Cочинение «Тема Гражданской войны в романе Булгакова «Белая гвардия. Судьбы людей в годы революции (по роману М


10. «Белая гвардия» М. Булгакова: тема революции и гражданской войны, философия человека и истории, поэтика романного повествования. В 1925 году в журнале “Россия” были напечатаны две первые части романа Михаила Афанасьевича Булгакова “Белая гвардия”, которые сразу привлекли внимание ценителей русской литературы. По мнению самого писателя, “Белая гвардия” - “это упорное изображение русской интеллигенции как лучшего слоя в нашей стране...”, “изображение интеллигентско-дворянской семьи, брошенной в годы Гражданской войны в лагерь белой гвардии”. Здесь повествуется об очень сложном времени, когда невозможно было сразу во всем разобраться, все понять, примирить в самих себе противоречивые чувства и мысли. В этом романе запечатлелись еще не остывшие, жгучие воспоминания о городе Киеве во время Гражданской войны. «Белая гвардия» (1925) и созданной на его мате¬риале пьесе «Дни Турбиных» (1926). Это были высоко¬художественные произведения, показывающие белую ар-мию изнутри. Это воины, исполненные доблести, чести, верные долгу защиты России. Они отдают жизнь за Рос¬сию, ее честь -- как они ее понимают. Булгаков пред¬стает художником трагическим и романтическим од¬новременно. Дом Турбиных, где было столько тепла, неж-ности, взаимопонимания, осмысливается как символ России. Герои Булгакова погибают, защищая свою Рос¬сию. В 1926 году на допросе в ОГПУ писатель мужест¬венно и откровенно признал, что во время гражданской войны симпатии его были всецело на стороне белых. В происшедшей революции Булгаков видел величайшую катастрофу для России и ее народа. Я думаю, что в своем произведении Булгаков хотел утвердить мысль о том, что люди, хоть и по-разному воспринимают события, по-разному к ним относятся, стремятся к покою, к устоявшемуся, привычному, сложившемуся. Вот и Турбиным хочется, чтобы все они всей семьей дружно жили в родительской квартире, где с детства все привычно, знакомо, где дом - крепость, всегда цветы на белоснежной скатерти, музыка, книги, мирные чаепития за большим столом, а по вечерам, когда вся семья в сборе, чтение вслух и игра на гитаре. Их жизнь развивалась нормально, без каких-либо потрясений и загадок, ничего неожиданного, случайного не приходило в их дом. Здесь все было строго организовано, упорядочено, определено на много лет вперед. И если бы не война и революция, то жизнь их прошла бы в спокойствии и уюте. Но страшные события, происходящие в городе, нарушили их планы, предположения. Настало время, когда нужно было определить свою жизненную и гражданскую позиции. Я думаю, что не внешние события, передающие ход революции и Гражданской войны, не перемена власти, а нравственные конфликты и противоречия движут сюжетом “Белой гвардии”. Исторические события - это фон, на котором раскрываются человеческие судьбы. Булгакова интересует внутренний мир человека, попавшего в такой круговорот событий, когда трудно сохранять свое лицо, когда трудно оставаться самим собой. Если в начале романа герои пытаются отмахнуться от политики, то потом ходом событий вовлекаются в самую гущу революционных столкновений. Алексей Турбин, как и его друзья, - за монархию. Все новое, что входит в их жизнь, несет, ему кажется, только плохое. Совершенно политически неразвитый, он хотел только одного - покоя, возможности радостно пожить около матери, любимых брата и сестры. И только в конце романа Турбины разочаровываются в старом и понимают, что нет к нему возврата. Моментом перелома для Турбиных и остальных героев романа становится день четырнадцатое декабря 1918 года, сражение с петлюровскими войсками, которое должно было стать пробой сил перед последующими боями с Красной Армией, а обернулось поражением, разгромом. Мне кажется, что описание этого дня сражения - сердце романа, его центральная часть. В этой катастрофе “белое” движение и такие герои романа, как Итман, Петлюра и Тальберг, раскрываются перед участниками событий в своем истинном свете - с гуманностью и предательством, с трусостью и подлостью “генералов” и “штабных”. Вспыхивает догадка, что все - цепь ошибок и заблуждений, что долг не в защите развалившейся монархии и предателя гетмана и честь в чем-то другом. Погибает царская Россия, но Россия - жива... В день сражения возникает решение о капитуляции белой гвардии. Полковник Малышев вовремя узнает о бегстве гетмана и дивизион свой успевает вывести без потерь. Но поступок этот дался ему нелегко - может быть, самый решительный, самый отважный поступок в его жизни. “Я, кадровый офицер, вынесший войну с германцами... на свою совесть беру и ответственность, все!., все!., вас предупреждаю! Вас посылаю домой! Понятно? ” Полковнику Най-Турсу это решение придется принимать несколько часов спустя, под огнем противника, в середине рокового дня: “Ребят! Ребят!.. Штабные стегвы!..” Последние слова, которые в своей жизни произнес полковник, были обращены к Николке: “Унтег-цег, бгостьте геройствовать к чег-тям...” Но он, кажется, выводов не сделал. Ночью после смерти Ная Николка прячет - на случай петлюровских обысков - револьверы Най-Турса и Алексея, погоны, шеврон и карточку наследника Алексея. Но день сражения и последовавшие затем полтора месяца петлюровского господства, я полагаю, слишком маленький срок, чтобы недавняя ненависть к большевикам, “ненависть горячая и прямая, та, которая может двинуть в драку”, перешла в признание противников. Но это событие сделало возможным такое признание в дальнейшем. Много внимания Булгаков уделяет выяснению позиции Тальберга. Это антипод Турбиных. Он карьерист и приспособленец, трус, человек, лишенный моральных устоев и нравственных принципов. Ему ничего не стоит поменять свои убеждения, лишь бы это было выгодно для его карьеры. В Февральской революции он первым нацепил красный бант, принимал участие в аресте генерала Петрова. Но события быстро замелькали, в городе часто менялись власти. И Тальберг не успевал в них разбираться. Уж на что казалось ему прочным положение гетмана, поддержанного немецкими штыками, но и это, вчера такое незыблемое, сегодня распалось, как прах. И вот ему надо бежать, спасаться, и он бросает свою жену Елену, к которой питает нежность, бросает службу и гетмана, которому недавно поклонялся. Бросает дом, семью, очаг и в страхе перед опасностью бежит в неизвестность... Все герои “Белой гвардии” выдержали испытание временем и страданиями. Только Тальберг в погоне за удачей и славой потерял самое ценное в жизни - друзей, любовь, Родину. Турбины же смогли сохранить свой дом, сберечь жизненные ценности, а главное - честь, сумели устоять в водовороте событий, охвативших Россию. Эта семья, следуя мысли Булгакова, - воплощение цвета русской интеллигенции, то поколение молодых людей, которое пытается честно разобраться в происходящем. Это та гвардия, которая сделала свой выбор и осталась со своим народом, нашла свое место в новой России. Роман М. Булгакова “Белая гвардия” - книга пути и выбора, книга прозрения. Но главная мысль авторская, я думаю, в следующих словах романа: “Все пройдет. Страдания, муки, кровь, голод и мор. Меч исчезнет, а вот звезды останутся, когда и тени наших дел и тел не останется на земле. Нет ни одного человека, который бы этого не знал. Так почему же мы не хотим обратить свой взгляд на них? Почему? ” И весь роман - это призыв автора к миру, справедливости, правде на земле.

Сочинение

Тема гражданской войны появилась в русской литературе в 20 е годы XX века. Осмысление этого явления шло в двух направлениях. Одни писатели считали, что большевики защищают свои идеалы и новую справедливую власть, и восхищались их подвигами и верностью идее (например, А. А. Фадеев в романе «Разгром»). Другие размышляли о братоубийственном характере гражданской войны и делали вывод, что война – это всегда кровь, смерть, несчастье и оправданиия ей быть не может (например, М. А. Шолохов в «Донских рассказах» и романе «Тихий Дон»). М. А. Булгаков в романе «Белая гвардия» (1925) посмотрел на происходящие события глазами других людей, тех, кто утратил все, попав под колеса истории.
Это произведение сам автор любил больше всех других вещей. В 1925 году роман воспринимался одновременно и как современный, злободневный (на страницах романа как бы завывала буря Гражданской войны, очевидцем или участником которой читатель был еще вчера), и как исторический. Такое положение дел обусловило эпохальную значимость книги.
Мы оказываемся свидетелями напряженных событий в Городе (именно так обозначено место действия в романе, хотя Булгаков дает много подсказок, позволяющих опознать в Городе Киев). Здесь сменяются правители (гетман, Петлюра), здесь грабят, убивают, здесь идет настоящая война, армии наступают и бегут. Важно обратить внимание на эпиграфы к частям романа. Словами о страшном буране из повести «Капитанская дочка» А. С. Пушкина Булгаков указал, как сложно найти верную дорогу в буране, сколько мужества и выносливости нужно, чтобы не сбиться с пути и выбраться из снежного ада. Смысл второго эпиграфа абсолютно прозрачен: «И судимы были мертвые по написанному в книгах сообразно с делами своими…» Булгаков подчеркивает, что перед лицом истории все оказываются равны, независимо от убеждений и политических взглядов.
Нравственные, «вечные», ценности выходят на первый план. Эту философскую мысль автор раскрывает на примере семьи Турбиных.
Милая, тихая, интеллигентная семья Турбиных внезапно оказывается в центре великих событий, становится свидетельницей и участницей дел страшных и удивительных. «Великий и страшный» 1918 год ознаменован несчастьем в семье Турбиных – смертью матери. Это несчастье сливается с другой страшной катастрофой, уже не семейной, – крушением старого, казалось бы, прочного и прекрасного мира.
В романе Булгакова два пространственных масштаба – малое и большое пространство, Дом и Мир. Пространства эти противопоставлены друг другу. Дом Турбиных, островок тепла и спокойствия в занесенном снегом пространстве, противостоит внешнему миру, где царят разрушение, ужас, смерть. Но Дом не может отделиться, он часть города, а город, в свою очередь, – часть огромной страны.
«Там», за окнами (а читатель как бы находится в доме Турбиных),беспощадное разрушение всего, что было ценного в России. «Здесь», в доме, – непреложная вера в то, что надо охранять и сохранять все прекрасное, что это необходимо при любых обстоятельствах, что это осуществимо. Здесь тепло, здесь уютно, одним словом, здесь – дом, наполненный воспоминаниями. Здесь время словно остановилось: «…Часы, по счастью, совершенно бессмертны, бессмертен и Саардамский Плотник, и голландский изразец, как мудрая скала, в самое тяжкое время живительный и жаркий».

А за окнами – «восемнадцатый год летит к концу и день ото дня глядит все грознее, щетинистей». Но Алексей Турбин с тревогой думает не о своей возможной гибели, а о гибели Дома: «Упадут стены, улетит встревоженный сокол с белой рукавицы, потухнет огонь в бронзовой лампе, а Капитанскую Дочку сожгут в печи». Каждый член этой семьи думает не о себе, а о доме и о семье. Исключение составляет лишь капитан Тальберг, муж Елены. Он уезжает из Города, скрываясь от опасности. Но его предательство способствует сплочению остальных: большая семья включает не только самих Турбиных, но и Анюту, выросшую в их доме, и нескладного Лариосика, родственника Тальберга; к тому же, к Турбиным часто приходят гости, тоже почти родные люди.
Именно такая, дружная, сплоченная, семья может выжить в страшной мясорубке гражданской войны, которая в романе Булгакова приобретает апокалипсические черты. В Городе происходит постоянная смена власти, оборачивающаяся фактическим безвластием. Гетман, Петлюра, большевики – жители теряют ориентиры, они не знают, кто победит в этой бессмысленной и жестокой войне. Страшно выйти на улицу, так как там могут ранить и даже убить. Причем страшнее, если ранят, – это может подвергнуть опасности всю семью: раненого Алексея Турбина нельзя даже отправить в госпиталь, потому что, как говорит доктор, «черт знает что делается в городе».
В военное время забываются вековые традиции оказания последних почестей мертвым: когда Николка пытается разыскать убитого Най Турса, ему приходится посетить помещение «за самыми ужасными дверьми», где стоит «страшный тяжелый запах» и человеческие тела, мужские и женские, без разбору, лежат, «как дрова в штабелях», а сторож грубо раскидывает их, стараясь вытащить нужное.
Гражданская война выпячивает в людях те черты, которые не проявляются во время мирной жизни: трусость Василисы («Ежели в случае чего, так он и ляпнет кому угодно, что Алексея ранили, лишь бы только себя выгородить»), храбрость Най Турса (угрожая кольтом генералу, старшему по званию, требует выдать валенки солдатам, потому что они должны идти в наступление в сильнейший мороз).
Повсюду смерть, холод, страх. Страхом и растерянностью обывателей пользуются грабители, вроде тех двоих, которые ограбили Василису. Но, несмотря ни на какие невзгоды, в доме Турбиных горит свет и живут люди. Живут, пытаясь, не потеряв чести, достоинства и веры (вспомним, как молилась Елена о выздоровлении Алексея), выжить в это тяжелое время. Роман закачивается, когда гражданская война еще в самом разгаре, и мы не можем знать, доживут ли герои до ее окончания. Елена видит страшный сон о Николке и думает, что он умрет. Но в ту же ночь маленький мальчик Петька Щеглов, который «не интересовался ни большевиками, ни Петлюрой, ни демоном», видит другой сон, «простой и радостный, как солнечный шар», – это значит, что даже в тяжелое время возможно счастье.
В конце романа мы видим, как крест Владимира над Днепром «превратился в угрожающий острый меч», который нависает над Городом, над страной, над всем миром. Но «…он не страшен. Все пройдет». Пройдут страдания, кончится война, не будет ни Петлюры, ни большевиков. Если не верить в это, разве можно выжить в такое время!?

Другие сочинения по этому произведению

«Всякая благородная личность глубоко осознает свои кровные связи с отечеством» (В.Г. Белинский) (по роману М. А. Булгакова «Белая гвардия») «Жизнь дана на добрые дела» (на материале романа М. А. Булгакова «Белая гвардия») «Мысль семейная» в русской литературе по роману «Белая гвардия» «Человек — частица истории» (по роману М. Булгакова «Белая гвардия») Анализ 1 главы 1 части романа М. А. Булгакова «Белая гвардия» Анализ эпизода «Сцена в Александровской гимназии» (по роману М. А. Булгакова «Белая гвардия») Бегство Тальберга (анализ эпизода из главы 2 части 1 романа М. А. Булгакова «Белая гвардия»). Борьба или капитуляция: Тема интеллигенции и революции в творчестве М.А. Булгакова (роман "Белая гвардия" и пьесы "Дни Турбиных" и "Бег") Гибель Най-Турса и спасение Николая (анализ эпизода из 11 главы части 2 романа М. А. Булгакова «Белая гвардия») Гражданская война в романах А. Фадеева «Разгром» и М. Булгакова «Белая гвардия» Дом Турбиных как отражение семьи Турбиных в романе М. А. Булгакова «Белая гвардия» Задачи и Сны М. Булгакова в романе "Белая гвардия" Идейно-художественное своеобразие романа Булгакова «Белая гвардия» Изображение белого движения в романе М. А. Булгакова «Белая гвардия» Изображение гражданской войны в романе М. А. Булгакова «Белая гвардия» Интеллигенция «мнимая» и «настоящая» в романе М. А. Булгакова «Белая гвардия» Интеллигенция и революция в романе М. А. Булгакова «Белая гвардия» История в изображении М. А. Булгакова (на примере романа «Белая гвардия»). История создания романа Булгакова «Белая гвардия» Каким предстаёт белое движение в романе М. А. Булгакова «Белая гвардия»? Начало романа М. А. Булгакова «Белая гвардия» (анализ 1 гл. 1 ч.) Начало романа М. А. Булгакова «Белая гвардия» (анализ 1 главы первой части). Образ Города в романе М. А. Булгакова «Белая гвардия» Образ дома в романе М. А. Булгакова «Белая гвардия» Образ дома и города в романе М. А. Булгакова «Белая гвардия» Образы белых офицеров в романе М. А. Булгакова «Белая гвардия» Основные образы в романе М. А. Булгакова «Белая гвардия» Основные образы романа “Белая гвардия” М. Булгакова Отражение гражданской войны в романе Булгакова «Белая гвардия». Почему так притягателен дом Турбиных? (По роману М. А. Булгакова «Белая гвардия») Проблема выбора в романе М. А. Булгакова «Белая гвардия» Проблема гуманизма на войне (по романам М. Булгакова «Белая гвардия» и М. Шолохова «Тихий Дон») Проблема нравственного выбора в романе М.А. Булгакова "Белая гвардия". Проблема нравственного выбора в романе М. А. Булгакова «Белая гвардия» Проблематика романа М. А. Булгакова «Белая гвардия» Рассуждения о любви, дружбе, воинском долге на основе романа «Белая гвардия» Роль сна Алексея Турбина (по роману М. А. Булгакова «Белая гвардия») Роль снов героев в романе М. А. Булгакова «Белая гвардия» Семья Турбиных (по роману М. А. Булгакова «Белая гвардия») Система образов в романе М. А. Булгакова «Белая гвардия» Сны героев и их значение в романе М. А. Булгакова «Белая Гвардия» Сны героев и их связь с проблематикой романа М. А. Булгакова «Белая гвардия». Сны героев и их связь с проблематикой романа М. Булгакова «Белая гвардия» Сны героев романа М. А. Булгакова «Белая гвардия». (Анализ главы 20 части 3) Сцена в Александровской гимназии (анализ эпизода из главы 7 роамана М. Булгакова «Белая гвардия») Тайники инженера Лисовича (анализ эпизода из главы 3 части 1 романа М. А. Булгакова «Белая гвардия») Тема революции, гражданской войны и судьба русской интеллегенции в русской литературе (Пастернак, Булгаков) Трагедия интеллигенции в романе М. А. Булгакова «Белая гвардия» Человек на изломе истории в романе М. А. Булгакова «Белая гвардия» Чем привлекателен дом Турбиных (по роману М. А. Булгакова «Белая гвардия») Тема любви в романе Булгакова «Белая гвардия» Рассуждения о любви, дружбе, основе романа «Белая гвардия» Анализ романа "Белая гвардия" Булгакова М.А. I Отражение гражданской войны в романе Рассуждения о любви, дружбе, воинском долге на основе романа Человек на изломе истории в романе Дом - сосредоточение культурных и духовных ценностей (По роману М. А. Булгакова "Белая гвардия") Символы романа Булгакова «Белая гвардия»

В романе Михаила Афанасьевича Булгакова «Белая гвардия», первые две части которого бы­ли опубликованы в 1925 году в журнале «Россия», автор запечатлел один из эпизодов граждан­ской войны на Украине. Очевидец событий, он в самый разгар братоубийственной войны оказался в Киеве, где стал свидете­лем немецкой оккупации, возвышения и бегства гетмана Скоропадского, кратковременного торжества Петлюры и освобо­ждения Киева от его банд Красной Армией. «По счету киевлян, у них было восемнадцать переворотов… Я точно могу сообщить, что их было четырнадцать, причем десять их них я лично пережил», - писал Булгаков. Один из переворотов - захват Киева Петлюрой и бегство его «войска» (в период от 15 декабря 1918 года по февраль 1919 г.) - и послужил исторической основой для романа.

Главный герой романа - семья Тубриных, состоящая из двух братьев, старшего двадцативосьмилетнего Алексея, сем­надцатилетнего Николки и их сестры Елены, год назад вы­шедшей замуж за капитана Тальберга. Потеряв родителей (отец умер давно, а мать - в прошлом году), дети, еще теснее прижавшись друг к другу, сумели сохранить семью, где живет память об отце и матери, «светлой королеве», и Дом, где все­гда тепло, светло и уютно.

Елена, душа дома, свято сохраняет все традиции семьи: в доме всё так, как при матери:

…полы лоснятся, и в декабре, теперь, на столе, в матовой, колонной, вазе голубые гортен­зии и две мрачных и знойных розы, утверждающие красоту и прочность жизни…

Синий сервиз на белой скатерти; кремо­вые шторы на окнах, «бронзовая лампа под абажуром». В книжной комнате поблескивают золотыми буквами на кореш­ках книги, которые являются неотъемлемой частью быта се­мьи. В них вечные духовные ценности, вечные, как «Фауст» Гёте. Перед Еленой на столе «Господин из Сан-Франциско» Бунина, глаза её останавливаются на описании ночного океана («Мрак, океан, вьюга»); «Капитанская дочка» - любимая повесть с детства (не случайно и Булгаков взял эпиграфом к роману цитату из пушкинской повести «Ну, барин, беда»). И в городе «и метет, и метет, и не перестает, и чем дальше, тем хуже» - и в душах героев поселяется тревога. К тому же слышится стрельба в Святошине, что в 12 километрах от города. Обособиться, укрыться в своем доме, как в крепо­сти, невозможно. Уцелеет ли Дом в бурях и метелях - в стихии гражданской войны? Дом, прочным основанием которого была вера в незыблемость уюта; Дома с окнами в сад, где за кремовыми шторами то и дело слышны молодые голоса, музыка; Дома, покоящегося на прочных основаниях веры в Бога и непреходящих нравственных ценностях - любви, милосердии, совести, долга и чести. Вера в незыблемость родного, нежно любимого Киева, красотой которого восхищается и автор, и его герои: в мае город сияет «как жемчужина в бирюзе»; зимой - «прекрасный в морозе и тумане на горах, над Днепром».

И было садов в городе так много, как ни в одном городе мира. Они раскинулись повсюду огромными пятнами, с аллеями, каштанами, оврагами, кленами и липами. Сады красовались на прекрасных горах, нависших нам Днепром, и, уступами, поднимаясь, расширяясь, порою пестря миллионами солнечных пятен, порою в нежных сумерках цар­ствовал вечный Царский город.

Сказочно красив Киев в осве­щении электрических фонарей. «Но лучше всего сверкал элек­трический белый крест в руках громаднейшего Владимира на Владимирской горке». Этот крест многократно возникает в ро­мане как символ нерушимой православной истории России, как символ надежды и веры в братство людей и мир на земле.

История вторгается в жизнь героев романа, вынуждает их оценить историческую ситуацию и сделать выбор согласно их понятиям о чести и долге.

Первому испытанию подвергается безусловная вера рус­ской интеллигенции, духовной силе нации, в монархию, в са­модержавие как основу стабильности и порядка. «На Руси возможно только одно: вера православная, власть самодер­жавная!» - кричит офицер Мышлаевский, готовый за эту идею отдать жизнь. Но царь отрекся, уже, говорят, расстре­лян, а Турбины с друзьями готовы верить в любые слухи об его чудесном спасении и пьют за его здоровье. Это последнее похмелье по старой России. У власти в Москве большевики: «Слухи грозные, ужасные, Наступают банды красные» - экспромт Николки, записанный на изразцах печки. Но еще страшнее банды Петлюры, который собрал огромное войско, используя ненависть крестьян к немцам, оккупировавшим Украину по условиям Брестского мира, к ставленнику немцев гетману Скоропадскому, к офицерам, командующим кара­тельными отрядами:

«…И было другое - лютая ненависть. Было четыреста тысяч немцев, а вокруг четыреста сорок раз четыреста ты­сяч мужиков с сердцами, горящими неутоленной злобой. И удары лейтенантских стеков по лицам, и шрапнельный бег­лый огонь по непокорным деревням, спины, спины, исполосо­ванные шомполами гетманских сердюков и расписки на клоч­ках бумаги почерком майоров и лейтенантов германской армии: «Выдать русской свинье за купленную у неё свинью 25 марок…». ...И реквизированные лошади, отобранный хлеб, и помещики с толстыми лицами, вернувишеся в свои поместья при гетмане, - дрожь ненависти при слове «офицерня».

Эту «черную злобу» использовал самозванец Петлюра, чтобы привлечь на свою сторону крестьян обещанием отдать всю землю и всю власть мужикам, «чтобы никакая шпана из города не прибежала требовать хлеб». Лозунг «самостийной Украины; где все говорят на украинском языке, у всех украинские фамилии, все любят Украину волшебную, воображае­мую, без панов, без «офицеров-москачей», тоже оказался привлекательным для украинцев.

Черные тучи банд Петлюры обложили Город, и его падение становится неизбежным. И начинается великое бегство. Поки­дают город те, кто бежал из большевистской России в Киев, а теперь спешат за границу, туда, куда ни в коем случае не дос­тигнет страшный бой и грохот большевистских боевых полков. Теперь же не меньшая опасность грозит и от банд Петлюры. Все думали о спасении собственной жизни - и никто о спасении России. Офицеры царской армии: кирасиры, кавалергарды, конногвардейцы и гвардейские гусары - наводнили город. Они ненавидели большевиков «ненавистью трусливой, шипя­щей, из-за угла, из темноты», но не хотели драться, убивать, жертвовать собой. Они нашли себе пристанище при штабе главнокомандующего или в конвое гетмана и теперь спешат удрать вместе с гетманом и главнокомандующим в хвосте немецкой армии. Скоропадский снимает гетманское облачение и переодевается в мундир немецкого офицера. Недаром же, по иронии судьбы, местом избрания этого «факира на час» был киевский цирк. С ними бежит за границу и русский офицер, карьерист и трус капитан Тальберг, бросивший на произвол судьбы город и свою жену, Елену Турбину.

На защиту Города встали «армейские штабс-капитаны, боевые армейские гусары, как полковник Най-Турс, сотни прапорщиков и подпоручиков, бывших студентов, как Степан Ка­рась, сбитых с винтов жизни войной и революцией, и поручики, тоже бывшие студенты, но конченные для университета на­всегда, как Виктор Викторович Мышлаевский… Они ненавидят большевиков ненавистью горячей и прямой, той, который может двинуть в драку». А ещё на защиту Города встали вос­питанники четырех юнкерских училищ. Один из них - Николка Турбин. И еще Алексей Турбин, врач, прошедший фронт первой мировой войны, не желающий больше быть «невольным соучастником в жестокости и преступности воюющих», все-таки идет на защиту Города. И еще - полковник Малышев.

Моментом истины для героев романа становится день 14 декабря 1918 года, когда произошло сражение с пелюровскими бандами. Это кульминация романа. Белое движение обнаружило свою истинную суть.

С одной стороны, массовое предательство, начиная с гет­мана Скоропадского, генерала и кавалергарда, главнокоман­дующего и сбежавших вместе с ними штабных офицеров и кончая безответственными командирами, посылающими юн­керов и офицеров на верную смерть, - «гады», как их име­нуют в романе.

С другой стороны, выполнение воинского долга до конца, верность присяге, героизм и самопожертвование. Образцом, носителем идеальных качеств русского офицера-интеллигента показан полковник Най-Турс.

Най-Турс, «гусар с траурными глазами», воплощает в себе черты рыцарского благородства и чести. Он формирует отряд из двухсот юнкеров; как настоящий «отец-командир» позабо­тился об обмундировании, добыл валенки и папахи у бездушно­го генерала-бюрократа, струсившего под дулом кольта полков­ника. Юнкера Най-Турса геройски сразились с победоносно вступившим в город полком Козыря-Лешко («Конные черные ленты вдали сломались, рассыпались и исчезли с шоссе»). Но вслед за конницей шли полки гайдамаков, сечевых стрельцов, синей дивизии, шесть батарей; противостоять им отряд из 200 юнкеров и одной батареи не мог - и Най-Турс дал приказ отступать. Прикрывать отход своего отряда остался один пол­ковник. Свидетелем его геройской гибели оказался Николка Турбин, который по безответственному приказу из штаба вывел 28 юнкеров сражаться с петлюровцами.

Николка Турбин, романтически настроенный юноша, чем-то напоминает молодого Николая Ростова. Он не может смириться с общей паникой, бегством. Для него это бесчестье и позор. Для него лучше умереть, чем потерять честь. Распустив свой отряд, он остается с Най-Турсом до конца. А потом благородный юноша найдет семью Най-Турса, сообщит матери о гибели её сына; разыщет тело героя, чтобы достойно похоронить его «с аршином пестрой георгиевской ленты, собственноручно Николкой уложенной под рубаху на холодную, вязкую грудь». «Сын мой. Ну, спасибо тебе», - скажет Николке убитая горем мать.

Все поступки Николки от малого до большого определяются понятием чести: «Но честного слова не должен нарушать ни один человек, потому что нельзя будет жить на свете», - говорит он.

В пророческом сне Алексея Турбина Най-Турс и Николка Турбин оказываются рядом: Най-Турс в образе средневекового рыцаря: «На голове светозарный шлем, а тело в кольчуге, и опирался он на меч. А за ним неизвестный юнкерок в пешем строю». Оба в золотом сиянии, оба герои.

Хотя Николка и остался в живых, но тревога за будущее юноши, мечтающего о подвиге, не покидает читателя. Долг не позволил бы Николке остаться в стороне от белого движения. Все чаще взоры героев обращены на Дон, в сторону Добровольческой армии генерала Деникина. В конце романа Елена, тревожащаяся за судьбу братьев, видит сон, в котором Николка пел: «А смерть придет, помирать будем…». В руках у него была гитара, но вся шея в крови, а на лбу желтый венчик с иконкам Елена мгновенно подумала, что он умрет…».

Видя измену, предательство высшего командования, лучшие идейные офицеры до конца остаются верны офицерской чести. Больной, издерганный Алексей Турбин бежит к месту сбора на плац перед гимназией, полный готовности сражаться и, если необходимо, умереть. Но дивизион распущен полковником Малышевым.

Высшей драматической точкой повествования является сцена в гимназии, когда полковник Малышев расформировывает отряд юнкеров, не боясь обвинения в измене. Убедить в правильности своего приказа мог только человек, для которо­го несчастные офицеры и юнкера, «брошенные штабными мерзавцами и этими двумя прохвостами гетманом и коман­дующим), которых следовало бы повесить», - дети. «Слу­шайте, дети мои - вдруг сорвавшимся голосом крикнул пол­ковник Малышев, - слушайте! Я, кадровый офицер, вынесший войну с германцами…, на свою совесть беру и от­ветственность… Вас посылаю домой».

Рыданиями всего дивизиона была поставлена последняя точка. На просьбу Мышлаевского поджечь гимназию Малышев ответил:

Господин поручик, Петлюре через три часа доста­нутся сотни живых жизней, и единственно, о чем я жалею, что я ценой своей жизни и даже вашей, еще более дорогой, ко­нечно, их гибели приостановить не могу. О портретах, пушках и винтовках попрошу вас более со мной не говорить.

Здесь высветляется еще одна, очень дорогая для Булгакова мысль - не только об ответственности офицера за жизни вверенных ему подчиненных, но и о самоценности человече­ской жизни вообще. Эта проблема всегда актуальна, а особен­но во времена братоубийственных гражданских войн.

Роман окачивается бегством Петлюры из города и наступ­лением красных отрядов. Теперь наши герои, лучшие, благо­роднейшие люди, цвет русской интеллигенции, опять оказались перед необходимостью выбора. Возможно, какая-то часть пе­рейдет к красным. В сцене, когда петлюровцами были переби­ты брошенные на произвол судьбы юнкера и четыре офицера, командир выстрелил себе в рот. Последними словами его были: «Штабная сволочь. Отлично понимаю большевиков».

В период жесточайших испытаний русская интеллигенция честно выполняла свой гражданский и человеческий долг. Турбины сохранили свой Дом. Дом Турбиных - это как бы теплое, живое существо. Мотив теплоты и света, так необхо­димые в холодные метельные дни декабря, воплощается не только в уюте топящихся печей, хотя дрова уже на исходе, и электрическим светом, часто гаснущим, и светом зажженной свечи, но и в тепле человеческих сердец - тревогой за близ­ких, сердечным приемом неожиданно приехавшего некстати из Житомира нелепого кузена, но скоро ставшего членом семьи уже не Ларионом, а Лариосиком. И уже и Город становится Домом, где Юлия с риском для себя спасает жизнь не­известному ей офицеру Алексею Турбину; в захваченном петлюровцами городе доктор ночью, рискуя жизнью, навеща­ет раненого и больного русского офицера, приглашает на консилиум двух профессоров. Гуманность, человеческая соли­дарность, бескорыстие и милосердие эти людей производят особенно сильное впечатление в силу того, что проявляются скромно, как выполнение своего профессионального долга.

М.А. Булгаков в своем романе «Белая гвардия» сумел под­няться над настроением классовой и национальной розни и утвердить идею человечности и общечеловеческих нравст­венных ценностей.

В сне Алексея Турбина в раю оказываются и белые, и красные. В ответ на недоуменный вопрос, почему безбожники - большевики оказались в раю, Бог говорит: «… все вы у меня одинаковые - в поле брани убиенные». Булгаков утверждает мир для всех: и для часового красного бронепоезда «Пролетарий», замерзающего на своем посту, и для мальчика Петьки Щеглова, который вдруг появится на последней стра­нице книги, чтобы уверенно схватить во сне сверкающий ал­мазный шар счастья, и, конечно же, для «рыжеволосой, яс­ной» Елены и её братьев, так полюбившихся нам; мир, покой и благоденствие их дому. Пожелание мира для всех людей на земле выражает Михаил Афанасьевич Булгаков в конце романа:

Все пройдет. Страдания, муки, кровь, голод и мор... для всех людей Земли, над которой сияет пастушеская звезда Венера, символ любви и счастья мирной жизни, а кровавая звезда Марс пусть напоминает людям о тех несчастьях, которые несет с собой война.

«Роман этот я люблю больше всех моих вещей», - писал М. Булгаков о романе «Белая гвардия». Правда, тогда еще не был написан вершинный роман «Мастер и Маргарита». Но, конечно, «Белая гвардия» занимает очень важное место в литературном наследии М. Булгакова. Это роман исторический, строгое и печальное повествование о великом переломе революции и трагедии гражданской войны, о судьбах людей в эти трудные времена.Словно с высоты времени озирает писатель эту трагедию, хотя гражданская война только закончилась.« Велик был и страшен год по рождестве Христовом 1918», - пишет он. События захлестнули своим водоворотом обыкновенных людей, простых смертных. Эти люди мечутся, проклинают, как Алексей Турбин, поневоле ставший участником творимого зла. Зараженный ненавистью толпы, он набрасывается на мальчика, разносчика газет: цепная реакция зла действует и на добрых людей. Непонимающе смотрит на жизнь Николка, ищет свои пути Елена. Но все они живут, страдают, любят.

Город, любовь, дом, война… Роман этот о судьбе русской интеллигенции в революции. М. Булгаков нарисовал быт русской интеллигенции. Здесь снисходительны к человеческим слабостям, внимательны, искренни. Здесь нет высокомерия, чванства, чопорности. В доме Турбиных непримиримы ко всему, что стоит за гранью человеческой порядочности. Но рядом с Турбиными живут Тальбер-ги, Лисовичи. Самые жестокие удары судьбы принимают на себя те, кто верен долгу, кто порядочен. А Тальберг и ему подобные умеют пристроиться, умеют выжить. Оставив жену Елену и ее братьев, он бежит из Киева с петлюровцами.

Идет война идей. Но идеи ли сражаются? Турбины - монархисты по своим взглядам, однако для них монархия - это не столько царь, сколько самые святые страницы русской истории, которые традиционно связывали с именами царей.
При всем неприятии идеологии революции М. Булгаков понимал главное: она - результат позорнейшего многовекового нравственного и физического угнетения народной массы. Ведя повествование, писатель сохраняет нейтралитет. Он с одинаковой объективностью отмечает смелость большевиков, честь белогвардейских офицеров.

Но М. Булгаков и ненавидит. Ненавидит Петлюру и петлюровцев, для которых человеческая жизнь ничего не стоит. Презирает политиков, разжигающих в сердцах людей ненависть и злобу, ибо ненависть правит их поступками. Высочайшими словами о городе, матери городов русских, они прикрывают свои трусливые деяния, а город залили кровью. Любовь и ненависть схлестнулись в романе, и побеждает любовь. Это любовь Елены и Шервинского прежде всего. Любовь выше всего на свете. Не может быть гуманнее вывода из той драмы, свидетелями которой мы становимся, читая роман.
Человек и человечность превыше всего. Это утверждает М. Булгаков своим романом. Турбины сумели сберечь честь смолоду и потому выстояли, многое потеряв и дорого заплатив за ошибки и наивность. Прозрение, пусть позднее, все же пришло. Таков главный смысл и урок исторического романа М. Булгакова «Белая гвардия», делающий эту книгу современной и своевременной.

    • Роман «Мастер и Маргарита» не зря называют «закатным романом» М. Булгакова. Много лет он перестраивал, дополнял и шлифовал свое итоговое произведение. Все, что пережил М. Булгаков на своем веку - и счастливого, и тяжелого, - все свои самые главные мысли, всю душу и весь талант отдавал он этому роману. И родилось творение поистине необыкновенное. Необычно произведение, прежде всего, по жанру. Исследователи до сих пор не могут его определить. Многие считают «Мастера и Маргариту» мистическим романом, ссылаясь на […]
    • «...весь ужас в том, что у него уж не собачье, а именно человеческое сердце. И самое паршивое из всех, которые существуют в природе». М. Булгаков Когда в 1925 г. была опубликована повесть «Роковые яйца», один из крити­ков сказал: «Булгаков хочет стать сатириком нашей эпохи». Теперь, на пороге нового тысячелетия, мы можем сказать - он им стал, хотя и не собирался. Ведь по природе своего дарования он лирик. А сатириком его сделала эпоха. М. Булга­кову отвратительны были бюрократические формы управления […]
    • Созданное восемь веков назад гением русского народа, «Слово» сохраняет значение немеркнущего образца для современности, для будущего – и своим мощным патриотическим звучанием, и неисчерпаемым богатством содержания, и неповторимой поэтичностью всех своих элементов. Для Древней Руси очень характерен динамический стиль. Он оказывается в архитектуре, в живописи и литературе. Это стиль, в пределах которого всё наиболее значимое и красивое представляется величественным. Летописцы, авторы житий, церковных слов […]
    • В февральской книжке «Русского вестника» появляется роман Tургенева «Отцы и дети». Роман этот, очевидно, составляет вопрос... обращается к молодому поколению и громко задает ему вопрос: «Что вы за люди?» Таков настоящий смысл романа. Д. И. Писарев, Реалисты Евгений Базаров, по свидетельствам писем И. С. Тургенева к друзьям, «самая симпатичная из моих фигур», «это мое любимое детище... на которого я потратил все находящиеся в моем расположении краски». «Этот умница, этот герой» предстает перед читателем натурой […]
    • Соня Мармеладова для Достоевского – это то же самое, что для Пушкина Татьяна Ларина. Любовь автора к своей героине мы видим повсюду. Мы видим, как он восхищается ею, боготоворит и где-то даже ограждает от несчастий, как ни странно это звучит. Соня – это символ, божественный идеал, жертва во имя спасения человечества. Она как путеводная нить, как нравственный образец, несмотря на ее занятие. Соня Мармеладова – антагонист Раскольникова. И если разделять героев на положительных и отрицательных, то Раскольников будет […]
    • Оценка представителей интеллигенции в повести Булгакова далеко не однозначна. Профессор Преображенский – знаменитый в Европе ученый. Он занимается поисками средств для омоложения организма человека и уже достиг значительных результатов. Профессор – представитель старой интеллигенции и исповедует принципы нравственности и морали. Все, по мнению Филиппа Филипповича, в этом мире должны заниматься своим делом: в театре – петь, в больнице – оперировать. Тогда не будет никакой разрухи. А достигнуть материального […]
    • Булгаков умел талантливо объединять противоречия эпохи в одно целое, подчеркивать их взаимосвязи. Писатель в своей повести «Собачье сердце» показал явления и героев во всей их противоречивости и сложности. Тема повести – человек как существо общественное, над которым тоталитарные общество и государство производят грандиозный бесчеловечный эксперимент, с холодной жестокостью воплощая гениальные идеи своих вождей-теоретиков. Личность разрушена, раздавлена, все ее многовековые достижения – духовная культура, вера, […]
    • Одним из лучших произведений Булгакова стала повесть «Собачье сердце», написанная в 1925 году. Представители власти сразу оценили ее как острый памфлет на современность и запретили издавать. Темой повести «Собачье сердце» становится изображение человека и мира в сложную переходную эпоху. 7 мая 1926 года в квартире Булгакова был произведен обыск, изъяты дневник и рукопись повести «Собачье сердце». Попытки вернуть их ни к чему не привели. Позже дневник и повесть были возвращены, но Булгаков дневник сжег и больше […]
    • В письме к Сталину Булгаков называл себя «мистическим писателем». Его интересовало то непознаваемое, что составляет душу и судьбу человека. Писатель признавал существование мистического в реальной жизни. Таинственное окружает нас, оно рядом с нами, но не все способны видеть его проявления. Мир природы, рождение человека невозможно объяснить одним разумом, эта тайна пока не разгадана. Образ Воланда представляет собой еще одну оригинальную трактовку писателем сущности дьявола в понимании людей. Воланд Булгакова […]
    • План 1. Введение 2. «Контрреволюция одна...» (нелегкая судьба повести Булгакова) 3. «Это еще не значит быть человеком» (преобразование Шарикова в «нового» пролетария) 4. В чем опасность шариковщины? В критике часто называют социальные явления или типы по произведениям, изобразившим их. Так появилась «маниловщина», «обломовщина», «беликовщина» и «шариковщина». Последнее взято из произведения М. Булгакова «Собачье сердце», которое послужило источником афоризмов и цитат и остается одним из самых известных […]
    • Древний Ершалаим описан Булгаковым с таким мастерством, что запоминается навсегда. Психологически глубокие, реалистичные образы разноплановых героев, каждый из которых – яркий портрет. Историческая часть романа производит неизгладимое впечатление. Отдельные персонажи и массовые сцены, архитектура города и пейзажи одинаково талантливо написаны автором. Булгаков делает читателей участниками трагических событий в древнем городе. Тема власти и насилия имеет в романе всеобщий характер. Слова Иешуа Га-Ноцри о […]
    • Когда люди совершенно ограблены, как мы с тобой, они ищут спасения у потусторонней силы. М. Булгаков. Мастер и Маргарита Роман М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» необычен уже тем, что в нем тесно переплелись реальность и фантастика. Мистические герои погружены в водоворот бурной московской жизни 30-х годов, и это стирает границы между миром действительным и миром метафизическим. В облике Воланда перед нами во всей красе предстает не кто иной, как сам властитель тьмы, Сатана. Цель его визита на […]
    • Лично я читала роман "Мастер и Маргарита" 3 раза. Дебютное прочтение, как и у большинства читателей, наверное, вызвало недоумение и вопросы, не слишком впечатлило. Было непонятно: что же такого находят многие поколения жителей всей планеты в этой книжонке? Местами религиозная, где-то фантастическая, некоторые страницы - полный бред... Спустя какое-то время меня вновь потянуло к М. А. Булгакову, его фантазиям и инсинуациям, спорным историческим описаниям и неясным выводам, которые делать он предоставил […]
    • Система образов в повести М. Булгакова «Собачье сердце» - вопрос дискуссионный. По моему мнению, здесь ясно просматривается два противоположных лагеря: профессор Преображенский, доктор Борменталь и Швондер, Шариков. Профессор Преображенский, немолодой уже человек, живет уединенно в прекрасной благоустроенной квартире. Гениальный хирург занимается прибыльными операциями по омоложению. Но профессор задумывает улучшить саму природу, он решает посоревноваться с самой жизнью и создать нового человека, пересадив […]
    • С приходом Маргариты роман, дотоле напоминавший корабль в пучине шторма, взрезал поперечную волну, распрямил мачты, подставил паруса набежавшему ветру и понесся вперед к цели – благо, она наметилась, а вернее сказать, открылась – словно звезда в разрыве туч. Путеводный ориентир, на который можно опереться, как на руку надежного провожатого. Наверное, ни у кого не вызывает сомнений, что одной из главных тем романа является тема «любви и милосердия», «любви между мужчиной и женщиной», «истинной […]
    • Я считаю, что ярлык “политически вредного автора” М. Булгаков получил от своих высокопоставленных современников совершенно “справедливо”. Он слишком откровенно изображал отрицательную сторону современного мира. Ни одно произведение Булгакова, на мой взгляд, не имело такой популярности в наше время, как “Собачье сердце”. Видимо, это произведение вызвало интерес у читателей самых широких слоев нашего общества. Эта повесть, как и все, что написал Булгаков, попала в разряд запрещенных. Я попробую по рассуждать […]
    • Изображая московскую действительность 20–30-х годов в романе «Мастер и Маргарита», М. Булгаков использует прием сатиры. Автор показывает проходимцев и подлецов всех мастей. После революции советское общество оказалось в духовной и культурной самоизоляции. По мнению вождей государства, высокие идеи должны были быстро перевоспитать людей, сделать их честными, правдивыми строителями «нового общества». Средства массовой информации превозносили трудовые подвиги советских людей, их преданность партии и народу. Но […]
    • Жизнь М. Горького была необычайно ярка и представляется поистине легендарной. Сделала ее такой прежде всего неразрывная связь писателя с народом. Талант писателя сочетался с талантом революционного борца. Современники справедливо считали писателя главой передовых сил демократической литературы. В советские годы Горький выступал как публицист, драматург и прозаик. В своих рассказах он отражал новое направление в русской жизни. Легенды о Ларре и Данко показывают две концепции жизни, два представления о ней. Одна […]
    • Станислав Юлианович Жуковский - известный русский художник. Его картины известны во многих странах мира. Несмотря на то, что Станислав Юлианович имел польско-белорусское происхождение, своей Родиной он всегда считал Россию. Именно поэтому большинство его картин отображают русские пейзажи. Одна из самых известных его работ - "Осень. Веранда". Этот пейзаж отображает одно из самых замечательных времен года - осень. В этот период вся природа готовится к скорой зимней спячке, но прежде выплескивает всю свою […]
    • Перебрав множество произведений А.С. Пушкина, я случайно наткнулась на стихотворение "Не дай мне бог сойти с ума…", и меня сразу привлекло яркое и эмоциональное начало, обращающее на себя внимание читателя. В этом стихотворении, кажущемся простым и понятным и понятным, как и многие другие творения великого классика, легко можно увидеть переживания творца, истинного, свободного разумом поэта – переживания и мечты о свободе. А во времена написания этого стихотворения свобода мысли и слова строжайше наказывалась […]
  • Первые главы романа «Белая гвардия» появились на страницах журнала «Россия» в 1924 году. Но в связи с закрытием журнала писатель не смог опубликовать роман в полном виде. В центре произведения – несколько эпизодов гражданской войны на Украине.

    Романное действие заканчивается в 1925 году, а повествует произведение о революционных событиях в Киеве зимой 1918-1919 годов. Это было сложное, тревожное время, когда советская власть трудно завоёвывала своё право на существование. М.Волошин писал, что Булгаков стал первым писателем, «кто запечатлел душу русской усобицы».

    М.А. Булгаков в своём романе правдиво показал ту растерянность, суматоху, а потом и кровавую оргию, которые царили в Киеве в то время. Но «Белая гвардия» - это книга и о русской истории, её философии, о судьбе классической русской культуры. Булгаков подчёркивал, что речь в его романе идёт о людях, трагически заблудившихся в «железном буране революции». В своём произведении автор размышляет о судьбах России, народа, интеллигенции.

    Книга Булгакова автобиографична. Отец писателя был преподавателем в Киевской духовной академии. Сам Михаил закончил I Киевскую гимназию, затем медицинский факультет университета. В годы первой мировой войны будущий писатель работал земским врачом на селе. Потом он переехал в Вязьму. Здесь его и застала революция. Отсюда в 1918 году Михаил Афанасьевич пробрался в родной Киев. Там ему и его близким довелось пережить сложную и поучительную полосу гражданской войны, описанную затем в романе «Белая гвардия».

    В центре повествования находится дружная и интеллигентная, немного сентиментальная семья. Алексей, Елена, Николка Турбины втянуты в водоворот драматичных и судьбоносных событий зимы 1918-1919 годов в Киеве.

    Украина того времени становится ареной ожесточённых боёв между красноармейцами, немцами, белогвардейцами и петлюровцами. Трудно было тогда разобраться, за кем идти, против кого выступать, на чьей стороне правда. И в начале романа писатель показывает, как Алексей, Николка, их близкие друзья - Мышлаевский, Карась и просто знакомые по службе офицеры - пытаются организовать оборону города, не пустить Петлюру. Но, обманутые генштабом и союзниками, они получаются заложниками собственной присяги и чувства чести.

    Мы видим положение Турбиных, армейских офицеров, прапорщиков, бывших студентов, «сбитых с винтов жизни войной и революцией». Именно они принимают на себя самые жестокие удары военного времени. Сочувствуя в душе мужикам, которых грабят и расстреливают немцы, они сплачиваются в белую гвардию, чтобы воевать за монархию.

    Когда Шервинский сообщает о том, что государь не убит, Турбины пьют за «здоровье его императорского величества». Автор показывает белых юнкеров не злодеями, а юнцами из своей классовой среды. Турбины политикой не занимаются.

    Булгаков сознательно отходит от подчёркнуто отрицательного изображения белогвардейцев. Позиция писателя навлекла на него обвинения в оправдании белого движения: ведь он делает своих героев жертвами истории, трагической коллизии, из которой нет выхода.

    Г.Адамович отмечал, что автор показал своих героев в «несчастьях и поражениях». События революции в романе «максимально очеловечены». «Это было особенно заметно на фоне примелькавшегося образа «революционной массы» в произведениях А.Серафимовича, Б.Пильняка, А.Белого и других», - писал Муромский.

    Автор конструирует оригинальное пространство, используя летописный стиль: «Велик был год и страшен год по рождестве Христовом 1918, от начала же революции второй… Велик был год и страшен год по рождестве Христовом 1918, но 1919 был ещё страшней». Фразы как бы рассекают повествование, усиливая общую идею произведения и придавая конкретным фактам эпическую глубину.

    Мудрый Булгаков, свидетель революции и её последствий для жизни России, скорбит одинаково обо всех погибших и пострадавших на крутых поворотах истории – и «красных», и «белых», ибо не видит виноватых и правых в гражданской войне. Неслучайно в вещем сне Алексея Турбина Господь говорит погибшему Жилину: «Все вы у меня, Жилин, одинаковые – в поле брани убиенные».

    Есть вечные ценности, которые существуют вне времени, и Булгаков сумел талантливо и искренне рассказать о них в своём романе «Белая гвардия». Пророческими словами заканчивает автор своё повествование. Его герои накануне новой жизни. Они верят, что всё худшее осталось в прошлом. А вместе с автором, героями верим в хорошее и мы: «Всё пройдёт. Страдания, муки, кровь, голод и мор. Меч исчезнет, а вот звёзды останутся, когда и тени наших тел не останется на земле. Нет ни одного человека, который бы этого не знал. Так почему же мы не хотим обратить свой взгляд на них? Почему?»