Портретная живопись. Как Екатерина II рискуя собственной жизнью, подала подданным личный пример, сделав прививку от оспы Первая прививка екатерины 2


1760-е года

Графиня А́нна Петро́вна Шереме́тева (18 (29 ) декабря - 17 (28 ) мая ) - фрейлина, дочь П. Б. Шереметева ; невеста наставника великого князя графа Н. И. Панина .

В доме её отца на набережной реки Фонтанки, д. 34 разыгрывались домашние «благородные» спектакли, в которых принимал участие и Павел Петрович , например 4 марта 1766 года состоялось представление комедии в одном действии «Зенеида», в котором принимали участие великий князь, графиня Анна Петровна в роли волшебницы, и графини Дарья Петровна и Наталья Петровна Чернышевы , причём по воспоминаниям, на четырёх участвовавших в спектакле лицах было надето бриллиантов на сумму в 2 миллиона рублей. 22 июля 1766 года на придворной карусели Анна Петровна «славно отличилась в римской кадрили», и получила золотую медаль с её именем.

Примерно в это же время в Анну Шереметеву влюбился воспитатель великого князя Павла Петровича С. А. Порошин . Как поговаривали, он даже посватался к ней, дело кончилось скандалом и удалением Порошина от двора. Говорили, что императрица Екатерина II планировала, что одна из богатейших невест России Анна Шереметева станет женой одного из братьев её фаворита Григория Орлова , однако к графине посватался граф Никита Иванович Панин .

Помолвка графини Анны Павловны и графа Никиты Панина, обер-гофмейстера великого князя Павла Петровича, старого друга и ровесника её отца, состоялась в начале 1768 года в Петербурге. А 23 мая 1768 года, за несколько дней до свадьбы Анна Шереметева скончалась от чёрной оспы . Поговаривали, что неизвестная соперница подложила в табакерку, которую Шереметевой подарил жених, кусочек материи, имевшей контакт с оспенным больным .

На месте сем погребена Графиня Анна Петровна Шереметева, дщерь Графа Петра Борисовича, невеста Графа Никиты Ивановича Панина, Фрейлина премудрыя Монархини, преставившаяся на 24-м году, 1768 г., Мая 17 дня, и вместо брачного чертога, тело её предано недрам земли, а непорочная её душа возвратилась к непорочному своему источнику в живот вечный, к вечному и живому Богу.

А Ты, о Боже! глас родителя внемли,
Да будет дочь его, отъятая Судьбою,
Толико в небеси прехвальна пред Тобою,
Колико пребыла прехвально на земли"

Интересно, что граф Николай Шереметев завещал себя «погребсти в тот же монастырь, подле гроба покойной сестры моей, графини Марии Петровны Шереметевой, которая в жизни её называлась графинею же Анной Петровной Шереметевой.»

Напишите отзыв о статье "Шереметева, Анна Петровна"

Примечания

Ссылки

  • Русские портреты XVIII-XIX столетий . Изд. Вел. Кн. Николая Михайловича. СПб. 1906. Т. II вып IV. № 132.

Отрывок, характеризующий Шереметева, Анна Петровна

– Боже мой! За что?… – с отчаянием закричал Николай.
Охотник дядюшки с другой стороны скакал на перерез волку, и собаки его опять остановили зверя. Опять его окружили.
Николай, его стремянной, дядюшка и его охотник вертелись над зверем, улюлюкая, крича, всякую минуту собираясь слезть, когда волк садился на зад и всякий раз пускаясь вперед, когда волк встряхивался и подвигался к засеке, которая должна была спасти его. Еще в начале этой травли, Данила, услыхав улюлюканье, выскочил на опушку леса. Он видел, как Карай взял волка и остановил лошадь, полагая, что дело было кончено. Но когда охотники не слезли, волк встряхнулся и опять пошел на утек. Данила выпустил своего бурого не к волку, а прямой линией к засеке так же, как Карай, – на перерез зверю. Благодаря этому направлению, он подскакивал к волку в то время, как во второй раз его остановили дядюшкины собаки.
Данила скакал молча, держа вынутый кинжал в левой руке и как цепом молоча своим арапником по подтянутым бокам бурого.
Николай не видал и не слыхал Данилы до тех пор, пока мимо самого его не пропыхтел тяжело дыша бурый, и он услыхал звук паденья тела и увидал, что Данила уже лежит в середине собак на заду волка, стараясь поймать его за уши. Очевидно было и для собак, и для охотников, и для волка, что теперь всё кончено. Зверь, испуганно прижав уши, старался подняться, но собаки облепили его. Данила, привстав, сделал падающий шаг и всей тяжестью, как будто ложась отдыхать, повалился на волка, хватая его за уши. Николай хотел колоть, но Данила прошептал: «Не надо, соструним», – и переменив положение, наступил ногою на шею волку. В пасть волку заложили палку, завязали, как бы взнуздав его сворой, связали ноги, и Данила раза два с одного бока на другой перевалил волка.
С счастливыми, измученными лицами, живого, матерого волка взвалили на шарахающую и фыркающую лошадь и, сопутствуемые визжавшими на него собаками, повезли к тому месту, где должны были все собраться. Молодых двух взяли гончие и трех борзые. Охотники съезжались с своими добычами и рассказами, и все подходили смотреть матёрого волка, который свесив свою лобастую голову с закушенною палкой во рту, большими, стеклянными глазами смотрел на всю эту толпу собак и людей, окружавших его. Когда его трогали, он, вздрагивая завязанными ногами, дико и вместе с тем просто смотрел на всех. Граф Илья Андреич тоже подъехал и потрогал волка.
– О, материщий какой, – сказал он. – Матёрый, а? – спросил он у Данилы, стоявшего подле него.
– Матёрый, ваше сиятельство, – отвечал Данила, поспешно снимая шапку.
Граф вспомнил своего прозеванного волка и свое столкновение с Данилой.
– Однако, брат, ты сердит, – сказал граф. – Данила ничего не сказал и только застенчиво улыбнулся детски кроткой и приятной улыбкой.

Старый граф поехал домой; Наташа с Петей обещались сейчас же приехать. Охота пошла дальше, так как было еще рано. В середине дня гончих пустили в поросший молодым частым лесом овраг. Николай, стоя на жнивье, видел всех своих охотников.
Насупротив от Николая были зеленя и там стоял его охотник, один в яме за выдавшимся кустом орешника. Только что завели гончих, Николай услыхал редкий гон известной ему собаки – Волторна; другие собаки присоединились к нему, то замолкая, то опять принимаясь гнать. Через минуту подали из острова голос по лисе, и вся стая, свалившись, погнала по отвершку, по направлению к зеленям, прочь от Николая.
Он видел скачущих выжлятников в красных шапках по краям поросшего оврага, видел даже собак, и всякую секунду ждал того, что на той стороне, на зеленях, покажется лисица.
Охотник, стоявший в яме, тронулся и выпустил собак, и Николай увидал красную, низкую, странную лисицу, которая, распушив трубу, торопливо неслась по зеленям. Собаки стали спеть к ней. Вот приблизились, вот кругами стала вилять лисица между ними, всё чаще и чаще делая эти круги и обводя вокруг себя пушистой трубой (хвостом); и вот налетела чья то белая собака, и вслед за ней черная, и всё смешалось, и звездой, врозь расставив зады, чуть колеблясь, стали собаки. К собакам подскакали два охотника: один в красной шапке, другой, чужой, в зеленом кафтане.
«Что это такое? подумал Николай. Откуда взялся этот охотник? Это не дядюшкин».
Охотники отбили лисицу и долго, не тороча, стояли пешие. Около них на чумбурах стояли лошади с своими выступами седел и лежали собаки. Охотники махали руками и что то делали с лисицей. Оттуда же раздался звук рога – условленный сигнал драки.
– Это Илагинский охотник что то с нашим Иваном бунтует, – сказал стремянный Николая.
Николай послал стремяного подозвать к себе сестру и Петю и шагом поехал к тому месту, где доезжачие собирали гончих. Несколько охотников поскакало к месту драки.
Николай слез с лошади, остановился подле гончих с подъехавшими Наташей и Петей, ожидая сведений о том, чем кончится дело. Из за опушки выехал дравшийся охотник с лисицей в тороках и подъехал к молодому барину. Он издалека снял шапку и старался говорить почтительно; но он был бледен, задыхался, и лицо его было злобно. Один глаз был у него подбит, но он вероятно и не знал этого.

У родителей Анны-Сергея Васильевича и Варвары Петровны (ур.Алмазовой),было 5 сыновей и 6 дочерей. Они владели по тем временам немалым состоянием-3000 душ крепостных в Московской,Тверской и Тульской губерниях. Но тем не менее семья находилась в стеснённом материальном положении. Большую часть года Ш. жили в своих деревнях-селе Валочаново Коломенского уезда или Михайловском Подольского уезда,а на три зимних месяца перебирались в Москву,где у них был собственный дом в приходе церкви Харитонья,что в Огородниках.

В этом доме 8 мая 1811 года и родилась Анна Сергеевна. в 1826 г. московское дворянство избрало её отца,отставного титулярного советника Сергея Васильевича Ш.,главным смотрителем Странноприимного дома графа Ш.,и на этом посту он оставался вплоть до своей смерти в 1834 г. Незадолго до этого в должность попечителя Странноприимного дома вступил граф Дмитрий Николаевич Ш. Сергей Васильевич исполнял свои хлопотные обязанности добросовестно и удостоился одобрительного отзыва государя императора,когда тот во время пребывания в Москве в 1831 г. посетил Странноприимный дом. Государь пожаловал Сергею Васильевичу Ш. придворное звание камергера,а его старшую дочь Анну назначил во фрейлины государыни.
Её назначение фрейлиной состоялось в ноябре 1832 г. Анна приехала в столицу и поселилась в Зимнем дворце рядом с др.фрейлинами.
Анна Ш. получила традиционное для дворянской девицы того времени (Пушкинского времени) домашнее воспитание.
В домашнем архиве Ш. хранилось около 70 писем,которые Анна написала родителям.в 1832-1834 г.г.,их опубликовал в 1902 г. её сын граф Сергей Дмитриевич Ш.
В одном из писем в августе 1833 г. Анна писала:"...Уже два вечера я причёсываюсь с локонами по желанию Императрицы,которая предпочитает видеть меня с локонами,нежели с гладкими волосами. Государь также находит,что новая причёска лучше;так что я почти обязана оставить свою удобную причёску..."(см.др.фото) В этих локонах её и изобразила художница Кристина Робертсон. Фрейлины были несвободны в выборе супруга. Им требовалось заручиться не только одобрением родителей,но и получить согласие на брак от царя и царицы,что оказывалось делом непростым. Тому свидетельством стала грустная история 1 любви Анны Ш. Она влюбилась в конце 1832 г. в молодого австрийского дипломата,племянника обер-камергера русского двора графа Литта Юлия Помпеевича.


Они полюбили друг друга,но дядя Литта,который опекал племянника,не дал согласия на брак. М.Б.потому,что состояние родителей Анны к этому времени уже расстроилось,а семья Литта была баснословно богатой.Возможно,здесь сыграло свою роль то обстоятельство,что молодой человек принадлежал к католической церкви,в девушка-к православной.А м.б.,старший Литта счёл Ш.не достаточно знатными и влиятельными,чтобы породниться с их родом.Вскоре молодой человек покинул Петербург.
В момент знакомства Анны и Дмитрия Николаевича Ш. Анне шёл 16 год,и она очень понравилась графу. Впоследствии он не раз говорил сыну,что он сожалеет о том,что не послушался тогда голоса сердца и не сделал предложение. Да и родители Анны,по всей видимости,не строили тогда никаких планов на этот счёт-граф был очень богат,служил в самом привилегированном гвардейском полку,и его окружало плотное кольцо моск.и петерб. маменек,желавших выдать за него своих дочерей. Свадьба Анны и графа Дмитрия состоялась спустя 9 лет после их знакомства. Они прожили всего 12 лет.После свадьбы граф Дмитрий Николаевич назначил супруге ежегодное содержание в 120000 руб. ассигнациями.Сохранившиеся документы свидетельствуют,как она распоряжалась этими деньгами. Графиня А.С.сочла,что в первую очередь она должна помочь своим близким,и 24000 определила на содержание матери и мл.братьев Сергея и Бориса. Чуть больше 3000 шли на оплату её пенсионеров в уч.заведениях,около 1000-на выплату пенсий,ею назначенных. Сама она получала ежемесячно по 7000 руб."на гардероб и пр.расходы". 15 апреля 1838 г.в Фонтанном доме родился их первенец,названный Николаем,в честь деда-графа Николая Петровича.Он умер 20ю10 1843 г. от скарлатины,а 14 ноября 1844 г. в Фонтанном доме родился второй сын,названный Сергеем,в честь отца Анны Сергеевны.
Скончалась Анна Сергеевна в Кусково Спасской церкви за 1849 г.в статье об умерших за №5 записано:"11 июня скончалась простудою Ея Сиятельство графиня Анна Сергеевна Шереметева,38 лет,отпета священником Фёдором Алексеевичем и погребена 15 числа в Знаменской церкви Новоспасского монастыря. Копия этой записи была выдана 21.12.1872 г. и находилась среди документов домашнего архива в Фонтанном доме (которая сейчас хранится в РГИА).
Автору книги о Фонтанном доме Алле Краско приходилось слышать разговоры об этом даже от ныне живущих потомков Анны Сергеевны о том,что она была отравлена бульоном,который в этот день подавали к столу. В Музее В.А. Тропинина и московских художников его времени открылась великолепная выставка «Царица меж цветов…» , посвященная изображению розы в разных видах искусства.
Посетители выставки могут ознакомиться с художественными произведениями живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, предметами одежды, фотографиями, книгами, посвященными розе. Словно волшебная шкатулка, наполненная прекрасными сокровищами, музей распахивает свои двери, приглашая вас увидеть поближе прекрасные шедевры, воспевающие красоту, любовь, женственность и нежность. Мы ходили по залам затаив дыхание, надолго замирая у каждого экспоната. И везде нас окружали розы - большие и маленькие, нарисованные, вышитые, выгравированные или живые, являющиеся центром композиции или же лишь небольшим, но от того не менее важным её элементом.

Неизвестный русский художник. Портрет неизвестной с девочкой.
1845. Холст, масло.

Обратите внимание, роза тут не только в центре очаровательной композиции. Похоже, что розы вышиты и на шали женщины и на нежном прозрачном воротничке. Эти прекрасные мелкие детали очень интересно рассматривать и они есть в каждом экспонате, представленном на выставке, будь то портрет или шитая бисером сумочка.


Экран каминный. 1845. Западная Европа
Красное дерево, резьба, полировка, вышивка шерстью и шёлком.

Когда смотришь на подобные вещи, сердце замирает. Странно и прекрасно думать, что когда-то они были предметами интерьера, просто украшали дом, создавая уют и тепло. Что кто-то своими руками создавал эту красоту, стежок за стежком, ниточка за ниточкой, с любовью и нежностью. Как прекрасно должно быть сидеть возле камина с таким экраном и любоваться восхитительными цветами, рассматривая их в деталях.

Аргунов Иван Петрович (1729-1802)
Фрагмент. Портрет графини Анны Петровны Шереметьевой
До 1768. Холст, масло.


Шедевры тут на каждом шагу, куда ни взгляни. Есть картины работы известных мастеров или же безымянные, утратившие имя автора за давностью времени, но хороша каждая. В каждую вложена душа художника и его талант. Удивляешься, сколько сокровищ ещё хранит музей, регулярно представляя нам возможность любоваться то на одни, то на дургие из них. Есть здесь вещи с историей. И если о бытовании предмета узнать получается не всегда, то можно поискать информацию о людях, .изображённых на портретах. Так, на этом вы можете видеть Анну Петровну Шереметьеву (1744-1768), старшую дочь П.Б. и В.А. Шереметьевых. Она была актрисой-любительницей, художницей. В доме её отца на набережной реки Фонтанки, разыгрывались домашние «благородные» спектакли, в которых принимал участие и великий князь Павел Петрович. Например 4 марта 1766 года состоялось представление комедии в одном действии «Зенеида», в котором принимали участие великий князь, графиня Анна Петровна в роли волшебницы, и графини Дарья Петровна и Наталья Петровна Чернышевы, причём по воспоминаниям, на четырёх участвовавших в спектакле лицах было надето бриллиантов на сумму в 2 миллиона рублей. В 1760 году императрицей Елизаветой Петровной Анна была пожалована во фрейлины с редким дозволением жить дома, а не во дворце. Анна Петровна была помолвлена с наставником великого князя Павла Петровича графом Н. И. Паниным. Но за несколько дней до свадьбы Анна Шереметева скончалась от чёрной оспы. Вот такая яркая, но короткая жизнь. Но это история. Узнать её, заинтересоваться ею, можно придя в музей и увидев тот или иной портрет или другой экспонат.
Впрочем, даже если вы не сможете узнать больше об истории экспоната или человека, то можно и просто любоваться, как например, на это колокольчик в виде розы.

Колокольчик в виде розы для вызова слуг.
Первая половина XIX века. Россия. Бронза, чеканка, золочение.

Совсем крошечный, но невероятно прекрасный. Когда-то чья-то холёная рука приподнимала его, и легко встряхивала, заставляя издавать мелодичный звон. Несколько раньше чья-то, куда менее холёная, но умелая рука создала этот миниатюрный цветок. Его так и хочется взять в руки. Впрочем, у меня это часто бывает с экспонатами, ко многим из них так и хочется прикоснуться.

Неизвестный художник XVIII века. Предположительно К.Г.Преннер (1720-1766)
Портрет великого князя Павла Петровича в младенческом возрасте.
Холст, масло.

Этот портрет приписывается кисти художника Георга Каспара Иосифа фон Преннера. Он п риехал в Россию, ко двору Елизаветы Петровны, в 1750 году по приглашению графа Михаила Илларионовича Воронцова, вице-канцлера Российской империи, интересовавшегося литературой и науками, известного друга и покровителя Ломоносова. Контракт был заключён на 5 лет. Заказов у модного, "заморского" художника было много. Однако, к огда контракт закончился, граф Воронцов не захотел его возобновлять. Говорят, что он считал художника слишком вспыльчивым и плохо ладящим с людьми.
Но мы с вами не обсуждем его характер, а любуемся его творчеством. И можем чуть ближе рассмотреть прекрасные розы украшающие портрет.

Фрагмент. Портрет великого князя Павла Петровича в младенческом возрасте.
Холст, масло.

Нежно розовые, с почти прозрачными крайними лепестками они царят среди других цветов, затмевая их своей красотой. Однако век их недолог, вот уже опадают некоторые летестки, опускаясь к ногам младенца. Недолгим будет и правление Павла I. Впрочем, художник знать об этом не мог.

Шамшин Пётр Михайлович (1811-1895)
Портрет Николая Павловича Кривцова в детстве. Фрагмент.
1842. Холст, масло.


А вот удивительной красоты детский портрет. Малыш кажется живым, вот сейчас засмеётся и протянет к вам свои пухлые ручки. Про П.М. Шамшина пишут, что он был в основном церковным живописцем. Его образа и стенные картины находятся во многих петербургских церквах, в московском Храме Христа Спасителя, в гатчинском городском соборе, в Сионском соборе в Тифлисе, в церкви Ивангородской в Нарве, некоторых др. Но вот, взглядните, невероятно живой детский портрет, вызывающий невольную улыбку.
А где же розы? - спросите вы. А розы приходите искать в музей.



На этой вазе хочется уделить внимание не только королеве цветов, хотя она бесспорно великолепна, но и некоторым другим деталям вазы. Например её ножкам. Посмотрете, это ведь головы слонов!

Ваза-кашпо. 1830-1840-е. Россия. Императорский фарфоровый завод.
Фарфор, лепка, роспись полихромная над- и подглазурная, золочение, бронза, литьё, чеканка, полировка.


Помните, мы рассказывали вам о выставке Императорского фарфорового завода в Царицыно? Выставка прошла, но фотографии остались. Так что можете заглянуть к нам на и сравнить работы мастеров завода в разное время.
А сейчас посмотрим на ещё один портрет с выставки в музее Тропинина.

Неизвестный художник первой четверти XIX века.
Портрет дамы в уборе с розами и зелёной шалью.
1825. Холст, масло.


Да, ни о даме, ни о художнике мы ничего не знаем. Но это не помешает нам рассмотерть детали. Прекрасный кружевной чепец, украшенный розами и кокетливые кудряшки, из под него выглядывающие, тонкую полосу на шали, расшитую, похоже, тоже розами. Верхний рукав платья, тонкий и прозрачный, скорее всего, защищающий более нежную бледно розовую ткань нижнего рукава. Дама смотрит на нас чуть вопросительно, словно спрашивая - зачем вы меня отрываете от книги?
И совсем легко представить в доме этой дамы вот такую чернильницу в форме дыни.

Чернильница в форме дыни. 1830-е. Франция. Фабрика Жака Пти.

Фрагмент. Чернильница в форме дыни. 1830-е. Франция. Фабрика Жака Пти.
Фарфор, лепка, рельеф, роспись надглазурная, золочение.


Конечно же, это далеко не все экспонаты, которые можно увидеть на выставке. Есть ещё несколько прелестных платьев и шляпок, которые отказались фотографироваться из-за стека, отчаянно бликовавшего. Есть много прелестных мелочей, веера, сумочки, оплетёные бисером трости, шкатулки. Конечно же прекрасные портреты. А рядом в вазах стояти благоухают живые розы.

Розы живые.


Вот такие красавицы, например, выросли на даче у одной из сотрудниц музея. Невероятно крупные, красивые, ароматные. Прекрасное дополнени к экспозиции.
Приходите на выставку. Не пропустите встречу с прекрасной розой!

В рамках выставки пройдут:
* мастер-классы по декупажу и фотографии;
* лекции о сортах роз с рекомендациями по их выращиванию и размножению и многое другое.
Подробности можно найти .

Для юных художников в рамках выставки состоится художественный конкурс. Желающие принять в нем участие до 10 октября могут направить в Музей В.А. Тропинина рисунки с изображением розы, выполненные в любой технике (карандаш, тушь, гуашь, акварель, акрил, пастель, темпера и т. д.). Положение о конкурсе размещено

) - фрейлина, дочь П. Б. Шереметева ; невеста наставника великого князя графа Н. И. Панина .

В доме её отца на набережной реки Фонтанки, д. 34 разыгрывались домашние «благородные» спектакли, в которых принимал участие и Павел Петрович , например 4 марта 1766 года состоялось представление комедии в одном действии «Зенеида», в котором принимали участие великий князь, графиня Анна Петровна в роли волшебницы, и графини Дарья Петровна и Наталья Петровна Чернышевы , причём по воспоминаниям, на четырёх участвовавших в спектакле лицах было надето бриллиантов на сумму в 2 миллиона рублей. 22 июля 1766 года на придворной карусели Анна Петровна «славно отличилась в римской кадрили», и получила золотую медаль с её именем.

Примерно в это же время в Анну Шереметеву влюбился воспитатель великого князя Павла Петровича С. А. Порошин . Как поговаривали, он даже посватался к ней, дело кончилось скандалом и удалением Порошина от двора. Говорили, что императрица Екатерина II планировала, что одна из богатейших невест России Анна Шереметева станет женой одного из братьев её фаворита Григория Орлова , однако к графине посватался граф Никита Иванович Панин .

Помолвка графини Анны Павловны и графа Никиты Панина, обер-гофмейстера великого князя Павла Петровича, старого друга и ровесника её отца, состоялась в начале 1768 года в Петербурге. А 23 мая 1768 года, за несколько дней до свадьбы Анна Шереметева скончалась от чёрной оспы . Поговаривали, что неизвестная соперница подложила в табакерку, которую Шереметевой подарил жених, кусочек материи, имевшей контакт с оспенным больным .

На месте сем погребена Графиня Анна Петровна Шереметева, дщерь Графа Петра Борисовича, невеста Графа Никиты Ивановича Панина, Фрейлина премудрыя Монархини, преставившаяся на 24-м году, 1768 г., Мая 17 дня, и вместо брачного чертога, тело её предано недрам земли, а непорочная её душа возвратилась к непорочному своему источнику в живот вечный, к вечному и живому Богу.

А Ты, о Боже! глас родителя внемли,
Да будет дочь его, отъятая Судьбою,
Толико в небеси прехвальна пред Тобою,
Колико пребыла прехвально на земли"

Интересно, что граф Николай Шереметев завещал себя «погребсти в тот же монастырь, подле гроба покойной сестры моей, графини Марии Петровны Шереметевой, которая в жизни её называлась графинею же Анной Петровной Шереметевой.»

В. Эриксен. Екатерина II

Специально для такого случая в 1768 году из Лондона выписали врача. Придворные воспевали храбрость императрицы, а она отвечала, что в Англии даже уличный мальчишка не боится прививки. Примеру Екатерины последовали многие аристократы.

Любовь и оспа неизбежны

В действительности Екатерина с детства боялась оспы. В Европе половина случаев заболевания заканчивалась смертью, а выжившие скрывали под слоем белил и румян следы от оспенных шрамов. Летальные исходы в Европе достигали 1 млн в год, в России цифры были еще больше.

В 1730 году скончался от оспы 14-летний Петр II. Состоятельные и королевские семьи пытались защититься от инфекции, но она проникала всюду. Когда будущая императрица приехала в Россию, оспой заболел ее жених, Петр Федорович. Он выздоровел и до конца жизни страдал от осознания своего уродства.

У немцев была поговорка: «Любовь и оспа неизбежны», а у французов в описании преступников указывали особую примету: «Нет шрамов от оспин».


История болезни

Метод, который испытала на себе Екатерина, не был безопасным. Прививать штамм коровьей оспы, безопасной для человека, стали только в ХIХ веке, а обязательную вакцинацию в России ввели спустя сто лет.

В царствование Екатерины оспу прививали «вариоляцией». Суть его заключалась в том, что на руке делали надрез и помещали в ранку материал от больного оспой (или протягивали под кожей нитку, смоченную в гное). Лечение нельзя было назвать безопасным, но смертность при нем была в 20 раз ниже, чем при заражении натуральной оспой.

Намеренно зараженный организм легче справлялся с болезнью. Правда, иногда заражение вызывало новые эпидемии. Так, англичанин Габерден подсчитал, что за 40 лет применения «вариоляции» умерло на 25 тысяч больше людей, чем до введения прививки. Французский парламент запретил подобное лечение за шесть лет до того, как Екатерина пошла на эксперимент. В Англии лечение применялось до появления вакцины.

Турецкий метод

Опасное, но все-таки лечение проводили турки. Зараженными нитками они прививали девочек для гарема. Жена британского посла Мэр Монтегю увидела, как турки лечат оспу, и в 1718 году решила привить сына. Капеллан пытался ее отговорить - якобы метод действует только на мусульман.

Мальчик выжил, и Мэри поделилась методом с королевой, на ту пору принцессой Галльской. Заинтересовавшись, принцесса приказала испытать лечение на нескольких преступниках, приговоренных к смерти. Затем проверили лечение на четверых ребятишках из сиротского дома. Все выжили. Следующими привили членов королевской семьи.

Личным примером

Кроме того, что русская императрица боялась оспы, она хотела защитить сына. В 1768 году умерла от оспы графиня Шереметьева, а ее жених был наставником цесаревича. Инфекция подбиралась к царскому дворцу.


И. Аргунов. Портрет графини А.П.Шереметевой-младшей

Не отвлекаясь на статистику и проценты, Екатерина приказала найти хорошего заграничного врача. Она решила испытать метод на себе и передать сыну для прививки сыну свой оспенный материал.

В октябре того же года в Санкт-Петербург, прямиком в покои императрицы, доставили врача Димсдейла. В Лондоне он наблюдал за многими привитыми пациентами и утверждал, что смертельных случаев не было. Материал взяли от шестилетнего мальчика Саши Маркова (по выздоровлении императрицы ему пожаловано дворянство и фамилия Оспенный).


Гравюра. Портрет Т. Димсдейла

Поговаривали, что вначале доктор провел демонстрацию на добровольцах. Лишь когда они выздоровели, провел «вариоляцию» для Екатерины II.

Императорский эксперимент

Можно только представить ужас придворных дам и кавалеров, вынужденных прогуливаться, обедать за одним столом или играть в карты с инфицированной Екатериной. Наконец, на шестой день у императрицы появились признаки болезни, и она уединилась в Царском Селе.

Димсдейл наблюдал, как идет выздоровление, а Екатерина распорядилась держать наготове упряжку почтовых лошадей. В случае, если императрица умрет, врач должен был срочно уехать из страны во избежание самосуда. Однако все прошло хорошо, императрица за неделю поправилась.

Цесаревич некстати заболел ветрянкой, но в очередь на прививку уже выстроились 140 аристократов. Привить оспинку от императрицы было модно и престижно. Вскоре цесаревич поправился, и 10 ноября ему тоже привили оспу.

Врачу пожаловали пожизненную пенсию и титул баронета. Через 13 лет он снова посетил Россию, чтобы привить внуков Екатерины II.

Просвещенная Россия

Во славу императрицы слагали оды, выпустили памятную медаль с надписью «Собою подала пример», поставили балет «Побежденное предрассуждение» с аллегорическими фигурами наук и суеверий.


Карикатура. Т. Димсдейл и противники вакцинации

В то время как россияне делали прививки, французский король Людовик XV умер от оспы. «Какое варварство», - сказала Екатерина. Наука позволяет лечить эту болезнь. Сама императрица говорила, что примером своим стремилась спасти подданных от смерти, ведь пастырь в ответе за своих овец.

С тех пор 21 ноября в России отмечали как день, когда был побежден страх перед смертельной болезнью. А с 1980 года вирус оспы хранится только в лабораторных пробирках.