Предмет работы психолога. Отчет по практике: Специфика работы психолога в учреждениях разного типа


Психолог имеет полное высшее образование по специальности «практический психолог» и работает по полученной специальности в Н-ой общеобразовательной санаторной школе №1с (дата) года.

Психолог имеет квалификационную категорию «специалист».

Психолог — молодой, перспективный педагог-психолог. Проявила себя инициативным, энергичным работником. Осуществляет психологическое сопровождение всех участников учебно-воспитательного процесса по различным направлениям работы: психодиагностическое, коррекционно-развивающее, консультативное, профилактическое и просветительское, целью которого является создание в образовательном учреждении условий для максимально успешного личностного развития, обучения и социализации ребенка, создание положительного психоэмоционального климата в ученическом и педагогическом коллективах.

Для эффективности своей работы практический психолог разрабатывает системно-комплексное планирование, в который включены: посещение уроков, внеклассных мероприятий, групповые тренинги с педагогами, групповое и индивидуальное диагностирования всех участников учебно-воспитательного процесса, групповые и индивидуальные коррекционно-развивающие занятия с воспитанниками, просветительские выступления на педагогических совещаниях и методобъединениях.

Большое значение Психолог уделяет психологической готовности детей к обучению, адаптации детей к условиям проживания в школе-интернате. С этой целью проводит диагностическую работу в классах, предоставляет консультации педагогам и родителям, проводит адаптационные занятия.

Психолог вместе с воспитателями организует мониторинг учеников санаторной школы-интерната с последующим предоставлением рекомендаций педагогам для использования в работе с детьми.

Одно из главных направлений практического психолога — профилактическая работа с детьми, которые нуждаются в особом психолого-педагогическом внимании. По результатам диагностики этих учеников психолог проводит с ними индивидуальные коррекционно-развивающие занятия, предоставляет конкретные рекомендации воспитателям и родителям по развитию их потенциальных возможностей.

Психолог большое внимание уделяет профилактике вредных привычек. Проводится анкетирование учащихся с целью определения их знаний о вреде алкоголя, курения и наркотических средств. По результатам анкетирования даются рекомендации педагогам и родителям. Для пропаганды здорового образа жизни проводится тренинги по антиалкогольною программе «Семейный разговор».

Психолог находится в постоянном процессе творческого саморазвития, работает над собой, ищет оптимальные пути для решения школьных проблем, занимается самообразованием. Проходит курсы повышения квалификации

  1. «Психолого-педагогическое проектирование социального развития личности ученика» (указать учебное учереждение прохождения курсов повышения квалификации).
  2. «Общая подготовка практических психологов учреждений образования». (указать учебное учереждение прохождения курсов повышения квалификации).

Также она регулярно размещает свои статьи на школьном сайте на «Странице психолога», в школьной газете «12-й экспресс», имеет публикации на сайте издательства «Школьный мир» на тему: Тренинг для педагогов «Формирование навыков снятия эмоционального напряжения».

Педагог соответствует занимаемой должности и может быть аттестованной на квалификационную категорию «специалист 2 категории».


Полный текст материала Характеристика деятельности практического психолога школы смотрите в скачиваемом файле .
На странице приведен фрагмент.

Введение …………………………………………………………………………...3

Глава 1. Профессиональные качества психолога…………………………...…5

Глава 2. Личностные качества психолога………………………………………9

Глава 3. Этика профессиональной деятельности психолога……………...…13

Заключение …………………………………………………………...………….17

Список литератур ы

Введение

Профессиональная деятельность психолога в отличие от других видов деятельности (учебной, игровой, общения) состоит в том, что она предполагает обязательную рефлексию на содержание предмета профессиональной деятельности. При этом совершенно не принципиально, в этом смысле. Физическое отличие предметов профессиональной деятельности. Освоение профессии предполагает включение ее предмета в содержание Я – концепции человека. Естественно, что варианты этого будут бесконечно разнообразны, но, тем не менее, в них есть, то принципиально общее, что конституирует предмет одной профессиональной деятельности в отличие от другой.

На уровне Я – концепции человека это переживается как рефлексивно обоснованные ограничения на свои профессиональные действия. Знаменитое умение сказать себе и другим: «Это я не умею, это я умею плохо, это я умею посредственно». За этими ограничениями скрывается не только локус контроля, область профессиональной ответственности, но и потенциальная возможность для профессионального совершенствования – преодоление «не умею».

Появление профессии психолога в начале века было связано с социальными задачами максимального использования индивидуальных ресурсов человека в трудовой и учебной деятельности: человек должен был хорошо работать и хорошо учиться. Это нашло свое отражение в истории психологии труда и в истории психологии обучения. В конечном итоге это позволило появиться целой отрасли психологического знания – психологии индивидуальных различий.

По существу, психолог на заре существования этой профессии начинал работать с одной из важнейших характеристик индивидуальной жизни – с характеристикой перспективы личного развития, беря таким образом (пусть даже временно) ответственность за определение этой перспективы в достаточно конкретных проявлениях успешности осуществления учебной или трудовой деятельности.

Личность характеризуется не только тем, что она делает, но и тем, как она это делает.

Данная тема особенно актуальна для будущих психологов. Ведь психолог должен быть разносторонне подготовленным специалистом и его профессиональная эрудиция должна включать в себя не только знание психологии, но и определённую совокупность знаний в области других гуманитарных дисциплин. Профессиональные умения психолога определяют успешность его практической деятельности, а профессиональные навыки позволяют психологу эффективно выполнять работу. Чем больше опыт, тем больше профессиональных навыков приобретает специалист.

Цель - оценить профессиональные и личностные качества будущего специалиста, а также его деятельность с точки зрения профессиональной этики.

Задача данной темы - рассмотреть основные требования к подготовленности психолога по дисциплинам, которые необходимы для успешной деятельности.

Глава 1. Профессиональные качества психолога

Важнейшее качество психолога – профессиональная компетентность. Она включает в себя профессиональные знания, умения, навыки и способности.

Психолог должен быть разносторонне подготовленным специалистом. Поэтому его профессиональная эрудиция включает в себя не только знание психологии, но и определённую совокупность знаний в области философии, истории, педагогики, культурологи, права, экономики, филологии, социологии, математики и информатики, концепций современного естествознания.

Профессиональные умения определяют успешность практической деятельности психолога, его способность применять психологические знания к выполнению своих обязанностей: конкретные действия, приёмы, психологические «техники».

Профессиональные навыки – это упрочившиеся, легко и уверенно выполняемые профессиональные действия, которые позволяют психологу эффективно выполнять работу. Чем больше опыт, тем больше профессиональных навыков приобретает специалист.

К числу характеристик профессиональной компетентности также относят: диапазон профессиональных возможностей, совершенное владение инструментарием, приёмами и технологиями профессиональной деятельности. Профессиональная компетентность психолога проявляется в творческом характере его деятельности, в активном поиске новаторских подходов и инновационных технологий, личной инициативе и профессиональной коммуникабельности.

Рассмотрим основные требования к подготовленности психолога по дисциплинам, которые необходимы для успешной деятельности.

В области психологии специалист должен:

1.понимать цели, методологию и методы профессиональной деятельности психолога;

2.владеть инструментарием, методами организации и проведения психологических исследований;

3.понимать специфику предмета психологии, её связи с другими дисциплинами; знать основные отрасли психологии и возможности применения психологических знаний в различных областях жизни;

4.знать историю развития и современные проблемы психологической науки;

5.знать закономерности эволюции психики животных, сходство и качественное различие психики животных и человека; филогенез и онтогенез человеческой психики;

6.понимать мозговые механизмы психических процессов и состояний;

7.знать природу деятельности человека, функции психики в жизнедеятельности человека;

8.знать закономерности формирования и функционирования его мотивационной сферы;

9.знать психологические закономерности познавательных процессов (ощущений, восприятия, памяти, воображения, мышления, речи);

10.знать механизмы внимания, эмоциональных явлений, процессы волевой регуляции;

11.иметь понятие о личности и индивидуальности, структуре личности и движущих силах её развития;

12.знать психологические закономерности общения и взаимодействия людей в группах, межгрупповых отношениях;

13.знать закономерности психического развития человека на каждой возрастной ступени;

14.знать основные закономерности психологии образования;

15.знать критерии нормы и патологии психических процессов, состояний, деятельности человека, пути и средства компенсации и восстановления нормы;

16.иметь представление о психологических проблемах трудовой деятельности человека;

17.знать основные сферы и виды деятельности психолога;

18.знать основы психодиагностики психологического консультирования;

19.знать основы психотерапии, коррекционной и развивающей работы психолога;

20.владеть методами психологического просвещения и преподавания психологии.

Кроме того, в рамках соответствующей специализации психолог должен владеть целым рядом углублённых знаний и практических умений. К основным сферам специализации относятся: 1) общая психология, 2) психология личности, 3) социальная психология, 4) политическая психология, 5) психология менеджмента, 6) психология труда и организационная психология, 7) клиническая психология, 8) психофизиология, 9) специальная психология, 10) психология развития и акмеология, 11) педагогическая психология, 12) психологическое консультирование, 13) психология социальной работы, 14) юридическая психология, 15) спортивная психология.

Развитие компетентности и личности психологов как специалистов начинается в студенческие годы и продолжается в течение многих лет. Основываясь на наблюдениях за студентами и уже работающими специалистами, Н.С.Пряжников и Е.Ю.Пряжникова условно выделяют следующие этапы профессионального развития психологов.

1. Восторженно - романтический. Проявляется в период первого знакомства с психологией.

2. Этап самоутверждения. Хочется «узнать что-нибудь этакое» или овладеть какой-нибудь «экзотической методикой».

3. Первые разочарования и поиск новых личностных смыслов в обучении и последующей работе.

4. Начало самостоятельного решения некоторых психологических проблем (теоретических или практических) с применением уже известных технологий и методов и накопление отрицательного опыта их использования.

5. Попытки работать по-новому. Часто эти попытки заканчиваются «разочарованием в себе» и стремлением довести свои идеи до совершенства. Нередко на этом этапе наступает интересное «прозрение»: студент вдруг «понимает», что для творческой работы и импровизации в своём труде, оказывается, нужно хорошее знание психологической теории и методологии.

6. Обращение к теоретическим и методологическим основам психологии, то есть ко всему тому, что на этапе обучения в вузе у многих студентов обычно вызывает откровенную «аллергию».

7. Импровизация и профессиональное творчество уже на основе обновленной теоретической и методологической базы, где органично соединяются теория и практика, наука и искусство.

Профессиональное развитие – это личное дело психолога, его история и профессиональная судьба. Оно не имеет нормативных критериев.

В отличие от этого профессиональная квалификация характеризует компетентность психолога, его подготовленность и опыт, а потому является предметом для оценивания качества профессиональной деятельности.

Глава 2. Личностные качества психолога

Профессиональное и личностное в деятельности психолога очень часто бывают тесно взаимосвязаны. Профессия накладывает отпечаток на образ жизни и личность психолога, а личностные особенности отражаются в предпочитаемой сфере и видах психологической деятельности. Более того, на самом деле личность практического психолога является инструментом его работы и порой играет более существенную роль, чем психотерапевтические техники.

Организационно-структурное оформление практических психологов в нашей стране связывается с началом 70-х гг. XX столетия, когда были разработаны теоретические и организационные основы психологического обеспечения профессиональной деятельности, оказания психологической помощи населению, а также накоплен опыт организации первых подразделений этой службы. Именно в это время начинают создаваться первые психологические службы и психологические консультации.

В настоящее время к ним относятся специализированные психологические подразделения предприятий, учебных заведений, дошкольных учреждений и т.п. (самостоятельные или входящие в состав кадровых служб, служб социального развития) и различные профессиональные психологические консультации - служба семьи и брака, профконсультации и профориентации, центры и службы психологического здоровья, управленческого консультирования. Специалисты-психологи входят в состав консультационных подразделений, занимающихся общенациональной и отраслевой эффективностью, повышением квалификации руководящих кадров, повышением эффективности управления кадрами, финансами, маркетингом и сбытом, а также в состав отделов и подразделений, осуществляющих внутреннее управленческое консультирование в крупных частных и государственных организациях, включая организационные, методические и иные услуги для правительства. Наибольшее развитие психологические службы получили в Вооруженных силах, промышленности и образовании.

Основными целями профессиональной деятельности практических психологов являются: психологическое изучение объекта, включающее его исследование, объяснение, описание и прогнозирование развития, а также психологическое управление данным объектом (человек, группа), а также психологическое управление - воздействие на объект, осуществляемое квалифицированными специалистами при помощи методов и средств практической психологии в целях изменения его психологических характеристик.

Рассматривая организацию как потенциальный объект комплексного психологического воздействия, можно выделить несколько организационных уровней и соответствующих этим уровням задач:

  • уровень всей организации. Здесь в качестве ведущих выступают задачи совершенствования организационной структуры, методов управления, стабилизации и развития кадров, социального развития коллектива, психологического обеспечения рекламной деятельности и т. п.;
  • уровень первичного коллектива. Наиболее значимыми на данном уровне являются задачи обеспечения благоприятного социально-психологического климата, межличностной совместимости, эффективности групповой деятельности, предупреждения конфликтов и т.п.;
  • уровень отдельного человека. На этом уровне психологами решаются задачи организации рабочего места, оптимизации психофизиологического состояния, предупреждения негативных состояний, деформаций личности, решения отдельных психологических проблем.

1.3.2. Основные сферы деятельности практических психологов

В настоящее время сложилось несколько основных сфер применения практических психологов в нашей стране:

  • - система морально-психологического обеспечения деятельности силовых структур;
  • - система образования и дошкольного воспитания (детсады, школы, гимназии, вузы);
  • - клинические и другие медицинские учреждения;
  • - экономическая сфера (службы социального развития, кадровые службы организаций и предприятий и т.п.);
  • - центры психологической помощи, службы семьи и брака и пр.

Работа в каждой из этих сфер предполагает следующие варианты реализации психологом своего профессионального предназначения (О.В.Соловьева, 1997): психологическая консультация, клуб и социальная организация. Работая в психологической консультации, психолог ведет прием клиентов, предлагая им определенные средства социально-психологического воздействия. Своеобразие работы в клубном пространстве связано с тем, что любая клубная структура объединяет свободно собравшихся людей, поэтому психологу приходится считаться с их интересами. Работа в организации предполагает закрепление за психологом ряда служебных функций, реализация которых порой выходит за рамки его профессиональной ответственности.

Психологи в экономической сфере изучают психологические закономерности функционирования различных форм трудовой и управленческой деятельности, решая при этом следующие задачи:

  • - научное исследование персонала и анализ организационной структуры - профессионально-психологический отбор и расстановка кадров, диагностика профессиональной компетентности, выявление стиля деятельности и потенциала управленческого аппарата, оценка необходимости организационных изменений и консультирование руководителей; социально-психологическое изучение коллектива;
  • - оптимизация социально-психологического климата в коллективе, профилактика межличностных и межгрупповых конфликтов;
  • - развитие персонала - выявление потребностей обучения и развития, оценка эффективности программ обучения, методическое обеспечение различных форм профессионального обучения, определение и оптимизация факторов, влияющих на удовлетворенность работников условиями труда и их мотивацию к профессиональному росту;
  • - планирование и оптимизация профессиональной среды - эргономический анализ деятельности, изучение факторов, влияющих на эффективность и качество труда, работоспособности работников, предупреждение негативных психофизиологических, стрессовых состояний, аварий и несчастных случаев;
  • - оказание психологической помощи специалистам в предупреждении и разрешении личностных проблем; повышение социально-психологической компетентности; коррекция неадаптивного поведения и эмоциональных расстройств;
  • - психологическое изучение потребителя продукции предприятия (организации), психологическое обеспечение рекламной деятельности.

Клинические психологи, работая в основном в структурах медицинских учреждений, изучают причины различных отклонений в поведении людей, психосоматических расстройств и заболеваний, интеллектуальных и эмоциональных дефектов и дискомфорта, индивидуальных и социальных дисфункций и ведут с ними психокоррекционную и реабилитационную работу, разрабатывают совместно с другими специалистами (педагог, психиатр, социальный работник) различные развивающие программы и программы сопровождения.

Психологи в сфере народного образования изучают и оптимизируют психологические факторы, влияющие на успешность обучения и самочувствие обучаемых; развивают их познавательные способности; осуществляют консультирование преподавателей, обучаемых и их родителей по вопросам учебно-воспитательного взаимодействия, преодоления личностных проблем; проводят психологическую экспертизу учебных средств, дидактических приемов и методов учебных занятий на предмет их эффективности.

При этом общим полем деятельности педагога и психолога является личность учащегося, классный коллектив и учебная деятельность. Действуя в этом пространстве, предоставляя психодиагностическую информацию, психолог должен помочь своим коллегам - педагогам решать следующие задачи:

  • - построение учебной деятельности, психологически адекватной познавательной деятельности обучаемого и особенностям учебного предмета;
  • - актуализация педагогом внутренних (психических) ресурсов ученика;
  • - адаптация содержания и методики представления учебного материала к психологическим особенностям учащихся.

Психологи-консультанты, проводящие обслуживание населения в рамках специализированных центров и служб психического здоровья, в службах семьи и брака, помогают клиентам, обращающимся за помощью, приобрести или изменить индивидуально-социальные навыки преодоления трудностей и обращения с реальностью; улучшить адаптацию к меняющимся условиям; разрешить проблемы, связанные с выбором профессии, работой, браком, семьей, сексом, старостью, социальными и физическими недостатками.

Вопросы для самоконтроля

  1. Каковы основные сферы деятельности практических психологов в нашей стране?
  2. Какие задачи решают психологи в экономической сфере?
  3. В чем состоит содержание деятельности клинических психологов?
  4. Каковы задачи психологов в сфере народного образования?

Литература

  1. Банков В. В., Гришпун И. Б., Пряжников Н.С. Введение в профессию «психолог». - М., 2003.
  2. Введение в практическую социальную психологию: учеб. пособие для высш. учеб. заведений / под ред. Ю.М.Жукова, Л.А.Петровской, О.В.Соловьевой. - 2-е изд. - М., 1996.
  3. Гусейнова В. В. Практика использования психолога на предприятии сферы материального производства и проблемы подготовки психолога-практика // Вестник Моск. ун-та. - Серия 14. - 1989. - № 4.
  4. Рабочая книга практического психолога: пособие для специалистов, работающих с персоналом / под ред. А.А. Бодалева, А.А.Деркача, Л.Г.Лаптева. - М., 2006.

Профессиональный психолог работает там, где есть хоть один человек, который в нем нуждается. При этом содержание слова «нуждается» не ограничивается каким-то психическим недугом. Социальный заказ на психологические услуги вызывается в большей мере потребностью людей в самопознании и самосовершенствовании, в способности жить психологически комфортно. Эти социальные потребности сформировали пять основных направлений работы психолога: организационно-методическое, исследовательско-аналитическое, психотерапевтическое, педагогическое и консультационно-просветительское, повышение квалификации.

Организационно-методическое направление обеспечивает планирование своего труда по различным аспектам решаемых психологических проблем с целью рационального использования собственного интеллектуального потенциала. Недостаточное внимание к данному направлению своей профессиональной деятельности затрудняет психологу постижение глубинных пластов своей профессии и создает угрозу нахождения его компетентности на поверхностном уровне. В рамках этого направления осуществляется обучение различных должностных лиц (персонала организации) использованию в их повседневной практике психологических знаний.

Исследовательско-аналитическое направление включает проведение научно-исследовательских работ в выбранной сфере (инженерной психологии, психологии управления, юридической психологии и др.). Важное место здесь отводится психодиагностике - разработке методов выявления и измерения индивидуально-психологических особенностей личности. Значительные усилия психолога направляются на поиск концептуальных подходов и анализ закономерностей психологических явлений.

Психотерапевтическое направление предусматривает целенаправленное изменение свойств и состояний человека через комплекс лечебных психологических воздействий на его эмоционально-волевую и интеллектуальную сферы. В этот психологический комплекс входят: психологические профилактика, коррекция, реабилитация, психогигиена и психотерапия.

Психологическая профилактика - комплекс превентивных действий по предотвращению нежелательных явлений в психике здорового клиента.

Психологическая коррекция - целенаправленное воздействие на психику с целью изменения, укрепления или формирования новых психологических качеств и свойств.

Психологическая реабилитация - система мероприятий, ориентированных на восстановление или компенсацию нарушенных психических состояний, функций, личностного и социального статуса.

Психогигиена - деятельность психолога по созданию условий для нормального функционирования психики (обследование населения с целью выявления групп риска, работа с молодыми и неблагополучными семьями).

Психотерапия - оказание психологической помощи человеку в решении им своих жизненных проблем, самостоятельном преодолении трудностей и негативных переживаний.

Педагогическое и консультационно-просветительское направление имеет своей целью передачу психологических знаний заинтересованным в них людям. Педагогическая деятельность психолога реализуется в учебных заведениях различного типа (вузах, колледжах, курсах повышения квалификации работников и др.). Это направление включает психологическое просвещение и психологическую консультацию.

Психологическое просвещение - работа по популяризации психологических знаний, умений и навыков, необходимых руководителям, деловым людям, пенсионерам и т. д. для обеспечения условий их нормальной жизнедеятельности.

Психологическая консультация ~ разработка специальных рекомендаций и советов по поведению человека или группы людей в психотравмирующих ситуациях, нарушающих привычный образ жизни и деятельности.

Повышение квалификации преследует цель совершенствования профессионального мастерства и условий труда психолога. Собственно данное направление продвигает психолога к вершинам его профессиональной компетентности. На этом пути у психолога нет остановок для отдыха, ибо обновление знаний в данной области происходит весьма интенсивно.

Важность поддержания своих знаний на уровне современного состояния психологических проблем возросла в связи с ослаблением противостояния отечественной и западной психологических школ, существовавшего многие десятки лет. Психологи осознали, что эффективное взаимодействие во имя своей науки возможно лишь на основе стремления понять научные позиции своих коллег.

Все эти направления тесно взаимосвязаны и определяют уровень профессионализма психолога, его компетентность и деловой имидж.

Успешная деятельность психолога может быть обеспечена при условии обязательного выполнения им ряда принципиальных требований: профессиональной компетентности, беспристрастности, позитивной ориентации, конфиденциальности и безопасности.

Профессиональная компетентность - уровень обладания психологом системой профессиональных знаний, навыков и умений, а также наличие особых личностных и деловых качеств (умение общаться, адекватная самооценка, гибкость мышления, совершенное владение психологическими технологиями).

Система профессиональных знаний, умений и навыков - это совокупность востребованных практикой сведений о всех сторонах деятельности психолога, а также приемов и технологий выполнения им своих функциональных обязанностей. В систему включены знание не только психологического инструментария, но и сильных и слабых сторон своей личности, умение оперативно распознавать личность клиента, навыки саморегуляции своего психического состояния.

Профессионально-значимые психологические особенности личности психолога определяют его внутренний потенциал для успешной деятельности. Это аналитико-синтетический стиль мышления, адекватная самооценка, внутренний локус контроля, психическая стабильность, устойчивость к экстремальным ситуациям повседневной жизни и общения, воля, коммуникабельность, способность сопереживать, мотивация достижения цели и др.

Социальная позиция психолога позволяет ему осознать свою роль в рамках своей деятельности и вне ее, свое предназначение, свою перспективу, систему личных оценок всего того, что происходит вокруг, и др.

Беспристрастность требует от психолога:

  • исключения предвзятого, необъективного отношения к клиенту и результатам работы своих коллег;
  • применения инструментария, соответствующего решаемым задачам, без ориентации на модные в данный момент психотехнологии;
  • выводов, рекомендаций и советов, базирующихся на объективных критериях.

Позитивная ориентация отражает гуманистический подход в деятельности психолога. Сюда включаются:

  • устремленность психолога на позитивные стороны своих трудовых актов, коммуникативных процессов и др.;
  • старание и умение внушить клиенту уверенность в преодолении его психических барьеров.

Конфиденциальность обязывает психолога хранить:

  • тайну информации, получаемой от клиента;
  • деловые записи и результаты диагностических исследований в форме, недоступной третьим лицам.

Безопасность должна гарантировать полную жизнеспособность принципа «Не навреди!». Последствия нанесения психического ущерба здоровью клиента обычно тяжелее, чем физические травмы. Сотрудничество с психологом должно приводить к позитивному изменению состояния клиента. Это обеспечивается:

  • исключительной внимательностью к личным психическим проблемам клиента;
  • осторожным подбором приемов воздействия на клиента, которое предусматривает предварительное познание его личностных особенностей.

Венчает деловой успех психолога его профессиональная и личная этика. Ее роль трудно переоценить. Личность другого человека нельзя трогать, к ней молено лишь прикасаться легким движением своей души. Запретительные заповеди Закона Божия, а также нравственные требования, выработанные человечеством на протяжении веков, - все это составляет основные принципы образа жизни профессионального психолога.

Для рассмотрения специфики деятельности психолога, а также его личностных характеристик, представляется важным дать определение профессии психолог. Становление психологии как науки произошло в 1879 году, когда В. Вундт основал первую лабораторию экспериментальной психологии, именно к этому периоду можно отнести зарождение профессии психолог. Существует значительное количество определений понятия "психология", одно из них звучит следующим образом: Психология - наука, изучающая закономерности возникновения, развития и функционирования психики и психической деятельности человека и групп людей. Предметом психологии является изучение психики человека. Из такого определения следует, что психологом можно назвать специалиста, занимающегося изучением проявлений, способов и форм организации психических явлений личности в различных областях человеческой деятельности для решения научно-исследовательских и прикладных задач, а также с целью оказания психологической помощи. При рассмотрении специфики деятельности и личности психолога, отталкиваясь от концепции С.Л. Рубинштейна, в данной работе психолог будет рассматриваться "как личность и как субъект профессиональной деятельности, характеризующийся своей направленностью, мотивационно-потребностной сферой, ценностями, установками, своим характером и способностями".

Профессия психолога относится к группе социономических профессий, к профессиям типа "человек-человек". Важной характеристикой профессий "человек - человек" является профессиональное общение. При этом, следует отметить, что человек или группа людей выступают не как социальная среда, условие деятельности, а рассматриваются в качестве объекта и предмета деятельности психолога. В качестве предмета профессиональной деятельности психолога специалистами зачастую выделяется субъектность. Отношение психолога к клиенту можно отнести к категории профессиональных межличностных отношении?, в которых психолог выступает субъектом, а клиент объектом отношения.

Деятельность психолога, как и любая другая, имеет специфические цели, функции и способы оказания помощи. Для начала, необходимо определить функции деятельности психолога как субъекта психологической работы, представляющие собой объективные и наиболее характерные совокупности профессиональных задач. Деятельность психолога может носить очень разнообразный характер, она крайне разнопланово и полифункциональна по своему характеру, классификация, предложенная Зеер Э.Ф., включает в себя следующие функции:

1. диагностическая, подразумевающая психологическое изучение и регистрацию особенностей личности, коллектива на основе наиболее существенных параметров, а также диагностирование возможных отклонений от нормы, выявление и оценивание основных факторов, оказывающих влияние на успешности деятельности и психологического состояния людей;

2. исследовательская функция психолога заключается в изучении последних как научных, так и практических достижений в психологии, адаптация новых методик и расширение научно-методических знаний;

3. прогностическая функция подразумевает прогнозирование направленность развития и предсказание возможного состояния основных психологических характеристик изучаемого объекта;

4. информационная функция включает в себя сообщение клиентам сведений об их психологическом состоянии, повышение уровня их социально-психологической компетентности;

5. конструктивно-проектировочная функция означает отбор и структурирование материала, формирование и комплектование коллективов, групп, проектирование оптимальных условий состояния объекта и условий его деятельности;

6. учебно-методическая функция подразумевает обучение использованию на практике знаний психологии, разработку методических документов;

7. экспертная функция включает в себя оценку возможных вариантов решения проблем с точки зрения психологии, а также заключение о психологическом состоянии оцениваемого;

8. консультативная функция подразумевает оказание помощи людям, дача рекомендаций по нахождению наиболее оптимального варианта действий в сложных психологических ситуациях;

9. коррекционно-развивающая функция заключается в оказании помощи в изменениях, способствующих личностному самовыражению и развитию, а также успешному решению различных задач;

10. коммуникативная функция нацелена на установление контакта с партнером, обмен сообщениями, эмоциональным состоянием, раскрытие внутреннего мира собеседника, отслеживание его невербальных реакций, а также оказание взаимного влияния на поведение и мысли партнера по общению.

Становится очевидно, что каждая из функций деятельности профессионального психолога обладает отличается собственными задачами, особенным предметным содержанием, отсюда появляется необходимость в специфических методологических и практико-методических средств, профессиональной компетентности специалиста и культуры. Деятельность психолога - профессионала имеет ряд своих особенностей, к которым относятся:

1. Наличие у специалистов теоретической базы, в которой собраны систематизированные, обобщенные представления о психике и психологии;

2. Опора специалистами на метод научного познания, дающий возможность ориентироваться в многообразии научных проблем. Метод научного познания применителен специалистами как к самим себе, так и к своей научно-практической деятельности, что является основой их профессиональной рефлексии, другими словами, основой методологической базы психолога.

3. Применение специалистами специализированных методик для достижения научных, диагностических или формирующих целей. Данные методики представляют собой научно обоснованные и верифицируемые конкретные способы деятельности.

4. Необходимость постепенного формирования чувства ответственности у консультируемых клиентов.

5. Обязательный обмен опытом, повышение квалификации.

6. Обладание особым профессиональным тактом и следование профессионально-этическим нормам.

7. Способность к постоянному профессиональному развитию и саморазвитию психолога-профессионала.

Важность соблюдения психологом всех вышеупомянутых условий обусловлена тем фактом, что психологическую деятельность можно отнести к помогающей, направленной на поддержание личности в критические для нее моменты жизнедеятельности, на активизацию в ней внутреннего психического потенциала. В основе выбора профессии психолога, как правило, лежит выраженная гуманитарная ориентация личности. Гуманитарные науки изучают нечто специфическое именно для человека, то, что трудно поддается принципам познания и объяснения, принятым в науках о природе. Понимание человека как особого явления требует особого подхода к его изучению, поскольку носит принципиально иной характер. Данная профессия подразумевает ориентацию на социальный интерес, интерес к личности, к взаимодействию между людьми. Субъект помогающей деятельности не просто осуществляет целенаправленный акт помощи, но и использует специальные навыки, знания при реализации акта помощи. В то же время, исследователи отмечают тот факт, что успешность профессиональной деятельности психолога в значительной степени зависит не просто от уровня владения психологическими знаниями, но и от особенностей развития его личности. Специалисты отмечают, что своеобразие помогающих профессий заключается в том, что сам субъект деятельности несет в себе первичный "инструмент" работы. Реализация помощи, в первую очередь, заключается в способности психолога устанавливать помогающие отношения. Психолог по роду своей деятельности постоянно взаимодействует с людьми, несет значительную ответственность, а также испытывает эмоциональную нагрузку. Развивающий и оздоравливающий эффект в ходе терапии возникает именно благодаря созданию уникальной атмосферы эмпатии, установлению искренних и теплых взаимоотношений между психологом и клиентом, способствующих самораскрытию. По этой причине к специалистам предъявляется ряд личностных требований. Как уже было сказано, основным инструментом, средством воздействия психолога на других людей является он сам, его воля, чувства, сознание, речь, поступки, его личность в целом. Б.С. Братусь в статье "К проблеме человека в психологии" задался вопросом, в чем же конкретно заключается специфика личности в качестве основного психологического инструмента. Согласно автору, "человек - единственный из всех живых существ, кто не принадлежит своему виду, роду по факту рождения", по этой причине ему необходимо присвоить человеческую сущность. Способность человека к формированию и самостроительству в самом себе человека предполагает существование своего рода психологического орудия или органа, отвечающего за руководство этим ни с чем не сравнимым процессом. Этот орган и есть сама личность человека. Таким образом, нельзя говорить о том, чтов самой личности заложен конечный смысл, напротив, этот смысл образуется благодаря ее складывающимся отношениям, связям с содержательными характеристиками бытия человека. При изучении человеческой сущности авторы сходятся во мнении, что смыслообразующая, наиболее значимая характеристика человека заключается в его отношении к другому человеку. Наиболее ярко эта мысль была выражена С.Л. Рубинштейном:". первейшее из первых условий жизни человека - это другой человек. Отношение к другому человеку, к людям составляет основную ткань человеческой жизни, ее сердцевину. "Сердце" человека все соткано из его человеческих отношений к другим людям; то, чего оно стоит, целиком определяется тем, к каким человеческим отношениям человек стремится, какие отношения к людям, к другому человеку он способен устанавливать. Психологический анализ человеческой жизни, направленный на раскрытие отношений человека к другим людям, составляет ядро подлинно жизненной психологии. Здесь вместе с тем область "стыка" психологии с этикой". Нормальное развитие личности возможно только при условии отношения к другому как к самоценности, способности реализовать это отношение посредством любви и самоотдачи, к свободному проявлению воли. Таким образом, если рассматривать личность как способ или инструмент достижения человеком своего понятия, своей сущности и развития, мы можем оценивать психолога по тому, как он служит этому назначению, содействует приобщению личности к ее сущности. Но это не представляется возможным без постоянного развития личности самого специалиста, из чего можно говорить о еще одной специфики профессиональной деятельности психолога, которая заключается в значимость именно личностного развития в развитии профессионализма психолога. В ходе изучения динамики профессионального самосознания психологами-практиками, В.М. Просенковой было показано, что смысл данной профессии заключается в личностном росте, развитии субъективности и определенных личностных характеристик, к которым можно отнести осознание себя как профессионала, а также принятие силы и слабости Я. Возможно, профессия психолога сама по себе является источником постоянного развития, роста личности. Рост психолога в данном случае понимается в контексте его личностно-профессионального развития, что подразумевает непрерывный процесс как личностных, так и деятельностных, социокультурных изменений, происходящих в течение времени под влиянием соответствующего обучения, воспитания и самосовершенствования. Выбор "быть психологом" - это своего рода вызов, поскольку делает неизбежным постоянную работу личности над собой, познание самого себя, столкновение с собой. Поскольку психологи обращены к другим людям собой, очень важна способность честно отвечать на вопросы о том, каковы мои сильные и уязвимые стороны, чего я боюсь. Специфика данной деятельности подразумевает осознанное отношение личности к собственным потребностям, переживаниям, мыслям, влечениям, мотивам поведения, другими словами, развитого самосознания. Это подразумевает эмоционально-смысловую оценку собственных возможностей при основании выбора действий, соответствующих целям. Сознательность отношения к своему бытию благоприятствует образованию "образа Я", который лежит в основе акта целеполагание как в профессиональной деятельности, так и в жизни в целом.

Одна из особенностей деятельности психолога заключается в том, что это деятельность, требующая значительной эмоциональной вовлеченности личности, высокий уровень нравственности, личной ответственности за последствия профессиональной деятельности, поскольку требует от психолога участия в принятии ответственных решений, связанных с безопасностью человека. Так, нравственность и психология являются тесно связанными категориями, поскольку, будучи системным свойством, нравственность очерчивает мотивационно - смысловую сферу личности психолога, является неотъемлемой частью его профессиональной деятельности. Говоря же об ответственности психолога за последствия собственных действий, Э.Ф. Зеер акцентирует внимание на социально-профессиональной ответственности как стремлении и умении оценивать собственное поведение с точки зрения пользы или вреда для общества, профессионального коллектива или отдельной личности. Ответственность подразумевает осознание долга и социальных мер в ответ на социально важные, значимые поступки. Подобное взаимодействие становится фактом сознания, а в последствии приобретает смысл в профессиональном поведении.

В процессе выбора профессии человек постоянно сталкивается с влиянием самых различных факторов, что порой приводит к ошибочному решению, совершенному под давлением. Основная трудность заключается в том, что выбирающему профессию необходимо разобраться в огромном разнообразии профессий, понять их содержание, требования, которые они предъявляют человеку, кроме того, оценить адекватно собственные возможности, способности и интересы. Не следует также забывать о важности одобрения выбора направления деятельности значимого Взрослого. Именно по этим причинам возникает противоречие между существенной неопределенностью представлений и знаний учащихся о принципах, рациональных основаниях, лежащих в основе выбора профессии и достижении успеха в трудовой сфере, и настоятельной необходимостью и потребностью выбрать какой-то конкретный путь среди множества возможных вариантов, в связи с наступлением определенного возраста. По мнению специалистов, если бы выбор профессии совершался личностью на основании того, в какой степени личность по своим индивидуально-психологическим качествам соответствует требованиям профессии, определенного разочарования можно было бы избежать. Для понимания того, какими личностными качествами должна обладать личность, Р.Б. Кеттелл и его сотрудники (1979) впервые сделали попытку вывести типовой профиль личности психолога, который включает в себя развитые интеллектуальные способности, эрудированность, эмоциональную устойчивость, независимость, упорство и настойчивость, уверенность в себе, находчивость и оригинальность, способность к самоконтролю, высокий уровень сенситивности, стремление к самостоятельному анализу и пониманию фактов, событий, критичность мышления, а также терпимость, стремление к самопознанию. В психологическом портрете психолога ученый отметил выраженность трех шкал: А - готовностьк контактам, В-общая интеллектуальность, N - способность к поддержанию контакта. Однако было отмечено, что роль данных факторов различна у психологов-практиков и психологов-теоретиков. Так, практики имеют большую готовность к контактам (фактор А), им в большей степени свойственна не насыщаемость контактами с другими людьми, социальная смелость, в то время как у теоретиков более выражен фактор В, то есть общая интеллектуальность. Отечественные психологи также осуществили попытку выделить качества, обеспечивающие успешность выполнения профессиональной деятельности психологов, таким образом, ко всем вышеперечисленным качествам можно добавить безоценочное отношение к людям, развитая интуиция, умение прогнозировать события и творческое начало. Осознание собственных индивидуальных характеристик способствует успешному установлению взаимоотношений с другими людьми, построению партнерских отношений, что является важной способностью для будущего специалиста-психолога. Исходя из результатов изучения Т.А. Верняевой индивидуально-психологических свойств студентов психологических факультетов, можно предположить, что будущие психологи обладают определенным набором качеств, к которым можно отнести интуитивность, чувствительность, экстравертированность, а также способность к планированию. }