Общее образование в странах африки. Дети Африки: условия жизни, здоровье, образование


Неграмотность - одна из главных проблем Замбии. Еще в середине нулевых половина жителей этой страны не умела читать и писать. С учетом этого, мне было очень интересно побывать в местной школе и выяснить, как здесь обстоят дела с образованием сейчас.. К сожалению, экскурсия проходила во второй половине дня, когда уроки закончились и большинство школьников разошлось по домам. Но нам все равно удалось узнать много интересных фактов об образовании в Замбии, которыми я с удовольствием поделюсь с вами.

01. Об образовании в Замбии всерьез начали беспокоиться в начале нулевых. На тот момент статистика в стране была кошмарной: почти миллион детей школьного возраста не учились, примерно 45% взрослых были неграмотными. Пытаясь изменить ситуацию, правительство президента Мванавасы внесло поправки в законы. В итоге, детишки получили право на бесплатное обучение с 1 по 7 класс.

Школа Замбии - это целый комплекс зданий. Большинство из них современные: каменные стены, крыши из профнастила. Но попадаются и аутентичные хижины с соломенной крышей.

02. Несмотря на то, что начальное образование бесплатное, не все дети ходят в школы. Причин несколько: некоторые учебные заведения находятся в 20 километрах от деревень и до них элементарно далеко добираться, к тому же в бедных семьях считают, что ребенок должен работать, а не терять время, получая знания. Впрочем, в последние годы менталитет у людей меняется. Родители начинают понимать, что единственный шанс изменить судьбу детей - отправить их в школу.

03. Школьное образование в Замбии делится на несколько этапов. Первый из них - начальное образование, длится с 1 по 7 класс. Дальше начинается средняя школа. В нее поступает меньше половины подростков. Срок обучения - 5 лет. Этот этап включает в себя младший (8-9 класс) и старший (с 10, 11, 12 класс) уровни.

Действуют в Замбии и всевозможные льготные программы. Например, для детей-сирот образование бесплатно, независимо от их успехов в учебе.

04. Рядом со школой растет много саженцев, за которыми ухаживают дети. Видимо, так педагоги пытаются научить школьников ответственности.

05. Каждое здание украшает интересный арт. Причем тематика рисунков разная: от хищников, обитающих в саваннах, до флага Шотландии.

Кстати, всем туристам предлагают внести посильный вклад в развитие африканских школ. Есть разные благотворительные программы. Например, символическая помощь в покупке учебников составляет 300 долларов, приобретение школьной формы – 1000, оплата питания учеников – 10 000. Согласитесь, ценники внушительные!

07. Туалет на свежем воздухе. Здание выглядит немного обшарпанным, но граффити на стенах скрывает необходимость косметического ремонта.

08. Просторные классы с зарешеченными окнами, вентиляторами, подвешенными к потолку, и симпатичными учебными досками с игровым оформлением.

Одна из бед африканских школ - переполненные классы. Иногда одному педагогу приходится работать сразу с 80 учениками.

09. Учительская. Просторное светлое помещение. Мебель, конечно, старая, но смотрится все довольно неплохо.

10. Опытный репортер и блогер Сергей Доля быстро подружился с африканскими тинэйджерами и уговорил мальчика написать на доске свое имя.

12. Креативная азбука. Китайцы добрались и до Замбии. :-)

13. Школьная библиотека, по словам педагогов, насчитывает 4 тысячи художественных книг и учебников. Для удобства все стеллажи поделены по классам.

16. Творческий уголок с именами учеников:

17. Карта африканского континента. С ее помощью дети узнают, что их страна соседствует с Анголой, Демократической Республикой Конго, Танзанией, Зимбабве и другими странами. Заодно и я подразобрался в своем географическом местоположении. :-)

18. Интересный факт: еще со времен совка между Россией и Замбией налажен тесный образовательный коннект. Их лучшие студенты обучаются в наших ведущих вузах, а потом, возвращаясь на родину, занимают высокие посты в правительстве или в министерствах.

Кто знает, может быть, и кого-то из этих детишек ждет путешествие в заснеженную Россию.

19. От СПИДа в Африке ежегодно гибнут миллионы людей. Эта болезнь - одно из главных бедствий черного континента, наряду с голодом, нехваткой питьевой воды и бесконечными войнами. О том, чем опасен синдром приобретенного иммунного дефицита, детям рассказывают со школьной скамьи.

На фото - информационная справка с громким заголовком «СПИД убивает». На ней написано, что болезнь была открыта в Замбии в 1981 году, и от нее до сих пор не нашли лекарства. Детей предупреждают, что если не предохраняться во время секса и употреблять наркотики, то риск заразиться СПИДом очень велик.

Кому-то может показаться, что 8-летним школьникам рано знать о взрослых проблемах, но для Замбии такие меры полностью оправданы. По статистике на 2007 год каждый седьмой житель страны был заражен вирусом иммунодефицита (ВИЧ).

20. В следующий раз расскажу вам о знаменитой Столовой горе, расположенной к юго-западу от Кейптауна. До новых встреч!

Продолжение следует…
Буду искренне рад новым друзьям в ЖЖ: Добавить в друзья
Почта для связи со мной: [email protected]

Прогулка по журналу:

- 191.00 Кб

Грамотность среди взрослого населения составляет около 50%, при этом среди женщин она несколько ниже – 40%. Европейское образование стало доступным для нигерийцев в 1830-х годах, когда христианские миссионеры создали в Южной Нигерии первые школы, где учебный процесс строился на тех же принципах, что и в британских школах. Что касается Севера, то еще несколько десятилетий назад единственными общеобразовательными заведениями там были мусульманские школы, главным предметом в которых было изучение корана. Хотя в настоящее время в Нигерии существует единая государственная система школьного образования, соотношение детей, обучающихся в школах на Севере и Юге, выглядит явно не в пользу северян. В 1989 в системе начальной и средней школы обучалось 48% детей соответствующего возраста. В 1976 в Нигерии было введено обязательное трехлетнее бесплатное образование, а в 1992 – шестилетнее. В 1991 число учащихся начальных школ превысило 13,7 млн. человек, средних – 3 млн. человек, в университетах и колледжах обучались 300 тыс. студентов.

Только 47% детей получают дошкольное образование, 84,6% из которых поступают в школы. Общегосударственный уровень грамотности населения составляет 50%. Территория страны долгое время была колонией Великобритании и только в 1960 г. Обрела суверенитет. Колониальный статус отразился на системе образования, которая имеет ярко выраженный европейский стиль.

Дошкольное образование детей начинается с 3-х летнего возраста и продолжается три года. Занятия длятся по 30 минут. Изучаются следующие предметы: английский язык (6 уроков/неделя); арифметика (5 уроков/неделя); один из племенных нигерийских языков (2 урока/неделя); религия, письмо, чтение, поэзия, межличностные отношения, музыка, основы прикладных наук (по 3 урока/неделя). Академический год дошкольного образования длится 10 месяцев. Школьное обучение поделено на 3 периода: Начальное (Primary); Среднее (Junior Secondary); Старшее (Senior Secondary).
Начальное школьное обучение длится с 6 до 11-ти летнего возраста. В стране оно считается базовым, здесь закладываются основы письменной и математической грамотности, развивается позитивный настрой к работе, общению, жизни в общине, сотрудничеству и стремлению получать знания.
Занятия в начальной школе длятся 35 минут. Изучают 7 предметов: английский язык (5 уроков/неделя); математика (5 уроков/неделя); социальные науки (религии, физкультура, медицина 4 урока/неделя); основы прикладных наук (2 урока/неделя); культура (этикет, рисование, музыка – 1 урок/неделя); сельское хозяйство (2 урока/неделя); ремесла (2 урока/неделя).
Академический год длится 10 месяцев. С начальной в среднюю школу переходят только 50,3% детей. Это объясняется бедностью семей (дети заняты работой на фермах или становятся учениками ремесленников) и ранним замужеством девочек (46,6% девочек оканчивают обучение на начальном школьном уровне). Среднее школьное образование длится 3 года (с 11 до 14 лет). Обучение имеет профессиональную и академическую подготовку. Продолжительность уроков повышается до 40 минут.
Академические предметы: английский; математика; племенной язык Нигерии (L1); племенной язык Нигерии (L2); интегративные науки (биология, химия, физика); социальные науки; искусство (музыка, рисование); религия; физкультура; 2-3 предмета на выбор по профессиональной подготовке.
Предметы на выбор: вводная технология (плотничество, кузнечное дело, электроника, механика); местные ремесла; домоводство; бизнес-науки (набор, стенография, в некоторых школах – французский, арабоведение).
Учащиеся по окончании средней шкалы и успешной сдачи экзаменов Федерального экзаменационного бюро (FEB) получают сертификат о среднем школьном образовании (JSC). Уровень перехода детей на следующую ступень образования распределяется следующим образом: 60% - старшее школьное образование; 20% - технические колледжи (политехнические, монотехнические, педагогические); 10% - центры по проф. Подготовке (BEST-centre “Business & Engineering Skills Training Centre”); 10% - подмастерья ремесленников и фермерство.
Старшее школьное образование длится 3 года (с 15 по 18 лет). Обучение ведется по довольно диверсифицированной программе, направленной на расширение знаний учащихся и их кругозора. Каждый ученик должен освоить 6 основных предметов и 2-3 дополнительных.
Основные предметы: английский; математика; племенной язык; биология, химия, физика или интегративная наука – 1 на выбор; английская литература, история, география или социальные науки – 1 на выбор; проф. Подготовка. Предметы на выбор: Профессиональные: сельское хозяйство; прикладная электроника; бухгалтерия и основы экономики; архитектура; торговля; информатика. Общеобразовательные: высшая математика; медицина; физкультура; дизайн; библиознавство; ислам; компьютерная графика; компьютерный набор; стенография; арабский; французский; музыка и т.д.
Академический год длится 10 месяцев. По окончании курса и успешной сдачи экзаменов Западноафриканской экзаменационной комиссии (WAEC) учащиеся получают сертификат о старшем школьном образовании (SSC).
66,7% выпускников поступают в университеты, однако это составляет всего лишь 1% от общего населения (150 – 200 тыс.). Обучения длится от 3 до 7 лет, в зависимости от профиля. После бакалаврата получают Национальный диплом (ND), а после магистратуры – Национальный диплом о высшем образовании (HND).

В Нигерии выделяют традиционные университеты (16 федеральных и 8 государственных), которые обучают классическим гуманитарным и прикладным наукам, и узкоспециализированные. Среди последних выделяют:
- Политехнические университеты (5 федеральных, 4 государственных);
- Аграрные университеты(3 федеральных);
- Военный университет.

Особые школы существуют для одаренных детей. Их всего – 11. Это – 5% от всех учащихся, занятых школьным образованием. В таких школах готовят будущих интеллектуальных работников и политических деятелей. Чтобы быть зачисленным в такую школу нужно пройти 1 –годичную подготовительную фазу и успешно сдать экзамены.

Однако есть 50% детей, которые не заняты школьным образованием так называемого западного стиля. Такие дети обучаются по традиционному нигерийскому стилю – профессиональному обучению внутри общин. Дети изучают нигерийские традиции и ремесла своих родителей. Род занятий варьируется по географическому принципу: от фермерства, торговли и ремесел до виноделия и народной медицины. Ученики адаптируются к своим ролевым ожиданиям, к тому, чем занимается их община. Однако в основном ребята не умеют читать и писать. Взрослые часто привлекают мальчиков к общинным собраниям, чтобы научить народным премудростям (пословицам и поговоркам) и ораторскому мастерству.

В Нигерии, помимо западного и местного стилей образования, развит и третий – религиозные (исламские) частные школы. Обучение ведется здесь в три этапа:

Начальные школы (до 5-6 лет). Обучение ведут малламы – религиозные учителя. Дети изучают по 1-2 суры в день; учат арабское письмо;

Средние школы. Учащиеся изучают значения религиозных текстов, грамматику, синтаксис, арифметику, алгебру, логику, риторику, юриспруденцию и теологию. Обучение ведется исключительно на арабском языке.

Теологическое университетское образование. Исламский центр в Университете Байеро в г. Кано.

В богатых индустриальных, торговых и портовых городах развиты частные европейские школы. Плата за обучение в них довольно высокая: например, в Американской интернациональной школе в г.Лагос она колеблется от 12 до 15 тыс. $/год, а в Британской – 8 тыс. Ј и полный пансион. Такая цена объясняется очень высоким конкурсом, сравнительно высоким уровнем знаний выпускников и дипломом европейского образца, что дает возможность поступить в любой европейский или американский ВУЗ. Максимальное число учащихся в классах таких школ – 20 чел., тогда как в государственных – 50, помимо чего, родители покупают индивидуальные стулья, парты и даже мел.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, искоренение неграмотности – одна из самых неотложных задач и проблем развития в XXI веке. Цели, установленные в 2000 г., остаются контрольным показателем для оценки прогресса в обеспечении образования. Всемирный форум по образованию дал новый толчок развитию образования как на национальном, так и на международном уровнях. Непреложным фактом остается то, что странам мира не удастся достичь поставленных целей и что они могли бы добиться гораздо большего, чем они добились. Многие развивающиеся страны могут ускорить прогресс, в частности путем осуществления политики по устранению неравенства в области образования.

В странах Африки положение дел в области образования остается особенно проблематичным. Данный регион продолжает отставать не только от развитых, но и от развивающихся государств Азии и Латинской Америки. Это проявляется по всем основным показателям: доступности образования, расходам на него, уровню грамотности взрослого населения, охвату детей начальной школой и молодежи средним образованием, уровню развития высшего образования.

Анализ статистических данных свидетельствуют о том, что в рассматриваемых регионах происходят определенные позитивные изменения, несмотря на сложные задачи развития, стоящие перед африканскими странами, и целый ряд удручающих показателей, свидетельствующих о не вполне благополучном положении дел. Например, Нигерия может похвастаться многостильностью системы образования. Однако 50% населения не то, что не умеют читать и писать, но даже не говорят на английском – официальном языке государства. Какие же перспективы открываются у египтян с дипломами о высшем образовании? Такие же, как и у выпускников практически всех стран мира. Из-за существующей в Египте проблемы с рабочими местами, лишь незначительная часть выпускников вузов сможет реализовать себя. Но, возможно, в дальнейшем ситуация сможет измениться к лучшему, поскольку в последнее время государство активно пытается решать эту проблему. Образование в Марокко так и плавает на низком уровне, но предпринимается всё, чтобы это изменить в лучшую сторону.

1. Африка в цифрах (Статистический справочник). - М: Наука, 1985. – 422 с.

2. Борисенков В. П. Народное образование и педагогическая мысль в освободившихся странах Африки: традиции и современность. - М: Педагогика, 1987. –

3. Дмитриева И. В. Образование в Африке: достижения и проблемы. - М: Наука, 1991. – 109 с.

4. Клепиков В. 3. Образование в Африке: характерные черты его развития в отдельных странах и группах стран // Сравнительная характеристика развития образования в странах Азии. Африки и Латинской Америки. - М., 1991. – 24-40 с.

5. Кобищанов Ю. М. История распространения ислама в Африке. - М.: Наука, 1987. – 217 с.

6. Блум Д., Каннинг Д., Чан К. Высшее образование и борьба с бедностью в Африке // Экономика образования. - 2007. - № 1. – 68-70 с.

7. Проблемы интернационализации высшего образования в Африке // Экономика образования. - 2005. - № 4. – 128 – 130 с.

8. Всемирный доклад по мониторингу ОДВ. Образование для всех. Охватить обездоленных. UNESCO, 2010. - 58 с.

9. Статья Гусанчека Н.С «Обучение и воспитание африканских народов в доколониальный период».

10. Грибанова В.В. Образование в Южной Африке. От апартеида к демократическим преобразованиям. М.: Институт Африки, 2003.

11. Традиционные культы африканских народов: прошлое и настоящее. Под ред. Р.Н. Исмагиловой. М., 2000.

ПРИЛОЖЕНИЕ А «СХЕМА СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ НИГЕРИИ»

УНИВЕРСИТЕТ

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ДИПЛОМ О ВЫСШЕМ ОБРАЗОВАНИИ

МАГИСТРАТУРА

АКАДЕМИЧЕСКИЙ ГОД

9 МЕСЯЦЕВ

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ДИПЛОМ

БАКАЛАВРИАТ

АТТЕСТАТ О ШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

СТАРШАЯ ШКОЛА

10 МЕСЯЦЕВ

ТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ:

ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ

МОНОТЕХНИЧЕСКИЙ

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ

9 МЕСЯЦЕВ

СВИДЕТЕЛЬСТВО О СРЕДНЕМ ШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

СРЕДНЯЯ ШКОЛА

10 МЕСЯЦЕВ

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

10 МЕСЯЦЕВ

ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

10 МЕСЯЦЕВ


ПРИЛОЖЕНИЕ Б «ПОЛОЖЕНИЕ СТРАН АФРИКИ В МИРЕ ПО УРОВНЮ ОБРАЗОВАНИЯ»

Сейшельские острова

Виктория

Маврикий

Кабо-Верде

Претория

Экваториальная Гвинея

Либревиль

Сан-Томе и Принсипи

Свазиленд

Ботсвана

Габороне

Зимбабве

Браззавиль

Коморские острова

Мадагаскар

Анатанариву

Танзания

Мавритания

Дем. Республика Конго

Кот-д`Ивуар

Ямусукро

Порто-Ново

Лилонгве

Нджамена

Гвинея-Бисау

Аддис-Абеба

Буркина Фасо

Уагадугу

Мозамбик

Бужумбура

Сьерра-Леоне

Краткое описание

Традиционное образование в Африке предполагало подготовку детей к африканским реалиям и жизни в африканском обществе. Обучение в доколониальной Африке включало игры, танцы, пение, рисование, церемонии и ритуалы. Обучением занимались старшие; каждый член общества вносил свой вклад в образование ребёнка. Девочки и мальчики обучались отдельно, чтобы усвоить систему надлежащего полоролевого поведения. Апогеем обучения были ритуалы перехода, символизирующие окончание детской жизни и начало взрослой.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………….….……….....3
1 <ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ И СТАНОВЛЕНИЯ>…………………..….………4
2 <ОБРАЗОВАНИЕ В ЕГИПТЕ>…………………..…………………...……....12
3 <ОБРАЗОВАНИЕ В МАРОККО>……………………………...…...……….23
4 <ОБРАЗОВАНИЕ В НИГЕРИИ>…………………………………………….26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………...……..…...…….32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Более других континентов Африка нуждается в пересмотре своих образовательных систем. Особенно часто системы образования, унаследованные от колониализма, хранятся в почти неизменном виде под предлогом необходимости поддерживать «определенное качество» обучения. А вот и результат: немногочисленная элита студентов пользуется сегодня той самой образовательной системой, которую она имела бы в Европе, тогда как подавляющее большинство фактически лишены современных видов обучения.

Бросается в глаза разительный контраст между неспособностью этой просвещенной элиты изменить феодальные социальные структуры и традиционное сельское хозяйство в своих странах и успехом элиты стран Восточной Азии, которые смогли сделать свою экономику еще более эффективной, чем западные модели, из которых они брали пример. Почему же африканская элита провалилась там, где восточная элита начала выигрывать? Какую роль сыграло здесь образование?

ЯПОНСКАЯ МОДЕЛЬ

Восточная Азия подверглась большому влиянию японской модели. Еще в XIX веке японцы поняли, что для их выживания как нации следует усвоить западные математику, науку и технологию, отвергая одновременно культурные и социальные ценности Запада. Начальное образование в Японии стало обязательным в 1870 году. Затем было введено среднее образование для всех, а после второй мировой войны для многих японцев стала доступной высшая школа. Однако, беря пример с западной науки и техники, японское образование отчаянно защищало приоритеты своего языка, литературы, культуры и собственной религии.

Африка не сделала такого сознательного выбора. Введение в Африке западного образования обернулось тем, что образованная элита оказалась знакома больше с теологией христианства, историей, литературой и культурой, чем с наукой и технологией. Очевидным проявлением такой прозападной ориентации является, возможно, вытеснение африканских языков с образовательных систем. Даже сейчас в большинстве франко или португалоязычных странах местные языки не изучаются, а в некоторых англоязычных странах употребление африканских языков осуждается как проявление «сепаратизма» и «трайбализма». Обращенная к христианству Африка видела в своей собственной культуре только суеверие и отсталость, что и вызывало ее отвержение в целом.

ОПРЕДЕЛИТЬ ЦЕЛЬ

Хотя большинство африканских стран обрело независимость около 50 лет назад, обязательное начальное образование введено лишь в немногих из них. Еще хуже обстоит дело со средним образованием: в большинстве африканских стран среднее образование приобретает только 4 или 5 процентов молодежи соответствующей возрастной группы. В большинстве африканских стран менее 1 процента молодежи соответствующей возрастной группы посещает учреждения высшего образования, тогда как в индустриальных странах этот показатель составляет 25-75 процентов. Более того, молодые африканцы, ставшие студентами, очень редко специализируются в области науки или техники.

Именно на основе осознания этих фактов мы должны пересмотреть связи между, с одной стороны, образованием и экономическим развитием и, с другой, образованием и универсальными культурными ценностями. Нужно будет четко определить понятие «развитие». Сейчас африканская стратегия развития почти исключительно опирается на структурное выравнивание, хотя оно очевидно особенно узким и экономически ограниченным определением развития, которое не учитывает таких исключительно важных факторов как уровень развития человеческих ресурсов страны или степень разнообразия и индустриализации ее экономики.

Важно также заново определить понятие образования и не поддерживать его запущенных систем и структур. Образование должно служить какой-то цели, и определить эту цель стоит африканцам. Если образование является ключом к экономическому развитию, то не менее важную роль оно играет в определении ценностей, которые завтра превратят Африку на объединенный, динамичный и направленный в будущее контингент. Африка не сможет определить, какой тип образования лучше отвечает потребностям развития, поскольку она не может четко определить цели.

Чтобы определить эти цели, надо помнить о понятии мирового рынка и планетарного села. Африка не может позволить себе увековечения колониального и феодального наследия, а также оторванности от технического и информационного развития мировой экономики. К тому же, будучи континентом, который меньше пострадал от пагубного влияния модернизации на окружающую среду, Африка должна сохранить это решающее преимущество, так же как и целостность сегодняшних человеческих и социальных связей вопреки ужасному вреду, вызванному этим процессом.

P. S. А ведь, несмотря на все проблемы с африканским образованием, среди маленьких африканцев наверняка нашлись бы талантливые дети с математическим складом ума, которые в будущем могли бы стать, например отличными финансистами, ведь чтобы те же графики форекс понимать необходимо обладать хорошим математическим мышлением. И как знать, сколько не состоявшихся гениев, так и осталось пасти коров в африканских саваннах.

Образование в странах Африки южнее Сахары в XXI веке:проблемы и перспективы развития


Африка южнее Сахары добилась значительного прогресса с тех пор, как в 2000 году на Всемирном форуме по образованию в Дакаре были приняты цели образования для всех (ОДВ). Однако многие из этих достижений находятся под угрозой из-за глобального экономического кризиса. В связи с этим защита уязвимых групп населения, а также обеспечение дальнейшего продвижения к ОДВ являются главными приоритетами развития. Любое замедление прогресса в достижении целей образования будет иметь негативные последствия долгосрочного характера для экономического роста, сокращения масштабов нищеты и обеспечения охраны здоровья населения.

Воспитание и образование детей младшего возраста является краеугольным камнем ОДВ. Правильное питание, эффективная охрана здоровья и доступ к надлежащим дошкольным учреждениям способны компенсировать социальную обездоленность и улучшить результаты обучения. Тем не менее, работа с детьми младшего возраста по-прежнему страдает от недостатка внимания.

Бедность домохозяйств и низкий уровень образования родителей – это два самых серьезных барьера, препятствующих осуществлению программ воспитания и образования детей младшего возраста. Например, проживание в одном из беднейших домохозяйств в Замбии сокращает шансы на охват программами воспитания и образования детей младшего возраста в 12 раз по сравнению с детьми из наиболее состоятельных домохозяйств. В Уганде этот показатель возрастает до 25 . Эти цифры показывают, в какой степени отсутствие воспитания и образования детей младшего возраста усиливает неравенство, связанное с условиями жизни.

По сравнению с 1990-и годами, в первом десятилетии XXI века наблюдается быстрый прогресс в обеспечении всеобщего начального образования. Число детей, не охваченных школьным образованием, сокращается, а число детей, завершивших обучение в начальной школе, увеличивается. Нетто-коэффициент охвата – это широко используемый показатель прогресса на пути к достижению всеобщего начального образования. Он определяет долю записанных в школу детей официально установленного младшего школьного возраста. С 1999 г. в странах Африки к югу от Сахары нетто-коэффициенты охвата возросли, по сравнению с 1990-ми годами, в пять раз, соответственно, и достигли 73% в 2007 г. Но средние региональные показатели, как правило, скрывают существенные различия внутри региона. В странах Африки к югу от Сахары отмечается особенно широкий разброс показателей нетто-коэффициента охвата – от 31% в Либерии до 98% на Мадагаскаре и в Объединенной Республике Танзании .

Охват образованием – это всего лишь один из показателей прогресса на пути к всеобщему начальному образованию. Коэффициенты охвата растут, однако миллионы детей, поступающих в начальную школу, прекращают учебу до завершения полного начального цикла. В странах Африки к югу от Сахары из школы ежегодно отсеиваются около 28 миллионов учащихся.

Большое число детей, остающихся вне стен школы, по-прежнему является серьезнейшей проблемой для национальных правительств и всего международного сообщества. Лишение детей возможности подняться хотя бы на одну ступень образовательной лестницы ставит их на путь борьбы с трудностями на протяжении всей своей жизни. Это является нарушением основного права человека на образование и ведет к потере ценнейшего национального ресурса, лишая страны потенциальных возможностей для экономического роста и сокращения масштабов нищеты.

В странах Африки к югу от Сахары наблюдается значительный прогресс. За период, в течение которого число детей школьного возраста увеличилось в этом регионе на 20 миллионов, число не охваченных школьным образованием детей упало почти на 13 миллионов, или на 28%. Масштабы достигнутого в этом регионе прогресса можно оценить, сравнив нынешние показатели с показателями 1990-х годов. Если бы ситуация в этом регионе развивалась так же, как и в 1990-х годах, число не охваченных школьным образованием детей было бы на 18 миллионов больше.

Однако по сравнению с другими регионами доля не охваченных школьным образованием детей в странах Африки южнее Сахары остается высокой. В 2007 г. она составляла четверть детей младшего школьного возраста. На этот регион приходится почти 45% всех детей мира, не охваченных школьным образованием, и половина из 20 стран, где число таких детей превышает 500 000 человек. 10% от общемировой численности не охваченных школьным образованием детей приходится только на одну Нигерию. Прогресс в этом регионе был неравномерным. Некоторые страны, имевшие в 1999 г. многочисленный контингент не охваченных школьным образованием детей, добились существенных успехов. В качестве примеров можно назвать Эфиопию, Кению, Мозамбик, Объединенную Республику Танзанию и Замбию. В период 1999-2007 гг. Эфиопия и Объединенная Республика Танзания сократили численность таких детей более чем на 3 миллиона человек каждая. Странами, добившимися лишь незначительного прогресса, являются Либерия, Малави и Нигерия .

Вероятность остаться вне стен школы в значительной мере определяется уровнем благосостояния родителей. Низкий уровень доходов во многих странах, где большое число детей не ходит в школу, означает, что нищета является уделом гораздо большего числа людей, а не только самых бедных семей. Дети, проживающие в сельской местности, больше рискуют остаться вне стен школы. Данные, полученные в результате исследований домохозяйств в Буркина-Фасо, Камеруне, Эфиопии, Малави, Нигере, Сенегале и Замбии, показывают, что шансы сельских детей остаться вне стен школы более чем в два раза превышают шансы других детей.

Многие из тех, кто сегодня не посещают школу, скорее всего, туда ходить не будут никогда. 59% не посещающих школу детей в Африке южнее Сахары вряд ли когда-нибудь поступят в нее . Девочки сталкиваются с труднейшими препятствиями. Помимо того, что у них меньше, чем у мальчиков, шансов поступить в школу, у тех девочек, кто не посещает школу, гораздо больше, чем у мальчиков, шансов никогда не поступить в нее. Предполагается, что в странах Африки к югу от Сахары почти 12 миллионов девочек никогда не будут учиться в школе, по сравнению с 7 миллионами мальчиков.

Определение детей в школу – это лишь один из этапов обеспечения всеобщего начального образования. Число детей, которые оставят школу до завершения начального цикла обучения, равно числу детей, в настоящее время не охваченных школьным образованием. Важнейшая проблема заключается не в простом определении детей в школу, а в обеспечении того, чтобы, попав туда, они получили высококачественное образование в полном объеме.

Основная задача любой системы образования заключается в том, чтобы обучить молодежь навыкам, необходимым для участия в общественной, экономической и политической жизни общества. Охват детей начальным образованием, начиная с самых младших классов, и продолжение обучения в средней школе являются не конечной целью, а лишь способом выработки таких навыков. Успех или неудача образования для всех в значительной мере зависит не только от большей продолжительности школьного обучения в той или иной стране; главным критерием является то, чему дети обучаются и каково качество их образования.

В странах Африки к югу от Сахары правительства сталкиваются с серьезнейшими вызовами реформы технического и профессионального образования. Остро стоят такие проблемы, как высокие расходы из расчета на одного учащегося, недостаточное финансирование, низкие зарплаты, нехватка квалифицированных сотрудников. Учащиеся начинают получать профессиональное образование слишком рано, а завершив его, тем не менее, сталкиваются с угрозой безработицы. Кроме того, исследования, проведенные в Буркина-Фасо, Гане и Объединенной Республике Танзании, показали, что меньше всего возможностей воспользоваться программами профессионального образования имеют обездоленные группы. Вместе с тем, появляются некоторые новые позитивные стратегии, в том числе в Камеруне, Руанде и Эфиопии.

Правительствам в странах Африки к югу от Сахары, как и в других регионах, приходится обеспечивать сбалансированность между общим и техническим и профессиональным образованием. Всеобъемлющим приоритетом должно быть повышение уровней охвата, уменьшение отсева и обеспечение перехода учащихся после базового образования на среднюю ступень. Профессиональное образование, однако, могло бы играть гораздо более заметную роль в предоставлении второго шанса обездоленной молодежи. Когда люди уходят из школы, так и не овладев базовыми навыками грамотности и счета, они сталкиваются с опасностью того, что вся их будущая жизнь будет носить печать обездоленности, а их социально-экономические перспективы окажутся ограниченными.

От утерянных возможностей, касающихся более высокой производительности труда, роста общего благосостояния и участия в политической жизни, страдает все общество в целом.

Обеспечение ОДВ зависит от развития среднего и высшего образования так же, как и от прогресса базового образования. В течение многих десятилетий международные организации, занимающиеся оказанием помощи отсталым странам, прежде всего на африканском континенте, уделяли основное внимание развитию начального образования и лишь недавно стали выделять деньги на развитие среднего образования. Что касается высшего образования, то оно оставалось вне поля зрения этих организаций, при этом являясь важным фактором экономического роста и преодоления бедности.

Сохранению столь плачевного состояния сектора высшего образования в странах Африки южнее Сахары способствовало, то, что в Стратегии преодоления бедности, разработанной Всемирным банком, который является крупнейшим финансовым донором, даже не рассматривался вопрос о значении высшего образования для подготовки кадров и решения насущных проблем экономического развития этих стран.

В настоящее время существует несколько ключевых проблем, стоящих перед большинством африканских университетов. Как правило, стоимость обучения в них чрезвычайно высокая, так как затраты на полное обучение одного студенты университета могут превышать в 80-400 раз затраты на обучение одного ребенка в начальной школе. Так, в случае если страна уделяет больше внимания университетскому образованию, это может привести к недооценке всеобщего начального образования или уменьшению дотаций на подготовку и переподготовку учителей. В связи с недостатком финансовых средств в африканских университетах не хватает квалифицированных лекторов и исследователей. Эта проблема усугубляется недостатком обмена с зарубежными странами, сложностью в приобретении новых учебников, научных журналов и оборудования .

В этих условиях единственной реальной возможностью получения знаний, необходимых для управления развитием своих стран, является направление студентов на учебу за границу. Студенты из стран Африки к югу от Сахары являются самыми мобильными студентами мира, поскольку каждый шестнадцатый африканский студент – или 5,6 процентов – обучается за границей . В результате очень немногие возвращаются работать к себе на родину. А те студенты, кто получил образование в вузах у себя в стране, сталкиваются с такой серьезной проблемой, как безработица.

Еще одной важной проблемой является сохранение большого числа неграмотных среди взрослого населения. Сегодня их количество в мире составляет 759 миллионов человек, или примерно в 16% взрослого населения планеты. Почти две трети из них составляют женщины. Основная часть всех неграмотных мира проживает в небольшой группе многонаселенных стран. В Африке к югу от Сахары неграмотные составляют более одной трети взрослого населения. В четырех странах данного региона – Буркина-Фасо, Гвинее, Мали и Нигере – этот показатель возрастает до 70% . Основной причиной высоких показателей неграмотности среди взрослых являются гендерные диспропорции.

Дакарские рамки действий предусматривают серьезные обязательства в области финансирования образования. Спустя десять лет финансирование остается главным препятствием для достижения ОДВ. Ухудшающиеся перспективы экономического роста имеют далеко идущие последствия.

Опыт стран Африки к югу от Сахары является весьма поучительным. В 1990-х годах экономическая стагнация и высокие уровни внешней задолженности подорвали возможность правительств в деле финансирования образования, когда расходы из расчета на душу населения сократились во многих странах. Эта картина резко изменилась, когда государственные расходы на начальное образование за период 2000-2005 гг. возросли на 29%. Этот рост объемов финансирования сыграл решающую роль в уменьшении числа детей, не охваченных школьным образованием, и укреплении инфраструктуры образования. Примерно три четверти этого увеличения были непосредственным результатом экономического роста, тогда как четвертая четверть была обеспечена благодаря повышению налоговых поступлений и перераспределению бюджета в пользу сектора образования.

Что означает замедление экономического роста для финансирования образования в странах Африки к югу от Сахары на период до 2015 г. Ответ на этот вопрос будет зависеть от продолжительности спада экономики, от темпов восстановления, государственных подходов к корректировкам бюджета и реакции международных доноров. В этой области сохраняется много неопределенностей. Тем не менее, правительствам приходится разрабатывать планы государственного финансирования даже в условиях неопределенности.

Итак, искоренение неграмотности – одна из самых неотложных задач и проблем развития в XXI веке. Цели, установленные в 2000 г., остаются контрольным показателем для оценки прогресса в обеспечении ОДВ. Всемирный форум по образованию дал новый толчок развитию образования как на национальном, так и на международном уровнях. Непреложным фактом остается то, что странам мира не удастся достичь поставленных целей и что они могли бы добиться гораздо большего, чем они добились. Многие развивающиеся страны могут ускорить прогресс, в частности путем осуществления политики по устранению неравенства в области образования.

В странах Африки южнее Сахары положение дел в области образования остается особенно проблематичным. Данный регион продолжает отставать не только от развитых, но и от развивающихся государств Азии и Латинской Америки. Это проявляется по всем основным показателям: доступности образования, расходам на него, уровню грамотности взрослого населения, охвату детей начальной школой и молодежи средним образованием, уровню развития высшего образования.

Анализ статистических данных свидетельствуют о том, что в рассматриваемом регионе происходят определенные позитивные изменения, несмотря на сложные задачи развития, стоящие перед африканскими странами, и целый ряд удручающих показателей, свидетельствующих о не вполне благополучном положении дел.

образование питание дошкольный африка


Литература

1. Всемирный доклад по мониторингу ОДВ. Образование для всех. Охватить обездоленных. UNESCO, 2010. с. 58

2. Доклад об осуществлении целей в области развития, сформулированных в Декларации тысячелетия за 2010 год. ООН, Нью-Йорк, 2010.с. 25

3. Д. Блум, Д. Каннинг, К. Чан Высшее образование и борьба с бедностью в Африке// Экономика образования №1,2007, с.68-69

Уже много написано об образовании европейском, канадском, американском или каком-либо другом, но вот мало кто знает об африканской системе.

И конечно же, главную роль в подобной неосведомлённости играет само социокультурное развитие чёрного континента.

Традиционная система, доколониальная, была направлена на то, чтобы дети были готовы к жестоким африканским реалиям, то есть жизнь на выживание, где никому не надо ни читать, ни писать, производить арифметические действия. А зачем? Ведь для этих целей существовали местные шаманы и вожди. Они-то и сейчас фактически управляют населением и влияют на сознание своего народа, но с приходом миссионеров-католиков или других волонтёров, несущих семя разума и просвещения, многие чернокожие стали по-другому смотреть на окружающий мир.

Естественно, тяжело забрать у человека, привыкшего иметь церемониальные игры, ритуальные песнопения или примитивные граффити. Но колонизация внесла свою лепту в систему образования - африканцам была предоставлена возможность конкурировать с Латинской Америкой, некоторыми странами Азии и Южной Америки, где интеллектуальный уровень населения был чуть выше. В обиходе появилась даже хлебопечка, которую стараются приобрести все, у кого в доме есть электричество.

В пятидесятых - шестидесятых годах, когда многие африканские страны обрели независимость, главы многих государств сделали свои ставки на повышение уровня образования: создали большое количество университетов, колледжей и школ (начальных и средних). А вот здесь и парадокс! Все говорят, что белые колонизаторы, но… Покажите свою систему, научите нас, пришлите оборудование и специалистов! А самое главное - дайте денег и побольше.

Все свои трудности чернокожие кладут на низкий уровень финансирования. По европейским меркам денег действительно мало, но по африканским - этого было бы достаточно для того, чтобы снизить утечку преподавательского состава или повысить материальную базу учебного заведения. Но вместе с тем дети обязательно изучают английский с нуля http://lingvomania.kz/programm/angliyskiy-s-nulya, и качество препорадавания выше чем в районных городах нашей страны.

А пока приходится мириться с кражей финансовых и материальных поступлений местными чиновниками, а может просто ждать очередную смену преподавателей, готовых за 50 USD работать и днём, и ночью.

Вконтакті

Однокласники

Если вам представилась возможность посетить чудесную страну - Польщу, то обязательно поинтересуйтесь их правилами этикета, ведь в каждой стране есть устоявшиеся нормы поведения и признаки хорошего тона, и скорее всего, они будут кардинально отличаться от правил вашей страны.

Как изменится мир к 2060 году

То, что 20 лет тому казалось фантастикой и чем-то сверхъестественным, теперь находится в каждодневном использовании у населения земли. Технологии и промышленность стремительно двигаются вверх, так что за несколько десятилетий население и способ жизни на Земле изменятся кардинально. Чтобы изменить будущее, начните уже сейчас и перейдите по ссылке. Так на что же будет похожа Земля, к примеру, состоянием на 2060 год.

Как научится рисовать с нуля

Топ 7 корпоративных подарков

Выбор подарка - это всегда сложно и волнующе, но если для родных и любимых это сделать трудно, то как же подобрать оригинальные и необычные подарки коллегам, или, если вы начальник, подчиненным. Топ оригинальных корпоративных подарков.

Обойдите проверку на уникальность текста легко, с системой "Antiplagius"

6 способов полюбить чтение