Учение о субботе и исцеление сухорукого. Вера православная - исцеление сухорукого


Протоиерей Серафим Слободской
Закон Божий

Новый Завет

Исцеление сухорукого

Однажды в субботний день Иисус Христос вошел в синагогу (в дом собрания и молитвы). Там был человек с иссохшею правою рукою. Фарисеи же, желая найти обвинение против Спасителя, следили, не исцелит ли Он больного в субботу.

Спаситель, зная помышления их, сказал сухорукому: "встань и выйди на середину".

Потом, обращаясь к фарисеям, сказал: "спрошу Я вас: что должно делать в субботу? добро или зло? спасти жизнь или погубить", то есть оставить на погибель.

Они молчали.

Иисус посмотрев на всех их, сказал: "кто из вас, имея одну овцу, если она в субботу упадет в яму, не возьмет ее и не вытащит? Насколько же человек лучше овцы! И так можно в субботы делать добро".

После этого Спаситель обратился к сухорукому и сказал: "протяни руку твою".

Сухорукий протянул больную руку, и она стала здоровою, как другая.

Фарисеи пришли в бешенство и, вышедши из синагоги, совещались между собою, как бы погубить Иисуса.

ПРИМЕЧАНИЕ: См. в Еванг. от Матф. 12 , 9-14; от Марка, гл. 3 , 1-6; от Луки гл. 6 , 6-11.

В 1877 году, приехав в обитель преподобного Сергия, - вспоминал бывший наместник лавры о. Кронид, - я как-то невольно обратил особое внимание на смиренного лаврского инока о. Фому. Поистине он был необыкновенно прост сердцем и кроток. Когда я с ним ближе познакомился, то убедился, что он был по состоянию своего сердца большим разумным ребенком. Он мне и рассказал о себе следующее.

«Родился я в Смоленской губернии, - так начал он повесть о себе, - а в обитель преподобного Сергия поступил тридцати лет. От юности своей я имел сухую руку. Так и в паспорте, в графах особых примечаний, значилось, что у меня сухая рука, представляющая сухую кость, обтянутую темной сухой кожей. Руку свою я всегда носил подвязанной. В лавре много раз я молитвенно обращался к преподобному Сергию об исцелении моем, но угодник Божий как бы не слышал моего к нему моления. В 18б7 г., 24 сентября, в день памяти преподобного Сергия, монастырское начальство поставило меня на время молебна и всенощного бдения к образу Святой Троицы для наблюдения за ее целостью. Икона Святой Троицы находилась близ раки с мощами преподобного Сергия. Стоя здесь, я весь молебен и все всенощное бдение провел в слезах, прося себе исцеления. Не скрою, что все то богослужение казалось мне столь усладительным, что я забыл о всем земном. Кончилась всенощная. Я прошел в свою келлию, кратко помолился и скоро уснул. Прошло не более часу, вижу в тонком сне как бы блистание молнии. Я пробудился, встал с постели и подошел к окну, думая, что, должно быть, начинается гроза. Простоял у окна минуты две. Но молниеподобного блистания больше не было. Уже хотел я опять идти спать, как вдруг вся моя келлия наполнилась светом ярче солнечного. В этом свете, вижу, шествует от двери дивный старец. Лик его столь был приятен, добр и милостив, что душа моя наполнилась от этого лицезрения неописуемою небесною радостью. В дивном старце узнал я преподобного Сергия. Он, подойдя ко мне, положил руку свою на плечо больной руки моей и милостиво сказал: «Чадо! Слышу стенания сердца твоего. Молитвенный вопль твой подвигнул меня посетить тебя и даровать тебе Божию милость исцеления во славу Его святейшего имени». При этих словах его по больной-сухой моей руке потекла как бы горячая-горячая вода. В порыве. безграничной радости, не отдавая себе отчета, я упал пред ним на колени, поднял обе руки вверх и воскликнул: «Преподобный отче Сергие! Благодарю тебя за твою неописуемую ко мне милость!» Видение кончилось. И тут только я увидел, что сухая моя рука стала совершенно здорова, как и другая. По цвету кожи она стала белой и приобрела обычную мягкость. Душа и сердце мое были наполнены не земною радостью, а небесною. Я тут же оделся и из сада под стенами лавры, где я был на послушании сторожа, отправился в лавру. Разбудив отца наместника лавры, архимандрита Антония, я поведал ему о своем дивном исцелении преподобным Сергием. Отец Антоний немедленно отправился в митрополичий дом к приехавшему на праздник митрополиту Филарету и доложил ему о моем исцелении. Митрополит благословил тут же ударить в большой колокол. Собралась вся братия на благодарственный молебен, перед которым отец наместник поведал об исцелении моей левой руки преподобным Сергием. По окончании молебна вся братия подошла ко мне, чтобы поздравить с дарованною мне радостью неба, и все были живыми свидетелями моего дивного исцеления. Всегда видевшие мою руку сухою теперь увидели ее совершенно здоровою».

Дата публикации или обновления 01.05.2017

  • К оглавлению: Книга «Закон Божий»
  • Часть третья
    Священная история Ветхого и Нового Завета
    Новый Завет

    Исцеление сухорукого

    Однажды в субботний день Иисус Христос вошел в синагогу (в дом собрания и молитвы). Там был человек с иссохшею правою рукою. Фарисеи же, желая найти обвинение против Спасителя, следили, не исцелит ли Он больного в субботу.

    Спаситель, зная помышления их, сказал сухорукому: "встань и выйди на середину".

    Потом, обращаясь к фарисеям, сказал: "спрошу Я вас: что должно делать в субботу? добро или зло? спасти жизнь или погубить", то есть оставить на погибель.

    Они молчали.

    Иисус посмотрев на всех их, сказал: "кто из вас, имея одну овцу, если она в субботу упадет в яму, не возьмет ее и не вытащит? Насколько же человек лучше овцы! И так можно в субботы делать добро".

    После этого Спаситель обратился к сухорукому и сказал: "протяни руку твою".

    Сухорукий протянул больную руку, и она стала здоровою, как другая.

    Фарисеи пришли в бешенство и, вышедши из синагоги, совещались между собою, как бы погубить Иисуса.

    Мрк. 3:1-6. «И пришел опять в синагогу; там был человек, имевший сухую руку. И наблюдали за Ним, не исцелит ли его в субботу, чтобы обвинить Его. Он же говорит человеку, имевшему иссохшую руку: стань на средину. А им говорит: должно ли в субботу добро делать, или зло делать? Душу спасти, или погубить? Но они молчали. И воззрев на них с гневом, скорбя об ожесточении сердец их, говорит тому человеку: протяни руку твою. Он протянул, и стала рука его здорова, как другая. Фарисеи, вышедши, немедленно составили с иродианами совещание против Него, как бы погубить Его».
    Сухорукий человек, нуждающийся в исцелении. Иисус ставит его посреди синагоги. Фарисеи, иродиане и простые люди. Их взоры обращены на Иисуса, что Он сделает? Все это время Иисус исцелял их («и приводили к Нему всех немощных, одержимых различными болезнями и припадками, и бесноватых, и лунатиков, и расслабленных и Он исцелял их»). Но тут святая суббота. Божий закон и день. Что Он сделает? Нарушит его ради исцеления какого-то сухорукого? Есть же 6 дней в неделю, когда можно совершать дела. Если Он Божий человек, то должен поступать по Божьему. Обстановка накалена. Иисус же обострил ее еще больше. Он поставил больного посреди синагоги и обращает взоры всех на него. Кого видят все? Кого видим мы? Действительно человек в болезни и страдает от этого. Это ясно и очевидно. Все видят это. Все смотрят на Иисуса и на него, но более на Христа. Что же Он сделает? Явна была болезнь человека, но в головах людей (фарисеев, иродиан) стоял другой ясный ответ – сегодня суббота. Исцелит ли Иисус в этот святой день? Что же было в сердце Иисуса и у Бога в столь святой день? Одно. Исцелить человека, «отпустить измученных на свободу». О какие богохульные намерения в такой день, мы очень часто, если не всю нашу жизнь занимаемся святыми делами, святой жизнью, святыми намерениями, совершенно не ведая, чем занимается Бог всю нашу жизнь. Поэтому Он и задает столь своевременный вопрос. Должно ли делать в субботу добро или зло, душу спасти или погубить? Почему все молчат? Потому что знают за богохульство – смерть. На самом деле, в чем добро или зло, в чем спасение или гибель? Добро и спасение в том, что Иисус совершит для этого человека. Зло и гибель в том, чтобы «почтить» святой день и ничего не сделать для этого человека. Здесь видна бесполезность и пустота фарисейства, системы, «религии». Заботясь о ложном богопочитании, забывают, а лучше не ведают и не знают то, что желает Бог. Зная что-то о Боге, о святости или еще о чем либо, совершенно не знаем, что же Он делает, о чем думает. А Он совершает и исполняет волю Отца, спасая человека. Т.е совершает Свою работу, совершенно не считаясь с мнением людей. Мы же живем мерками падшего человека, можно или нельзя, да или нет, хорошо или плохо, добро или зло. Иисуса не волнует в данной ситуации правильно или нет, добро или зло. Спасти или погубить, в субботу или в другой день, с грешником, блудником, мытарем можно есть или нет. Он пришел отпустить измученных на свободу, совершить волю Отца, где Он это делает и когда неважно. Важно одно, сухорукий человек нуждается в исцелении. В субботу или в понедельник не важно. В доме мытаря или книжника не важно. В синагоге или в Самарии не важно. Они же все молчат. Они то же знают ответ. Им то же не важно, прокаженный или сухорукий, нуждающийся в исцелении или в слове, здоровый или больной, праведник или грешник, в синагоге или на засеянных полях, им важно одно – сегодня суббота, святой день для Господа. Человек не важен, важно Божье. Их не пугают такие слова: душу спасти или ПОГУБИТЬ. Они не боятся этого. Важно одно – исцелит в СУББОТУ или нет. Но вот досада, то Божье, о котором они ратуют, стоит рядом и смотрит на них с гневом. «стоит между вами Некто которого вы не знаете»
    Человека же Он исцелил. Он все равно сделал это. Слава Богу, что у меня такой Спаситель, которого не заботит все те препятствия, что мешает человеку прийти к Богу, будь то другой человек или целая система. Он все равно достигает человеческих сердец. Фарисеев же не заботит человек или даже Бог, её заботит только оно само, ее устои и т.д. Они глухи к Божьему слову, они немы к Божьему вопросу и они предосудительны к Божьему делу. Даже Сам Бог не входит в их интересы.
    Если современное христианство отдаляется от «проблем сухорукого человека», ради своих законов, устоев, правил, она превращается в фарисейство которое, в конце концов, участвует в Его распятии. А если она понимает, что она служит к тому, чтобы отпустить измученных на свободу и призвана быть «другом мытарей и грешников», то она понимает свое истинное предназначение. Так же и я, если меня волнует, как человек приходит, в какой день приходит, в каком состоянии приходит и за всем этим не вижу его «сухорукость», в чем он нуждается, в чем его болезнь, то мне нужно задуматься, в чем все-таки смысл Христа в моей жизни. Нужно больше и больше смотреть на то, что и как делал Иисус в своей жизни, на что обращал внимание, а на что нет. И вообще христианство не живет ради самого христианства, а ради «немощных и больных». И если моя сегодняшняя проповедь или статья, направлена показать «какой я христианин» или написана ради самой проповеди. Чтобы здесь « и себя показать и на других посмотреть» , то грош мне цена как христианина. Но если она направлена, чтобы показать на примере Христа и людей Его времени, насколько разный подход Его и нас к проблемам человека, и дать пищу для размышления о Христе, то я просто сделал то «…что должны были сделать».

    Мф. XII, 9-13: 9 И, отойдя оттуда, вошел Он в синагогу их. 10 И вот, там был человек, имеющий сухую руку. И спросили Иисуса, чтобы обвинить Его: можно ли исцелять в субботы? 11 Он же сказал им: кто из вас, имея одну овцу, если она в субботу упадет в яму, не возьмет ее и не вытащит? 12 Сколько же лучше человек овцы! Итак можно в субботы делать добро. 13 Тогда говорит человеку тому: протяни руку твою. И он протянул, и стала она здорова, как другая.

    Мк. III, 1-5: 1 И пришел опять в синагогу; там был человек, имевший иссохшую руку. 2 И наблюдали за Ним, не исцелит ли его в субботу, чтобы обвинить Его. 3 Он же говорит человеку, имевшему иссохшую руку: стань на средину. 4 А им говорит: должно ли в субботу добро делать, или зло делать? душу спасти, или погубить? Но они молчали. 5 И, воззрев на них с гневом, скорбя об ожесточении сердец их, говорит тому человеку: протяни руку твою. Он протянул, и стала рука его здорова, как другая.

    Лк. VI, 6-11: 6 Случилось же и в другую субботу войти Ему в синагогу и учить. Там был человек, у которого правая рука была сухая. 7 Книжники же и фарисеи наблюдали за Ним, не исцелит ли в субботу, чтобы найти обвинение против Него. 8 Но Он, зная помышления их, сказал человеку, имеющему сухую руку: встань и выступи на средину. И он встал и выступил. 9 Тогда сказал им Иисус: спрошу Я вас: что должно делать в субботу? добро, или зло? спасти душу, или погубить? Они молчали. 10 И, посмотрев на всех их, сказал тому человеку: протяни руку твою. Он так и сделал; и стала рука его здорова, как другая. 11 Они же пришли в бешенство и говорили между собою, что бы им сделать с Иисусом.

    Руководство к изучению Четвероевангелия

    Прот. Серафим Слободской (1912-1971)
    По книге «Закон Божий», 1957.

    Исцеление сухорукого

    Однажды в субботний день Иисус Христос вошел в синагогу (в дом собрания и молитвы). Там был человек с иссохшею правою рукою. Фарисеи же, желая найти обвинение против Спасителя, следили, не исцелит ли Он больного в субботу.

    Спаситель, зная помышления их, сказал сухорукому: «встань и выйди на середину».

    Потом, обращаясь к фарисеям, сказал: «спрошу Я вас: что должно делать в субботу? добро или зло? спасти жизнь или погубить», то есть оставить на погибель.

    Они молчали.

    Иисус посмотрев на всех их, сказал: «кто из вас, имея одну овцу, если она в субботу упадет в яму, не возьмет ее и не вытащит? Насколько же человек лучше овцы! И так можно в субботы делать добро».

    После этого Спаситель обратился к сухорукому и сказал: «протяни руку твою».

    Сухорукий протянул больную руку, и она стала здоровою, как другая.

    Фарисеи пришли в бешенство и, вышедши из синагоги, совещались между собою, как бы погубить Иисуса.

    Архиеп. Аверкий (Таушев) (1906-1976)
    Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета. Четвероевангелие. Свято-Троицкий монастырь, Джорданвилль, 1954.

    4. Исцеление сухорукого в субботу

    (Мф. XII, 9-14; Мк. III, 1-6; Лк. VI, 6-11)

    Этим исцелением Господь вновь возбудил против Себя негодование книжников и фарисеев, видимо, повсюду сопровождавших Его с целью обличать Его в нарушении Моисеева закона. Поставив фарисеям вопрос: «кто из вас, имея одну овцу, если она в субботу упадет в яму, не возьмет ее и не вытащит?» Господь показал, что в Его очах дела милосердия важнее соблюдения закона о субботнем покое, и, что вообще, ради дел благотворения, этот покой прерывать дозволительно.