Проблемы современного образования. Проблемы образования и науки в России и стратегия на ХХI век



1. Введение

5. Заключение


1. Введение


На данный период времени в нашей системе образования существует достаточное количество проблем, которые требуют срочного решения. Ведь качество нашего образования, к сожалению, желает лучшего, если вспомнить систему образования в Советские время, то Россия была на 2 месте по самым читающим странам, а все потому что в те времена на развитие образования вкладывались огромные усилия, были более жесткие требования, которые за собой привлекли самое недостающее качество нынешних учеников - это ответственность. Детей с юношеских лет привлекали к образованию и рассматривали его как важную часть общественной жизни, двигателя прогресса.

система образования ученик учитель

2. Определение образования, системы образования


Чтобы говорит о проблемах образования нужно разобраться что же такое образование.

Система образования - комплекс учреждений, стандартов, программ и характеристик используемых в процессе образования.

Современное образование - целенаправленный, многогранный и многоступенчатый процесс обретения знаний и навыков, однако помимо процесса, образование - это еще и результат этого процесса. Вот такое причудливое

Образование как процесс реализует образовательную программу (комплекс основных характеристик образования: организационно-педагогических условий и форм аттестации, в случаях, в которых это предусмотрено Федеральным законом об образовании, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин, иных компонентов а также оценочных и методических материалов)

Не стоит забывать, что образование - это многоступенчатый процесс, ведь еще Ян Амос Коменский заявлял, что образование нужно дробить на уровни соответствующие возрасту. Его поддержали многие философы того времени.

Образование в этой стране разделяется на несколько основных этапов:

Общее образование - первый этап образования, который дает основные неспециальные и непрофессиональные знания. В свою очередь общее образование разделяется на несколько этапов:

Дошкольное образование - подача основ физического и интеллектуального развития обусловленного природой. Как и во время развития эмбриона человек и в жизни проходит преобразование от более биологического к более социальному.

Начальное общее образование - характеризуется подачей знаний об основах общения, этики, понимании окружающего мира. Также этот период ознаменован закладкой фундамента личности

Среднее общее образование - можно назвать самым интересным и проблемным периодом обучения ребенка именно для педагога. Если в начальном общем образовании закладывается фундамент личности, то в этот период образования происходит возведение стен, при этом стены возводятся не совсем равномерно. Интеллект может развиваться своевременно или даже опережать возраст, но при этом эмоциональное взросление может быть замедленным. Чаще всего бывает иначе: эмоциональное и интеллектуальное взросление проходит согласно биологическому возрасту, но физическое развитие возраст опережает и это обнажает множество социальных и педагогических проблем, которые нужно решать, как ни парадоксально. Также становление ребенка как личности, тоже преподносит целый букет педагогических проблем, которые не имеют и не могут иметь в принципе типового решения.

Среднее (полное) общее образование - ступень направленная на создание системы из всех знаний полученных на прошлом этапе. Более углубленное изучение информации. Несмотря на более взрослый контингент не менее интересный этап образования, как для педагога, так и для самого обучаемого. Предыдущие этапы направлены на становление личности, на подачу духовных и культурных ценностей. А этот этап нужен скорее для осознания себя как личности.

Специальное образование - Период образования направленный на получение специальных профессиональных знаний, которые гарантируют профессиональную компетентность обучаемого в его рабочей сфере. На этом этапе человек уже сформирован как личность, по биологическим и психологическим меркам, а сейчас набирается опыта в социальной деятельности оттачивая навыки общения, взаимодействия. Наименее интересный период для педагога с точки зрения решения каких-либо нестандартных ситуаций, ведь обучаемый становится в положение, в котором он получает большую часть знаний самостоятельно, а конфликты и социальные аспекты педагогом высшей школы не обрабатываются. Это можно назвать, как плюсом, ведь это воспитывает самостоятельность, так и минусом, ведь переход от школьного контроля к университетской свободе проходит достаточно резко и болезненно.

Многогранность образования особенно показательна в Древнегреческой модели образования. Там воспитывался идеальный образ человека, развивающего в себе: физическую силу, необходимую для здоровья и долголетия; интеллект очевидно необходимый для жизни, а не существования. Не забывали так же и о духовной сфере, которая заключалась в воспитании морального образа гражданина, ответственного перед собой, понимающего суть и смысл своей жизни.


3. Основные проблемы образования, системы образования и их классификация


Проблемы образования можно классифицировать по источникам этих проблем. Перечислим основные источники проблем.

Проблемы исходящие от учеников - основная часть проблема в педагогическом процессе создается учениками, однако не стоит забывать, что решение проблем в в процессе обучения - есть главная задача и цель существования педагогики, как науки. Сюда же стоит отнести проблемы социального характера и проблемы с родителями

Проблемы исходящие от системы образования - огромная часть проблем современного педагога связанно с бюрократизацией и непродуманностью системы образования. Эта проблема с максимально простым решением - необходимо обсуждение типовых проблем, возникающих из-за системы образования. Проблемы этого класса возникают из-за того, что чиновники от образования проводя реформы достаточно далеки от школ и учреждений образования, а не видя проблему на месте нет возможности придумать разумное и адекватное решение.

Проблемы исходящие от педагога - педагогическая деятельность, хоть и не требует физических нагрузок в традиционном понимании на самом деле очень сильно выматывает, а при таком напряжении человек работает на пределе возможностей. И приходя домой педагог нуждается в отдыхе, но в нашем государстве так бывает не всегда, напряжение сказывается и проявляется в ослаблении здоровья и во многих других аспектах. Кроме того, проблемы могут быть спровоцированы недостатком опыта.

Разберем на примерах проблемы и их источники.


3.1 Проблемы исходящие от учеников


Человек развиваясь огромный путь на котором у него возникают проблемы разного характера. Учитель - человек, который дает знание и помогает решить возникающие на этом пути проблемы. При этом хочется отметить, что лучший подход - не решать проблемы учеников, а помогать ученикам в самостоятельном их решении.

В чем же состоят проблемы исходящие от учеников? В их индивидуальности. Индивидуальность - прекрасное качество, которые ставит множество интересных задач, ведь приемы используемые для одной группы учеников (или даже отдельно взятого ученика) могут совершенно иначе работать для другой группы, даже если группы идентичны по возрасту (что даже в теории большая редкость).

Реальный пример из практики: В первом классе с литерой "А" педагог предлагает в качестве задачи суммирование количества апельсинов. Все проходит хорошо, ученики умеренно активны и прекрасно суммируют апельсины. В другом классе с литерой "Б" используется абсолютно тот же подход, но один из учеников (к примеру Коля) заявляет, что у него аллергия на апельсины. Педагог заменяет апельсины на яблоки, несколько человек заявляют, что у них аллергия на яблоки. Коля негодует и требует отказаться других учеников от своих аллергических заболеваний. Массовая детская драка - урок сорван.

Что иллюстрирует этот пример? Этот пример иллюстрирует, что одни и те же методы могут не работать для схожих коллективов, будь в них хотя бы минимальные различия.

И таких проблем и примеров существует огромное количество. При этом даже попытка систематизировать их - большая сложность.

3.2 Проблемы исходящие от системы образования


Немного проще дела обстоят с систематизацией проблем исходящих от системы образования

Проблемы материально-хозяйственного обеспечения - отходящая на второй план, но все еще актуальная проблема. Она заключается в ограниченном хозяйственном обеспечении школ и других образовательных учреждений. Нехватка учебников, методических пособий, малая возможность для практических и лабораторных работ. Вроде бы незначительная проблема, но на самом деле она вырастает в очень серьезную. Отсутствие практики ведет к утере интереса к предмету, а это уже рождает новые проблемы, которые приходится решать педагогу в процессе своей деятельности.

Вторая проблема вызванная системой - отсутствие достойных кадров. Множество педагогов от природы работают сейчас далеко не профессии, а почему? Боятся маленьких зарплат. А те кто решился сталкиваются с более глобальными проблемами, которые отталкивают. Учителей мало, а это значит, что свободную нагрузку переносят на уже нагруженных учителей. Перенагрузки, работа на пределе - тоже отпугивают людей из профессии и это вина системы.

Третья проблема - попытка стандартизации образовательного процесса. В современном мире существует тенденция построения конвейера и промышленного производства во всем, однако из примера ясно, что это не всегда удачная тактика для применения в процессе образования. Это проявляется в тотальной бюрократизции. Несметное количество бумажной волокиты приходит с новыми гос. стандартами образования. Стандартизация - прекрасная идея, однако реализовать ее не хватит сил в этой стране.

Четвертая проблема - слабая рефлексия и неповоротливость системы. Система очень не отзывчива. Изменить что-то в интересах учеников - почти нереально, десятки заседаний, сотни людей решают один вопрос и не факт, что этот вопрос настолько важен.

Пример: Решение о введении однообразной формы в школах. Об этом решении говорили не один год. Решение не самое важное, но при этом его обсуждение затянулось на долгие годы. А почему все это? Бюрократизация, неповоротливость.


3.3 Проблемы исходящие от учителя


Но в образовании проблемы исходят не только от среды, порой учителю проблемы создает сам учитель. Эти проблемы можно разделить на несколько групп.

Проблемы бытовые - Проблемы вызванные условиями быта учителя. Перенагрузка, плохи условия жизни, семейные проблемы, недостаток материальных возможностей. Многие учителя в 90-х годах остро столкнулись с этими проблемами. Невыплата зарплат - было нормальным явлением. Это аукалось ученикам в виде плохого качества подачи материала, порой учителя банально теряли мотивацию к обр. деятельности и бросали их работу.

Проблемы субъектное-объективные - проблемы исходящие от педагога, но изначально вызванные внешними факторами. Например недостаток мотивации или опыта, которые не были даны в нужном количестве во время их обучения.

Проблемы субъективные - вызванные качествами самого педагога. Например неразвитость каких-либо личных качеств. Или профессиональные деформации.

Пример: Педагог имеет очень сильные знания по своему предмету. Блещет эрудицией и в принципе гениален, но вот незадача он абсолютный ноль в общение с людьми. Не имеет коммуникабельности. Очень частое явление в современных школах. Педагоги зацикленные на своем предмете. Им абсолютно плевать на учеников. Порой попадаются кадры, которые получают психологическое удовлетворение от более высокого уровня знаний, нежели их ученики. Вот такие проблемы явно субъективны и их нужно лечить.

4. Исследование (социологический опрос преподавателей)


В процессе проведения исследования я решил использовать короткий социологические опрос, с развернутыми ответами опрашиваемых, среди учителей начальных классов. Аудитория исследований разнообразна по уровню опыта и возрасту.

Каковы основные проблемы образования?

Какие проблемы вы ощущаете на себе?

Каковы возможные решения этих проблем?

человека отметили, что основные проблемы главные проблемы образования - это плохое обеспечение и недостаток качественных молодых специалистов.

человек ответил, что основной проблемой является - отсутствие мотивации к развитию и некачественная программа обучения.

человека ответили, что ощущают явные проблемы с жильем и материальным обеспечением, хотя добавили, что ситуация начинает улучшаться.

человека ответили, что ощущают плохо составленную программу обучения и чрезмерная бюрократизация.

ответили, что необходима кардинальная реформа с привлечением практикующих педагогов

человека отметили, что необходимо улучшить существующую систему.

Вывод исследования:

Согласно результатам исследования становится ясно, что большинство педагогов недовольны существующей образовательной системой и отмечают, что необходимы изменения, другие считают, что изменения не нужны, нужно лишь улучшить существующую систему.

5. Заключение


В ходе реферата мы рассмотрели проблемы и причины возникновения отдельных видов проблем встающих на пути и педагога, так же мы попытались классифицировать их используя данные полученные в живом общении с практикующими педагогами.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

В последнее время приобретают популярность всевозможные рейтинги сайтов, предоставляющих информацию об актуальных для ученых возможностях. А, вместе с тем, молодежь, вовлеченная в науку, нередко бывает настолько загруженной, что времени для полноценного серфинга в поисках гранта или конференции у нее совсем не хватает. А вот от просмотра ленты в социальных сетях отказаться трудно…

Все чаще мы наблюдаем, что львиную долю информации о стажировках, летних школах и вакансиях, ровно как и новостей в образовании и науке, человек получает, не выходя из Facebook. Вы можете обвинить этих людей в чрезмерной ленности, но факт остается фактом: большинство платформ научной коммуникации стараются иметь свои представительские группы в социальных сетях.

Сегодня попытаемся собрать воедино группы и публичные страниы в Facebook, актуальные для молодых ученых.

Коллекторы возможностей:

У этой публичной страницы почти 16,5 тыс подписчиков. Расчитана она не только на ученых, верней не столько на ученых, сколько на студентов, тех, кто ищет возможности получить бесплатное образование, либо на молодых специалистов, нарабатывающих резюме. Тем не менее, здесь можно найти предложения и для постдоков, и для аспирантов, а еще множество летних школ.

На странице много юмора о современной системе образования, проблемах трудоустройства, этнических стереотипах и прочее. Стараются администраторы порадовать своих подписчиков и всякими жизненными полезностями – так называемыми лайфхаками.

Эта страница, по сути, является представительством украинской краудфандинговой платформы https://biggggidea.com . Количество ее подписчиков также уже зашкаливает за 16 тыс. Здесь вы можете найти актуальную информацию о языковых курсах, тренингах, фасилитациях, лекториях, конкурсах и пр.

Таргетинговая аудитория сайта и группы гораздо шире, нежели просто ученые. Эта платформа расчитана на молодых, активных и интеллектуальных людей, занимающихся самообразованием. Но и полезные научные и научно-популярные мероприятия здесь освещаются. Используйте и выбирайте.

Это, пожалуй, самая масштабная и самая известная на сегодня программа академической мобильности. И публичная страница в Facebook у Erasmus Plus+ также достаточно многочисленная (свыше 15 тыс. подписчиков).

Здесь можно найти новости программы, советы аппликантам, истории успеха и описания жизни стипендиатов в Европе.

В числе подписчиков этого сообщества – более 6 тыс. чел. Как следует из названия, публичная страница расчитана, снова таки, на активную урбанизированную молодежь (условно называемую «хипстерами»), однако, здесь можно найти и предложения с интересными курсами или конкурсами для ученых не в возрасте и не «при больших погонах». Приятная особенность платформы – здесь часто находят партнеров для реализаии проектов социальной направленности.

Как вы уже догадались, сообщество посвящено кратковременным научным и околонаучным мероприятиям. Также в группе много занятных мотивирующих картинок. Почи пятитысячник!

Сообщество насчитывает почти 4 тыс. чел. Спектр мероприятий, охватываемых группой, достаточно широк – от тусовок молодых лидеров до стажировки в Верховной Раде, от конкурса журналистов и блоггеров до летней школы по гендерным студиям. Не все будет интересно ученым, и не все, освещаемое в группе, является наукой, но подыскать здесь можно многое.

Да, да, у нашего сайта тоже есть своя публичная страница, которая динамично развивается. Недавно она достигла отметки в 2000 подписчиков. Здесь собирается информация, ориентированная преимущественно на научное сообщество (гранты, вакансии, конферении) а также статьи проблемного характера об образовании и науке, их перспективах и негативных тенденциях в развитии. Мы также дублируем наш дайджест на этой странице. Присоединяйтесь!

Представительство одноименного сайта в Facebook. И сайт, и страница достаточно молоды, но подают весьма неплохие надежды. Количество подписчиков приближается к первому числу с тремя нолями. Следует отметить, что команда сайта хорошо мониторит зарубежные «коллекторы» возможностей и качественно переводит информацию из зарубежных ресурсов.

Страница является репрезентантом сайта https://confoznauko.wordpress.com/ . Достаточно амбициозный львовский проект. Среди его подписчиков на Facebook уже более 500 чел. Проект расчитан на гуманитариев. Его контент, освещающий гранты, конкурсы, конференции и научный лекторий, отличается оригинальностью. В своей научной жизни использую и коллегам советую.

Проект был создан студенткой-энтузиасткой Ириной Самченко, которая сама полмира объездила по различным международным образовательным инициативам. Ира попросту захотела делиться накопленным опытом и за это ей спасибо. Здесь только те возможности, куда реально попасть, даже новичку, даже без идеального английского. К сожалению, в последнее время активность на странице невысока (сказывается занятость Ирины, ведь беззаботное студенчество уже позади). Но о своем детище она не забывает напрочь, иногда радуя весьма полезным контентом, который в других местах днем с огнем не сыщещь.

Дискуссионные клубы:

Группа представляет одноименный проект Юрия Халавки в социальных сетях, однако в последнее время жизнь группы куда более разнообразна и полна, чем жизнь сайта. Бесспорный лидер «дискуссионных клубов» как по количеству участников (почти 5000 человек), так и по интенсивности полилога. Практически ни одна проблемная статья, ни один законопроект и ни одна реформа в отрасли образования и науки не остаются вне внимания участников сообщества. Хотя накал дискуссии бывает довольно высок.

Количество участников группы – чуть более 650 чел. В сообществе идет живое обсуждение не только вопросов реформирования высшей школы, но и среднего образования. К нему присоединилось много обеспокоенных качеством знаний родителей школьников. Не смотря на это, группа не теряет актуальности для научного окружения (как известно, решение проблемы, необходимо искать в ее корне). Среди участников – много преподавателей вузов.
ВНО и миссия университетов, финансирование образования и профессиональный выбор ребенка – вот далеко не полный перечень вопросов, обсуждаемых здесь.

Группа стартовала буквально несколько недель назад и на сегодня может похвастать довольно репрезентативным составом в 302 участника (среди них хватает людей с именем в научном сообществе, перед многими из которых я готова склонить виртуальную голову). Ее цель – объединение украинских ученых вне зависимости от существующих между ними в силу жизненных обстоятельств границ.

У группы довольно жесткие правила: «Щоб стати членом, вам треба засвідчити, що ви є науковець, афілійований з науково-дослідним або навчальним закладом» (каким образом осуществляется экспертиза подлинности свидетельств в горизонтальном мире соиальных сетей для меня остается загадкой).

Не менее требовательны основатели и к качеству публикуемого материала – исключительно стратегия развития украинской науки и образования. За неподчинение этике группы грозит исключение из ее лав. Очевидно, в силу этого, число публикующихся невелико. Лично я не рискнула…

Современный этап технологического развития обусловил беспрецедентные возможности для создания принципиально новых и более эффективных методик и способов обучения. Вместе с этим оригинальные подходы имеют место и в научной среде, где активно используются последние разработки. Однако далеко не всегда внедрение новых концепций и программ, способствующих развитию, охотно принимается ответственными лицами. Но не только этим объясняются проблемы современного образования и науки, которые делают невозможным дальнейшее развитие. Стагнации педагогической деятельности, к примеру, способствует несколько факторов, виновниками которых являются и учителя, и сами учащиеся, и малоэффективный Для более полного представления о сегодняшнем положении в секторах образования и науки следует подробнее рассмотреть их проблемы и способы выхода из непростой ситуации.

Проблемы финансирования

Отечественная долгое время считалась одной из лучших в мире. Причиной этого можно было назвать энтузиазм преподавательских составов, которые качественно и с любовью к подопечным выполняли свои обязанности. Однако в наше время качественное образование невозможно без финансирования. И речь идет не только о должном уровне оплаты труда учителей, среди которых и сейчас немало по-настоящему преданных своей работе людей. Дело в том, что распределение денег планируется из расчета на количество учеников. Но такой подход сегодня является неэффективным и рождает другие, не менее образования, в числе которых сложности контроля посещения школ учениками. Для этого в некоторых учреждениях практикуется введение специальных комиссий, которые в дальнейшем составляют отчеты о фактическом количестве учащихся. Связано это с тем, что выделяемые деньги не всегда соответствуют намеченным задачам именно по причине расхождений в цифрах, относящихся к количеству учащихся. Впрочем, есть и альтернатива такой системе финансирования, которая предполагает поступление денежных средств непосредственно от родителей. По крайней мере, наиболее острые проблемы технического состояния школ решаются именно таким образом.

Нехватка молодых специалистов

Старение профессорско-преподавательского состава является одной из главных проблем современных вузов. Казалось бы, это нормальный и естественный процесс, так как на смену старшему поколению всегда приходят молодые педагоги и учителя. Но с каждым годом становится все очевиднее снижение темпов «воспроизводства» молодых кадров. Усугубляется ситуация тем, что от безысходности руководители учреждений вынуждены брать на работу людей с сомнительной квалификацией. В итоге страдает и Кстати, в науке существуют проблемы такого же характера, но со своей спецификой. Надо сказать, что многие молодые специалисты начинают свой путь в науку именно с преподавательской деятельности. Затем следует проведение исследований, написание статей и т. д. Но для стимуляции таких процессов не хватает участия государства. Опять же, многое упирается в отсутствие достаточного обеспечения преподавательских составов материальными средствами.

Отсутствие института профориентации

Как показывают опросы учеников старших классов, большинство из них даже на последних этапах получения основного образования не имеют четкого представления о выборе будущей профессии. Конечно, можно назвать несколько специальностей и ниш, которые пользуются спросом в наше время, но в условиях быстро меняющегося рынка и технологического развития сложно сказать, какие профессии могут пригодиться лет через 5. Соответственно, проблемы образования в России в определенной мере выражаются и неуверенностью школьников в целях получения ими конкретных знаний.

По мнению специалистов, ученики должны иметь представление о возможном направлении своего дальнейшего развития с точки зрения образования. Разумеется, это нисколько не отменяет необходимость получения широкого спектра знаний. Решением подобных проблем на Западе становится привлечение успешных людей, сделавших карьеру в той или иной сфере. Как правило, это признанные специалисты, которые делятся своим опытом со школьниками и студентами.

Отсутствие практической ориентации образования

Из обозначенной выше проблемы вытекает и другая нерешенная задача - практическая ориентированность образования. Даже если учащийся определит для себя направление дальнейшего развития на ранних этапах, у него не будет возможности максимально освоить практические навыки в процессе обучения. Российская система образования скорее ориентирована на выпуск молодых ученых с теоретической базой. Такие проблемы образования в России проявляются в будущем, когда выпускники не могут органично вписаться в условия реальной деятельности. И речь идет даже не столько о получении практики в традиционном ее понимании. Гораздо важнее на этапе обучения уметь ориентироваться на рынке профессий и услуг, понимая, где и как могут быть востребованы конкретные навыки.

Ограничение возможностей одаренных детей

Пресловутая «уравниловка» по-прежнему входит в список основных проблем отечественного образования. К сожалению, даже современная система не дает детям подниматься выше, чем основная масса одноклассников. Пятибалльная система, в частности, не позволяет поощрять учеников, которые стремятся выходить за границы стандартных программ. Можно сказать, что работа по типовым программам и методикам - это общие проблемы современного образования и науки, которые тормозят развитие в обеих областях. Оригинальность мышления, конечно, находит свои пути выражения, но школа и университет должны всячески поощрять и поддерживать подобные стремления. И это не говоря об отсутствии практики обучения в рамках индивидуальных программ, которые гораздо эффективнее стандартных методик, сглаживающих личные особенности учащихся.

Проблемы высшего образования

Последние 20 лет наблюдалась целая череда изменений, которые значительно трансформировали Главным итогом реформ стала коммерциализация вузов и предоставление им полной свободы от государства. Большая часть современных университетов представляет собой едва ли не коммерческие организации, которые берут деньги за свои услуги со стороны студентов. Конечно, такое положение обуславливает другие проблемы современного образования и науки, которые, кроме прочего, выражаются в низком уровне получаемых знаний. Начинаются же подобные проблемы с доступности высшего образования. Теоретически его может получить любой выпускник школы. Далее следуют нюансы кадрового формирования вузов. Рост их количества на фоне дефицита профессиональных педагогов также не позволяет обеспечить подготовку специалиста на должном уровне.

Причины проблем образования

Как уже отмечалось, одной причиной объяснить современные проблемы в образовании нельзя. С одной стороны, можно назвать слабые позиции государства, которое не участвует в поддержке вузов, недостаточно финансирует школы и практически не стимулирует школьников и студентов к получению новых знаний. Но проблемы в системе образования объясняются не только государственной политикой. Нежелание преподавательских составов внедрять новые технологии в процессы обучения обуславливает отсталость российских школ и университетов на фоне европейских учебных заведений. Например, одной из самых громких новинок последних лет стали интерактивные средства, которые активно внедряются во многих западных школах. Но в России даже крупные учебные заведения неохотно воспринимают подобные новшества. Конечно, нельзя среди причин, обуславливающих проблемы отечественного образования, игнорировать и нежелание самих школьников и студентов учиться. Но и эти факторы тесно переплетаются с отсутствием стимулов и в целом понимания пользы от знаний.

Основные проблемы науки

Многие из проблем образования характерны и для науки. Прежде всего это недостаток финансирования. Деятельность в данной сфере требует немалых вложений - только в этом случае можно рассчитывать на высокие результаты исследований и новых разработок. Но проблемы отечественной науки связаны не только с техническим обустройством лабораторий. По словам многих экспертов, отечественной науке не хватает четкого обозначения целей и задач. В итоге наблюдается непоследовательность деятельности и, как следствие, неспособность реализовать инновационные приоритеты.

Пути решения проблем

Большинство концепций, предлагающих создание условий для естественного решения проблем образования, предполагает изначальную ориентацию на учащихся, а не на разработку и постоянное совершенствование новых правил и стандартов. Иными словами, школа должна не заставлять и контролировать, а стимулировать заинтересованное развитие. С этой точки зрения решение проблем образования происходит через побуждение к самостоятельному поиску ответов на вопросы. Со своей стороны, учителя и педагоги должны оценивать предлагаемые решения с учетом неординарности использованных подходов. Немаловажным в этом процессе является и мотивационная составляющая, которая вызывает интерес у школьника или студента к дальнейшим исследованиям.

Перспективные направления развития

И в системе образования, и в науке отмечается огромный разрыв между теорией и практикой. Школа практически никак не связана с рынком труда, механизмами которого и являются знания с навыками специалиста, а не учитывает интересы финансовых групп. Поэтому наиболее перспективным направлением, движение по которому может решить проблемы развития образования и научной отрасли, является сращивание теоретической мысли и жизнеспособных сегментов рынка. При этом эффективность этого слияния возможна только при поддержке государства. Все-таки без должного финансирования невозможно говорить о реализации перспективных знаний и проектов, разработанных на их основе.

Заключение

Последние годы Россия находится в некотором поиске оптимальной системы образования. Об этом свидетельствует реформирование данного сегмента. Тем не менее попытки внести изменения пока не современного образования и науки, а только лишь меняют их характер. Если говорить о наиболее острых задачах, которые стоят сегодня перед государством в этом направлении, то отмечается нехватка финансирования и отсутствие ориентированности в научной и образовательной деятельности. То есть при высоком потенциале развития отечественные школы и университеты обеспечивают довольно скромную отдачу.

Проблемы образования и науки в России и стратегия на ХХI век

ВИКТОР САДОВНИЧИЙ
академик Российской академии наук,
ректор Московского государственного университета
имени М.В. Ломоносова

Социально-экономический прогресс немыслим без подъема образования, науки и культуры
Неверный курс реформирования образования привел к его кризису и деградации
Стратегия на ХХI в. - приоритетное развитие образования, науки, культуры, нравственности как основ высоких качеств человека

При обсуждении стратегических направлений социально-экономического и научно-технического развития России, а также выработке предложений по прогнозу и программам долгосрочного развития страны на ХХI в. возникает явная неопределенность. Прогноз на век вперед был бы крайне сомнителен.

Более разумно ограничить прогнозы и прожекты ближайшими и жесткими временными рамками. Речь идет о 10-20 годах. Мы можем с более высокой степенью достоверности перечислить те основные мировые проблемы образования, которые, несомненно, век ХХI унаследует от века ХХ. С меньшей степенью уверенности, но в принципе возможно прогнозировать и развитие ситуации с образованием в России на старте нового века. Еще более определенно мы можем сказать о разрешимости или неразрешимости в указанные сроки уже известных проблем, которые жизнью, состоянием знаний и практики поставлены в сфере фундаментальной науки.

Мировые проблемы образования

Если суммировать суждения, высказываемые мировым сообществом о судьбах образования и университетов на рубеже веков, то можно выделить два основных тезиса.

n Первый тезис состоит в том, что сегодня успех в решении наиболее общих мировых проблем - экологии, экономического роста, демографии и т.д. - в значительной степени локализован местными и региональными особенностями. Международные структуры, занимающиеся подобными вопросами, могут дать и дают конкретным странам весьма полезные, но не более чем самые общие рекомендации по их разрешению.

Представляется, что самое ценное в таких советах - то, чего не следует делать, чего нужно опасаться, чего желательно избегать, опираясь на накопленный человечеством опыт. А вот что, как и каким образом делать, т.е. выбор пути развития, необходимо определять исходя из места действия. "Одно Евангелие дано человеческому роду, но всякий народ понимает оное, прилагает свои действия к оному по-своему, пока все люди не составили своего стада. Так, всякий народ имеет свою физиономию, свою философию, нравственность, поэзию и религию, или лучше, взгляд на религию". Это слова М.П. Погодина - одного из основоположников отечественной исторической науки, профессора Московского университета. Именно под этим углом зрения я смотрю на развитие образования в мире в целом, в России в частности.

n Второй тезис заключается в поиске положительного ответа на вопрос, как, интегрируясь в мировое сообщество, в то же время оставаться самим собой, cохраняя свои национальные особенности.

Для России вопрос о модели высшего образования крайне важный и острый. Именно здесь наиболее заметны расхождения между федеральными органами управления, образования и университетской корпорацией. Это всем давно известно. Существует идея сформировать систему образования в России по неким западным образцам, копируя в основном американскую систему. Однако, по моему мнению, механическая подгонка отечественной школы и науки под какие-либо зарубежные системы - одна из тех негативных тенденций, которые в случае сохранения принесут нашему национальному образованию гораздо больше неприятностей, чем уже принесли. Конкретных примеров тому немало.

Как добиться эффективного равновесия между традициями и нововведениями? Каким образом действовать, чтобы, продолжая развиваться в рамках европейского и глобального образовательного процесса, не только сохранить высокое место российского образования, но и приумножить его вклад в достижение общих целей? Что и как делать, чтобы, преображая и динамизируя наше образование, не растерять его национальных корней, традиций, ценностей, лежащих в фундаменте российской культуры?

Вопросы отнюдь не риторические, они жизненные. И, кстати, остро встали не только перед Россией. Они активно обсуждаются по крайней мере 25-30 лет с возрастающим накалом по мере приближения рубежа нового века. Эти дискуссии позволили в целом многое прояснить, хотя отнюдь не все удается достаточно точно просчитать в силу большого количества влияющих параметров и ограничительных условий. В главном же все едины. Проблемы образования, которые стоят перед каждой из стран мира, одни и те же. С небольшими вариациями они присущи национальным системам образования всех государств. Разница в масштабах, остроте, а также целеустремленности в поисках положительных решений.

n Не секрет, что система образования даже в самых богатых странах испытывает значительные финансовые трудности, законодательное стеснение. В связи с этим вновь и вновь обращаются к проблеме "Образование и государство ". Я напомню два принципиально важных вывода, сделанных на конференции лауреатов Нобелевской премии "На пороге ХХI в.", которая состоялась в 1997 г. в Париже.

Первое. Необходимо преодолеть существующую во многих странах разобщенность между политическими кругами и научным сообществом. Для этого каждая из сторон должна признать ту роль, которую играет в обществе другая.

Второе. Образование должно иметь абсолютный приоритет в бюджетах всех государств и способствовать развитию всех видов творческой деятельности. К сожалению, этими абсолютно верными заключениями, сделанными людьми, представляющими мировую интеллектуальную элиту, лидеры многих стран не всегда руководствуются. Россия в их числе.

n Учебные заведения и научные учреждения во всех странах ощущают растущую вокруг себя напряженность и в связи с этим вновь и вновь обращаются к проблеме "Образование и общество ". Суть ее в том, что происходит утрата доверия к образованию со стороны общества, причем общество само является одной из причин, породивших существующий разрыв между общественными нуждами и образованием.

Во всех странах многие недостаточно глубоко понимают, что так называемые критические проблемы образования - его качество и значимость, равенство доступа, свобода выбора, трудоустройство, эффективность и финансирование - отнюдь не являются сугубо образовательными. Система образования существует не в вакууме. Задачи, которые она призвана решать, успехи, которых она достигает, неудачи, которые она терпит, обусловлены главным образом окружающими ее силами, исторически укоренившимися в национальной культуре, и всеми обстоятельствами конкретной социально-экономической ситуации.

Далеко не всем понятно, что внутренний политический курс играет главную роль в динамике образовательной системы любой страны. Тем не менее общество жаждет получить от образования максимальную отдачу, отказывая ему порой даже в минимуме внимания, нередко принося образование в жертву политике.

n Системы образования на всех уровнях - от начального до послевузовского - все чаще демонстрируют неадекватность вложенного достигнутому. В связи с этим приходится вновь и вновь обращаться к проблеме "Образование и человек ". В извечном со времен Сократа, Платона, Аристотеля треугольнике - государство, общество, человек - образованию всегда отводилась роль главного цивилизационного фактора в развитии человека.

Российская специфика

Все проблемы мирового образования присущи и России, но имеют ярко выраженную российскую специфику. Причем специфика эта не столько в нашем историческом прошлом, наших традициях, сколько в своеобразии времени, переживаемого страной.

Когда мы говорим о текущем моменте в реформировании системы образования и науки, пытаясь при этом выстроить некоторые схемы преобразований, и берем за некие ориентиры западную школу и науку, то такой подход нужно признать не вполне адекватным по ряду обстоятельств.

n Первое. Во всех странах Запада школа и наука представляют для государства инвестиционную сферу : где-то в нее вкладывают больше, где-то меньше. В России же сегодня, напротив, образование и наука являются для государства сферами изъятия ресурсов всех видов - финансовых, материально-технических, кадровых - для перераспределения в иные сферы. Сценарии реформ высшей школы и науки последних лет - это непрерывная цепь таких осуществленных административно-волевым способом изъятий: приватизация вузовской собственности, откачка квалифицированных кадров, опутывание долгами и поборами.

Поэтому вопрос о выработке новой стратегии и тактики дальнейшего реформирования образования и науки напрямую зависит от ответа на вопрос - закончен или нет процесс изъятия ресурсов. Если закончен, то на каком уровне в итоге мы оказались? Отсюда одна стратегия и тактика вхождения российского образования в грядущий век. Если же этот процесс не закончен, то надо постараться уяснить, что и в каком объеме еще будет изъято из сферы науки и образования. Тогда стратегия и тактика решения вышеназванных общих для мирового образования проблем будут другими. Иными будут и наши стартовые условия в начале ХХI в.

Думаю, что здесь уместно провести параллель с ведением военных действий. Там между стратегией и тактикой, например фронтовой операции, связь такова, что при определенных конкретных условиях тактические задачи приобретают характер стратегических, а стратегические переходят в разряд тактических. Тот, кто это вовремя понял и сделал соответствующий вывод, тот и выиграл сражение. А реформа образования и науки - это ведь не такие операции, они масштабнее по целям и ресурсам и значительнее по вытекающим последствиям. Если бы мы над этими целями и последствиями задумались глубоко, результат был бы иной.

n Второе. Реформирование образования и науки проходит в условиях, когда Россия переживает глубочайший культурный шок, негативное воздействие которого на общество уже носит несоизмеримо более разрушительный характер, прежде всего в нравственном плане, чем то мгновенное обнищание основной массы населения, которое стало результатом шоковой терапии. Финансовая дискриминация ученого, преподавателя, учителя, постоянно звучащие сомнения в их профессиональном уровне, уничижительное противопоставление зарубежным коллегам - это и многое другое не только само по себе в принципе неверно, но и несет опасный для государства и общества отрицательный социальный заряд.

Отметим и такой факт. Государство где-то находит огромные финансовые ресурсы, чтобы отправлять на учебу за рубеж тысячи наших специалистов на так называемую переподготовку, и не вкладывает пока никаких средств в решение аналогичной задачи непосредственно в России. Будь это иначе, может быть, не было бы такой ситуации, когда преподаватели российских вузов, как показали результаты опроса 1995 г., крайне негативно оценили государственную политику в области высшего образования ("она способствует развитию высшего образования" - 1% опрошенных, "она недостаточно эффективна" - 13, "она губительна" - 43%).

Говоря о состоянии системы образования России на рубеже ХХI в., меня особенно беспокоит то обстоятельство, что в чем-то де-факто, а в чем-то уже де-юре происходит покушение на естественное и конституционное право человека - право на образование, крупнейшее завоевание ХХ в. Удручает стремление к политизации образования, особенно высшего, и развивающийся на этой почве национализм и экстремизм. Искренне волнуют меня многочисленные факты, свидетельствующие о сужении культурной и просветительской функции образования.

По данным Министерства образования России, за последние пять лет ввод в эксплуатацию новых школ сократился в 4 раза при одновременном росте числа учащихся на 1,1 млн человек. Классы переполнены, 36% школ работают в две, а то и в три смены. Исследования показывают, что примерно половина населения России не прочитывает за год ни одной новой книги. Вымирают целые виды литературы. Исчезают издания по искусству, поэзия, научно-техническая литература, произведения классики - на их долю приходится всего 2% общего объема изданий. Лишь 30% населения могут позволить себе роскошь купить книгу.

Меня как профессора университета настораживают симптомы, говорящие о падении уровня профессиональной подготовки студентов. Пугает быстрорастущий дефицит нравственности, который намного опаснее, чем бюджетный или товарный, поскольку корни его в отношении государства, общества и человека к образованию. Его перестали считать престижным и приоритетным. А.С. Пушкин в записке о народном воспитании, составленной по распоряжению Николая I, писал: "Не одно влияние чужеземного идеологизма пагубно для нашего отечества, воспитание, или лучше сказать отсутствие воспитания, есть корень всякого зла. Скажем более, одно просвещение в состоянии удержать новое безумство, новые общественные бедствия".

n Третье. Когда мы говорим о текущем моменте в реформировании нашей высшей школы и науки, нужно иметь в виду, что использование таких понятий, как кризис, критическое состояние и т.д., имеет в условиях сегодняшней России иной смысл, чем в наиболее развитых странах, где ими тоже оперируют. Когда о кризисе университетов говорят, например, в США, Японии или Франции, то там речь не идет о разделе образовательного и научного пространства, угрозе самому существованию сотен научно-исследовательских институтов и вузов. Конкуренция государственной и негосударственной высшей школы на Западе отнюдь не означает обвальную передачу государственных университетов и институтов в частные руки, а утечка умов - массового ухода профессуры из стен вузов. Вот почему, если для описания ситуации с российской высшей школой употреблять из словаря международного образования такие понятия, как кризис, критическое состояние, конкуренция, утечка умов и т.д., то делать это нужно с очень большой осторожностью.

Мне представляется, что не совсем верно указываются причины трудностей, которые переживает наша высшая школа. Превалируют две прямо противоположные точки зрения. В соответствии с одной из них все беды университетов - это следствия недостатков, приобретенных ими в советское время. Другая точка зрения связывает кризисную ситуацию с нынешней государственной линией в области высшей школы.

Безусловно, и в том и другом утверждении есть своя доля истины, однако они существенно разнятся. Это различие может быть устранено, если признать, что многие проблемы советского периода были предельно обострены в результате непродуманных, поспешных, волевым образом предпринятых в конце 80-х годов руководством страны действий по реформе высшей школы и науки. Как теперь видно, в основе этих действий было игнорирование отечественной истории и традиций развития образования и науки, механическое копирование далеко не лучшей зарубежной практики, пренебрежение нашими несомненными преимуществами, искусственная гиперболизация недостатков, противопоставление под видом демократизации студента - профессору, университета - техническому вузу, общеобразовательной школы - высшей и т.д.

К сожалению, и в наши дни в таком подходе мало что принципиально изменилось. Во многом именно поэтому, как мне кажется, так трудно и с такими издержками идет реформа системы образования.

Подъем образования, науки и культуры - путь возрождения России

Сегодня, как и в прошлом, особая ответственность за решение проблем взаимоотношений образования с государством, обществом и человеком лежит на Московском университете. Так уж распорядилась история и подтвердила жизнь. Московский университет задуман и создан его основателями М.В. Ломоносовым и И.И. Шуваловым как общенациональный, общероссийский. Он никогда не менял своего предназначения и никогда не изменял ему. И сегодня нет оснований поступать иначе.

В России не было и нет другого такого университета. В этом, быть может, его слабость, а быть может, наоборот, сила. Слабость в том, что удары, которые наносились по Московскому университету, еще больнее отзывались на отечественном образовании, высшей школе, на культуре в целом. Отвести или смягчить эти удары было некому. Сила же в том, что Московский университет, защищая себя, защищал одновременно все отечественное образование, высшую школу, культуру, принимая основные тяготы на себя.

Вот почему Московский университет стал не только ведущим национальным центром научного образования и культуры, но и символом российской нравственности, нравственного отношения к государству, обществу, человеку. Все это определяло и определяет линию поведения, содержание и формы действий Московского университета по отношению к реформированию образования и науки на всех его этапах.

Часто говорят о стремлении интегрироваться в мировую цивилизацию. Я лично не считаю, что Россия находится где-то на ее задворках. И тем не менее, коли мы так говорим, то будем руководствоваться словами генерального секретаря ЮНЕСКО Федерико Майора: "Пришло время признать культуру непосредственной вдохновляющей силой развития, отвести ей центральную роль социального регулятора". Луи Пастер, избранный в свое время почетным профессором Московского университета, писал: "На той ступени развития, которой мы достигли и которая обозначается именем "новейшая цивилизация", развитие науки, быть может, еще более необходимо для нравственного благосостояния народа, чем для его материального процветания. Путь в цивилизацию, в будущее страны один - в союзе между наукой и государством". Он понимал это еще 100 лет назад.

Главной, всеопределяющей целью для России на рубеже ХХI в. я считаю восстановление доверия к проводимым дальнейшим реформам образования и науки. Без этого все пойдет впустую. Реформу делают профессора, учителя, учащиеся, но не чиновники. Давно пора понять и принять формулу - не образование для государства, а государство для образования. Нам следует помнить замечательные слова нашего соотечественника: "Одним из отличительных признаков великого народа, - писал профессор Московского университета В.Ключевский, - служит его способность подниматься на ноги после падения". И добавлял, что "общественное возрождение будет совершаемо переработкой слова науки в дело жизни".

Статья подготовлена на основе доклада автора на Всероссийской научной конференции "Россия - ХХI век" (25-26 сентября 1997 г.), организованной Советом Федерации Федерального Собрания РФ, Министерством науки и технологий и Российской академией наук.