Адмирал нахимов корабль крушение. Почему "Нахимов" пошел на дно? Теплоход "Адмирал Нахимов"


Причина потопления советского «Титаника» до сих пор остаётся загадкой.

31 августа 1986 года в акватории Новороссийской бухты затонул круизный лайнер с 1234 пассажирами и членами экипажа на борту, из которых 423 человека считаются погибшими. Многие тела остались не найденными, как и ответ на вопрос - почему это случилось.

Неожиданная катастрофа


Трагедия произошла в двух милях от мыса Дооб. Ничто не предвещало беды: днем теплоход «Адмирал Нахимов» стоял в Новороссийске, пассажиры гуляли по городу и вернулись в каюты к вечернему отходу в следующий порт. В 22.00 судно отошло от причала, взяв курс на Сочи. Через 20 минут на мостике получили сообщение о приближении следовавшего по встречному курсу сухогруза «Петр Васев». Согласно инструкции, «Адмирал Нахимов» обязан был пропустить его (Правила предупреждения столкновения судов в море), но береговой пост регулирования движения дал команду сухогрузу пропустить теплоход. Капитан «Петра Васева» Виктор Ткаченко указание диспетчера принял и проинформировал капитана «Адмирала Нахимова» Вадима Маркова, что пропустит лайнер. Но, несмотря на договоренность, в 23.12 сухогруз под прямым углом врезался носом в правый борт теплохода в районе машинного отделения, сделав дыру 8 на 10 метров по разделительной линии сразу в двух отсеках. А спустя восемь минут «Адмирал Нахимов» уже пошел ко дну.



Стрелочников назначили сразу

Почему береговой диспетчер дал капитанам команду нарушить ППСС? Почему сухогруз в обход договоренности не уступил дорогу пассажирскому судну? И почему надежно сделанный многопалубный лайнер за считанные минуты стремительно затонул, хотя его конструкция обещала сохранение на плаву даже при затоплении двух отсеков? На эти вопросы у расследовавшей крушение правительственной комиссии ответов не нашлось. Задолго до суда и окончания следствия она определила, что к кораблекрушению привела халатность капитанов. Спустя два месяца такой вывод закрепило постановление политбюро ЦК КПСС, член которого Гейдар Алиев и возглавлял комиссию по расследованию. А в марте 1987 года суд учел вердикт руководства страны, приговорив к 15 годам лишения свободы обоих капитанов и обязав их выплатить штраф в компенсацию ущерба - по 40 тысяч рублей с каждого.

Списанная галоша

При этом ни министр морского флота, член ЦК КПСС Тимофей Гуженко, ни руководство Черноморского пароходства не ответили за то, что выпустили в море… списанное судно. Почти за два месяца до случившегося, 8 июля 1986 года, пароходство составило акт о том, что к дальнейшей эксплуатации 60-летний лайнер не пригоден (построен был «Адмирал Нахимов» в германском Бремене в 1925 году и изначально назывался «Берлином»).

Почему тогда начальство позволило теплоходу принять на борт столько людей и покинуть порт? Ведь произошло это с ведома и по указанию подписавшего акт о непригодности судна начальника Черноморского пароходства С. Лукьянченко. А, может, списание лайнера специально провели для его последнего рейса? У людей даже не было возможности воспользоваться шлюпками - так быстро судно скрылось под водой вопреки характеристикам плавучести.

Помехи и фантомы

Флотские специалисты обнародовали факт, что во время аварийной ситуации на радиолокационных экранах отмечалось какое-то третье судно, оставшееся не идентифицированным. И эту ключевую деталь следствие почему-то игнорировало. Без внимания осталось и несоответствие показаний системы автоматизированной радиолокационной прокладки курса сухогруза и положения теплохода. Прибор на «Петре Васеве» показывал расхождение с объектом на встречном курсе в две мили, то есть у капитана была иллюзия благополучной обстановки.
Что же могло повлиять на показания САРП? Исследователи отвечают аргументированно: микроволновое оружие.

Фатальное излучение

Доцент Краснодарского политехнического института Владимир Чуев обращает внимание на совпавшее с катастрофой повышение солнечной активности. В такие дни радары нередко фиксируют исчезновение реальных объектов и появление фантомных «призраков». Но почему 20-процентный всплеск электромагнитного излучения с 17 августа отмечала Крымская астрофизическая обсерватория и «в упор не замечали» эталонные обсерватории в Канаде и Японии (лишь после 1 сентября их показания стали тождественны нашим)? Разгадка может крыться в том, что на регион затопления «Адмирала Нахимова» воздействовало не солнечное, а направленное электромагнитное излучение. По мнению краснодарского ученого, подавалось оно через спутник либо микропроцессоры электронных разведывательных систем, способных «запутывать» радары. При таком воздействии с экранов исчезают истинные цели и появляются ложные, с чем неоднократно сталкивались до трагедии в Цемесской бухте советские судоводители. Несколько раз ложные цели на радарах регистрировали на теплоходах «Бургас», «Герои Севастополя» и пр. И в четырех случаях это лишь чудом не привело к столкновению.


Генеральская версия

По версии служившего в то время в погранвойсках КГБ Александра Трусова, микроволновое оружие могли применить не вражеские спецслужбы, а свои собственные. Было ли устранение начальника управления КГБ по Одесской области самостоятельной целью или гибель на теплоходе «Адмирал Нахимов» генерал-майора Крикунова с семьей стала звеном большой секретной операции - вопрос. Но факт остается фактом: в ту роковую ночь крупный чин службы госбезопасности погиб, а на теплоход он был доставлен катером как будто специально - уже после его отхода от морского вокзала. Появление генерала на борту оказалось неожиданным: такое решение он принял в Главном управлении КГБ СССР в Москве в день старта круиза из Одессы. Обстоятельства смерти Крикунова связывали и с расследованием вывоза из Новороссийского порта военной техники, и с попыткой переправки солидной партии контрабанды, и с местью коррумпированной номенклатуры...

Почему-то в момент столкновения судов капитан «Адмирала Нахимова» находился в компании генерала - в 23.00 он ушел на ужин в каюту к Крикунову (отсутствие на мостике потом будет поставлено Маркову в вину). Но, в отличие от высокого пассажира, капитан не утонул. А вот безуспешно обращавший внимание капитана на опасное сближение второй помощник Александр Чудновский, наоборот, на момент столкновения «Адмирала Нахимова» почему-то оказался запертым в своей каюте.


Помощники били тревогу

Оставшийся на вахте за старшего Александр Чудновский дважды уточнял порядок расхождения с сухогрузом и получал подтверждение, что тот пропускает теплоход. «Адмирал Нахимов» следовал своим курсом, но его пеленг на приборах САРП не менялся. Помощник капитана сухогруза Зубюк также докладывал об угрозе столкновения, записывая доклады в бортовой журнал. Но и капитан Ткаченко предупреждения игнорировал. У обоих судов было время разойтись без потерь, но капитаны пропустили сигналы об опасности мимо ушей. Между тем, Александр Чудновский пытался увернуть борт от столкновения, но было поздно. Боролся же он с рулем до последнего, так что информация о том, что он закрылся на ключ, осознав, что управляемое им судно обречено, не выдерживает критики.

Чтобы добраться до его тела, водолазам пришлось впоследствии ломать дверь. Погибли при спасательных работах и два водолаза, после чего доступ к затонувшему лайнеру оказался под запретом.

Локальный резонанс

Вместо своевременного и квалифицированного разбирательства народу выдали версии столкновения «космической природы». Одну из них озвучил специалист по безопасности полетов из Санкт-Петербурга Алексей Синяков. Он обвинил в случившемся воздействие локального геофизического резонанса. Неблагоприятное сочетание факторов, по мнению ученого, нередко становится причиной катастроф на земле, в воздухе, на воде и под водой (из этого числа - пожар на атомной субмарине «Комсомолец»). Профессор констатировал, что признаком ЛГР на Черном море вечером 31 августа 1986 года было аномальное свечение в атмосфере, а через пару часов после гибели «Адмирала Нахимова» в западной части моря отмечалось мощное землетрясение. Геофизический резонанс мешает человеку правильно оценивать ситуацию, заключил эксперт, что при управлении техническим объектом может иметь непоправимые последствия.

Концы в воду

Так или иначе, возникает ощущение незаинтересованности властей в установлении истины в этом темном деле. «Стрелочников» через шесть лет помиловали - в 1992 году оба капитана вышли на свободу. Уцелевший после крушения командир «Адмирала Нахимова» Вадим Марков был назначен на должность капитана-наставника в Черноморское пароходство (в 2007 году он скончался от рака), а управлявший «протаранившим» пассажирский борт сухогрузом Виктор Ткаченко под фамилией жены Тальор эмигрировал с семьей в Израиль. А в 2003 году яхта под его управлением потерпела крушение у берегов Ньюфаундленда, и останки людей с обломками судна нашли у канадского побережья...

Братская могила

Не дождались своих близких лишь родственники жертв - тела 64 из 423 погибших так и не были подняты со дна. Останки покоятся на глубине 47 метров, и в ясный день очертания «погоста», говорят, даже видны с поверхности воды. О брошенных в море моряках и пассажирах «Адмирала Нахимова» заговорили лишь в контексте возможности поднятия затонувшего теплохода, загрязняющего акваторию соляркой из протекших топливных танков. Но денег на подводные работы так и не нашли. Было объявлено, что лежащее на боку судно ни экологической, ни навигационной опасности не представляет, и проектов его подъёма не существует.

Ни участники «круиза смерти», ни семьи погибших страховок и компенсаций так и не дождались. В Одессе, порте приписки «Адмирала Нахимова», родственники сами создали фонд помощи, но потерпевшие россияне на него рассчитывать не могут, да и украинцам мало что перепало, в то время как потомки погибших на «Титанике» получают пособия в четвертом поколении.

А благотворительный фонд «Нахимовец» предоставляет жилье, машины и катер к месту трагедии для сбора родных 31 августа - в этот день люди ежегодно приезжают почтить память погибших, для которых море стало братской могилой. На официальном месте захоронения жертв катастрофы запрещено пришвартовываться на якорь, погружаться на глубину и любым другим способом беспокоить захоронение. Поэтому родные погибших лишь проплывают на катере, чтобы сбросить на воду венки. На берегу родственникам выдали лишь урны с песком и илом да по триста рублей на символические похороны…


Любопытные факты

На борту флагмана Черноморского пароходства снимали фильм «Дамы приглашают кавалеров».

По некоторым данным, капитан «Адмирала Нахимова» не умел плавать. Но это не помешало ему в буквальном смысле выйти сухим из воды: говорят, что Марков покинул тонущее судно в числе первых и вышел на берег, не замочив формы.


«Адмирал Нахимов» дважды тонул в войну (тогда это было еще немецкое судно «Берлин») и два года пролежал на дне моря, пока его не подняли в 1947 году. После восстановления в Германии в 1957 году теплоход водоизмещением 23 360 тонн продолжил плавать в СССР под названием «Адмирал Нахимов».

По мистическому совпадению, минимум четыре из семи кораблей, носивших имя Нахимова, потерпели крушения: в 1897 году у берегов Турции затонул грузовой пароход «Нахимов», в 1905 году в Цусимском бою японцы затопили крейсер-броненосец «Адмирал Нахимов», а в 1941 году затонул советский крейсер с таким же названием, переименованный в «Червону Украину».

Дайверы рассказывают, что во многих каютах на столе лежит книжка о гибели «Титаника», которая продавалась на лотке перед трапом.

Гриф «Совершенно секретно» до сих пор не снят с уголовного дела.


Вячеслав Капрельянц, 2017

Если вам понравился пост, разместите его в своем блоге, чтобы его могли прочитать ваши друзья!

Гибель парохода «Титаник» после столкновения с айсбергом в 1912 году на десятилетия вперёд стала символом всех крупных морских катастроф, произошедших в мирное время. К концу XX столетия у людей вновь стала появляться иллюзия, что трагедии подобного рода ушли в историю. Расплата за подобные заблуждения всегда получается жестокой.

31 августа 1986 года в Цемесской бухте близ Новороссийска произошла катастрофа, которую впоследствии стали называть «советским Титаником». Но, в отличие от истории 1912 года, в данном случае не было никакого айсберга — крушение явилось исключительно делом человеческих рук.

Трофейный «Берлин»

Советский круизный пароход «Адмирал Нахимов» был спущен на воду в марте 1925 года в немецком Лоббендорфе, получив название «Берлин». В первые годы своего существования «Берлин» совершал рейсы из Германии в Нью-Йорк. К концу 1930-х годов трансатлантические рейсы стали невыгодными, и судно перевели на круизы по Средиземному морю.

С началом Второй мировой войны «Берлин» был переоборудован в госпитальное судно и в таком качестве использовался вплоть до 1945 года. В январе 1945 года он подорвался на мине близ порта Свинемюнде и затонул на небольшой глубине. В 1947 году судно было поднято советскими водолазами и отправлено на частичный ремонт в доки Кронштадтского порта. Ставший трофеем пароход получил новое название — «Адмирал Нахимов», после чего отправился на Родину, в Германию. В ГДР пароход подвегся капитальному ремонту и в 1957 году вошёл в состав Черноморского морского пароходства.

«Берлин», 1920-е годы. Фото: Commons.wikimedia.org

Престижный отдых и специальные операции

«Адмирал Нахимов» стал в СССР символом престижного круизного отдыха, доселе незнакомого советским гражданам. Впрочем, иногда он использовался и в других целях. Так, во время Карибского кризиса на его борту перебрасывали на Кубу советских военнослужащих, а в 1979 году — кубинских военнослужащих для выполнения секретной миссии в Африке.

В истории «Адмирала Нахимова» были и рейсы с паломниками в Саудовскую Аравию, и плавание с участниками Всемирного фестиваля молодёжи и студентов. Пароход обладал исключительной репутацией — за почти три десятка лет его эксплуатации в СССР с его участием не было зафиксировано ни одного серьёзного происшествия.

Время, однако, давало о себе знать — в 1980-х годах «Адмирал Нахимов» сменил дальние рейсы на круизы по Чёрному морю. Круизы эти пользовались бешеным успехом у неизбалованных жителей СССР.

Прогулочная палуба «Адмирала Нахимова» в 1957 году. Фото: Commons.wikimedia.org

Рейс Одесса - Батуми - Одесса

29 августа 1986 года «Адмирал Нахимов» выходил в очередной рейс по маршруту Одесса - Батуми - Одесса с заходами в Ялту, Новороссийск и Сочи. Завершиться круиз должен был 5 сентября. Покинув Одессу, пароход благополучно добрался до Ялты, а затем в 14:00 31 августа прибыл в Новороссийск. В 22:00 лайнер должен был покинуть порт и взять курс на Сочи. На его борту находилось 1243 человека: 346 членов экипажа и 897 пассажиров.

Капитаном «Адмирала Нахимова» с 1984 года являлся Вадим Марков , опытный моряк, имевший за плечами работу на линиях загранплавания. Свой корабль капитан Марков знал отлично, да и никаких опасностей выход из порта не сулил.

Согласно сообщению поста регулирования движения судов (ПРДС), в этот момент к порту Новороссийска подходил единственный корабль — сухогруз «Пётр Васёв», вёзший канадский ячмень. Командовал сухогрузом капитан Виктор Ткаченко , который сообщил, что пропустит выходящий из бухты пароход.

«Пётр Васёв» идёт навстречу

С задержкой в 10 минут от расписания «Адмирал Нахимов» отшвартовался и устремился к выходу из порта. Пароход прошёл ворота порта, вышел на курс 154,2 и стал следовать по направлению к буям Пенайских банок, которые находились на выходе из бухты.

На борту царило спокойствие. Часть пассажиров отправилась спать, кто-то собирался на киносеанс, молодёжь была на дискотеке в музыкальном салоне, часть людей находилась в барах.

В это время капитан Ткаченко ещё раз подтвердил, что «Пётр Васёв» пропустит «Адмирала Нахимова». Ту же информацию по радиосвязи Ткаченко передал второму помощнику капитана «Адмирала Нахимова» Александру Чудновскому , который в 23:00 принял вахту у капитана Маркова. Ткаченко и Чудновский договорились о том, что суда разойдутся правыми бортами. Капитан Ткаченко ориентировался на показания САРП — системы автоматизированной радиолокационной прокладки курса. Данные этого устройства говорили о том, что суда благополучно разойдутся.

Но находившийся на «Адмирале Нахимове» Чудновский, наблюдавший за ситуацией визуально, уже примерно в 23:05 обнаружил, что суда идут на опасное сближение. Вахтенный снова связался с Ткаченко, уточнив: «Пётр Васёв» точно пропускает пароход? Капитан Ткаченко подтвердил: да, всё в порядке.

«Пётр Васёв». Фото: Commons.wikimedia.org

«Работать немедленно назад!»

Тем временем и на «Петре Васёве» были те, кто видел, что ситуация развивается в опасном направлении. Помощник капитана Зубюк обращал внимание Ткаченко на то, что пеленг на «Адмирала Нахимова» практически не меняется, что говорит о возникшей угрозе столкновения. При этом Зубюк указывал на огни парохода, говорившие о том, что суда приближаются к столкновению.

Капитан Ткаченко ещё несколько минут с необъяснимым упрямством смотрел только на прибор. И лишь затем, наконец посмотрев туда, куда указывал Зубюк, с ужасом понял — «Пётр Васёв» на большой скорости летит прямо на «Адмирала Нахимова».

Капитан Ткаченко стал отдавать команды в машинное отделение — «средний вперёд», «малый вперёд». Эти полумеры уже не помогали, и последней командой Ткаченко стала: «Стоп, полный назад!». Однако тяжёлый сухогруз не может изменить направление движения моментально. «Пётр Васёв» продолжал идти на «Адмирала Нахимова». На пароходе вахтенный помощник капитана Александр Чудновский передал по радио на сухогруз: «Работать немедленно назад!». Рулевому «Адмирала Нахимова» была отдана команда: «Лево на борт!».

«Нахимов» ушёл на дно за 8 минут

Это не помогло — в 23:12 произошло столкновение. «Пётр Васёв» на скорости 5 узлов вошёл под углом 110° в середину правого борта парохода. В подводной части балкер вошёл своей выступающей частью, бульбом, в корпус «Адмирала Нахимова» на несколько метров в районе переборки между машинным и котельным отделением. «Адмирал Нахимов» продолжал по инерции двигаться вперёд, разворачивая сухогруз и тем самым увеличивая размер пробоины в правом борту, которая в итоге составила около 80 квадратных метров.

Огромная пробоина привела к стремительному затоплению парохода. Всего за 30 секунд водой было заполнено машинное отделение. Корабль стал валиться на правый борт. Аварийное освещение, включившееся взамен отключившегося основного, проработало всего две минуты. Многие люди были заблокированы в каютах внутри гибнущего судна. Всё, что успели члены команды, — спустить на воду надувные плоты. Через 8 минут после столкновения, в 23:20, «Адмирал Нахимов» ушёл под воду, оставив на поверхности сотни борющихся за жизнь людей. Среди них не было помощника капитана Александра Чудновского. Моряк, понимая, что судно гибнет, вынес себе смертный приговор — спустившись в свою каюту, он заперся в ней и вместе с «Адмиралом Нахимовым» ушёл на дно.

Гибнущих людей спасали более 60 судов

Первым к месту катастрофы подошёл небольшой лоцманский катер ЛК-90, направлявшийся к «Петру Васёву» для проводки его к причалу. «Адмирал Нахимов» затонул на глазах членов экипажа катера.

В 23:35 ЛК-90 приступил к спасению людей. На борт маленького судёнышка подняли 118 человек, что значительно больше допустимой нагрузки. Потом спасённых стали передавать на другие подошедшие корабли. В это время капитан порта Новороссийск Попов отдал приказ всем плавсредствам следовать в район катастрофы для спасения людей. Буксиры, малые и рейдовые катера, катера погранвойск, «кометы» на подводных крыльях — всего 64 судна приняли участие в спасательной операции.

Работать приходилось в сложных условиях — сильный ветер, волны до двух метров. Но моряки делали всё возможное и невозможное. Курсанты Новороссийского высшего инженерно-морского училища, поднятые по тревоге, выходили в море на яликах, сами рискуя погибнуть.

В спасательной операции участвовала и команда сухогруза «Пётр Васёв», поднявшая на борт 36 человек. Из 1243 человек, находившихся на борту, погибли 423: 359 пассажиров и 64 члена экипажа. Среди погибших было 23 ребёнка.

Кто виноват?

Из Москвы прибыла большая правительственная комиссия во главе с первым зампредом Совета министров СССР Гейдаром Алиевым , а вместе с ней и многочисленная следственная группа.

Под суд в итоге пошли оба капитана — Виктор Ткаченко и Вадим Марков получили по 15 лет лишения свободы. Маркову, чудом уцелевшему в катастрофе, поставили в вину отсутствие на мостике. В момент катастрофы капитан находился в каюте начальника управления КГБ по Одесской области генерал-майора Крикунова , куда был приглашён на ужин. В отличие от Маркова, генерал Крикунов погиб вместе с семьёй.

За тридцать лет в катастрофе «Адмирала Нахимова» кого и чего только ни обвиняли — и аномальную зону, и советский строй, и ветхость судна, и диверсантов… История про обычный «человеческий фактор» многим резала слух. «Адмирал Нахимов» забрал ещё две человеческие жизни уже после крушения — два водолаза погибли, поднимая тела жертв на поверхность. После этого работы на судне были прекращены, и тела 64 человек так и остались внутри корпуса «Адмирала Нахимова».

Капитан «Петра Васёва» уехал в Израиль и погиб в кораблекрушении.

В 1992 году, после распада СССР, президенты России и Украины помиловали осуждённых капитанов.

Вадим Марков после освобождения вернулся в Одессу, работал в Черноморском пароходстве капитаном-наставником. Из-за преследований со стороны родственников погибших его семье несколько раз приходилось менять место жительства. В 2007 году капитан «Адмирала Нахимова» скончался от рака.

Капитан «Петра Васёва» Виктор Ткаченко, взяв фамилию жены — Тальор, переехал на постоянное место жительства в Израиль, надеясь, что там история гибели «Адмирала Нахимова» перестанет мешать ему жить. В 2003 году яхта, которой управлял Виктор Тальор, потерпела крушение у берегов Ньюфаундленда. Обломки яхты и останки людей нашли на побережье Канады.

Район Цемесской бухты, где на глубине 47 метров лежит «Адмирал Нахимов», официально является местом захоронения жертв катастрофы. Постановка на якорь, погружения водолазов и подводных аппаратов, а также любые действия, нарушающие покой места захоронения, в указанном районе запрещены.


1986-й год был богат на катастрофы и добавил в историю СССР несколько трагических страниц. Речь идет не только о Чернобыле. 16 февраля 1986 г. потерпел крушение советский круизный лайнер «Михаил Лермонтов». Тогда погиб один человек, но через полгода случилась еще одна трагедия, которая унесла жизни 423-х человек. 31 августа 1986 г. Теплоход «Адмирал Нахимов» в результате столкновения с сухогрузом «Петр Васев» получил пробоину и затонул в течение 7 минут. О загадочных причинах этой катастрофы спорят до сих пор, ведь многие уверены в том, что трагедии можно было избежать.


29 августа 1986 г. лайнер вышел в очередной рейс по маршруту Одесса – Батуми – Одесса с заходами в Ялту, Новороссийск и Сочи. Длился круиз всего неделю, пассажиры должны были вернуться 5 сентября. Благополучно преодолев часть маршрута, «Адмирал Нахимов» 31 августа в 14:00 прибыл в Новороссийск. Отправление было запланировано на 22:00. Однако после того, как судно покинуло порт, его неожиданно остановили и задержали на 10 минут – из-за опоздавшего генерал-майора Крикунова с семьей. Эти 10 минут стали роковыми.

*Адмирал Нахимов* в Новороссийске, 1981

Судно направилось к выходу из Цемесской бухты, в то же время навстречу лайнеру в бухту следовал сухогруз «Петр Васев», перевозивший зерно. Поскольку суда сближались на пересекавшихся курсах, то, которое было слева, то есть «Адмирал Нахимов», должно было уступить путь. Но капитану сухогруза предложили пропустить теплоход, на что тот дал свое согласие. Оба корабля вышли на связь друг с другом и подтвердили маневр.

Ресторан на теплоходе *Адмирал Нахимов*


Бар на теплоходе *Адмирал Нахимов*

Капитан сухогруза Виктор Ткаченко не видел повода для беспокойства – он полагался на САРП (систему автоматической радиолокационной прокладки курса). Данные устройства не показывали опасного сближения, в то время как его уже было видно невооруженным глазом (как потом выяснилось, локатор мог искажать расстояние до сотни метров). Команду уменьшить ход, а затем «полный назад» капитан Ткаченко отдал слишком поздно.

Последние часы *Адмирала Нахимова* перед катастрофой, 31 августа 1986

В 23:12 произошло столкновение судов почти под прямым углом. Сухогруз протаранил правый борт теплохода, образовав пробоину величиной около 10 метров. При этом лайнер продолжал движение по инерции, из-за чего пробоина увеличилась в размерах. Вода за несколько секунд заполнила машинное отделение, и судно пошло ко дну. Все, что успели члены команды за эти 7 минут, – спустить на воду несколько надувных плотов. Многие в воде попали под винты сухогруза, продолжавшие работать. Из 897 пассажиров и 346 членов экипажа погибли 423 человека.

Лайнер, повторивший судьбу всех кораблей с таким названием

Позже специалисты пришли к выводу, что для того, чтобы два судна разошлись, не хватило всего 6 секунд. В этой катастрофе было много странных обстоятельств. Видимость была стопроцентной. Оба капитана считались опытными моряками. Но Марков не объявил тревогу, а Ткаченко доложил о столкновении начальнику порта только в 24:31, и помощь пришла через 2 часа после катастрофы. К тому же из-за жары были открыты иллюминаторы в каютах вблизи ватерлинии, а перед выходом из порта, вопреки правилам, оставили открытыми клинкетные двери в поперечных переборках, и вода, хлынувшая в пробоину, заливала один отсек за другим. Все это ускорило затопление судна.

Круизный лайнер *Адмирал Нахимов*


Модель теплохода *Адмирал Нахимов*
Те, кто не верил рациональным объяснениям, искали мистические причины. Дело в том, что это было не первое судно с таким названием. В 1897 г. грузовой пароход «Адмирал Нахимов» затонул у берегов Турции во время шторма. Название перешло к одному из броненосных крейсеров, который был затоплен во время военных действий в 1905 г. В 1925 г. в Германии построили пароход «Берлин», сначала перевозивший пассажиров и грузы, а во время Второй мировой войны служивший госпитальным судном. В 1945 г. он подорвался на мине и пошел ко дну, в 1946 его подняли на поверхность и восстановили, он перешел СССР в счет репараций. В 1957 г. лайнер вышел в плавание под названием «Адмирал Нахимов». Говорили, что он был обречен – все корабли, носившие имя погибшего адмирала, ушли на дно.


Трофейный *Берлин*, ставший впоследствии *Адмиралом Нахимовым*
Оба капитана пошли под суд. Вадима Маркова обвинили в том, что он, вопреки правилам, во время расхождения судов находился не на мостике «Адмирала Нахимова», а в каюте, передав управление второму помощнику Чудновскому. А капитана сухогруза Ткаченко признали виновным в том, что, понадеявшись на показания приборов, он не оценил ситуацию визуально и проигнорировал опасность. Обоих приговорили к 15 годам лишения свободы, но через 6 лет обоих помиловали. Ткаченко взял фамилию жены и переехал с семьей в Израиль. В 2003 г. он погиб, по иронии судьбы, в результате крушения яхты. В 2007 г. капитан Марков скончался от рака.

Лайнер, повторивший судьбу всех кораблей с таким названием


Памятник погибшим на теплоходе *Адмирал Нахимов*, мыс Дооб

С тех пор лайнер называют советским «Титаником»: малоизвестные факты самого известного кораблекрушения

В двух милях от мыса Дооб почти в акватории Новороссийской бухты затонул пассажирский теплоход «Адмирал Нахимов». На его борту находились 1234 человека, 423 из которых считаются погибшими. Тела многих из них так и не найдены. Остаются загадкой и причины катастрофы, хотя «стрелочники» были быстро назначены и привлечены к уголовной ответственности. Тем не менее за минувшие годы выкристаллизовалось несколько версий.

Стрелочников нашли быстро

В 22.00 теплоход «Адмирал Нахимов» отошел от причала Новороссийского морвокзала и взял курс на Сочи. В 22.20 на мостике получили информацию о приближении на встречном курсе сухогруза «Петр Васев». По Правилам предупреждения столкновения судов в море (ППСС) «Адмирал Нахимов» должен был пропустить его, но вмешался диспетчер берегового поста регулирования движения, который дал команду «Петру Васеву» пропустить «пассажира». Капитан сухогруза Виктор Ткаченко подтвердил своему коллеге с «Адмирала Нахимова» Вадиму Маркову, что пропустит его. Однако в 23.12 «Петр Васев» врезался носовой частью под прямым углом в правый борт парохода, прорубив в нем пробоину 8×10 метров. Через 8 минут лайнер погрузился в морскую пучину.

Зачем портовый диспетчер приказал капитанам нарушить ППСС? Почему Виктор Ткаченко не дал дорогу «Адмиралу Нахимову»? Наконец, по каким причинам лайнер камнем пошел ко дну, хотя в соответствии с международными конвенциями конструкция пассажирского судна должна обеспечить ему плавучесть, даже если затоплены минимум два отсека? Ни на один из этих вопросов правительственная комиссия, которую возглавлял член политбюро ЦК КПСС Гейдар Алиев, ответов не дала. Задолго до завершения следствия, а тем более суда, она определила: кораблекрушение произошло в результате халатности капитанов. Через два месяца после трагедии этот вывод был закреплен в постановлении политбюро ЦК КПСС. А в марте 1987 года состоялся суд, принявший к руководству «прозорливую» оценку партийных чиновников: капитаны получили по 15 лет тюрьмы и по 40 тысяч рублей штрафа в компенсацию ущерба.

Партия, а также суд не оценили по достоинству деятельность министра морского флота, члена ЦК КПСС Тимофея Гуженко , руководителей Черноморского пароходства. Но ведь не без их начальственного ведома перевозкой пассажиров занималось 60-летнее судно, которое вообще нельзя было выпускать дальше портовой гавани.

8 июля 1986 года (почти за два месяца до катастрофы) пароходство составило акт: к дальнейшему использованию пароход не пригоден. Но именно на эту «старую галошу» по указанию начальника Черноморского пароходства С. Лукьянченко, подписавшего тот самый акт, посадили 1200 пассажиров и отправили в море, «удовлетворяя потребности государства в пассажироперевозках».

Как уже упоминалось, пассажирское судно должно оставаться на плаву, даже если у него полностью затоплены два любых отсека. Вопреки всем конвенциям, «Нахимов» не обладал этими качествами. Теоретически он мог оставаться на плаву только с одним затопленным отсеком (теоретически — потому что из-за старости прогнил вообще). Удар «Петра Васева» роковым образом пришелся как раз в переборку, разделявшую два отсека. Поэтому оба они мгновенно оказались затопленными. Убийственную роль сыграла невозможность воспользоваться спасательными шлюпками (на спуск только одной в идеальных условиях требовалось до получаса, при крене же всего в 1−2 градуса спуск становился невозможен).

Против судов применили микроволновое оружие

Не все концы с концами сходятся и в обвинениях, выдвинутых против капитанов. Суд, а до него и следствие оставили без исследования ключевой, по мнению многих флотских специалистов, факт: в период нарастания аварийной ситуации на экранах радиолокационных станций наблюдалась отметка какого-то третьего судна, которое так и не было идентифицировано.

До самого момента столкновения Ткаченко практически не отходил от САРПа (системы автоматизированной радиолокационной прокладки курса). Как это ни странно, но прибор показывал расхождение с судном, которое Ткаченко считал «Нахимовым», в 2 мили. Кроме того, по получаемым данным, увеличивался и пеленг. Положение неизвестного судна, судя по приборам, создавало иллюзию абсолютно благополучной обстановки.

Показания Ткаченко не заинтересовали юристов, зато до сих пор дают некоторым ученым и специалистам-практикам повод для расследовательской работы. Доцент Краснодарского политехнического института Владимир Чуев выдвинул такую гипотезу. Столкновение, как известно, произошло в конце лета. Нередко это время совпадает с повышением солнечной активности. Случалось, что именно в такие дни и ночи на экранах радаров вдруг возникали цели-фантомы и, наоборот, исчезали настоящие цели.

Чуев тщательно изучил сборник «Солнечные данные» Академии наук СССР. И тут выяснилось: с 17 августа 1986 года в показаниях Крымской астрофизической обсерватории обнаружился резкий скачок электромагнитного излучения из космоса, равный двадцати процентам. Однако его не зафиксировали эталонные обсерватории в Японии и Канаде. Это расхождение в данных эталонных обсерваторий и Крымской длилось до 1 сентября. А потом все пришло в норму.

Проанализировав эти факты, Чуев пришел к выводу: на регион Крыма и Северного Кавказа (в том числе на Цемесскую бухту и Новороссийск) воздействовало не солнечное, а неизвестное направленное электромагнитное излучение. Оно подавалось издалека, возможно, за сотни и тысячи миль через искусственный спутник Земли. А, может, через разведывательные системы типа АВАКС, которые оборудованы специальными микропроцессорами и могут работать с любым радаром так, чтобы на его экране появлялись ложные цели и исчезали истинные.

Кстати, до трагедии в Цемесской бухте на теплоходах «Герои Севастополя», «Бургас» и на других судах несколько раз судоводители регистрировали на радарах ложные цели. В четырех случаях создавалась ситуация, когда чудом удавалось избежать столкновения.

Чуев не берется судить, чьих рук это дело. Но, по его мнению, кораблекрушение под Новороссийском — результат применения микроволнового оружия через спутник.

Александр Трусов, служивший тогда в погранвойсках КГБ, предполагает, что микроволновое оружие было применено для ликвидации крупного чина КГБ своими же соратниками. В ту ночь действительно погиб начальник управления КГБ по Одесской области генерал-майор Крикунов со своей семьей, который уже после отхода «Нахимова» от причала был доставлен на борт парохода катером. Однако обстоятельства его смерти так и остались неизвестными. Да и появление Крикунова на борту было достаточно неожиданным. Решение об этом он принял в Москве, в Главном управлении КГБ СССР, в день отплытия «Нахимова» из Одессы. С чем только не связывали факт его смерти. Писали и о мести коррумпированной партийной номенклатуры, и о попытке передачи крупной партии контрабанды, и о расследовании фактов вывоза военной техники через Новороссийский порт.

Профессор из Санкт-Петербурга Алексей Синяков участие в трагедии каких-либо спецслужб вывел за скобки. Он выдвинул гипотезу так называемого локального геофизического резонанса (ЛГР). Специалист по безопасности полетов, он полагает, что ЛГР стал причиной многих катастроф — в воздухе, на земле, под водой (в частности, пожара на атомной подводной лодке «Комсомолец»). Вечером 31 августа 1986 года на Черном море мог проявляться геофизический резонанс: наблюдалось необычное свечение атмосферы, а через два часа после гибели «Нахимова» произошло сильное землетрясение в западной части моря. Во время геофизического резонанса человек, управляющий сложным техническим объектом, теряет возможность точно оценить ситуацию и принять правильное решение. Не этим ли объясняется неадекватное поведение капитана Ткаченко: ведь для совершения маневра «последнего момента» (например, отворота «Васева» вправо от принятого курса) требовалось всего полторы минуты.

Есть немало и других версий, которые объясняют странное поведение капитанов в момент катастрофы.

О пострадавших забыли

После 1991 года справедливость в отношении осужденных «стрелочников» в какой-то степени была восстановлена. Они были помилованы и в 1992 году вышли на свободу. Вадим Марков возвратился в Черноморское пароходство, где занял должность капитана-наставника. Виктор Ткаченко вместе с семьей эмигрировал в Израиль.

К сожалению, за минувшие годы не предпринималось никаких попыток поднять останки погибших моряков и пассажиров «Адмирала Нахимова». О затонувшем теплоходе заговорили только тогда, когда из его топливных танков началась утечка солярки. Однако серьезную подводную экспедицию организовать пока не на что.

Но, пожалуй, наиболее обойденными вниманием государства оказались живые жертвы катастрофы — родные и близкие погибших. Они не получили ни компенсаций, ни страховок. Правда, в Одессе, куда был приписан «Адмирал Нахимов», родственники создали фонд помощи семьям погибших. Но он ныне влачит жалкое существование, а российских потерпевших вообще не включает в себя, поскольку Одесса теперь оказалась в другой стране.

В Москве я встретился с Ольгой Клементьевной Кузьмой, чей сын Павел служил матросом на «Адмирале Нахимове» и геройски погиб во время катастрофы. Живы свидетели, которые рассказывают, что в момент столкновения Павел Кузьма нес вахту на верхней палубе и мог спокойно покинуть тонущее судно. Однако матрос пошел спасать пассажиров, несколько раз нырял в затопленные каюты, пока не остался в одной из них навечно.

— Павлика так и не нашли, — рассказала мне Ольга Клементьевна. — Мне выдали емкость с песком и илом со дна в месте гибели парохода и триста рублей на символические похороны. Раз в два-три года, когда средства позволяют, езжу в Новороссийск, где 31 августа собираются родные наших погибших. Спасибо новороссийским властям, которые предоставляют машины, катер, кормят в матросском клубе, обеспечивают жильем. Но сэкономить денег на дорогу с каждым годом труднее. Незадолго до трагедии я пошла на пенсию, и Павлик сказал: «Ничего, теперь я тебе буду помогать». Он погиб при исполнении служебных обязанностей, и помочь мне теперь некому…

Такова печальная судьба не только Ольги Клементьевны. Государство забыло о семьях тех, кто лежит на дне вместе с «Адмиралом Нахимовым». Грандиозные планы перестройки, затем сумбурные российские реформы затмили эту трагедию. Но у таких трагедий нет срока давности. Кстати напомним, что потомки погибших на «Титанике» до сих пор получают пособия.

Из досье «СП»

Пассажирский лайнер «Адмирал Нахимов» был построен в Бремене (Германия) в 1925 году и первоначально носил название «Берлин».

В 1938 году был передан германским Военно-морским силам и превращен в госпитальное судно. 31 января 1945 года подорвался на двух минах и 1 февраля еще на одной, после чего затонул у Свинемюнде.

В 1946—1947 годах был поднят советскими водолазами и перешел в собственность СССР в счет репараций с Германии. В 1951—1957 годах восстановлен и переименован в «Адмирал Нахимов». В 1957 году переведен с Балтики на Черное море, став самым крупным черноморским лайнером.

Водоизмещение: 9000 тонн

Длина: 174,3 м

Ширина: 21,1 м

Мощность механизмов: 12000 л.с.

I. Предыстория парохода «Адмирал Нахимов». Пароход «Адмирал Нахимов» был построен в 1925 году, в Германии. Ранее назывался - «Берлин». До 1939 года «Берлин» совершал регулярные рейсы через Атлантику. А с 1939 по 1945 годы - был в составе вооружённых сил Германии как санитарное судно. В этом же году в устье реки Свине пароход подорвался на мине (по другой версии - торпедирован подводной лодкой) и затонул по палубу. С 1946 года перешёл Советскому Союзу в счёт репараций.

В 1947 году пароход получил свое новое название - «Адмирал Нахимов». Судно совершало круизные рейсы по Крымско-Кавказской линии между портами Одесса, Ялта, Новороссийск, Сочи, Сухуми, Батуми, а иногда совершало путешествия на Кубу и в Африку.

«Адмирал Нахимов» — теплоход итальянской постройки, взятый в качестве трофея после Второй мировой войны. Судно давно трудилось на внутренних линиях и по сути отслужило свой век. Но, жаль, наверно, было расставаться с красавцем-пароходом, внутреннее убранство которого отвечало представлениям пассажиров о роскоши и комфорте 1930-х годов: отделка из красного дерева, ковровые дорожки, зеркала. Однако сама конструкция парохода уже давно не отвечала требованиям Международной конвенции по охране человеческой жизни на море, принятой в 1948 году. А в начале лета 1986 года теплоход был вообще признан не годным ни к эксплуатации, ни даже к ремонту. Тем не менее, судно плавало и перевозило пассажиров. Командовал им опытный капитан В.Г.Марков, которому за тридцать лет службы на флоте было присвоено почетное звание «Лучший капитан Черноморского пароходства».

II. День трагедии.

31 августа 1986 года в 22.00, пароход «Адмирал Нахимов» с пассажирами на борту отошел от причала порта Новороссийск и последовал к выходу из Цемесской бухты, направляясь в Сочи. На борту его находились 1234 человека: 888 пассажиров и 346 членов экипажа. В это же время грузовой теплоход-сухогруз «Петр Васев» входил в Цемесскую бухту.

«Петр Васев» был специализированным судном для перевозки зерна. Построен был в Японии в 1981 и оснащен самыми современными навигационными приборами, в том числе аппаратурой для автоматической обработки информации, связанной с расхождением судов. Добавим, что такие судна – балкеры – заметно отличаются от обычных сухогрузов более высокой прочностью.

На борту теплохода было около 30 тысяч тонн ячменя из Канады. Суда сближались на пересекавшихся курсах. Суммарная скорость их движения составляла свыше 23 узлов, или 43 километра в час. В соответствии с правилами, пароход «Адмирал Нахимов», обнаруживший встречный теплоход «Петр Васев», должен был уступить ему дорогу (остановиться или повернуть в сторону). Правило такое же, как и при движении машин на нерегулируемом перекрестке, элементарное не только для капитана судна, но и для водителя автобуса. В то же время «Петр Васев» в этой ситуации должен был идти с прежней скоростью, не меняя курса. Кроме того, суда, выходящие из Цемесской бухты, в соответствии с действующими здесь правилами должны придерживаться правой (западной) части бухты, а суда, входящие в нее, — левой (восточной) стороны, если смотреть с берега.

Однако пароход «Адмирал Нахимов» выходил не прямо в море, чтобы затем повернуть в сторону Кавказского побережья, а сразу проложил курс вблизи мыса Дооб и дальше — вдоль побережья в сторону Сочи в восточном направлении, то есть выходил не по своей стороне акватории бухты. Поскольку «Петр Васев» не нарушал в этом смысле правил и входил в бухту, правильно придерживаясь ее восточной стороны, суда стали сближаться на пересекающихся курсах. В этой ситуации пароходу «Адмирал Нахимов» достаточно было повернуть на 25-30 градусов вправо и суда свободно разошлись бы левыми бортами. Но капитану «Адмирала Нахимова» не хотелось действовать по этим правилам.

Он не изменил курс и предпочел вступить в радиотелефонные переговоры с капитаном теплохода «Петр Васев». При посредничестве берегового поста регулирования движения судов он договорился о том, что пароход «Адмирал Нахимов» будет следовать прежним курсом с той же скоростью, а «Петр Васев» уступит ему дорогу. Иначе говоря, один капитан предложил нарушить правила маневрирования, а другой капитан и береговой пост согласились на это. Но капитан парохода «Адмирал Нахимов» не ограничился тем, что договорился совершить правонарушение. Он поручил выполнить противоправный маневр своему вахтенному — второму помощнику, а сам ушел с мостика в каюту и оставался там до столкновения.

Второй помощник, видимо, понимая незаконность этого договора, неоднократно вызывал по радиотелефону теплоход «Петр Васев» и вновь просил подтвердить, что тот уступит дорогу «Адмиралу Нахимову». Последнее подтверждение он получил в 23 часа 05 минут, за 7 минут до столкновения.

Весомую долю в создании опасной ситуации внес и капитан теплохода «Петр Васев». Он без колебаний согласился нарушить договор, когда в 22 часа 47 минут состоялся радиотелефонный разговор с береговым постом и «Адмиралом Нахимовым».

Если бы капитан теплохода «Петр Васев» наблюдал ситуацию быстрого сближения двух крупных судов визуально, он неизбежно почувствовал бы угрозу. Но он не наблюдал за окружающей обстановкой, а неотрывно смотрел на экран СДРП (системы автоматической радиолокационной прокладки), где реальные суда представлены в виде светящихся точек, перемещающихся относительно друг друга. Это явление, известное как «радиолокационный гипноз», сыграло коварную роль не с одной сотней капитанов. Находясь в таком «гипнозе», капитан утрачивает способность связать воедино картинку на экране радиолокатора с реальной действительностью.

Лишь в 23 часа 05 минут капитан теплохода «Петр Васев» под воздействием настойчивых просьб второго помощника капитана с парохода «Адмирал Нахимов» оторвался от экрана САРН и приказал снизить ход до среднего, хотя дистанция между судами не превышала двух миль. Теплоход «Петр Васев» тем временем продолжал идти прежним курсом, хотя и на экране САРП, и визуально было видно, что пеленг на пароходе «Адмирал Нахимов» практически не меняется. Это означало, что суда должны сойтись в одной точке, где и произойдет столкновение.

Лучшим маневром в сложившейся ситуации было бы положить руль «право на борт» и уйти с пути «Адмирала Нахимова». Менее эффективным, но полезным мог быть немедленный «полный ход назад» в тот момент, когда в 23 часа 05 минут капитан теплохода «Петр Васев» увидел реальное положение вещей. Однако вместо полного заднего хода он уменьшил его с полного до среднего вперед, хотя при такой большой массе судна и груза снизить скорость невозможно в течение нескольких минут. Иначе говоря, гигантское судно на большой скорости двигалось на пароход, где находились сотни людей.

В 23 часа 07 минут, за 5 минут до столкновения, капитан снизил ход до малого, а еще через полминуты дал «стоп». Только в 23 часа 09 минут он дал «малый назад», потом «средний» и тут же «полный назад».

Но было поздно. Для запуска машины с полного переднего до полного заднего требуется намного больше времени, чем оставалось в реальной ситуации. Винт теплохода «Петр Васев» едва набрал обороты на задний ход, когда произошло столкновение. Нос теплохода почти под прямым углом врезался в правый борт парохода «Адмирал Нахимов». Мощный бульб «Петра Васева» пробил огромную дыру в корпусе «Адмирала Нахимова», которая еще более увеличилась из-за того, что пароход под действием машин стремился вперед, и бульб, вошедший в его корпус, рвал обшивку, распространяя пробоину на соседние отсеки.

Следует упомянуть еще об одной технической детали, сыгравшей в трагедии не последнюю роль. В поперечных водонепроницаемых переборках, обеспечивающих плавучесть судна, делаются проемы для перемещения людей из отсека в отсек. В безопасных условиях плавания эти отверстия остаются открытыми, однако при малейшей угрозе безопасности, в частности входе и выходе судна из порта, отверстия закрываются так называемой клинкетной дверью – особым водонепроницаемым щитом. А на «Нахимове», по мнению некоторых специалистов, клинкетные двери в поперечных переборках были открыты, и вода, хлынувшая в пробоину, могла быстро распространяться из отсека в отсек.

III. Крушение.

Произошло столкновение. На теплоходе сразу же погас свет, людей охватила паника. Пароход стал валиться на правый борт. Никто из пассажиров не мог ничего понять: кромешная тьма, грохот, неожиданный крен судна. Однако механику В. Белану, свободному от вахты, удалось запустить аварийный дизель-генератор в кормовой части палубы А - заработало аварийное освещение, которое работало всего 2 минуты. Эти несколько минут многим пассажирам спасли жизнь. Кто-то смог открыть дверь своей каюты и спасти своих детей, кому-то повезло найти выход из запутанного лабиринта переходов и коридоров судна, другим в это время удалось надеть спасательные жилеты и устремиться к своему спасению - наверх!

Капитан Марков отдал приказ спустить на воду шлюпки, но крен оказался настолько сильным, что многие плавсредства уходили под воду, Лучшим положением было спрыгнуть с тонущего теплохода. Наступили трагические минуты: «Адмирал Нахимов» скрывался под водой. Через шесть минут он исчез с поверхности, унеся с собой 423 жизни – пассажиров и членов экипажа. На месте крушения на поверхности воды одновременно барахталось около 800 человек, перепачканные краской и мазутом, плавало множество предметов и обломков.

В это время из порта навстречу «Петру Васеву» шёл лоцманский катер ЛК-90 с лоцманом М. Карповым для проводки сухогруза к причалу. Увидев накренившийся на правый борт пароход, капитан катера О. Лях немедленно прокричал в эфир: «Нахимов лёг на борт!». В 23 часа 35 минут ЛК-90 подошёл к месту катастрофы и приступил к спасению людей, одновременно передав по радио, что понадобятся буксиры и спасательные катера.

О столкновении судов было немедленно доложено капитану порта Новороссийск Г.Л. Попову, который тут же, по телефону отдал указание всем плавсредствам следовать в район аварии для спасения людей. Первыми на место катастрофы снялись буксиры портофлота, рейдовые катера, малые пассажирские катера типа «Радуга», пассажирские суда на подводных крыльях «Комета». Одновременно команда сниматься и следовать в район катастрофы поступила на пограничные катера.

ЛК-90 уже отлично работал на месте крушения, приняв на борт около 118 человек. Опасно погружаясь, катер стал медленно разворачиваться и набирать ход в обратном направлении. Часть пассажиров позже были пересажены на другие суда, подоспевшие к тому времени в район аварии. Всего в районе катастрофы приняло участие в спасательной операции 64 плавединицы.

Команда спасать людей была отдана и сухогрузу. Ткаченко приказал следовать малым ходом в район аварии. Ветер крепчал и уже к тому времени разогнал волну до 2 метров. Пострадавших людей ветром и течением стало относить прямо на сухогруз и через некоторое время по обоим бортам плавало несколько десятков человек. Ткаченко приказал спустить на воду вёсельную шлюпку и мотобот, а также опустить парадный трап для приёма пострадавших на борт. К несчастью, парадный трап заклинило и его спустить не удалось.

Лишь только в 24 часа 31 августа капитан Ткаченко с борта «Васева» доложил капитану порта, что «Нахимов» затонул. Всего за эту ночь экипажем сухогруза было поднято 36 человек и 1 труп.

Сигнал тревоги прозвучал также и в Новороссийском высшем инженерно-морском училище (НВИМУ). Курсанты, узнав о трагедии, немедленно вышли в море на ялах, едва выгребая против ветра. Но к моменту их прихода на место крушения спасать уже было некого. Пострадавших людей доставляли на 34 причал, к морвокзалу, где уже находились бригады медиков, милиция. Каждый прибывший проходил регистрацию.

Однако у многих спасённых людей в море остались родственники, друзья. Стеклянная стена морвокзала превратилась в «стену плача» - несчастные люди толпились возле неё, устремив свои взгляды в сторону мыса Дооб, где затонул пароход. Позже когда из района катастрофы доставили всех людей, их разместили по городским гостиницам, в корпусах НВИМУ. Всего было спасено 836 человек.

С 1 сентября 1986 года на месте катастрофы работали водолазы. Они проникали внутрь корпуса парохода через отверстия, вырезанные в борту. Работать внутри парохода было сложно и страшно. Судно легло на грунт почти полностью на правый борт. Продольные коридоры превратились в узкие лазы, поперечные - в шахты. Повсюду была разбросана мебель, в коридорах образовались целые завалы из ковровых покрытий, мебели и трупов. Большинство дверей кают заклинило и водолазом пришлось извлекать из кают тела людей преждевременно взломав дверь ломом.

Заперся в своей каюте и погиб второй помощник капитана А. Чудновский. Погиб начальник Одесского Управления КГБ генерал Крикунов и его семья: тела жены и дочери генерала были обнаружены в своей каюте, а тело генерала в спортивном костюме, с малолетним внуком на руках, было найдено вблизи каюты под трапом, ведущим на верхнюю палубу. Погиб матрос Фахретдинов, стоявший на мостике в момент столкновения.

Погибли 36 девушек-бортпроводниц, до конца выполнявших свой служебный долг и помогавших выводить пассажиров с нижних палуб. На глазах у электрика А. Долинского погибли его жена и маленький сын. Погиб начальник плавпрактики М. Броун и несколько матросов — практикантов. Погибли молодожёны Кот, отправившиеся на пароходе в свадебное путешествие…

Всего по официальной версии в результате катастрофы погибло 423 пассажиров и членов экипажа. Однако, найти и поднять на поверхность удалось не всех погибших. 64 человека навсегда остались под водой.

10 сентября, работая в помещениях затонувшего судна погиб военный водолаз. 19 сентября попал в завал и не смог самостоятельно выбраться второй водолаз. После этого поисковые работы на затонувшем п/х «Адмирал Нахимов» решением Правительственной комиссии было решено прекратить.

IV. Дальнейшее развитие событий

В 1987 году в Одессе, в ДК железнодорожников, после почти полугодового процесса состоялся суд над капитанами В. Марковым и В. Ткаченко. Обоих признали виновными по ст. 85 УК РСФСР и приговорили каждого к 15 годам лишения свободы в исправительно-трудовой колонии и возмещению материального ущерба в размере 40 тысяч рублей. Спустя 6 лет, в ноябре 1992 года указами президентов Украины и России их помиловали и выпустили на свободу.

Капитан Виктор Ткаченко, сменив фамилию на Тальор, уехал на постоянное место жительства в Израиль. В сентябре 2003 года яхта под командованием Виктора Тальора потерпела крушение вблизи Ньюфаундленда. Позже остатки яхты и погибших людей нашли у канадского берега. Похоронен В.Ткаченко в Тель-Авиве. Капитан Вадим Марков остался жить в Одессе. Сразу после освобождения работал в Черноморском пароходстве капитаном-наставником на пассажирских судах. Умер в Одесcе, в мае 2007 года.

Пароход «Адмирал Нахимов» до сих пор лежит на глубине 47 метров в Цемесской бухте. Ежегодно, 31 августа, на это место приходит катер, с родственниками погибших. Они опускают на воду венок и бросают цветы… Организатором поездок в Новороссийск родственников с 1987 по 2005 годы был благотворительный фонд «Нахимовец» в лице директора Г.В. Андриевской. Первого декабря 2005 года после тяжёлой болезни Галина Васильевна умерла. Руководство фондом, а также подготовку траурных мероприятий, посвященных 20-летию трагедии, взяла на себя ее дочь — Наталия Рождественская.

Теплоход «Пётр Васёв» после ремонта в 1986 году был переименован в «Подольск». Сейчас он ходит под флагом Мальты и называется «Orbit». 31 августа 2006 года, спустя ровно 20 лет после трагедии, сухогруз снова зашёл в порт Новороссийск.

В 1987 году на мысе Дооб, самом ближайшем от места гибели «Адмирала Нахимова» был установлен памятный знак в память погибшего парохода и его пассажиров. Ежегодно сюда приезжают родственники погибших из всех уголков бывшего СССР, чтобы возложить венок на братскую могилу.

Знаменитый мыс Дооб в лоции Черного моря назван «приметным». За ним возвышается гора Дооб, высотой 435 метров. Мыс обращен к морю обрывистым склоном. Рядом с мысом установлен маяк. Площадка, выбранная для памятника, возвышается над уровнем моря примерно на сотню метров. В хорошую погоду с нее видно обширный участок моря, а так же черную точку – место гибели «Нахимова».

Памятный знак установлен на оси подъездной дороги. Из плоской части постамента поднимается стилизованная железобетонная волна-воронка. В центре пола замкнутой части установлена композиция из семи труб-стоек разной высоты и толщины, находящихся внутри чугунного литого венка. Верхняя часть труб срезана. Центральная труба с вмонтированными часами символизирует память о погибшем пароходе.