Как соотносятся причина и следствие? Как соотносятся мировоззрение и жизненные ценности.


Тема контрольной работы:

Как соотносятся между собой чувственное и рациональное познание? Почему они вступают в конфликт? А какое начало - чувственное или рациональное - преобладает в Вашем способе познания?

Прежде чем ответить на вопросы, я хочу обратиться к понятиям чувственного и рационального познаний, но для начала дам определение понятия «познание».

Познание представляет собой процесс творческой деятельности человека, направленный на формирование его знания о мире, на основе которого возникают образы, идеи и мотивы дальнейшего поведения. В процессе познания действительность воспроизводится в сознании людей. В науке под познанием понимается особая деятельность, в результате которой люди приобретают знания об различных объектах, явлениях и процессах, о закономерностях их протекания.

В науке выделяют две ступени познания – чувственное, осуществляемое при помощи органов чувств, и рациональное, логическое познание, именуемое также абстрактным мышлением. Рассмотрим каждую из ступеней познания.

1. Чувственное познание.

Существуют три формы чувственного познания: ощущение, восприятие, представление.

Восприятие (отражение в сознании человека предметов окружающего мира при их непосредственном воздействии на органы чувств) соответствует системе свойств предмета (например, с одной стороны, ощущение вкуса дыни, с другой – восприятие вкуса, формы, запаха, цвета дыни в их единстве). Восприятие является результатом совместной деятельности разных органов чувств. Можно выделить некоторые свойства восприятия:

1) Предметность: мы воспринимаем конкретно что-то или кого-то.

2) Целостность: образы восприятия представляют собой целостные и законченные структуры.

3) Осмысленность: предмет осознается как конкретный предмет.

4) Константность: фиксируется постоянство формы, величины, цвета предмета.

Ощущение (отражение свойств отдельных предметов) соответствуют определенным свойствам предметов. Ощущения могут существовать вне восприятия (холод, темнота), но восприятие невозможно без ощущений. Эта форма чувственного познания пред­ставляет собой части целостных восприятий. Глядя на стул, мы воспринимаем его как целостную вещь, но в то же время органы чувств дают нам информацию об отдельных свойствах стула, например, о его цвете.

Между ощущением и самим предметом существует несколько звеньев. В ре­цепторах внешние воздействия превращаются из одного вида сигнала в другой, кодируются и посредством нервных сигналов-импульсов передаются в соответствующие моз­говые центры, где перекодируются на «язык» мозга, под­вергаются дальнейшей обработке во взаимодействии с про­шлыми следами.

Ощущения могут существовать вне восприятия (холод, темнота), но восприятие не возможно без ощущений. Ощущения представляют собой части целостных восприятий. Глядя на стол, мы воспринимаем его как целостную вещь, но в то же самое время органы чувств дают нам информацию об отдельных свойствах стула, например, о его форме.

И третья форма чувственного познания – это представление. Представление – это воспроизведение тех или иных предметов или явлений в условиях отсутствия из непосредственного чувственного восприятия. Все отмеченные стороны ощущений и восприятий рас­пространяются и на представления - третью форму чувственного познания. Главное в представлении - это отсутствие непосредственной связи с отражаемым пред­метом. Имеет место оторванность от текущей ситуации, обобщенность, усредненность образа. По сравнению с вос­приятием, в представлении сглаживается уникальное, специфическое, единичное. Включаются в работу память (воспроизведение образов предметов, в данный момент не действующих на человека) и воображение.

Память и отсутствие непосредственной связи с наличной ситуацией позволяют комбинировать образы, их элемен­ты, подключать воображение. Представления позволяют выходить за пределы данного явления, формировать об­разы будущего и прошлого. Итак, представление - это воспроизведение тех или иных предметов или явлений в условиях отсутствия их непосредственного чувственного восприятия.

Роль чувственного отражения весьма важна:

Органы чувств это единственный канал, ко­торый непосредственно связывает человека с внешним миром;

Без органов чувств человек не способен ни к позна­нию, ни к мышлению;

Потеря части органов чувств осложняет познание, но не перекрывает его возможности;

Органы чувств дают тот минимум информации, кото­рый необходим для познания объектов.

Познавательные способности человека связаны, прежде всего, с органами чувств.

2. Рациональное познание.

Вторая ступень познания получила название рационального познания, или абстрактного мышления. На этой ступени мы переходим от внешних свойств предметов и явлений к внутренним, устанавливаем сущность предметов, даём их определения, делаем выводы (умозаключения) о познанном. Примером подобного вывода – умозаключения может служить высказывание: «Все люди смертны. Я человек, следовательно, и я умру, подобно всем людям». Стадиями рационального познания являются понятие, суждение и умозаключение.

Понятие – это форма мышления, отражающая общие закономерные связи, стороны, признаки явлений, которые закрепляются в определениях; суждение – это мысль, утверждающая или отрицающая что – либо о познаваемом объекте. На основе понятий и суждений формируются умозаключения, представляющие собой рассуждения, в ходе которых логически выводится новое суждение (заключение или вывод).

3. Соотношение чувственного и рационального познания.

Чувственное и рациональное познание две ступени познания, они не противопоставляются друг другу. Чувственное и рациональное познание находятся в по­стоянном взаимодействии, образуют неразрывное единство познавательного процесса. Рациональные формы познания невозможны без форм чувственного познания. Отсюда они черпают исходный материал. На уровне человеческого сознания чувственное позна­ние находится под воздействием рационального познания. Ощущения, восприятия, пред­ставления человека несут в себе характеристики духовно-интеллектуальной деятельности сознания.

Чувственные формы играют важную роль в познании. Через чувства человек контактирует с внешним миром, поэтому чувственное знание имеет непосредственный характер. Органы чувств человека – результат длительного исторического развития. Хотя они наследуются биологически, степень их совершенства обусловлена трудовой деятельностью человека. Человек способен значительно развить в себе тонкость и остроту чувственных ощущений. Так, художники могут различать несравненно больше оттенков цвета, чем обычный человек, профессионально не работающий с цветом.

Однако как бы не были развиты органы чувств, они всегда принципиально ограничены в различении внешней информации, что нередко давало повод скептикам усомниться в познавательных возможностях людей. Так, ухо человека способно различать звуковую информацию в ограниченном диапазоне звуковых колебаний. С помощью техники люди преодолевают биологическую ограниченность своих органов чувств.

В силу отсутствия непосредственной связи органов чувств с предметом в представлении возможны произвольные образы (русалка, кентавр). Вместе с тем, благодаря отвлеченности от предмета возможна продуктивная деятельность человека. Ему нужно было вначале представить себе топор и колесо в виде образов, прежде чем он научился изготовлять их на практике.

Все чувственные образы не существуют без человека и вне его. В этом смысле они субъективны. Вместе с тем, по своему источнику и содержанию они объективны, ибо информация, содержащаяся в указанных формах, обусловлена отражением соответствующих сторон объекта.

С помощью органов чувств человек не способен формировать образы сущности познаваемых объектов. Эту ограниченность чувства человек преодолевает с помощью рационального мышления. Рациональное познание в отличие от чувственного носит опосредованный характер. Это значит, что размышляя о предметах, человек непосредственно с ними не контактирует. Исходные сведения о предметах в рациональном мышлении доставляются человеку органами чувств, либо предшествующим рациональным познанием.

Логическое (рациональное) мышление имеет обобщенный и абстрактный характер. В мышлении человек отвлекается от многих чувственно-конкретных признаков, формирует идеи об общих и типичных свойствах предметов, создает логические абстракции (например, стоимость, энергия и т.д.). Именно с помощью логических абстракций познающий субъект способен проникнуть в сущность изучаемого объекта.

Логический образ существует в форме мысли о предмете. Различают предмет мысли (то, о чем мы мыслим), содержание мысли (то, что представляем в мысли) и форму мысли (то, как мы мыслим). Основные формы мысли: понятие, суждение, умозаключение.

Из понятий как из элементарных единиц строятся все логические рассуждения. Понятие всегда является логической абстракцией. Оно лишено чувственности. Понятие можно понять, но не почувствовать.

В научном познании понятие выступает как сущностный образ вещи. Оно не является независимым от предметного мира, но всегда в абстрактной форме выражает сущность вещей. Представление о сущности, разумеется, не тождественно обозначению предмета символом или словом. В понятийном мышлении происходит свое образное препарирование действительности с помощью абстракций: отделение необходимого от случайного, сущности от явления, содержания от формы.

С помощью суждений логическое мышление приобретает особую гибкость в познании самых разнообразных свойств внешнего мира. Если понятие отражает лишь общее в вещах, то в суждениях можно отобразить и единичные, и частные, и общие признаки. Более того, поскольку всякое суждение есть связь понятий, то в суждениях можно связывать единичное, частное и общее. Например, «галоген фтор - химический элемент». Общее (химический элемент) связано с особенным (галоген) и единичным (фтор).

природы , жизненных явлений и др. Красивое всегда гармонично, ему присуще чувство меры. Не случайно даже математики говорят, что истинная формула всегда лаконична и красива по начертанию.

Если строго разграничить искусство и обыденную жизнь, то можно сказать, что красота - это привилегия искусства, а польза - привилегия обычной жизни. Но подобного разграничения не существует, так как искусство активно вторгается в нашу жизнь в виде оформления интерьеров , мебели, одежды , книг , архитектуры зданий, дизайна машин и бытовой техники, музыкальной среды, песенно-танцевальных ритмов и т. д. А обыденная жизнь становится содержанием художественных произведений. Такое взаимопроникновение обеспечивает гармонию красоты и пользы.

Музыка сопровождает человека повсюду. Современная техника сделала ее доступной каждому. Сегодня можно говорить об омузыкаленном, озвученном быте. Легкая, развлекательная музыка стала основой музыкального рациона, так называемой потребительской музыкой. Она вызывает у слушателей все новую и новую потребность в себе самой. К такой музыке относится шлягер - модная песенка танцевального характера, в основе которой, как правило, лежит текст любовного содержания.

Содержание урока конспект урока опорный каркас презентация урока акселеративные методы интерактивные технологии Практика задачи и упражнения самопроверка практикумы, тренинги, кейсы, квесты домашние задания дискуссионные вопросы риторические вопросы от учеников Иллюстрации аудио-, видеоклипы и мультимедиа фотографии, картинки графики, таблицы, схемы юмор, анекдоты, приколы, комиксы притчи, поговорки, кроссворды, цитаты Дополнения рефераты статьи фишки для любознательных шпаргалки учебники основные и дополнительные словарь терминов прочие Совершенствование учебников и уроков исправление ошибок в учебнике обновление фрагмента в учебнике элементы новаторства на уроке замена устаревших знаний новыми Только для учителей идеальные уроки календарный план на год методические рекомендации программы обсуждения Интегрированные уроки

Знания мешают вере, могут поставить под сомнение существование бога, следовательно, необходимо оградить религию от философии – Тертуллиан «Верую, ибо абсурдно» (2 век).

Знания, философия помогают вере, рациональными аргументами снимает все противоречия, которые возникают у верующего человека. Тем самым вера укрепляется.

Лекция №11. Средневековая философия(окончание) и философия Возраждения.

    Номиналисты и реалисты средневековья. Проблема теодицеи.

    Пантеизм философии эпохи Возрождения.

Номиналисты и реалисты средневековья. Проблема теодицеи.

Знание и вера.

Только вера помогает знать, вера – основа знания. «Верю, чтобы понимать» - мышление должно быть подчинено вере (Ансельм Кентерберийский, ??? и др.)

-«Знаю, чтобы верить» - Фома Аквинский. Знания укрепляют веру.

Спор номиналистов и реалистов о природе универсалий.

- предмет спора – природа общих понятий (универсалий). Как соотносится общее и единичное.

С точки зрения номиналистов в основе всего божественная воля. Бог создает все вещи, предметы, а общие понятия лишь имена вещей, вторичны по отношению к вещам.

Крайний номинализ: общие понятия – лишь сотрясание воздуха.

Номинализм

Слово «номинализм» происходит от латинского «nomon» - имя. Общие понятия(универсалии)- имена вещей, названия.

Чем имя отличается от общего понятия? Имя – Иван, общее понятие – человек.

Имена, названия, обозначения – могут быть произвольными (пример – разныеназвания одного и того же в разных языках).

Общие понятия – объединение в одном слове общих признаков для ряда объектов.

Представители: Р.Бэкон, У.Оккам, Росцеллин и др. – в основном на этапе поздней схоластики.

«Битва Оккама»

- «Не следует без надобности преумножать сущности»

Речь идет о том, что изучать явления, при этом обходиться минимумом общих понятий.

Реализм.

Средневековый реализм отличается от реализма в традиционном смысле слова;

Средневековый реализм:

«В основе всего – божественный разум». Ссылаются на Библию: «Вначале было слово». Реально существуют лишь общие понятия. Вещи вторичны.

- Представители реализма : Фома Аквинский, Ансельм Кентерберийский, Августин и др.

Конвенционализм.

Это диалектическое соединение противоположностей – общего и единичного

Нет противопоставления понятий и вещей (общего и еденичного)

Позиция конвенционализма: общее – в самих вещах

Представитель конвенционализма – Абеляр

Проблема теодицеи.

- Теодицея – от «тео» - бог, «дице» или «дике» - богиня справедливости.

Теодицея – оправдание бога за существование зла. Это вопрос о происхождении зла. Входило ли зло в план творения мира?

Если бог добр и всемогущ, почему он допускает зло?

Философия – служанка богословия. То есть религия предоставляет готовые истины (в данном случае – бог не виновен в существовании зла), а философия должна эту истину доказать. Т.е. философия не свободна в поиске истины.

Теодицея: пути решения проблемы.

- Гностики (2 век). Валентин, Василид. Существует 2 бога – бог-отец (создатель, демиург) и бог-сын (искупитель). Бог-сын – добрый бог, никому не делает зла, не обвиняет. Все зло – от бога-отца. Создал несовершенный мир, жестоко наказывает людей (сожжение Содома и Гоморры, всемирный потоп и пр.). Впоследствии гностицизм объявлен ересью, книги сожжены.

- Манихейцы . Есть два мира – мир материальный, телесный, природный и мир духовный, божественный. Добро от мир духовного, зло – от материального. В человеке борются эти два начала. Телесное тянет человека вниз, духовное – возвышает к богу.

- Теодицея (Августин). С одной стороны, мир как творение бога не может быть недобрым, с другой – существование зла несомненно. Зло не принадлежит природе. Нет абсолютного противопоставления добра и зла. Зло – недостаток добра.

Теория двух истин.

На этапе схоластики появляется теория двух истин (Эриугена).

Существуют два вида истин: истины религии (веры) и истины науки (знания). Между ними нет противоречия.

Фома Аквинский.

Систематизатор средневековой философии (13 век)

Говорил о необходимости рационального доказательства истин религии (верить можно только в то, что знаешь)

Современная католическая церковь объявила учение Фомы Аквинского теоретическим ядром каталицизма

Доказательства бытия бога.

    Каждый объект, каждое явление существует по какой-либо причине. То явление, которое является причиной, само должно быть чем-то обусловлено. Так до бесконечности продолжать не может – должна быть первопричина, которая ничем не обусловлена. Это может быть только бог.

    Все вещи, объекты и явления совершенны в той или иной степени. В мире нет ничего, обладающего полным совершенством.

Как можно узнать, что одно более совершенно, чем другое?

Только сравнивать с абсолютным совершенством – это может быть только бог.

Средневековая философия (общие выводы)

Вся философия была религиозной, тесно смыкалась с христианской религией

Была не свобода в поиске истины; доказывала истины религии, при этом опиралась на авторитеты (Библия, труды Аристотеля)

По сравнению с античной философией, средневековая философия продвинулась вперед в истолковании текста, в оттачивании понятий, строгой логичности. Этому способствовали диспуты в университетах

На этапе поздней схоластики призывала к опытному исследованию природы

Как соотносятся мировоззрение и жизненные ценности?

Ответ

Мировоззрение - совокупность взглядов, оценок, принципов и образных представлений, определяющих самое общее видение, понимание мира, места в нём человека, а также - его жизненные позиции, программы поведения, действия. Оно придаёт его деятельности организованный, осмысленный и целенаправленный характер.

Жизненные ценности – ценности человека, реально организующие его жизнь. Человек может выбирать свои ценности, но если он их выбрал, они становятся над ним и он им подчиняется. Ценности похожи на правила, и то и другое есть совокупность предписаний, но если правила человек иногда хочет обойти, то жизненные ценности — это правила, внутренне обязательные для человека, это то, зачем человек следит сам и чему изменить не может.

Личность обязательно предполагает наличие своего взгляда на мир. Другими словами, невозможна личность без мировоззрения. Этим словом принято определять систему взглядов на мир, на место человека в нём и на смысл его жизни и деятельности. То есть это прежде всего идеи, ценности, взгляды общего характера, которые создают определённую картину мира и человека.

Система таких взглядов есть у любого человека, претендующего на то, чтобы называться личностью. У одних людей вся система их взглядов определяется убеждением в ценности человечества, гуманным и справедливым отношением к другим людям, желанием трудиться на общее благо. Картина мира таких личностей охватывает весь мир во всём его многообразии. Они умеют радоваться разнообразию и богатству красок окружающего мира. Им свойственны и нравственные принципы, и возвышенные идеалы красоты.

Другие люди вполне довольны тем, что их маленький мир ограничен своим домом, близкими и родными а их благом. Житейские заботы и бури составляют для них смысл жизни. Они не задумываются над вечными вопросами о смысле жизни.

Третьи вообще за пределами собственного «я» не видят ничего и не признают за другими людьми равных со своими прав и возможностей. Весь мир таких людей вращается вокруг одного-единственного светоча. Их картина мира сужена до собственных забот и достижений.

Как соотносятся причина и следствие?

Можем ли мы сказать, что следствие отлично от причины? Нет, не можем, потому что в таком случае невозможно доказать, что данное следствие является следствием именно этой, а не какой-либо другой причины. Может быть, следствие и причина тождественны? Тоже нет, потому что тогда их вообще бессмысленно различать. Может быть, причина и следствие и тождественны, и различны? Нет, это тоже невозможно, потому что этот взгляд будет сочетать ошибки двух первых утверждений. Можно ли сказать, что причина производит следствие? Нельзя, потому что в таком случае мы должны предположить возможность следующих альтернатив: а) следствие уже присутствовало в причине; б) следствие не предсуществовало в причине, но появилось заново; в) имело место и то, и другое вместе. Эти альтернативы равно невозможны. В первом случае вообще нельзя говорить о причине и следствии, поскольку это просто одно и то же. Во втором случае утверждается нечто невероятное, поскольку бытие и небытие, подобно жизни и смерти, свету и тьме, являются контрарными (взаимоисключающими) противоположностями, и если чего-то нет, то его не может быть - «нет» не может перейти в «да», из «ничего» не может получиться «нечто». Третий случай сочетает некорректность и первого, и второго вариантов. Таким образом, причина не порождает следствие, ничто вообще не может быть произведено. Причинность пуста.

Что такое время?

Это прошлое, настоящее и будущее. Но, понятно, что ни одно из этих измерений не «своебытно», они существуют лишь относительно друг друга, целиком определяясь друг другом: понятие «прошлое» имеет смысл только относительно будущего и настоящего, будущее - относительно прошлого и настоящего, а настоящее - относительно прошлого и будущего. Но прошлого уже нет. Будущего - еще нет. Где же тогда настоящее? Где тот самый миг между прошлым и будущим, который называется «жизнь»? Ведь это якобы реальное «настоящее» существует относительно двух фикций - того, чего уже нет, и того, чего еще нет.

Таким образом, получается странная картина: эмпирически существуют и причинность, и время, и пространство, и движение, но как только мы пытаемся рационально проанализировать категории, обозначающие эти явления, мы немедленно оказываемся погруженными в океан неразрешимых противоречий. Следовательно, все философские категории являются лишь продуктами нашей ментальной деятельности, совершенно непригодными для описания реальности, как она есть.

Первый уровень познания - уровень эмпирической реальности (санвритти сатья), соответствующий повседневной практике. Применительно к этому уровню можно говорить об условном существовании причинности, движения, времени, пространства, единства, множественности и тому подобного. Этот уровень отличается от чистой иллюзии - снов, галлюцинаций, миражей и прочих видимостей, подобных «рогам у зайца», «шерсти у черепахи» или «смерти сына бесплодной женщины». Но он столь же иллюзорен относительно уровня абсолютной, или высшей, истины (парамартха сатья). Этот уровень недоступен для логического дискурса, но постижим силами йогической интуиции.

Вишну не мог сотворить мир...

Во-первых, теисты говорят, что поскольку все имеет причину, то и мир в целом тоже должен иметь свою причину, и эта причина - Бог. Однако в таком случае Бог также должен иметь свою причину, она - свою и так далее до бесконечности. Совершенно непонятно, почему цепь причинной обусловленности должна заканчиваться на Боге. Во-вторых, всякое действие предполагает некоторую цель, а наличие такой цели - несовершенство деятеля. Если Бог творит мир - значит, ему это зачем-то нужно, ему чего-то не хватает, а следовательно, он не является совершенным и самодостаточным, что противоречит самой идее Бога. А значит, или Бог не творит мир, или он не совершенен, то есть не является Богом в теистическом понимании. Если же Бог творит мир без мотива и цели, то он подобен маленькому неразумному ребенку, который сам не понимает, что он делает, а это также несовместимо с понятием о Боге. Наконец, идея творения сама по себе внутренне противоречива: ведь если мира нет, то он не мог и появиться, ибо из небытия не может возникнуть бытие, а из ничего - нечто.