Какие опасности подстерегают подростков в сети интернет. Подростки и интернет, какие опасности подстерегают детей в Глобальной Сети? Что же делать


Фотобанк Лори

Интернет

Интернет – виртуальная сеть, где можно найти любую информацию, но именно ее наличие, точнее факт ее неконтролируемости, так беспокоит многих родителей. И это понятно, ведь то, что могут найти любопытные дети, не всегда полезно для них: порнография, фильмы для взрослых, содержащие ненормативную лексику, сцены насилия и жестокости.

Многие дети, выставляют свою личную жизнь напоказ. Они могут спокойно опубликовать такие данные, как телефон и домашний адрес, а это, согласитесь, в наше время небезопасно - мало ли, кто может зайти к ребенку на страничку.

Общение между сверстниками в интернете тоже связано с определенными сложностями. Конфликты, получение сообщений с угрозами, оскорбительными выпадами в свой адрес очень сильно ранят детей любого возраста.

Родителям необходимо контролировать, какие сайты посещает ребенок, чем именно он занимается, сидя за компьютером. Естественно, невозможно следить за собственным чадом 24 часа в сутки. Можно воспользоваться специальными программами, которые фиксируют передвижения ребенка в сети.

Наркотики и алкоголь

О страшных последствиях наркомании и алкоголизма говорят родители, учителя, психологи. Однако некоторые дети, несмотря на все усилия взрослых, скатываются в алкогольную или наркотическую яму. Кто-то впервые попробовал «за компанию», чтобы не выглядеть «белой вороной». Кого-то уговорили сверстники, мотивируя, «ты, что, не пацан?» А кого-то подвело банальное любопытство. К детям, и особенно подросткам, стоит не только прислушиваться, но и присматриваться.

Существует ряд признаков, которые должны насторожить родителей. Это и частое отсутствие дома, и несвязная речь, и плохая координация движений, и частая смена настроения. Как только родители заподозрили неладное, необходимо обратиться к специалистам, не стоит доверять детям в этом вопросе и пускать все на самотек. С детьми обязательно нужно беседовать об опасности различных зависимостей.

Ранние половые отношения

Секс и детство несовместимы. К сожалению, некоторые подростки начинают жить половой жизнью слишком рано. Если рассматривать причины, то это могут быть желание попробовать что-то новое, неизведанное, или гормональный всплеск. В ранние интимные отношения подростки могут вступить в знак протеста против гиперопеки родителей. Девочки, переживающие этап влюбленности, могут ответить «да» соседскому парнишке, который предложил заняться сексом. На начало ранней половой жизни могут оказать влияние и друзья. У кого-то это случилось в компании, потому что почти все сверстники имеют опыт в этом вопросе. У кого-то случилось совсем неожиданно и против воли, поскольку молодой человек воспользовался ситуацией.

Но для подростков чревата психологическими травмами и проблемами со здоровьем - ранней беременностью , инфицированием заболеваниями, передающимися половым путем, и т.д. Как обезопасить своих детей от несвоевременных интимных отношений? Чаще разговаривать, интересоваться их жизнью, знать, с кем и где они проводят время. Конечно, каждый случай индивидуален, поэтому родителям нужно быть очень мудрыми в общении с детьми на такие щекотливые темы.

Вежливые незнакомцы

Родители постоянно должны говорить о том, чтобы дети не вступали в общение с незнакомыми людьми. Но этого мало, дети должны знать, что нельзя садиться по приглашению в автомобиль, открывать двери и пускать в дом посторонних людей, нельзя сообщать чужакам свой адрес и номер телефона. Ребята должны твердо уяснить, что как бы непринужденно ни общался незнакомец, доверять ему не следует.

Сейчас, в период летних каникул, следование таким мерам безопасности особенно актуально, ведь многие родители работают и не могут находиться рядом с детьми днем.

Секты

Есть еще одна опасность, которой могут подвергнуться подростки, это вовлечение в секту. Руководители таких организаций всячески стараются привлечь новых членов к себе, активно используя для этого методики психологического воздействия, даже гипноз.

Чаще всего жертвами сект становятся подростки, интересующиеся мистикой, изотерикой и т.д. В группу риска входят также нерешительные дети, с неустойчивой психикой, подростки из . Некоторые под психологическим давлением уходят из дома, обрывают родственные связи и остаются жить в секте. Для того, чтобы ребенка вызволить из «лап» сектантов, необходима помощь правоохранительных органов, в одиночку с этой проблемой вряд ли удастся справиться.

Интернет сегодня стал неотъемлемой частью жизни людей любого возраста. Он может служить во благо. При помощи Сети люди могут общаться, развлекаться, искать нужную информацию и даже зарабатывать деньги. Однако Интернет известен и массой отрицательных проявлений. Они касаются как детей, так и взрослых. Существуют определенные опасности в Интернете.

Нежелательный контент, насилие, порнография, навязчивое общение - все это может негативно отразиться на психике. Также длительное пребывание перед компьютером ухудшает физическое состояние организма. Следует узнать подробнее, как не стать зависимым от виртуальной реальности и защитить ребенка от негативных воздействий Всемирной паутины.

Данные статистики

Интернет может служить во благо или во вред. Поэтому важно правильно применять возможности, которые предоставляет Сеть. По данным статистики, около 10 млн детей в нашей стране возрастом до 14 лет пользуются Интернетом. Старшее поколение также активно применяет возможности Всемирной паутины. Что интересного в Интернете? Это мир, полный информации, развлечений и общения. Многим этого не хватает в реальной жизни. Дети начинают пользоваться Интернетом с 4 лет (в среднем). В возрасте до 12 лет около 85% подрастающего поколения активно использует Всемирную паутину для общения и развлечений.

По данным все той же статистики, около 52% детей возрастом до 14 лет посещают сайты, запрещенные для просмотра в таком возрасте. Это может значительно отразиться на психике, формировании личности и дальнейшей жизни малыша. Однако даже без посещения подобных сайтов детей может подстерегать иная опасность. Врачи страны заметили, что становится слабее, менее физически развитым. Из-за этого возникают различные болезни. Иммунитет детей перестает самостоятельно бороться даже с простыми заболеваниями. Опасности в Интернете разнообразны. Они не обходят стороной и взрослых. Никто не застрахован от подобных негативных воздействий. И для детей, и для взрослых актуальными являются разные опасности в Сети.

Опасность для взрослых

Многие пожилые люди не понимают, что интересного в Интернете. Однако постепенно наши бабушки и дедушки начинают активно использовать преимущества Сети. Именно Интернет позволяет им общаться с близкими и родными, которые в данный момент находятся в другом городе или даже стране. Здесь можно найти практически всю интересующую информацию. Да и к играм старшее поколение не может остаться равнодушным. Молодые люди переживает, что их родители, бабушки и дедушки могут стать жертвой мошенников, работающих именно через Интернет. Около 52% опрошенных людей выразили обеспокоенность этим вопросом.

Многие взрослые пользователи Интернета (около 53%) боятся, что их компьютер будет поражен вредоносным вирусом. Поэтому люди опасаются открывать неизвестные письма, сообщения. Они не заходят на сайты с рекламой и предпринимают прочие подобные действия.

36% опрошенных взрослых пользователей Интернета боятся слежки за ними при помощи Сети. 45% людей считают, что существует реальная угроза лишиться определенной суммы денег. Особенно об этом переживает младшее поколение. Они считают, что их старшие родственники могут по незнанию или неопытности стать жертвами мошенников, отправив реальные деньги на счет неизвестной компании. Взрослые люди, зная, какие опасности могут подстерегать их в Сети, проявляют осторожность. Но дети проявляют беспечность. Именно по этой причине Интернет таит для них больше угроз.

Угрозы для детей

Опасности в Интернете для детей несколько отличаются от угроз для взрослых. Самые распространенные категории нежелательных факторов для малышей уже давно определили психологи, родители, педагоги и медики. Одним из самых серьезных видов опасности в Сети для подрастающего поколения является получение нежелательной информации. Это может быть порнография, насилие, наркотики, азартные игры, запрещенная идеология и множество иного. Детская психика не может в полной мере принять полученные знания. Это может значительно отразиться на мышлении, психическом развитии.

Опасности в сети Интернет могут быть разными. Маленькие дети могут выдать незнакомцам конфиденциальную информацию о себе и родителях. Например, это может быть имя, адрес, номер счета или электронного кошелька. Также дети могут сказать, в какое время они гуляют и где, когда домой возвращаются родители и т. д. При помощи Интернета злоумышленники могут назначить встречу ребенку, общаться с ним о неподобающих вещах. Также нередки случаи, когда дети проводили неконтролируемые покупки в магазинах онлайн. В некоторых случаях существует угроза заражения компьютера вирусом. Это далеко не полный список. Он может варьироваться в зависимости от возраста ребенка. Родители должны знать, как подготовить детей к подобным ситуациям, чтобы избежать негативных последствий.

Общие для всех угрозы

Опасность Интернета для человека может быть значительной при несоблюдении элементарных норм безопасности. Причем некоторые неблагоприятные факторы при работе с Сетью могут возникнуть независимо от возраста. Как у взрослых, так и у молодого поколения может появиться зависимость от виртуальной реальности. Сегодня существует множество игр, площадок для общения и т. д. Они могут казаться интереснее, ярче, чем обычная жизнь. Поэтому взрослые и дети могут часами сидеть у монитора компьютера или ноутбука. При этом развитие в реальном мире может быть заторможено.

Неблагоприятные знакомства могут подстерегать как взрослых, так и детей. Как ни странно, но взрослые люди так же доверчиво могут назначать встречи с незнакомцами, как и дети. Некоторые мошенники могут этим воспользоваться. Еще одним видом опасности, которая может подстерегать в виртуальной реальности как взрослых, так и детей, является травля при помощи Интернета. Конфиденциальная информация, оскорбления могут значительно отразиться на эмоциональном состоянии человека. В любом возрасте подобные действия могут привести к срыву. Независимо от того, сколько вам лет, нужно проявлять осторожность в общении, не открывать конфиденциальную информацию собеседнику.

Дети до 10 лет

Опасности в Сети интернет могут подстерегать человека в любом возрасте. Однако для каждой группы пользователей существуют свои особенности. Дети начинают проявлять интерес к Интернету в возрасте 3-4 лет. В некоторых случаях это возможно и раньше. Однако в таком возрасте действия малыша легко контролируют родители. Они могут следить, что делает их чадо в Сети. Но вот достигнув возраста 7 лет, дети сталкиваются с первыми неблагоприятными факторами Интернета. В этом возрасте малыши копируют действия старших. Важно выработать правильную культуру поведения в Сети. Дети в этом возрасте доверчивы. Они любят путешествовать по разным сайтам, а также играть в различные популярные игры. Также малыши могут пользоваться почтой, заходить в чаты. Причем могут проявлять и к запрещенным сайтам.

Родители должны настроить браузер соответствующим образом. Также они могут контролировать, какую информацию смотрел ребенок. Можно ограничить доступ к разным серверам. В возрасте до 9 лет возникает опасность интернет-игр. Дети проводят слишком много времени за компьютером. Это сказывается на их физическом развитии и здоровье. Родители должны поощрять прогулки на свежем воздухе, занятия спортом.

Поведение родителей детей в возрасте до 9 лет

Зная основные виды опасностей в Интернете, взрослые должны предпринять ряд мер. Это поможет предупредить различные негативные последствия. Нужно разработать ряд правил пользования Всемирной сетью. Это желательно сделать вместе с ребенком. Малыш должен знать, что ему разрешено посещать только определенные сайты, которые одобряют родители. Если к компьютеру подключен Интернет, техника должна находиться в общей комнате. Существуют средства контроля, позволяющие блокировать нежелательный контент (например, MNS Premium’s Parental Controls).

Дети должны писать сообщения и письма только с общего семейного почтового ящика. Нужно объяснить ребенку, что может случиться, если он решит выдать определенную информацию посторонним людям. Также очень важно просто общаться с детьми. Нужно спрашивать об их друзьях в Интернете, объяснять, к чему может привести спонтанное знакомство. Дети не должны разговаривать с незнакомцами. Это правило касается как улицы, так и Интернета. Очень важно, чтобы ребенок доверял старшим. Если он увидит в Сети что-то пугающее, угрожающее, то должен об этом рассказать. Родители не должны ругать ребенка за это. Наоборот, нужно похвалить малыша за честность и дать ему понять, что он в безопасности. Возможно, потребуется объяснить некоторые сложные вопросы. Однако это сможет защитить ребенка от опасностей.

Дети 9-12 лет

В возрасте 9-12 лет дети начинают требовать от родителей определенной свободы. Это время быстрых перемен. Очень важными становятся взаимоотношения с друзьями, одноклассниками. Контроль родителей в этом случае должен немного ослабнуть. Однако взрослые не должны терять бдительности. В этом возрасте Интернет используется не только для игр. Это полноценный источник передачи и получения необходимой информации. Дети готовят школьные задания при помощи Сети. Существует определенная опасность работы в Интернете. Дети могут загрузить на компьютер вирус.

Также младшие подростки могут загружать разную музыку, активно пользоваться электронной почтой и прочими средствами для общения. В этом возрасте предпочтение отдается сайтам, позволяющим мгновенно передавать сообщения. Также в этом возрасте у детей часто появляются кумиры. Родители должны подготовить ребенка к основным правилам пользования Интернетом еще в младшем возрасте. Достигнув младшего подросткового возраста, дети начинают лучше разбираться в основах работы с Сетью. Однако родители все еще должны ограничивать доступ к сайтам с определенной тематикой, следить за историей поиска информации.

Действия родителей детей в возрасте 9-12 лет

Зная опасности Интернета для подростков младшего возраста, необходимо выработать правильную тактику поведения. Составленные правила ребенок должен выполнять неукоснительно. В этом возрасте нужно давать детям определенную свободу. Однако компьютер все также должен находиться в общей комнате. Следует общаться с детьми об их действиях в Интернете. Беседа должна быть дружеской. Следует подробно рассказать об опасности знакомства по Интернету. Также нельзя выдавать людям свою конфиденциальную информацию. Нужно объяснить подробно, чем это чревато для родителей и самого ребенка.

Также очень важно научить ребенка не загружать на компьютер никакие программы без ведома родителей. Они не должны открывать сомнительные письма. Следует также рассказать об авторских правах. При загрузке файлов или картинок это является актуальным. Следует также проводить беседы о порнографии в Сети. Не стоит пускать этот вопрос на самотек. В противном случае ребенок не сможет адекватно оценить, какая информация является реальной.

Дети от 13 до 18 лет

Вопрос о том, вреден ли Интернет для здоровья, возникает у многих родителей. При правильном использовании Сети можно избежать практически всех негативных последствий. Важно в любом возрасте уделять физической подготовке достаточное внимание. Однако в старшем возрасте дети постепенно выходят из-под контроля старших. Подросток пытается самоутвердиться, обрести независимость. Родители не должны мешать своим детям в этом. Они должны быть рядом и помогать советом. Однако навязчивое ограничение подростка в действиях может отразиться на взаимоотношениях со старшими родственниками. Очень важно не потерять доверие ребенка в этом возрасте.

Родители должны знать, что типичным поведением подростка в Интернете является в первую очередь общение. В этом возрасте ребенок не захочет делиться информацией о своих беседах со сверстниками и прочими знакомыми. У подростков много энергии, идей, но жизненного опыта пока мало. В этом и должны помочь родители.

Дети 13-18 лет активно качают музыку, фильмы. Интернет помогает в учебе. Общение происходит при помощи обмена мгновенными сообщениями. Мальчикам нравится грубый юмор, азартные игры, кровавые сцены, жесткие игры и картинки, видео для взрослых. Они пытаются сметать все ограничения. Девочки-подростки любят в Интернете общаться. Родителям следует учесть, что в этом возрасте именно представительницы прекрасного пола могут не заметить угрозу при общении с незнакомцами. Следует вести дружеские беседы с ребенком об опасности домогательств и насилия.

Действия родителей подростков

Опасности в Интернете могут подстерегать каждого. Важно правильно пользоваться Сетью в любом возрасте. Важно составить список домашних правил пользования Интернетом. Следует поставить ограничение на общение в чатах. С детьми нужно вести беседы об их общении. При этом родители должны спрашивать об этом так, будто о реальных друзьях из школы. Можно интересоваться людьми, с которыми общается подросток при помощи мгновенных сообщений. Однако не следует устраивать допрос. Беседа должна быть дружеской. Иначе подросток не станет допускать родителей в свое личное пространство. Уберечь его от беды в этом случае будет непросто.

В этом возрасте крайне необходимо вести беседы о здоровой половой жизни с ребенком. Всю информацию, которую подросток найдет в Интернете, он может обсудить с родителями. Это не должно быть чем-то постыдным, запретным. Открытые беседы со старшими помогут понять элементарные вещи. Не стоит пускать развитие ребенка в этой сфере на самотек. Важно научить детей не оставлять информацию о себе на любых сайтах, не размещать свои фотографии в чатах, на площадках общего доступа. Рассмотрев основные опасности в Интернете, можно предпринять соответствующие действия, чтобы избежать негативных последствий.

Foto: Raivo Tasso

Каникулы, которых, кажется, с большим нетерпением ждали родители, наконец-то начинаются. Последние школьные мероприятия, и впереди целых три месяца отдыха и безделья. И, как это водится, в каникулы и медики, и спасатели, и полицейские призывают родителей быть особенно внимательными. Потому что дети способны на все. Даже если кажется, что они уже достаточно взрослые и смышленые, пишет "МК-Эстония" .

Несколько лет назад оставленный без присмотра 7-летний пацан умудрился поджечь квартиру. К счастью, тогда обошлось без жертв, но жилье выгорело дотла. Ежедневно травматологи сталкиваются с сотнями детских травм.

”У нас сейчас очень напряженное время, - говорит врач детской больницы Галина Ильинская. - Только в прошлый понедельник к нам обратились за смену 105 пациентов. Весна, когда дети наконец-то начинают гулять, традиционно считается периодом травм. Летом чуть поутихнет, а уже к началу сентября снова будет всплеск”.

Некоторые происшествия с детьми заканчиваются трагично, но, как отмечает профессор судебной медицины Тартуского университета Марика Вяи к счастью, среди несовершеннолетних количество смертей от увечий несколько снизилось, по данным Регистра причины смертности за 2014 год, было только 18 несчастий, связанных со смертями от травматизма. В 2013 году, например, было зарегистрировано 22 случая.

В разном возрасте у детворы самые разные травмы, некоторые из них достаточно типичны. Например, российские травматологи шутят про ”чайных пациентов” в послеобеденное время - как правило, примерно часов в 14–15 к ним начинают привозить малышей с ожогами - мама пила в полдень чай, грела в микроволновке суп, ребенок на руках, дернулся - обжегся.

Что касается нас, то выделить какие-то характерные травмы и происшествия не так просто - у всех все очень индивидуально. Некоторые дети, кажется, рождаются разумными, а некоторые как будто притягивают к себе самые разные неприятности. Тем не менее, мы попробовали определить несколько возрастных групп и выяснить, какие опасности могут подстерегать детвору в самые разные моменты жизни.

0–1 год: редко, но метко

Кажется, что в этом возрасте у детей нет никаких проблем и опасностей - мама всегда рядом, она убережет и защитит. Однако грудничков привозят в травмопункты, и еще как. Самые типичные травмы этого возраста - падения. То положили на край кроватки, то люлька оказалась плохо закрепленной - как выясняется, причин множество. К сожалению, такие падения чреваты серьезными последствиями и длительным лечением. В некоторых случаях такие происшествия приводят к гибели детей.

Кстати, данные статистики говорят, что в 2014 году скончалось 33 младенца в возрасте до года. Их них трое погибли из-за травм и увечий.

”Наиболее распространенными причинами смерти грудничков можно назвать асфиксию из-за блокирования дыхательных путей рвотными массами, или, что происходит в большинстве случаев - когда ребенок давится едой, - отмечает Марика Вяли. - Но это именно несчастные случаи, которые можно даже предотвратить, если немедленно среагировать. Хорошо то, что в Эстонии, в отличие от других стран, крайне редко фиксируются случаи гибели младенцев вследствие синдрома внезапной смерти. Это явление до сих пор не имеет ясных источников происхождения, поэтому причину смерти всегда можно оспорить. Тем не менее, в 2012 году было зафиксировано 4 таких случая, в 2013 году не было ни одного диагноза и в 2014 году - 2 происшествия”.

Одним из положительных моментов можно отметить то, что в нашей стране практически не происходит , в которых получали бы травмы малыши в возрасте до 4 лет. Если и случаются какие-то происшествия, то они единичны. Не так много и родительской небрежности, хотя она есть.

”В 2014 году произошло два случайных падения малышей, - продолжает профессор. - Можно ли предотвратить такие происшествия? Это вопрос к родителям и обществу”.

Но в общем и целом, среди малышей этой возрастной группы все не так страшно - большинство родителей делают все, чтобы оградить своих младенцев от бед.

”Могу назвать еще одну очень позитивную вещь: в нашей стране практически не встречается умышленного причинения тяжких телесных повреждений младенцам и убийств”, - говорит Марика Вяли.

1–4 года: недоглядели взрослые

Ребенок начинает познавать мир. Вроде бы родители рядом, а в садике всегда неподалеку воспитатели. Все следят и смотрят. Но…

”В этом возрасте самыми типичными травмами можно назвать ожоги, удары, порезы, - комментирует травматолог-ортопед Галина Ильинская. - Дети маленькие, любопытные, тянут все на себя и не знают чувства опасности”.
Со стола могут схватить и опрокинуть горячий чайник или сдернуть с гладильной доски раскаленный утюг - ожоги. С края стола стянуть нож и порезаться, пока мама отвернулась, снять с плиты кастрюлю? Легко!

”Еще типичными травмами можно назвать сломанные и прищемленные пальчики, - продолжает Ильинская. - Либо дверью автомобиля, либо дверями квартиры… Иногда родители не замечают, что ребенок сунул пальцы в щель, иногда малыш попадает в ловушку”.

Из трагических происшествий, произошедших по вине взрослых, можно вспомнить гибель мальчика в столичном детском садике ”Руккилилль” - группа с педагогами ушла, малыш не смог самостоятельно слезть с лазалки и погиб.

Из перечня наиболее типичных и смертельно опасных недосмотров следует отметить и родительскую небрежность: некоторые оставляют машину со спящим в ней ребенком на солнцепеке и уходят в магазин. Перегреться и задохнуться можно за полчаса.

В таких происшествиях вина лежит только на взрослых. Нужно быть крайне внимательным, постараться предусмотреть все возможные опасности, чтобы уберечься.

5–9 лет: уличные происшествия

Возраст начала самостоятельности. Именно сейчас дети начинают пробовать границы и познавать мир на собственной шкуре. Годам к 7 ребенок предпринимает все больше попыток понять, что такое ”самостоятельность” - просится гулять в одиночку. Появляются первые друзья, свои стайки, в которых всегда интереснее. И если в 6–7 лет родители еще могут составить компанию своему ребенку, то годам к 8 подросшее чадо начинает протестовать. А с наступлением каникул дети стремятся как можно больше времени проводить на улице с друзьями. Иногда заигрываются, не успевают позвонить. Родители сбиваются с ног в поисках ребенка…

”В этой возрастной группе самыми типичными являются бытовые травмы: сломанные пальцы, ушибы, - отмечает Ильинская. - Конечно, в этом возрасте много и уличных происшествий, особенно в период начала летних каникул: тут и самокаты, и лазалки, и велосипеды, в общем, что угодно, нам работы хватает”.

Кстати, заигравшиеся дети очень часто теряют и понятие о времени, забывают предупредить родителей о том, где их искать, или же том, что пошли в гости к другу. Мобильные телефоны есть не у всех. На самом деле, это родительская небрежность - отпуская детей на самостоятельные подвиги, всегда нужно знать, где их искать, договориться о времени контрольного общения и того, во сколько дети должны быть дома… В общем, родительский контроль необходим. И полицейские, которым регулярно приходится фиксировать сообщения о пропаже детей (особенно летом) и их разыскивать, не устают напоминать о том, что до 16 лет дети еще дети:

”Стоит помнить, что согласно Закону об охране детства, детям и подросткам в возрасте до 16 лет запрещается находиться без совершеннолетнего сопровождающего в общественных местах с 23 часов до 6 часов утра, - говорит руководитель участковых полицейских Елена Роос-Метсма. - Летом запрет действует с 24 часов до 5 часов утра. Скоро начнутся летние каникулы, когда дети проводят много времени вне дома, поэтому следует заранее обговорить планы ребенка на день, узнать, куда и с кем он собирается пойти, когда он вернется. Очень хорошо иметь номера телефонов друзей ребенка и их родителей”.

Марика Вяли, профессор судебной медицины Тартуского университета, со своей стороны добавляет, что в таком возрасте детская неуемность может привести к трагическим последствиям:

”В возрастной группе от 5 до 9 лет причиной смерти часто становятся ДТП и происшествия на воде: дети тонут, - говорит она. - В 2014 году было 4 подобных происшествия, также один случай, когда ребенок погиб в пожаре. К счастью, в этой возрастной группе статистика не дает ни одного случая насилия по отношению к детям со стороны родителей. Это очень хорошо!”

10–16 лет: новые проблемы

Тут уже все почти в кучу: и начало переходного возраста, и все проблемы, связанные с взрослением. И кроме привычных и обычных травм, добавляются совсем другие опасности, которые имеют больше отношения уже не столько к медикам, сколько к полиции.

Родители часто ошибочно думают, что их ребенок уже большой и разумный, и пускают все на самотек. Ребенок, перестав ощущать на себе все ”ужасы” родительского контроля, действительно чувствует себя взрослым. И безнаказанным. Единицы ответственны настолько, что в силах справиться не только с грузом обязанностей, но и разумно распорядиться неожиданной свободой. Большинство может пуститься во все тяжкие.

Руководитель участковых полицейских Нарвского отделения полиции Елена Роос-Метсма отмечает следующее: ”Хотим обратить внимание на ситуации, когда родители, особенно если родитель, бабушка или дедушка воспитывают ребенка одни, работают за границей или находятся на отдыхе и оставляют дома детей одних на достаточно длительное время, полагая, что дети справятся сами как с учебой, так и делами по дому, или просят присмотреть за ребенком соседей либо других родственников. Зачастую ребенок не справляется с предоставленной ему свободой действий, подростки начинают вести более вольный образ жизни, начинают совершать проступки, касающиеся употребления алкоголя, табака, наркотических веществ”.

Несмотря на то, что не первый год СМИ привлекают внимание к этой проблеме, закон по-прежнему не определяет, с какого возраста ребенка можно оставлять одного. Тем не менее, обязанность родителя - обеспечить защиту, уход и безопасность ребенку, а также создать среду для его развития.

И если родители не в состоянии обеспечить эти условия, то информация о семье передается социальным работникам, которые определяют дальнейшие действия. Более того, если родителей нет дома, они все равно должны быть доступны для своего ребенка - всегда на связи, а также следует договориться с ребенком о правилах поведения и о том, как действовать, если ему срочно понадобится помощь.

”Мы сталкивались и с ситуациями, когда работающие за границей родители оставляют на попечение старших детей, которые еще сами не являются совершеннолетними, младших детей, в том числе и дошкольного возраста. Следует понимать, что подросток даже в возрасте 16–17 лет не может самостоятельно обеспечить безопасность маленького ребенка, так как сам еще нуждается в опеке родителей”, - говорит Роос-Метсма.

Если говорить о детском травматизме и опасностях, то подростки по-прежнему в группе риска, связанной со всевозможными травмами в быту и спорте. А более старший возраст - это уже первые пробы алкоголя и наркотиков. Чужой пример заразителен, и специалисты констатируют, что возраст, в котором подростки впервые знакомятся с горячительными напитками, становится все ниже.

”Мы сталкивались с ситуациями, когда в алкогольном опьянении были дети и 7, и 9 лет, - продолжает руководитель участковых полицейских Нарвского отделения полиции Елена Роос-Метсма. - Зачастую дети получают доступ к алкоголю от ”добрых” взрослых, которые безответственно реагируют на просьбы несовершеннолетних купить им в магазине алкогольные напитки, что является противоправным и наказуемым деянием. Такая ”помощь” может закончиться крайне тяжелыми последствиями, например, в мае в реанимацию Нарвской больницы попал с крайне серьезным алкогольным отравлением 12-летний мальчик”.

Стоит ли еще раз напоминать о том, что употребление алкоголя в общественных местах запрещено лицам любого возрастам, а детям до 18 лет запрещено употреблять и иметь при себе даже закрытый алкоголь и сигареты.

”В случае отравления алкоголем или наркотиками дети попадают в больницу, где их, к счастью, как правило, успевают спасти, - отмечает Марика Вяли. - Но если говорить о других случаях детской смертности в этой возрастной группе, назову ДТП и самоубийства”.

Детям в таком возрасте, даже несмотря на все их отрицание родительского авторитета, крайне важно знать, что родители рядом. И чаще всего именно родительское участие может помочь детям пережить этот непростой этап взросления без крайних мер. Ведь по статистике 2014 года 10 подростков в возрасте 15–19 лет предпочли свести счеты с жизнью.

1. Не забывай взять с собой полностью заряженный мобильный телефон. Проверь, что он находится в рабочем состоянии. В случае со смартфоном лучше взять с собой и зарядное устройство. Старайся не тратить батарейку на игры и приложения, если предстоит долгий путь.

2. Сообщай, куда и с кем пойдешь. Постарайся оставить родственникам их координаты. Следи за временем и не задерживайся. Если понимаешь, что опаздываешь, предупреди родителей.

3. По возможности бери с собой друга, даже если просто идешь в магазин за хлебом. Договорись с соседом вместе ходить в магазин, а с одноклассником – встречаться по дороге в школу.

4. Если неизвестный тебе человек идет за тобой, и ты думаешь, что он может за тобой следить, зайди в ближайший офис или магазин, позвони родителям и попроси сотрудников о помощи.

5. Вырывайся и кричи, если кто-то пытается увести тебя силой. Если действия человека кажутся тебе пугающими и угрожающими, убегай в людное место или на безопасное расстояние и зови на помощь.

6. Не ходи один по темным безлюдным местам (переулки, аллеи, темные подземные переходы), не выбирай лесопарки для прогулки в одиночестве или поездки на велосипеде. Если такая необходимость всё же есть, дождись людей и иди вместе с ними.

7. На остановках общественного транспорта стой в центре рядом с другими людьми, ожидающими автобус или троллейбус. Не подходи к останавливающимся машинам.

8. Если чьи-то прикосновения в транспорте кажутся тебе неприятными и навязчивыми, сообщи об этом водителю или другим пассажирам.

9. Не бойся говорить «НЕТ» незнакомым взрослым, предлагающим проводить, подвезти тебя, показать короткую дорогу, щенков или котят.

10. Не уходи с незнакомыми взрослыми, даже если они называют твое имя или имя родителей. Созвонись с родителями и спроси их разрешения. Если это невозможно сделать, отказывайся идти.

11. Если ты попал в ситуацию, которая показалась тебе неприятной, смутила тебя, не бойся рассказать об этом учителю, родителю или другим взрослым, которым ты доверяешь.

Родителям:

1. Если вы купили подростку смартфон, то лучше купить и недорогой телефон, которым он будет пользоваться только для звонков вам, чтобы под рукой у него всегда был заряженный аппарат.

2. Не стоит ругать ребенка за опоздание, разрешите ему задержаться на оговоренное время. Иначе велик риск, что ребенок всё равно будет оставаться вместе с друзьями, но уже ничего не скажет вам.

3. Не стоит легкомысленно относиться к звонку ребенка о том, что за ним следят. Лучше встретить его и проводить домой.

4. Не пытайтесь сократить дорогу, пройдя по безлюдной темной улице или аллее. Приучите ребенка своим примером к тому, что лучше пройти долгий путь по освещенной людной улице, чем сократить его по лесопарку.

5. Придумайте пароль, который будете знать только вы и ребенок. Убедите его, что ни при каких обстоятельствах не отправите за ним незнакомого человека, не знающего пароль.

Родительское собрание «Опасности современной молодежи»

Тематическая беседа «Опасности, подстерегающие современную молодежь»

Цели

1. Предостеречь старшеклассников от нежелательных поступков и действий.

2. Разобрать «ловушки», которые поджидают их на жизненном пути.

Введение

Учитель: вы знаете, что существует много вещей, на которые мы особо не обращаем внимания, не считая их опасными. Но они на самом деле могут очень сильно нам навредить: испортить отношения с другими людьми, ухудшить характер, нанести психологический и

физический ущерб. Я предлагаю сегодня поговорить о таких вещах на классном часе и серьезно поразмышлять о них.

Основная часть

Опасности, с которыми молодежь уже сталкивается

1. Лень. Кто-то сказал, что этот порок свойствен каждому человеку и победить его просто невозможно. Он требует ежедневной победы. Вы согласны с таким высказыванием?

Сегодня лень чаще называют стремлением как можно больше развлекаться. Но такое определение существенно снижает эмоциональную окраску этого качества и уменьшает моральную ответственность за его проявление.

Самое интересное, что лень в большинстве случаев программируема. Это значит, что она редко проявляется просто так, сама по себе и без желания человека.

Между тем большинство людей по своей натуре склонны к лености. Очень часто нам необходимы угрызения совести, сила воли, некий интерес или стимул, даже порой контроль и другие мотивы, чтобы мы приступили к работе. Однако основное проявление лености обостряется дома, особенно, когда человек молодой.

Первый вопрос для обсуждения. Что можно сказать о ленивом человеке? (Выслушать ответы учеников и затем их дополнить).

1. Люди, склонные к лени, не могут сконцентрироваться на чем-то, не могут приложить усилий для достижения поставленной цели.

2. Ленивые люди обычно вырастают в семьях, где родители служат ребенку, угождают ему, заботятся только об его удовлетворении. И постепенно у него формируется убеждение, что он особенный, что ему должны

угождать все окружающие. В результате он ищет не того, чем мог бы послужить другим, а того, чем другие могут послужить ему. Такой настрой естественным образом приводит к лености.

3. Люди, склонные к лени, как правило, вырастают в таких семьях, где у них нет домашних обязанностей, их не приучали к труду, к уважению чужого труда и не отказывали в удовлетворении никаких потребностей.

4. Одной из причин того, что ребенок вырос ленивым, может стать то, что он рос в неполной семье или родители уделяли ему мало внимания.

(Этот перечень при желании можно дополнить).

Второй вопрос для обсуждения. Как победить лень?

Школьники могут подумать и дать свои рекомендации по преодолению лени. Самостоятельный поиск ответов закрепит новые мысли.

После ответов школьников их можно дополнить и систематизировать.

Борьба с ленью включает в себя несколько этапов.

1. Понимание своей ответственности и признание проблемы.

2. Прилежание, т. е. проявление усилий против естественного ленивого нежелания что-либо сделать.

3. Привычка дисциплинирует и помогает выполнять определенные действия независимо от наличия желания.

4. Помощь других. В компании всегда веселее что- либо делать, чем в одиночку. Некоторый контроль со стороны (например, родительский) тоже помогает быть более дисциплинированным и ответственным.

2. Любовь к удовольствиям. Сами удовольствия не всегда несут в себе что-то плохое. Но опасность заключается в том, что они морально ослабляют человека. Большинство же удовольствий, которые манят современных молодых людей, очень рискованны и опасны для жизни. Любовь к удовольствиям убивает наши души, нанося непоправимый ущерб психике, разрушая нравственные устои, низводя человеческое существование до уровня животных инстинктов.

3. Низкая мораль общества (избыток секса, насилия и лжи). В современном мире все перевернуто с ног на голову. Ценности и взгляды людей извратились. Не стоит искать в обществе особую мораль или нравственность. Эти понятия давно уже были проданы в угоду зрителю, деньгам и успеху. Наш мир развращен.

И вы, молодые люди, вырастаете в таком в обществе, где мораль и нравственность находятся на весьма низком уровне. И главная опасность заключается в том, что раннее знакомство с пороками зачастую вызывает у школьника не отвращение, а интерес. Порочное, безнравственное поведение, как опасный вирус, заражает молодежь. И впоследствии он заметно проявляется в их жизнях, поступках и поведении.

Первый вопрос для обсуждения. Как вы считаете, вредно ли для психики смотреть фильмы ужасов?

Выслушав мнение учеников, учитель должен высказать свое мнение, но не навязчиво. При этом стоит отметить, что при просмотре фильма ужасов человек переживает стресс. Страшные образы откладываются где-то в подсознании, в результате чего они потенциально могут когда-нибудь всплыть оттуда при стечении определенных обстоятельств в жизни. Все это может привести к развитию психических отклонений и заболеваний.

Второй вопрос для обсуждения . Как вы чувствуете себя, когда в просматриваемом фильме возникает сексуальная сцена и при этом с вами в одной комнате находится отец или мать? Как ваши родители реагируют в такой ситуации?

Воспитание нравственности начинается еще в родительском доме. Если отец спокойно продолжает смотреть фильм с сексуальными сценами в присутствии дочери, то у девушки возникает чувство незащищенности. В дальнейшем она будет слаба перед настойчивыми непристойными требованиями парней, которые захотят использовать ее для своего удовлетворения.

Когда юноша видит спокойное отношение родителей к сексуальным сценам по телевизору, у него сложится впечатление, что ничего плохого в таком поведении нет. Это не только классно, но и можно. Родители не против. Хотя это может быть совсем не так.

За пределами родительского дома большинству людей и вовсе нет дела до вашего нравственного воспитания, правильное ли у вас понимание человеческих ценностей или нет.

В этом заключается большая опасность.

4. Отсутствие или недостаток гуманистического образования. Сегодняшнее образование не просто исключает Бога и религиозную мораль и этику, но оно, по сути, является враждебным по отношению ко всему этому. С одной стороны, различные религии в России вроде бы становятся все более открытыми и доступными для общества, но в том же самом обществе над истинными верующими иногда посмеиваются, унижают и считают их фанатиками.

Подавляющее большинство преподавателей школ, техникумов, вузов являются атеистами и не придерживаются духовных принципов, провозглашаемых в христианстве или иных вероисповеданиях. Соответственно этому они в процессе своего преподавания, имея определенное влияние на молодежь, заражают их популярными атеистическими идеями, уводящими их от духовных ценностей.

А ведь именно в этом юном возрасте у человека закладывается фундамент личностных ценностей и мировоззрение, которыми он будет руководствоваться во всей последующей жизни.

Вопрос для обсуждения. Если рассматривать школу и СМИ, равноценно ли по объему получаемое от них количество информации, которая представляет атеистическую точку зрения и религиозную позицию?

Здесь даже нечего обсуждать. Настолько мизерное количество информации получаем мы о религии! Например, живя в России, которая на протяжении многих веков являлась православной страной, и даже зачастую будучи крещеным, человек очень часто понятия не имеет о самом христианском учении, даже несмотря на то, что оно, возможно, было религией его предков. Потому что человека в основной массе окружают люди, исповедующие атеизм. Следует признать, что атеизм - это тоже своего рода религия со своим учением и поклонниками, порой даже фанатиками. Засилье атеизма - это просто не демократично, это нарушение свободы человека, особенно когда это учение просто внушается со школьной скамьи. Как и религию, человек должен сам выбрать атеизм. А чтобы сделать выбор, нужно предоставить варианты. Этого пока нет.

5. Отсутствие правильных отношений в семье. Семья оказывает на человека огромное влияние, особенно на подсознательном уровне и путем примера. Мы можем не любить наших родителей, но мы так много перенимаем от них, больше, чем мы думаем.

Но семейные ценности в настоящее время очень скудны. В семьях нередки скандалы, равнодушие, нецензурные ругательства, неуважительное отношение друг к другу и т. д. Но есть некоторые вещи, которым человек должен обязательно научиться в своей семье. Это уважение старших, почитание родителей, взаимопомощь, трудолюбие и т. п.

6. Компьютерные игры. Компьютерные игры появились с изобретением первого компьютера. Игра на компьютере зачастую вызывает психические сдвиги у подростков. Причина в том, что в виртуальной реальности он может убивать, превращаться в вампира, оборотня, супермена и т. д. Для некоторых молодых людей наступает такой момент, когда они не могут отличить виртуальную реальность от реальной жизни. И если у такого молодого человека окажется в руках оружие, последствия могут быть непредсказуемы. Такие случаи уже были, о них все чаще говорят в новостях: подростки, увлекающиеся компьютерными играми, начинают убивать в реальной жизни.

Специалисты-психологи отмечают, что темы и краски детских рисунков в последнее время становятся все мрачнее. Наблюдается увеличение детей с психическими отклонениями. По статистике, среди детских неврозов сейчас доминируют неврозы тревожности и страха. Резко возросло число аутичных детей, которые полностью замыкаются в себе. Развитие такого ребенка либо приостанавливается, либо протекает в каком-то неожиданном направлении. Компьютерная игра с ее виртуальным миром во много раз опаснее для подростка, чем просмотр телевизора. Игрок с головой окунается в искусственную реальность. Таким образом он привыкает убегать и прятаться от жизненных проблем, вместо того чтобы решать их, и это неминуемо осложнит ему жизнь в будущем.

7. Юношеский максимализм. Он находит свое выражение в:

1) завышенной или заниженной самооценке;

2) ложном взгляде на уровень своего понимания жизни.

Один пожилой человек сказал, что до 20 лет он думал, что все хорошо и прекрасно понимает. Но, уже перевалив за 20-летний рубеж, он начал осознавать, как многого не знает, да и то, что знал, было неполным и несовершенным

Иными словами, проблема юношеского максимализма заключается в том, что молодой человек начинает думать следующим образом: «Я буду относиться к себе хорошо, если все будут относиться ко мне хорошо». Но это не так. Ценность человека не зависит от мнения о нем окружающих людей.

8. Незрелость - мало серьезных размышлений и отсутствие анализа поступков. Незрелость порой даже может создавать проблемы. Но самое страшное, если она укореняется в молодом человеке и влияет на формирование его характера, что впоследствии организует его жизнь неправильным образом, направит по неправильному пути.

В юности искушения зачастую очень сильны, и у молодых людей недостаточно опыта для борьбы с ними. Нередко отсутствует и само понимание того, что с ними нужно бороться.

Незрелость слабо удерживает его от подобных ошибок. Молодые, неопытные люди доверяют многому, потому что еще не обожглись. В юности все считают себя непобедимыми, устойчивыми. Между тем у них недостаточно опыта и понимания жизни, чтобы правильно оценивать ее и не попасть в ее ловушки. Это очень опасное время.

Рассмотрим сложности, с которыми предстоит столкнуться.

1. Реальность не такая, какой казалось, когда я был в школе. Для многих молодых людей этот факт становится шоком. После окончания школы, когда молодой человек вступает в широкий мир, не ограниченный ничем, он видит, что в обществе господствуют иные взгляды, чем те, которым их учили преподаватели.

По этой причине у молодого человека возникает внутренний конфликт, давление внутри его самого нарастает, побуждая начать жить так, как живут все вокруг. Хотя мир для молодого человека в социальном плане расширяется, тем не менее, появляется желание быть таким, как все, иметь то же, что имеют другие, и стремиться к тому же, к чему стремятся все люди.

2. Очень трудно в это время не потерять свою индивидуальность. Взрослея, человек все больше склоняется выбрать и принять чей-то уже существующий образ, а не трудиться над созиданием собственного неповторимого образа.

3. Ответственность за себя, финансовая свобода. С одной стороны, многие молодые люди не приучены к ответственному отношению к деньгам. Но они уже вступают в мир взрослых, где необходимо начинать заботиться о себе. Важно подготовить себя к этому.

Другой опасностью является чрезмерное стремление к обогащению. Оно может подменить собой все остальные цели, сделав их незначительными, несущественными. Между тем чисто материальные помыслы духовно обедняют личность.

4. Последствия прежних проступков. Последствия неправильного поведения в прошлом или каких-то ошибок могут привести к серьезным проблемам и конфликтам в будущем. Необходимо стараться сразу разрешать все негативные ситуации, чтобы они не принесли своего горького плода в будущем.

5. Свобода. Она приводит также к потере хорошего влияния и разрушению сдерживающих родительских барьеров. Молодой человек (или девушка) наконец-то вырвался из-под родительской опеки и стремится жить так, как ему хочется, и получать удовольствие от жизни, не задумываясь о будущем и возможных негативных последствиях.

6. Виртуальная реальность. Если в подростковом возрасте игра остается игрой и развлечением, то во взрослом мире виртуальная реальность несет в себе намного большую опасность для человека. Она заключается в том, что вчерашний школьник может с головой уйти в виртуальную жизнь, тем самым пытаясь скрыться от реалий собственной жизни.

Такое отношение к жизни приводит к тому, что недавний выпускник теряет саму ее суть, с головой окунаясь в ее искусственный заменитель. В результате личность человека, ее познание окружающего мира становятся неважными. Сознание с безумием увлекается нарастающим многообразием форм бытия, которые теперь человек моделирует для себя сам. Это затягивает не слабее наркотиков.

Что побуждает людей бежать от реальности, предпочитая ей жизнь в Сети? В нашем мире, пропитанном погоней за материальными ценностями, люди задыхаются от нехватки душевного - нормальных дружеских отношений, верности, любви. Невидимая рука направляет людей всеми силами стремиться достигать материального благополучия, обещая счастье. Не достигая успеха на этом пути, люди начинают ломаться внутренне, чувствуют себя «лузерами» в обществе. А те, кто достиг определенных успехов, не чувствуют обещанного душевного удовлетворения. Материальные ценности не могут сделать человека счастливым, каким бы алчным и корыстным он ни был. Человеческой душе требуется нечто большее, чем одежда, дорогая техника, квартира, машина и отдых на элитных курортах.

Духовная, внутренняя пустота заставляет человека искать ту среду, которая могла бы создать хотя бы иллюзию полноты и удовлетворенности. Однако такая виртуальная реальность напрямую влияет на душевное состояние человека, нанося ему непоправимый ущерб.

7. Эффективность неправильных методов воздействия. Мы живем в мире, в котором люди часто руководствуются мелкими, эгоистичными и безнравственными взглядами. Молодой человек невольно начинает брать с них пример. У него нет стимула поступать иначе, лучше. Тем более что неправильные методы часто более эффективны, чем честные и достойные.

В качестве примера можно привести попытку поступить в вуз: абитуриент, сумевший «найти подход» к членам вступительной комиссии, зачастую имеет больше шансов на успех, чем тот, кто этого сделать не смог или не захотел.

Заключение

Итак, мы рассмотрели проблемы, с которыми вы можете столкнуться в скором будущем. Войдут они в вашу жизнь или нет, зависит лишь от вашего личного выбора. Чем вы при этом будете руководствоваться - здравым смыслом или внутренними желаниями, - дело за вами, как и ответственность. Я призываю вас все же быть разумными и размышлять уже сейчас о вещах более важных, чем сиюминутные удовольствия и мелкие подростковые трагедии.

Всегда помните пословицу, что «спасение утопающего дело рук самого утопающего». Сейчас вы строите свою жизнь. Вы еще в начале пути, когда все возможно. Старайтесь обдумывать каждое свое решение. Потому что будете вы счастливы в жизни или нет, зависит только от вас