Выполнять 8 задание по русскому. Алгоритмы выполнения заданий егэ по русскому языку


Урок посвящен разбору задания 8 ЕГЭ по информатике


8-я тема — «Программирование алгоритмов с циклами» — характеризуется, как задания базового уровня сложности, время выполнения – примерно 3 минуты, максимальный балл — 1

Алгоритмические структуры с циклами

В 8 задании ЕГЭ используются алгоритмические структуры с циклами. Рассмотрим их на примере языка Паскаль.

  • Для знакомства и повторения цикла While , .
  • Для знакомства и повторения цикла For , .

Сумма арифметической прогрессии

Формула для вычисления n -ого элемента арифметической прогрессии:

a n = a 1 + d(n-1)

n членов арифметической прогрессии:

  • a i
  • d – шаг (разность) последовательности.

Сумма геометрической прогрессии

Свойство геометрической прогрессии:

b n 2 = b n+1 * q n-1

Формула для вычисления знаменателя геометрической прогрессии:

\[ q = \frac {b_{n+1}}{b_n} \]

Формула для вычисления n -ого элемента геометрической прогрессии:

b n = b 1 * q n-1

Формула для вычисления знаменателя геометрической прогрессии:

Формула для вычисления суммы первых n членов геометрической прогрессии:

\[ S_{n} = \frac {b_1-b_{n}*q}{1-q} \]

\[ S_{n} = b_{1} * \frac {1-q^n}{1-q} \]

  • b i – i-ый элемент последовательности,
  • q – знаменатель последовательности.

Решение заданий 8 ЕГЭ по информатике

ЕГЭ по информатике 2017 задание ФИПИ вариант 15 (Крылов С.С., Чуркина Т.Е.):

1 2 3 4 5 var k, s: integer ; begin s: = 512 ; k: = 0 ; while s

var k,s:integer; begin s:=512; k:=0; while s


✍ Решение:
  • В цикле k увеличивается на единицу (k — счетчик ). Соответственно, k будет равно количеству итераций (повторов) цикла. После завершения работы цикла k выводится на экран, т.е. это и есть результат работы программы.
  • В цикле s увеличивается на 64 . Для простоты расчетов возьмем начальное s не 512 , а 0 . Тогда условие цикла поменяется на s < 1536 (2048 — 512 = 1536):
s:=0; k:=0; while s < 1536 do begin ...
  • Цикл будет выполняться пока s<1536 , а s увеличивается на 64 , отсюда следует что итераций цикла (шагов) будет:
1536 / 64 = 24
  • Соответственно, k = 24 .

Результат: 24

Для более детального разбора предлагаем посмотреть видео решения данного 8 задания ЕГЭ по информатике:

10 Тренировочных вариантов экзаменационных работ для подготовки к ЕГЭ по информатике 2017, задание 8, вариант 1 (Ушаков Д.М.):

Определите, что будет напечатано в результате выполнения следующего фрагмента программы:

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 var k, s: integer ; begin k: = 1024 ; s: = 50 ; while s> 30 do begin s: = s- 4 ; k: = k div 2 ; end ; write (k) end .

var k,s: integer; begin k:=1024; s:=50; while s>30 do begin s:=s-4; k:=k div 2; end; write(k) end.


✍ Решение:

Результат: 32

Подробное решение смотрите на видео:

ЕГЭ 8.3:

При каком наименьшем целом введенном числе d после выполнения программы будет напечатано число 192 ?

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 var k, s, d: integer ; begin readln (d) ; s: = 0 ; k: = 0 ; while k < 200 do begin s: = s+ 64 ; k: = k+ d; end ; write (s) ; end .

var k,s,d: integer; begin readln (d); s:=0; k:=0; while k < 200 do begin s:=s+64; k:=k+d; end; write(s); end.


✍ Решение:

Рассмотрим алгоритм программы:

  • Цикл зависит от переменной k , которая каждую итерацию цикла увеличивается на значение d (вводимое). Цикл закончит «работу», когда k сравняется с 200 или превысит его (k >= 200 ).
  • Результатом программы является вывод значения переменной s . В цикле s увеличивается на 64 .
  • Так как по заданию необходимо, чтобы вывелось число 192 , то число повторов цикла определим так:
64 * x = 192 число повторов: x = 192 / 64 = 3
  • Так как в цикле k увеличивается на значение d , а повторов цикла 3 (при этом цикл завершается при k>=200 ), составим уравнение:
3 * d = 200 d = 200/3 ~ 66,66
  • Поскольку число получилось нецелое, то проверим и 66 и 67 . Если мы возьмем 66 , то:
66 + 66 + 66 = 198 (< 200)

т.е. цикл после трех прохождений еще продолжит работу, что нам не подходит.

  • Для 67 :
67 + 67 + 67 = 201 (>200)
  • Данное число 67 нас устраивает, оно наименьшее из возможных, что и требуется по заданию.

Результат: 67

Разбор задания смотрите на видео:

ЕГЭ по информатике задание 8.4 (источник: вариант 3, К. Поляков)

Определите, что будет напечатано в результате работы следующего фрагмента программы:

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 var k, s: integer ; begin s: = 3 ; k: = 1 ; while k < 25 do begin s: = s+ k; k: = k+ 2 ; end ; write (s) ; end .

var k, s: integer; begin s:=3; k:=1; while k < 25 do begin s:=s+k; k:=k+2; end; write(s); end.


✍ Решение:

Разберем листинг программы:

  • Результатом программы является вывод значения s .
  • В цикле s меняется, увеличиваясь на k , при начальном значении s = 3 .
  • Цикл зависит от k . Выполнение цикла завершится при k >= 25 . Начальное значение k = 1 .
  • В цикле k постоянно увеличивается на 2 -> значит, можно найти количество итераций цикла.
  • Количество итераций цикла равно:
n = 25 / 2 ~ 12

(т.к. k изначально равнялось 1 , то в последнее, 12-е прохождение цикла, k = 25 ; условие цикла ложно)

  • В s накапливается сумма арифметической прогрессии, последовательность элементов которой удобней начать с 0 (а не с 3 , как в программе). Поэтому представим, что в начале программы s = 0 . Но при этом не забудем, что в конце необходимо будет к результату прибавить 3!
s:=0 ; k:=1; while k < 25 do begin ...
  • Тогда арифметическая прогрессия будет выглядеть:
1 + 3 + 5 + 7 ... количество членов прогрессии - 12, т.к. 12 итераций цикла
  • Существует формула вычисления суммы арифметической прогрессии:

s = ((2 * a1 + d * (n — 1)) / 2) * n

где a1 — первый член прогрессии,
d — разность,
n — количество членов прогрессии (в нашем случае — кол-во итераций цикла)

  • Подставим значения в формулу:
(2 * 1 + 2 * 11) / 2 * 12 = 144
  • Не забудем, что мы к результату должны прибавить 3 :
144+3 = 147
  • Это и есть значение s , которое выводится в результате работы программы.

Результат: 147

Решение данного задания ЕГЭ по информатике видео:

ЕГЭ по информатике задание 8.5 (источник: вариант 36, К. Поляков)

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 var s, n: integer ; begin s : = 0 ; n : = 0 ; while 2 * s* s < 123 do begin s : = s + 1 ; n : = n + 2 end ; writeln (n) end .

var s, n: integer; begin s:= 0; n:= 0; while 2*s*s < 123 do begin s:= s + 1; n:= n + 2 end; writeln(n) end.


✍ Решение:

Разберем листинг программы:

  • В цикле переменная s постоянно увеличивается на единицу (работает как счетчик), а переменная n в цикле увеличивается на 2 .
  • В результате работы программы на экран выводится значение n .
  • Цикл зависит от s , причем работа цикла завершится когда 2 * s 2 >= 123 .
  • Необходимо определить количество прохождений цикла (итераций цикла): для этого определим такое наименьшее возможное s , чтобы 2 * s 2 >= 123 :
1 шаг: s = 2*1 2 =2 2 шаг: s = 2*2 2 =8 3 шаг: s = 2*3 2 =18 ... 7 шаг: s = 2*7 2 =98 (меньше 123, т.е. цикл еще работает) 8 шаг: s = 2*8 2 =128 (больше 123, цикл не работает!)

Либо просто нужно было бы найти такое наименьшее возможное четное число >= 123, которое при делении на 2 возвращало бы вычисляемый корень числа:

S=124/2 = √62 - не подходит! s=126/2 = √63 - не подходит! s=128/2 = √64 = 8 - подходит!

  • Таким образом, программа выполнит 8 итераций цикла.
  • Определим n , которая увеличивается каждый шаг цикла на 2 , значит:
n = 2 * 8 = 16

Результат: 16

Видео данного задания ЕГЭ доступно здесь:

ЕГЭ по информатике задание 8.6 (источник: вариант 37, К. Поляков со ссылкой на О.В. Гасанова)

Запишите через запятую наименьшее и наибольшее значение числа d , которое нужно ввести, чтобы после выполнения программы было напечатано 153 ?

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 var n, s, d: integer ; begin readln (d) ; n : = 33 ; s : = 4 ; while s < = 1725 do begin s : = s + d; n : = n + 8 end ; write (n) end .

var n, s, d: integer; begin readln(d); n:= 33; s:= 4; while s <= 1725 do begin s:= s + d; n:= n + 8 end; write(n) end.


✍ Решение:

Разберем листинг программы:

  • Цикл программы зависит от значения переменной s , которая в цикле постоянно увеличивается на значение d (d вводится пользователем в начале программы).
  • Кроме того, в цикле переменная n увеличивается на 8 . Значение переменной n выводится на экран в конце программы, т.е. по заданию n к концу программы должно n = 153 .
  • Необходимо определить количество итераций цикла (прохождений). Так как начальное значение n = 33 , а в конце оно должно стать 153 , в цикле увеличиваясь на 8 , то сколько раз 8 «поместится» в 120 (153 — 33)? :
120 / 8 = 15 раз (количество итераций цикла)
  • Как мы определили, цикл зависит от s , которая в начале программы s = 4 . Для простоты работы примем, что s = 0 , тогда изменим и условие цикла: вместо s <= 1725 сделаем s <= 1721 (1725-1721)
... s:= 0; while s <= 1721 do begin ...
  • Найдем d . Так как цикл выполняется 15 раз, то необходимо найти такое целое число, которое при умножении на 15 возвращало бы число большее 1721 :
1721 / 15 = 114,733 - не целое, не подходит 1722 / 15 = 114,8 - не целое, не подходит... берем кратное 5: 1725 / 15 = 115 - целое, подходит!
  • 115 — это наименьшее d при котором n станет равным 153 (за 15 шагов цикла).
  • Найдем наибольшее d . Для этого надо найти такое число, которое соответствует неравенствам:
14 * d <= 1721 при этом: 15 * d > 1721
  • Найдем:
14 * 122 = 1708 (<=1721) 15 * 122 = 1830 (>1721)
  • Наибольшее d=122

Результат: 115, 122

Смотрите видео данного 8 задания ЕГЭ:

8 задание. Демоверсия ЕГЭ 2018 информатика:

Запишите число, которое будет напечатано в результате выполнения следующей программы.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 var s, n: integer ; begin s : = 260 ; n : = 0 ; while s > 0 do begin s : = s - 15 ; n : = n + 2 end ; writeln (n) end .

var s, n: integer; begin s:= 260; n:= 0; while s > 0 do begin s:= s - 15; n:= n + 2 end; writeln(n) end.


✍ Решение:
    Рассмотрим алгоритм:
  • Цикл зависит от значения переменной s , которая изначально равна 260 . В цикле переменная s постоянно меняет свое значение, уменьшаясь на 15 .
  • Цикл завершит свою работу когда s <= 0 . Значит, необходимо посчитать сколько чисел 15 «войдет» в число 260 , иными словами:
260 / 15 ~ 17,333...
  • Эта цифра должна соответствовать количеству шагов (итераций) цикла. Так как условие цикла строгое — s > 0 , то увеличим полученное число на единицу:
17 + 1 = 18 итераций цикла Проверим: 17 * 15 = 255 (< 260) 18 * 15 = 270 (> 260)
  • Проверим на более простом примере. Допустим, изначально s=32 . Два прохождения цикла даст нам s = 32/15 = 2,133.. . Число 2 больше 0 , соответственно, цикл будет работать еще третий раз.
  • В результате работы программа распечатывает значение переменной n (искомый результат). В цикле переменная n , изначально равная 0 , увеличивается на 2 . Так как цикл включает 18 итераций, то имеем:
n = 18 * 2 = 36

Результат: 36

Подробное решение данного 8 задания из демоверсии ЕГЭ 2018 года смотрите на видео:

Решение 8 задания ЕГЭ по информатике (контрольный вариант № 2 экзаменационной работы 2018 года, С.С. Крылов, Д.М. Ушаков):

Определите, что будет напечатано в результате выполнения программы:

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 var s, i: integer ; begin i : = 1 ; s : = 105 ; while s > 5 do begin s : = s - 2 ; i : = i + 1 end ; writeln (i) end .

var s, i: integer; begin i:= 1; s:= 105; while s > 5 do begin s:= s - 2; i:= i + 1 end; writeln(i) end.


✍ Решение:
  • Рассмотрим алгоритм. Цикл зависит от переменной s , которая уменьшается каждую итерацию цикла на 2 .
  • В цикле также присутствует счетчик — переменная i , которая увеличится на единицу ровно столько раз, сколько итераций (проходов) цикла. Т.е. в результате выполнения программы распечатается значение, равное количеству итераций цикла.
  • Поскольку условие цикла зависит от s , нам необходимо посчитать, сколько раз сможет s уменьшиться на 2 в цикле. Для удобства подсчета изменим условие цикла на while s > 0 ; так как мы s уменьшили на 5 , соответственно, изменим и 4-ю строку на s:=100 (105-5):
... s:= 100; while s > 0 do begin ...
  • Для того чтобы посчитать, сколько раз выполнится цикл, необходимо 100 разделить на 2 , т.к. s каждый шаг цикла уменьшается на 2: 100 / 2 = 50 -> количество итераций цикла
  • В 3-й строке видим, что начальным значением i является 1 , т.е. в первую итерацию цикла i = 2 . Значит, нам необходимо к результату (50) прибавить 1 .
  • 50 + 1 = 51
  • Это значение и будет выведено на экран.

Результат: 51

Решение 8 задания ЕГЭ по информатике 2018 (диагностический вариант экзаменационной работы 2018 года, С.С. Крылов, Д.М. Ушаков, Тренажер ЕГЭ):

Определите значение переменной c после выполнения следующего фрагмента программы. Ответ запишите в виде целого числа.

1 2 3 4 5 6 7 a: =- 5 ; c: = 1024 ; while a< > 0 do begin c: = c div 2 ; a: = a+ 1 end ;

a:=-5; c:=1024; while a<>0 do begin c:=c div 2; a:=a+1 end;1000 do begin s : = s + n; n : = n * 2 end ; write (s) end .

var n, s: integer; begin n:= 1; s:= 0; while n <= 1000 do begin s:= s + n; n:= n * 2 end; write(s) end.


✍ Решение:

    Рассмотрим алгоритм:

  • Условие цикла зависит от переменной n , которая изменяется в цикле согласно получению степеней двойки:
1 2 4 8 16 32 64 128 256 512 1024
  • Когда переменная n принимает значение 1024 (11-й шаг цикла), условие цикла становится ложным и цикл перестает работать. На экран выводится значение s.
  • Переменная s — это сумма элементов геометрической прогрессии, т.к. в ней аккумулируются значения n

    Запишите число, которое будет напечатано в результате выполнения следующей программы:

    Паскаль:

    1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 var s, n: integer ; begin s : = 522 ; n : = 400 ; while s - n > 0 do begin s : = s - 20 ; n : = n - 15 end ; write (s) end .

    var s, n: integer; begin s:= 522; n:= 400; while s - n > 0 do begin s:= s - 20; n:= n - 15 end; write(s) end.


    ✍ Решение:
    • В алгоритме присутствует цикл. Для того, чтобы разобраться в алгоритме, выполним трассировку начальных итераций цикла:
    • Видим, что в условии разница между значениями составляет 5 :
    122 - 117 = 5 117 - 112 = 5 ...
  • Таким образом, чтобы определить количество итераций (шагов) цикла, необходимо значение условия цикла, полученное в первой итерации, разделить на 5 :
  • 122 / 5 = 24,4 24 * 5 = 120 (120 + 2 = 122)

    Это значит, что на 24-й итерации цикла переменные s и n получили такие значения, после которых условие еще осталось истинным: 2 > 0. На 25-м шаге выполняется это условие:

  • В конце выполнения 25-й итерации, получаем условие для 26-й итерации:
  • 25 * 5 = 125 (125 - 3 = 122)
  • Значит, всего в цикле присутствует 25 итераций , в каждой из которых s уменьшается на 20 . Посчитаем, на сколько уменьшится значение s в общем:
  • 25 * 20 = 500 (за 25 итераций) 522 - 500 = 22 (вычитаем из исходных данных)

    Результат: 22

    Предлагаем посмотреть видео решения задания:

    Практика 8

    б..гаж зап..раются оф..рмлять в..новатый к..ридор

    обж..гаться приг..ревшая просл..влять кр..стьянин ш..птаться

    зат..мнённый выт..раться бл..стеть комп..тентный м..тафора

    4. Определите слово, в котором пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

    землетр..сение прим..рить (друзей) выск..чка при..ритет пол..мист

    5. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

    доск..нально распол..житься осв..тить (лампой) прик..снуться д..тектив

    6. Определите слово, в котором пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

    ст..рожить к..нфорка прим..рять (платье) несг..раемый эксп..нат

    7. Определите слово, в котором пропущена безударная непроверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

    с..рдитый пл..вчиха эл..мент выт..равший пром..кашка

    8. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

    альм..нах д..ректива обог..щение распол..гаться пор..сль

    9. Определите слово, в котором пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

    вым..рать изд..лека к..соворотка г..ристая (местность) ор..гинальный

    10. Определите слово, в котором пропущена безударная непроверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

    прин..шение р..стительность к..вычки щ..бетать\ хр..нитель

    11. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

    прил..гающийся ан..мальный обм..кнуть пож..леть р..сток

    12. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

    огл..шение б..ланс р..спублика к..талог приск..кать

    13. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

    уп..раться арт..ллерия прим..рять (друзей) бл..стательно подн..мающийся

    14. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

    см..родина пок..затель д..стоверный локом..тив заж..гательный

    15. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

    апл..дировать ук..ротить изл..жение д..ректор зад...рать

    16. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

    дор..гие к..сательная р..месленный заг..релый к..ридор

    17. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

    обж..гание г..тический (стиль) возр..стание ор..ентир сг..ревший

    18. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

    пон..мание р..стовщик л..кторий г..релка тр..умф

    19. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

    р..зарий расст..лить предпол..гать ж..люзи юв..лир

    20. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

    г..ризонт пор..вну выт..реть к..медия к..собокий

    21. Определите слово, в котором пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

    пож..леть дов..рять на..менование проп..гандистский обм..кнуть

    22. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

    обозн..чение р..сток к..сательная б..ланс р..спублика

    23. Определите слово, в котором пропущена безударная непроверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

    к..соворотка омр..чить в..хтёр прил..гающийся ан..мальный

    24. Определите слово, в котором пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

    вн..дрение уп..раться арт..ллерия огл..вление оп..рение

    25. пределите слово, в котором пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

    г..релка прож..вающий тр..умф загр..ждение р..зарий

    26. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

    пон..мание предл..жение р..стовщик л..кторий г..ризонт

    27. Определите слово, в котором пропущена безударная непроверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

    пор..вну выт..реть од..нарный п..лемика сч..талка

    28. Определите слово, в котором пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

    вызв..лить выр..стающий предст..вительный вл..стелин ор..ентир

    29. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

    пок..рать к..саться к..мпаньон з..ря ск..чок

    30. Определите слово, в котором пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

    од..ревенелый к..собокий г..ревать пл..вчиха прим..рять (платье)

    Их написание подчиняется разным закономерностям. Прочитай правила, рассмотри примеры.

    Для верного выполнения задания требуется уметь определять, к какому из этих трёх случаев относятся примеры в твоём варианте КИМа.

    Задание предусматривает знание того, как пишутся слова. Для правильного ответа нужно уметь безошибочно идентифицировать орфограмму. Это действие похоже на прохождение паспортного контроля на границе: пограничник взглянул на тебя, посмотрел на фото в паспорте, и путь свободен. Перед тобой 5 слов и формулировка задания. Сначала пойми, что нужно искать.

    Если задание на проверяемые гласные, это одно, если на чередующиеся, то другое.

    Вспомним, что есть что.

    Проверяемые безударные гласные в корне: коза´, козёл — ко´зы

    В безударном положении в корне слова пишется та же гласная, что и под ударением.

    Почему пишем букву о , а не а в словах: коз а , коз ёл ? Потому что — ко´ з ы !

    Как проверить?

    Подобрать то же самое слово, но в другой форме: коза´ , козёл - ко´ зы (мн.ч.) или родственное слово, то есть слово с тем же корнем: коза´ , козёл - ко´ зий, ко´ злик .

    Не путай:

    Ошибочно подбирать в качестве проверочных слов:

    • слова с другим значением: частота — чисто, чистота — часто
    • слова с чередованием гласных в корне: загорать — загар, заря — зори
    • глаголы другого вида: опоздать — опаздывать, усвоить — усваивать

    Непроверяемые безударные гласные в корне: соба´ ка, карака´ тица, камо´ рка

    Это самое глупое из всех правил, потому что это вообще не правило! Почему? Потому что нет действия, которое помогло бы принять решение, какую букву писать. Единственное, что можно сделать, это найти нужное слово в словаре. Так советуют все учебники. Но словаря может не оказаться под рукой. Значит, такие слова нужно заучивать. Чем больше таких слов ты будешь знать, тем лучше. Постепенно у тебя разовьётся интуиция, и слова с непроверяемыми гласными не будут создавать трудности. Итак, несмотря на кажущуюся глупость, это правило очень полезно!

    Если не удаётся отнести слово к словам с чередующимися гласными в корнях и подобрать проверочные слова (изменив форму слова или поискав однокоренные слова), то перед тобой слово с непроверяемой гласной.

    Примечание:

    После успешной сдачи ЕГЭ можно вернуться к совету №1. Для жизни не повредит.

    Чередующиеся гласные в корне

    Чередование гласных в корнях русских слов — системное явление. Корней с чередующимися гласными много, но в школьной практике изучают обязательный список. В него входят 20 корней, которые представлены ниже. Их нужно запомнить и твёрдо знать весь список. Это поможет избежать множества досадных ошибок.
    Иногда меня спрашивают в письмах: «А почему вы не даёте корень -лог- ? Ведь на самом деле чередование не -лаг-//-лож-, а -лаг-//-лог-//-лож-
    Всё просто. Я предлагаю тот вариант, который представлен в большинстве школьных учебников. Единый экзамен готовится ФИПИ, который обещает, что различия в программах не окажут влияния на результат экзамена. До сих пор эта установка соблюдалась. А -лог - пусть вас не волнует: он бывает только под ударением! Подлог, залог, предлог и прочие. А в заданиях у вас будут только слова с безударными корнями. Поэтому я считаю, что не стоит отвлекать вас на этот и другие подобные случаи.

    Тем, кто хочет узнать не коротенький, школьный список, состоящий из 20 корней, а полный список всех корней с чередующимися гласными, рекомендую самый авторитетный источник: «Полный академический справочник » под редакцией В. Лопатина.

    А здесь мы вспомним то, что все вы изучали в школе.

    1. Чередование гласных в корнях бер//бир , пер//пир , мер//мир , жег//жиг , тер//тир , дер//дир , чет//чит , блест//блист , стел//стил : стереть-стирать

    Если в слове с корнями: -бер- //-бир- , -пер- //-пир- , -жег- //-жиг- , -мер- //-мир- , -тер- //-тир- , -дер- //-дир- , -чет- //-чит- , - блест- //-блист- , -стел- //-стил-

    есть суффикс а , пиши в корне и : убир а ть , блист а ть ,
    нет суффикса а , пиши е: бер ёт , блест еть .

    2.Чередование гласных в корнях кос//кас : коснуться — касаться

    Если в слове

    • есть суффикс а , пиши в корне а : кас а ться , кас а ние ,
    • нет суффикса а , пиши о: кос нуться , прикос новение

    3.Чередование гласных в корнях мок//мак : вымок — макать

    Если в словах с корнями -мок- //-мак- значение:

    «пропускать жидкость, впитывать жидкость», то пиши о: вымок под дождем ,
    «погружать в жидкость», пиши а: мак ать .

    4. Чередование гласных в корнях ровн//равн : выровнять —уравнять

    Если в словах с корнями -ровн- //-равн- значение:

    «ровный, гладкий», пиши о: выровн ять дорогу , заровн ять ямки ,
    «равенство», пиши а: уравн ять в правах , равн осторонний .

    5. Чередование гласных в корнях гор//гар , твор//твар , клон//клан : блин подгоре´ л

    Если корни -гар- //-гор- , -твар- //-твор- , -клан- //-клон-

    без ударения, пиши о : гор и´ т , клон и´ лся , твор и´ ть ,
    под ударением, пиши, как слышишь: зага´ р , кла´ н яться , тво´ р чество , тва´ рь .

    Исключение:
    при´ гарь

    6. Чередование гласных в корнях зор//зар : заря´

    Если корни -зар- //-зор-

    без ударения, пиши а: заря´ , зарни´ цы
    под ударением, пиши, как слышишь: зо´ ри.

    Исключение: зорева´ ть

    7. Чередование гласных в корнях плов//плав : поплаво´ к- пловцы´ (искл.)

    Если корни -плав- //-плов-

    без ударения, пиши а: поплаво´ к ,
    под ударением пиши, как слышишь: пла´ вать , пла´ вание , заплы´ в .

    Исключение: пловцы´ , плове´ ц, пловчи´ ха, плывуны´

    8. Чередование гласных в корнях рос//раст//ращ , лаг//лож , скак//скоч : выросло растение , слагаемое — сложение , скакать — выскочка

    Если в корне согласные:

    • с, пиши о : росла ,
      ст или щ , то а : расти , выращенный ,
    • ж , пиши о : предложение ,
      г , то а : слагаемое ,
    • ч , пиши о : выскочка ,
      к , то а : скакалка .

    Исключение: росто´ к, ростово´ й, ростовщи´ к, вы´ рост, подростко´ вый (наряду с литературной нормой подро´ стковый )и их производные: росточек,ростовщичий и др.

    Типичные случаи нарушения синтаксических норм

    1. Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

      благодаря (кому) другу
      вопреки (чему) ожиданию
      согласно (чему?) расписанию

      по приездЕ в Казань
      по истечениИ срока
      по прибытиИ домой

      • Запомните, что предлоги БЛАГОДАРЯ,СОГЛАСНО, ВОПРЕКИ употребляются только с дательным падежом:
      • Предлог «ПО» управляет предложным падежом.
    2. Нарушение согласования
    3. Ошибка в построении сложного предложения, которые бывают трех видов:
    4. Нарушение в построении предложения с обособленным определением
    5. Неправильное употребление им. числительного
      Чтобы найти ошибку, нужно знать правила склонения числительных :
      • У сложных числительных склоняются обе части слова, а у порядковых числительных изменяется только последнее слово;
      • Числительное «оба» употребляется только с существительными, имеющими форму единственного числа;
      • Числительные «двое», «трое» и др. не употребляются с существительными женского рода и со словами, обозначающих взрослых животных.
    6. Неправильное употребление местоимения.
    7. ​Неправильное построение предложения с косвенной речью.
    8. Ошибка в построении предложения с однородными членами
      Чтобы найти ошибку, нужно уметь находить однородные члены в предложении, а также знать основные правила:
      • Нельзя объединять в однородный ряд глаголы и существительные, полные и краткие формы прилагательных и причастий, причастный или деепричастный оборот и придаточное предложение, родовые и видовые понятия, а также далекие по смыслу понятия.
      • Нельзя употреблять общее зависимое слово при однородных членах, требующих разного управления. Эта ошибка также называется «Нарушение управления при однородных членах предложения».
      • Двойные союзы не должны быть искаженными, а также необходимо соблюдать верный порядок слов при использовании двойных союзов.
      • Не должно быть избыточного использования союзов.
    9. Нарушение в построении предложения с несогласованным приложением.
    10. Нарушение связи между подлежащим и сказуемым.
      Чтобы найти ошибку, нужно уметь определять подлежащее и сказуемое в предложении, а также знать основные правила :
      • Сказуемое должно быть согласовано с подлежащим, а не со второстепенными членами предложения.
      • Если подлежащим является существительное мужского рода, обозначающее должность или профессию, то род сказуемого определяется из контекста. Если присутствует указание на женский пол, сказуемое должно быть женского рода, в противном случае – мужского.
      • Если подлежащим является сложносокращенное слово, род сказуемого определяется главным словом из словосочетания.
      • Местоимение «кто» употребляется с глаголом в единственном числе и мужском роде.
      • Обособленный оборот не влияет на форму сказуемого.
      • Если числительное является подлежащим и оканчивается на один, то сказуемое должно быть в единственном числе.
    11. Нарушение в построении предложения с причастным оборотом.
      Чтобы найти ошибку, нужно уметь находить в предложении причастный оборот, а также знать основные правила:
      • Причастный оборот должен быть согласован с определяемым словом;
      • Причастный оборот не должен быть удален от определяемого слова;
      • Причастный оборот не должен разбиваться на части определяемым словом.

    Задание №8 1 вариант

    к...рысть

    пол...жение

    прит...жение

    прид...раться

    г…потеза

    2.8.. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня.

    вин...грет

    др...хлеть

    отр...сли (волосы)

    Р…стов

    ан…малия

    3.

    объед...нение

    з...рница

    ант…гонизм

    к..снулся

    рест…врировать


    4. 8. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

    осм...трел

    обг...релые

    б...рюзовый

    ост...рожный

    отб..рает


    5.

    ф...нарики

    ск...птицизм

    бл...стать

    заст. .лая

    р..гламент


    6. 8. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

    к...сающийся

    изл...жение

    п...стух

    эп...демия

    ав…нтюра


    7. 8. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

    оз...рение

    вым...кнуть

    препод...ватель

    тв...рение

    б…йкот


    8. 8. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня.

    Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

    расст...латься

    д...лина

    подск...чить

    алг...ритм

    вет…ринар

    9. 8. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

    разбр...сать

    выл...жить

    атт...стат

    прик...сновение

    г…бариты

    10. 8. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

    к...росин

    выр...сти

    изв...нился

    соч...тать

    г…рнизон

    Задание №8 2 вариант

    1.8.. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

    охр...нять

    приг...реть

    гл...диатор

    к...нгуру

    ум…рать

    неприм...римы

    соч...тание

    зам...рающий

    п...чаль

    д…фицит

    3. 8. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

    укр...щать

    предл...жение

    зап...наться

    к…варный

    м…ридиан
    4. 8. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

    к...ллекция

    п...чаль

    св...тящийся

    выр...внять

    подж…гатель


    5. 8. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

    по...вились

    тр...вожный

    изл…жить

    д…рижировать

    акв…рельный


    6. 8. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

    сл...жение

    пл...вучий

    чер...довать

    взр...стить

    р…абилитация


    7. 8. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

    пренебр...жительно

    заг...релый

    ск...кать

    к…тастрофа

    к…мбинезон

    8. 8. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

    б...дон

    к...чан

    п...лисадник

    п...стреть

    сг…реть

    выб..рать

    9. 8. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

    н...ктюрн

    л...ванда

    м...золь

    отк...пать

    нар..стание

    10. 8. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

    уг...сать

    изб...ратель

    непром...каемый

    уп...раться
    л…нолеум

    Задание № 8 3 вариант

    1.8.. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

    прик...сновение

    несг...раемый

    м...тодика

    бл...стательный

    б...лото

    2.8.. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня.Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

    пл...вучий

    гарм...нировать

    подн...маются

    эксп..римент

    стр...мительно

    3. 8. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

    запр...щённый

    откл...нение

    гор...зонт

    ст…пендия

    эксп…римент


    4. 8. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня.Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

    р...синка

    р...сточек

    ж...кет

    п…норама

    п…радокс


    5. 8. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

    ф...номен

    разд...валка

    з..ря

    к..саться

    пр…митивный


    6. 8. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

    возр...стной,

    попл...вок

    заг...релый

    поб...лить

    с..пог
    7. 8. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

    к...мплимент

    д...льновидный

    проц...дура

    в...трина

    в...ртикальный
    8. 8. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня.

    Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

    заж...гательный

    выск...чка

    устр...шать

    г...ризонт

    к…рнавал
    9. 8. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

    об...жаться

    ур...вень

    не на кого оп...реться

    ад...птация

    с...реневый
    10. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

    л...биринт

    к...ллизия

    на ск...ку

    наиск...сок

    б...рёза

    ответы

    1 вариант

    2 вариант

    3 вариант

    притяжение

    Охранять

    методика

    дряхлеть

    непримиримы

    гармонировать

    объединение

    Укрощать

    запрещённый

    осмотрел

    светящийся

    росинка

    скептик

    появились

    раздевалка

    пастух

    чередовать

    побелить

    преподаватель

    пренебрежительно

    дальновидный

    долина

    пестреть

    устрашать

    разбросать

    откопать

    обижаться

    извинился

    угасать

    наискосок