Богач и бедный лазарь. История о Богаче и Лазаре - выдуманная или могла быть в реальности


Является для нас величайшим училищем: здесь богатые вразумляются и исправляются, а бедные находят себе успокоение и утешение. Вот и сейчас, возлюбленные, нам предстоит заняться делом учения. Последуя наставлениям предыдущего евангелия, воспользуемся ныне читанным и постараемся извлечь из него полезное для всех вас. Сегодняшнее евангельское чтение изображало нам жизнь богача и бедняка: богач утопал в неге и наслаждении, а бедняк проводил жизнь в нищете. «Некоторый человек был богат, одевался в порфиру и виссон и каждый день пиршествовал блистательно. Был также некоторый нищий, именем Лазарь, который лежал у ворот его в струпьях и желал напитаться крошками, падающими со стола богача, и псы, приходя, лизали струпья его» (). Этот рассказ необходимо, возлюбленные, разобрать обстоятельно, чтобы, как моряки – из опыта своих предшественников, могли и мы научиться из него избегать подводных скал, причиняющих кораблекрушение, чтобы с одной стороны богатые вразумились, видя, какое наказание понес изображаемый здесь богач, а с другой стороны бедные, видя на примере Лазаря, как блестяще оправдываются их надежды, охотнее проходили путь жизни среди выпадающих на их долю скорбей. «Некоторый человек был богат. Некоторый человек» . Он не назван по имени, не удостоился такой чести, как Иов, о котором было написано: «был человек в земле Уц, имя его Иов» (). Об его имени умолчано: как бесплодный, он лишен и имени (ведь праведных имена в книге жизни, а имена грешников изгладятся бесследно), ему оставлено только общее родовое имя – человек: это имя уж конечно для всех людей является общим. Не имея отличительного собственного имени, он отличался за то особенною суровостью своего злого нрава. . Сродный бедному Лазарю по телесной природе, он был чужд ему по наследию Христову по причине озлобленной свое воли. «Некоторый человек был» . Человеком он был по внешности, а по нраву это было животное, питающееся в одиночку. «Некоторый человек был богат» . Богат стяжаниями, богат преступлениями, богат медью, богат греховным ядом; озарен блеском серебра, но омрачен грехами; богат золотом, но беден Христом; много одежд имел он, но душа его не имела покрова; драгоценные одежды хранились у него, но лишь множество тли питалось ими. «Некоторый человек был богат» . Цветя богатством, он не имел цвета правды: дерево осеннее, бесплодное, вдвойне мертвое. «Некоторый человек был богат, одевался в порфиру и виссон» . Он облачался в порфиру, но от царства Божия был отвержен; не кровью Христовою обагрена была его порфира, она была окрашена кровью морских раковин; не залогом царства небесного служила она для него, но предзнаменовала его страшный огонь геенский. «Некоторый человек был богат, одевался в порфиру и виссон и каждый день пиршествовал блистательно» . Не о Господе веселился он, как праведные (ведь для праведных радость – память о Боге, как свидетельствует, например, Давид: "вспомина л я Бога и...весели лся» – ); его увеселения заключались в пьянстве, распутстве, объядении, пресыщении; одним словом он был ничем не лучше свиней, валяющихся в грязи. «Был также некоторый нищий, именем Лазарь» . Бедного Господь назвал по имени, обозначением имени воздавая ему честь. «Был также некоторый нищий, именем Лазарь, который лежал у ворот его» , почти потопляемый волнами нищеты, а немного спустя с честью несомый ангелами на лоно Авраамово. «Был также некоторый нищий, именем Лазарь, который лежал у ворот» богатого «в струпьях» (). О, каким бедствиям подвергался бедный! Тягчайшей бедностью он был пригнетен как (колос) сильным градом; палящими нарывами как искрометными угольями разъедалось его тело; отовсюду устремлялись на него потоки горя, разрушая тело и разрывая сердце; никакого послабления, никакого облегчения он не находил себе ни в чем. «Отвне – нападения, внутри – страхи» (). Совне тело истощалось нарывами, а внутри сердце грызли неотступные заботы. Ни плодоносная нива не доставляла ему семян хлеба, ни виноград не приносил ему сладких гроздьев, ни дерево осенью не давало ему своих сочных плодов, ни другое какое из произведений земли не служило для него утешением в его бедности. И вот этот-то человек, у которого не было ни пяди обработанной земли, ни локтя кровли для жилья, выброшен был под открытое небо на навозную кучу! Навоз и днем и ночью служил для него покровом, зимою несколько согревая его, а летом немилосердно обжигая. Сплошными ранами покрыто было его тело. Труд земледельца был для него непосилен, путешествия и торговые предприятия для него были невозможны, да и ни к каким другим способам борьбы с нуждою он не был способен. Во всем у него был недостаток, во всем лишение. Стоны прежде слез рождались в его сердце, подобно терниям; потоки слез стремились по его щекам, так что от постоянного течения слез его щеки покрылись бороздами. Во сне искал он смерти и на Яву призывал ее, – но она не являлась. Он ждал смерти как избавления от всех трудов и забот, подобно многострадальному Иову. Ведь и тот, потеряв богатства, стада, имущества, совершенно обнаженный, снедаемый червями, лежал на гноище и желал смерти. Вот что говорил он: «На что дан страдальцу свет, и жизнь огорченным душею, которые ждут смерти, и нет ее, которые вырыли бы ее охотнее, нежели клад, обрадовались бы до восторга, восхитились бы, что нашли гроб» (). "И желал , – говорится, – напитаться крошками, падающими со стола богача» (). О, противоречие жизни! Богатый утопал в бурном потоке наслаждений, а бедный изнемогал под игом бедности, не имея ни одной капли для освежения. Отчего в самом деле течение жизни не привело их к взаимному общению? Отчего? Чтобы бедный воспринял светлые венцы за свое терпение, а богатому за то, что он довел свою душу до озверения, своими зубами пришлось грызть незрелый виноград. "И псы , – говорится, – приходя, лизали струпья его» . Псы оказались человечнее богатого и добрее его. Он никогда капли масла не уделил бедному, а псы, остроту зубов укрощая человеколюбием, мягким языком своим врачевали его, удаляя с его ран всякую нечистоту и запекшуюся кровь; гладкость языка заглаживая его лютые нарывы, они незаметно облегчали тяжесть его ран. Богатый же никогда не удостоил бедняка милостивым взглядом или словом, хотя бы бесполезным; не бросил ему ни рубища, ни остатков еды, ни одного гроша, покрытого ржавчиной, ни хлеба, ни даже корки хлебной, тронутой плесенью, но все это отправлял через горло в свою утробу, как будто она была всеобъемлющей.

2 . И что же? Каковы заслуги каждого, таково и воздаяние. (). Едва избегнув тягосте и треволнений бедности, он прибыл в тихую пристань Авраама. «Умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово» . Видишь, как за порогом этой жизни бедность окружается попечением ангелов? «Умер и богач, и похоронили его» (). Относительно богатого тотчас упоминается и гроб, согласно со словами Давида: "и гроб ы их жилища их на век" (). Поэтому и говорится тебе: бедный, не бойся, «когда богатеет человек, когда слава дома его умножается: ибо умирая не возьмет ничего; не пойдет за ним слава его» (). Все оставит он здесь – рабов, прислужников, угодников, прихлебателей, льстецов, колесницы, златоуздых коней, бани, поместья, дома с раззолоченными потолками и мозаичными полами, царство, могущество, власть, – все это оставит он здесь и уйдет отсюда нагим. И находясь в аду, «он поднял глаза свои» , – заметь, на какой глубине находился богатый и на какой высоте бедный, – "поднял , – говорится, – «глаза свои» , богатый «увидел вдали Авраама и Лазаря на лоне его» (). Почему, однако, не Лазарь увидел богатого? Потому, конечно, что кто находится среди света, тот не видит находящегося во тьме, а кто во тьме находится, тому видно находящегося в свете. И сказал: «отче Аврааме! умилосердись надо мною» ()! Говоришь: «умилосердись» теперь, когда уже прошло время милости. Разве ты не слышал говорящего: «суд без милости не оказавшему милости» ()? Каешься теперь, когда нет места для исповедания; не слышал разве, что сказал Давид: "во аде кто будет славить Тебя» ()? «Умилосердись надо мною и пошли Лазаря» . Ты знаешь Лазаря? Ты узнал того, кто лежал в навозной куче, и кого ты не желал никогда удостоить равной чести с собаками? Но ведь ты – во дни благоденствия твоего – затворил перед ним свои недра; так и я теперь – в день наказания – затворяю перед тобою недра милости. Разве ты не слышал, как )? Итак, где ты сеял, там ищи и пожинай; где расточил, там и собирай. Ты никогда не разбрасывал семян милостыни, ничего не давал взаймы Богу посредством милостыни бедному, но все собирал и употреблял для своего чрева. А где было сокровище твое, там пусть будет и сердце твое. «Умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучаюсь в пламени сем» (()). Терпит наказание язык, который служил ему для наслаждения пищей; он просит каплю воды, между тем как при жизни никогда не подал жаждущему хотя бы чашу холодной воды во имя ученика. Если бы при жизни ты поделился с Лазарем своим добром, то теперь разделил бы с ним царство; если бы тогда был сострадателен к бедным, то теперь избежал бы тяжкого осуждения, – потому что «блажен, кто помышляет о бедном! В день бедствия избавит его Господь» (). Щедро бросай богатством твоим в бедных, чтобы заровнять им ту огнепальную бездну; обильным потоком пусть строуится твое милосердие, чтобы потушить тот пламень; поддержи жизнь сирот – и вот ты убил уже неусыпающих червей; отри слезу вдовы – и ты освободил душу свою от гнета грехов. Для того ведь тебе и прочтено это, чтобы ты, идя по следам немилосердного богача, не подвергся тому же самому наказанию в геенне. А ты, бедный, не унывай и не падай духом, как бы волны бедности тебя не стеснили. Взирай на славнейшего Лазаря, сюда устремляй свой взор и днем и ночью, чтобы, управляя свою жизнь рулем терпения, ты достиг той же самой спасительной пристани, во Христе Иисусе Господне нашем, Которому слава во веки веков. Аминь.

«Некоторый человек был богат, одевался в порфиру и виссон и каждый день пиршествовал блистательно. Был также некоторый нищий, именем Лазарь, который лежал у ворот его в струпьях и желал напитаться крошками, падающими со стола богача, и псы, приходя, лизали струпья его. Умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово. Умер и богач, и похоронили его. И в аде, будучи в муках, он поднял глаза свои, увидел вдали Авраама и Лазаря на лоне его и, возопив, сказал: отче Аврааме! умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучаюсь в пламени сем. Но Авраам сказал: чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь - злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь; и сверх всего того между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят. Тогда сказал он: так прошу тебя, отче, пошли его в дом отца моего, ибо у меня пять братьев; пусть он засвидетельствует им, чтобы и они не пришли в это место мучения. Авраам сказал ему: у них есть Моисей и пророки; пусть слушают их. Он же сказал: нет, отче Аврааме, но если кто из мертвых придет к ним, покаются. Тогда Авраам сказал ему: если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят» (Лк. 16:19-31)

Приступая к размышлению над историей о богаче и Лазаре, нам нужно отметить несколько моментов. Во-первых, история о богаче и Лазаре - это притча, то есть рассказ, использованный Иисусом для того, чтобы научить окружающих Его людей какой-либо истине, которую Он считал очень важной. Лазарь из этой притчи не должен отождествляться с Лазарем из Вифании, братом Марии и Марфы, к которым, как мы знаем, любил заходить Иисус. Но в притче речь идет о некоем нищем, которого тоже звали Лазарь.

Во-вторых, следует отметить, что Иисус всегда подбирал притчи (или короткие истории) согласно тому, с кем Он беседовал и какой цели хотел достичь. В данном случае мы видим, что Иисус рассказывает о богаче и Лазаре в беседе с фарисеями, которые, как пишет Лука, «были сребролюбивы», то есть любили деньги (Лк.16:14). Фарисеи ненавидели Иисуса и позволяли себе смеяться над Ним. Иисус же видел сердца и намерения людей с точностью. Поэтому Он хотел обличить их и указать на их ошибки. Причем наш Господь не делал этого в грубой вызывающей форме, но использовал легко запоминающиеся притчи, чтобы иносказательно указать людям на те или иные недостатки.

АНАЛИЗ ПРИТЧИ

В центре нашего внимания умерший богач и умерший бедняк Лазарь. В повествовании мы читаем о том, что богач на земле жил в свое удовольствие. Он одевался в дорогую одежду. Порфира - это верхняя одежда из дорогой ткани красного цвета, а виссон - это тонкая и нежная ткань белого цвета из египетского льна. Богач обильно ел и пил, часто закатывая роскошные пиры. Он, как написано, «пиршествовал блистательно».

В то же самое время у ворот дома богача лежал нищий по имени Лазарь. Слово «Лазарь» буквально значит «Божия помощь», то есть «нищий», всеми оставленный, кому можно надеяться только на помощь Бога.

Этот нищий, покрытый гнойными ранами, лежал у ворот. У него, по всей видимости, был какой-то вид кожного заболевания. Библия говорит, что он лежал в «струпьях» (с греч.- «покрытый ранами»). Струпья - это покрытые тонкой корочкой трудно заживающие раны. Библия говорит, что псы причиняли нищему Лазарю ужасные страдания, потому что они, облизывая его раны, не давали им заживать. У Лазаря по какой-то причине (он «лежал», даже не сидел) не было сил отогнать собак.

Как и все нищие, Лазарь питался остатками и объедками. Лука пишет, что он ел крохи, которые падали со стола богача. Он просил милостыню и жил только тем, что ему давали.

Несомненно, богач знал о лежащем у его ворот нищем Лазаре: ведь он неоднократно входил и выходил из своего дома. Но, видимо, он был бессердечным человеком. Он не любил тратить деньги на других, но только на себя. В богатстве он, вероятно, видел смысл жизни, не обращая никакого внимания на людей.

Как печально, когда материальные предметы становятся для нас объектами поклонения и внимания. Как печально, когда за ними мы перестаем замечать людей и проводим жизнь лишь ради своего удовольствия, отказываясь замечать то, что происходит вокруг нас.

Интересна у Луки еще одна притча, которую рассказывает Иисус тоже фарисеям. Она о том, как один управляющий простил добрую долю долгов своим должникам, надеясь на то, что, когда он попадет в беду, те вспомнят о нем и помогут ему. Тогда Иисус использовал следующую фразу: «Приобретайте себе друзей богатством неправедным, чтобы они, когда обнищаете, приняли вас в вечные обители» (Лк.16:9). В нищем Лазаре богач мог приобрести себе друга, который бы помог ему попасть в вечные обители. Но богач ни о чем и ни о ком, кроме себя и своего богатства, не думал. Ему не нужны были ни Бог, ни вечность, а тем более какой-то нищий Лазарь.

Итак, мы видим картину, в которой показаны две противоположности: богач и нищий, человек здоровый и человек больной, один не нуждался ни в чём, другой нуждался во всём.

ЧТО МЕНЯЕТСЯ ПОСЛЕ СМЕРТИ

Интересно, как в повествовании все меняется в дальнейшем. Умирает нищий - умирает и богач. Здесь следует отметить, что смерть, оказывается, уравнивает всех. Вы можете быть сказочно богатым, а можете и нуждаться во многом - в любом случае смерть неизбежна. Богатый человек так же, как и бедный, когда-то умрёт. Учитывая современные технологии, может быть, богатому человеку смогут поддержать жизнь немного дольше, но он всё-таки умрет. Похоронят его в той же земле, в которой хоронят бедных.

По поводу богатства и смерти есть любопытная мысль у ветхозаветного Екклессиаста: «Есть мучительный недуг, который видел я под солнцем: богатство, сберегаемое владетелем его во вред ему. И гибнет богатство это от несчастных случаев: родил он сына, и ничего нет в руках у него. Как вышел он нагим из утробы матери своей, таким и отходит, каким пришел, и ничего не возьмет от труда своего, что мог бы он понести в руке своей» (Еккл.5:13-15).

Наверняка богачу устроили пышные похороны. А Лазаря, скорее всего. похоронили «как собаку». Но суть дела от этого не меняется: перед смертью все равны, и богатый, и бедный. Однако в вечности, как показывает притча, участь богатого и нищего оказалась разной. Лазарь был отнесен ангелами на «лоно Авраамово» (греч. «лоно» - «грудь»), то есть в место блаженства, а богач угодил прямиком в ад.

В притче не сказано, что Лазарь попал в рай. Как пишут некоторые исследователи Библии, рай был отверзт (открыт) только страданиями и воскресением Христа. Однако в притче выражена мысль, что «Лазарь, как истинный сын Авраама, разделил с ним его посмертный жребий», попав в место блаженства, которое ожидает всех праведников.

Слово «ад» обозначало «царство мертвых», «место вечного наказания», куда попал богач. Бог справедлив в Своем суде: каждый человек, живущий на земле, наследует после смерти ту участь, которую он заслужил. Праведникам уготовано вечное блаженство, а грешникам - вечное наказание.

В притче повествуется, как богач мучился в аду. Он не находил себе места, будучи объят страшным пламенем... Но вдруг он поднял глаза и увидел вдали Авраама и вместе с ним - Лазаря. Лазарь возлежал на «лоне Авраамовом». В современном русском языке мы редко используем слово «лоно», поэтому для многих читателей Библии этот термин непонятен. У него несколько значений. В этом контексте имеется в виду, что Лазарь возлежал у груди Авраама, то есть находился в состоянии близкого общения с ним, как говорится, «чувствовал его плечо» как близкий друг.

Находившийся в муках богач взмолился: «Отче Аврааме! Умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучаюсь в пламени сем» (Лк.16:24). Может быть, богач думал, что так как Лазарь был нищим при жизни, то и там, в месте блаженства, он находился у Авраама «на побегушках». Но как же богач ошибался. Авраам ответил ему, что он получил все хорошее при жизни. Верно, у богача было все при жизни. Он ни в чем не нуждался, веселился, хорошо одевался, его ничего не заботило. Он получил много доброго. Почему же не захотеть и в вечности жить так же хорошо?

Но вот богач мучается в адском пламени. Наверняка его мучения усиливались еще и тем, что он увидел. Оказывается, в вечности есть и другая участь: место блаженства, куда попал Лазарь, а он не попал. В муках он наверняка осознал, что его страдания будут вечными, как вечным будет блаженство Авраама и Лазаря.

ОБНИЩАВШИЙ БОГАЧ

Как же все изменилось! Богач этого совсем не ожидал. У него было всё, а теперь он оказался в таком жалком состоянии. У него была обильная еда и все прохладительные напитки, которые он желал видеть на своем столе. Лазарь же «желал напитаться крошками, падающими со стола богача». А вот в аду оказывается, что богач предстает в роли нищего. У него было огромное богатство! Но оно оказалось недостаточным для того, чтобы купить хотя бы несколько капель воды, чтобы смочить язык, который изнывал от высокой адской температуры. Богач, всем обладавший, оказался ни с чем. А нищий Лазарь, уповавший во всем только на Бога, получил полное утешение и облегчение. У него теперь было всё, чего не было на земле. И теперь он с сожалением смотрел на богача, который страдал и физически, и духовно.

В притче Господь повествует о том, что Авраам отказывает богачу в какой бы то ни было милости. Почему? Оказывается, что Божий суд настолько справедлив, что ни под каким предлогом люди из ада не могут купить или каким-то неведомым образом вдруг попасть в место блаженства. Не будет так, что вдруг среди праведников в стране блаженства обнаружится человек, который там быть не должен. Между адом и местом блаженства есть непроходимая пропасть, которую перепрыгнуть невозможно.

Нельзя после смерти изменить свою участь, нельзя получить второй шанс. Все можно изменить лишь при жизни на земле, изменить сегодня. Завтра или послезавтра может быть слишком поздно: можно не успеть.

Богач, увидев настоящее положение дел, просит Авраама уже не о себе, но о своей семье, говоря: «Так прошу тебя, отче, пошли его (Лазаря) в дом отца моего, ибо у меня пять братьев; пусть он засвидетельствует им, чтобы и они не пришли в это место мучения» (Лк.16:27-28). Богач умолял, чтобы Лазарь пошел в его семью и рассказал о том, что ожидает людей после смерти. Но Авраам отказывает ему и в этом.

Логика Авраама понятна. У людей на земле есть закон и пророки. Господь Бог Сам заключил с людьми завет и оставил им понятные правила, согласно которым необходимо жить. Всё, что нужно делать, - это поступать согласно тому, что записано в Божьем Слове. И тогда успех и в жизни, и в вечности будет гарантирован. Но, по словам богача, слов Бога, пророчеств и Божьих обещаний недостаточно. Словам Бога не верят. Богач говорит, что вот если бы кто из мертвых вернулся на землю и всё рассказал, то ему поверят.

Авраам отвечает, что если Моисею и пророкам, мужам Божиим, с которыми Бог говорил напрямую, не поверили, то даже если бы кто-то воскрес из мертвых, то и ему бы не поверили. Неверие есть неверие. Если человек верить не желает, ничем его убедить невозможно, даже если бы кто вернулся «с того света». Неверующий человек придумает любые объяснения для того, чтобы подкрепить своё неверие.

УРОКИ ИЗ ПРИТЧИ О БОГАЧЕ И ЛАЗАРЕ

Что Иисус хотел сказать этой притчей фарисеям и всем Своим слушателям?

Он хотел обратить их внимание на то, как они живут, что является главным в жизни. Жить нужно для Бога и ради людей. Всё, что у нас есть, дано нам Богом. Мы никогда не должны забывать об этом. Если у нас есть богатство, употребить его необходимо для Божьей славы, для помощи людям, а не только для себя.

Нам не следует обращать внимание только на деньги и материальные ценности. Нужно любить людей, которые окружают нас, быть чуткими к ним, к их нуждам и проблемам.

Также нам нужно помнить, что мы на земле не будем жить вечно. После смерти нас ждет вечность. От того, как мы проживем эту жизнь, зависит, что нас будет ожидать в вечности: вечное блаженство или же вечное осуждение. Не стоит жить так, как будто бы смерти, Бога и суда нет.

Бог есть, Он реален. Он также является гарантом справедливости. Мы можем процветать и быть во всем успешными. Пока мы живем на земле, люди наших внутренних мотивов и наших дел видеть могут. Но в вечности всё будет явно. Там будет проведена четкая линия между честными и обманщиками, жадными и щедрыми, верующими и неверующими. Не стоит себя тешить мыслью о том, что Бог «закроет глаза» на то, что мы делали и как жили. Этого не будет. Бог милостив к нам, пока мы живем здесь. Но Он также и справедлив: Он каждому воздаст по его делам.

Пока мы живы и здоровы, пока имеем способность рассуждать и принимать решения, нужно обратить внимание на то, что нам говорит Божье Слово. Не следует ждать каких-то чудес или сверхъестественных событий, чтобы отдать свою жизнь в Божьи руки. Не нужно ждать, пока вы попадете в ситуацию, из которой вам очень тяжело будет выбраться и не останется ничего, кроме как только взывать к Богу. Сегодня нужно доверить свою жизнь Богу и начать поступать правильно, жить честно, видеть не только себя, но и других людей.

Такую весть Иисус принес людям. Он пришел для того, чтобы всем явить Отца Небесного, но, несмотря на всю Его доброту, множество исцелений и чудес, многие в Него так и не уверовали. Он, как говорится, пришел из вечности, так как Он - Бог и вечен по Своей природе. Он рассказал о том, что людям нужно делать, чтобы узреть Бога. Но над Ним посмеялись и многие Ему не поверили. Его всегда окружало много людей, но настоящих друзей у Иисуса было очень мало.

Что скажешь ты в ответ на эту притчу? Господь желает, чтобы твоя жизнь изменилась, чтобы ты стал верить тому, что говорит Иисус, чтобы не был равнодушен к Божьим словам. Сегодня нам следует пересмотреть свою жизнь и приготовиться к вечности. Если в нашей жизни что-то не так, дай нам Бог сегодня, не откладывая это «на потом», придти к Иисусу в покаянии для того, чтобы, не дай Бог, не попасть в место вечных мучений.

Притча «О богаче и Лазаре» — очень интересная притча, потому что в ней множество различных глубоких богословских смыслов. Но мне хотелось бы обратить внимание на то, что не лежит на поверхности этой притчи.

Евангелие от Луки (Глава 16, стихи 19–31):

19Некоторый человек был богат, одевался в порфиру и виссон и каждый день пиршествовал блистательно.
20Был также некоторый нищий, именем Лазарь, который лежал у ворот его в струпьях21и желал напитаться крошками, падающими со стола богача, и псы, приходя, лизали струпья его.
22Умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово. Умер и богач, и похоронили его.
23И в аде, будучи в муках, он поднял глаза свои, увидел вдали Авраама и Лазаря на лоне его
24и, возопив, сказал: отче Аврааме! умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучаюсь в пламени сем.
25Но Авраам сказал: чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь - злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь;
26и сверх всего того между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят.
27Тогда сказал он: так прошу тебя, отче, пошли его в дом отца моего,
28ибо у меня пять братьев; пусть он засвидетельствует им, чтобы и они не пришли в это место мучения.
29Авраам сказал ему: у них есть Моисей и пророки; пусть слушают их.
30Он же сказал: нет, отче Аврааме, но если кто из мертвых придет к ним, покаются.
31Тогда Авраам сказал ему: если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят.

Богач пиршествует, рядом с ним нищий Лазарь. Казалось бы, странная ситуация. Неужели богач никогда не знал, что рядом с ним есть этот обездоленный человек? Ведь он каждый день празднует, роскошно одевается, вкусно питается, и рядом – нуждающийся, о котором он знает. Ведь, когда богач умирает и оказывается в аду, он обращается к Лазарю, он знает, что этот Лазарь некогда был рядом с ним.

Ответ на вопрос очень простой. Каждый из нас знает что такое «избирательное зрение». Мы часто, даже бессознательно вытесняем из поля нашего зрения то, что нам неприятно, что нам не любо, что не приносит нам радости и удовольствия. Точно так же богач, конечно же, знал, что есть несчастный Лазарь, но это знание не увеличило в его жизни радости. И поэтому это формальное знание никогда не превращалось в настоящую любовь.

Мы часто сталкиваемся с различными неприятными обстоятельствами в нашей жизни, и в нашей душе, порой, даже возникает определенное чувство жалости, но дальше жалости мы часто не идем. И вот там, где есть жалость, но нет дела, мы должны понимать, что это не то, что не любовь, это даже не начало любви, это просто естественная реакция все еще живой человеческой души на чужую боль и проблему.

Жалость – это бездеятельная любовь. Это та любовь, к которой мы призваны, но, которую мы не хотим реализовать. У каждого из нас есть на самом деле свой Лазарь. Тот самый Лазарь, которого мы не хотим видеть, которого мы вытесняем и сознательно, и бессознательно, мы не хотим быть рядом с ним, мы не хотим видеть его рядом с нашим, казалось бы, праздником жизни, чтобы этот праздник не испортить. И в то же самое время, Бог смотрит на нас глазами не нашими, а глазами того самого Лазаря, к которому нас каждый раз подводит.

Хочется пожелать, чтобы, прежде чем радоваться, тем ежедневным радостям, которые посылает нам в изобилии Бог, мы остановились и очень внимательно посмотрели вокруг себя. А где тот самый Лазарь, который как «заноза» торчит, где то в нашем сердце? Торчит, но мы не можем его вынуть. Потому что, только благодаря этой «занозе», мы и остаемся способными попасть в Царство Небесное.

Протоиерей Павел Великанов

Мудрый Соломон писал о своих притчах так: ‘’послушает мудрый - и умножит познания, и разумный найдет мудрые советы; чтобы разуметь притчу и замысловатую речь, слова мудрецов и загадки их’’ (Прит.1:5,6). Исследуя притчи Соломона и поняв их суть [а их так же не следует воспринимать буквально, как и притчи Христа], мы поймём, что они были лишь пророческой тенью мудрого Учителя христианства. И вот, когда апостолы пришли к Господу и спросили: ‘’для чего притчами говоришь им’’ (Матф.13:10)? Ответ был таким: ‘’вам дано знать тайны Царствия Божия, а тем внешним все бывает в притчах; так что они своими глазами смотрят, и не видят; своими ушами слышат, и не разумеют, да не обратятся, и прощены будут им грехи’’ (Мар.4:11,12).

Многие те, кто читает притчу о Богаче и Лазаре, воспринимают её в буквальном смысле. Но, в таком случае встаёт вопрос, а как тогда понимать места Писания из Иоан.3:13. 1Кор.15:22,23. Евр.11:8,13,39,40; которые явно указывают на то, что до Господа Христа [Первенца из мёртвых], никто не восходил на небо?.. Так вот друзья, чтобы нам не уподобиться людям духовно не видящим и не слышащим, давайте постараемся понять суть этой притчи.

Богач и Лазарь

Некоторый человек был богат, одевался в порфиру и виссон и каждый день пиршествовал блистательно. Был также некоторый нищий, именем Лазарь, который лежал у ворот его в струпьях и желал напитаться крошками, падающими со стола богача, и псы, приходя, лизали струпья его. (Лук.16:19-21).

Понять что означает ‘’богач и нищий’’, нам поможет пророчество из кн. Иезекииль о жирных и тощих овцах. Если читать место: ‘’сын человеческий! изреки пророчество на пастырей Израилевых, изреки пророчество и скажи им, пастырям: так говорит Господь Бог: горе пастырям Израилевым, которые пасли себя самих! не стадо ли должны пасти пастыри? Вы ели тук и волною одевались, откормленных овец заколали, [а] стада не пасли’’ (Иез.34:2,3). Тогда становится понятно, что это указывает на образного ‘’богача’’, т.е. правящую элиту Израиля – Иезек.16:3,13.

Их остальной народ был настолько угнетён, ущемлён, стеснён материально, что даже при желании, они не могли позволить себе в достаточной мере заниматься поисками своего Бога. Когда же пришёл Великий Пастырь Христос: ‘’видя толпы народа, Он сжалился над ними, что они были изнурены и рассеяны, как овцы, не имеющие пастыря’’ (Матф.9:36).

В Лук.16;21 указывается, что ‘’нищий’’ желал напитаться крошками со стола ‘’богача’’. Вполне логично было бы понять это место буквально, однако Писание нередко учит нас думать аллегорически. Например, обратите внимание на слова: ‘’Я послан только к погибшим овцам дома Израилева… нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам… но и псы едят крохи, которые падают со стола господ их’’ (Матф.15:24-27). Это наталкивает на мысль о духовном хлебе (Лук.4:4), которого так не хватало духовно нищим иудеям ко времени прихода Мессии.

Что можно сказать о болезни ‘’нищего Лазаря’’, то наиболее ярким образом – знамением указывающим на духовно больной народ, является Лазарь из Вифании, друг Иисуса Христа (Иоан.11:1,3,4.). Когда наш Господь пришёл воскресить Лазаря, Ему было сказано о том, что это не реально, т.к. он уже четыре дня как похоронен и разлагается…

А теперь обратимся к пророчеству: ‘’Была на мне рука Господа, и Господь вывел меня духом и поставил меня среди поля, и оно было полно костей, и обвел меня кругом около них, и вот весьма много их на поверхности поля, и вот они весьма сухи. И сказал Он мне: сын человеческий! кости сии - весь дом Израилев. Вот, они говорят: "иссохли кости наши, и погибла надежда наша, мы оторваны от корня". Посему изреки пророчество и скажи им: так говорит Господь Бог: вот, Я открою гробы ваши и выведу вас, народ Мой, из гробов ваших и введу вас в землю Израилеву. И узнаете, что Я Господь, когда открою гробы ваши и выведу вас, народ Мой, из гробов ваших, и вложу в вас дух Мой, и оживете, и помещу вас на земле вашей, и узнаете, что Я, Господь, сказал это - и сделал, говорит Господь. А раб Мой Давид будет Царем над ними и Пастырем всех их, и они будут ходить в заповедях Моих, и уставы Мои будут соблюдать и выполнять их’’ (Иез.37:1,2,11-14,24). Это пророчество, которое тесно связано с исцелением и воскрешением Лазаря из Вифании, указывает на нежизнеспособность Израиля без милости Всевышнего. Далее, мы плавно переходим к следующим стихам притчи о Богаче и Лазаре.

Авраам. Милость и суд

‘’Умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово. Умер и богач, и похоронили его. И в аде, будучи в муках, он поднял глаза свои, увидел вдали Авраама и Лазаря на лоне его и, возопив, сказал: отче Аврааме! умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучаюсь в пламени сем. Но Авраам сказал: чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь - злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь’’ (Лук.16:22-25)

Здесь в первую очередь мы попытаемся понять, кто такой Авраам [это ведь так же аллегория]. В вехозаветное время, Всевышний Яхве, представлялся Богом Авраама, Исаака и Иакова (Исх.3:15.). Сегодня мы принимаем крещение во имя Отца, Сына и Святого Духа (Матф.28:19.); так что три патриарха Израиля являются прообразом – знамением. Так же апостол Павел в Галат.4:22-26; 3:28,29 указывал на то, что Авраам является образом Небесного Отца.

Итак, Лазарь прибыл на ‘’лоно Авраамово’’ , а богача отправили в ад – как это объяснить?.. Мы уже упоминали о том, что до нашего Господа Христа [Первенца из мёртвых], никто не восходил на небо (Иоан.3:13.); а это означает, что ‘’Лазарь на лоне Авраамовом’’ , так же является притчей – образом. Так же, понять к какому именно времени относится эта притча, нам поможет пророчество из Малах.3:1,2,5. где сказано о времени Иоанна Крестителя и Сына Человеческого Христа. В нагорной проповеди Господь говорит: ‘’ … Блаженны нищие духом, ибо ваше есть Царствие Божие. Блаженны алчущие ныне, ибо насытитесь. Блаженны плачущие ныне, ибо воссмеетесь. Напротив, горе вам, богатые! ибо вы уже получили свое утешение. Горе вам, пресыщенные ныне! ибо взалчете. Горе вам, смеющиеся ныне! ибо восплачете и возрыдаете’’ (Лук.6:20,21,24,25). И снова важно помнить, что Библия, это [в большинстве случаев] своего рода большая притча – аллегория; и понятие ‘’смерть’’ [богача и нищего], так же не является понятием буквальным – смотри: Быт.2:16,17; 5:3-5. Лук.9:59,60. Кол.3:1,3. Рим.6:2,4.

Читая данные места Писания, мы можем догадаться, что ‘’смерть’’, может означать изменение нашего положения в образном, духовном смысле слова. О этом положении написано в Лук.13:28,30: ‘’ …будет плач и скрежет зубов, когда увидите Авраама, Исаака и Иакова и всех пророков в Царствии Божием, а себя изгоняемыми вон. И вот, есть последние, которые будут первыми, и есть первые, которые будут последними’’ (Лук.13:28,30).

Что означают слова: ‘’там будет плач и скрежет зубов’’ ? Пророчества Исаии явно указывают на то, что это должно случиться ещё при жизни ‘’богачей’’, т.е. правящего класса отступников от Всевышнего, угнетателей народа: ‘’Посему так говорит Господь Бог: вот, рабы Мои будут есть, а вы будете голодать; рабы Мои будут пить, а вы будете томиться жаждою; рабы Мои будут веселиться, а вы будете в стыде; рабы Мои будут петь от сердечной радости, а вы будете кричать от сердечной скорби и рыдать от сокрушения духа. И оставите имя ваше избранным Моим для проклятия; и убьет тебя Господь Бог, а рабов Своих назовет иным именем’’ (Ис.65:13-15). Нечто подобное описали апостол Иоан в Откр.18:15-20 и пророк Иеремия в Иер.25:32,34-36. Так же, пророк Иеремия писал о том, что огонь гнева Господа на них, будет гореть во веки – Иер.17:1,4.

Дети дьявола и дети Всевышнего

‘’и сверх всего того между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят’’ (Лук.16:26).

Так что это за ‘’пропасть’’ ? Господь сказал фарисеям: ‘’… Куда Я иду, [туда] вы не можете придти. Тут Иудеи говорили: неужели Он убьет Сам Себя, что говорит: "куда Я иду, вы не можете придти"? Он сказал им: вы от нижних, Я от вышних; вы от мира сего, Я не от сего мира’’ (Иоан.8:21-23). Далее говорится, что эти ‘’богачи’’– фарисеи небыли детьми Отца Небесного – но их отцом был дьявол (Иоан.8:38-44.). Когда книжники и фарисеи стали утверждать, что они хорошо понимают Закон Моисеев, то Господин сказал им: ‘’если бы вы были слепы, то не имели бы [на] [себе] греха; но как вы говорите, что видите, то грех остается на вас’’ (Иоан.9:41); и это так же говорит о том, что они стояли в оппозиции по отношении к Всевышнему [образному Аврааму]. В ветхозаветное время, убивший человека, не мог спастись от наказания в городах убежищах (Иис.Нав.20:2-6.). Так же, Всевышний Яхве не принимал жертвы за грехи сделанные умышленно. По этому, апостол Павел писал: ‘’Ибо если мы, получив познание истины, произвольно грешим, то не остается более жертвы за грехи, но некое страшное ожидание суда и ярость огня, готового пожрать противников’’ (Евр.10:26,27). *** Дополнительные места Писания для размышления:

  1. 1Иоан.3:8,9. Матф.12:34.
  2. Рим.3:10-12,21. Иер.31:33,34. Иезек.36:27. Притч.4:23.

Слепота духовных вождей

‘’Тогда сказал он: так прошу тебя, отче, пошли его в дом отца моего, ибо у меня пять братьев; пусть он засвидетельствует им, чтобы и они не пришли в это место мучения. Авраам сказал ему: у них есть Моисей и пророки; пусть слушают их. Он же сказал: нет, отче Аврааме, но если кто из мертвых придет к ним, покаются. Тогда [Авраам] сказал ему: если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят’’ (Лук.16:27-31).

Выражение: ‘’пошли его в дом отца моего, ибо у меня пять братьев’’ , означает, что всего их шесть, и отцом их является дьявол. Вспомним пророчество: ‘’и вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту’’ (Быт.3:15). Это указывает на противостояние:

  1. семени ‘’жены’’ , как прообраза Небесного Иерусалима, т.е. Царства Бога (Исаия 54 гл.).
  2. семени ‘’змея’’ , т.е. приверженцев дьявола (Откр.12:9). Чтобы обратить ваше внимание на число ‘’шесть’’, мы представим знамение, описанное в книге Царств, которое произошло с праотцом Господа Христа, с пастухом овец, Давидом. В 1Цар.17:4,49,50 повествуется о том, что Давид [как образ семени ‘’жены’’, Царства Бога – Откр.12:1,5.], поразил филистимлянина Голиафа в голову; он был ростом шести локтей. Далее, в 2Цар.21:20 так же описывается противостояние с филистимлянином, у которого было по шесть пальцев на руках и ногах; и это так же являлось своего рода знамением – притчей для нас (Матф.12:38-42.).

То, что последний стих из притчи указывает на правящую религиозную элиту Израиля, подтверждает место из Евангелия от Иоанна: ‘’Не думайте, что Я буду обвинять вас пред Отцем: есть на вас обвинитель Моисей, на которого вы уповаете. Ибо если бы вы верили Моисею, то поверили бы и Мне, потому что он писал о Мне. Если же его писаниям не верите, как поверите Моим словам?’’ (Иоан.5:45-47). Это были поистине сыновья своего отца, дьявола, которым было сказано: ‘’Или признайте дерево хорошим и плод его хорошим; или признайте дерево худым и плод его худым, ибо дерево познается по плоду. Порождения ехиднины! как вы можете говорить доброе, будучи злы?’’ (Матф.12:33,34). Так что убив Господа, они не остановились, но попытались обмануть народ (Матф.28:11-15.), дальше продолжая убивать собратьев Христа (Матф.23:33,34.). Так, что в конце – концов Иаков о них писал: ‘’Послушайте вы, богатые: плачьте и рыдайте о бедствиях ваших, находящих на вас. Вот, плата, удержанная вами у работников, пожавших поля ваши, вопиет, и вопли жнецов дошли до слуха Господа Саваофа. Вы осудили, убили Праведника; Он не противился вам’’ (Иак.5:1,4,6).

Мораль:

Может ли притча о ‘’богаче’’ иметь отношение к нашему времени? Конечно да, т.к. ‘’купцы – богачи’’ так же описаны в книге Откровение (Откр.18:15,16.), а она указывает на последние дни нечестивого мира. И если наш Господин Христос поставил своих ‘’купцов’’ – пастырей, и дал им таланты (Матф.25:15-27.), чтобы они умножали Его богатство – Исаия.66:19-21. Матф.28:19,20. Так есть и ‘’сыновья лукавого’’, которые для своей корысти умножают ‘’богатство’’ Вавилона великого – Деян.20:29,30. 2Пет.2:1-3.

Но скоро снова придёт наш Господь и всё окончательно исправит. Аминь.

С. Иаковлев. (Бохан)

*** Так же, информацию на данную тему можно получить в статье ‘’Что такое Вавилон великий’’ (Тайны Библии. Новое понимание Писания).

Картина художника: Суриков Василий Иванович «Богач и Лазарь. 1873» на холсте. (точная копия)

Евангелие от Луки

16:19 Некоторый человек был богат, одевался в порфиру и виссон и каждый день пиршествовал блистательно.

16:20 Был также некоторый нищий, именем Лазарь, который лежал у ворот его в струпьях

16:21 и желал напитаться крошками, падающими со стола богача, и псы, приходя, лизали струпья его.

16:22 Умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово. Умер и богач, и похоронили его.

16:23 И в аде, будучи в муках, он поднял глаза свои, увидел вдали Авраама и Лазаря на лоне его

16:24 и, возопив, сказал: отче Аврааме! умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучаюсь в пламени сем.

16:25 Но Авраам сказал: чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь – злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь;

16:26 и сверх всего того между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят.

16:27 Тогда сказал он: так прошу тебя, отче, пошли его в дом отца моего,

16:28 ибо у меня пять братьев; пусть он засвидетельствует им, чтобы и они не пришли в это место мучения.

16:29 Авраам сказал ему: у них есть Моисей и пророки; пусть слушают их.

16:30 Он же сказал: нет, отче Аврааме, но если кто из мертвых придет к ним, покаются.

16:31 Тогда Авраам сказал ему: если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят.

Основная мысль этой притчи та, что неправильное употребление богатства лишает человека Царства Небесного и низводит его в ад на вечные муки.

Один богатый человек одевался в Порфиру и виссон. Порфира это сирская верхняя одежда из дорогой материи красного цвета, а виссон – белая, тонкая нежная материя из египетского льна. Этот богач, живя роскошно каждый день пиршествовал, живя, следовательно, в свое удовольствие.

У ворот его дома лежал нищий именем Лазарь. Слово “Лазарь” буквально значит “Божия помощь”, т.е. “нищий” всеми оставленный, кому можно надеяться только на Бога. Псы причиняли ему еще больше страданий, приходя и облизывая струпья его, а он, видимо, не имел силы отогнать их.

В этом именно нищем богач и мог себе снискать друга, который и принял бы его по смерти в вечные обители, по мысли предыдущей притчи, но богач, как видно был человеком бессердечным, безжалостным к нищему, хотя и не скупым, поскольку каждый день пировал. Он не жалел денег, но тратил их лишь на свои удовольствия. По смерти Лазаря, душа его была отнесена Ангелами на лоно Авраамово.

Не сказано “в рай”, потому что рай был отверзт только страданием и воскресением Господа Иисуса Христа, но выражается лишь та мысль, что Лазарь, как истинный сын Авраама, разделил с Авраамом его посмертный жребий, улучив состояние, полное утешительных надежд на будущее блаженство, ожидающее всех праведников.

Лазарь заслужил эти “вечные кровы”, без сомнения, своим тяжким и безропотным страданием. “Умер и богач и похоронили его”. Упоминается о похоронах, вероятно, потому, что они были роскошны, в то время как труп Лазаря был просто выброшен на съедение диким зверям. Но богач оказался в аду в муках. И вот видит он вдали Авраама и Лазаря на лоне его. Так созерцание грешными блаженства праведных увеличивает страдания грешников в аде и, может быть, возбуждает в них надежду, хотя и тщетную, на облегчение.

Как прежде Лазарь желал насытиться только крошками, так теперь обнищавший богач просит только о нескольких каплях воды, чтобы остудить воспаленный язык. Богачу, однако, отказывается и в этом малом утешении: как Лазарь утешается в полной соразмерности со своими прежними мучениями, так и богач страдает в такой же полной соразмерности со своим прежним беспечным и бессердечным веселием.

Кроме того Авраам приводит и другое основание своему отказу: неизменяемость приговора Божия, вследствие которого между местом блаженства праведников и местом мучения грешников устанавливается непроходимая пропасть, в полном соответствии с нравственной пропастью, разделяющей тех и других. Авраам отказывает богачу и в просьбе послать Лазаря в дом отца его, чтобы предупредить его братьев, дабы они не следовали примеру его жизни. “У них есть Моисей и пророки”, т.е. писанный Закон Божий, из которого они могут научиться, как надо жить, чтобы не попасть на место мучений.

Богач признается, что братия его, подобно ему, глухи к Закону Божию, и что только необыкновенное явление умершего могло бы образумить их и заставить переменить образ жизни на лучший. На это Авраам возразил, что если они дошли до такого нравственного падения, что не слушаются голоса Божия, выраженного в Слове Божием, то всякие Другие уверения будут также напрасны. Неверующий, пораженный даже необычайностью явления умершего, потом все же начнет себе объяснять это явление как-нибудь иначе и снова останется таким же неверующим и неисправленным.

Что это так, видно из того, как упорно неверовавших иудеев нисколько не убеждали бесчисленные знамения и чудеса, кои совершал Господь Иисус Христос: они не уверовали даже, видя воскрешение Лазаря, помышляли даже убить его. Все дело в том, что сердце, испорченное грехом, упорно не желает верить в будущие муки, ожидающие грешников, и убедить его никакими чудесами в этом нельзя.

О Лазаре и богаче, беседа свт. Иоанна Златоуста

Церковь является для нас величайшим училищем: здесь богатые вразумляются и исправляются, а бедные находят себе успокоение и утешение. Вот и сейчас, возлюбленные, нам предстоит заняться делом учения. Последуя наставлениям предыдущего евангелия, воспользуемся ныне читанным и постараемся извлечь из него полезное для всех вас. Сегодняшнее евангельское чтение изображало нам жизнь богача и бедняка: богач утопал в неге и наслаждении, а бедняк проводил жизнь в нищете.

Некоторый человек был богат, одевался в порфиру и виссон и каждый день пиршествовал блистательно. Был также некоторый нищий, именем Лазарь, который лежал у ворот его в струпьях и желал напитаться крошками, падающими со стола богача, и псы, приходя, лизали струпья его ” (Лк. 16:19-21) .

Этот рассказ необходимо, возлюбленные, разобрать обстоятельно, чтобы, как моряки – из опыта своих предшественников, могли и мы научиться из него избегать подводных скал, причиняющих кораблекрушение, чтобы с одной стороны богатые вразумились, видя, какое наказание понес изображаемый здесь богач, а с другой стороны бедные, видя на примере Лазаря, как блестяще оправдываются их надежды, охотнее проходили путь жизни среди выпадающих на их долю скорбей.

Некоторый человек был богат. Некоторый человек “. Он не назван по имени, не удостоился такой чести, как Иов, о котором было написано: “был человек в земле Уц, имя его Иов ” (Иов 1:1) . Об его имени умолчано: как бесплодный, он лишен и имени (ведь праведных имена в книге жизни, а имена грешников изгладятся бесследно), ему оставлено только общее родовое имя – человек: это имя уж конечно для всех людей является общим. Не имея отличительного собственного имени, он отличался за то особенною суровостью своего злого нрава. “Некоторый человек был богат “.

Сродный бедному Лазарю по телесной природе, он был чужд ему по наследию Христову по причине озлобленной свое воли. “Некоторый человек был “. Человеком он был по внешности, а по нраву это было животное, питающееся в одиночку. “Некоторый человек был богат “. Богат стяжаниями, богат преступлениями, богат медью, богат греховным ядом; озарен блеском серебра, но омрачен грехами; богат золотом, но беден Христом; много одежд имел он, но душа его не имела покрова; драгоценные одежды хранились у него, но лишь множество тли питалось ими. “Некоторый человек был богат “.

Цветя богатством, он не имел цвета правды: дерево осеннее, бесплодное, вдвойне мертвое. “Некоторый человек был богат, одевался в порфиру и виссон “. Он облачался в порфиру, но от царства Божия был отвержен; не кровью Христовою обагрена была его порфира, она была окрашена кровью морских раковин; не залогом царства небесного служила она для него, но предзнаменовала его страшный огонь геенский.

Некоторый человек был богат, одевался в порфиру и виссон и каждый день пиршествовал блистательно “. Не о Господе веселился он, как праведные (ведь для праведных радость – память о Боге, как свидетельствует, например, Давид: “вспоминал я Бога и веселился ” – Пс. 76:4 ); его увеселения заключались в пьянстве, распутстве, объядении, пресыщении; одним словом он был ничем не лучше свиней, валяющихся в грязи.

Был также некоторый нищий, именем Лазарь “. Бедного Господь назвал по имени, обозначением имени воздавая ему честь. “Был также некоторый нищий, именем Лазарь, который лежал у ворот его “, почти потопляемый волнами нищеты, а немного спустя с честью несомый ангелами на лоно Авраамово. “Был также некоторый нищий, именем Лазарь, который лежал у ворот ” богатого “в струпьях ” (ст. 20) .

О, каким бедствиям подвергался бедный! Тягчайшей бедностью он был пригнетен как (колос) сильным градом; палящими нарывами как искрометными угольями разъедалось его тело; отовсюду устремлялись на него потоки горя, разрушая тело и разрывая сердце; никакого послабления, никакого облегчения он не находил себе ни в чем.

Отвне – нападения, внутри – страхи ” (2Кор.7:5) . Совне тело истощалось нарывами, а внутри сердце грызли неотступные заботы. Ни плодоносная нива не доставляла ему семян хлеба, ни виноград не приносил ему сладких гроздьев, ни дерево осенью не давало ему своих сочных плодов, ни другое какое из произведений земли не служило для него утешением в его бедности.

И вот этот-то человек, у которого не было ни пяди обработанной земли, ни локтя кровли для жилья, выброшен был под открытое небо на навозную кучу! Навоз и днем и ночью служил для него покровом, зимою несколько согревая его, а летом немилосердно обжигая. Сплошными ранами покрыто было его тело. Труд земледельца был для него непосилен, путешествия и торговые предприятия для него были невозможны, да и ни к каким другим способам борьбы с нуждою он не был способен. Во всем у него был недостаток, во всем лишение.

Стоны прежде слез рождались в его сердце, подобно терниям; потоки слез стремились по его щекам, так что от постоянного течения слез его щеки покрылись бороздами. Во сне искал он смерти и наяву призывал ее, – но она не являлась. Он ждал смерти как избавления от всех трудов и забот, подобно многострадальному Иову. Ведь и тот, потеряв богатства, стада, имущества, совершенно обнаженный, снедаемый червями, лежал на гноище и желал смерти.

Вот что говорил он: “На что дан страдальцу свет, и жизнь огорченным душею, которые ждут смерти, и нет ее, которые вырыли бы ее охотнее, нежели клад, обрадовались бы до восторга, восхитились бы, что нашли гроб ” (Иов 3:20-23) . “И желал “, говорится, “напитаться крошками, падающими со стола богача ” (Лк. 16:21) . О, противоречие жизни! Богатый утопал в бурном потоке наслаждений, а бедный изнемогал под игом бедности, не имея ни одной капли для освежения. Отчего в самом деле течение жизни не привело их к взаимному общению? Отчего? Чтобы бедный воспринял светлые венцы за свое терпение, а богатому за то, что он довел свою душу до озверения, своими зубами пришлось грызть незрелый виноград. “И псы “, говорится, “приходя, лизали струпья его “.

Псы оказались человечнее богатого и добрее его. Он никогда капли масла не уделил бедному, а псы, остроту зубов укрощая человеколюбием, мягким языком своим врачевали его, удаляя с его ран всякую нечистоту и запекшуюся кровь; гладкость языка заглаживая его лютые нарывы, они незаметно облегчали тяжесть его ран. Богатый же никогда не удостоил бедняка милостивым взглядом или словом, хотя бы бесполезным; не бросил ему ни рубища, ни остатков еды, ни одного гроша, покрытого ржавчиной, ни хлеба, ни даже корки хлебной, тронутой плесенью, но все это отправлял через горло в свою утробу, как будто она была всеобъемлющей.

И что же? Каковы заслуги каждого, таково и воздаяние. “” (ст. 22) . Едва избегнув тягосте и треволнений бедности, он прибыл в тихую пристань Авраама. “Умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово “. Видишь, как за порогом этой жизни бедность окружается попечением ангелов? “Умер и богач, и похоронили его ” (ст. 22) .

Относительно богатого тотчас упоминается и гроб, согласно со словами Давида: “и гробы их – жилища их на век ” (Пс. 48:12) . Поэтому и говорится тебе: бедный, не бойся, “когда богатеет человек, когда слава дома его умножается: ибо умирая не возьмет ничего; не пойдет за ним слава его ” (Пс. 48:17,18) . Все оставит он здесь – рабов, прислужников, угодников, прихлебателей, льстецов, колесницы, златоуздых коней, бани, поместья, дома с раззолоченными потолками и мозаичными полами, царство, могущество, власть, – все это оставит он здесь и уйдет отсюда нагим. И находясь в аду, “он поднял глаза свои “, – заметь, на какой глубине находился богатый и на какой высоте бедный, – “поднял ” говорится, “глаза свои “, богатый “увидел вдали Авраама и Лазаря на лоне его ” (ст.23) .

Почему, однако, не Лазарь увидел богатого? Потому, конечно, что кто находится среди света, тот не видит находящегося во тьме, а кто во тьме находится, тому видно находящегося в свете. И сказал: “отче Аврааме! умилосердись надо мною “! Говоришь: “умилосердись ” теперь, когда уже прошло время милости. Разве ты не слышал говорящего: “суд без милости не оказавшему милости ” (Иак. 2:13) ? Каешься теперь, когда нет места для исповедания; не слышал разве, что сказал Давид: “во аде кто будет славить Тебя ” (Пс. 6:6) ? “Умилосердись надо мною и пошли Лазаря “. Ты знаешь Лазаря? Ты узнал того, кто лежал в навозной куче, и кого ты не желал никогда удостоить равной чести с собаками? Но ведь ты – во дни благоденствия твоего – затворил перед ним свои недра; так и я теперь – в день наказания – затворяю перед тобою недра милости. Разве ты не слышал, как Бог через всех пророков взывал к тебе, говоря: “наблюдай милость и суд и уповай на Бога твоего всегда ” (Ос.12:6) , потому что “милости хочу, а не жертвы ” (Ос. 6:6) ; “блаженны милостивые, ибо они помилованы будут ” (Мф. 5:7) , и еще: “благотворящий бедному дает взаймы Господу ” (Прит. 19:17) ?

Итак, где ты сеял, там ищи и пожинай; где расточил, там и собирай. Ты никогда не разбрасывал семян милостыни, ничего не давал взаймы Богу посредством милостыни бедному, но все собирал и употреблял для своего чрева. А где было сокровище твое, там пусть будет и сердце твое. “Умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучаюсь в пламени сем ” (ст. 24) . Терпит наказание язык, который служил ему для наслаждения пищей; он просит каплю воды, между тем как при жизни никогда не подал жаждущему хотя бы чашу холодной воды во имя ученика.

Если бы при жизни ты поделился с Лазарем своим добром, то теперь разделил бы с ним царство; если бы тогда был сострадателен к бедным, то теперь избежал бы тяжкого осуждения, – потому что “блажен, кто помышляет о бедном! В день бедствия избавит его Господь ” (Пс. 40:2) . Щедро бросай богатством твоим в бедных, чтобы заровнять им ту огнепальную бездну; обильным потоком пусть струится твое милосердие, чтобы потушить тот пламень; поддержи жизнь сирот – и вот ты убил уже неусыпающих червей; отри слезу вдовы – и ты освободил душу свою от гнета грехов.

Для того ведь тебе и прочтено это, чтобы ты, идя по следам немилосердного богача, не подвергся тому же самому наказанию в геенне. А ты, бедный, не унывай и не падай духом, как бы волны бедности тебя не стеснили. Взирай на славнейшего Лазаря, сюда устремляй свой взор и днем и ночью, чтобы, управляя свою жизнь рулем терпения, ты достиг той же самой спасительной пристани, во Христе Иисусе Господне нашем, Которому слава во веки веков. Аминь.