Используя карту приливов, определите, какой высоты достигают приливы: на Средиземноморском побережье Африки___________________________ на юго-востоке


1) Экватор пересекает Африку почти посередине.
2) Нулевой меридиан не проходит через
территорию Африки.
2. Установите соответствие между крайними
географическими точками Африки и их
координатами.
1) мыс Игольный А) 10° с.ш. 51° в.д.
2) мыс Рас-Хафун Б) 14° с.ш. 17° з.д
В) 35° ю.ш. 19° з.д.
Г) 37° с.ш. 9° в.д.
3. Определите имя известного английского
путешественника, исследовавшего внутренние
части Африки.
1. Ч. Диккенс 3) Д. Ливингстон
2. К.Линней 4) Ч. Дарвин
4. Установите соответствие между именем
исследователя, направлением его работы в
Африке и районом, который он изучал.
имя исследователя район изучения
1) Д. Ливингстон А) Центральная и
Восточная Африка
2) В. Юнкер Б) Центральная и Южная
Африка
3) Н. Вавилов В) северо-восточная часть
материка
направление его работы
а) собрал образцы культурных растений,
определил родину пшеницы
б) открыл водопад, исследовал реки и озера
внутренней части Африки
в) провел топографическую съемку
территории, гидрологические и
метеорологические наблюдения
5. Определите верное утверждение.
1. В Африке имеются высочайшие в мире
горные системы.
2. На севере материка расположены обширные
равнины, однако нередко они высоко приподняты
над уровнем моря.
6. Определите название гор, расположенных на
северо-западе Африки.
1. Капские горы 3) Атласские горы
2. Драконовы горы 4) Эфиопское
нагорье
7. Северная Африка отличается
1. богатством полезных ископаемых
осадочного происхождения
2. богатством полезных ископаемых
магматического происхождения
8. Определите тип климата по описанию.
«Здесь происходит смена воздушных масс по
сезонам года. Атмосферные осадки выпадают в
течение одного сезона. Осад ков выпадает до 1000
мм».
1) субэкваториальный
2) тропический морской
3. субтропический
4. экваториальный
9. Почему Африка - самый жаркий материк Земли?
1) Большая часть Африки находится между
тропиками
2) Африку омывает самый тёплый океан Земли -
Индийский
3) Здесь расположены крупнейшие пустыни мира
4) Здесь зарождаются раскалённые ветры самум
10. Определите верное утверждение,
1. Нил полноводен в течение всего года.
2. Нил разливается лишь в сезон дождей.
11. Определите верное утверждение.
1. Озера Восточной Африки имеют
преимущественно тектоническое происхождение
котловин.
2. Котловина озера Виктория имеет
ледниковое происхождение.
12. На реках Африки много порогов и водопадов.
1. Это объясняется особенностями
рельефа территории.
2. Это объясняется историей освоения
территории.
3. Это затрудняет судоходство на реках.
13. Верно ли, что природные зоны Африки
закономерно сме няют друг друга с севера на юг?
1) да 2) нет
14. Выберите природные зоны, встречающиеся в
Африке.
1) зона жестколистных вечнозеленых лесов и
кустарников
2) тропические пустыни
3) саванна
4) смешанные леса
15. Определите виды животных, соответствующих
природной зоне влажных экваториальных лесов
1) муха цеце, пекари, окапи
2) бегемоты, слоны, термиты, птица-секретарь,
гиены и шакалы
16. Выберите утверждения, верно характеризующие
населе ние Африки.
1. В северной части Африки проживают в
основном нег роиды.
2. Негроиды проживают в основном в
центральных час тях материка.
3. Представители европеоидной расы
проживают в се верной части материка и на
крайнем юге.
4. Жилища местных жителей отражают
особенности природы данной местности.
17. Выберите утверждения, верно характеризующие
Северную Африку.
1. 1) Климат Северной Африки
тропический континентальный и субтропический.
2. 2) Наиболее известной страной с
древнейшей историей и культурой является Египет,
3. 3) Во всех странах Северной Африки
население относится к европеоидной расе.
4. 4) Саванны и редколесья - наиболее
распространенная природная зона Северной
Африки.
18. Определите страну по ее описанию.
Эта страна - одна из крупных по площади
территории на материке, омывается водами двух
моей. Население в основном арабы. Туризм
является одной из основных статей доходов страны.
Здесь находится одно из чудес света.

Государственный океанографический институт Главного управления гидрометеорологической службы (ГУГМС) при Совете Министров СССР выпускает «Постоянные таблицы приливов», состоящие из трех книг: «Воды европейской части СССР и прилегающих зарубежных районов», «Воды азиатской части СССР и прилегающих зарубежных районов» и «Зарубежные воды». Каждая книга содержит две части: ч. I - предвычисление моментов и высот полных и малых вод в основных портах, ч. II -поправки для вычислений приливов в дополнительных пунктах, гармонические постоянные приливов и ряд вспомогательных таблиц. В Постоянных таблицах входным аргументом в ч. I являются астрономические параметры приливов, вычисляемые по времени кульминации Луны N и учитывающие изменения параллакса Луны С. Эти параметры выбирают в приложении «Астрономические данные N и С» к ч. I на заданную дату.

В таблицах («Воды европейской части СССР и прилегающих зарубежных районов») даются данные о приливах для основных портов и 149 дополнительных пунктов. Данные о высоте и времени приливов в основных портах приведены в виде постоянных характеристик, отнесенных к астрономическим величинам N и С.

Таблицы дают возможность с достаточной для практических целей точностью предварительно вычислить времена и высоты полных и малых вод, а также высоты уровней в промежуточные моменты для ряда отдельных пунктов. Ч. I содержит наиболее полные и точные сведения о приливах для небольшого числа основных портов, ч. II - поправки для получения данных о приливах в дополнительных пунктах. Данные о приливах даются по поясному времени декретный час не учитывается.

Вычисление высот и моментов полных и малых вод в основных портах на заданные сутки производят в следующем порядке.

По дате из приложения к ч. I «Астрономические данные» выбирают величины N и С и по оглавлению ч. I находят страницу, на которой помещена табл. 1 для данного основного порта. После этого из табл. 1 по аргументу С выписывают значения моментов и высот для целой части N и интерполяционные поправки на дробную часть N (эти поправки вписаны в таблице между смежными в вертикальном направлении моментами полных и малых вод и указывают число минут изменения времени приливов на 0,1 N); если для данного целого значения N какой-либо момент отсутствует (прочерки в таблице), то его восстанавливают. Для этого берут момент выше строчкой и увеличивают его на 10Д/, а высоту находят как среднее из значений, расположенных выше и ниже прочерка (Аt-временное изменение момента в минутах, соответствующее изменению N на 0,1). Затем складывают табличные значения с интерполяционными поправками и получают время полных и малых вод; интерполяционные поправки к высотам находят линейным интерполированием между смежными табличными величинами.

Вычисление высоты уровня моря в основном порту на заданный (промежуточный) момент между полной и малыми водами производят в следующем порядке. Вначале рассчитывают высоты уровня для двух моментов полной и малой вод, между которыми находится заданный момент; после определяют время роста Tр или падения ТП прилива, в зависимости от того, где находится промежуточный уровень - на подъеме или на спаде уровня: T р = t пв - t мв; Т П = t мв - t п.в, и промежуток времени AT от заданного момента до ближайшего момента полной или малой воды. Затем рассчитывают величину прилива В = = h ПB - h мв, а из интерполяционной таблицы в ч. I по аргументам TР(П), AT и В выбирают поправку высоты уровня Ah в метрах. Если в заданный момент атмосферное давление отличается от нормального (760 мм или 1010 мб), то из табл. 8 (постоянные) или табл. 6 (ежегодные) «Поправки высот уровня моря на атмосферное давление» выбирают поправку к высоте уровня на давление Ahр.

Фактическая глубина моря (Гл) рассчитывается по глубине, показанной на карте (Глk), и высоте уровня моря (h):


Время, когда прилив достигает заданной величины, определяют с помощью интерполяционной таблицы в следующем порядке.

Рассчитывают величину поправки Ah, которая при сложении с высотой малой или вычитании из высоты полной воды давала бы заданную величину прилива:


Затем в нижней части интерполяционной таблицы в строке, соответствующей величине прилива, находят поправку Ah, а от Ah в строке, соответствующей Тр(п), берут поправку к моменту полной или малой воды. Далее, сложив ее с моментом полной (малой) воды, получают время наступления прилива заданной высоты.

Предвычисление приливов в дополнительных пунктах выполняют с помощью ч. II методом сравнения.

Вначале в алфавитном указателе Таблиц находят порядковый номер дополнительного пункта и с ним как с аргументом входят в табл. I ч. II, выбирают название основного порта, к которому относится дополнительный пункт, поправки к моментам полных и малых вод и коэффициент прилива. После этого для основного порта рассчитывают моменты и высоты полных и малых вод и, придав им соответствующие поправки времен, получают моменты полных и малых вод в дополнительном пункте.

Для получения высот полных и малых вод в дополнительном пункте умножают высоты полных и малых вод основного порта на коэффициент прилива.

Расчеты, связанные с нахождением моментов и высот промежуточных уровней для дополнительного пункта, аналогичны расчетам для основного порта.

Для дополнительных пунктов, имеющих поправки к средним сизигийным и квадратурным приливам, средние высоты сизигийных и квадратурных приливов определяют сложением этих поправок с соответствующими высотами основного порта. В промежуточные дни между сизигией и квадратурой можно пользоваться средними поправками.

Для нахождения дат сизигийных и квадратурных приливов в Таблицах приливов имеются сведения о фазах и склонениях Луны (табл. III) . Прибавляя к моментам наступления различных фаз Луны возраст прилива, можно определить дату сизигийного или квадратурного прилива. Практически сизигийные или квадратурные приливы считаются в пределах ±2 суток от соответствующей рассчитанной даты приливов.

Кроме Постоянных таблиц, выпускаются Ежегодные таблицы приливов, состоящие из четырех книг. «Зарубежные воды» представлены двумя книгами: «Атлантический, Индийский и Северный Ледовитый океан» и «Тихий океан». Каждая книга Ежегодных таблиц состоит так же, как Постоянные таблицы, из двух частей.

Часть I - Моменты наступления и высоты полных и малых вод в основных портах. Их получают без каких-либо промежуточных действий. По оглавлению и дате отыскивают соответствующую страницу ежегодника (на каждый пункт их несколько), на которой приведены полные данные о моментах наступления и высотах полных и малых вод в данном пункте на данную дату.

Расчет промежуточных высот уровня в пунктах, где действуют правильные промежуточные и суточные приливы, производят с помощью Интерполяционной таблицы.

Для районов, где характер прилива искажается мелководьем или другими причинами, в Таблицах приливов помещаются специальные дополнительные интерполяционные таблицы по вычислению промежуточных высот уровня прилива.

Построение ч. II Ежегодных таблиц и методы решения задач для дополнительных пунктов одинаковы с Постоянными таблицами.

КАРТЫ ПОГОДЫ

Точно так же, как географы составляют топографические карты, используя контурные линии и соединяя точки равной высоты, метеорологи обозначают области высокого и низкого давлений линиями, соединяющими точки равного давления. Эти линии называют изобарами. На картах погоды (синоптических картах) изобары позволяют оценить направление и скорость градиентного ветра. По рисунку изобар можно определить области циклонов с центром низкого давления и антициклонов с центром высокого давления. Вообще говоря, чем ниже давление в центре циклона, тем выше вероятность проливного дождя. Чем глубже циклон, тем больше перепады давления и соответственно сильнее ветер. Аналогично, чем выше давление в антициклоне, тем слабее будет ветер. Яхтсмен должен уметь читать эти карты, чтобы иметь представление об изменениях погоды и соответственно организовать предстоящее плавание.

Яхтсмен может составить собственную изобарическую карту на основании информации метеорологической службы в прогнозе для судов, перенеся ее на специально отпечатанный бланк карты. Прогноз для судов содержит около 500 слов, и, как правило, ни одно из них не бывает лишним. Чтобы не пропустить чего-либо из этой информации, необходимо выработать своего рода вид стенографической записи. Можно использовать также официальный свод условных обозначений метеорологической службы, внеся в них некоторые изменения.

Прогноз для судов обычно состоит из четырех частей:

первая содержит краткое сообщение о штормовых предупреждениях;

вторая - информацию о состоянии погоды;

третья - прогноз в районе на следующие 24 ч;

четвертая - отчеты об особых условиях в прибрежных районах, полученные со станций наблюдения за морем по всему побережью.

Рассмотрим запись прогноза для судов в течение одного дня в декабре, который дает специальная служба. Во-первых, в перечне морских районов надо сделать отметки, где ожидаются штормы. Общие синоптические данные, записанные в верхней части листа, дадут информацию о местоположении циклонов, антициклонов, теплых и холодных фронтов. Далее надо записать подробности прогнозов на район. Именно здесь яхтсмену понадобится стенография, так как иначе он почти ничего не успеет записать. Однако надо быть уверенным, что используемая система записи эффективна и достаточно понятна. В этой части приводят данные о ветре, погоде и дальности видимости. Пусть по первым трем районам (в данном примере) по радио сообщают следующие подробности о ветре, погоде и видимости: „Викинг, Фортиз, Кроматри, северный, семь-девять, уменьшающийся до пяти с запада. Снег с дождем. Умеренная до хорошей". Это записывают на карте в виде ряда чисел, букв и условных обозначений. Затем надо рассмотреть прибрежные отчеты. Для первого передают: „Тайри, северный, пять, 27 миль, 1033, растущее". Эти подробности, как и предыдущие, стенографируют. В таблицу записывают изменение давления. Построенная кривая покажет характер изменения давления: поднимается ли оно медленно, падает постепенно или резко и т. д.

Данную информацию с некоторыми усложнениями можно перевести на карту погоды. По мере накопления опыта этот процесс становится на удивление простым. Во-первых, нужно записывать прогнозы изменения ветра в каждом морском районе в соответствующем месте на карте. Положение станций наблюдения за морем отмечают точками и стрелками и показывают направление ветра по данным метеослужбы. Оперение стрелки используют для обозначения силы ветра по шкале Бофорта: один штрих - 2 балла, полштриха - 1 балл. Здесь также указывают атмосферное давление.

Затем строят изобары по значениям давления, приведенным в прибрежных отчетах. Точки равного давления соединяют линиями, рисунок которых определяет положения циклонов и антициклонов (сведения о них получают из метеорологических сводок). Для начала проведите легкие линии мягким карандашом, так как возможно их придется корректировать. В данном примере давление в районе островов Силли и Белл Рок одинаковое (1028 мбар), следовательно, изобара пройдет между этими островами. Направление градиентного ветра параллельно изобарам, но надо учитывать, что в приземном слое существуют искажения (см.с.272), и стрелки, нанесенные с учетом этого, дадут некоторое представление о направлении, в котором пойдут изобары. По логарифмической шкале изобар в верхней части карты приблизительно определяют соотношение между силой ветра по Бофорту и градиентом давления над морем.

Если поместить шкалу на карте, совместив изобару с нулевой отметкой на шкале, то точка, в которой следующая изобара (через 2 мбар) пересечет шкалу, покажет наиболее вероятную силу ветра. С другой стороны, зная силу ветра, можно проложить изобару. Расстояние между изобарами зависит от направления ветра в приземном слое и от скорости движения фронтов. Две другие геострофические шкалы позволяют определить скорость движения фронтов на время составления карты. И, наоборот, промежуток между изобарами можно рассчитать, зная скорость движения фронтов. Получившаяся изобарическая карта может быть не точна, но в море она дает яхтсмену более полное представление об ожидаемых изменениях скорости и направления ветра, а следовательно, и погоды в следующие 24 ч. Только научившись составлять такие карты на берегу, вы сможете безошибочно делать это в море. В процессе составления карт необходимо сравнивать собственную работу с работой профессиональных метеорологов по картам погоды в одной из отпечатанных сводок.

БАРОМЕТРЫ

Наиболее важной, действительно необходимой частью метеорологического оборудования является барометр-анероид. Сейчас во всем мире давление измеряют в миллибарах, поэтому не следует приобретать барометр только с дюймовой или сантиметровой шкалой. Один из дефектов барометра-анероида заключается в том, что пружина его постепенно ослабевает и по истечении одного сезона плавания барометр становится неточным. Однако можно не обращать на это особого внимания, так как яхтсмену гораздо важнее знать не само давление, а его изменение. Так, подъем или падение давления на 3 мбар или более в час предвещает плохую погоду. Регулируют барометр следующим образом. Сообщают местоположение яхты на ближайшую станцию погоды и запрашивают значение давления в миллибарах на среднем уровне моря. Затем уточняют показания барометра, осторожно поворачивая винт на задней стенке.

ПРОИСХОЖДЕНИЕ ПРИЛИВОВ

Причины возникновения приливов, бывшие предметом постоянного изучения в течение многих столетий, относятся к тем проблемам, которые породили много противоречивых теорий даже в сравнительно недавнее время.

Ч. Дарвин писал в 1911 г.: „Нет необходимости искать античную литературу ради гротесковых теорий приливов". Однако морякам удается измерять их высоту и использовать возможности приливов, не имея представления о действительных причинах их возникновения. Информация о приливах, необходимая штурману, приведена в гл. „Навигация", ниже сделана попытка дать простое объяснение происхождению приливов.

Гравитационное взаимодействие

Между Луной и Солнцем существуют силы притяжения. Эти силы в соединении с центробежными, развивающимися при вращении систем Земля-Луна и Земля-Солнце, обусловливают периодические колебания уровня моря - приливы. Большая из сил -лунная - определяет основные черты прилива. Обычно прилив и отлив бывают два раза в сутки. Приливы - это волны; типичный период их составляет 12 ч 25 мин, так как Луна вновь проходит над каждым меридианом через 24 ч 50 мин (лунный день). Максимальное поднятие воды называют полной водой (ПВ), минимальное - малой водой (MB). Как время наступления, так и высоты полной и малой вод меняются каждый день. Примерно в течение недели высота полной воды увеличивается (высокая ПВ), а высота малой воды уменьшается (низкая MB), затем ПВ становится низкой и MB высокой.

В течение суток можно наблюдать одну полную и одну малую воды (суточный прилив) или две полные и две малые воды (полусуточный прилив). Две полные и две малые воды каждые сутки могут быть неодинаковыми по высоте. В полярных районах формируются суточные приливы, а в экваториальных - полусуточные. В других районах приливы смешанные - сочетание суточных и полусуточных с большими перепадами уровней между высотами ПВ и MB.

Кроме того, на высоту прилива также влияет положение Солнца относительно Луны и Земли. Дважды в месяц, когда Солнце, Луна и Земля находятся на одной прямой (когда Луна либо полная, либо новая), сказываются силы притяжения Солнца и Луны, и полная вода будет самой высокой, а малая вода самой низкой. Такой прилив называют сизигийным (не следует путать с аналогичным названием времени года -они не имеют ничего общего). В период между сизигийными приливами Солнце и Луна находятся под прямым углом друг к другу, и воздействие Солнца сводит к минимуму влияние Луны. При этом ПВ будет низкой, a MB высокой. Такой прилив называют квадратурным. Эффект сизигийного и квадратурного приливов проявляется с некоторой задержкой - примерно двое суток.

Несмотря на то что подъем и спад уровня моря в течение многих лет фиксируют в определенных iочках, где прогнозы приливов достаточно точны, капризы погоды могут разрушить характер явления. Так образуются, например, приливные зыби, создавая более высокие или более низкие, чем предсказывалось, приливы. Именно эти приливные зыби вызывают так много отклонений в сизигийном приливе. Пользуясь таблицами приливов для оценки предполагаемых высот полной и малой вод, не считайте, что данные таблиц абсолютно точны.

Направление и скорость приливного течения зависят от встречаемых на его пути препятствий. Например, огибая остров, приливная волна разделяется на потоки, которые затем соединяются, вновь образуя единый поток. Существуют районы (яхтсмены должны знать о них), в прямых узких каналах которого приливное течение ускоряется.

При рассмотрении приливного течения следует помнить о вращении Земли, вследствие которого массы воздуха и воды отклоняются от прямого пути вправо в Северном полушарии и влево в Южном. В результате в Северном полушарии для пролива, протянувшегося с востока на запад, перепад уровней вследствие приливов будет меньше у северного берега и больше у южного. Примером может служить пролив Ла-Манш, где перепад уровней воды у французского побережья больше.

Интересное явление наблюдается в мелководных морских проливах. В некоторых районах пролива перепад уровней воды равен нулю, т. е. приливное течение отсутствует. Такие районы называют амфидромическими и изображают на специальных картах, которые используют для определения высоты прилива при нахождении в открытом море. В узких каналах, расположенных на одной оси с потоком приливного течения возникает эффект „качелей": на одном конце - полная вода, на другом - малая. Это можно сравнить с перемещением шарика по желобу - качелям: когда один конец наверху (высокий прилив), другой -внизу; шарик (приливное течение), перемещаясь по желобу, замедляется, пройдя половину пути, а другой конец качелей начинает подниматься. Таким образом, в канале, протянувшемся с запада на восток, перепад уровней прилива будет больше в тех районах, которые находятся ближе к концам канала.

Яхтсмену в большей степени нужна практическая информация о приливах, нежели знание причин происхождения приливных течений. Подобную информацию на навигационные карты наносят официальные гидрографы, причем высоты приливов указаны относительно высоты, известной как нуль глубин - это низший уровень моря, выведенный по данным уровенных наблюдений, или наименьший уровень, до которого упадет любой отлив при средних метеорологических условиях. Глубины на большинстве карт измерены от этой базовой цифры. Информация о расчетах высот приливов и течениях приведена в гл. „Навигация".

Планирование переходов и навигация в приливной зоне включают в себя две основные задачи:

Как учесть направление и скорость приливно-отливного течения?

Как определить глубину в заданной точке в данный момент времени?

С обеими этими задачами помогает справиться альманах «REEDS», в котором для разных районов плавания приведены таблицы приливов и атласы течений. Попробуем разобрать, как решается задача определения глубины.

Ежегодный альманах содержит два вида интересующих нас страниц: таблицы высот приливов и почасовые атласы приливных течений для разных районов (area). Для расчёта времени и высоты прилива мы будем использовать таблицы приливов и приливные кривые.

Может показаться, что решение задачи определения глубины в нужной точке в выбранной момент времени доступно только людям серьёзно подкованным. Но я попробую показать, что, кроме аккуратности и следования чёткому алгоритму при использовании приливных таблиц, ничего сложного здесь нет. Лишь бы был под рукой альманах и (на первых порах) перед глазами лежал пример решения аналогичной задачи.

В альманахах невозможно привести приливные таблицы для всех портов, гаваней и акваторий. Иначе получился бы гроссбух размером с …. В общем, очень и очень многотомное и громоздкое издание получилось бы. Поэтому в приливных таблицах даны сведения на текущий год по т.н. «первичным портам». А для расчётов глубин «вторичных портов» в разные моменты времени даны поправки. Но обо всем по порядку.

Задача для первичных портов:

Для примера рассмотрим типовой случай. Мы взяли яхту в St Malo на севере Франции и хотим знать, в котором часу утром в воскресенье 24 апреля мы сможем выйти из марины. Марина St Malo, имеет на выходе порог 2 м (Sill). Во время отлива этот порог не даёт воде уйти из марины и поддерживает в акватории марины гарантированные глубины.

Для безопасного прохода над порогом (как и над любыми осыхающими высотами) нам необходимо иметь под килем запас по глубине не менее 1 м.

Осадка нашей 46-ти футовой яхты составляет 1,90 м. Вот и всё условие задачи. Остаётся только добавить, что подчёркнутая цифра 2 в надписи Sill (2 m) даёт значение осыхающей высоты над уровнем минимальных глубин (Chart Datum).


Осадка яхты (Draft), 1.80
Запас по глубине (Safety Clearance), 1.00
Осыхающ. высота, порог (Drying Heigt, Sill), 2.00
1.80+1.00+2.00= 4.80 м.

Т.о. для выхода из марины нужно, чтобы высота прилива в этот момент составляла 4.80 м.

Обратимся теперь к альманаху, к таблицам высот прилива.

2. Следующий шаг - найти ближайший к интересующему нас месту порт.

Все альманахи выпускаются для отдельных районов плавания (areas) и в них приведены данные для крупных портов или для портов, находящихся в особых приливных условиях (Primery Ports или Standart Ports).

Для всех остальных портов и гаваней (Secondary Ports) высоту прилива высчитывают через привязку к одному из первичных портов.
Находим St Malo. St Malo - первичный порт.

Для первичных портов в таблице альманаха приводятся данные наступления малой воды и полной (Low Water и High Water). Они привязаны к поясному времени для каждого дня года. Обратите внимание: некоторые даты выделены синим или красным цветом. Красным помечены даты сизигийных приливов, а синим - квадратурных.

Необходимо обращать внимание на указанное в таблицах время.

UTC (Universal Time Coordinated) или UT - всемирное скоординированное время - основа гражданского времени - современная версия среднего гринвичского времени.

3. Привести судовое время к поясному.

Все таблицы приливов построены с использованием поясного времени, по которому люди живут в интересующем вас районе плавания.

Время бывает летним и зимним. В альманахе дано зимнее время, а летнее нужно получать из значений альманаха. Для этого в верхней левой части шапки сделано напоминание:

subtract (или add) __ hours for UT

For (название региона) Summer Time add (или subtract) ___ hour in non-shaded areas

Т. е. (например):

Часовой пояс - 0100,

отнят 1 час из Мирового времени.

Для летнего времени Франции добавить 1 час в данные незатенённой зоны.

Внимание! В альманахе данные относящиеся к зимнему времени затенены (чтобы случайно не перепутать).


Время в таблицах и на картах принято писать, не отделяя часы от минут точками или тире: 1030

3. Определение времени малой и полной воды


Чтобы определить время малой и полной воды (LW и HW) надо к табличному значению времени добавить один час.

И тогда исправленное время с соответствующими данными (LW и HW) в таблице выглядели бы так.


Из полученных в таблице значений, понятно, что мы можем выходить из марины в 12-18, когда глубина полной воды будет 9.8 м. Но мы рассчитали, что для прохода над злополучным порогом нам достаточно, чтобы высота прилива в момент выхода составляла 4.80 м. Как же определить этот «нужный нам момент»?

4. Определение времени, когда в нужной нам точке будет безопасная глубина прохода

Обратимся к приливной кривой (Tidal Curves).

Это график изменения высоты уровня моря, который используется для определения высоты прилива в настоящее время. Обычно на графике обозначены две кривые: красная - для сизигийных и синяя - для квадратурных.


Нам нужно выйти между первой малой и первой полной водой, т. е. утром между 0644 (3.4 м) и 1218 (9.8 м).

На нижней оси малой воды (L.W.Hts.m) поставим точку А, соответствующую первой (утренней) малой воде - 3.4 м.

На верхней оси полной воды (Н.W.Hts.m) поставим точку В, соответствующую первой (утренней) полной воде - 9.8 м. Соединяем точки прямой линией. Эта линия условно характеризует подъём уровня воды во время прилива.

Нас интересует уровень в 4.80 м. Поднимаем от отметки 4.80 перпендикуляр до пересечения с прямой АВ и находим точку С. Из точки С проводим горизонтальную линию до пересечения с приливной кривой.

Поскольку дата нашего выхода близка к дате квадратурного прилива (26 апреля, вторник), можно считать, что точка пересечения D с синей квадратурной кривой будет близка к искомому результату.

Теперь для определения точного времени выхода нужно воспользоваться осью времени, расположенной под приливной кривой.

В центре мы видим время полной воды (HW), оно у нас определено из таблицы - 1218.

Слева, на 6 часов назад расположилось время первой малой воды (LW), справа на 6 часов вперёд - время второй малой воды за эти сутки.

Из точки D пересечения с приливной кривой опустим перпендикуляр на ось времени и получим точное время выхода, когда уровень прилива достигнет нужного нам значения.

У нас получилось, что нужного уровня прилив достигнет за 3 часа 50 минут до времени полной воды, т. е. в 8 часов 28 минут. Начиная с этого времени мы можем спокойно и безопасно выходить из марины, имея при пересечении порога запас по глубине не менее 1 метра. Для удобства под осью времени расположены пустые прямоугольники, куда можно вписать значения каждого момента времени до и после наступления полной воды в 1218.

1. Составьте классификацию движений воды в океане, исходя из причины их возникновения. Заполните схему

2. Чем цунами отличается от штормовых ветровых волн?

Цунами - это волны, которые возникают в результате моретрясений, а ветровые волны - результат деятельности ветра. Цунами - это поступательное движение воды, а ветровые волны - колебательные.

3. Какое значение имеют океанические течения?

Океанические течения влияют на климат территории, Холодные течения приносят похолодание и сухость, а теплые - потепление и осадки. Также течения переносят органические вещества, способствуя их распределение их по океанах.

4. Используя карту океанов в атласе, нанесите на контурную карту:

а) места самых высоких приливов - зелёным цветом

б) тёплые течения Гольфстрим, Северо-Атлантическое, Куросио, Южное Пассатное, Северное Пассатное, Бразильское и Гвианское - красным цветом

в) холодные течения Перуанское, Лабрадорское, Канарское, Западных Ветров, Бенгельское - синим цветом

Подпишите течения начальными буквами их названий

5. Представьте, что случилась авария на нефтеналивном танкере в районе экватора у восточных берегов Южной Америки. В результате аварии произошёл разлив нефти. В каких районах океана могут обнаружиться следы этой аварии? Для ответа используйте карту океанов в атласе.

Следы этой аварии могут обнаружиться в любой части океана, потому что течения разнесут нефть. Например, Северное пассатное течение перенесет нефть в течение Гольфстрим, то в свою очередь в Северо-Атлантическое, потом - в Канарское или в Норвежское. Южное пассатное течение перенесет нефть в Бразильское течение, потом в течение Западных Ветров и потом по южной части Тихого, Атлантического и Индийского океанов.