Министерство информатизации рф. Министерство связи и массовых коммуникаций российской федерации


Постановление Правительства РФ от 2 июня 2008 г. N 418
"О Министерстве цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации"

С изменениями и дополнениями от:

13 октября, 7 ноября, 29 декабря 2008 г., 27 января, 12 августа 2009 г., 17 марта, 15 июня, 15, 26 июля, 27 декабря 2010 г., 28 января, 24 марта, 16 мая, 24 октября, 28 ноября 2011 г., 4 мая, 4, 17 сентября, 3 ноября 2012 г., 27 марта, 9 августа, 2 ноября 2013 г., 16, 24 июля, 14 ноября, 27 декабря 2014 г., 9 июня, 25 декабря 2015 г., 25 апреля, 1 июля 2016 г., 30 марта, 28 сентября 2017 г., 25 сентября 2018 г., 7 февраля, 18 мая, 20 июля, 3 сентября 2019 г., 6 февраля 2020 г.

Правительство Российской Федерации постановляет:

2. Разрешить Министерству цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации иметь 9 заместителей Министра, в том числе одного первого заместителя Министра и одного статс-секретаря - заместителя Министра, а также в структуре центрального аппарата до 15 департаментов по основным направлениям деятельности Министерства.

6. Признать утратившими силу:

2. Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, Федерального агентства связи , Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям , а также подведомственных Министерству организаций.

3. Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, а также настоящим Положением.

4. Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

II. Полномочия

5. Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации осуществляет следующие полномочия:

5.1. вносит в Правительство Российской Федерации проекты федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации и другие документы, по которым требуется решение Правительства Российской Федерации, по вопросам, отнесенным к установленной сфере ведения Министерства и к сферам ведения подведомственных ему федеральной службы и федеральных агентств, а также проект плана работы и прогнозные показатели деятельности Министерства;

5.2. на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации самостоятельно принимает следующие нормативные правовые акты:

5.2.3. требования к нумерации, защите сетей связи от несанкционированного доступа к ним и передаваемой по ним информации;

5.2.6. требования к порядку взаимодействия сетей связи, составляющих единую сеть электросвязи Российской Федерации;

5.2.7. требования к описанию сетей связи и средств связи, составляющих единую сеть электросвязи Российской Федерации;

5.2.8. требования к проектированию, строительству, реконструкции и эксплуатации сетей связи и сооружений связи;

5.2.9. требования к оказанию услуг связи, в том числе универсальных;

5.2.11. порядок присвоения нумерации выделенным сетям связи;

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 16 мая 2011 г. N 368 Положение дополнено подпунктом 5.2.11.1

5.2.11.1. порядок образования позывных сигналов для опознавания радиоэлектронных средств гражданского назначения;

5.2.12. порядок присвоения нумерации части технологической сети связи, присоединенной к сети связи общего пользования;

5.2.13. порядок предоставления операторами связи служебной электросвязи;

5.2.14. требования к сетям и средствам связи для проведения оперативно-разыскных мероприятий по согласованию с уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно-разыскную деятельность;

5.2.15. порядок приема и передачи почтовых отправлений и денежных средств между организациями почтовой связи;

5.2.16. порядок ведения раздельного учета доходов и расходов по осуществляемым видам деятельности, оказываемым услугам связи и используемым для оказания этих услуг частям сети электросвязи операторами, занимающими существенное положение в сети связи общего пользования;

5.2.17. порядок применения франкировальных машин, издания и использования государственных знаков почтовой оплаты, формирования Государственной коллекции знаков почтовой оплаты;

5.2.18. требования по организационно-техническому обеспечению устойчивого функционирования сети почтовой связи;

5.2.19. требования по эксплуатации средств почтовой связи;

5.2.22. порядок выдачи разрешений на распространение продукции зарубежных периодических печатных изданий;

5.2.23. требования по информационной безопасности информационных систем, в том числе информационных систем персональных данных (за исключением информационных систем критически важных объектов), информационно-телекоммуникационных сетей и других сетей связи;

5.2.24. требования к формату данных в государственных информационных системах;

5.2.25. акты по вопросам обеспечения контроля и надзора в установленной сфере ведения;

5.2.25.2. нормативы частоты сбора из почтовых ящиков, обмена, перевозки и доставки письменной корреспонденции с указанием контрольных сроков пересылки письменной корреспонденции;

5.2.25.3. порядок временного хранения почтовых отправлений и денежных средств, а также изъятия, вскрытия и уничтожения почтовых отправлений;

5.2.25.4. порядок распределения обязательного экземпляра документов, состоящего из комбинированных документов, а также обязательного экземпляра документов, содержащего аналогичную, зафиксированную на различных носителях информацию;

5.2.25.5. правила доставки федеральным государственным унитарным предприятием "Информационное телеграфное агентство России (ИТАР-ТАСС)" обязательных федеральных экземпляров печатных изданий, фонограмм и видеофильмов в библиотечно-информационные организации;

5.2.25.6. правила доставки Научно-техническим центром "Информрегистр" обязательного федерального экземпляра электронных изданий в библиотечно-информационные организации;

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 17 марта 2010 г. N 160 Положение дополнено подпунктом 5.2.25.7

5.2.25.7. акты, определяющие порядок выдачи разрешений на судовые радиостанции, используемые на морских судах, судах внутреннего плавания и судах смешанного (река - море) плавания, а также форму бланков таких разрешений;

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 16 мая 2011 г. N 368 Положение дополнено подпунктом 5.2.25.8

5.2.25.8. порядок оформления и выдачи разрешения на ввоз на территорию Российской Федерации в условиях, отличных от импорта, радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств гражданского назначения, в том числе встроенных либо входящих в состав других товаров, а также на ввоз радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств гражданского назначения физическими лицами для личного пользования (если наличие такого разрешения предусмотрено законодательством Российской Федерации);

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 16 мая 2011 г. N 368 Положение дополнено подпунктом 5.2.25.9

5.2.25.9. акт, определяющий форму бланка разрешения на использование радиочастот или радиочастотных каналов;

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 16 мая 2011 г. N 368 Положение дополнено подпунктом 5.2.25.10

5.2.25.10. акт, определяющий порядок формирования реестра радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств гражданского назначения, разрешенных для ввоза на территорию Российской Федерации;

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 16 мая 2011 г. N 368 Положение дополнено подпунктом 5.2.25.11

5.2.25.11. порядок выдачи и форма заключения о соответствии технических характеристик ввозимых на территорию Российской Федерации радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств гражданского назначения техническим характеристикам и условиям использования, утвержденным решениями Государственной комиссии по радиочастотам;

5.2.25.12. порядок проведения экспертизы информационной продукции в целях обеспечения информационной безопасности детей;

5.2.25.14. требования к административным и организационным мерам, к техническим и программно-аппаратным средствам защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию;

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 28 ноября 2011 г. N 976 Положение дополнено подпунктом 5.2.25.16

5.2.25.16. порядок передачи реестров квалифицированных сертификатов ключей проверки электронной подписи и иной информации в уполномоченный федеральный орган в случае прекращения деятельности аккредитованного удостоверяющего центра;

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 28 ноября 2011 г. N 976 Положение дополнено подпунктом 5.2.25.17

5.2.25.17. порядок формирования и ведения реестров квалифицированных сертификатов ключей проверки электронной подписи, а также предоставления информации из таких реестров;

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 28 ноября 2011 г. N 976 Положение дополнено подпунктом 5.2.25.18

5.2.25.18. правила аккредитации удостоверяющих центров и порядок проверки соблюдения аккредитованными удостоверяющими центрами требований, которые установлены Федеральным законом "Об электронной подписи" и на соответствие которым эти удостоверяющие центры были аккредитованы;

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 17 сентября 2012 г. N 930 Положение дополнено подпунктом 5.2.25.19

5.2.25.19. порядок сопровождения информационной продукции, распространяемой посредством радиовещания, сообщением об ограничении распространения информационной продукции среди детей в начале трансляции радиопередач;

5.2.25.20. требования к порядку организационно-технического взаимодействия операторов подвижной радиотелефонной связи при обеспечении перенесения абонентского номера;

5.2.25.21. порядок обеспечения условий доступности для инвалидов по зрению официальных сайтов федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сети "Интернет";

Информация об изменениях:

Положение дополнено подпунктом 5.2.25.22 с 10 октября 2017 г. - Постановление

5.2.25.22. порядок направления владельцу копии заблокированного сайта в электронном виде на русском и английском языках мотивированного решения о признании сайта в сети "Интернет" копией заблокированного сайта;

Информация об изменениях:

Положение дополнено подпунктом 5.2.25.23 с 1 сентября 2019 г. - Постановление Правительства РФ от 18 мая 2019 г. N 612

5.2.25.23. порядок выдачи удостоверения или иного документа, подтверждающего профессиональный статус журналиста, в случае выезда за пределы Российской Федерации сотрудников редакции (журналиста и иных сотрудников редакции, оказывающих содействие журналисту при выполнении поручения редакции в особых условиях);

Информация об изменениях:

Положение дополнено подпунктом 5.2.25.24 с 1 ноября 2019 г. - Постановление

5.2.25.24. требования к функционированию систем управления сетями связи при возникновении угроз устойчивости, безопасности и целостности функционирования на территории Российской Федерации сети "Интернет" и сети связи общего пользования;

Информация об изменениях:

Положение дополнено подпунктом 5.2.25.25 с 1 ноября 2019 г. - Постановление Правительства России от 3 сентября 2019 г. N 1149

5.2.25.25. по согласованию с Федеральной службой безопасности Российской Федерации требования к обеспечению функционирования точек обмена трафиком, которые включают в себя в том числе требования к обеспечению устойчивого функционирования технических и программных средств связи, сооружений связи, а также порядок соблюдения требований, предусмотренных пунктом 4 статьи 56.2 Федерального закона "О связи";

Информация об изменениях:

Положение дополнено подпунктом 5.2.25.26 с 1 ноября 2019 г. - Постановление Правительства России от 3 сентября 2019 г. N 1149

5.2.25.26. требования для операторов связи, собственников или иных владельцев технологических сетей связи, имеющих уникальный идентификатор совокупности средств связи и иных технических средств в сети "Интернет", к обеспечению устойчивого функционирования средств связи, обеспечивающих взаимодействие со средствами связи других операторов связи, собственников или иных владельцев технологических сетей связи, в том числе находящихся за пределами территории Российской Федерации;

Информация об изменениях:

Положение дополнено подпунктом 5.2.25.27 с 1 ноября 2019 г. - Постановление Правительства России от 3 сентября 2019 г. N 1149

5.2.25.27. требования для операторов связи, собственников или иных владельцев технологических сетей связи, имеющих уникальный идентификатор совокупности средств связи и иных технических средств в сети "Интернет", к функционированию технических и программных средств (в том числе средств связи), используемых в целях выявления в сети "Интернет" сетевых адресов, соответствующих доменным именам;

Информация об изменениях:

Положение дополнено подпунктом 5.2.25.28 с 1 ноября 2019 г. - Постановление Правительства России от 3 сентября 2019 г. N 1149

5.2.25.28. по согласованию с уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно-разыскную деятельность или обеспечение безопасности Российской Федерации, требования к сетям и средствам связи собственников или иных владельцев технологических сетей связи, имеющих уникальный идентификатор совокупности средств связи и иных технических средств в сети "Интернет", для проведения уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно-разыскную деятельность или обеспечение безопасности Российской Федерации, в случаях, установленных федеральными законами, мероприятий в целях реализации возложенных на них задач;

5.2.26. нормативные правовые акты по другим вопросам установленной сферы деятельности Министерства и подведомственных Министерству федеральной службы и федеральных агентств, за исключением вопросов, правовое регулирование которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации осуществляется исключительно федеральными конституционными законами, федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации;

5.3. обеспечивает:

5.3.1. максимальную доступность для населения страны социально значимого пакета телерадиопрограмм федерального и регионального уровня;

5.3.2. защиту интересов государства в области авторского права и смежных прав в сфере массовых коммуникаций и средств массовой информации, информационных технологий;

5.3.3. участие российских средств массовых коммуникаций в формировании положительного имиджа Российской Федерации (в том числе инвестиционного) за рубежом;

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 28 ноября 2011 г. N 976 Положение дополнено подпунктом 5.3.4

5.3.4. хранение следующей информации и круглосуточный беспрепятственный доступ к ней с использованием информационно-телекоммуникационных сетей:

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 28 ноября 2011 г. N 976 Положение дополнено подпунктом 5.3.4.1

5.3.4.1. наименования, адреса аккредитованных удостоверяющих центров;

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 28 ноября 2011 г. N 976 Положение дополнено подпунктом 5.3.4.2

5.3.4.2. реестр выданных и аннулированных уполномоченным федеральным органом квалифицированных сертификатов;

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 28 ноября 2011 г. N 976 Положение дополнено подпунктом 5.3.4.3

5.3.4.3. перечень удостоверяющих центров, аккредитация которых аннулирована;

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 28 ноября 2011 г. N 976 Положение дополнено подпунктом 5.3.4.4

5.3.4.4. перечень аккредитованных удостоверяющих центров, аккредитация которых приостановлена;

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 28 ноября 2011 г. N 976 Положение дополнено подпунктом 5.3.4.5

5.3.4.5. перечень аккредитованных удостоверяющих центров, деятельность которых прекращена;

5.3.4.6. реестры квалифицированных сертификатов, переданные в Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации в соответствии со статьей 15 Федерального закона "Об электронной подписи";

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 3 ноября 2012 г. N 1139 Положение дополнено подпунктом 5.3.5

5.3.5. организацию выполнения работ по конверсии радиочастотного спектра;

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 14 ноября 2014 г. N 1194 Положение дополнено подпунктом 5.3.6

5.3.6. организацию работ по международно-правовой защите присвоения (назначения) радиочастот или радиочастотных каналов для радиоэлектронных средств Российской Федерации и работ по их координации с администрациями связи иностранных государств или межправительственными спутниковыми организациями в установленной сфере деятельности;

5.4. вырабатывает принципы формирования и использования находящихся в федеральной собственности фондов законченных производством и прошедших в эфир телевизионных программ, передач, фонограмм, а также иных аудиовизуальных произведений (за исключением кинофильмов);

5.5. участвует в формировании единого информационного пространства на территории государств - участников СНГ;

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 24 июля 2014 г. N 698 Положение дополнено подпунктом 5.5.1

5.5.1. выполняет функции доверенной третьей стороны при обмене электронными документами в случаях, если ее участие в таком обмене предусмотрено международными договорами Российской Федерации;

5.6. организует проведение мероприятий, связанных с присуждением ежегодных премий Правительства Российской Федерации в области средств массовой информации;

5.7. осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд закупки товаров, работ, услуг в установленной сфере деятельности;

5.8. обобщает практику применения законодательства Российской Федерации и проводит анализ реализации государственной политики в установленной сфере деятельности;

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 9 августа 2013 г. N 685 Положение дополнено подпунктом 5.8.1

5.8.1. разрабатывает и реализует меры по развитию конкуренции на товарных рынках, включая выполнение соответствующих ведомственных целевых программ, в установленной сфере деятельности;

5.9. осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Министерства и реализацию возложенных на него функций;

5.10. осуществляет в порядке и в пределах, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника в отношении федерального имущества, переданного федеральным государственным унитарным предприятиям и федеральным государственным учреждениям, подведомственным Министерству;

5.11. дает федеральным органам исполнительной власти заключения о целесообразности расходов на проведение научно-исследовательских и проектно-изыскательских работ по созданию и приобретению программного обеспечения и технических средств для создания и эксплуатации ведомственных информационных систем;

5.12. организует прием граждан, обеспечивает своевременное и полное рассмотрение устных и письменных обращений граждан, принятие по ним решений и направление ответов в установленный законодательством Российской Федерации срок;

5.13. обеспечивает защиту сведений, составляющих государственную тайну , в процессе деятельности Министерства, а также контроль и координацию деятельности подведомственных федеральной службы, федеральных агентств и организаций в указанной области;

5.14. обеспечивает мобилизационную подготовку Министерства, а также контроль и координацию деятельности подведомственных федеральной службы, федеральных агентств и организаций по их мобилизационной подготовке;

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 15 июня 2010 г. N 438 Положение дополнено пунктом 5.14.1

5.14.1. осуществляет организацию и ведение гражданской обороны в Министерстве;

5.15. организует дополнительное профессиональное образование работников Министерства;

5.16. в установленном порядке взаимодействует с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями в установленной сфере деятельности;

5.17. осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации работу по комплектованию, хранению, учету и использованию архивных документов, образовавшихся в процессе деятельности Министерства;

5.19. осуществляет организационно-техническое обеспечение деятельности Правительственной комиссии по федеральной связи и информационным технологиям;

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 13 октября 2008 г. N 753 Положение дополнено подпунктом 5.19.1

5.19.1. разрабатывает и реализует меры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, направленные на их развитие, включая разработку и выполнение соответствующих ведомственных целевых программ, в установленной сфере деятельности;

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 12 августа 2009 г. N 656 Положение дополнено подпунктом 5.19.2

5.19.2. разрабатывает и утверждает своды правил в установленной сфере деятельности;

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 26 июля 2010 г. N 553 Положение дополнено подпунктом 5.19.3

5.19.3. разрабатывает проекты правил и методов исследований (испытаний) и измерений, в том числе правил отбора образцов, необходимых для применения и исполнения принятого технического регламента и осуществления оценки соответствия, с использованием документов в области стандартизации в установленной сфере деятельности;

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2010 г. N 1152 Положение дополнено подпунктом 5.19.4

5.19.4. организует конгрессы, конференции, семинары, выставки и другие мероприятия в сфере деятельности Министерства;

5.19.5. осуществляет аккредитацию удостоверяющих центров, проводит проверки соблюдения аккредитованными удостоверяющими центрами требований, которые установлены Федеральным законом "Об электронной подписи" и на соответствие которым эти удостоверяющие центры были аккредитованы, и в случае выявления их несоблюдения выдает предписания об устранении выявленных нарушений;

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2010 г. N 1152 Положение дополнено подпунктом 5.19.7

5.19.7. организует обязательную сертификацию информационных технологий, предназначенных для обработки государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей;

5.19.8. разрабатывает и реализует федеральные целевые программы обеспечения информационной безопасности детей, производства информационной продукции для детей и оборота информационной продукции;

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2016 г. N 348 Положение дополнено подпунктом 5.19.9

5.19.9. принимает решения об изъятии земельных участков для государственных нужд Российской Федерации (федеральных нужд) в целях строительства и реконструкции объектов связи федерального значения, в том числе линейных объектов, обеспечивающих деятельность субъектов естественных монополий в сфере связи, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

Информация об изменениях:

Положение дополнено подпунктом 5.19.10 с 10 октября 2017 г. - Постановление Правительства РФ от 28 сентября 2017 г. N 1176

5.19.10. принимает мотивированное решение о признании сайта в сети "Интернет" копией заблокированного сайта;

Информация об изменениях:

Положение дополнено подпунктом 5.19.11 с 10 октября 2017 г. - Постановление Правительства РФ от 28 сентября 2017 г. N 1176

5.19.11. направляет владельцу копии заблокированного сайта в электронном виде на русском и английском языках мотивированное решение о признании сайта в сети "Интернет" копией заблокированного сайта;

Информация об изменениях:

Положение дополнено подпунктом 5.19.12 с 16 февраля 2019 г. - Постановление Правительства РФ от 7 февраля 2019 г. N 88

5.19.12. принимает решения об установлении публичного сервитута в отношении земельных участков и (или) земель для их использования в целях размещения линий и сооружений связи федерального значения, а также в целях реконструкции указанных инженерных сооружений, переносимых в связи с изъятием земельных участков, на которых они располагались;

5.20. осуществляет иные функции в установленной сфере деятельности, если такие функции предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации.

6. Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации в целях реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право:

6.1. запрашивать и получать в установленном порядке сведения, необходимые для принятия решений по отнесенным к компетенции Министерства вопросам;

6.2. учреждать в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации, ведомственный знак отличия, дающий право на присвоение звания "Ветеран труда", и иные ведомственные награды и награждать ими работников Министерства, подведомственных Министерству федеральной службы и федеральных агентств, подведомственных организаций, а также других лиц, осуществляющих деятельность в установленной сфере, утверждать положения об этих знаке и наградах, а также их описания;

6.3. привлекать в установленном порядке для проработки вопросов, отнесенных к сфере деятельности Министерства, научные и иные организации, ученых и специалистов;

6.4. создавать координационные и совещательные органы (советы, комиссии, группы, коллегии), в том числе межведомственные, в установленной сфере деятельности;

6.5. учреждать в установленном порядке печатные средства массовой информации для публикации нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности, официальных объявлений, размещения других материалов по вопросам, отнесенным к компетенции Министерства, подведомственных ему федеральной службы и федеральных агентств;

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2010 г. N 1152 Положение дополнено подпунктом 6.6

6.6. давать государственным органам, органам местного самоуправления, юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к сфере ведения Министерства;

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 24 марта 2011 г. N 210 Положение дополнено подпунктом 6.7

6.7. учреждать по согласованию с Геральдическим советом при Президенте Российской Федерации геральдический знак - эмблему, флаг и вымпел федеральной службы и федеральных агентств, находящихся в ведении Министерства.

7. Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации в установленной сфере деятельности не вправе осуществлять функции по контролю и надзору, а также функции по управлению государственным имуществом, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации.

Указанные ограничения полномочий Министерства не распространяются на полномочия Министра по управлению имуществом, закрепленным за Министерством и подведомственными Министерству федеральными государственными унитарными предприятиями и федеральными государственными учреждениями, решению кадровых вопросов, а также вопросов организации деятельности Министерства и его структурных подразделений.

При осуществлении правового регулирования в установленной сфере деятельности Министерство не вправе устанавливать не предусмотренные федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации функции и полномочия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также не вправе устанавливать ограничения на осуществление прав и свобод граждан, прав негосударственных коммерческих и некоммерческих организаций, за исключением случаев, когда возможность введения таких ограничений актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти прямо предусмотрена Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами и издаваемыми на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.

III. Организация деятельности

8. Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации возглавляет Министр, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Правительства Российской Федерации.

Министр несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации полномочий и реализацию государственной политики в установленной сфере деятельности.

Министр имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Правительством Российской Федерации.

Количество заместителей Министра устанавливается Правительством Российской Федерации.

9. Структурными подразделениями Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации являются департаменты по основным направлениям деятельности Министерства. В состав департаментов включаются отделы.

10. Министр:

10.1. распределяет обязанности между своими заместителями;

10.2. утверждает положения о структурных подразделениях Министерства;

10.3. вносит в Правительство Российской Федерации представления о назначении на должность и об освобождении от должности руководителей подведомственных Министерству федеральной службы и федеральных агентств и их заместителей;

10.4. в установленном порядке назначает на должность и освобождает от должности работников Министерства;

10.5. решает в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной службе вопросы, связанные с прохождением федеральной государственной службы в Министерстве;

10.6. утверждает структуру и штатное расписание Министерства в пределах установленных Правительством Российской Федерации фонда оплаты труда и численности работников, смету расходов на его содержание в пределах утвержденных на соответствующий период ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете;

10.7. утверждает ежегодный план работы и показатели деятельности подведомственных Министерству федеральной службы и федеральных агентств, а также отчеты об их деятельности;

10.8. вносит в Правительство Российской Федерации по представлению руководителей подведомственных Министерству федеральной службы и федеральных агентств проекты положений о федеральной службе и федеральных агентствах, предложения о фонде оплаты труда и предельной численности работников федеральной службы и федеральных агентств;

Николай Анатольевич Никифоров – домая 2018 года глава Минкомсвязи РФ, бывший вице-премьер в правительстве Татарстана, ранее – советник председателя совета министров, глава республиканского Министерства информатизации и связи, гендиректор Центра информационных технологий.

Его имя связывают прежде всего с внедрением в России системы «Электронное правительство», автоматизирующей и оптимизирующей процессы государственного управления, документооборот, предоставление правительственных услуг, значительно повышающей их эффективность.

Он известен прогрессивными взглядами на развитие телекоммуникаций, твердой убежденностью в том, что программистов следует готовить с самого детства, подобно спортсменам. С целью воплощения в жизнь этой идеи возглавляемое им ведомство инициировало проведение мероприятий по организации на базе существующих учебных заведений и НИИ IT-центров мирового уровня, в задачи которых должно войти внедрение передовых технологий, стандартов, информационных систем, реестров, ресурсов.

Однако, по мнению некоторых экспертов, деятельность министра за период его пребывания во власти с 2012 года оказалась малоэффективной. Критики отмечали, что отрасль связи в стране якобы деградировала – медленно внедрялся широкополосный интернет, слабо развивались запущенные проекты «русский iPhone», создание отечественной операционной системы.

Детство и семья

Появился на свет будущий высокопоставленный чиновник в столице Республике Татарстан – Казани. Его мама работала бухгалтером, а папа был научным сотрудником и занимался вопросами метрологии и организацией учета нефтепродуктов, поэтому часто уезжал в длительные командировки. К сожалению, отец Николая рано ушел из жизни.


Интерес к высоким технологиям Коля проявил уже в младших классах. Примерно в 13-летнем возрасте он создал и продемонстрировал свою первую компьютерную игру. Тогда же он подружился с увлеченным информатикой сыном доктора наук Александра Юртаева, который впоследствии стал одним из главных идеологов их общего проекта «Электронное правительство РТ».


Как предполагают в ряде СМИ, не без содействия Юртаева школа, где учились ребята, приняла участие в программе «Достижения молодых» (Junior Achievement, JA), параллельно с общеобразовательной программой обучающей предпринимательству.

В 15 лет Николай вместе с друзьями создал в рамках школы свой первый бизнес-проект. Подростки самостоятельно спроектировали, проложили и настроили локальную компьютерную сеть и организовали доступ к интернет, затем начали продавать услуги интернет-провайдера и плату за подключение к собранной на сервере коллекции музыки.


При содействии JА инициативный «айтишник» стал участником международных встреч и конференций, проходивших в Европе, США, Азии, в частности, обсуждал в прямом эфире вопросы авторитаризма не только со сверстниками, но и с премьером Сингапура.

Начало карьеры

Николай не раз становился победителем олимпиад по экономическим вопросам. Будучи старшеклассником, он начал преподавать в своей школе и продолжил – по ее окончанию в 1999 году с отличием. Учился он на экономфаке казанского госуниверситета и одновременно трудился в web-лаборатории интернет-центра, созданного при НИИ КГУ «Фондом Сороса».


Разработки Центра он представлял на экономическом форуме в Новой Зеландии, после чего получил предложение остаться в стране, которое он отверг. Возвратившись домой, вместе с Тимуром Якубовым, который тоже сотрудничал с Центром, он создал ресурс e-kazan.ru, ставший самым популярным сайтом Татарстана.

Политическая карьера

В 2004 году Николай окончил КГУ и продолжил трудиться в научно-исследовательском институте. Параллельно он занял должность заместителя своего школьного друга Юртаева, который стал гендиректором компании «Современные Интернет-технологии».


С 2005 года карьера талантливого и успешного IT-специалиста стала неразрывно связана с властными структурами. Он был советником по ИТ главы совета министров, вошел в группу по внедрению системы «Электронного правительства». В период 2006-2010гг. Николай Никифоров возглавлял республиканский Центр информационных технологий, занимавшийся его осуществлением.

Николай Никифоров о будущем России

Николай работал над распространением ресурсов получения госуслуг через интернет, был членом республиканского Совбеза, комиссий по борьбе с терроризмом, по предотвращению возникновения чрезвычайных ситуаций. В 2009 году он был зачислен в президентский кадровый резерв.

В 2010 году Николай получил повышение и оставил свой пост в ЦИТ. Он стал вице-премьером – министром информатизации и связи республики и оказался, по словам руководства, настоящим генератором множества инноваций, включая проекты электронной школы, правительственного документооборота, IT-парк, систему ГЛОНАСС.


В 2012 году он был назначен главой Минкомсвязи России и стал самым юным в истории федеральным министром.

В 2014 году он заявил о необходимости введения цензуры в глобальной сети, разработке отечественного программного обеспечения для замены существующего зарубежного продукта.

Интервью с Николаем Никифоровым, министром связи и коммуникаций России

В начале января 2016 года на фоне политического кризиса в отношениях Анкары и Москвы в СМИ сообщили о взломе аккаунта министра связи в Instagram группой турецких хакеров.


В апреле министр выступил с критикой законопроекта Ирины Яровой , предусматривающего трехлетнее хранение пользовательских данных. Также активно критиковал использование российскими организациями иностранного IT-софта, вплоть до шрифтовой гарнитуры Times New Roman.

Личная жизнь Николая Никифорова

Чиновник-специалист ИТ-сферы женат. Вместе с супругой Светланой они растят троих деток: дочку и двух мальчишек. Она – уроженка города Альметьевска, выпускница Казанского университета «ТИСБИ», юрист.


До замужества Светлана трудилась замдиректора Альметьевского завода «Электрощит», была сотрудницей «ТАТАванта», руководителем I-Synergo, строителя технопарка. В нем были созданы принадлежащие ей компании «Стартобаза», успешный проект по поддержке стартапов Якубова, партнера ее мужа, а также «Автодория», где разработана прогрессивная система распознавания госномеров автомобилей и фиксация нарушителей скоростного режима, и еще 6 компаний-стартапов.


Доход Николая, обнародованный в 2015 году, составил 4,9 миллионов рублей. Супруга в 2013 году заработала в 5 раз больше чем годом ранее, а именно, 6 миллионов рублей.

Николай Никифоров проверил Почту России во Внуково

Супруги владеют двумя квартирами и домом площадью 247 квадратных метров. Еще одна квартира находится исключительно в собственности Светланы, по квартире записано на двоих несовершеннолетних детей. Машины в их семье по документам принадлежат жене – это кроссовер Audi Q5 и электрокар Tesla S (ценой порядка $80 тыс.).

Николай Никифоров сейчас

С 15 мая 2018 года Николай Никифоров больше не глава Минкомсвязи. В новом Правительстве Дмитрия Медведева его должность занял Константин Носков.

    Министерство связи и массовых коммуникаций РФ (Минкомсвязь России) - 1. Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации (Минкомсвязь России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно правовому… … Официальная терминология

    Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации - Министерство экономического развития Российской Федерации (Минэкономразвития) федеральное министерство, осуществляющее функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере экономического развития,… … Википедия

    Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации

    Министерство труда и социального развития Российской Федерации - Эмблема Минздравсоцразвития Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Минздравсоцразвития России) федеральное министерство, осуществляющее функции по выработке государственной политики и нормативно правовому… … Википедия

    Министерство информационных технологий и связи Российской Федерации

    Министерство связи РФ - Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации (Минкомсвязи России) федеральный орган исполнительной власти в ведении Правительства Российской Федерации c 12 мая 2008 г. Осуществляет функции по выработке государственной политики … Википедия

    Министерство связи России - Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации (Минкомсвязи России) федеральный орган исполнительной власти в ведении Правительства Российской Федерации c 12 мая 2008 г. Осуществляет функции по выработке государственной политики … Википедия

    Министерство связи Российской Федерации - Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации (Минкомсвязи России) федеральный орган исполнительной власти в ведении Правительства Российской Федерации c 12 мая 2008 г. Осуществляет функции по выработке государственной политики … Википедия

Источник: http://www.moscow-post.com/politics/nikolaj_nikiforov_prevratil_ministerstvo_svjazi_v_chastnuju_lavochku12820/ - 28.10.2013 20:45

Не прекращаются скандалы, связанные с деятельностью министра связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Николая Никифорова. Как выяснилось, он попал под сильное влияние коммерческих структур и сейчас, по версии экспертов, превратил работу своего Министерства в один большой лоббистский процесс.

Поговаривают, что этим остались крайне недовольны в Кремле, так что со временем Никифорова ожидает отставка.

Министр без своих взглядов?

Похоже, что глава Минсвязи Николай Никифоров является самым скандальным и малоэффективным министром в нынешнем составе кабмина. Более того, коллеги не раз упрекали его в неопытности. Хотя какого опыта можно ждать от 31-летнего «профессионала» из Татарстана, который теперь возглавляет всю российскую отрасль связи. А ведь эта отрасль при Никифорове заметно деградировала. Так чрезвычайно медленными темпами развивается широкополосный Интернет, почти полностью провалена программа по внедрению универсальных электронных карт, слухи о «русском Айфоне» так и остались слухами, а создание «национальной» оперативной системы, похоже, вообще «заглохло».

Таковы, вкратце, весьма неутешительные итоги первого года «правления» Никифорова в Минсвязи.

Впрочем, чего еще можно ожидать от человека, которому пиар важнее, чем развитие вверенной ему отрасли?!

Об этом заявлял в своем ЖЖ и бывший заместитель министра связи РФ Илья Массух: «Новый министр (Никифоров) не имеет собственных системных взглядов на развитие ИТ в России и настроен скорее на пиар чем на продуктивную работу»

Отметим, что именно отсутствие своих взглядов на развитие отрасли связи, а так же обширные связи в бизнес кругах привели к тому, что господин Никифоров превратил свое Министерство, по сути, в вотчину различных телекоммуникационных коммерческих структур с ярко выраженным доминированием одного холдинга, связанного с экс-замминистра Денисом Свердловым.

Заместитель министра связи оказался замешан в скандале с хищением 6,5 млрд рублей?

Причем, зачастую кадровая политика Николая Никифорова идет в разрез с государственными интересами! Так экс-гендиректор госхолдинга «Связьинвест» и миноритарий «Ростелекома» Евгений Юрченко публично заявил, что «назначение на должность замминистра выходца из частной компании, работающей в этой же отрасли, в целом не является государственной практикой»

Однако, если взять нынешних заместителей Никифорова, то видно, что почти все они являются выходцами из частного бизнеса и потому, по сути, лоббируют интересы тех структур, в которых они когда-то работали!

Так замминистра Алексей Волин ранее был генеральным директором кинокомпании АМЕДИА и президентом ООО А3 .

замминистра Алексей Волин

А вот замминистра Марк Шмулевич – это основатель, член совета директоров ООО «Руснавгеосеть». Любопытно, что ООО «Руснавгеосеть» – это совместное предприятие между Trimble Navigation, Ltd. (США) и ОАО «Российские космические системы» .

В данном случае весьма смущает тот факт, что Никифоров взял на должность своего заместителя не только основателя совместной с американцами компании, но и выпускника «самого проамериканского вуза» РЭШ, бывший ректор которого Сергей Гуриев сбежал в Париж после того, как его заподозрили в получении денег от структур ЮКОСа. Более того, сам Марк Шмулевич стажировался в США – в «Тенафлай колледж»!!!

замминистра Марк Шмулевич

А вот в 2009 – 2011 годах Шмулевич был начальник отдела развития бизнеса в ОАО «Российские космические системы» (РКС), которое получало от государства миллиарды на развитие ГЛОНАСС. Сейчас следователи расследуют хищении 6,5 млрд рублей при создании ГЛОНАСС сотрудниками РКС, которые смогли вывести эти деньги в аффилированные с собой частные коммерческие структуры! В частности, в ЗАО НПО КП, ООО «Синертек» и ЗАО «Интегрис».

Интересно кто же мог так запросто вывести деньги РКС в частные бизнес-структуры? Уж не начальник ли отдела развития бизнеса в РКС Марк Шмулевич?!! Во всяком случае, в РКС ходили слухи, что именно Шмулевич выводил деньги из этой госкорпарации «по указке» экс-главы ОАО «Российские космические системы» Юрия Урличича!

Кстати, с недавних пор бывший генеральный конструктор системы ГЛОНАСС и глава компании «Российские космические системы» (РКС) Юрий Урличич возглавил дочернюю компанию АФК «Система» - ОАО «Ситроникс». А ведь именно АФК «Система» через свои «дочки» сейчас во многом контролирует развитие коммерческой индустрии для ГЛОНАСС!

Операция по внедрению бизнеса во власть прошла успешна?

Говоря о влиянии бизнеса на власть, стоит вспомнить, что в октябре 2013 года министр связи Николай Никифоров направил в правительство представление о назначении двух своих заместителей и статс-секретаря. Один из кандидатов - Дмитрий Алхазов, ныне возглавляющий департамент инфраструктурных проектов Минкомсвязи. Он будет отвечать в основном за связь. На место другого замминистра предложен Алексей Козырев, возглавляющий департамент развития электронного правительства Минкомсвязи.

Любопытно, что Алхазов, согласно данным сайта Минкомсвязи, пришел в министерство только в январе 2013 г., а до этого пять с половиной лет работал в МТС (принадлежит АФК «Система») : сначала заместителем директора департамента по эксплуатации IT и директором по проектам «МТС Россия», а затем - директором департамента координации развития инфраструктуры сети. В частности, он координировал проекты, связанные со строительством вышек мобильной связи вдоль федеральных трасс и с WiFi-доступом в общественном транспорте Москвы. Знакомый Алхазова добавляет, что тот курировал также строительство 3G-сети в период, когда МТС ежедневно устанавливала десятки базовых станций, и досконально знает процесс.

Дмитрий Алхазов, глава департамента инфраструктурных проектов Минсвязи

Теперь поговаривают, что Алхазов лоббирует в Минсвязи интересы МТС, в частности, и АФК «Система», в целом!

А вот директор Департамента развития электронного правительства Алексей Козырев в Минкомсвязи с ноября 2012 г., а до этого восемь лет работал в коллекторском агентстве «Секвойя кредит консолидейшн». Последней его должностью там была позиция первого заместителя гендиректора.

Так что, получается, что развитием электронного правительства у Никифорова занимается бывший коллектор (профессиональный сборщик долгов)!!! Кстати, до этого Козырев трудился в «Альфа банке»

Любопытно, что глава Департамент внешних коммуникаций Минсвязи Екатерина Осадчая раньше была пресс-секретарём компании «Вымпелком» , а сейчас, по слухам, лоббирует в Минсвязи интересы «Билайна»! Кстати, еще она работала в холдинге «СТС Медиа», который связывают партнерские отношения с компаний АМЕДИА, которой раньше руководил замминистра связи Алексей Волин!

глава департамента внешних коммуникаций Минсвязи Екатерина Осадчая

А вот главой Департамента международного сотрудничества Минсвязи является Рашид Исмаилов, который ранее работал в Nokia Siemens Networks Russia . А теперь догадайтесь интересы какого именно иностранного производителя цифровой техники лоббирует Исмаилов?!!

Правовой департамент Минсвязи возглавляет Александр Пудов, который работал в Федеральной антимонопольной службе (ФАС) России, где последовательно занимал должности ведущего специалиста, главного специалиста, главного государственного инспектора Управления по контролю и надзору в области недвижимости, локальных монополий и ЖКХ, начальника отдела Управления контроля размещения государственного заказа, советника, а затем заместителя начальника этого подразделения.

замминистра Михаил Евраев

Считается, что Пудова привел в Минсвязи замминистра Михаил Евраев. В свое время он был начальником управления контроля госзаказа Федеральной антимонопольной службы (ФАС России) и «прославился» тем, что во время реформы госзакупок, по слухам, лоббировал интересы ряда крупных госбанков.Причем, в прессе есть информация, что тогда на Евраева в тайне работал и «лидер российской несистемной оппозиции» Алексей Навальный, который «попил немало крови» у Минэконом развития в ходе общественной дискуссии по поводу изменения закона о госзакупках. В Интернете есть сведения, что «представители Евраева» якобы «заносили» Алексею Навальному определенную сумме денег за поддержку позиции ФАС и госбанков!!!

директор департамента организационного развития Светлана Ершова

А вот директор департамента организационного развития Светлана Ершова ранее не только была сотрудником Microsoft Russia , но и работала вице-президентом крупного телекоммуникационного холдинга, который контролировал экс-замминистра Денис Свердлов (он же «серый кардинал» Минсвязи), который сейчас является советником министра!

Департамент проектов по информатизации Минсвязи возглавил Андрей Черненко, который ранее был директором по управлению проектами московского филиала сотового оператора Tele2 и, по слухам, продолжает лоббировать интересы Tele2 на «министерском уровне»

А вот директор Департамента развития отрасли информационных технологий Минсвязи Евгений Ковнир ранее работал в «Майкрософт Россия» , как и уже упомянутая выше директор департамента организационного развития Светлана Ершова. Видимо, с учетом такого сильного лобби корпорации Microsoft в Минсвязи, российская национальная операционная система так никогда и не будет изобретена и внедрена. Ведь Microsoft просто не выгодно, чтобы российские чиновники «уходили» с Windows.

Глава Департамента отраслевых проектов Алексей Доронкин ранее работал заместителем начальника Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России, и также как и Пудов считается «ставленником Евраева»!

Кстати, директор Департамент реализации законодательных инициатив Василий Горбунов так же работал заместителем начальника управления контроля размещения государственного заказа ФАС. Так что его в Минсвязи так же «пропихнул» замминистра Михаил Евраев!

Во всех операторах «большой тройки» (в ОАО «Северо-Западный Телеком», ОАО «МТС» и ОАО «ВымпелКом») успел поработать директор Департамента регулирования радиочастот и сетей связи Кирилл Степаненко. Причем, по долгу кроме Минсвязи он нигде не засиживался!!!

Почему лоббисты вытеснили профессионалов?

Таким образом, больше всего в Минсвязи засело лоббистов холдинга, которым раньше руководил Денис Свердлов. Второе место по влиянию делят «евтушенковцы» (выходцы из структур АФС «Система») и «евраевцы» (выходцы из ФАС). А вот третье почетное место досталось лоббистам интересов Microsoft, то есть «американистам».

И это не считая выходцев из «Билайна», «Мегафона», Tele2, Nokia Siemens и т.д. Таким образом, Никифоров набрал к себе в команду не высококлассных технических специалистов, а, по сути, лоббистов крупных российских и американских корпораций!!!

По слухам, когда в Кремле узнали всю подноготную руководства Минсвязи, где вместо отраслевиков засели лоббисты, руководство станы решило «разогнать» эту «частную лавочку»! Так что, по всей видимости, Никифорову еще недолго осталось сохранять свой пост!!!

Причем, по словам рядовых сотрудников Минсвязи, Никифоров нарочно «выжил» из Министерства настоящих профессионалов и заменил их лоббистами! А ведь из-за Никифорова это ведомство уже покинули лучшие специалисты!

Так не пожелал работать с новой командой легенда Минкомсвязи Наум Мардер, впервые пришедший на работу в министерство в 1980 году и покидавший его только на время правления Леонида Реймана.

Непосредственно перед подписанием премьером прошения об отставке Мардер назвал неразумными некоторые инициативы, поддерживаемые Никифоровым, - например, указал на отсутствие экономической обоснованности в проекте обеспечения повсеместного широкополосного доступа в Интернет в РФ и на поспешность в разработке важных подзаконных актов.

С приходом Никифорова Минкомсвязи покинули замминистра Илья Массух, курировавший вопросы IT, и Александр Малинин, отвечавший за телевидение, а также директора департаментов Липов, Милашевский, Миронов, Химченко, Чурсин, хотя Никифоров обещал сохранить преемственность команды прежнего главы ведомства.

Затеянная 30-летним министром кадровая чехарда привела к фактическому ступору деятельности министерства, утверждают источники. Не уверенные в своем будущем руководители подразделений опасаются проявлять инициативу и подписывать документы. В кулуарах министерства обсуждают высокомерное нежелание министра прислушиваться к опытным сотрудникам и стремление окружить себя молодыми, начинающими служащими, с которыми он бы не испытывал чувства неуверенности, или иностранцами.

Как Денис Свердлов «манипулирует» Николаем Никифоровым?

Впрочем, разумеется, сам бы Никифоров в силу своего возраста не смог бы сформировать подобную «lobby-команду». Ведь, по слухам, подобный «сомнительный» состав топ-менеджеров, не способных руководить, но способных лишь отстаивать интересы бизнеса, помог собрать Никифорову бывший глава крупного телекоммуникационного холдинга и настоящий «олигарх от связи» Денис Свердлов.

Ранее он был заместителем министра, но после крупного коррупционного скандала он буквально «слетел» со своей должности, однако затем Никифоров сделал его своим советником. После этого «дурная слава» Свердлова, как эдакого «серого кардинала» Минсвязи лишь укрепилась!

Кстати, благодаря «кипучей деятельности» Департамента организационного развития Минсвязи Светланы Ершовой, которая ранее была у Свердлова вице-президентом в его холдинге, он все равно, по мнению экспертов, сохраняет полный контроль над Минсвязи, фактически сводя при этом роль Никифорова к эдакому «свадебному генералу»!!!

Причем, позиции этого «генерала от связи» не пошатнулись даже после того, как у его жены обнаружился дом во Франции площадью 400 кв. м. , в то время, как у самого Свердлова есть две квартиры в России и один коттедж площадью 270 кв. м. Два элитных автомобиля Land Rover и Mercedes Benz R350 4Matic также принадлежат жене чиновника. Всего за 2012 год Денис Свердлов заработал 131,27 млн рублей, а его жена 1,22 млн рублей.

Денис Свердлов, советник министра связи

Отметим, что подобный высокий доход Свердлова не раз вызывал подозрения у силовых структур. Ведь при обще-годовом доходе в 131,27 млн рублей получается, что каждый месяц он должен был получать примерно 10 939 167 рублей. Согласитесь, что почти 11 млн.руб. в месяц – это явно больше, чем может дать чиновнику его «скромная зарплата».

Впрочем, по слухам, такие баснословные деньги замминистра Свердлов получал именно за лобби того самого телекоммуникационного холдинга, который он ранее возглавлял!

Свердлов и Никифоров спровоцировали конфликт между Кремлем и Белым Домом?

Причем, зачастую лоббизм Свердлова шел в разрез с интересами российских государственных компаний. Ведь не секрет, что Свердлов лоббировал интересы одного конкретного оператора широкополосного Интернета во время построения сетей LTE. В результате это привело к тому, что в суд подали остальные операторы. К примеру, даже государственный «Ростелеком» требовал доступа к LTE-сетям через суд!

Любопытно, но в ответ на это Свердлов и Никифоров, по слухам, попытались оказать давление на тогдашнего гендиректора «Ростелекома» Александра Проворотова. Ведь руководство Минсвязи дошло до того, что захотело любыми способами отстранить Проворотова от руководства «Ростелекомом», что в итоге привело к отставке последнего!

Но перед отставкой у Проворотова в доме прошли обыски, которые, как считается, были организованы с подачи Свердлова и Никифорова. Причем, по мнению экспертов, этим «маневром» руководители Минсвязи «перешли грань дозволенного»!

Все дело в том, что в Проворотове на посту главы «Ростелекома» был заинтересован помощник президента РФ, бывший министр связи Игорь Щеголев, а Свердлов хотел видеть на посту главы этого госхолдинга «своего человека».

В итоге, по мнению экспертов, разногласия между Щеголевым и Свердловым привели к конфликту между Кремлем и Белым Домом, что и привело в дальнейшем, в том числе, к отставке Свердлова.

Глава Минсвязи лоббирует интересы бизнеса в ущерб интересам России?

А недавно в лоббистском скандале оказался «замешан» и сам министр связи Никифоров! Этот скандал был связан с распределением квот на мигрантов.Напомним, что сейчас отечественные IT-компании могут без квот нанимать иностранных специалистов в случае, если работодатель готов платить ему зарплату от 2 млн рублей в год (166 тыс. рублей в месяц). Этот порог могут снизить в два раза - Минкомсвязи подготовило соответствующие поправки в закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».

Иными словами, руководство Минкомсвязи предлагает пригласить для работы в IT-сфере150–200 тыс. новых мигрантов.

Николай Никифоров, министр связи

Политологи уже расценили эту инициативу Минсвязи, как открытое проявление интересов телекоммуникационных холдингов, которые хотят получить дешевую рабочую силу (ведь реальные зарплаты IT-мигрантов будут гораздо ниже!!!)

Однако, это лоббистский «маневр» является не только губительным для отрасли, но и идет в разрез с государственными интересами РФ!!! Кстати, с этим утверждением согласен и зампред комитета Госдумы по труду и социальной политике Николай Коломейцев.

«Минсвязи заняло совершенно антигосударственную позицию, перепутав «свое» и «наше». Как часть российского правительства, они должны думать о российских безработных, а не об иностранных. Есть громадное количество IT-специалистов как в российских регионах, так и Москве, которые с удовольствием согласятся зарабатывать 80 тыс. рублей в месяц, и задача Минсвязи и других ведомств - заинтересовать в первую очередь именно их», - считает депутат Коломейцев.

Таким образом, лоббируя интересы частных холдингов, Никифором занял антигосударственную позицию!..

Государство накажет министра связи?

Однако, Кремль не прощает тех чиновников, которые предают интересы Родины в угоду бизнесу! Ведь, по слухам, силовики уже решили провести проверку деятельности министра Никифорова и даже возбудить в отношении его уголовное дело.

Причем, это дело может быть связано с бизнесом друзей министра, который, как известно, начинал свою карьеру, благодаря «лобби» в правительстве Татарстана.

Ведь одноклассником Никифорова был Дима Юртаев. А его отец − Александр Юртаев − с 1998 по 2011 гг. занимал пост руководителя информационно- аналитического управления аппарата кабинета министров Татарстана, а в январе 2011 стал начальником аналогичного управления в администрации президента республики. Считается, что Юртаев и стал крестным отцом Николая во власти, а заодно и своего сына и других ребят, вовремя учуявших дух времени (о духе чуть ниже).

В 1999 г. Никифоров с Тимуром Якубовым «решили вложиться» в интернет-бизнес и открыли портал e-kazan.ru («Казанский Портал»). «Нашли инвесторов и стали раскручивать сайт, наполнив его информационно-развлекательным содержанием (новости, телефонный справочник, городская афиша, курсы валют и т. п.), - писал «Секрет Фирмы». То есть «инвесторы» выложили денежки вчерашним школьникам и ждали два года, пока «Казанский портал» стал приносить прибыль.

Согласитесь, в это как-то странно вериться? Так чьи же это были денежки?!!

Далее, в 2004 г., продолжая работать над «Казанским порталом», Николай Никифоров стал заместителем гендиректора компании «Современные Интернет Технологии», которая была создана в 2002 г. по инициативе правительства Татарстана. Предприятие владеет деловым информационным порталом Tatcenter.ru и является разработчиком нынешних версий сайтов республиканских министерств и самого правительства (все они выполнены по одному шаблону и в едином стиле). С момента основания в 2002 г. и до сих пор гендиректором «Современных Интернет Технологий» является Дмитрий Юртаев.

Когда в августе 2005 г. правительство Татарстана решило вплотную приступить к созданию электронного правительства и сформировало для этого специальную рабочую группу, Александр Юртаев занял пост главного конструктора системы. В том же месяце 23-летний партнер его сына Николай Никифоров был назначен советником по ИТ премьер-министра республики Татарстан Рустама Минниханова. В 2006 г. Николай становится директором Центра информационных технологий Татарстана (некоммерческой организации, учрежденной кабмином республики для развития правительственных информационных систем и электронных госуслуг), а в 2010 – министром информатизации и связи Татарстана.

Так, к примеру, в столицу недавно перебрался давний партнер николая Никифорова - владелец «Барс Груп» Тимур Ахмеров.

На решениях «Барс Груп» работает республиканская система бюджетного учета и отчетности, система оценки эффективности муниципального управления, система «Электронный детсад». Ряд программных продуктов компании рекомендован Минкомсвязи России к тиражированию в рамках мероприятия «Электронный регион» Государственной программы «Информационное общество (2011 - 2020 годы)».

Таким образом, партнеры по бизнесу господина Никифорова уже приступили к освоению федерального бюджета.

Поговаривают, что подозрения друзей Никифорова в фактическом разворовывании федерального бюджета стали последней каплей, которая перевесила чашу терпения Кремля. Так что теперь Никифорова, по слухам, не только снимут, но и посадят!!!

И это будет вполне адекватным наказанием за то, что он, по сути, превратил федеральное министерство в эдакую «частную лавочку»!!!

Представители российской прессы окрестили его «молодым да ранним», «министром-вундеркиндом», сильно удивляясь тому, как в таком возрасте можно добиться такой головокружительной карьеры на государственной службе. И действительно, Николай Никифоров - самый молодой чиновник отечественного Кабмина. Причем акулы пера сообщали, что никто не продвигал молодого человека по службе - своим высоким постом он обязан исключительно самому себе. Существует также точка зрения о том, что он просто оказался в нужное время в нужном месте. Но все же кто бы мог подумать, что уже в 29 лет Николай Никифоров - министр связи страны. Каким же был его путь по карьерной лестнице? Как он смог дорасти до чиновника правительственного уровня? Рассмотрим эти вопросы подробнее.

Факты из биографии

Итак, нынешний министр связи Николай Никифоров, биография которого, безусловно, требует отдельного рассмотрения, является уроженцем столицы республики Татарстан. Родился он 24 июня 1982 года в семье бухгалтера.

Его отец часто ездил по командировкам, анализируя вопросы учета природных ресурсов.

Детские годы

В школе юный Николай Никифоров проявлял незаурядные способности, за что и был любим учителями. В частности, его познания в информатике и алгебре были настолько глубоки, что в классе по этим предметам ему не было равных. Уже в тринадцать лет Николай Никифоров, биография которого, бесспорно, интересна и примечательна, смог представить своему окружению созданную собственноручно компьютерную игру. В информатике и математике он был гуру среди одноклассников. Вскоре в современную жизнь человека вклинивается Всемирная паутина, и подросток вдруг понимает, что экономика и интернет - это две базовые составляющие, без которых завтрашний, да и послезавтрашний день обходиться не смогут.

Первые шаги в предпринимательстве

В пятнадцать лет юноша организует первое в своей жизни собственное дело. Николай Никифоров вместе с группой ребят-единомышленников создали локальную сеть для образовательного учреждения, запаслись интернет-трафиком и стали продавать его учащимся.

Со временем «детище» юного бизнесмена стало приносить стабильный доход, и он на свои деньги стал проводить вечеринки и школьные праздники, создал радиостанцию, где можно было заказывать песни.

Кроме этого, учась в старших классах, Николай Никифоров, совместно со своим классруком, учредил нечто вроде союза юных предпринимателей локального уровня. Этот альянс занимался анализом потребительского спроса на товары народного потребления.

В 1998 году юноша, еще не получив аттестата зрелости, стал педагогом доп. образования и сотрудником веб-лаборатории при Казанском госуниверситете (КГУ).

Студенческие годы

Окончив спустя год общеобразовательную школу, будущий министр связи РФ Николай Никифоров идет учиться на экономиста в КГУ. Ему не пришлось сдавать вступительные экзамены, поскольку он участвовал во многих олимпиадах и был удостоен звания «Лучший ученик года в России».

Первокурсника экономфака вскоре приглашают на Азиатско-Тихоокеанский экономический форум, где он представлял свою родную республику и Россию. В дальнейшем студент Никифоров неоднократно принимал участие в мероприятиях международного формата, где и был отмечен авторитетными представителями научного сообщества. Именно благодаря этим контактам он получил приглашение работать за границей: в США и Новой Зеландии. Но молодой человек был патриотом своей страны и предпочел служить науке на Родине. Студентом он трудится лаборантом, затем - НИИ математики и механики имени Чеботарева при КГУ.

Карьера идет в гору

В 1999 году Николай Никифоров (министр связи в будущем) учреждает бизнес-структуру «Казанский портал». Спустя два года она станет приносить неплохой доход, и молодой человек займет в ней должность заместителя руководителя.

В 2004 году Никифоров получает диплом экономиста. Спустя некоторое время выпускник КГУ становится советником по информационным технологиям в республиканском правительстве. Вскоре он отказывается от своих предыдущих должностей: помощника руководителя «Казанского портала» и сотрудника НИИ. Именно в этот период своей карьеры Николай Никифоров создал такие проекты, как «IT-парк», «электронное правительство», сайт госуслуг, научный городок «Иннополис», взяв курс на глобальную информатизацию большей части сфер жизни общества.

В 2006 году его назначают главой республиканского «Центра информационных технологий» (ЦИТ РТ).

Спустя четыре года Никифоров уходит с этого поста: его назначают руководителем республиканского министерства информатизации и связи.

Работа в федеральном правительстве

В мае 2012 года чиновнику из Татарстана доверяют возглавить федеральное Министерство связи и массовых коммуникаций. Сегодня он членствует в различного рода профильных комиссиях: по внедрению информационных технологий в деятельность госструктур, по развитию телерадиовещания и т. д.

Свою задачу Никифоров видит в обеспечении доступности к информационным технологиям, их развитии в российских «глубинках», упрощении системы «электронного правительства».

Чиновник поддержал введения черных списков интернет-порталов.

Награды

Никифоров имеет множество наград. Он обладатель медалей: «За содружество во имя спасения», «За укрепление боевого содружества», «В память 1000-летия Казани», «За укрепление государственной системы защиты информации». Три года назад он получил благодарность от главы государства за то, что активно участвовал в работе по подготовке предложений в создании системы «Открытое правительство».

Чиновник женат, он - отец троих детей. Супруга министра владеет IT-компанией.

Хобби и увлечения

Николай Никифоров на досуге предпочитает ходить в тренажерный зал, чтобы поддерживать свое тело в нормальной физической форме.

Конечно же, министр связи - активный пользователь сети Интернет: он постоянно на связи с друзьями из "Твиттера".

Секрет успеха

На вопрос о том, каким образом молодому человеку удалось за сравнительно короткий отрезок жизни стать чиновником федерального масштаба, Николай Никифоров отвечает, что просто нужно верить в свои силы и все время идти к своей цели, так как под лежачий камень вода не течет. По мнению чиновника, все зависит от самого человека, и не следует списывать собственные неудачи на возраст, не ту национальность, фамилию и прочие обстоятельства.

«Можно заниматься чем угодно: приносить пользу обществу, работать в госструктуре, создавать бизнез-проекты и прочее. Главное, не останавливаться в своем развитии», - подчеркнул Николай Никифоров.