Куклы галины дмитрук. Галина Дмитрук: девушка, которая играет в куклы


В малом зале Музея современного изобразительного искусства вечером 19 марта буквально яблоку негде было упасть. Минчане хлынули на открытие выставки мастера интерьерной куклы Галины Дмитрук Lux interior, что в переводе с латыни обозначает "внутренний свет". Куклы Галины не так просты, какими могут показаться на первый взгляд. Убедиться в этом пришли и стар и млад, несмотря на возрастное ограничение "18+" для посетителей выставки.

Галина редко выставляет свои удивительные работы в Беларуси: раз, максимум два раза в год. Поэтому люди, пришедшие на открытие дерзкой, провокационной экспозиции обступили автора плотной стеной и забрасывали вопросами: "А почему куклы такие мрачные?", "Вам не кажется, что они жуткие?", "Что вы хотели сказать этой куклой?", Из чего вы их делаете?", "Как влияют куклы на вашу жизнь?"... Галина с улыбкой на лице спокойно и подробно отвечала на все вопросы, неустанно повторяя, что в ее работах нет ничего демонического, кровавого.



"Это не просто куклы — это куклы-картины, раскрывающие двойственность понятий "свобода", "мода" и "красота", которые смотрят на нас из полумрака композиций глазами, полными внутреннего света. Интерьер переосмысливается Галиной Дмитрук как внутреннее пространство. А куклы становятся не только частью интерьера — в них заложено свое собственное внутреннее пространство, наполненное противоположными эмоциями" , — сообщают пришедшим на выставку ее кураторы. Но сама Галина понятие "мода" относительно своих кукол отвергает напрочь: "Тем, кто пришел сюда, я хочу сказать, что эти куклы не имеют ничего общего ни с женской грациозностью, ни с модельным бизнесом ничего абсолютно" .


"А автор этих кукол такая милая! Странно…" — послышалась реплика в толпе, оброненная молодой девушкой, которая старательно снимала кукол на телефон. Впрочем, не только она была удивлена тем, что Галина Дмитрук очень милая, общительная и веселая девушка, которая говорит о своем серьезном творчестве, смеясь. Многие, познакомившись с экспозицией, ожидали увидеть молчаливую женщину с суровой печатью многоговорящего страдания на лице.

"Я о куклах говорить вообще не люблю у меня лучше получается их делать , — делится с посетителями выставки Галина. — Мой муж такого же мнения. Вообще, я не планировала делать выставку в Беларуси. Те люди, которые меня знают, подтвердят, что я очень искренний, честный и честолюбивый человек. Если я вижу, что публика меня не понимает, я не пойду к ней. Так получается, что с белорусским зрителем мне находить контакт непросто, хотя здесь очень много удивительных, добрых и умных людей и у меня самые добрые посылы. Но я вижу, что вас пришло так много, значит, есть люди, которым это интересно" .

"Вы видите, что здесь большинство женских образов, но, как ни странно, на их создание меня вдохновляли мужчины. Мне часто говорят: "Галя, твои куклы так похожи на тебя!", но моя главная муза мой супруг, и все мои куклы похожи на него! Он видит меня постоянно: в грязной рубашке, среди разбросанных кисточек и красок… Но я не думаю об этом. Мне кажется, я живу совершенно другой жизнью, не такой, как другие люди, я вечно в своих фантазиях. Мне хочется верить, что мои фантазии изменят мир к лучшему…"


"Это не злые, не черные, не драматичные работы. Они просто сложные , — объясняет Галина. Если вы это поймете, то наградой вам за это будет катарсис это я вам обещаю!"

Поздравить Галину Дмитрук с персональной выставкой пришла известная белорусская художница Анна Силивончик . Она поделилась с Naviny.by впечатлениями от сложных работ Галины: "Меня привлекает и восхищает то, что Галя как художник очень органична в своем творчестве. То, что мы видим в ее работах, это, наверняка, автопортреты художника, какие-то ее состояния и настроения и наоборот — глядя на Галю, сразу представляешь ее кукол. Это говорит о том, что художник в своем творчестве настоящий, честный, не лукавит, а это дорогого стоит.

Конечно, европейский зритель более подготовлен к чему-то такому нестандартному и, может быть, провокационному, к тому, что не прилизано, как часто бывает у нас. Но, с другой стороны, именно поэтому у нас такая выставка может вызвать какой-то резонанс, какой-то отклик, и не важно, отрицательный или положительный это в любом случае хорошо. В Европе же, наверное, такая выставка уже не вызовет резонанса" .


Тем временем Галина активно общалась со своим зрителем: "Видите, у них очень фактурные лица, поэтому они постоянно меняются: иначе упадет свет, и кукла уже другая. Как портрет Дориана Грея, только без мистической окраски. Я с ними как с людьми, бывает, чувствую себя, такие они живые…"


Когда я обратилась к Галине за комментарием, она нисколько не удивилась белорусскому языку и не начала, как часто бывает, извиняться за то, что любит язык, но не может на нем говорить. Художница легко перешла на белорусский, приятно удивив меня гладкой и красивой речью: "Канешне, я ведала, што рэакцыя гледачоў будзе рознай і неадназначнай, бо мяне прынята лічыць падпольшчыцай я маю на ўвазе, што я не мэйнстрым, а хутчэй андэрграўнд. Паколькі я свае работы выстаўляю вельмі рэдка ў Беларусі, то людзі чакаюць выставу, каб паглядзець на іх. Некаторыя нават да мяне дадому прыходзяць, каб паглядзець на новыя лялькі! Вельмі часта мае лялькі наогул не бачаць шырокага гледача, бо адразу трапляюць у калекцыю куды-небудзь за мяжу і натуральна іх убачыць ужо немагчыма.


А неадназначны погляд на мае творы гэта нармальна, я сама такая неадназначная (усміхаецца). Ніколі не варта меркаваць нешта пра чалавека па ягоным знешнім выглядзе. І па мне таксама. Я не жыву ў нейкім палацы, не харчуюся кажанамі ці іншымі пачварамі. Я звычайны чалавек, у мяне ёсць сям"я: муж, сын. Пра лялек можна думаць рознае. Для мяне яны добрыя, яркія, неардынарныя. Яны не нясуць ні смерць, ні нейкі гвалт… Я столькі разоў чула просьбы кшталту: зрабіце мне ляльку пад мой інтэр’ер, пад мой камод… Канечне, я не раблю. Гэта мой лёс я не дзіцёнку ўвагу лішні раз надам, а сяду рабіць ляльку. Таму я маю права рабіць тое, што я хачу.

З беларускімі гледачамі і калекцыянерамі мне чамусьці складана камунікаваць. У нас літаральна тры-чатыры чалавекі, якія набываюць мае лялькі. Затое з еўрапейцамі, больш рухавымі, больш жывымі я лёгка знаходжу кантакт шмат маіх лялек у прыватных калекцыях у Еўропе. Прычым, калі чалавек набыў адну ляльку, ён абавязкова набудзе і другую, і трэцюю — зацягвае як наркотык. І трапляюць яны да людзей, якім за сорак, а зусім не да моладзі, як многія думаюць. Гэта працы для тых, хто пажыў на свеце і разумее мае работы" .

Художница также отметила, что Ирина Хануник-Ромбальская , которая недавно выставила своих манекенщиц, очень похожих по манере исполнения на работы Галины, никакого отношения к ее куклам не имеет. Галина опровергла слухи о том, будто она учила телеведущую кукольному ремеслу.

Ее картины раскрывают двойственность понятий «мода», «красота» и «свобода». Мастер авторских интерьерных кукол Галина Дмитрук стремится разрушить привычное представление о кукольном искусстве, смешивая формы, переосмысливая классические образы и отражая разные состояния души. «Мои куклы не имеют ничего общего с фэшн-индустрией. Я не пропагандирую ни эротику, ни анорексичные пропорции как образ женской красоты. На создание этих работ меня вообще вдохновляют мужчины. Ведь дело не во внешних формах, а в эмоциях: влюбленность, сострадание, огромное счастье», - объясняет Галина.

Тем не менее организовать выставку таких откровенных работ в Минске довольно сложно: «Многие картины прикрыты. Эта нагота воспринимается как эротика, порнография, как эпатаж. Но ведь моя нагота - это откровение, беззащитность, оголенный нерв, - рассказывает художница. - Я не хочу шить складочки на платьях. Гораздо интереснее показать человеческое тело, поработать с формами, с мышцами, с движением. Поэтому мои куклы зачастую скорее не одеты, чем одеты».

Впрочем, Галина предлагает зрителю не делить кукол на составляющие, разглядывая ноги, губы или глаза. Лучше всматриваться в символы, вглубь картины. «Это мышка, пойманная в мышеловку, - объясняет наша героиня. - Она сделана как механическая мышь, как игрушка, которая стала жертвой собственных желаний. Например, жертва чревоугодия».

А вот эта колдунья варит зелье. «Она вваривает туда свои волосы. Никому нельзя желать зла, - уверена Галина. - Когда готовишь зелье для кого-то, ты ввариваешься в это сам, а потом страдаешь от этого».

Одна из любимых работ художницы - кукла в содранной кроличьей шкуре. Своего рода альтер эго Галины: «Это не Playboy, не зайчик с ушками в красивом красном пеньюаре. Это человек, с которого содрали его собственную шкуру в угоду моде. „Красная комната“ очень близка мне. Не куклы голые, а я голая перед зрителем. Часто себя так чувствую. Будто с меня что-то срывают».

В повседневной жизни Галина - очень энергичный и веселый человек. Мы спросили, почему же все ее куклы такие грустные.

«Я боюсь клоунов. Мне кажется, что застывшая улыбка - это лицемерие. Практически у каждой моей куклы есть маленькая слезка. Ведь плач - очень чистая эмоция. Плакать можно от счастья, от горя, от ностальгических воспоминаний, от хорошей музыки, - рассказывает мастер. - При этом не обязательно улыбаться широкой улыбкой или кривить губы в трагической линии. Иногда происходит катарсис, и вы плачете от того, что наконец-то поняли смысл этой жизни».

«Улитка и ее идеальный дом» - работа, с которой началась идея о комнатах и пространствах. «Мы не должны мешать другим, создавая свое пространство. Всем должно быть комфортно. Эта работа - обращение к людям, которые думают, что я в депрессии и делаю каких-то мрачных чертиков, - объясняет героиня. - Нет, я вижу все в ярких, контрастных цветах. Черный для меня не символизирует траур. Черный - полотно, на котором видна любая фальшь, ложь, любой недостаток».

За семь лет своего творчества Галина сделала около ста кукол. На создание одного персонажа требуется минимум два месяца. Сейчас в работе еще шесть фигурок. «Я хочу, чтобы мои куклы прожили не 2-3 года, а остались после меня на 50 или даже на 100 лет, - улыбаясь, рассказывает художница. - Поэтому я делаю их из дорогостоящей фурнитуры, очень качественных антикварных тканей. Глаза покупаю в Германии. Но мои картины - не декоративная вещь. Это форма, в которую вложено очень глубокое содержание: мое отношение к людям, к миру, к красоте. Это моя жизнь».

Кукол Галины чаще можно увидеть на выставках за границей, чем в Беларуси. Ее работы охотно приобретают коллекционеры из Германии, Бельгии, Швейцарии, США. «Я не хочу экспонировать свои работы там, где публика посмеется или скривится, - говорит мастер. - Не стоит кого-то лишний раз раздражать, навязывать то, что не нравится. Думаю, белорусский зритель должен воспитать себя сам. А мне нужно развиваться, ехать куда-то, демонстрировать свои куклы-картины».

Нередко приходится сталкиваться с непониманием и осуждением со стороны белорусов: «Зачастую что-то новое воспринимается белорусским зрителем очень скептически. А принимать и понимать начинают только после того, как это похвалено в Европе. Почему нашему зрителю так сложно понять, что белорусское искусство тоже имеет место быть, что оно достойно уважения?» Даже в мусульманской стране к куклам Галины отнеслись гораздо лучше, чем дома: «У меня был чудесный опыт экспонирования своих кукол в Азербайджане. Там мои работы были восприняты более демократично, нежели в Беларуси».

Получить такую куклу может далеко не каждый. «Я никогда не делаю кукол на заказ. Это не рынок, не коммерческий проект, - рассказывает Галина. - Если мне понравился человек, у него будет моя работа. Такие люди специально создают пространство для моих картин, вписывают их в свои дома. А если я вижу, что человек хочет от меня просто декоративную вещь, то извините, моя кукла не для вас».

Последний временный дом для новых Галининых работ - Музей современного искусства. Выставка под названием Lux interior проходила до 30 марта.

«В переводе с латыни „Lux interior“ означает „внутренний свет“. Название не имеет ничего общего с евроремонтами, - объясняет Галина. - Мои куклы не являются рабами интерьеров. Они не сделаны под фиолетовый комод или под розовую комнату. Ведь кукла никогда не поменяется. А зритель либо изменит свое отношение к миру, либо уйдет, поняв, что он здесь лишний».

Художница уверена, что ее фантазия может изменить мир к лучшему: «Я не живу в замке и не питаюсь летучими мышами, как многие думают. На мне большая ответственность за то, как люди меняются, глядя на мои работы. Пока я только надеюсь, что меня правильно поймут. Если кроме оголенной скульптуры человек не видел других работ в стиле ню, то довольно сложно судить о моих картинах. Очень хочется, чтобы белорусский зритель стал более открытым для того, чего он раньше не видел».

В феврале в Минске выставка похожих откровенных кукол. Телеведущая и модель Ирина Хануник-Ромбальская продемонстрировала в своих работах изнанку модельного бизнеса. Тогда у некоторых зрителей возникло чувство дежавю. «К куклам Ирины Хануник-Ромбальской никакого отношения не имею. Я не учила ее, не давала никаких мастер-классов, - рассказывает Галина. - Года два назад Ирина приобрела у меня куклу. С этого, наверное, началось ее увлечение. Но я хотела бы предостеречь белорусского зрителя и объяснить, что есть фейк, а есть оригинал. Это очень важно. Работы Ирины - это чистой воды плагиат как минимум у двух художников. Ситуация с выставкой очень затронула и поразила многих людей: кукольников, коллекционеров».

Ирину Хануник-Ромбальскую такое обвинение шокировало: «Если углубиться в дефиниции модного понятия фейк, то есть еще и люди-фейки. Безумно жаль, что человек, которого считал близким, оказался одним из них. Ни одного плохого слова от меня в адрес Гали никто и никогда не слышал. Лишь уважение, радость ее достижениям и защита, когда те самые пресловутые кукольники обвиняли в плагиате у одного российского автора ее саму. Хотелось эпатажа или скандала? Автор ошиблась. Есть у меня на данном жизненном этапе другие занятия и чаяния».

Интервью Информационно-аналитической онлайн газеты сайт с известным мастером авторской куклы из Беларуси, постоянным участником Бакинского международного биеннале кукол «Fusion doll» Галиной Дмитрук, чьи куклы находятся в частных коллекциях в Германии, Бельгии, Швейцарии, США, Азербайджане и других странах мира.

— Куклы бывают разные. Если говорить о материальной составляющей, то ценовой диапазон весьма широк. Все зависит от имени автора, материала, из которого изготовлена кукла… Уверена, в мире есть очень даже демократичные в этом смысле работы. Но мне более приятна мысль о том, что действительно достойные куклы — это та роскошь, которую могут себе позволить исключительно тонко чувствующие, глубокие люди, обладающие исключительным вкусом. Я нахожусь немного по другую сторону. Я не обладатель своих кукол. Они, как правило, очень быстро находят новых владельцев, но я имею счастье создавать их. Мои куклы — это неотъемлемая часть моей жизни, которая приносит мне огромное удовольствие.

— Давайте непосредственно перейдем к Вашему стилю. Ваши работы сочетают в себе «гламур», «моду», «красоту» и «свободу». Как Вы пришли к такому стилю?

— В разные периоды моего творчества меня «трогали» разные вещи. В более юном возрасте — мода, далее — взаимоотношения людей, какие-то острые, глубоко психологические моменты. С появлением моего сына я стала смотреть на мир в более позитивном ключе и видеть, в первую очередь, красоту. Конечно же, все свое отношение к реальности я честно и откровенно привносила и привношу в кукол. С возрастом мои работы стали мягче, исчезла эпатажность, надрывность и острый драматизм. Сейчас я как будто парю в воздухе, наслаждаясь процессом работы над плавной скульптурой женского тела, созданием исключительно женского и по форме, и по сути образа, вышивкой… Когда что-то кардинально поменяется в моей жизни, зритель незамедлительно почувствует это в моих работах.

— Не хотелось бы Вам создать серию работ в классическом стиле?

— Мне кажется, такие работы есть у меня. Например, последний год я создавала только будуарных кукол в зефирно-ванильных кружевных платьях. Да, у них мои лица, анатомия, мой узнаваемый почерк. Однако по стилю, технологии изготовления, способу крепления частей тела и костюму их вполне можно назвать классическими.

— Вы часто создаете обнаженных кукол, расскажите, чем Вас привлекает жанр ню? Возможно, под обнаженностью Вы хотите показать чувства и эмоции, которые невозможно скрыть. Что Вы об этом думаете?

— Да, вы правы. Цель не столько привлечь внимание к обнаженному телу, сколько персонифицировать куклу, наделить ее человеческими качествами, эмоциями. Детальная скульптура — это всего лишь инструмент, который позволяет мне это сделать, не более того. Я не могу представить себе детально проработанный образ трогательной Леди с живым взглядом, в прекрасном полупрозрачном наряде, не уделив при этом внимание скульптуре тела. В незначительной обнаженности плеч и груди, маленьких складочках тела, манящих женских формах кроется всегда большая часть образа. Мои куклы — это не манекены, плотно одетые в парчу и атлас… Мои куклы — это живые женские образы, лишь слегка прикрытые от посторонних глаз полупрозрачными материями…

— Некоторые специалисты относят жанр, в котором Вы работаете, к эротическому. Не приходится ли Вам сталкиваться с непониманием и критикой в свой адрес?

— (Смеется) С этими «специалистами», к счастью, я не знакома лично. Каждый видит то, что хочет увидеть. Всегда очень четко даю понять, какой концепт я вкладываю в очередную коллекцию. Основными лейтмотивами, как правило, являются любовь, чувственность, спокойная нежность или, наоборот, острый драматизм (в зависимости от настроения всей коллекции). Я не демонстрирую какие-то определенные женские части тела. Я просто создаю женщин, такими, какими я их вижу. Поверьте, зритель, который посмотрит на куклу моими глазами, поймет намного больше… А к вопросу об эротизме… Так он есть в каждой женщине. И уж особенно в привлекательной….

— В одном из своих интервью Вы отметили, что Ваши куклы были восприняты более демократично за рубежом, нежели в Беларуси. Как Вы считаете, почему белорусский зритель так скептически относится к Вашим работам?

— Я не могу сказать, что белорусы относятся скептически. Сейчас белорусская публика знает меня и многие очень даже любят мои куклы. Просто почему-то так сложилось, что признание и поддержку я получила из других государств. Я безумно благодарна в этом смысле Азербайджану, потому что моя выставочная деятельность в вашей стране имела очень теплую министерскую поддержку и помощь. На самом начальном этапе моего творчества меня очень поддержала и продолжает поддерживать большая и известная бельгийская компания производитель товаров для художников, материалами которой я неизменно пользуюсь уже около 10-ти лет. Мои куклы, в своем большинстве, находятся у коллекционеров Европы и России. Надеюсь, что в будущем я, как художник, буду также востребована и в своей стране.

— Поделитесь впечатлениями о Вашей персональной выставке «Ночная сказка» в Баку? Помимо этого, какое впечатление на Вас произвел Баку и его жители, ведь Вы были у нас не в первый раз и уже успели обзавестись азербайджанскими друзьями?

— В Баку я приезжаю уже, как в родной город. Конечно, в первую очередь, я говорю о людях. Я всегда с большой теплотой еду, в первую очередь, не на очередную выставку, а в Музейный центр к его директору Лиане Везировой, в галерею «Арт Кукла», к моему другу художнице, мастеру авторской куклы Фарах Алиевой и ее семье. Баку всегда в моем сердце, а моя персональная выставка «Сказки на ночь» прошла чудесно и душевно. Когда я планирую новые проекты, Азербайджан всегда одна из первых страх в списке, в которой я бы хотела снова выставиться.

— Не думали ли Вы о создании коллекции кукол представительниц разных народов мира, включая расовые особенности?

— Спасибо, я подумаю над вашей идеей (улыбается). На самом деле, помимо славянских, я часто леплю своим куклам азиатские, восточные, греческие и негроидные черты лица. Правда, одеваю я их или в фантастические наряды, или в соответствии с современными модными тенденциями. Но это, конечно, очень интересно, попробовать поработать и над национальными костюмами разных стран.

— Не сложно заметить, что многие Ваши куклы внешне похожи на Вас. А что касается внутреннего мира Ваших героинь? Имеют ли они сходство с Вами?

— Конечно. Они и есть мой внутренний мир. Как иначе? Художник должен быть честным и показывать именно то, что у него в душе. Это форму носа и разрез глаз я могу подсмотреть в лице модели, а внутренний мир можно вложить только вместе со своей собственной душой.

— Почему Вы создаете исключительно представительниц прекрасной половины человечества. Не хотели бы Вы восстановить гендерный баланс, сделав и мужскую куклу?

— Причина в моем кардинально разном отношении к мужчинам и женщинам. Женщины для меня целиком понятны. Мне легко перенести в кукольную скульптуру те или иные женские черты и характер. Я могу восхищаться и любоваться женщинами. А вот с мужчинами все иначе. Как правило, если это восхищение, то настолько сильное, что тут, как правило, не выразить ни скульптурой, ни словами. За всю историю моего творчества я могу насчитать не более 10-ти мужских кукол, и это притом, что я всего создала более двухсот работ (смеется).

— Галина, для Вас важно знать, кто приобретает Вашу работу?

— Да, это очень важно для меня. Я хочу, чтобы кукла, сделанная моими руками и с частичкой моей души, жила у хороших людей. Если вы зададите этот же вопрос другому художнику по куклам, то он даст вам аналогичный ответ. Если художник творит искренне, а не подстраивается под конъюнктуру рынка, для него всегда важна судьба собственного творения.

— Вы выставлялись в разных странах. Скажите, выставка, в какой стране запомнилась Вам, например, лучшей организацией, лучшей атмосферой или не понравилась вовсе?

— К счастью, мне всегда все нравится. Самый радушный и теплый прием и отличная организация всегда на кукольных биеннале в Баку. Это чистая правда и со мной согласятся многие мои коллеги. Очень люблю выставку Салон кукол на Тишинке (Россия) и нашу белорусскую выставку Панна DOLL’я. Она относительно молодая, но организаторы работают всегда на высоком уровне.

— Кукольное искусство – это довольно дорогостоящее занятие. Насколько окупают себя затраты на материалы и прочее?

— Сложно сказать. Чем больше ты создаешь и продаешь кукол, тем больше приходится тратить на выставки и материалы. Чем успешнее художник, тем больше хочется творить и реализовывать различные проекты. А это всегда тянет за собой еще большие расходы. Но в целом, я не жалуюсь и благодарна судьбе, что я занимаюсь любимым делом и могу жить со своего творчества.

— Расскажите про Вашу последнюю серию работ. Чему она посвящена?

— Весь 2017 год я создаю будуарные куклы. У них довольно легкая и понятная многим миссия — красиво сидеть в интерьере и радовать хозяев дома. Как только я закончу последнюю 12-ую куклу, я, скорее всего, закрою коллекцию и издам красивый красочный каталог.

А в данный момент я работаю над моделью для тиражной полиуретановой куклы. Это будет игровая будуарная кукла с наполовину текстильным телом. Полюбившиеся многим пропорции и лица кукол в них сохранены. Такие перемены в творчестве позволят мне намного быстрее создавать кукол и сократить очередь из желающих их приобрести.

— Говорят, что творчество – это самовыражение автора. В этой связи хотелось бы узнать следующее, что Вы хотите сказать людям своим творчеством? Что донести до зрителя?

— В каждой коллекции, и уж тем более, в каждой конкретной кукле, заложена своя мысль. А иногда их даже несколько. Поэтому всем своим творчеством я неустанно говорю со зрителем… обо всем на свете… Но, пожалуй, все мои персонажи объединяет одно большое желание — любить и быть любимой, понимать и быть понятой. А еще огромная вера в то, что все непременно будет хорошо или еще лучше.

— Галина, большое спасибо Вам за интересную и содержательную беседу. Мы Вам желаем удачи, новых выставок и всегда рады видеть Вас в Баку.

— Благодарю, Рустам! Вам спасибо за интерес к моему творчеству.

Фотографии предоставлены Галиной Дмитрук

Рустам Гасымов

"Куклы - это очень личное, это фактически голая я...".

Галина Дмитрук — известный в Беларуси и за рубежом мастер авторской интерьерной куклы. Работы художницы экспонировались на международных и республиканских выставках в Беларуси, России, Украине, Азербайджане, Германии, Бельгии, Чехии, Испании. Куклы Галины являются лицом компании «The Clay and Paint Factory» (Бельгия) и популярного бренда скульптурного материала «Darwi». За семь лет автором создано около ста произведений. Работы художницы находятся в частных коллекциях в Беларуси, России, Украине, Германии, Швейцарии, Бельгии, Испании, Чехии и США.

"Я журналист по профессии, филолог по образованию — учительница белорусской языка и литературы", — сказала художница. — Но в какой-то момент я поняла, что мои руки требуют работы со скульптурным материалом. И вот уже семь лет это является моей профессией".

По словам Дмитрук, она вносит в свои работы очень много мистического и иррационального, того, что она переживает внутри. "Мои работы — это преувеличение красок, гротеск, я ищу что-то настоящее в человеческих чувствах, в отношениях и передаю в куклах. А получается ли это готика, сюрреализм или модернизм, не могу объяснить",

"Я хочу продолжать развиваться как художник, я хочу продолжать выставляться, я хочу продолжать показывать свои работы там, где хотят меня видеть. К счастью, для меня вопрос денег остро не стоит. У меня изначально некоммерческие работы. Нужно быть совершенно сумасшедшим, чтобы рассчитывать на то, что мою "такую" куклу купят, рассчитывать, что на это можно жить. Работы я делаю настолько невписываемые ни в какие рамки, что и в рамки классических кукол для продажи они не вписываются.

Бесконечная красная линия

Золотая антилопа

Красная комната

Комната с видом на розовый сад

Комната с потайной дверью

"Обнаженная - не значит развратная, обнаженная - значит беззащитная, оголенная... как нерв!"

К сожалению, многие зрители дальше отдельных внешних деталей не идут. А жаль. Кстати, intimus с латыни - не пошлый и порнографичный, а внутренний, личный, глубинный. У каждой моей куклы, если не глазеть, а всматриваться, можно увидеть столько символов, столько мелочей - там каждый миллиметр объясняется, каждый миллиметр куклы, каждый миллиметр пространства вокруг нее.

Например, эта работа, где кукла в сыре с мышеловкой на пальце, - это человек, погрязший в собственных желаниях, их заложник. Там нужно смотреть, читать. Но большинство зрителей даже не думает об этом.

Желтая комната

Или, например, "Красная комната", где все видят девушку в пеньюаре с ушками зайчика. Образы, которые нам подсказывает журнал "playboy". На самом деле эта работа о том, как тебя оголяют, с тебя снимают шкуру, кожу - в угоду моде. В глазах этой девушки, запертой в клетку-коробку, зажатой в угол, - чувства не игрока, но игрушки. Но этого сразу не замечают, не хотят видеть. Смотрят пропорции, длину ног, губы, глаза, грудь. А ведь у каждой куклы история - история непростая, история сложная. Зрителю, быстро осмотрев куклу, стоило бы остановится и задуматься: "Что-то же этим всем хотел сказать автор, зачем-то ведь он ее сделал...".

Красная комната

Зеленая комната

Черная комната

Комната для двух сестер

― Свою первую куклу я увидела во сне. Проснувшись, нашла какую-то деревяшку и интуитивно, не имея никаких специальных навыков, вырезала голову, руки и ноги. Профессиональный этап творчества начался немного позже. ― Наверное, все идет из детства. Я была такая вредина (смеется) ― все время ближе к «темненькому» персонажу. И до сих пор меня просто разрывает от этого образа. В нем есть что-то дико притягательное и живое. Однако отнюдь не все мои работы такие своенравные. Есть и та же романтичная девушка, ожидающая своего принца на белом коне, и наивная глупышка с рыжими локонами. Среди них нашлось место даже испепеляющей одним лишь взглядом старой деве.

астер интерьерной куклы Галина Дмитрук создает неповторимые и неординарные женские образы. Выставка ее работ под названием «Lux interior» проходит в Музее современного изобразительного искусства.

По мнению автора, это не просто куклы — это куклы-картины, раскрывающие двойственность понятий свободы, моды и красоты, которые смотрят на нас из полумрака композиций глазами, полными внутреннего света. В то же время Галина отвергает напрочь понятие «мода» относительно своих кукол.

Также она рассказала, что на создание образов ее вдохновляют, как ни странно, мужчины. «Мне часто говорят: «Галя, твои куклы так похожи на тебя!», но моя главная муза — мой супруг, и все мои куклы похожи на него! Он видит меня постоянно: в грязной рубашке, среди разбросанных кисточек и красок… Но я не думаю об этом. Мне кажется, я живу совершенно другой жизнью, не такой, как другие люди, я вечно в своих фантазиях. Мне хочется верить, что мои фантазии изменят мир к лучшему», — отметила Галина. Тем, кто пришел сюда, я хочу сказать, что эти куклы не имеют ничего общего ни с женской грациозностью, ни с модельным бизнесом — ничего абсолютно», — отметила художница. А на вопрос, почему все куклы у нее получаются такими мрачными, Галина Дмитрук заявила: «Это не злые, не черные, не драматичные работы. Они просто сложные. Если вы это поймете, то наградой вам будет катарсис, это я вам обещаю».

Галина Дмитрук — известный в Беларуси и за рубежом мастер авторской интерьерной куклы. Работы художницы экспонировались на международных и республиканских выставках в Беларуси, России, Украине, Азербайджане, Германии, Бельгии, Чехии, Испании. Куклы Галины являются лицом компании «The Clay and Paint Factory» (Бельгия) и популярного бренда скульптурного материала «Darwi». За семь лет автором создано около ста произведений. Работы художницы находятся в частных коллекциях в Беларуси, России, Украине, Германии, Швейцарии, Бельгии, Испании, Чехии и США.

уклы Галины Дмитрук (те что я видела) довольно таки большие, примерно метр роста, и совершенно живые. Ее работы вдохновили меня попробовать поработать с пластикой, конечно это далеко от ее работ, но это мой опыт, но сейчас не об этом.
Итак не буду больше томить, думаю равнодушных не будет, эти девочки неповторимы…





































Недавно мне посчастливилось познакомиться и пообщаться с замечательным автором кукол , Галиной Дмитрук .

Она создает потрясающих авторских интерьерных кукол.




Расскажите немного о себе

— Я не люблю говорить о себе. Если бы могла достаточно красноречиво выражать свои мысли и чувства, то писала бы стихи, романы, мемуары… Но весь мой рассказ о себе можно прочесть только в моих работах: в изломанных линиях поз, удлиненных в бесконечность пальцев рук, влажных глазах. В моих куклах я передаю почти все, что происходит в моей жизни в данный момент.
Я живу и работаю в Белоруссии. В разных городах. У меня нет какого-то конкретного фиксированного места, мастерской. Моя мастерская у меня в голове.




С чего Вы начинали и как пришли к куклам?

— Творчество было в моей жизни всегда. Рисунок, скульптура, всевозможные виды декоративно-прикладного искусства, фотография. К сожалению, в детстве я не проявила настойчивости и не получила художественного образования. Ведь мои родители хотели, чтобы их дочь непременно получила «серьезную профессию». По образованию я филолог и журналист. Наверное, если бы моя тяга к искусству была не столь сильной, так бы и работала до сих пор корреспондентом одного из белорусских каналов… Но все вышло иначе. В 22 года я нашла в себе смелость бросить практически все, что у меня было и посвятить себя исключительно творчеству.






С Какими материалами Вы работаете и почему остановили свой выбор именно на этих материалах?

— Первая моя кукла была из дерева. Потом начался этап лепки из скульптурного пластилина и фармовки. Сначала я делала кукол из гипса, потом — фарфора. Сейчас я выбрала оптимальный для себя вариант — лепка с нуля из самозатвердевающей глины. Когда лепишь новую куклу, не используя уже готовые формы, то постоянно совершенствуешься в скульптуре. Это для меня сейчас самое важное — постоянно повышать свой профессиональный уровень, умения. Тем более, что сейчас директор компании, которая производит мою любимую и самозатвердевающую глину, это мой хороший друг и коллекционер. А я имею возможность не только любоваться на фото своей куклы на каждой пачке darwi roc, но и участвовать советом в улучшении формулы материала.






Что Вас вдохновляет?

— Вдохновляет меня почти все. Преимущественно, конечно, люди. Точнее, эмоции, которые эти люди способны вызвать. Не смотря на устоявшийся стиль, мои куклы очень разные. От безумно красивых до страшных и пугающих. Все дело в том, что моя жизнь очень многогранна и противоречива.




Расскажите немного о Ваших куклах, как рождается образ? Создается ли эскиз и как долго идет процесс от рисунка до готовой куклы?

— Куклы рождаются постоянно в моей голове. Знаете, это ведь не просто «а не сделать ли мне девочку в голубом платье?...» обычно это сложные и сумбурные переживания, рассуждения… Я не рисую эскиз, никакой продуманности нет в моих работах изначально. Просто я начинаю работу над очередной куклой и постепенно наделяю ее символами, значениями… Колористические и композиционные решения приходят уже в процессе.




Кто создает парички, одежду, аксессуары для Ваших работ?

— Вся кукла, каждый ее миллиметр — это только моя работа. Так должно быть всегда. В противном случае куклу нельзя было бы с полным правом назвать авторской.





- Вы делаете кукол на заказ?

— Я не делаю кукол на заказ. Уже очень давно. Я не преследую в своем творчестве изначально коммерческую цель. Для меня важно донести зрителю мысль, задумку, образ, а не угодить кому-то и получить за это деньги.

- Есть ли у Вас еще увлечения помимо кукол?

— У меня маленький ребенок, семья. Учитывая, что я работаю над куклами по 14 часов в день, больше ни на что времени не остается.





— Моя последняя коллекция называлась high heels. Премьера состоялась на выставке «искусство куклы» в декабре. Эта коллекция-размышление о женщинах, постоянно балансирующих между красотой, которая спасет мир и красотой, которая требует жертв. Высокие каблуки — это метафора. Это тот 16-ти сантиметровый пьедестал, на который женщина сама себя воздвигает. При этом, шпилька ставит женщину в двойственное положение: одновременно это и сила, стойкость, самостоятельность, твердость, но вместе с тем и хрупкость, неустойчивость, шаткость положения. Одеть высокие каблуки — это всегда женский вызов обществу. И справиться с ролью женщине на пьедестале дано немногим.









Вы даете мастер-классы?

— Я их не даю.
Изредка, раза два в год я провожу мастер-шоу по просьбе компании, которая производит дарви рок.
Такие мастер-шоу я проводила во Франкфурте, Сингапуре, Ялте, Москве. Они бесплатные и собирают обычно очень много людей.








Пожелаем Галине творческих успехов, конечно же, вдохновения и много новых коллекций!


















20 фото


Ее картины раскрывают двойственность понятий «мода», «красота» и «свобода». Мастер авторских интерьерных кукол Галина Дмитрук стремится разрушить привычное представление о кукольном искусстве, смешивая формы, переосмысливая классические образы и отражая разные состояния души. «Мои куклы не имеют ничего общего с фэшн-индустрией. Я не пропагандирую ни эротику, ни анорексичные пропорции как образ женской красоты. На создание этих работ меня вообще вдохновляют мужчины. Ведь дело не во внешних формах, а в эмоциях: влюбленность, сострадание, огромное счастье», — объясняет Галина.

Тем не менее организовать выставку таких откровенных работ в Минске довольно сложно:«Многие картины прикрыты. Эта нагота воспринимается как эротика, порнография, как эпатаж. Но ведь моя нагота — это откровение, беззащитность, оголенный нерв, — рассказывает художница. — Я не хочу шить складочки на платьях. Гораздо интереснее показать человеческое тело, поработать с формами, с мышцами, с движением. Поэтому мои куклы зачастую скорее не одеты, чем одеты».

Впрочем, Галина предлагает зрителю не делить кукол на составляющие, разглядывая ноги, губы или глаза. Лучше всматриваться в символы, вглубь картины. «Это мышка, пойманная в мышеловку, — объясняет наша героиня. — Она сделана как механическая мышь, как игрушка, которая стала жертвой собственных желаний. Например, жертва чревоугодия».

А вот эта колдунья варит зелье. «Она вваривает туда свои волосы. Никому нельзя желать зла, — уверена Галина. — Когда готовишь зелье для кого-то, ты ввариваешься в это сам, а потом страдаешь от этого».

Одна из любимых работ художницы — кукла в содранной кроличьей шкуре. Своего рода альтер эго Галины: «Это не Playboy, не зайчик с ушками в красивом красном пеньюаре. Это человек, с которого содрали его собственную шкуру в угоду моде. „Красная комната“ очень близка мне. Не куклы голые, а я голая перед зрителем. Часто себя так чувствую. Будто с меня что-то срывают».

В повседневной жизни Галина — очень энергичный и веселый человек. Мы спросили, почему же все ее куклы такие грустные.

«Я боюсь клоунов. Мне кажется, что застывшая улыбка — это лицемерие. Практически у каждой моей куклы есть маленькая слезка. Ведь плач — очень чистая эмоция. Плакать можно от счастья, от горя, от ностальгических воспоминаний, от хорошей музыки, — рассказывает мастер. — При этом не обязательно улыбаться широкой улыбкой или кривить губы в трагической линии. Иногда происходит катарсис, и вы плачете от того, что наконец-то поняли смысл этой жизни».

«Улитка и ее идеальный дом» — работа, с которой началась идея о комнатах и пространствах.«Мы не должны мешать другим, создавая свое пространство. Всем должно быть комфортно. Эта работа — обращение к людям, которые думают, что я в депрессии и делаю каких-то мрачных чертиков, — объясняет героиня. — Нет, я вижу все в ярких, контрастных цветах. Черный для меня не символизирует траур. Черный — полотно, на котором видна любая фальшь, ложь, любой недостаток».

За семь лет своего творчества Галина сделала около ста кукол. На создание одного персонажа требуется минимум два месяца. Сейчас в работе еще шесть фигурок. «Я хочу, чтобы мои куклы прожили не 2—3 года, а остались после меня на 50 или даже на 100 лет, — улыбаясь, рассказывает художница. — Поэтому я делаю их из дорогостоящей фурнитуры, очень качественных антикварных тканей. Глаза покупаю в Германии. Но мои картины — не декоративная вещь. Это форма, в которую вложено очень глубокое содержание: мое отношение к людям, к миру, к красоте. Это моя жизнь».

Кукол Галины чаще можно увидеть на выставках за границей, чем в Беларуси. Ее работы охотно приобретают коллекционеры из Германии, Бельгии, Швейцарии, США. «Я не хочу экспонировать свои работы там, где публика посмеется или скривится, — говорит мастер. — Не стоит кого-то лишний раз раздражать, навязывать то, что не нравится. Думаю, белорусский зритель должен воспитать себя сам. А мне нужно развиваться, ехать куда-то, демонстрировать свои куклы-картины».

Нередко приходится сталкиваться с непониманием и осуждением со стороны белорусов:«Зачастую что-то новое воспринимается белорусским зрителем очень скептически. А принимать и понимать начинают только после того, как это похвалено в Европе. Почему нашему зрителю так сложно пон

Выставка Галины Дмитрук «LUX INTERIOR»


Работы Галины Дмитрук вызывают неизгладимые впечатления. Впрочем Вы можете убедиться в этом с ами, выставка продлится по 30 марта (Независимости 47, малый зал Музея современного изобразительного искусства).