И с тургенев бурмистр основные события. Анализ рассказа тургенева бурмистр


>Характеристики героев

Характеристики главных героев

Один из главных героев рассказа, помещик, офицер в отставке. Он является соседом рассказчика, который описывает его как человека рассудительного, получившего отличное воспитание. Когда то, он даже вращался в высшем свете, а в данный момент, очень успешно занимается хозяйством.­ Он является гостеприимным хозяином, даёт хорошие обеды, но, несмотря на это, сосед не любит к нему ездить.

Один из главных героев рассказа, крайне жёсткий бурмистр в деревне Шипиловка, которая принадлежит барину Аркадию Павлычу Пеночкину. Он был небольшого роста, с бородой, широк в плечах, имел красный нос и маленькие глаза. Софрон был женат, у него также был сын – местный староста, глупый, но очень огромный детина.

Рассказчик

Именно от его лица ведётся рассказ всей истории. Большой любитель охоты. Однажды, случайно оказался в деревне Шипиловка вместе со своим соседом Аркадием Павлычем, кому принадлежала эта деревня. Именно в ней произошли основные события рассказа.

Староста (сын Бурмистра)

Сын Бурмистра был высокого роста с рыжими волосами. Он был такой же грубый и жестокий, как и его отец.

Жена Бурмистра

Как и всё семейство Бурмистра была жёсткой женщиной, например по приезду, рассказчик случайно увидел, как она втихую била одну из женщин.

Антип с сыном

Мужики из Тоболеевой семьи, пришли жаловаться на Бурмистра Аркадию Павлычу. Он не стал за них заступаться, и как узнал потом рассказчик, житья им теперь не даст Бурмистр, сведёт в могилу.

Федосеич

Отставной солдат, помощник Софрона. Помогал гостям осматривать хозяйство. Носил огромные усы и имел странное выражение лица.

Анпадист

Мужик из деревни Рябово, знакомый рассказчика. Поведал ему о том, что Софрон страшный человек, замучил всех в деревне. Также рассказал, что Антипу, который пожаловался на него, теперь спокойной жизни не даст.

Рассмотрим более подробно фабулу рассказа, которая в произведении реализуется в виде взаимодействия элементов — экспозиции, завязки, развития действия, кульминации, развязки. Экспозиция рассказа отражена в первых строках и задает пространственно-временные координаты начала действия: «верстах в пятнадцати от моего именья живет один мне знакомый человек», время — современное автору-рассказчику, то есть середина XIX века, об этом свидетельствует рассказ от первого лица о событиях настоящего («живет») или недавно произошедшего времени. Завязка обнаруживается в описании отношений помещика Пеночкина со своими крестьянами.

Выдержка из текста

Рассказ «Бурмистр», написанный И.С. Тургеневым, входит в цикл «Записки охотника» и был впервые опубликован в первой части журнала «Современник» в номере

1. за 1846 год.

Перед нами произведение эпического рода, написанное в жанре рассказа, для которого свойственна небольшая форма, и одна-две главные сюжетные линии.

Главной темой произведения является описание взаимоотношения крестьянства с помещиками и их управляющими. Тургенев живописно рисует типичный быт русского помещика на фоне тяжелой и угнетенной жизни крестьянства. Тематика произведения вписывает рассказ в единую парадигму с другими рассказами цикла «Записки охотника».

Список использованной литературы

Не предусмотрен условиями написания работы. Только текст произведения.

Рассказ «Бургомистр» повествует нам о горькой жизни крестьян во времена крепостного права. Автор, со свойственным ему мастерством, описывает читателю образ молодого помещика Аркадия Павлыча Пеночкина. Образ его противоречив – с одной стороны окружение относится к нему замечательно, а с другой, автор повествования выставляет его в негативном ключе.

По мнению общества Аркадия Павлыч человек строгий, и, как часто это бывает, справедливый. Будучи прогрессивным помещиком, герой представляется нам образованным, культурным, воспитанным человеком. Но стоит обратить на него чуть большее внимание, как мы понимаем, что под личиной скромности находятся жестокость и отсутствие сострадания. За малейшую провинность помещик жестоко наказывает крестьян.

Пеночкин делает своих крестьян полностью зависимыми от бургомистра Софрона, который повсеместно известен своей злобностью и беспринципностью. Но Пеночкину на это плевать, ему неинтересно положение простых людей. Ему плевать даже на семью старика Антипа. Единственное, что его волнует, это оброк и отсутствие жалоб. Пеночкин одним своим присутствием взывает среди крестьян панический страх. Рассказчик описывает, что едва завидев помещика, вся деревня на мгновение будто вымирала.

Помещик Пеночкин и бургомистр Софрон различаются во многом. Но их бесчеловечное отношение к крепостным является тем, что их объединяет. Они оба полны цинизма и жестокого эгоизма. Несмотря на показушную доброту и интеллигентность, Пеночкин никоим образом не лучше злого бургомистра. Во всем сборнике не найдется человека с более отрицательными чертами, чем Пеночкин.

Про образ Софрона мы узнаем от мнений Рассказчика, крестьянина Анпадиста и Пеночкина. Сам же Пеночкин души не чает в своем бургомистре, для него он лучший управленец. Софрон же всячески льстит своему хозяину, изображая искреннюю любовь и преданность. Но за этим, как читатель понимает, стоят лишь лицемерие и фальшивость.

Слова бургомистра производят впечатление весьма комичное. Софрон то пытается щегольнуть особыми, «барскими» словечками, то старается угодить своему хозяину лестными словами.

Еще одним отрицательным качеством бургомистра является бессмысленная трата денег. Он не интересуется положением крепостных, ему все равно на их положение, он каждый раз берет с них положенное и оставляет подопечных без каких-либо средств к существованию.

Мастерство Тургенева, ему поразительная способность к описанию быта крестьян, особый подход к жизнеописанию, делают «Записки охотника» одним из центральных произведений в русской литературе. И именно поэтому, даже спустя столетия, читатели раз за разом погружаются в рассказы и находят в них нечто свое.

Несколько интересных сочинений

    Юмор и веселье - составная часть жизни каждого из нас. Но не все люди весёлые, кто-то ходит грустным, кто-то мечтательным или расстроенным. Кто такой весёлый человек? Какие качества ему присущи, каковы черты

    В повести «Станционный смотритель» нам показан образ одного маленького человека. Мы видим, как сильно был унижен честный человек, как жестоко его унижали и втаптывали в землю, считали его низким и бедным по материальному достатку.

  • Герои произведения Бесприданница Островского

    Драма Островского – «Бесприданница» рассказывает о трагической судьбе девушки из небогатой дворянской семьи. Лариса Дмитриевна – молодая привлекательная девушка

  • Анализ рассказа Чудик Шукшина 6, 11 класс

    Центральной темой произведения является раскрытие конфликтного противостояния города и деревни, представленный в рассказе на примере образов основных персонажей в качестве деревенского жителя Василия Егоровича Князева, прозванного Чудиком

  • Сочинение по картине Радуга Нисского 7 класс

    Меня очень вдохновила эта картина, она пропитана верой в будущее, верой в человека и жизнелюбием. Радуга возвышается над железным подвесным мостом

Недалеко от моего имения живёт молодой помещик, офицер в отставке, Аркадий Павлович Пеночкин. Человек он рассудительный и воспитанный, о подданных своих печётся и наказывает их для их же блага. Роста он небольшого и собой недурён. От его светло-карих глаз и румяных щёк так и пышет здоровьем и доброжелательством. Аркадий Павлович считается одним из самых образованных дворян и завидных женихов нашей губернии. Он осторожен, и ни в одну историю замешан не был. Его дом в Петербурге содержится в завидном порядке. Говорит Аркадий Павлович мягким и приятным голосом, обильно пересыпая речь фразами по-французски. Несмотря на все эти достоинства, я посещаю его неохотно. В его доме мною овладевает странное беспокойство.

Однажды мне пришлось провести у Аркадия Павловича ночь. Утром он не отпустил меня без завтрака, во время которого был наказан лакей, забывший подогреть вино. Пеночкин узнал, что я еду в Рябово, и решил отправиться со мной - в тех же местах находилось его село Шипиловка. Он очень хвалил тамошнего бурмистра Софрона, «государственного человека».

С собой Аркадий Павлович захватил бездну вещей и повара. Ехали мы долго, и приехали прямо в Шипиловку. В тот день мне пришлось забыть про охоту и покориться своей участи. У околицы нас встречал староста, сын бурмистра, огромный рыжий мужик. Самого Софрона дома не оказалось. Мы поехали по деревне. При виде нашей коляски люди замолкали и разбегались. По селу распространялось тревожное волнение. Жена бурмистра встретила нас у крыльца и долго целовала ручку Аркадия Павловича.

Мы уже успели расположиться в холодной избе, когда приехал бурмистр. Он был небольшого роста, плотен, плечист и сед, с красным носом, маленькими голубыми глазками и бородой в виде веера. Войдя в избу, он заговорил нараспев и со слезами умиления приложился к ручке барина. Нам подали ужин, а бурмистр всё докладывал о делах и жаловался, что мало земли. Он рассказал, как на земле Пеночкина нашли мёртвое тело, а он велел стащить его на землю соседей и задобрил станового. Пеночкина позабавила эта уловка. Засыпая, Пеночкин заметил мне, что со времени управления Софрона за крестьянами не водится недоимок.

На другой день Аркадий Павлович уговорил меня остаться, чтобы показать мне своё имение. Нас сопровождал Софрон. Во время осмотра он всё напирал на то, что мало земли, и Пеночкин разрешил прикупить её от своего имени. Выходя из сарая после осмотра веялки, мы увидели двух мужиков в заплатанных рубахах. Старшего звали Антип. Они пришли жаловаться на бурмистра. Оказалось, что Софрон выплатил за них недоимку и взял в кабалу, да и не их одних. Всех взрослых сыновей Антипа Софрон отдал в солдаты, и последнего хотел отдать. Аркадий Павлович не захотел выслушать их до конца. До самого моего отъезда он дулся на Софрона.

Через час я уже был в Рябове и вместе со знакомым мужиком Анпадистом собирался на охоту. Я заговорил с Анпадистом о Софроне. Он рассказал, что Шипиловка только числится за Пенкиным, а владеет ею бурмистр. Земли у него гораздо больше, чем думает Пеночкин, кроме того бурмистр ещё и торговлей занимается. Антип как-то поспорил с бурмистром, и теперь Софрон мстит ему.

Летом и осенью 1846 года Иван Сергеевич Тургенев жил в своем имении Спасское-Лутовиново, где часто охотился. Когда писатель вернулся в Петербург, к нему обратились из редакции «Современника» с просьбой заполнить один из разделов журнала. Так стали появляться рассказы, которые автор отобрал в сборник «Записки охотника» и опубликовал затем отдельной книгой. В сборник вошел и рассказ «Бурмистр» , написанный Тургеневым в июле 1847 года в Зальцбрунне.

Произведение наглядно демонстрирует безотрадное положение крестьян во время крепостного права. Автор дает развернутую характеристику молодому помещику, бывшему гвардейскому офицеру Аркадию Павлычу Пеночкину. Его образ представлен в двух плоскостях: через одобрительное отношение людей из своего окружения и негативное мнение об этом человеке автора повествования.

Общество считает Аркадия Павлыча строгим, но справедливым и прогрессивным помещиком. Сам Пеночкин всячески стремится поддерживать статус человека выдержанного, культурного, прекрасно образованного и воспитанного. Но под внешней скромностью и хорошими манерами героя скрываются жестокость и бессердечность. С крепостными помещик разговаривает спокойно, но жестоко наказывает их за малейшую провинность.

Сделав своих крестьян полностью зависимыми от злого бурмистра Софрона, Пеночкин не хочет даже вникать в их бедственное положение. Ему безразлична судьба несчастной семьи старика Антипа. Главное, чтобы оброк платился исправно, и никто не докучал жалобами. Панический страх крепостных перед репрессивной системой Пеночкина хорошо показан Тургеневым в сценах с камердинером Федором и приездом барина в Шипиловку. Завидев экипаж помещика, вся деревня будто вымерла.

Главные герои рассказа помещик Пеночкин и бурмистр Софрон – совершенно разные люди. Однако их роднит жестокое отношение к крепостным. Утонченный Пеночкин и грубый Софрон одинаково циничны и эгоистичны. Тургенев развенчивает показную интеллигентность и доброту Аркадия Павлыча. Тот нисколько не лучше душегуба Софрона. Пеночкин – один из наиболее ярких отрицательных героев во всем сборнике. Белинский назвал его «мерзавцем с тонкими вкусами».

Образ Софрона формируется из мнений о нем трех персонажей: рассказчика, Пеночкина и крестьянина Анпадиста. Аркадий Павлыч восторгается своим управляющим: «Бурмистр у меня там молодец» . Софрон подыгрывает барину, изображая любовь и преданность. Но в его слащавых словах явно чувствуются фальшь и лицемерие.

Речь бурмистра производит весьма комическое впечатление. С одной стороны, Софрон старается щегольнуть «барским словцом» , а с другой – придать своим высказываниям лестный для Аркадия Павлыча смысл. Не менее комичными выглядят и хозяйственные старания Софрона: фронтон с безграмотной надписью над скотным двором, флюгер на ветряной мельнице, посыпанные песком дорожки на гумне. Видно, что бурмистр пытается придать своему дому лоск барской усадьбы.

Но нельзя назвать настоящим хозяином человека, который так бессмысленно тратит деньги. Главный талант Софрона – умение обдирать крестьян как липку, пользуясь их зависимым положением. Свое благополучие бурмистр строит на разорении односельчан и обмане помещика.

Мнение простого крестьянина Анпадиста в финале произведения окончательно характеризует Софрона: «мошенник беспардонный, пес» . Чтобы оставить читателя под впечатлением от этих слов, Тургенев заканчивает рассказ нейтральной фразой: «Мы отправились на охоту» .

Картины русской природы в рассказах из сборника «Записки охотника» занимают весомое место и служат автору дополнительным средством для оценки персонажей. Положительные герои изображены в единстве с природой, отрицательные – в конфликте с ней. В рассказе «Бурмистр» положительных героев нет, поэтому отсутствуют здесь и красивые пейзажные сцены. Есть лишь скупые наброски из нескольких слов. Тем символичнее и выразительнее упоминание грязной лужи, возле которой на коленях перед Пеночкиным стоят просители.

Мастерство писателя, глубина образов, новый подход к изображению людей из народа сделали «Записки охотника» важным этапом в развитии русской литературы. Рассказ «Бурмистр» занимает в этом сборнике одно из центральных мест.

  • «Бурмистр», краткое содержание рассказа Тургенева
  • «Отцы и дети», краткое содержание по главам романа Тургенева
  • «Отцы и дети», анализ романа Ивана Сергеевича Тургенева