Как называются камни с черного моря. Что такое галька, ее основные виды и характеристики. Собираем камни на берегу реки


КОКТЕБЕЛЬСКАЯ ГАЛЬКА

Преградой волнам и ветрам
Стена размытого вулкана,
Как воздымающийся храм,
Встает из синего тумана.
М. Волошин

Лет сорок назад, впервые попав на коктебельский пляж и нежась под ласковым крымским солнцем, я увидел небольшие блестящие камешки. Подняв один из них, я по-нял, что это – халцедон. Приглядевшись внимательнее, я об-наружил на берегу много других красивых камешков. А моей жене посчастливилось найти в прибрежных волнах сердолик. И это было чудо.
“ Ты открылся, Сезам,
Распахнулся, как крик -
У меня задрожала ладонь:
Я не верю глазам,
Я нашел сердолик,
Я смотрю на прозрачный огонь.
В нем читается вновь
Сквозь молочную муть,
Где прожилки и пятна внутри,
Чей-то пламенный путь,
Чья-то жаркая кровь,
Словно отблеск застывшей зари...”
Л. Кондрашенко
Уезжая из Коктебеля, я вез не только крымские вина и фрукты, но и килограммы красивой коктебельской гальки.
Я был не одинок. В путеводителе по Крыму 1894г. говорится о красивых камешках, “которые так и называются “коктебельскими “...Сюда нарочно приезжают собирать их “.
Все приезжавшие в Коктебель ученые, писатели, поэты отмечали красоту коктебельского пляжа. Вот только несколько отзывов.

Форма кристалла отражает внутреннее упорядоченное расположение атомов внутри него. В алмазах атомы углерода крепко удерживаются ковалентным связыванием, где два соседних атома разделяют электрон, придавая алмазному кристалу большую силу. Но, несмотря на свою твердость, алмазы можно разрезать. Это достигается путем разрезания драгоценного камня вдоль плоскостей, параллельных граням кристалла, где плотные связи между атомами углерода немного слабее. Бриллианты, найденные в естественной форме, могут казаться довольно не впечатляющими.

Только когда они вырезаны и отполированы умелыми мастерами, чтобы свет, входящий в него, отражался и преломлялся как можно лучше, только тогда их скрытая красота раскрывается. Изумруд - название изумруда происходит от греческого слова Смарагдос, что означает «зеленый камень», и в древние времена оно упоминалось о любом драгоценном камне зеленого цвета. Камень для камня в мае, изумруд - это самое ценное и драгоценное разнообразие группы драгоценных камней, известной как берилл, которая также состоит из аквамарина и других вариантов берилла.

В книге “ По нехоженому Крыму “ известный ученый - биолог И.И. ПУЗАНОВ писал (1913 г):
“ Прежде всего, я, конечно, посетил знаменитый пляж, галька которого так богата окатанными и отшлифованными морем полудрагоценными камешками, постоянно подбрасываемыми прибоем. Поползав по пляжу, я набил себе полные карманы этих изящных произведений с естественной коктебельской гранильни, коллекционирование которых уже приняло вид спорта, даже своеобразной “каменной болезни “.

И самоцветы любят баню

Сегодня большинство Изумрудов в мире добываются в Колумбии, Бразилии и Замбии. Зеленый цвет изумруда несравнимо в мире драгоценных камней, и по этой причине цвет обычно называют «изумрудно-зеленым». Зеленый цвет в изумруде обусловлен наличием хрома в химическом составе этой конкретной формы берилла. При увеличении внутренние характеристики в изумруде, которые включают жидкие пузырьки, пузырьки газа, внутренние переломы напряжения и иностранные кристаллы, образуют виртуальный сад внутри драгоценного камня.

Большинство природных Изумрудов содержат множество этих внутренних включений, обычно называемых «яростью», что является французским для сада. Совершенство в изумруде, как и в большинстве всего, является самым редким сокровищем природы. Изумруд является камнем для мая и символизирует возрождение и молодость.

“ Должно быть, они впитали в себя все цвета, все краски карадагских горных пород, краски солнца и месяца, краски неба и моря, все переливы коктебельских красок. Они белы, как снег, и черны, как ночь, голубые, зеленые, синие и лиловые, как бывает море и небо, и горы, и розовые и красные, как Кара-Даг в заходе солнца, и ярко-золотистые, как палючее коктебельское солнце. Агаты и халцедоны, сердолики и всех цветов яшмы... Сначала вновь приезжий только при-глядывается к камешкам, а потом начинает понемногу копаться в песке, а потом поиски камешков переходят в спорт, в страсть, в тихое умопомрачительство, принимающее характер эпидемии. А когда случается буря на море, и за ночь море набросает из своей глубины на берег целые бугры ка-мешков, тогда коктебельцами овладевает буйное умопоме-шательство. Тогда начинается азарт”, писал в начале века врач и писатель С. Я. ЕЛПАТЬЕВСКИЙ.

При добыче с земли почти все Изумруды имеют внутренние включения или «родимые пятна», некоторые из которых различают их как естественные драгоценные камни. С ранних времен торговцы очищали цвет Изумрудов, погружая их в масла или парафин, которые заполняли бы трещины, которые были открыты на поверхности, и делали их почти невидимыми для невооруженного глаза.

Наряду с использованием масел и смол существует гораздо более изощренная техника, используемая сегодня для улучшения ясности Изумрудов. Наиболее распространенными гранатами являются красноватые сорта, которые имеют названия Альмандит, Пироп и Родолит. Эти драгоценные камни встречаются в диапазоне цветов от среднего до темно-красного красновато-оранжевого до пурпурного красного до красновато-фиолетового.

“ Мы знали, что берега Коктебельской бухты славятся своими цветными гальками, но не предполагали, что их так много и так увлекательны поиски красивых камешков. Часами брели все вдоль берега, то залезая по колено в воду, то ползая на четвереньках около уреза воды. Оторваться от этого пляжа не было сил, он неудержимо притягивал к себе“.
(Академик геолог Д.И.ЩЕРБАКОВ).

Другие более интересные драгоценные камни из семейства гранатов, используемые сегодня в ювелирных изделиях, состоят из розовато-оранжевых тонов тем, у которых есть множество цветов, которые могут изменять оттенки, в зависимости от источника света, и известны как гранаты с изменением цвета. Малоизвестные гранаты встречаются желтовато-оранжевыми до более редких сортов, которые встречаются в зеленых тонах. Все разновидности граната полностью естественны по цвету и ясности. Сегодня не существует известных коммерческих процедур для улучшения этих красивых драгоценных камней.

А.Е. ФЕРСМАН, геолог и пропагандист камня в рассказе “ В огне вулкана “ в книге “Воспоминания о камне “ пишет:
“ Ну, вот и Коктебель. Вот приветливый берег с мягким гулом лениво набегающих волн...Сначала мы даже как-то разленились: вышли на берег моря, легли у убегающих и нежно журчащих по камешкам волн и... заразились той болезнью, которой болеют все в Коктебеле, особенно после грозных бурь, когда громадные пенистые волны приносят на берег сотни, тысячи, миллионы прекрасных коктебельских камешков. И мы лежали часами, днями на животиках, хвастаясь своими находками и бережно собирая в носовой платок один камешек лучше другого. А потом, вечером, мы разбирали наши сокровища: вот розовые и пестрые агаты с витиеватыми рисунками, вот зеленые яшмы с пестрыми пятнами, ведь это подводные лавы каких-то страшных из-вержений морских глубин...”

Владелец любого из красивейших цветов граната будет лелеять тот факт, что их гранат является одним из немногих цветных драгоценных камней на современном рынке, который демонстрирует точный цвет и ясность, которые произвела материнская природа, с ее красотой, выведенной на поверхность исключительно артистизмом резак. Особенностью этих драгоценных камней является их опалесценция, более подходящая как «игра цвета». Более преобладающими типами в этой группе являются белые опалы, которые полупрозрачны в полупрозрачном цвете с белым цветком тела, черные опалы, которые полупрозрачны с непрозрачной окраской, с черным или другим темным кузовом цвета, желеобразные опалы, которые бесцветные, прозрачные до полупрозрачных с небольшим или отсутствующим цветным рисунком и опаловые опалы из валунов, которые непрозрачны и состоят из тонкого слоя опала, встречающегося в матрице железного камня; опал разрезан и отполирован для верха, а матричный камень оставлен в качестве основы, что добавляет силы и темного фона. Если их не ухаживать должным образом, опалы могут терять воду с течением времени, вызывая растрескивание или растрескивание. Белые опалы будут наиболее распространенными в ювелирных изделиях, а ценность опалового драгоценного камня будет более определяться по цвету, чем по размеру. Огненный опал. Эти опалы являются одними из самых интересных, поскольку они не похожи на то, что средний потребитель будет идентифицировать как опал. Они прозрачны для полупрозрачных с или без цвета цвета на желтом, красном или оранжевом цвете. Наиболее важные месторождения огневого опала находятся в Мексике, и по этой причине эти красивые драгоценные камни часто называют «мексиканскими опалами». Общий опал - очень распространенный, как следует из названия, и в основном непрозрачный, без игрового цвета.

  • Драгоценный опал.
  • Опал всегда содержит воду в переменных количествах, но может составлять до 30%.
Опалы ценятся многими за их феноменальную игру цвета, и, хотя они делают красивые украшения, которые нужно носить и ценить, необходимо проявлять особую осторожность, чтобы защитить эти драгоценные камни от повреждений.

Почти также пишут К. ПАУСТОВСКИЙ К. в повести «Черное море»:
“Я давно слышал, что берега Коктебеля славятся камнями, но не думал, что их так много. Я брал на берегу горсть камешков, пересыпал их на ладони и почти всегда находил несколько халцедонов, сердоликов, горных хрусталей и зеленых камешков, покрытых разноцветными слоистыми кольцами и носивших название ферлямпиксов”,

Из-за их влажности они требуют особого ухода, даже если они не носят. При покупке опаловых украшений важно обсудить их надлежащую заботу с геммологом, чтобы гарантировать, что их красота будет поддерживаться и передаваться из поколения в поколение. Жемчужина - жемчужина уникальна в мире драгоценных камней, поскольку она является единственным драгоценным камнем, который сформирован в живом существе. По мере того, как подача натурального жемчуга стала исчерпанной, человек научился культивировать их, внедряя раздражитель в устрицы, из которых жемчуг имел тот же внешний вид, что и их естественный аналог.

И поэт ВС. РОЖДЕСТВЕНСКИЙ:
- Энтузиасты одиноких прогулок медленно шли босиком вдоль пенной черты прибоя, острым глазом выискивая разноцветные, обточенные морем камушки - знаменитые кок-тебельские “лягушки”, “ферлампиксы” и “хризопразы“.
Он же написал стихотворение “ Камешки Коктебеля “:
Осколки обточенной лавы,
Лазурному морю сродни,
Вы были мучительно правы,
Напомнив мне давние дни.
Я снова вас вижу на пляже,
Сквозистые, с жилкой внутри,
Где есть и морские пейзажи,
И бледные перья зари.

Культивируемые жемчужины выращиваются и собираются во многих частях мира, включая пресные воды реки Теннесси, и доступны во многих красивых цветах: от самых свежих и белых до розовых, сиреневых, зеленых, золотых, серых и драматический таитянский черный. Большинство из них, однако, прибывают из Японии, Китая и южной части Тихого океана. Однако человеческое новшество компенсировало тяготы природы, поскольку человек усовершенствовал культивирование более крупных пресноводных устриц в озерах Китая, производя обильную культуру прекрасного культивированного жемчуга от яркого белого до естественного мягкого пастельного цвета.

Удивительно, но я не нашел у М. Волошина ни одной строчки о Коктебельском пляже. Да и в доме-музее нет камешков с пляжа. Может быть, он считал эту красоту естественной?

А источником этой красоты является Кара-Даг. Кара-Даг очень древний подводный вулкан. Миллионы лет назад здесь лилась раскаленная лава. Она застывала, образуя кра-сивые кристаллы и горные породы. Морской прибой, раз-рушая прибрежные утесы, вымывает из древних вулканиче-ских лав самоцветы и выбрасывает отточенные гальки на берег.
Пляж - естественная гранильная мастерская. Работу моря и сейчас можно увидеть по обработанным им кусочкам битого стекла.
Прибрежная полоса суши состоит из обработанных морскими волнами обломков горных пород и минералов. Какое разнообразие и богатство красных, желтых, розовых, зеленых, молочно-белых тонов и оттенков.

Чтобы найти красивый жемчуг в гораздо больших размерах, превышающий девять и десять миллиметров в диаметре, нужно смотреть на теплые воды южной части Тихого океана, где великолепные белые птицы из Австралии и драматические естественные чернокожие с Таити собираются для производства уникальных ожерелий или в сочетании с бриллиантами для поистине великолепных украшений. В процессе возделывания всего жемчуга человек может начать процесс только путем имплантации раздражителя в мышцу устрицы. После этого моллюск должен изготовить прекрасный камень, очень плохую жемчужину или нечто промежуточное.

Уральские горщики никогда не употребляли выражение “драгоценный камень”. Они говорили “самоцвет” или даже “самосвет”. Т.е. не дорогой ценой привлекателен камень, а цветом и светом своим, радующей глаз красотой.
Основные качества самоцветов:
Окраска,
Прозрачность,
блеск и “ игра “,
твердость.
М. ЛОМОНОСОВ писал:
“ Ахаты, сердолики и другие камни среднего достоинства полупрозрачные и глухие...суть кремни разноцветные, кои тем приятнее, чем цвет или пестрота пригожее”.
Так какие же камни можно найти в Коктебеле?

Подобно тому, как оценивается любой драгоценный камень, ценность любой жемчужины будет зависеть от редкости, красоты, размера, цвета, блеска и степени совершенства. В случае жемчуга, качество того, насколько хорошо сочетаются жемчужины, также является важным соображением.

В мире жемчуга есть что-то для всех. Сегодня культивированный и пресноводный жемчуг часто отбеливается для достижения однородного цвета. Иногда их можно полировать в тумблерах, чтобы добиться лучшей округлости и блеска. Некоторые историки ювелирных изделий убеждены, что некоторые, если не все, изумруды Клеопатры были знамениты тем, что носили на самом деле перидоты, добытые из того, что теперь известно как остров Святого Иоанна в Красном море, примерно в 34 милях от побережья Египта. Этот красивый лимонно-зеленый драгоценный камень во многом зависит от массы тела за его концентрацию цвета и, следовательно, от его красоты.

Самоцветные камни

Аметист
Сердолик
Агат
Халцедон
Горный хрусталь (в старину его называли крымским
диамантом).

Поделочные камни

Кахолонг
Яшма
Гелиотроп
Трасс пейзажный
Гагат
Оникс
Кремень
Кварц
Черноморит яшмовидный

Кальцит
Туф вулканический
Сидерит
Полевой шпат

Такое вот разнообразие камней, в том числе самоцветных, можно найти в Коктебеле и его окрестностях.

К сожалению, крупные камни стали настолько редкими, что зеленый оттенок, для которого этот драгоценный камень больше всего похвалил, редко встречается сегодня. Большая часть сегодняшнего перидота происходит из Аризоны, однако камни редко превышают 3 карата. Перидот также находится в Австралии, Бразилии, Китае, Мьянме и Пакистане.

А теперь истории о той аномалии на Черном море, фактическим свидетелем которой мы стали с женой

Сегодня нет известных коммерческих обработок, чтобы улучшить эти красивые яблочно-зеленые драгоценные камни. Владелец красивого перидота будет ценить тот факт, что их перидот является одним из немногих цветных драгоценных камней на сегодняшнем рынке, который демонстрирует точный цвет и ясность, которые произвела материнская природа, и ее красота выходила на поверхность исключительно артистизмом резака. До этой даты как красная шпинель, так и гранат считались или назывались рубинами. Фактически, многие из самых ярких красных драгоценных камней в Королевских драгоценностях Англии - великолепные красные шпинели, которые в течение многих лет считались рубинами.

Самым знаменитым из коктебельских камней является СЕРДОЛИК.
Сердоликовые бухты у подножья Кара-Дага названы так именно потому, что в них чаще всего и находили сердолик.
На Руси сердолик считался любовным талисманом. У А.С. Пушкина было два перстня-талисмана из сердолика.
Сердолик, строго говоря, всего одна из разновидностей кварца, и большая часть этих разновидностей встречается в Коктебеле. Разновидностей кварца много; они отличаются формой кристаллообразования и цветом.

Рубин добывается по всей Юго-Восточной Азии, и, хотя большинство из них находится в Таиланде и Мьянме, многие изысканные драгоценные камни также встречаются в Шри-Ланке и Африке. Внутренние характеристики или включения очень распространены, и хотя эти включения не обязательно указывают на более низкое качество, они могут показать разницу между естественным и синтетическим. Определенные типы включений могут также указывать исходную область или происхождение драгоценного камня. Как и в случае со многими цветными драгоценными камнями, рубины регулярно улучшаются для улучшения их цвета и четкости, наиболее заметным из которых является контролируемый нагрев.

Разновидности КВАРЦА.
Кристаллические формы кварца:
ГОРНЫЙ ХРУСТАЛЬ = бесцветный, прозрачный;
АМЕТИСТ = фиолетовый;

РАУХТОПАЗ = дымчатый (дымчатый кварц);

МОРИОН = коричневый;
ЦИТРИН = лимонно-желтый.
ХАЛЦЕДОН - это общее название для скрыто-кристаллической формы кварца,
которая обнаруживается только под микроскопом.

Халцедон бывает:
ОБЫКНОВЕННЫЙ = голубовато-серый, облачный;

ХРИЗОПРАЗ = яблочно-зеленый;
ГЕЛИОТРОП = темно-зеленый с красными крапинками

САПФИРИН = молочно-синий;
СЕРДОЛИК (КАРНЕОЛ) = желто-оранжевый, красный;

САРДЕР = буро-коричневый;
ПЛАЗМА = луково-зеленый, непрозрачный или
слабо просвечиваю-
щий в сколах;

ОНИКС = слоистый, полосчатый;

САРДОНИКС = буро-коричневые и белые слои;

МОХОВОЙ АГАТ = агат с включениями хлорита типа мха;
Или МОХОВИК в XVII веке считали, что это та-
инственные растения, развивающиеся
внутри камней;

КАХОЛОНГ = непрозрачный, фарфоровидный.

«Таков кварц, этот поистине благородный минерал, такой простой, такой диковинный и необычайный по разнообразию своих свойств » (Ферсман А.Е.)

Очень красивы агаты. В вулканических породах до-вольно часто встречаются миндалины - округлые вытянутые тела, по форме похожие на ядро миндального ореха. Первоначально это были пустоты на месте газовых пузырей в расплавленной лаве. Потом в них проникали перенасыщенные кремнеземом растворы. Они равномерно концентрическими слоями отлагались и застывали слоями разной толщины и окраски. Так образовались АГАТЫ.
АГАТЫ бывают слоистые, узорчатые“, кружковые”, глазчатые, (очковые), пейзажные (ландшафтные).

Другим распространенным камнем является ЯШМА. Строго говоря, ЯШМА - это не минерал, а кварцевые по составу горные породы, образовавшиеся в результате сложных гео-логических преобразований кремнистого ила и под огромным давлением превратившиеся в пестроцветные яшмы (таковы уральские и алтайские яшмы). Яшмы Кара-Дага внешне на них похожи, но по составу и условиям образования отличаются от них. Главное - они состоят не из кварца, а из халцедона, т.е. имеют кварц-халцедоновый состав. И об-разовались они после извержения вулкана. По трещинам остывающего вулканического массива циркулировали горячие кремнистые растворы; они пропитывали вмещающие породы и образовывали яшмовые тела.

Особенно эффектны черные и темно-зеленые яшмы с ярко-красными пятнышками гематита. Это - ГЕЛИОТРОП, “камень крови, кровавая яшма”. В русской “Росписи о камениях” (1682 г) написано: “ Камень яшма, а в нем искра, что кровь смешалась”. Этот минерал, как и нашу кровь, окрашивает ион трехвалентного железа, который входит в со-став гемоглобина. Есть, значит, и среди камней наши “ кровные “ родственники.
О пейзажных яшмах Ферсман писал: “сочетания красок так изысканны и сложны, что на полированном камне свое-образно вырисовываются настоящие картины, то фантастические, то удивительно живые, как будто нарисованные рукой художника”.
Очень красива яшма с включениями сердолика и халце-дона - “огненная яшма”.

Красив и своеобразен ТРАСС.
Для того чтобы цемент был прочным и стойким к раз-рушающему действию морской воды, в него добавляли спе-циальную породу - итальянский пуццолан (от города Пуццолан в Италии, где эта порода добывалась. Она была продуктом извержения вулкана Везувий). Залежи аналогичной породы были найдены в 1905 г на склонах Святой горы и в одной из бухт Кара-Дага, названной Пуццолановой.
Плотные, камневидные породы со свойствами пуццолан получили название ТРАСС. Разработка трасса началась в 1925 году. До 1941 г трасс добывался на Святой горе и отво-зился в Новороссийск на цементный завод. Был построен причал и грузовая канатная дорога.
Планировалось строительство цементного завода на Кара-Даге. Война прервала разработки трасса на Святой горе, а после войны нашли залежи аналогичной горной породы (трепел) около Новороссийска, и это спасло Святую гору.
Наибольшую ценность по декоративным свойствам име-ют твердые трассы, внешне похожие на яшму. Это камень голубоватых и зеленоватых тонов, цвета моря. По аналогии с беломоритом его называют ЧЕРНОМОРИТ. Такого камня больше нет на территории бывшего Союза. Используется в качестве поделочного камня.

ГАГАТ
Гагат – это разновидность ископаемых деревьев. Древесина замещена не кремнеземом, а бутоминозным смолистым углем, очень плотным. Внешне он похож на тусклый вар или смолу, имеет раковистый излом. Иногда его называют чер-ным янтарем. Гагат можно резать как плотные породы красного и черного дерева. Он легкий, немного тяжелей воды.
Гагат один из излюбленных черных камней древности. В древнем Египте из него делали зеркальце для красавиц. Аль-бируни в своем “Собрании сведений для познания драгоцен-ностей “ (XI век) писал: “этот камень густо-черного цвета, глянцевитый, очень мягкий и легкий; он горит в огне – воспламеняется; когда его нагревает солнце - от него исходит запах нефти”.
“ Природа скупо дарит нас черными камнями, и лишь немногие из них привлекают наше внимание своим бархати-стым или сверкающим блеском. В черном камне тона траура и смерти сочетаются со сверкающим блеском света и жизни“. (Ферсман А.Е.)
В католических странах из гагата делались четки, бусы и т.д.
Не надо гагат путать с гагатизированным углем, который трещиноват, менее вязок, плохо принимает полировку.

СФЕРОСИДЕРИТ
Синоним - железный шпат. В надломе обнаруживается зо-нальное, реже радиально-лучистое строение. В центральной части более плотное, чем наружная часть, ядро. В изломе виден агатовый рисунок в коричневых тонах. Легко полируется, хорошо смотрится в обработанном виде. Может использоваться как поделочный камень. Ядро, находясь длительное время на солнце, приобретает т.н. пустынный загар. Поверхность камня становится шоколадной, появляется полу-металлический блеск. В Коктебеле их называют ПОЛИНЕЗИЙЦАМИ.

Таковы наиболее известные камни, встречающиеся на Коктебельском пляже. Естественно, такая красота не могла оставаться незамеченной.
Еще в 1823 г маркшейдер М. Козин обратил внимание на халцедоны Кара-Дага. “Коктебельские камешки“ использо-вались Петергофской гранильной фабрикой для мозаичных работ и украшений. В 1884 году фабрика выписала от управляющего ливадийским имением 10 - 15 пудов камней, “которые находятся на Южном Берегу Крыма под названи-ем “голышки“, необходимые для мозаичных работ”. В Эрмитаже есть два декоративных столика, изготовленных в 1887 году по эскизам художника Кудрявцева, мозаика сто-лешниц которых состоит из цветных халцедонов, яшм и зе-леных трассов Кара-Дага. В Доме-музее Чехова в Ялте рамки некоторых фотографий орнаментированы сердоликовой коктебельской галькой.

В “ Путеводителе по Крыму “ А. Безчинского в 1902г. говорится, что на берегу Коктебельского залива гальки голубоватого халцедона, красноватого сердолика, красной и зеленой яшмы, а также раковины “усердно собираются про-мышленниками, пускающими их в продажу”.
В 1910 г. на склонах Кара-Дага чехом Яромиром Тиханском была создана небольшая гранильная мастерская по обработке находимых на берегу красивых самоцветных галек, называемых по – местному “ферлампиксами“. В 1916 году на Кара-Даге было добыто 50 пудов халцедона. Мастерская существовала до 1921 г.
В 70-ые годы в Доме быта в Коктебеле была мастерская по обработке камня, где можно было обработать найденный камень и даже сделать из него украшение.

Увы, нынешний пляж имеет мало общего со знаменитым коктебельским пляжем. Теперь прежнего пляжа нет. В начале 60-тых годов с пляжа вывезли около полутора миллионов тонн отборного песка. Зимние штормы 1966 и 1967гг. завершили эту работу, обрушив в воду бетонную на-бережную. Для сохранения пляжа пришлось засыпать его щебнем, причем, на мой взгляд, очень неудачным.

Но две удивительные влюбленные в камень женщины сохранили для нас кусочек этой красоты.
В Коктебеле жили две пенсионерки Евгения Семеновна Калитаева (бывший коллектор почвенной экспедиции) и Зинаида Леонидовна Новицкая (учительница). Они приехали из Днепропетровска, осели в Коктебеле и стали завзятыми “каменщицами“. Евгения Семеновна также занималась корнепластикой. Они еженедельно устраивали у себя “день открытых дверей“ и показывали свои коллекции. Каждую неделю у калитки их дома выстраивалась длинная очередь любителей, желающих увидеть красоту коктебельской гальки.
Они же сохранили для нас местные названия коктебельских камней-самоцветов.

ФЕРЛАМПИКСЫ (ФЕРНАМПИКСЫ) – точного и строгого названия нет. Как нет и точного определения самих камней. Мне кажется, что этим красивым словом называли просто красивый камень.
НЕЗАБУДКИ - халцедоновая галька со звездчатыми, как цветочки, включениями зеленых и голубовато-зеленых хлоритов
ЛЯГУШКИ - пупыристые, слегка просвечивающие гальки халцедона. Может быть прозрачной или совершенно матовой, “ фарфоровой “, но на ней обязательны “ глазки “ - скопления пузырьков из другого минерала.
ГЛАЗАСТИК - темная вулканическая порода со светлыми глазками халцедона, кальцита.
МАНДЕЛЬШТЕЙН - темная вулканическая порода с глазком (миндалиной) сердолика.
ЮНГОВСКИЕ АГАТЫ - мраморные ониксы, собранные у моря напротив имения Э.А. Юнге.
Мраморный оникс (иначе алебастр) - плотная полосчатая или зональная агрегатная разновидность кальцита. Для Крымского камня характерны сочетания серого, коричневого, желто-бурого и красноватого цветов с белым. Встречает-ся коричнево-желтый оникс с белым халцедоном.
ПОЛИНЕЗИЙЦЫ - вымытые из береговых глин и отточенные морем стяжения сферосидеритов. Цвет этих камешков шоколадный, морщинистые извилины на их поверхности напоминают примитивную роспись диких племен. Ино-гда также называют КИММЕРИЙЦАМИ.
ЯПОНЕЦ - тоже сидерит, со строгим, черным рисунком окислов магния, с узором, напоминающим японскую гравюру.
КУРИНЫЙ БОГ - любой камень с “дыркой“ - сквозным отверстием. Когда-то местные жители считали, что он спасает кур от болезней, и вешали их в курятнике. Некоторые коктебельцы носили их как талисман, в количестве семи штук, на шее, на счастье.
СОБАКА - плотный камень типа гальки, чаще всего зеленый, непрозрачен, но могут быть разные рисунки.
ЧУДАКИ - камни с какими-нибудь причудливыми особенностями формы.

Сегодня этих влюбленных в камень подвижниц уже нет с нами. Но остались сохраненные ими местные названия минералов, осталась в Доме-музее М. Волошина часть их коллекции.

ПРИМЕЧАНИЯ
1 Пузанов И.И. – По нехоженому Крыму. 1913г
2 Елпатьевский С.Я – Крымские очерки. Книгоиздательство
писателей в Москве.
3 Щербаков Д.И. (1893-1966), академик, геолог и геохимик.
4 Ферсман А.Е. – Воспоминания о камне. М., Молодая
гвардия, 1974г.
5 Паустовский К.- Черное море. Собрание сочинений, том 2,
Москва,1957г.
6 Рождественский В. - Страницы жизни. Москва,
«Современник»,1974г.
7Ферсман А.Е. – Рассказы о самоцветах. М. Наука, 1974г
8 Роспись о камениях, 1682г
9 Ал-Бируни – Собрание сведений для познания
драгоценностей. М, Наука,1963г.
10 Безчинский А. – Путеводитель, 1902г.
11 Юнге Э.А. (1833-1898), окулист, профессор, купил в Коктебеле имение и мечтал превратить Коктебельскую долину в цветущий сад.

Вам давно хотелось заняться обработкой камня: сделать красивые вставки в какие-либо изделия, вырезать фигурки, геммы, каменные шкатулки или просто шлифовать образцы для своей коллекции. Но можно ли этому научиться? Где взять необходимое оборудование? Как в неказистом куске породы распознать редкий по красоте минерал?

Камни окружают нас повсюду, но мы подчас и представления не имеем об их красоте. В природе они, как правило, серые и невзрачные на вид. Чтобы сделать первую оценку камня, нужно его взять в руки, внимательно осмотреть, отколоть от него небольшой кусочек, чтобы заглянуть «внутрь». Некоторые камни достаточно смочить водой, чтобы увидеть все их достоинства.

Как правило, в камне привлекает цвет, рисунок, обусловленный текстурой минералов, структурой кристаллов или расположением различных включений.

Красивые камни можно найти в речных долинах, на берегу моря, в горах. Одни люди привозят домой случайные находки в качестве сувениров, другие же специально отправляются в походы за камнями - в выходные дни куда-нибудь поближе, а во время отпуска ухитряются побывать в самых отдаленных уголках страны. Их так и называют - «охотники за камнями».

Даже расколов камень, далеко не всегда можно до конца оценить его красоту. Очень часто неяркие и неброские минералы при полировке «раскрываются», проявляют свой неповторимый цвет или рисунок. Одним из таких камней является агат. Людей, которые их коллекционируют, называют «агатчиками». Уж они-то могут сразу определить, как надо распилить ту или иную миндалину, чтобы наиболее полно раскрыть рисунок в камне. Как правило, агаты распиливают на пластины, причем рисунок в них никогда не повторяется. На агатовых пластинах вы можете увидеть очертания животных, растений, даже целые пейзажи.

В последнее время многие поделочные камни поднимаются в цене, становится все более престижным носить украшения из чароита, малахита, бирюзы, сердолика, агата, опала, яшмы. Речь идет не только о представительницах прекрасного пола, ведь и многие мужчины предпочитают носить запонки и заколки для галстуков со вставками из натуральных камней. В дальнейшем я постараюсь рассказать о том, как обтачивать камни для ювелирных изделий, чтобы вы могли преподнести их в подарок своим друзьям и подругам. Пока же скажу несколько слов о классификации драгоценных, полудрагоценных и поделочных камней, принятой в России.

К драгоценным относятся ювелирные камни и самоцветы, подразделяемые по ценности на 4 класса.

В первый включены алмаз, изумруд, рубин, сапфир синий; во второй - александрит, сапфир желтый, зеленый и оранжевый, благородный черный опал, благородный жадеит; в третий - благородная шпинель (красная и розовая), гранат-демантоид, аквамарин, топаз, красный турмалин, благородный белый и огненный опал, лунный камень; в четвертый - синий, зеленый, розовый и полихромный турмалин, благородный сподумен (кунцит, циркон, берилл золотистый - гелидор, розовый - воробьевит и зеленый), бирюза, хризолит, аметист, хризопраз, гранат-пироп, гранат-альмандин, цитрин.

Полудрагоценные ювелирно-поделочные камни подразделяются на 2 класса:

В первый входят - дымчатый кварц (раух топаз), гематит (кровавик), янтарь, горный хрусталь, жадеит, нефрит, лазурит, малахит, авантюрин, чароит; во второй - агат, цветной халцедон, ка-холонг, родонит (орлец), амазо-нит, гелиотроп, розовый кварц, иризирующий обсидиан, опал, лабрадор, беломорит.

К цветным поделочным камням относят также яшму, письменный гранит (еврейский камень), окаменелое дерево, мраморный оникс, гагат, флюорит, селенит, обсидиан, джеспилит, лиственит, полосатый скарн и многие другие минералы.

Ценность камня зависит от его прозрачности, интенсивности окраски, оттенка, отсутствия трещинок и включений, рисунка, оптических эффектов. Нередко камни низкого класса, например, яшмы или агаты, - обладают столь изумительными декоративными качествами, что их издавна признавали достойными оправы в золото и платину и даже использовали при создании уникальных исторических драгоценностей - царских корон, орденов, оружия.

Итак, вы решили посвятить свой досуг камню. Выходные дни и отпуска в теплое время года проводить в поездках за каменным материалом, а зимними вечерами обрабатывать привезенное богатство.

Найти интересный камень не просто, это большое везение. Нужно заранее приготовить все необходимые инструменты. Самый основной инструмент в поездках за камнями - геологический молоток. Если вам не посчастливится стать обладателем такого молотка, не огорчайтесь. На первый порах можно использовать молоток печника или какой-либо другой с похожими формами.

В случае, когда необходимо докопаться до жилы, не обойтись без кирки. Для выкалывания миндалин некоторые любители используют кувалды весом от 3 до 8 килограммов. Кроме того, вам понадобятся несколько зубил и небольшой ломик с загнутым клювом. А чтобы не пораниться острыми осколками горных пород, работать придется в рукавицах или кожаных перчатках, на глаза надевать защитные очки.

Нужно заранее подумать об упаковке и способе перевозки камней Самое главное - не расколотить хрупкие образцы при перевозке домой. Упаковочным материалом служат, как правило, бумага крафт и газеты. Если вы заранее знаете, что найдете хрупкие друзы или щетки кристаллов, захватите с собой вату, туалетную бумагу, а также коробочки.

Нести собранные образцы удобнее в рюкзаке. Под спину в рюкзак я кладу фанеру и уже не чувствую себя «принцессой на горошине».

В первые походы лучше всего отправляться вместе с опытным собирателем. Он покажет, как найти и узнать красивый камень.

Отправляясь в экспедицию, нужно хорошо изучить местность по карте или расспросить уже бывавших там людей, попросить их составить примерный план местности и показать, где находятся места с наиболее интересными возможными находками.

Ищите счастье в дождь

Найти интересный камень совсем непросто Для этого надо не только знать место, где искать, но и иметь представление о том, как выглядит в природных условиях тот или иной минерал, обладать интуицией и везением.

Как определить, имеет ли найденный образец красивый рисунок и цвет? Трудно ответить на этот вопрос, не распилив или не расколов находку. Предугадать заранее, стоит ли брать тот или иной камень, сможет лишь опытный геолог.

Любители камня чаще всего ведут поиск по берегам рек, озер, в карьерах и оврагах. Но можно найти интересный минерал и в самом неожиданном месте: на пашне или огороде, в придорожной канаве, в отвалах шахт метро, среди гравийно-галечного или обломочного материала вблизи строительных площадок.

Ископаемая фауна хорошей сохранности может быть найдена только в коренном залегании соответствующих пород. В карбонатных породах (т. е. известняках и доломитах) таятся брахиоподы, кораллы, в глинистых отложениях - аммониты, белемниты. Нелишне покопаться в обширных отвалах карьеров по добыче известняков, фосфоритов, доломитов. Интересные образцы находят на обрывах палеозойских известняков по берегам рек - Москвы, Вереи, Нары, Пахры, Лопасни, Каширки и др. Однако там образцы нужно выколачивать из скалистых выступов, чтотребуетумения и осторожности.

Зная возможные места находок цветных камней, надо иметь в виду, что по внешнему виду они часто бывают неузнаваемы. Скажем, желваки, изумительные по красоте внутри, с поверхности покрыты серой, белой или бежевой коркой - так называемой рубашкой, внешне неприглядной на вид. Только разбив или распилив образец, можно узнать, насколько он ценен. Точно также вы можете ходить по интересным камням, скрывающимся среди массы осколков или гальки, и не видеть их. Непрозрачную рубашку имеют халцедоновые и агатовые миндалины - так называют камни, образовавшиеся в пустотах.

Распилить камень в полевых условиях невозможно, поэтому приходится колоть его молотком. Делать это надо осторожно, стараться отбить лишь небольшой кусочек. Если образец небольшой, лучше довезти его до дома. Однако таких образцов накапливается подчас слишком много, и рюкзак становится неподъемным.

Самые нетерпеливые начинают сразу раскалывать камень и, к сожалению, часто его губят. Прекрасный, но загубленный камень запоминается надолго. В то же время процент истинно красивых камней из привезенных домой нераскрытых желваков и миндалин очень невысок - всего 5-10 процентов. Вот и приходится решать, ударить ли по камню молотком или положить его нетронутым в рюкзак.

В некоторых местах высококачественные кремни можно узнать с известной долей вероятности по внешнему виду. Например, корка чисто белого цвета с гладкой поверхностью - признак кремней красноватых или бежевых тонов в старом карьере Гжели. Неровная крупноячеистая поверхность желваков указывает, как правило, на красивый рисунок у кремней из Песков, а желваки агатоподобного кремня из-под Дмитрова имеют характерную структуру поверхности - полосчатую.

Опыт показывает, что самая удачная поисковая поездка, или «охота за камнем», бывает в дождливую погоду. Потоки воды смывают грязь и пыль, а в карьерах - известковую муку. Смачивая поверхность камня, вода четче проявляет рисунок и цвет, поэтому глаз легко выделяет на общем сером фоне яркие пятна красивых камней. Так что повезти вам может после дождичка не только в четверг, а и в любой день недели.

И самоцветы любят баню

Многие любители камня посвящают свои вечера обработке собранных сокровищ. По этому вопросу написано неисчислимое множество трудов, однако адресованы они профессионалам, и речь в них идет об изготовлении каменных изделий в производственных условиях. Любители же, несмотря на сложность работы с камнем, оборудуют домашние мастерские, используя крайне простое оборудование.

Прежде чем распиливать камни, необходимо их к этому подготовить и рассортировать. Какие-то из находок пойдут для коллекции, а какие-то - для изготовления украшений, шкатулок и других художественных изделий.

Первым делом собранные камни нужно тщательно отмыть. В моей семье это превращается в своеобразный ритуал, когда все мои близкие громко возмущаются по поводу грязи в ванной, а затем принимают деятельное участие в обсуждении достоинств отмытых образцов.

Мыть надо практически все камни - за исключением водорастворимых минералов. Используется для этой цели весь арсенал моющих средств, щеток, губок. Правда, я не покушаюсь на заморскую химию, а пользуюсь простым хозяйственным мылом или содой.

Очень часто с помощью такой простой бани не удается удалить наслоения, осаждавшиеся на поверхности камня в течение сотен, а возможно, и тысяч лет. Тогда приходится прибегать к более действенным мерам. Так, чтобы удалить слой кальцита, применяется пяти-пятнадцатипроцентный раствор соляной кислоты. Обращаться с ним нужно очень аккуратно, а после обработки тщательно промывать камни в проточной воде. Для снятия с кристаллов налета окислов железа существует хорошее средство - щавелевая кислота.

После такой обработки находки нужно тщательно рассортировать. Камни обладают различной вязкостью (например, нефрит- очень вязкий), хрупкостью, неоднородностью свойств в массе (примером механической неоднородности может служить слюда). Однако главным или по крайней мере первым диагностическим признаком сортировки является твердость камня.

В геологии для определения твердости пользуются шкалой, предложенной немецким ученым Фридрихом Моосом. Шкала Мооса основана на способности одного минерала, более твердого, оставлять царапину на другом. Подобраны минералы, твердость которых принята как эталонная и равна порядковому номеру минерала в шкале. Вот эта шкала: тальк - 1, гипс - 2, кальцит - 3, флюорит - 4, апатит - 5, ортоклаз - 6, кварц - 7, топаз - 8, корунд - 9, алмаз - 10. Образец считается мягче минерала, оставляющего на нем царапину, и тверже того, на котором оставляет черту он сам.

В повседневной практике коллекционеры-любители, да и профессионалы, часто пользуются не эталонными минералами шкалы Мооса, а, как говорится, подручными средствами, твердость которых примерно известна. Так ноготь человека - 2...3, простой карандаш марки Т или Н - 5, сталь перочинного ножа - 7...7,5. Располагая даже таким минимальным набором, можно определить твердость почти всех найденных камней.

Сезам, открой дверь!

Итак, у вас в руках камень. Для того чтобы начать работу над задуманным вами изделием, необходимо отрезать часть камня или распилить его на пластины, на мелкие куски для кабашонов. А подчас просто убрать лишние объемы минерала. Для этого используют круглопильные станки различных конструкций с различными по диаметру пилами. О конструкции простейшего из таких станков мы рассказали в предыдущем номере журнала.

В наше непростое время реформ следует, возможно, сказать несколько слов о том, как избежать больших затрат на оборудование. Ваши денежные средства существенно сохранит использование электродвигателей от старых стиральных машин, холодильников, даже вентиляторов и многой другой бытовой техники. Поскольку большинство любителей камня пока еще не могут сами изготовить шпиндели, валы, план-шайбы и другие детали камнерезных станков, рекомендую заказать их в механических мастерских или купить в розничной торговле. Это оптимальный вариант для тех, кто не имеет возможности купить готовые дорогие станки.

Чем больше размер распиливаемого камня, тем, естественно, большего диаметра применяется пила. Самые маленькие пилы используются для резания очень ценных образцов, чтобы свести к минимуму «производственные отходы».

Еще совсем недавно любители использовали обычный диск из железа и свободный абразив, который подсыпали вместе с охлаждающей жидкостью в место распила. Работая таким образом, можно добиться неплохих результатов, а к тому же этот способ очень дешев по сравнению с алмазной пилой. Но сегодня практически все камнерезы используют алмазные пилы с наружной режущей кромкой. Такая пила представляет собой стальной диск, на наружной кромке которого методом порошковой металлургии нанесен слой, содержащий алмазные зерна, запрессованные в металлическую связку.

Наибольшее распространение у любителей получили пилы диаметром от 100 до 250 мм. «Золотой серединой» являются пилы диаметром 160-200 мм. Они удовлетворительно работают от двигателей сравнительно небольшой мощности и позволяют распиливать достаточно большие камни.

Принцип действия алмазной пилы очень прост. Камень, соскабливая металл с кромки пилы, обнажает зерна алмазов, которые в свою очередь начинают резать камень. По мере высвобождения все большего числа зерен алмазов эффективность работы пилы возрастает. Этот процесс называется «вскрытием пилы». Есть одна хитрость перед началом работы и по мере затупления пилы ее вскрывают кусочком наждака.

Журнал «САМ» №5, 1996 год