Московская покровская община сестер милосердия. Русская Древлеправославная Церковь (Новозыбковская иерархия)


Глава церкви - Патриарх. "Святейший и Блаженнейший Древлеправославный Патриарх Московский и всея Руси"

Краткая история церкви

Основу для Древлеправославной церкви составили беглопоповцы, которые не приняли белокриницкой иерархии. Значительная их часть в 1923 году признала своим главой перешедшего к ним Саратовского архиепископа Николу (Поздеева). С присоединением к староверию (из обновленчества) епископа Николы у беглопоповцев появилась своя иерархия. В сентябре 1929 года к ним присоединился еще один иерарх (иосифлианский) - епископ Свердловский Стефан (Расторгуев). Таким образом, церковь получила возможность посвящать новых епископов и обрести преемственность. Буквально через несколько дней посвятили уже исконно старообрядческого епископа Пансофия. Так в Древлеправославной церкви установилась трехчинная иерархия, вторая на старообрядческой Руси. Первоначально центр церкви находился в Саратове (месте пребывания архиепископа). Вскоре (1924) он был перенесен в Москву (при Никольском храме на Рогожском кладбище), а в 1955 году в Куйбышев (Самару), и, наконец в 1963 году в Новозыбков (Брянская область), в Спасо-Преображенский кафедральный собор, из-за чего церковь часто называют Новозыбковской архиепископией. При советском гонении на религию церковь сильно пострадала, был расстрелян архиепископ Стефан, сама церковь фактически находилась на нелегальном положении. В 1929 г. власти закрыли все московские храмы Древлеправославной церкви, включая храм Николо-Рогожской общины. Община была вынуждена перейти в северный придел Никольского единоверческого храма на Рогожском кладбище в Москве (до конца 1990 г. оставался главным центром верующих Москвы). Кафедральный Спасо-Преображенский собор в Новозыбкове был закрыт в 1938 г. Богослужения в нем возобновились в 1943, при немецкой оккупации и больше не прекращались. После войны у власти в церкви утвердилась группировка архиепископа Иоанна (Калинина), которая управляет церковью и до сих пор, а семья Калининых остается самой влиятельной в церкви. В 1990 г. городские власти передали московской древлеправославной общине храм на Новокузнецкой улице, который ныне является главным московским храмом древлеправославных христиан. На Соборе 3 марта 2002 года архиепископ Александр был избран Патриархом и на следующий день интронизирован. С этого момента кафедра Патриарха и его резиденция перенесены в Москву, а в Новозыбкове осталось Духовное училище. В 1987 году количество официально зарегистрированных приходов не достигало и двадцати, на сегодняшний день их количество выросло до 70, 5 общин находится в Румынии (по некоторым данным число приходов доходит до 150). В 1988 и 2000 годах от церкви отделились несогласные с церковной политикой и образовали две независимые церкви - Славяно-Грузинскую и ДЦ "Аполлинария" . После смерти еп.Даниила (Калинина) и перехода в РСПЦ Германа (Савельева) в церкви насчитывалось 3 архиерея; в 2005 году были рукоположены двое новых епископов и принят в общение епископ их Миланского синода . После переговоров, 17 мая 2009 года раскол между Грузинской Древлеправославной церковью и Русской Древлеправославной церковью был уврачеван и восстановлено их евхаристическое единство. 15 августа 2010 года в церковь были приняты новообрядные епископы Тихон (Гришин) и Гедеон (Михайлов) , но вопрос об их статусе было решено рассмотреть позднее; после решения 2011 года принять их в качестве мирян, они покинули РДЦ.

Весной 2016 года был преодолен раскол с группой епископа Аполлинария .

Иерархия

Архиепископ (с 3 марта 2002 Патриарх)

Никола (Позднев) (4 ноября 1923 - 1 сентября 1934) (А. Московский, Саратовский и всея России)
Стефан (Расторгуев) (июль 1935 - 2 сентября 1937) (1934 - 1935 местоблюститель)
Михаил (Кочетов) (май 1938 - 6 апреля 1944)
Иоанн (Калинин) (14 октября 1944 - 5 ноября 1955)
Епифаний (Абрамов) (5 ноября 1955 - 1963)
Иеремия (Матвиевич) (24 марта 1963 - 17 июня 1969)
Павел (Машинин) (27 июля 1969 - июнь 1977)
Варсофоний (Овсянников) (июнь 1977 - сентябрь 1979) - местоблюститель
Геннадий (Антонов) (23 сентября 1979 - январь 1996)
Аристарх (Калинин) (9 июня 1996 - 5 мая 2000) (январь-июнь 1996 управляющий)
Александр (Калинин) (9 мая 2000 -

Действующие иерархи

Варнава (Едигарев), Епископ Белебеевский и всея Башкирии (2001-2005), Епископ Волжский (2005 - 30 октября 2005), епископ Уральский (30 октября 2005-2008) (на покое)
Сергий (Попков), Епископ Сибирский (27 февраля 2005 - 25 декабря 2015), митрополит Сибирский (25 декабря 2015 -
Ияков (Барклай), епископ Сионский и Всея Западной Европы, (весна 2005 -) (перешел из Миланского Синода , 1 домовой приход в Иерусалиме)
Савин (Тихов), Епископ Волжский (30 октября 2005 - 23 декабря 2008), Нижневолжский (23 декабря 2008 -
Василий (Лаврентьев), епископ (с 25 декабря 2016 - митрополит) Верхневолжский (25 декабря 2008 -
Никола (Просин), епископ Украинский (25 декабря 2010 -
Дионисий (Большаков), епископ Уреньский (23 декабря 2016 -

Епархии

Московская епархия (патриаршая с 2002)
Верхневолжская епархия (2008 -
Нижневолжская епархия (2008 -
Сибирская епархия
Белорусская епархия
Украинская епархия
Сионская и Западноевропейская епархия (2005 -
Уральская епархия (ныне вдовствующая)
Епархия Азово-Черноморская (2003- (ныне вдовствующая)
Уреньская епархия (2016-

Ранее существовавшие епархии

Самарская и Оренбургская епархия (-?)
Епархия Бурятии и всего Дальнего Востока (-?)
Епархия Тульчинская и всея Румынии (-2000)
Пермская епархия (-2003)
Волжская (Волгоградская и Саратовская) епархия (-2008)

Самарская и Оренбургская епархия (ранее Куйбышевская)
Павел (1944-1946)
Епифаний (Абрамов) (26 мая 1950 - 5 ноября 1955)
Иеремия (Матвиевич)(15 марта 1957 - 24 марта 1963)
Григорий (Корнилов) (26 апреля 1969 - 27 июня 1992)
Лев (Бобылев) (1996-2001) (C. и Курский) (находился под запрещением, скончался в июле 2005)

Другие епископы

Стефан (Расторгуев), епископ Уральский и Сибирский (16 сентября 1929 - июль 1935) (кафедра в г.Бугуруслан)
Пансофий (Ивлев), епископ Ростовский-на-Дону и Курский (18 сентября 1929 - 15 апреля 1933) (арестован)
Филарет (Харламов), епископ Свердловский (январь 1930 - 1937)
Павел (Носов), епископ Городецкий (декабрь 1933 - 1937) (арестован)
Феодор (Шашин), епископ Вольский (1934 - 1937)
Михаил (Кочетов), епископ Романово-борисоглебский (23 июня 1936 - май 1938)
Трифон (Епишев), еп. Азово-Черноморский (сентябрь 1936 - 4 января 1940)
Даниил, епископ Городецкий (1937-1938)
Илия, епископ Городецкий (октябрь 1938 - 1938/39)
Макарий (Мартиниан), епископ Грозненский (21 мая 1938 - ?)
Иоанн (Калинин), епископ Царицынский (Сталинградский) (1939 - 14 октября 1944)
Паисий (Феоктистов), епископ Вольский (2 октября 1944 - 10 октября 1950)
Макарий (Кузнецов), епископ Новозыбковский (2 июля 1948 - 25 мая 1953)
Евсевий (Самарцев), епископ Белебеевский и Белорецкий, затем Пермский (13 июня 1953 - 3 июля 1964)
Иона (Изюмов), епископ Камышинский (27 сентября 1962 - 13 марта 1978)
Павел (Машинин), епископ Потийский и Азово-черноморский (26 ноября 1966 - 27 июля 1969)
Варсофоний (Овсянников), епископ Курский (27 апреля 1969 - сентябрь 1983)
Леонтий (Кречетов), епископ Пермский (7 июля 1977 - 1988 и 1990-1996)
Флавиан (Вдовин), епископ Московский (18 сентября 1983 - 1988 и 1990-1995)
Иринарх (Чулков), еп. Оренбургский (1987-1988), еп. Камышинский и Волгоградский (1988-1999)
Евмений (Титов), епископ Тульчинский и всея Румынии (20 октября 1991 - 2000), с 29 января 2006 по 10 июля 2012 проживал на покое в Румынии
Александр (Калинин), епископ Московский (8 февраля 1996 - 9 мая 2000)
Герман (Савельев), Епископ Белебеевский и всея Башкирии (1996-2001), епископ Пермский (2002 - ноябрь 2003), еп. Азово-Черноморский (ноябрь 2003- 25 декабря 2004) (перешел в

Значение РУССКАЯ ДРЕВЛЕПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ в Православной энциклопедии Древо

РУССКАЯ ДРЕВЛЕПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ

Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО".

Русская древлеправославная церковь ("новозыбковская иерархия") , одна из старообрядческих организаций поповского толка.

Основу для древлеправославной церкви составили беглопоповцы, которые не приняли белокриницкой иерархии. Значительная их часть в 1923 году признала своим главой перешедшего к ним Саратовского обновленческого архиепископа Николая (Позднева) .

В сентябре 1929 года к ним присоединился еще иосифлянский епископ Свердловский Стефан (Расторгуев) . Буквально через несколько дней епископы Никола и Стефан уже совершили хиротонию нового епископа Пансофия.

С 1923 глава новообразованной церкви именовался Архиепископом Московским, Саратовским и Всея России древлеправославных христиан.

Первоначально центр церкви находился в Саратове. В 1924 году он был перенесен в Москву (при Никольском храме на Рогожском кладбище), а в 1955 году в Куйбышев (Самару), и, наконец в 1963 году в Новозыбков (Брянская область), из-за чего церковь часто называют Новозыбковской архиепископией.

Спасо-Преображенский собор в Новозыбкове был закрыт только в 1938 , а в 1943 во время немецкой оккупации богослужения в нем возобновились и более не прекращались.

3 марта 2002 завершился Собор Древлеправославной Церкви, на котором принято решение о восстановлении патриаршества. Архиепископ Новозыбковский, Московский и всея Руси Александр (Калинин) был возведён в сан патриарха с титулом "Древлеправославный патриарх Московский и всея Руси" .

Предстоятели

Статистика

50 общин, 9 архиереев (в том числе на территории Румынии, в подчинении которого 5 приходов), 9 епископских кафедр: архиепископа Новозыбковского, Московского и всея Руси, епископа Пермского, епископа Волгоградского и Саратовского, епископа Тульчинского и всея Румынии, епископа Гомельского и всея Белоруссии, епископа Московского, епископа Уральского, Самарского и Оренбургского, епископа Курского и всея Украины, епископа Бурятии и всего Дальнего Востока.

Имеется Высшее древлеправославное духовное училище (г. Новозыбков Брянской обл., ул. Первомайская, 7).

Приверженцы Церкви живут в Центральной России, в Среднем Поволжье, в Западной Сибири, Забайкалье, в Краснодарском крае, в Румынии и в Грузии.

Московская община имеет 6 действующих храмов. В 1990 году новозыбковцам был передан московский храм святителя Николы на Зацепе (неподалёку от Павелецкого вокзала), где и разместилась кафедра древлеправославного патриарха.

Использованные материалы

http://www.ortho-rus.ru/cgi-bin/or_file.cgi?1_4322

http://edinoverec.narod.ru/staroobrad/2.html

ДРЕВО - открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru

О проекте | Хронология | Календарь | Клиент

Православная энциклопедия Древо. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое РУССКАЯ ДРЕВЛЕПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • РУССКАЯ ДРЕВЛЕПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ
    Одно из направлений поповского течения в старообрядчестве. Образована поповцами, не признавшими Белокриницкую иерархию. Духовный центр церкви находится в г.Новозыбкове Брянской …
  • РУССКАЯ в Иллюстрированной энциклопедии собак:
    псовая борзая Весь облик красивой и грациозной русской борзой свидетельствует о стремительном беге; все стати собаки безупречно отточены, линии завершены. …
  • ЦЕРКОВЬ в Соннике Миллера, соннике и толкованиях сновидений:
    Увидеть во сне церковь вдали - означает разочарование в событиях, столь долго ожидаемых.Войти в церковь, погруженную во мрак - знак …
  • ЦЕРКОВЬ в Архитектурном словаре:
    то же, что Храм …
  • ЦЕРКОВЬ в Новейшем философском словаре:
    (греч. - kyriakon - дом Господний) - специфический тип самодеятельной и самоуправляемой религиозной организации, объединяющей единоверцев и противопоставляющей их иноверцам …
  • ЦЕРКОВЬ в Словаре терминов изобразительного искусства:
    - то же, что храм. (Илл.: Церковь Покрова Богородицы на Нерли. 1165 …
  • РУССКАЯ в Словаре экономических терминов:
    ПРАВДА - один из наиболее значительных дошедших до нас сводов древнерусского права. Включает: отдельные нормы "Закона Русского", Правду Ярослава Мудрого, …
  • ЦЕРКОВЬ в Кратком религиозном словаре:
    1. В общем смысле (и только в русском языке) организация последователей той или иной религии на основе общности вероучения и …
  • ЦЕРКОВЬ в Кратком церковнославянском словаре:
    1) общество людей истинно верующих в Господа Иисуса Христа; 2) здание, посвященное Богу; …
  • ЦЕРКОВЬ в Библейской энциклопедии Никифора:
    есть установленное от Бога общество людей, соединенных Православною верою, законом Божиим, священноначалием и таинствами. Из этого понятия о Церкви нужно …
  • ЦЕРКОВЬ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Внимание, эта статья еще не окончена и содержит лишь часть необходимой информации. Церковь есть общество верующих …
  • ЦЕРКОВЬ в Высказываниях известных людей:
  • ЦЕРКОВЬ в Словаре Одно предложение, определения:
    - это место, где джентльмены, никогда не бывавшие на небесах, расхваливают их перед людьми, которые никогда туда не попадут. Генри …
  • ЦЕРКОВЬ в Афоризмах и умных мыслях:
    это место, где джентльмены, никогда не бывавшие на небесах, расхваливают их перед людьми, которые никогда туда не попадут. Генри …
  • ЦЕРКОВЬ в Большом энциклопедическом словаре:
    [ от греч. kyriake (oikia) букв. - божий дом],..1) специфическое для христианства понятие мистического сообщества верующих ("верных"), в котором осуществляется …
  • ЦЕРКОВЬ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    [от греч. kyriake (oikia)- божий дом], 1) особый тип религиозной организации, объединение последователей того или иного религиозного направления на основе …
  • ЦЕРКОВЬ
    можно рассматривать 1) по этимологическому значению слова, 2) как предмет учения веры, религиозных воззрений и науки, 3) как факт в …
  • РУССКАЯ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    Русская Правда - так наз. памятник древнего русского нрава, открытыйВ. Н. Татищевым в 1738 г. в списке Новгородской летописи, писанном …
  • ЦЕРКОВЬ в Современном энциклопедическом словаре:
  • ЦЕРКОВЬ в Энциклопедическом словарике:
    [от греческого kyriake (oikia), буквально - Господень дом], 1) специфическое для христианства понятие мистического сообщества верующих ("верных"), в котором осуществляется …
  • РУССКАЯ в Энциклопедическом словаре:
    , -ой, ас. 1. см. русские. 2. Общее название медленных и быстрых русских народных танцев (хороводов, импровизационных переплясов, барыни), а …
  • ЦЕРКОВЬ в Энциклопедическом словаре:
    , -кви, мн. -и, -ей, -ам, ж. 1. Объединение последователей той или иной религии. организация, ведающая религиозной жизнью и соответствующим …
  • ЦЕРКОВЬ
    Ц́ЕРКОВЬ [от греч. kyriak; (oikia), букв.- Господень дом], специфическое для христ-ва понятие мистич. сообщества верующих ("верных"), в к-ром осуществляется единение …
  • РУССКАЯ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    "Р́УССКАЯ СТАРИНА", ежемес. ист. журнал, 1870-1918, С.-Петербург (Петроград). Осн. М.И. Семевским. Офиц. док-ты, мемуары, письма и др. материалы по истории …
  • РУССКАЯ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    "Р́УССКАЯ СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ", назв. петерб. группы "Рабочее знамя" в …
  • РУССКАЯ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    Р́УССКАЯ СЕКЦИЯ 1-го ИНТЕРНАЦИОНАЛА, орг-ция рус. эмигрантов в Женеве; создана в кон. 1869 - нач. 1870 (Н.И. Утин, В.И. и …
  • РУССКАЯ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    "Р́УССКАЯ РЕЧЬ", науч.-популярный журнал РАН, с 1967, Москва. Учредители (1998) - Отделение лит-ры и языка РАН, Рос. фонд культуры. 6 …
  • РУССКАЯ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    Р́УССКАЯ РАВНИНА, назв. Восточно-Европейской равнины на терр. …
  • РУССКАЯ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    Р́УССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ ЗА РУБЕЖОМ (РПЦЗ), образована в период Гражд. войны 1918-22 представителями рус. церк. эмиграции. Состоит из приходов и …
  • РУССКАЯ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    Р́УССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ, самая крупная из ныне существующих автокефальных поместных правосл. церквей. Образована в кон. 10 в. (см. Крещение Руси …
  • РУССКАЯ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    "Р́УССКАЯ ПРАВДА" П.И. Пестеля, наиб. демокр. программа декабристов. Разработана в 1821-23, одобрена Юж. об-вом, поддерживалась также рев. крылом Сев. об-ва. …
  • РУССКАЯ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    Р́УССКАЯ ПРАВДА, свод др.-рус. права. Включает отд. нормы "Закона Русского", Правду Ярослава Мудрого, Правду Ярославичей, Устав Владимира Мономаха и др. …
  • РУССКАЯ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    Р́УССКАЯ ПЛЯСКА, вид нар. танца. Включает хороводы, переплясы (барыня и др.), импровизации, танцы с определ. последовательностью фигур (кадриль, ланце и …
  • РУССКАЯ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    Р́УССКАЯ ПЛАТФОРМА, то же, что Восточно-Европейская платформа …
  • РУССКАЯ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    "Р́УССКАЯ МЫСЛЬ", рус. еженед. газета, с 1947, Париж (выходила с разной периодичностью). Среди ред.- В.А. Лазаревский, З.А. Шаховская. Имеет лит. …
  • РУССКАЯ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    "Р́УССКАЯ МЫСЛЬ", ежемес. науч., лит. и полит. журнал, 1880-1918, Москва. Осн. В.М. Лавровым. До 1885 славянофильской, позднее (ред.- В.А. Гольцев) …
  • РУССКАЯ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    "Р́УССКАЯ ЛИТЕРАТУРА", ист.-лит. журнал РАН, с 1958, С.-Петербург. Учредители (1998) - Отделение лит-ры и языка РАН и Ин-т рус. лит-ры …
  • РУССКАЯ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    Р́УССКАЯ КОМПАНИЯ, см. Московская компания …
  • РУССКАЯ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    "Р́УССКАЯ КНИГА", гос. изд-во, Москва. Осн. в 1992 на базе изд-ва "Сов. Россия" (1957-91). Худ., науч.-популярная, детская лит-ра, изопродукция и …
  • РУССКАЯ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    "Р́УССКАЯ КНИГА", рус. критико-библ. журнал, 1921, Берлин (в 1922-23 под назв. "Новая русская книга"). Ред.- А.С. Ященко. Публиковал биогр. сведения …
  • РУССКАЯ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    "Р́УССКАЯ ИСТОРИЧЕСКАЯ БИБЛИОТЕКА" (РИБ), серия сб-ков док-тов и лит. памятников (39 томов). Издавалась Археографич. комиссией в 1872-1927. Соч. князя А.М. …
  • РУССКАЯ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    Р́УССКАЯ АМЕРИКА, неофиц. название рос. владений в 18-19 вв. в Сев. Америке (Аляска, часть Сев. Калифорнии, Алеутские о-ва). Открыта и …
  • ЦЕРКОВЬ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    ? Ц. можно рассматривать 1) по этимологическому значению слова, 2) как предмет учения веры, религиозных воззрений и науки, 3) как …

Всемилостивый Господь наш и Бог Исус Христос, основав на земле Свою святую Церковь, наделив Ее спасительными и благодатными дарами, оставил Ей и ее служителям Свой завет на все времена: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь » (Матф.28:19-20). Поэтому Древлеправославная Церковь не знает ни национальных, ни социальных, ни территориальных границ, но объединяет в себе всех живущих в мире христиан, которые признают ее Церковью Христа .

РУССКАЯ ДРЕВЛЕПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ

Неофициальные названия: б еглопоповцы, новозыбковские старообрядцы

Организационная структура

Канонический центр - Древлеправославная Патриархия в Москве

Первоиерарх - Древлеправославный патриарх Московский и всея Руси Александр (Калинин).

Древлеправославный патриарх Александр (Калинин)

Адрес: 243000, Брянская обл., г. Новозыбков, Первомайская ул., 7. Вторая кафедра патриарха располагается в Москве, адрес: г. Москва, Никольский храм, ул. Новокузнецкая, 38;

Высший орган управления - Освященный (общий) собор

Епархиальные соборы созываются местными епископами, ар­хиерейские соборы – патриархом, постановления и тех и дру­гих „обсуждаются и узакониваются” на Освященных (общих) собо­рах с участием епископов, священников и мирян.

Повседневными вопросами занимается Совет епископов. Все текущее управление возложено непосредственно на патриарха.

Покровский кафедральный собор в Москве

Юрисдикция РДЦ распространяется на всю территорию СНГ и на беглопоповские приходы в Румынии (с 1990 г., до этого установлению церковно-иерархических связей препятствовали румынские власти).

Епископат РДЦ:

Епископ Белорусский и Украинский Иосиф

Епископ Сибирский Сергий

Епископ Нижневолжский Савин

Епископ Верхневолжский Василий

Епископ Сионский и всея Западной Европы Иоанн

Имеется несколько монастырей:

– Свято-Троицкий общежительный мужской монастырь РДЦ в поселке Каменка Злынского района Брянской области,

– Ильинский женский монастырь в Самаре (443117, г.Самара, ул. Стандартная, 26)

– Малиновский женский монастырь (606476, Нижегородская обл., Борский район, с. Филипповское).

По данным Министерства юстиции РФ на 1 мая 2004 года на территории России зарегистрировано 79 религиозных организаций РДЦ, в том числе, 3 централизованных, 74 местных общины, и одно духовное училище.

Краткая история

С середины XIX в., когда возникло белокриницкое согласие, часть поповцев не признала белокриницкую иерархию и продолжа­ла переманивать священников из господствующей церкви.

В 20-е годы XX века многолетние поиски беглопоповцами епископа завершились привлечением двух епископов господствующей церкви. Таким образом, с 1923 г. ны­нешняя РДЦ имеет самостоятельную трехчинную иерархию. По­этому название беглопоповцы (внутри РДЦ не употребляемое) – исторический анахронизм. Весь епископат РДЦ ведет свою преем­ственность от двух архиереев – архиепископа Саратовского и Петровского Николы (Позднева, 1853-1934; до 1906 г. был ректо­ром Пензенской духовной семинарии) и епископа Свердловского Сте­фана (Расторгуева, 1861-1937), присоединившихся к церкви „ста­рообрядцев, приемлющих священство от греко-российской церкви”, соответственно в октябре 1923 г. и в 1929 г.

Спасо-Преображенский кафедральный собор в Новозыбкове

Кафедра древлеправославных архиепископов последовательно на­ходилась в Саратове, Москве, Куйбышеве и с 1963 г. - в Новозыбкове.

Где найти дополнительную информацию о РДЦ:

С другими официальными документами Русской Церкви можно ознакомиться на её официальном сайте .

Русская Древлеправославная Церковь (Новозыбковская иерархия)

Архиепископ Иоанн (Калинин)

В среде старообрядцев, приемлющих священство Белокринницкой иерархии существует мнение, что во время войны в среде старообрядцев новозыбковского согласия появился самозванец, выдавшей себя за архиепископа Иоанна (Калинина). Это мнение совершенно безосновательно и неправдиво. Поэтому мы решили опубликовать статью о Архиепископе Иоанне, взятую из календаря Новозыбковской Архиепископии за 1999 год.

Древлеправославный Архиепископ Иоанн Московский и всея Руси (в миру - Калинин Спири-дон Киприанович) родился в 1868 году в деревне Сергеевка Саратовской губернии. С раннего детства имел страх Божий, был прилежным к молитве. До коллективизации он жил в деревне Сергеевка, занимался земледелием, что было главным источником существования семьи из одиннадцати человек, включая супругу Екатерину Алексеевну, восьмерых сыновей и одну дочь. С ними также проживали отец Киприан Семенович и мачеха Софья (мать владыки Иоанна Марфа умерла, когда ему было два года).

Своих детей он с раннего возраста вразумлял: проснулись -сначала помолитесь и занимайтесь только полезными делами. Никогда не ложитесь спать не помолясь. Живите между собою дружно, будьте послушными. В церкви слушайте со вниманием, что поют и читают. Господь всюду зрит на вас. Ангелы Божий записывают ваши хорошие дела, а бесы злые и страшные пишут за вами все плохое. В их деревне имелась церковь в честь архангела Михаила, но не было священника, и сюда время от времени приезжал священник из Саратова. Постоянно же проводил богослужение в храме сведущий в этом человек из мирян, избираемый прихожанами. В 1910 году таким руководителем богослужений был избран Калинин Спиридон Киприанович. Более двух десятилетий он добросовестно и безвозмездно вел церковные дела, не имея никаких корыстных целей. В свободное время любимым его занятием было переписывание гусиным пером богослужебных книг. Односельчане относились к нему с почтением, считали его человеком добрым, справедливым. По нему равнялись во всех земледельческих делах: если Спиридон Киприанович выезжал с семьей сеять или косить, - селяне понимали, что пришла пора.

Началась коллективизация крестьянских хозяйств, сопровождаемая раскулачиванием. По стране покатилась волна закрытия церквей. По ночам на санях из сельсовета стали приезжать то в одну, то в другую семью из тех, кто побогаче, и забирали их глав. Отвозили в район, а оттуда отправляли в лагеря. Это наводило страх на жителей деревни. По имущественному положению Спиридон Киприанович не подходил к разряду тех людей, за которыми приезжали на санях. Но он после закрытия властями церкви в Сергеевке организовал моления местных старообрядцев на дому и выполнял много богослужебных дел в деревне. Служил всенощные, молебны в домах односельчан, у которых случался или день ангела, или день памяти умерших родственников. Благодаря его стараниям покойников по-прежнему провожали на кладбище с церковным пением, на Рожество Христово он обходил дома односельчан и Христа славил, на Крещение в домашних условиях для селян святил воду, как это дозволяется мирянину в отсутствие священника. Часов в 10 вечера приехали и к Спиридону Киприа-новичу и увезли его в сельсовет. Все, кто остался дома, не рассчитывая ни на какую другую помощь, обратились с усердной молитвой к Господу Богу и Матери Божией. Стали молиться канон Пресвятой Богородице „В наведении печали”. Заканчивают молиться, открываются двери, и перед ними - Спиридон Киприанович. Рассказал, что его привезли в сельсовет, посадили в коридоре. Он сипел и ждал, а все его мысли были обращены к Господу Богу, и он непрестанно в уме творил молитву. Вышел из кабинета председателя один из членов сельсовета и потихоньку сказал ему, чтобы он как можно быстрее уходил. По дороге домой зашел он к своему соседу Ивану Семеновичу Ермилову, с которым его связывала давняя дружба. Это был толковый, рассудительный человек. Спиридон Киприанович рассказал соседу, как побывал в сельсовете, и полушл совет срочно уехать ИЗ Сергеевки. Сразу возник вопрос: а как же ехать без справки из сельсовета? Иван Семенович собирался на жительство в Ташкент и уже получил в сельсовете необходимую справку. Недолго раздумывая, он отдал ее Спиридону Киприановичу, сказав при этом: ты для нас ценный человек, и еще много послужишь людям, тебе справка нужней, а я себе еще возьму, объясню, что потерял.

Дома быстро запрягли лошадь, и уже к утру он был в тридцати километрах от Сергеевки, в деревне Орловка, у своей сестры, а через неделю уехал в Сталинград. Там с этой справкой поступил на работу в качестве сторожа, и с тех пор по документам он стал Иваном Семеновичем Ермиловым. Паспорт на имя Калинина Спиридона Кип-риановича он получил только после смерти Сталина.

В Сталинграде еще действовала древлеправославная Успенская церковь, где настоятелем служил священник Авдий. Спиридон Киприанович очень помогал ему в церковных делах, а после смерти священника получил от Архиепископа Михаила (Кочетов; 1860 - 6 апр. 1944) - Архиепископ Московский и Всея Руси. Хиротонисав во Епископа на Романово-Борисоглебскую кафедру 23 июня 1936г. в Городце Архиеп. Стефаном и Еп. Павлом). В конце мая 1938 г. возведен в сан Архиепископа благословение на исполнение в этом храме дел церковных, насколько это дозволяется мирянину. После закрытия в 1938 году Успенской церкви он организовал верующих тайно собираться для молитвы на дому. Архиепископ Михаил знал и уважал Спиридона Киприановича как преданного Господу Богу человека, и предлагал ему принять сан священника, но тот по смирению не осмеливался это сделать. Летом 1939 года уже два архиерея: Архиепископ Михаил и епископ Трифон - приехали к Спиридону Киприановичу и стали убеждать его принять архиерейский сан. Они сказали ему, что его отказ может стать причиной иссякновения епископства в нашей Церкви, так как другие епископы уже были репрессированы. Да и сам Архиепископ Михаил скрывался от репрессий в Дагестане. И хотя Спиридон Киприанович прекрасно понимал, что это могло обернуться для него тюрьмой, он сделал выбор в пользу принятия архиерейского сана, ибо в тот момент это было крайне необходимо для Церкви Христовой. В конце лета он выехал в Дагестан к Архиепископу Михаилу и вместе с ним они поехали к епископу Трифону в поселок Уреки на берегу Черного моря в Грузии. В том поселке действовал древлеправославный храм, где Спиридон Киприанович и принял иночество. Перед этим он был на исповеди у Архиепископа Михаила, рассказал историю своего второго имени, и владыко Михаил решил оставить ему это имя в иночестве. Инок Иоанн был рукоположен в сан диакона, затем в сан священно инока, а 21 сентября 1939 года на праздник Рожества Пресвятой Богородицы Архиепископ Михаил и епископ Трифон (Тимофей Фомич Епишев; 1893 – ?) – Епископ Азовско-Черноморский. Хиротонисан в Епископы в сент. 1936 г. в Городце. Запрещён 4 янв. 1940 г. за нарушение 25 апостольского правила) хиротонисали свя-щенноинока Иоанна в сан епископа.

Через месяц епископ Иоанн возвратился из Грузии и тайно выполнял духовные требы, даже венчал три пары в общежитии, в те часы, когда другие жильцы были на работе. В своем доме он отгородил небольшой алтарь и в нем совершал праздничные и воскресные службы. Началась Великая Отечественная война. Владыко Иоанн продолжал тайно свое архиерейское служение, молился, как обычно, у себя на дому, молился и за освобождение нашего Отечества от немецких завоевателей. Летом 1942 года германское командование особое значение придавало взятию Сталинграда. Во второй половине августа немецкая авиация стала подвергать город непрерывным бомбардировкам. В сентябре Дар-Гора - часть города, где проживал епископ Иоанн, - оказалась оккупированной немцами. От фугасной бомбы сгорел его деревянный дом, и он был вынужден жить в подвале. Однажды вечером во время бомбежки в подвал ввалились немецкие солдаты и выгнали его на улицу, так как им негде было спать. Оставшись без жилья, вла-дыко Иоанн и жившие с ним тогда его сын Афанасий Спиридонович Калинин с супругой Екатериной Ивановной решили уходить из Сталинграда. Тысячи и тысячи людей покидали родные места. На выходе из города немецкие автоматчики показывали беженцам направление, в котором им разрешено было двигаться - в сторону Калача-на-Дону. По этой дороге люди шли вереницами. До Калача они двигались беспрепятственно. Перейдя в Калаче мост через Дон, они стали встречать немецкие патрули на каждой развилке. Километров за двадцать до железнодорожной станции Чир людей стали сгонять с дороги в лес. Там их распределяли на группы по 500 человек, вели на станцию, грузили в товарные вагоны и угоняли, как позже стало известно, в Германию.

Утром группу, в которую попал владыко Иоанн с домочадцами, тоже отправили, и к вечеру они уже прибыли в Чир. Рядом с самой станцией были обгоревшие развалины домов и полуразрушенные погреба. По Промыслу Божию над станцией появился наш самолет, стал низко кружить, но не бомбил. Все люди легли на землю, боясь осколков в случае бомбежки. Немецкая охрана спряталась в погребах. Епископ Иоанн говорит сыну и невестке: „Сейчас очень удобная минута уйти из-под охраны. Давайте быстро уходить”. Взяли тележку, на которой везли свои вещи, главным образом, богослужебные книги, и пошли. На следующий день они пришли в станицу Нижне-Чирскую. В самой станице и в округе всегда проживало много древлеправославных христиан. Где-то среди них жила матушка Феодосия Ивановна Змейкова, которая до войны несколько раз приезжала в Успенскую церковь города Сталинграда. Феодосия Ивановна была вдова, ее муж, священник Тихон, служил в хуторе Верхний Чир и был расстрелян в 30-е годы. Выяснилось, что теперь она жила в хуторе Верхние Сады, где они ее и нашли на другой день. Она приютила владыку с его близкими у себя. Владыко Иоанн сразу же организовал моления среди хуторян, большинство из которых были древлеправославными христианами. В сентябре 1943 года государство изменило отношение к религии: стали открываться храмы, возвращались из лагерей священнослужители. В октябре 1944 года в городе Вольске состоялся Собор епископов Русской Древлеправославной Церкви, которых в то время было всего трое: епископ Иоанн, епископ Павел (Поликарп Тимонин; ум. 14 окт. 1946 г.) - Епископ Куйбышевский. Хиротонисан Архиеп. Иоанном (Калининым) в сент. 1944 г. Умер в Москве, похоронен на Рогожском кладбище.) и епископ Паисий (Петр Данилович Феоктистов; ум. 10 окт. 1950) - Епископ Вольский. Хиротонисан 2 окт. 1944 г. в Вольске.

И на этом Соборе епископ Иоанн был избран Архиепископом Московским и всея Руси. Здесь же в Вольске 14 октября 1944 года на праздник Покрова Пресвятой Богородицы состоялась интронизация Архиепископа Иоанна. После этого владыко Иоанн возвратился в Верхние Сады. Здесь 9 мая 1945 года он и услышал радостное сообщение о Победе, которую наша Родина одержала над Германией.

Поначалу Архиепископ Иоанн Московский и всея Руси осуществлял руководство приходами из Верхних Садов. Потом он переехал в Москву, где был официально зарегистрирован как Древлеправославный Архиепископ Московский и всея Руси. Кафедра Архиепископа Иоанна располагалась в Николо-Рогожском храме г. Москвы. В то время при храме не было никаких подсобных помещений. Архиепископ не имел своего жилья и снимал комнату с очень скромной обстановкой. В этой комнате располагалась и его канцелярия, в которой велось церковное делопроизводство. Здесь же у себя на квартире он принимал священнослужителей, которые приезжали по служебным делам в Архиеписко-пию. В 1948 году Архиепископу Иоанну исполнилось 80 лет. Как принято у монахов, днем его рождения считался день его небесного покровителя, святителя Иоанна, Новгородского чудотворца. А на следующий день на праздник Рожества Пресвятой Богородицы он отслужил архиерейскую службу в честь своего юбилея и в связи с девятой годовщиной хиротонии его в архиерейский сан. Настоятель московского храма священник Леонтий Дорофеев и прихожане тепло поздравили его с юбилеем, выразив тем самым искреннюю любовь” к нему. Приглашать в столицу на свой юбилей других представителей духовенства владыко по своему смирению и скромности не стал.

Архиепископ Иоанн был усердный молитвенник. В течение двух первых лет своего первосвятительского служения в Москве он почти каждое воскресенье и в праздничные дни служил архиерейские службы. Потом его здоровье ему этого уже не позволяло. Он в совершенстве владел знаменным (крюковым) церковным пением. Тем, кто его знал, он запомнился смиренным человеком, никогда не повышал голоса, никому никогда не грубил, не говорил лишних слов, однако в делах церковного руководства проявлял непоколебимую твердость, отстаивая канонические законы Церкви Христовой.

Он рукополагал епископов, священников, диаконов, интересовался жизнью приходов, заботился о благоуст-роении их дел, отвечал на письма верующих, обращавшихся к нему отовсюду с разными духовными вопросами. Однажды в московский храм из Бугуруслана приехали уставщик Иван Иванович Юдин и несколько пожилых прихожан. Они увидели, что на богослужении находились безбородые мужчины, и сказали Архиепископу Иоанну с негодованием: „Как это вы допускаете в церковь брадобрейцев?”. Владыко Иоанн кротко говорит им: „За тех, кто бреется и приходит в храм, у меня не так болит душа, чем за тех древлеправославных христиан, которые и бреются, и в храм не ходят. Браду бреющие, но приходящие в храм, слушая духовные поучения, прекратят свой грех. А как быть с теми брадобрейцами, которые не ходят в церковь, как они вразумятся оставить свой грех? Они ведь тоже наши христиане, я и за них отвечаю перед Богом”. И время показало, что владыко Иоанн был прав. Прошло несколько лет, и эти безбородые прихожане один за дру- гим стали отпускать бороды.

Давая духовные советы верующим, владыко Иоанн сначала обращался в мысленной молитве к Богу, и всегда его наставления были правильными. Он призывал паству твердо уповать на Бога, усердно молиться и выполнять закон Господень. В частных беседах с людьми своими краткими, но глубоко мудрыми назиданиями он учил: „Не ожидайте любви от других, сами любите людей”, „Без любви к ближним никакие наши добродетели не угодны Богу”, „Нам постоянно нужно молиться. Кто не молится - не спасет душу”, „Без смирения нет пользы от молитвы”, „Во время скорбей обращайтесь за помощью к Богу в молитве”. ладыко Иоанн призывал быть терпеливыми во всех скорбях и болезнях. И он не только учил этому других, но и сам так поступал. Особое терпение он проявлял во время тяжелой болезни в последний год своей жизни. Он мужественно переносил недуг и находил в себе духовные силы претерпевать боли. Хотя он никому не жаловался, было видно, что он очень страдает. Больше месяца он совсем не поднимался с постели. Затем наступило некоторое облегчение, но ненадолго. Болезнь все больше подрывала его телесные силы. 31 день до своей смерти владыко Иоанн ничего не ел, последнюю неделю даже воды не мог пить. За день до преставления владыко причастился, и хотя он не мог пить даже воду, но Святое Причастие принял. До последней минуты он был в сознании и не отрывал взгляда своего от икон, молился. Кончина Архиепископа Иоанна наступила вечером 27 августа 1956 года накануне праздника Успения Пресвятой Богородицы. На похороны приезжали священнослужители из большинства древлеправославных приходов.

Похоронен владыко Иоанн на Рогожском кладбище в Москве в одной ограде с Архиепископом Николой (Поздневым), Московским и всея Руси. Очевидцы Похоронной процессии вспоминают, что когда гроб с телом Архиепископа Иоанна вынесли из церкви, к нему слетелось множество голубей, которые, кружась над гробом, сопровождали его. По решению священнослужителей вскоре после похорон на могиле Архиепископа Иоанна было сооружено каменное надгробие, и в память о его необычайном смирении на этом надгробии была высечена надпись со словами из Святого Евангелия: „Научитеся от Мене, яко кроток есмь, и смирен сердцем” (Матф. зач. 43).

Епископ Нижневолжский Савин

Епископ Верхневолжский Василий

Епископ Сионский и всея Западной Европы Иоанн.

Имеется несколько монастырей:

Свято-Троицкий общежительный мужской монастырь РДЦ в поселке Каменка Злынского р-на Брянской обл.;

Ильинский женский монастырь в Самаре (443117, г. Самара, ул. Стандартная, 26);

Малиновский женский монастырь (606476, Нижегородская обл., Борский район, с. Филипповское).

По данным Министерства юстиции РФ на 1 мая 2004 г., на территории России зарегистрировано 79 религиозных организаций РДЦ, в том числе 3 централизованные, 74 местные общины и одно духовное училище. Высшее Духовное Училище действует с 1991 г. в г. Новозыбков Брянской обл. Также при Древлеправославной Патриархии функционирует Издательский отдел, ряд других отделов и комиссий.

Краткая история

С середины XIX в., когда возникла старообрядческая Белокриницкая митрополия, часть поповцев не признала белокриницкую иерархию и продолжала переманивать священников из господствующей церкви.

В 20-е гг. XX в. многолетние поиски беглопоповцами епископа завершились привлечением двух епископов господствующей церкви. Таким образом, с 1923 г. нынешняя РДЦ имеет самостоятельную трехчинную иерархию. Поэтому название беглопоповцы (внутри РДЦ неупотребляемое) - исторический анахронизм. Весь епископат РДЦ ведет свою преемственность от двух архиереев - архиепископа Саратовского и Петровского Николы (Позднева, 1853-1934; до 1906 г. был ректором Пензенской духовной семинарии) и епископа Свердловского Стефана (Расторгуева, 1861-1937), присоединившихся к церкви "старообрядцев, приемлющих священство от греко-российской церкви" соответственно в октябре 1923 г. и в 1929 г.

Основанная на земле Господом Исусом Христом Церковь существует вот уже 20 веков. Российская Церковь со времени ее возникновения до настоящего момента пережила пять исторических периодов: первый от крещения Руси до нашествия монголов, с 988 г. по 1287 г.; второй период с 1287 г. по 1461 г., когда совершилось разделение Русской Церкви на две митрополии; третий период с 1461 г. по 1589 г., когда в ней протекала жизнь под управлением двух митрополий; четвертый период с 1589 г., когда было учреждено в Русской Церкви Патриаршество, по 1666/67 г. когда по вине расколопатриарха Никона и Большого Московского собора того времени произошел церковный раскол, и в истинной Церкви остались лишь те, кто не устрашившись гонений и не поддавшись земным соблазнам, без изменений продолжали хранить Святое Предание, отвергнув никоновскую реформу. Пятый период ознаменовался жесточайшими гонениями на Древлеправославную веру и на всех, кто ее исповедовал. Он длился с 1666/67 г. по 1923 г. В этот период земная Церковь вдовствовала, преданная трусливо всеми земными епископами, и окормлялась лишь бегствующим от ереси священством, которое принималось в Церковь в сущем сане на основании канонических правил вторым чином, через Миропомазание. Несмотря на ужасные гонения со стороны светской власти и господствующей новообрядческой никонианской церкви древлеправославные христиане неустанно трудились для созидания Церкви Христовой и на протяжении всего этого периода стремились к восстановлению епископского чина, что по благоволению Божьему благополучно свершилось 4 ноября 1923 г. В этот день в городе Саратове в древлеправославном храме во имя св. великомученика Димитрия Солунского настоятелем этого храма, священником Николой Тихомировым в лоно РДЦ был принят Саратовский архиепископ Никола Позднев. Присоединение совершилось по второму чину через Миропомазание, на основании 8-го правила Первого Вселенского Собора. С присоединением Архиепископа Николы и восстановлением епископского чина в Русской Церкви начался шестой исторический период, который длится и по настоящее время.

За это время в Древлеправославной Церкви произошло немало важных событий, в частности 16 сентября 1929 г. к Церкви присоединился единоверческий Бугурусланский епископ Стефан (Расторгуев). По каноническим правилам два епископа имеют право хиротонисать других епископов. Поэтому с момента присоединения епископа Стефана в РДЦ восстановилась трехчинная церковная иерархия и начали совершаться архиерейские хиротонии.

На Соборе 1924 г. был учреждён Главный Церковный Совет (ГЦС) - высший духовный орган РДЦ. В 1963 г. ГЦС был преобразован в Высший Духовный Совет РДЦ, который с июля 1972 г. стал называться Советом Древлеправославной Архиепископии. В июне 1996 г. этот Совет в свою очередь был реорганизован в Совет епископов РДЦ.

Кафедра Первосвятителя РДЦ несколько раз перемещалась, что было обусловлено притеснениями со стороны Советской власти. В 1923 г. она располагалась в Саратове. С 1924 по 1955 гг. она находилась в Москве. С 1955 г. по 1963 гг. Глава РДЦ совершал свое архипастырское служение в г. Самара (в советское время Куйбышев). С 1963 г. по 2000 г. резиденция Архиепископа находилась в г. Новозыбков Брянской обл. Освященный Собор 2000 г. принял постановление о возвращении резиденции Предстоятеля РДЦ в Москву. Освященный Собор 2002 г. принял постановление о восстановлении в Древлеправославной Церкви Патриаршества, утраченного в XVII в., через вероотступничество Патриарха Никона.

С момента восстановления епископства у церковного кормила совершали своё первосвятительское служение один за другим 9 архиепископов:

Архиепископ Никола (Позднев), (1923-1934);

Архиепископ Стефан (Расторгуев), (1934-1937);

Архиепископ Михаил (Кочетов), (1938-1944);

Архиепископ Иоанн (Калинин), (1944-1955);

Архиепископ Епифаний (Абрамов), (1955-1963);

Архиепископ Иеремия (Матвиевич), (1963-1969);

Архиепископ Павел (Машинин), (1969-1979);

Архиепископ Геннадий (Антонов), (1979-1996);

Архиепископ Аристарх (Калинин), (1996-2000). Каждый из них ныне почивает в Бозе.

С 9 мая 2000 г. РДЦ руководит архиепископ Александр (Калинин) Московский и всея Руси. Александр (Авдей Диомидович Калинин) - ныне здравствующий Древлеправославный Патриарх Московский и Всея Руси. Имеет среднее техническое образование. В 1986 г. окончил Московскую Духовную Академию РПЦ МП, кандидат богословских наук. В декабре 1987 г. рукоположен в сан священноинока. С 1990 г. - ректор Высшего Древлеправославного Духовного училища (г. Новозыбков). В сентябре 1992 г. возведён в сан священноархимандрита - настоятель Свято-Троицкого мужского монастыря.

На Освященном соборе 7 - 8 февраля 1996 г. возведён в сан епископа Московского. В 1996 - 2000 гг. - помощник Архиепископа. В июне 2000 г. возведён в сан Архиепископа Новозыбковского, Московского и Всея Руси. Тогда же решено изменить титул предстоятеля на Архиепископа Московского и Всея Руси. Возведён в сан Патриарха Московского и Всея Руси на Освященном Соборе 3 марта 2002 г., прошедшем в г. Новозыбкове Брянской области.

Каноническая территория Древлеправославной Церкви разделяется на епархии, которые имеют постоянные границы, утвержденные Освященным Собором 2003 г. Епархии включают в себя благочинья, функционирование которых регламентировано Освященным Собором 1925 г.

Значительная часть членов Церкви признала своим главой перешедшего к ним Саратовского архиепископа Николу (Позднева) ; с присоединением последнего к староверию из обновленчества (уже после того, как Патриарх Тихон запретил в священнослужении всех епископов, уклонившихся в обновленчество [ ]) у них появилась своя иерархия. В сентябре 1929 года к ним также присоединился «андреевский» единоверческий епископ Иргинский Стефан (Расторгуев) .

Первоначально центр был в Саратове (месте пребывания архиепископа). В 1924 году он был перенесён в Москву - при Никольском храме на Рогожском кладбище .

Кафедральный Спасо-Преображенский собор в Новозыбкове был закрыт в 1938 году; богослужения в нём возобновились в 1943 году, при немецкой оккупации, и с того времени не прекращались. В 1955 году центр РДЦ перенесён в Куйбышев .

Давление властей на Древлеправославную церковь, как и на другие религиозные организации, усилилось в конце 1950-х годов в связи с хрущёвской антирелигиозной кампанией , одним из результатов государственной политики явилось обострение внутренних нестроений среди беглопоповцев. Все это стало причиной того, что в январе 1962 года архиепископ Епифаний (Абрамов), ссылаясь на преклонный возраст и нездоровье, ушёл на покой. 24 марта 1963 году в сан архиепископа Новозыбковского, Московского и всея Руси был возведен Иеремия (Матвиевич) , который перенёс центр РДЦ в Новозыбков Брянской области .

После хрущевских гонений и вплоть до конца 1980-х годов количество приходов РДЦ составляло во всем СССР лишь около 20. Основные центры находились в городах Самаре (тогда Куйбышев), Новозыбкове, Вольске и Курске .

В 1988 году состоялась первая в РДЦ канонизация святых. К лику святых были причислены: Андрей Рублёв , Максим Грек , Митрополит Московский Макарий , Патриарх Московский Гермоген , протопоп Аввакум

В 1990 году московской древлеправославной общине был передан Покровский собор в Замоскворечье , на Новокузнецкой улице, который стал главным московским храмом РДЦ.

В 1991 году в Новозыбкове при Спасо-Преображенском кафедральном соборе открылось четырёхгодичное Высшее Духовное училище .

В 1999 году в Церкви произошёл раскол ввиду несогласия части мирян с официальной (юридической) квалификацией вероучения Церкви как идентичной вероучению РПЦ . В результате была образована и официально зарегистрирована новая религиозная организация - Древлеправославная церковь России (Курская епископия) , во главе которой стал епископ Аполлинарий (Дубинин) , единолично рукоположённый в 2000 году епископом Тульчинским Евмением (Титовым) . В настоящее время епископ Евмений вернулся в лоно РДЦ, а количество сторонников епископа Аполлинария существенно сократилось.) два «иерарха» «Временного высшего церковного управления Российской Православной Церкви» (ВВЦУ РосПЦ) - «епископ» Дмитровский и Можайский Тихон (Гришин) и «епископ» Богородский Гедеон (Михайлов) . Они были рукоположены́ Арсением (Киселёвым), отделившимся в 2007 году от Синода Рафаила (Мотовилова) (ИПЦ(Р)) и создавшим независимую юрисдикцию - ВВЦУ РосПЦ. После Божественной литургии в Покровском кафедральном соборе г. Москвы чиноприём по старообрядческой традиции, с отречением от ересей (в том числе, «никонианской» и экуменической) и исповедью совершил иерей Георгий Новиков. Патриарх Александр составил по поводу состоявшегося чиноприёма особый Акт, в котором оговаривается, что епископам Тихону и Гедеону пока не предоставляется права «совершения богослужений, церковных таинств и треб».