Воздушный колокол. Сокровища «тетиса» и водолазный колокол


Идея использовать воздух при нырянии владела ныряльщикам давно. Ещё за 500 лет до нашей зры Греодот упоминал об использовании его современниками водолазного аппарата, который опускали на речное дно.

Есть свидетельство Аристотеля, относящееся к четвертому столетию до нашей эры, в котором он свидетельствует о том, что при осаде финикийского города Тира Александр Македонский опускался в водолазном колоколе на дно. Это был перевёрнутый сосуд, наполненный воздухом. По свидетельствам летописца македонский царь, успешно оказавшийся на суше, с восторгом выразил изумление чудесами Божьими. Правда, зачем царь опускался на дно неизвестно.

Так же есть свидетельство летописцев о первой подводной атаке, совершенной защитниками Византии при помощи водолазного колокола, напав на римские галеры, которые блокировали гавань.

Сейчас водолазный колокол является средством для перемещения водолазов и их снаряжения на большие глубины к месту проведения работ и обратно с переводом их в последствие в декомпрессионную камеру.

Поначалу, столетия назад, он был довольно- таки примитивным приспособлением, помогающим человеку опускаться под воду и представлял собой короб или опрокинутую бочку.

Приспособление, внутри которого находился водолаз, спускали под воду. В воздухе, который находился внутри него, было давление, равняющееся давлению воды вкруг него. Воздух, находящийся внутри колокола давал возможность водолазу какое-то время дышать и совершать некоторые действия – выплывать наружу, чтобы осмотреть часть корабля, находящуюся под водой и выполнить какие- то ремонтные работы или осмотреть давно затонувшее судно. По окончании работы водолаз мог вернуться в колокол, который лебедкой поднимали наверх.

Впервые о водолазном колоколе упомянуто примерно в тридцатых годах 15-го столетия, на озере в окрестностях Рима на глубине более 20-ти метров пытались найти затонувшие вместе с кораблями сокровища. Колокол представлял собой цилиндр, в котором были стеклянные иллюминаторы, державшийся у водолаза на плечах при помощи двух опор. В нем водолаз опускался на дно озера Неми. В течение целого часа Лорено пытался обнаружить следы некогда затонувших галер Калигулы. Воздуха в таком сосуде для этого было маловато. С учетом этого под водолазные колокола стали использовать большого размера металлические бочки и деревянные ящики, снизу открытые, с платформой для водолаза.

Под этим колоколом размещался опускающийся водолаз. В процессе спуска под воду уровень воды повышался, давление в воздушной подушке повышалось, а сама подушка уменьшалась.

Водолаз в колоколе находился не более 45 минут. Так как в воздушной подушке идет скопление углекислоты, а содержание кислорода резко падает. Да и организм водолаза никак не защищён от влияния низких температур воды, что тоже не увеличивало время нахождения под водой.

Уже в середине 17-го столетия посредством водолазного колокола подняли с погибшего корабля около 50 пушек, а 19 столетии он уже применялся шире и гораздо успешнее.

Изобретение водолазного колокола явилось новой страницей в летописи водолазных дел. Его применение позволило значительно увеличить время нахождения водолаза под водой в сравнении с ныряниями и одновременно позволяло увеличить глубину погружения по сравнению с использованием для дыхания трубочки из тростника.

Проблема замены воздуха в колоколе, израсходованного водолазом, стояла очень остро, и её по мере сил пытались решить конструкторы и исследователи различными путями.

Во второй половине 17-го столетия немецкий ученый Штурм построил и провел испытания водолазного колокола, воздух в котором добавлял, разбивая по мере надобности бутылки под водой.

Итальянский ученый Джованни Борели, примерно в эти же годы, предлагал подавать вместо использованного воздуха свежий посредством шланга.

А французский ученый Денни Папен Точно описал колокол, в котором газовая среда и поддержка внутреннего давления подачей воздуха насосом. В этом колоколе предусматривалось использовать его главное изобретение – вентиль и невозвратный клапан.

В конце 19 столетия изобретатели Гаузен и Зибе модернизировали водолазный колокол, что позволило считать его примитивным скафандром.

Водолазный колокол

Водолазный колокол

Coвpeмeнный Водолазный колокол

Водолазный колокол - в настоящее время это средство транспортировки водолазов в водолазном снаряжении на глубину к объекту работ и обратно, с последующим их переводом в декомпрессионную камеру , но так было не всегда.

Исторически представлял собой примитивный инструмент для спусков человека под воду и был выполнен в виде короба или опрокинутой бочки. Колокол с находящимся внутри водолазом опускали под воду и находящийся внутри воздух имел давление, равное давлению окружающей среды-воды. Внутреннее воздушное пространство колокола позволяло водолазу некоторое время дышать и совершать активные действия - выходить, либо выплывать наружу для осмотра и ремонта подводной части судов, либо для поиска затонувших сокровищ. Выполнив работу, водолаз возвращался в колокол и устройство при помощи крана или лебёдки поднимали на поверхность моря (водоёма). В XIX веке ряд изобретателей (механик Гаузен , Зибе) усовершенствовали конструкцию водолазного колокола, создав конструкции которые по праву считаются примитивным водолазными скафандрами .

Первое исторически достоверное упоминание о применении водолазного колокола относится к 1531 году , когда Гульельмо ди Лорена на озере вблизи города Рим на глубине 22 метров пытался найти сокровища с затонувших галер. В середине XVII века шведские водолазы под руководством Альбректа фон Трейлебена при помощи водолазного колокола сумели поднять на поверхность свыше 50 пушек с затонувшего корабля Ваза . Также известно описание успешного применения водолазного колокола в XIX веке для подъёма золотых слитков и монет с затонувшего британского фрегата «Тетис».

См. также


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Водолазный колокол" в других словарях:

    Погружаемый в воду прочный полый цилиндр с глухой сферической верхней частью и с герметично закрываемым люком с нижней стороны, служащий для размещения и отдыха водолазов (в скафандре или без него) в той его части, которая остается заполненной… … Морской словарь

    ВОДОЛАЗНЫЙ КОЛОКОЛ, полое устройство, позволяющее водолазам работать под водой в условиях сухости. Первоначально эти устройства действительно имели форму колокола, наполненного сжатым воздухом и открытого снизу, чтобы обеспечить доступ на дно… … Научно-технический энциклопедический словарь

    Водолазный колокол - Водолазный колокол: Герметичный прочный сосуд, предназначенный для транспортирования водолазов на глубину, к объекту работ и обратно на поверхность с последующим их переводом в водолазную барокамеру... Источник: ТЕХНИКА ВОДОЛАЗНАЯ. ТЕРМИНЫ И… … Официальная терминология

    водолазный колокол - Герметичный прочный сосуд, предназначенный для транспортирования водолазов на глубину, к объекту работ и обратно на поверхность с последующим их переводом в водолазную барокамеру. Примечание Основные элементы водолазного колокола имеют… … Справочник технического переводчика

    водолазный колокол - 10 водолазный колокол: Герметичный прочный сосуд, предназначенный для транспортирования водолазов на глубину, к объекту работ и обратно на поверхность с последующим их переводом в водолазную барокамеру. Примечание Основные элементы водолазного… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

    ВОДОЛАЗНЫЙ КОЛОКОЛ - средство транспортировки водолазов в водолазном снаряжении на глубину к объекту работ и обратно с последующим их переводом в декомпрессионную камеру. Как правило, Водолазным Колоколом оборудуются спасательные суда и суда обеспечения подводно… … Морской энциклопедический справочник

    См. Водолазное дело … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Водолазный колокол - устройство для обеспечения подводных работ и спасения личного состава из затонувшей ПЛ. Современный В. к. стальной цилиндр с закрываемым входом в нижней его части и глухой сферической верхней частью; позволяет размещать 7 человек без скафандров.… … Словарь военных терминов

    Водолазный колокол наблюдательный - Наблюдательный водолазный колокол: Водолазный колокол, имеющий герметичный отсек, предназначенный для нахождения в нем человека в условиях нормального атмосферного давления...

Историей погружений, вернее аппаратами, в которых производились эти первые погружения, начали интересоваться совсем недавно, не более пятидесяти лет назад. Занимались этими историческими исследованиями не историки, а ученые и инженеры. Они собирали сведения о подводных аппаратах прошлого и затем старались использовать эти данные при конструировании новых аппаратов. И надо сказать, что эти исследования принесли большую пользу. Результатом постепенного усовершенствования примитивных аппаратов прошлого следует считать существующие в наши дни водолазный колокол и мягкий скафандр. Зато глубоководные аппараты типа жестких скафандров, батисфер и батискафов, почти не имеющие предшественников в древние времена, рождены современной техникой.

Большинство древних подводных аппаратов теперь уже не представляет никакого интереса с технической точки зрения, но все упоминания о них свидетельствуют о непрестанном стремлении человека познать жизнь моря.

Изображения этих устройств и аппаратов дошли до нас в виде старинных картин, гравюр, рисунков и барельефов, причем иногда трудно судить, существовали ли изображенные аппараты в действительности или это фантазия художника.

Сохранился, например, барельеф, высеченный на камне за 1000 лет до нашей эры. Он изображает ассирийского воина, лежащего под водой и дышащего воздухом из кожаного бурдюка, что вряд ли правдоподобно.

Много легенд сложено о греческом полководце Александре Македонском. Но кроме военных подвигов, ему приписывают спуск под воду в специально построенном стеклянном судне, или, точнее, сосуде. Этот сосуд, прикрепленный к кораблю цепью, опускался, якобы, на глубину 90 м. Согласно легенде, сосуд схватила огромная рыба и утащила вместе с кораблем (имевшим, кстати сказать, команду в 150 человек) к берегу, на целую милю от места погружения. На французской миниатюре XIV века изображен Александр Македонский, сидящий в этом стеклянном сосуде (художник «одел» его в одежду французского короля, что, впрочем, казалось современникам вполне естественным).


Александр Македонский на морском дне (французская миниатюра XIVвека).

Изобретатели, начиная с XVII века, предлагали множество проектов самых различных подводных судов, но вплоть до начала XIX века подводные лодки не имели боевого назначения и не применялись для каких-либо практических целей. Напомним, для примера, историю «Роттердамского корабля», построенного в 1654 г. и имевшего внушительные раз- меры: 20,5 м в длину и 3,5 м в высоту. Этот корабль ни разу не плавал, а лишь был выставлен на ярмарке; тем не менее изобретатель его утверждал, что на своей «Молнии моря» он в один день может протаранить и потопить сто вражеских кораблей, а в шесть недель - достичь под водой Индии...

В летописях можно найти упоминания о том, что древние славяне погружались в воду, дыша через тростниковые трубки. В XVI веке запорожские казаки скрытно подбирались к врагу в опрокинутых челнах, используя, в сущности, принцип устройства водолазного колокола.

Сведения о простейших водолазных приспособлениях встречаются во многих литературных памятниках древнего мира: в «Илиаде» Гомера, у Фукидида, Аристотеля, Плутарха и в работах других историков, ученых и литераторов древности. Упоминаемые приспособления были самыми примитивными. Например, Аристотель рассказывает о сосуде, который опускают отверстием вниз и поэтому он наполнен не водой, а воздухом; таким образом, водолаз-ныряльщик может дышать под водой.

Древнеримский военный писатель Вегеций в книге «О правилах военных» описывает водолазные приспособления для воинов, изготовленные из кожи и напоминающие водолазные маски. В прорези для глаз вставлялся какой-то прозрачный материал. Дыхание производилось через кожаную трубу, а чтобы верхний конец ее не тонул, его привязывали к наполненному воздухом кожаному мешку. Глубина погружения в подобном аппарате не превышала 1 м.

Создание первого известного нам водолазного колокола следует отнести к XVI веку. По описаниям, это был очень большой горшок, внутри которого были настланы доски. Горшок был снабжен свинцовыми грузилами. Первый спуск под воду происходил в 1538 г. в городе Толедо на реке Тахо. Внутри горшка сидели два человека с зажженной свечой. О глубине погружения сведений не имеется; очевидно, она не могла быть большой.

В 1660 г. водолазный колокол построил немецкий физик Штурм. Этот колокол имел высоту около 4 м. Свежий воздух добавлялся из захватываемых с собой и разбиваемых, по мере надобности, бутылок.

В 1682 г. итальянец Борелли подал замечательную идею: удалять из подводного аппарата выдыхаемый воздух, подавая вместо него свежий. И хотя аппарат Борелли не был построен, его идея была положена в основу конструкции водолазных скафандров.

В 1717 г. английский астроном Галлей построил более совершенный водолазный колокол, имевший отверстие для удаления выдыхаемого воздуха. Свежий воздух доставлялся в бочках, из которых по шлангам подавался в колокол. Несмотря на то, что колокол был деревянный, он опускался на глубину до 20 м.


Один из водолазных костюмов Флавия Вигетиуса.

В XVII веке водолазные колоколы были известны и в России. В книге Волкова под названием «Книга о способах, творящих водохождение рек свободное, напечатанная в царствующем великом граде Москве лета 1708 в иулии месяце» рассказывается о способах погружения в колоколе с целью подъема затонувших ценностей.

Первое автономное водолазное снаряжение было предложено в России в 1719 г. Его изобретатель - крестьянин подмосковного села Покровское Ефим Никонов предложил также проект первой подводной лодки, названной им «потаенным судном». По замыслу изобретателя «потаенное судно» должно было скрытно доставлять водолаза к вражескому кораблю; затем водолаз выходил из «потаенного судна» и подрывал корабль неприятеля. Проект понравился Петру I и по его приказу такое судно было построено. Дальнейшая его судьба характерна для многих изобретений того времени: при испытании судно было повреждено, а после смерти Петра I казна отказала Никонову в средствах, необходимых для ремонта и усовершенствования.

Водолазный аппарат Клингерта, изобретенный в 1798 г., имел уже многие качества, свойственные нашим современным скафандрам. К нему подводились две гибкие трубки для подачи свежего и отвода выдыхаемого воздуха. Аппарат предоставлял водолазу возможность передвигаться по грунту и даже нагибаться. Для того чтобы уменьшить давление на грудь, верхняя часть туловища водолаза была закрыта панцирем, который прикреплялся к надетой под ним кожаной куртке с рукавами. Глубина погружения водолаза не превышала 23 м. Впоследствии, чтобы увеличить глубину погружения, изобретатель соорудил «машину» - снабдил водолаза большим резервуаром воздуха. Воздух поступал к водолазу по трубке благодаря сжатию воздуха в резервуаре с помощью поршня, на который давила вода.

В 1829 г. русский изобретатель Гаузен предложил водолазный аппарат, состоящий из медного шлема, удерживаемого на плечах водолаза металлической шиной. На водолаза надевалась рубаха из непромокаемой ткани. Скафандр был вентилируемым - воздух для дыхания подавался через гибкий шланг ручным насосом; избыток воздуха выходил из-под шлема. Отсутствие невозвратных воздушных клапанов и герметического соединения шлема с рубахой делало погружение в аппарате небезопасным, но после усовершенствования этот аппарат применялся в русском флоте вплоть до 70-х годов.

В 1830 г. англичанин Август Зибе предложил водолазный аппарат, похожий на аппарат Гаузена,- снизу шлем аппарата был открыт. В 1837 г. Зибе внес в конструкцию аппарата существенное изменение, заключающееся в герметизации соединения шлема с рубахой. Теперь аппарат превратился в мягкий скафандр, нашедший широкое применение на всех флотах мира. В 1844 г. профессор Мильн Эдварде сделал в таком снаряжении первый спуск с научной целью: ученый находился под водой около получаса, наблюдая моллюсков и крабов.

Не менее сложным был путь жесткого скафандра. В 1715 г. англичанин Лесбридж построил подводную машину, которая уже была прототипом современного жесткого скафандра. Человек помещался в металлическом цилиндре с крышкой. В цилиндре было три отверстия: два для рук и третье - смотровое, в которое было вставлено стекло. По описаниям, изобретатель опускался на глубину до 24 м и проводил под водой до 34 минут.

Чрезвычайно интересную идею автономного водолазного снаряжения в 1871 г. предложил инженер А. Н. Лодьшин. Его аппарат представлял собой герметический сосуд, внутри которого находился водолаз. Для дыхания предусматривалось использовать газовую смесь, состоящую из кислорода и водорода, причем кислород должен был вырабатываться из воды путем электролиза. По словам Лодынина, «надо сделать его (водолаза) в воде таким же господином, как и на земле. Надо, чтобы для него глубины в 14 футов или в 14 верст не представляли бы другой разницы как во времени, в которое их можно достигнуть». Проект Лодынина, к сожалению, не был осуществлен, тем не менее, идеи, заложенные в этом проекте, несомненно сыграли важную роль в создании современных жестких скафандров и гидростатов.

Первый аппарат с использованием запасов сжатого воздуха был предложен русским морским офицером мичманом Котинским в 1873 г. Проект не был осуществлен. В 1879 г. Флюс предложил первый аппарат с замкнутым циклом дыхания и поглощением углекислого газа в специальном патроне.

Даже из приведенного здесь очень краткого обзора истории создания подводного снаряжения двух основных типов можно видеть, как медленно развивалась техника подводных погружений.

"Покорение глубин" М.Н. Диомидов, А.Н. Дмитриев.

Водолазный колокол – одно из самых древних устройств, использовавшихся человеком для спуска в морские глубины. Выдающийся английский ученый и философ Фрэнсис Бэкон так описал в 1620 г. некую примитивную конструкцию на трех опорах, которую ему довелось увидеть: «Полый металлический сосуд был осторожно опущен в воду в вертикальном положении и таким образом увлек вместе с собой на дно морское содержавшийся в нем воздух».

Такой сосуд позволял находившемуся под водой водолазу время от времени всовывать голову в его отверстие и дышать заключенным в нем воздухом.

Водолазный колокол удивительно прост по конструкции и во многом напоминает стакан, опущенный в воду дном вверх. Главным недостатком водолазных колоколов был чрезвычайно малый запас воздуха, который они могли нести в себе. Знаменитый французский физик Папен в 1689 г. предложил использовать для нагнетания воздуха насос или мехи, что помогло бы поддерживать в колоколе постоянное давление. На следующий год Эдмунд Галлей, английский астроном, именем которого была названа комета, сконструировал своего рода предтечу современных водолазных колоколов – сложное сооружение, состоявшее из собственно колокола, кожаных шлангов и двух резервуаров со свинцовыми днищами, попеременно доставлявших в колокол воздух.

Изобретенный Галлеем колокол мог использоваться для погружения под воду, но отличался слишком большой массой. В 1764 г. Луи Дальма ударился в другую крайность, предложив колокол из кожи, который должен был удерживаться в открытом положении исключительно за счет давления находящегося в нем воздуха. Быть может, колокол и оправдал бы возлагавшиеся на него ожидания, однако не нашлось ни одного дурака, который согласился бы его испытать.

Джон Смитон, английский инженер, строитель знаменитого Эддистоунского маяка, в 1784 г. изобрел первый пригодный для практического применения водолазный колокол. Он представлял собой коробчатой формы конструкцию, внутри которой был установлен насос, нагнетавший воздух. При работе крыша колокола располагалась выше поверхности воды. Модифицированный вариант этого колокола применяется и в наши дни наряду с кессонами или колоколами с воздушным шлюзом. Он используется во время различных строительных работ на небольшой глубине под водой, но давно уже не употребляется при спасательных работах.

Ближайшими родственниками водолазного колокола являются: батисфера Биба – стальной шар, снабженный иллюминаторами и оборудованием для очистки воздуха, в котором Уильям Биб неподалеку от Бермудских островов совершил в 1932 г. погружение на глубину 610 м; спасательные камеры Маккенна и Дэвиса; капсула для транспортировки водолазов американской подводной лаборатории «Силаб» (программа «Человек в море»).

Однако при выполнении судоподъемных или спасательных работ от водолазного колокола толку мало. Если не считать ставшего легендой подъема в 1687 г. испанского золота Уильямом Фипсом (причем неизвестно, пользовался ли он вообще этим аппаратом), только одна крупная спасательная операция обязана успехом водолазному колоколу. Это подъем в 1831–1832 гг. золота с английского военного корабля «Тетис».

«Тетис», 46‑пушечный фрегат, покинул Рио‑де‑Жанейро 4 декабря 1830 г. На борту корабля находилось 810 тыс. фт. ст. звонкой монетой. Спустя два дня, идя под всеми парусами со скоростью 10 уз, он разбился о скалы мыса Фрио (юго‑восточная часть Бразилии). Большинство швов в корпусе корабля разошлось, мачты обрушились. Всего несколько человек из состава команды успели перескочить на утес и таким образом спастись. Фрегат с оставшимися на нем людьми был отнесен в море быстрым течением и затонул в небольшой бухте на расстоянии чуть больше 500 м от места крушения.

Адмирал Бейкер, командовавший английской эскадрой, счел бесполезным предпринимать какие‑либо попытки спасти золото, учитывая высокие скалы, большие глубины, быстрые течения и частые штормы, наблюдавшиеся в этом районе. С его мнением, однако, не согласился Томас Дикинсон, капитан шлюпа «Лайтнинг». Он был незаурядной личностью. Блестящий инженер, человек с широким кругозором Дикинсон обладал одним «недостатком»: он не раз ставил своих начальников в неловкое положение. В конце концов Бейкер неохотно дал согласие на проведение спасательной операции.

В 1831 г. еще не было скафандра Зибе и выбор Дикинсона ограничивался обнаженными ныряльщиками и водолазным колоколом. Сделать водолазный колокол было легче, чем заполучить опытного водолаза. Дикинсон изготовил колокол из железной водяной цистерны, взятой с другого английского военного корабля «Уорспайт». Для подачи воздуха в перевернутую цистерну решено было воспользоваться обычным насосом Траскотта. Чтобы шланги насоса могли противостоять давлению воды, Дикинсон придал им достаточную прочность: он приказал сначала расплющить их киянкой, дабы по возможности уплотнить ткань, а затем просмолить и обернуть пропитанной дегтем парусиной, которую потом надлежало прошить толстой ниткой. Шланги оправдали возлагавшиеся на них надежды.

Дикинсон со своей командой прибыл на мыс Фрио 24 января 1831 г. Мыс в действительности оказался островом длиной в три и шириной в одну милю, отделенным от материка протокой шириной 120 м. Обследование позволило установить, что корпус «Тетиса» соскользнул со скал в воду глубиной от 10,5 до 21 м.

Поскольку бухта, где лежал корабль, была очень узкой, Дикинсон сначала намеревался закрепить колокол на канатах, пропущенных между скалами. Вскоре, однако, он убедился, что под воздействием сильного ветра канаты вибрируют и раскачивают колокол, из которого выходит воздух, поэтому он решил погружать колокол в воду с помощью грузовой стрелы.

Такое решение поставило перед ним две новые проблемы – на чем установить стрелу и из чего ее изготовить.

Первую задачу удалось решить, уничтожив с помощью пороховых зарядов вершину северо‑восточного утеса. После взрыва образовалась довольно ровная площадка размером 24 Х 18 м. В четырех других местах подготовили маленькие площадки для крепления оттяжек стрелы.

Как показали расчеты, для того чтобы обеспечить нормальный спуск и подъем колокола, стрела должна иметь совершенно невероятную длину – 48 м и, кроме того, отличаться исключительной прочностью. Единственным материалом, которым располагали спасатели для изготовления столь сложного сооружения, являлись мачты и ванты самого «Тетиса», выброшенные волнами на берег. В конце концов спасатели ухитрились соорудить стрелу из кусков дерева самых различных сечений. Они были соединены на шипах и скреплены друг с другом болтами. Каждое соединение стянули металлическими кольцами и обмотали толстым канатом. Соединений получилось слишком много (34), и готовая стрела обладала излишней гибкостью. Чтобы удерживать ее в нужном положении, требовалось закрепить бесчисленное количество дополнительных оттяжек.

В полностью снаряженном виде стрела весила 40 т. Пока шли работы, Дикинсон решил испытать в деле ныряльщиков – группу карибских индейцев, доставленных на борту испанского судна. Их главным достоинством было потребление невероятных количеств оливкового масла, которое они, по их словам, выплевывали в море, чтобы сделать воду более прозрачной.

– Либо же, – сухо заметил Дикинсон, – проглатывали в зависимости от обстоятельств и аппетита. Все их старания были сплошным обманом и не стоили моих запасов масла для заправки салата.

Напротив, усилия Дикинсона и его людей отнюдь не были столь бесполезными. Даже водолазы, спущенные под воду в небольшом колоколе с кормы барказа «Лайтнинга», вскоре прислали с глубины 15 м следующее нацарапанное на грифельной доске сообщение: «Осторожнее опускайте колокол на дно – мы видим внизу деньги».

Вслед за этим провели испытание большого колокола, чуть было не закончившееся несчастьем. При спуске он несколько раз ударился о скалы и сильно накренился, заполнившись водой. Находившиеся в нем два водолаза‑добровольца лишь чудом не утонули.

Тем не менее работы начались, и уже к концу мая со дна моря было поднято на 130 тыс. фт. ст. золотых монет. Но тут разразился сильнейший шторм, разрушивший с таким трудом возведенное сооружение. Однако Дикинсон не сдался. На этот раз он решил осуществить свой первоначальный замысел – использовать небольшой колокол, подвешенный к прочным канатам, протянутым над бухтой. Идея оказалась удачной, хотя колокол так сильно било ветром о скалы, что за время работ его пять раз пришлось заменять. Им и на этот раз повезло – никто не погиб.

К марту 1832 г. Дикинсон поднял 600 тыс. фт. ст. из 810 тысяч, но при этом не на шутку рассердил адмирала Бейкера. Сей вельможа счел себя оскорбленным столь успешным выполнением «невозможной» операции и сместил Дикинсона, назначив на его место достопочтенного де Руза, командира корабля «Альжерин». Передавая командование, Дикинсон проявил исключительную честность. Он показал де Рузу точное местонахождение лежавших на дне сокровищ, намного упростив тем самым его задачу. Де Руз поднял еще 161,5 тыс. фт. ст., что вместе с ранее поднятыми деньгами составило более 90 % всей стоимости затонувших вместе с «Тетисом» денег.

Вернувшись в Англию, Дикинсон с изумлением обнаружил, что Бейкер целиком приписал себе как идею спасательной операции, так и руководство ее проведением. Дикинсон таким образом являлся лишь послушным исполнителем адмиральских указаний. Хотя Дикинсон и получил 17 тыс. фт. ст. награды, его заслуги в этом деле совершенно не были признаны. Будучи упрямым человеком, Дикинсон обратился с жалобой в Королевский тайный совет, в результате чего сумма награды возросла до 29 тыс. фунтов, а его заслуги были должным образом отмечены.

Некоторые из страховщиков Ллойда, приняв на веру версию Бейкера, позволили себе сделать ряд критических высказываний по поводу дерзости Дикинсона, выразившейся в обращении в тайный совет. В ответ Дикинсон напечатал открытое письмо «джентльменам из кофейни». Опубликованный впоследствии отчет Дикинсона с подробными техническими сведениями не оставил никаких сомнений относительно того, кто был действительным вдохновителем этой беспрецедентной операции.

СЕРЕБРО «ОРИНОКО»

При добывании ценностей, находящихся на борту затонувшего судна, изобретательность порой стоит куда больше, чем умение пользоваться взрывчаткой. Именно так было при подъеме груза с «Ориноко», парохода вместимостью 1,5 тыс. per. т, затонувшего в конце 90‑х годов на глубине 38 м в нескольких часах хода от венесуэльского порта Пуэрто‑Белло. «Ориноко» столкнулся темной ночью с покинутым командой судном. Вместе с «Ориноко» на дно пошли серебряные слитки общим весом около 100 т.

Некто Кук, страховщик из Нью‑Йорка, выплатив владельцам стоимость серебра, стал, вполне естественно, изыскивать возможности для подъема с морского дна слитков, которые он фактически купил. Сначала Кук нанял в Пуэрто‑Белло местного водолаза, но последний, проработав несколько недель, не смог отыскать затонувшего «Ориноко».

Затем Кук нанял капитана Хайрама Перкинса вместе с его двухмачтовой шхуной «Флитуинг» и двумя американцами‑водолазами, Джеком Марвином и Беном Алленом. Кук сообщил спасателям, что серебро на «Ориноко» находится в ближайшем к корме трюме в стальном отсеке, примыкающем к переборке машинного отделения. Отсек этот заперт на замок и опечатан.

Капитан Перкинс вооружился в Пуэрто‑Белло «патентованным» металлоискателем, состоящим из двухдюймовой трубы с контактными щупами и электропроводами, цинковой пластины, а также звонка; все это подсоединялось к батарее сухих элементов, находящейся на палубе «Флитуинга». Предполагалось, что звонок должен зазвонить, если контактный щуп прикоснется под водой к металлическому предмету. После этого сигнала водолазам надлежало опрометью спускаться на грунт и выяснять, что именно обнаружил металлоискатель.

В течение пяти дней спасатели безрезультатно бороздили океан в районе возможного нахождения «Ориноко». Звонок металлоискателя упорно хранил молчание. Но вот в начале шестого дня металлоискатель зацепился за нечто, возвышающееся над морским грунтом. Хотя звонок так и не прозвучал, Перкинс отдал носовой и кормовой якоря и сделал промер глубины. Она составляла 23 м. Перкинс послал под воду Джека Марвина. Вода была настолько прозрачна, что Марвин, стоя на палубе судна, лежащего на грунте с креном 30° на левый борт, смог прочитать его название: «Ориноко». Металлоискатель, хоть и не сработал, как ему полагалось, в конце концов оказался полезным.

Марвин вернулся на поверхность, на смену ему под воду ушел Аллен с целью прикрепить толстый швартовный канат к носу «Ориноко». Пока он находился на грунте, на поверхности моря разразился сильный шторм, который оборвал бы якорные тросы шхуны, если бы ее не удержал швартовный канат, прикрепленный Алленом к «Ориноко». В результате волнения моря водолаз запутался в такелаже затонувшего судна и Марвину пришлось спускаться по сигнальному концу под воду, чтобы высвободить своего товарища. После этого шхуна «Флитуинг» вынуждена была искать укрытия в Пуэрто‑Белло.

Как только море успокоилось, спасатели вернулись к месту работ. Водолазы содрали сгнивший брезент с трюмных люков, сняли комингсы и наконец получили доступ в кормовой трюм. Он оказался полон кофейных зерен, разбухших от пребывания в воде и разорвавших джутовые мешки, в которых они когда‑то находились.

Спасатели снова вернулись в Пуэрто‑Белло. Там Перкинс взял напрокат большой воздушный компрессор и установил его в примитивном эрлифте собственной конструкции. С помощью этого устройства водолазы расчистили задний трюм от кофе и кусков джута, на что ушло около месяца. Наконец водолазы добрались до стального отсека, забитого восемью тысячами серебряных слитков, каждый массой 28 фунтов.

Поднимать эти слитки пришлось с помощью железной кадушки для угля. За десять дней было поднято 66 т серебра, хотя погодные условия были такими, что на подъем кадки с серебром уходило порой до получаса.

Один раз нагруженная серебряными слитками кадка стала раскачиваться в тесном трюме и прижала Аллена к переборке, в результате чего его шлем едва не сплющился, а передний иллюминатор шлема разбился. Для того чтобы сжатый воздух не вышел через образовавшееся отверстие, Аллен заткнул пробоину куском джутового мешка и, придерживая его одной рукой, с помощью другой выкарабкался из стального сейфа. Уворачиваясь от взбесившейся кадушки, он поднялся на палубу затонувшего судна, с помощью сигнального конца дал страхующему знать о своем бедственном положении, после чего потерял сознание.

Его вытащили на палубу шхуны, выкачали из легких воду, и «Флитуинг» снова отправился в Пуэрто‑Белло, но вовсе не для того, чтобы Бен Аллен получил квалифицированную врачебную помощь. Капитан взял напрокат у местного водолаза новый шлем взамен изувеченного старого, спасатели вернулись на место и завершили подъем оставшегося серебра.