Положительные и отрицательные стороны использования икт в школе. Положительные и отрицательные стороны информатизации образования Положение по отношению к соседним странам


Может сложиться впечатление, что использование средств ИКТ всегда оправданно во всех областях образовательной деятельности. Безусловно, во многих случаях это именно так. Вместе с тем, информатизация образования обладает и рядом негативных аспектов. Позитивные и негативные факторы информатизации общего среднего образования необходимо знать и учитывать в практической работе каждому учителю.

Использование средств ИКТ в системе подготовки школьников приводит к обогащению педагогической и организационной деятельности средней школы следующими значимыми возможностями:

· совершенствования методов и технологий отбора и формирования содержания общего среднего образования;

· введения и развития новых специализированных учебных дисциплин и направлений обучения, связанных с информатикой и информационными технологиями;

· внесения изменений в обучение большинству традиционных школьных дисциплин, напрямую не связанных с информатикой;

· повышения эффективности обучения школьников за счет повышения уровня его индивидуализации и дифференциации, использования дополнительных мотивационных рычагов;

· организации новых форм взаимодействия в процессе обучения и изменения содержания и характера деятельности учителя и ученика;

· совершенствования механизмов управления системой общего среднего образования.

Процесс информатизации образования, поддерживая интеграционные тенденции познания закономерностей предметных областей и окружающей среды, актуализирует разработку подходов к использованию потенциала информационных технологий для развития личности школьников. Этот процесс повышает уровень активности и реактивности обучаемого, развивает способности альтернативного мышления, формирования умений разрабатывать стратегию поиска решений как учебных, так и практических задач, позволяет прогнозировать результаты реализации принятых решений на основе моделирования изучаемых объектов, явлений, процессов и взаимосвязей между ними.

Перечисленные положительные стороны использования информационных и коммуникационных технологий в общем среднем образовании далеко не единственны. По мере изучения конкретных информационных технологий и областей информатизации образования будут описаны и другие многочисленные плюсы информатизации.

Использование современных средств ИКТ во всех формах обучения может привести и к ряду негативных последствий.

В частности, чаще всего одним из преимуществ обучения с использованием средств информатизации называют индивидуализацию обучения. Однако наряду с преимуществами здесь есть и крупные недостатки, связанные с тотальной индивидуализацией. Индивидуализация сводит к минимуму ограниченное в учебном процессе живое общение учителей и школьников, учащихся между собой, предлагая им общение в виде диалога с компьютером. Это приводит к тому, что обучаемый, активно пользующийся живой речью, надолго замолкает при работе со средствами ИКТ . Орган объективизации мышления человека - речь оказывается выключенным, обездвиженным в течение многих лет обучения. Обучаемый не получает достаточной практики диалогического общения, формирования и формулирования мысли на профессиональном языке.

Другим существенным недостатком повсеместного использования средств ИКТ в общем среднем образовании является свертывание социальных контактов, сокращение практики социального взаимодействия и общения, индивидуализм.

Наибольшую трудность представляет собой переход от информации, циркулирующей в системе обучения, к самостоятельным профессиональным действиям, иначе говоря, от знаковой системы как формы представления знания на страницах учебника, экране дисплея и т.п. к системе практических действий, имеющих принципиально иную логику, нежели логика организации системы знаков. Это классическая проблема применения знаний на практике, формальных знаний, а на психологическом языке - проблема перехода от мысли, к действию.

Определенные трудности и негативные моменты могут возникнуть в результате применения современных средств ИКТ , предоставляющие учителям и школьникам значительную свободу в поиске и использовании информации. При этом некоторые педагоги и обучаемые зачастую неспособны воспользоваться той свободой, которую предоставляют современные телекоммуникационные средства. Часто запутанные и сложные способы представления могут стать причиной отвлечения обучаемого от изучаемого материала из-за различных несоответствий. К тому же, нелинейная структура информации подвергает школьника соблазну следовать по предлагаемым ссылкам, что, при неумелом использовании, может отвлечь от основного русла изложения учебного материала.

Колоссальные объемы информации, представляемые некоторыми средствами информатизации, такими как электронные справочники, энциклопедии, Интернет-порталы, также могут отвлекать внимание в процессе обучения.

Более того, кратковременная память человека обладает очень ограниченными возможностями. Как правило, обыкновенный человек способен уверенно помнить и оперировать одновременно лишь семью различными мыслимыми категориями. Когда школьнику одновременно демонстрируют информацию разных типов, может возникнуть ситуация, в которой он отвлекается от одних типов информации, чтобы уследить за другими, пропуская важную информацию.

Использование информационных ресурсов, опубликованных в сети Интернет, часто приводит к отрицательным последствиям. Чаще всего при использовании таких средств ИКТ срабатывает свойственный всему живому принцип экономии сил: заимствованные из сети Интернет готовые проекты, рефераты, доклады и решения задач из школьных учебников стали сегодня в школе уже привычным фактом, не способствующим повышению эффективности обучения и воспитания школьников.

Определенную опасность таит внешнее поверхностное использование средств ИКТ и информационных ресурсов для выполнения малозначимых в общеобразовательном плане групповых и индивидуальных проектов.

Для многих обучаемых компьютер может просто остаться увлекательной игрушкой. В этой связи достаточно вспомнить заигравшихся школьников, которые, к сожалению, в настоящее время тоже не являются редкостью.

Средства ИКТ могут стать не только мощным средством становления и развития школьников (как личности; субъекта познания, практической деятельности, общения, самосознания), но и, наоборот, способствовать формированию шаблонного мышления, формального и безынициативного отношения к деятельности и т.п.

Во многих случаях использование средств информатизации образования неоправданно лишает школьников возможности проведения реальных опытов своими руками, что негативно сказывается на результатах обучения.

И, наконец, нельзя забывать о том, что чрезмерное и не оправданное использование большинства средств информатизации негативно отражается на здоровье всех участников образовательного процесса.

Используя средства ИКТ , учителя должны учитывать два возможных направления внедрения средств информатизации в учебный процесс. Первое из них связано с тем, что средства ИКТ включаются в учебный процесс в качестве поддерживающих средств в рамках традиционных методов исторически сложившейся системы общего среднего образования. В этом случае средства ИКТ выступают как средство интенсификации учебного процесса, индивидуализации обучения и частичной автоматизации рутинной работы учителей, связанной с учетом, измерением и оценкой знаний школьников.

Внедрение средств ИКТ в рамках второго направления приводит к изменению содержания общего среднего образования, пересмотру методов и форм организации учебного процесса, построению целостных курсов, основанных на использовании содержательного наполнения средств информатизации в отдельных школьных учебных дисциплинах. Знания, умения и навыки в этом случае рассматриваются не как цель, а как средство развития личности школьника.

Использование информационных и коммуникационных технологий будет оправданным и приведет к повышению эффективности обучения в том случае, если такое использование будет отвечать конкретным потребностям системы образования, если обучение в полном объеме без использования соответствующих средств информатизации невозможно или затруднительно. Необходимо учитывать несколько групп таких потребностей, определяемых, как в отношении собственно учебного процесса, так и в отношении других сфер деятельности учителей школ.

В первую группу можно отнести потребности, связанные с формированием у школьников определенных систем знаний. Такие потребности возникают при знакомстве с содержанием сразу нескольких дисциплин, при проведении занятий, имеющих межпредметный характер. Кроме того, они возникают при изучении элементов микро и макромиров, а также в случае необходимости изучения ряда понятий, теорий и законов, которые при традиционном обучении не могут найти требуемого опытного обоснования (изучение невесомости, знакомство с понятием бесконечность).

Вторая группа потребностей определяется необходимостью овладения школьниками репродуктивными умениями. Потребности этой группы возникают в ситуациях, связанных с вычислениями (сокращение времени, проверка и обработка результатов). Наряду с этим потребности второй группы возникают при отработке типовых умений по каждой дисциплине (определение цены деления измерительных приборов в физике, составление изомеров по углеродному скелету в химии) и при формировании общеучебных умений (общелогических - систематизации и классификации, анализа и синтеза, рефлексивных - умений планировать эксперимент, осуществлять сбор и анализ информации).

Третья группа потребностей определяется необходимостью формирования у учащихся творческих умений (главным признаком творчества является новизна полученного продукта). Такие потребности возникают при решении оптимизационных задач, в которых из ряда возможных вариантов выбирается один - наиболее рациональный с определенной точки зрения, при решении задач на выбор самого экономичного решения или наиболее оптимального варианта протекания процесса (нахождение оптимального решения не только математически, но и графически). Потребности этой группы возникают при постановке и решении задач на проверку выдвигаемых гипотез, при необходимости развития конструктивно-комбинаторных творческих умений (использование цифровых конструкторов, позволяющих собирать целое из частей, моделировать объекты и процессы). Кроме того, сюда можно отнести и потребности, вытекающие из необходимости моделирования процессов или последовательности событий, что позволяет ученику делать выводы о факторах, оказывающих влияние на протекание процессов или событий. И, наконец, к третьей группе можно отнести потребности, возникающие в ходе лабораторного эксперимента, требующего для своего проведения приборов, недоступных для конкретного учебного заведения или очень длительного (короткого) промежутка времени. При этом такой лабораторный эксперимент может проводиться в рамках педагогических измерений и также повлечь за собой необходимость использования соответствующих информационных и телекоммуникационных технологий.

Четвертая группа потребностей связана с воспитанием и необходимостью формирования у школьников определенных личностных качеств. Потребности, относимые к четвертой группе, возникают для организации моделирования, создающего возможности нравственного воспитания обучаемых через решение социальных, экологических и других проблем (анализ возможных последствий аварий, последствий применения различных технологий, позволяющий не только научить учащихся избегать подобных опасностей, но и воспитать нравственные оценки их возникновения в современном мире). Также потребности в использовании средств ИКТ образования могут возникать для формирования у школьников чувства ответственности по отношению к другим людям, по отношению к себе и собственному организму.

Все приведенные выше доводы и факторы говорят о том, что применение средств ИКТ в обучении школьников по принципу чем больше, тем лучше не может привести к реальному повышению эффективности системы общего среднего образования. В использовании средств информатизации образования необходим взвешенный и четко аргументированный подход.

Введение

Современный педагогический процесс предполагает в своей основе развитие новой образовательной среды, создание которой позволит существенно усилить влияние школы как социального института на ход самореализации личности обучающегося.

Это веление времени, во многом определяющее содержание преобразований учебного процесса современной школы, явилось одной из причин непрерывного поиска новых, более эффективных педагогических технологий.

Современные педагогические технологии отдают предпочтение формам и методам обучения, призванным содействовать выявлению и формированию компетенции учеников в зависимости от их личных склонностей и интересов. При этом, учитывая все возрастающий объем подлежащей усвоению информации, концентрирующей накопленный за последнее время опыт, следует отдавать предпочтение формам и методам обучения, способным обеспечить процесс интериоризации знаний.

Избираемые формы и методы обучения должны воздействовать на процесс присвоения знаний обучающимся таким образом, чтобы в течение всего периода обучения актуализировать приобретаемые знания, умения и навыки, побуждать учеников к самостоятельно обучению. Этим требованиям отвечает применение цифровых образовательных ресурсов в школьной среде. Информационно-коммуникационные технологии становятся для современной школы современными средствами организации активного познавательного процесса в открытой информационной образовательной среде.

Положительные и отрицательные стороны использования компьютерных программ на уроках

Благодаря своим конструктивным и функциональным особенностям современный персональный компьютер является уникальной обучающей машиной. Он применяется в обучении всевозможным дисциплинам и служит базой для создания большого числа новых информационных технологий обучения.

Вне зависимости от марки, модели, времени создания и области применения все персональные компьютеры, используемые в школьном обучении, имеют общие фундаментальные особенности, положительно влияющие на процесс обучения, например одновременное выполнение нескольких операций по обработке информации, возможность обработки, хранения, представления и передачи информации разных типов, в числе которых текст, числовые данные, графические изображения, звук (9).

Использование компьютеров на уроках формирует создает положительное эмоциональное настроение, способствует активизации умственной деятельности. Активизация обучения связана как с диалоговым характером работы компьютера, то есть, на каждое действие человека следует определённая реакция компьютера, так и с тем, что каждый ученик работает за своим компьютером. При традиционном классно-урочном обучении основное - это восприятие учащимися информации в устной форме, при этом ученику не часто приходится проявлять активность на уроке, а учитель не в состоянии организовать и контролировать активную работу каждого ученика на его рабочем месте. Поэтому традиционное обучение, в основном, является не продуктивным и пассивным. Обучение, проводимое с помощью компьютера значительно меняет степень освоения и запоминания учебного материала, компьютер диалоговым характером своей работы стимулирует ученика к деятельности и контролирует ее результаты (Рис.1).

Индивидуализация обучения при использовании компьютера даёт возможность каждому ученику самому выбирать темп обучения, делать в работе паузы. Даже неуспевающие учащиеся охотно работают с компьютером, а неудачный ход работы вследствие пробелов в знаниях побуждает часть из них обращаться за помощью к учителю или самостоятельно изучить недостающий материал, возвращаясь по средством гиперссылок к недопонятой теме.

Графические возможности дисплеев персональных компьютеров и гибкие языки программирования позволяют сделать компьютерное обучение очень наглядным. При помощи компьютерной графики можно визуально отобразить такие явления и процессы, которые не могут быть увидены в действительности, можно наглядно отобразить то, что на самом деле не имеет наглядности (например, эффектов теории относительности, закономерностей числовых рядов и т.п.). На такой возможности компьютера основывается когнитивная компьютерная графика - особое направление применения компьютеров в научных исследованиях, когда иллюстративные возможности компьютера используются для изучения различных закономерностей.

Традиционное обучение является в основном теоретическим и мало наглядным. Классно-урочная форма обучения вынуждает педагога к усилению теоретической стороны обучения в ущерб практической. Любому педагогу излагать теоретический материал значительно легче, чем организовывать ориентированную на практику работу учащихся. Если вести обучение с помощью компьютера, то образовательный процесс приобретает практический уклон, поскольку вычислительные и моделирующие возможности электронной техники предрасполагают к обучению в форме решения чётко поставленных задач практической направленности.

Компьютерная технология повышает интерес к обучению предметам, не связанным с информатикой. Непосредственная работа на компьютере сама по себе обладает привлекательными чертами, втягивает в себя людей. Благодаря чему организации учебного процесса с участием компьютера, само изменение характера работы ученика на уроке способствуют повышению интереса к учебе. Важное значение имеют элементы игры, состязательности в компьютерном обучении (например, подсчет очков и сравнение достижений различных учеников) или звуковые и зрительные эффекты (10).

С другой стороны, интегрирование обычного урока с компьютером привлекательно и для учителей, поскольку, позволяет учителю переложить часть работы на компьютер, помогает лучше оценить способности и знания ребенка, побуждает искать новые, нетрадиционные формы и методы обучения. Основными функциями преподавателя в учебной деятельности с применением компьютерных возможностей являются: отбор учебного материала и заданий, планирование проведения уроков, разработка форм предъявления информации обучаемым, контроль над обучением, коррекция процесса обучения. Это большая область для проявления творческих способностей для многих: учителей, методистов, психологов, всех, кто хочет и умеет работать.

Среди психологических особенностей людей, имеющих многолетний контакт с компьютером, выделяют упорство, настойчивость в достижении целей, независимость, склонность к принятию решений на основании собственных критериев, склонность к творческой деятельности, предпочтение процесса работы получению результата. Компьютерные игры могут выполнять функцию психологической разгрузки, играть роль психологического тренинга, и таким образом учить человека способам разрешения проблем.

Однако применения компьютеров в учебной практике имеет как положительные, так и отрицательные стороны. Растущее применение компьютеров во всех сферах человеческой деятельности порождает новые проблемы.

Один из первых и самый главный отрицательный фактор - это нагрузка на зрение школьника. Весь смысл работы с дисплеем компьютера - ввести или прочитать текст, нарисовать или изучить чертёж, а это - тяжелейшая зрительная работа. Зрительная система человека плохо приспособлена к рассматриванию картинок на экране дисплея. Мышцы, которые управляют глазами и фокусируют их на определенном предмете, просто устают от чрезмерной нагрузки. У детей особенно часто устают глаза, поскольку их глаза и мышцы, которые ими управляют, еще не окрепли.

Потенциальная усталость глаз существует при любой работе, в которой участвует зрение, но наиболее велика она, когда нужно рассматривать объект на близком расстоянии. Проблема еще более возрастает, если такая деятельность связана с использованием устройств высокой яркости, например, монитора компьютера. Изображение букв, цифр и рисунков на экране дисплея составлено не из непрерывных линий, как на бумаге, а, подобно мозаике, из точек, к тому же светящихся и мерцающих. Четких границ эти точки не имеют, а потому знаки и линии гораздо менее контрастны, чем в книге, в связи с эти длительное чтение или разглядывание картинок и чертежей с экрана монитора вызывает напряжение глазных мышц, которое усиливается световой пульсацией дисплея (11).

Неограниченное по времени просиживание перед экраном телевизора или компьютера требуют от молодых глаз серьезного напряжения. Частая утомляемость зрения приводит к появлению головной боли, дети становятся вялыми и раздражительными. Чрезмерная работа за компьютером может усугубить проблемы со зрением.

Зрительный аппарат ребенка несовершенен и продолжает формироваться, и потому санитарные нормы жестко определяют допустимое время его работы на компьютере - в зависимости от возраста. Детям в возрасте 7-8 лет можно находиться перед экраном монитора до 30-40 минут в день. А с 9-11 лет - не более часа-полутора. Для устранения зрительного напряжения важно следить за тем, чтобы изображения на экране компьютера были четкими и контрастными. Необходимо исключить возможность попадания яркого электрического или прямого солнечного света на экран, поскольку это снижает контрастность и яркость изображения. При работе с текстом, для снижения напряжения глаз, предпочтение желательно отдавать позитивному контрасту: темные знаки на светлом фоне. Расстояние от глаз до экрана компьютера должно быть не менее 50-70 см. Одновременно за компьютером может заниматься только один ребенок, так как, если допустить занятия в паре или в группе, для сидящего сбоку условия рассматривания изображения на экране резко ухудшаются. Так же рекомендуется проводить зрительную гимнастику, которая является эффективной профилактической мерой. Ее проводят через 7-8 минут от начала работы школьника на компьютере и после её окончания. Гимнастика проводится около одной минуты, такая процедура проста и доступна каждому. Например, сидя за компьютером, ребенок поднимает глаза кверху и, представив летящего там мотылька или бабочку, следит за их полетом из одного угла комнаты в другой, не поворачивая при этом головы - двигаться должны только глаза. Однако не стоит забывать, что проведение гимнастики для глаз не исключает проведение физкультминутки. Регулярное проведение упражнений для глаз и физкультминуток эффективно снижает зрительное и статическое напряжение (12).

У детей, работающих на компьютерах, наибольшее число жалоб на здоровье связано с заболеваниями мышц и суставов. Чаще всего это просто онемение шеи, боль в плечах и пояснице или покалывание в ногах. Но бывают, однако, и более серьезные заболевания. Наиболее распространен кистевой туннельный синдром, при котором нервы руки повреждаются вследствие частой и длительной работы на компьютере

Основными заболеваниями позвоночника, развивающимися вследствие долгого нахождения за компьютером, являются: остеохондроз и искривления позвоночника. Если возможность развития искривления позвоночника более велика в раннем возрасте, то остеохондроз опасен для людей всех возрастов, так же стоит отметить, что последствия остеохондроза более опасны, чем последствия различных видов искривления позвоночника.

Одной из основных причин остеохондроза является недостаточное питание дисков, это может быть вызвано различными причинами, однако главная из них - дистрофия мышц спины, с помощью которых и осуществляется обмен веществ в дисках. Причинами наличия этого заболеваниями могут быть: боли или чувства дискомфорта в спине, боли в голове, конечностях или нарушение работы внутренних органов. Но если ребёнок, страдающий остеохондрозом, научится правильно сидеть, стоять, лежать, то боль можно предупредить или уменьшить.

Для устранения заболеваниями позвоночника во время работы за компьютером оборудование компьютерного рабочего пространства должно соответствовать санитарным правилам, а посадка ученика соответствовать физиологическим нормам (13).

Необходимо, чтобы размеры учебной мебели (стол и стул) соответствовали росту ребенка: ноги и спина (а еще лучше и предплечья) должны иметь опору, а линия взгляда должна приходиться примерно на центр монитора или немного выше. Стул надо выбрать со спинкой. Стол, на котором стоит компьютер, следует поставить в хорошо освещенное место, но так, чтобы на экране не было бликов. Посадка ребёнка должна быть прямая или слегка наклоненная вперед, с небольшим наклоном головы. Чтобы обеспечить устойчивость посадки, ребенку следует сидеть на стуле, опираясь на 2/3 - 3/4 длины бедра. Между корпусом тела и краем стола необходимо сохранять свободное пространство не менее 5 см. Руки должны свободно лежат на столе. Ноги следует, согнуты в тазобедренном и коленном суставах под прямым углом и располагаются под столом на соответствующей подставке(13).

Заболевания органов дыхания, развивающиеся из-за долговременной работы с компьютером, имеют в основном аллергический характер. Это связанно с тем, что во время долгой работы компьютера корпус монитора и платы в системном блоке нагреваются и выделяют в воздух вредные вещества, особенно если компьютер новый. Помимо выделения вредных веществ, компьютер создаёт вокруг себя электромагнитное поле, излучение идет как от экрана, так и от задней и боковых стенок монитора, которое притягивает пыль и соответственно она оседает у вас в лёгких. В это же время работающий компьютер деонизирует окружающую среду, а относительная влажность воздуха - снижаться ниже нормы. Каждый из этих факторов отрицательно сказывается как на лёгкие, так и на весь организм в целом. Медицинские осмотры показали, что у 9 аллергиков и 3 астматиков действительно работа за компьютером влияет на их настроение, самочувствие и иногда провоцирует болезнь.

Для снижения заболеваний связанных с органами дыхания в помещении, где используется компьютер, необходимо выполнять ежедневную влажную уборку, протирать экран слегка увлажненной чистой тряпкой или губкой до и после работы на компьютере, почаще проветривать комнату, а аквариум или другие емкости с водой увеличивают влажность воздуха.

Частое и долгое использование компьютера нервно-эмоциональному напряжению. Общение с компьютером, особенно с игровыми программами, сопровождается сильными нервными потрясениями, поскольку требует быстрой ответной реакции. Кратковременные возбуждения вызывают у ребенка быстрое утомление. Долгое провождение времени за компьютером, выливается в своеобразный эмоциональный стресс.

У небольшого количества детей много работающих за компьютером психологи отмечают возникновение следующих негативных сторон: пренебрежение социальными нормами, интровертированность, погруженность в собственные переживания, холодность и не эмоциональность в общении, склонность к конфликтам, эгоцентризм, недостаток ответственности.

Одной из негативных сторон информатизации общества является появление у некоторых людей компьютерной тревожности. В настоящее время нет четкого определения для этого понятия, нет и официальных методов профилактики и лечения компьютерной тревожности. Большинство психологов подразумевают под нею страх, возникающий при работе на компьютере или при размышлении о ней. Г. Маркулидес показал, что наличие компьютерной тревожности значительно снижает компьютерную грамотность и интерес к работе на компьютере Люди, испытывающие высокую тревогу при выполнении какого либо задания на электронно-вычислительной машине, как правило, имеют отрицательное отношение к компьютеру. С другой стороны, как указывают Д. Кэмпбелл и К. Перри, отрицательные эмоции в некоторых случаях могут стимулировать рост активности, стремление выполнить задание как можно лучше и приводить тем самым к повышению успешности деятельности. (1)

У учащихся компьютерная тревожность возникает как реакция на страх неправильно выполнить действие и получить плохую отметку, показаться неспособным по сравнению с другими обучающимися.

В числе отрицательных последствий длительного провождения за компьютером выделяют еще аутизацию - уход от реальности, синдром зависимости от компьютера. Последствия синдрома таковы: у школьника сужается круг друзей и интересов, сокращается либо происходит полный отказ от участия в различных видах деятельности. Показателем актуальности этой проблемы является уже то, что в пятую редакцию классификации психических заболеваний в США DSM-5 предложено включить раздел «Кибернетические расстройства». К симптомам этих расстройств относят навязчивые размышления о происходящем в киберпространстве, психомоторное беспокойство(14).

Однако А. Е. Войскунский считает, что специалистами преувеличено число страдающих аутизациией, а за проявлениями зависимости нередко скрываются иные психические отклонения (2).

К. Мюррей полагает, что зависимость можно разобрать по аналогии с другими увлечениями, например, с жаждой путешествий или «глотанием» книг.

Предупредить переутомление и нервно-эмоциональное расстройство возможно лишь ограничив длительность работы учащегося за компьютером.

В связи с использованием в обучении детей большого количества компьютеров, мультимедийных устройств, возникает вопрос, какое же влияние оказывают информационно-коммуникационные технологии на учебную деятельность школьников? Прежде чем ответить на этот вопрос необходимо выяснить, что же такое ИКТ и какие его средства применяются в образовании.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Положительные и отрицательные стороны использования информационно-коммуникативных технологий в обучении младших школьников.

В современном мире мы получаем большое количество информации. В связи с этим человек не может обходиться без помощи информационных технологий. Всё больше нашу жизнь заполняют компьютеры, а вместе с ними и информационные технологии.

Современное образования представляет собой свободное владение информационными технологиями, в результате этого компьютер воспринимается как один из инструментов реализации учебно-воспитательного процесса. Оснащение школ компьютерами, приобретение программно-методических комплексов по предметам позволяют совершенно по-новому строить процесс преподавания уроков, делая их более интересными, увлекательными, разнообразными. Это способствует внедрению новых педагогических технологий в учебно-воспитательный процесс школы. Компьютер можно и необходимо использовать на всех стадиях обучения: подготовки занятий, всех этапах его проведения, закрепления и контроля знаний. Использование новых информационных и мультимедийных технологий повышает качество образовательного процесса, а также эффективно влияет на познавательную деятельность учащихся. Многие авторы считают компьютер эффективным средством активизации обучения. Но между тем в исследованиях не находят должного отражения дидактические и методические аспекты использования средств информационно-коммуникационных технологий для повышения уровня познавательного интереса младших школьников.

В связи с использованием в обучении детей большого количества компьютеров, мультимедийных устройств, возникает вопрос, какое же влияние оказывают информационно-коммуникационные технологии на учебную деятельность школьников? Прежде чем ответить на этот вопрос необходимо выяснить, что же такое ИКТ и какие его средства применяются в образовании.

Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) - совокупность технологий, обеспечивающих фиксацию информации, ее обработку и информационные обмены (передачу, распространение, раскрытие).

Информационные технологии – это методы и средства получения, преобразования, передачи, хранения и использования информации.

Также под информационными технологиями понимают программно - аппаратные средства и устройства, функционирующие на базе микропроцессорной и вычислительной техники, а также современных средств и систем информационного обмена, обеспечивающих операции по сбору, продуцированию, накоплению, хранению, обработки и передаче информации.

В настоящее время используются различные средства информационно-коммуникационных технологий. Основным средством ИКТ любой системы образования является персональный компьютер. Компьютер - универсальное устройство обработки информации. Его возможности определяются установленных на нем программных средств, а именно общего назначения и связанные с аппаратными, источники информации, виртуальные конструкторы, тренажёры, тестовые средства, комплексные обучающие пакеты, информационные системы управления.

В современных системах образования широкое распространение получили универсальные офисные прикладные программы и средства ИКТ: текстовые процессоры, электронные таблицы, программы подготовки презентаций, системы управления базами данных, органайзеры, графические пакеты и т.п.

Благодаря появлению компьютерных сетей и других, подобных им средств ИКТ образование приобрело возможность оперативно получать информацию из любой точки земного шара. Через глобальную сеть Интернет возможен мгновенный доступ к мировым информационным ресурсам, а так же доступны распространенные средства ИКТ, к числу которых относятся электронная почта, списки рассылки, группы новостей, чат.

С помощью сетевых средств ИКТ мы имеем доступ к учебно-методической и научной информации, моделированию научно-исследовательской деятельности, проведению виртуальных учебных занятий в реальном режиме времени.

Информационные технологии разделяют на три группы: сберегающие, рационализирующие и созидающие (творческие) информационные технологии экономят труд, время и материальные ресурсы (принтер, сканер, ксерокс).

Большое распространение в школах получили следующие аппаратные средства:

Проектор - радикально повышает уровень наглядности в работе учителя, а также позволяющий возможность учащимся представлять результаты своей работы всему классу.

Принтер - позволяет фиксировать на бумаге информацию, найденную и созданную учащимися или учителем для учащихся.

- телекоммуникационный блок - дает доступ к российским и мировым информационным ресурсам, позволяет вести дистантное обучение, вести переписку с другими школами.

- устройства для ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами - клавиатура и мышь (и разнообразные устройства аналогичного назначения), а также устройства рукописного ввода. Особую роль соответствующие устройства играют для учащихся с проблемами двигательного характера, например, с ДЦП.

- устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации (сканер, фотоаппарат, видеокамера, аудио и видео магнитофон) - дают возможность непосредственно включать в учебный процесс информационные образы окружающего мира

- устройства регистрации данных (датчики с интерфейсами) - существенно расширяют класс физических, химических, биологических, экологических процессов, включаемых в образование при сокращении учебного времени, затрачиваемого на рутинную обработку данных

- управляемые компьютером устройства - дают возможность учащимся различных уровней способностей освоить принципы и технологии автоматического управления

- внутриклассная и внутришкольная сети - позволяют более эффективно использовать имеющиеся информационные, технические и временные (человеческие) ресурсы, обеспечивают общий доступ к глобальной информационной сети

Аудио-видео средства обеспечивают эффективную коммуникативную среду для воспитательной работы и массовых мероприятий .

Информационные технологии можно классифицировать по их функциональному назначению. А. В. Дворецкая выделяет следующие виды информационных технологий: презентации, обучающие игры и развивающие программы, дидактические материалы, программы – тренажеры, системы виртуального эксперимента, электронные учебники, электронные энциклопедии.

Презентации – это наиболее распространенный вид представления демонстрационных материалов. Презентации – это электронные диафильмы, но, в отличие от обычных диафильмов, они могут включать в себя анимацию, аудио- и видеофрагменты, элементы интерактивности, то есть может быть предусмотрена реакция на действия пользователя. Презентации особенно интересны тем, что их может создать любой учитель, который имеет доступ к компьютеру, с минимальными затратами времени. Они активно используются для представления ученических проектов.

Обучающие игры и развивающие программы ориентированы на дошкольников и младших школьников. К этому типу относятся интерактивные программы с игровым сценарием. Выполняя различные задания в процессе игры, учащиеся развивают тонкие двигательные навыки, пространственное воображение, логическое мышление и, возможно, получают дополнительные навыки при работе на клавиатуре.

Дидактические материалы – сборники задач, диктантов, упражнений, а также примеры рефератов и сочинений, представленных в электронном виде, в виде простого набора файловых текстов.

Программы – тренажеры выполняют функцию дидактических материалов. Современные программы – тренажеры могут отслеживать ход решения и сообщать об ошибках.

Системы виртуального эксперимента – программные комплексы, позволяющие обучаемому проводить такие эксперименты, которые были бы невозможными по соображениям безопасности, финансовом соображениям.

Электронные учебники и учебные курсы объединяют в единый программный комплекс все или несколько выше описанных типов обучающих программ.

В электронных энциклопедиях объединены функции демонстрационных и справочных материалов. В соответствии со своим названием они являются электронным аналогом обычных справочно-информационных изданий. В отличие от своих бумажных аналогов такие энциклопедии обладают дополнительными свойствами и возможностями: поддерживают удобную систему поиска по ключевым словам и понятиям, удобная система навигации на основе гиперссылки, возможность включать в себя аудио и видеофрагменты .

Все выше перечисленные средства ИКТ позволяют нам оценить их роль в реализации целей образования младших школьников:

Информационные технологии дополняют содержание и методику изучения материала.

ИКТ позволяют проводить индивидуальную работу как с учащимися, испытывающие трудности в обучении, так и с успешными учениками. Например, в каждой теме предлагаются задания разного уровня сложности.

Повышение уровня наглядности. Причем наглядность более высокого уровня, так как она реализуется с помощью анимации, звукового сопровождения, видеофрагментов.

Наглядность является ведущим средством в обучении младших школьников. Средства наглядности обеспечивают полное формирование какого-либо образа, понятия и тем самым способствует более прочному усвоению знаний, пониманию связи научных знаний с жизнью. Наглядность содействует выработке у учащихся эмоционально-оценочного отношения к сообщаемым знаниям, повышает интерес к знаниям, делает более легкий процесс их усвоения, поддерживает внимание ребенка .

Информационные технологии выполняют ряд дидактических функций: образовательную (формирование знаний, умений и навыков, которые обеспечивают готовность младших школьников к дальнейшему обучению), развивающую (ориентирована на формирование в процессе изучения окружающего мира важнейших компонентов учебной деятельности), воспитательную (определяет возможность формирования правильных взаимоотношений с окружающим миром).

Использование современных средств ИКТ во всех формах обучения может привести и к ряду негативных последствий, в числе которых можно отметить ряд негативных факторов психолого-педагогического характера, а так же негативного влияния средств ИКТ на физиологическое состояние и здоровье младшего школьника.

В частности, индивидуальный способ обучения имеет крупные недостатки связанные тотальной индивидуализацией. Пропадает живое диалогическое общение участников образовательного процесса.

Использование информационных ресурсов, опубликованных в сети Интернет, часто приводит к отрицательным последствиям. Для экономии сил учащиеся: заимствуют из сети Интернет готовые проекты, сочинения, решение задач, что стало сегодня уже привычным фактом, не способствующим повышению эффективности обучения и воспитания.

Возникает у детей трудность перехода от информации, циркулирующей в системе обучения, к самостоятельным действиям, то есть от знаковой системы как формы представления знания на страницах учебника, экране дисплея и т.п. к системе практических действий, имеющих принципиально иную логику, нежели логика организации системы знаков. У детей формируется шаблонное мышление, безынициативное отношение к деятельности и т.п.

Большое и неоправданное использование средств информатизации так же оказывает негативное влияние на здоровье младших школьников. Из-за колоссального объема информации, представляемыми некоторыми средствами информатизации возникает отвлечение внимания школьника.

Одним из проявлений негативного влияния ИКТ на личность школьников является негативное девиантное поведение. «Девиантное (отклоняющееся) поведение – это поведение индивида или группы, которое не соответствует общепринятым нормам, в результате чего эти нормы ими нарушаются». Под негативным девиантным поведением в сфере компьютерных технологий мы понимаем осознанное, либо неосознанное использование ИКТ для совершения тех или иных воздействий, направленных на причинение морального, физического или экономического вреда организациям или частным лицам.

Негативное девиантное поведение школьников в сфере ИКТ впоследствии влияет на неконтролируемость своих действий и не ответственность за свои поступки. Проявления негативного девиантного поведения могут оказаться результатом небрежности, моральной незрелости, безразличия, недостатка любопытства.

Таким образом, рассмотрев особенности внедрения информационных технологий в учебный процесс и их влияние на качество знаний учащихся, позволяет нам понять, что информационно-коммуникационные технологии оказывают как положительное, так и негативное воздействие на учащихся младших школьников.

Список литературы:

  1. Дворецкая А.В., Основные типы компьютерных средств обучения. [Текст] / А.В. Дворецкая, 2006. – 159 с.
  2. Волкова С.И., Столярова Н.Н. Развитие познавательных способностей детей на уроках математики [Текст] / Волкова С.И., Начальная школа. - 1990 - №7, 1991 - №7. 1992 -№7.8, 1993- №7
  3. Семёнов Л.А., «Концепция информатики в общем образовании» [электронный ресурс] / http://textbook.keldysh.ru/informat/part3.htm

Может сложиться впечатление, что использование средств ИКТ всегда оправданно во всех областях образовательной деятельности. Безусловно, во многих случаях это именно так. Вместе с тем, информатизация образования обладает и рядом негативных аспектов. Позитивные и негативные факторы информатизации дошкольного образования необходимо знать и учитывать в практической работе каждому педагогу-воспитателю.

Использование средств ИКТ в системе подготовки дошкольников приводит к обогащению педагогической и организационной деятельности ДОУ следующими значимыми возможностями:

· совершенствования методов и технологий отбора и формирования содержания дошкольного образования;

· введения и развития новых специализированных учебных дисциплин и направлений обучения, связанных с информатикой;

· внесения изменений в обучение большинству традиционных дисциплин, напрямую не связанных с информатикой;

· повышения эффективности обучения дошкольников за счет повышения уровня его индивидуализации и дифференциации, использования дополнительных мотивационных рычагов;

· организации новых форм взаимодействия в процессе обучения и изменения содержания и характера деятельности педагога-воспитателя и дошкольника;

· совершенствования механизмов управления системой дошкольного образования.

Процесс информатизации образования, поддерживая интеграционные тенденции познания закономерностей предметных областей и окружающей среды, актуализирует разработку подходов к использованию потенциала информационных технологий для развития личности дошкольников. Этот процесс повышает уровень активности и реактивности обучаемого, развивает способности альтернативного мышления, формирования умений разрабатывать стратегию поиска решений как учебных, так и практических задач, позволяет прогнозировать результаты реализации принятых решений на основе моделирования изучаемых объектов, явлений, процессов и взаимосвязей между ними.

Перечисленные положительные стороны использования информационных и коммуникационных технологий в дошкольном образовании далеко не единственны. По мере изучения конкретных информационных технологий и областей информатизации образования будут описаны и другие многочисленные «плюсы» информатизации.

Использование современных средств ИКТ во всех формах обучения может привести и к ряду негативных последствий.

В частности, чаще всего одним из преимуществ обучения с использованием средств информатизации называют индивидуализацию обучения . Однако наряду с преимуществами здесь есть и крупные недостатки, связанные с тотальной индивидуализацией. Индивидуализация сводит к минимуму ограниченное в учебном процессе живое общение педагогов-воспитателей и дошкольников, учащихся между собой, предлагая им общение в виде «диалога с компьютером». Это приводит к тому, что обучаемый, активно пользующийся живой речью, надолго замолкает при работе со средствами ИКТ. Орган объективизации мышления человека – речь оказывается выключенным, обездвиженным в течение многих лет обучения. Обучаемый не получает достаточной практики диалогического общения, формирования и формулирования мысли на профессиональном языке.

Другим существенным недостатком повсеместного использования средств ИКТ в дошкольном образовании является свертывание социальных контактов, сокращение практики социального взаимодействия и общения, индивидуализм .

Наибольшую трудность представляет собой переход от информации, циркулирующей в системе обучения, к самостоятельным профессиональным действиям, иначе говоря, от знаковой системы как формы представления знания на страницах учебника, экране дисплея и т. п. к системе практических действий, имеющих принципиально иную логику, нежели логика организации системы знаков. Это классическая проблема применения знаний на практике, формальных знаний, а на психологическом языке – проблема перехода от мысли, к действию .

Определенные трудности и негативные моменты могут возникнуть в результате применения современных средств ИКТ, предоставляющие педагогам-воспитателям и дошкольникам значительную свободу в поиске и использовании информации. При этом некоторые педагоги и обучаемые зачастую неспособны воспользоваться той свободой, которую предоставляют современные телекоммуникационные средства. Часто запутанные и сложные способы представления могут стать причиной отвлечения обучаемого от изучаемого материала из-за различных несоответствий. К тому же, нелинейная структура информации подвергает дошкольника «соблазну» следовать по предлагаемым ссылкам, что, при неумелом использовании, может отвлечь от основного русла изложения учебного материала.

Колоссальные объемы информации, представляемые некоторыми средствами информатизации (электронные справочники, энциклопедии, Интернет-порталы), также могут отвлекать внимание в процессе обучения.

Более того, кратковременная память человека обладает очень ограниченными возможностями. Как правило, обыкновенный человек способен уверенно помнить и оперировать одновременно лишь семью различными мыслимыми категориями. Когда дошкольнику одновременно демонстрируют информацию разных типов, может возникнуть ситуация, в которой он отвлекается от одних типов информации, чтобы уследить за другими, пропуская важную информацию.

Использование информационных ресурсов, опубликованных в сети Интернет, часто приводит к отрицательным последствиям. Чаще всего при использовании таких средств ИКТ срабатывает свойственный всему живому принцип экономии сил: заимствованные из сети Интернет готовые проекты, рефераты, доклады и решения задач из учебников стали сегодня в ДОУ уже привычным фактом, не способствующим повышению эффективности обучения и воспитания дошкольников.

Определенную опасность таит внешнее поверхностное использование средств ИКТ и информационных ресурсов для выполнения малозначимых в общеобразовательном плане групповых и индивидуальных проектов.

Для многих обучаемых компьютер может просто остаться увлекательной игрушкой. В этой связи достаточно вспомнить «заигравшихся» школьников и дошкольников уже, которые, к сожалению, в настоящее время тоже не являются редкостью.

Средства ИКТ могут стать не только мощным средством становления и развития дошкольников (как личности; субъекта познания, практической деятельности, общения, самосознания), но и, наоборот, способствовать формированию шаблонного мышления, формального и безынициативного отношения к деятельности и т. п.

Во многих случаях использование средств информатизации образования неоправданно лишает школьников и дошкольников возможности проведения реальных опытов своими руками, что негативно сказывается на результатах обучения.

И, наконец, нельзя забывать о том, что чрезмерное и не оправданное использование большинства средств информатизации негативно отражается на здоровье всех участников образовательного процесса.

Используя средства ИКТ, педагоги должны учитывать два возможных направления внедрения средств информатизации в учебный процесс. Первое из них связано с тем, что средства ИКТ включаются в учебный процесс в качестве «поддерживающих» средств в рамках традиционных методов исторически сложившейся системы дошкольного образования. В этом случае средства ИКТ выступают как средство интенсификации учебного процесса, индивидуализации обучения и частичной автоматизации рутинной работы учителей, связанной с учетом, измерением и оценкой знаний школьников и дошкольников.

Внедрение средств ИКТ в рамках второго направления приводит к изменению содержания дошкольного образования, пересмотру методов и форм организации учебного процесса, построению целостных курсов, основанных на использовании содержательного наполнения средств информатизации в отдельных дошкольных учебных дисциплинах. Знания, умения и навыки в этом случае рассматриваются не как цель, а как средство развития личности дошкольника.

Использование информационных и коммуникационных технологий будет оправданным и приведет к повышению эффективности обучения в том случае, если такое использование будет отвечать конкретным потребностям системы образования, если обучение в полном объеме без использования соответствующих средств информатизации невозможно или затруднительно. Необходимо учитывать несколько групп таких потребностей, определяемых, как в отношении собственно учебного процесса, так и в отношении других сфер деятельности педагогов школ и ДОУ.

В первую группу можно отнести потребности, связанные с формированием у дошкольников определенных систем знаний. Такие потребности возникают при знакомстве с содержанием сразу нескольких дисциплин, при проведении занятий, имеющих межпредметный характер. Кроме того, они возникают при изучении элементов микро- и макромиров, а также в случае необходимости изучения ряда понятий, теорий и законов, которые при традиционном обучении не могут найти требуемого опытного обоснования (изучение невесомости, знакомство с понятием бесконечность).

Вторая группа потребностей определяется необходимостью овладения дошкольниками репродуктивными умениями. Потребности этой группы возникают в ситуациях, связанных с вычислениями (сокращение времени, проверка и обработка результатов). Наряду с этим потребности второй группы возникают при отработке типовых умений по каждой дисциплине (определение цены деления измерительных приборов в физике, составление изомеров по углеродному скелету в химии) и при формировании общеучебных умений (общелогических – систематизации и классификации, анализа и синтеза, рефлексивных – умений планировать эксперимент, осуществлять сбор и анализ информации).

Третья группа потребностей определяется необходимостью формирования у учащихся творческих умений (главным признаком творчества является новизна полученного продукта). Такие потребности возникают при решении оптимизационных задач, в которых из ряда возможных вариантов выбирается один – наиболее рациональный с определенной точки зрения, при решении задач на выбор самого экономичного решения или наиболее оптимального варианта протекания процесса (нахождение оптимального решения не только математически, но и графически). Потребности этой группы возникают при постановке и решении задач на проверку выдвигаемых гипотез, при необходимости развития конструктивно-комбинаторных творческих умений (использование цифровых конструкторов, позволяющих собирать целое из частей, моделировать объекты и процессы). Кроме того, сюда можно отнести и потребности, вытекающие из необходимости моделирования процессов или последовательности событий, что позволяет ученику делать выводы о факторах, оказывающих влияние на протекание процессов или событий. И, наконец, к третьей группе можно отнести потребности, возникающие в ходе лабораторного эксперимента, требующего для своего проведения приборов, недоступных для конкретного учебного заведения или очень длительного (короткого) промежутка времени. При этом такой лабораторный эксперимент может проводиться в рамках педагогических измерений и также повлечь за собой необходимость использования соответствующих информационных и телекоммуникационных технологий.

Четвертая группа потребностей связана с воспитанием и необходимостью формирования у дошкольников определенных личностных качеств. Потребности, относимые к четвертой группе, возникают для организации моделирования, создающего возможности нравственного воспитания обучаемых через решение социальных, экологических и других проблем (анализ возможных последствий аварий, последствий применения различных технологий, позволяющий не только научить учащихся избегать подобных опасностей, но и воспитать нравственные оценки их возникновения в современном мире). Также потребности в использовании средств ИКТ образования могут возникать для формирования у дошкольников чувства ответственности по отношению к другим людям, по отношению к себе и собственному организму.

Все приведенные выше доводы и факторы говорят о том, что применение средств ИКТ в обучении дошкольников по принципу «чем больше, тем лучше» не может привести к реальному повышению эффективности системы дошкольного образования. В использовании средств информатизации образования необходим взвешенный и четко аргументированный подход.

Фарион Елена Александровна

МОУ СОШ №96 г.Воронежа

Учитель информатики,физики

Тема: Положительные и отрицательные моменты на уроках информатики в малокомплектной школе.

Я работаю в сельской школе в должности учителя информатики. Стаж работы в данной школе составляет 11 лет, а в должности учителя информатики 10 лет. Наша школа является сельской малочисленной школой. Обучение в сельской школе, в том числе и малочисленной имеет ряд специфических особенностей, с одной стороны облегчающих, с другой усложняющих управление учебно – воспитательным процессом. Малое количество учащихся в школе и соответственно в классе – одна из особенностей. Общение в малочисленной школе более тесное из-за небольшого количества сверстников. Отношение между детьми внутри класса, как правило, ровные: нет отвергнутых детей и эмоциональных лидеров. В малых коллективах наблюдается общность интересов, сходство во взглядах и ценностных отношениях, стремление выполнять работу, проводить свободное время, постоянны внимание и забота друг о друге. Учителю легче поддерживать учебную дисциплину, руководить учебно-воспитательным процессом; возможен доверительный стиль отношений учителя с учащимися, что раскрепощает учеников, помогает

реализовать отношения партнерства и заинтересованности в выполнении той или иной деятельности. Малая наполняемость класса позволяет осуществить индивидуальный

подход к учащимся. Я имею возможность изучать особенности развития, уровень знаний, умений и навыков, черты характера, склонности, интересы каждого ученика и на этой

основе наметить главные направления работы с ним: выбрать приемы развития и обучения, в наибольшей степени отвечающие особенностям восприятия, памяти, психики; приемы воспитания, углубляющие положительные качества личности. В тоже время проводить урок в классе с небольшим количеством учеников очень трудно: уровень обучения не высок. Несмотря на условия почти индивидуального обучения, ученики быстро устают, отключаются от учебной работы. Причина – в увеличении числа актов взаимодействия: учитель часто обращается к ученику, а ученик часто отвечает. Учитель контролирует практически каждое действие

ученика. Все это приводит к эмоциональной перегрузке. Она является следствием усиленного гиперконтроля со стороны учителя за деятельностью учащихся. Малочисленность класса создает условия не только повышенного контроля, но и для сверх проверки учителя над учащимися. Это приводит к отсутствию самостоятельной и учебной недогруженности учащихся. Результативность учебного процесса повышается за счет использования различных форм организации учебных заня-

тий и изменения традиционной структуры урока. В рамках урока целесообразно сокращение этапа проверки знаний учащихся, усиление его обучающей функции, расширение этапа закрепления и применения знаний.

В работе по информатике я использую учебно-методический комплекс:

    Угринович Н.Д. Информатика. Базовый курс:Учебник для 8 класса.

    Угринович Н.Д. Информатика. Базовый курс:Учебник для 9 класса.

    Угринович Н.Д. Информатика и информационные технологии: Учебник для 10-11 классов.

    Угринович Н.Д. и др. Практикум по информатике и информационным технологиям: Учебное пособие.

    Угринович Н.Д. Преподавание курса “ Информатика и ИКТ “ в основной и старшей школе: Методическое пособие для учителей.

    Угринович Н.Д. Преподавание курса “ Информатика и ИКТ “ в основной и старшей школе (7-11): Методическое пособие для учителей.

    Windows - CD . Угринович Н.Д. Компьютерный практикум на CD - ROM .

    Ушаков Д.М. Паскаль для школьников.

    Клевцова С.Б. и др. Основы работы в MS WORD , MS WINDOWS , MS EXCEL , MS ACCESS .Учебно-методическое пособие.

    Л.А. Бачурина, Л.В. Листрова, В.Н. Нестерова, А.С. Протасов, В.Г. Хлебостроев. Примерные программы и учебно-тематические планы по информатике и икт. Профильный уровень.

    Лопушанская Н.Д. Алгоритмизация и программирование в базовом курсе “ Информатика и ИКТ “ . Методические рекомендации.

    Чернов А.А. Конспекты уроков информатики в 9-11 классах. Практикум по программированию.

    Макарова Н.В. Информатика. Практикум по информационным технологиям (7-9 класс) .

    Крылов С.С. Информатика. Интерактивный задачник на CD - ROM .

Данный учебно-методический комплекс состоит из учебников, соответствующих минимуму содержания образования и образовательным стандартам, а также они допущены Министерством образования и науки Российской Федерации.

Программный комплекс Угриновича Н.Д. представляет собой единую образовательную среду, в которой есть практически все необходимое для подготовки и проведения урока. Дополнительные материалы и тесты для проверки усвоения материала находятся в Интернете. Очень большой выбор практических заданий разного уровня. И данный автор очень хорошо раскрывает теоретический материал.

Тема самообразования ’’ Самостоятельная деятельность учащихся при обучении информатике’’. Считаю данную тему значимой, так как это повышает качество знаний полученных на уроках информатики. Работа над темой самообразования предполагает тесное сотрудничество с учителями предметниками. Совместно с ними можно правильно подобрать материал для самостоятельной работы учащихся, чтобы добиться нужных результатов. Пытаюсь разнообразить формы урока, чтобы учащиеся не потеряли интерес к предмету. Сейчас информатика имеет универсальную приложимость. Информатика интересна, увлекательна, способна доставить наслаждение. Информатика занимает одно из важных мест в школьном образовании. И программу по информатике нужно выполнять, используя всю гибкость и многообразие методических приемов. В последние годы в практике работы школы накоплен значительный опыт в части дифференциации форм обучения. С помощью такого дифференцируемого подхода я стараюсь выявить детей, увлеченных информатикой, поддержать у них интерес к предмету, развивать у них способности к информатике. Но не остаются без внимания и слабые дети, для них разрабаты-

ваю задания соответствующей сложности, чтобы ребенок не потерял интерес к учебе. Еще К.Д.Ушинский сказал:’’ Воспитатель не должен забывать, что учение, лишенное всякого интереса и взятое только силою принуждения убивает в ученике охоту к учению, без которой он далеко не уйдет’’. Вот и я стараюсь поддержать у учащихся интерес к учебе. А чтобы они учились с охотой, нужно еще, чтобы задача, стоящая перед ними была посильной. И если я на уроке добиваюсь того, что ученик самостоятельно выполняет задание по определенной теме, то я испытываю удовлетво-

рение и считаю свою задачу выполненной. Ведь если такой ученик вызубрит алгоритм выполнения, то к повышению качества знаний это не ведет. Здесь свою положительную роль играют обязательные результаты обучения. Ведь с помощью их осуществляется дифференцируемый подход в обучении, максимальный учет реальных возможностей каждого ученика. Есть такие ученики, которые знают правила, но не могут выполнять связанные с ними задания. И используя обязательные результаты обучения творчески, учитывая индивидуальные способности каждого ученика, даю учащимся, занимающимся на ’’ 4 ’’ и ’’ 5 ’’, задания повышен-

ной трудности. Так обязательные результаты обучения приводят к повышению общего уровня подготовки класса. Учителю необходимо учитывать разносторонние интересы и склонности школьников, различие их жизненных планов, связанных с их будущей трудовой деятельностью, с условиями жизни в обществе, возможностью дальнейшего продолжения образования.

Моя методическая работа включает в себя: работа над темой по самообразованию ’’Самостоятельная деятельность учащихся при обучении информатике’’. Я считаю данную тему актуальной в наше время, так как самостоятельная деятельность учащихся – это неотъемле-

мая часть учебного процесса. Она является одним из самых доступных и проверенных путей повышения эффективности урока, активизации учащихся на уроке. Важной задачей школы является привитие учащимся навыков самостоятельной деятельности. При этом нужно научить ребят анализировать свою работу, находить и исправлять свои ошибки и ошибки товарищей. Это способствует совершенствованию конкретных учебных умений и навыков.

Я часто предлагаю ребятам на уроках самостоятельные работы. Но перед этим они работают с готовыми алгоритмами выполнения задания. Такие алгоритмы помогают и в выполнении самостоятельных работ и при домашней подготовке. В них содержатся все узловые моменты изучаемой темы. Первые алгоритмы составляю сама, а потом привлекаю к этому сильных учащихся. В процессе работы эти учащиеся приобретают ряд полезных навыков, например, учатся выделять узловые вопросы в прочитанном тексте, работать над книгой, составлять алгоритмы. Передовые педагоги всегда считали, что на уроке дети должны трудиться по возможности самостоятельно, а учитель – руководить этим самостоятельным трудом, давать для него материал. Мне приходиться очень часто обращаться к всевозможным источникам, чтобы для себя почерпнуть новое и применить это на своих уроках. В наше информационное время много возможностей открыто для любознательного учителя и задача любого учителя не отстать от времени.

Провожу ежегодно открытые уроки по информатике, математике и физике, внеклассные мероприятия в рамках предметных недель. Пытаюсь разнообразить формы проведения открытых мероприятий, чтобы ребята не потеряли интерес к предметам и для дальнейшего их привлечения в непосредственной разработке мероприятий.

Детям очень интересно придумывать свои задания, конкурсы.

Учащимся очень понравилась игра ’’Крестики-нулики’’. Задания для данной игры я беру разнообразные по разным предметам (информатика, математика, физика) и детям приходится вспоминать различные науки. А для младших ребят провожу открытые мероприятия в игровой форме, где задания соответствуют возрастному фактору. В старших классах ребятам интересно участвовать в дискуссиях по проблемным вопросам из информатики. В наше время проблемных вопросов много и очень интересно услышать мнение детей по данным проблемам.

В своей практике использую методы диагностики. С помощью данных методов можно проверить как прошло усвоение определенной темы, а также продиагностировать некоторые формы работы применяемые на уроке. Например, диагностические ведомости, карты диагностики по предмету и другие виды диагностики.

Работая учителем, много готовлю дидактических материалов для учащихся, а сейчас в продаже для учителя представлен большой выбор дидактических пособий, которые можно размножить при помощи технических средств. Но встречаются темы, по которым к сожалению нет материалов и приходится самой искать задания разной степени сложности и, благодаря компьютеру, задания можно оформлять более эстетично. Например, карточки, тесты, алгоритмы выполнения конкретных заданий и др.

Часто привлекаю учащихся к научно – исследовательской работе, где на уроке информатики решают проблемы физики.

Во внеклассных мероприятиях ребята сами предлагают свою помощь в проведении и принимают активное участие. Также являюсь руководителем кружка ’’ Компьютер и я ’’, где тоже ребята занимаются исследовательской работой, работают над проектами, разрабатывают различные модели.

Всегда стоящая перед учителем проблема – научить ребенка

и передать ему тот багаж знаний, который есть у учителя. Но сейчас очень сильно упал интерес у детей к школе. И моя задача сделать свои уроки и внеклассные мероприятия более увлекательными. Для этого приходится читать очень много различной методической литературы. Вот и я организовала кружок “Компьютер и я”. Его программа рассчитана на 1 час в неделю. Цель кружка: привить интерес к информатике, научить ребят думать, последовательно рассуждать, работать с компьютером, прислушиваться к мнению товарищей в процесс обсуждения работ. Много заданий для кружковцев беру из дополнительной литературы. Детям очень интересно решать проблемные вопросы, которые должны быть, конечно, посильными.

Есть еще масса различных проблем, например, малое количество часов на изучение той или иной темы. Для решения данной проблемы стараюсь на уроке как можно рациональнее распределить время, чтобы каждый понял главную суть темы и закрепил на компьютере. Ведь если ребенок ушел с урока неудовлетворенный, то на следующий раз у него пропадет интерес, то есть я стараюсь добиться комфортности учебного процесса. Прежде всего создаю деловую спокойную обстановку на уроках. Все ученики должны быть заняты познавательной деятельностью, которая может быть разнообразной. Способов и приемов привлечения ребят к деятельности существует очень много, но положительные результаты обучения определяются в основном тем, насколько хорошо организована самостоятельная работа школьников.