Технология выполнения фактурной отделки поверхностей. Фактурная отделка поверхностей


Фактура лицевой поверхности (ее внешний вид, обусловленный характером обработки) – важный признак облицовочных изделий, позволяющий в той или иной мере выявить декоративные возможности камня.

В зависимости от выбранной фактуры рисунок и цвет камня при желании могут быть полностью выявлены или, наоборот, затушеваны.· Разнообразный рельеф некоторых фактур создает на поверхности камня своеобразный рисунок светотени, который придает приятный внешний вид даже тем изделиям, которые не обладают высокой естественной декоративностью.

Основные виды фактур регламентируются соответствующими стандартами на изделия из облицовочного камня и в зависимости от способа получения подразделяются на две группы: абразивные и скалывания. К абразивным фактурам относят пиленую (видов А, Б и Bi), обработанную ультразвуком, шлифованную, лощеную и полированную, к фактурам скалывания – «скалу» («шубу»), бугристую, рифленую, бороздчатую, точечную и термообработанную. Остановимся кратко на следующих фактурах.

Рис. 37. Пиленая фактура вида А (на мраморе)

а - полученная распиловкой алмазными штрипсовыми пилами;

Рис. 38 Пиленая фактура вида Б (на граните)

Рис. 39. Пиленая фактура вида Б1 (на граните)

Рис. 40. Фактура, обработанная ультразвуком (на граните)

Рис. 41. Шлифованные фактуры (на граните)

а – грубошлифованная; б – тонкошлифованная

Рис. 42. Лощеная фактура (на граните)

Рис. 43. Полированная фактура (на граните)

Пиленая А (рис. 37, а и б) – получается без специальной обработки, в результате распиловки камня алмазным инструментом (штрипсовыми или дисковыми пилами). Для поверхности характерны редкие единичные неровности с максимальной высотой (глубиной) до 3 мм на фоне нормального плоского поля с равномерной шероховатостью 4 класса III площадью до 90 – 95 % от общей поверхности. В зависимости от использованного алмазного инструмента неровности могут иметь вид редких прямолинейных царапин, вертикальных и горизонтальных ступенек (при распиловке алмазными штрипсами) или дугообразных борозд (при распиловке дисковыми пилами). При использовании высококачественного алмазного инструмента и тщательном соблюдении рационального регламента распиловки качество этой фактуры можно значительно повысить, практически исключив упомянутые неровности, что позволяет приблизить ее к шлифованной фактуре. Область применения фактуры пиленой А – изделия из горных пород средней прочности и низкопрочных для наружной облицовки зданий.

Пиленая Б (рис. 38) – образуется также без специальной обработки, посредством распиловки камня гладкими стальными штрипсовыми пилами с дробью. Поверхность характеризуется наличием резко выраженных отдельных неровностей в виде борозд дугообразной, реже прямолинейной формы глубиной до 3 мм на фоне нормального плоского поля с равномерной шероховатостью 1-2 класса площадью до 80 % от общей поверхности. Отдельные участки поверхности могут быть загрязнены следами оксидов железа в виде ржавых пятен и полос, часть борозд заполнена уплотненным шламом. Область применения фактуры пиленой Б – изделия из прочных горных пород для настилки полов, отделки подземных переходов, облицовки цокольных частей зданий и т. п.

Пиленая Б 1 (рис. 39) – получается путем очистки поверхности с фактурой пиленой Б пескоструйным или химическим методом (обычно воздействием кислотой), вследствие чего отличается от фактуры пиленой Б отсутствием следов оксидов железа и шлама. Область применения – та же, что и у фактуры пиленой вида Б.

Обработанная ультразвуком (рис. 40) – образуется в результате ультразвуковой обработки поверхностей с фактурами вида пиленая А, пиленая Б, пиленая Бь Рельеф поверхности аналогичен рельефу вышеперечисленных фактур. Характерным для фактуры лицевой поверхности, обработанной ультразвуком, является наличие слабого матового блеска при достаточно четко выявленных цвете, рисунке и структуре камня. Область применения – изделия преимущественно из прочных кристаллических горных пород для настилки полов, облицовки цокольных частей зданий и т. п.

Шлифованная фактура

Шлифованная (рис. 41) -получается в результате обработки лицевой поверхности камня шлифовальным инструментом. В зависимости от зернистости используемого инструмента можно выделить три вида шлифованных фактур: грубошлифованную, среднешлифованную и тонкошлифованную. При грубошлифованной фактуре поверхность имеет равномерную шероховатость со следами обработки в виде борозд дугообразной формы глубиной до 0,5 мм (шероховатость I-2 класса). Рисунок, цвет и структура камня в данной фактуре проявляются крайне слабо, поверхность, как правило, имеет значительно более светлый тон, чем после обработки на последующих операциях шлифовки – полировки. Для среднешлифованной фактуры характерна также равномерно-шероховатая поверхность, хотя в данном случае следы инструмента на поверхности едва заметны. Неровности рельефа при этой фактуре составляют до 0,005 мм, что соответствует шероховатости 6 класса.

Тонкошлифованные фактуры

Тонкошлифованные фактуры характеризуются равномерно-шероховатой поверхностью без видимых следов обработки (шероховатость 7 класса). Рисунок, цвет и структура камня при данных фактурах выявляются более полно, чем при грубо- и среднешлифованных фактурах, в то же время порода приобретает более темный оттенок.

Область применения шлифованных фактур – изделия из горных пород прочных и средней прочности для настилки полов и выполнения наружной и внутренней облицовок.

Лощеная фактура

Лощеная (рис. 42) – выполняется путем обработки шлифованной поверхности камня мелкозернистым доводочным (лощильным) инструментом. Характеризуется гладкой матовой поверхностью темных тонов без каких-либо следов обработки с полным выявлением цвета, рисунка и структуры камня (шероховатость поверхности соответствует 8 классу). Область применения лощеной фактуры – изделия из горных пород средней прочности и прочных для настилки полов и внутренней облицовки зданий и сооружений.

Полированная

Полированная (рис. 43) – достигается обработкой лощеной поверхности полировальным инструментом (иногда процесс называется накаткой глянца). Для этой фактуры характерен зеркальный блеск поверхности (до 150-200 относительных единиц по шкале блескомера) с четким отражением окружающих предметов. Полированная фактура полностью выявляет цвет, рисунок и структуру камня (шероховатость поверхности отвечает 9-10 классам).

Рис. 50. Микрорельеф поверхности

а – при точечной фактуре; б – при термообработанной фактуре

Область применения полированных фактур – изделия их горных пород прочных и средней прочности для внутренней облицовки стен и колонн (реже настилки полов), а также изделия из прочных пород для наружной облицовки цокольных частей зданий и т. п.

«Скала» («шуба»)

«Скала» («шуба») – получается в результате ручного или механизированного скалывания камня закольником по периметру или раскалыванием его по двум противоположным граням инденторами (ножами) колочных станков. Для фактуры «скала» характерен грубый рельеф лицевой поверхности (широкие сколы и острые гребни) с высотой неровностей 50-200 мм, без видимых следов обработки (рис. 44). Область применения – изделия преимущественно из прочных горных пород для облицовки цокольных частей зданий, откосов набережных, подпорных стенок, элементы садово — парковой архитектуры и т. п.

Бугристая (рис. 45) – достигается обработкой поверхности шпунтом или узкой скарпелью. При бугристой фактуре поверхность имеет равномерную обработку (чередование бугров и впадин с неровностями рельефа до 50 мм) с малозаметными на глаз следами обработки. Область применения – та же, что и у фактуры «скала».

Рифленая

Рифленая (рис. 46) – выполняется путем обработки поверхности троянкой или алмазными дисковыми пилами. Для рифленой фактуры характерна равномерно шероховатая поверхность с непрерывными параллельными бороздами глубиной до мм. Область применения – изделия преимущественно из горных пород средней и низкой прочности для облицовки пилонов, наружных стен зданий, колонн и т. п.

Бороздчатая

Бороздчатая (рис. 47) – образуется в результате механизированной обработки поверхности камня пластинчатой бучардой или катучей фрезой. При бороздчатой фактуре поверхность имеет равномерно-шероховатый характер с параллельными прерывистыми бороздами глубиной до 2-3 мм. Область применения – изделия из горных пород прочных, средней и низкой прочности для устройства лестниц (ступени), оформления набережных (парапеты, откосы), укладки полов путевых платформ метрополитена.

Точечная

Точечная (рис. 48) – получается при механизированной обработке поверхности камня крестовой бучардой. Поверхность приобретает равномерно-шероховатый характер со следами обработки бучардой и равномерно расположенными выступами (высота рельефа до 2 мм). Область применения – изделия из прочных горных пород для облицовки цокольных частей зданий, настилки полов, устройства лестниц (ступени) и т. п.

Термообработанная

Термообработанная (рис. 49) – образуется при обработке поверхности термоинструментом. Для фактуры характерна поверхность со следами шелушения с заглаженными выступами отдельных участков и неровностями рельефа до 10 мм (рис. 50). Область применения – изделия из прочных горных пород (поддающихся термообработке) для облицовки набережных (парапеты, откосы), устройства лестниц (ступени), элементы подземных переходов и т. п.

Шпаклевку после приготовления наносят на поверхность шпателем, хорошо разравнивают, накладывая ее ровным слоем толщиной до 3-4 мм. По нанесенной шпаклевке накатывают жестким узорчатым валиком рисунки. Чтобы валик не прилипал к шпаклевке, его периодически смачивают водой при масляной шпаклевке и скипидаром или бензином-растворителем при клеевой.

После просушки полученной рельефной поверхности ее следует слегка прочистить шкуркой, закрасить клеевой, масляной, эмульсионной или другой краской.

Хорошо выглядит окраска, выполненная лессировочным колером, который наносят на предварительно проклеенную поверхность. Проклейку выполняют 5-процентным раствором животного, казеинового или растительного клея.

Это делают для того, чтобы масло не оставляло расплывающихся пятен. Лессировочный состав лучше всего приготовить так. Развести густотертые краски смесью из 1 части олифы, 2 частей скипидара или бензина-растворителя и 0,1 части сиккатива. Окрашивают этим составом поверхности пистолетом-распылителем или широ-, кой кистью, например флейцем, состав наносят тонким слоем.

После окрашивания свеженанесенный состав тут же смахивают ветошью или тряпкой с выпуклых частей рельефа. Колер, остающийся в углублениях, образует тени, которые резче подчеркивают и выявляют нанесенную фактуру рисунка.

Матовую окраску получают, добавляя в приготовленный колер 15-20% тонкосеяного мела, растертого на скипидаре или бензине-растворителе. На скипидаре или бензине-растворителе разводят также и тертые краски, иногда добавляя в них небольшое количество раствора 5-процентного мыла.



Глянцевую окраску получают, покрывая окрашенные поверхности светлым масляным лаком.

Работу по фактурной отделке лучше всего выполнять вдвоем. Один будет наносить шпаклевочный состав, другой накатывать рисунок с помощью валика. После обработки поверхности валиками, ее просушки и шлифовки приступают к окрашиванию.

Фактурная окраска. При фактурной окраске жидкую шпатлевку накладывают на поверхность маховыми кистями или макловицами и затем обрабатывают ее, придавая ей различную фактуру. Офактуренную поверхность окрашивают корпусными или лессировоч-ными составами.

Применяемая для фактурной окраски шпатлевка должна быть пластичной и иметь небольшую усадку. Необходимая пластичность шпатлевки достигается разжижением шпатлевочного состава до такого состояния, чтобы размешивание его палочкой не представляло затруднений и образующийся на поверхности шпатлевки при вынимании палочки конус не опадал и не растекался, а сохранял форму До полного высыхания (рис. 4).

Рис. 4. Проверка пластичности шпатлевки: а - нормальной вязкости, б - жидкий состав, конус растекается

По новой штукатурке фактурную окраску можно производить только после полного ее высыхания и подмазки всех дефектов. Если штукатурка обладает сильной тянущей способностью, следует загрунтовать поверхность 8%-ным раствором животного клея. По старой масляной окраске отделку производят после промывки поверхности водой с содой. Деревянные поверхности сначала олифят, подмазывают трещины и щели, заклеивают крупные трещины марлей или серпянкой, а затем наносят состав. Нанесенный состав обрабатывают различными приемами с помощью разнообразных приспособлений, чтобы придать ему ту или иную фактуру.

Отделку под корзинку выполняют, накладывая шпатлевку с помощью плоской кисти квадратами. Размер стороны квадрата должен быть не более 15 см.

Веерообразную отделку делают по свеже-наложенной шпатлевке торцом маховой кисти или макловицы. Установив кисть в верхней части стены, ее поворачивают на пол-оборота вправо и получают первый рисунок. Затем, переставив кисть по горизонтали, ее поворачивают на пол-оборота влево и получают второй рисунок, частично перекрывающий первый. Выполнив первый горизонтальный ряд рисунков, накладывают второй, сместив рисунок влево на половину его диаметра. Более крупный рисунок получают при обработке поверхности гребешком.


Рис. 5. Фактурные отделки: а - под корзинку, б - веерообразная, в - вертикальными штрихами, г - наклонными штрихами, д - волнообразная, е - рельефными жилками

Отделку вертикальными штрихами выполняют кистью по свеженаложенной шпатлевке.

Для отделки наклонными штрихами используют широкую макловицу с жестким волосом, которой наносят штрихи в различных направлениях. При волнообразной отделке делают волнообразные движения сверху вниз жесткой кистью.

Выполняя отделку рельефными жилками, по свежему слою шпатлевки в различных направлениях наносят удары боковыми сторонами плоской кисти шириной 8-10 см с длинным волосом.

При воронкообразной отделке к поверхности прижимают деревянный круг (диск) диаметром 15 см, толщиной 2-3 см и поворачивают его на ‘Д окружности. Для удобства диск снабжен ручкой. При отделке следят за тем, чтобы каждый новый рисунок несколько перекрывал ранее наложенные.

Отделку завитками выполняют с помощью ложки, которой по свеженанесенному слою шпатлевки делают спиралеобразные движения так, чтобы максимальный диаметр рисунка составлял 18-20 см. Отделку начинают с центра, постепенно кругообразными движениями перемещая ложку к периферии. При этом каждый новый завиток должен несколько захватывать предыдущий.

При отделке под тростник сначала редким гребешком наносят горизонтальную штриховку на свежезашпатле-ванную поверхность для получения фона, по которому затем ручкой ножа накладывают изогнутые в одну сторону вертикальные линии. Линии должны переплетаться, чтобы создавалось впечатление склоненного от ветра тростника.

Отделку под заросли тростника выполняют по свежей шпатлевке закругленной ручкой ножа или кисти, которой проводят тесно переплетающиеся вертикальные и диагональные линии.

Для отделки поверхности под гибкие прутья валиком без рисунка накатывают зашпатлеванную поверхность сверху вниз или наоборот.

Отделку туповкой производят плоской губкой (лучше греческой).

При отделке треугольником плоской стороной треугольника в разных направлениях частично сглаживают наложенную шпатлевку, несколько поворачивая при этом треугольник вокруг оси, чтобы получить на поверхности расширяющиеся отдельные плоскости.

Для отделки под итальянский известняк наложенную цветную (светло-желтую) шпатлевку в отдельных местах на расстоянии 10-20 см обрабатывают туповкой с помощью губки. Следы губки должны быть не слишком широкими, располагать их следует горизонтально. Затем излишнюю шероховатость сглаживают треугольником. После того как шпатлевка немного отвердеет, можно лезвием ножа дополнительно разрезать поверхность на отдельные камни; окончательный вид отделка принимает после окраски поверхности лессировочным слоем из жженой умбры, излишек которой снимают ветошью со всех выпуклостей рисунка, оставляя более окрашенными все углубления.

При отделке под бамбук сначала делают ту-повку свежей шпатлевки с помощью губки. Затем, прикладывая в различных направлениях к шпатлевке плоскую длинную рейку (не шире 2 см), выполняют рисунок бамбука.

Для отделки под камень свежезашпатлеван-ные поверхности торцуют жесткой щеткой-торцовкой. Затем несколько отвердевшую шпатлевку разрезают лезвием ножа на камни.

При отделке под сосновые иглы производят туповку свежей шпатлевки с помощью губки, а затем накатку деревянным валиком (диаметром окоЛо 10 см), вокруг которого спиралью обернута толстая веревка (6-7 витков). Накатывать валиком следует в различных направлениях.

Отделывая стены под обои, предварительно обрабатывают свежую шпатлевку гребенкой, которой делают вертикальные штрихи по всей поверхности. После этого губкой, слегка прижимая ее в отдельных местах к поверхности, производят туповку.

Приведенными примерами не исчерпываются возможности фактурной отделки, так как использование различных гребешков, гребенок, кистей, валиков, а также разнообразных сочетаний их может расширить количество рисунков и видов отделки.

Дальнейшая обработка поверхности состоит в ее окраске. Особенно красива окраска лессировочными составами, которые следует наносить на предварительно проклеенную поверхность, чтобы масло не оставляло расплывающихся темных пятен. Проклеивать поверхности можно 5%-ным раствором животного, казеинового или растительного клея.

При приготовлении лессировочного состава тертые краски разводят смесью из 1 части олифы, 2 частей скипидара или бензина-растворителя и 0,1 части сиккатива. Окрашивают поверхность тонким просвечивающим слоем с помощью широкой кисти или ручного краскораспылителя. После этого со всех выпуклых частей рисунка ветошью частично снимают краски. Все углубления, более насыщенные краской, образуют тени, способствуя выявлению фактуры.

Для получения глянцевой поверхности слой краски дополнительно покрывают масляным мебельным лаком. Чтобы получить матовые поверхности, в приготовляемый колер вводят 15-20% технического мела, растертого на скипидаре или бензине-растворителе. Тертые краски разводят скипидаром или бензином-растворителем и добавляют очень небольшое количество 5%-ного раствора мыла.

Перечисленные выше виды фактурных отделок могут быть выполнены с применением и других составов и приемов отделки по фактуре. Ниже приводится несколько иная технология и техника фактурной отделки.

Поверхность, ранее оштукатуренная, должна быть очищена от набелов и обоев до обнажения штукатурки: новая штукатурка заканчивается нанесением грунта с тщательным его разравниванием и затиркой.

Сметанообразный раствор наносят на совершенно сухую поверхность штукатурки с помощью флейца, начиная с одного из углов. Затем по невысохшему слою теми или иными приемами отделывают фактуру, добиваясь выполнения одного рисунка по всей поверхности. Через 8-12 ч, когда фактурный слой просохнет, его слегка прочищают шкуркой и покрывают бесцветным закрепителем-лаком, раствором канифоли на скипидаре, нитролаком, жидким стеклом или 10%-ным раствором животного клея.

Высохшую поверхность окрашивают один раз лессировочной краской, состав которой указан выше. Для получения более эффективной окраски сырую лессировочную краску протирают ветошью по выпуклым местам фактуры.

При фактурной окраске жидкую шпаклевку наносят на поверхность маховыми кистями или макловицами и затем обрабатывают ее самыми разнообразными приемами и инструментами для придания поверхностям различной фактуры.

Офактуренную поверхность окрашивают корпусными или лессировочными составами

Применяемая для фактурной окраски шпаклевка должна быть пластичной и иметь небольшую усадку.

Чтобы получить шпаклевку необходимой пластичности, шпаклевочный состав разжижают до такого состояния, чтобы размешивание ее палочкой не представляло затруднений, но образующийся на поверхности шпаклевки при вынимании палочки конус не опадал и не растекался, а сохранял форму до полного высыхания (рис. 37).

Рис. 37 Проверка пластичности шпаклевки а — нормальная вязкость состава, б — жидкий состав, конус растекается

Чтобы усадка была минимальной, в шпаклевочный состав вводят порошкообразные минеральные наполнители (гипс, шпат, ангидрид, мраморную муку и др.). Рецепт состава для фактурной окраски приводится ниже.

50. Состав для фактурной окраски (в кг)

Гипс (мраморная мука) .... 1

Казеиновый клей 10%-ный.... до 0,5

Способ приготовления . Мел и гипс смешивают в сухом виде и затворяют казеиновым клеем. Если масса недостаточно пластична, в состав вводят небольшое количество масляного лака (0,015— 0,02 кг) и загущают 10%-ным раствором квасцов.

Фактурную окраску по новой штукатурке можно производить только, когда она полностью высохнет. Предварительно необходимо подмазать все дефекты и просушить подмазанные места. Если штукатурка обладает сильной тянущей способностью, следует загрунтовать поверхность 8%-ным раствором животного клея. По старой масляной окраске отделку производят после промывки поверхности водой. Деревянные поверхности сначала олифят, подмазывают трещины и щели, заклеивают крупные трещины марлей или серпянкой, а затем наносят состав.

Нанесенный состав обрабатывают различными приемами с помощью разнообразных приспособлений, чтобы придать ему ту или иную фактуру.

Рис. 38. Выполнение фактурных отделок: а — шероховатой, б — дискообразной, в — крупношероховатой, г — под травянистые заросли

Шероховатую фактуру (рис. 38, а) выполняют торцеванием свеженаложенной мастики торцовкой с укрепленными на ней кусочками резиновой губки.

Дискообразная фактура (рис. 38, б) получается при обработке мастики гребенкой. Глубина концентрических борозд зависит от величины зубьев гребенки, которая закладывается в металлическую обойму. Обойма снабжена ножкой с острием для опоры во время выполнения рисунка. Каждый последующий диск должен частично перекрывать предыдущие.

Крупношероховатую фактуру (рис. 38, в) выполняют путем торцевания свеженаложенной мастики ручником с неподвязанным волосом. В процессе торцевания кисть после каждого удара поворачивают на четверть оборота вокруг оси, прежде чем оторвать от поверхности.

Фактуру под травянистые заросли (рис. 38, г) выполняют по свежеотторцованной кистью-ручником поверхности пальцами руки.

Отделку под корзинку (рис. 39, а) выполняют, накладывая шпаклевку с помощью плоской кисти квадратами; размер стороны квадрата должен быть не более 15 см .

Веерообразную отделку (рис. 39, б) производят по свеженаложенной шпаклевке торцом маховой кисти или макловицы. Установив кисть в верхней части стены, ее поворачивают на пол-оборота вправо и получают первый рисунок. Затем, переставив кисть по горизонтали, ее поворачивают на пол-оборота влево и получают второй рисунок, частично перекрывающий первый. Выполнив первый горизонтальный ряд рисунков, накладывают второй, сместив рисунок влево на половину его диаметра. Более крупный рисунок получается при обработке поверхности гребешком.

Отделку с вертикальной штриховкой (рис. 39, в) выполняют круглой или плоской кистью по свеженаложенной шпаклевке.

Для отделки наклонными штрихами (рис. 39, г) используют широкую макловицу с жестким волосом, которой наносят штрихи в различных направлениях.

При волнообразной отделке (рис. 39, д) делают волнообразные движения сверху вниз жесткой кистью.

Выполняя отделку рельефными жилками (рис. 39, е) по свежему слою шпаклевки в различных направлениях наносят удары боковыми сторонами плоской кисти шириной 8—10 см с длинным волосом (кисть-расхлестка).

При воронкообразной отделке (рис. 39, ж) к поверхности прижимают деревянный диск диаметром 15 см и толщиной 2—3 см и поворачивают его на четверть окружности. Диск снабжен ручкой. При отделке следят за тем, чтобы каждый новый рисунок несколько перекрывал ранее наложенные.

Рис. 39. Фактурные отделки: а—под корзинку, б —веерообразная, в — вертикальная штриховка, г — наклонными штрихами, д — волнообразная, е — рельефными жилками, ж — воронкообразная,з — завитками, ы — под тростник, к — под заросли тростника, л — под гибкие прутья, м — туповкой ,


Рис. 39. Фактурные отделки: н —треугольником, о — под итальянский известняк, п — под бамбук, р — под камень, с — под сосновые иглы, т — под обои

Отделку завитками (рис. 39, з) выполняют с помощью ложки, которой по свеженанесенному слою шпаклевки делают спиралеобразные движения так, чтобы максимальный диаметр рисунка не превышал 18—20 см . Отделку начинают с центра, постепенно кругообразными движениями перемещая ложку к периферии; при этом каждый новый завиток должен несколько захватывать предыдущий.

При отделке под тростник (рис. 39, и) сначала редким гребешком наносят горизонтальную штриховку на свежешпаклеванную поверхность для получения фона. Затем ручкой ножа накладывают изогнутые в одну сторону вертикальные линии. Линии должны переплетаться, чтобы создавалось впечатление склоненного от ветра тростника.

Отделку под заросли тростника (рис. 39, к) выполняют по свеженанесенной шпаклевке закругленной ручкой ножа или кисти, которой проводят вертикальные и диагональные линии, тесно переплетающиеся между собой.

Для отделки поверхности под гибкие прутья (рис. 39, л) валиком без рисунка накатывают зашпаклеванную поверхность сверху вниз или наоборот.

Отделку туповкой (рис. 39, м) производят плоской губкой (лучше греческой).

При отделке треугольником (рис. 39, н) плоской стороной треугольника в разных направлениях частично сглаживают наложенную шпаклевку, несколько поворачивая при этом треугольник вокруг оси, чтобы получить на поверхности расширяющиеся отдельные плоскости.

Для отделки под итальянский известняк (рис. 39, о) наложенную цветную (светло-желтую) шпаклевку в отдельных местах на расстоянии 10—20 см обрабатывают туповкой с помощью губки. Следы губки должны быть не слишком широкими, располагать их следует горизонтально. Затем излишнюю шероховатость сглаживают треугольником. После того как шпаклевка немного отвердеет, можно лезвием ножа дополнительно разрезать поверхность на отдельные камни. Окончательный вид отделка принимает после окраски поверхности лессировочным слоем из жженой умбры, излишек которой снимают ветошью со всех выпуклостей рисунка, оставляя более окрашенными все углубления.

При отделке под бамбук (рис. 39, п) сначала делают туповку свежей шпаклевки с помощью губки. Затем, прикладывая в различных направлениях к шпаклевке плоскую длинную рейку (не шире 2 см) , выполняют рисунок.

Для отделки под камень (рис. 39, р) свежезашпаклеванные поверхности торцуют жесткой щеткой-торцовкой, затем несколько отвердевшую шпаклевку разрезают лезвием ножа на камни.

При отделке под сосновые иглы (рис. 39, с) производят туповку свежей шпаклевки с помощью губки, а затем накатку деревянным валиком (диаметром около 10 см) , вокруг которого спиралью обернута толстая веревка (6—7 витков). Накатывать валиком следует в различных направлениях.

Отделывая стены под обои (рис. 39, т) , предварительно обрабатывают свежую шпаклевку гребенкой, которой делают вертикальные штрихи по всей поверхности, после этого губкой, слегка прижимая ее в отдельных местах к поверхности, производят туповку.

Ноздреватую фактуру (рис. 40, а) придают поверхности, обрабатывая свеженаложенную мастику наборной торцовкой.

Для получения волнистой фактуры (рис. 40, б) прочесывают поверхность шеперкой или гребнем.

Фактуру с продольными штрихами (рис. 40, е) получают, прокатывая свеженаложенную мастику валиком, подбитым кожей или резиной.

Штампованную фактуру (рис. 40, г) выполняют, набивая поверхность мастикой через трафарет.

Рис. 40 Выполнение фактурных отделок: а — иоздреаатой, 6 — волнистой в — с продольными штрихами, г — штампованной

Приведенными примерами не исчерпываются возможности фактурной отделки, так как использование различных гребешков, кистей, валиков, а также разнообразных сочетаний их может значительно расширить количество рисунков и видов отделки.

Дальнейшая обработка поверхности состоит в ее окраске. Особенно красива окраска лессировочными составами, которые следует наносить на предварительно проклеенную поверхность, чтобы масло не оставляло расплывающихся темных пятен. Проклеивают поверхность 5%-ным раствором животного, казеинового или растительного клея.

При приготовлении лессировочного состава тертые краски разводят смесью из 1 части олифы, 2 частей скипидара или бензина-растворителя и 0,1 части сиккатива. Окрашивают поверхность тонким просвечивающим слоем с помощью широкой кисти или пистолета-краскораспылителя. После этого со всех выпуклых частей рисунка ветошью частично снимают излишек краски; все углубления, более насыщенные краской, образуют тени, способствуя выявлению фактуры.

Для получения глянцевой поверхности слой краски дополнительно покрывают масляным мебельным лаком. Чтобы получить матовые поверхности, в приготовляемый колер вводят 15—20% технического мела, растертого на скипидаре или бензине-растворителе. Тертые краски разводят скипидаром или бензином-растворителем и добавляют небольшое количество 5%-ного раствора мыла.

Перечисленные выше виды фактурных отделок могут быть выполнены с применением и других составов и приемов. Например, старые оштукатуренные поверхности очищают от набелов и обоев до обнажения грунта, а на новые оштукатуренные поверхности наносят грунт, тщательно его разравнивают и затирают. Состав для отделочного слоя готовят по следующему рецепту.

51. Состав для отделочного слоя

Мел тонкомолотый.... 6 кг

Асбестовое волокно 6—7-го

сортов.... 3 »

Казеиновый клей или декстрин.... 1 »

Вода.... до рабочей густоты

(около 3 л)

Способ приготовления . Сухие составляющие засыпают в мешалку и перемешивают, затем доливают 2 л воды и снова перемешивают состав, добавляя дважды по 0,5 л воды.

Сметанообразный раствор наносят на сухую поверхность штукатурки при помощи флейца. Затем по невысохшему слою теми или иными приемами отделывают фактуру, добиваясь выполнения одинакового рисунка по всей поверхности. Через 8—12 ч , когда фактурный слой просохнет, его слегка прочищают шкуркой и покрывают бесцветным закрепителем—лаком, раствором канифоли на скипидаре, нитролаком, жидким стеклом или 10%-ным раствором животного клея.

Высохшую поверхность окрашивают один раз лессировочной краской. Затем сырую лессировочную краску протирают ветошью по выпуклым местам фактуры.

Стоимость этого вида фактурной отделки не выше стоимости улучшенной масляной окраски.

Для отделки поверхностей железобетонных панелей, перекрытий, стен, лестничных маршей и площадок в системе Главмосстроя (Москва) применяют гипсополимерцементный состав ГПЦ. Этот состав в связи с небольшой жизнеспособностью (2—2,5 ч) готовится на строительном объекте непосредственно перед употреблением по следующему рецепту.

52. Гипсополимерцементный состав ГПЦ

Эмульсия поливинилацетатная ПВА 50%-ная (пластифицированная дибутилфталатом). .. 4,8 кг

Известково-клеевой или клеевой замедлитель 0,3 »

Гипсоцементнопуццолановое вяжущее (ТУ190—62) .... 59,5 »

Вода.... 35,4 л

Способ приготовления . В смеситель растворомешалки вливают 5%-ный раствор клеевого замедлителя, пластифицированную дибутилфталатом эмульсию ПВА и остаток воды. Компоненты смешивают, в полученную жидкую смесь засыпают гипсоцементнопуццолановое вяжущее. Состав процеживают на вибросите через сетку № 0,7 (около 100 отв/см 2) .

На поверхностях перед нанесением состава ГПЦ заделывают раковины и выбоины, места сопряжений стен с потолком раствором, приготовленным на мелкозернистом песке. Затем поверхности грунтуют 8—10%-ным составом эмульсии ПВА, нанося ее краскопультом или валиками. По непросохшему грунтовочному слою наносят первый слой состава ГПЦ с помощью пневматической установки СО-21, используя удочку с диаметром выходного отверстия насадки 5 мм . После полного высыхания первого слоя (через 1—2 ч) наносят второй.

Зашпаклеванные составом ГПЦ поверхности имеют мелкозернистую фактуру «под шагрень». При этом равномерность фактуры достигается тем, что расстояние между выходным отверстием удочки и обрабатываемой поверхностью всегда постоянно. Расстояние в 60—70 см создает условия для образования мелкозернистой фактуры, не вызывающей необходимости в какой-либо дополнительной обработке.

На 1 м 2 поверхности при двухкратной обработке требуется 750—1000 г состава ГПЦ. При использовании для этого состава белых и цветных цементов отпадает необходимость в дальнейшей окраске.

Мастичная отделка под линкруст. Этот вид отделки применяется по клеевой или масляной шпаклевке. Выполняют его по свежезашпаклеванной поверхности жесткими узорными валиками. Чтобы валик не прилипал к шпаклевке, его смачивают водой при масляной шпаклевке и скипидаром или бензином-растворителем при клеевой.

Для накатки шпаклевку наносят более толстым слоем (до 3—4 мм) . Чтобы избежать усадки, в нее вводят, помимо мела, какой-нибудь наполнитель в количестве до 50% от объема смеси (мраморную пудру, молотый известняк, полевой шпат и др.) или готовят состав по рецепту 50. Окраску по накатке выполняют, как и по обычной шпаклевке, дважды, предварительно огрунтовывая поверхность.

На рис. 41, а, б, в, г показан весь процесс отделки. На рис. 41, е, ж (см. приложение) представлены образцы отделанной поверхности.

Фактурная окраска хорошо моется мылом и водой с помощью щеток, поэтому ее можно применять при отделке панелей и зеркал в фойе и залах клубов, кино, театров и т. д.

Рис. 41 Отделка под линкруст: а — накладывание шпаклевочного слоя , б —разравнивание шпаклевочного слоя малым шпателем в местах примыкания к фризу, дверным проемам, в углах и т.п. местах , в — накатывание рисунка , г — окраска, д —набор валиков для накатки

Рис. 41. Отделка под линкруст: е, ж — образцы отделки

Применяемая для фактурной окраски шпатлевка должна быть пластичной и иметь небольшую усадку. Необходимая пластичность шпатлевки достигается разжижением шпатлевочного состава до такого состояния, чтобы размешивание его палочкой не представляло затруднений и образующийся на поверхности шпатлевки при вынимании палочки конус не опадал и не растекался, а сохранял форму до полного высыхания (рис. 78).

Рис. 78. Проверка пластичности шпатлевки:
а - нормальной вязкости; б - жидкий состав; в - конус растекается

Чтобы усадка была минимальной, в шпатлевочный состав вводят порошкообразные минеральные наполнители (гипс, шпат, ангидрит, мраморную муку). Рецепт состава приводится ниже.

Состав для фактурной окраски

  1. Мел.......................................................................................1кг
  2. Гипс (мраморная мука).......................................................1 кг
  3. Казеиновый клей (10%-ный раствор).................................до 0,5 кг

Способ приготовления . Мел и гипс смешивают в сухом виде и затворяют казеиновым клеем. Если масса недостаточно пластична, в состав можно ввести небольшое количество масляного лака (0,015-0,02 кг) и загустить 10 %-ным раствором квасцов.

По новой штукатурке фактурную окраску можно производить только после полного ее высыхания и подмазки всех дефектов. Если штукатурка обладает сильной тянущей способностью, следует загрунтовать поверхность 8 %-ным раствором животного клея. По старой масляной окраске отделку производят после промывки поверхности водой с содой. Деревянные поверхности сначала олифят, подмазывают трещины и щели, заклеивают крупные трещины марлей или серпянкой, а затем наносят состав. Нанесенный состав обрабатывают различными приемами с помощью разнообразных приспособлений, чтобы придать ему ту или иную фактуру.

Отделку под корзинку (рис. 79, а) выполняют, накладывая шпатлевку с помощью плоской кисти квадратами. Размер стороны квадрата должен быть не более 15 см.





Рис. 79. Фактурные отделки:
а - под корзинку, б - веерообразная, в - вертикальными штрихами, г - наклонными штрихами, д - волнообразная, е - рельефными жилками, ж - воронкообразная, з - завитками, и - под тростник, к - под заросли тростника, л - под гибкие прутья, м - туповкой

Веерообразную отделку (рис. 79, б) делают по свежена-ложенной шпатлевке торцом маховой кисти или макловицы. Установив кисть в верхней части стены, ее поворачивают на пол-оборота вправо и получают первый рисунок. Затем, переставив кисть по горизонтали, ее поворачивают на полоборота влево и получают второй рисунок, частично перекрывающий первый. Выполнив первый горизонтальный ряд рисунков, накладывают второй, сместив рисунок влево на половину его диаметра. Более крупный рисунок получают при обработке поверхности гребешком.

Отделку вертикальными штрихами (рис. 79, в) выполняют кистью по свеженаложенной шпатлевке.

Для отделки наклонными штрихами (рис. 79, г) используют широкую макловицу с жестким волосом, которой наносят штрихи в различных направлениям

При волнообразной отделке (рис. 79, д) делают волнообразные движения сверху вниз жесткой кистью.

Выполняя отделку рельефными жилками (рис. 79, е), по свежему слою шпатлевки в различных направлениях наносят удары боковыми сторонами плоской кисти шириной 8-10 см с длинным волосом.

При воронкообразной отделке (рис. 79, ж) к поверхности прижимают деревянный круг (диск) диаметром 15 см, толщиной 2-3 см и поворачивают его на 1/4 окружности. Для удобства диск снабжен ручкой. При отделке следят за тем, чтобы каждый новый рисунок несколько перекрывал ранее наложенные.

Отделку завитками (рис. 79, з) выполняют с помощью ложки, которой по свеженанесенному слою шпатлевки делают спиралеобразные движения так, чтобы максимальный диаметр рисунка составлял 18-20 см. Отделку начинают с центра, постепенно кругообразными движениями перемещая ложку к периферии. При этом каждый новый завиток должен несколько захватывать предыдущий.

При отделке под тростник (рис. 79, и) сначала редким гребешком наносят горизонтальную штриховку на свежезашпатлеванную поверхность для получения фона, по которому затем ручкой ножа накладывают изогнутые в одну сторону вертикальные линии. Линии должны переплетаться, чтобы создавалось впечатление склоненного от ветра тростника.

Отделку под заросли тростника (рис. 79, к) выполняют по свежей шпатлевке закругленной ручкой ножа или кисти, которой проводят тесно переплетающиеся вертикальные и диагональные линии.

Для отделки поверхности под гибкие прутья (рис. 79, л) валиком без рисунка накатывают зашпатлеванную поверхность сверху вниз или наоборот.

Отделку туповкой (рис. 79, м) производят плоской губкой (лучше греческой).

При отделке треугольником плоской стороной треугольника в разных направлениях частично сглаживают наложенную шпатлевку, несколько поворачивая при этом треугольник вокруг оси, чтобы получить на поверхности расширяющиеся отдельные плоскости.

При отделке под итальянский известня наложенную цветную (светло-желтую) шпатлевку в отдельных местах на расстоянии 10-20 см обрабатывают туповкой с помощью губки. Следы губки должны быть не слишком широкими, располагать их следует горизонтально. Затем излишнюю шероховатость сглаживают треугольником. После того как шпатлевка немного отвердеет, можно лезвием ножа дополнительно разрезать поверхность на отдельные камни; окончательный вид отделка принимает после окраски поверхности лессиро-вочным слоем из жженой умбры, излишек которой снимают ветошью со всех выпуклостей рисунка, оставляя более окрашенными все углубления. При отделке под бамбук сначала делают туповку свежей шпатлевки с помощью губки. Затем, прикладывая в различных направлениях к шпатлевке плоскую длинную рейку (не шире 2 см), выполняют рисунок бамбука.

Для отделки под камень свеже зашпатлеванные поверхности торцуют жесткой щеткой-торцовкой. Затем несколько отвердевшую шпатлевку разрезают лезвием ножа под камень.

При отделке под сосновые иглы производят туповку свежей шпатлевки с помощью губки, а затем накатку деревянным валиком (диаметром около 10 см), вокруг которого спиралью обернута толстая веревка (6-7 витков). Накатывать валиком следует в различных направлениях.

Отделывая стены под обои, предварительно обрабатывают свежую шпатлевку гребенкой, которой делают вертикальные штрихи по всей поверхности.

Аэрография

Аэрографией называется способ нанесения на поверхность трафаретного рисунка ручным краскораспылителем (рис. 80, 81). Отделка помещений аэрографическим методом производится значительно быстрее и с меньшей затратой материалов, чем при работе кистью. По тонкости выполнения рельефности получаемых изображений аэрография приелижается к живописи, а богатство форм и приемов аэрографической росписи позволяет внести большое разнообразие в отделку каждого помещения.


Рис. 80. Отделка плоскостным аэрографическим рисунком с применением двух видов трафаретов одинакового мотива:
а - рисунок отделки; б - обратный трафарет №1 для кремового колера; в - прямой трафарет №2 для коричневого колера


Рис. 81. Отделка плоскостным аэрографическим рисунком с применением двух трафаретов одинакового мотива:
а - рисунок отделки; б - обратный трафарет; в - прямой трафарет

Композиция аэрографических росписей . Композиция росписи.зависит от мотивов и приемов исполнения. По этим признакам их можно подразделить на следующие виды:

  • декоративный рисунок с плоскостным изображением;
  • декоративный рисунок с объемным изображением;
  • декоративный рисунок с оъемно-изобразительного характера;
  • сложные рисунки живописного характера.

При перенесении рисунка на поверхность необходимо придерживаться звонов симметрии, располагая его равномерно, не перенасыщая отдельные места и в то же время не делая пропусков. При несоблюдении этого правила отделанная поверхность будет неоправданно пестра.

Контрольные вопросы

  1. Как выполняется отделка под шагрень?
  2. Расскажите о флейцевании.
  3. Цель туповки.
  4. Как выполнить накат рисунков валиками?
  5. Каковы правила окрашивания панелей?
  6. Порядок вытягивания филенок.