Николай Сипягин – наш земляк, Герой Советского Союза. Сипягины Сипягин николай иванович


Только что в Зеленодольске заложили патрульный корабль "Николай Сипягин" в честь героя Отечественной войны (1941-1945) капитана-лейтенанта Николая Сипягина. На катерах, которыми он командовал, был осуществлён невероятный по смелости и удаче десант на Малую Землю краснофлотцев под командованием бесстрашного Цезаря Куникова.

Герой Советского Союза Николай Иванович Сипягин погиб при штурме Керчи от осколка разорвавшегося рядом снаряда и похоронен в центре Новороссийска с воинскими почестями. Ему было только 32 года.

В истории России был и другой Николай Сипягин - генерал-лейтенант и герой Отечественной войны 1812 года, кавалер ордена Свягого Георгия VI степени, военный губернатор Тифлиса, много сделавший для его развития. Николай Мартемьянович тоже умер молодым - в 42 года от воспаления лёгких. Современники считали смерть Сипягина потерей национального масштаба. Похоронили его в церкви св. Георгия под Тифлисом, как рассказывают, при стечении всего городского населения, а отпевал Сипягина в Сионском соборе сам экзарх Грузии. Прах впоследствии перевезли в родовое костромское имение Романцево и захоронили около Покровской церкви, построенной его отцом - вице-адмиралом Российского Императорского флота Мартемьяном Яковлевичем Сипягиным.

Вот что о Николае Мартемьяновиче Сипягине написано в "Русских портретах XVIII и XIX столетий":

Сипягин был высокого роста, стройный, крепкого сложения, здоровый, бодрый и веселый, обладал замечательным даром слова. С подчиненными своими обращался чрезвычайно ласково, но в отношении к старшим вел себя с холодной вежливостью. С 7 часов утра до ночи был он в трудах. Гибкий и образованный ум его не знал покоя: везде находил он пищу деятельности своей. Где ни служил Сипягин, он всюду заводил библиотеки, типографии, ланкастерские школы, собирал юнкеров и подпрапорщиков для занятий, стараясь внушить им любовь к науке. Одаренный чувством изящного, он любил живопись, знал наизусть множество стихов и прекрасно читал их. Щедрость его не имела границ; Сипягин был враг денег.

Так вот, оба Николая Сипягина принадлежат к одному роду, давшему России множество военных и государственных деятелей. Отец Николая Ивановича Сипягина служил офицером в Русской Императорской армии, являлся кавалером ордена Свягого Георгия VI степени за боевые действия на Кавказе, погиб во время Гражданской войны в 1920 году, будучи командиром полка ВСЮР* под Севастополем. Мать Николая работала учительницей начальных классов и в одиночку воспитывала трёх сыновей и дочь.

Поражает судьба русских офицеров. Семья Сипягиных каким-то чудом не была репрессирована, а сам Николай Иванович некоторое время даже служил в морских частях пограничных войск НКВД СССР.

*) Вооружённые си́лы Ю́га Росси́и (ВСЮР) — оперативно-стратегическое объединение белых войск Юга России в 1919—1920 годах, в ходе Гражданской войны. Образованы 8 января 1919 года в результате объединения Добровольческой армии и армии Всевеликого Войска Донского для совместной борьбы против большевиков. Максимальной численности ВСЮР достигли в октябре 1919 года — 270 тыс. человек, 600 орудий, 38 танков, 72 самолёта, около 120 кораблей.

Николай Иваанович Сипягин (6 июля (23 июня) 1911, Ставрополь - 1 ноября 1943, Керчь) - советский морской офицер, капитан 3-го ранга, командир 4-го дивизиона сторожевых катеров Охраны водного района Новороссийской военно-морской базы (ВМБ) Черноморского флота, Герой Советского Союза.

Родился Николай в Ставрополе, в многодетной семье - его отец, офицер царской армии, погиб во время Гражданской войны; мать работала учительницей начальных классов и в одиночку воспитывала трёх сыновей и дочь.
Учиться пошёл в семилетнюю школу при Ставропольском педагогическом техникуме, в который был зачислен по окончании. Тяга к морю превысила в Николае любовь к педагогике, и в 1929 году он отправился во Владивосток, где поступил в морской техникум.
Окончив в 1933 году техникум, Сипягин устраивается помощником капитана грузового судна «Шахтер», а с 1937 года - штурманом и старшим помощником капитана теплохода «Абхазия» на Чёрном море.
За время работы в гражданском флоте Сипягин получил опыт дальних походов, досконально изучил береговую линию и особенности навигации по Чёрному морю.
В преддверии предстоящей войны Николай Иванович рекомендуется к переводу на военную службу и в 1939 году поступает на службу в морские части пограничных войск НКВД СССР. Окончив курсы усовершенствования командного состава морских частей пограничных войск в Ленинграде, он назначается помощником командира сторожевого катера 26-го Одесского морского пограничного отряда Черноморского пограничного округа.
На Черноморском побережье, в Одессе, поселилась и его семья. Незадолго до войны жена с двумя детьми переехала в Ставрополь.
Великую Отечественную войну лейтенант Сипягин встретил командиром сторожевого катера. В июле 1941 года его отряд вошёл в подчинение командования Черноморского флота и в полном составе участвовал в обороне Одессы.
С августа по октябрь 1941 года Сипягин командовал тральщиком «Каховка», выведенном в октябре в Новороссийск и приданном дивизиону сторожевых катеров охраны водного района Новороссийской военно-морской базы. На разных катерах дивизиона старший лейтенант Сипягин совершил несколько походов в осаждённый Севастополь, участвовал в обороне Новороссийска.
В сентябре 1942 года грамотному, авторитетному в морской среде офицеру было предложено возглавить 4-й дивизион сторожевых катеров.
Командир дивизиона сторожевых катеров Николай Сипягин участвовал в обороне Одессы и Севастополя, высаживал десантные группы, совершал налёты на вражеские базы и порты.
В начале 1943 года Сипягин был принят в члены ВКП(б).

Высадка десанта на Малую землю
В ночь на 4 февраля 1943 года 4-й дивизион сторожевых катеров высадил десант на необорудованный берег Цемесской бухты в Станичку, в место, названное впоследствии «Малой землёй». Как выяснилось позже - десантникам сильно повезло, немцы прозевали десант. После войны были найдены документы о суде над немецким артиллерийским офицером, отвечавшим за береговые укрепления и прозевавшем рывок советских катеров к берегу Цемесской бухты. При высадке десанта дивизион Сипягина потерял всего один катер, выживший экипаж которого пополнил состав десанта.
Произведя высадку первого эшелона, катера дивизиона устремились к Кабардинке за десантниками второго эшелона. Пересекать бухту становилось трудно - оживший противник усилил артобстрел всей акватории, крепчал ветер, да и многие катера имели повреждения. Однако катерники совершили ещё два рейса в Станичку, в итоге к утру в распоряжении майора Ц. Л. Куникова уже было 870 бойцов и командиров.
В течение 225 дней, пока держался плацдарм на Малой земле, моряки беспрерывно снабжали его под огнём противника. Снабжению десанта мешали авиация и артиллерия, а также немецкие торпедные катера, дислоцируемые в Анапе. В этом страшном огненном аду катерники Сипягина несколько раз высаживали морских пехотинцев в нужном месте.
За успешное проведение десантной операции многие офицеры, старшины и краснофлотцы экипажей катеров дивизиона были удостоены государственных наград. Сипягину Николаю Ивановичу вручен его первый орден Красного Знамени и присвоено звание «капитан-лейтенант».

Новороссийская и Керченская операции
Осенью 1943 года советским командованием была спланирована Новороссийская операция, целью которой было освобождение Новороссийска. Город решили штурмовать с трёх направлений: от линии фронта у цементного завода (вдоль восточного берега бухты), с плацдарма на Малой земле и высадкой крупного десанта в порт Новороссийска. Доставить этот десант должны были катерники Сипягина.
В ночь на 10 сентября 1943 года корабли десанта вышли из Геленджика. Враг, чтобы не пропустить десант в Новороссийск, построил на западном и восточном молах Новороссийского порта сильные огневые точки из миномётов и пулеметов, перекрывающие огнём подходы с моря, надеясь таким образом обезопасить порт. Под сильным огнём противника катерники Н. И. Сипягина прорвали линию боковых ворот и высадили в порту 304 морских пехотинца с боевой техникой и боезапасом. Противник яростно сопротивлялся, бои продолжались до 16 сентября. Всё это время катера Сипягина бесперебойно обеспечивали десант в Новороссийском порту.
16 сентября считается днём освобождения города Новороссийска. В Приказе Верховного Главнокомандующего, посвященного овладению Новороссийском, среди особо отличившихся отмечены моряки Сипягина.
В день освобождения города командующий Черноморским флотом вице-адмирал Л. А. Владимирский вручил Н. И. Сипягину орден Красного Знамени и присвоил ему звание капитана 3-го ранга.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 18 сентября 1943 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм капитан-лейтенанту Сипягину Николаю Ивановичу присвоено звание Героя Советского Союза, а его 4-й дивизион получил орден Красного Знамени и почётное наименование «Новороссийский».
Война продолжалась. Следующей важной операцией с участием дивизиона катеров Сипягина была высадка десанта в Крыму. Уже капитан 3-го ранга, Сипягин действовал на самом опасном участке высадки десанта. При взятии Керчи, 1 ноября 1943 года, Николай Иванович погиб от осколка разорвавшегося рядом снаряда.
По предложению командования Черноморского флота тело Сипягина было вывезено в Новороссийск, в центре которого он был похоронен с воинскими почестями.

Сипягин Н.И – командир дивизиона сторожевых катеров Охраны водного района Новороссийской военно-морской базы Черноморского флота, капитан-лейтинант.

Родился 6 июля 1911 года в Ставрополе. По национальности русский. Его отец погиб во время Гражданской войны, мать вынуждена была воспитывать детей одна. Окончил 7 классов, поступил в Ставропольский педагогический техникум. Но тяга к морю взяла верх, и Николай бросил техникум и уехал во Владивосток. Там он в 1929 году поступил в морской техникум.. С 1934 года – помощник капитана грузового судна «Шахтер», с 1937 года – штурман и старший помощник теплохода «Абхазия» на Черном море.

В морских частях пограничных войск НКВД с июня 1941 года. Окончил курсы усовершенствования командного состава морских частей пограничных войск в Ленинграде, назначен помощником сторожевого катера.

Лейтенант Сипягин вступил в войну командиром сторожевого катера. В июле 1941 года был зачислен в состав Черноморского флота и в полном составе участвовал в обороне Одессы. С августа 1941 года командовал тральщиком «Каховка». С октября 1941 года – в охране водного района Новороссийской военной морской базы. На ее кораблях совершил несколько походов в осажденный Севастополь и участвовал в обороне Новороссийска. С сентября 1942 года – командир 4-го дивизиона сторожевых катеров. Принимал участие в обороне Одессы и Севастополя, высаживал десантные группы, совершал налеты на вражеские базы и порты. В феврале 1943 года отважно действовал при высадке морского десанта на «Малой земле» .

В период Новороссийской десантной операции в ночь на 10 сентября 1943 года под сильным огнем противника первым прорвал линию обороны и высадил в порту 304 бойца с техникой и боезапасом.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 18 сентябри 1943 за образцовое выполнение боевых заданий, присвоено звание Героя Советского Союза.

1 ноября 1943 года в ходе высадки десанта на Керченский полуостров капитан 3-го ранга Н.И. Сипягин погиб в командирской рубке катера от осколка разорвавшегося снаряда. Похоронен на площади Героев в Новороссийске.

Его имя носит поселок в Крыму, улицы в Новороссийске, Ставрополе и Владивостоке, с 1975 года - пограничный сторожевой корабль Тихоокеанского пограничного, судно министерства рыбного хозяйства, океанский танкер Новороссийского порта. В Керчи Сипягину установлен памятник. Николай Иванович навечно зачислен в списки корабля.

Материал подготовлен совместно с Новороссийским историческим музеем.
Новости на Блoкнoт-Новороссийск

Прекрасный уголок Геленджика для летнего отдыха: песчаный, галечные и дикие пляжи, возможность купаться и в бухте и в открытом море, развитая инфраструктура. А кроме этого, Тонкий мыс Геленджика — это район, улицы которого в большинстве своем носят имена Героев Советского Союза. Не стала исключением и улица, названная именем Николая Сипягина .

Улица имени Николая Сипягина (Геленджик, Тонкий мыс)

Сипя́гин Никола́й Ива́нович родился 6 июля (23 июня) 1911 года в Ставрополе в многодетной семье. Его отец был офицером царской армии, он погиб во время Гражданской войны; мать работала учительницей начальных классов и после смерти мужа в одиночку воспитывала трёх сыновей и дочь.

Николай Сипягин начал свое обучение в семилетней школе при Ставропольском педагогическом техникуме. После школы он был зачислен в Ставропольский педагогический техникум.

Но уже с детства Николая влекло море и в 1929 году он отправился во Владивосток, где поступил в морской техникум, который и окончил в 1933 году. По окончании техникума Сипягин устроился помощником капитана грузового судна «Шахтер», а с 1937 года - стал штурманом и старшим помощником капитана теплохода «Абхазия» на Чёрном море.

За время работы в гражданском флоте Сипягин получил неоценимый опыт дальних походов, досконально изучил береговую линию и особенности навигации по Чёрному морю, что в дальнейшем пригодилось ему во время Великой Отечественной войны.

В преддверье предстоящей войны Николай Иванович рекомендуется к переводу на военную службу и в 1939 году поступает на службу в морские части пограничных войск НКВД СССР. Окончив курсы усовершенствования командного состава морских частей пограничных войск в Ленинграде, он назначается помощником командира сторожевого катера 26-го Одесского морского пограничного отряда Черноморского пограничного округа.

Следом за Николаем в Одессе переселилась и его семья. Однако незадолго до войны жена с двумя детьми переехала в Ставрополь.

Великую Отечественную войну лейтенант Сипягин встретил командиром сторожевого катера. В июле 1941 года его отряд вошёл в подчинение командования Черноморского флота и в полном составе участвовал в обороне Одессы.

С августа по октябрь 1941 года Сипягин командовал тральщиком «Каховка», выведенном в октябре в Новороссийск и приданном дивизиону сторожевых катеров охраны водного района Новороссийской военно-морской базы. На разных катерах дивизиона старший лейтенант Сипягин совершил несколько походов в осаждённый Севастополь, участвовал в обороне .

В сентября 1942 года грамотному, авторитетному в морской среде офицеру было предложено возглавить 4-й дивизион сторожевых катеров Новороссийской военно-морской базы Черноморского флота. Черноморский флот в те годы базировался именно на Тонком мысе. Командир дивизиона сторожевых катеров Николай Сипягин участвовал в обороне Одессы и Севастополя, высаживал десантные группы, совершал налёты на вражеские базы и порты.

....

В начале 1943 года Сипягин был принят в члены ВКП(б).

В ночь на 4 февраля 1943 года 4-й дивизион сторожевых катеров высадил десант на необорудованный берег Цемесской бухты в Станичку, в место, названное впоследствии « Малой землёй » (). Как выяснилось позже - десантникам сильно повезло, немцы прозевали десант. После войны были найдены документы о суде над немецким артиллерийским офицером, отвечавшим за береговые укрепления и прозевавшем рывок советских катеров к берегу Цемесской бухты. При высадке десанта дивизион Сипягина потерял всего один катер, выживший экипаж которого пополнил состав десанта.

Произведя высадку первого эшелона, катера дивизиона устремились к за десантниками второго эшелона. Пересекать бухту становилось трудно - оживший противник усилил артобстрел всей акватории, крепчал ветер, да и многие катера имели повреждения. Однако катерники совершили ещё два рейса в Станичку, в итоге к утру в распоряжении уже было 870 бойцов и командиров.

В течение 225 дней, пока держался плацдарм на Малой земле, моряки беспрерывно снабжали его под огнём противника всем необходимым. Снабжению десанта мешали авиация и артиллерия, а также немецкие торпедные катера, дислоцируемые в . В этом страшном огненном аду катерники Сипягина несколько раз высаживали морских пехотинцев в нужном месте.

За успешное проведение десантной операции многие офицеры, старшины и краснофлотцы экипажей катеров дивизиона были удостоены государственных наград. Сипягину Николаю Ивановичу вручен его первый орден Красного Знамени и присвоено звание «капитан-лейтенант».

Осенью 1943 года советским командованием была спланирована Новороссийская операция , целью которой было освобождение Новороссийска . Город решили штурмовать с трёх направлений: от линии фронта у цементного завода (вдоль восточного берега бухты), с плацдарма на Малой земле и высадкой крупного десанта в порт Новороссийска . Доставить этот десант должны были катерники Сипягина.

В ночь на 10 сентября 1943 года корабли десанта вышли из Геленджика. Враг, чтобы не пропустить десант в Новороссийск, построил на западном и восточном молах Новороссийского порта сильные огневые точки из миномётов и пулеметов, перекрывающие огнём подходы с моря, надеясь таким образом обезопасить порт. Под сильным огнём противника катерники Н. И. Сипягина прорвались через боно-сетевые заграждения в Новороссийский порт и высадили в порту 304 морских пехотинца с боевой техникой и боезапасом. Противник яростно сопротивлялся, бои продолжались до 16 сентября. Всё это время катера Сипягина бесперебойно обеспечивали десант в Новороссийском порту.

16 сентября считается днём освобождения города Новороссийска . В Приказе Верховного Главнокомандующего , посвященного овладению Новороссийском, среди особо отличившихся отмечены моряки Сипягина.

В день освобождения города командующий Черноморским флотом вице-адмирал Л. А. Владимирский вручил Н. И. Сипягину орден Красного Знамени и присвоил ему звание капитана 3-го ранга.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 18 сентября 1943 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм капитан-лейтенанту Сипягину Николаю Ивановичу присвоено звание Героя Советского Союза , а его 4-й дивизион получил орден Красного Знамени и почётное наименование «Новороссийский».

Война продолжалась. Следующей важной операцией с участием дивизиона катеров Сипягина была высадка десанта в Крыму. Уже капитан 3-го ранга, Сипягин действовал на самом опасном участке высадки десанта. При взятии Керчи, 1 ноября 1943 года, Николай Иванович погиб от осколка разорвавшегося рядом снаряда.

По предложению командования Черноморского флота тело Сипягина было вывезено в Новороссийск, в центре которого он был похоронен с воинскими почестями.

.

Нет похожих статей.