведного Иова: «Разве даром богобоязнен Иов? Отними у него все, что у него есть, - благословит ли он Тебя?»

Бог, чтобы показать всем, насколько верен Ему Иов, и научить людей терпению в их страданиях, разрешил диаволу отнять у Иова все, что он имел.

В один день разбойники угнали у Иова весь его скот, слуг перебили, а страшный вихрь из пустыни разрушил дом, в котором собрались дети Иова, где все они погибли. Но Иов не только не стал роптать на Бога, а сказал: «Бог дал, Бог и взял; да будет благословенно имя Господне».

Посрамленный диавол не удовлетворился этим. Он снова стал клеветать на Иова: «За жизнь свою отдаст человек все, что есть у него: коснись его костей, его тела (то есть порази его болезнью), - увидишь, благословит ли он Тебя?»

Бог разрешил диаволу лишить Иова еще и здоровья. И вот заболел Иов самой страшной болезнью - проказой.

Даже жена Иова стала уговаривать его сказать слово ропота против Бога. А его друзья, вместо утешения, только расстраивали невинного страдальца своими несправедливыми подозрениями.

Они верили, что Бог добрых награждает, а злых наказывает, и кто терпит от Бога наказание, тот грешник. Иов защищал свое доброе имя: он уверял, что страдает не за грехи, а что Бог посылает одному тяжкую, а другому счастливую судьбу по Своей неведомой воле. Его друзья полагали, что Бог поступает с людьми по тем же законам, по которым выносит суд человеческое правосудие.

Но Иов остался тверд, не потерял надежды на милосердие Божие и только просил Господа засвидетельствовать о его невинности.

Бог явился Иову в вихре и указал ему, что для человека найдется слишком много непостижимого в явлениях и творениях окружающей природы. И невозможно проникнуть в тайны судеб Божиих – почему Бог поступает с людьми так или иначе.

Иов был прав в том, когда говорил о Божием Промысле о человеке и что Бог поступает с людьми по Своей Премудрой воле.

В беседе с друзьями Иов пророчествовал о Спасителе и о будущем воскресении: «Я знаю, Искупитель мой жив, и Он в последний день восставит из праха распадающуюся кожу мою сию, и я во плоти моей увижу Бога. Я увижу Его сам; мои глаза, а не глаза другого, увидят Его».

После этого Бог, показав всем пример верности и терпения в Своем рабе Иове, Сам явился и велел друзьям его, взиравшим на Иова, как на великого грешника, просить молитв за себя у него.

Бог наградил Своего верного раба. Иову вернулось здоровье. У него было снова семь сыновей и три дочери, а скота стало вдвое больше прежнего, и жил Иов еще сто сорок лет в почете спокойно, благочестиво и счастливо.

История многострадального Иова учит нас, что Бог посылает несчастья и праведникам не за грехи, а для еще большего утверждения их в добре, для посрамления диавола и прославления правды Божией. Затем история жизни Иова раскрывает нам, что не всегда земное счастье соответствует добродетельной жизни человека, учит нас быть сострадательными к несчастным.

Иов, своими невинными страданиями и терпением, прообразовал Господа Иисуса Христа. Поэтому в дни воспоминания страданий Иисуса Христа (на Страстной седмице) в церкви читается повествование из книги Иова.

И перед лицом Бога стал утверждать, что Иов праведен и богобоязнен только благодаря своему земному счастью, с потерей которого исчезнет и все его благочестие. Чтобы изобличить эту ложь, Бог позволил Иову испытать все бедствия земной жизни.

Сатана лишает его всего богатства, всех слуг и всех детей, а когда и это не поколебало Иова, то сатана поразил его тело страшною проказой. Болезнь лишила его права пребывания в городе: он должен был удалиться за его пределы и там, скобля струпья на своем теле черепком, сидел в пепле и навозе. Все отвернулись от него. Видя его страдания, его жена говорила ему: «Чего ты ждешь? Отрекись от Бога, и Он поразит тебя смертью!» Но Иов сказал ей: «Ты говоришь, как безумная. Если мы любим принимать от Бога счастье, то не должны ли переносить с терпением и несчастье?» таким терпеливым был Иов. Он лишился всего и сам заболел, терпел обиды и унижения, но не роптал, не жаловался на Бога и не сказал против Бога ни одного грубого слова. О несчастии Иова услышали друзья его Елифаз, Вилдад и Софар. Семь дней они молча оплакивали его страдания; наконец они стали утешать его, уверяя, что Бог справедлив, и если он страдает теперь, то страдает за какие-нибудь согрешения свои, в которых должен покаяться. Это заявление выходило из общего ветхозаветного представления, что всякое страдание есть возмездие за какую-нибудь неправду. Утешавшие его друзья старались найти у Иова какие-либо прегрешения, которые оправдали бы его несчастную судьбу, как целесообразную и осмысленную. Но и в таком страдании Иов ни одним словом ропота не согрешил перед Богом. После этого Господь за терпение вдвое наградил Иова. Скоро он исцелился от своей болезни и разбогател вдвое больше, чем прежде. У него опять родилось семь сыновей и три дочери. Он прожил после сего в счастье 140 лет и умер в глубокой старости, оставив всем пример терпения.

См. также

Ссылки

  • Статья «Иов » в Электронной еврейской энциклопедии
  • Комаров C. Г. К вопросу о библейских архетипах в драматургии Эдварда Бонда: основные стратегии развития архетипического образа Иова // Электронный журнал «Знание. Понимание. Умение » . - 2008. - № 5 - Филология .

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Иов (в Библии)" в других словарях:

    ИОВ, в Библии страдающий праведник; главный персонаж книги Иова (5 4 веков до нашей эры?), основная тема которой испытание благочестия Иова, преодолевающего страдания и несчастья, о которых сообщают ему вестники беды … Современная энциклопедия

    Иов (Библ.) - ИОВ, в Библии страдающий праведник; главный персонаж книги Иова (5 4 веков до нашей эры?), основная тема которой испытание благочестия Иова, преодолевающего страдания и несчастья, о которых сообщают ему вестники беды. … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    И его друзья. Художник И. Репин Книга Иова часть Библии, Ветхого Завета, ТаНаХа. Рассказ об Иове изложен в особой библейской книге «Книге Иова», занимающей в Библии место между книгой Эсфирь, она же книга Эстер и Псалтирью, они же Псалмы, они… … Википедия

    Иов замечательный иерарх петровского времени. Происхождение, год и место рождения неизвестны. В 1697 г. посвящен из настоятелей Троице Сергиевой лавры в митрополиты новгородские. Иов шел далеко впереди своего века и был одним из ревностнейших… … Биографический словарь

    Из Библии. В Ветхом Завете, в Книге Иова, рассказывается о некоем Иове, который отличался своей добродетельной жизнью. Это вызвало раздражение Сатаны, и он решил поспорить с Богом, утверждая, что если Иов, имевший большую, счастливую семью и… … Словарь крылатых слов и выражений

    - (возм., от евр. враждующий): 1) сын Иссахара (Быт 46:13). В других местах Библии он именуется Иашувом (Чис 26:24; 1Пар 7:1); 2) см. Книга Иова … Библейская энциклопедия Брокгауза

    I в Библии праведник (наряду с Даниилом и Ноем). II (в миру Иван) (? 1607), первый патриарх Московский и всея Руси (1589 1605). Сторонник избрания на царство Бориса Годунова. Основал Донской монастырь (1591). Отказался признать царём… … Энциклопедический словарь

    ИОВ - [евр. , араб. ; греч. ᾿Ιώβ], ветхозаветный праотец, о к ром повествует ветхозаветная каноническая книга, названная его именем (см. Иова книга). Память И. в Иерусалимском уставе отмечалась 22 мая, но основным днем его памяти стало 6 мая. В… … Православная энциклопедия

    Эту страницу предлагается переименовать. Пояснение причин и обсуждение на странице Википедия:К переименованию/6 марта 2012. Возможно, её текущее название не соответствует нормам современного русского языка и/или правилам именования статей… … Википедия

Характер Книги Иова

Реальность описываемых в книге событий вызывает множество споров. По мнению одних, это благочестивый вымысел, другие видят в книге смешение реальных и вымышленных событий, третьи считают книгу Иова реальной историей.

Вопрос авторства

Авторство книги обычно приписывают либо Иову, либо Соломону, либо неизвестному лицу, жившему во время вавилонского плена. Авторство Моисею приписывают древние еврейские предания. Согласно им, Моисей узнал историю Иова от его потомков в Мадиамской пустыне.

Григорий Богослов и Иоанн Златоуст считали автором царя Соломона, аргументируя тем, что это было время подлинного расцвета еврейской поэзии, чудесным образцом которой является книга Иова.

Некоторые исследователи считают, что книга Иова была написана во времена пророков Исайи и Иеремии, аргументируя это схожестью некоторых отрывков книги Иова и книг данных пророков.

Епископ Филарет Считал, что книга Иова – самая последняя по времени каноническая книга Ветхого Завета.

Время написания книги Иова

Написание истории Иова большинством библеистов относится ко времени до распространения Пятикнижия Моисеева. Об этом свидетельствует отсутствие в тексте упоминания законов Моисея, описание архаичных патриархальных черт и нравов. Некоторые исследователи считают, что Иов жил во времена пребывания евреев в Египте, об это свидетельствуют описания форм судопроизводства, интерес к астрономическим явлениям, а также постоянное упоминание политических переворотов.

Некоторые исследователи утверждают, что книга Иова была создана после Вавилонского плена. Свою точку зрения они подкрепляют следующими фактами:

  • язык книги Иова изобилует арамейскими словами,
  • религиозные представления автора близки воззрениям послепленного периода,
  • упоминание ангелов и Сатаны, которых не было в Пятикнижии Моисея.

Глава 1. Бог хвалит Иова за его послушание. Сатана решается искусить Иова, чтобы проверить истинность его преданности в беде. Бог соглашается. Сатана насылает беды на дом Иова: халдеи угоняют скот Иова, сыновья и дочери Иова погибают во время обрушения дома.

Глава 2. Сатана продолжает насылать несчастья на Иова. Иов заболевает проказой. Трое друзей приходят утешать Иова и они сидят молча семь дней и семь ночей.

Глава 3. Иов говорит речь, в которой проклинает момент своего рождения.

Затем начинаются 3 цикла речей Иофа и друзей его – Елифаза, Вилдада и Софара:

Первый цикл речей – главы 4 – 14 (речь Елифаза -> ответ Иова -> речь Вилдада -> ответ Иова -> речь Софара -> ответ Иова).

Елифаз убеждает Иова смириться и говорит о том, что каждый праведник получит свою награду. Епифаз рассказывает о сне своем, в котором Некто поведал Епифазу о том, что человек никогда не может быть до конца уверен в своей праведности, а потому не может ставить под сомнение справедливость действий Бога по отношению к нему.

В ответ на речь Епифаза Иов говорит, что не грешил и просит указать на грехи его, если таковые имеются.

Вилдад отвечает Иову, что не стоит ставить под сомнение божественную справедливость и что Иов должен и далее уповать на Бога своего.

Иов в ответ на речь Вилдада уже не настаивает на своей абсолютной невинности. Он допускает, что человеку не всегда понятны критерии Божьей правды. Иов обращается к Богу с просьбой объяснить его прегрешения.

Софар предполагает наличие у Иова старых забытых грехов и просит Иова покаяться.

В ответ Софару Иов признает великую мудрость Бога, но говорит, что ему не понятно, как постигнуть эту премудрость. Иов снова обращается к Богу с просьбой объяснить жестокость по отношению к нему. Иов не сомневается в справедливости Бога, но хочет понять, за что тот обрушил на него страдания.

Второй цикл речей главы 15 – 21 (речь Елифаза -> ответ Иова -> речь Вилдада -> ответ Иова -> речь Софара -> ответ Иова)

Второй цикл речей начинается речью Елифаза, который советует Иову задуматься над судьбой нечестивых.

В ответ Иов называет друзей «жалкими утешителями», упрекает их в жестокости. Иов понимает, что только Бог может знать, что он не грешил. Он также понимает, что друзья не верят в его невиновность и не могут поверить, что страдания выпали на долю невиновного.

Вилдад в своей речи снова утверждает, что Бог наказывает только виновных и упрекает Иова в неправедном гневе и в попытках неверно истолковать беды свои.

В ответ Иов рисует картину своих нечеловеческих страданий. Он высказывает свою обиду и просит друзей понять его и поверить в его невиновность. Затем Иов вновь обращается к Богу и слова его полны веры. Иов верит, что наступит день, когда Бог будет судить и оправдает его.

В ответ Софар говорит о том, что суд Божий уже произошел, и что Иов понес наказание за грехи свои.

Иов не соглашается с таким мнением, он говорит, что не всегда людям удается понять замысел Господа.

Третий цикл речей главы 22 – 26 . (речь Елифаза -> ответ Иова -> речь Вилдада -> ответ Иова)

Третий цикл речей по традиции открывается речью Елизара. Он утверждает, что бог награждает праведников и наказывает грешников – третьего не дано, и раз уж беды были ниспосланы на Иова, значит он заслужил их. Беды – есть доказательство греховности. Елифаз в очередной раз призывает Иова к покаянию.

Иов более не ищет поддержки у друзей, теперь он уповает только на Бога своего. Иов говорит, что часто грешники избегают наказания за проступки свои.

В главах 27 – 31 приводятся отдельные речи Иова. Особо выделяется глава 28, которую часто называют “Поэмой о премудрости”. В главе говорится, что премудрость – самое большое богатство человека.

В последующих главах Иов вспоминает прошлое, утраченное счастье. Иов размышляет над своим положением и не находит ему объяснения. Иов взывает к Богу о справедливости. Он перечисляет возможные грехи и клянется, что никогда их не совершал.

Главы 32-37 . Гнев Елиуя.

В 32 главе появляется новый герои истории – Елиуй. Скорее всего главы с участием Елиуя были более поздней вставкой в текст книги Иова. К подобному выводу нас приводит внезапное появление и такое же внезапное исчезновение персонажа. Стиль этих глав также отличается от всей книги.

Елиуй начинает свою речь с того, что оправдывает свое долгое молчание молодыми годами, говорит, что робел вступать в беседу старших. Но теперь он готов изложить собственный взгляд на ситуацию. Вначале Елиуй обращается к Иову и говорит, что Иов не может понять истинный замысел Бога. Бог посредством страданий вразумляет Иова.

Главы 38-41 . Ответ Господа Иову. После речей Елиуя, Бог заговорил с Иовом из бури. Своими речами он дал понять, что бесконечно превосходит человеческое понимание, и что человеку не под силу дать сколь-нибудь рационального объяснения действиям и решениям Бога.

Господь говорит Иову, что тот не обладает способностями и правом судить о правосудии Божием. Затем Господь обратился к друзьям Иова во гневе и упрекнул их в попытке навязать свое объяснение воли Господней и в безосновательных обвинениях Иова.

Глава 42 . В завершающей главе Бог возместил все потери Иова, в том числе вернул ему семь сыновей и трёх дочерей. Иов прожил ещё 140 лет.

Книга Иова толкование

Книга Иова имела многочисленных толкователей, наиболее известны толкования книги Иова следующими авторами:

  • Ефрем Сирин,
  • Григорий Великий,
  • Августин Блаженный,
  • Маймонид и пр.

Судьба Иова является прототипом судьбы всего человечества. Древнееврейскому народу было близко убеждение, что вслед за добродетелью должна всегда последовать награда, и что если человека внезапно настигла беда – то виной тому прегрешения. Подобное мировоззрение сулило блага или наказания в земной жизни.

Такой подход не позволял понять возможность страдания невиновных. Безвинное страдание в понимании простого народа становилось доказательством того, что нет никакого промысла Божьего, а, следовательно, и сам Бог ложный.

Книга Иова призвана была объяснить народу неисповедимость путей Госполних.

Литературные особенности книги Иова.

Книга Иова – высокопоэтична и похожа на поэму. Именно ввиду этого, книга не раз переводилась в стихотворной форме.

Книга Иова имеет множество небиблейских аллюзий. Так литературоведы отмечают схожесть текста книги Иова и “Диалога страдающего со своей душой” – известного произведения древнеегипетской литературы. В вавилонской литературе есть произведение “Песня страдающего праведника”, содержание которой практически совпадает с книгой Иова, хотя в Песне нет такой глубины сюжета.

Среди своих так называемых учительных книг имеет небезынтересное произведение, называемое Книгой Иова. Название ей дано по имени главного героя, и преданного слуги Божия.

Структура книги

Чтобы понять, что представляет собой главный герой, нужно предварительно разобраться в произведении. Повествование о злоключениях, которые претерпевает библейский персонаж Иов, разделено на пролог, основную часть и эпилог.

В прологе описывается благословенная жизнь праведника, его процветание в духовном и материальном плане. Основная часть рассказывает о том, как претерпевает горе, выпавшее на его долю в результате спора сатаны и Бога. Сама по себе эта часть делится на три раздела: разговоры Иова с друзьями, слова Елиуса и речь Всевышнего. Эпилог замыкает круг и рассказывается о восстановлении справедливости и возвращении благосостояния пророка.

Повествовательная канва произведения

Начинается рассказ с того, что на собрание сыновей Божиих пришел Сатана и стал провоцировать Бога отнять свое благословение от праведного и безгрешного Иова, чтобы проверить, сохранит ли он верность Всевышнему в скорби. В результате Бог поддается провокации и отдает своего слугу в руки дьявола с одним условием - не убивать его. В дальнейшем библейский персонаж Иов переживает ряд потрясений: единовременно умирают все его сыновья и дочери, он лишается всего своего богатства и имущества, а сам жестоко заболевает проказой. Чтобы его утешить и поддержать, к нему приходят три друга. Большая часть книги представляет собой как раз их речи и ответы на них Иова, в которых они совместно пытаются установить причины, по которым на праведника обрушились такие бедствия. Они считают, что Иов многострадальный повинен в каком-то тяжком грехе, потому что невиновного, по их мнению, Бог уберег бы от напрасных мучений. Но пророк упрямо заявляет о своей непорочности и, смиряясь под властью Божией, благословляя его имя, тем не менее призывает его к ответу. В конце концов, Бог является и обличает неправоту как самого Иова, так и его друзей. Господь устраивает суд и задает вопросы главному герою, на которые он не в состоянии дать ответ. И все-таки в заключение Бог хвалит верность и терпение своего слуги, исцеляет его от болезни и умножает утраченное имущество больше прежнего. Друзей же его он обвиняет в клевете на себя и повелевает им попросить у Иова помолиться за них, чтобы отвратить наказание за то, что они говорили о нем «не так верно». На этом повествование заканчивается.

Историчность книги

Религиозные деятели иудаизма и христианства до двадцатого века по большей части считали, что история библейского Иова исторически достоверна. Утверждавших же легендарность описываемых в книге событий, как и отрицавших само существование этого пророка, обычно сравнивали с еретиками. Так случилось, например, с Феодором Мопсуестийским, которого осудил пятый Но развитие библеистики в двадцатом и привело к тому, что чаша весов стала склоняться на иную сторону. Сегодня множество серьезных исследователей Библии считают, что история библейского Иова - это притча, педагогическая поэма, а не рассказ о жизни реального человека.

Время жизни Иова и время написания книги

Сразу стоит сказать, что все попытки установить время, когда жил библейский персонаж Иов, обречены на неудачу. Во-первых, он был главой племени кочевников, каких было множество на Ближнем Востоке, и не привязан повествованием книги ни к каким городам и монархическим династиям. Во-вторых, скорее всего, Иов многострадальный - собирательный образ. Вероятно, он даже не чисто еврейского происхождения, потому что в Библии он упоминается как человек без родословной, не имеющий ни отца, ни матери. А между тем евреи всегда упоминали родословную ветвь, когда говорили о людях (будь это живые люди или библейские персонажи), возводящих свое происхождение к Аврааму - прародителю евреев. Поэтому логичней всего предположить, что в основе книги лежит ближневосточная языческая легенда, творчески обработанная иудейским автором.

А вот о том, что касается написания этой поэмы в том виде, как она вошла в канон Библии, можно сделать определенные предположения. На основании внутреннего анализа текста, языка, структуры, наличия арамейского влияния и поздних вероучительных признаков, можно более или менее уверенно предположить, что середина первого тысячелетия до нашей эры - время, когда «родился» литературный герой Иов. Библия евреев в это время была кодифицирована и подверглась серьезной редакции. Вероятно, тогда же в педагогических целях в нее внесли и повествование о страдающем праведнике.

Авторство книги

Вопрос о том, кому обязан своим происхождением библейский персонаж Иов, решается непросто. С одной стороны, книга входит в иудейский канон Писаний, а с другой все ее действующие лица среди людей - не евреи. Жена Иова - аравитянка, друзья тоже представители различных нееврейских семитских народностей. Плюс язык книги очень сильно арабизирован, что позволяет сделать два предположения: либо автор был арабом, либо евреем, жившим в арабском окружении.

У читателей Библии периодически появляются вопросы о неких странных существах, которые населяют землю. Примером этого может служить знаменитый левиафан. Это история библейского Иова одна из немногих упоминает его, вкладывая в уста Бога упоминание о грандиозном морском чудовище. Вместе с ним упоминается некий бегемот. Скорее всего, речь идет о мифическом огромном существе, которое неподвластно человеческому могуществу. Господь говорит Иову, что только сотворивший его может воткнуть в него свой меч. Другое интересное место находится в самом начале текста, где о Сатане говорится, как о сыне Божием, одном из его ангелов.

Заключение

Данная книга стоит особняком в каноне по своему содержанию и форме. И хотя в ее каноническом достоинстве мало кто сомневался, она является неоднозначной по самому важному вопросу - вопросу зла. К этому не имеют отношения такие странные образы, как бегемот или левиафан. Это история библейского Иова учит верующих, что ответа на вопрос о причине страданий человеку не узнать. Ведь Бог является на вызов Иова, но не желает нести ответственности и не дает ответа, а просто задавливает его своим авторитетом и мощью, задавая вопросы, перед которыми человек бессилен, в результате чего герой просто «полагает руку на уста». Сам сюжет спора не получает развития и итога. Таким образом, непонятно, что и кому доказывал Бог, проводя своего самого преданного слугу через жуткие страдания (включая гибель десяти невиновных детей Иова). К тому же сами по себе действия Господа трудно назвать этичными в современном понимании этого слова.

Книга Иова получила свое название от главного действующая лица в книге, история и причина страданий которого служит предметом ее содержания.

По содержанию книгу можно разделить на три части. Первая часть книги состоит из первых двух глав, она служить введением в книгу. Здесь изображается благочестие Иова и его благоденствие, как награда за добродетели. Иов был великим праведником: правдивость или истинность, непорочность, т.е., отсутствие дурных склонностей, праведность, т.е., жизнь по закону Божию, богочестие, т.е., искреннее почитание Бога и хождение пред Ним в целях точного исполнения Его воли, незлобие или благочестивая настроенность являлись главными качествами добродетельной жизни Иова. Будучи сам строго благочестивым, Иов также строго следил за поведением своих детей, и если они устраивали семейные братские пиршества, то Иов, как отец их патриарх своего рода, приносил за них жертву всесожжения, в опасении не согрешили ли они пред Богом не только поступками, но даже мыслью, нарушив чувство благоговейного к Нему отношения (I гл. 1–6 ст.). Затем пророчески представляется, как диавол на небе пред лицем Бoжиим клевещет на Иова, считая благочестие Иова корыстным и лицемерным, что и может обнаружиться, по мнению диавола, если отнять у него богатства. Господь попускает диаволу сделать это и по действиям диавола Иов подвергается страшным бедствиям: он лишается всего своего богатства и даже своих детей, которые погибли под развалинами дома во время пира. Но Иов терпеливо перенес все эти бедствия и, вопреки ожиданиям диавола, благоговейно прославил Господа, как виновника и подателя благ человеку.

После этого диавол снова возводит клевету на Иова и, считая посланное на него страдание малозначительным, указывает пред судом Божиим на необходимость поразить его самого лично. Тогда Господь отдал тело Иова диаволу с условием не лишать его жизни. И вот святой патриарх был поражен от диавола страшною болезнью черной проказы и, как таковой, должен был находиться вне селения и испытывать все ужасные последствия этой болезни. Верующий в Бога, молящий Его и надеющийся на Него, святой страдалец и это бедствие встретил безропотно, всецело отдаваясь Тому, Кому он служит в течение всей своей жизни (I и II гл.).

Вторая часть книги обнимает главы III-XLI. Она состоит из ряда речей, которые произносились друзьями Иова, пришедшими его утешить, ответных на них речей самого Иова и речи Господа, обращенной к последнему. Иов своею скорбною речью, в которой жалобы его на свое мучительное состояние дошли до крайней степени и выразились в проклятие им дня своего рождения, положил начало для разговора. В ответ на эти жалобы Иова первый стал говорить Елифаз из Фемана (Идумеи), как старший из друзей, затем говорил Валдад из Савхеи и наконец – Софар из Паама . На речь каждого из друзей Иов отвечал отдельно. Далее в таком же порядке следовал второй ряд речей и за ним третий. Друзья Иова защищали то общее положение, что здесь на земле грешные люди всегда наказываются Богом, а правовые благоденствуют, что земная жизнь представляем собою полное соответствие между нравственным достоинством человека и его внешним положением. Этот неизменно существующей порядок в жизни на земле, по мнению их, основывался на понятии о Боге, как Существе правосудному всемогущем, всесвятом, Творце мира и других Его бесконечных свойствах. Доказывая эту общую мысль различными способами (напр. показаниями опыта, истории, свидетельствами предков и т.п.), они применяют ее к Иову и обвиняют его в нечестии, за которое он будто бы и наказан Богом так тяжко. Иов же, в свою очередь, старается удостоверить своих друзей в том, что он не знает за собой никакого греха и терпит страдания незаслуженно. Теми же самыми способами, которыми пользовались друзья, он доказываем существование другого порядка на земле, по которому часто нечестивые благоденствуют, а праведники страдают и поэтому счастье и несчастье человека здесь не может служить показателем его благочестия или нечестия . Сознавая праведность жизни и испытывая в то же время ужасные страдания, он недоумевает над таким своим противоречивым положением на земле, обращается за советом к друзьям, но вместо утешения от них слышит лишь только слова обвинения, от которых страдания его еще более усиливаются . При таких тяжелых обстоятельствах Иов дерзновенно взывает к суду Божию в надежде быть оправданным. Под влиянием незаслуженности своих страданий и непосильного для разума вопроса о причине их невольно в голове страдальца возникают мрачные мысли о целесообразности устройства мира, Промысле Божием, благости Божией и т.п. .

Когда друзья Иова и сам он замолчал, заговорил младший из собеседников Илиуй. В своих речах он не обличал Иова, подобно старшим друзьям, в тяжких преступлениях, но, указывая на воспитательное значение посылаемых Богом бедствий, раскрывал опасную крайность самооправдательных суждений Иова . – Иов молчал, несмотря на неоднократное предложение Елиуя согласиться с его мыслями . Тогда в буре и грозе выступает с Своими речами Сам Бог, как всемогущий Правитель мира и Судья. Речь Господа к Иову изложена в вопросительной форме. Пораженный вопросами об устройстве мира физического, животного и нравственного, с которыми Господь обратился к нему , Иов сознал свое ничтожество пред Богом. Он исповедал пред Богом неисповедимость Его судеб в промышлении миром, сознался в неуместности сомнений и просил Бога простить ему такое неразумение .

В заключительной части книги повествуется о том, как Бог (за исключением Елиуя) осудил друзей Иова за их неправое и жестокое к нему отношение, даровав им помилование только лишь при условии ходатайства за них пред Богом праведного Иова . Самого же Иова Господь исцелил от болезни и сугубо против прежнего вознаградил богатством и семейным счастьем (XLII, 7–17 ст.).

Время жизни Иова

Праведный Иов жил во времена патриархальные, ранее времен Моисея. Это видно из прибавления к книге, где он называется пятым от Авраама (XLII, 17). Доказательством сего служит и то обстоятельство, что жизнь Иова, его богатства, религиозные обряды, общественный и семейные отношения описываются такими чертами, которые вполне соответствуют временам патриархальным. Напр., в книге повествуется об одном только древнейшем виде жертвы – всесожжения (I, 5); встречаются указания на изначальные предшествовавшие события жизни человечества: творение человека (X, 8–11 ст.), падение его (XIV, 4–5 ст.), всемирный потоп (XXII, 15–20 ст.), истребление Содома (XVIII, 15) и проч. Между тем как о событиях, происходивших при Моисее и после него, ничего в книге не говорится.

Писатель книги

Автором книги Иова был прежде всего сам Иов, как это признается мнением древних иудейских и христианских толковников. Предположение это подтверждается косвенным свидетельством самой книги. Речи Иова, его друзей и речи Господа к нему изложены так подробно и живо, что невольно приходится сделать заключение о писателе книги, как действующем лице, участнике разговоров или, по крайней мере, очевидце и непосредственном слушателе. Таковым вероятнее всего и был сам Иов, как главное действующее лицо в книге, которому более чем кому-либо другому могли быть известны и памятны все эти речи. К тому же он сам выражал желание, чтобы его страдания и исповедание веры написаны были на память потомству. «Кто бо дал бы, да напишутся словеса моя и положатся оная в книзе во век и на днице железне и олове, или на камениях изваяются » (XIX, 23–24). Но дальнейшая обработка книги в то художественное произведение, каковым она является в настоящем своем виде, была сделана другим богодухновенным писателем из евреев, жившим в более поздние времена, чем патриарх Иов. На это указывает, во-первых, самое присутствие книги Иова в каноне священных еврейских книг; во-вторых, это открывается из того, что в исторических частях книги, где речь ведется от лица самого писателя книги, употребляется имя Божие – Иегова, исключительно открытое и принадлежащее народу еврейскому (); а в речах Иова и друзей его вместо этого имени употребляются другие имена Божии, выражающие общие понятия о Существе Божием и Его промыслительных действиях. Видно, что автор-еврей, избегая влагать в уста Иова и его друзей имя Иеговы, тем самым старается отделить себя от этих лиц и показать, что последние не принадлежат к благословенному племени Авраама.

Кто же собственно из священных писателей принимал участие в составлении книги, точно указать невозможно; но из сопоставления этой книги с другими произведениями библейской письменности можно думать, что таковым был царь Соломон. Книги Соломоновы Екклезиаст и книга Притчей имеют большое сходство с книгою Иова. Это сходство усматривается как в содержании их, т.е., в одинаковости предметов обсуждения теми и книгою Иова, так и в образе изложения их, т.е., в употреблении одинаковых приемов изложения и развития мыслей. Весьма вероятно, что сделанную Иовом историческую запись евреи нашли в Васане, когда при Моисее завоевали и заселили эту страну и возможно, что найденную запись внесли в существовавшие у них особые сборники, напр., «браней Иеговы», в котором помещались повествования о многочисленных победах, одержанных евреями при помощи Божией. Отсюда она уже легко могла сделаться известным царю Соломону, мудрецу древности, любившему почерпать знания из всевозможных источников ( ст. ).

Цель написания книги Иова

Первоначальный писатель книги – сам Иов, как видно из собственных его слов (XIX, 23–24), при описании истории своей страдальческой жизни, руководился желанием передать на разрешение потомкам вопрос о причине страдания праведников на земле и указать им, что эти страдания происходят по воле Божией. Это наставление должно служить великим утешением для всех, кого постигнуть земные бедствия, ибо при этом условии страдания получают свой высший смысл и более легко могут быть переносимы страдальцами, которые таким образом отсюда получают возможность почерпать себе силы для перенесения их.

Что же касается царя Соломона, то он при написании книги Иова преследовал ту цель, чтобы показать людям, что земная жизнь не представляет собою конечного воздаяния человеку, что она имеет переходное значение, служа подготовлением к другой загробной жизни, где царствует правда, где зло существует только как наказание, и добро служит вознаграждением. Побуждением к сему научению со стороны премудрого царя Соломона были те бедствия, которые постигли государство в последние годы его царствования и которые своею тяжестью вызывали большой ропот среди народа. Народ обвинял в этом царя и употреблял все усилия, чтобы выйти из своего несчастного состояния. Желая успокоить своих подданных, царь Соломон и воспользовался древним сказанием книги Иова, содержание которого вполне соответствовало обстоятельствам времени, ибо наглядно в живом примере поучало к терпеливому и благодушному перенесению земных бедствий. Он присоединил к первоначальному виду книги введение и заключение, при этом в первом (введении) богопросвещенный писатель указал, что главным виновником людских зол является диавол, а во втором (заключении) назидательно провел ту мысль, что всякое бедствие терпеливо, безропотно с верою и надеждою на Бога перенесенное человеком, может сделаться для него источником счастья еще здесь на земле.

Главные предметы учения в книге Иова

В прологе книги раскрывается та учительная мысль, что все, происходящее на земле, совершается по непосредственной на то воле Бога, почему Он и является верховным Судиею. Исполнителями воли Божией на земле являются ангелы, при этом по попущению Божию не стесняется в своей деятельности и злой дух. Ангелы, как духи добрые , являются защитниками человека, помогая ему в борьбе со злом (Mф. XVIII, 10) и представляя суду Божию плоды благой ею деятельности. Злой же дух, как дух противления, является страшным врагом по отношению к человеку; он клевещет на него, старается умалить все хорошее в человеке и, наконец, употребляет различные коварные средства, нередко крайне мучительные для него, чтобы вызвать в человеке ропот и таким образом довести его до греха и поставить в противное отношение к Богу. Страдания праведных попускаются Богом для испытания и усовершенствования их веры и благочестия, но праведники находятся под особым покровительством Божиим, так что диавол не может причинить им никакого зла без воли Божией. Отсюда преданность человека Богу служит для него лучшим средством для борьбы с диаволом, давая ему возможность чрез это обессиливать злого духа и лишать его власти над собою.

Учение о человеке

Человек по самому рождению своему греховен, так как является на свет с первородным грехом. человеческая кратковременна и полна несчастий и тяжелых трудов, посылаемых от Бога (XIV, 1–6: XV, 14 и др. VII, 1–3).

Учение об Искупителе и будущем воскресении

Не находя утешения в речах своих друзей и крайне обиженный несправедливым отношением их к себе во время болезни, Иов надеется получить правду, как воздаяние, в другой загробной жизни. Свою веру в это великое будущее время он исповедует следующими словами: «Вем, яко присносущен есть, иже имать искупити мя и на земли воскресити кожу мою, терпящую сия, от Господа бо ми сия совершишася, яже аз в себе свем, яже очи мои видеша, а не ин: вся же ми совершишася в недре " (XIX, 25–27).

В первых словах Иова выражается вера его в искупление Присносущным (Богом), но как это, по верованию Иова, совершится, определенно здесь не указывается. Если же сопоставить эти слова страдальца с другими его словами, где раскрывается учение о величии Божеской природы и ограниченности, ничтожности человеческой, каковое различие делает невозможным для человека предстать пред Богом для своего оправдания и предполагает Ходатая – Богочеловека (IX, 33), то можно думать, что под искуплением Иов разумел примирение человека с Богом, или уничтожение того средостения заслугами Искупителя Господа Иисуса Христа, которое со времени первородного греха отделяло людей от Бога.

В словах: "и на земли воскресити кожу мою, терпящую сия », Иов выражает свою уверенность в событии будущего воскресения из мертвых. Нельзя здесь усматривать простого пожелания Иова выздороветь от болезни и возвратить себе счастье на земле, так как надежда на это выздоровление, по признанию его, исчезла под влиянием разрушавшей его организм болезни. Наоборот, он ждал себе скорой смерти, как явления неизбежного, непредотвратимого по ходу своей болезни и крепко убежден был к невозможности выздороветь (VI, 11–12; XIII, 28; XIV, 18–22; XVII, 11): поэтому в указанных словах Иова содержится учение о всеобщем воскресении мертвых. В каком виде воскреснут мертвые, Иов не говорит: из слов, что Господь воскресит кожу, «терпящую сия», можно заключать, что он ожидал воскресения людей в том виде, в каком они и умрут. всеобщего воскресения из мертвых раскрывается и в других речах праведного страдальца. В XIV гл. 12–15 ст. Иов говорит, что «человек, уснув, не востанет Дóндеже , не будет небо сошвено, и не возбудятся от сна своего. Убо, о, дабы во аде мя сохранил еси, скрыл же мя бы еси, Дóндеже престанет гнев твой, и вчиниши ми время, в неже память сотвориши ми. Аще бо умрет человек, жив будет: скончав дни жизни своею, потерплю, Дóндеже паки буду. Посем воззовеши, аз же послушаю тя: дел же руку твоею не отвращайся ». Из этих слов видно, что воскресению из мертвых будет предшествовать обновление мира и земли , что людей подобна сну, после которого наступает пробуждение, подобно тому как и после смерти наступит пробуждение людей от сна смерти. Воcкресшие люди, по учению Иова, явятся на суд Божий, к которому они будут призваны особым повелением Божиим (15 ст.). Иов надеялся быть оправданным тогда во взводимых на него друзьями преступлениях и торжественно выразил свое упование исповеданием веры в наступление будущего славного времени воскресения всех людей из мертвых: «Вем бо, яко присносущен есть, иже имать искупити мя, и на земли воскресити кожу мою терпящую cия ». Он изъявил желание, чтобы эти знаменательные слова его были вырезаны железным резцом на скале вовеки (XIX, 23–24).

Словами: "от Господа бо ми сия совершишася, яже аз в себе свем, яже очи мои видеста, а не ин: вся же ми совершишася в недре « Иов указывает на свое внутреннее чувство, которое свидетельствует ему, что все переживаемые им бедствия посланы Богом не как наказание его за грехи, а по особому воздействию Божию. Эта мысль неоднократно высказывалась им, как показание голоса совести, которая у праведника была свободна от грехов, в чем друзья его старались обвинить и усмотреть причину постигших его несчастий (XIX, 1–6 ст. VII, 20).

Пророчественный смысл исповедания Иова в пришествие Искупителя и будущее воскресение яснее открывается при чтении в русском переводе Библии , сделанном, как известно, с еврейского подлинника: »Я знаю. Искупитель мой жив, и Он в последний день восстановит из праха распадающуюся кожу мою сию. И я во плоти моей узрю Бога. Я узрю Его сам; мои глаза, не глаза другого, увидят Его. Истаявает сердце мое в груди моей «. По этому чтению, Иов надеется своими собственными глазами во плоти своей увидеть Бога – Искупителя уже после того, как тело его воскреснет из мертвых и он предстанет на страшный суд Божий.

Отсюда видно, что тайна воскресения из мертвых не была ясно открыта ветхозаветным людям. В словах Иова мы видим только указание «на воскресение суда», другая же после воскресения из мертвых – блаженная жизнь в непосредственном общении с Богом здесь не указывается. Эта истина стала известною только в Новом Завете, когда Господь во всей полноте и ясности раскрыл ее в Своем евангельском учении (). Более понятною для сознания верующих последователей Его, даже св. апостолов, она стала только лишь после события воскресения Спасителя, которое послужило началом воскресения всех людей ( и др.) . Тем же самым объясняется и то обстоятельство, что вся вообще речь Иова о будущих отдаленных события отличается прикровенным характером.

Преобразовательное и нравоучительное значение Иова

Иов прообразовал Господа Иисуса Христа многими чертами своей жизни. Прежде всего страдания Иова прообразовательно с различных сторон указывали на спасительные страдания Богочеловека. Подобно тому как виновником страданий Иова был диавол, который явился клеветником на Иова пред Богом, следствием чего и были ниспосланы Иову страдания, так и страдания Богочеловека вызваны были диаволом, который прельстил первых людей, увлекши их ко греху и следствием этого было то глубокое заражение человечества грехом, которое потребовало страданий Иисуса Христа.

Как страдания Иова были незаслужены, ибо он был великий праведник, так , как Богочеловек, рожденный от Пресвятой Девы Марии и Св. Духа, был совершенно безгрешен и Его страдания были безвинны и незаслужены (; ; ). Как Иов во время своих страданий испытывал чувство невыносимой боли, которую причиняла ему болезнь и при этом был оставлен всеми, даже своими родственниками и друзьями, так Иисус Христос претерпел страшные мучения смертной казни на кресте и был всеми оставлен, даже Своими учениками в Гефсиманском саду, когда воины пришли взять Его. Как праведный Иов во время своих страданий испытывал нравственные мучения от друзей, которые обличали его в пороках и внутренно в душе мучился ужасным религиозным чувством, по которому он считал себя оставленным даже Самим Богом, без причины его каравшим; так и Господь Иисус Христос претерпел на Себе подвиг великого истощания, подвергшись издевательствам со стороны врагов и такое же состояние Богооставленности испытал на кресте, когда вопиял к Богу: «Боже мой, Боже мой вскую мя еси оставил " (Mф. XXVII, 16).

Иов прообразовал Христа не только своими страданиями, а и своим прославлением, бывшим после этих страданий наградою за его терпение. Славный конец страданий Иова предуказывал собою великие следствия крестных страданий Спасителя: воскресение, вознесение на небо с человеческою плотью одесную Бога Отца, распространение по всему миру евангельского учения, которыми прославил и превознес Отец Ииcyca Христа за Его величайшее смирение, послушание и терпение в подвигах страдания (; ).

На прообразовательное значение жизни Иова указывает и Православная , заимствующая из книги Иова паремейные чтения в первые пять дней страстной седмицы, когда воспоминаются страдания Христовы.

Нравоучительное значение жизни Иова указано апостолом Иаковом. Увещевая страждущих христиан терпеливо переносить переживаемые ими бедствия, он указывает на пример Иова, который за свое терпение удостоился от Бога великой награды. »Вы слышали о терпении Иова, и видели конец (онаго) от Господа; ибо Господь весьма милосерд и сострадателен « – так говорит св. апостол (). Великое благодушное терпение выказал Иов, когда лишился всего имения и детей; «наг я вышел из чрева матери моей», – говорил верный раб Божий, – «наг и возвращусь. Господь дал, Господь и взял, да будет имя Господне благословенно " (). Примером терпения Иова является для всех людей особенно поучительным, потому что страдания его были глубоки и всесторонни, так как страдалец испытывал мучения телесные, нравственные и религиозные, при этом одновременное действие их усиливало тяжесть их. Кроме того, Иов, перенося несчастия, лишен был возможности сознавать высоту и значение своих страданий, чтобы почерпать отсюда для себя ободрение. Он находился далеко в худших условиях, чем первые христианские мученики, которые, страдая за веру Христову, шли по стопам Самого Христа и воодушевлялись тем мученическим славным венцом, который они надеялись получить на небесах, по заповеди, Спасителя. (Лук. ХII, 8). Напротив, Иов жил в такое время, когда господствующим воззрением у людей было то, по которому думали, что человек в земной жизни получает воздаяние от Бога и что внутреннему достоинству человека соответствует и его внешнее положение на земле. Только непоколебимое упование Иова на Божественное правосудие и ожидание торжества его в будущей жизни за гробом поддерживали в нем бодрость духа и давали ему возможность пребывать твердым. Но такое воззрение было личным, а потому оно и не могло быть таким авторитетным источником ободрения, как данное в Откровения. Итак, каждый из нас, кого постигнут неудачи и житейские невзгоды, может с пользою для себя взирать на например страдальца Иона, чтобы найти в нем утешение, чтобы избавиться чрез него от малодушия и с бодростью для себя переносить свои несравненно легкие по отношении с ним несчастия.