В споре рождается истина. Определение типа голоса 15 чем короче голосовые связки тем звук


В 1741 г. Феррейн (Ferrein) впервые произвел опыты над мертвой гортанью, которые позднее тщательно проверил И. Мюллер. Оказалось, что лишь «в общем» число колебаний голосовых связок подчиняется законам колебания струн, по которым удвоение числа колебаний всякой струны требует возведения в квадрат натягивающего груза.

Мюллер сокращал длину голосовых связок , прижимая их в разных местах пинцетом как при натяжении, так и в различных расслабленных состояниях. Оказалось, что в зависимости от натяжения связок получаются или низкие, или высокие звуки при функционировании как длинных, так и коротких связок.

Большое значение придается деятельности голосового мускула (m. thyreo-arythenoideus s. vocalis). На живой гортани высота звука зависит не от удлинения, а от сокращения голосовых связок, что обеспечивается деятельностью m. vocalis (В. С. Канторович). Более короткие и упругие голосовые связки при прочих равных условиях обеспечивают повышение звука, что соответствует физическим понятиям о колеблющейся струне. В то же время утолщение голосовых связок приводит к понижению звука.

Когда по мере повышения основного тона напряжение голосовых мышц (без утолщения связок) становится недостаточным, повышению тона способствуют щито-перстневидные мышцы, натягивающие (но не удлиняющие) голосовые связки (М. И. Фомичев).

Колебания голосовых связок могут осуществляться не на всем их протяжении, а лишь на определенном отрезке, за счет чего достигается и повышение тона. Это происходит вследствие сокращения косых и поперечных волокон голосовой мышцы и, возможно, косых и поперечных мышц, черпаловидных хрящей, а также боковой перстне-черпаловидной мышцы.

М. И. Фомичев считает, что положение надгортанника оказывает некоторое влияние на высоту тона. При очень низких тонах надгортанник обычно бывает сильно опущен, и голосовые связки при ларингоскопии становятся необозримыми. Как известно, закрытые трубы дают более низкий звук, чем открытые.

В пении различают грудной и фальцетный звуки . Музехольду удалось при помощи ларингостробоскопических фотографий проследить отдельные замедленные движения голосовых связок.

При грудном голосе связки представляются в виде двух толстых напряженных валиков , плотно сжатых друг с другом. Звук здесь богат обертонами и амплитуда их медленно убывает с увеличением высоты, что придает тембру характер полноты. Наличие резонанса грудной клетки при грудном регистре большинством исследователей оспаривается.

При фальцете связки представляются уплощенными , сильно растянутыми и между ними образуется просвет. Колеблются лишь свободные края истинных связок, отодвигаясь вверх и латерально. Полного прерывания воздуха при фальцете не получается. По мере повышения фальцетного тона голосовая щель укорачивается за счет полного смыкания связок в задних отделах.
При смешанном звучании связки колеблются приблизительно половиной своей ширины.

Р азвитие голоса всегда требует верной диагностики его типа. Поставить верный диагноз - верно определить тип голоса вначале обучения одно из условий правильного его формирования. В формировании характера голоса играют роль не только конституционные факторы, но и приспособления, т. е. приобретенные навыки, привычки.

Когда начинающий певец, копируя какого-либо любимого артиста, поет несвойственным ему характером голоса, «басит», «тенорит», и т. п., то чаще всего это легко определить на слух и исправить. В этом случае естественный, природный характер голоса выявляется со всей очевидностью. Однако бывают случаи, когда голос звучит естественно, ненапряженно, в основном верно, и все же характер его остается промежуточным, невыявленным.

Определение типа голоса следует вести по ряду признаков. К числу их нужно отнести такие качества голоса, как тембр, диапазон, место расположения переходных нот и примарных тонов, способность выдерживания тесситуры, а также конституциональные признаки, в частности анатомо-физиологические особенности голосового аппарата.

Тембр и диапазон обычно выявляются уже на приемных испытаниях, но ни тот, ни другой признак в отдельности еще не могут нам с уверенностью сказать, каким голосом обладает ученик. Бывает, что тембр говорит за один тип голоса, а диапазон ему не соответствует. Тембр голоса легко деформируется от подражания или неправильного пения и может обмануть даже придирчивый слух.

Встречаются и голоса с весьма широким диапазоном, захватывающим ноты нехарактерные для данного типа голоса. С другой стороны, встречаются и такие, которые имеют короткий диапазон, не достигающий нужных для пения в данном характере голоса тонов. Диапазон у таких певцов чаще всего бывает укорочен с одного края, т. е. либо недостает нескольких нот в верхнем его отрезке, либо в нижнем. Редко когда он бывает сужен с обоих концов.

Дополнительные данные, помогающие классифицировать голос, мы получаем из анализа переходных нот. Различные типы голосов имеют переходные звуки на разной высоте. Этим-то и пользуется педагог, чтобы вернее поставить диагноз типа голоса.

Типичные переходные ноты, также варьирующие у разных певцов:

Тенор - ми-фа-фа-диез - соль первой октавы.
Баритон - ре-ми-бемоль - ми первой октавы.
Бас - ля-си - си-бемоль малой до-до-диез первой октавы.
Сопрано - ми-фа-фа-диез первой октавы.
Меццо-сопрано до-ре-ре-диез первой октавы.

У женщин этот типичный регистровый переход находится в нижнем отрезке диапазона, а у мужчин - в верхнем.

Кроме этого признака в определении типа голоса могут помочь так называемые примарные звуки, или звуки, наиболее легко и естественно звучащие у данного певца. Как было установлено практикой, они чаще всего находятся в средней части голоса, т. е. у тенора в области до первой октавы, у баритона - в области ля малой, у баса - фа малой октавы. Соответственно и у женских голосов.

Правильное решение вопроса о типе голоса может подсказать также способность певца выдерживать тесситуру, свойственную данному типу голоса. Под тесситурой (от слова tissu - ткань) понимается средняя звуковысотная нагрузка на голос, имеющаяся в данном произведении.

Таким образом, понятие тесситуры отражает тот участок диапазона, где голос чаще всего должен держаться при пении данного произведения. Если голос, близкий по характеру к теноровому, упорно не держит теноровой тесситуры, то можно сомневаться в правильности выбранной им манеры голосообразования и говорит за то, что данный голос, вероятно, - баритон.

Среди признаков, помогающих определить тип голоса, имеются и анатомо-физиологические. Давно отмечено, что разным типам голосов соответствует различная длина голосовых связок.Следует помнить также, что голосовые связки могут быть по-разному организованы в работе и поэтому использованы для образования разных тембров. Об этом ясно говорят случаи смены типа голоса у профессиональных певцов. Одни и те же голосовые связки могут служить для пения разными типами голосов в зависимости от своего приспособления.Все же типовая их длина, а при опытном взгляде фониатра и примерное представление о толщине голосовых связок, могут ориентировать в отношении типа голоса.

Фониатры уже давно вывели взаимосвязь между длиной голосовых связок и типом голоса. Согласно этому критерию, чем короче связки, тем выше голос. Например, у сопрано длина голосовых связок 10-12 мм, у меццо-сопрано длина связок 12-14 мм, у контральто – 13-15 мм. Длина голосовых связок мужских певческих голосов составляет: у тенора 15-17 мм, у баритона 18-21 мм, у баса 23-25 мм.

В ряде случаев уже при выходе певца на эстраду можно безошибочно судить о типе его голоса. Поэтому и существуют, например, такие термины, как «теноровая» или «басовая» внешность. Однако связь между типом голоса и конституциональными особенностями организма нельзя считать разработанной областью знаний и опираться на нее при определении типа голоса.

Речевой спектр звуков отличается силой, высотой и тембром.
Сила голоса зависит в основном от амплитуды (размаха) колебаний го-
лосовых связок, а она, в свою очередь, зависит от давления выдыхаемой струи
воздуха, степени напряжения голосовых складок. Чем больше наполняются
воздухом легкие, чем больше сила выдоха, тем громче звук.
Но в любом случае голос, возникающий в гортани, имеет малую силу.
Большую роль в усилении голоса играют резонаторные полости надставной
трубы (глотка, полость рта и носа, а также придаточные пазухи носа), они не
только усиливают звуки, но и придают голосу определенный тембр, являют-
ся местом образования звуков речи.
Высота голоса зависит от частоты колебаний голосовых связок, которая,
в свою очередь, находится в зависимости от длины, толщины, упругости и
напряжения голосовых связок. Чем длиннее голосовые связки, чем они толще
и чем меньше напряжены, тем ниже звук голоса.
Изменение высоты голоса обеспечивается сокращением тех или иных
мышц гортани. При произнесении (или пении) низких звуков голосовые связ-
ки натягиваются незначительно. Перстнещитовидная мышца не функциони-
рует, сокращается лишь голосовая (щиточерпаловидная) мышца, которая при
своем сокращении становится толще и тем самым увеличивает толщину го-
лосовой складки.
Для повышения звука в деятельность включается перстнещитовидная
мышца, увеличивающая натяжение голосовых связок. При максимальном ее
сокращении дальнейшее увеличение натяжения голосовых связок становит-
ся невозможным, и повышение голоса обеспечивается другим механизмом –
укорочением колеблющейся части голосовых связок. Это достигается сокраще-
нием поперечной черпаловидной мышцы, черпаловидные хрящи плотно при-
жимаются друг к другу, вследствие чего задние концы голосовых связок не
могут колебаться. Колеблется только передняя часть голосовых связок, ко-
торые, укоротившись, как прижатые пальцем струны скрипки, начинают из-
давать более высокий звук. Для дальнейшего повышения голоса вновь начи-
нает усиливаться натяжение уже укороченных голосовых связок. Когда же
наступает предел натяжению и укорочению колеблющихся отрезков голосо-

88
вых связок, вступает в действие механизм фальцета, связки колеблются
лишь тонкими краями в продольном направлении.
Тембр голоса. Помимо высоты и силы голоса разных людей различаются
звуковой окраской или тембром. Частота колебаний голосовых связок обу-
словливает высоту основного тона. Наряду с основным тоном в гортани об-
разуются и добавочные тоны, или обертоны, среди них имеются резко выра-
женные обертоны с большой амплитудой, которые называются формантами.
Количество и сила звучания обертонов зависят от индивидуальных особенно-
стей строения гортани, а также от величины и формы резонаторных поло-
стей надставной трубы (глотки, полости рта, носовой полости). Определен-
ное сочетание обертонов придает голосу индивидуальную «окраску», или
тембр, что позволяет различать, узнавать людей по голосу. Тембр голоса че-
ловека обычно определяют как «приятный», «мелодический», «металличе-
ский», «глухой», «мягкий» и т.д.
На качество голоса (высоту и тембр) кроме названных факторов, оказы-
вают влияние степень сухости или чрезмерного увлажнения связок и дыха-
тельных путей, степень их индивидуальной эластичности и т. п.
Диапазон голоса. Пределы возможных изменений голоса по высоте, от
самого низкого звука, который может издать инструмент или голос, до само-
го высокого, называются диапазоном. Диапазоны голоса у разных людей
различны. Голос человека может изменяться по высоте приблизительно в
пределах двух октав. Для обычной разговорной речи достаточно 4–6 тонов.
У мужчин диапазон голоса составляет в среднем от 80 до 580 Гц, у женщин
диапазон голоса находится в пределах от 170 до 1034 Гц.
Анатомические различия гортаней, особенно по длине голосовых связок,
сказывающиеся на их колебательных свойствах, приводят к разделению го-
лосов на бас, тенор, сопрано и т.д.
У мужчин различают три типа певческого голоса: тенор, баритон и бас.
− Тенор – высокий голос: длина голосовых складок колеблется в пре-
делах 18–22 мм, количество их колебаний в секунду 122-580.
− Баритон – голос средней высоты: длина голосовых складок – 22–24
мм, количество колебаний 96–426 в секунду.
− Бас – низкий голос: длина голосовых складок – 23–25 мм, количе-
ство колебаний в секунду – 81–125.
У женщин различают: контральто, меццо-сопрано, сопрано.
− Контральто – низкий голос: длина голосовых складок 20–22 мм,
количество их колебаний 145–690 в секунду.
− Меццо-сопрано – голос средней высоты: длина голосовых складок
18–21 мм, количество колебаний 217–864 в секунду.
− Сопрано (драматическое, лирическое и колоратурное) – высокий
голос: длина голосовых складок 10–17 мм, количество их колебаний
258–1 304 в секунду

89
Диапазон голоса у детей значительно меньше, чем у взрослых. С возрас-
том диапазон детского голоса увеличивается (почти одинаково у мальчиков
и девочек), охватывая примерно следующие границы:
от 8 до 10 лет – 320-512 Гц;
от 10 до 12 лет – 290-580 Гц;
от 12 до 14 лет – 256- 680 Гц
Как у мальчиков, так и у девочек встречаются дискантовые и альтовые
певческие голоса: дискант – высокий детский голос, альт – низкий голос.
Ограниченность диапазона детского голоса необходимо учитывать при под-
боре репертуара для исполнения детьми на уроках пения и во время детских
самодеятельных выступлений.

Регистры голоса. В каждом из диапазонов есть несколько регистров. Ре-
гистром называют ряд звуков, сходных по механизму образования и характеру
звучания. Различают три регистра голоса: грудной, головной и смешанный
(микст).
Грудной регистр получил свое название вследствие того, что при нем ре-
зонирует грудная клетка, стенки которой дают ясно ощутимую рукой вибра-
цию. Грудной голос богат обертонами. При грудном голосе связки плотно
смыкаются, колеблются всей своей массой в направлении, перпендикуляр-
ном току воздушной струи, т. е. в поперечном направлении. К грудному реги-
стру относят низкие тоны голоса. Грудное резонирование сообщает звуку
полноту и объемность звучания.
Головной регистр характеризуется головным резонансом, который
можно обнаружить при фонации в виде вибрации костей черепа, положив
руку на темя. Типичным образцом головного регистра является фальцетный
голос. Он отличается бедностью обертонов. Головным регистром пользуются
на верхних тонах диапазона
Смешанный голос (микст) более богат обертонами, по сравнению с
фальцетом, но беднее, чем грудной голос. Голосовая щель закрывается не
полностью, связки колеблются более широкой поверхностью, чем при фаль-
цете, а иногда и всей своей массой. К миксту относятся средние тоны голо-
сового диапазона.
В пении используются все три регистра голоса, в разговорной же речи (у
взрослых) – преимущественно микст. У детей до периода полового созрева-
ния функционирует только фальцетный голос.

Атака звука. Образным термином «атака» обозначают способ приведе-
ния в действие голосовые связок, находящихся в покое. Атаку звука называ-
ют иногда «взятием» звука, «приступом», «голосоначалом». Различают три
вида атак: твердую, мягкую, придыхательную.
При твердой атаке голосовые связки плотно смыкаются до начала звука,
затем выдыхаемый воздух с усилием прорывается через замкнутую голосо-

90
вую щель и вызывает колебание связок. Для твердой атаки характерно нали-
чие в самом начале звучания ясно слышимого призвука. Примером твердой
атаки может служить произнесение междометий, обозначающих досаду,
недовольство, возмущение: «Ах, какая досада!» При твердой атаке происхо-
дит излишнее напряжение голосовых связок.
При мягкой атаке момент смыкания связок и начало выдоха совпадают, и
сразу же после соприкосновения связки начинают вибрировать. Например:
«Ах, как здесь хорошо!» Мягкую атаку считают наиболее употребительным и
физиологически обоснованным способом приведения в действие голосовых
связок, так как она благоприятно отражается на качестве звучания голоса.
Во время придыхательной атаки выдыхаемый воздух начинает прохо-
дить через голосовую щель до смыкания голосовых связок, причем слышен
шум трения воздуха о края связок, и лишь затем голосовые связки смыкают-
ся и начинают вибрировать. Примером придыхательной атаки является про-
изнесение украинского и английского или немецкого h в сочетании с после-
дующим гласным, например в слове Ганна (украинское произношение) или в
немецком слове haben.
У грудных детей крик, выражающий недовольство, сопровождается твер-
дой атакой, а лепет, выражающий удовлетворение и спокойствие, происхо-
дит при мягкой атаке

Гортань человека - это гибкий, обладающий тонкой структурой орган дыхательной системы, соединяющий глотку с трахеей. Он чрезвычайно важен для процесса дыхания и пищеварения, поскольку выталкивает вредоносные элементы, пытающиеся проникнуть в дыхательные пути. В гортани также образуются звуки, с помощью голосовых складок регулируется тембр, тон и громкость речи человека.

Устройство гортани

Гортань состоит из плотных тканей и представляет собой короткую трубку из девяти хрящей, покрытую характерным только для горла эпителием. Хрящи соединяются между собой особыми связками.

Гортань человека находится в районе шестого и четвёртого позвонка, за кожным покровом передней стороны шеи. Верх органа подходит к носовой части глотки, соприкасаясь с костью, расположенной под языком.

Особенности строения гортани полностью зависят от функций, возложенных на этот орган. Внешне трубка гортанной системы схематически напоминает два соединённых, соприкасающихся вершинами треугольника. Трубка сужается к центру, но расширяется по обеим кромкам. Серединой гортанной системы является голосовая щель - самая верхняя складка преддверия звуковых связок. Области выше и ниже голосовой щели называются соответственно надскладочной и подскладочной.

По бокам органа между голосовой складкой и преддверием гортани находятся глубокие кармашки - так называемые морганиевы желудочки гортани. Эти составляющие гортани идут вверх и вперёд к черпаловидным складкам. При инфицировании в первую очередь именно они теряют свою изначальную форму, что указывает на развитие болезни. Вестибулярные отделы гортани, которые при нарушении работы голосовых связок могут исполнять их функцию, иногда становятся центром воспалительных процессов и отёков.

С задней стороны гортани располагается глотка, по бокам проходят крупные кровеносные сосуды и нервные окончания. Пульсирование сонных артерий можно с лёгкостью прощупать на шее по обеим сторонам от горла.

Голосовые связки образует пара желтовато-белых, соединённых мышцами и натянутых в полости гортани параллельных складок. Одна сторона голосовых связок скреплена с углом щитовидного хряща, вторая - с черпаловидным хрящом. Немногим выше звуковой щели располагается преддверие гортани - верхний отдел полости этого органа. Оно окружено краями пластин щитовидного хряща, снизу закрывается складками, впереди сверху над преддверием находится уголок щитовидного хряща (комиссура - участок голосовых связок, где щитовидные пластинки образуют угол) и надгортанник. Между боковыми сторонами преддверия гортани находятся щелеобразные желудочки, растягивающиеся до черпалогортанных складочек.

Нижняя часть гортани, расположенная под голосовой щелью и внешне напоминающая конус, связана с трахеей. У ребёнка в раннем возрасте эластический конус гортани состоит из пластичной соединительной ткани. Это место склонно к повышенной отёчности и развитию воспалительных процессов.

Гортанные хрящи

Анатомия гортани довольно сложна. Этот орган представляет собой каркас из шести форм хрящей. Три парных и три непарных хряща поддерживают общую структуру. Рассмотрим каждый хрящ отдельно.

Парные хрящи:

  • Рожковидные - эластичные образования, имеющие форму конуса. Хрящ такого типа находится на верхней части двух черпаловидных элементов.
  • Черпаловидные - участки соединительной ткани, визуально напоминающие треугольники, расположенные на пластинах перстневидного хряща. Состоят из гиалинового хряща.
  • Клинописные - как и рожковидные, являются эластичными хрящами, находящимися рядом с вершиной черпаловидных пластин.

Непарные хрящи:

  • Перстневидный - состоит из двух частей разной формы. Первая часть представляет собой пластинчатую структуру, вторая часть образована из гиалинового хряща, формирующего гортанную границу нижней части, по форме похожа на тонкую дугу.
  • Надгортанный - эластичная ткань, создающая хрящ в форме жёлоба. Её задача - поднятие глотки в процессе приёма пищи, точнее, непосредственно в момент её глотания. Опускаясь, надгортанный хрящ полностью закрывает голосовую щель.
  • Щитовидный - хрящ, образованный двумя пластинами, находящимися под углом. Именно этот хрящ называют кадыком. При соединении пластин под углом 90 градусов - характерно для мужчин - он заметно выпирает на поверхности шеи. У женщин хрящи, составляющие кадык, сходятся под углом более 90 градусов, что делает его незаметным под кожным покровом. Специальная мембрана соединяет этот хрящ с подъязычной костью.

Мышцы гортани

Строение гортани человека предполагает наличие различных мышц. Эти мышцы подразделяются на два типа - наружные и внутренние мышцы гортани. За изменение длины голосовых связок, степень их напряжения и расположение в горле отвечают внутренние мышцы. При их трансформации происходит регуляция воспроизводимого звука. Внешние мышцы действуют как единое целое, выполняя движения глотки при приёме пищи, дыхании и образовании голоса. Выделяют следующие типы мышц полости гортани:

  • аддукторы (констрикторы) - три типа мышц, две парные и одна непарная, осуществляющие сжатие голосовой щели;
  • абдукторы (дилитаторы) - хрупкая мышечная конструкция, проблемы с которой могут привести к параличу связок гортани. Главной задачей этого типа мышц является расширение, раскрытие голосовой щели - функция, обратная предназначению гортанных аддукторов;
  • перстнещитовидная мышца - при её сокращении щитовидный хрящ движется вверх или вперёд, регулируя тем самым напряжение голосовых связок и поддерживая их в тонусе.

Функции

Анатомия и физиология гортани полностью зависят от функций гортани. Жизнедеятельность человека напрямую связана с тремя основными её задачами - дыхательной, защитной и голосообразующей. Рассмотрим каждую из них подробнее.

  1. Дыхательная функция: без воздуха человеческий организм не может существовать. Гортань, являясь частью дыхательной системы, регулирует поступление кислорода в горло. Эта деятельность осуществляется за счёт расширения и сжатия голосовой щели. Также в горле слишком холодный воздух согревается, чтобы уже в таком виде пройти в лёгкие.
  2. Защитная функция: осуществляется благодаря работе множества желёз, находящихся на эпителиальном слое. Один из способов защиты - это наличие так называемых ресничек - нервных окончаний. Если кусочки пищи случайно попадают не в пищевод, а в дыхательную систему, реснички немедленно реагируют и возникают приступы кашля, позволяющие вытолкнуть инородный предмет наружу. Эпителий направляет любой вредоносный элемент обратно во внешнюю среду. При попадании постороннего предмета на голосовую щель она полностью закрывает доступ внутрь гортани и выталкивает его наружу при помощи рефлекторных действий (откашливания). В гортани находятся миндалины - часть иммунной системы, которая борется с элементами патогенной среды и не позволяет им проникнуть внутрь организма. Пористые миндалины задерживают микробы и вирусы при помощи особых углублений - лакун.
  3. Голосообразующая функция гортани (фонаторная): воспроизводимый человеком звук регулируется именно здесь. Тембр голоса зависит от строения гортани человека, её индивидуальных особенностей. Длина голосовых связок определяет тон голоса - чем короче голосовые связки, тем выше тон. Потому высокие голоса характерны для женщин и детей, обладающих короткими связками. У мальчиков к определённому возрасту происходит метаморфоза гортанной структуры, и голос начинает ломаться. Фонаторная функция гортани - самая музыкальная: голосовые связки позволяют нам петь и красиво говорить при условии профессионального владения голосом. Интересно, что для пения может быть достаточно всего лишь пары октав, а при образовании речи обычно задействовано до семи октав.

Дыхательная функция непосредственно связана с защитной, поскольку мышцы и хрящи контролируют силу и объём вдоха, согревают воздух перед его поступлением в лёгкие.

Голосообразующая функция

Строение горла и гортани может меняться в зависимости от возраста. Малыши имеют короткую гортань, находящуюся на три позвонка выше, чем у взрослых. Вход в гортань у детей гораздо шире, у них ещё нет рожковидных хрящей и подъязычных соединений, которые появляются только к семилетию.

У мальчиков и девочек до десяти лет структура гортани практически не отличается. Далее формируются возрастные особенности гортани - в переходном возрасте (после двенадцати лет) голос у мальчиков начинает ломаться. Это происходит по причине усиленного производства мужских половых гормонов и развития половых желёз, что приводит к увеличению длины голосовых связок. Трансформация гортани характерна и для девочек, но изменение голоса у женщин проявляется медленно и незаметно, а у мужчин голос может значительно модифицироваться в течение одного года.

Мужская гортань примерно на треть больше женской, а голосовые связки толще и длиннее, поэтому у представителей сильного пола голос обычно грубее и ниже. Громкость речи зависит от ширины голосовой щели, регулируемой пятью мышцами, - чем больше щель, тем громче звук. При выдыхании воздуха голосовые связки приходят в движении, это сказывается на изменении силы голоса, его тембра, высоты. Помимо гортани в процессе образования речи участвуют лёгкие и мышцы груди - от их силы тоже зависит звучность голоса.

Фонаторная функция гортани является следствием слаженной работы всего человеческого организма. Гортань участвует в формировании звука, полость рта, губы и язык трансформируют его в речь. Множество органов связаны с гортанью, и от их общего состояния зависит здоровье человека.

Это говорит о том, что речь человека - тембр и тон голоса - являются отражением не только особенностей строения гортани, настроения индивида, и показателем деятельности других систем организма. Изменение голоса человека может говорить о его физическом состоянии, наличии проблем со здоровьем. Тембр голоса меняется, когда человек болен простудой, ангиной, страдает другими заболеваниями горла. Даже приём гормонов может привести к временной перемене голоса.

Благодаря тому, что мышца создаёт локальное напряжение голосовых связок, становится возможным воспроизведение дополнительных звуков - обертонов. Именно их совокупностью определяется тембр человеческой речи.

Иннервация и кровообращение

Кровоснабжение гортани, щитовидных гланд осуществляется при помощи сонной и подключичной артерий. К гортани прилегают также задняя гортанная и щитовидная артерии.

Иннервация гортани - это наличие нервных окончаний в анатомии горла. Возбуждение и передача нервных импульсов происходит благодаря блуждающему нерву, состоящему из парасимпатических, чувствительных двигательных волокон. Блуждающий нерв обеспечивает выполнение рефлекторной функции органа - перевод нейронов к корковым речевым и звуковым центрам. Нервные волокна формируют пару больших нервных узлов.

Первый узел состоит из волоконцев двух типов: наружного - иннервирует низовую мышцу, отвечающую за сокращения горла и перстнещитовидного хряща, и внутреннего - пронизывает слизистую гортани, находящуюся над звуковым просветом, слизистую надгортанника и начала языка.

Возвратный нерв содержит те же типы волокон, правый возвратный гортанный нерв отделяется от блуждающего нерва в том месте, где он пересекается с подключичной артерией. Слева возвратный нерв отщепляется от блуждающего на высоте дуговой аорты. Два нерва окружают сосуды и поднимаются вверх по разным сторонам гортани, перекрещиваются под щитовидкой и примыкают к подголосовой полости гортани.

Нервная система в анатомии гортани занимает важное место, её поражение может привести к серьёзным последствиям. При поражении одной стороны гортани страдает только одна сторона голосовых связок и гортанной полости. Поражение двух сторон приводит к проблемам с функционированием дыхательной системы.

Строение гортани чрезвычайно интересно и обусловлено её функциями. Изучение анатомии этого органа нужно не только для расширения кругозора, но и для проведения самообследования в случае острой необходимости. Обладая соответствующими знаниями, вы сможете принять адекватные меры при заболеваниях гортани и не упустите момент для обращения к врачу, чтобы выбрать проверенные способы профилактики или начать эффективное лечение.

ГОРТАНЬ - начальный хрящевой отдел дыхательной системы у человека и наземных позвоночных между глоткой и трахеей, участвует в голосообразовании.

Снаружи ее положение заметно по выступу щитовидного хряща – кадыку (адамово яблоко) более развитому у ♂.

Хрящи гортани:

  1. надгортанник,
  2. щитовидный,
  3. перстневидный,
  4. два черпаловидных.

При глотании закрывает вход в гортань надгортанник.

От черпаловидных к щитовидному идут слизистые складки – голосовые связки (их две пары, а в голосообразовании участвует только нижняя пара). Они колеблются с частотой 80-10.000 колебаний/с. Чем короче голосовые связки, тем выше голос и чаще колебания.

Связки смыкаются при разговоре, трутся при крике и воспаляются (алкоголь, курение).

Функции гортани:

1) дыхательная трубка;

Спокойно стоит Глубоко дышит Поет

Артикуляция - работа органов речи, совершаемая при произнесении того или иного звука; степень отчетливости произношения. Членораздельные звуки речи формируются в ротовой и носовой полостях в зависимости от положения языка, губ, челюстей и распределения звуковых потоков.

Миндалины - органы лимфатической системы у наземных позвоночных и человека, расположенные в слизистой оболочке ротовой полости и глотки. Участвуют в защите организма от болезнетворных микробов, в выработке иммунитета.

ТРАХЕЯ

Трахея (дыхательное горло) - часть дыхательных путей позвоночных и человека, между бронхами и гортанью впереди пищевода. Ее длина 15 см. Передняя стенка состоит из 18-20 гиалиновых полуколец, соединенных связками и мышцами мягкой стороной обращенной к пищеводу. Трахея выстлана мерцательным эпителием, колебания ресничек которого выводят пылевые частицы из легких в глотку. Делится на два бронха - это бифуркация.

БРОНХИ

Бронхи - трубчатые воздухоносные ветви трахеи.