Зарождение демократии в афинах кроссворд. История древнего мира


Территория Афинского полиса охватывала область Аттику. В VII в. до н. э. знать захватила все лучшие земли в Аттике. Простые земледельцы обрабатывали малоплодородные участки по склонам гор. Часто они не могли прокормить себя, брали у знатных в долг зерно или серебро. Неоплатных должников знать превращала в рабов. Кто из бедняков мог, уходил в город и становился ремесленником. Демос требовал отменить рабство за долги; отобрать у знатных часть земель и раздать неимущим; допустить демос к управлению государством. Обострение конфликта между знатью и демосом привело к смуте. Государство оказалось на краю гибели. Тогда самые благоразумные уговорили остальных начать мирные переговоры. Так в истории был сделан первый шаг к народному правлению - по-гречески, демократии, - новой форме политического управления, о которой вы узнаете на нашем сегодняшнем занятии.

Предыстория

В древности в Греции власть принадлежала аристократам - знатным и богатым людям. Со временем стали появляться незнатные люди, по богатству соперничавшие с аристократами. Это были торговцы, ремесленники из демоса (народа). Самые влиятельные и отважные представители демоса вступали в конфликты и кровавые схватки с аристократами, так как хотели получить их власть.

Из-за постоянных столкновений демоса и аристократии жизнь была неспокойной. Греки хотели обеспечить себе мирное существование, поэтому старались найти посредника, которому будут доверять обе стороны.

События

VII в до н.э. - начало взаимного недовольства демоса и аристократии.

594 г. до н.э. - становится первым архонтом Афин.

Первого архонта (главного правителя полиса) в Древней Греции избирали каждый год. Солон был из знатного рода, но предки его обеднели, поэтому ему приходилось заниматься морской торговлей. Он обладал высоким авторитетом и среди знати, и среди демоса.

Солон провёл много важных реформ:

  • отменил законы Драконта,
  • отменил все долги,
  • отменил долговое рабство: греки больше не могли стать рабами, рабами могли быть только чужеземцы,
  • давал гражданство приезжим ремесленникам и торговцам,
  • ввёл деление граждан на категории не по знатности рода, а по богатству: то есть теперь не обязательно было быть знатным, чтобы попасть в высшую категорию граждан и участвовать в управлении полисом,
  • ввёл народный суд,
  • ввёл выборы архонта на народном собрании - теперь главного чиновника избирал народ.

Аристократы совсем не хотели делиться своей властью с народом. И демос тоже был недоволен, так как хотел отобрать все богатства и землю у знатных. В результате реформами Солона остались недовольными почти все граждане Афин. Солон на много лет уехал из города странствовать.

560 г. до н.э. - власть захватил Писистрат, ставший тираном Афин. Тиран - властитель, силой заставляющий всех выполнять свою волю.

Участники

Афинский архонт, заложил основы демократии.

Рис. 1. Население Аттики в VII в. до н. э. ()

В 594-м году до н. э. знать и демос сообща избрали архонтом Солона (рис. 2). Его наделили большой властью с тем, чтобы он положил конец кровавым раздорам и спас отечество. Солона уважали все жители Аттики. Происходил он из знатного рода, нужды не знал, но и богатым не был. С молодых лет Солон вёл морскую торговлю, которая в Греции считалась почётным занятием. О новом правителе говорили немало хорошего: был он исключительно честен, одарён умом, писал стихи.

Солон приступил к управлению Афинами и установил новые законы. Они были записаны на деревянных досках в рост человека и выставлены для всеобщего ознакомления на городской площади. Основное в законах Солона: прощение долгов. Люди, имевшие на себе долг, освобождались от его уплаты; заложенные земледельцами участки снова стали их собственностью. Был введен запрет обращать в рабство за долги: все рабы-должники были освобождены, а проданных за море следовало разыскать и выкупить за счет государственной казны. Солон отменил самые жестокие из законов Драконта и учредил выборный суд. Судьи должны были ежегодно выбираться по жребию из числа всех граждан, независимо от знатности и богатства. В Афинах сложился такой порядок. Ежегодно составлялся список судей, в него по жребию попадали афиняне не моложе 30 лет, не замеченные в дурных поступках.

При Солоне для решения государственных дел стали регулярно созывать Народное собрание, в котором участвовали все афинские граждане (рис. 3). Законы Солона в Афинах создали основы демократии.

Рис. 3. Народное собрание

Судьба Солона была типична для многих реформаторов. Его законами оказались недовольны все: знатные, которых он лишил даровых рабочих рук и данного ими в долг имущества; бедняки, поскольку он не произвел передела земли, на который они надеялись. Чувствуя неприязнь афинян, Солон уехал за границу будто бы по торговым делам. Много лет он странствовал, после чего вернулся на родину, где прожил до глубокой старости.

Список литературы

  1. А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая. История Древнего мира. 5 класс - М.: Просвещение, 2006.
  2. Немировский А.И. Книга для чтения по истории древнего мира. - М.: Просвещение, 1991.
  1. Avataram.ru ()
  2. Archivarium.ru ()
  3. Bibliotekar.ru ()

Домашнее задание

  1. Чего добился афинский демос в начале VI века до н. э.?
  2. Кого в Афинском полисе избирали на должность судей?
  3. Какой орган власти в Афинах принимал законы?
  4. Почему реформы Солона вызвали недовольства и у знати, и у демоса?

5 класс Зарождение демократии в Афинах

Цель урока: дать понятие о начале формирования демократического строя в Афинах.

Задачи:

Предметные :

Дать понятие о причинах и значении проведения реформ Солона.

Обеспечить усвоение понятий: «демократия», «реформы».

Метапредметные:

Развивать навыки групповой, самостоятельной работы;

Формирование у учащихся умений анализировать события прошлого, устанавливать причинно-следственные связи, обобщать, выдвигать гипотезы и предположения.

Личностные:

Воспитывать познавательный интерес к предмету и уверенность в своих силах;

Привить учащимся уважение к институтам демократии, воспитать чувство сопереживания судьбам простого народа.

Ход урока

  1. Организационный момент
  2. Проверка Д/З:

Тест.

1. Что называется полисом?

а) город-государство в Древней Греции +

б) город в Древней Греции

в) название органа управления городом

2. Как назывался Совет знати в Афинах?

а) ареопаг +

б) демос

в) полис

3. Как по-гречески назывался простой народ?

а) илоты

б) полис

в) демос +

4. Девять правителей Афин, ежегодно избиравшиеся жребием:

а) стратеги

б) архонты +

в) Народное собрание

5. Кто в Афинском государстве платил налог за право жить в этом полисе?

а) рабы

б) граждане Афин +

в) купцы-переселенцы

6. Холм а Афинах, где находились главные храмы города:

а) Акрополь +

б) Агора

в) Академия

1. На каком полуострове находилась Древняя Греции?

2. Какие моря омывают Древнюю Грецию?

3. Как с греческого языка переводится слово «полис»?

4. Дайте определение терминам: демос, аристократия, колония, метрополия.

III. Переход к изучению новой темы.

Как называлась местность, где располагался город Афины?

Давайте вспомним на какие группы делилось население Аттики.

Кто стоял у власти в Афинах?

На что опираются люди, управляющие государством?

Что такое закон?

Работа с учебником.

Кто впервые приказал записать греческие законы?

Какое наказание ждало человека, укравшего хотя бы кусок хлеба или луковицу, согласно законам Драконта?

Почему люди воровали?

Что устанавливали на поле крестьянина, когда он брал что-нибудь в долг у богатого соседа?

Бедственное положение простого народа породило в нем желание покончить с вековой несправедливостью и злоупотреблениями знати. Противостояние знати и бедняков практически переросло в войну.

Однако ни «демос» ни знать не могли добиться окончательной победы, поэтому они призвали афинянина Солона, что бы он установил такие законы, которые устроят всех.

Солон принадлежал к знатному роду Медонтидов, из которого вышли афинские цари. Этот государственный деятель богатством не обладал, принадлежал к слою граждан со средним достатком (разные источники по-разному трактуют этот факт). Возможно не пренебрегал торговой деятельностью. Среди человеческих качеств, отмеченных у Солона, главным было - любознательность. Он был не только видным политическим деятелем, но и мудрецом и поэтом. Он говорил о себе так: «Стар становлюсь, но всегда многому учусь». Кроме того, он был убежден, что честное имя дороже денег.

Впоследствии, установленный Солоном строй получит название «демократия».

Слово демократия состоит из двух частей. Слово « демос» уже вам знакомо, поэтому предлагаю вам подумать о значении слова «кратос».

Демократия

Демос Кратос

Работа с учебником : Стр. 138 – 140, пункт 2. Выписать, какие реформы осуществил Солон в Древних Афинах?

Что такое «реформа»?

Чьи законы отменил Солон? (Законы Драконта, за исключением законов об убийствах.)

Как в законах Солона решали вопрос о долгах населения? (Он отменил как частные, так и государственные долги.)

На какие четыре группы разделил население Солон? (Он разделил население на четыре класса по имущественному признаку.)

Какие права дал Солон каждой группе? (Права были у всех, но разного обьема. Народ мог обращаться в суд, в случае нарушения прав.)

Какое значение это имело? (Раньше права имели только богатые, а сейчас все. Это очень важно для демоса.)

Какой новый орган власти создал Солон? (Народное собрание)

Какие права получило Народное собрание?

Какой судебный орган появился?

Кто мог стать судьей?

Работа с терминами.

Архонт – правитель Афин.

Граждане – все свободные жители Афин.

Народное собрание – орган, который решал важные, государственные дела, в его работе участвовали все граждане Афин.

Демократия – «власть демоса», или народовластие.

Решение задачи.

О чем писал греческий правитель Солон:

Мать черная, земля многострадальная,

С которой сбросил я позорные столбы,

Рабыня раньше, а теперь свободная.

Объясните, о чем идет речь в данном отрывке?

Какие изменения произошли в Афинском государстве после реформ Солона?

Какое значение имели эти изменения?

Ответ:

а) Речь идет о личной оценке своей деятельности самим Солоном. Главным своим достижением он считает отмену рабства в Афинском государстве. С момента проведения реформ рабами в Афинском государстве были только чужеземцы.

б) После реформ Солона все граждане (свободные жители Афин) получили право участвовать в выборах Народного собрания, обращаться в суд, присутствовать на судебных заседаниях, после 30 лет любой порядочный гражданин Афин мог быть выбран судьёй.

в) Реформы Солона имели большое значение для государства. Они заложили основу демократии.

Рассказ учителя.

После проведения своих реформ Солон был вынужден покинуть государство на 10 лет, уехать в Египет, как пишет об этом Аристотель.

Что же случилось в отсутствие Солона?

Какие новые термины узнали из прочитанного?

Тиран – человек, силой захвативший власть, управляющий по своему произволу, а не по законам.

Тирания – власть тирана.

Мог ли Солон установить такие законы, которые понравились бы всем? Почему?

Подведение итогов:

Домашнее задание.


Разделы: История и обществознание

Класс: 5

  • дать представление о зарождении демократии в Афинах; обеспечить усвоение понятий “демократия”, “реформы”;
  • ознакомить с реформами Солона в управлении Афинами;
  • развить умение работать с картой, первоисточниками, умение рассуждать, сравнивать, сопоставлять факты и события;
  • воспитать чувства сопереживания к судьбам простого народа, умение различать добро и зло, стремление совершать хорошие поступки. – подвести учащихся к пониманию причин и значению проведения реформ Солона.

Оборудование:

  • Карта “Древняя Греция”,
  • схема “Население Аттики” VII в. до н.э,
  • таблица “Законы солона 594 г. до н.э.

I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний учащихся.

Никому неизвестный грек по имени Герострат желал любыми способами прославиться и остаться в памяти людей. Ради этого он пошел на преступление в 356г. до н.э. Герострат поджег красивый храм Артемиды в г. Эфесе. Вот такой след в истории оставил этот человек, став известным. Каждый человек хочет в разной степени оставляет следы в истории страны. Кто-то оставляет менее заметные следы, а кто-то надолго может остаться в памяти людей.

– Каким образом можно прославиться? (Совершая хорошие поступки.)

– Кто хочет прославиться, совершая добрые дела? Совершая зло?

Я надеюсь, что каждый из вас сегодня постарается прославиться на уроке своими хорошими ответами, знанием истории, тем самым оставить как можно больше следов в истории.

III. Проверка домашнего задания.

  • Что означало для земледельцев гибель олив? (Полисы Греции часто воевали друг с другом, противники, пытаясь навредить друг другу вырубали оливковые деревья. Земледелец горевал по загубленным оливковым деревьям больше чем по вытоптанному полю ячменя, оливковое дерево приносит первые плоды на 18 год, долго дожидаться урожая.)
  • Кого погубило пьянство? (Людоеда-циклопа Полифема из поэмы Гомера “Одиссея”.)
  • В VII в. до н.э. В Афинах были изданы Драконовские законы. В чьих интересах проводились это законы? Объясните двойственное значение выражения “Драконовские законы”. Почему считали, что “законы написаны не чернилами, кровью”?
  • Объяснить значения слов:
    полис, ареопаг, архонт, долговое рабство.
    Полис – город-государство в Древней Греции, жители всех греческих полисов говорили на одном языке, у них была общая культура и религия.
    Ареопаг – совет знати государства.
    Демос – простой народ, не участвовавший в управлении государством
    Архонты – девять самых знатных и богатых правителей государства.
    Агора – площадь в Афинах, где проходили Народные собрания.
  • В какой области Греции возникло Афинское государство? (Аттика.)
    Покажите эту область на карте.
  • Покажите главный город Афинского государства. Далеко ли от берега моря был расположен этот город?

IV. Изучение нового материала.

Тема нашего сегодняшнего урока “Зарождение демократии в Афинах”.

  • Афинский демос и его требования.
  • Демос восстает против знати.
  • Законы Солона. Отмена долгового рабства.
  • Перемены в управлении Афинами.
  • Солон покидает Афины.

(В ходе объяснения учителем новой темы учащиеся составляют схему в тетрадях, делают основные записи.)

Работа по схеме.

Все население Аттики в VII в. до н.э. можно разделить на свободных и рабов.

  • Какими путями жители Аттики становились рабами? (Должники. )
  • Однако в Аттике были не только рабы должники, но и такие невольники, которые какими-то другими путями потеряли свободу.
  • Как рабы-чужеземцы могли оказаться в Афинах? (Чужеземцы проданные в рабство за серебро. Люди, захваченные пиратами из заморских стран.)
  • Кому в Аттике принадлежали земли и власть? (Знатные. )

Знатных людей называли – аристократами, в переводе с греческого “благородные, лучшие, знатные люди, господа”.

  • Как назывались остальные свободное население Аттики? (Демос: земледельцы, ремесленники, купцы.)

Большую часть демоса составляли бедняки. Немногие из них могли разбогатеть. Например, сын бедняка с детства любил рисовать. Отец отдал его к владельцу гончарной мастерской. Мальчик научился расписывать глиняные вазы, стал опытным рисовальщиком, накопил денег, открыл свою мастерскую, купил 2 рабов для черной работы, стал знаменитым художником.

– Но по-прежнему он принадлежал к демосу, а не к знати. Почему? (Он принадлежал к демосу потому, что его отец был из демоса.)

Знаменитые роды (аристократы) вели свое происхождение от богов, героев и древних царей. Знатные роды считали, что от рождения по крови, по породе им дано особое благородство тела и души.

Богатым мог становиться и ремесленник, занимающийся морской торговлей, которому повезло, морская торговля принесла ему большую прибыль, он стал богачом. Но этот богач не мог причислить себя к знати. Почему?

– Что означают слова: “Богатым можно стать, а знатным нужно родиться”?

– Чем гордились знатные люди?

Рассказ учителя.

Афинский демос был недоволен тем, что правителей (аристократов) выбирали из знатных, судьями тоже были знатные люди, которые судили не по писаным законам, а по обычаям, которые можно было толковать по-разному. Демос начал борьбу за то, чтобы отнять власть у знатных людей и самим управлять Афинами. Демос требовал отменить долговое рабство, поделить землю, т.е. отобрать часть земли у знатных и раздать ее бедным. К началу 6 века до н. э. борьба между демосом и аристократами обострилась. Бедняки вооружались дубинами и кирками. Начались кровавые столкновения, с обеих сторон были убитые и раненые. Готовилось всеобщее восстание. В этих условиях аристократы решили пойти на уступки. Созвав Народное собрание, на которое пришли все афиняне, правителем избрали Солона, которого уважали и знать, и демос. Ему было поручено примирить и тех и других.

Солон принадлежал к знатному роду Медонтидов, из которого вышли афинские цари. Этот государственный деятель богатством не обладал, принадлежал к слою граждан со средним достатком (разные источники по-разному трактуют этот факт). Возможно не пренебрегал торговой деятельностью. Среди человеческих качеств, отмеченных у Солона, главным было – любознательность. Он был не только видным политическим деятелем, но и мудрецом и поэтом. Он говорил о себе так: “Стар становлюсь, но всегда многому учусь”. Кроме того, он был убежден, что честное имя дороже денег, и так писал в одном стихотворении: “Также стремлюсь я богатство иметь, но владеть им нечестно я не хочу: наконец, Правда ведь все же придет”.

Особенно прославился Солон, во время борьбы афинян с соседним городом Мегарами за остров Саламин. Вначале афиняне потерпели поражение, и на Саламине расположился военный отряд мегарцев. Саламин закрывал вход кораблям в афинскую гавань, но аристократам не нужна была морская торговля. Желая, чтобы о неудаче поскорее забыли, правители запретили под страхом смерти даже упоминать название острова. Тогда Солон прикинулся сумасшедшим и прочел толпе народа свое новое стихотворение, в котором много раз повторялось запрещенное название острова. Впоследствии Солон сам лично возглавил борьбу добровольцев за этот остров и добился победы.

Солон в V в. до н.э. был избран архонтом (правителем Афин). Он желал примирить между собой знатных и демос. Поступить так, чтобы те и другие остались довольны. Но всем угодить очень трудно. В результате Солон не угодил никому и навлек на себя ненависть большинства афинян. Что же он сделал?

Работа с учебником. Чтение § 30 п.1.

Работа с таблицей.

Законы Солона. 594 г. до н.э.

Закон. Основное содержание.
1 Прощение долгов. Людей, имевших на себе долг, освобождали от его уплат, заложенные земледельцами участки снова стали их собственностью.
2 Запретить обращать в рабство за долги. Все рабы-должники были освобождены, а проданных за море следовало разыскать и вернуть за счет государственной казны.
3 Выборность судей. Из всех афинян независимо от их знатности и богатства.
4 Регулярный созыв народного собрания (экклесия). В работе народного собрания принимали участие все афинские граждане.
Значения законов. Заложены основы демократии.

Законы Солона по своей сути можно разделить на 2 категории:

  1. Отмена долгов, долгового рабства.
  2. Изменения в управлении государством.

Работа с рисунком, стр. 138 (отмена Солоном долгов).

Солон приказал выкинуть с полей ненавистные земледельцам камни. Опишите рисунок.

– Почему одни афиняне ликуют, а другие негодуют. Кто эти люди?

Все старые долги были отменены. Однако, если кто-нибудь вновь возьмет в долг зерно или серебро, придется отдавать. Если должник не сможет этого сделать в условленный срок, то у него, как и прежде, отберут имущество. В этом случае, если имущества не хватит для уплаты долга, то самого неоплатного должника уже не сделают рабом.

Солон велел выкупить за государственные деньги всех рабов – должников, даже тех, которых продали в заморские страны.

Вычеркните из схемы то слово, которое стало лишним после законов Солона (“должники ”).

– Означает ли, что законы Солона полностью уничтожили рабство в Афинах? (Рабы – чужеземцы остались.)

– Почему Солон не отобрал землю у знати и не разделил ее между бедняками? (Знать не отдаст земли и начнется кровавая вооруженная борьба. Отказавшись от передела земли, Солон вызывал недовольство бедняков, т.е. никому он не угодил.)

Главная перемена состояла в том, что знатные люди перестали пользоваться преимуществами в управлении государством. Правителей стали избирать из богатых, а судьями по жребию становились все свободные афиняне независимо от их имущества. Большинство суровых законов Драконта было отменено. Со временем Солона вновь регулярно стали созывать Народное собрание, в котором участвовали все свободные афиняне – граждане.

Вывод: Законы Солона заложили в Афинах основы “демократии”, в переводе с греческого “власть народа”.

V. Закрепление пройденного материала. Решите кроссворд.

По вертикали: 1) Верхний город. 2) Афинский архонт составивший свод законов отличавшихся особой жестокостью.

По горизонтали: 1) Основатель первой афинской демократии. 2) Свободные жители Афин, принадлежащие к постоянному населению.

VI. Итог урока.

Реформы Солона заложили основы демократии: отменили логовое рабство; народ получил право участвовать в управлении государством

– После проведения своих реформ Солон был вынужден покинуть государство на 10 лет, уехать в Египет, как пишет об этом Аристотель. Почему? Ответ на этот вопрос вы дадите на следующем уроке. Рефлексия: заполнение листков самооценки.

VII. Домашнее задание.

  • Параграф № 30. Вопросы на с.139.

Город Афины был одним из самых крупных и высокоразвитых населенных пунктов в Древней Греции. И до знаменитых реформ Солона, в этом полисе, как и во многих других, господствующее место занимала знать, которая захватывала плодородные земли, в то время как крестьян приходилось мириться с небольшими участками земли в горах, которые не могли давать достаточное количество урожая.

Крестьяне зависели от знати, им приходилось отдавать часть урожая, который они собирали. Это вызывало конфликты между этими сословиями, подобное положение могло закончиться вооруженной борьбой. Тогда в 594 году до н.э. было решено обратиться к уважаемом и образованному представителю знати - Солону. Он принял ряд кардинальных реформ, которые и поспособствовали зарождению и становлению демократии в Афинах.

Реформы Солона

В первую очередь он уничтожил все долговые обязательства крестьян перед знатью и приказал убрать долговые камни с их участков. Таким образом, крестьяне перестали зависеть от высшего сословия. Солон освободил всех, кто находился в долгом рабстве, и даже попытался освободить тех афинян, которые были перенаправлены на другие территории.

С тех пор было запрещено брать кого-то в рабство за долг.

Также Солон провел ряд реформ, касающихся назначения должностей серди афинян. Высшие должности, как и прежде, оставались более богатым и знатным людям, но отныне все остальные тоже имели возможность занимать какую-то должность – соответственно количеству продуктов, которые гражданин получал со своей земли, афиняне делились на четыре ранга. Представитель каждого разряда мог служить для государства, и занимать определенную для его разряда должность.

Важным изменением стала нововведенная система народного собрания, на заседаниях которого стали приниматься законы и решаться государственные дела. В собрании мог принять участие каждый афинянин. Также нельзя не отметить важность возникновения народного суда, определяющим условием которого было то, что афиняне всех разрядов были равны перед законом.

Именно реформы Солона заложили основы демократического строя в Афинах, ведь основой демократии, в первую очередь, является власть народа.

Но реформами были недовольны и крестьяне, и знать, конфликты между ними продолжали усиливаться. После отъезда Солона борьба между ними возобновилась, и впоследствии Афинам пришлось пережить ужесточенную тиранию Писистрата. Однако, он не отменил реформ Солона, но во время его правления на государственные должности избирались только его сторонники. После него власть над Афинами была в руках его сыновей, которые оказались жестокими и несправедливыми правителями.

Реформы Клисфена

К власти пришел глава сторонников демократии – Клисфен, и с 509 – 500 года до н.э. провел ряд демократических реформ. Значительные изменения принес «суд черепов», на котором афиняне обсуждали тех, кто угрожал демократии в полисе. Проводилось справедливое голосование, и каждый гражданин писал на выданном ему черепке имя того, кого считал угрозой демократическому строю. Человек, который получал большее количество голосов, изгонялся из полиса Афины на целых 10 лет.

Проверка д/з:

  • Найди ошибки и исправь их:
  • Благодаря хорошим почвам жители Аттики выращивали много хлеба. Напротив, оливкового масла и вина в Аттике не хватало: вино и масло привозили из других стран.
  • Вопросы:
  • Как называлось небольшое самостоятельное государство в Греции?
  • В какой области Греции находился афинский полис?
  • Кого называли «демосом»?
  • Как называли правителей афинского полиса?
  • Как назывался совет знати? Сколько человек в него входило и на какие должности?
  • Что такое долговой камень? Где устанавливался? О чём предупреждал?
  • Перечислите требования афинского демоса.
  • Объясни выражение «драконтовы законы».
  • Миф о происхождении Афин.
Тема: Зарождение демократии в Афинах (§ 30)
  • Цель урока : рассмотреть причины и результаты возникновения демократии в Афинах.
  • Д/з : § 30, вопросы; Т. – учить;
1. Население Аттики в VII в. до н. э.
  • Свободные
  • Аристократы
  • (знать)
  • Чужеземцы
  • Должники
  • Вопиющее неравенство между бедными и богатыми, знатными и незнатными!
2. Демос восстает против знати
  •  VII в. до н. э. – борьба демоса против знати.
  •  594 г. до н. э. - знать и демос избрали архонтом Соло́на, наделив его большой властью, для того чтобы он положил конец народным волнениям.
  •  О нем говорили: «Честен, одарен умом».
  • Солон
3. Отмена долгового рабства
  • ЗАКОНЫ СОЛОНА
  • 1. ОТМЕНА ВСЕХ ДОЛГОВ.
  • 2. ОБРАЩЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА В РАБА ЗА ДОЛГИ ЗАПРЕЩАЕТСЯ.
  • 3. СНЯТИЕ ДОЛГОВЫХ КАМНЕЙ
  • 4. ДОЛЖНИК ОТВЕЧАЕТ НЕ СВОБОДОЙ, А ИМУЩЕСТВОМ.
  • Внимательно прочтите выписку из законов Солона.
  • Как вы считаете, в чьих интересах Солон провел свою реформу (преобразование, изменение)?
  • Почему он это сделал?
Назовите слово в схеме, которое стало лишним
  • Свободные
  • Аристократы
  • (знать)
  • Демос (крестьяне, ремесленники, купцы)
  • Чужеземцы
  • Должники
  • После реформы Солона рабами в Афинском государстве были только чужеземцы.
  • - Рисунок с. 138 – рассмотрите, опишите, ответьте на вопросы.
4. Участие в государственном управлении при Солоне
  • АРХОНТ
  • НАРОДНОЕ
  • СОБРАНИЕ
  • (ЭККЛЕСИЯ)
  • СУДЬИ
  • Не обязательно знатный, НО обязательно богатый
  • Не обязательно знатный, не обязательно богатый, по жребию с 30 лет
  • Все свободные граждане Афин - решение государственных дел
Вывод
  • Избираются из знати и из демоса.
  • Народ участвует в управлении.
  • Делит власть с демосом.
  • Состоит из знати и демоса.
5. Суд при Солоне
  • Клятва судей:
  • «Я буду подавать свой голос сообразно законам и моей совести, без пристрастия и ненависти.
  • Я буду выслушивать одинаково благосклонно и обвинителя, и обвиняемого.
  • Я как судья не буду брать подарков, и никто не примет их от моего имени».
  • Вопросы:
  • 1. Почему судьям так важно выслушивать благосклонно как обвинителя, так и обвиняемого?
  • 2. Все люди любят получать подарки. Почему судьям это было запрещено?
Дополнительно
  • МЕТЕКИ - приезжие греки. Они не имели тех же гражданских прав, что и афиняне. И только очень редко, за особые заслуги в деле защиты или прославления Афин их делали полноправными гражданами.
  • ДЕМОКРАТИЯ – власть народа, т.е. народ участвует в управлении государством.
  • Прочитайте (с. 139 – голубой фон): «Солон о своих законах» и отрывок из законов Солона, ответьте на вопросы.
Итог Значение реформ Солона :
  • Итог Значение реформ Солона :
  • законы Солона заложили в Афинах основы демократии.
  • Работа с учебником:
  • п. 4 «Солон вынужден покинуть Афины»
  • - Почему Солон сказал, что «Трудно в великих делах сразу же всем угодить» и «Я, точно волк, вертелся среди стаи псов»?
Закрепление пройденного
  • В каком городе Солон был избран архонтом? В какой области? В каком государстве?
  • В каком году Солон стал архонтом? Какой год был следующим за этим годом? Какой год предшествовал тому году, когда в Афинах правил Солон? В каком веке были установлены законы Солона?
  • Охарактеризуйте законы, проведённые Солоном. В чём их историческое значение?