Механизм координации в центрально управляемой экономике. Механизм координации интересов производителя и потребителя в командной и рыночной экономике


Читайте также:
  1. B. метода разделения смеси веществ, основанный на различных дистрибутивных свойствах различных веществ между двумя фазами - твердой и газовой
  2. V. В области социально-экономических проблем северных регионов России.
  3. А30. Эллинистический Египет (общая характеристика социально-экономических и политических отношений).
  4. А31. Держава Селевкидов (общая характеристика социально-экономических и политических отношений).
  5. Абсорбционный чиллер предназначен для получения холодной воды, которая в последующем может использоваться в качестве хладагента в системах кондиционирования.
  6. АДАПТАЦИЯ К ЗУБНЫМ ПРОТЕЗАМ КАК ПРОЯВЛЕНИЕ ПЛАСТИЧНОСТИ НЕРВНЫХ ЦЕНТРОВ. МЕХАНИЗМЫ АДАПТАЦИИ. РОЛЬ РЕЦЕПТОРОВ СЛИЗИСТОЙ ОБОЛОЧКИ ПОЛОСТИ РТА В АДАПТАЦИИ К ЗУБНЫМ ПРОТЕЗАМ.
  7. Анализ геоэкономических особенностей развития Норвегии.
  8. АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ В ДИНАМИКЕ
  9. Анализ основных финансово-экономических показателей предприятия

Экономические системы - это совокупность взаимосвязанных экономических элементов, образующих определенную целостность, экономическую структуру общества, единство отношений, складывающихся по поводу производства, распределения, обмена и потребления экономических благ.

В результате выделяются 4 типа экономических систем:

1. традиционная экономика;

2. административно-командная экономика;

3.рыночная экономика;

4.смешанная экономика.

Традиционная экономика – замкнутая система натурального хозяйства, характеризующаяся ручным трудом, рутинными технологиями, многоукладностью в экономике, низким уровнем развития производительных сил, активной ролью государства в экономике и т. д.

Административно-командная экономика – экономика с господствующей государственной собственностью, государственным монополизмом, где товарно-денежные отношения носят формальный характер, движение ресурсов осуществляется административным центром, жесткий централизм всей экономики.

Рыночная экономика – экономика с преобладанием частной собственности, ограниченностью вмешательства государства в хозяйственные процессы и рыночный механизм координации.

Смешанная экономика – имеет несколько линий формообразования, то есть сочетание частного и государственного секторов, сочетание рынка и государственного регулирования, сочетание капитализма и социализации жизни. Кроме того, в смешанной экономике существуют разнообразные элементы, например: акционерное общество, социальное партнерство, контрактные отношения и т. д.

Экономическая теория рассматривает два различных способа координации: спонтанный (стихийный) и иерархический (централизованный).

В стихийных порядках информация, необходимая производителям и потребителям, передается путем ценовых сигналов. Повышение или понижение цены ресурсов и произведенных с их помощью благ подсказывают хозяйствующим субъектам, в каком направлении нужно действовать, т.е. что, как и для кого производить. В любой экономической системе производитель должен осуществлять расчет своих затрат и полученных выгод. Но рассчитать соотношение выгод и затрат можно только с помощью механизма цен . Этот механизм и координирует экономический выбор людей. Такой механизм или порядок называется спонтанным (самопроизвольным). Спонтанный порядок возник естественным путем в ходе развития человеческой цивилизации. Рынок – это и есть спонтанной порядок.

Имеется и другой способ получения информации о том, что, как и для кого производить. Это система приказов и поручений, идущая сверху вниз, от некоего центра к непосредственному производителю. Такая система называется иерархией . Примером иерархии является первобытная община, где вождь определяет все и вся. Иерархия – это и командно-административная система (государство с помощью Госплана). В форме иерархии осуществляет свою деятельность и предприятие. Иерархия основана не на ценовых сигналах, а на власти руководителя или центрального государственного органа.

В реальной действительности наблюдается сосуществование стихийных порядков и иерархий.


| | 3 | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |

По мере роста числа сторон, участвующих в сделках, увеличивается сложность операций. Фактически начальный покупатель и продавец очень редко видят друг друга при прямых переговорах. Товары часто производятся перед покупкой с уже установленной ценой, прежде чем покупатель даже узнает о существовании продукта. Что обеспечивает координацию этих тысяч людей, работающих, чтобы внести свой вклад, возможно, за годы до того, как конечный продукт будет потребляться? Как они узнают, что делать? Как они могут быть уверены, что делают правильный продукт?

ПРАКТИЧЕСКИЙ ПРИМЕР

Рассмотрим это на примере ломтя хлеба. Прежде нем потребитель увидит хлеб в магазине, кто-то должен привезти его в магазин, испечь его, заказать муку, которая в свою очередь должна быть перемолота кем-то, а перед этим должно быть выращено зерно. Следовательно, чтобы произвести тот особый ломоть хлеба, были приняты сотни отдельных решений задолго до этого.

Неоклассическая экономическая теория предполагает, что цена («невидимая рука») в состоянии предоставить всю информацию, чтобы действовать согласно требованиям потребителей для оптимального распределения ресурсов.

Невидимая рука рынка - это экономический инструмент, разработанный А. Смитом, управляющий покупателями и продавцами на рынке в рамках рыночной саморегуляции без государственного вмешательства.

Тем не менее в действительности распределение ресурсов происходит не случайно, но и совсем не «оптимально». Все стороны, вовлеченные в принятие решения, исследуют собственные части системы, рассматривая отдельные возможности. Именно поэтому стороны испытывают различные потребности относительно системы. Эти потребности могут иногда находиться в конфликте друг с другом.

ИЗ ПРАКТИКИ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Выделяют четыре типа объединений (институтов), представляющих профессионально-отраслевые группы интересов и различающихся по индивидуальным характеристикам своих членов, зрелостью организационной структуры, доступом к ресурсам и выполняемым функциям и являющихся результатом процесса институционализации интересов хозяйствующих субъектов, входящих в них.

Первый тип - наиболее известные и влиятельные бизнес-ассоциации- РСПП, ТПП, ОПОРА России и ФНПР, которые в своей деятельности опираются на обширную и в высокой степени диверсифицированную совокупность хозяйствующих субъектов и находятся в режиме постоянного, активного взаимодействия с государственными органами власти.

Второй тип-так называемые «ассоциации-придатки», их основными характеристиками является широкая, но достаточно разнородная совокупность субъектов-участников и недостаточная ресурсообеспеченность.

Третий тип - «отраслевые представители» - многочисленные и динамичные объединения, включающие представителей крупного и среднего бизнеса, в большей степени, чем все прочие, ориентированные на реализацию интересов субъектов, входящих в них (ATOP-Ассоциация туроператоров России, НП Рус- софт-Объединение компаний-разработчиков программного обеспечения и т.д.).

Четвертый тип - саморегулируемые организации - самая немногочисленная группа ассоциаций, объединяющая достаточно однородных субъектов хозяйственной деятельности, тесно взаимодействующая с государственными органами власти разного уровня, однако обладающая определенными ограничениями лоббистской деятельности.

На сегодняшний день в России действуют 174 торгово-промышленные палаты, в том числе 81 палата субъектов Федерации и 93 палаты муниципальных образований. Членами ТПП РФ являются 207 союзов, ассоциаций и других объединений предпринимателей федерального уровня, 500 бизнес-ассоциаций регионального уровня. На июнь 2014 г. в Реестре членов РСПП насчитывается 356 организаций. Среди российских объединений предпринимателей 41 % составляют общественные организации, 32% - ассоциации и союзы и 27% - некоммерческие партнерства.

Р. Марион (1976) определяет координацию как процесс, в рамках которого устанавливается гармония различных функций вертикальной добавленной стоимости системы. Для процесса координации важны следующие вопросы.

  • 1. Что произведено и продано (количество и качество)?
  • 2. Когда это произведено и продано?
  • 3. Где это произведено и продано?
  • 4. Как это произведено и продано? (Что является эффективным использованием ресурсов?)
  • 5. Какие регуляторы и адаптивные механизмы необходимы, чтобы ответить на быстрые изменения спроса, новую технологию или другие изменения в стимулах прибыли?

Шэффер и Стац (1985) определяют четыре уровня координации.

  • 1. Координация в фирмах (микрокоординация).
  • 2. Координация между отдельными фирмами (микрокоординация).
  • 3. Координация полной поставки с полным спросом на предметы потребления или отрасли промышленности на каждом шаге производства и процесса дистрибуции (макрокоординация).
  • 4. Координация совокупного спроса с совокупной поставкой для экономики в целом (макрокоординация).

Анализ координации должен включать все эти уровни. Проблемы и механизмы координации взаимосвязаны между этими уровнями, и, таким образом, структуры управления всех уровней должны быть обращены к экспертизе проблем координации.

Когда предметы потребления физически передаются в экономической системе, экономисты обычно говорят об обмене и сделке.

Сделка - это узаконенная передача собственности от одного субъекта хозяйствования другому.

ПРАКТИЧЕСКИЙ ПРИМЕР

Если я владею яблоком, то я могу или съесть его, или сохранить его для будущего, продать его или отдать его. Продавая или отдавая его, я освобождаюсь от права собственности и передаю его кому-то еще, кто в свою очередь получает возможность съесть его или, например, продать его и т.д. Яблоко может быть нетронутым и лежать на столе во время данного процесса, меняются только отношения права собственности.

Сделка - центральное понятие в институциональной экономике. Изменения в правах собственности постоянно имеют место между людьми или группами из людей. Фазы сделки в теории фирмы представлены на рис. 7.1.

Рис. 7.1.

Наиболее распространенный тип сделки - товарообменная сделка на рынке.

Товарообменная сделка - это сделка в условиях дефицита, при которой покупатель и продавец имеют равный правовой статус относительно сделки.

Причиной торговли является дефицит. Обе стороны - покупатель и продавец - имеют равный правовой статус относительно сделки.

Организаторская сделка - это сделка в рамках организации не по причине дефицита, а с целью достижения эффективности.

Организаторская сделка имеет место в иерархии, например, когда польза перемещена от одного отдела в другой в организации. Причина организаторской сделки не дефицит, а эффективность, вызванная разделением труда.

Нормативные сделки отличаются от товарообменных и организаторских сделок следующим образом: ее неотъемлемой частью являются переговоры для достижения соглашения среди нескольких участников, обладающих полномочиями распределять преимущества и недостатки для членов совместного предприятия.

Нормативная сделка - это сделка, неотъемлемой частью которой являются переговоры для достижения соглашения среди нескольких участников, обладающих полномочиями распределять преимущества и недостатки для членов совместного предприятия.

Это тип сделки, который преобладает в принятии политических решений, где граждане и их представители пытаются достигнуть политического соглашения.

Сделка гранта или статуса - это односторонняя сделка, где владелец товара теряет право собственности без компенсации.

Этот вид сделки может быть основан на дружбе или статусе, привычке или альтруизме. Такие сделки распространены между друзьями и родственниками, например, между членами семьи. Большинство сделок в племенных обществах базирует свои сделки на статусах и грантах (табл. 7.1).

Организованные общества строят формальные учреждения через законодательство и другие способы создание правил. Однако даже в наиболее «организованных» обществах большинство правил не официальны и основаны на культурных привычках и поведенческих нормах.

Таблица 7.1. Сравнительный анализ различных типов сделок

Учреждения - правила игры в обществе или, более формально, разработанные ограничения, которые формируют человеческое взаимодействие.

Правила помогают предсказать поведение других в различных ситуациях. Если свод правил, который использует один индивидуум, значительно отличается от свода правил другого, это может препятствовать их взаимодействию и не позволить им совершить сделку. «Узнавание» человека означает узнавать что-то о правилах, которые человек использует в определенных ситуациях. Это знание об ожидаемом поведении делает взаимодействие легче. Другими словами, это снижает неуверенность и таким образом операционные издержки.

Институциональные общества создают свои собственные правила, основанные на общем праве и законах для особых целей. У организаций есть свои собственные правила для управления взаимозависимостью. Правила организаций могут быть менее явными, такими как общая торговая культура или активные способы приспособления, например, коммерческий маркетинг. Внутренние правила организации могут быть явными, такими как организационное описание структуры, или неявными, такими как преобладающая организационная культура. Люди формируют свои собственные правила для взаимодействия.

Правила - совокупный продукт от прошлых сделок. Они формируют иерархию.

Правила развиваются в течение долгого времени; наверху иерархии (индивидуальное поведение) правила развиваются более быстро, а в основании (культура и обычай) - более медленно. Правила для подобных видов взаимозависимости могут появиться в различных культурах на различных уровнях иерархии.

Культура и традиции действуют как основа для человеческого взаимодействия. В течение всей жизни человека или организации опыт от прошлого добавляется к совокупным знаниям, часто приводя к постепенным изменениям в общих традициях. Прошлые сделки затрагивают поведенческие методы людей, проводящих эти сделки, которые в свою очередь увеличивают давление изменения стандартных режимов работы организаций.

Если давление сильно и достаточно широко распространено, оно часто затрагивает законодательство и постепенно становится частью культуры, обычая и истории. Другой способ формирования правила - активное приобретение знаний из других культур. Таким образом, исследование и взаимодействие с другими культурами может играть важную роль в развитии способов снижения операционных издержек общества в течение долгого времени.

Если бы условия, создающие взаимозависимость, оставались постоянными, то установленное урегулирование развивалось бы, чтобы максимально адаптироваться к существующим условиям взаимозависимости. Это развитие в конечном счете снизило бы операционные издержки до минимума. Планировать сделки было бы легко, поскольку поведение людей и организаций могло быть отлично предсказано.

Однако условия взаимозависимости постоянно изменяются, делая существующие правила устаревшими. Новые товары должны быть адаптированы к окружающей среде, которая является результатом прошлых сделок. Эти новые товары (например, продукты биотехнологий) могут потребовать правил, которые не существуют в структуре, содержащей устаревшие правила.

Иерархия правил - результат процесса взаимодействия различных акторов, способных влиять на осуществление правил.

Учитывая определенное распределение власти, иерархия правил отражает процесс экономии операционных издержек в обществе. Сделке с характерными особенностями, возможно, понадобятся специальные правила, или правила, вероятно, придется определить в суде, часто после того, как сделка произошла и возник спор. Ключевой вопрос для общества - какой уровень создания правила (и его осуществления) является наименее дорогостоящим для данного типа сделки (рис. 7.2).

Рис. 7.2.

Из-за взаимозависимости различных правил все они не соответствуют исключительно категориям. Культурное наследие может непосредственно затронуть индивидуальное поведение, которое в свою очередь может затронуть формирование законов. Другой способ разъяснить иерархию формирования правила состоит в том, что, начинаясь с основания культуры и традиций, более высокие уровни заботятся о сохранении необходимых правил. Организационные правила обеспечивают основу для индивидуального поведения.

ПРАКТИЧЕСКИЙ ПРИМЕР

В различных культурах соединение денежных и неденежных сделок может происходить согласно правилам, созданным на разных уровнях иерархии. Например, множество конфликтов в Японии разрешается сторонами конфиденциально. В США те же самые виды конфликтов решаются в суде. Число судебных разбирательств на душу населения в Калифорнии в 20 раз больше, чем в Японии.

В большинстве развитых стран ответственность за неудовлетворительный продукт или обслуживание возлагается на производителя через потребительское законодательство. Без этого законодательства ответственность за сделку возлагалась бы в первую очередь на потребителя, и только во вторую очередь - на производителя.

Понимание структуры правила важно для создания новых правил. Если предложенные правила слишком сильно отличаются от существующих, операционные издержки принятия новых правил могут быть настолько высокими, что они остаются непринятыми. В некоторых развивающихся странах можно наблюдать двойные структуры правил.

ПРАКТИЧЕСКИЙ ПРИМЕР

Например, в колониальную эру в колониях были построены структуры правил, основанные на иностранных культурах. Оригинальный свод правил, основанный на традиции и истории, преобладал среди людей, особенно в сельских районах, а новая культура распространялась среди нового учреждения. Аналогичная ситуация ложилась после распада СССР.

Динамика процесса формирования правила создает институциональную среду для каждой сделки. Так как каждая сделка происходит в пределах определенного свода правил, сделки могут также формировать структуру правил.

  • Зудин А.Ю. Ассоциации - Бизнес - Государство. «Классические»и со-временные формы отношений в странах Запада. М. : ГУ ВШЭ,2009. С. 8.

Рыночный механизм
Какой из нижеследующих принципов лучше всего характеризует центрально-управляемую экономику
В модели рыночного хозяйства
Ситуации, проблемы
Ответы и комментарии
Подобный материал:
  • Вопросы для подготовки к экзамену для специальности «менеджмент» по дисциплине «история , 31.61kb.
  • Методические указания по изучению дисциплины "История экономических учений" для студентов , 92.04kb.
  • Темы по курсу «Экономическая теория» (ч. Ш, «Истории экономики и экономических учений») , 22.36kb.
  • Я. С. Ядгаров история экономических учений учебник , 5017.42kb.
  • Курс лекций по курса "История экономических учений" , 381.31kb.
  • Курс лекций по курсу "История экономических учений" , 530.45kb.
  • Программа по дисциплине «история экономических учений» Москва-2004 , 257.83kb.
  • Рабочая программа дисциплины «История экономических учений» Рекомендуется для направления , 320.22kb.
  • Темы контрольных работ по дисциплине «История экономических учений» Методологические , 18.74kb.
  • Учебно-тематический план изучения дисциплины «История экономических учений» для студентов , 267.74kb.

Раздел 7. Основные направления и актуальные проблемы
современной экономической теории

На конец ХХ в. в современной экономической теории явно присутствуют три основные направления: институциональное, неолиберальное или не-оклассическое и кейнсианское с приставкой "монетарное". Но такое деление можно принять лишь с определенной долей условности, поскольку, в целом, развитие экономической науки в ХХ в. шло очень бурно и предложить абсолютно однозначную классификацию весьма сложно. При любом варианте остается некая часть теорий и концепций, не попавших под "крышу" обозначенных направлений.

В 50–70-е гг. институционализм переживал бурное развитие. Получивший название позднего институционализма, он вышел за пределы США и распространился в Европе, дав большое многообразие теорий, которые можно разделить на два вида: теории трансформации (диффузия собственности, революция управляющих, диффузия выгод, общества потребления, смешанной экономики, электронного коттеджа, депролетаризации рабочего класса, информационного общества и др.) и теории конвергенции (теория стадий экономического роста, теория индустриального общества, постиндустриального, супериндустриального общества и т.п.). Безусловным лидером этого периода является американец Дж. К. Гэлбрейт.

Так же как и основатели институционализма, поздние институционалисты обвиняли соперничающие теории в игнорировании реальной социально-экономической структуры и проблем общественного развития.

Однако реальный ход экономического развития, направленный в сторону усиления сил рынка (актуализация монетаризма в теории и практике), а не в сторону расширения планирования и конвергенции социализма и капитализма, не мог не быть отмечен современными институционалистами конца ХХ в., которые обратили главное внимание на противоречия внутри самого институционального течения. Одни стали рассматривать свои работы как дополнение к неоклассикам (новая институциональная теория, которая исходит из микроэкономического понимания института), а другие стали искать противоречия между старым и новым институционализмом (методология холизма и индивидуализма).

Родоначальником первого направления является Р. Коуз, его последователи – О. Уильямсон, Дж. Бьюкенен, С. Пейович, А. Алчиан и др. Основная проблематика исследований представлена в теориях трансакционных издержек, теории прав собственности, теории общественного выбора, теории экономической организации, где главным методом исследования является не сравнение несовершенных институтов с совершенными, идеальных с реальными, а сравнительный институциональный анализ действующих институтов и альтернатив, существующих на практике. Предметом экономического исследования является воздействие отдельных лиц или организаций друг на друга в рамках единой экономической системы, идеальным должно быть минимальное отрицательное воздействие экономических субъектов друг на друга, в реальной жизни это достигается через разнообразие форм основных экономических институтов (организаций): рынка и фирмы.

Второе направление представлено Дж. Ходжсоном, Э. Скрептани, У. Самуэльсом и др. Они считают неудовлетворительной методологию как холизма, так и индивидуализма. Задача заключается в необходимости так сформулировать отношение между действием и структурой, чтобы сохранить структурную природу действия и реальность самого выбора и действия. Понятие предмета экономической теории не должно исключать какие-то заранее определенные методы или предпосылки.

Экономическая теория – это наука о процессах и социальных отношениях, управляющих производством, распределением и обменом богатства и дохода. (Авторы указывают, что в этом случае предпочтителен термин "политическая экономия", но по тактическим соображениям к нему не следует прибегать, дабы "противник" не истолковал это как отступление с поля теоретических сражений). Однако как бы ни были справедливы упреки, сами по себе они не представляют позитивную экономическую теорию и в этом смысле представителям данного направления пока нечем хвастаться.

Подход, отстаивающий необходимость и эффективность государственного вмешательства в современных условиях, начатый Р. Клацером, А. Лейонхуфеудом, С. Вайтраубом, Х. Мински – авторами обновленного кейнсианства, ныне продолжен Дж. Тейлором, Дж. Стиглицем, Дж. Акерлотом и др. Эти экономисты строят новые модели равновесия, но без их главной предпосылки – автоматической "расчистки" рынков, т. е. без авто-матического приведения в соответствие спроса и предложения с помощью быстрого изменения цен. Невозможность "расчистки" связывается с отсутствием полной и надежной информации, различными институциональными ограничениями (концепция несовершенной информации), которые являются органической составляющей денежной экономики.

Денежная экономика – это экономика неопределенности, преодолеть которую предлагается посредством модели "репрезентативного индивида" (один за всех), этим "одним" и является государство. Оно может поддерживать равновесие посредством денежного регулирования, устанавливая процентную ставку на уровне "естественной нормы", противодействуя любому временному изменению экономических условий и занятости, и тем самым становясь основой стабильности. Данная концепция называется еще монетарным кейнсианством.

Относительно неолиберального или неоклассического направления следует отметить, что в последнее десятилетие уходящего века особую силу набирала теория "крайне правого" толка. Это – теория (школа) рацио-нальных ожиданий, представителями которой являются Дж. Мут, Р. Лукас, Т. Саржент, Н. Уоллес, Э. Перскотт, Р. Барроу и др.

Суть теории рациональных ожиданий состоит в том, что для принятия решений в настоящем и прогнозирования будущего экономические субъекты используют всю возможную информацию об экономике, а не только опыт прошлого и поэтому не делают систематических ошибок в своих про-гнозах; в этом смысле их предсказания являются рациональными.

С точки зрения рациональных ожиданий был проанализирован широкий круг экономических проблем, в частности, инвестирование в условиях неопределенности, нейтральность денег, естественный уровень безработицы и эффективность государственного вмешательства в экономику, а также кейнсианская модель государственного регулирования.

Первоначальный вывод экономистов данной школы состоял в том, что неэффективной является кейнсианская доктрина государственного регу-лирования, затем и фридменовская модель регулирования, поскольку деньги не просто нейтральны, но сверхнейтральны к экономике. Следовательно, у государства фактически нет никаких рычагов воздействия на экономику. Школа рациональных ожиданий утверждает, что при определенном стечении обстоятельств можно оказать разовое краткосрочное воздействие на некоторые экономические показатели, и здесь не имеет значение, какой ориентации принадлежит правительство – кейнсианской или монетаристской. Макроэкономическая политика способна по, сути дела, лишь имитировать целенаправленность действий ценой внесения дополнительной сумятицы в экономическую жизнь.

Такая трактовка роли государства представляет собой иллюзию и про-тивостоит не только сторонникам госрегулирования, но и тем, кто традици-онно выступал против этого действия, т. е. и А. Смиту и М. Фридмену. На этом основании представители школы рациональных ожиданий назвали себя новыми классиками.

Кроме основных направлений можно обратить внимание на ряд проблем, которые имеют особую актуальность в современном экономическом анализе. Это – различные теории мирового хозяйства, включая экономическую компаративистику и теории, посвященные тенденциям глобализации и проблемам будущего.

Учебные цели

1. Определить основные направления развития экономической теории на современном этапе.

2. Охарактеризовать традиционные институциональные теории или тео-рии позднего институционализма.

3. Охарактеризовать теории нового институционализма.

4. Показать особенности взглядов теоретиков новой классики.

5. Раскрыть специфику взглядов представителей обновленного кейнсианства.

6. Выяснить концептуальные подходы современных теорий мирового хозяйства.

7. Показать специфику компаративного анализа.

Тесты

I. А. Установите соответствие термина или понятия и его опре-деления

А) теории конвергенции;

Б) теории трансформации;

В) институт как выражение принципа холизма;

Г) институт как выражение принципа индивидуализма;

Д) концепция рациональных ожиданий;

е) концепция несовершенной информации;

Ж) экономическая компаративистика.

1) Объяснение институтов через их соответствие интересам индивидов, которые стремятся формировать рамки, структурирующие взаимодействие в различных сферах;

2) понимание того, что разные экономические агенты имеют неодинаковые возможности получения и использования информации, т. е. исследование принятия решений в условиях информационной асимметрии;

3) теории, подчеркивающие главные изменения (с точки зрения автора теории) в современном обществе и определяющие его современную специ-фику;

4) объяснение поведения и интересов индивидов, которые обусловливают взаимодействие между ними, через существующий стереотип мысли;

5) теории, усматривающие в общественном развитии современной эпо-хи (50–70 гг. ХХ в.) преобладающую тенденцию к сближению двух социальных систем – капитализма и социализма с их последующим синтезом в "смешанном обществе", сочетающим в себе черты и свойства каждого из них;

6) один из разделов теории международных экономических отношений, занимающийся сравнительным анализом экономических систем;

7) толкование способа принятия решений экономическими агентами, которые исходят не только из сложившихся стереотипов экономического поведения (информация о прошлом), но учитывают современное состояние экономической среды и поэтому не делают ошибок в принятии решений, направленных на достижение личной выгоды.

I. Б. Установите соответствие характерных признаков экономических систем от а) до г) и от 1 до 8 высказываний

А) отношения собственности в рыночной экономике;

Б) отношения собственности в центрально-управляемой экономике;

В) механизм координации в рыночной экономике;

Г) механизм координации в центрально-управляемой экономике.

1) Многообразие хозяйственной деятельности согласовывается заранее (ex ante);

2) отдельные члены экономического сообщества реализуют свои цели через рынок, т. е. с учетом потребности других;

3) каждая отдельная личность имеет право заниматься производственной деятельностью, потреблять, использовать свои доходы и передавать собственность;

4) частная собственность на средства производства заменяется общественной;

5) все полномочия в планировании переданы домашним хозяйствам и предприятиям;

6) предприятия являются пассивными получателями инструкций, которые призваны выполнять плановые задания по производству;

7) поток информации о производственных заданиях идет сверху вниз;

8) санкции предпринимаются преимущественно по распоряжению вла-стей.

II. Выберите правильный ответ

А) правила дорожного движения;

Б) повседневная покупка сигарет в ближайшем киоске;

В) регулярная утренняя встреча с соседом по подъезду.

2. Выберите из приведенного ряда те суждения (институциональные рамки), которые подпадают под определение соглашения :

А) при грозе не находиться вблизи высоких деревьев;

Б) за столом вилку следует держать в правой руке, а нож в левой;

В) заблудившись в лесу, следует сориентироваться на местности по солнцу, звездам или по приметам (например, расположение мха на стволе дерева);

Г) в общественных местах не курить, не нарушать общественное спо-койствие.

3. Что из нижеперечисленного является иллюстрацией модели неполной рациональности действия ?

А) поведение среднего студента при подготовке к экзамену;

Б) поведение отличника;

В) поведение Робинзона.

4. Представители какого направления институциональной теории согласились бы с выражением:"Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты "?

Б) "новой " институциональной экономики;

5. Представители какого направления институциональной теории согласились бы с выражением: "Каждый народ имеет то правительство, которое он заслуживает" :

А) "старого" институционализма;

В) новой политической экономии.

6. Представителей какого направления институциональной теории не будет интересовать следующий аргумент студента, не подготовившегося к семинару: "Университетская библиотека была закрыта, в районной – нет нужной книги, и, вообще, на этой неделе два теста и одна самостоятельная работа по другим предметам, к которым тоже нужно готовиться" ?

А) "старого" институционализма;

Б) "нового" институционализма;

В) новой политэкономии.

7. Модель центрально-управляемой экономики характеризуется :

А) отсутствием системы санкций;

Б) индивидуальным планированием;

В) принципом экономической субординации;

Г) отсутствием системы информации.

8. :

А) нет хозяйственных планов;

Б) отсутствует механизм санкций;

В) цены служат в качестве показателя дефицитности;

Г) государство координирует хозяйственную деятельность.

9. Рыночный механизм :

А) делает ненужными планы отдельных хозяйственных единиц;

Б) служит для согласования единого государственного плана;

В) координирует планы домашних хозяйств и предприятий;

Г) не имеет системы информации и санкций.

10. Какой из нижеследующих принципов лучше всего характеризует центрально-управляемую экономику ?

А) покрытие издержек;

Б) выполнение плана;

В) стремление к прибыли;

Г) рентабельность.

11. В модели рыночного хозяйства :

А) гарантируется максимум благосостояния для каждого гражданина;

Б) государство определяет содержание хозяйственной деятельности;

В) особым образом поощряется стремление человека к приобретению;

Г) происходит равномерное распределение доходов.

III. Определите, кто лишний в предложенном перечне имен, где трое из четырех должны быть объединены одной школой или одной концеп-цией

1. а) Коуз; б) Уильямсон; в) Мут; г) Бьюкенен.

2. а) Гэлбрейт; б) Уильямсон; в) Ростоу; г) Арон.

3. а) Фридмен; б) Лукас; в) Саржент; г) Мут.

4. а) Фридмен; б) Лукас; в) Лаффер; г) Веблен.

5. а) Робинсон; б) Тейлор: в) Стиглиц; г) Акерлот.

IV. Установите соответствие между авторами (источниками) и идеями, теориями, концепциями

А) 1. Коуз. 2. Бьюкенен. 3. Уильямсон. 4. Пейович.

А) теория общественного договора (контракта);

Б) экономическая теория прав собственности;

В) теория трансакционных издержек;

Г) теория экономической организации.

Б) 1. Веблен. 2. Коуз. 3. Ходжсоном. 4. Гэлбрейт.

А) новая институциональная теория;

Б) новая политэкономия;

В) поздний институционализм;

Г) ранний институционализм.

В) 1. Мут. 2. Стиглиц. 3. Уильямсон. 4. Фридмен.

А) монетаризм;

Б) новая институциональная экономика;

В) новая классическая макроэкономика;

Г) обновленное кейнсианство.

Г) 1."Старый" институционализм. 2. Новая институциональная теория. 3. Новая классика. 4. Монетарное кейнсианство

А) концепция рациональных ожиданий;

Б) концепция несовершенной информации;

В) концепция ограниченной рациональности;

Г) концепция холизма.

Ситуации, проблемы

1. Нормы и законы, которые характеризуют уклад общества, определяют прежде всего интеграцию каждой отдельной личности в общество .

А) Исходя из этой точки зрения, покажите различие принципов индивидуальности и коллективизма.

Б) Какую роль играют планы в рыночной и централизованно планируемой экономике?

В) Из принципа порядка, действующего в том или ином случае, делается вывод о том, в какой мере государство наделяется правом принятия экономических решений. Объясните различия между обеими экономическими системами.

2. К общественному строю, который определяет совместное существование людей, относится, наряду с политико-правовой и экономической, также и социальная система. В ХIХ в. было широко распространено заблуждение, будто целенаправленное регулирование экономической деятельности само собой создает разумный социальный порядок.

А) Покажите различия в ответственности каждого человека за условия своего существования в соответствии с руководящими принципами социального государства или общества эффективной конкуренции, а также критически обоснуйте свою позицию.

Б) Объясните, почему социальное законодательство должно обеспечить равновесие между принципами "дополнительности" и "солидарности".

В) Объясните значение тарифной автономии для поддержания социального компромисса в обществе.

Г) Выделите особенности частной собственности и стабильного денежного курса в социальной рыночной экономике.

Ответы и комментарии

I. А) а-5; б-3; в-4; г-1; д-7; е-2; ж-6.

Б) а-3; б-4; в-2,5; г-1,6,7,8.

II. 1-а; 2-б,г; 3-а; 4-а; 5-б; 6-б; 7-в; 8-в; 9-в; 10-б; 11-а.

III. 1-в; 2-б; 3-а; 4-г; 5-а.

IV. А) 1-в; 2-а; 3-г; 4-б.

Б) 1-г; 2-а; 3-б; 4-в.

В) 1-в; 2-г; 3-б; 4-а.

Механизмы и методы регулирования в условиях преодоления кризиса Автор неизвестен

4.1. Организация экономической координации в глобальной экономике

Сегодня на смену конкуренции, как принципу экономической координации в индустриальную эпоху, пришла система экономической координации, призванная обеспечить согласование интересов хозяйствующих субъектов. Поскольку рыночный сектор не способен регулировать социальную и экологическую сферы, то эти «провалы» рынка координирует государство в соответствии с устанавливаемыми законами и нормами. Но, в свою очередь, государство своей политикой для исправления «провалов» рынка может вызвать новые неблагоприятные последствия и проблемы, что приводит к «провалам» политики. Меры, принятые отдельными государствами по выходу из финансового и экономического кризисов, показали миру эти «провалы». Одной из таких мер было повышение ликвидности банковского сектора экономик, что вызвало негативную реакцию всех остальных секторов.

Оторванных от единого целого самостоятельных сфер в экономике не существует. Это единое целое в натуральном хозяйстве реализуется разумом руководителя, а в крупном индустриальном мире – претворяется экономическим порядком (в терминологии В. Ойкена) или правилами игры, принципами в современном звучании. По этой причине любая мера экономической политики оказывается рациональной только в рамках того совокупного экономического порядка, в котором протекает экономический процесс. Для того, чтобы этот экономический порядок был достаточным и рационально регулировал совокупный экономический процесс, необходимо, чтобы все отдельно взятые формы порядка дополняли друг друга независимо от того, идет ли при этом речь об установленных государством формах, а именно об относящихся к торговой, ценовой и кредитной политике, или об уже ставших привычными формах . Поэтому каждый частный порядок, или экономическую среду, необходимо рассматривать как звено совокупного экономического порядка или структурный элемент экономической (рыночной) среды. Это положение вещей отражало этап развития стран в 1950-х годах. В настоящее время все национальные экономики переплетены различными кооперационными (корпоративными) взаимосвязями, образуя глобальную экономическую систему.

Принцип экономической координации конкуренции в рыночной среде вызывает научные споры и по сей день, определяемые различными научными школами. Но все учёные сходятся в одном – без конкуренции нет развития экономики. Что механизм конкуренции содержит в себе силы саморазрушения, как и Й. Шумпетер, подтверждал А. Рих, который считал конкуренцию принципом координации деятельности, выдвигаемую реальной рыночной экономикой 1980-х годов: «Речь идет о сохранении такой конкуренции, при которой обеспечивается получение прибыли как результат активной предпринимательской деятельности, учитывающей интересы всех, но которая действенно препятствует при этом извлечению доходов, обусловленных не предпринимательской активностью, а властью моды, рынком, объективно направленных на сдерживание конкуренции или даже на полное ее исключение из экономической деятельности» . Его выводы согласуются с оптимумом по Парето: ничье благосостояние не может быть улучшено без ухудшения благосостояния кого-либо другого. Предложенный Парето критерий благосостояния означает ситуацию, когда некоторые люди выигрывают, но никто не проигрывает.

Социальная рыночная экономика является либеральной концепцией, отличающейся от классического либерализма принципом экономического соревнования, согласно ордолиберализму В. Ойкена, когда экономический порядок с рамочным планированием гарантирует соревнование, приближающее рыночное хозяйство к модели совершенной конкуренции, исключая возможность установления власти над рынком со стороны монополий и картелей . Но её социальная направленность должна быть обеспечена целенаправленным вмешательством извне, носящим характер регулирования со стороны государственной экономической политики, корректирующей «провалы» рынка.

Хозяйственная деятельность человека определяется различными целями и интересами. Если цель хозяйства, ориентированного на прибыль, – доход ради личного или коллективного обогащения, то этот мотив становится господствующим структурным принципом. Возникают факторы объективной необходимости и принуждения, источник которых лежит не в рациональной структуре хозяйственной деятельности как таковой, а в доминировании мотива обогащения и в соответствующем ему хозяйственном механизме: «Тогда соревнование в условиях рыночной экономики из стимула и регулятора экономического производства и потребления легко вырождается в агрессивную, безудержную конкуренцию, решающим фактором которой оказываются не способности и упорство, а, прежде всего, экономическое господство на рынке, благоприятствующее образованию блоков. Так возникает система принуждения, избежать которого, не подвергая себя риску экономического ущерба или даже катастрофы, отдельные субъекты экономики не в состоянии» .

Очень часто эту систему принуждения воспринимают как объективную закономерность, хотя, в большинстве случаев, это не что иное, как сумма привычек, правил, соглашений, которые могут быть изменены. Деловое принуждение может быть обусловлено определенными, лежащими в основе хозяйственной структуры и политики, ценностными ориентирами, при изменении которых экономическое принуждение ослабевает или устраняется. На самом деле такое принуждение отражает внутренние противоречия, служащие источником прогрессивного развития общества и отражающие системный подход на диалектической основе. А. Рих считает, что: «система координации рыночной экономики лишь в малой степени удовлетворяет требованиям полной конкуренции; столь же мала вероятность ее фактического существования при нынешних технико-экономических условиях. Это вовсе не значит, как часто утверждают, что конкуренция вообще исчерпала себя как принцип экономической координации. Ведь даже в предельном случае, при наличии абсолютной монополии, когда прямые конкуренты отсутствуют, конкуренция сохраняется, по крайней мере, в рамках ограниченного бюджета потребителя» .

Современная конкуренция – прежде всего борьба за техническое лидерство, за приоритет в открытии новых рынков и в преобразовании старых, стремление, возможно более точно, угадать направление изменений в потребительских вкусах и предпочтениях и максимально воплотить их в своих продуктах. Это конкуренция особого типа – «инновационная» конкуренция, главной задачей которой является не вытеснение соперника с уже занятых им позиций, а попытка опередить его в чем-то новом, более перспективном . Поэтому Ф. Хайек и предложил такое определение конкуренции, как процесса, посредством которого люди получают и передают знания. Она ведет лишь к лучшему использованию способностей и знаний других процедур, как оптимально, использовать специализированные знания, рассеянные среди миллионов.

Ценность конкуренции, по его мнению, состоит именно в том, что, будучи процедурой открытия, она непредсказуема. В противном случае в ней не было бы никакой необходимости . Дальнейшее развитие этих взглядов Ф. Хайека осуществил Т. Сакайя, обративший внимание на придание конкурентами своей продукции новой формы созданной знанием стоимости и сделавший такой вывод: «неизбежным следствием подобной конкуренции станет появление системы, которая будет обеспечивать все большую диверсификацию видов продукции наряду с тенденцией к сдерживанию расходов, связанных с их разработкой. Столь острая конкурентная борьба, скорее всего, породит такие условия, при которых «бум» в сбыте того или иного популярного товара или технического новшества будет становиться все короче и короче» . Исходя из такого предположения, можно сделать вывод о сокращении жизненного цикла потребительского товара.

На самом деле экспансия товаров из Китая показала развитие противоположной тенденции – навязывание всему миру подделок товаров ведущих производителей мира. Институционального механизма сглаживания этой тенденции пока не выработано опять по той же самой причине, что и реализации плана В. Ойкена – из-за ущемления интересов мировых и отраслевых элит. Поскольку борьба в таком случае невозможна, то необходимо проводить научные исследования по согласованию интересов и недопущению экономической власти в развивающихся отраслях информационных технологий, связи, космонавтике и некоторых других.

П. Друкер еще в 1964 г. писал также о значении знания, когда ни результаты, ни ресурсы не существуют внутри самого бизнеса: «Бизнес можно определить как процесс, который превращает внешние ресурсы, а именно знание, во внешние результаты – экономические ценности» . В современной экономике прослеживается следующая закономерность. Чем разнообразнее на рынке определенный продукт, тем сложнее заменить его конкурирующим товаром и тем самым, следовательно, больше и власть их производителя над рынком. Возникает так называемая экономика предложения, когда могут модифицироваться лишь незначительные детали, а представляемые на рынке в целом однородные товары создают впечатление их неоднородности. Эта конкуренция получила название конкуренции замещения.

То, что конкуренция, как принцип экономической координации, не исчерпала себя, подтверждается с точки зрения постиндустриального общества, когда сфера услуг составляет более половины хозяйственной деятельности, где монополизация крайне затруднена. Развитие рыночной экономики России на конкурентной основе состоит в создании институциональных условий для достижения субъектами рынка конкурентоспособности. Исходным в теоретических исследованиях по институциональным условиям являются труды М. Портера, который в 1980-е годы охарактеризовал конкурентные преимущества стран и контекст деятельности предприятий (институциональные условия).

В своих исследованиях он доказал, что возникновение национальной среды, в которой компании зарождаются и обучаются конкурировать, обусловлено четырьмя составляющими конкурентных преимуществ страны (правила «ромба»): наличием в стране факторов производства, необходимых для ведения конкурентной борьбы в данной отрасли; состоянием спроса на внутреннем рынке; наличием в стране отраслей-поставщиков или других сопутствующих отраслей, конкурентоспособных на международном уровне; уровнем конкуренции и условиями создания организации и управления компаниями, характерными для данной страны .

По Портеру контекст деятельности предприятий (институциональные условия) – это социальная, политическая и институциональная инфраструктура, включающая много элементов, таких, как законы, правила, кодексы и процедуры для разрешения конфликтов, определения ответственности, определения собственности, очерчивания границ прав собственности. Необходимо также сформировать широко распространенное убеждение, что эти правила есть действительно правила, управляющие экономической жизнью. Для того чтобы это произошло, нужна функционирующая государственная администрация. Рынок не является заменой государства, он есть дополнение, без государства, или другого механизма централизованной координации, рынок не может работать.

В России формирование рыночной среды на конкурентной основе началось с середины 1990-х годов путём создания институтов и институциональных условий. Анализируя контекст (институциональные условия) деятельности российских предприятий, необходимо выделить отрасли, в которых возможно производить конкурентоспособную продукцию. Это, так называемые, точки роста отечественной экономики, к которым можно отнести высокотехнологичные отрасли – энергетическое машиностроение, авиа– и космические системы, ВПК, тяжелое специальное станкостроение, телекоммуникационная, компьютерная индустрия, программное обеспечение. Необходимо также учесть развитие современной технологической революции, включающей пять главных слагаемых нового технологического уклада – информационные технологии, синтетические материалы, биотехнология, новые источники энергии и нанотехнология.

Иной взгляд на монопольное владение ресурсами, не разрушающими конкурентного характера рыночного процесса, у И.М. Кирцнера, потому что оно не заменяет роли предпринимателя . Он акцентировал внимание не на анализе равновесия, а на понимании функционирования рынка как процесса. Движущей силой всего рыночного процесса он признает предпринимателя, отмечая, что общим для всех моделей конкуренции является исключение предпринимательского элемента . На наш взгляд, предпринимательский элемент и составляет управленческий аспект системы конкурентных отношений. Еще в 1921 г. Ф. Найт определил различия в управленческой функции – принимать решения и предпринимательской функции – нести ответственность . На основании этого можно говорить об управленческой экономике, в которой реализуются задачи управления, связанные с выполнением предпринимательской цели. В задачи такого управления входят создание институциональных условий.

Существование некоторых монополий является неизбежным, поскольку дублирование таких объектов, как трубопровод, линия электропередачи или занимающаяся исследованиями клиника, привели бы к неоправданным расходам. Стоимость привлекаемых дополнительно ресурсов превысила бы потенциальную выгоду от наличия конкуренции. В таких ситуациях главную роль играет регулирующий орган, призванный обеспечить, чтобы данный объект был доступен всем желающим по разумной цене. Однако регулирующие органы не вездесущи и не всезнающи. Принадлежащая им самим монополия на власть и так не всегда используется честно. Кроме «провалов» рынка появляются «провалы» политики.

В социально ориентированной модели экономики государство устанавливает формальные правила и нормы, необходимые для обеспечения выполнения поставленных целей на основе повышения эффективности производства и конкурентоспособности товаров и услуг. Хотя такие нормы и правила существует во всех моделях государства. В кейнсианской модели в кризисных ситуациях вмешательство государства считается необходимым. Но выделение координационного аспекта институтов в качестве фундаментального, по сравнению с распределительным аспектом, выступает методологическим основанием разработанной нами системы экономической координации межфирменных связей .

Нас интересует механизм координации хозяйственной деятельности, как структуры управления («governance structures») в концепции О. Уильямсона, которые он отождествляет с понятиями «экономические институты». Этот механизм отражает, на наш взгляд, доминирование организационноуправленческих отношений.

Преувеличение логики рынка, как абсолютного принципа координации в обществе, означает ограничение логики сосуществования людей (этической идеи рациональности) экономической логикой взаимовыгодного обмена благами. В таком случае используемая методология исследования основывается на двух допущениях: экономическом детерминизме и редукционизме. Первый основан на исключительности экономической рациональности из-за условий рыночной конкуренции. Редукционализм в экономике исходит из определения рынка, работающего на пользу всех, заботясь об общем благе. Та же самая системная рациональность, но с нормативным содержанием.

Например, в России, вместо того, чтобы адаптировать рынок к социальным отношениям, сами эти отношения радикальным образом подгоняются под требования рынка. Отношения между людьми сводятся к отношениям обмена, что ведет к перерастанию идеи эффективности рыночной экономики в идеологию тотального рыночного общества.

Современный экономический кризис показал работу механизма нашей системы экономической координации на глобальном уровне. Сущность механизма системы экономической координации, на наш взгляд, на основе выделенных трех видов экономической координации (централизованной, децентрализованной и глобальной). Мы сделали вывод о том, что произошла замена механизма конкуренции (саморегулирующегося рынка) системой экономической координации деятельности субъектов рынка. Все элементы этой системы взаимосвязаны, и каждый вид экономической координации отдельно от общей системы существовать в настоящее время не может, что продемонстрировал современный кризис.

Централизованная координация со стороны правительства обеспечивает конкурентную среду (так называемые «правила игры»). Субъекты рынка функционируют в определенной среде, позволяющей им добиваться конкурентоспособности с учетом действующих норм и правил, устанавливаемых государством в зависимости от цели развития (централизованная координация). Следует заметить, что когда А. Маршалл анализировал воздействие внешней среды на организацию производства, то он говорил о роли конкуренции и сотрудничества в развитии экономики. Наше понимание сотрудничества заключается в том, что позволяет согласовывать интересы бизнеса и цели развития общества. Система, реализующая роль сотрудничества в конкурентной среде, представляет собой исследуемую систему экономической координации. В. Ойкеном было предложено для послевоенной Германии при переходе от командной к рыночной экономике два конституирующих принципа: политика государства нацелена на роспуск или ограничение экономических властных группировок; политико-экономическая деятельность государства направлена на создание форм экономической среды, а не на регулирование экономического процесса .

Ойкен сетовал на то, что если в государстве экономические и социальные властные группировки уже завладели прочными позициями и обрели государственные привилегии, то трудно добиться их ослабления или роспуска. Но вместе с тем, он делает оптимистичный вывод: «Однако история дает достаточно много примеров, показывающих, что в рамках противостояния властных группировок и решительного государственного руководства можно добиться этого» .

Децентрализованная координация в существующей конкурентной среде обеспечивает конкурентоспособность. История развития экономики продемонстрировала, что недостаточная координация проявляется в рыночной экономике из-за формирования власти над рынком монополий, олигополий и группировок со своими интересами. Как показывают тенденции развития, монополии и олигополии, другие формальные и неформальные интегрированные структуры, ставят под вопрос использование конкуренции в качестве принципа самоорганизации, децентрализованной координации на рынке.

Механизм децентрализованной координации деятельности рыночных субъектов (микроэкономика) не могут заменить макроэкономику и создать условия для развития. Поэтому децентрализованная и централизованная координация представляют собой систему. Основанием выделения механизма децентрализованной координации выступает исследование понятия «внутренней (внутрифирменной) организации» («internal organization») Ф. Найтом, помогающим подчеркнуть специфику задач фирмы, как нерыночного (административного) механизма хозяйственной координации. Механизм децентрализованной координации включает корпоративное планирование (включающее кооперацию в интегрированных структурах), управление, контроль, эффективное управление государственной собственностью.

Представим эти механизмы на рис. 4.1.

Рис. 4.1. Механизм децентрализованной и централизованной координации

Глобальная координация через инклюзивность (включенность) экономических агентов обеспечивает формирование мировых норм и правил хозяйствования. Основное условие совершенной конкуренции (идеала реформирования российской экономики) в том, что рыночная цена складывается под воздействием совокупного спроса и предложения всех участников. Структура связи между субъектами рынка – структуры рынка, такова, что никто в отдельности повлиять на цену не может. Но поскольку конкурентный рынок со времен А.Смита утратил способность саморегулирования из-за усиливающейся концентрации производства и капитала в новых формах, то происходит замена механизма конкуренции другими системами.

В глобальной стратегии требуется сделать выбор из-за множественности способов конкурировать: где размещать деятельность и как ее координировать. Принципы глобальной координации, позволяющие компаниям получать конкурентные преимущества через глобальную стратегию, выделил М. Портер. Механизм глобальной экономической координации представлен в табл. 4.1.

Таблица 4.1. Механизм глобальной экономической координации

Рынок и его инфраструктура проявляются через институты: кредитноденежную систему, товарные биржи, конвертируемость валют и т. д. В настоящее время эти институты приобрели, в основном, глобальный характер. Из таблицы видно, что механизм глобальной экономической координации связан с получением конкурентных преимуществ. Глобальная координация обеспечивает формирование мировых норм и правил хозяйствования через инклюзивность (включенность) экономических агентов, которые проявляются в современном мире, как взаимоотношения центра и периферии в сетевых пространственных структурах. Этот вывод сделан на основе обоснования сетевого общества М. Кастельсом (1996), который на многочисленных примерах доказал, что доминирующие процессы и функции в наших обществах определяются конфигурацией отношений в сетях и между сетями.

На наш взгляд, наступила новая эпоха, характеризующаяся четвертым этапом эволюции принципа координации в экономике. Первый этап представлял собой так называемую «невидимую руку» рыночной координации Смита и выражался в снижении издержек массового производства в координируемых рынком вертикально специализированных промышленных предприятий. Второй этап Альфред Чендлер (1977) назвал зримой рукой иерархической координации, использующей организационные инновации команды менеджеров США. Третий этап – решение проблемы путем совершенствования внутренней организации фирмы, а не производительности (снижении издержек). Такая позиция противоречит сложившемуся в 1990-е годы в США и Великобритании представлению об экономике, как объекте политики управления спросом центрального правительства.

Предлагаемый нами четвертый этап основан не на получении конкурентных преимуществ путем снижения издержек (первый и второй этапы), или получении стратегических преимуществ путем постоянного усовершенствования производственного процесса и продукта (третий этап), а путем использования системы экономической координации, в которой реализуется механизм согласования интересов бизнеса и целей развития общества. На основе выделенных принципов и механизмов экономической координации (централизованной, децентрализованной и глобальной), нами сделан вывод о том, что произошла замена механизма конкуренции (саморегулирующегося рынка) системой экономической координации. Централизованная координация со стороны правительства обеспечивает конкурентную среду (так называемые «правила игры»). Децентрализованная координация в существующей конкурентной среде обеспечивает конкурентоспособность. Глобальная координация обеспечивает формирование мировых норм и правил хозяйствования.

Из книги Управление рисками, аудит и внутренний контроль автора Филатов Александр Александрович

6. Особенности информационного взаимодействия при осуществлении управления / координации функции 6.1. В рамках осуществления управления / координации функции внутреннего аудита сотрудникам СВА МО необходимо установить порядок информационного взаимодействия с другими

Из книги Деньги, банковский кредит и экономичские циклы автора Уэрта де Сото Хесус

Теория невозможности общественной координации, основанной на институциональном вмешательстве или на несоблюдении традиционных принципов права В одной из своих книг автор предпринял попытку обосновать тезис о том, что социализмом следует считать любую систему

Из книги Как самому победить кризис [Наука экономить, наука рисковать] автора Делягин Михаил Геннадьевич

2. Фундаментальные причины глобальной депрессии Еще совсем недавно самые разные деятели и в России, и за рубежом истерично настаивали на том, что мы переживаем исключительно «ипотечный американский», а ни в коем случае не «глобальный финансовый» кризис. Сегодня они

автора Автор неизвестен

3.8. Организация мониторинга угроз экономической безопасности с применением информационноаналитических систем В современных условиях факторы внешней и внутренней хозяйственной деятельности социально-экономических систем (СЭС) определяют крайне недостаточную

Из книги Механизмы и методы регулирования в условиях преодоления кризиса автора Автор неизвестен

7.1. Возникновение и развитие глобальной гиперконкуренции В условиях глобальной информационно-сетевой экономики, развертывания системного финансово-экономического кризиса и резкого обострения конкурентной борьбы на мировых рынках возникает целый класс новых явлений

Из книги О ДЕМОКРАТИИ. ВОЙНА ПОКОЛЕНИЙ автора Городников Сергей

О ПРОЕКТЕ «Центр Разработок Глобальной политики» В России затянулось отсутствие серьёзной системной политики, – политики, имеющей стратегическую направленность. Нынешнее положение вещей объяснимо и естественно. Полтора десятилетия главной задачей тех, кого

Из книги Кто сказал, что слоны не умеют танцевать? Возрождение корпорации IBM: взгляд изнутри автора Герстнер Луис

Глава 8 Создание глобальной компании До сих пор мы тушили пожар. Теперь надо было восстановить фундаментальную стратегию компании. Эта стратегия, как я говорил в течение полугода, вытекала из моей уверенности в том, что уникальное конкурентное преимущество IBM заключалось

Из книги Дэйтрейдер. Кровь, пот и слезы успеха автора Борселино Льюис Дж

Глава 10 От обычной к глобальной экономике Сегодня каждого можно назвать трейдером или, по крайней мере, сказать, что он поступает как трейдер. Люди следят за каждым тиком Индекса Доу Джонса и S&P 500. Они смотрят канал Си-эн-би-си больше, чем свой любимый комедийный СИТКОМ.

Из книги Экономические теории и цели общества автора Гэлбрейт Джон Кеннет

Глава XXI Негативная стратегия экономической реформы Глава XXII Раскрепощение мнений Глава XXIII Справедливая организация домаш-него хозяйства и ее последствия Глава XXIV Раскрепощение государства Глава XXV Политика для рыночной системы Глава XXVI Равенство в планирующей

Из книги Исполнение: Система достижения целей автора Боссиди Ларри

Важность координации Координация необходима, чтобы добиться качественного и результативного выполнения поставленных задач и придать сотрудникам компании дополнительную энергию. Координация предполагает, что все подразделения организации на текущий год исходят из

Из книги Что нас ждет, когда закончится нефть, изменится климат, и разразятся другие катастрофы автора Кунстлер Джеймс Говард

Наша жизнь в период Глобальной Катастрофы Однажды, когда я ехал на машине из Саратоги в небольшой городок Коринф, находящийся примерно в 16 километрах к северу, мне пришлось наблюдать странную картину. Коринф располагается как раз на границе Адирондакского парка, который

Из книги Руководство по закупкам автора Димитри Никола

Пример координации: случай лота 1 Определение пяти групп-победителей по каждому лоту было напрямую связано с координацией цены и технических предложений. Мы сосредоточимся здесь на ситуации с лотом 1, поскольку координация по остальным лотам происходила по сходному

автора Уэллс Уильям

Из книги Реклама. Принципы и практика автора Уэллс Уильям

Кто же осуществляет координацию выбора, реализуемого людьми в процессе их повседневной хозяйственной деятельности? Ведь каждый человек – неповторим, у каждого свои вкусы и предпочтения, свои представления о способах, которыми необходимо осуществлять производство и распределение благ.

Экономическая теория рассматривает два различных способа координации: спонтанный, или стихийный порядок и иерархия.

В спонтанных порядках информация, необходимая производителям и потребителям, передается путем ценовых сигналов. Повышение или понижение цены ресурсов и произведенных с их помощью благ подсказывает хозяйственным агентам, в каком именно направлении нужно действовать, т.е. что, как и для кого производить. В любой системе производитель должен осуществлять расчет своих издержек (затрат) и получаемых выгод. Это относится и к потребителю. Но как это возможно осуществить, если человек, ведущий домашнее хозяйство или руководитель предприятия не в состоянии окинуть взглядом весь «экономический космос»? Конечно, в хозяйстве Робинзона на маленьком острове или в рамках относительно небольшого первобытного племени количество имеющихся ресурсов и комбинации их альтернативного использования, представляют собой (количественно) величину, поддающуюся учету. Но как возможно рассчитать соотношение выгод и издержек не в малых группах, а при «расширенном порядке человеческого сотрудничества», как именует Ф.Хайек современную хозяйственную систему, называемую капитализмом? Ведь информация об имеющихся ресурсах, о вкусах и предпочтениях потребителей рассеяна, рассредоточена, она не находится в некоем Центре. В таких условиях только механизм колебания цен, или альтернативных издержек, может скоординировать экономический выбор людей. Такая хозяйственная система названа Ф.Хайеком спонтанным (самопроизвольным) порядком, что подчеркивает эволюционный, независимый от чьих-либо намерений или планов характер ее возникновения. Спонтанный порядок возник естественным путем, в ходе развития человеческой цивилизации.

Но есть и другой способ получения информации о том, что, как и для кого производить. Это – система приказов и поручений, идущая сверху вниз, от некоего Центра к непосредственному исполнителю (производителю). Такая система называется иерархией. Примером иерархического порядка может быть первобытная община, где вождь племени решал, кому, как и чем заниматься в процессе хозяйственной деятельности. Иерархия – это и командно-административная система, или социализм, где государство в лице Госплана или высших партийных инстанций отдавало приказы, что именно производить, распределяло ресурсы, прикрепляло поставщиков к потребителям. В форме иерархии осуществляет свою деятельность и фирма, где руководитель предприятия отдает приказы своим подчиненным. Иерархия основана не на ценовых сигналах, а на власти, персонифицированной в лице руководителя фирмы или центрального управляющего государственного органа.


В реальном мире наблюдается сосуществование стихийных порядков и иерархий. Но от чего зависит сам факт той или иной организации общества?

Для этого важно ввести новую категорию, которая используется экономической теорией, а именно, трансакционные издержки. Эти издержки связаны не с производством как таковым, а с сопутствующими ему затратами: поиск информации о ценах, о контрагентах хозяйственных сделок, издержки заключения хозяйственного договора, контроль за его исполнением и т.д. Здесь перечислены далеко не все компоненты трансакционных издержек. Однако уже из этого краткого определения ясно, что та или иная система будет функционировать как иерархия или как спонтанный порядок во многом в зависимости от величины трансакционных издержек.

Представим себе, что в «расширенном порядке человеческого сотрудничества» необходимо собрать информацию о потенциальных контрагентах обменных сделок, проконтролировать исполнение договора и т.п. Наиболее дешевым способом окажется здесь спонтанный порядок, ибо «собрать в единый кулак» всю рассеянную информацию окажется непосильной никакому Центру задачей. А вот в рамках фирмы способом, экономящим трансакционные издержки, оказывается иерархия. Здесь работники взаимодействуют друг с другом не при помощи ценовых сигналов; о том, чем ему заниматься и что производить, работник (например, рабочий при сборке автомобилей или клерк в банке) узнает от своего непосредственного начальства.

Таким образом, мы подошли к интересному выводу: оценивать эффективность спонтанных порядков или иерархий необходимо не с точки зрения нормативных оценок (плохо или хорошо), а с точки зрения экономии трансакционных издержек. Конечно, это не единственный критерий, но он очень важен. Этот подход помогает понять, почему оказалась неэффективной социалистическая система хозяйства: попытка построить все общественное производство по типу фирмы, или «единой фабрики», как писал В.И.Ленин, оказалась несостоятельной из-за огромных трансакционных издержек, с которыми связано регулирование из Центра (Госплана).