Научный руководитель высшей школы экономики евгений ясин. Биография евгения ясина


Евгений Ясин - известный ученый, государственный и общественный деятель, экономист, в прошлом - министр экономики Российской Федерации. Является научным руководителем НИУ «ВШЭ» и президентом фонда «Либеральная миссия».

Образование

В 1957-м окончил Одесский гидротехнический институт, а в 1963-м - экономический факультет Московского госуниверситета имени М. В. Ломоносова.

В 1968-м защитил кандидатскую, а в 1976-м - докторскую диссертацию.

Доктор экономических наук, с 1979-го - профессор.

Трудовая деятельность

Начал трудиться в 1957 году мастером на мостопоезде, в 1958-1960 годах работал инженером в Проектном институте № 3 Госстроя УССР.

В 1964-м устроился в НИИ ЦСУ, где проработал в течение девяти лет сначала заведующим отделом, затем - лабораторией.

С 1973-го по 1989-й заведовал лабораторией Центрального экономико-математического института Академии наук СССР.

В 1989 году стал завотделом Государственной комиссии по экономической реформе при Совете министров СССР.

В 1991-м перешел на работу в Научно-промышленный союз СССР (сейчас - Российский союз промышленников и предпринимателей (работодателей)) на пост генерального директора дирекции по экономической политике.

С января 1992-го совмещал обязанности директора Экспертного института РСПП (который он создал годом ранее) с функциями полномочного представителя правительства РСФСР в Верховном Совете Российской Федерации. В том же году вошел в Совет по предпринимательству при президенте РФ.

В 1993-м стал руководить рабочей группы при председателе правительства РФ.

В апреле 1994-го был назначен главой аналитического центра при президенте России. В ноябре того же года занял пост министра экономики РФ.

В апреле 1997-го назначен министром без портфеля по экономическим вопросам, внутренним и внешним инвестициям в правительстве России.

С октября 1998-го по настоящее время - научный руководитель Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», директор Экспертного института.

С февраля 2000 года возглавляет фонд «Либеральная миссия».

До сентября 2007 года входил в федеральный политсовет «Союза правых сил» («СПС»).

До 2012-го входил в руководящий состав радиостанции «Эхо Москвы» в качестве независимого директора.

Член общественного совета Российского еврейского конгресса.

Награды

Имеет множество наград, среди которых ордена «За заслуги перед Отечеством» III и IV степеней и Почета.

Лауреат Всероссийской премии финансистов «Репутация» 2015 года в номинации «Ученый года».

Является получателем первой премии им. Е. Т. Гайдара в номинации «За выдающийся вклад в области экономики».

Публикации

Семейное положение

В 2012-м стал вдовцом. Супруга - Федулова Лидия Алексеевна.

Дочь Ирина Ясина (1964 года рождения) - экономист, публицист, правозащитник. Есть внучка Варвара, родилась в 1989 году.

научный руководитель Национального исследовательского Университета - Высшая школа экономики, министр экономики РФ (1994-1997гг.)

Родился 7 мая 1934 в Одессе.
В 1957 окончил Одесский строительный институт по специальности «инженер по строительствумостов», в 1963 - экономический факультет МГУ. В 1968 окончил аспирантуру экономического факультета МГУ (тема кандитатской диссертации: «Методологиче ские вопросы изучения и совершенствования системы экономической информации в промышленности»). В 1976 защитил докторскую диссертацию по теме «Методологические проблемы исследования системы экономической информации». Профессор.
С 1963 по 1973 работал в НИИ Центрального статистического управления СССР, сначала научным сотрудником, затем в 1968-73 заведующим отделом, заведующим лабораторией.
С 1973 по 1989 заведовал лабораторией в Центральный экономико-математический институте (ЦЭМИ) АН СССР.
В 1989-91 был заведующим отделом Государственной Комиссии Совета Министров СССР по экономической реформе («комиссия Абалкина»). В 1990 под руководством Григория Явлинского и Станислава Шаталина участвовал в разработке программы «500 дней «, а затем разработал свою собственную программу перехода к рынку, которую предложил как альтернативу программе Рыжкова - Абалкина и о которой руководители СССР отзывались как осверхрадикальной.
В правительстве Валентина Павлова Ясин работать не смог и ушел в созданный Вольским специально для Ясина Экспертный институт.
В мае 1991 стал генеральным директором дирекции по экономической политике Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) Аркадия Вольского, с декабря 1991 по апрель 1994 был одновременно директором Экспертного института РСПП.
В 1992 был членом Совета по развитию предпринимательства при Правительстве РФ.
С 1992 работал в аппарате Правительства и Президента России, с января 1992 по 1993 был представителем Правительства в Верховном Совете РФ.
В феврале 1993 принял участие в заседаниях «круглого стола» для выработки рекомендаций к программам антикризисных мер и развития реформы с участием членов правительства, ученых, предпринимателей, промышленников, политиков, военных и т.д.
В 1993 под руководством Ясина была разработана программа селективной поддержки промышленности, принятая правительством и затем использованная в качестве теоретического аргумента при отставке Егора Гайдара (Гайдар и его сторонники не возражали против программы Ясина, но требовали конкретизации механизмов ее реализации).
В ноябре 1993 был включен в список кандидатов в депутаты Государственной Думы от Ассоциации независимых профессионалов (лидер Петр Филиппов), не собравшей необходимых для участия в выборах 100 тысяч подписей.
В апреле 1994 был назначен руководителем Аналитического центра в составе Аналитической службы (председатель - тогдашний руководитель администрации Президента Сергей Филатов).
7 ноября 1994Указом Президента РФ был назначен министром экономики РФ в правительстве Виктора Черномырдина (вместо подавшего в отставку Александра Шохина).
В первом своем телевизионном интервью в качестве министра экономики заявил, что у государства нет денег на финансирование таких проектов, как воссоздание снесенного Храма Христа Спасителя. С просьбой распорядиться о финансировании строительства к Президенту обратились Патриарх Русской Православной Церкви Алексий II и мэр Москвы Лужков (который, начиная строительство, обещал произвести его исключительно на пожертвования верующих и городской казны).
25 июля 1996 Указом Президента РФ был назначен членом Совета обороны РФ.
С 9 сентября 1996 - член Комиссии Правительства РФ по оперативным вопросам.
Указом Президента РФ ¹ 1428 от 11 октября 1996 был утвержден членом Временной чрезвычайной комиссии при Президенте РФ по укреплению налоговой и бюджетной дисциплины.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 26 октября 1996 утвержден председателем российской части межправительственных комиссий по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству между РФ и Австрией.
Указом Президента РФ ¹ 250 от 17 марта 1997 был освобожден от должности Министра экономики «в связи с переходом на другую работу».
В реорганизованном в марте 1997 правительстве РФ остался в качестве федерального министра по особым поручениям. Является также ведущим консультантом по дальнейшему совершенствованию экономических реформ в России. Курирует научные и учебные учреждения при Правительстве (Академия народного хозяйства, Финансовая академия).
В 1991-92 критиковал планы приватизации как посредством именных чеков (программа Верховного Совета), так и безымянных ваучеров (программа Госкомимущества), но впоследствии, летом 1994, в интервью газете «Русская мысль» признал «ряд положительных моментов» ваучерной приватизации, в первую очередь то, что она «в основном выполнила... главную задачу - ... передать находящуюся в кризисном состоянии госсобственность другим владельцам, не вызывая социального взрыва». Относительно послеваучерного этапа приватизации у Ясина с самого ее начала было полное согласие с Анатолием Чубайсом: за высокую цену большинство предприятий продать не удастся, следует продавать за те цены, которые дают, вплоть до символических - в качестве примера Ясин приводил продажу предприятий бывшей ГДР новым владельцам за 1 марку при условии сохранения новым владельцем рабочих мест.
Приоритетными направлениями в экономике Ясин считает аэрокосмическую и авиационные отрасли. Выступает за отмену квот и лицензий на вывоз нефти и введение вместо них единой для всех экспортной пошлины.
Сопредседатель фонда Экономического форума регионов «За устойчивое развитие».
Владеет английским языком.
Женат. Имеет дочь.

Михаил Хазин считает Евгения Ясина одним из либерастов в экономике (последователей шоковых методов управления экономикой Гайдара) - не способных оценить действующую (изменившуюся) модель функционирования экономики.

Евгений Григорьевич Ясин - 4-й Министр экономики Российской Федерации
8 ноября 1994 - 17 марта 1997
Президент: Борис Николаевич Ельцин
Рождение: 7 мая 1934
Одесса, Украинская ССР, СССР
Дети: Ирина Ясина
Партия: СПС
Образование: 1) Одесский Гидротехнический институт
2) МГУ
Учёная степень: доктор экономических наук

Евгений Григорьевич Ясин (род. 7 мая 1934, Одесса, СССР) - российский экономист и общественный деятель, научный руководитель Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики». Президент фонда «Либеральная миссия».

Образование Евгения Ясина

В 1957 году окончил Одесский Гидротехнический институт, а в 1963 году экономический факультет Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова.

В 1968 году Евгений Ясин защитил кандидатскую диссертацию.

С 1976 года Евгений Ясин - доктор экономических наук, с 1979 года профессор.

Свою трудовую деятельность начал в 1957 году мастером на мостопоезде, в 1958-1960 - инженер Проектного института № 3 Госстроя УССР.

С 1964 по 1973 год Евгений Ясин работал в НИИ ЦСУ заведующим отделом, затем заведующим лабораторией.

С 1973 по 1989 год Евгений Ясин работал заведующим лабораторией Центрального экономико-математического института Академии наук СССР.

В 1989 годуЕвгений Ясин стал заведующим отделом Государственной комиссии по экономической реформе при Совете Министров СССР.

В 1991 году Евгений Ясин перешёл в Научно-промышленный союз СССР - ныне Российский союз промышленников и предпринимателей (работодателей) - генеральным директором Дирекции по экономической политике. В ноябре 1991 создал Экспертный институт РСПП.

С января 1992 года совмещал работу директора Экспертного института РСПП с обязанностями полномочного представителя Правительства РСФСР в Верховном Совете Российской Федерации.

В 1992 году Евгений Ясин - член Совета по предпринимательству при Президенте РФ.

В 1993 году был назначен руководителем рабочей группы при Председателе Правительства РФ, принимал активное участие в разработке экономических программ.

В апреле 1994 года Евгений Ясин возглавил Аналитический центр при Президенте РФ.

В ноябре 1994 был назначен Министром экономики РФ.

В апреле 1997 года назначен министром без портфеля по экономическим вопросам, внутренним и внешним инвестициям в правительстве РФ. С октября 1998 года по настоящее время - научный руководитель Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», директор Экспертного института.

С февраля 2000 года Евгений Ясин возглавляет фонд «Либеральная миссия».

До сентября 2007 года являлся членом Федерального политсовета «Союза Правых Сил», однако после указа (№ 1310 от 28.09.2007) Президента РФ В. В. Путина об утверждении на посту члена Общественной палаты Российской Федерации приостановил членство в партии.

Август 2007 Евгений Ясин - публикация книги «Лицо СПС».

До 2012 являлся членом совета директоров радиостанции «Эхо Москвы» в качестве независимого директора. Журналисты радиостанции выразили сожаление, что Евгений Ясин не предложен контролирующим акционером, компанией «Газпром-медиа», в новый состав совета директоров и ожидают, что он войдёт в наблюдательный совет и продолжит работу по развитию радиостанции.
Семья

Дочь, Ирина Ясина, (р.1964), - экономист, публицист, правозащитник; внучка Варвара (р.1989).
Награды

Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (2012)
Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (2002)
Орден Почёта (2009)
Премия им. Е.Т.Гайдара

Библиография Евгения Ясина

Монографии Евгения Ясина

Теория информации и экономические исследования. - М.: Статистика, 1970.
Евгений Ясин - Экономическая информация. - М.: Статистика, 1974.
Хозяйственные системы и радикальная реформа. - М.: Экономика, 1989.
Нерыночный сектор. Структурные реформы и экономический рост. - М.: Фонд «Либеральная миссия», 2003.
Евгений Ясин - Новая эпоха - старые тревоги: Политическая экономика. - М.: Новое издательство, 2004. - 320 с. - ISBN 5-98379-015-3.
Новая эпоха - старые тревоги: Экономическая политика. - М.: Новое издательство, 2004. - 456 с. - ISBN 5-98379-016-1.
Приживётся ли демократия в России. - М.: Новое издательство, 2005. - 384 с. - ISBN 5-98379-056-0 (pdf).
Евгений Ясин - Приживётся ли демократия в России. - 2-е изд., расш., доп. - М.: Либеральная миссия, Новое литературное обозрение, 2012. - 864 с. - 2000 экз. - ISBN 5-86793-937-3
Политическая экономия и реформы ЖКХ. - М.: Фонд «Либеральная миссия», 2006.
Модернизация России. Доклады для 10 конференций. В 2 кн. - М.: Издат.дом ГУ ВШЭ, 2009. - 468 с. - ISBN 978-5-7598-0674-5, ISBN 978-5-7598-0672-1.

Евгений Григорьевич Ясин (род. 7 мая 1934 года, Одесса) - российский учёный-экономист, государственный и общественный деятель, министр экономики Российской Федерации (с 1994 по 1997 годы), научный руководитель Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики». Президент фонда «Либеральная миссия».

Биография

В 1957 году окончил Одесский гидротехнический институт, а в 1963 году экономический факультет Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова.

Трудовую деятельность начал в 1957 году мастером на мостопоезде, в 1958-1960 годах инженер Проектного института № 3 Госстроя УССР.

С 1964 по 1973 год работал в НИИ ЦСУ заведующим отделом, затем заведующим лабораторией.

В 1968 году защитил кандидатскую диссертацию.

С 1973 по 1989 год работал заведующим лабораторией Центрального экономико-математического института Академии наук СССР.

С 1976 года доктор экономических наук, с 1979 года профессор.

В 1989 году стал заведующим отделом Государственной комиссии по экономической реформе при Совете Министров СССР.

В 1991 году перешёл в Научно-промышленный союз СССР - ныне Российский союз промышленников и предпринимателей (работодателей) - генеральным директором Дирекции по экономической политике. В ноябре 1991 создал Экспертный институт РСПП.

С января 1992 года совмещал работу директора Экспертного института РСПП с обязанностями полномочного представителя Правительства РСФСР в Верховном Совете Российской Федерации.

В 1992 году - член Совета по предпринимательству при Президенте РФ.

В 1993 году был назначен руководителем рабочей группы при Председателе Правительства РФ, принимал активное участие в разработке экономических программ.

В апреле 1994 года возглавил Аналитический центр при Президенте РФ.

В ноябре 1994 был назначен Министром экономики РФ.

В апреле 1997 года назначен министром без портфеля по экономическим вопросам, внутренним и внешним инвестициям в правительстве РФ. С октября 1998 года по настоящее время - научный руководитель Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», директор Экспертного института.

С февраля 2000 года возглавляет фонд «Либеральная миссия».

До сентября 2007 года являлся членом Федерального политсовета «Союза Правых Сил», однако после указа (№ 1310 от 28.09.2007) Президента РФ В. В. Путина об утверждении на посту члена Общественной палаты Российской Федерации приостановил членство в партии.

До 2012 являлся членом совета директоров радиостанции «Эхо Москвы» в качестве независимого директора. Журналисты радиостанции выразили сожаление, что Ясин не предложен контролирующим акционером, компанией «Газпром-медиа», в новый состав совета директоров и ожидают, что он войдёт в наблюдательный совет и продолжит работу по развитию радиостанции.[уточнить]

По убеждениям - атеист.

По его мнению, к мировому экономическому кризису (2008) привела «безответственная финансовая политика США».

Член общественного совета Российского еврейского конгресса.

Критика

Во время интервью радиостанции «Эхо Москвы» 23 апреля 2012 г. Евгений Ясин, высказал мнение, что война в Южной Осетии произошла «из-за какой-то ерунды».. Высказывание Ясина подвергли критике некоторые российские политики. Так, первый заместитель председателя комитета Госдумы РФ по обороне Сергей Жигарев назвал слова Ясина «глупостью». А главный редактор журнала «Национальная оборона» член Общественного совета при Министерстве обороны РФ полковник запаса Игорь Коротченко заявил, что «со стороны России эта война была справедливой, законной».

Семья

Жена - Ясина (Федулова) Лидия Алексеевна (1939-2012).

Дочь, Ирина Ясина (род. 1964) - экономист, публицист, правозащитник. внучка - Варвара (род. 1989).

Награды

  • Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (2012)
  • Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (2002)
  • Орден Почёта (2009)
  • Премия им. Е. Т. Гайдара
  • Лауреат Всероссийcкой премии финансистов «Репутация» 2015 года в номинации «Учёный года».

Библиография

Август 2007 - публикация книги «Лицо СПС».

Монографии

  • Теория информации и экономические исследования. - М.: Статистика, 1970.
  • Экономическая информация. - М.: Статистика, 1974.
  • Хозяйственные системы и радикальная реформа. - М.: Экономика, 1989.
  • Нерыночный сектор. Структурные реформы и экономический рост. - М.: Фонд «Либеральная миссия», 2003.
  • Новая эпоха - старые тревоги: Политическая экономика. - М.: Новое издательство, 2004. - 320 с. - ISBN 5-98379-015-3.
  • Новая эпоха - старые тревоги: Экономическая политика. - М.: Новое издательство, 2004. - 456 с. - ISBN 5-98379-016-1.
  • Приживётся ли демократия в России. - М.: Новое издательство, 2005,- 384 с. - ISBN 5-98379-039-0; 2006. - 384 с. - ISBN 5-98379-056-0 (pdf).
  • Приживётся ли демократия в России. - 2-е изд., расш., доп. - М.: Либеральная миссия, Новое литературное обозрение, 2012. - 864 с. - 2000 экз. - ISBN 5-86793-937-3
  • Политическая экономия и реформы ЖКХ. - М.: Фонд «Либеральная миссия», 2006.
  • Модернизация России. Доклады для 10 конференций. В 2 кн. - М.: Издат.дом ГУ ВШЭ, 2009. - 468 с. - ISBN 978-5-7598-0674-5, ISBN 978-5-7598-0672-1.
  • Экономика России накануне подъёма.- М.: Издат.дом ГУ ВШЭ, 2012.- 336 с.ISBN 978-5-87591-150-7

Учебные пособия

  • Российская экономика. Истоки и панорама рыночных реформ: Курс лекций. - М.: ГУ-ВШЭ, 2002. - 437 с. - ISBN 5-7598-0113-9.

В год знакового юбилея один из самых авторитетных либеральных экономистов рассказал «Новой газете» о том, что происходит с национальной экономикой, как прекратить ее отставание от мировых тенденций и почему зарплаты бюджетников нужно поднять минимум на треть. Интервью научного руководителя Высшей школы экономики Евгения Ясина - спецкору «Новой» Павлу Каныгину.

— Е вгений Григорьевич, что думаете про четвертый срок Владимира Путина?

— На мой взгляд, четвертый (даже скорее пятый) срок будет очень трудным. Страна нуждается в серьезных реформах и решениях. И, по-моему, эти решения большей частью не в его вкусе. Предсказывать что-то в отношении нашего президента не очень хочется, потому что он у нас человек, который старается, чтобы его не угадывали. Самый негативный сценарий — если будет продолжена инерционная модель развития, продолжающаяся в стране с 2003 года. С элементами мобилизационной экономики, с акцентом на военную отрасль, когда на военные расходы приходится 5% бюджета. Почему такие серьезные расходы — этого я понять не могу. Наверное, в этом лучше разбирается сам президент, а я как экономист не понимаю.

— Закачивание денег в ВПК может в принципе стать драйвером российской экономики, как, например, в Израиле?

— Ну Израиль — это же осажденная крепость. Мы вроде как тоже хотим казаться такой, но это невозможно на самом деле. Россия — слишком большая страна. И потом, на самом деле на нас никто не собирается нападать, и все это прекрасно знают. Но у большой страны нет больших успехов. Из экономических успехов мы видим лишь работу Центробанка — он установил плавающий курс валют, в самый разгар кризиса смог остановить падение рубля и добился стабилизации на финансовом рынке, затем в течение последующих лет снизил инфляцию до такого уровня, который нормален для любой цивилизованной страны. Это победа, хоть не того калибра, который позволяет сказать, что дальше с экономикой России все будет в порядке. Мы видим, что бизнес-климат в России никак не улучшается. Конфликт «Роснефти» могущественного Сечина и «Системы» старорежимного Евтушенкова, дело Белых, дело Улюкаева, где замешан тот же Сечин, и так далее — мы никак не уйдем от архаического «прав тот, кто сильнее». Для бизнеса, для прорыва экономики такая среда является неблагоприятной. Это и есть инерционный сценарий. Поэтому к концу этого года, после серьезного падения в 2015-м и 2016-м, мы увидим слабый рост всего в 2% ВВП, а может, будет даже ниже.

— Два процента — это плохо?

— Конечно, ведь мы отстаем даже от мировой экономики, не то что от глобальных локомотивов. Мир сейчас растет на 3—3,5%, если брать средние показатели. А, например, Китай — это 6% роста, Индия — это 7%, США имеют темпы роста больше 3%, развитые европейские страны тоже повысили темпы, а мы, в общем, на довольно низком уровне. Процесс отставания довольно сильно выражен, и обращаю ваше внимание, что в этом году, когда мы увидели наконец какое-то оживление, наблюдалось также и повышение цен на нефть — мы провели переговоры с Саудовской Аравией, с ОПЕК, сократили добычу, и цены пошли вверх. Стало быть, снова нас спасает нефть.

— Но правительство говорит, что зависимость от нефти падает, премьер Медведев повторяет, мол, доля нефтедоходов в бюджете снизилась чуть ли не до 30%.

— Влияние нефтедолларов тем не менее очень большое. Цены выросли с 45 до почти 65 долларов за баррель, вот и считайте, насколько у вас увеличились возможности бюджета.

— То есть теоретически, если цены снова вырастут до рекордных $100, то экономика России опять будет расти на 7—8%?

— Не будет никогда, если не изменим ее уклад. Нам предстоят сложные годы, когда, как давно предсказывали демографы, численность населения будет сокращаться и будет сокращаться численность трудовых ресурсов, притом что число пенсионеров только возрастет. Значит, нам необходимо радикальное повышение производительности труда и качества человеческого капитала. Ведь источником роста сейчас становится область применения знаний человека. Драйвер экономики — это человек, а не полезные ископаемые.

— Здесь, кстати, тоже проблемы. Исследования показывают, что у россиян все довольно худо с компетенциями: вузы не готовят квалифицированных специалистов для современных отраслей, а у самих людей отсутствуют так называемые ценности роста. В итоге число занятых в инновационных секторах у нас в два раза ниже, чем в США, Германии и Израиле. При этом количество людей, которые работают продавцами, водителями и охранниками, выше, чем в тех же Штатах и странах Западной Европы.

— Популярность профессии охранника — это еще и такой показатель доверия людей в обществе. Что касается торговли: да, она занимает большое количество народа, и там не самая высокая производительность труда. А что нужно, чтобы мы осваивали новые отрасли и двигали вперед ту же цифровизацию? Помимо финансирования науки и инноваций, поддержки небольших предприятий, стартапов? Вот у нас беда с образованием, есть лишь насколько сильных мирового класса вузов, а большая часть — это слабые, провинциальные университеты, и нужно что-то активно делать, чтобы в регионах вырастали хорошие кадры. Чтобы люди со всего мира ехали к нам учиться и после этого оставались работать, а не наши граждане бежали отсюда. Чтобы была уважаема и щедро обеспечена наука, как будто в ней сейчас работает Королев. Это тяжелая работа, дорогая и гораздо более важная для страны, чем оборона или силы безопасности. Вопрос тут даже не в деньгах, а прежде всего в институциональных изменениях. Помимо образования изменения нужны в судебной системе, которая должна быть щитом для граждан, в том числе наиболее инициативных и самостоятельных. Ведь система, которая есть у нас, ориентирована на выполнение указаний власти, следственных и силовых структур, на трактовку закона соответствующим образом. И ситуация в наших судах такова, что им тоже, видимо, не хватает квалификации. На скамью попадают не те люди, которые действительно нарушили закон, а те, кого силовикам легче упрятать. А суды своими решениями закрепляют чудовищный непрофессионализм следствия. Нет у людей абсолютно никакого доверия к суду. Если вы будете спрашивать у предпринимателей, мало кто скажет об этом напрямую, но что они на самом деле думают, показывает их поведение. Куда они вкладывают капиталы, где живут, где учатся их дети. В 90-е мы старались сделать Россию страной с рыночной экономикой, мы рассчитывали на то, что у нас будут возможности как-то пристроиться к мировой экономике, участвовать в глобальном движении…

— А разве не пристроились, Евгений Григорьевич?

— Но весь российский истеблишмент там… Вы сами сказали, что за границей их активы, родственники. Да и в целом образ жизни…

— Истеблишмент там, чтобы пасти свои деньги и чтобы сохранить свой капитал, который здесь может упасть в цене. А здесь их капитал не дает стране ничего для решения тех задач, о которых мы с вами говорим… Естественно, чтобы их вернуть сюда, нужны институциональные изменения. Кроме судебной системы необходимо преобразование местного самоуправления, надо наделить их высокой самостоятельностью, чтобы избиратели чувствовали, что их голоса влияют на решения местных властей. Для этого они должны быть финансово самодостаточны. А пока же местные органы живут за счет средств, которые они получают на факультативной основе, и им достаточно безразличны люди, которые живут вокруг них и которые платят налоги. Надо решать вопрос и с федерацией, расширяя самостоятельность регионов: не забирать у них все деньги, как делает центр, а давать возможность проводить самостоятельную политику исходя из своих возможностей. Система должна быть в тонусе и постоянно меняться. Пока же мы видим лишь увеличение бюрократии. Есть силовая бюрократия, есть гражданская, и все они ориентированы на сдерживание той или иной активности и самостоятельности людей, бизнеса, порождая коррупцию, общее отставание страны.

— Есть мнение, что коррупция — такой цемент, удерживающий Россию от распада: мол, начнете бороться, все посыплется. Что думаете?

— Так говорят сами взяточники. Но бизнес должен понимать: коррупция решает проблему только на короткой дистанции, а в конечном счете побеждают всегда свободная конкуренция и рынок. Нам надо учиться мыслить на годы вперед.

— Но если люди уже привыкли так жить и не могут и не хотят по-другому?

— Да, похоже, все привыкли. Но я уверен, что это не навсегда. Если вы решили менять обстановку и климат и постепенно (без революционных порывов) увеличиваете присутствие свободного рынка в нашей жизни, сокращаете бюрократию, силовиков ставите в строгие рамки, если граждане и бизнес видят позитив от этих шагов (а он непременно будет), то дальше перемены пойдут уже бодрее. Граждане начнут и сами включаться в процесс преобразований. Да, я бы хотел, чтобы все произошло быстро, но такого рода перемены идут долго, поэтому запускать их нужно не откладывая. Вот я по натуре оптимист. Я знаю, что в последнее время Путин снова привлекает [к работе] Кудрина, других людей, нами проделана большая работа, а наши предложения по тому, что нужно делать, осторожные, без крайностей, у Путина есть. Посмотрим. Правда, он получает предложения не только от команды Кудрина. Я подозреваю, что там есть другие. Посмотрим, ситуация сложная.

— Много разговоров о том, что после выборов могут быть повышены налоги и пенсионный возраст. Что думаете об этом?

— Я считаю, что вместе с повышением пенсионного возраста надо повышать и сами пенсии. Вообще нужно резко повысить и заработную плату.

— Кому?

— Бюджетным секторам в тех отраслях, где низкая заработная плата. Примерный масштаб повышения — это где-то 30%.

— Зачем? За счет чего? И как это поможет экономике?

— За счет чего: за счет тех денег, которые платят за своих работников работодатели в различного рода фонды и бюджеты — в Пенсионный фонд, здравоохранение, образование, социальная помощь и так далее. Это примерно 30% от зарплаты каждого работника. Работодателям без разницы, куда платить эти деньги, им это, наоборот, как обуза. Работникам, за которых платят, тоже все равно. Потому что у них налог на заработок 13%, и они думают, что остальные платежи их не касаются. И здесь я говорю: а давайте возьмем эти деньги (пускай не все, но хотя бы часть) и отдадим их работникам на повышение заработной платы. При этом работники должны будут сами оплачивать свои текущие пенсионные накопления и выбирать медицинскую страховку. Вы спросите, что с этого получит экономика? Очень многое! Люди будут включены в экономическую деятельность, будут ответственно подходить к своим расходам и думать на перспективу, будут полноправными хозяевами самим себе. Постепенно будет меняться и их гражданское сознание, требования к государству…

— Хотите перевоспитать и приучить к рынку огромный класс бюджетников?

— Совершенно верно, пусть они тоже станут инвесторами, будут вкладывать деньги в накопительные фонды, пенсионные и прочее. Пусть люди начнут искать, как лучше использовать свои финансы, чтобы быть обеспеченными к выходу на пенсию. Это решит вопрос, если хотите, расставания нашей системы с советским прошлым и перехода к рыночной экономике. Вы скажете: да это же очень жестокое поведение! Но это поведение таково во всем развитом мире! И если вы обратитесь к Германии и посмотрите, в каком соотношении делаются взносы в их социальные фонды, то увидите: фифти-фифти, 50% платят работодатели, 50% платят работники. Другой пример — Израиль, 5—6 лет назад там тоже ввели подобную систему, и работники платят сами 30%, то есть, занимаясь своими доходами-расходами, участвуют в экономике. У граждан в такой ситуации повышается активность, они размышляют, принимают решения, взвешивают. Мы частично уже используем эту активность граждан, потому что они приходят в магазин, думают: что покупать, что не покупать, на чем сэкономить, что где больше нравится, и мы видим, что люди вроде бы платят меньше, а живут с точки зрения каких-то своих потребностей лучше. Но одновременно мы имеем и какую-то советскую модель, когда государство остается главным хозяйственным игроком. Та часть экономики, которая касается всей бюджетной системы, она в основном советская.

— Вещи, о которых вы говорите: риск, самостоятельность, активность — пока совсем непопулярны в стране. Эти качества до сих пор ассоциируются с эпохой 90-х, которые демонизированы в массовом сознании.

— Да, хотя все, что мы имеем сейчас, было заложено в 90-е и сделано руками Гайдара, Чубайса и других. Так происходит всегда, результаты реформ видны не сразу, их видят следующие поколения.

— А что увидит следующее поколение, если никаких реформ не происходит?

— Рынок потихоньку, конечно, все равно пробивает себе дорогу. Неверно говорить, что ничего не делается. Как я уже сказал, мне нравится то, что делает Набиуллина и ее сотрудники в Центральном банке. Работа Силуанова в Министерстве финансов тоже совершенно неплохая, он на своем месте. Хотя есть масса других вещей, которые они делать не могут, но они готовят почву для того, чтобы, когда тронется основная сила, постепенно все включилось и заиграло как по нотам… Есть такой большой треугольник: свобода, ответственность, доверие. Ответственность — это результат свободы. Потому что если вы о чем-то договариваетесь и потом свои обязательства выполняете, значит, человек реализует свою свободу. Все люди, которые живут в рыночной экономике (в развитых странах это видно), выполняют свои договорные обязательства. Их выполнение рождает доверие. И вот это доверие подталкивает свободу и делает поведение людей в экономике, в политике более активным. Активность же и создает подъем в экономике.

— Хотите сказать, что Силуанов и Набиуллина подготовили технический плацдарм для прорыва, несмотря на стагнацию и мобилизационный уклон?

— Да, они как могут выполняют свои обязанности. У меня не хватает смелости сказать Силуанову: «Прекрати в конце концов обирать людей, дай возможность им вкладывать, и чтобы не увеличивались платежи в бюджет». Он выполняет свою работу, делает то, что нужно, чтобы обеспечивать деятельность государства. Не он ведь решает, сколько государство потратит на армию или оборонную промышленность, или силовые структуры. Но он старается сделать так, чтобы у государства были резервы для развития.

— Допустим, ваш треугольник начнет действовать. Как быстро мы ощутим результат?

— Я скажу вам так: надо начать. И посмотрим. Если реформы не будут вызывать неприятных последствий, можно будет ускорить. Можно, конечно, взять и устроить революцию: этих скинуть, тех поставить, но вы что, думаете, сразу все поменяется к лучшему? Я в это не верю. Основные революционные изменения позади, если вы не заметили, и они уже состоялись в 90-е. А если вы опять устроите революцию…

— То есть все будет небыстро.

— Дорогой мой, вы понимаете, что есть два типа реформ: первый — это когда вы за несколько месяцев проводите либерализацию цен, а второй — когда вы басманные суды делаете справедливыми и независимыми и обеспечиваете благоприятную среду для этой трансформации. Как вы думаете, с одинаковой ли скоростью будут идти две эти реформы? С разной! Но, конечно, люди ожидают, что путь к светлому будущему короток. Правительством Гайдара, Ельцина тоже были недовольны очень многие, были недовольны предприниматели, потому что очень медленно все, потому что к власти пришли люди вроде Березовского, Потанина. И с другой стороны: были негативные настроения в армии, в силовых органах. Все шло непросто. Страна пережила глобальные, тяжелые перемены. Но этот этап пройден, система поменялась. Но сколько теперь потребуется времени для того, чтобы и сами люди поменяли свои привычки, ценности? Ведь они так быстро не меняются. Но я не сомневаюсь, что вы увидите, как это произойдет, я уже не доживу, а вы посмотрите. Главное, начинать как можно скорее.