Услуги как вид деятельности. Правовое регулирование возмездного оказания услуг


По договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик - оплатить эти услуги.

Договор возмездного оказания услуг консенсуальный, возмезд­ный, двусторонне-обязывающий. Стороны договора возмездного ока­зания услуг - заказчик и исполнитель. По правовой природе договор нозмездного оказания услуг сходен с договором подряда. Различие со­стоит в предмете договора, каковым в договоре возмездного оказания услуг является деятельность, основная цель которой не направлена на создание овеществленного результата. Хотя такой результат и может возникать, его создание в договоре возмездного оказания услуг никог­да не является самостоятельным предметом такого договора и всегда подчинено основной его цели.

Если иное не предусмотрено договором возмездного оказания услуг, исполнитель обязан оказать услуги лично.

Как заказчик, так и исполнитель вправе в одностороннем порядке отказаться от исполнения договора возмездного оказания услуг. Раз­личие состоит в условиях отказа: заказчик обязан возместить испол­нителю лишь фактически понесенные последним расходы, а испол­нитель - возместить заказчику понесенные убытки в полном объеме (п. 2 ст. 15, ст. 393 ГК).

В силу сходства правовой природы договора подряда с договором возмездного оказания услуг ГК предусматривает субсидиарное при­менение к этому договору ряда общих положений о договоре подряда и договоре бытового подряда.

Нормы гл. 39 ГК о возмездном оказании услуг применяются к до­говорам оказания услуг связи, медицинских, ветеринарных, аудитор­ских, консультационных, информационных услуг, услуг по обучению, туристическому обслуживанию и иных, за исключением услуг, оказываемых по договорам, предусмотренным гл. 37, 38, 40, 41, 44-47, 49,1 51, 53 ГК.

Пари представляет собой специальный вид игры, в котором участ­ники делают противоположные друг другу прогнозы относительно на­ступления определенного события, которое не связано с волей и дей­ствиями участников. В других видах игр участники могут своими действиями способствовать наступлению определенного результата.

Неодобрительное отношение законодателя к организации игр и пари и участию в них выразилось в непредоставлении судебной защи­ты требованиям граждан и юридических лиц, связанных с проведени­ем игр и заключением пари. Видимо, законодатель не считает оправ­данным имущественный риск, если он не связан с созданием объектов гражданского оборота и обменом ими. Общее правило отно­сительно игр и пари установлено в ст. 1062 ГК: требования граждан и юридических лиц, связанные с организацией игр и пари или с учас­тием в них, не подлежат судебной защите.

Исключением из этого общего правила являются требования лиц, участвовавших в играх или пари под влиянием обмана, насилия, уг­розы или злонамеренного соглашения их представителя с организато­ром игр или пари, а также требования, предъявленные к организатору игры в случаях, когда организаторами игр выступают специальные субъекты - Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования, а также лица, получившие от уполномоченного государ­ственного или муниципального органа разрешение (лицензию) на проведение игр.

В этих случаях договор об игре оформляется выдачей лотерейного билета, квитанции или иного документа. Предложение о заключении договора об участии в игре должно включать условия о сроке ее про­ведения, порядке определения и размере выигрыша. Это предложение адресовано неопределенному кругу лиц и является публичной офер­той.

После определения результатов игры у ее организатора возникает обязанность в течение определенного условиями проведения игр срока выплатить лицам, которые в соответствии с этими условиями признаны выигравшими, выигрыш в предусмотренных условиями проведения игр размере и форме (денежной или в натуре). Если срок выплаты выигрыша в условиях не указан, то выплата должна быть произведена не позднее десяти дней с момента определения результа­тов игр.

Нормативно-правовое регулирование и обеспечение законодательной базы являются частью административного метода регулирования со стороны государства и не связаны с созданием дополнительного материального стимула или опасностью финансового ущерба. Данное регулирование базируется на силе государственной власти и включает в себя меры запрета, разрешения и обязательств. Законодательная база ограничивает свободу экономического выбора хозяйствующих субъектов.

Существует множество нормативно-правовых актов, регулирующих деятельность сферы услуг за счет обеспечения законодательной базы и контролем над ее исполнением:

1. Конституция Российской Федерации - высший нормативный правовой акт Российской Федерации, который «регулирует сферу обеспечения и оказания социальных услуг населению на безвозмездной основе». Например, ст. 41 пункт 1, где говорится о том, что «каждый имеет право на бесплатную медицинскую помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, которая оказывается гражданам за счет средств соответствующего бюджета». Для коммерческой деятельности Конституция РФ не несет нормативной нагрузки, то есть не является ее регулятором.

2. Гражданский кодекс Российской Федерации - кодекс федеральных законов Российской Федерации, который эффективно регулирует предпринимательскую коммерческую деятельность, а в частности и сферу услуг. Например:

Глава 1 (ст. 1) в которой говорится, что «все товары, услуги и финансовые средства свободно перемещаются на всей территории Российской Федерации»;

Глава 6 (ст. 128), в которой прописаны объекты гражданских прав. Откуда следует, что к объектам гражданских прав помимо вещей (наличные деньги и документарные ценные бумаги), бездокументарны ценных бумаг, имущественных прав, результатов работ относят еще и оказание услуг;

Глава 25 (ст. 393 - 406), в которой говорится об обязанности «возместить убытки, если услуга была совершена некачественно или же вовсе не была оказана». В ней также определяется способ и размер возмещения убытков;

Глава 27 (ст. 424. Цена, ст. 426. Публичный договор, ст. 429. Предварительный договор). В данной главе определяется понятие договора об оказании услуг, что должно быть в нем прописано, различные виды договоров, их условия выполнения и расторжения, а также обязанности и права сторон;

Глава 39. Возмездное оказание услуг, состоящая из пяти статей:

1) ст.779. Договор возмездного оказания услуг;



2) ст.780. Исполнение договора возмездного оказания услуг;

3) ст.781. Оплата услуг;

4) ст.782. Односторонний отказ от исполнения договора возмездного оказания услуг;

5) ст.783. Правовое регулирование договора возмездного оказания услуг.

Из данных статей следуют правила оформления договора возмездного оказания услуг, исполнения обеими сторонами-участниками, процесс регулирования отношений между ними.

3. Федеральный закон Российской Федерации - федеральный законодательный акт Российской Федерации, который также имеет непосредственное влияние на сферу услуг. Существуют два основных закона, регулирующих данную сферу в общих чертах:

ФЗ РФ от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей в РФ»;

Важнейший закон РФ, «регулирующий отношения, возникающие между потребителями и исполнителями при оказании услуг», устанавливающий права потребителей на приобретение услуг надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества и окружающей среды, получение полной информации об услугах и об их исполнителях.

ФЗ РФ от 27.12.2002 N 184 «О техническом регулировании».

Настоящий Федеральный закон «регулирует отношения, возникающие при производстве, монтаже, перевозке и при оказании услуг». А также регулирует исполнение обязательных требований и соответствие требуемой оценки качества.

Существуют Федеральные законы, регулирующие конкретные виды и отрасли, для которых характерно оказание услуг. Например, ФЗ РФ от 02.12.1990 N 395-1«О банках и банковской деятельности».

4. Межгосударственный стандарт (ГОСТ) или национальный стандарт (ГОСТ Р) – стандарты, принятые соответственно межгосударственным или национальным органом по стандартизации и доступный широкому кругу пользователей. Следует выделить два основных стандарта, регулирующих сферу услуг:

ГОСТ Р 50646-2012 Услуги населению. Термины и определения;

ГОСТ ISO 9000-2011 Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь.



Стандартов на оказание услуг существует на множество различных видов и подвидов. Например, ГОСТ Р 51108-97. Услуги бытовые. Химическая чистка. Общие технические условия, ГОСТ Р 51006-96 Услуги транспортные. Термины и определения. И на прочие: ритуальные услуг, услуги населению, парикмахерские, услуги фитнес-клубов, клининговые услуги, ремонтные услуги и так далее.

5. Налоговый кодекс Российской Федерации - кодифицированный законодательный акт, устанавливающий систему налогов и сборов в Российской Федерации, затрагивающий сферу оказания услуг:

Ст. 39. Реализация товаров, работ или услуг;

Ст. 40. Принципы определения цены товаров, работ или услуг для целей налогообложения;

Ст. 148. Место реализации работ (услуг).

В данных статьях можно найти информацию о правилах определения цены оказываемой услуги, а также об установленных общих принципах налогообложения лиц, занимающихся оказанием услуг населению.

Деятельность по оказанию услуг - это деятельность, полезный результат которой выражается в ней самой: например, консультационные услуги по правовым вопросам. В данном случае результат действий консультанта неотделим от самой деятельности и потребляется заинтересованным лицом в процессе этой деятельности. В гл. 39 ГК РФ приведен примерный перечень таких услуг (медицинские, ветеринарные, аудиторские, консультационные, информационные, образовательные, туристические и т. п.), выступающие предметом договора возмездного оказания услуг.

В таком узком смысле деятельность по оказанию услуг отличается от деятельности по производству работ, направленной на достижение овеществленного результата, подлежащего передаче заинтересованному лицу. Результат работ в таких случаях может быть отделен от самих действий. Правовой регламентации подвергается не только сам процесс осуществления указанных работ, но и овеществленный результат этих работ. Правовой формой производства работ выступает договор подряда. Гражданский кодекс РФ, определяя перечень объектов гражданских прав, различает результаты работ и оказание услуг (ст. 128).

Иногда понятие «услуги» используется законодателем в более широком смысле. Например, п. 3 ст. 1 ГК РФ гарантируется свободное перемещение на всей территории России товаров, услуг и финансовых средств. В Законе о защите прав потребителей также закреплено понятие услуги в широком смысле - как любые действия по обслуживанию потребителей, включая продажу товаров, выполнение работ, оказание услуг . Услуги в широком смысле опосредуются не только договором возмездного оказания услуг, но и другими договорами: купли-продажи, подряда, страхования и др.

Деятельность по возмездному оказанию услуг опосредуется разными по природе отношениями: по возмездному оказанию услуг, выступающими предметом гражданско-правового регулирования, и по публичной организации сферы возмездного оказания услуг (государственному регулированию и контролю), выступающими предметом публичного права.

Отношения по возмездному оказанию услуг могут возникать как в коммерческом обороте, так и вне его. Те из них, которые возникают между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием, являются предпринимательскими.

Источники правового регулирования деятельности по возмездному оказанию услуг включают гл. 39 «Возмездное оказание услуг» ГК РФ, нормы которой применяются к отношениям по оказанию услуг, не урегулированным другими главами ГК РФ (например, гл. 37

«Подряд», гл. 38 «Выполнение научно-исследовательских, опытноконструкторских и технологических работ», гл. 40 «Перевозка» и др.).

Для целей экономии нормативного материала в ГК РФ установлено, что к договору возмездного оказания услуг применяются общие положения о подряде (ст. 702-729) и положения о бытовом подряде (ст. 730-739), если это не противоречит правилам о договоре возмездного оказания услуг (ст. 779-782), а также особенностям предмета такого договора (ст. 783). Это объясняется единой экономической сущностью отношений по производству работ и оказанию услуг, опосредуемых разными правовыми формами в силу особенностей предметов соответствующих договоров.

Очевидно, что система договоров по оказанию услуг еще не устоялась, ее закрепление в ГК РФ нельзя признать идеальным. На наш взгляд, правила гл. 39 Кодекса о возмездном оказании услуг могли бы быть общими для всех разновидностей договоров по оказанию услуг, подобно тому, например, как правила гл. 30 «Купля-продажа» являются общими по отношению ко всем разновидностям договоров купли-продажи (розничной купли-продажи, поставки и т. д.) 1 .

Регулирование отношений по возмездному оказанию услуг осуществляется также федеральными законами «Об аудиторской деятельности», «О связи», «О ветеринарии», от 24 ноября 1996 г. № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» , некоторыми другими. В этой сфере широко используется подзаконное правовое регулирование.

Введение

2. Правовое положение участников рынка правовых услуг

2.1Адвокаты и адвокатские образования

2.2Юридические фирмы и другие специализированные юридические организации

2.3Индивидуально практикующие юристы

2.4Нотариусы

3. Юридическая служба в коммерческих организациях

3.1 Юридическая служба как структурное подразделение коммерческой организации

3.2 Функциональные обязанности юрисконсульта организации

4. Договоры на правовое обслуживание и оказание правовых услуг

4.1 Квалификация договоров на оказание правовых услуг

4.2. Виды договоров, заключаемых юристами с клиентами

4.4 Оплата правовых услуг

4.5 Ответственность сторон по договору возмездного оказания правовых услуг

Заключение

Список используемой литературы


Введение

На данный момент, юридическая помощь - это перспективное, быстроразвивающееся направление в правоохранительной деятельности. Кроме того, право на юридическую помощь – это важный конституционный принцип, закрепленный в Конституции РФ. Статья 48 Конституции РФ гласит: «каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи; в случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается бесплатно» (ст. 48, п.1) .

Однако надо отметить, что на сегодняшний день это направление недостаточно хорошо изучено. Причина этого в том, что до недавнего времени основными формами организации юридической помощи были адвокатура, нотариат и правовые (или юрисконсультские) службы, которые создавались на предприятиях, в организациях и общественных объединениях для оказания помощи соответственно этим предприятиям, организациям или объединениям. Теперь же создано поле для новых форм юридической деятельности, это пресловутые «иные формы оказания юридической помощи». Так называют в учебниках все остальные формы оказания юридических услуг, которые не относятся к адвокатуре и нотариату. К сожалению, более точного определения этим формам дать нельзя, так как они представляют великое множество различных форм оказания юридических услуг, причем их перечень является открытым. Это и вносит путаницу в понимание юридической помощи.

Эта работа есть скромная попытка систематизировать формы юридической помощи, осознать их значение и функции и внести хоть какую-то ясность в понятие юридической помощи и ее значение в современном обществе. Это очень актуальная, с моей точки зрения, проблема, так как, несмотря на новизну многих принципов и форм юридической помощи, она (юридическая помощь) хорошо «прижилась» в нашей стране и сейчас в любом городе можно встретить какую-нибудь форму: нотариальную кантору, или адвокатуру, или частные консультативные фирмы по вопросам права, или даже частные детективные агентства и детективов, которые тоже оказывают юридические услуги.

Потребность в получении юридической помощи возникает постоянно и повсеместно. Практически нет такой сферы жизни или человеческой деятельности, в которой каждому человеку, а не только юристу необходимо знать и уметь применять те или иные правовые нормы. Идет ли речь о работе или учебе, приобретении или продаже товаров, получении услуг, необходимости обращения в государственные или иные органы, участии в деятельности общественных организаций, выборах в парламент и так далее - везде может потребоваться квалифицированная помощь юриста. Для этого и существует юридическая помощь, которая оказывает населению помощь в понимании, осмыслении законодательства и помогает использовать его во благо человека, который нуждается в этой помощи.


1. Понятия правовых услуг и деятельности по их оказанию

Правовые услуги - это услуги по оказанию помощи лицам по вопросам правового характера. Деятельность по оказанию правовых услуг - один из видов юридической практики, которая объективно необходима в любом обществе, имеющем государственное устройство.

Юридическая деятельность стоит в одном ряду с другими видами деятельности по оказанию услуг, как то: аудиторская, консультационная, маркетинговая, информационная, мониторинговая, оценочная и риелторская деятельность. Все эти виды деятельности удовлетворяют общественный спрос на определенные виды услуг, сопутствующих основным - производственным - видам экономической деятельности.

Юридическая деятельность это: государственная, негосударственная или частная (коммерческая) деятельность профессиональных юристов по оказанию квалифицированной помощи физическим и юридическим лицам в понимании, правильном использовании и соблюдении законодательства, консультации по юридическим вопросам и вопросам права, которая направленная на защиту и способствует осуществлению прав и законных интересов граждан .

Спорным является вопрос о необходимости жесткого государственного контроля за частной юридической практикой. Госконтроль может осуществляться различными способами, прежде всего путем лицензирования и аккредитации. Среди юристов, как ученых, так и практиков, имеются и сторонники, и противники лицензирования юридической деятельности. В настоящее время для занятия юридической практикой, в том числе по оказанию платных правовых услуг, лицензии не требуется, так как действующим Федеральным законом от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» деятельность по оказанию платных правовых услуг не включена в перечень видов деятельности, подлежащих лицензированию.

Основными профессиональными участниками рынка правовых услуг являются: адвокаты и адвокатские образования; юридические фирмы, иные организации, специализирующиеся на оказании правовых услуг; индивидуально практикующие юристы. Деятельностью по оказанию правовых услуг занимаются также организации, не являющиеся юридическими фирмами, но в соответствии со своими уставными целями и задачами предоставляющие правовую помощь своим участникам и иным лицам. Близкой к деятельности по оказанию правовых услуг является деятельность нотариусов, способствующая надлежащему оформлению совершаемых сделок и других актов. Многие коммерческие организации имеют в своем составе штатную юридическую службу, благодаря которой обеспечиваются потребности организации в правовых услугах.

Единый обобщающий закон, в котором были бы собраны нормы, регулирующие отношения по оказанию правовых услуг, в законодательной системе России отсутствует. В постановлении Конституционного Суда РФ от 23 января 2007 г. № 1-П «По делу о проверке конституционности положений пункта 1 статьи 779 и пункта 1 статьи 7ХI Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с жалобами общества с ограниченной ответственностью "Агентство корпоративной безопасности" и гражданина В. В. Макеева» отмечается, что «общественные отношения по поводу оказания юридической помощи в качестве обособленного предмета правового регулирования в действующем законодательстве не выделены, - они регламентируются рядом нормативных правовых актов, в систему которых входят нормы Гражданского кодекса Российской Федерации, в частности его главы 39, касающиеся обязательств по договору возмездного оказания услуг» (п. 3) В принципе можно было бы поставить вопрос о принятии общего Закона об основах государственного регулирования деятельности по оказанию правовых услуг, аналогичного по своей направленности действующим Законам «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и «Об аудиторской деятельности», но, как представляется, в этом нет необходимости, по крайней мере в настоящее время. К тому же деятельность некоторых участников рынка правовых услуг опирается на специальные законы: Федеральный закон от 31 мая 2002 г. № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» (далее - Закон об адвокатуре) и Закон РФ от 11 февраля 1993 г. № 44621 «Основы законодательства Российской Федерации о нотариате» .

Значение правового обслуживания предпринимателей. Предпринимательская деятельность осуществляется на определенной правовой основе. Соблюдение правовых норм дает предпринимателям возможность успешно развивать свой бизнес. Напротив, нарушение предписаний правовых норм влечет для предпринимателей нежелательные последствия в виде, например, ответственности по обязательствам, а неоднократные или грубые нарушения законодательства могут привести к принудительной ликвидации предпринимателя - юридического лица в порядке, предусмотренном п. 2 ст. 61 ГК РФ, к административной и уголовной ответственности индивидуальных предпринимателей и должностных лиц коммерческих организаций.

Для того чтобы избежать нарушений и во всем следовать требованиям законодательства, предприниматели обращаются к специалистам, обладающим правовыми знаниями, т. е. к практикующим юристам. Правовое обслуживание бизнеса - закономерное объективно обусловленное явление, одна из составных частей правовой деятельности.

Правовое содействие, оказываемое юристами предпринимателям, называют также правовой поддержкой, правовым сопровождением, правовым обеспечением. Все перечисленные термины близки по смыслу и могут употребляться в различных контекстах в одном и том же семантическом значении: оказание юристами-профессионалами консультационных и иных услуг предпринимателям по правовым вопросам осуществления бизнеса. В более широком аспекте используется также термин «правовое обслуживание», под которым понимается оказание заинтересованным лицам - клиентам, заказчикам - разнообразных правовых услуг на договорной основе, предполагающей постоянное или периодическое взаимодействие и сотрудничество исполнителя и клиента.

Страница 2 из 4

В современной экономике о дной из самых быстроразвивающихся и перспективных отраслей является сфера услуг.

Основные принципы правового регулирования возмездного оказания услуг установлены Конституцией РФ, так, п. 1 ст. 8 гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности . Общее правовое регулирование договоров возмездного оказания услуг осуществляется главой 39 ГК РФ.

Согласно ст. 779 ГК РФ, по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги, а заказчик обязуется оплатить эти услуги .

Особое место среди нормативных правовых актов, регулирующих возмездное оказание услуг, занимают утвержденные в разное время Правительством РФ правила оказания отдельных видов услуг, международные акты, например, Генеральное соглашение о торговле услугами от 15.04.2002 (ГАТС), в которых указывается порядок заключения соответствующих договоров, права потребителя услуг и исполнителя, обязанности сторон, а также их ответственность за нарушение договора. Важную роль в применении законодательства, регулирующего отношения по оказанию услуг потребителю, играет судебная практика .

В правовом регулировании отношений по оказанию услуг достаточно много пробелов. Отсутствие четких понятий иногда приводит к неверному регулированию складывающихся отношений. К примеру, перечень услуг, представленный п. 2 ст. 779 ГК, хотя и является обширным, но не исчерпывающим, не исключается возможность относить к услугам иные виды деятельности и, соответственно, использовать нормы других институтов . Одновременно ГК РФ закрепил возможность применения к договорам возмездного оказания услуг общих положений о подряде (ст. ст. 702-729 ГК) и о бытовом подряде (ст. ст. 730-739 ГК), но, поскольку работа также выполняется путем совершения определенных действий или осуществления определенной деятельности, возникает проблема разграничения работ и услуг . Само определение носит довольно общий характер, более точные определения должны быть даны в специальных правовых актах, посвященных тому или иному виду услуг .

Важное значение имеет личность самого исполнителя услуги, его индивидуальные данные, опыт, профессионализм, знания и т. п. Следует внести изменения в ст. 780 ГК РФ, поскольку не все услуги имеют строгую персонификацию исполнителя. Предлагаемая поправка позволит предусмотреть возможность замены исполнителя не только условиями договора, но и положениями законодательных актов. Если услуга носит чисто технический характер (например, услуги телефонной связи), нет необходимости ограничивать право услугодателя возлагать исполнение своих обязательств на другое лицо. В подобных услугах личность исполнителя не имеет решающего значения в оценке потребительских свойств услуги.