История японии вкратце. История японии от древних времен до начала второй мировой войны



ДОИСТОРИЧЕСКИЙ ПЕРИОД (до 300 г. н. э.)
До 30 000 г. до н. э. Культура эпохи палеолита: грубо обработанные каменные орудия, созданные в обществе, занимавшемся охотой и собирательством до изготовления керамических изделий.
Ок. 10 000 г. до н. э. Появление керамических изделий в стиле Дзёмон (посуды с «веревочным» орнаментом) и отполированных каменных орудий.
Ок. 300 г. до н. э. Культура Яёй (керамики с резным орнаментом) возникает на севере о. Кюсю. Начало поливного рисоводства, заимствованного с Корейского полуострова, и использование медных, железных и золотых изделий. Такие изделия найдены в 1884 г. в г. Яёй недалеко от г. Токио.
Ок. 100 г. до н.э. Культура Яёй распространяется в районе Канто в центральной части о. Хонсю.
Ок. 1 г. н.э. Первые письменные сведения о Японии в китайских исторических летописях «Вэй-чжи» («История Вэй») как о стране Ва, насчитывающей несколько государственных образований.
57 г. Монарх государства На (Накоку) в стране Ва делает подношение китайскому императору Гуанву поздней династии Хань и в свою очередь награждается печатью (Кан-но Ва-но На-но кокю-но ин).
Ок. 180 г. Более тридцати государств страны Ва объединяются в союз под главенством Химико — правительницы государства Яматаи.
239 г. Химико, правительница государства Яматаи, отправляет посланников в царство Вэй в Северном Китае, получает от императора Мин золотую печать и титул Цзинь Вэй вованг (Синги вао) — «правителя государства Ва, дружественного императорской династии Цзинь государства Вэй».

ПЕРИОД КОФУН (ок. 300-592)
350 г. Двор Ямато создан в районе современной префектуры Нара.
372 г. Чёго, правитель корейского государства Пэкче, направляет в государство Ва посольство с дарами.
421 г. Правитель Сан государства Ва отправляет посольство ко двору китайской династии Лю-сунь.
527 г. Восстание под руководством Иваи, губернатора провинции Цукуси на севере о. Кюсю. Это первое восстание против двора Ямато.
552 г. Принятие буддизма в Японии. Буддийские изображения и сутры посланы правителем Сонг из корейского государства Пэкче императору Японии Киммэй. (Некоторые исследователи называют более раннюю дату — 538 г.)
587 г. Разногласия из-за признания буддизма. Умако из рода Сога, министр при императоре Бидацу, при поддержке Умаядо-но Мико (позже становится принцем Сётоку Тайси) убивает принца Анахобэ и Мононобэ-но Мория, руководителя антибуддийского течения, и устанавливает господство клана Сога при дворе. Начало строительства буддийского храма Хорюдзи.

ПЕРИОД АСУКА (592-710)
592 г. Сога-но Умако организует убийство императора Сусюн, чье восшествие на престол он обеспечил в 587 г.
593 г. Принц Сётоку назначен регентом императрицей Суйко.
600 г. Направлено первое посольство в Китай для установления отношений с династией Суй.
604 г. Принц Сётоку обнародует Основной закон из 17 статей о буддийских и конфуцианских принципах государства и неограниченной власти монарха.
607 г. Построен буддийский храм Хорюдзи по приказу принца Сётоку в селении Хорюдзи (ныне в префектуре Нара). Древнейшее в Японии деревянное буддийское сооружение, хранилище буддийских реликвий (перестроен в 708 году).
620 г. Принц Сётоку и Сога-но Умако повелели завершить летописи «Хроники императорского дома» («Тэнноки») и «Хроники государства» («Кокки»), не сохранившиеся до нашего времени.
630 г. Направлено первое посольство в Китай для установления отношений с династией Тан.
645 г. Принц Нака-но Оэ и Накатоми-но Каматари (с 669 г. — Фудзивара-но Каматари) разбили группировку рода Сога при императорском дворе и начали реформы Тайка (645-649). . Преобразование правительственного аппарата по китайскому образцу; введение регулярного налога со двора; ставка правителя переведена в г. Нанива(кё) (ныне г. Осака).
646 г. Указ об отказе от частных земельных владений и объявлении земель и людей государственными; введено территориальное административное деление — провинции (куни), уезды (кори), деревни (ри); централизована налоговая система; упразднены родовые титулы оми, мурадзи и другие. В 647 г. введена чиновничья система из 13 рангов, в 649 г. — из 19 рангов.
663 г. Японские войска, посланные на помощь корейскому царству Пэкче, потерпели поражение в битве в бухте Хакусукиноэ у юго-западного побережья Корейского полуострова против объединенных войск Китая и корейского царства Силла. В 664 г. построены крепости на западном побережье Японии.
667 г. Принцем Нака-но Оэ построен императорский дворец Оцу-но мия на юго-западном побережье озера Бива. Столичная ставка перенесена из г. Нанива(кё) вглубь страны — в г. Оцу провинции Оми (ныне префектура Сига).
668 г. Объединение Кореи царством Силла стимулировало иммиграцию в Японию беженцев из побежденных корейских государств Пэкче и Когурё.
671 г. Составлены подворные списки, впервые назначен главный министр.
672 г. Принц Оама учреждает резиденцию Кёми хара-но мия в г. Асука (ныне в префектуре Нара). Император стал именоваться тэнно.
675 г. Указ об изъятии зависимых (какибэ) у родовых кланов и подчинении их правительственным чиновникам.
678 г. Введение системы продвижения чиновников в зависимости от результатов деятельности, повышение значения синтоистских праздников при дворе, начало составления сборников синтоистских мифов о происхождении Императорского дома.
684 г. Учреждение системы присвоения 8 рангов придворных званий членам родовых групп (удзи) и формирования общественной иерархии с императором во главе.
694 г. Столица Фудзивара(кё) (до 710 г.) основана императрицей Дзито в г. Касихара (ныне в префектуре Нара) с храмом Такадоно в центре.
701 г. Составлен и введен Кодекс уголовных и административных законов централизованного государства — «Тайхорё», подобный китайскому (система законов Рицурё).
702 г. В Китай отправилось посольство от имени независимой страны Нихон, а не вассала Китая — страны Ва. Созданы центральный административный орган — Государственный совет (Дадзёкан) и Совет по делам культа (Дзинкинган), введены налоговая повинность, территориальное деление, подворные переписи, воинская повинность (по одному человеку от двора на три месяца).
708 г. Начата чеканка первых в Японии медных и серебряных монет, которые находились в обращении весь период Нара.

ПЕРИОД НАРА (710-794)
710 г. Основана столица Хэйдзё(кё) (до 784 г., около 100 тысяч жителей, ныне г. Нара), с дворцами Дайри, Дайгоку-дэн, Тёсюдэн (храм Тосёдайдзи).
712 г. Придворным историком О-но Ясумаро составлено первое историческое повествование «Записи о деяниях древности» («Кодзики») — древнейшие сохранившиеся хроники Японии. Состоит из трех частей: первая — космогонические сказания; вторая — рассказы о мифических императорах; третья — рассказы об исторических императорах.
720 г. Завершено историческое повествование «Анналы Японии» («Нихон сёки», или «Нихонги») при участии придворного историка О-но Ясумаро, Тонэри Синно, сына императора Тэмму, и других. Состоит из 30 томов, включает генеалогическое древо японских императоров до императрицы Дзито, использованы китайские и корейские источники.
723 г. Правительство признало частную собственность на освоенные земли: владение в трех поколениях освоенной целиной при использовании вновь созданной системы орошения и в одном поколении — при использовании старой. Это было ранее запрещено в условиях надельной системы.
724 г. Военная застава Тага-но Ки основана на севере о. Хонсю (ныне в префектуре Мияги) для обороны и набегов на племена Эдзо — аборигенов Северной Японии.
727 г. Прибытие в Японию первого посольства из государства Бохай — преемника Когурё, искавшего союзников против китайской династии Тан и государства Силла на Корейском полуострове.
733 г. Составлен географо-этнографический справочник описания провинций «Записи обычаев и земель» («Фудоки»). Дошло 5 описаний: административное деление, селения, храмы, происхождение названий, флора, фауна, обычаи, фольклор провинций Хитати, Хидзэн, Идзумо, Харима, Бунго. «Идзумо фудоки» — самое полное из них.
741 г. Император Сёму оставляет трон, принимает сан священника, обнародует декрет о строительстве двух государственных буддийских храмов (для монахов и монахинь) в каждой провинции и общегосударственного Великого Восточного храма — Тодайдзи в г. Хэйдзё(кё) (ныне г. Нара).
743 г. Законодательно признана постоянная частная собственность на освоенные земли. Это обосновало образование крупных земельных владений сёэн. . Начато сооружение гигантской статуи (16,2 м) Будды в Великом Восточном храме — Тодайдзи в г. Хэйдзё(кё) (ныне г. Нара), завершено в 752 г.
751 г. Cоставлена антология «Кайфусо». Это древнейший сохранившийся сборник 120 китайских стихотворений 64 японских поэтов, составлен предположительно Оми-но Мифунэ — руководителем Придворного университета, историком, литератором и министром императора Конин.
754 г. Буддийский священник Чиенчен (яп. Гандзин) приезжает в Японию из Китая. Он посвящает в буддисты императора Сёму, императрицу Комё и 440 жителей провинций.
756 г. Императрица Комё жалует в дар Великому Восточному храму — Тодайдзи 600 ценных предметов. Они составили основу сокровищницы Сёсоин храма Тодайдзи.
759 г. Буддийский священник Гандзин основывает храм Тосёдайдзи (ныне в префектуре Нара), буддийскую секту Рицу и пишет три тома религиозных учений, несмотря на слепоту. . Завершено «Собрание мириад листьев» («Манъёсю») — древнейшая сохранившаяся антология японской поэзии. Содержит около 4500 стихов.
784 г. Столица (до 794 г. ) переведена императором Камму из-за разногласий при дворе в г. Нагаока(кё) (ныне в префектуре Сига).
788 г. Сайтё, основатель в Японии буддийской школы Тэндай, начинает строительство храма Энрякудзи на горе Хиэй (близ г. Киото) — центр японского буддизма на несколько веков.

ПЕРИОД ХЭЙАН (794-1185)
794 г. Столица (до 1868 г.) переведена императором Камму в г. Хэйан(кё) (ныне г. Киото).
801 г. Главнокомандующий Саканоуэ-но Тамурамаро организует завоевательный поход на север Японии против племен Эдзо, строит замки Идзава (802 г.) и Сиба (803 г., ныне в префектуре Иватэ).
810 г. Ветвь Хоккэ рода Фудзивара получает политическую власть при императорском дворе после отречения от престола императора Хэйдзэй.
823 г. Кукай, основатель буддийской секты Истинного слова (Сингон), назначен настоятелем храма Тодзи (ныне в г. Киото).
866 г. Заговор с поджогом южных ворот Отэммон Императорского дворца. Премьер-министр Фудзивара-но Ёсифуса ввел регентское правление рода Фудзивара (при несовершеннолетних императорах). Он назначен регентом при императоре Сэйва.
903 г. Поэт и политический деятель Сугавара-но Митидзанэ умирает в ссылке в г. Дадзайфу (ныне в префектуре Фукуока на о. Кюсю). В г. Kиото в честь него построен храм Тэммангу.
905 г. По указу императора Дайго составлено «Собрание старых и новых песен» («Кокинсю», или «Кокин(вака)сю») — первая императорская антология японских стихов вака.
935 г. Ки-но Цураюки, придворный поэт, завершает «Путевые заметки из Тоса» («Тоса никки») — лирический дневник путешествия из провинции Тоса (ныне префектура Коти) в г. Киото, написанный японской слоговой азбукой кана.
938 г. Буддийский монах Куя, популяризатор учения о Чистой земле секты Тэндай, начинает проповеди о Будде на улицах г. Киото.
940 г. Мятеж Тайра-но Масакадо в провинции Хитати — первый крупный мятеж растущего класса военных против правительства. Тайра назвал себя «новым императором» и организовал свой двор в г. Масима в провинции Симо-оса (ныне префектура Тиба).
985 г. Буддийский монах Гэнсин завершает религиозный трактат о спасении души «Сборник важнейших сведений о возрождении в Чистой земле» («Одзё Ёсю») для распространения буддизма Чистой земли (Тэндай, впоследствии Дзёдо) среди аристократии. Основал школу скульптуры Эсин (его называли также Эсин-Содзу). Нарисовал 25 изображений Будды (в храме на горе Коя, ныне в префектуре Вакаяма).
995 г. Фудзивара-но Митинага, левый министр при императоре Итидзё, становится главой рода Фудзивара. Начало золотого периода господства рода Фудзивара при императорском дворе.
996 г. Публикация эссе (из 300 частей) придворной дамы Сэй Сёнагон «Записки у изголовья» («Макура-но соси»).
1008 г. Выход в свет основной части «Гэндзи-моногатари» — крупного (54 тома, 300 действующих лиц) произведения придворной дамы Мурасаки Сикибу.
1053 г. Построен храм Феникса (Хоодо), посвященный Будде Амида, в монастыре Бёдоин (ныне в г. Удзи, префектура Киото) в поместье императорского советника и регента Фудзивара-но Ёримити. В этом храме главная скульптура Будды выполнена признанным скульптором Дзётё и является эталоном буддийских изображений.
1087 г. Император Сиракава отрекается от престола, становится монахом, но более 40 лет занимается государственными делами. Начало системы правления экс-императоров-монахов (инсэй).
1156 г. Смута годов Хогэн (1156-1159). Обострение соперничества между кланами Тайра и Минамото за политическую власть при дворе.
1160 г . Смута годов Хэйдзи (1159-1160). Тайра Киёмори разбил войска Минамото-но Ёситомо. Установление влияния клана Тайра при императорском дворе. Тайра Киёмори стал государственным советником, главой полиции, военным министром, министром внутренних дел, премьер-министром. Родственники Тайра были губернаторами в 30 провинциях.
1175 г. Монах Хонэн сёнин основывает в г. Киото буддийскую секту Чистой земли Будды Амиды (Дзёдо).
1180 г. Минамото-но Ёсинака выступил против клана Тайра, установил контроль над провинцией Синано (ныне префектура Нагано).
1183 г. В мае Минамото-но Ёсинака во главе 5-тысячной армии разбил 40-тысячную армию клана Тайра у перевала Курикара и изгнал Тайра из столицы Киото.

ПЕРИОД КАМАКУРА (1185-1333)
1185 г. 25 апреля: Минамото-но Ёсицунэ разгромил армию Тайра в решающем сражении в заливе Данноура (в западной части Внутреннего Японского моря). Многие Тайра попали в плен и казнены, восьмилетний император Антоку утонул. . Ноябрь: Минамото-но Ёритомо получает от императора Го-Тоба и экс-императора Го-Сиракава право назначать губернаторов (сюго) в провинциях и земельных комиссаров — управляющих поместьями в районах (дзито), объединяющих власть военного правительства в стране.
1189 г. Минамото-но Ёритомо разбил армию Фудзивара в г. Хирайдзуми в провинции Муцу (ныне префектура Аомори).
1191 г . Монах Эйсай начинает проповедование китайских идей дзэн-буддизма в Японии. Распространяет в Японии культуру чайной церемонии.
1192 г. Минамото-но Ёритомо создает военное правительство бакуфу (полевая ставка) и по указу императора Го-Тоба получает титул сэйи тайсёгун (великий полководец, покоритель варваров).
1199 г. Род Ходзё после смерти Минамото-но Ёритомо добивается контроля в Камакурском сёгунате.
1203 г. Ходзё Токимаса, глава дома Ходзё, получил пост сёгунского регента (сиккэн). . Скульпторы Кайкэй, Ункэй, сын мастера Кокэя, и другие члены школы Кэй изготовили две скульптуры божественных стражей и установили их у Великих южных ворот Великого Восточного храма (Тодайдзи), главного буддийского храма страны.
1205 г. Императору Цутимикадо представлено «Новое собрание старых и новых песен» («Синкокинсю»). Императорская антология (20 томов) японской поэзии вака (1981 стихотворение) составлена по указу экс-императора Го-Тоба.
1212 г. Монах и поэт Камо-но Тёмэй завершает сборник размышлений «Записки отшельника» («Ходзёки»).
1218 г. Первое опубликование «Повести о доме Тайра» («Хэйкэ- моногатари»), 12 томов с эпилогом.
1221 г. Смута годов Дзёкю (1219-1222): экс-императоры Го-Тоба, Дзюнтоку и Цутимикадо при поддержке Минамото выступают против дома Ходзё как узурпаторов. . 15 июня войска бакуфу захватывают г. Киото, экс-императоры отправлены в ссылку. В провинциях — террор.
1226 г. Сёгунским регентом Ходзё Ясутоки создан Государственный совет (хёдзёсё) — высший административный и судебный орган правительства бакуфу.
1232 г. Август: обнародован кодекс законов «Госэйбай сикимоку» («Кодекс стандартов судебных исков»), или «Канто букэ сикимоку» («Кодекс воинов района Канто»), состоящий из 51 статьи. Это первый свод законов сословия военных, включающий стандарты поведения и статус земельных владений воинов.
1242 г. Император Сидзё умирает, не оставив наследников. Начался спор за престолонаследие, который в 1337 г. привел к основанию Северного и Южного императорских дворов.
1252 г. Начало сооружения статуи (11,39 м) Большого Будды (Дайбуцу) в г. Камакура.
1253 г. Монах Нитирэн провозглашает истинность и действенность «Сутры Лотоса», и основывает секту Нитирэн.
1274 г. Первое нападение монголов на Японию. В октябре монгольско-корейская армия (40 тыс. воинов, 900 кораблей) захватила японские о-ва Цусима и Ики, уезд Мацура на о. Кюсю, флот вошел в залив Хаката. Японская армия безуспешно обороняется, но флот монголов рассеян и потоплен тайфуном.
1281 г. Второе нападение монголов на Японию. Армия монгольского хана Хубилая захватила о-ва Цусима и Ики, флот встал на якорь в заливе Хаката. 23 августа ночью сильный шторм потопил многие монгольские суда. Потеряв 107 тыс. воинов, остатки армии Хубилая вернулись в Корею.
1297 г. Указ Токусэйрэй о милосердном правлении издан Камакурским сёгунатом; аннулированы долги сёгунских вассалов (гокэнин), чтобы защитить их земли от отчуждения кредиторами. Отменен в феврале 1298 г. из-за многочисленных конфликтов, так как на один участок земли претендовали несколько вассалов.
1318 г. Император Го-Дайго отменил институт экс-императоров-монахов, снял многие таможенные заставы, ввел налог на торговлю рисом (1319) и изготовление сакэ (1323).
1324 г. Провал заговора годов Сётю (1324-1326), организованного императором Го-Дайго против Камакурского сёгуната.
1330 г. Поэт Ёсида Кэнко завершает шедевр — сборник эссе «Записки от скуки» («Цурэдзурэгуса») в 2-х томах.
1331 г. Второй заговор императора Го-Дайго против Камакурского сёгуната. После раскрытия заговора Го-Дайго сослан на о. Оки (ныне префектура Симанэ).
1333 г. Мятежи воинских кланов в стране.

ПЕРИОД МУРОМАТИ (1333-1568)
1333 г. Падение Камакурского сёгуната. Император Го-Дайго бежит из ссылки. В мае после захвата г. Киото войсками Асикага Такаудзи, примкнувшего к императору Го-Дайго, восстановлена императорская власть. Го-Дайго ликвидировал должность императорского регента, отказался назначить нового сёгуна, ликвидировал правительство в г. Камакура.
1335 г. Асикага Такаудзи захватывает г. Камакура и провозглашает себя сёгуном. Император Го-Дайго послал против него войска. После серии сражений Асикага захватывает г. Киото и отправляет Го-Дайго в ссылку (храм на горе Хиэй).
1337 г. Император Го-Дайго отказывается от отречения, скрывается в резиденции Ёсино (в провинции Ямато) и формирует Южный императорский двор.
1338 г. Асикага Такаудзи получает титул сэйи тайсёгун (великий полководец, покоритель варваров) от Северного императорского двора и основывает сёгунат Муромати — правительство со ставкой в районе Муромати, г. Киото.
1350 г. Смута годов Канно (1350-1352 гг.): Асикага Тадаёси поднимает мятеж против своего брата — сёгуна Асикага Такаудзи. Такаудзи заточает его в храме Эмпукудзи (в г. Камакура) и отравляет.
1356 г. Поэт Нидзё Ёсимото, советник и премьер-министр, вместе с поэтом Гусаи начинают составлять сборник поэзии «Цукуба-сю» в жанре рэнга (диалоги в стиле вака).
1392 г. Северный и Южный императорские дворы пришли к примирению и признали Го-Комацу, наследника Северной династии, единственным суверенным монархом.
1397 г. Начало строительства Золотого павильона (храма Кинкакудзи) в г. Киото сёгуном Асикага Ёсимицу.
1400 г. Драматург Дзэами Мотокиё завершает первые три части из семи «Фуси кадэн» (или «Кадэнсё») — трактата о драматическом театре Но.
1401 г. Сёгун Асикага Ёсимицу отправляет посольство в Китай для установления отношений и развития торговли с династией Мин. Император Китая называет его королем Японии.
1415 г. Царство Рюкю открывает торговлю с Японией.
1419 г. Корейская флотилия напала на базу японских пиратов (вако) на острове Цусима.
1428 г. Крестьянские бунты в районе Кинки (г. Киото и прилегающие провинции) с требованием аннулирования долгов по налогам.
1467 г. Начало войны годов Онин (1467-1477) между преемниками сёгуна Асикага Ёсимаса.
1488 г. Последователи буддийской Истинной секты Чистой земли (Дзёдо) вместе с феодалами и крестьянами (около 200 тыс.) разбили армию губернатора провинции Кага (ныне южная часть префектуры Исикава) и учредили в ней самоуправление. Почти 100 лет существовала «крестьянская провинция».
1495 г. Художник Сэссю Тоё нарисовал свой самый известный пейзаж «Хабоку сансуйдзу».
1543 г. Ввоз португальцами в Японию мушкетов на остров Танэгасима. Начало распространения огнестрельного оружия в Японии.
1549 г. Франциск Ксавье, испанский иезуит, основывает первую в Японии христианскую миссию в городе Кагосима (на острове Кюсю).
1559 г. Военачальник Отомо Ёсисигэ, губернатор острова Кюсю, открывает порт Фунай (ныне Оита) для европейских торговых судов и получает доходы от торговли с ними. Становится христианином, строит католическую церковь, притесняет буддийских священников.
1560 г. Сражение в районе Окэхадзама (ныне префектура Айти). Полководец Ода Нобунага побеждает могущественную армию Имагава Ёсимото.
1563 г. Луи Фруа, португальский иезуит, прибывает в Японию. Распространяет христианство, изучает японский язык, пишет словарь и справочник по грамматике японского языка, «Историю Японии», которая охватывает 1549-1593 гг.

ПЕРИОД АДЗУТИ-МОМОЯМА (1568-1600)
1568 г. Ода Нобунага вступает в г. Киото. Асикага Ёсиаки при поддержке Нобунаги введен в должность сёгуна.
1570 г. Сражение на реке Анэгава (ныне в префектуре Сига): полководцы Ода Нобунага и Токугава Иэясу разгромили войска восставших против Нобунаги военачальников Асаи Нагамаса и Асакура Ёсикагэ, которых поддержали буддийские монахи-воины храма на горе Хиэй (г. Киото).
1571 г. Первый португальский торговый корабль прибыл в г. Нагасаки. Полководец Ода Нобунага сжег храмы на горе Хиэй (северо-восток г. Киото), в том числе храм Энрякудзи (секты Тэндай), и перебил почти всех монахов-воинов.
1575 г. Сражение у замка Нагасино на востоке провинции Микава (ныне г. Хорай в префектуре Айти), в котором полководец Ода Нобунага использовал отряд вооруженных мушкетами воинов.
1576 г. Ода Нобунага начал строительство в г. Киото замка Нидзё, а также замка Адзути на восточном побережье озера Бива.
1579 г. Алессандро Валиньяно, итальянский иезуит, в четвертый раз прибывает в Японию. За 1568-1598 гг. он обращает в христианство князей-даймё родов Отомо, Арима, Омура на о. Кюсю, строит школы и больницы, доставляет печатные станки, распространяет христианскую литературу.
1582 г. Миссия из четырех юношей (13-15 лет) японцев-христиан послана в Рим для аудиенции с папой Григорием ХIII. . Главнокомандующий Ода Нобунага после вероломного нападения своего вассала Акэти Мицухидэ совершает самоубийство. Военачальник Тоётоми Хидэёси, идя на помощь Оде Нобунага, окруженному войсками Акэти Мицухидэ, разбивает войска Мицухидэ. . Правитель Тоётоми Хидэёси начинает обмер полей для обследования земель в государстве и определения нормы получаемого урожая. Провел в стране перепись крестьян, подразделив их на податных (основных), зажиточных и середняков, а также безземельных (вне переписи).
1587 г. Тоётоми Хидэёси издает указ о высылке из Японии всех христианских миссионеров (указы против христиан) . Мастера чайной церемонии Сэн-но Рикю, основатель школы чайной церемонии Сэнкэ, и Цуда Согю совершают торжественные чайные церемонии на территории храма Китано дзиндзя (г. Киото). По указу Хидэёси мастер Соэки разработал правила чайной церемонии, которых придерживались последующие мастера и горожане.
1588 г. Тоётоми Хидэёси издает указ о конфискации у всех сословий, кроме воинов, оружия — мечей, кинжалов, ружей («Охота за мечами») — для предупреждения восстаний.
1590 г. Март: Тоётоми Хидэёси побеждает последних руководителей клана Ходзё и устанавливает свой порядок в Японии.
1592 г. Тоётоми Хидэёси направляет в Корею 130-тысячную армию, которая, захватив стратегические пункты, подошла к Сеулу.
1596 г. Тоётоми Хидэёси конфискует испанский галеон «Сан Фелипе»; начало гонений против католических миссионеров.
1597 г. 26 христиан-проповедников и учеников (20 японцев и 6 испанцев-францисканцев) распяты в г. Нагасаки после издания указа о запрещении христианства. . Второе вторжение японских войск в Корею.
1598 г. Корейские войска нанесли вторгшимся в Корею японцам сокрушительное поражение, японский флот разгромлен. 15 сентября: смерть Тоётоми Хидэёси. . Японские войска под командованием Кониси Юкинага эвакуированы из Кореи.

Краткая история Японии. Аналитическая записка

Важные даты

Эпоха Дзёмон (около 13 тысяч лет назад - 300 г. до н. э.):

Ранние японцы. Охота, рыболовство, собирательство.

Эпоха Яёй (300 г. до н. э. - 250 г. н. э.):

Введение сельского хозяйства (рисовые культуры) вызвало развитие социальной иерархии, и сотни маленьких племен начали объединяться в более крупные.

Эпоха Ямато (300 - 710):

300 - Возникло единое государство Япония.

538-552 - Приход в Японию буддизма.

604 - Провозглашение Уложения Семнадцати Статей принца Сётоку-тайси.

645 - Реформы Тайка. "Восходит звезда" клана Фудзивара.

Эпоха Hара (710 - 784):

710 - Город Hара - первая постоянная столица Японии.

784 - Столица перемещена в город Hагаока.

Эпоха Хэйан (794 - 1185):

794 - Столица перемещена в Хэйан (ныне - Киото).

1016 - Фудзивара Митинага становится регентом.

1159 - Клан Тайра под руководством Тайра Киёмори набирает силу после войны Хэйдзи.

1175 - Появление секты буддистов Дзёдо - "Чистой Земли".

1180-1185 - Во время войны Гэмпэй клан Минамото подводит черту под правлением клана Тайра.

Эпоха Камакура (1185 - 1333):

1191 - Появление секты Дзэн.

1192 - Минамото Ёритомо становится сёгуном и утверждает сёгунат (военное правительство) Камакура.

1221 - Битва Дзёкю положила конец противостоянию императора Готоба и сёгуната Минамото. Ходзё Масако, вдова Минамото Ёритомо, становится регентшей - начало правления регентов клана Ходзё.

1232 - Введение Дзёэй Сикимоку - "Свода Законов".

1274, 1281 - Монголы дважды пытались завоевать Японию, но оба раза им помешали погодные условия.

1333 - Конец сёгуната Камакура.

Эпоха Муромати (1338 - 1537):

1334 - Реставрация Кэмму - император восстановил своё влияние на Японию.

1336 - Асикага Такаудзи захватил Киото.

1337 - Император бежал и основал "Южный Двор" в Ёсино.

1338 - Такаудзи основал сёгунат Муромати и утвердил второго императора в Киото ("Северный Двор").

1392 - Объединение Северного и Южного дворов.

1467-1477 - Война Онин.

1542 - Португальские миссионеры принесли в Японию огнестрельное оружие и христианство.

1568 - Ода Hобунага вошел в Киото.

1573 - Конец сёгуната Муромати.

Эпоха Адзути Момояма (1573 - 1603):

1575 - Клан Такэда одержал победу в битве при Hагасино.

1582 - Hобунага убит, сёгуном стал Тоётоми Хидэёси.

1588 - Хидэёси конфисковал всё оружие у крестьян и монахов. Эта акция получила название "Охота за мечами".

1590 - Поражение клана Ходзё в битве при Одавара. Окончательное объединение Японии.

1592-98 - неудачная интервенция в Корею.

1598 - смерть Хидэёси.

1600 - Токугава Иэясу побеждает своих конкурентов в битве при Сэкигахара.

Эпоха Эдо (1603 - 1867):

1603 - Иэясу становится сёгуном и основывает сёгунат Токугава. Столица переносится в Эдо (ныне - Токио).

1614 - Иэясу усиливает преследование христианства.

1615 - Клан Тоётоми уничтожен после того, как Иэясу захватил их замок в Осаке.

1639 - Почти полная изоляция Японии от остального мира.

1688-1703 - Эра Гэнроку: рост популярности рисования тушью.

1792 - Русские безуспешно пытаются установить торговые связи с Японией.

1854 - Командор Мэтью Перри требует у Японии открытия нескольких портов для развития торговли.

Эпоха Мэйдзи (1868 - 1912):

1868 - Начало Реставрации Мэйдзи - возвращение власти императору. Европеизация Японии.

1872 - Первая железная дорога между Токио и Йокогамой.

1889 - Провозглашена Конституция Мэйдзи.

1894-95 - Война с Китаем.

1904-05 - Война с Россией.

1910 - Присоединение Кореи.

1912 - Смерть императора Мэйдзи.

Эпоха Тайсё (1912 - 1926):

1914-18 - Япония присоединяется к союзникам во время Первой Мировой.

1923 - Землетрясение в префектуре Канто разрушило Токио и Йокогаму.

Эпоха Сёва (1926 - 1989):

1931 - Инцидент в Манчжурии.

1937 - Hачало Второй японо-китайской войны.

1941 - Hачало Тихоокеанской войны.

1945 - Япония капитулировала после атомной бомбардировки городов Хиросима и Hагасаки.

1946 - Провозглашение новой Конституции.

1952 - Конец оккупации Японии союзниками.

1956 - Япония - член ООH.

1972 - Нормализация отношений с Китаем.

1973 - Топливный кризис.

Эпоха Хэйсэй (с 1989 г. до настоящего времени):

1993 - Либерально-Демократическая партия Японии на выборах потеряла большинство мест в парламенте.

1995 - Землетрясение в Хансине повредило город Кобе. Члены секты "АУМ Синрикё" использовали отравляющий газ зарин в токийском метро.

Ранняя Япония (... - 700 г н.э.)

В течении периода Дзёмон (11000 г. до н. э. - 300 г. до н. э.) население Японских островов занимались собирательством, охотой, рыболовством.

"Дзёмон" - название глиняных изделий того времени.

В течении периода Яёй (300 г. до н. э. - 250 г. н. э.) в Японию были привнесены из Кореи и Китая рисовые культуры (примерно в 100 г. до н.э.). С появлением сельского хозяйства начали выделяться социальные классы, и части страны стали объединяться. Hазвание периоду также дали глиняные изделия.

Во время периода Яёй на остров Кюсю из Кореи вместе с эмигрантами пришло кузнечное дело и другие "высокие технологии" того времени. Китайские путешественники времен правления династий Хань и Вэй сообщали, что в то время правительницей страны (точнее, одного из наиболее влиятельных племен) была жрица по имени Пимико или Химико.

Позднее центр правления сдвинулся на восток и достиг плодородных полей района Кинай (ныне - Кансай). Примерно в 400 г. н. э. страна объединилась под властью племени Ямато с политическим центром в провинции Ямато (ныне - префектура Hара). Этот период также называют периодом Кофун, так как в течении этой эры для правителей строились большие курганы (яп. - "кофун"). Император правил Японией и жил в столице, которая часто перемещалась из одного города в другой.

Со временем реальная политическая власть оказалась в руках могущественного клана Сога, а императора стали рассматривать только как верховного жреца синтоизма. Такая ситуация сохраняется в Японии по сей день - император исполняет важнейшие обряды, а политическая власть находится в руках министров, сёгунов, парламента и так далее.

Япония во времена периода Ямато простиралась от острова Кюсю до полей Кинай, но пока не охватывала районы Канто и Тохоку. Япония также контролировала небольшую часть юга Кореи. Благодаря этому обстоятельству и дружеским отношениям с корейским государством Пэкче влияние Китая и Кореи на Японию росло. Даже когда в 662 году Япония потеряла все военное и политическое влияние на Корейском полуострове, влияние материковых государств осталось довольно сильным.

Буддизм был занесён в Японию между 538 и 552 годами. Hовая религия приветствовалась правящим классом, желавшим перемен в стране. Огромную роль в распространении буддизма и китайских ценностей сыграл принц Сётоку-тайси. Он написал "Уложение Семнадцати Статей", в котором проповедовал буддизм и китайские государственные идеалы. В последнее время, впрочем, авторство принца часто отрицается.

Буддизм имел огромное количество последователей среди членов высших классов и стал государственной религией. Однако, простые крестьяне не могли усвоить сложных догм этой религии. Сначала имели место небольшие конфликты, в которых синтоизм противостоял буддизму, но позже эти две религии стали гармонично сосуществовать.

В 645 г. Hакатоми-но-Каматари привел к власти аристократический клан Фудзивара, который, фактически, правил Японией вплоть до прихода к власти в XI веке военных (самурайских) кланов. В том же году были проведены реформы Тайка: система устройства государственного аппарата и администрации были заимствованы из Китая, все земли были выкуплены государством и поровну разделены между крестьянами, введена новая, китайская система налогов.

Под влиянием Китая и Кореи в Японию пришли даосизм и конфуцианство, а так же китайская иероглифика - "кандзи".

Эпохи Нара и Хэйян (710 - 1185)

В 710 году первая постоянная столица Японии была основана в городе Hара. Город был построен по образцу столицы Китая. В Hара были выстроены новые большие буддийские монастыри. Вскоре их политическое влияние достигло такого уровня, что ради сохранения власти императора столица была перемещена в 784 году в город Hагаока, и в 764 году в Хэйан (Киото), где и оставалась на протяжении тысячи лет.

Одной из характерных черт эпох Hара и Хэйан было отклонение от китайского влияния в сторону национального самосознания. Даже когда влияние Китая было ещё сильно, множество привнесённых идей были "японизированы": к примеру, в правительстве было введено несколько министерских постов для поддержки особых, "родных" потребностей страны. И в искусстве росла популярность "родных" японских культурных традиций. Разработка азбук "кана" облегчила жизнь японским литераторам. Также во время периода Хэйан появилось несколько заимствованых из Китая буддистских сект, прошедших "японизацию".

Упор в реформах Тайка делался на новую систему управления землей и налоговую систему, но нововведенные высокие налоги вынуждали обедневших крестьян продавать свои наделы и становиться арендаторами у более крупных землевладельцев. Кроме того, многие аристократы и буддийские монастыри добились разрешения не платить налоги. В результате внутренний валовой продукт понижался, и через несколько веков власть фактически переместилась из рук императора в руки крупных независимых землевладельцев.

Клан Фудзивара в течении несколько веков периода Хэйан контролировал политическую ситуацию в стране, выдавая девушек из своего рода замуж за императоров и занимая всё больше постов в Киото и провинции. Влияние клана досигло апогея в 1016 году, когда Фудзивара Митинага стал регентом ("кампаку"). В результате правления Фудзивара в правительстве постоянно оказывались неспособные к управлению люди. Власть не могла поддерживать порядок в стране. Поэтому многие землевладельцы нанимали самураев для защиты своей собственности и военный класс получал все большее влияние, особенно в Восточной Японии.

Позднее центр правления переместился к востоку, на плодородные земли района Кинай (ныне – ). Страна начала объединяться под властью племени Ямато , правившего в одноименной провинции (ныне – ). Традиционно начало правления первого императора Дзимму относят к 660 году до н.э. Однако современные историки датируют основание династии Ямато серединой первого века до н.э.

Период Ямато (300 – 710)

В основном страна была объединена под властью императора к 300 году н.э. От него отсчитывается (300 – 710). Этот период также называют периодом Кофун , так как в те времена для захоронения правителей строились большие курганы (яп. “кофун” ).

Император правил, живя в столице. Она, в свою очередь, переезжала вместе с каждым новым правителем – обычай запрещал императору жить там, где находилась могила его предшественника.

Со временем реальная политическая власть оказалась в руках могущественного клана Сога , а императору осталась только роль верховного жреца . Такая ситуация сохраняется в Японии по сей день – император исполняет важнейшие религиозные обряды, а политическая власть находится в руках министров, сёгунов, парламента и так далее.

В 622 году император Тэнти принял “Кодекс Тэнти” – первое известное нам по хроникам законодательное уложение в Японии.

Периоды Нара и Хэйян (710 – 1185)

Набрало силу несколько новых буддийских школ, заимствованных из Китая, но прошедших “японизацию”.

Упор в реформах Тайка был сделан на новую систему управления землей и налоговую систему, однако нововведенные высокие налоги вынуждали обедневших крестьян продавать свои наделы и становиться арендаторами у крупных землевладельцев. Кроме того, многие аристократы и буддийские монастыри добились разрешения не платить налоги. В результате доходы государства постоянно снижались, и через несколько веков власть фактически перешла из рук императора в руки крупных независимых землевладельцев.

В течение нескольких веков периода Хэйан контролировал политическую ситуацию в стране, выдавая девушек из своего рода замуж за императоров и занимая все больше постов и провинции. Влияние клана достигло апогея в 1016 году, когда Фудзивара Митинага стал регентом (кампаку ).

В результате господства Фудзивара в правительстве постоянно оказывались неспособные к управлению люди. Власть уже не могла поддерживать порядок в стране, поэтому многие землевладельцы нанимали самураев для защиты своей собственности. Влияние военных неуклонно росло, особенно в Восточной Японии.

Власть клана Фудзивара закончилась в 1068 году, когда новый император Госандзё решил управлять страной самостоятельно и Фудзивара не смогли подчинить его своей власти. В 1086 году Госандзё отрекся от престола и стал монахом, но продолжал править страной из монастыря. Началась эпоха инсэй (“императоров-иноков”). Императоры-иноки оказывали политическое влияние вплоть до 1156 года, когда Японию возглавил Тайра Киёмори .

В XII веке особенно выделялись два влиятельных военных клана: кланы Минамото (или Гэндзи) и Тайра (или Хэйкэ). Тайра заняли множество государственных постов во время правления клана Фудзивара. С другой стороны, клан Минамото приобрел большой военный опыт, завоевав для Японии часть земель на севере острова в ходе Девятилетней (1050 – 1059) и Трехлетней (1083 – 1087) войн.

После восстания Хэйдзи (1159 г.), битвы за власть между двумя кланами, Тайра Киёмори возглавил страну и правил ею с 1168 по 1178 год, полностью подчинив себе императора. Основными противниками Тайра были клан Минамото и буддийские монастыри. Последние создали целые армии монахов-бойцов, которые постоянно нарушали общественное спокойствие смутами и междоусобными войнами.

После смерти Киёмори кланы Тайра и Минамото в ходе борьбы за власть развязали войну Гэмпэй (1180 – 1185). одержал победу, и страну возглавил Минамото Ёритомо .

Период Камакура (1185 – 1333)

В 1192 году, после нейтрализации всех своих потенциальных противников, включая некоторых членов семьи, Ёритомо был провозглашен сёгуном (военным правителем). Новое правительство было основано в его родном городе Камакура . Сёгунат был организован проще, чем правительство по китайскому образцу, а потому работал намного эффективнее.

Со смертью Ёритомо в 1199 году начались войны между сёгунатом Камакура и императорским двором в Киото. Эта борьба за власть прекратилась только во время смуты Дзёкю 1221 года, когда войска сёгуна наголову разбили армию императора.

Из клана Ходзё взяли Японию под свой контроль. Перераспределяя земли, захваченные во время переворота, они заручились расположением всех влиятельных людей страны. Император и остатки правительства в Киото полностью потеряли власть над Японией.

Влияние Китая сохранялось и . Появились новые буддийские течения: учение Дзэн (привезено из Китая в 1191 году) приобрело большое число последователей , лидирующего класса того времени. Другая буддийская школа – радикальная и нетерпимая секта Лотосовой Сутры – была основана монахом Нитирэном в 1253 году. Впоследствии ее переименовали в секту Нитирэн . Ее отличали враждебное отношение к другим буддийским учениям и ярко выраженный национализм.

В 1232 году был принят “Дзёэй Сикимоку” (“Свод законов”). Он установил особую значимость верности господину и предназначался для борьбы с падением нравственности и дисциплины. Клан Ходзё контролировал всю страну, и любая попытка мятежа немедленно пресекалась.

Сёгуны оставались и не имели особой власти, а их представители находились и Западной Японии. Губернаторы и полиция жестко держали в руках власть в провинции. Регенты клана Ходзё смогли обеспечить несколько десятилетий мира и экономического процветания, пока Японии не начали угрожать внешние враги.

В 1259 году монголы завоевали Китай и начали “интересоваться” Японией. Они послали правительству Камакура несколько письменных ультиматумов, но японцы не были намерены сдаваться без боя.

В 1274 году монголы предприняли первую попытку завоевать остров Кюсю. Однако после нескольких часов боя флотилия была вынуждена отступить – начался сильнейший шторм. Эта буря спасла Японию, так как у японцев не было шансов против огромной и хорошо вооруженной монгольской армии.

После основательных приготовлений японцы были способны противостоять второй интервенции монголов в 1281 году. Однако снова захватчики были вынуждены отступить из-за плохой погоды. готовился и к третьему нападению, но у монголов к тому времени появилось слишком много проблем на континенте, чтобы продолжать думать о завоевании Японии.

Результаты многолетних военных приготовлений были губительны для правительства Камакура, так как не приносили прибыли и требовали больших расходов. Сражавшиеся за регентов влиятельные военачальники ждали наград и пожалований, но казна была пуста. Именно финансовые проблемы и снижение доверия со стороны власть имущих стали важнейшими из причин падения правительства Камакура.

Период Муромати (1333 – 1573)

К 1333 году влияние регентов Ходзё упало настолько, что император Годайго смог восстановить прежнюю власть императора и сместить Камакура. Однако возрожденные во время Реставрации Кэмму (1334 год) имперские министерства долго не просуществовали из-за устаревшего государственного аппарата, а некомпетентные министры не нашли поддержки среди могущественных землевладельцев.

Асикага Такаудзи , ранее сражавшийся вместе с императором, восстал против двора и завоевал Киото в 1336 году. Годайго бежал на юг в Ёсино и основал там Южный двор . В то же время взошел на престол другой император. Это стало возможным в результате спора о наследовании между двумя ветвями имперской семьи после смерти императора Госага в 1272 году. В 1338 году Такаудзи сам назначил себя сёгуном и основал новое правительство. Район Муромати , где с 1378 года находились правительственные здания, дал название всему историческому периоду.

Два императорских двора (Южный и Северный) просуществовали в Японии более полувека. Они вели бесконечные войны друг против друга. Обычно Северный двор оказывался сильнее, но все же Южному двору удалось несколько раз ненадолго захватить Киото. Южный двор окончательно сдался в 1392 году, и страна снова объединилась под властью императора и сёгунов Асикага.

В период правления сёгуна по имени Асикага Ёсимицу (1368 – 1408) сёгунат Муромати еще мог контролировать центральные провинции, но потерял свое влияние на остальных землях. Ёсимицу установил хорошие торговые связи с Китаем династии Мин. Внутренний валовой продукт рос за счет развития сельского хозяйства и новой, более эффективной схемы наследования. Как следствие, развивалась торговля, появлялись новые города и социальные группы.

В течении XV и XVI вв. влияние сёгунов клана Асикага и правительства практически свелось к нулю. Новыми игроками на политической сцене стали небольшие кланы воинов-землевладельцев – “дзи-самураи” . Начав объединяться, они быстро превзошли по силе губернаторов и полицию, а некоторые распространили свое влияние на целые провинции. Этих новых феодалов называли “даймё” . Они поделили между собой Японию и несколько десятков лет безостановочно сражались друг с другом (период Сэнгоку Дзидай – “Гражданских войн”).

Самыми влиятельными даймё были Такэда , Уэсуги и Ходзё на востоке и Оути , Мори и Хосокава на западе.

В 1542 году первые португальские купцы и миссионеры-иезуиты появились на и привезли в Японию огнестрельное оружие и христианство. Иезуит Франциск Ксавье приехал в Киото с миссией в 1549-1550 годах. Многие даймё приняли христианство, так как были заинтересованы в развитии торговых отношений с заокеанскими странами (в первую очередь речь шла о закупках оружия). Миссия на Кюсю успешно расширяла свое влияние.

В середине XVI века даймё все чаще и чаще стремились получить власть над всей страной. Самым везучим из них оказался Ода Нобунага .

Период Адзути Момояма (1573 – 1603)

В 1559 Ода Нобунага получил в управление провинцию Овари (). Как и многие другие даймё, он мечтал объединить Японию. Благодаря своим стратегически удачно расположенным владениям в 1568 году ему удалось захватить столицу.

Обосновавшись в Киото, Ода продолжил уничтожать своих врагов. Против него были некоторые воинственные буддийские школы, особенно секта Икко , которая фактически правила несколькими провинциями. В 1571 г. Ода полностью разрушил монастырь Энрякудзи . Его противостояние с сектой Икко продолжалось до 1580 года. Одновременно с этим в 1573 году Ода сверг сёгунат Муромати .

Япония имеет долгую историю с первыми людьми, прибывающими около 35 000 г. до н. Э.. Позиция Японии по отношению к материковой части Азии сыграла значительную роль в развитии страны. Несмотря на то, что архипелаг расположен недалеко от материка, все еще существует значительное количество открытого моря, которое разделяет две суши.

На протяжении большей части истории Японии она была закрыта для внешнего мира, отказываясь открывать свои границы для иностранцев. Краткая история Японии гласит, что политика сакоку, дословный перевод «запертая страна», принятая в 1633 году сёгунатом Токугава, не позволила иностранцам въехать в Японию на смертную казнь. Такая же политика также помешала японцам покинуть Японию.

Первые исторические документы, упоминающие о Японии, датируются примерно 5 веком. Японский миф гласит, что император Джимму был первым императором имперской линии, которая все еще существует сегодня. Тем не менее, археологические свидетельства, собранные рядом исследователей, указывают на то, что имперское правление началось позднее, примерно в третьем-седьмом веках нашей эры, в период Кофуна. Согласно краткой истории Японии следующий режим асука в середине 8-го века известен для более централизованной Японии, в которой китайская культура значительно повлияла на японские традиции.

Нара была первой централизованной столицей страны, созданной в конце 8-го века. Макет столицы находился под влиянием Чанъань, столицы Китая в то время. Период Нара был последний раз, когда император держал политическую власть. Следующий период Хэйан характеризовался богатой аристократией с эксцентричными социальными обычаями и перемещением столицы из Нара в Киото.

Столица Киото стала резиденцией императоров Японии до конца 19 века. Краткая история Японии гласит, что к концу периода Хэйан аристократия потеряла свою власть, а период Камакура ознаменовал начало военного правления. Региональные военачальники стали могущественными и часто становились сёгунами, и эта позиция иногда обладала большей властью, чем император.

В этот период была разработана кастовая система с сёгуном наверху. Сёгун контролировал большие территории и разделял их и передавал ответственность Даймё, или региональному полководцу. Даймё управлял армией Самарая, которая защищала землю и ее людей.

Феодальная Япония не допускала социальной мобильности, и браки вне собственной касты были запрещены.

После смены могущественного сёгуна Япония впала в состояние почти анархии, когда провинции объявили войну друг другу в 15-м веке. В 1600 году во время периода Азучи-Момояма Токугава Иэясу решил воссоединить страну и успешно создал сёгунат Токугава.


При сёгунате Токугава феодальная система была восстановлена. Во время его правления Токугава управлял из Эдо, места современного Токио. Краткая история Японии гласит, что при сёгунате Токугава период Эдо был временем стабильности для японского народа, но развитие было незначительным или отсутствовало по сравнению с другими странами в остальном мире в течение того же периода.

С 1852 по 1854 год коммодор Мэтью Перри заключил торговое соглашение между Японией и Соединенными Штатами. Правительство в Токио было вынуждено согласиться с требованиями Соединенных Штатов, поскольку они были запуганы технологически продвинутым и хорошо вооруженным парком паровых фрегатов под командованием коммодора Перри. Корабли флота Перри теперь известны в Японии как «Черные корабли» и стали символом угрозы, исходящей от западных технологий.

В 1867 году сёгунат Токугава рухнул и уступил место реставрации Мэйдзи. Имперская столица была перенесена из Киото в Токио, переименована из Эдо в Токио (Восточная столица). Затем Япония направила свои усилия на индустриализацию и модернизацию.

Во время Первой мировой войны Соединенные Штаты и Япония боролись на одной стороне, хотя отношения между двумя странами не были благоприятными из-за политических разногласий в отношении Китая и конкуренции за власть в Тихом океане.


Краткая история Японии гласит, что после Первой мировой войны экономика Японии начала снижаться и достигла низшей точки во время рецессии в Шове в 1926 году. Негативное влияние рецессии в сочетании с внутренними политическими беспорядками (покушения на императора, попытки государственных переворотов, террористическое насилие) в конечном итоге способствовали к усилению милитаризма в Японии в конце 1920-х и 1930-х годов.

Япония сдается в конце Второй Мировой войны

Империалистическая политика Японии была нацелена на доминирование в Китае с целью приобретения его огромных материальных резервов и природных ресурсов. В начале 30-х годов было много мелких военных столкновений в так называемых «инцидентах» между двумя сторонами. Это привело к полномасштабной войне в 1937 году.

Западные державы не хотели оказывать поддержку китайцам, которые, по их мнению, в конечном итоге проиграют войну. Соединенные Штаты вступили в войну в декабре 1941 года после внезапного нападения японских войск на Перл-Харбор. В 1945 году атомные бомбы были сброшены на японские города Хиросима и Нагасаки и Япония сдались вскоре после этого.

После капитуляции Япония была оккупирована Союзными войсками, ознаменовав первый случай в истории страны, когда она была оккупирована иностранной державой. После окончания оккупации в 1951 году правительство Японии перешло от имперского и военного правления к парламентской демократии.

Сегодня, несмотря на огромные потери во время Второй мировой войны и очень мало природных ресурсов, краткая история Японии гласит, что Япония стала экономическим и технологическим центром.

Япония относительно молодая страна, а японцы не могут назвать себя древним народом. Заселение Японских островов началось задолго до появления этнических японцев. По предположениям ученых, сто тысяч лет тому назад Японский архипелаг на севере примыкал к Сибири, на юге - к Корейскому полуострову, а еще раньше, возможно, соединялся с Филиппинами и Индонезией. Именно этим временем датируются находки останков древнего человека и костей давно исчезнувших в Японии слонов, тигров и леопардов. Но интенсивно заселяться острова начали лишь около десяти тысячелетий тому назад, о чем свидетельствует характер неолитических находок. Вопрос о том, когда и откуда пришли предки современных японцев на острова, до сих пор широко дебатируется.

Считается, что первые поселенцы пришли на архипелаг в основном из Юго-Восточной Азии через Филиппины и острова Рюкю. Произошло это на рубеже палеолита и неолита. Вероятно, они и были предками аборигенов Японии - айну, когда-то заселявших все острова. Волнистыми густыми волосами, окладистыми бородами и мясистыми широкими носами они напоминают полинезийцев, но имеют более светлый цвет кожи и монголоидные черты, ставшие результатом их более позднего смешения с мигрировавшими на Хоккайдо охотниками и рыболовами из северных районов Сибири, Алеут, а возможно, и Аляски.

В эпоху неолита Японию через Корейский полуостров начали заселять выходцы из Китая и Кореи. Миграция шла и южным путем - с юга Китая, через Тайвань, острова Рюкю и Кюсю. Можно предположить, что на архипелаг попадали и переселенцы с островов Тихого океана, чьи лодки приносили сюда мощные течения. В японской мифологии и фольклоре существует множество сюжетов, обрядов и обычаев, говорящих о связи с культурой Полинезии и Юго-Восточной Азии. До сих пор на Кюсю можно встретить японцев с заметным преобладанием папуасских черт над монголоидными. Однако, возможно, что «тихоокеанский поток» проникал в Японию и через Южный Китай, сливаясь с переселенцами с севера материка и из Кореи.

Первые упоминания о Японии можно найти в китайских исторических хрониках, описывающих события лишь с I в. до н.э., хотя формирование первобытного общества здесь началось задолго до этого. Самая ранняя документально подтвержденная дата японской истории - 57 г., когда посольство одного из племенных объединений посетило двор ханьского Китая. Согласно китайским хроникам, на территории Японии существовало множество таких мини-государств. Даже два века спустя, в период Троецарствия в Китае (220 - 265 гг.), все еще насчитывалось до сорока отдельных владений.

Каковы же были представления китайцев о своих соседях, или о «восточных варварах», как назывались японцы в китайской хронике III в. «Вэй Чжи»? «Ва», т.е. японцы, которых китайцы обозначали иероглифом «карлики», «живут в домах, едят сырые овощи, еду подают на бамбуковых подносах, умерших хоронят в гробах. Гадают на костях, любят выпить, важные сановники имеют по пять жен, менее важные по две-три, в стране нет воровства».

Судя по раскопкам, основной поток миграции из Китая и Кореи начался именно в период Яёи и продолжался вплоть до середины VII в. В III - II вв. до н.э. началось интенсивное проникновение в Японию материковой культуры, включая навыки земледелия. Как говорят китайские хроники, в это время на островах уже существовали родовые сельскохозяйственные поселения во главе с племенными вождями, обладавшими как религиозной, так и светской властью. Японцы того времени использовали гончарный круг, бронзу и железо.

Проникнув в Японию через северную часть Кюсю, поливное рисоводство стало основой перехода населения от кочевого образа жизни к оседлому. Центром первого японского государственного образования стал древний и, к сожалению, несохранившийся городок Ямато, давший название эпохе.

К III в. на территории Японии сложились два наиболее сильных племенных объединения - одно на севере Кюсю, жители которого сохраняли тесные связи с Кореей и Китаем, другое в центре Хонсю, в районе Кинай (ныне префектура Нара). Первое отличалось воинственностью, второе успехами в выращивании риса, и естественно, что в конце концов выходцы с Кюсю покорили своих более зажиточных, но миролюбивых собратьев и осели на Хонсю, где и начался процесс формирования японского государства и общеяпонской культуры.

Точная дата возникновения государства Ямато неизвестна. Племена соединялись и распадались, пока не произошло их объединение под главенством наиболее сильного. Вождь победившего клана стал верховным правителем, исполнявшим вначале чисто религиозные функции, но постепенно обретшим и светскую власть. С VII в. глава самого сильного клана стал называть себя императором - тэнно (небесным государем). Вождь имел право распоряжаться амбарами с рисом, бывшими в тот период экономической основой верховной власти. Слово окура (амбар) стало символом богатства, и сегодня влиятельное министерство финансов в Японии называется Окурасё, или «министерство амбара».

Вокруг императора группировались представители наиболее сильных кланов, постоянно боровшихся за власть и влияние. В руках правителей Ямато находилась и военная власть, поскольку продолжалась непрерывная борьба за расширение жизненного пространства. Во второй половине IV в. Ямато предприняло даже попытку завоевать земли на юге Кореи, где была создана японская колония - Мимана. Хотя экспансия и свидетельствовала о мощи Ямато, корейцам удалось в середине VI в. выбить японцев с полуострова. В результате завоевательных походов территория Ямато постоянно расширялась, и к V в. его владения простирались до района современного Токио на северо-востоке и Кюсю на юго-западе. Правители Ямато поддерживали регулярные связи с Китаем, обмениваясь с императорами посольствами и дарами.

Достаточно безболезненное объединение двух центров различной культуры, сложившихся на Северном Кюсю и в Центральной Японии, произошло скорее всего потому, что население этих районов было этнически однородным. Их слияние логически подводило черту под окончательным формированием японского этноса, хотя вплоть до VII в. на острова мигрировали выходцы из Китая и Кореи. Сложившееся на основе их объединения протогосударство Ямато в Центральной Японии распространило по всей стране свою культуру, которая и стала затем общенациональной.

Район Ямато был типично земледельческим, с достаточно высокой плотностью населения и общинным хозяйствованием. Возделывание поливного риса, требующее коллективных усилий, взаимопомощи и взаимовыручки, сформировало основы быта и национального характера японцев. Основной ячейкой государства Ямато была патриархальная община, состоявшая из одного или нескольких дворов, владевших землей. Постепенно более крепкие семьи прибирали к рукам все большее количество земли, подчиняли себе более слабых, попадавших в ту или иную форму зависимости от сильных соседей. Общественная собственность становилась пережитком, а семья - главной хозяйственной и социальной единицей государства. Так складывались патриархальные основы японской семьи-иэ, своеобразие которой сохранилось до сегодняшнего дня.

Об истории Японии до середины VI в. можно судить лишь по раскопкам или по описаниям, приводимым в китайских хрониках. Японские исторические хроники Кодзики (Записи о делах древности) и Нихонги (Летописи Японии), написанные в первые десятилетия VIII в. не без влияния китайской исторической науки, - скорее собрания легенд и преданий, чем хоть сколько-нибудь достоверные исторические документы. Цель их создания достаточно очевидна - доказать божественное происхождение правящей династии и продемонстрировать ее непрерывное существование с 660 г. до н.э., когда на престол якобы был возведен легендарный император Дзимму, прадед которого принц Ниниги признавался внуком богини Аматэрасу. Это как бы связывало японцев прямым и кровным родством с богами, отношение к которым основывалось на почти родственной почтительности, далекой от мистического страха перед потусторонними силами.

Ныне правящий император Японии считается прямым потомком Дзимму в сто двадцать пятом поколении. Очевидно, что прожившего сто тридцать семь лет первого императора придумали японские летописцы, когда в VIII в. им было поручено составить солидную генеалогию императорского рода. Поскольку исторически достоверные монархи прослеживаются с V в., японская императорская династия сегодня является самой древней в мире. День восшествия на престол Дзимму - 11 февраля - отмечался как годовщина основания империи - Кигэнсэцу. Имевший привкус национализма праздник был упразднен в 1945 г., однако уже в 1967 г. он был вновь восстановлен под названием День основания государства.