Свадьба в белорусском стиле – обычаи и традиции. «Мы встретились благодаря традиции Сценарий свадьбы в белорусском стиле


Некоторые люди по разным причинам покидают свою родину. Но в душе и сердце она остается навсегда. Поэтому выбирая стиль торжества, свой выбор можно остановить на традиционной свадьбе с соблюдением давних обрядов и обычаев. Свадьба в белорусском стиле понравится не только вам, но и вашим гостям и оставит в сердцах ностальгические нотки.

Подвенечный наряд

Ответственно необходимо отнестись к выбору свадебного наряда невесты. Серьезность вопроса заключается в том, что платье одновременно должно выглядеть не старомодно и в то же время иметь характерные особенности традиционного колорита. Эта проблема легко решается. Белое классическое платье легко можно превратить в национальный свадебный наряд за счет:

  • декоративных орнаментов (на рукавах, подоле, в области тали или декольте);
  • расписного шлейфа;
  • металлического обруча с росписью;
  • ленточек в волосах, перчаток, пояса;
  • веночка из полевых цветов.

Но если невеста желает во всем соблюдать традиции, тогда она может надеть сарафан (любого покроя, но с длинными рукавами и прикрытой грудью), вышитый национальными орнаментами и украсите еще кружевом.

Национальный наряд жениха состоит из льняных штанов и белой рубахи, которую также можно украсить вышитыми узорами. Но если молодой человек все, же хочет надеть костюм, тогда вместо обычной рубашки он одевает вышиванку.

Издавна принято, что кольца молодожен изготовляют из разных металлов без каких-либо узоров и надписей, у жениха – это золото, а у невесты – это серебро. Тем самым символизирует союз Солнца с Луной.

Стиль свадьбы по-белорусски

Конечно, церемонию свадьбы лучше проводить на природе с живописным пейзажем и при этом фото получатся красочными и «живыми». А застолье организовать в большом шатре, где удобно разместятся гости за деревянными столами и лавками. Если подходящее место тяжело найти, тогда подойдет зал, оформленный в деревенском стиле, а украсить его можно национальными белорусскими рушниками и венками из полевых цветов и веточек с ягодами.

Свадебный кортеж


В нынешнее время, традиционным транспортом воспользоваться проблематично, так как это повозка запряженная лошадьми. Тем более что добираться жених должен со своими друзьями отдельно от невесты с подружками. Минимальное количество кортежей – 7. Машины, как и свадебное помещение, можно украсить рушниками и полевыми цветами с лентами.

После того как рассядутся по машинам все гости и молодожены, отец со стороны невесты должен обойти с иконой всю процессию по ходу солнца. Вслед за ним должна идти мать и при этом обсыпать всех зерном. Затем процессия направляется в храм на венчание. А родители могут сразу ехать в заведение, где будет проходить свадьба с застольем. На венчании они не присутствуют, так как согласно традициям могут нарушить этот круг-оберег, лишь только его создав.

Церемония венчания


Следуя традициям, молодожены в момент венчания стоят на заранее подготовленном полотенце, а под него стелют красный пояс. Также на полотенце кладут медные пятаки, на которых стоят влюбленная пара, что венчается. В конце церемонии вся эта атрибутика забиралась с собой и взамен в храм отдавали другое полотенце. В конце свадьбы из них делался оберег на счастливую и долгую жизнь. А именно, родители в полотенце заворачивали две монеты, фужеры и ложки молодожен, затем с помощью красной ленты и пояса все это перевязывали в виде «восьмерки».

Также на венчании у каждого была своя сторона, которая символизировала женское и мужское начало. Так для жениха – это правая, а для невесты – левая.

Клятвы молодожен

Согласно древним традициям, молодожены дарили друг другу символические подарки и произносили при этом клятву. Это можно включить и в свой сценарий свадьбы при выездной церемонии, в момент обмена обручальных колец или перед первым танцем молодожен, если регистрацию проводить в ЗАГСе.

Застолье

Сценарий для свадьбы в белорусском стиле должен включать старые традиции, а также обрядовые песни. Встреча молодожен проводится также традиционным обрядом, где главные элементы – это каравай и медовуха. Напитка при этом выпевали немного, а все остальное выливали через плечо, как бы оставляя за собой все плохое.

Традиционные блюда:

  • каравай;
  • домашняя колбаса;
  • отварной картофель со шкварками;
  • драники со сметаной;
  • разнообразные салаты.

Молодая пара согласно обычаю должна идти к столу по часовой стрелке, а соответственно выходит в обратном направлении. Молодоженам столовые приборы (отсутствует нож), фужеры и тарелки кладут одинаковые. Начать застолье можно с традиционного съедания яичницы женихом и невестой при помощи только одной ложки (яйцо – символ плодовитости, один прибор – любовь).

Для того чтобы уберечь жениха с невестой от нечистой силы и людской зависти, гости кричат им «Горько!», после чего молодожены целуются.

Традиционно полагается дарить молодоженам тряпичные куклы, имеющие одну общую руку. Так и влюбленные должны все время на свадьбе держать друг друга за руки. Считается что это делается для того чтобы их никто не смог разлучить.

Одной из завершающих традиций – это деление каравая. Затем свекровь, подходя к невесте, начинает обряд снятия фаты, а голову потом покрываю косынкой, и одевают фартук. Фата передается свидетельнице для того чтобы следующая свадьба была у нее.

Видео по теме

Т ематическая традиционная белорусская свадьба в шляхетском стиле.

Задача и идея: Команде Экстрим Театра «Берсерк» по просьбе молодых было необходимо организовать свадьбу в традиционном белорусском (шляхетском) стиле. Для этого мероприятия был необходим белорусскоговорящий ведущий, который проведет свадьбу с национальными особенностями и несколько традиционных шоу-программ в шляхетском стиле.

Количество участников: 80 человек.

Реализация: Свадьба проходила в загородной усадьбе, поэтому для проведения мероприятия была выбрана просторная беседка, которую наш дизайнер оформил декорациями из натуральных материалов (лен, хлопок, шелк), также присутствовали элементы декора с традиционными белорусскими узорами. И, конечно же, живые цветы!

А так как свадьба была традиционной, то начался праздник с самого порога, как и было заведено у наших предков. Ведущий в образе зажиточного шляхтича встретил молодых у самых ворот в усадьбу и с первых же минут как молодые, так и их гости были вовлечены в обряды и игры. Ведь для того, чтобы жениху войти в дом, где будет свадьба, ему необходимо было не только получить одобрение от родителей, но и пройти несколько испытаний!

К радости невесты и веселью гостей, все испытания ведущего жених прошел достойно, после чего настала очередь родителей – традиционные «хлеб-соль» на этой свадьбе были абсолютно уместны, хоть многие сейчас при проведении европейских свадеб отказываются от этого обряда. Тост за тостом, поздравление за поздравлением, приходит очередь первого танца молодых, к которому ребята подошли очень ответственно и довольно долго готовились и репетировали. В результате перед гостями предстал красивый танец, которые молодые исполнили под живую музыку – выступала наша скрипачка в образе придворной артистки.

Первый танец закончен, родительские напутствия тоже уже прозвучали, а что это значит для свадьбы по-шляхецки? Правильно, можно переходить к неофициальной части с веселыми старинными забавам, тостами, шутками и прибаутками и, конечно же, вызывать на сцену самых лучших артистов! В тот свадебных вечер было проведено множество веселых игр и конкурсов. Среди прочих можно выделить:

  • «Келих кола» - это традиция, пришедшая к нам от далеких предков. Ведущий лично налил в большой, старинный кубок вино, после чего кубок был пущен по кругу среди гостей. Каждый, кто брал кубок в свои руки, должен был произнести пару приятных слов для молодых и отпив глоток вина, передать кубок дальше.
  • «Тост с саблей». Говорить тосты и желать добра может абсолютно каждый. А вот смогут ли гости при этом еще и выпить после тоста напиток с клинка так, чтобы ни одна капля ни попала на землю? Эту традицию на свадьбе мы представили в виде конкурса – несколько участников говорили тосты изучали искусство питья с клинка до тех пор, пока не остался сильнейший!
  • Танец «рассмеши невесту». У нескольких участников была всего лишь одна задача – станцевать под неожиданную музыку для невесты так, чтобы она засмеялась. В результате же ведущий, пораженный успехами гостей, предложил им сделать еще один сюрприз – четвертый танец, который необходимо было станцевать всем участникам вместе «на бис».

Что же касается шоу-программы, то здесь настроение задавали наши виртуозные танцоры, которые под аккомпанемент волынки и барабана исполнили старинные танцы, а после провели с гостями танцевальный мастер-класс и позабавили гостей, пригласив их сыграть в народные игры – ручеек, тетерку, вдовушку и многие другие!

И, конечно же, какая традиционная свадьба может обойтись без свадебного кузнеца? Правильно, точно не наша! Именно поэтому молодые, под чутким руководством мастера-кузнеца, изготовили своими руками вечный символ счастья – подкову! Обучиться кузнечному делу смогли и гости – каждому желающему кузнец рассказал об особенностях работы в кузнице и помог сделать памятные сувениры. Что было дальше, спросите вы? А дальше все было именно так, как и положено на хорошей шляхецкой свадьбе – множество улыбок, веселья, танцев и хорошего настроения!

Итог: И молодые, и их гости прониклись народным духом и тематикой свадьбы и очень славно повеселились! Впоследствие, сценарий именно этой свадьбы вдохновил множество других пар провести свадьбу в шляхецком или народном стиле.

Свадьба без конкурсов и развлечений – как шутка без юмора. Именно развлекательные моменты создают общую атмосферу веселья и настоящего праздника. Хорошо подобранные конкурсы не заставят краснеть на следующий день, а наоборот – подарят прекрасные воспоминания об одной из самых лучших свадеб в жизни.

Для удобства мы разбили 13 идей по группам.

Конкурсы для гостей

1. Экспромт «Желанные гости»

Ведущий спрашивает, что гости желают молодым из нематериальных ценностей. Обязательно будут перечислены: счастье, здоровье, успех, удача, радость, тепло, взаимопонимание, гармония и, конечно же, любовь. Каждому, кто угадал, раздаются карточки с указанием роли и фразами. Зачитывается текст. Участники должны сказать фразу сразу после упоминания своего персонажа.

Роли и фразы:

Любовь: «Я вам согрею кровь!»

Счастье: «Ну вот и я! Всем – здрасте!»

Здоровье: «Пополню родословье!»

Успех: «У вас я круче всех!»

Удача: «Я к вам иду в придачу!»

Взаимопонимание: «Минуточку внимания!»

Терпение: «Я подскажу решение!»

Гармония (все гости хором): «Совет вам да любовь!»

Вот и наступил день, когда в мире наступила Гармония. Над ним властвует прекрасная Любовь . Парит над нашими молодыми огромное Счастье . Обещает быть в полном порядке бодрое Здоровье . Клянется, что он не за горами, громкий Успех . На крыльях синей птицы прилетает к нам неотвратимая Удача . За столом царит серьезное Взаимопонимание . А с ним пришло неунывающее Терпение . Вот такая у нас Гармония . Очень громко обещает безудержная Любовь . Еще громче – упорное Здоровье . От них старается не отставать распоясавшийся Успех . Развеселилась Гармония . Особенно, когда, заигрывая, слово сказала Удача , а к ней присоединилось, многозначительно подмигивая, Счастье . От обилия эмоций не выдержала Гармония . Она просто разрыдалась от дикого Счастья . Но тут на выручку пришло с авантюрными интонациями Терпение . Его с полуслова поняло захмелевшее Взаимопонимание . Все пришли к выводу, что главное среди них – кавказское Здоровье . И за него просто необходимо поднять бокалы. Взаимопонимание и Терпение, Успех и Удача, Счастье и Любовь и, конечно же, Здоровье желают нашим молодоженам, чтобы в их семье всегда была абсолютная Гармония!

2. Свадебный прогноз

Ведущий предлагает сделать всем вместе подарок-пожелание молодым, используя определенные жесты. В тексте будут слова-ключи, услышав которые нужно показать указанный жест. Перед началом прорепетировать с каждым жестом.

Любовь – замужние дамы рисуют в воздухе сердце.

Счастье – незамужние девушки посылают молодым воздушный поцелуй.

Здоровье – женатые мужчины, сгибая руки в локте, показывают бицепсы.

Богатство – неженатые парни показывают молодым жест «yes», опуская согнутую в локте руку вниз.

Страсть – все вместе показывают обеими руками знак «во!», вытягивая по направлению к молодым.

Прочитаем Вам прогноз
На ближайшие сто лет.
Как прожить их – не вопрос,
Есть у нас на все ответ!

Ждет вас ураган любви ,
Ливень проливной из счастья,
И богатство на пути,
И здоровье , море страсти .

Станет счастьем милый дом –
У любви он будет пленный,
И богатство будет в нем,
И здоровье, несомненно!

Страсти будет в нем тайфун,
Счастье будет с детским смехом.
И любовь среди лагун,
И богатство , и утехи!

Будут вам всегда служить
И богатство , и здоровье .
Страсть , любовь вам не изжить –
Счастье будет в изголовье!

3. Флэшмоб любви

Во время танцевальной паузы гостям предлагается сделать флэшмоб для молодых. Под веселую, ритмичную мелодию рассказать в танце историю любви молодоженов. Ведущий показывает и репетирует движения – сначала без музыки, потом под нее. Молодым показывается уже отрепетированный номер.

Движения:

  • Пошли – ритмично переступать с ноги на ногу.
  • Увидели – зажатыми в кулак ладонями с выставленными указательными и средними пальцами (жест «V») проводить перед глазами.
  • Влюбились – рисовать руками сердце.
  • Закружилась от счастья голова – повороты вокруг оси с вытянутыми вверх руками: сначала в одну, потом в другую стороны.
  • Начали парить на крыльях любви – то же самое, только раскачивать руками, как крыльями.
  • Сделал предложение – приложить руки к сердцу и развести в сторону: к сердцу – в левую сторону – к сердцу – в правую сторону.
  • Она согласилась – согнуть руки в локтях, двигать вверх-вниз, одновременно поворачиваясь то в одну, то в другую стороны.
  • Воздушные поцелуи молодым.

Движения повторять по 4-8 раз. Можно «рассказать» историю 2-3 раза подряд, но сократить количество повторений.


4. Боди-дизайнеры

Набираются две команды по 7-8 человек. Без инвентаря. Им даются задания изобразить командой определенный предмет. Каждой команде – по 3-4 задания. Например: чайник, машина, букет, окно, многорукий Шива, самолет и так далее.

5. Радуга желаний

Конкурс на объединение родственных команд.

Участвуют по 7 человек со стороны жениха и невесты. Участники наугад вытаскивают из мешочков по одной ленточке определенного цвета радуги длиной 1 м. Далее команды выстраиваются напротив друг друга. Ведущий предлагает сделать рокировку и объединиться в пары участников с одинаковым цветом ленточек.

  1. Образованные пары должны повязать свою ленточку на более привлекательную, по их мнению, часть тела напарника.
  2. Все пары становятся полукругом – лицом к молодым. Звучат отрывки из песен (20-30 секунд), в которых упоминается один из цветов радуги. Участники с таким же цветом ленточек выходят вперед и танцуют. Самой активной танцующей частью тела должна быть та, на которую повязана ленточка.
  3. По аплодисментам для каждой пары выбирается победитель.
  4. Все вместе танцуют под общую песню о радуге.

Реквизит: два мешочка, 7 пар ленточек длиной 1 м.


Рекомендуемые песни: «Оранжевое солнце» (Краски), «Синий иней» (Премьер-Министр), «Желтый лист осенний» (Колибри), «Голубые глаза» (Mr Credo), «Красное платье» (Штар), «Не прячь зеленые глаза» (И. Саруханов), «Фиолетовая пудра» (Пропаганда), «Радуга желаний» (Э. Лашук).

6. Шпион на свадьбе

Вызываются участники, которые после вопроса «кто считает себя трезвым?» подняли руки. По очереди они дуют в «трубочки». После каждого раза озвучивается комментарий «алкотестера».

Каждый представляет свою свадьбу по-разному. У кого-то возникает образ невесты в роскошном белом платье и белоснежный лимузин, у кого-то есть мечта надеть ковбойские шляпы и сапоги и явиться в ЗАГС в рваных джинсах. Но есть и те, кто мечтает сделать свою свадьбу в национальном белорусском стиле.


Инна и Алексей поженились 20 октября 2012. Познакомились молодые люди в гродненской общественной организации. «Впервые я увидел Инну в гродненской школе Молодого журналиста. Я приехал на каникулы из Краковского университета, и меня пригласили как стороннего человека покритиковать начинающих журналистов», - вспоминает Алексей. Затем молодые люди еще несколько раз пересекались в офисе организации. Совместный поход на «Ночь кино» и 2-дневное путешествие автостопом в Гервяты стали началом их романтической истории, которая закончилась свадьбой.


Инна с детства мечтала о свадьбе в белорусском стиле и часто в мечтах представляла себя невестой-белорусочкой: «Я ходила в кружок Белорусской культуры, всегда интересовалась разными обрядами, национальными костюмами. И я всю жизнь сознательно мечтала о свадьбе именно в белорусском стиле, по максимуму традиционном».

Родные молодых людей отнеслись к этой затее нормально – пошли на встречу и поддержали. «А наши сваты – родные дядя и тетя Леши –призвали и дальше продолжать традицию и сказали, что мы большие молодцы», - вспоминает Инна.

Одним из важнейших элементов любой свадьбы являются наряды жениха и невесты. Если свадьба планируется в национальном стиле, как оказалось, с нарядами возникает ряд сложностей.

«Наши свадебные костюмы были ручной работы, мы специально заказывали у мастеров в Минске, куда периодически ездили на примерки, - рассказывает Алексей и добавляет, что подобные поездки стали основной сложностью при подготовке к свадьбе. – То, что нельзя было все сделать на месте, в нашем городе, было конечно неудобно. Сделанную вручную кожаную обувь – сапоги – можно было купить и в Гродно. Какие-то другие элементы национального костюма приходилось заказывать в Минске. Сейчас уже нет такой проблемы – в Лиде открылся центр ремесел, который призван культивировать традицию, и там можно заказать себе национальный костюм».

Инна добавила, то раньше нужно было чуть ли не по всей Беларуси что-то собирать: «Сегодня знаю, что и в Гродно появились люди, которые стали заниматься подобными заказами. Мы же обратились к Жене Маркевичу из Лиды, который занимается ткачеством. Он делал для нас юбку и полотенца».

Одежду псевдоручной – машинной – работы можно запросто купить в крупных универмагах, это не проблема, а вот если нужно что-то ручной работы – уже сложнее. «Национальная рубашка, которая была у меня – копия, сделанная с экспоната гродненсокго исторического музея. В Старом замке есть зал, посвященный народным традициям. Там есть рубашка Гродненского района. Она там недошитая, плюс манишка кривая. Мне уже сделали все нормально, но по мотивам этого экспоната», - описывает свой костюм Алексей. Его свадебный костюм состоял из рубахи, штанов и кожаных сапогов. Костюмы подбирали по регионам, они были похожи на то, в чем ходили наши бабушки-дедушки. У Инны это были юбка, фартук, рубашка, жилет и корсет.

Информацию по нарядам собирали по литературным произведениям, по белорусским, польским и литовским книгам и альбомам.

«Делала костюмы Настя Глушко. Мы приехали к ней, у нее целый шкаф с различной литературой, альбомами по регионам. Я родом из Красносельска, поэтому мы рассматривали Каменецкий, Кобринский и Волковысский районы, то есть пытались сделать комбинированный вариант еще и с близлежащих районов. Корсет был новогрудский. У нас был огромный объем работы, поэтому к изготовлению костюмов она подключала других мастериц. Мой наряд я получила только за день до свадьбы», - объясняет Инна сложность задачи.

У молодых людей получилась современная свадьба с элементами национального стиля. Некоторые обрядовые вещи сохранились и на обычных свадьбах - посыпание овсом, проводы жениха и невесты под гармошку, благословление иконами. Раньше овсом посыпали коней. Сегодня, правда, проще пойти купить рис и посыпать молодоженов. Чтобы соблюсти традицию, Алексей и Инна покупали овес специально на ярмарке.

«Леша католик, а я православная. Поэтому его провожали по католическим обрядам, а меня уже по православным. У нас до сих пор рядышком висят иконы – католическая и православная», - рассказывает девушка.

На свадьбу пришел гродненский композитор и музыкант Евгений Петрашевич. Он написал гимн новоиспеченной семьи и торжественно его подарил. Оформил в виде свитка, где были написаны текст и ноты. Вдобавок он подарил невесте огромные цимбалы и дудку. Как оказалось, Инна цимбалистка, правда, музыкальный инструмент лежит до сих пор где-то за кроватью.

На свадьбе провели небольшой мастер-класс по народным танцам во дворе кафе, где проходило торжество.

«Рядом с этим местом монастырь, монашки наблюдали за нами их окон, и мы думали, что еще погонят сейчас, все-таки была суббота, поздний вечер выходного дня. Но они наоборот, наблюдали с большим интересом. Во время мастер-класса подъехали «амбалы без шеи», вышли из своих машин и говорят: «О, тут грузины какие-то отдыхают», - вспоминает Алексей.

Свадебные наряды сменили на традиционные костюмы не только молодожены, но и друзья из кружка народной культуры. Правда, обошлись не рукотворными, а машинными нарядами.

Оказалось, в Беларуси проблематично расписаться в ЗАГСе по-белорусски. «Единственная сотрудница загса, которая расписывала на белорусском языке, как раз в это время должна была пойти в отпуск. Пригласить кого-то из других загсов они не могли. Мы долго добивались своего, в итоге в третий наш приход нас согласились расписать по-белорусски, правда сказали, что будет желать это не специалист, поэтому за качество не отвечали. Уже в день свадьбы в загсе церемонию очень сократили, но говорили по-белорусски неплохо, я только одну ошибку заметил, - поясняет Алексей. - Наши свадебные наряды используем и сегодня. В них на свадьбу к друзьям ходили, которые тоже делали в белорусском стиле, на концерты этно-коллективов одеваем, на какие-то фестивали. Очень полезная вещь в хозяйстве оказалась».

Еще одна гродненская пара, Настя и Антон, отпраздновали одно из важнейших событий в их жизни несколько месяцев назад, 22 июня. Молодые люди познакомились в уже упоминаемом нами кружке народной культуры.

«Я преподаю фольклор и интересуюсь традицией, и судьба сложилась так, что после 4 месяцев с начала существования группы я попал туда. Именно в этом кружке мы и встретились с Настей, наши отношения завязались и начали развиваться», - рассказывает Антон.

«Я еще подумала в первую нашу встречу – так, этот парень приехал из Витебска, этот – из Могилева, а это что за дядька?», - смеется Настя.

Оба интересовались национальной белорусской культурой и традициями, поэтому, когда дело дошло до свадьбы, других вариантов, кроме как делать торжество в белорусском стиле, не было. «Мы вдвоем любим традицию, ею занимаемся, мы встретились благодаря традиции. Поэтому брать лимузин или не брать – у нас даже вопрос такой не стоял. У нас был вопрос – конь будет ехать от загса или только от начала деревни. Мы знали, чего хотим и почему хотим. Никаких споров, как что делать, у нас не было», - отмечает Антон.

Молодые люди очень благодарны родителям, которые все поняли и поддержали их идею. «У нас есть знакомые, которые хотели сделать национальную свадьбу, но родители сказали – нет, должно быть белое платье, все как у всех. У нас все родные восприняли нашу идею очень хорошо, мы всех заранее предупреждали о том, какой будет свадьба. Просили всех платья с блестками не одевать и отказаться от слишком высоких каблуков – а то поубивались бы, потому что свадьба была на выезде, в агроусадьбе. Мы никого не заставляли учить какие-то тексты, стоять в определенном месте, все было естественно», - рассказывает Настя.

«Родители дали нам возможность сыграть свадьбу так, как мы хотим, а не так, как они хотели бы. Часто свадьбы делаются не для молодых, а для гостей. Чтоб тетя Маня осталась довольна. Наши родители отдали все в наши руки, некоторые моменты даже не контролировали. Они понимали, что мы делаем и почему так делаем. Они первоначально может и не были так близко знакомы с традицией, как мы. Но в процессе подготовки к свадьбе мама Насти начала изучать традицию, иногда говорила нам, что помнит, как ей о некоторых вещах рассказывала ее мама. Всем было интересно. Все относились не так, что вот, мы тут извращаемся, что-то напридумывали, а наоборот – всем хотелось стать участником традиции, которая возрождается», - вспоминает Антон.

На стадии организации молодая пара изучала гродненскую традицию проведения свадеб, чтобы быть максимально близкими к местной традиции. «Мы сразу же отказались от заучивания слов, пусть все говорят от сердца, пусть говорят на русском языке, трасянке, на каком угодно языке, но не говорят заученных слов. Мы стремились к тому, чтобы не получилось театрализации нашей свадьбы. Мы брали какие-то обрядовые действия, традиционные моменты, но в современном варианте. То есть можно было говорить «дарю вам доллары», а не «дарю вам три рубли, чтобы красивые росли». Традиция – это и есть искренность и естественность поведения. Пусть и сегодняшняя, современным сленгом, но пусть остается искренней», - рассказывает Антон.

Молодым людям не хотелось, чтобы торжество стало просто застольем на белорусском языке, поэтому очень проблемным оказалось найти хорошего тамаду.

«Я преподаю режиссуру, поэтому знаю, как должно делаться, а как не должно. И было очень проблемно найти в Гродно тамаду, знающего белорусские традиции, заставить его говорить по-белорусски, а не на трасянке, и чтобы он понимал, что он делает, а не то, что ему просто так сказали. Нас спас Сергей Георгиевич Выскварка, везли тамаду из-под самой Любани. Это человек, который более 20 лет занимается традицией, руководитель коллектива «Верабейки», у него много регалий», - делится Антон.

Молодожены познакомились с ним на танцевальной школе, которая организуется под Любонью. «Там на протяжении недели каждый день проводились мастер-классы по региональных танцах. Мы съездили туда, познакомились с Сергеем Георгиевичем, подружились, набрались смелости и предложили вести нашу свадьбу. Он, как казалось, раньше работал тамадой и давно уже этим не занимался, но для нас он согласился провести свадьбу. Его еще заинтересовало то, что свадьба планировалась традиционной. Он нам во многом очень помог, подсказал много мелочей, связанных именно с гродненской традицией и обрядностью», - рассказывает Настя.

Кстати, девушка полгода собственноручно вышивала свадебные наряды – для себя и мужа. «Некоторые детали заказывали, но в основном шила все сама», - подчеркивает Настя.

По словам Антона, по традиции девушка уже с 14 лет готовилась к свадьбе и потихоньку шила себе приданное: «У нас столько времени не было, все сделали за полгода. Только пояса заказывали, потому что уже не успевали сами сделать. Раньше же ничего не заказывали на свадьбу, а делали все сами. Мы попробовали перенять и эту традицию и все сделать собственноручно. Вышивая наряды, ты вкладываешь туда свою энергетику, чувства, оттого эти костюмы становятся еще более ценными».

Проблемой было придумать полностью весь ансамбль, образ, чтобы все соответствовало региону, орнамент подходил по семантике. «Это очень сложный и долгий процесс, но в итоге все получилось. Моя мама все ходила и скептически говорила: «Что это у тебя будет? Рубашка? На свадьбе?» Все делалось по частям, и когда перед самой свадьбой все было собрано воедино, я примерила, и мама сказала «О! Хорошо! Вполне может быть».

По многим вопросам мы советовались с друзьями из Студенческого этнографического товарищества, с минчанами, которые давно занимаются этой тематикой, у которых заказывают наряды на свадьбы в белорусском стиле. И конечно, изучали различную литературу. Что-то подглядывали в Польше – белостоцкую традицию как наиближайшую к Гродненскому региону. Получилось что-то сборное», - рассказывает Настя. С чисто гродненским нарядом возникли проблемы, потому что на Гродненщину очень быстро пришла цивилизация, поэтому вышитые рубашки скоро заменили на покупные платья. «Поэтому было тяжело найти оригиналы рубах, чтобы из них делать реконструкцию. На Полесье, Могилевщине – сколько хочешь, а на Гродненщине…» - вздыхает девушка.

Свадебные костюмы и после свадьбы не пылятся – молодожены их активно используют, одевая на различные мероприятия.

Очень серьезно молодые люди отнеслись к полотенцам: изучали гродненские орнаменты, подбирали голубков. По традиции жених с невестой должны сидеть на свадьбе на одной лавке или одном полотенце. Сами полотенца заказывали у мастера из Лиды.

За несколько дней до свадьбы Настя провела девичник. При этом – тоже в традиционном стиле. «Это были традиционные вечерки, или по-другому – девичник. Перед свадьбой мы собрались с подружками, которые, согласно традиции, помогали мне делать цветы в свадебный венок. В некоторых регионах такие вечерки называют сборными субботами. На них делается венок невесте, свадебные украшения.

Парни на «мальчишник» обычно устраивают танцевальные вечеринки», - рассказывает Настя.

Тамада вошел во вкус и прислал молодым людям сценарий на 10 страниц. Из сценария получилось не все, но большая часть. По словам молодоженов, многие традиционные моменты логично вписывались в современный лад.

«Среди обрядовых вещей было, например, то, что меня одевали мои дружки. Музыкальное сопровождение – нам играли народные мелодии под два баяны и один барабан. Некоторые традиционные элементы остались и в обычных свадьбах, у нас же просто все более осознанно. Например, брама, которой соседи перегораживают дорогу молодоженам, или то, что гости во время проводов молодых из дома три раза вокруг стола ходят. Но многие люди не знают, зачем они это делают. Ходим – и ладно. Наш тамада, вернее сказать – сват, объяснял такие вещи присутствующим», - отмечает Настя.

По традиции жених должен был забирать невесту не из ее родного дома. У молодоженов получилось соблюсти эту традицию, Антон забирал свою будущую жену из дома ее брата. «Нужно, чтобы этот дом был обязательно хороший, чтобы там жила счастливая зажиточная семья с детками, чтобы и новой семье хорошо жилось»», - объясняет Настя.

На свадьбе провели обряд снятия венка и повязывания платка. «У меня был венок, который я делала из искусственных цветов. Под народную песню мне сняли венок и надели платок. Затем я танцевала со всеми незамужними девушками, каждая мерила этот венок, чтобы тоже выйти замуж. Венок – это символ свадьбы», - рассказывает Настя.

По традиции венок нужно сохранять на всю жизнь, поэтому он делался из искусственных цветов. Конечно, из живых цветов венки выглядят красивее и свежее, но смысл в том, что венок – символ брака на всю жизнь, поэтому сохранять его нужно тоже всю жизнь. Венки делали обычно из мирта, растений с жесткими листиками, которые высыхая оставались презентабельными. Цветы делали из бумаги, ткани.

Сват подготовил и обрядовые танцы: невеста танцевала с женщинами своего рода, провели танец с платками, символизирующий объединение родов, когда выходили по 4 человека из рода жениха и невесты. Символом объединения двух семей стал также обряд женитьбы водки – водка со стороны невесты и жениха сливается в одну посуду, из которой все пьют.

Роспись была выездная, все торжество проходило в деревне Королино. Молодожены решили идти до конца и под звуки гармошки проехались по всей деревне до места назначения в повозке, запряженной лошадью.

На свадьбу испекли большой каравай. «Мы нашли женщину-каравайницу, которая испекла нам каравай по всем канонам. Свадебного торта у нас не было. Родители встречали нас с простым караваем, солью и медом. За стол заходили определенным образом – по солнцу, сначала неженатые девушки и парни, я уже точно сейчас и не вспомню, у нас сват этим всем руководил», - отмечает Настя.

На свадьбе все блюда были традиционными: блюдо из кабанчика, мочанка с драниками, никаких ананасов и креветок. Специально к торжеству сварили медовуху, угощали гостей клюквенным морсом и березовым соком. По словам молодоженов, им очень повезло с поваром, который с большим энтузиазмом воспринял идею свадьбы в белорусском стиле. Все гости остались довольны.

«У нас было очень много молодежи, среди которых – друзья из кружка народной культуры. Чтобы порадовать всех, у нас были и традиционные, и обрядовые танцы под живую музыку, и более современная музыка, под которую в конце свадьбы отрывались все гости», - вспоминает девушка.

К слову сказать, две наши пары разговаривают на белорусском языке и собираются следовать традициям и дальше, например: то же крещение детей они хотят сделать по традиционному обряду. И это не дань моде, а искреннее восхищение белорусской культурой и желание возродить красивые белорусские традиции.

Ольга Корсун, "Белорусский партизан"