Прозаседавшиеся художественные средства. Анализ стихотворения маяковского прозаседавшиеся


Стихотворение «Прозаседавшиеся» было создано поэтом в 1922 году. Тогда Маяковскому стало понятно, что революция, на которую были возложены такие большие надежды, не могла искоренить негатива, столетиями копившегося в государстве. Именно тогда поэт решил, что лучшим способом борьбы с этими отрицательными явлениями и будет сатира.

Название

Подготовить анализ «Прозаседавшихся» Маяковского школьнику не составит труда, ведь стихотворение читается легко. При знакомстве с произведением читателю сразу же бросается в глаза его название. Ведь, как и в любом другом художественном творении, название наделено большой смысловой нагрузкой. Однако в этом произведении оно задает весь эмоциональный тон.

У читателя сразу же возникает образ утомленных людей, которые мучимы усталостью от долгого заседания, так как они потратили очень много времени, но ничего не смогли достичь. Слова, которым поэт озаглавил свое стихотворение, в действительности в русском языке не существует. Это неологизм, специально выдуманный Маяковским по той модели, которая уже существует в русском языке (точно так же построены и слова «прослушавший», «просмотревший»). Иными словами, данное понятие обозначает, что некто производил определенные действия, однако не добился нужного результата.

Кого высмеивает поэт

В анализе «Прозаседавшихся» Маяковского можно упомянуть, что в своем произведении автор высмеивает бюрократов. Эта прослойка населения была объектом сатиры еще для Гоголя и Салтыкова-Щедрина, однако теперь, в послереволюционное время, их деятельность лишь приобрела немного другую окраску. Поэт упоминает в своем произведении названия различных организаций - «-полит», «-просвет», «-ком». И читателю становится понятно, что количество этих заведений не окупается качеством.

Метафора в произведении

В анализе стиха «Прозаседавшиеся» Маяковского следует рассказать и о применении метафоры. Поэт использует этот прием в выражении «дела бумажные», чтобы усилить впечатление. Ведь так сразу же представляется ворох различных документов, многочисленных вопросов, которые несчастные бюрократы должны решить в течение рабочего дня. Поэт мастерски формирует образ государственной машины, которая создает совершенно ненужные и непонятные простому смертному законы. А он между тем является тем «винтиком», до которого никому нет никакого дела.

Преувеличение

Анализ «Прозаседавшихся» Маяковского заставляет задуматься над тем, каких масштабов достигает бюрократия. Герой произведения не может в течение долгого времени получить аудиенцию, чтобы решить свой вопрос, поскольку некто Иван Ваныч постоянно занят решением каких-то глобальных вопросов.

Поэт упоминает одну из главных черт бюрократии в советскую эпоху - это абсурдность. В своем стихотворении он описывает, как проводится целое заседание по поводу приобретения «склянки чернил». Это преувеличение призвано еще раз подчеркнуть, каких масштабов достигла бюрократия в эпоху СССР.

Также нужно отметить и еще одну немаловажную деталь: заседание происходит в семиэтажном здании. То есть только такая огромная постройка может вместить всех бюрократов. Также гиперболизировано и последнее заседание, на котором опять исчезает Иван Ваныч: «А-бе-ве-ге-де-е-же-зе-ком». С помощью этого преувеличения поэт подчеркивает, что чиновников не волнует, по какому именно вопросу заседать - важен сам факт собрания.

Гротеск

Подготавливая анализ «Прозаседавшихся» Маяковского, нужно упомянуть и о таком приеме в произведении, как гротеск. Кульминация произведения приходится на тот момент, когда его главный герой, наконец, в ярости врывается в зал заседания. Здесь уже Маяковскому недостаточно гиперболы, чтобы описать происходящее, и он использует прием гротеска. Читатель видит ужасающую картину: «…сидят людей половины». Герой стихотворения шокирован, ведь воображение нормального человека не способно вместить описываемую картину. Простой человек не может вообразить себе, что, для того чтобы успевать одновременно на два бюрократических заседания, он должен раздвоиться.

Проще всего сделать анализ стихотворения «Прозаседавшиеся» Маяковского по плану. Многоплановость произведения в том, что оно является и сатирическим, и содержит в себе фантастический гротеск, и описывает актуальные проблемы общества. Также стоит отметить тот факт, что для присутствия на заседании не обязательна верхняя часть туловища, где находится голова. Нижняя половина спокойно присутствует на этом собрании. Поэт этим хочет подчеркнуть, что для советских бюрократов вовсе не важен сам процесс заседания, главное - на нем присутствовать. Значение имеет только форма, а не содержание.

Эпитеты

Анализ стихотворения «Прозаседавшиеся» Маяковского необходимо дополнить и описанием эпитетов. В своем произведении автор описывает кошмар, который испытывает главный герой произведения, в мучениях пытающийся осмыслить все то, что вокруг него имеет место. Поэт использует немало литературных средств выразительности, чтобы донести до читателя, что происходит с его героем. Эпитеты «взъяренный», «дикие» указывают на то, что главное действующее лицо уже дошло до точки кипения из-за нелепости бюрократии.

С помощью метафоры «врываюсь лавиной» поэт подчеркивает решимость своего героя, которая полностью его захлестывает. Деепричастие «изрыгает» (проклятия) сразу же вызывает ассоциации с настоящим диким зверем, а может быть, и драконом. Этим поэт еще больше усиливает преувеличенность, гротескность описываемой ситуации.

Анализ стихотворения «Прозаседавшиеся» Маяковского по плану

План анализа произведения может быть приблизительно таким:

  1. Название и автор.
  2. Основная мысль (сформулирована в качестве афоризма, мечты о том, чтобы заседания были искоренены).
  3. Тема (гневное обличение бюрократии).
  4. Жанр (здесь это фельетон в стихотворной форме).
  5. Эмоциональное воздействие на читателя.
  6. Особенности композиции.
  7. Художественные средства.
  8. Впечатление школьника.

Характеристика главного героя

Герой стихотворения заинтересован не только в том, каким образом будет рассматриваться его дело, но и тем, что будет со всей этой бюрократической системой. Он является романтиком, который пытается уйти от действительности в свои мечты, ведь поэт пишет, что он еще способен увидеть «рассвет ранний» и «утро». И он мечтает о том, что когда-нибудь эта жизнь изменится.

Вывод

Мы рассмотрели анализ стихотворения «Прозаседавшиеся» Маяковского. Кратко состояние лирического героя в конце произведения можно описать так: он уверен, что бюрократия - это страшная болезнь, и в своем желании бороться с ней не знает других средств кроме тех, что предлагает само государство.

Однако, говоря о своей мечте, главный герой стихотворения даже не замечает, что сам уже является составляющей частью этой нелепой чиновничьей машины, поскольку она превозмогла его и заставила жить по собственным законам. Это видно по его восклицанию в заключительной части стихотворения, где он мечтает о «заседании» по случаю «искоренения всех заседаний». Даже тот язык, которым главный герой выражает свою мечту, тоже становится канцелярским. Так поэт осуждает ту часть общества, которая отреклась от результатов революции и посвятила свою свободу лишь формальному воплощению ее идей.

Чуть ночь превратится в рассвет,
вижу каждый день я:
кто в глав,
кто в ком,
кто в полит,
кто в просвет,
расходится народ в учрежденья.
Обдают дождем дела бумажные,
чуть войдешь в здание:
отобрав с полсотни —
самые важные!-
служащие расходятся на заседания.

Заявишься:
«Не могут ли аудиенцию дать?
Хожу со времени она».-
«Товарищ Иван Ваныч ушли заседать —
объединение Тео и Гукона».

Исколесишь сто лестниц.
Свет не мил.
Опять:
«Через час велели прийти вам.
Заседают:
покупка склянки чернил
Губкооперативом».

Через час:
ни секретаря,
ни секретарши нет —
голо!
Все до 22-х лет
на заседании комсомола.

Снова взбираюсь, глядя на ночь,
на верхний этаж семиэтажного дома.
«Пришел товарищ Иван Ваныч?» —
«На заседании
А-бе-ве-ге-де-е-же-зе-кома».

Взъяренный,
на заседание
врываюсь лавиной,
дикие проклятья дорогой изрыгая.
И вижу:
сидят людей половины.
О дьявольщина!
Где же половина другая?
«Зарезали!
Убили!»
Мечусь, оря.
От страшной картины свихнулся разум.
И слышу
спокойнейший голосок секретаря:
«Оне на двух заседаниях сразу.

В день
заседаний на двадцать
надо поспеть нам.
Поневоле приходится раздвояться.
До пояса здесь,
а остальное
там».

С волнением не уснешь.
Утро раннее.
Мечтой встречаю рассвет ранний:
«О, хотя бы
еще
одно заседание
относительно искоренения всех заседаний!»

Анализ стихотворения «Прозаседавшиеся» Маяковского

В. Маяковский, как известно, был яростным сторонником революции. Он презирал буржуазное общество и жаждал его уничтожения. Приход к власти большевиков поэт встретил с восторгом. Он радостно приветствовал лозунги о строительстве совершенно нового общества. Постепенно радость Маяковского ослабевает. Несмотря на значительные внешние изменения в душе люди остаются прежними. Возвращаются те же самые отрицательные явления, против которых и была направлена революция. Одной из таких вечных российских проблем является бюрократия. Ей Маяковский посвятил стихотворение «Прозаседавшиеся» (1922 г.).

Произведение начинается с радостной картины раннего начала трудовой деятельности. В молодой стране Советов люди полностью поглощены полезным трудом. Отдыхать некогда, с рассвета многочисленные учреждения наполняются работниками, охваченными трудовым энтузиазмом. Но сразу же появляются иронические интонации автора. Работа начинается с отбора наиболее важных («полсотни»!) дел. Но вместо того, чтобы приступить к их изучению, работники отправляются на заседания.

Появляется сам лирический герой. В его обращении к секретарше («Не могут ли аудиенцию дать?») уже заложена горькая насмешка. Революция провозглашала уравнение всех в правах, но советский проситель вынужден униженно обращаться к рядовому начальнику, как к высокой персоне в царское время. Секретарша также невероятно занята, ее ответ максимально лаконичен и краток. Для рядового посетителя он даже не всегда понятен. Откуда ему знать, что значит «заседание Тео и Гукона»?

Лирический герой проводит время в бесконечном блуждании по лабиринтам лестниц и коридоров в поисках неуловимого «Иван Ваныча». Его до сих пор не могут принять, так как на повестке дня очень «важный» вопрос – «покупка склянки чернил». Абсурдность ситуации подчеркивается тем, что в скором времени исчезает и секретарша, так как она тоже обязана присутствовать на каком-то заседании.

Наконец, ближе к ночи поиски автора заканчиваются успехом: он выясняет, где проходит очередное заседание. Отбрасывая все правила и приличия, герой врывается на него. Его глазам открывается страшная гротескная картина: в зале находятся только половинки людей. Автор думает, что сошел с ума, но секретарь его успокаивает. Так как заседания часто проходят одновременно, люди раздваиваются и присутствуют наполовину в разных местах. Эта чудовищное фантастическое зрелище олицетворяет собой буйно расцветшую советскую бюрократию, которая совершенно утратила человеческий облик. Последнее желание лирического героя в начале нового рабочего дня – увидеть «заседание относительно искоренения всех заседаний!».

Стихотворение Маяковского «Прозаседавшиеся» — очень меткий удар сатиры на злобу дня. Уже в начале 20-х гг. советская бюрократия принимала невероятные размеры и значение. В этот период еще возможна была ее критика, чем пользовались талантливые авторы.

В современной литературе много писателей-сатириков. Едва ли не каждый третий стремится клеймить и обличать. Но были времена, когда «истину царям с улыбкой говорить» было опасно. По-настоящему сатирическим признано творчество М. Е. Салтыкова-Щедрина и Н. В. Гоголя. Сатира как особый вид литературы призвана обличать пороки общества или видных представителей этого самого общества.

Поэт-футурист Владимир Маяковский тоже любил сатиру. Он называл ее «оружия любимейшего род». Ему, «агитатору, горлану, бунтарю», она действительно была по плечу. Поэт, конечно, больше славил Отечество, «которое есть», и «трижды – которое будет». Он верил в «коммунистическое далеко», а все, что мешает победному движению в будущее, должно быть устранено, сброшено под откос истории.

Очень много сатиры было создано им во время Гражданской войны – знаменитые «Окна РОСТа», в которых он высмеивал буржуев, белогвардейцев и обывателей. После Октябрьской революции и установления новой власти появилась новая беда: «вылезло из-за спины РСФСР мурло мещанина». Маяковский не стеснялся в выборе средств, используя даже брань.

Большой цикл его произведений посвящен борьбе с бюрократизмом. Одно из первых стихотворений – «Прозаседавшиеся» , анализ которого и будет представлен. По жанру это фельетон в стихотворной форме, потому что в нем изображено обобщающее явление - привычка много и долго заседать. Отсюда и название – «Прозаседавшиеся». Это авторский неологизм, ведь глагола «прозаседаться» в русском языке нет, но читатель легко найдет аналогию со словами «проиграться», «промотаться», обозначающими высшую степень действий, которые не приводят ни к чему хорошему. Таким образом, название стихотворения определяет не только тему, но и отношение к ней автора.

В стихотворении есть сюжет : герой пытается попасть на прием к Иван Ванычу (обобщенное имя неизвестного начальника), но тот вместе со своими сотрудниками непрерывно заседает. Мытарства героя длятся целые сутки: с момента, когда «чуть ночь превратится в рассвет» до времени, в которое герой встречает «рассвет ранний» . Конечно, главным сатирическим средством становится гипербола – преувеличение. Так, «дел бумажных» так много, что они «обдают дождем» , и даже самых важных – «с полсотни» .

Поэтому так много заседаний и приходится проводить, при этом причины их либо пустячны (например, «покупка склянки чернил Губкооперативом» ), либо нелепы, абсурдны – «объединение Тео с Гуконом» , то есть Театрального отдела Главполитпросвета с Главным управлением коннозаводства. Если эти организации существовали на самом деле, то для передачи многообразия малопонятных наименований учреждений автор использует иронические обозначения:

Кто в глав,
кто в ком,
кто в полит,
кто в просвет, расходится народ в учрежденья.

И уж совсем саркастично звучит невразумительное сокращение, включающее чуть ли не весь алфавит: «А-бе-ве-ге-де-е-же-зе-ком» . Таким образом, высмеивая бессмысленные сокращения, Маяковский использует каламбур, то есть игру слов.

Последняя сцена выглядит гротескно: здесь преувеличение достигает фантастических размеров: герой видит, как «сидят людей половины» , ведь

Поневоле приходится раздвояться!
До пояса здесь,
А остальное
Там.

Конечно, этот образ возник на основе известного разговорного выражения: «Мне что ли надвое разорваться?» По сути, Маяковский использует это выражение в буквальном смысле, добиваясь сатирического эффекта. Такое переосмысление известных пословиц и поговорок характерно для творчества Маяковского.

Очень важны для оценки событий и перемены в настроении лирического героя. Если вначале он говорит сдержанно, с некоторой долей иронии: «Не могут ли аудиенцию дать?» , так как ходит уже «со времени она» , то потом у него сдают нервы и он, «взъяренный, на заседание врывается лавиной, дикие проклятья дорогой изрыгая» . А от вида разорвавшихся прозаседавшихся у него «свихнулся разум» , и теперь он мечтает, казалось бы, о несбыточном:

О, хотя бы
еще
одно заседание
относительно искоренения всех заседаний!

Здесь Маяковский пародирует канцелярский стиль. Мечта героя, таким образом, тоже гиперболична, но читателю становится понятно, что нужно навсегда прекратить эту заседательскую волокиту.

  • «Лиличка!», анализ стихотворения Маяковского
  • «Облако в штанах», анализ поэмы Владимира Маяковского
  • «Послушайте!», анализ стихотворения Маяковского

1. История создания. В. Маяковский был преданным сторонником революции и советской власти. Но после победы в Гражданской войне советское общество стало вновь приобретать дореволюционные черты, причем в преувеличенном виде. Возникало новое мещанство. Буквально на глазах распухал бюрократический аппарат. Ответом Маяковского на эти отрицательные явления стало стихотворение "Прозаседавшиеся" (1922 г.).

2. Жанр произведения - сатирический фельетон.

3. Основная тема произведения - беспощадное обличение бюрократизма. В 1922 г. в России было окончательно уничтожено белое движение. Начинался период восстановления разрушенного хозяйства. Новая власть энергично взялась за дело, не имея в нем практически никакого опыта. Единственный выход видели в создании многочисленных бюрократических учреждений. Главный герой с иронией перечисляет: "глав", "ком", "полит", "просвет".

Во всех этих непонятных учреждениях с самого утра лежит груда дел, из которых только самых важных - "с полсотни". Чиновники разбирают дела, но занимается не ими, а отправляются на заседания. Главному герою необходимо решить какую-то проблему. Он вежливо спрашивает "Иван Ваныча", но узнает, что тот заседает по бессмысленному вопросу: "объединение Тео и Гукона" (Театральный отдел Главполитпросвета и Главное управление конезаводства). Начинаются мучительные мытарства просителя по нескончаемым лестницам и коридорам. В очередной раз он узнает, что проходит заседание по поводу "покупки склянки чернил". В конце концов весь состав учреждения, включая секретарей, уходит на заседание комсомола.

Последней каплей для главного героя становится сообщение, что проходит "заседание А-бе-ве-ге-де-е-же-зе-кома". Вконец измученный проситель разражается бранью и врывается на это заседание. Перед ним открывается гротескная картина: заседают половинки людей. Главный герой в ужасе, он пытается звать на помощь. Его успокаивает секретарь, спокойно заявляя, что все присутствующие заседают в двух местах одновременно.

Потрясенный проситель возвращается домой, кое-как засыпает и просыпается с одной единственной мечтой о "заседании относительно искоренения всех заседаний!". Советский бюрократизм действительно в короткий срок достиг небывалых размеров. В начале 20-х гг. об этом еще можно было открыто говорить. Маяковский вел решительную борьбу с этим явлением, чем навлек на себя подозрения и последующую травлю критиков.

4. Композиция стихотворения последовательная.

5. Размер произведения - классическая "лесенка" Маяковского.

6. Выразительные средства . Стихотворение основано на иронии, гиперболе ("исколесишь сто лестниц"), гротеске ("сидят людей половины"). Маяковский традиционно использует неологизмы ("прозаседавшиеся", "раздвояться") и искаженные слова ("оря").

7. Главная мысль произведения - многочисленные учреждения не помогают восстановлению экономики, а только тормозят развитие страны. Чиновники проводят время в бессмысленных заседаниях, в то время как многим людям необходимо срочно решить какие-то вопросы.

Главным оружием В. Маяковского против несправедливости в обществе было резкое саркастичное слово. Образцом этого пласта творчества является стихотворение «Прозаседавшиеся», которое изучают в 8 классе. Предлагаем облегчить подготовку к уроку, используя краткий анализ «Прозаседавшиеся» по плану.

Краткий анализ

История создания – произведение было написано осенью 1922 г., когда поэт убедился, что Октябрьская революция не стала спасительным кругом для народа.

Тема стихотворения – взаимоотношения простых людей и чиновников, рабочие будни тех, что заседают в кабинетах.

Композиция – Стихотворение написано в форме монолога лирического героя, который рассказывает о том, как пытался попасть в кабинет чиновников. Рассказ героя можно разделить на две смысловые части: бесконечные хождения по лестницам в попытках попасть на прием к чиновнику и рассказ о заседании, на которое ворвался лирический герой.

Жанр – фельетон.

Стихотворный размер – написан ямбом, стихи разностопные, строки рифмуются непоследовательно, большинство и них объединены перекрестной рифмовкой АВАВ, также использует параллельную ААВВ и кольцевую АВВА.

Метафоры «исколесишь сто лестниц», «взъяренный, на заседание врываюсь лавиной», «сидят людей половины», «поневоле приходится раздвояться. До пояса здесь, а остальное там».

Эпитеты «верхний этаж» , «дикие проклятия», «страшная картина», «спокойнейший голосок», «утро ранее» .

История создания

История создания произведения связана с послереволюционной действительностью. Известно, что до переворотов В. Маяковский выступал против царского режима. Он надеялся, что революция изменит жизнь простого народа к лучшему. Очень скоро поэт убедился, что надежды были тщетными. Многое в «новой» стране вызывало у него возмущения и иронию, например, отношение «верхушки» к людям. Невеселые наблюдения стали основой для написания в 1922 г. «Прозаседавшихся». Стихотворение относится к послеоктябрьскому периоду творчества Владимира Владимировича.

Тема

В стихотворении автор развивает тему чиновнических рабочих будней. Свои раздумья он щедро «заправляет» сарказмом и иронией. Проблема раскрывается через восприятие представителя народа, которому пришлось побегать по кабинетам чиновников. Этот мужчина и является лирическим героем.

Сначала герой знакомит нас с представителями власти. Он рассказывает, как те каждый день спешат на свои рабочие места, где их уже ждут сотни бумажек, которые чиновники быстро разбирают и спешат на заседания. Далее лирическое «Я» переходит к описанию своих «скитаний по кабинетам».

В каждом из них его ожидает один ответ: «Товарищ такой-то ушли заседать» . Героя просят подождать час, а когда он возвращается, не застает даже секретарей: те тоже ушли заседать на комсомольских собраниях.

В. Маяковский прекрасно понимает, что на этих заседаниях не решается ничего важного, и это он с неприкрытой иронией демонстрирует читателю: «Заседают: покупка склянки чернил Губкооперативом» .

До конца дня, потраченного на беготню по лестницам, терпение лирического героя иссякает. Он, не сдерживая ругани, врывается на одно из заседаний. Увиденное его ошарашивает: в зале сидят только половины людей. Мужчине кажется, что это происки дьявола. Секретарша, привычная к таким «половинчатым» заседаниям, рассказывает, что по-другому чиновники не успеют побывать на всех собраниях.

В последней строфе оказывается, что герой провел под кабинетами целый день. К вечеру у него созрела единственная мечта, чтобы прошло заседание «относительно искоренения всех заседаний». Последняя строка отражает идею произведения. Автор показывает, что заседания - не показатель того, что чиновники решают важные дела. Это простая трата времени, от которой страдают простые люди.

Композиция

Основой для композиции произведения является время: все события вкладываются в сутки. Стихотворение написано в форме монолога лирического героя, который рассказывает о своих «приключениях» под кабинетами чиновников. Монолог делится на две смысловые части: описание бесконечных блужданий по лестницам в попытках попасть на прием к чиновнику и рассказ о заседании, на которое ворвался лирический герой.

Формально стихотворение делится на строфы с разным количеством строк. Некоторые стихи состоят из одного-двух слов. Такая хаотичная форма характерна для футуристической литературы.

Жанр

Жанр стихотворения - фельетон, так как В. Маяковский открыто, резко высмеивает современный ему общественный строй. Написаны строки произведения разностопным ямбом. Автор использует все виды рифмовки, некоторые строки не рифмует вовсе.

Средства выразительности

Художественных средств в тексте не очень много, что объясняется особенностями содержания и системой образов. Большинство тропов являются инструментом для передачи иронического и саркастичного восприятия действительности. В начале произведения используется гипербола, когда рассказывается о «дожде бумажек» и сотнях лестниц, которые прошел за день герой.

Также в тексте есть метафоры - «исколесишь сто лестниц», «взъяренный на заседание врываюсь лавиной», «сидят людей половины», «поневоле приходится раздвояться. До пояса здесь, а остальное там» и эпитеты - «верхний этаж» , «дикие проклятия», «страшная картина», «спокойнейший голосок», «утро ранее» . Особую роль для донесения идеи играет метафора, описывающая раздвоение людей.

Тест по стихотворению

Рейтинг анализа

Средняя оценка: 4.4 . Всего получено оценок: 39.