Виртуальная экскурсия по паркам Пушкина.  Белая башня в Александровском парке г


Царское Село. Александровский парк. Глава «Белая башня» книги «Пушкин. Дворцы и парки»;

Не менее удачным, чем Шапель, было другое парковое сооружение, воздвигнутое Менеласом,- Белая башня. Менелас начал ее в 1821 г. В создании Белой башни он показал себя большим художником, чувствующим красоту средневековой готической архитектуры.

Менелас создал не отдельно стоящее сооружение, а целый комплекс, связанный в единое целое общностью замысла. [Проектные чертежи Белой башни в ГЭ-ОР, №№ 12974, 12908, 12966, 17953-954. История постройки Белой башни освещена в небольшой работе А. Андреевской «Детское Село. Белая башня». Л., 1929. ] Его основой явился бастион старого Зверинца, единственный из четырех избежавший разборки. Стены бастиона и глубокий ров, наполненный водой, ограждали территорию, в центре которой высилась Белая башня. Одна из стен бастиона примыкала к монументальным воротам в виде руины крепостного сооружения.

Башня была окрашена в белый цвет, отчего и получила свое название. Она заменила находившийся здесь с середины XVIII века старый растреллиевский люстгауз - небольшой барочный парковый павильон, увенчанный куполом.

По высоте Белая башня превосходила другие парковые сооружения, такие, как Шапель, Башня-руина у Орловских ворот, Арсенал. Ее высота составляла 37,81 метра.

Во внешнем оформлении фасадов Белой башни Менелас использовал готические мотивы.

Характерную для готических сооружений устремленность ввысь он подчеркнул членением башни на три яруса. Широкие лестницы вели на низкую террасу, служившую основанием для кубического массива первого этажа. Террасу украшали отлитые из чугуна скульптуры лежащих львов, как бы преграждавших подступы к башне - «дому рыцаря».

Высокая четырехгранная башня завершалась зубчатым готическим парапетом. В первом ее этаже располагались два помещения - буфетная и столовая. Стены столовой украшала роспись - букеты цветов в корзинах, написанные художником Додоновым в 1827 г. Чугунная лестница связывала эти помещения с верхними ярусами. Из пятого яруса башни лестница вела на верхнюю площадку - крышу башни, откуда открывался вид на парки, окрестности города Пушкина и далекий Ленинград.

В годы войны Белая башня подверглась почти полному разрушению. Сохранилась в полуразрушенном состоянии только нижняя часть здания. Но искусственные руины у Белой башни почти не пострадали.

Две круглые Башни-руины соединены между собою переходом, прорезанным высокой полуциркульной аркой ворот. К башням примыкают симметричные двухэтажные пристройки - службы, использовавшиеся под жилье. Зубчатый парапет, стрельчатые окна, обработка поверхности стен стрельчатыми арками придают зданию готический характер. Это - ворота средневекового замка, перенесенные в пейзажный парк.

Кирпичная кладка стены бастиона, вплотную примыкающей к одной из башен, выветрилась, местами она покрылась мхом. Глубокий ров опоясывает бастион и доходит почти до ворот между башнями. Посетитель, приблизившийся к воротам, видит перед собой мост, как бы переброшенный через ров. В действительности это не мост, а декоративное сооружение: ров не продолжается далее, в сторону парка, и поэтому не было необходимости в сооружении моста.

По земляным откосам рва растут молодые клены. Их ярко-зеленая, густая листва скрывает обомшелые стены бастиона. Но особенно хорош Этот уголок парка в дни листопада, когда золотые листья кленов медленно падают и ложатся на черное зеркало канала.

На территории Царского села некогда был Зверинец - место для царской охоты, которое было обнесено высокой стеной с бастионами. Но со временем каменные стены были снесены, а территория Зверинца была оформлена под традиционный парковый стиль. Такие изменения произошли в конце 18 века, в то время, когда вся пышность придворного быта постепенно оставалась в прошлом. Из всех великих бастионов, которые некогда окружали место царской охоты, был сохранен волей императора Александра только Восточный бастион. Внутри этого бастиона, на просторной площадке и была построена Белая башня .


Прототипом этого пятиярусного строения стал замок Кэрис-брук, который находится в Англии. Хотя многие историки и не соглашаются с этим фактом. Но среди разнообразия павильонов Александровского парка, которые построены в соответствии с готическим стилем, Белая башня является наиболее интересным и ярким примером эпохи рыцарей и средневековых королей.

Стены этого здания окрашены в благородный белый цвет. От этого, вероятно, башня и получила свое название. Вокруг башни находился красивый садик, а по всему внешнему периметру Восточного бастиона был выкопан ров наполненный водой. А весь комплекс был огражден чугунной оградой.

В период Великой Отечественной войны Белая башня была разрушена. Но сегодня она полностью восстановлена.

Белая башня - это, наверное, единственное сооружение в Царском селе, на возведение которой повлияла политическая ситуация - Священный союз. Влияние политики на сооружение наиболее четко проявляется в скульптуре Белой башни. В основании сооружения стояли скульптуры рыцарей - работы известного скульптора Демут-Малиновским. Эти фигуры символизировали союзные государства - Англию, Францию, Германию и Россию.

У самого подножья трассы башни были установлены скульптуры чугунных львов. Три скульптуры из четырех этих львов, к сожалению, были утрачены во время Великой Отечественной войны. Сохранился только один чугунный лев, который там находится и ныне. Скульптуры были отлиты и установлены в 1825 году по моделям Ландини.

На первом этаже Белой башни когда-то находились столовая и буфет. Потолки в этих комнатах были щедро украшены лепниной, а стены богато украшены росписью. После проведения реставрации здания на первом этаже разместился гардероб и помещение для обслуживающего персонала музея. Также на этом этаже теперь находится зал с музейной экспозицией старинных отопительных систем (железных печей).

На втором этаже находись комнаты для камердинеров. Стены были оформлены в приятный зеленый цвет. Но на сегодняшний день здесь находится выставочный зал.

Третий этаж Белой башни - это гостиная в готическом стиле. Стены были украшены живописью, которая изображала средневековые битвы, потолки декорированы лепниной. Откосы дверей гостиной щедро украшены замысловатыми резными узорами. В комнате четыре окна и одна дверь, которая ведет на балкон.

Чтобы попасть на четвертый этаж этого здания надо подняться по винтовой лестнице. Здесь находился «кабинет рыцаря». По углам этой комнаты расположены колоны-тумбы с бюстами средневековых рыцарей. Изюминкой интерьера кабинета является чугунный камин, который украшен красивым литым орнаментом. Вторая комната на этом этаже - спальня.

На пятом этаже Белой башни находится только одна комната. В этом помещении девять полуовальных оконных проема. Сама же комната служит своеобразным складом детской мебели и игрушек, которые, по легенде, принадлежали самому Императору Александру. На сегодняшний день в этой комнате находится сборная детская мебель, стол для детского бильярда, а также модель водопада.

Шестой этаж этого строения - это маленькая комнатка без окон. Сегодня в этом помещении расположен детский интерактивный центр, который оснащен самым современным мультимедиа оборудованием.

Александровский парк Санкт - Петербург, Пушкин, удивительный и великолепный парк по которому можно бродить часами. Адрес парка ул. Дворцовая, д. 2, Пушкин (Царское Село), расположен за Екатерининским дворцом, парк при Александровском дворце входит в состав ГМЗ "Царское село". Поначалу этот парк может показаться заброшенным, но погуляв по нему вы убедитесь в обратном: подышите свежим воздухом, послушайте пение птиц, отдохните от городской суеты и шума, а при теплой погоде можно загорать и купаться на заливе.
Режим работы парка: открыт с 7.00 до 22.00, вход свободный, главное, при нахождении в парке соблюдать правила, которые увидите на входе и предупреждающие надписи у объектов. Имя парка связано с его создателем - императора Александра I.

Площадь Александровского парка составляет более 200 гектаров, состоящей из двух частей: регулярной и пейзажной.

План парка

  1. Александровский дворец (музей)
  2. Белая башня (детский музейный центр)
  3. Большой китайский мост
  4. Детский домик
  5. Драконов мост
  6. Малый каприз
  7. Пенсионные конюшни

План Александровского парка в Пушкине, в Царском селе

На фото Александровский парк в Царском селе, павильоны, самые значимые объекты: Крестовый мост, Китайская деревня, Шапель, Большой и Малые капризы

Александровский и Екатерининский парки между собой соединяются двумя воздушными мостами. Они перекинуты в виде арок через старую, так называемую Першпективную проезжую, а позже она называлась Подкапризовой дорогой. Это Малый и Большой капризы. Их построили по проекту В. И. Неелова при участии инженера и архитектора И. Герарда в 1770-1774 годах. Происхождение этого названия - «Каприз» - М. И. Пыляев объясняет словами Екатерины II, произнесенными при подписании сметы на садовые работы.
Сумма расходов вызвала сомнение императрицы, но, поразмыслив, она подписала смету со словами: «...быть так; это мой каприз».


Вот так на фото выглядит Большой каприз в парке (один из входов парк). Если внимательно приглядеться, то в створе ворот по дороге, вдалеке, видно светлое пятно - это Малый каприз.

Достопримечательности парка

- одно из самых фантастических и вдохновенных произведений русской садово-парковой архитектуры XVIII века. Над круто изогнутой аркой высотой в 7 метров и шириной более 5 метров разместилась сквозная беседка, имеющая крыловидные изгибы «китайской» кровли. Архитектура Большого каприза выстроена на контрастах несущей и несомой частей: большая арка монументальна, ее цилиндрический свод облицован крупным нетесаным плитняком, укрепленные камнем насыпи, служащие переходом из одного парка в другой, подчеркнуто капитальны. Венчающая их изящная беседка необычна по сочетанию противоположных форм. Она трактована как восьмигранная ротонда; мраморные колонны ионического ордера, связанные парапетом, поддерживают остроконечную, затейливых очертаний крышу, каждый изгиб которой соответствует колонне. При этом соединение двух стилей, европейского и восточного, никоим образом не воспринимается как «смешение» и не нарушает единства и целостности художественного образа. В 1780 году беседка была разрушена ударом молнии. Спустя шесть лет ее возобновил Камерон.
Большой каприз возвышается над дорогой, ведущей к Екатерининскому дворцу. Он подводит к Китайской деревне и к дороге, являющейся продолжением поперечной оси Александровского парка. И когда в дальнейшем на этой же оси Кваренги расположил Александровский дворец, Большой каприз приобрел особое звучание, как бы связав, объединив оба дворца. И не случайно многие пейзажи Царского Села художники изображали с верхней площадки Большого каприза.
С Большим соседствует Малый каприз, имеющий чисто функциональное назначение - это мост и арочный пролет-проход над дорогой. Он декорирован плитным камнем подобно гроту.
представляет собой комплекс построек в китайском стиле, в которую входит Китайский театр, Китайские мосты, Скрипучая беседка, Большой и Малые капризы, Крестовый мост. Находится на южной окраине Александровского парка, рядом с Екатерининским дворцом в г.Пушкин - Царское село.

В XVII – XVIII веках Европа была увлечена китайскими и японскими мотивами, не отстала от этого и Россия, поэтому появление в архитектуре китайского стиля было уже не ново. Вначале планировалось сделать центром деревни восьмиугольное здание, так называемое здание - обсерваторию. В реальности вместо 18 домов построено 10, многие здания так и остались в проекте.

В разработке проекта приняли участие Василий Неелов и Антонио Ринальди, а строительство в 1780-х годах осуществлял архитектор Чарльз Камерон, со смертью Екатерины II в 1796 году строительство прекратилось, часть материалов, по распоряжению Павла I, пошла на строительство Михайловского замка в Санкт-Петербурге, в 1820 годах архитектором Стасовым были произведены ремонтные работы: домики соединили попарно и переделали их под жилье.
В летнее время в деревне проживали поэт Державин Г.Р., историк Карамзин Н.М., баснописец Дмитриев И.И.
Рыцарские фантазии
XIX век внес в облик Александровского парка свои, узнаваемые черты. Увлечение архитектурой средневековой Англии и Германии особенно сильно проявилось в годы царствования Николая I. Его эстетические взгляды более всего ориентировались на культуру готики, на систему иерархичности как основы незыблемости монархии и власти императора. Доверенным зодчим Николая I был А. А. Менелас.
Именно ему император поручал выполнение наиболее значительных художественно-архитектурных замыслов. Менеласом созданы главные объекты Александрии в Петергофе и не менее значимые - в Александровском парке Царского Села.
Постройки Менеласа - Арсенал, Шапель, Белая башня и ряд зданий утилитарного назначения - отличаются выразительностью объемно-пространственного решения, стилистической точностью в исполнении всех приемов, свойственных зодчеству средних веков, и вместе с тем носят самостоятельный творческий характер. Обращение к зодчеству средневековья создало гармоничный контраст с постройками в китайском стиле, в стиле барокко и классицизма. Почти все постройки Менелас с большим тактом опытного профессионала разместил на окраинах парка, как бы опоясывая его «готическим» ожерельем.
Павильон
На южной окраине Александровского парка, недалеко от так называемого Оранжерейного комплекса, высится внушительное здание Шапели, что по-французски означает «часовня», «капелла» (от фр. chapelle - капелла). Этот монументальный павильон-башня возведен Менеласом в 1828 году, высота Шапели в Александровском парке составляет 37,8 метра. Для придания «древности» часть его построена в виде живописных развалин.
В композицию Шапели включены две квадратные в плане башни, одна из которых как бы разрушена до первого яруса, а другая несет «следы времени». В декоре и конструкциях подчеркнуты готические элементы: четырехъярусная башня по углам усилена контрфорсами, входы решены в виде стрельчатых порталов, окна имеют удлиненные завершения, а проем третьего яруса - стрельчатый. Венчает башню высокая шатровая кровля с флюгером-петухом. Расположенные по сторонам шатра пирамидальные шпили с флеронами, завершающие контрфорсы, придают силуэту павильона живописность и усиливают ощущение «подлинной» готичности.
До 1941 года на втором этаже башни находилась часовня. В оформлении интерьера большую роль играли сводчатое перекрытие, расписанное художником В. Дадоновым, и изваяния ангелов у основания свода, исполненные скульптором В. И. Демут-Малиновским. Здесь же находилась статуя Иисуса Христа - работа немецкого скульптора И. Г. Даннеккера, приобретенная императрицей Марией Федоровной в 1824 году.
Окружающий пейзаж с густым ельником, полянами, окаймленными кленами и березами, расположенный вблизи Грот из валунов у Виттоловского пруда удивительно гармонируют с этим романтическим монументальным павильоном - одним из лучших произведений русской неоготики первой половины XIX века.
В настоящее время здание ждет своей реконструкции и ремонта. Шапель Царское село.

На куполе Шапеля виден петушок (по легенде это масонский символ, а шотландец Адам Менелас был масоном). Шапель ранее представлял собой как бы две квадратные башни, одна из башень "разрушена" до первого яруса, они связаны переходом, на центральной башне располагались часы - символ неумолимого времени, а флюгер-петух, как в протестантских храмах являлся символом отречения апостола Петра.

Центром своеобразного комплекса, созданного в 1821-1827 годах Менеласом, стала Белая башня. Если Шапель закрепляла южный угол цепи «готических» сооружений, то Белой башне отводилась эта роль на северном участке. В новую композицию Менелас включил сохранившиеся с XVIII века стены растреллиевского Бастиона и глубокий ров, некогда ограждавшие Зверинец. Одну из стен Бастиона Менелас связал с «сочиненной» им Руиной средневекового замка в виде двух башен и монументальных ворот с рельефным гербом.
В построенной Белой башне великие князья (Александр, Николай, Михаил и Константин) изучали военное дело и фортификацию, занимались фехтованием, рисовали под руководством А.И. Заурвейда (мастерская придворного живописца). В 1836 году верхние этажи павильона были приспособлены для установки семафорного телеграфа, сигналы которого принимали в районе Воздухоплавательного парка.
Белая башня представляет собой трехъярусное сооружение, поднимающееся уступами на 32 метра (общая высота Белой башни 37,8 метра) и завершенное зубчатым парапетом смотровой площадки. Внутри башня делится на пять этажей, связанных винтовой лестницей. Здание покоится на плитном подиуме с готической чугунной решеткой и чугунными изваяниями львов. Нижний ярус выделен двухскатным фронтоном с входным проемом и стрельчатыми нишами, где были установлены чугунные фигуры в доспехах французских рыцарей и древнерусских воинов. Второй и третий ярусы прорезаны оконными проемами готического очертания. Ажурные балконные решетки подчеркивают общую монументальность строения.
Интерьеры Белой башни были декорированы стилизованной под готику лепкой и росписями. Помещения использовались как бытовые, среди них Столовая, Гостиная, Спальня, Кабинет и др.
В начале XX века Белая башня в числе других парковых сооружений во время отсутствия царской семьи была доступна для осмотра. Особый интерес вызывала смотровая площадка, откуда открывалась широкая панорама окрестностей.
После войны сохранились лишь остатки Белой башни, и сегодня она находится в процессе восстановления.
Павильон
Военный характер пристрастий Николая I отразился и в застройке царскосельских парков. В парке, там, где раньше располагался павильон «Монбижу», в 1834 году было закончено строительство Арсенала. В нем находилась богатейшая коллекция из 5000 произведений оружейного искусства, собираемая императором с 1811 года.
Архитектурной доминантой в планировочной структуре парка является созданный архитектором А. А. Менеласом Арсенал. Павильон возведен на звездном пересечении основных аллей Екатерининского и Александровского парков, в окружении сохранившихся радиальных просек Зверинца, на месте Монбижу.
Увеселительный охотничий павильон Монбижу Растрелли возвел на одной оси с Эрмитажем в центре Зверинца. Его французское название - «моя драгоценность» - полностью отражало архитектурное решение и декоративное оформление сооружения, предназначенного для отдыха и увеселений в дни царских охот. Сложный, прихотливый план, центральный объем, увенчанный сферическим куполом с люкарнами, «луковицей» и шпилем, колонны, подчеркивающие проемы, скульптура, орнаментика - все это создавало впечатление роскоши. Павильон окружал ров геометрических очертаний, наполненный водой, что подчеркивало уединенность места и его предназначенность для особо избранных. В помещениях, декорированных золоченой резьбой, лепкой, росписью, картинами на охотничьи сюжеты, устраивались пиры - неотъемлемая часть царских забав.
Почти все постройки Менелас с большим тактом опытного профессионала разместил на окраинах парка, как бы опоясывая его «готическим» ожерельем. Чтобы выделить композиционное средоточие парка соответствующим ему по стилю готическим павильоном, Менелас частично разбирает обветшавший Монбижу, включив его в объем нового архитектурного сооружения.
Арсенал начали строить в 1819 году, ранее других «готических» сооружений парка, но отделку его закончили лишь в 1834-м, уже после смерти Менеласа, под руководством А. А. Тона. Кардинально переделанный, Монбижу был переименован в Арсенал, так как здесь разместили ныне находящуюся в Эрмитаже коллекцию старинного оружия. Менелас придал Арсеналу черты средневекового замка, сходство с которым усиливали венчающие все здание зубцы. Его массивные стены сложены из красного кирпича. Рельефные тяги, сандрики, наличники люкарн и центрального сложного венецианского окна были подчеркнуты белым цветом. Над средним двухэтажным объемом возвышаются верхние ярусы четырех шестигранных зубчатых башен. У архитектурных форм нарочито утяжеленные пропорции, создающие ощущение мощности и неприступности.
Здание Арсенала, сильно поврежденное во время войны, и сейчас играет роль композиционно организующего строения. Непременной частью царских резиденций были постройки служебного характера: конюшенные и каретные дворы, теплицы и оранжереи. Они, так же как дворцы и увеселительные павильоны, создавались выдающимися архитекторами и имели оригинальный облик, за которым скрывалось их хозяйственное назначение. Целый ряд подобных строений Александровского парка связан с именем Менеласа, все они решены в стиле английской готики.
В 2015 году на здании Арсенала произведены большие восстановительные работы, чтобы оно приняло прежний облик.

Облик Фермы, построенной в 1822 году, дошел до наших дней без значительных изменений. Ферма - это комплекс кирпичных зданий, главное из которых - двухэтажный павильон с высокой средней частью, выявленной восьмигранными башенками. Павильон дополняют симметричные одноэтажные флигели и расположенный в глубине двора коровник. В их декоре применены зубцы, стрельчатые окна и другие характерные мотивы готического зодчества.
Императорская Ферма предназначалась для выведения элитных пород молочного скота и распространения их «повсеместно в России». В 1905 году комплекс Фермы был отделен от Александровского парка и стал доминантой Фермерского парка.

На фото дорога на Ферму идущая от Арсенала и здания которые реставрируют - на фото справа Дом смотрителя Императорской фермы на реставрации, здесь же находится большой участок земли для выпаса скота. В настоящее время на территории фермы расположен Конный комплекс музея-заповедника. Недалеко от Императорской Фермы располагается Государева Ратная палата, Белая Башня, Фёдоровский Государев собор и Фёдоровский Городок.
Ламский павильон
Ламский павильон и связанные с ним здания построены Менеласом в начале 1820-х годов и служили для содержания лам, присланных в подарок Александру I из Южной Америки.
Над краснокирпичными зданиями возвышается трехъярусная башня с углами, декорированными рустами, и парапетом, поддерживаемым поясом арочных консолей. Главный фасад башни отмечен портиком, обращенным в сторону дороги. Его четырехгранные столбы с дорическими капителями несут балкон. К башне примыкает двухэтажное здание. Эта лицевая часть маленького ансамбля соединена глухой стеной с павильоном, расположенным на противоположной стороне каре, который возвел в 1860 году И. А. Монигетти в иных архитектурных формах. Ламский павильон, сгоревший в годы Великой Отечественной войны, намечен к восстановлению.
Подобное назначение отводилось и павильону Слоны, находившемуся вблизи Ламского. «Совершенно фантастическая архитектура этого сарае-образного деревянного здания с башнями», как сообщалось в небольшом путеводителе 1830-х годов, носила «индийской характер».
С XVIII века слоны служили дипломатическими подарками восточных соседей России. Слоновый двор находился в Петербурге недалеко от Манежной площади. В Царском Селе первый слон появился в 1828 году, последний - в 1896-м. Он оказался долгожителем, и еще в 1912 году его показывали посетителям. Слон отличался дружелюбным нравом, умел танцевать и бить в колокол. Для царскоселов, детей и взрослых, посещение слоновника было самой интересной прогулкой.
Пенсионерские конюшни
Одна из просек, ведущих от Арсенала к северной границе Александровского парка, подводит к двухэтажному, также краснокирпичному, зданию, как бы составленному из многогранников с возвышающейся круглой башней. Это Пенсионерские конюшни, построенные Менеласом в 1829 году. Здесь содержались лошади царского седла, которых оставляли доживать на «пенсии». Хорошо согласованные объемы разной высоты и конфигурации гармонично вписаны в окружающую среду. Готические мотивы - парапет и щипцовые фронтоны с зубцами, аркатурный пояс - прорисованы достаточно изящно и органично входят в ткань постройки. Рядом с конюшней - кладбище лошадей, места захоронения которых отмечены мраморными плитами. Кладбище лошадей, единственное в мире, основал Николай I в память о лошади Александра I, боевом «соратнике» императора, участника Отечественной войны 1812 года.
В парке проводятся конно - спортивные праздники под разными названиями "Лошадиная история" и другие.
Жители Пушкина и Санкт-Петербурга, туристы могут совершить великолепную прогулку в этом старом парке. Для удобства имеются предложения прокатиться в повозке запряженной лошадьми, на туристическом паровозике или пешим совершить прогулку по тенистым аллеям парка.

На фото парк в начале мая, листва на деревьях еще полностью не распустилась, рядом фото - парк уже в июле. Хорошо пройтись по аллеям парка и прокатиться в экипаже, запряженной лошадьми. На конеферме (Императорская ферма) можно прокатиться и верхом на лошади, или получить занятие по верховой езде, для маленьких детей до 3-х лет занятие: знакомство с лошадьми, кормление, катание. Гуляние по парку, главная аллея Александровского сада и Драконов мост. Радость для детей и взрослых кормить в парке белочек и птиц.

В парк можно войти с разных сторон, поэтому нет смысла обходить парк кругом, чтобы в него попасть. Вход в парк бесплатный. Туристические группы обычно проводят через вход расположенный напротив парадного входа в Екатерининский дворец (горожане тоже любят заходить через эти ворота), другой вход расположен сзади Пушкинского лицея, напротив Знаменской церкви, еще вход имеется около Белой башни, другой вход рядом с Александровским дворцом со стороны Дворцовой улицы, также можно попасть в парк через Большой каприз или по дороге ведущей с Фермерского парка к Арсеналу.

Фото. Вход под арку, справа Лицей. Вход в Александровский парк за здание дворца, напротив Знаменской церкви. Вход в парк напротив Золотых ворот дворца. На фото вход в парк со стороны Большого каприза, а рядом на фото вход со стороны Ратной палаты.
Идем по Садовой улице проходим через арку дворца и справа находится вход в Александровский парк. Прибывающие группы туристов на автобусах проходят мимо незаметного входа Александровского парка и направляются в Екатерининский дворец и парк.

Главный вход в парк со стороны парадного плаца Екатерининского дворца. На входных воротах объявление режим работы парка с 7:00 до 21:00. Четыре гранитных постамента с фигурами в китайской национальной одежде держащие фонари и изящные вазы встречают посетителей при входе на мосту из розового гранита, во время Отечественной войны они были уничтожены и восстановлены вместе с фигурами в 2010 году.

Основные даты в истории Александровского парка
Историческая справка
  • 1740-1750 гг. - распланирован Новый сад - регулярная часть Александровского парка.
  • 1770-1774 гг. - построены Большой и Малый Капризы.
  • 1778-1786 гг. - построена Скрипучая беседка.
  • 1817 г. - начало создание пейзажной части Александровского парка.
  • 1828 год - построена башня - часовня Шапель
  • 1819-1835 гг. - на месте павильона "Монбижу" построен Арсенал.

Александровский парк расположен в городе Пушкин, в 30 километрах от центра Санкт-Петербурга. Он входит в состав музея-заповедника Царское село, частью которого также являются и Екатерининский дворец. Вход в Александровский парк свободный, поэтому потратиться придется только на дорогу. Территория парка занимает 200 гектар, поэтому если вы любите гулять и наслаждаться природными красотами и уникальными ландшафтными решениями зодчих XVIII века, лучше запастись бутербродами и зонтиком, на случай переменчивой петербургской погоды. Если же встать пораньше и приехать в Царское село утром, то вы сможете за один день объять необъятное посетив Александровский сад, Екатерининский парк и Екатерининский дворец. На такую прогулку вам потребуется целый день, а может быть его и вовсе не хватит.

Александровского парк и его достопримечательности

Вход в Александровский парк расположен ровно напротив парадного входа в Екатерининский дворец. До Царского села можно добраться на маршрутках № 287, 342, 545, конечная остановка которых находится недалеко от станции метро «Московская» в Санкт-Петербурге. Если вы взяли экскурсию в Санкт-Петербурге, то скорее всего в нее будет включен Екатерининский дворец и будет отведено немного свободного времени на Екатерининский парк. Поэтому если вы хотите насладиться Екатерининским парком и Александровским парком в полной мере, лучше приехать в Царское село самостоятельно.

Большой китайский мост

У входа в Александровский парк нас встречает Большой китайский мост. Мост был построен в 1785 году по проекту Камерона, шотландского архитектора, построившего Камеронову галерею в Екатириненском парке строительстве Екатерининского дворца. Особенность Большого китайского моста состоит в том, что сооружен он из розового гранита. Парапет же украшен китайскими вазами, из которых свисают красные кораллы, выполненные из кованного железа. Скульптуры же четырех китайцев, украшающие мост восстанавливали два раза. Сначала из-за обветшания в XIX веке, а потом в 2010 году их воссоздали на смену утраченных во времена Великой Отечественной войны.

Новый сад

Александровский парк условно делится на два парка — это Новый сад и Пейзажный сад. Территория нового сада ограничена каналом в форме квадрата. Через канал в нескольких местах переброшены небольшие мостики, один из которых даже имеет название Трясучий мостик. Почему он так называется вы узнаете сами, когда окажетесь на нем.







В большой квадрат Нового парка вписаны еще четыре одинаковых квадрата. Каждый из квадратов являет собой какую-то особенность. В зоне справа от входа расположен небольшой пруд Озерки.



Вторая зона Нового сада полностью занята горой «Парнас», ее видно за зарослями.

В третьей зоне расположен Китайский театр, а точнее его руины. Здание было возведено по проекту Антонио Ринальди под руководством Неелова. И в 1779 году для Екатерины II здесь состоялось первое представление. Здание сгорело в ходе обстрела города Пушкин в 1941 году.







Четвертая зона Нового сада занимает куртина «Грибок». Дословно куртина обозначает театральный занавес, а в средневековье так называлась часть вала оборонительных сооружений бастиона. Конкретно эта куртина представляет собой небольшую возвышенность в центре, от которой лучами отходит восемь аллей, отгороженных друг от друга высоким подстриженным кустарником.

Драконов мост

Также к достопримечательностям Нового сада Александровского парка можно отнести несколько мостов, объединенных одной тематикой древнего Китая.









Самый выделяющийся из таких мостов называется Драконовым мостом.



Драконов мост был построен одновременно с Большим китайским мостом, который находится у входа в парк. Украшающие мост крылатые драконы, первоначально были изготовлены из известняка, как и фигуры китайцев на большом мосту. Драконы, которые украшают мост в настоящее время являются чугунными и вылиты в 1860 году.

Пейзажный сад

Территория парка, находящаяся вне квадрата ограниченного каналом называется пейзажным садом, его территория гораздо больше Нового сада. Здесь хорошо просто гулять по нескончаемым тропкам и дорожкам, но и в пейзажном парке найдется несколько достопримечательностей, обязательных для посещения.





Арсенал

Чтобы дойти до Арсенала придется пройти весь новый сад и еще столько же по пейзажному парку. Проще всего сюда попасть от главного входа в парк, для этого понадобиться просто идти прямо. Дальше этого сооружения мы не заходили. Дело в том, что большинство тропинок Александровского парка гравийные или вовсе протоптанные, а погода в Санкт-Петербурге почти всегда сырая. Поэтому готовясь к продолжительной прогулке по парку, лучше всего одевать непромокаемую удобную обувь. Мы же были обуты в летние кеды, да плюс ко всему возникли трудности с предметным ориентированием, поэтому было принято решение дальше Арсенала не заходить. Построенное в 1834 году здание Арсенала было разрушено в ходе Великой Отечественной войны и восстановлено совсем недавно в 2015 году.

Белая башня

От Арсенала мы двинулись в восточную часть парка, где расположена главная достопримечательность Александровского парка, но сначала мы пройдем к Белой башне.



Белая башня построена в 1827 году. Ее вид навеян средневековыми замками. А построена Белая башня была для сыновей императора Николая I, где они занимались гимнастикой и военными искусствами. Как и прочие павильоны Александровского парка, Белая башня почти полностью была разрушена, сохранился лишь первый этаж.





Александровский дворец

Главная достопримечательность Александровского парка это Александровский дворец. До него от Белой башни совсем недалеко. Расположен он справа от центрального входа в парк. Кроме того, недалеко от дворца находится еще один вход в парк. Но сначала мы пройдем вдоль прудов, расположенных недалеко от дворца.



В центре одного из прудов находится Детский домик. Дороги к нему нет, разве что вплавь, поэтому и выглядит это сооружение таинственно и заброшено.





А вот и главная достопримечательность Александровского парка — Александровский дворец. Построен он в стиле голландского классицизма в 1796 году. Александровский дворец это двухэтажное вытянутое здание с двойными флигелями по бокам. Построено оно еще при Екатерине II, но основной резиденцией правящей царской семьи дворец стал только при Николае II. В этом дворце проходили празднования 300-летия дома Романовых. Именно а Александровском дворце подписал отречение от престола последний император Российской империи Николай II. В Александровском дворце вся царская семья содержалась под стражей и именно отсюда арестованная царская семья была отправлена в Тобольск. К большому сожалению, в Александровский дворец в настоящее время попасть нельзя, здание находится на реконструкции.



Кроме всего показанного в Александровском парке есть еще несколько достопримечательностей, к которым мы не смогли подобраться или просто упустили из виду. Чтобы вы не совершили наших ошибок, вот список этих достопримечательностей: Шапель, Теплицы, Китайская деревня и Большой каприз. Все эти достопримечательности находятся слева от центрального входа в парк. Есть еще несколько достопримечательностей, посмотреть на которые можно только углубившись в парк — Пенсионерная конюшня, Павильон лам и Красносельские ворота. Все достопримечательности, как и планировка парка нанесены на карту, которую выдают в кассах Екатерининского парка, если вы купите билет в Екатерининский парк. Поэтому если вы решили погулять только по Александровскому парку, вам придется руководствоваться только своим чутьем. Александровский парк обладает внушительной территорией, но гулять по ней приятно и удобно, нет переходов ни в горку, ни под горку. Гулять здесь можно хоть целый день, главное запастись бутербродами, а уж скамеек и лавочек в парке хоть отбавляй.

История строительство павильона «Белая башня»

Здание Белой башни было построено в 1827 году в готическом стиле архитектором Адамом Адамовичем Менеласом на месте разобранного зверинца в котором содержали диких зверей для царской охоты. Зверинец разобрали не полностью, поэтому вокруг башни сохранилась искусственная руина, представляющая собой разбитую ядрами часть стены крепости. Ворота башни снабжены имитацией подъемной решетки. Вокруг башни разбили садик, выкопали неглубокий ров с водой и насыпали земляной бастион. Высота башни - 6 этажей.

  • 1 этаж - столовая и буфет,
  • 2 этаж - две камердинерские комнаты,
  • 3 этаж - гостиная,
  • 4 этаж - кабинет и спальня,
  • 5 этаж - гардеробная и библиотека,
  • 6 этаж - выход на открытую смотровую площадку.

Такое название башня получила за свои стены, окрашенные в белый цвет. Интерьеры столовой, гостиной и кабинета были выполнены в стиле средневековых рыцарей, на стенах — роспись, изображающая рыцарские сражения. Подножие башни украшали четыре чугунные скульптуры львов, а в арках около оконных проемов нижнего яруса стояли статуи средневековых рыцарей и русских витязей, одетых в настоящие доспехи и вооруженных реальным оружием того времени. Статуи воинов были символичны, это были немец, француз, англичанин и русский — представители союзных государств.

Назначение павильона «Белая башня»

Башня строилась для игр и занятий сыновей Николая I — Александра, Николая, Михаила и Константина, но в первую очередь для старшего из них — Александра. Позднее ее стали называть «Сашиной башней». Здесь князья занимались военными и гимнастическими упражнениями. Наглядно обучались фортификации: за воротами башни возвели земляное укрепление в виде восьмиконечной звезды, по последнему слову военной инженерии.


В праздничные дни на бастионах вокруг башни располагалась артиллерия и давала салют. Летом на площадке внутри укрепления ставилась высокая мачта с веревочными лестницами, а вокруг нее натягивалась сетка для прыгания. И когда не было на месте высочайшего двора, сюда сбегалась вся дворцовая детвора, чтобы попрыгать под присмотром нескольких матросов.


Башню использовали и в качестве телеграфа. С шестого этажа открывался прекрасный вид и была прямая видимость до Петербурга. На крыше был установлен семафорный телеграф, через который принимали и отправляли сообщения на такой же телеграф, стоявший на башне в Петербурге.


Современное время

  • Во время Великой Отечественной войны башня была разрушена фашистами до основания.
  • Ремонтные работы по восстановлению памятника были начаты в 1990-х годах и закончилось в 2012 году
  • Белая башня самое высокое парковое здание (высота 37,8 метра) на территории Государственного музея-заповедника «Царское Село»


  • В настоящее павильон частично восстановлен и открыт для посещений.
  • В Белой башни работает интерактивный центр для детей, проводятся мастер-классы, организуются детские дни рождения и игровые программы


  • На 6-ом этаже Белой башни для посещения с конца мая по конец сентября открыта смотровая площадка.
  • На газонах вокруг Белой башни высажены красиво цветущие кустарники исторических сортов немецких и французских видов сирени.

Скульптурные группы «Живопись в 3D-версии»

Перед павильоном Белая башня установлены уникальные скульптурные группы «Живопись в 3D-версии» от московского скульптора Александра Таратынова

  • «Слепцы» по картине нидерландского художника Питера Брейгеля Старшего

  • «Ночной дозор» по одноименному полотну Рембрандта Харменса Ван Рейна

  • «Рыцарь смерть и дьявол» по одноименному полотну Альбрехта Дюрера

  • «Герцог урбинский Федериго да Монтефельтро и его супруга герцогиня Баттиста Сфорца» по диптиху Пьеро делла Франческа

Редакция сайта Пушкин.ру