Главные герои произведения гобсек. Повесть Бальзака «Гобсек»


(проблема социально-временной детерминированности реалистического характера)

При анализе повести Оноре Бальзака «Гобсек» возникают две основные задачи: выявить специфику творческого метода самого Бальзака и познакомиться с французским реализмом первой половины XIX века.

Прежде всего, необходимо вспомнить основные черты реа­лизма Франции, а затем уяснить мес­то повести в системе произведений «Человеческой комедии» и представление самого Бальзака о своих творческих задачах (см. план «Человеческой комедии» и «Предисловие» к «Челове­ческой комедии» автора).

Человек широкообразованный, Бальзак был в курсе новей­ших научных открытий. «Предисловие» (1841 г), выросло на ба­зе достижений истории, политэкономии, естествознания и ли­тературных теорий его времени, Бурные дискуссии естествоиспы­тателей (Кювье и Сент-Клера) натолкнули писателя на мысль о том, что и человеческое общество, подобно миру животных, представляет собой единство организмов, где каждое живое существо получает свои отличительные свойства в непосредст­венной зависимости от той среды, в которой ему «назначено развиваться». «Проникнувшись этой системой, - писал Баль­зак, - я понял, что в этом отношении общество подобно Приро­де». Однако писатель никогда не забывал, что человек - су­щество во много раз более сложное, чем животное, его форми­рует не только природа, но и общество. Он считает своей обя­занностью изображать «мужчин, женщин и вещи, то есть людей и материальное воплощение их мышления, - словом, изобра­жать человека и жизнь». Отсюда вытекает внимание Бальзака к материальному миру вокруг героя - «материальному воплоще­нию «мышления» людей», ибо он убежден, что улица, жилище, одежда персонажа обязательно отразят в себе особенности ха­рактеров, потребностей, привычек людей разных общественных групп. Писатель собирался создать драму с тремя-четырьмя или двумя-тремя тысячами действующих лиц. При этом герои, по глубокому убеждению Бальзака, могли бы стать действительно живыми, если бы «являлись полным отображением своего вре­мени», если бы был соблюден принцип историзма. В каждом персонаже должно биться «человеческое сердце» и таиться «целая философия». Образцом романа для Бальзака стал роман В. Скотта, ибо шотландский романист «возвысил роман до сте­пени философии истории», т. е. не только передал факты, но и осмыслил их. Стремясь воспроизвести современность во всей полноте, Бальзак утверждал, что историком должно быть само общество, а писатель - только его секретарь. Однако он видел в писателе не бесстрастного регистратора событий, но исследо­вателя, который имеет определенное мнение о человеческих де­лах, находит основной двигатель общества. Сам Бальзак этим основным двигателем считал двигатель социальный. Социальный двигатель у него базируется на экономике, - не случайно Ф. Энгельс писал, что «в смысле экономических деталей» он узнал из произведений Бальзака больше, чем из книг специа­листов в этой области. Исследование экономических предпосы­лок человеческих отношений приводит к тому, что в конечном итоге главным социальным двигателем «Человеческой комедии» оказываются деньги, золото.



Понимая громадность возникающей задачи, писатель стре­мился изобразить общество как бы изнутри, для этого основным звеном в цепи своих произведений он избрал семью, она стала у него центром, в котором переплетаются все противоречия вре­мени.

«Роман должен быть лучшим миром», - утверждал Бальзак, подразумевая, что литература не копирует, а типизирует, обоб­щает, исследует, приводит в систему то, что в реальной действи­тельности порой предстает как хаос.

Считая своей задачей изображать мужчин, женщин и вещи, видя в социальности основной двигатель всего общества, Баль­зак находит и основной двигатель личности - это страсть. При этом страсти героев Бальзака всегда социально и исторически обусловлены. Он редко на первый план помещает страсть-лю­бовь, много чаще - стяжательство, честолюбие: в них Бальзак видит знамение того времени, когда прежде бесправный чело­век из третьего сословия отвоевывал права у дворян. Писатель порой превращает своих героев в мономанов, романтически уси­ливая одну из сторон их характеров, однако его персонажи ни­когда не порывают связей со своим временем и средой, никогда их характеры не сводятся к одной все подавляющей страсти, как у романтиков; сама их страсть подвергается реалистическо­му исследованию, вскрываются ее истоки и сущность.

Повесть «Гобсек» первоначально была написана в 1830 г., в 1835 г, появился ее окончательный вариант. В 1830-1831 гг. Бальзак работал и над романом «Шагреневая кожа», включен­ным в цикл философских этюдов. В этом романе, где в обоб­щенном, философском плане возникал вопрос об основном дви­гателе современного общества и о стадиях человеческой жизни,

Бальзак уже называл золото как основу современного мира, стадии или состояния называются здесь глаголами «желать», «мочь» и «знать». «Желать» - сжигает нас,- говорит мудрец-антиквар,- «мочь» - разрушает». Это явления преходящие, ибо сердце может быть разбито, а ощущения притупляются. Истин­ная мудрость в другой более возвышенной стадии - «знать», ибо мозг не изнашивается и переживает все. «Мысль, - говорит он, - это ключ ко всем сокровищам, она одаряет нас всеми ра­достями скупца, но без его забот».

Размышления антиквара из «Шагреневой кожи» становят­ся зерном, из которого вырастает «Гобсек»: перед нами в обра­зе Гобсека предстает скупец-философ. «Шагреневая кожа» - это обобщенно-философское отражение реальности с целым ря­дом символов и абстракций. «Гобсек» - бытовая зарисовка, ил­люстрирующая авторский тезис.

«Гобсек» - это не только история деградации скупца, но и, как это свойственно большинству произведений писателя, свое­образный срез современного Бальзаку общества, открывающий, что все отношения на всех ступенях основаны на деньгах и ос­вящаются деньгами, Изящная дама-аристократка из Сен-Жер-менского предместья готова простить моральное падение и даже преступление человеку, если он богат. Гордый аристократ - ее брат принимает в своем доме подлеца де Трая, ибо у того хо­рошие манеры и деньги, пусть они даже заведомо получены от любовниц. Деньги, показывает Бальзак, соединяют всех, вы­тесняя порой все иные отношения, кроме голого расчета. Этого эффекта Бальзак достигает за счет своеобразной рамочной ком­позиции: рассказ о Гобсеке он вкладывает в уста гостя викон­тессы де Гранлье, реакции собеседников и слушателей лучше авторских назойливых комментариев характеризуют обществен­ные стимулы, придавая частному случаю черты закономерности, превращая беседу в салоне в анализ жизни всего общества.

Гобсек остается все же центральной фигурой, и его специ­фическая композиционная роль заключается в том, что он сам - в рассказе Дервиля - оценивает общество, и его самого - и в рассказе Дервиля, и в реакции обитателей салона де Гранлье - оценивают окружающие. В романе «Отец Горио» Бальзак пи­сал, что один вид юбки мадам Воке - хозяйки пансиона давал возможность судить не только об обладательнице ее, но о го­стиной, столовой, садике ее дома, о тошнотворном запахе в нем и даже - что особенно важно для метода Бальзака - о составе се постояльцев. (Действительно, на каждого из них - даже на Растиньяка - падает отсвет моральной и физической нечисто­плотности хозяйки. В «Гобсеке» такой обобщающей способно­стью обладает образ и облик главного героя. Принципы созда­ния этого персонажа типичны для Бальзака.)

Обязательным условием лепки образа у Бальзака является портрет. С него начинает автор знакомство с персонажем. В портрете Гобсека, как и всегда у Бальзака, есть указания на социальные и нравственные особенности личности. Цвета, кото­рыми оперирует автор, постоянно напоминают о золоте и сереб­ре - главном в жизни героя: «желтоватая бледность» его лица «напоминала цвет серебра, с которого слезла позолота», волосы тоже пепельно-серые - «серебряные», глаза - желтые («золо­тые»). Его внешнее спокойствие (он всегда говорил «тихо и мяг­ко»)- это не умиротворенность старости, а нечто зловещее, недаром писатель сравнивает его глаза с глазами хорька - злоб­ного и коварного хищника. Это ощущение скрытой опасности Бальзак усиливает, пряча глаза Гобсека под козырек потрепан­ного картуза. При этом козырек над глазами не раз будет упо­мянут в повести, он играет роль, подобную роли юбки мадам Воке - характеризует не только своего обладателя, по и его окружение. Нос Гобсека похож на буравчик, он словно ввинчива­ется им во все события. Рассказчик Дсрвнль не раз был пора­жен то своеобразным ясновидением Гобсека, когда он предска­зывал гибель графини де Ресто, то всеведением, когда ростов­щик сообщал стряпчему самые, казалось бы, скрытые тайны аристократов или деловых людей. Не случайно Бальзак срав­нивает Гобсека со знаменитым своим лукавством и влиянием дипломатом Талейраном. Загадкой для рассказчика был не толь­ко возраст, но, как ни странно, даже и пол героя (вспомним, что и у гоголевского Плюшкина не было ни возраста, пи пола). «Если все ростовщики похожи па него, то они, верно, принадле­жат к разряду бесполых», - думал порой Дервиль. Эти сомне­ния относительно возраста и пола нужны автору, чтобы еще сильнее подчеркнуть бесчеловечность, антигуманную сущность своего героя. Бальзак назовет его «человек-автомат», «чсловек-вексель», сравнит его с удавом, даст перевод его фамилии: она означает «живоглот». Об атмосфере в его конторе заметит, что там обычно царила тишина, но «иногда его жертвы возму­щались, поднимали неистовый крик, потом вдруг наступала мертвая тишина, как в кухне, когда зарежут утку». Под стать этому зловещему человеку его обиталище («В этом мрачном сы­ром доме нет двора, все окна выходят на улицу, а расположение комнат напоминает устройство монашеских келий» и т. д.). Воспроизводя угрюмую, давящую атмосферу дома Гобсека, указывая на состояние посетителей ростовщика, подводя, нако­нец, общий итог: «Дом и жилец были под стать друг другу - совсем как скала и прилепившаяся к ней устрица», - Бальзак остается верен своему принципу через изображение «мужчин, женщин и вещей» давать социальный анализ. В бальзаковском образе характер персонажа так же тесно срастается с окружаю­щим предметным миром, как устрица со скалой, к которой она прилепилась. Гобсек немыслим вне его вещественного окруже­ния, так же как изображенные реалии предполагают наличие соответствующего им характера.

При анализе необходимо обратить внимание на специфику описаний у Бальзака: каждый отдельный предмет изображается у него со всей возможной полнотой. Бальзак, в отличие, напри­мер, от Диккенса, также воспроизводившего характеры героев в обязательном окружении вещей, не деформирует эти вещи, не усиливает освещение их отдельных сторон, он собирает вокруг героя те предметы, которые соответствуют его индивидуальному характеру и социальному положению. Но мир не «рассыпается» у Бальзака на отдельные составляющие, ибо органическое един­ство человека и быта Бальзак чаще всего подчеркивает обобща­ющей фразой, как приведенная выше об устрице и скале.

Мрачная атмосфера усиливается постоянными указаниями наспецифические чувства, проявляющиеся в действиях: на пато­логическую скупость Гобсека, на боязнь признаться в своем бо­гатстве. В его камине не дрова горят, а тлеют головни, глаза он защищает козырьком от потрепанного картуза и т.д. Гобсек постепенно начинает все больше и больше бояться людей: он приобретает для себя весь огромный дом, чтобы избежать свиде­телей, но живет в одной комнате.

Автор дает эволюцию характера персонажа, которая стано­вится изображением его деградации. В конце жизни стремле­ние к накопительству у Гобсека окончательно утратило разум­ные границы. Дервиль говорит о его скупости как о «лишенной всякой логики страсти». Перед смертью Гобсеку кажется, что золото катится по его комнате, и он бросается из последних сил подбирать его. Невероятные картины открываются перед Дервилем, осматривающим дом умершего ростовщика («В комнате, смежной со спальней покойного, действительно оказались и гни­ющие паштеты и груды всевозможных припасов, даже устрицы и рыба, покрывшаяся пухлой плесенью» и т. д.). Картины разло­жения, гибели вещей, сопутствующие смерти ростовщика, не являются свидетельством его старческой немощи, но становятся образным доказательством бессмысленности стяжательства, бесполезности накопления, ибо неоднократно возникающий вопрос и самого Гобсека, и Дервиля - «кому же достанется это богатство» - остается без ответа. Гибель вещей свидетельствует о духовной гибели человека.

Гобсек у Бальзака не просто стяжатель, но философ, систе­ма убеждений которого есть отражение сущности современно­го ему общества. В центре этой системы стоит золото. «В золо­те все содержится в зародыше», - утверждает Гобсек. Эта сис­тема предполагает извечную борьбу между богатыми и бедны­ми, и борьба неизбежна, считает ростовщик. Поэтому он решил; «Так лучше уж самому давить, чем позволять, чтобы другие тебя давили». Все остальное скупец считает относительным. Фи­лософия героя раскрывается, как это свойственно методу Баль­зака, в пространных монологах или диалогах с внимательным слушателем.

Поклоняясь золоту, Гобсек принципиально отрицает все чело­веческие связи, основанные на чувстве. Об этом свидетельству­ют его отношения к Дервилю, Фанни Мальво, графу де Ресто, племяннице. Его позиция по отношению к обществу названа антикваром из «Шагреневой кожи» глаголом «знать». Весь мир_ превращается для него в театр: «Великолепные актеры! И дают они представления для меня одного! Но обмануть им меня ни­когда не удается. У меня взор, как у господа бога; я читаю в сердцах. От меня ничто не укроется». Ему нравится даже разы­грывать роль карающего судьи, своеобразного возмездия. И надо сказать, что Бальзак отчасти имеет право отвести Гобсе­ку роль возмездия, ибо его жертвами часто становятся знатные господа, промотавшие свое состояние, те, по словам Гобсека, кто крал миллионы, продавал родину. Гобсек приходит к суро­вому, по верному выводу: «Чтобы не запачкать лакированных сапожек, расхаживая пешком, важный барин и всякий, кто силится подражать ему, готовы с головой окунуться в грязь».

Философия Гобсека смыкается не только с философией ан­тиквара, но, что особенно показательно, и со взглядами казначея каторги Вотрена из «Отца Горио», тоже любившего наблюдать, как развиваются по его воле возникшие отношения (он хотел на­править жизнь Растиньяка, подчинил себе Люсьена Шардона, Эстер и др.), и считавшего, что все люди похожи на пауков в банке, пожирающих друг друга. Каторга, высший свет и ростов­щичество представлены у Бальзака как единое лицо современ­ного мира.

Личность Гобсека приобретает почти глобальные масштабы. Происхождение его богатства покрыто тайнами. С десяти лет он был предоставлен самому себе, испытал множество «ужасных событий». Беглое и схематическое перечисление событий прош­лого Гобсека набрасывает романтическую туманность на его личность, хотя характер в целом создается по законам реали­стической социальной и временной детерминированности.

Романтическое соединение невероятных приключений тоже характеризует век, когда безвестный корсиканский дворянин Наполеон Бонапарт (корсиканское дворянство всерьез во Фран­ции не воспринималось) стал властелином почти всей Европы, императором Франции. Развивающийся капитализм открывал до­рогу личной инициативе. Стендаль, перефразируя Наполеона, утверждал, что три четверти великих людей - выходцы из третьего сословия. Жюльен Сорель - герой романа Стендаля «Красное и черное» хранит как заветную реликвию портрет Наполеона, стремясь идти по его стопам. Шарль Гранде из рома­на самого Бальзака «Евгения Гранде» (1833) проходит тот же путь обогащения, что и Гобсек, утрачивая веру в добро и идеа­лы. Обстоятельства их обогащения настолько сходны, что «ро­мантическая» тайна и глобальность в системе реалистических изобразительных средств Ьальзака создают не романтическую исключительность, но типическое обобщение.

То, что Гобсек в одноименной повести не исключение, а правило, доказывается системой образов: ростовщик не раз на­зывает своих товарищей, которых он обманывает или которые при случае его обманывают,- это Жирар Пальма, Вербруст, Жигонне. Гобсек рассказывает, как их зловещее сообщество зо­лотыми сетями опутало все общество, каково могущество са­мих держателей золота. Обобщения Бальзака идут еще дальше: Гобсек и ему подобные в повести - столпы современного им го­сударства буржуа, не только им созданные, но и его создающие, поддерживающие извечную, по их мнению, борьбу классов себе на благо. Дервиль рассказывает, что при ликвидации дел фран­цузских подданных на Гаити Гобсека назначили членом комис­сии, т. е. ростовщик уже не частное лицо, а представитель пра­вительства. Значение образа как типичной фигуры времени Бальзак подчеркивает неоднократными упоминаниями о том, что герой похож на статую. Образ приобретает в результате таких неоднократно повторенных сопоставлений монументаль­ность, своеобразную символичность. Не случайно автор застав­ляет Дервиля, который в повести выступает как лицо, осмысли­вающее явления, сказать: «Этот высохший старикашка вдруг вырос в моих глазах, стал фантастической фигурой, олицетворе­нием власти золота».

Одной из особенностей метода Бальзака является то, что он создает второстепенные фигуры не менее отчетливо, чем цен­тральные. Портретная характеристика столь лее исчерпывающа, как и у главных героев; эти персонажи столь же тесно связаны с миром вещей, со своим временем и убеждениями своей соци­альной группы. Особенно рельефно даны три образа, которые словно дополняют собой Гобсека: это Максим де Трай, Анастази де Ресто и Фанни Мальво. Интересно то, что эти характеры са­мостоятельны и одновременны зависимы от центрального обра­за, как бы «просвечены» его восприятием жизни и людей. Вот как видит Гобсек графиню де Ресто: «...какую же я красавицу тут увидел! В спешке она только накинула на обнаженные пле­чи кашемировую шаль и куталась в нее так искусно, что под этим покровом вырисовывалась вся ее статная фигура. На ней был лишь пеньюар, отделанный белоснежным рюшем, - значит, не меньше двух тысяч франков в год уходило на прачку, масте­рицу по стирке тонкого белья» и т. д. Последней фразой, как при изображении Гобсека, Бальзак подводит итог: «Во всем была красота, лишенная гармонии, роскошь и беспорядок». Это касается как внешнего облика Анастази, так и окружающих ее пещей. Это тоже связь устрицы со своей скалой. По тому, как ростовщик воспроизводит увиденную картину, можно заметить, что он находит истинное наслаждение в созерцании красавицы графини. Позиция «знать» - позиция наблюдения жизни - дает ему возможность становиться причастным всему, не утомляя се­бя страданиями. Однако в восторгах Гобсека просвечивает ха­рактер ростовщика: «Словом, эта женщина понравилась мне. Давно мое сердце так не билось. Ну, значит, я уже получил пла­ту». Радость от восприятия красоты приравнивается к получен­ным деньгам. Однако и про деньги скряга не забывает. Снижая, приземляя восторги Гобсека в соответствии с его характером, Бальзак заставляет его оценить стоимость стирки белья краса­вицы.

К графине ростовщик относится с некоторым сочувствием, ибо и она отдается страсти, только иной, чем Гобсек. Страсть он умеет испить. Но к Максиму де Траю он беспощаден. Вот что он прочел на его лице: «Этот белокурый красавчик, холод­ный, бездушный игрок, разорится сам, разорит ее, разорит ее мужа, разорит детей, промотав их наследство, да и в других салопах учинит разгром почище, чем артиллерийская батарея в неприятельских войсках».

Как можно заметить, Бальзак стремится к яркости, емкости, образности своих обобщений, он для каждого из героев изобре­тает свое специфическое сравнение: для графини де Ресто - с Иродиадой Леонардо да Винчи, для дс Трая - с артиллерийской батареей, для Гобсека - с мраморными или бронзовыми бюста­ми, с устрицей, прилепившейся к своей скале, и т п. Эти срав­нения вбирают в себя социально-психологическую сущность ха­рактеров. Цинизм де Трая беспределен, мужчина-проститутка не стыдится своего, с позволения сказать, «ремесла». «Вы хоти­те сказать,- обращается он к Гобсеку, - что у кого в кармане свистит, тому и разоряться нечего? А вы попробуйте-ка сыскать и Париже человека с таким вот солидным капиталом, как у меня! - воскликнул фат и, встав, повернулся на каблуках». Дсрвиль называет его выходку почти серьезной: действительно, его тело является его капиталом.

Бальзак сам как бы освещает своего героя с разных сторон: то дает его портрет, то восприятие ростовщика, то неподкупно­го Дервиля, то светского человека графа де Бора, то заставля­ет его самого характеризовать себя и свое поведение, «источни­ки» дохода. Однако все сводится к одному: это один из тех, ко­му место па каторге, тот, кто, по словам Гобсека, боится запач­кать лакированные сапожки, но преспокойно с головой окунает­ся в грязь. Необходимо обратить особое внимание на то, что самохарактеристика в произведениях Бальзака имеет не мень­шее значение, чем авторская или характеристика от лица дру­гого персонажа. На бальзаковском этапе развития реализма ду­ховный мир персонажа передается путем пространных описа­ний разного рода.

Создавая роман (или повесть) как «лучший мир», давая фи­лософию истории, обобщенный образ своего времени, Бальзак миру нравственного разложения противопоставляет возвышенный духовный идеал; в данном случае он воплощен в образе юной белошвейки Фанни Мальво. Она появляется на фоне чисто прибранный небогатой квартирки, просто, но изящно одетая, вся озаренная солнцем, занятая постоянно трудом, и вызывает сочувствие даже Гобсека, который готов был ей сам предложить деньги в долг из 12 процентов, но, правда, сейчас же раскаялся в своем великодушии. Фанни становится женой Дервиля. Одна­ко в великосветские салоны, где бывает стряпчий, ее не приг­лашают: в прошлом это просто работница, да и теперь лишь жена стряпчего. Бальзак на этом особенно не акцентирует вни­мания, но самый тот факт, что в свете бывает де Трап, но туда не зовут Фанни, характеризует пустоту, беспринципность высше­го общества.

В заключение занятия снова необходимо вернуться к компо­зиции, вспомнив о ее «рамочной» особенности и о том, что вы­ведение на первый план Гобсека, графини де Ресто, де Трая и помещение на периферию действия Фанни Мальво и Дервиля именно и создаст тот «срез» общества в целом, который ха­рактерен для реалистического мастерства Бальзака.

Примерный план занятий

1. Основные особенности фрацузского реализма бальзаков­ского периода.

2. Основные требования Бальзака к искусству, изложенные в «Предисловии» к «Человеческой комедии».

3. «Человеческая комедия» Бальзака и место в ней повести «Гобсек».

4. Особенности композиции повести, придающие ей обобщаю­щее значение.

5. Способы создания характера у Бальзака и идейное содер­жание образа Гобсека:

а) портрет;

б) окружающая обстановка, принципы описания;

в) эволюция образа;

г) философия Гобсе­ка, самораскрытие персонажей;

д) романтическое и реалистиче­ское в образе;

е) Гобсек - опора современного общества, об­разное выражение этой идеи.

6. Персонажи второго плана у Бальзака, принципы их соз­дания и связь с главным героем.

7. Как соотносятся эстетические принципы Бальзака с мето­дом изображения действительности в «Гобсеке».

Бальзак О. Собр. соч. в 15-ти т. М, 1951 - 1955, т. I.

Верцман И.Е. Проблемы художественного познания. М., 1967 (гл. «Эстетика Бальзака»).

Обломиевский Д.Д. Бальзак. Этапы творческого пути. М., 1961,

Реизов Б.Г. Бальзак. Сб. статен. Изд-во ЛГУ, 1900.

Повесть «Гобсек» появилась в 1830 г. Позже она стала частью всемирно известного собрания сочинений «Человеческая комедия», автором которого является Бальзак. «Гобсек», краткое содержание этого произведения будет описано ниже, сосредотачивает внимание читателей на таком свойстве человеческой психологии, как скупость.

Оноре де Бальзак «Гобсек»: краткое содержание

Всё начинается с того, что в доме виконтессы де Гранлье засиделись два гостя: стряпчий Дервиль и граф де Ресто. Когда последний уходит, виконтесса говорит своей дочери Камилле, что ей нельзя выказывать расположение графу, ведь ни одно семейство Парижа не согласится породниться с ним. Виконтесса добавляет, что мать графа имеет низкое происхождение и оставила детей без гроша, промотав состояние на любовника.

Слушая виконтессу, Дервиль решает объяснить ей истинное положение дел, рассказав историю о ростовщике по имени Гобсек. Краткое содержание этой истории является основой повести Бальзака. Стряпчий упоминает, что с Гобсеком познакомился ещё в студенческие годы, когда жил в дешевом пансионе. Дервиль называет Гобсека хладнокровным «человеком-векселем» и «золотым истуканом».

Однажды ростовщик поведал Дервилю, как взыскал долг с одной графини: страшась разоблачения, она вручила ему бриллиант, а деньги получил её любовник. «Этот щеголь может разорить всю семью», - утверждал Гобсек. Краткое содержание повести докажет правдивость его слов.

Вскоре граф Максим де Трай просит Дервиля свести его с названным ростовщиком. Сначала Гобсек отказывается дать ссуду графу, у которого вместо денег одни долги. Но к ростовщику приезжает ранее упомянутая графиня, которая дает в заклад великолепные бриллианты. Она без колебаний соглашается на условия Гобсека. Когда любовники уходят, к ростовщику врывается муж графини и требует вернуть которые жена оставила в заклад. Но в результате граф решает передать имущество Гобсеку, чтобы уберечь свое состояние от алчного любовника жены. Далее Дервиль указывает, что описанная история произошла в семье де Ресто.

После сделки с ростовщиком, граф де Ресто заболевает. Графиня, в свою очередь, порывает все отношения с Максимом де Трай и ревностно ухаживает за мужем, но вскоре он умирает. На следующий день после смерти графа в дом являются Дервиль и Гобсек. Краткое содержание не может описать всего ужаса, который предстал перед ними в кабинете графа. В поисках завещания, его жена графа настоящий разгром, не стыдясь и мертвого. А главное, она сожгла бумаги, адресованные Дервилю, вследствие чего имущество семьи де Ресто перешло во владение Гобсека. Невзирая на мольбы Дервиля сжалиться над несчастной семьей, ростовщик остается непреклонен.

Узнав о любви Камиллы и Эрнеста, Дервиль решает отправиться в дом ростовщика по имени Гобсек. Краткое содержание заключительной части поражает своим психологизмом. Гобсек при смерти, но в старости его скупость превратилась в манию. В конце повести Дервиль сообщает виконтессе де Гранлье, что граф де Ресто скоро вернет утраченное состояние. Подумав, знатная дама решает, что если де Ресто станет очень богатым, то её дочь вполне может выйти за него замуж.

Относится к сценам частной жизни (через частную историю пытается проникнуть и проанализировать историю).

Повесть «Гобсек» под названием «Опас­ности беспутства» была опубликована в 1830 г. в составе «Сцен частной жизни», первая ее глава была напечатана отдельно в начале 1830 г. под названием «Ростовщик»; как «Папаша Гоб­сек», эта повесть в 1835 г. вошла в состав «Сцен парижской жиз­ни», свое окончательное название «Гобсек» и место в «Сценах частной жизни» она получила в 1842 г. Столь долгая история публикации и «переходы» повести из одного раздела в другой свидетельствуют о сложности проблематики произведения и о значительности его в системе всей серии романов Бальзака. Глав­ная фигура повести - ростовщик Гобсек, его фамилия в переводе с голландского означает «живоглот», что вполне соответствует жизненной функции персонажа; Бальзак обыгрывает внутреннюю форму фамилии - его герой действительно, как удав, душит свои жертвы чудовищными процентами и проглатывает их и их состоя­ния. В соответствии со своим принципом изображать «мужчин, женщин и вещи» писатель дает подробный, характеризующий портрет героя, давая сравнения с вещами, раскрывающими авторское осмысление фактов. Гобсек обладал «лунным ликом, ибо его желтоватая бледность напоминает цвет серебра, с которого слезла позо­лота»: в его внешнем облике отмечены цвета денег - золота и серебра. Бесстрастность ростовщика отражена в его неподвижных чертах, они казались отлитыми из бронзы. Глаза у него были «маленькие, желтые, словно у хорька». Длинный его нос был похож на буравчик - герой с его помощью словно проникал во все скрытые от других тайны. «Возраст его был загадкой». Зловещий облик Гобсека повторен в его предметном окружении: он живет «в сыром и мрачном доме». В егоконторе обычно стоит такая мертвая тишина. В своем исследовании мира Гобсек исходит из того, что все определяется деньгами. В мире он видит постоянную борьбу богатых и бедных и предпочитает «сам да­вить», а не «позволять, чтобы другие тебя давили». Бальзак показывает, что ростовщики, как пауки, оплетают своей паутиной все общество, но писатель не упускает из вида и то, что само это общество не лучше ростовщиков. Кто попадает в сети Гобсека? Максим де Трай - мужчина- проститутка, светский проходимец, зарабатывающий деньги, торгуя своей так называемой «любовью». Графиня де Ресто, обманываемая де Траем, но обманывающая в свою очередь мужа и разорившая и покинувшая своего отца. В борьбе всех против всех Гобсек принципиально отрицает чувства, ибо видит, что они становятся ловушкой, в ко­торую попадаются наивные и простодушные. Отношения людей он оценивает только деньгами. Зловещий характер Гобсека автор подчеркивает кратким экскурсом в его прошлое, где лишь отдельными штрихами дается путь к богатству: почти романтическая тайна, оку­тывающая происхождение его богатства, связана с преступлениями. Однако в настоящем он лишен романтики. я Бальзака важно, что его герой не только частное лицо - он столп современного государст­ва, в его помощи нуждается правительство. И вместе с тем автор видит, что это гнилой столп. Об этом свидетельствует картина смерти ростовщика, когда остаются никому ненужными все на­копленные им богатства, когда в его чуланах гниют всевозможные припасы. Боясь продешевить, он обрекал свои сокровища на гибель. Перед нами возникает колоссальная картина разрушения личности под влиянием денег, когда и сама денежная стоимость вещей утрачивает всякий смысл.


Чтобы расширить область наблюдений, автор прибегает к своеобразной композиции: «Гобсек» - это рассказ в рассказе. «Рамкой» для истории ростовщика стала беседа в салоне де Гранлье о женихе Камиллы де Гранлье - старшем сыне графа де Ресто, который вызывает недоверие, ибо его мать запятнала себя бесчестием. Но вопрос, о нравственности отпадает, когда у человека с сомнительной репутацией оказываются большие деньги.

Гобсек - это тот случай, в котором раскрываются закономерности обществен­ной жизни.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Гобсек (Номинативный тип заголовка) Оноре де Бальзак

Повесть написана в 1830 году и впоследствии вошедшая в собрание сочинений «Человеческая комедия».

Повесть «Гобсек» не сразу обрела свой окончательный вид и место в «Человеческой комедии»; она принадлежит к произведениям, сама история создания которых проливает свет на формирование титанического бальзаковского замысла.

Вначале (в апреле 1830 года) она вышла под заголовком «Опасности беспутства» в первом томе «Сцен частной жизни». Первая глава этого произведения несколько раньше, в феврале 1830 года, была опубликована в виде очерка в журнале «Мода» и называлась «Ростовщик». В 1835 году повесть вошла в новое издание «Сцен парижской жизни» и была озаглавлена «Папаша Гобсек». И, наконец, в знаменательном 1842 году Бальзак включил ее в «Сцены частной жизни» первого издания «Человеческой комедии» под названием «Гобсек».

Первоначально повесть была разделена на главы: «Ростовщик», «Адвокат» и «Смерть мужа». Это деление соответствует основным тематическим эпизодам, из которых состоит произведение: история ростовщика Гобсека, годы ученичества и начала карьеры стряпчего Дервиля, любовная драма Анастази де Ресто, которая во многом привела к преждевременной смерти ее мужа.

Жанр-повесть

Повесть «Гобсек» относится к эпосу, поскольку повесть это средний вид эпоса, и не только поэтому.

1. Сюжет сосредоточен не на одном центральном событии: истории из жизни Гобсека, связанной с Дервилем и семейством де Ресто, а на целом ряде событий, охватывающих значительнейшую часть жизни Гобсека, например, его детство и молодость.

2. Эпос, в свою очередь, воспроизводит, запечатлевает не только рассказываемое, но и рассказчика, в данном случае это Дервиль - стряпчий. Это молодой человек, который сделал карьеру исключительно своим трудолюбием и профессиональной честностью. Дервиль - “человек высокой честности” (так отзываются о нем герои произведения). Он друг Гобсека.

3. Свободная организация времени и пространства в повести. Автор охватывает значительную часть жизни Гобсека, перенося его вместе с читателями в места его молодости и детства.

4. Повесть написана в прозе, что так же характерно для эпоса.

Основная тема - это тема власти денег (вечная), которая как раз таки и подтверждается на протяжении всего произведения не только отдельными событиями (Графиня вместо запоздалого раскаяния сжигала бумаги, думая, что это измененное завещание мужа. После таких сцен начинаешь понимать, почему Гобсек ненавидел своих наследников.), а и отдельными персонажами (Максим де Трай и др.)

Помимо темы власти денег существует в повести еще ряд других тем, таких как: тема затворничества и отчуждения человека(Гобсека) от общества, тема человеческих и общественных пороков и. т.д.

Ведущим мотивом произведения является мотив власти

1. Мотив власти денег над человеком и обществом

2. Мотив власти одного человека над судьбами других людей (Власть ростовщика над Анастази, а в будущем и ее сыне Эрнесто)

· Так же присутствуют мотивы:

· Мотив супружеской измены

Измена графиней Анастази графу с Максимом де Траем

· Мотив поиска сокровищ

«Он все перепробовал, чтобы разбогатеть, даже пытался разыскать пресловутый клад - золото, зарытое племенем дикарей где-то в окрестностях Буэнос-Айреса.»

· Мотив дружбы старика и молодого человека

· Мотив одиночества человека

· Мотив скупости и других человеческих пороков

· Мотив-характер философа

· Мотив-характер человека-трудяги (Фанни Мальво)

· Мотив-характер прекрасной девушки (Анастази де Ресто)

· Мотив-характер молодого человека-искусителя

· Мотив созерцания человеком со стороны окружающего мира

· Мотив потери рассудка

Проблемы, которые описывает автор в повести, были столь актуальными и волнующими, что он неоднократно возвращался к ним, постепенно шлифуя свою идею. Главный герой повести - ростовщик Гобсек, который наживается на том, что дает заем под проценты.

Проблема повести О.де Бальзака относится к такому типу как социальный, а именно проблема власти денег над обществом и человеком в отдельности, но это только лишь часть проблематики, как следствие первой проблемы можно выделить и вторую, не менее важную: деградация человеческой личности и морали под действием этой самой власти.

Это была эпоха уныния в лучших человеческих чертах, в нормальных человеческих отношениях, построенных на доверии и уважении. Мир и общество воображались многим тогдашним французам как большой механизм, которым руководят деньги и власть. Интересно, что образы повести «Гобсек» не являются одноплановыми. Они не были однозначными современниками Бальзака: много кто из них имел аналитический ум, умел мыслить самостоятельно, был непересекающейся личностью. Тем не менее, большой механизм, машину, которой руководит золото, было запущено, и она перетирала в своих жерновах судьбы людей или и судьбы целых семей.

В своей повести Бальзак протестует против такого образа общества. Писатель справедливо считает его ошибочным, неестественным, нездоровым. Бальзак подчеркивает, что на основах нельзя строить ни отношения с людьми, ни социум, ни государство, и реалистические образы, утверждают идею возражения нормального устройства общества, где нет таких, как Гобсек, и идею денег и власти, которые, безусловно, должны отступать перед - любовью, порядочностью, благородством. Должны отступать… но, к сожалению, не отступают.

1. Конфликт между человеком и обществом

Это конфликт «Папаши Гобсека» и общества в котором он живет.

Он отрешен от него. Это одинокий человека, который, однако, сознательно не стремится в общество. Гобсек берет чрезвычайно высокие проценты со своих клиентов, пользуясь их затруднительным положением, фактически разоряет их. Он не верит в человеческую честность, порядочность, в любовь и дружбу. Это характеризует Гобсека как черствого и бессердечного человека.

2. Социальный конфликт

Оттеснение дворянства буржуазией и распад семьи как следствие власти денежных отношений. (Гобсек-семья де Ресто)

3. Между отцом и его детьми

«…Но дети!.. Пусть хоть они будут счастливы... Дети, дети!...

У меня только один ребенок! - воскликнул граф, в отчаянии протягивая иссохшие руки к сыну.»

4. Симейно-бытовой

В рамках семьи де Ресто

5. Идеологический или философский

1. Драматический

2. Трагический(личностный)

Трагедия семьи графа де Ресто, его жены и их детей

«Эта девушка казалась феей одиночества.

Передо мной, несомненно, была девушка, которую нужда заставляла трудиться, не разгибая спины, - вероятно, дочь какого-нибудь честного фермера: на лице ее еще виднелись мелкие веснушки, свойственные крестьянским девушкам. От нее веяло чем-то хорошим, по-настоящему добродетельным, Я как будто вступил в атмосферу искренности, чистоты душевной, и мне даже как-то стало легче дышать. Бедная простушка!»

Повесть - жизнеподобная, так как в ней отсутствуют какие либо фантастические элементы, это история обычных людей, живших в то время, оттеснения дворянства буржуазией. Люди, которым присущи недостатки и достоинства обычных смертных людей, которые живут своей жизнью как часть общества, которые обязаны трудиться, чтобы выжить…

Реализм Бальзака проявляется в повести прежде всего в раскрытии характеров и явлений, типичных для французского общества эпохи Реставрации. В этом произведении автор ставит перед собой цель показать истинную сущность и дворянства и буржуазии. Подход к изображению окружающей жизни в «Гобсеке» становится более аналитичным, так как основывается прежде всего на исследовании средствами искусства явлений реальной жизни, и его выводы относительно общества в целом вытекают из этого анализа.

Художник показывает упадок и разложение старой французской аристократии, (Максим де Трай, семья Ресто). Де Трай показан как обычный альфонс, человек без чести и без совести, не стесняющийся наживаться за счет любящей его женщины и собственных детей. «У тебя в жилах вместо крови - грязь»,- презрительно бросает в лицо Максиму де Трай ростовщик. Граф Ресто гораздо более симпатичен, но и в нем автор подчеркивает такую непривлекательную черту как слабость характера. Он любит явно недостойную его женщину, и, не пережив ее измены, заболевает и умирает.

Характеристика рассказчика и манеры подачи материала

а) Рассказчик не претендует на полную объективность, так как он выражает себя и свое отношение к Гобсеку. Можно сказать даже больше: они были приятелями. Дервиль помогает читателям понять юридические термины и понятия, упоминаемые в произведении.

· Гобсек и Дервиль - люди одной профессии.

· Благодаря Дервилю мы видим Гобсека как бы “изнутри” (каков он в быту, каковы его человеческие пристрастия и слабости, узнаем его предысторию и взгляды на жизнь).

· Дервиль - порядочный человек, поэтому мы можем доверять его мнению.

б) за рамки рассказа фигура Дервиля не выходила, в события рассказчик не вмешивался, в центре повествования был Гобсек, и только Гобсек.

Стиль рассказа

Стиль экспрессивный, так как в повести отображается личность рассказчика: Дервиль - стряпчий. Это молодой человек, который сделал карьеру исключительно своим трудолюбием и профессиональной честностью. Дервиль - “человек высокой честности” (так отзываются о нем герои произведения). Он друг Гобсека.

Стиль речи так же выражает личность Дервиля, как человека образованного и принадлежащего к такой профессии как стряпчий. Успешного человека, честного и порядочного.

Фабула и сюжет повести «Гобсек» совпадают.

Тип сюжета многолинейный

· Линия Дервиля, Гобсека и семьи де Ресто

· Линия Дервиля и виконтессы де Гранлье

· Линия истории и жизни самого Гобсека

Сюжет динамический. Внешний.

составные сюжета:

2.экспозиция

3.завязка

4.развитие действия

5.кульминация

6. развязка

Приемы организации сюжета, использованные в повести:

· Прием ретроспекции

· Прием ретардации

· Прием кольцевой организации

· Прием параллелизма

· Прием прогнозирования

«Я нисколько не сомневаюсь, что из него выйдет выдающийся деятель. А когда "этот юноша" окажется у власти, богатство само придет к нему в руки»

Композиция персонажей

Один центральный (главный) и второстепенные персонажи

В произведении присутствует такие типы хронотопа как дискретный и условный

Вид - конкретный.

Хронотопное пространство - ближнее, открытое.

Хронотопное время - земное, историческое

Речь данного произведения очень богата и насыщенна, экспрессивна и доступна каждому читателю, так же в произведении присутствует огромное количество выразительно-изобразительных приемов, вот некоторые из них

человек-вексель, человек-автомат, золотой истукан, писаный красавец, холодный взгляд, душераздирающей улыбкой, сухопарых ногах.

Сравнения:

будто отправляетесь, словно министр какого-нибудь набоба, словно щеголь с Шоссе д"Антен, словно у хорька, как будто раскаивался в своей "болтливости", как будто припухло, как будто вступили в атмосферу, холодная, как лед.

Метафоры:

беззвучный смех, дымок веселости, Глаза ее сверкали, энергия била в ней ключом, слава гремела, горящие глаза, разнузданная откровенность.

Гиперболы:

смешалась целая сотня запахов, и такой рев, как будто кричат сто голосов разом, способная

проглотить миллионное состояние, огромные проценты, огромное богатство, самый учтивый и самый безобидный, самый молодой щеголь

Литоты: вплоть до самых маленьких, самый малый кредит в банке,

Метонимия:

которые спят на шелку

Перифраз:

когтистую лапу Неотвратимости (т.е. ужас и страх, отчаяние)

толпу всякой челяди (т.е. слуг)

во всей неприкрытой наготе (т.е. во всей красе)

пошла у нее пупырышками (т.е. испугалась)

Оксюморон:

беззвучный смех

Лексические фигуры:

Профессионализмы: вексель, стряпчий, младший писец, опротестовать вексель, налог

Фигуры в повести О.де Бальзака встречаются очень редко, к сожалению, их не удалось мне найти.

бальзак гобсек повесть

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Создание повести "Гобсек", персонажи и композиция. Колорит портрета и обобщение существенных черт человеческой натуры в образе парижского ростовщика. История жизни и романтические стороны образа. Изображение власти золота и жизни французского общества.

    реферат , добавлен 19.10.2009

    Життєвий шлях. Особливості реалістичної манери Бальзака. Iсторiя задуму i створення "Людської комедiї" Оноре де Бальзака. Влада золота в повісті Оноре де Бальзака "Гобсек". Проблема уявних і справжніх життєвих цінностей у творі О. Бальзака "Гобсек".

    курсовая работа , добавлен 16.04.2007

    Биография выдающего французского писателя Оноре Бальзака, этапы и факторы его личностного и творческого становления. Анализ произведения данного автора "Гобсек": история возникновения новеллы, композиция, портрет ростовщика, трагедия семьи де Ресто.

    реферат , добавлен 25.09.2013

    Короткі відомості про життя та творчість Оноре де Бальзака. Всесвітньо відомий твір "Гобсек" - перший крок на шляху до "Людської комедії". Бальзак та Евеліна Ганська. Філософські погляди великого романіста. Характеристика художнього світу митця.

    презентация , добавлен 17.06.2010

    Путь Оноре де Бальзака к художественной литературе как величайшего реалиста. Анализ творчества французских писателей, сделанный романистом в этюде "О Бейле". Классификация французской литературы на основе идейного, образного и эклектического восприятия.

    контрольная работа , добавлен 29.09.2011

    Изучение жизненного пути Оноре де Бальзака, чьи романы стали эталоном реализма первой половины XIX в. Анализ его произведений. Исследование специфики художественной типизации персонажей Бальзака. Характеристика эстетических истоков критического реализма.

    реферат , добавлен 30.08.2010

    Место повести "Старик и море" в творчестве Эрнеста Хемингуэя. Своеобразие художественного мира писателя. Развитие темы стойкости в повести "Старик и море", ее двуплановость в произведении. Жанровая специфика повести. Образ человека-борца в повести.

    дипломная работа , добавлен 14.11.2013

    Куприн как певец возвышенной любви. Тема повести "Гранатовый браслет". Жизненный и творческий путь писателя. Содержание повести, тема "маленького человека" в работе Куприна. Прощание Веры с умершим Желтковым как психологическая кульминация повести.

    презентация , добавлен 30.11.2013

    Оноре де Бальзак - известнейший французский писатель, общепризнанный отец натурализма и реализма. Каждое произведение Бальзака - это своеобразная "энциклопедия" любого сословия, той или иной профессии. "Типизированная индивидуальность" по Бальзаку.

    реферат , добавлен 08.02.2008

    Французький реалізм ХIХ ст. у творчості Оноре де Бальзака. Аналіз роману "Батько Горіо" О. де Бальзака. Проблема "батьків і дітей" у російській класиці та зарубіжних романах ХІХ століття. Зображення влади грошей у романі О. де Бальзака "Батько Горіо".

Honoré de Balzac " Gobseck ") о парижском ростовщике, имя которого стало синонимом финансового дельца, опутавшего своими путами весь высший свет Парижа.

Краткое содержание повести Бальзака "Гобсек"
Действующие лица повести "Гобсек" Бальзака частично совпадают с героями романа Бальзака . Повестование идет от лица поверенного Дервиля (он был поверенным отца Горио). Он рассказывает о перипетиях с наследством сына графини и графа де Ресто (Анастази де Ресто - дочь Горио). Эрнест де Ресто - многообещающий молодой человек, принятый в свете, но не имеющий состояния.

Дервиль рассказывает о том, как он много лет назад волею случая оказался одним из немногих друзей ростовщика Гобсека. Гобсек выделял его, встречался с ним, рассказывал ему истории из своего опыта, а также, почему он занимается ростовщичеством и в чем находит удовольствие. Гобсек имел непростую жизнь, но трудности его закалии и он стал таким, каким стал - безжалостным ростовщиком, которого не задевают ни мольбы женщин, ни просьбы мужчин, ни уверения молодых людей, ничего, кроме золота, в котором он находит единственный источник власти.

Анастази де Ресто связывается с молодым Максимом де Траем, который живет на широкую ногу за ее счет. Он наделал большое количество долгов, которые целиком легли на Анастази (именно для него она просила деньги и своего отца Горио). Со временем она совершенно запуталась в финансовых делах и была вынуждена продать фамильные драгоценности своего мужа Гобсеку. Об этом стало известно ее мужу, и он пришел к Гобсеку. Гобсек предложил ему подумать над тем, чтобы обезопасить для сына де Ресто часть имущества, пока его не растратила на своего любовника Анастази. Де Ресто соглашается, устраивает фиктивную сделку по передаче имущества Гобсеку (при содействии Дервиля). Эта сделка должна была отмениться в случае смерти де Ресто, и старший сын Эрнест де Ресто должен был обрести свое состояние, сбереженное от Анастази.

Де Ресто по какой-то причине не передал Дервилю документ, удостоверяющий фиктивность сделки. В скорости де Ресто слег, а Анастази, подозревая какие-то махинации, наотрез отказалась допускать Дервиля до де Ресто. Де Ресто умирает, Анастази уничтожает документ, и все их имущество переходит в полное распоряжение к Гобсеку, который отказался выделять долю Эрнесту ("несчастье - лучший учитель").

Когда подошел срок умирать Гобсеку, он выделил Эрнесту и другим детям де Ресто существенное состояние, а после себя оставил горы испорченной еды (которую не мог ни съесть, ни продать, ни подарить) и множество различных ценностей. Тем самым Эрнест де Ресто оказался способен жениться на дочери виконтессы де Гранлье Камилле.

Смысл
Сложно рассматривать повесть Оноре де Бальзака "Гобсек" в отрыве от "Отца Горио" и от его других произведений с этими же сквозными героями. Повесть подробно описывает в общем-то второстепенного, но очень любопытного персонажа - грозу запутавшегося в финансовых вопросах высшего света Парижа. Незаметный паук, который подчинил себе множество известных семейств, молодых людей, купцов и т.п. Производя очень тягостное впечатление, Гобсек обнаруживает тонкое чутье, отличную интуицию, рассудительность, понимание природы людей и т.п. Он является очень неглупым человеком, которого жизнь закалила так, что он оказался сильнее многих признанных силачей.

Вывод
По старой доброй традиции я не прочел повесть "Гобсек" Бальзака в школе, а она совершенно точно входила в программу курса "Зарубежная литература". Очередной пробел восполнен! Повесть понравилась, рекомендую ее прочесть и Вам!

Другие книги Оноре де Бальзака:
1. ;
2.